Найдите ошибку в цепи питания карась окунь водоросли

Контроль
знаний по теме

«Основы
генетики и селекции», «Популяционно-видовой и Экосистемный уровень» 9 класс

Вариант
1.

А1. Какая
наука изучает наследственность и изменчивость живых организмов?

а) цитология

б) эмбриология

в) генетика

г) селекция

А2. Совокупность
всех генов организма –это

а) геном

б) генотип

в) генофонд

г) фенотип

А3. Основной
метод генетики-это

а)
цитогенетический

б) генеалогический

в) биохимический

г)
гибридологический

А4.Ученый
открывший закон независимого наследования признаков

а) Н.И.Вавилов

б) Г.Мендель

в) В.И.Вернадский

г) Т.Морган

А5. Преобладание
одного признака над другим называется

а) доминированием

б) рецессивностью

в) нейтрализмом

г) расщеплением

А6. Как
называется популяция растений с нужными для человека признаками, полученная в
ходе искусственного отбора?

а) вид

б) подвид

в) порода

г) сорт

А7. Выберите
гомозиготную доминантную особь

а) АВ

б) АА

в) аа

г) Аа

А8.
Определите генотипы родительских растений гороха, если при скрещивании 50%
растений оказалось с желтыми семенами и 50% растений — с зелеными семенами.
(Желтая окраска семян – доминантный признак)

а) АА × аа

б) Аа × Аа

в) АА × Аа

г) Аа × аа

А9. Какие
гаметы образуются у особи с генотипом АаВв

а) Ав,ВВ,аа

б) АВ,АА,аВ,аа

в) Ав,аВ,АВ

г). АВ,Ав,аВ,ав

А10. Какова
формула расщепления по фенотипу во втором поколении при моногибридном
скрещивании и полном доминировании?

а) 1:2:1

б) 3:1

в) 9:3:3:1

г) 1:1

А11. Какое
обозначение имеет женский пол у человека?

а) XO

б) XY

в) XX

г) YY

А12. Какой
генотип у мальчика больного гемофилией?

а) XHXH

б) XHXh

в) XHY

г) XhY

А13.
Мутационная изменчивость является изменчивостью

а) наследственной

б) фенотипической

в) модификационной

г)
ненаследственной

А14.
Модификационная изменчивость

а) обеспечивает
приспособленность к изменениям условий среды

б) приводит к
нарушениям обмена веществ у организмов

в) понижает
интенсивность процессов жизнедеятельности

г) ведёт к
появлению новых комбинаций генов

А15. Пределы
нормы реакции определяются

а) фенотипом особи

б) генотипом особи

в) силой
воздействия фактора внешней среды

г) степенью
выраженности признака

А16. Найдите
ошибку в цепи питания

а) семена растений
– мышь – ёж – лисица

б) растение –
кузнечик – лягушка – ёж

в) крапива –
гусеница – дрозд – ястреб

г) карась – окунь
– водоросли

А17. Начальное
звено в пищевых цепях, как правило, составляют растения, так как они

а) служат пищей
для животных

б) испаряют много
воды через устьица

в) широко
распространены в природе

г) образуют
органические вещества из неорганических

А18. Детритная
цепь питания начинается:

а) от зеленых
растений;

б) от консументов;

в) от мертвого
органического вещества

 В1.
Установите соответствие

1) Средиземноморский

2)
Южноамериканский

А) маслины

Б) картофель

В) фасоль

Г) сахарная свекла

Д) капуста

Е) томат

В2. Установите
соответствие

1) Моногибридное
скрещивание

2) Дигибридное
скрещивание

А) Расщепление по
фенотипам в
F2 9:3:3:1

Б) Полная
гетерозигота дает два типа гамет

В) Расщепление по
генотипам в F2 1:2:1

Г) Полная
гетерозигота дает четыре типа гамет

Бланк
ответов

Ф.И.О.____________________________________________________

Класс_____________________________________________________

Номер
задания

Ответы

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

В1

1-

2-

В2

1-

2-

Ответы

А1

В

А2

Б

А3

Г

А4

Б

А5

А

А6

Г

А7

Б

А8

Г

А9

Г

А10

Б

А11

В

А12

Г

А13

А

А14

А

А15

Б

А16

Г

А17

Г

А18

В

В1

1-А,
Г, Д

2-Б,
В, Е

В2

1-Б,
В

2-А,
Г

Критерии
оценивания

28-25

5

24-20

4

19-15

3

0-14

2

Тест по теме «Основы экологии»

Вариант 1

1. Совокупность видов, приспособленных к совместному обитанию на общей территории, представляет собой

а) царство б) тип в) биогеоценоз г) популяцию.

2. Большую роль в азотном питании бобовых растений играет биотический фактор:

а) клубеньковые бактерии б) мицелий грибов

в) дождевые черви г) одноклеточные водоросли.

