Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Все живые организмы — животные, растения, грибы, бактерии, вирусы — состоят из клеток.
2. Любые клетки имеют плазматическую мембрану.
3. Снаружи от мембраны у клеток животных организмов имеется жесткая клеточная стенка.
4. Во всех клетках имеется ядро.
5. В клеточном ядре находится генетический материал клетки — молекулы ДНК.
2
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Полисахарид целлюлоза выполняет в клетке растения резервную, запасающую функцию. 2. Накапливаясь в клетке, углеводы выполняют главным образом регуляторную функцию. 3. У членистоногих полисахарид хитин формирует покровы тела. 4. У растений клеточные стенки образованы полисахаридом крахмалом. 5. Полисахариды обладают гидрофобностью.
Источник: Банк заданий ФИПИ
3
Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.
1. Генеалогический метод, используемый в генетике человека, основан на изучении родословного древа. 2. Благодаря генеалогическому методу были установлены типы наследования конкретных признаков. 3. Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцовых близнецов. 4. При использовании цитогенетического метода устанавливают наследование у человека групп крови. 5. Характер наследования гемофилии (плохой свёртываемости крови) был установлен путём изучения строения и числа хромосом. 6. В последние годы показано, что достаточно часто многие наследственные патологии у человека связаны с нарушением обмена веществ. 7. Известны аномалии углеводного, аминокислотного, липидного и других типов обмена.
Источник: Банк заданий ФИПИ
4
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.
1. Родство человека и животных подтверждается наличием у них рудиментов и атавизмов. 2. Рудименты – это признаки, крайне редко встречающиеся у человека, но имеющиеся у животных. 3. К рудиментам человека относят зубы мудрости, аппендикс, обильный волосяной покров на теле человека, полулунную складку в уголке глаз. 4. Атавизмы – это признаки возврата к признакам предков. 5. В норме эти гены блокируются. 6. Они проявляются при нарушении индивидуального развития человека – филогенеза. 7. Примерами атавизмов служат: многососковость, рождение хвостатых людей.
5
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, и исправьте их.
1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты.
2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы.
3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза.
4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород.
5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.
Пройти тестирование по этим заданиям
Ошибки допущены в предложениях 2, 5, 6:
2) Белки — биополимеры, мономерами которых являются аминокислоты
5) В результате матричных биосинтезов (транскрипция + трансляция) в белке реализуется наследственная информация, зашифрованная в последовательности нуклеотидов ДНК
6) Молекулы белка и рРНК (рибосомальной РНК) входят в состав рибосом
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке
При обращении указывайте id этого вопроса — 3091.
|
Задания с развернутым ответомЛиния вопросов 24 Задание на анализ биологической информации Общая биология (продолжение) |
1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Фотосинтез и клеточное дыхание играют важнейшую роль в жизнедеятельности растений. 2) Фотосинтез необходим для синтеза органических веществ из неорганических. 3) Первая стадия фотосинтеза – световая, при ней энергия света запасается в виде АТФ. 4) При этом выделяется кислород в качестве побочного продукта. 5) Темновая стадия, при которой АТФ расходуется на синтез глюкозы, у всех растений происходит ночью, в темноте. 6) Клеточное дыхание в свою очередь происходит только днём, поскольку для него необходим кислород, выделяющийся при фотосинтезе. 7) Ночью же для жизнедеятельности растения используется запасённая в виде АТФ энергия солнечного света.
5 – темновая стадия не требует света, но происходит тоже днём;
6 – в дыхании может использоваться любой кислород (дыхание может происходить и днём, и ночью);
7 – главным источником энергии ночью является клеточное дыхание (окисление органических веществ)
2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Генеалогический метод генетики человека позволяет определить причину проявления геномных мутаций. 2) Благодаря генеалогическому методу установлены наследования гемофилии, дальтонизма, серповидно-клеточной анемии, альбинизма. 3) Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцевых близнецов. 4) Цитогенетический метод основан на изучении числа и строения хромосом. 5) С помощью цитогенетического метода выявляют причины наследственных болезней, исследуют хромосомные и геномные мутации. 6) Популяционно-статистический метод основан на анализе кариотипа. 7) Биохимический метод основан на изучении биохимических реакций и обмена веществ.
