Эволюция прав, свобод и обязанностей человека и гражданина |
§ 2 |
права человеческой личности, а также свободу, демократию, ра— венство и правовое государство» 77.
Заметной чертой института конституционных прав и сво— бод является их преемственность. Права и свободы из предыду— щих периодов развития «передавались» в следующий историче— ский период; они видоизменялись, иногда им придавалось но— вое значение. Нередко возникшие новые права и свободы, хотя бы кратко, находили своих предшественников в актах уже минув— ших периодов.
Вконституционном развитии прав и свобод достаточно чет— ко прослеживаются три «волны», три поколения или, как сейчас принято говорить в зарубежном праве, – три генерации прав
исвобод. Они связаны с соответствующими «волнами» конститу— ционного развития и содержание соответствующих разделов яв— ляется составляющим элементом этого общего развития.
Впервый период, т.е. при создании первых конституций
идо Первой мировой войны, фиксировались главным образом личные, или гражданские и отчасти социально-экономические права и свободы. Первые насчитывали довольно обширный пере— чень и были связаны преимущественно с обеспечением безопас— ности личности (неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки, свобода вероисповедания). В них входили и так на— зываемые судебные права и свободы (запрет неоднократного преследования за одно и то же преступление, запрещение об— ратной силы закона). Наиболее выдающимися актами, посвя— щенными правам и свободам в этот период, были Конституция штата Виргиния 1776 г., содержавшая первую декларацию прав
исвобод, и, несомненно, французская Декларация прав человека
игражданина 1789 г.
Второй период развития характеризуется широким включени— ем в тексты конституций социально-экономических прав и свобод (право на труд, на отдых, право на образование и некоторые дру— гие). Главы, посвященные этим правам, стали содержать и неко— торые обязанности. Такие разделы имели, например, Веймарская
77Les traités européens après le traité de Lisbonne. Textes comparés. La documentation française. P., 2010. P. 15.
175
Глава III |
Конституционно-правовой статус человека и гражданина |
конституция Германии 1919 г. «Основные права и обязанности немцев» (часть II). Конституция Польши 1921 г. включала раздел V «Общие обязанности и права». В актах этого периода содержа— лись нормы о защите национальных меньшинств (Конституции Чехословакии 1920 г., Австрии 1920 г., Польши 1921 г., Румынии 1923 г., Греции 1927 г., Югославии (называлось Королевство сер— бов, хорватов и словенцев) 1921 г.).
Третий период, который условно начался после окончания Второй мировой войны и который можно разделить на подперио— ды, характеризуется новым расширением прав и свобод; увеличе— ние круга прав исвобод происходит главным образом засчет их со— циальной и экономической составляющей, а также за счет включе— ния норм, связанных с возникновением новых, иногда глобальных проблем (например, охрана окружающей среды), в определенной мере с осознанием своей роли в мировой цивилизации и, как след— ствие, закрепление права на сохранение своего культурного и исто— рического наследия. Нельзя не видеть, что в большинстве актов, изданных в третий период, практически всегда стали закрепляться профсоюзные права и свободы (например, в ст. 39 Конституции Италии 1947 г.), право на забастовку и др.; все чаще появляются нормы, легализирующие предпринимательские союзы и выделя— ющие их из общего понятия союзов (ст. 7 Конституции Испании 1978 г.). Свобода создания политических партий стала специаль— но оговариваться в конституционном законодательстве. Это право, таким образом, было вычленено из свободы «общего» характера – из свободы создания союзов и ассоциаций, что нельзя не признать позитивным, поскольку оно говорит опризнании роли таких объе— динений в государственном механизме (ст. 49 Конституции Италии 1947 г., ст. 117 Конституции Португалии 1976г., п. 1 ст. 21 Основного закона ФРГ 1949 г. и др.).
Развитие технического прогресса повлекло включение прав и свобод, связанных с информатизацией (право на информацию, право на пользование средствами массовой информации и др.).
В новых европейских конституциях заметна определенная сти— лизация прав и свобод, появилась своего рода схожесть и по фор— ме подачи, и по содержанию прав, свобод и обязанностей.
Закрепление обязанностей граждан и государства в той или иной мере нередко существовало в зарубежном конституционном
176
Эволюция прав, свобод и обязанностей человека и гражданина |
§ 2 |
материале. В первый период они обычно сводились к обязатель— ству нести военную службу и платить налоги. В межвоенное время конституционное законодательство немногим отличалось от законодательства первого периода; однако в ряде актов появи— лась обязанность соблюдать законы и установленный правопоря— док. Современные конституции подробнее рассматривают про— блему обязанностей. Сейчас более широко трактуются обязанно— сти государства; данное утверждение главным образом относится к предоставлению образования гражданам. Так, Основной закон ФРГ 1949 г. (ст. 7) уполномочивает государство наблюдать за всем школьным делом в стране. Менее пространными в этом отноше— нии выглядят конституции Италии 1947 г. (ст. 33–34) и Франции 1946 г. (преамбула); в Люксембурге в результате конституционно— го пересмотра 1948 г. было введено положение об обязательности начального образования, установлен принцип его бесплатности (п. 1 ст. 23). Аналогичные положения содержатся и в Конституции Испании 1978 г. (п. 4 ст. 27). В отличие от прав и свобод, обязан— ности граждан не систематизированы, часто «разбрасываются» по тексту конституции.