3. Что представляет собой дубрава, заселенная разнообразными видами растений, животных, грибов и бактерий:

а) агроценоз, б) систему органического мира в) биогеоценоз г) биосферу.

4. Увеличение числа видов в биогеоценозе – показатель:

а) его устойчивого развития

б) изменения в нем абиотических факторов

в) влияния на него антропогенных факторов

г) ослабления в нем борьбы за существование

5. Вытаптывание отдыхающими растений в парке – это пример фактора

а) абиотического б) биотического в) антропогенного г) сезонного.

6. Сбалансированный круговорот веществ в биогеоценозе – причина

а) колебания численности популяций

б) образования новых видов

в) приспособленности видов к среде обитания

г) устойчивости биогеоценоза.

7. Какое влияние на растения оказывают животные в природном сообществе?

а) служат для них средой обитания

б) распространяют плоды и семена

в) снабжают растения кислородом

г) защищают растения.

8. Изменение среды обитания организмами в процессе их жизнедеятельности – одна из причин

а) смены биогеоценозов

б) круговорота веществ

в) саморегуляции г) увеличения численности видов.

9. В каком сообществе процесс саморегуляции слабо выражен?

а) дубраве б) сосновом бору в) березовой роще г) плодовом саду.

10. К смене биогеоценоза под влиянием антропогенного фактора приводит

а) зарастание озера

б) появление елового леса на месте соснового

в) осушение болота

г) выращивание картофеля в течение ряда лет на одном и том же поле.

11. Виды хозяйственной деятельности человека, которые могут вызвать смену растительного сообщества, — это

а) создание новых сортов растений

б) создание новых пород животных

в) уход за культурными растениями

г) вырубка леса, осушение болот, распашка степей.

12. В клетках производителей органического вещества, в отличие от потребителей, происходит

а) дыхание б) питание в) фотосинтез г) синтез белка.

13. Бактерии и грибы в природном сообществе участвуют в

а) использовании солнечной энергии

б) образовании органических веществ из неорганических

в) разрушении органических веществ до минеральных

г) поглощении углекислого газа и выделении кислорода

14. Определите верно составленную цепь:

а) мышь – семена ели – ёж – лисица

б) ёж – мышь – семена ели – лисица

в) лисица – ёж – семена ели – мышь

г) семена ели – мышь – ёж – лисица

15. Найдите ошибку в цепи питания

а) семена растений – мышь – ёж – лисица

б) растение – кузнечик – лягушка – ёж

в) крапива – гусеница – дрозд – ястреб

г) карась – окунь – водоросли

В 1. Выберите организмы, играющие роль консументов в биогеоценозе.

А) Синица Б) Майский жук В) Почвенные бактерии Г) крот Д) Сосна

В 5. Назовите три характеристики животных, в наибольшей мере страдающих в результате хозяйственной деятельности человека:

А) Использующие небольшое число пищевых объектов Б) Питающиеся разнообразной пищей

В) Оседлые Г) Совершающие миграции Д) Виды, популяции которых находятся на границе ареала Е) Пластичные, быстро осваивающие новые территории

Вариант 2

А 1. Роль консументов в лесной экосистеме играют:

  1. зайцы-беляки 2) куколки насекомых 3) почвенные бактерии 4) осины

А 2. Основная роль в минерализации органических остатков принадле­жит:

  1. одуванчикам 2) медведкам обыкновенным 3) бактериям гниения 4) дождевым червям

А 3. Основными поставщиками энергии в сосновом лесу являются:

  1. бактерии 2) сосны 3) белки 4) насекомые

А 4. В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи?

1) консументы — продуценты — редуценты 2) редуценты — консументы — продуценты

3)продуценты — консументы — редуценты 4) консументы — редуценты — продуценты

А 5. Сообществом можно назвать группу:

1) растений, обитающих в биогеоценозе 2) грибов, бактерий и растений

3)животных, растений и микроорганизмов 4) растений, животных, грибов и бактерий

А 6. Биогеоценозом называют совокупность:

  1. популяций разных видов, обитающих на определенной террито­рии

  2. живых и неживых компонентов природы, связанных круговоро­том веществ

  1. взаимосвязанных популяций растений и животных

  2. популяций одного вида, населяющих разные территории

А 7. В большей степени вымирание популяции амфибий может зави­сеть от:

  1. чрезмерного перенаселения 2) слишком малой численности и родственных скрещиваний

3)повышения гетерозиготности популяции 4) снижения численности насекомых

А 8. Наиболее интенсивный круговорот веществ характерен для экосис­темы:

  1. дубравы 2) тайги 3) пустыни 4) степи

А 9. Все виды, образующие пищевую цепь, существуют за счет органического вещества, созданного:

  1. только растениями 2) только растениями и животными 3) животными, грибами и бактериями

4) растениями, циано- и хемосинтезирующими бактериями

А 10. Укажите правильно составленную пищевую цепь:

  1. клевер — ястреб — шмель — мышь 2) клевер — шмель — мышь — ястреб

3)шмель — мышь — ястреб — клевер 4) мышь — клевер — шмель — ястреб

А 11. Роль продуцента и консумента одновременно может играть:

1) эвглена зеленая 2) инфузория туфелька 3) амеба обыкновенная 4) лямблия печеночная

А 12. Какое из действий человека скорее приведет к гибели обитателей озера?