1 – генеалогический метод позволяет определить характер наследования признаков у человека (эффективен при исследовании генных мутаций)
2 – близнецовый метод позволяет изучить взаимодействие генотипа и факторов среды и их влияние на формирование фенотипа
6 – популяционно-статистический метод дает возможность рассчитывать в популяциях человека частоту встречаемости нормальных и патологических генов (позволяет предсказывать вероятность генетических аномалий)
3. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Молекулы белка состоят из мономеров – моносахаридов. 2) Белки образуются в рибосоме на молекуле ДНК. 3) Процесс синтеза белка называется трансляция. 4) Белок может иметь первичную вторичную, третичную и четвертичную структуру. 5) Связь между мономерами белков в первичной структуре осуществляется за счет водородных связей.
1 – молекулы белка состоят из мономеров – аминокислот
2 – белки образуются в рибосоме на молекуле иРНК
5 — Связь между мономерами белков в первичной структуре осуществляется за счет пептидных связей.
4. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Энергетический обмен проходит в два этапа. 2) Первый этап – подготовительный – происходит в пищеварительной системе. 3) На втором этапе при бескислородном расщеплении из одной молекулы глюкозы образуется 1 молекула АТФ. 4) Бескислородное ферментативное расщепление глюкозы называют гликолизом. 5) Суммарно в процессе клеточного дыхания в результате расщепления одной молекулы глюкозы образуется 42 молекулы АТФ.
1 — энергетический обмен проходит в три этапа.
3 – На втором этапе при бескислородном расщеплении из одной молекулы глюкозы образуется 2 молекулы АТФ
5 — Суммарно в процессе клеточного дыхания в результате расщепления одной молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ
5. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Белый цвет шерсти у горностаевых кроликов – это пример модификационной изменчивости, так же как у кроликов-альбиносов. 2) Однако, когда горностаевых кроликов отсадили в более холодное помещение, у них изменилась белая окраска кончиков ушей, хвостика и мордочки на черную. 3) Этого не происходило с кроликами-альбиносами. 4) Когда у горностаевого кролика выщипывали на неболшом участке кожи шерсть и охлаждали это место при температуре ниже 2С, то там вырастала черная шерсть. 5) Этот признак присутствовал и у потомства горностаевых кроликов. 6) Следовательно, возникновение черной шерсти у всей популяции горностаевых кроликов после охлаждения – это проявление наследственной изменчивости.
1 — Белый цвет шерсти у горностаевых кроликов – это пример наследственной изменчивости
5 – темная шерсть не наследовалась потомством, так как изменения возникали у всех кроликов только при понижении температуры
6 — возникновение черной шерсти у всей популяции горностаевых кроликов после охлаждения – это проявление модификационной изменчивости
6. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Быстрое протекание химических реакций в организме обеспечивают ферменты. 2) Один фермент катализирует несколько разных реакций. 3) Ферменты могут выполнять и гормональную функцию в организме, например, такую функцию выполняет инсулин. 4) Это обусловлено тем, что молекула фермента может пространственно изменяться, в зависимости от вещества, с которым он взаимодействует. 5) Сам фермент не изменяется по своему химическому составу в результате реакции. 6) Каждая молекула фермента может осуществлять несколько тысяч операций в минуту. 7) Ферментативный катализ снижает энергию активации химических реакций.
2 – один фермент катализирует только один вид реакций
3 – инсулин- гормон, он не является ферментом и не выполняет каталитических функций
4 – ферменты специфичны и взаимодействуют с субстратом по принципу ключ-замок, т.е. не меняют своей пространственной конфигурации
7. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Белки представляют собой высокомолекулярные регулярные полимеры, мономерами которых являются аминокислоты. 2) Совокупность связанных между собой аминокислотных остатков образует первичную структуру белка. 3) Эта структура удерживается пептидными и водородными связями. 4) Белки выполняют в организмах множество функций: транспортную, энергетическую, каталитическую, гормональную, защитную, структурную, сигнальную, двигательную. 5) Белки функционируют в клетке в виде третичной или четвертичной структуры. 6) Каждый белок в клетках кодируется определенным геном. 7) Поэтому все дети пары родительских особей имеют набор одинаковых белков.
