Найдите ошибки в управлении заведующий кабинета вопреки ожиданиям сойти

Профильный конкурс на лучшую разработку теста по русскому языку

ТЕСТОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ». 10 КЛАСС.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

1. Внимательно прочитайте задания.

    К каждому заданию дано 5 вариантов ответов.

2. Из них правильными могут быть один или несколько вариантов,                            которые записываются соответствующей (-ими) буквой (-ами).

    Это ясно по формулировке задания.

3. Будьте внимательны! Ответы к заданиям № 6 и № 12 записываются

    в виде пар (например, 1 – Е и т. д.).

4. Ответы на вопросы заданий №7, №9, №17 должны дополнительно содержать      краткую запись в виде слова, словосочетания, предложения. 

Желаю удачи!

КОНТРОЛЬНО — ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Орфоэпические нормы

1. В словах какого ряда ударение падает на второй слог?

а) углубить, диспансер, прозорливый;

б) ходатайство, закупорить, оптовые;

в) отрочество, феномен, досуг;

г) столяр, шарфами, ободрить;

д) мозаичный, щавель, балованный.

2. В каком ряду ударение во всех словах поставлено верно?

а) договОр, красивЕйший, языковЫе (явления), закУпорить;

б) логИн, фОрзац, квартАл, бАнты; освЕдомиться;

в) тОрты, вероисповедАние, жалюзИ, включИм;

г) согнУтый, обеспЕчение, завИдно, каталОг;

д) звонЯт, мАстерски, апострОф, срЕдства.

Лексические нормы

3. В каком ряду паронимы употреблены правильно?

а) войти на вершину горы, глубинные процессы;

б) дипломатический ход, доверчивый тон;

в) терпимость к чужим поступкам, дипломатичный вопрос;

г) взойти в класс, грозовая туча;

д) эффектное средство, болотистая местность.

4. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить слово ПРЕДОСТАВИТЬ?

а) Начинающий писатель представил свой роман на суд зрителей.

б) Абитуриенты представили аттестаты и медицинские справки.

в) Она представила себе эти поля под осенним беспросветным дождём.

г) Русский язык – это сокровищница, которая представляет нам безграничные возможности.

д) Представьте ужас моего положения.

5. Укажите ряд, где нет нарушения лексических норм
а) неприятный инцидент, гуманные побуждения, купить экспрессо, кивнул головой;

б) весёлая шимпанзе, возвратиться назад, дополнительный бонус, достоин награды;

в) печальный опыт, мощно низвергаться, содружество муз, новый шлягер;

г) совместное сотрудничество, предварительная работа, молодая девушка, раннее утро

д) полный аншлаг; скоростной экспресс, личное мнение, в конечном итоге.

6. Установите значение слова (запишите соответствия парами)

1)Консолидация

А. Осуществление действий, порочащих чью-нибудь деятельность, репутацию с помощью документов, информации

2) Конфискация

Б. Сплочение для усиления деятельности

3)Компрометация

В. Моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве.

4) Коррупция

Г. Лицемерие, угодливое восхваление.

5) Конфронтация

Д. Изъятие имущества в пользу государства  по постановлению судебной власти

Е. Излишняя снисходительность, снижение требовательности

Ж. Противоборство, противопоставление, столкновение

 социальных систем, классовых интересов, убеждений 

Морфологические нормы

7. Укажите примеры  с ошибками в образовании формы слова.

    Запишите их в исправленном виде.

а) около пятиста девяносто фотографий;

б) салат из помидор и перца;

в) поезжайте в город;

г) к обоим соседкам;

д) пара килограмм конфет.

8. Укажите ряд, где нет  ошибок в образовании формы слова

а) пять  гектаров, наиболее интересно, пара чулок, наилучшее средство;

б) красивый тюль, известные профессора, в полутора метрах, тонна помидоров;

в) у пятерых подруг, красивые торты, самоклеящие обои, жалел о пятьсот рублях;

г) более мрачнее, по окончанию школы, последние договоры;

д) новым шампунем, не хватает двухсот грамм, нет мест, с обеих сторон.

9. Укажите вариант с ошибкой. Запишите слово правильно.

а) компроментировать; б) опустил; в) поскользнулся; г) разонравился; д) насмешка

Синтаксические нормы

10. Найдите ошибки в управлении

а) заведующий кабинета  б) вопреки ожиданиям в) сойти с места

г) оплатить за билет д) по приезде домой

11. Укажите предложения с ошибкой в управлении

а) В своих дневниках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

б) В посёлке интересовались и верили всему необычному.