Стали более распространенными обязанности родителей по отношению к своим детям (п. 2 ст. 6 Конституции ФРГ 1949 г., ст. 30 Конституции Италии 1947 г.). Прослеживается патриотиче— ская новелла в отношении обязанностей граждан. Конституция Италии 1947 г. говорит о защите Родины как священном долге гражданина (ст. 52), о верности Республике и обязанности соблю— дать Конституцию и законы (ст. 54), об обязанности выполнять «честно и дисциплинированно» свой долг теми гражданами, ко— торым вверены «государственные функции» (ст. 54).
Обязанность платить налоги – константа всех последних кон— ституционных законов (п. 5 ст. 4 Конституции Греции 1975 г., ст.31КонституцииИспании1978г.идр.).Стольжепостояннаобя— занность выполнять воинские повинности (п. 6 ст. 4 Конституции Греции, ст. 30 Конституции Испании 1978 г., ст. 52 Конституции Италии 1947 г.). Последние конституции говорят об охране здоровья населения, о развитии досуга, спорта и т.д., возлагая на государство обязанности в этом отношении. Конституция Нидерландов 1982 г. (ст. 22) задачу защиты здоровья населе— ния возлагает на «государственные власти». Основной закон
177
Глава III |
Конституционно-правовой статус человека и гражданина |
Португалии 1976 г. содержит нормы о создании всеобщей бес— платной национальной службы здоровья, о развитии физической культуры и спорта по всей стране, в каждой школе и широком распространении медицинских знаний (ст. 64).
§ 3. Гражданство
и правовое положение иностранцев
1. Понятие гражданства
Вопрос о том, кто пользуется в государстве правами и свобода— ми, находится в прямой зависимости от института гражданст—
ва. Гражданство – это устойчивая правовая связь индивида
со своим государством, налагающая на граждан и государст— во взаимные права и обязанности в случаях, указанных в за—
коне. Гражданин находится под суверенитетом государства, и по— следнее может требовать от своих граждан исполнения обязаннос— тей, даже если они находятся за границей. Государство, со своей стороны, должно защищать своих граждан на своей территории, и органы государства – предоставлять защиту своим гражданам за его пределами.
Проблема гражданства весьма важна и по другой причине. Именно граждане, обладающие всей полнотой прав и обязан— ностей, образуют ту основу, на которой зиждется государство. В течение всего XIX в. традиционная доктрина построения госу— дарства в зарубежных странах имела тезис единства народа, на— ции и государства. Первоначально гражданство понималось как юридическая принадлежность индивида государству. Учитывая, что подавляющее большинство государств в XIX в. и в более раннее время были монархиями, то можно сказать, что граж— данство (тогда оно именовалось почти всегда подданством) оз— начало именно такие отношения, т.е. отношения преданности, подвластности монарху. Другими словами, только лица, облада— ющие гражданством конкретного государства, могут участвовать в формировании органов власти этого государства, управляю— щих всей совокупностью граждан и других лиц, находящихся на территории государства.
178
Гражданство и правовое положение иностранцев |
§ 3 |
Впрочем, иностранцы, лица без гражданства пользуются обыч— но несколько меньшими правами, чем граждане с полным стату— сом (ограничения почти всегда касаются избирательного права, обязанностей по несению военной службы и некоторых других); однако эти лица обязаны исполнять законы государства пребыва— ния, они находятся под его юрисдикцией. Предоставление прав
исвобод проживающим на территории иностранцам и лицам без гражданства чаще всего составляет предмет специального законодательства.
Гражданство было известно уже в рабовладельческую эпоху. После буржуазных революций институт гражданства стал одним из проявлений принципа равноправия всех членов общества.
Внастоящее время все еще употребляется термин «поддан— ство», но только в том смысле, что он символизирует гражданство в монархических странах; термин же «гражданство» указывает на такие же отношения в республиканских государствах. В зару— бежных конституциях монархических стран обычно употребляет— ся термин «гражданство».
Институт гражданства в широком смысле слова, включающий
истатус иностранцев и лиц без гражданства, а также лиц с не— сколькими гражданствами, в науке конституционного права рас— сматривается именно с точки зрения базовой основы государства. Международное публичное право также изучает этот институт, но у него иной угол зрения на эту проблему. Правда, в последнее время в странах – участницах Европейского союза стало предо— ставляться избирательное право на местных выборах и иностран— цам – гражданам этого Союза (см. ниже). Другими словами, об— щая идея гражданства как основа власти государства, кажется, была поколеблена. На самом деле, это совсем не так; в главе VII этот вопрос будет рассмотрен более подробно.
2. Приобретение гражданства
Гражданство приобретается в соответствии с законами каждой страны, которые обычно относятся к простому законодательству, но конституционное законодательство всегда имело отношение к этой проблеме. В любом Основном законе каждого из трех «по— колений» развития конституций в большей или меньшей степени
179
Глава III |
Конституционно-правовой статус человека и гражданина |
находили и находят отражение вопросы гражданства. Например,
вконституциях Италии 1947 г. и Франции 1958 г. ничего не гово— рится об этом институте; зато Основной закон Португалии 1976 г.