1 — белки представляют собой высокомолекулярные нерегулярные полимеры, мономерами которых являются аминокислоты
3 – первичная структура удерживается только пептидными связями
7 — дети пары родительских особей имеют разный набор белков, так как их клетки содержат разные комбинации генов
8. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Молекула ДНК состоит из мономеров – нуклеотидов. 2) Каждый нуклеотид ДНК состоит из азотистого основания, углевода рибозы и остатка фосфорной кислоты. 3) Нуклеотиды двух цепей ДНК связаны нековалентными водородными связями по правилу комплементарности. 4) Четыре нуклеотида в цепи молекулы ДНК кодируют одну аминокислоту в молекуле белка, информация о строении которого заложена в гене. 5) ДНК контролирует синтез иРНК на одной из своих цепей. 6) Процесс синтеза иРНК на матрице ДНК называется трансляцией. 7) иРНК синтезируется на одной из цепей ДНК в соответствии с правилом комплементарности.
2 — каждый нуклеотид ДНК состоит из азотистого основания, углевода дезоксирибозы и остатка фосфорной кислоты
4 – три нуклеотида в цепи молекулы ДНК кодируют одну аминокислоту в молекуле белка
6 — процесс синтеза иРНК на матрице ДНК называется транскрипцией
9. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Клетки зеленых растений, используя энергию солнечного света, способы синтезировать органические вещества. 2) Исходными веществами для фотосинтеза служат углекислый газ и азот атмосферы. 3) Процесс фотосинтеза начинается с фотолиза воды под действием энергии солнечного света. 4) Фотолиз и синтез АТФ происходят в световой фазе. 5) В темновой фазе фотосинтеза образуются глюкоза и кислород. 6) Энергия АТФ, запасенная в световой стадии, расходуется на синтез углеводов. 7) Результатом фотосинтеза является образование органических веществ из неорганических и выделение кислорода как побочного продукта.
2 – исходными веществами для фотосинтеза служат углекислый газ и вода
3 – процесс фотосинтеза начинается с фозбуждения молекул хлорофилла
5 — в темновой фазе фотосинтеза образуются глюкоза, а кислород образуется в световой фазе
10. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1) Мейоз – это особая форма деления клеточного ядра. 2) Перед началом мейоза каждая хромосома и каждая молекула ДНК удваивается. 3) Таким образом, в каждом ядре, в котором начинается мейоз, содержится диплоидный набор хромосом и удвоенный набор молекул ДНК. 4) В метафазе первого деления мейоза хромосомы расходятся к полюсам клетки. 5) У полюсов образуются гаплоидные наборы двухроматидных хромосом. 6) Каждая из этих удвоенных хромосом в телофазе второго деления мейоза попадает в гамету. 7) Распределение гомологичных хромосом по гаметам происходит независимо друг от друга.
2 – количество хромосом перед началом мейоза не изменяется
4 – в анафазе первого деления мейоза хромосомы расходятся к полюсам клетки
6 – в гаметы попадают однохроматидные хромосомы
Список литературы:
1. ЕГЭ 2020. Биология : тренировочные варианты : 20 вариантов / Г.И. Лерней. – Москва : Эксмо, 2019
2. Биология ЕГЭ-2020. Тематический тренинг. Все типы заданий : учебное пособие / а.А. Кириленко. – Ростов н/Д: Легион, 2019
3. Биология. Подготовка к ЕГЭ в 2020 году. Диагностические работы. – м.: МЦНМ, 2020
4. ЕГЭ 2020. Биология. Эксперт в ЕГЭ / А.А. Каменский, Н.А. Богданов, Н.А. Соколова, А.С. Маклакова, Н.Ю. Сарычева. – М. – Издателство «Экзамен», 2020
Просмотров: 23448
Общая биология
Найдите ошибки в приведенном
ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
№1
1. К прокариотам относятся бактерии и
некоторые одноклеточные грибы
2. В клетках прокариот отсутствуют
органоиды.