в) По окончании доклада учёный ответил на вопросы.

г) Вчера у моего друга было день рождения.

д) Будем действовать согласно приказу.

12. Запишите соответствия парами, соблюдая нормы управления

1) отзыв

А. к книге

2) рецензия

Б. о книге

3) аннотация

В. книги

4) презентация

Г. по книге

5) сочинение

Д. на книгу

13. Укажите грамматически верное продолжение предложения.

Готовясь к устному выступлению,

а) потребуется личная убежденность оратора.

б) необходимо разобраться в существе вопроса.

в) у меня возникло свое видение проблемы.

г) стала понятна точка зрения оппонента.

д) тема должна быть продумана до мелочей.

14. Укажите предложение с нарушением синтаксической нормы.

а) Навстречу колонне машин, везущих продовольствие, выехал милицейский патруль.

б) Все тридцать учеников, посещавших курсы, сдали экзамен на «пять».

в) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к  истине.

г) Окончив училище, я получил звание лейтенанта.

д) Кто бы ни приезжал в наш городок, все поражались чистоте, в какой содержатся дворы, улицы, пристань.

15. Укажите предложение без грамматической ошибки.

а) Те, кто читали этот рассказ, убеждались в живом интересе автора к слову.

б) Никто из присутствующих даже не догадывались о заговоре.

в) Все, кто стоял в очереди, продолжал молчать.

г) Докладчик привел новые данные, которые частично уже были опубликованы.

д) На графиках показаны двадцать один этап соревнований.

16. Укажите предложение без нарушения синтаксической нормы.

а) Искусство не только обогащает человека эмоционально, но и заставляет его думать.

б) Мы увлекаемся и любим посещать выставки экспрессионистов.

в) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

г) С древности люди наблюдали и восхищались закатами солнца.

д) На выставке не только представлена живопись, но и скульптура.

Речевые нормы

17. В каких предложениях допущены стилистические ошибки? Отредактируйте эти предложения, выписав в лист ответов.

а) Наконец мы получили долгожданный приз по велогонке.

б) В состав совета вошли представители деловой, культурной, научной элиты.

в) На данный момент я в отпуске, собираюсь с семьёй на море.

г) Все вакансии сейчас уже закрыты.

д) В силу недостаточности освещения многие растения гибнут.​​​

                                        Критерии оценки работ

                                      «5» — 15 – 17 б. (88% и более)

                                      «4» — 12 – 14 б.  (70 – 87%)

                                       «3» —   9 – 11 б. (50 – 69 %)

                                       «2» —   0 – 8 б.   (менее 50%)

пояснительная записка
DOC / 55.5 Кб
языковая норма тест+
DOC / 72.5 Кб
Ответы
DOC / 24 Кб

Обновлено: 12.06.2023

2. Из них правильными могут быть один или несколько вариантов, которые записываются соответствующей (-ими) буквой (-ами).

Это ясно по формулировке задания.

3. Будьте внимательны! Ответы к заданиям № 6 и № 12 записываются

в виде пар (например, 1 – Е и т. д.).

4. Ответы на вопросы заданий №7, №9, №17 должны дополнительно содержать краткую запись в виде слова, словосочетания, предложения.

КОНТРОЛЬНО — ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Орфоэпические нормы

1. В словах какого ряда ударение падает на второй слог?

а) углубить, диспансер, прозорливый;

б) ходатайство, закупорить, оптовые;

в) отрочество, феномен, досуг;

г) столяр, шарфами, ободрить;

д) мозаичный, щавель, балованный.

2. В каком ряду ударение во всех словах поставлено верно?

а) договОр, красивЕйший, языковЫе (явления), закУпорить;

б) логИн, фОрзац, квартАл, бАнты; освЕдомиться;

в) тОрты, вероисповедАние, жалюзИ, включИм;

г) согнУтый, обеспЕчение, завИдно, каталОг;

д) звонЯт, мАстерски, апострОф, срЕдства.

Лексические нормы

3. В каком ряду паронимы употреблены правильно?

а) войти на вершину горы, глубинные процессы;

б) дипломатический ход, доверчивый тон;

в) терпимость к чужим поступкам, дипломатичный вопрос;

г) взойти в класс, грозовая туча;

д) эффектное средство, болотистая местность.

4. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить слово ПРЕДОСТАВИТЬ ?

а) Начинающий писатель представил свой роман на суд зрителей.

б) Абитуриенты представили аттестаты и медицинские справки.

в) Она представила себе эти поля под осенним беспросветным дождём.

г) Русский язык – это сокровищница, которая представляет нам безграничные возможности.

д) Представьте ужас моего положения.

5 . Укажите ряд, где нет нарушения лексических норм
а) неприятный инцидент, гуманные побуждения, купить экспрессо, кивнул головой;

б) весёлая шимпанзе, возвратиться назад, дополнительный бонус, достоин награды;

в) печальный опыт, мощно низвергаться, содружество муз, новый шлягер;

г) совместное сотрудничество, предварительная работа, молодая девушка, раннее утро

д) полный аншлаг; скоростной экспресс, личное мнение, в конечном итоге.

6. Установите значение слова (запишите соответствия парами)

А. Осуществление действий, порочащих чью-нибудь деятельность, репутацию с помощью документов, информации

Б. Сплочение для усиления деятельности

В. Моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве.

Г. Лицемерие, угодливое восхваление.

Д. Изъятие имущества в пользу государства по постановлению судебной власти

Е. Излишняя снисходительность, снижение требовательности

Ж. Противоборство, противопоставление, столкновение

социальных систем, классовых интересов, убеждений

Морфологические нормы

7. Укажите примеры с ошибками в образовании формы слова.

Запишите их в исправленном виде.

а) около пятиста девяносто фотографий;

б) салат из помидор и перца;

в) поезжайте в город;

г) к обоим соседкам;

д) пара килограмм конфет.

8. Укажите ряд, где нет ошибок в образовании формы слова

а) пять гектаров, наиболее интересно, пара чулок, наилучшее средство;

б) красивый тюль, известные профессора, в полутора метрах, тонна помидоров;

в) у пятерых подруг, красивые торты, самоклеящие обои, жалел о пятьсот рублях;

г) более мрачнее, по окончанию школы, последние договоры;

д) новым шампунем, не хватает двухсот грамм, нет мест, с обеих сторон.

9. Укажите вариант с ошибкой. Запишите слово правильно.

а) компроментировать; б) опустил; в) поскользнулся; г) разонравился; д) насмешка

Синтаксические нормы

10. Найдите ошибки в управлении

а) заведующий кабинета б) вопреки ожиданиям в) сойти с места

г) оплатить за билет д) по приезде домой

11. Укажите предложения с ошибкой в управлении

а) В своих дневниках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

1. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Возвращаясь с тренировки, у меня болели ноги.

2) По прибытию в лагерь мы разместились в новом корпусе.

3) Аккуратно подстриженные кусты украшали аллею.

4) Мы, затаив дыхание, слушали пение соловья.

2. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Автор описывает о событиях послевоенного времени.

2) Собираясь в школу, у него пропал учебник.

3) По завершении строительства объект был сдан в эксплуатацию.

4) На их территории ничего не происходило.

3. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Услышав длинный гудок, набирается номер абонента.

2) Заморосил дождик, и горизонт обложило тучами.

3) По приезду в Москву мы заселились в гостиницу.

4) Ввиду сложившихся обстоятельств отъезд был отложен на неопределённый срок.

4. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Ветер с каждой минутой становился яростнее, свирепее.

2) Они вернулись с леса.

3) Строя новые корабли, повышается мощь флота.

4) Ввиду сложившихся обстоятельств отъезд был отложен на неопределённый срок.

5. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Согласно расписания в седьмом классе сейчас урок математики.

2) Выбрав пьесу, началось распределение ролей.

3) По окончании института я пойду работать в школу.

4) В силу сложившихся неблагоприятных погодных условий рейс отменён.

6. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) По завершению эксперимента учёные опубликуют отчёт.

2) Приезжие поражались высоте башни.

3) По окончании матча болельщики поздравили любимую команду с победой.

4) Анализируя состав слова, часто не указывается основа.

7. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Согласно распоряжения директора вход только по пропускам.

2) Благодаря особому строению почвы, грунтовые воды находятся неглубоко.

3) Переводя текст, мне понадобился словарь.

4) Окончив школу, многие пошли работать.

8. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Вопреки непогоды урожай убран своевременно.

2) Записывая формулу, у меня забылось обозначение силы тяжести.

3) В продолжение темы выступил профессор Панин.

4) По мере приближения к краю трамплина становилось всё страшнее.

9. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Объятия навстречу солнцу распахни.

2) Согласно режима работы контора закроется в семнадцать часов.

3) Работая над докладом, вас ничто не должно отвлекать.

4) В заключение хотелось бы поблагодарить слушателей.

10. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Я уйду с дома ненадолго.

2) Согласно распоряжению нужно было завершить строительство к осени.

3) Описывая героя, уделяется внимание деталям.

4) Впоследствии все в полном составе перешли в зал заседаний.

Исправление нарушений грамматических норм

1. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) пирог более вкуснее

2) с шестьюстами страницами

3) забавный шимпанзе

4) для обоих сестёр

2. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) река более глубокая

2) о пятистах книгах

3) забавное кенгуру

4) на ихней территории

3. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) много облаков

3) много советываю

4) с двухсот бойцами

4. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) мокла под дождём

2) косвенных падежов

3) ложи на парту

4) здоровые дёсны

5. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

2) в обоих руках

3) до тысяча девятьсот пятого года

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) к две тысячи пятому году

3) пачка макарон

4) фильм наиболее интереснее

7. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) опытные тренера

2) менее значительный

3) в две тысячи пятом году

8. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

1) конфликт более глубочайший

2) ляжьте на пол

3) опытные шофёры

4) в трехстах метрах

9. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

2) килограмм яблок

3) семидесятью способами

10. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).

В материале использованы задания из открытого банка ЕГЭ с сайта ФИПИ.

Вложение Размер
зачет по грамматическим нормам 11 класс 52 КБ

Предварительный просмотр:

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

1) Те, кто интересовался литературными течениями начала ХХ века, читал стихотворения футуриста Маяковского, символиста Бальмонта, акмеиста Мандельштама.

3) Лирический герой М.Ю.Лермонтова – это человек, презирающий раба
и рабство и который дышит свободой.

4) Ведущий поинтересовался у первой пары участников, известны ли вам правила игры.

5) Будучи машинистом электропоезда, оставалось не так много времени для чтения.

6) Никто, даже лучшие специалисты, не мог вначале поставить правильный диагноз.

7) Комендантша спросила, что за человек этот Пугачёв.

9) Нужно не только делать природу более красивой, но и беречь её.

А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

2) Окончив с отличием школу, слёзы радости появились у него на глазах.

3) Те, кто приехал в Воронеж в феврале, попал на вернисаж художника Голубовского, пейзажиста и анималиста.

5) Гринёв принадлежал к числу дворян, не считавшему возможным изменить присяге.

7) Все, кто умеет пользоваться компьютером, имеют доступ к широкому информационному полю.

А) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Смеясь над собственными недостатками, рождается привычка анализировать свои поступки.

2) Жители маленького провинциального городка любили и гордились знаменитым земляком.

3) Московские голубеводы ежегодно проводят различные состязания, во время которых пернатые преодолели расстояния до 1500 километров.

4) Расположенный рынок в центре города нуждался в реконструкции.

7) Фёдор Михайлович Достоевский писал, что высшая и самая характерная черта российского народа – это чувство справедливости.

8) Художественный мир Мастера характеризуется рядом предметных деталей, приобретающих символическое значение.

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) ошибка в построении предложения с однородными членами

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

2) В этом сочинении не только отражён оригинальный взгляд автора на проблему, но и его современников.

3) Творчество позднего Бетховена мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, отдававшего свои симпатии камерному музицированию.

4) Все, кто читал поэтические произведения В. Маяковского, знаком с особым ритмом его стиха.

5) Готовясь к выступлению, стала понятна точка зрения оппонента.

6) Большинство учёных если и прочитали новую псевдонаучную книжку, то сочли её чепухой.

7) Северо-восточнее села Зорина располагаются болота, образовавшиеся путём оседания осадков.

8) Русские поэты ХIХ века знали и использовали народную символику.

9) Оказавшись в трудной ситуации, никогда не следует терять надежду на благоприятный исход событий!

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

этот вариант БОЛЕЕ УДАЧНЫЙ

а)ПОЕЗЖАЙ быстрее б)молодые ОФИЦЕРЫ в)в ДВЕ тысячи пятом году г)мало ВРЕМЯ

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

а)Изучение поведения животных в условиях арктического моря ПРЕДОСТАВЛЯЕТ огромный научный интерес.