1) перенаселение видами растений и животных 2) отлов рыбы

3) разведение в нем новых пород рыб 4) смыв солей фосфора и азота в воду

А 13. Правило экологической пирамиды отражает:

1) закономерности действия экологических факторов 2) закон сохранения энергии, действующий в экосистеме 3) оптимальность цепей питания 4) соотношение биомасс на разных трофических уровнях

А 14. Укажите пункт, в котором перечислены все компоненты биогеоценоза:

  1. климат, состав почвы и воды

  2. состав атмосферы, воды, почвы и видовое разнообразие растений

  3. климат, состав атмосферы и воды, растения и животные

  4. биотоп, сообщества растений, животных, грибов, микроорганизмов

А 15. Примером детритной цепи является:

  1. осина — заяц — лиса 2) листовой опад — дождевые черви — бактерии

3)корова — паразитические черви — простейшие 4) бактерии — бактериофаги

В 1. Выберите три правильных ответа. В экосистеме луга обитают:

А) Крот Б) Выхухоль В) Полевая мышь Г) Дятел Д) Полевка обыкновенная Е) Ондатра

В 2. Найдите соответствие между природной и искусственной экосисте­мами и их признаками.

ПРИЗНАКИ ЭКОСИСТЕМ ЭКОСИСТЕМЫ

  1. Преобладание монокультур, популяций немно- А) Природная экосистема

гих видов

  1. Действует естественный отбор Б) Агроценоз

  2. Упрощенность взаимоотношений между видами

  3. Разнообразие видового состава

  4. Разомкнутый круговорот веществ

  5. Сложная сеть взаимосвязей между организмами

  6. Преобладание искусственного отбора

  7. Устойчивость, способность к длительному суще­ствованию

Ответы

Вариант 1

1-в, 2-а, 3-в, 4-а, 5-в, 6-г, 7-б, 8-а, 9-г, 10-в. 11-г. 12-в. 13-в, 14-г. 15-г,

В1 – абг

В2 – авд

Вариант 2

1-1, 2-3, 3-2, 4-3, 5-4, 6-1, 7-2, 8-1, 9-4, 10-2, 11-1. 12-4, 13-4, 14-4, 15-2.

В1 – авд

В2 — БАБАБАБА

Доброго времени суток, пятиклассники! Выполняем этот тест к уроку в четверг!

1.
Все обитатели земного шара, связанные с неживой природой, представляют собой

   
а) атмосферу   б) агроценоз   в) биосферу    г) литосферу.

2.
Биосфера не может существовать без растений, так как они

   
а) разрушают органические вещества с освобождением энергии

   
б) создают органические вещества из неорганических и запасают энергию

   
в) потребляют органические вещества

   
г) имеют приспособления к обитанию с другими организмами

3.
Большую роль в круговороте углерода играют растения, так как они

   
а) используют его в процессе дыхания

   
б) из него и воды создают органические вещества

   
в) выделяют его в процессе фотосинтеза

   
г) используют его в качестве источника энергии.

4.
Начальное звено в пищевых цепях, как правило, составляют растения, так как они

    
а) служат пищей для животных

    
б) испаряют много воды через устьица

    
в) широко распространены в природе

    
г) образуют органические вещества из неорганических

5.
Бактерии и грибы в природном сообществе участвуют в

   
а) использовании солнечной энергии

   
б) образовании органических веществ из неорганических

   
в) разрушении органических веществ до минеральных

   
г) поглощении углекислого газа и выделении кислорода

6.
Определите верно составленную цепь:

   
а) мышь – семена ели – ёж – лисица

   
б) ёж – мышь – семена ели – лисица

   
в) лисица – ёж – семена ели – мышь

   
г) семена ели – мышь – ёж – лисица

7.
Найдите ошибку в цепи питания

   
а) семена растений – мышь – ёж – лисица

   
б) растение – кузнечик – лягушка – ёж

   
в) крапива – гусеница – дрозд – ястреб

   
г) карась – окунь – водоросли

8.
Какова роль плесневых грибов и большинства бактерий в биогеоценозе?

   
а) расщепляют органические вещества до минеральных

   
б) синтезируют органические вещества из углекислого газа и воды

   
в) в процессе питания обогащают воздух кислородом

   
г) составляют первое звено в цепях питания.