3. Все прокариот отделены от внешней
среды мембраной.
4. Клетки прокариот отделены от
внешней среды мембраной.
5. Прокариоты не способны к
фагоцитозу.
Найдите ошибки в приведенном
ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
№2
1. Все живые организмы – бактерии,
растения, вирусы, грибы, животные – состоят из клеток.
2. Любые клетки имеют плазматическую
мембрану.
3. Снаружи от мембраны у животных
клеток есть клет, стенка.
4. Во всех клетках есть ядро.
5. В клеточном ядре есть генетический
материал – ДНК.
Найдите ошибки в приведенном
ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
№3
1.
У
прокариотических организмов под оболочкой клетки находится плазматическая
мембрана.
2.
У
прокариот нет оформленного ядра.
3.
У них
имеется ядрышко.
4.
В клетках
прокариот содержатся митохондрии, комплекс Гольджи.
5.
Среди
прокариот часто встречаются многоклеточные формы.
Найдите ошибки в приведенном
ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
№4
1.
К
прокариотам относятся бактерии у которых наследственный материал отделен
мембраной от цитоплазмы.
2.
Клеточной
стенкой является муреин.
3.
ДНК
представлена двумя молекулами кольцевой формы.
4.
В
бактериальной клетке отсутствуют митохондрии, ЭПС, комплекс Гольджи.
5.
При
наступлении неблагоприятных условий бактерии размножаются с помощью спор.
Найдите ошибки в приведенном
ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
№5
1. У бактерий, как и у всех
живых организмов происходит обмен веществ и превращение энергии.
2. По способу питания их делят
на автотрофов и гетеротрофов.
3. Хемотрофные бактерии,
синтезируя органические вещества из неорганических, используют энергию света.
4. Фотосинтез у автотрофных
бактерий протекает в хлоропластах, как у растений.
5. Все бактерии дышат
кислородом.
Найдите ошибки в приведенном
ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
№6
1. Бактерии – гниения относят к
эукариотам.
2. Они выполняют в природе
санитарную роль, т.к. минерализуют органические остатки.
3. Эта группа бактерий вступает
в симбиотическую связь с корнями некоторых растений.
4. К бактериям также относят
простейших.
5. В благоприятных условиях
бактерии размножаются прямым делением клетки.
Найдите ошибки в приведенном
ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
№7
1. Ученые считают, что первыми
появились на Земле эукариоты.
2. Первые организмы были
анаэробными гетеротрофами.
3. Затем эволюция шла в направлении
развития автотрофных способов питания.
4. Первыми атотрофными
организмами стали зеленые водоросли.
5. В результате фотосинтеза и
хемосинтеза в атмосфере появился свободный кислород.
Найдите ошибки в приведенном
ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
№8
1. У эукариотических организмом
размеры клеток значительно больше, чем у прокариот.
2. В клетках эукариот ядерное
вещество располагается в цитоплазме.
3. В клетках всех эукариот
имеются хлоропласты.
4. В клетках эукариот
присутствуют митохондрии, ЭПС.
5. Эукариот усваивают азот
воздуха.
Найдите ошибки в приведенном
ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
№9
1. Между клеткой и окружающей
средой постоянно происходит обмен веществом.
2. Ионы транспортируются путем
пассивного транспорта, а небольшие молекулы – путем активного транспорта, а
небольшие молекулы – путем активного транспорта.
3. Пассивный транспорт
осуществляется по градиенту концентрации, связан с затратами энергии.
4. Активный транспорт – перенос
веществ против градиента концентрации, он не связан с затратами энергии.
5. Поглощение твердых частиц –
фагоцитоз, поглощение жидкостей – пиноцитоз.
Найдите ошибки в приведенном
ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
№10
1. В составе клетки обнаружено
около 80 химических элементов, входящих в периодическую таблицу Д.И.
Менделеева.
2. Группу макроэлементов
образуют водород, кислород, углерод и натрий.
3. В меньших количествах в
состав клетки входят калий, азот, кальций и хлор.
4. Кальций и фосфор участвуют в
формировании у костной ткани.