вст. 4 признает своими гражданами всех, кто признан таковыми по закону или международному соглашению.
Приобретение гражданства осуществляется двумя основ— ными способами: на основе филиации (от лат. filius – сын, жи— тель), т.е. на основе рождения, – это наиболее распространенный способ, и на основе натурализации (от лат. naturalis – природный, естественный, натуральный). Иногда в литературе выделяется еще один способ приобретения – оптация (от лат. optatio – желание, выбор), т.е. право лица выбрать гражданство (взять новое и отка— заться от старого или отказаться от нового и сохранить старое) при изменении государственной принадлежности территории. Данный способ в основе изначально имеет международные со— глашения, хотя предоставление гражданства и выход из граждан— ства оформляется в соответствии с нормами внутреннего законо— дательства. Еще одним, похожим видом приобретения, а точнее изменения гражданства, на основе международных соглашений является трансферт, применяемый автоматически при перехо— де территории от одного государства к другому. При трансфер— те гражданство изменяется вне согласия граждан. Трансферт был осуществлен при объединении ФРГ и ГДР в 1990 г.
Установление того или иного способа приобретения граждан— ства зависит от многих причин: от исторических традиций, от— ношений с соседними государствами, но главное – от политики государства в демографической области. Например, если госу— дарство заинтересовано в быстром росте населения, численности граждан, то оно может ввести несколько правил предоставления гражданства.
Приобретение гражданства на основе филиации осуществля— ется либо на основе «права крови», либо «права почвы». В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, во втором – гражданином становится лицо, родившееся на территории государства, независимо от граж— данства родителей. Первое правило более распространено в за— рубежных странах; второе – распространено в меньшей мере; оно наиболее часто применяется в странах Латинской Америки
180
Гражданство и правовое положение иностранцев |
§ 3 |
(Бразилия, Аргентина). Иногда действует смешанная система предоставления гражданства; в этом случае за основу берутся оба названных правила. Представляется, что «право крови» больше способствует установлению однородности этноса.
Натурализация–приобретениегражданствапозаявлениюино— странца или лица без гражданства. Государство, в котором прожи— вает заявитель, предоставляет свое гражданство. Однако заявления удовлетворяются далеко не во всех случаях; обычно внутренним законодательством устанавливается минимальный срок прожива— ния в стране, владение языком, знание обычаев и законодательства страны, безупречная репутация. Такое предоставление сильно рас— пространено в государствах, в основном сформировавшихся на ос— нове эмиграции (США), или в государствах с малочисленным насе— лением, желающим его увеличить (Австралия). В некоторых стра— нах при предоставлении гражданства на указанной основе иногда устанавливаются облегченные требования. Например, если стране нужны высококвалифицированные специалисты в какой-либо об— ласти, то для таких лиц сокращается срок проживания.
Институт восстановления гражданства имеет значение для определения «гражданского корпуса» в стране; оно состоит в по— лучении гражданства лицом, ранее в нем состоявшим, но его утратившим по каким-либо причинам. Восстановление может осуществляться как по желанию лица, так и по воле государст— ва. В последнем случае восстановление может происходить тогда, когда законодательство о гражданстве, ранее предусматривавшее его лишение изменяется в пользу лиц, т.е. когда законодательство либерализуется. При восстановлении требуется соответствующий акт государства в отношении конкретных лиц.
Известен еще один институт приобретения гражданства – ре— гистрация, заключающаяся в упрощенном способе получения гражданства для лиц, обладающих кровными или другими тес— ными связями с данным государством. Восстановление произво— дится с выполнением более облегченных требований, чем предо— ставление в связи с натурализацией (отсутствие языковых требо— ваний, меньший срок проживания в стране и др.). Восстановление может распространяться, например, на лиц, у которых супруги, или дети, или родственники по восходящей линии проживают в данном государстве и являются его гражданами.
181
Глава III |
Конституционно-правовой статус человека и гражданина |
3. Прекращение гражданства
Прекращение гражданства может происходить по нескольким причинам. Прежде всего можно выйти из гражданства (отказ от гражданства); такой акт предпринимает сам гражданин, на— правляя соответствующее заявление в компетентный орган госу— дарства. Можно перестать стать гражданином государства при оптации, выбрав гражданство другого государства.
Гражданства можно лишиться (утрата гражданства) вследст— вие каких-либо действий или поведения, предусмотренного зако— ном и ведущего к прекращению отношений гражданства. Такими действиями могут быть поступление на государственную служ— бу иностранного государства; наиболее часто утрата происходит в государствах, предоставляющих гражданство женщине, вступа— ющей в брак. При его расторжении утрачивается и гражданство.
Еще одним способом прекращения является лишение граж— данства, что является санкцией за предусмотренное законом поведение. Правда, ряд зарубежных конституций запрещает ли— шение (например, согласно ст. 5 Конституции Словакии 1991 г. «Никто не может быть лишен гражданства Словацкой Республики против его воли»). Международное право не запрещает такого способа поведения государства по отношению к своим гражда— нам. Например, п. 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека говорит лишь о том, что «Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое граждан— ство». Правда, иногда делаются различия между гражданством по рождению и гражданством по натурализации. Например, согласно п. 2 ст. 11 Конституции Испании «Ни один испанец по происхождению не может быть лишен своего гражданства». Натурализация, стало быть, не входит в число запрещений.