б)Было тепло, почти жарко; молодые блестящие листочки сами, торопясь, ОДЕЛИ деревья.

в) Любовь Татьяны вначале была БЕЗОТВЕТНОЙ.

г) Мысль о возможной утрате этого образа была для него НЕСТЕРПИМА.

д) В последнее время значительно снижается арендная ПЛАТА за жильё.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

а) Врачи советуют в жару НАДЕВАТЬ лёгкую одежду. б) Июнь в этом году был ДОЖДЛИВЫМ, солнце выглядывало редко.

в) ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ тон беседы способствует лучшему взаимопониманию. г) Ответ был составлен в ДИПЛОМАТИЧНЫХ выражениях.

д) Оба берега реки были высоки и обрывисты, и можно было видеть залегающие пласты ГЛИНЯНОЙ почвы.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Изучая растения средней полосы,

1) у меня появился интерес к этой проблеме. 2) некоторые из них используются для озеленения участков. 3) они были собраны в гербарий.

4) обратите внимание на их отличие от растений других зон.

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) В журнале опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.

2) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) без вишен 2) более труднее 3) около двух тысяч человек 4) испеки пирог

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

а) На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.

б) ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.

в) Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.

г) В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

д) Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

а) Толокно – это продукт, давно ПРИЗНАННЫЙ и распространённый в России. б) М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.

в) Капитан казался полным НЕВЕЖДОЙ в вопросах истории Отечества. г) На этом небольшом предприятии за несколько лет сложился высокопрофессиональный коллектив, и в этом году он ЗАПОЛНИЛСЯ новыми кадрами. д) Ответчик долго УКЛОНЯЛСЯ от погашения долга, ссылаясь на отсутствие средств.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Исследуя творчество Державина,

1) удивляешься разносторонности таланта поэта. 2) обнаруживаются черты классицизма, сентиментализма и романтизма. 3) многогранность его таланта вызывает восхищение. 4) литературоведа ждёт много открытий.

2 вариант №7 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Задание 6 № 6

Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) Возвращаясь с тренировки, у меня болели ноги.

2) По прибытию в лагерь мы разместились в новом корпусе.

3) Аккуратно подстриженные кусты украшали аллею.

4) Мы, затаив дыхание, слушали пение соловья.

Когда я возвращался с тренировки, у меня болели ноги. По прибытии в лагерь мы разместились в новом корпусе.

ИЛИ Возвращаясь с тренировки, я испытывал боль в ногах. По прибытии в лагерь мы разместились в новом корпусе

Читайте также:

      

  • Витька грохотов и его компания краткое содержание
  •   

  • Набоков весна в фиальте краткое содержание
  •   

  • Вводный инструктаж по охране труда в школе интернате
  •   

  • Памятка ковид в детский сад
  •   

  • Расписание в малокомплектной школе на неделю

ТЕСТОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ». 10 КЛАСС.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

  1. Внимательно прочитайте задания.

    К каждому заданию дано 5 вариантов ответов.

  1. Из них правильными могут быть один или несколько вариантов,

которые записываются соответствующей (-ими) буквой (-ами).

     Это ясно по формулировке задания.

3. Будьте внимательны! Ответы к заданиям № 6 и № 12 записываются

    в виде пар (например, 1 – Е и т. д.).

  1. Ответы на вопросы заданий №7, №9, №17 должны дополнительно содержать

краткую запись в виде слова, словосочетания, предложения. 

Желаю удачи!

КОНТРОЛЬНО — ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

Орфоэпические нормы

1. В словах какого ряда ударение падает на второй слог?

а) углубить, диспансер, прозорливый;

б) ходатайство, закупорить, оптовые;

в) отрочество, феномен, досуг;

г) столяр, шарфами, ободрить;

д) мозаичный, щавель, балованный.

2. В каком ряду ударение во всех словах поставлено верно?

а) договОр, красивЕйший, языковЫе (явления), закУпорить;

б) логИн, фОрзац, квартАл, бАнты; освЕдомиться;

в) тОрты, вероисповедАние, жалюзИ, включИм;

г) согнУтый, обеспЕчение, завИдно, каталОг;

д) звонЯт, мАстерски, апострОф, срЕдства.