5. Кроме того, фосфор – элемент,
от которого зависит нормальная свертываемость крови.
Найдите ошибки в приведенном
ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
№11
1. Клеточные организмы делят на
две группы.
2. Прокариот – доядерные
организмы.
3. К прокариотам относят
одноклеточные организмы, бактерии, водоросли, простейшие.
4. К эукариотам относят только
многоклеточные организмы.
5. Прокариоты, как и эукариоты,
имеют митохондрии.
6. Группа прокариот – циано –
бактерии используют солнечную энергию в процессе фотосинтеза для образования
органических веществ из неорганических.
Найдите ошибки в приведенном
ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
№12
1. В первой половине 19 в.
немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн сформулировали клеточную теорию.
2. Однако родоначальником
клеточной теории считают А. ван Левенгука, который описал микроскопическое
строение робковой ткани растения.
3. Основным положением клеточной
теории Шлейдена и Шванна является следующее: все организмы – вирусы, бактерии,
грибы, растения и животные состоят из клеток.
4. Впоследствии Рудольф Вирхов
утверждал, что каждая новая клетка образуется путем почкования материнской
клетки.
5. Современная клеточная теория утверждает,
что все клетки многоклеточного организма сходны по своему строению и функциям.
6. Все клетки в зависимости от
их строения делятся на эукариотические и прокариотические.
Найдите ошибки в приведенном
ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
№13
1. Все бактерии
по способу питания являются гетеротрофами.
2.
Азотофиксирующие бактерии обеспечивают гниение мертвых органических остатков в
почве.
3. К группе
азотофиксаторов относят клубеньковые бактерии.
4. Бобовые
растения за счет поступающих в их клетки связанного азота синтезируют белок.
5. Группа
сапротрофных бактерий используют для метаболизма энергию от окисления
неорганических соединений, поступающих в клетки из среды.
Найдите ошибки в приведенном
ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
№14
1. Митоз –
непрямое деление эукариотических клеток, которое включает 4 фазы.
2. В профазе
происходит: самоудвоение ДНК, спирализация хромосом, формирование веретена
деления, исчезновение ядерной оболочки и ядрышка.
3. Вторая фаза
митоза- анафаза, в которой хромосомы располагаются по экватору клетки.
4. В метафазе –
третей фазе митоза- происходит расхождение дочерних хроматид к полюсам клетки.
5. В телофазе
формируются ядра и происходит цитокинез, в результате образуются 2 дочерние
клетки с диплоидным Набором хромосом.
Найдите ошибки в приведенном
ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
№15
1. Мейоз — особый
способ деления соматических клеток(непрямое).
2. Состоит из 2-х
последовательных делений.
3. В профазе I происходят такие же процессы, как
при митозе.
4. В анафазе II к
противоположным полюсам расходятся гомологичные хромосомы, состоящие из 2-х хроматид.
5. В результате
мейоза образуются 4 гаплоидные клетки — генетически разнородные.
Найдите ошибки в приведенном
ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
№ 16
1. Онтогенез
начинается с момента образования гамет.
2. Гаметы
участвуют в оплодотворении.
3. Зигота,
образовавшаяся после оплодотворения, делится мейозом.
4. После
многократного деления формируется однослойный зародыш.
5. Эмбриональный
период развития завершается у позвоночных животных образованием нейрулы.
Найдите ошибки в приведенном
ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
№ 17
1. Популяция
представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время
населяющих общую территорию.
2. Популяции
одного и того же вида относительно изолированы друг от друга.
3. Популяция
является структурной единицей вида.
4. Популяция
является движущей силой эволюции.
5. Личинки
комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.
Найдите ошибки в приведенном
ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
№ 18
1. Гены
располагаются в хромосомах в линейном порядке.
2. Каждый ген
занимает определенное место –аллель.
3. Гены одной
хромосомы образуют группу сцепления.
4.Число групп
сцепления определяются диплоидным набором хромосом.
5. Нарушение
сцепления генов происходит в процессе конъюгации хромосом в профазе мейоза.
Найдите ошибки в приведенном
ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
№19
1. Большое
значение в строение и жизнедеятельности организмов имеют белки.