9.
Большинство животных в биогеоценозе составляют группу

    
а) разрушителей органического вещества

    
б) консументов 1 порядка

    
в) консументов 2 порядка

    
г) консументов 3 порядка

10. Клевер луговой в сообществе луга –

   
а) продуцент

   
б) редуцент

   
в) консумент 1 порядка

   
г) консумент 2 порядка

Водоросли — это растения, следовательно, они относятся к продуцентам и в подавляющем большинстве случаев именно с них начинаются многие трофические цепочки.

Многочисленные примеры.

  • водоросли -> карась -> щука -> выдра;
  • водоросли -> рачки -> ёрш -> щука -> норка;
  • водоросли -> рачки -> щука -> скопа (хищная птица);
  • водоросли -> рачки -> окунь -> щука -> орлан-белохвост (хищная птица);
  • водоросли -> рачки -> уклейка (мелкая рыбка) -> щука;
  • водоросли -> дафния (рачок) -> циклоп (веслоногий рачок) -> плотва -> щука;
  • водоросли -> дафния -> личинка стрекозы -> плавунец (жук) -> окунь -> цапля;
  • водоросли -> зоопланктон -> пескарь -> норка;
  • водоросли -> дафнии -> сайка (мелкая тресковая рыбка) -> гагара;
  • водоросли -> циклопы -> окунь -> чайка;
  • водоросли -> рачки -> лосось -> бурый медведь;
  • водоросли -> головастики -> ёрш -> цапля;
  • водоросли -> рачки -> моллюски -> морж;
  • спирогира (нитчатая водоросль) -> инфузория -> дафния -> тритон/гольян -> цапля;
  • диатомеи (одноклеточные водоросли с кремниевым панцирем) -> дафния (рачок) -> окунь -> щука;
  • диатомеи -> рачки -> треска -> кольчатая нерпа (тюлень) -> белый медведь;
  • диатомеи -> криль (мелкие креветки) -> синий кит;
  • улотрикс (зеленая водоросль) -> дафния -> жерех (агрессивная хищная рыба);
  • хлорелла (одноклеточная зеленая водоросль) -> молодь -> форель -> выдра;
  • цианеи (сине-зеленые водоросли) -> моллюски -> енот/ондатра;
  • цианеи -> моллюски -> морской ёж -> камчатский краб;
  • цианеи -> дафния -> анчоус (мелкая морская рыба) -> пингвин -> касатка;
  • ксенококус (зеленая водоросль) -> улитка -> лягушка -> цапля;
  • ксенококус -> улитка -> карп -> щука -> белоголовый орлан;
  • нитчатые водоросли -> плотва -> окунь -> щука -> серая цапля;

Интересное дополнение.

Относительно недавно ученые начали исследовать уникальную токсичную водоросль Karlodinium veneficum, относящуюся к динофлагеллятам. Это растение — жгутиковый хищник, нередко поедающий мелкую рыбешку и одноклеточные водоросли вроде Storeatula major.

Водоросли такого рода могут являться не только продуцентами, но и консументами (ведь для них характерен смешанный тип питания — и автотрофный, и гетеротрофный). Приведу одну пищевую цепочку в качестве примера:

! кладофора (нитчатая зеленая водоросль) -> креветки -> кашмирский луциан (коралловая рыбка) -> Karlodinium veneficum (хищный динофлагеллят — водоросль).

  • кладофора — продуцент;
  • креветка — консумент I порядка;
  • кашмирский луциан — консумент II порядка;
  • водоросль-хищник Karlodinium veneficum — консумент III порядка (а не продуцент).

Выбирайте любые приглянувшиеся трофические цепочки.

Составьте пищевую цепь из предложенного списка живых организмов.
На примере одной из составленных цепей питания, укажите, кто из организмов является производителем, а кто потребителем органического вещества:
а) карась, щука, нитчатые водоросли, личинки стрекоз;
б) паук-крестовик, кукушка, ястреб-перепелятник, сосна, тля, божья коровка;
в) кузнечик, растение семейства Злаковые, лягушка, змея, ёж, коршун.

Ответ:

А) НИТЧАТЫЕ ВОДОРОСЛИ-личинки стрекоз- карась-щука;

Б) СОСНА-божья коровка-паук крестовик-кукушка-ястреб перепелятник;

В)РАСТЕНИЕ СЕМЕЙСТВА ЗЛАКОВыЕ-кузнечик-лягушка-змея-ёж- коршун.

Объяснение:

То что выделено крупным- производители ( продуценты)

Всё остальное о потребители органического вещества.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найдите ошибку в центрально черноземном районе добывают
  • Найдите ошибку в файловой системе
  • Найдите ошибку в утверждении частицы бывают
  • Найдите ошибку в утверждении зачеркните лишнее слово окружающий мир
  • Найдите ошибку в утверждении если все одно