4. Безгражданство и многогражданство
В настоящее время нередко случается, что одно и то же лицо обла— дает гражданством не одного, а нескольких государств. Такое про— исходит по нескольким причинам, и чаще всего не в результате разрешения приобретать гражданство другого государства, а изза того, что в различных государствах не совпадают принципы
182
Гражданство и правовое положение иностранцев |
§ 3 |
и способы предоставления гражданства. Последняя причина не только не исключается в настоящее время, а получает распро— странение в результате существующих интеграционных связей между государствами, облегчения передвижения через государ— ственные границы, увеличения числа интернациональных браков.
Лица, находящиеся на территории государства, могут обла— дать и состоянием безгражданства (они называются апатрида— ми – от “а” – частица отрицания и от греческого patris (patridos) – родина). Безгражданство возникает в случае выхода лица из граж— данства и не приобретения гражданства другого государства, а также несовпадения принципов приобретения и прекращения гражданства в различных странах. Лица без гражданства, находя— щиеся на территории государства, по правовому статусу обычно приравниваются к иностранцам со всеми вытекающими послед— ствиями. Состояние безгражданства порождает последствия как для самого лица, так и для государства. Лица без гражданства не— редко состоят на учете в государственных органах; при военных конфликтах они подвергаются сильным ограничениям (вплоть до интернирования и др.).
Действующее международное право предпринимает меры для уменьшения числа лиц, не имеющих гражданства. В частнос— ти, Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г. говорит о том, что государства недолжны препятствовать сохранению свое— го гражданства женой гражданина этого государства. Специальная Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. предлагает целый ряд мер для этого. Конвенция о статусе апатридов 1954 г. устанав— ливает правовое положение таких лиц. Она требует предоставле— ния апатридам статуса, которым пользуются иностранцы.
5. Понятие и статус иностранцев
На территории практически любого государства всегда нахо— дятся лица, обладающие гражданством другого государства. Таких лиц называют иностранцами. Каждое государство само— стоятельно принимает решение об их статусе, международного статуса таких лиц нет. Государство определяет правила допу— ска и выдворения иностранцев из страны. Впрочем, на режим иностранцев, как и на режим апатридов, оказывают влияние
183
Глава III |
Конституционно-правовой статус человека и гражданина |
международно-правовые акты в области прав и свобод человека. Наиболее распространенными режимами иностранцев являются национальный режим, предоставляющий иностранцам права собственных граждан; режим наибольшего благоприятство—
вания, при котором любому иностранцу предоставляются такие же права, как гражданам любого третьего государства; при этом само государство устанавливает объем прав и обязанностей ино— странцев. Специальный режим, устанавливающий правовой статус граждан иностранцев обычно на основе договора между государствами (например, статус военнослужащих, дислоциро— ванных на территории другого государства).
Первые два режима обеспечивают такие права и свободы ино— странцам, которые совпадают с режимом собственных граждан или не особенно от него отличаются. Другими словами, в резуль— тате обладания правами и свободами эти лица вполне могут реа— лизовать свои возможности в стране проживания. В то же время с точки зрения конституционного права непредоставление ино— странцам, как и апатридам, важнейших политических прав (из— бирательное право, право и обязанность служить в вооруженных силах, т.е. в структурах, обеспечивающих суверенитет государства) играет решающую роль в отношении к ним. Иностранцы не уча— ствуют в формировании органов государственной власти; однако они должны соблюдать конституцию и законы страны пребыва— ния (об участии в выборах органов местного самоуправления в го— сударствах – членах ЕС см. § 1 гл. VII).
6. Европейское гражданство
Установление такого гражданства юридически было оформле— но Маастрихтским договором 1992 г., которым был учрежден Европейский союз, хотя в более раннее время элементы этого ин— ституты были введены в действие. В частности, в результате первых выборов в Европейский парламент в 1979 г. все граждане странучастниц получили право выбирать этот наднациональный орган. Европейскоегражданствопредусматривалосьст.17Маастрихтского договора, а теперь оно подтверждено ст. 9 Договора о Европейском союзе (одним из двух, входящих в состав Лиссабонского догово— ра 2007 г.) «Во всех видах своей деятельности Европейский союз
184
20. Структура и компетенция Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН.
Высший орган ООН. Получает и расматривает ежегодные и специальные доклады, обсуждает любые вопросы в пределах Устава ООН и делает рекомендации. Собирается ежегодно на очередную сессию в третий вторник сентября (существуют спец.сессии – созыв по требованию Советя безопасности или большинства членов – созыв в течении 15 дней; чрезвычайные сессии – в течении 24 часов).Структура: Ген.комитет – Председатель ГА,21 заместителя 7 председателей комитетов. Компитенция – вносит изменения в принятые ГА резолюции ГА может учреждать комитеты: по полит-ким вопросам; по эконом. Вопросам; по социальным, гуманитарным вопросам и вопросам культуры; по вопросам межд.опеки; по админ-вным и бюджетным вопросам; по правовым вопросам. ГА на сессиях принимает постановления, решения и рекомендации. Вспомогательные органы: межд.организации: Программа ООН по окружающей среде, конференция по торговле и развитию, Программа развития ООН; постоянные органы: Конференция по разоружению (1961г) Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (1959), Всемирынй продовольственный совет (1974); временные органы: Спец.комитет по Уставу ООН и усилению роли Организации, Специальный комитет по Индийскому океану.