2. Это
биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания.
3. Белки входят в
состав плазматической мембраны.
4. Многие белки
выполняют в клетке ферментативную функцию.
5. В молекулах
белка зашифрована наследственная информация о признаках организма.
6. Молекулы белка
и т-РНК входят в состав рибосом.
Найдите ошибки в приведенном
ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
№ 20
1. Популяция представляет
собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время
населяющих общую территорию.
2. Разные
популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга, и их
особи не скрещиваются между собой.
3. Генофонд всех
популяций одного вида одинаков.
4. Популяция
является элементарной единицей эволюции.
5. Группа лягушек
одного вида, живущих в глубокой луже в течении одного лета, представляют собой
популяцию.
Найдите ошибки в приведенном
ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
№ 21
1. Популяция
представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов,
длительное время населяющих общую территорию.
2. Основными
групповыми характеристиками популяции является численность, плотность,
возрастная, половая и пространственная структуры.
3. Совокупность
всех генов популяции называются генофондом.
4. Популяция
является структурной единицей живой природы.
5. Численность
популяции всегда стабильна.
Найдите ошибки в приведенном
ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
№ 22
1. В состав
пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты.
2. Первым звеном
пищевой цепи являются консументы.
3. У консументов
на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза.
4. В темновой
фазе фотосинтеза выделяется О2.
5. Редуценты
способствуют освобождению энергии, накопленной консументоми и продуцентами.
Найдите ошибки в приведенном
ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
№23
1. Согласно В.И.
Вернацкому живое вещество-это совокупность всех живых организмов планеты.
2. Живое вещество
пронизывает всю атмосферу, часть гидросферы и литосферы.
3. Живое вещество
выполняет в биосфере газовую и концентрационные функции.
4. В ходе
эволюции живого вещества его функции изменялись, становились более
разнообразными, появилась окислительно -восстановительная функция.
5. Некоторые
функции живого вещества, такие как усвоение молекулярного азота, восстановление
СО2 могут выполнять только растения.
6. Живое вещество
организовано в биоценозы-живые компоненты экосистемы.
ОТВЕТЫ:
№1
1,2,3
1. К прокариотам
относятся только бактерии, но не грибы
2. В клетках
бактерий отсутствуют мембранные органоиды, но имеются рибосомы.
3. бактерии по
способу получения энергии бывают автотрофы, гетеротрофы, хемотрофы…
№2
1,3,4
1. Вирусы – это
неклеточные формы жизни
3. Животные
клетки не имеют клеточной стенки
4. Ядро имеют
клетки растений, животных, грибов
№3
3,4,5
3. У прокариот
отсутствуют мембранные органоиды, в т Ом числе и ядрышко.
4. В
прокариотической клетке нет митохондрии, комплекса Гольджи
5. Среди
прокариот нет многоклеточных форм. Это одноклеточные организмы.
№4
1,3,5
1. Наследственный
материал у прокариот НЕ отделен мембраной от цитоплазмы.
3. ДНК у
прокариот представлена одной молекулой, имеющей кольцевую форму.
5. Споры служат
для перенесения неблагоприятных условий среды и расселения, а не для
размножения.
№5
3,4,5
3. Хемотрофы
используют не световую энергию, а энергию окисления неорганических веществ.
4. В клеткахз
автотрофных бактерий хлоропласты отсутствуют. Фотосинтез протекает на
впячиваниях плазматической мембраны (мезосомах).
5. Не все
бактерии дышат кислородом. Среди них есть анаэробы.
№6
1,3,4
1. Бактерии
гниения относятся к прокариотам.
3. В
симбиотическую связь с корнями бобовых растений вступают клубеньковые бактерии,
а не бактерии гниения.
4. Простейшие не
являются бактериями, они относятся к царству Животные, Одноклеточные.
№7
1,4,5
Первыми на Земле
появились прокариоты
4. Первыми
автотрофными организмами были хемосинтезирующие бактерии.
5. В процессе
хемосинтеза свободный кислород не образуется.
№8
2,3,5
2. В клетках
эукариот ядерное вещество отделено от цитоплазмы ядерной мембраной.