Лексические нормы

3. В каком ряду паронимы употреблены правильно?

а) войти на вершину горы, глубинные процессы;

б) дипломатический ход, доверчивый тон;

в) терпимость к чужим поступкам, дипломатичный вопрос;

г) взойти в класс, грозовая туча;

д) эффектное средство, болотистая местность.

4. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить слово ПРЕДОСТАВИТЬ?

а) Начинающий писатель представил свой роман на суд зрителей.

б) Абитуриенты представили аттестаты и медицинские справки.

в) Она представила себе эти поля под осенним беспросветным дождём.

г) Русский язык – это сокровищница, которая представляет нам безграничные возможности.

д) Представьте ужас моего положения.

5. Укажите ряд, где нет нарушения лексических норм
а) неприятный инцидент, гуманные побуждения, купить экспрессо, кивнул головой;

б) весёлая шимпанзе, возвратиться назад, дополнительный бонус, достоин награды;

в) печальный опыт, мощно низвергаться, содружество муз, новый шлягер;

г) совместное сотрудничество, предварительная работа, молодая девушка, раннее утро

д) полный аншлаг; скоростной экспресс, личное мнение, в конечном итоге.

6. Установите значение слова (запишите соответствия парами)

1)Консолидация

А. Осуществление действий, порочащих чью-нибудь деятельность, репутацию с помощью документов, информации

2) Конфискация

Б. Сплочение для усиления деятельности

3)Компрометация

В. Моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве.

4) Коррупция

Г. Лицемерие, угодливое восхваление.

5) Конфронтация

Д. Изъятие имущества в пользу государства по постановлению судебной власти

Е. Излишняя снисходительность, снижение требовательности

Ж. Противоборство, противопоставление, столкновение

социальных систем, классовых интересов, убеждений 

Морфологические нормы

7. Укажите примеры с ошибками в образовании формы слова.

Запишите их в исправленном виде.

а) около пятиста девяносто фотографий;

б) салат из помидор и перца;

в) поезжайте в город;

г) к обоим соседкам;

д) пара килограмм конфет.

8. Укажите ряд, где нет ошибок в образовании формы слова

а) пять гектаров, наиболее интересно, пара чулок, наилучшее средство;

б) красивый тюль, известные профессора, в полутора метрах, тонна помидоров;

в) у пятерых подруг, красивые торты, самоклеящие обои, жалел о пятьсот рублях;

г) более мрачнее, по окончанию школы, последние договоры;

д) новым шампунем, не хватает двухсот грамм, нет мест, с обеих сторон.

9. Укажите вариант с ошибкой. Запишите слово правильно.

а) компроментировать; б) опустил; в) поскользнулся; г) разонравился; д) насмешка

Синтаксические нормы

10. Найдите ошибки в управлении

а) заведующий кабинета б) вопреки ожиданиям в) сойти с места

г) оплатить за билет д) по приезде домой

11. Укажите предложения с ошибкой в управлении

а) В своих дневниках автор детально описывает о путешествии на Кавказ.

б) В посёлке интересовались и верили всему необычному.

в) По окончании доклада учёный ответил на вопросы.

г) Вчера у моего друга было день рождения.

д) Будем действовать согласно приказу.

12. Запишите соответствия парами, соблюдая нормы управления

1) отзыв

А. к книге

2) рецензия

Б. о книге

3) аннотация

В. книги

4) презентация

Г. по книге

5) сочинение

Д. на книгу

13. Укажите грамматически верное продолжение предложения.

Готовясь к устному выступлению,

а) потребуется личная убежденность оратора.

б) необходимо разобраться в существе вопроса.

в) у меня возникло свое видение проблемы.

г) стала понятна точка зрения оппонента.

д) тема должна быть продумана до мелочей.

14. Укажите предложение с нарушением синтаксической нормы.

а) Навстречу колонне машин, везущих продовольствие, выехал милицейский патруль.

б) Все тридцать учеников, посещавших курсы, сдали экзамен на «пять».

в) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к истине.

г) Окончив училище, я получил звание лейтенанта.

д) Кто бы ни приезжал в наш городок, все поражались чистоте, в какой содержатся дворы, улицы, пристань.

15. Укажите предложение без грамматической ошибки.

а) Те, кто читали этот рассказ, убеждались в живом интересе автора к слову.