24. Общая характеристика специализированных учреждений ООН и МАГАТЭ. Межд.валютный фонд (цель: объявлено обеспечение упорядоченных отношений в валютной области, преодоление конкурентного обесценения валют), Межд.банк реконструкции и развития (оказывает помощь по восстановлению и развитию государств-членов), Межд.финансовая корпорация (1956 цель: оказание помощи в финансировании частных предприятий), Межд.ассоциация развития (1960, нацеленная на предоставление помощи развивающимся странам на льготных условиях), Межд.морская организация (1958 Лондон: способствует совершенствованию процедур межд.морского судоходства, содействует повышению уровня безопасности морского судоходства; предотвращение загрязнения моря с судов), Межд.организация гражданской авиации (1947Устанавливает межд.нормы для обеспечения безопасности, надежности и эффективности воздушного сообщения, координирует межд.сотрудничества во всех областях, связанных с гражд.авиацией), Межд.организация труда (году под эгиду ООН вошла В 1946 (Женева 1919) Разрабатывает политику и программы, направленные на улучшение условий труда и повышение уровня занятости, и устанавливает межд.трудовые стандарты, используемые странами всего мира), Межд.союз электросвязи(в составе ООН с 1947 году создан в 1865, Женева. способствует развитию межд.сотрудничества в целях совершенствования всех видов электросвязи, координирует использование радио- и телевизионных частот, способствует принятию мер по обеспечению безопасности и проводит исследования), Всемирный почтовый союз (в составе ООН в 1948 году (1874, Берлин: устанавливает межд.нормы почтового обслуживания, предоставляет тех.помощь и содействует развитию сотрудничества в области почтовых услуг.), ООН по вопросам образования, науки и культуры (Содействует осуществлению целей всеобщего образования, развитию культуры, сохранению всемирного природного и культурного наследия, межд.научному сотрудничеству, обеспечению свободы прессы и коммуникации), Всемирная организация здравоохранения (Координирует осуществление программ, нацеленных на решение проблем охраны здоровья и укрепление здоровья всего населения Земли. Ведет работу по таким направлениям, как иммунизация, санитарное просвещение и снабжение основными лекарственными средствами), Всемирная организация интелект.собственности (Поощряет межд.охрану интел-ной собственности и содействует развитию сотрудничества в вопросах, авторских прав, товарных знаков, промышленных образцов и патентов), ООН по промышленному развитию, Продовольственная и сельскох. организация Объединенных Наций (Направляет усилия на повышение продуктивности сельского хозяйства и укрепление продовольственной безопасности, а также на улучшение условий жизни сельского населения), Всемирная метеорологическая организация (Поощряет научные исследования, связанные с изучением атмосферы Земли и климатических изменений, и содействует всемирному обмену метеорологическими данными), Межд.фонд сельскохоз.развития (Занимается мобилизацией финансовых ресурсов в целях увеличения производства продовольствия и улучшения положения с питанием бедных групп населения в развивающихся странах), Межд.агентство по атомной энергии. МАГАТЭ (Межд.агентство по атомной энергии (Вена, 1956) действует под эгидой ООН. Контролируетвсе ядерыне объекты по проектам, осуществляемым с помощью МАГАТЭ. Причина образования — создание системы межправительственных институтов, для которых ООН выступала координационным центром.
23. Вспомогательные источники МП в области прав человека: их общая характеристика. Всеобщая декларация прав человека 1948; Международный пакт об эконом., социальных, культурных правах; Межд-ый пакт о гражданских и полит.правах 1966, Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962г, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948г., Межд-ная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966г, Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловесных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984г. Закрепили основные права человека: право на жизнь; право народов на самоопределение и свободное установление своего полит. статуса, свободное обеспечение своего эконом., социального и культурного развития; равноправие женщин и мужчин; право на оърану семьи, на достаточный жизненный уровень для человека и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище; право на свободу и личную неприкосновенность; право на судебное разбирательство и гуманное обращение; право на свободное предвижение и выбор места жительства; право на труд и др.права. все документы запрещают геноцид, расовую дискриминацию, пыткиапартеид (политика цель которой установление господства одной расовой группы над другой и ее угнетения).
25. Региональное сотрудничество в области защиты прав человека.