3. Хлоропласты
имеются в эукариотических клетках растений.
5. Эукариоты не
усваивают азот из воздуха.
№9
2,3,4
2. Ионы и
небольшие молекулы транспортируются путем и пассивного и активного транспорта.
3. Пассивный
транпорт не связан с затратами энергии.
4. Активный
транспорт связан с затратами энергии.
№10.
2,3,5
2. К
макроэлементам Na не относится
3. Азот относится
к группе макроэлементов.
5. свертываемость
крови зависит от кальция, а не от фосфора.
№11
3,4,5
3. К прокариотам
относятся бактерии, но не водоросли и простейшие.
4. К эукариотам
относят как одноклеточные, так и многоклеточные организмы.
5. Прокариоты не
имеют митохондрий.
№12
2,3,4
2.
Родоначальником клеточной теории является Р. Гук
3. Вирусы – это
неклеточная форма жизни (не являются клеткой)
4. Рудольф Вирхов
утверждал, каждая клетка от клетки.
№13
1,2,5
1. По способу
питания бактерии могут быть автотрофами. Это хемотрофы и фототрофы.
2.
Азотофиксирующие бактерии являются симбионтами.
5. Сапротрофные бактерии
являются гетеротрофами, а не автотрофами.
№14
2,3,4
2. Удвоение ДНК
происходит в интерфазе (синтет. период)
3. Вторая фаза
митоза – метафаза.
4. Третья фаза
митоза – анафаза.
№15
1,3,4
1. Мейоз – особый
способ деления специальных клеток (репродуктивное деление)
3. В профазе I еще происходит конъюгация и
кроссинговер.
4. В анафазе II расходятся дочерние хроматиды (или
расхождение гомологичных хромосом происходит в анафазе II)
№16
1,3,5
Онтогенез
начинается с момента образования зиготы.
3. Зигота
подвергается дроблению, а в основе которого лежит митоз
5. Эмбриональный
период развития у позвоночных животных завершается после выхода из яйца или
рождения.
№17
1,4,5
1. Популяция
представляет собой совокупность особей одного (а не разных) вида, длительное
время время населяющих общую территорию.
4. Популяция не
является движущей силой эволюции. Движущие силы – это наследственная
изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
5.Личинки комаров
не являются популяцией, да и виды их могут быть разными.
№18
2,4,5
2. Место
расположения гена – локус
4. число групп
сцепления равно гаплоидному набору хромосом
5. нарушение
сцепления генов происходит при кроссинговере.
№19
2,5,6
2. Мономерами
белка являются аминокислоты
5. наследственная
инфоримация о признаках организма в ДНК
6. В состав
рибосом входят молекулы Р-РНК, а не т-РНК.
№20
2,3,5
2 – популяции
одного вида частично изолированы, но особи разных популяций могут скрещиваться.
3 – генофонды
разных популяций одного виды отличаются
5 — группа
лягушек не является популяцией, т.к. группа особей одного вида считается
популяцией, если она на протяжении большого числа поколений занимает одно и
тоже пространство.
№21
1,4,5
1 – популяция
представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида,
длительное время населяющих общую территорию популяции.
4 – популяция
является структурной единицей вида.
5 – численность
популяций может измениться в разные сезоны и годы.
№22
2,3,4
2 – первым звеном
является продуценты
3 – консументы не
способны к фотосинтезу
4 – кислород
выделяется в световой фазе ф-за
№23
2,3,5
2. Живое вещество
пронизывает всю нижнюю часть атмосферы, часть гидросферы и верхний слой
литосферы.
3. Живое вещество
выполняет в биосфере не только газовую и концентрационную функции.
5. Некоторые
функции живого вещества, такие как усвоение молекулярного азота, восстановление
СО2, могут выполнять не только растения, но и некоторые бактерии.
ЕГЭ. Биология. Задание №24
1. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Биогеоценоз – система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии.
(2)Термин предложил советский учёный В.Н. Сукачёв.
(3)По его мнению, биогеоценоз представляет собой устой-чивую саморегулирующуюся экологическую систему, в которой органи-ческие компоненты неразрывно связаны с неорганическими и антро-погенными.