б) Никто из присутствующих даже не догадывались о заговоре.

в) Все, кто стоял в очереди, продолжал молчать.

г) Докладчик привел новые данные, которые частично уже были опубликованы.

д) На графиках показаны двадцать один этап соревнований.

16. Укажите предложение без нарушения синтаксической нормы.

а) Искусство не только обогащает человека эмоционально, но и заставляет его думать.

б) Мы увлекаемся и любим посещать выставки экспрессионистов.

в) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

г) С древности люди наблюдали и восхищались закатами солнца.

д) На выставке не только представлена живопись, но и скульптура.

Речевые нормы

17. В каких предложениях допущены стилистические ошибки?

Отредактируйте эти предложения, выписав в лист ответов.

а) Наконец мы получили долгожданный приз по велогонке.

б) В состав совета вошли представители деловой, культурной, научной элиты.

в) На данный момент я в отпуске, собираюсь с семьёй на море.

г) Все вакансии сейчас уже закрыты.

д) В силу недостаточности освещения многие растения гибнут.

Критерии оценки работ

«5» — 15 – 17 б. (88% и более)

«4» — 12 – 14 б. (70 – 87%)

«3» — 9 – 11 б. (50 – 69 %)

«2» — 0 – 8 б. (менее 50%)

ДАЮ 34 БАЛЛОВ, ОЧЕНЬ НУЖНО

1. Заведующий (кафедрой, кафедры) взял слово.
2. Управляющий (треста, трестом) сел в машину.
3. Когда ты (закончил, окончил) университет?
4. Пожалуйста, оплатите (проезд, за проезд.
5. Это событие (сыграло, имело) в его жизни большое значение.
6. Катастрофа была предотвращена благодаря (героизма, героизму), проявленному рабочими.
7. Вопреки (ожиданиям, ожиданию) встреча не состоялась.
8. (Ввиду, вследствие) предстоящего отъезда объявляю заседание закрытым.
9. Он (окончил, закончил) работу.
10. Работник был уволен согласно (приказа, приказу).

1. (Наденьте, оденьте), пожалуйста шапку.
2. Я постоянно думаю (об этом деле, про это дело).
3. Пора поговорить (о нашем проекте, про наш проект).
4. Верить (успеху, в успех) борьбы.
5. Саша не верит (в слухи, слухам).
6. Это придало ему уверенности в (своих силах, свои силы).
7. Отзыв (о новом спектакле, на новый спектакль).
8. Отчего до сих пор нет рецензии (на книгу, о книге).
9. Этого человека несправедливо обвинили (в растрате, за растрату) государственных денег.
10. Музыкант был удостоен (премией, премии).

Ответ:

1) Мать описывает (что? В.п.) путешествие.

2) Действуем согласно (чему? Д.п.) распоряжению.

3) Заведующий (чем? Т.п.) складом отдал распоряжение.

4) График нарушен вопреки (чему? Д.п.) указанию директора.

5) Больше (чего? Р.п.) времени уделить (чему? Д.п) чтению книг.

6) Павел пришёл из армии.

7) Студенты уделяют внимание (чему? Д.п без предлога) записи во время лекций.

Задание 4.

Исправьте синтаксические ошибки:

1) Любить природу и наслаждаться ею.

2) Смотреть на картину и любоваться ею.

3) О поэме Блока «Двенадцать» не утихают споры до сих пор.

4) Я люблю играть на фортепиано и петь в хоре.

5) Он посмотрел  только что вышедший на экран фильм, уже нашумевший в кинематографических кругах.

6) Ряд предложений остался нерассмотренным. (подлежащее ряд стоит в ед. ч.)

7) Ряд парт был придвинут к стене. (подлежащее ряд муж. рода)

8) Тридцать одна делегация принимала участие в совещании. (подлежащее делегация стоит в ед. ч.)

9) Женщины, в том числе Анна Петровна, выразили своё возмущение. (подлежащее женщины стоит во множ. числе)

10) Все, кто видел море, не забывают его. (подлежащее все стоит во множ. числе)

Объяснение:

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найдите ошибки в управлении если на нее приглядеться
  • Найдите ошибки в управлении директор магазина заведующий аптеки верящий
  • Найдите ошибки в управлении директор магазина верящий в победу
  • Найдите ошибки в управлении благодаря своей воле опираться
  • Найдите ошибки в тексте э резерфорд проведя исследования