Весь межд.механизм защиты прав и свобод человека, действующий как в системе ООН, так и в рамках региональных организаций и отдельных международных соглашений, в общих чертах предусматривает; обсуждение на Ген.Ассамблее ООН любых вопросов по правам человека с принятием рекомендаций членам ООН и Совету Безопасности; предоставление гос-вами докладов Ген.секретарю ООН (ЭКОСОС, спец.учреждениям ООН, комитетам и комиссиям) о принимаемых ими законах в области прав человека и приведения национал.законод-тва в соответствие с межд. соглашениями, участниками кот-х они явл-ся; рассмотрение докладов (или их частей) в ЭКОСОС (спец. учреждениях, комитетах, комиссиях) с выработкой проектов конвенций и рекомендаций; урегулирование в соответствующих комитетах споров между гос-вами относительно применения или толкования конвенций; рассмотрение споров в области прав человека Межд.судом ООН, Европ-ким судом (принимает жалобы от физ. и юр.лиц). Отдельные контрольные функции выполняют ООН и ее специализированные учреж-ления МОТ, ВОЗ, ЮНЕСКО и др.), комитеты и комиссии (например, комитеты по правам человека, против пыток, по ликвидации расовой дискриминации в отношении женшин, по правам ребенка; комиссии по положению женщин, социального развитии, Комиссия ООН по правам человека, еворопейская комиссия по правам человека и др.),межд.ООН. Верховный комиссар ООН по правам человека назначается Ген.секретарем ООН и утверждается Ген.Ассамблеей 00Н сроком на 4 года (с возможностью продления еще на 4 года). Верховный комиссар ООН по правам человека: действует в рамках Устава ООН, Всеобщей Декларации прав человека, других межд.документов в области прав человека и МП. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, образованный в рамках Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации женщин 1979 г. состоит из 23 экспертов, избирающихся гос-вами – участниками Конвенции сроком на 4 г. Комитет рассматривает все вопросы дискриминации в отношении женщин, поступающие жалобы, сотрудничает с государствами-участниками в разрешении этих жалоб и представляет ежегодный доклад Ген. Ассамблее ООН о проделанной работе, с предложениями и рекомендациями общего характера на основе изучении докладов и информации, получаемой от гос-ств. Комитет по правам ребенка, образованный в рамках Конвенции о правах ребенка 1989 г.(ст. 43-45), состоит из 10 экспертов, избирающихся гос-вами – участниками Конвенции сроком на 4 года (с правом переизбрания) с учетом справедливого географического распределения и главных правовых систем. Комитет может запрашивать у государств-участников информацию о выполнении ими требований Конвенции, о фактическом положении детей в стране, собирает и анализирует информацию о положении детей в различных странах, вырабатывает соответ-щие рекомендации и один раз в два года через ЭКОСОС представляет доклад Ген.Ассамблее ООН со своими предложениями и рекомендациями. Комитет работает в тесной связи со специализированными учреждениями ООН (особенно с МОТ, ВОЗ и др.).Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и другими органами ООН, правит-ными и общ-ными организациями. К региональным актам защиты прав человека относятся Европейская конвенция прав и основных свобод человека, подписанная в Риме в ноябре 1950 г., Американская декларация прав и обязанностей человека, принятая в Боготе в марте 1948 г., Американская конвенция прав человека, подписанная в ноябре 1969 г., Африканская хартия прав человека и народов, принятая совещанием глав государств и правительств стран-членов ОАЕ 28 июня 1981 г. в Найроби
19. Соотношение межд. договора и международно-правового-обычая: Это основные источники МП: имеют и сходные черты и различия. Сходные: 1 результаты взаимодействия субъектов МП; 2 одинаковые правовые последствия; 3 правила поведения в договоре и обычае обязательно для субъектов МП; 4 если возникают нарушения, вытекающие из договора или обычая, они имеют правовые последствия; механизм реализации одинаков и создается самими гос-твами. Различия: по способу образования: — договорная норма создается в конкретное время (пример: с момента подписания); — обычная норма может возникнуть в результате активных или пассивных действий; — договорная норма формирует практику, а обычная норма создает практику; — договорная норма создается в конкретное время, а обычная норма в течение длительного периода времени и нигде не определяется; — договор выступает в письменной форме, а обычай – в устной; — если договорную норму можно кодифицировать, то обычную норму – нет. По способу выражения: письменная (договор) подлежит толкованию, фиксирует практику и создает такую; предполагает кодификацию.
26. Международные региональные организации их общая характеристика. Разновидность межд.организаций. Регион-ые, членами которых могут быть гос-тва одного региона (напр. Организация африканского единства, Организация американских гос-тв). Обладают определенным объемом правосубъектности, пределы которой определены в учредительном акте. Европ.союз (ЕС) – договор подписан в Маастрихте (Нидерладны) в 1992г Цель: образование тесного союза народов Европы; усиление социального и эконм. соедйствия; образование эконм. и валютного союза, создание единой валюты; сохранение и приумножение общего достояния. Достижение целей: отмена таможенных пошлин, ограничение на экспорт и импорт; общая торговая политика, свободное перемещение товаров, общая тарнспортная политика и т.д. Цели внешней политики: защита общих ценностей, онсовных интересов и незавимости ЕС, укрепление безопасности Союза и входящих в него гос-тв, мира. Страны ЕС должны предоставлять друг другу и Совету все иноформация по любому вопросу, представляющему взаимный интерес. Органы: Европ.парламент, Комиссия, Совет, Суд, Палата аудиторов, Европ.совет. РФ заключила с ЕС соглашение о партнерстве 1999. Организация Североатлантического договора (НАТО договор 1949г). Цль: обеспечение свободы и безопасности всех членов полит. и воен.средствами в соответствии с целями и принципами Устава ООН, призвана осуществлять всестороннее сотрудничесвто с целью укрепления безопасности государств-членов; обеспечивать справедливый и прочный мир в Европе на основе общих ценностей. Участники обязуются разрешать все межд.споры мирными средствами, воздерживаются от угрозы или применения силы. Вооруженное нападение против участника НАТо расценивается как нападение против всех стран-членов. Органы: Североатлантический совет, Комитет оборонного планирования, Группа ядерного планирования, Ген.секретарь. Воен.структура: Воен.комитеты, Постоянный воен.комитет, Межд.воен.штаб. Состав: 19 гос-тв. У РФ и НАТО подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности (1997)Штаб-квартира – Брюсель. Совет Европы. Основан Уставом в 1949г. Цель: достижение больего единства между его членами для защиты и осуществления общепризнанных принципов, содействие экономич. и соц.прогрессу. Деят-сть сконцентрирована: правовое обеспечение прав человека; поиск совместных решение соц.проблем; развитие полит.партнерства. Разрабатывает конвенции, рассматривает вопросы, представляющие общий интерес, заключает соглашение.Органы: Комитет министров (министры МИД гос-тв членов; высший орган; принимает решенияпо программе работы организации; одобряет рекомендации Консулььаьивной ассамблеи). Консультативная ассамблея (депутаты и замы; количество представителей от гос-тва зависит от численности населения стран-участниц). Члены Совета: 41 гос-тво (РФ тоже) Штаб-квартира в Страстбурге.
41. Понятие и сонования международно-правовой ответ-ти. Международно-правовая ответ-сть — это юридическая обязанность субъекта-правонарушителя ликвидировать последствия вреда, нанесенного другому субъекту МП в результате совершенного правонарушения. Субъектами международно-правовой ответ-сти являются только субъекты МП. Физические и самостоятельные юридические лица не несут такой ответственности за обычные правонарушения, поскольку в этих случаях ответ-сть является гражданско-правовой. Гос-тво за свои действия отвечает в принципе всем своим национальным достоянием, а физические и юридические лица — лишь в пределах своего имущества. Гос-тво несет ответ-сть за деятельность своих органов и должностных лиц даже в случаях, когда последние превысили свои полномочия, установленные внутригос-ным правом, или нарушили инструкции, касающиеся их деятельности. Поведение отдельного лица или группы лиц рассматривается как деяние гос-ства, если установлено, что это лицо или группа лиц фактически действовали от имени данного гос-ства. Официальный статус лица (главы государства или правительства) не освобождает его от уголовной ответственности. Юр-кие основания ответ-сти — совокупность юридически обязательных предписаний международно-правовых актов, на основе которых определенный вариант поведения квалифицируется как межд.правонарушение. Источниками юр-ких оснований ответ-сти являются любые правомерные международно-правовые акты (договоры), предписания которых фиксируют юридически обязательные для гос-ств правила поведения; межд.обычай; решения межд.судов и решения межд. организаций, имеющие обязательную силу; односторонние акты, адресованные другим государствам, положения которого устанавливают обязательные правила поведения для гос-тва, издавшего этот акт. Нематериальная и материальная ответ-сть могут возникать одновременно в результате одного и того же правонарушения: нематериальная — за сам факт нарушения права, материальная — за возникший при этом ущерб.
27.Правовое положение иностранцев. Иностранцы – лица, которые находятся на территории какого-либо гос-тва, но не являются его гражданами и имеют гражданство другого гос-ства. Единого для всех гос-ств межд.договора, определяющего прав.статус иностранцев, не существует. Каждое гос-тво самостоятельно решает все вопросы, касающиеся условии допуска иностранцев на свою тер-рию (система виз), их пребывания и деятельности в стране. Вместе с тем на прав.статус иностранцев оказывают влияние межд.договоры в области прав и свобод человека. Прав.статус иностранцев, определяющий обьем их прав и обязанностей на тер-рии какою-либо гос-тва, часто обозначается термином «режим иностранцев». Наиболее распространенными режимами иностранцев являются: национальный режим (уравнивание иностранцев в правах с собственными гражданами с изьятиями, установленными законом); режим наибольшего благоприятствования (иностранцам предоставляются такие же права, которые представляются гражданам любого третьего гос-тва). Объем прав и обязанностей иностранцев при таком режиме одинаков для граждан всех иностр. гос-ств, хотя он меньше, чем при нац-ном режиме; спец.режим, устанавливаемый в договорном порядке между заинтересованными гос-твами и касающийся, например, правового статуса военнослужащих одного гос-тва, размещенных на тер-рии др. гос-ства на договорной основе. При первых двух режимах общегражданские права иностранцев мало чем отличаются от прав собственных гражцан гос-тва, за исключением некоторых ограничений, касающихся запрещения занимать определенные должности или заниматься отдельными профессиями (командира корабля или капитана судна, командира летательного аппарата, начальника радиостанции, судьи, члена выборного органа), заниматься изыскательскими работами и др. Иностранцы обязаны соблюдать законы и правила (и обычаи) гос-тва пребывания, не вмешиваться в его внутренние дела, платить установленные законом сборы и налоги. За нарушение законов и правил иностранец может быть привлечен к уголовной, гражд-кой или админ-вной ответ-сти по законам гос-тва пребывания с извенеием об этом консула страны гражданства иностранца, которая обеспечивает своему гражданину диплом.защиту и в любое время может отозвать его обратно. Правовое положение иностранцев в РФ определяется Конституцией и др. фед.законами. «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ и несут обязанности на равне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных фед.законом или межд.договором РФ» (ст. 62 Конституции).
- Дисциплины
- Виды работ
Международное публичное право
Вопросы — Юриспруденция, право, государство
Другие вопросы по предмету Юриспруденция, право, государство
(приема в гражданство); 2- в исключительном порядке: а) групповое предоставление гражданства, или коллективная натурализация. б) оптация или выбор гражданства. в) реинтеграция или восстановление в гражданстве. Что касается утраты гражданства, то можно выделить три ее формы: автоматическую утрату гражданства; выход из гражданства; лишение гражданства. двойное гражданство — это наличие у лица гражданства двух или более государств. Безгражданство (лица без гражданства — апатриды) — это отсутствие у лица гражданства какого-либо гражданства (оно может быть абсолютным или относительным).
18. Двойное гражданство. Безгражданство.
Двойное гражд. пребывание лица одовремешю в гражд-ве двух или более гос-ств. Такое положение может возникнуть при натурализации или при рождении ребенка на тер-рии гос-ства, применяющего принцип «права почвы», у родителей, являющихся гражданами гос-ства, применяющею принцип «права крови», а также в силу закона. Согласно ст. 62 Конституции РФ гражданин РФ может иметь гражд-во иностранного гос-тва при этом это не исключает его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из рос-кого гражд-ва, если иное не предусмотрено фед.законом или межд.договором России. С точки зрения нац-ного права для гос-тва 2-ое гражд-тво его гражданина не имеет значения, так как применяется принцип эффективного гражд-тва: лицо с двойным гражд-вом признается гражд-ном гос-тва, на тер-рии кот-го оно постоянно проживает, имеет жилье, работу, имущество и пользуется всеми правами чел-ка. Безгражд-во положение лица, которое не состоит в гражд-ве никакого гос-тва: не имеют устойчивой правовой связи ни с одним гос-твом и не могут рассчитывать на диплом.защиту какого-либо гос-тва. Безгражд-тво возникает в случаях: лицо вышло из гражд-ва своего гос-тва и еще не приобрело гражд-ва др. гос-тва и др. Права апатридов защищают Конвенция о статусе апатридов 1954 г. и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. (РФ не участвует). Имеются два вида межд.дог-ров, посвященных вопросам двойного гражд-тва: — дог-ры, направленные на устранение последствий двойного гражд-тва (в связи с оказанием диплом.защиты или с воен.службой — Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражд-тве, 1930г, глава II Страсбургской конвенции о множественном гражд-тве 1963г и ряд двусторонних дог-ов; — дог-ры, направленные на ликвидацию двойного гражд-тва соглашение СССР по вопросам гражд-тва с Монголией 1937г (соглашение устраняло возможность возникновения двойного гражданства в результате натурализации). Имеются две многосторонние конвенции, посвященные лицам без гражданства: Конвенция о статусе апатридов 1954 года и Конвенция о сокращении безгражданства 1961 года. Целью Конвенции 1954 года является не ликвидация самого безгражданства, а установление на территории стран-участников определенного режима для лиц без гражданства. Она защищает их личный статус, имущ-ные права, предусматривает свободу предпринимательства, некоторые льготы в области получения образования, трудоустройства. Особенностью конвенции является то, что она содержит положения, предусматривающие создание межд.органа, в который могут обращаться лица без гражданства с жалобами на невыполнение участниками Конвенции ее постановлений. По решению Ген.Ассамблеи ООН функции упомянутого органа возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
19. Беженцы и перемещенные лица.
Беженцы — это лица, покинувшие страну, в которой они постоянно проживали, в результате преследований , военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств. Конвенция и Устав УВКБ (Управление Верховного комиссара по делам беженцев) включают в понятие «беженцы» лиц, которые в силу вполне обоснованных опасений могут стать жертвами преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой правительства этой страны или не желают пользоваться такой защитой. Принадлежность к категории политических беженцев может рассматриваться как основание для того, чтобы претендовать на получение политического убежища. Перемещенные лица — это лица насильственно вывезенные в ходе второй моровой войны гитлеровцами и их пособниками с оккупированных ими территорий. В Конвенции о статусе беженцев 1961 г. термин «перемещенные лица» не встречается.
20. Понятие иностранца. Понятие режима иностранца и его виды.
Иностранцы лица, которые находятся на территории какого-либо гос-тва, но не являются его гражданами и имеют гражданство другого гос-ства. Единого для всех гос-ств межд.договора, определяющего прав.статус иностранцев, не существует. Каждое гос-тво самостоятельно решает все вопросы, касающиеся условии допуска иностранцев на свою тер-рию (система виз), их пребывания и деятельности в стране. Вместе с тем на прав.статус иностранцев оказывают влияние межд.договоры в области прав и свобод человека. Прав.статус иностранцев, определяющий обьем их прав и обязанностей на тер-рии какою-либо гос-тва, часто обозначается термином «режим иностранцев». Наиболее распространенными режимами иностранцев являются: национальный режим (уравнивание иностранцев в правах с собственными гражданами с изьятиями, установленными законом); режим наибольшего благоприятствования (иностранцам предоставляются такие же права, которые представляются гражданам лю?/p>
- Назад
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- Далее
- На последнюю страницу