(4)Примерами биогеоценоза Сукачёв считал сосновый лес, саванну или пруд.
(5)Важнейшим свойством биогеоценозов Сукачёв считал саморегуляцию.
(6)По его мнению, биогеоценозы никогда не изменялись в пространстве и времени.
2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Цианобактерии (сине-зелёные) наиболее древние организмы, их относят к прокариотам.
2. Клетки имеют толстую клеточную стенку.
3. У цианобактерий кольцевая хромосома обособлена от цитоплазмы ядерной оболочкой.
4. У цианобактерий имеется хлорофилл, в их клетках образуются органические вещества из неорганических.
5. Фотосинтез у цианобактерий происходит в хлоропластах.
6. В мелких рибосомах синтезируются белки.
7. Синтез АТФ происходит в митохондриях.
3. Укажите основные признаки строения организмов, относящихся к царству грибы.
4. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Нервная система млекопитающих характеризуется высокой степенью сложности. 2. В головном мозге особенно развиты полушария мозжечка, что обеспечивает сложность поведения млекопитающих. 3. У млекопитающих впервые появилось внутреннее ухо, что привело к резкому улучшению слуха животных. 4. Все млекопитающие, кроме первозверей, — живородящие животные. 5. Детёныши развиваются в плаценте, которая располагается в брюшной полости. 6. Млекопитающие, у которых развивается плацента, называются плацентарными.
5. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Полость носа выстлана мерцательным эпителием.
2. Гортань — полый орган воронкообразной формы.
3. Надгортанник закрывает вход в пищевод.
4. Внутри гортани имеются две голосовые связки.
5. Кашель происходит при сильном вдохе.
6. Гортань переходит в в два крупных бронха.
6. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1) У прокариотических организмов под оболочкой клетки находится плазматическая мембрана.
2) Прокариоты не способны к фагоцитозу.
3) В клетках прокариот имеется оформленное ядро.
4) В клетках прокариот отсутствуют мембранные органоиды.
5) У всех эукариот есть хлоропласты.
6) В синтезе белков эукариоты используют свободный азот атмосферы.
7. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Цветок — орган размножения покрытосеменных растений.
2. Цветок представляет собой видоизменённый лист.
3. Функции цветка — это половое и бесполое размножение.
4. Цветок соединен со стеблем цветоножкой.
5. В цветке имеются пестики и тычинки.
8. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Поджелудочная железа». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции, так как она вырабатывает ферменты и гормоны. (2)Ферменты и гормоны поступают непосредственно в кровь. (3)Гормон поджелудочной железы — адреналин повышает содержание глюкозы в крови, а инсулин — понижает.
(4)Ферменты поджелудочного сока расщепляют практически все питательные вещества. (5)Под влиянием трипсина завершается расщепление белков до простых сахаров. (6)Под действием липазы жиры распадаются до глицерина и жирных кислот. (7)Углеводы под действием амилазы расщепляются до глюкозы.
9. Перечислите признаки высших растений.
10. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Кенгуру − представитель сумчатых млекопитающих. 2. Они обитают в Австралии и Южной Америке. 3. Питаются кенгуру в основном личинками насекомых. 4. После родов детёныш кенгуру заползает в сумку, где питается
молоком. 5. Такой способ вынашивания связан с тем, что у кенгуру плохо развита плацента. 6. При передвижении кенгуру опирается на четыре лапы, что позволяет совершать длинные прыжки.
11. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа организма. 2. Генные или точковые мутации связаны с изменением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК. 3. Хромосомные мутации — наиболее часто встречающийся класс мутационных изменений. 4. Хромосомными называют мутации, приводящие к изменению числа хромосом. 5. Появление геномных мутаций всегда связано с возникновением двух или более разрывов хромосом с последующим их соединением, но в неправильном порядке. 6. Наиболее распространённым типом геномных мутаций является полиплоидия – кратное изменение числа хромосом.
12. Назовите не менее 3 признаков приспособленности пресмыкающихся к размножению в наземной среде.
13. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Методы изучения генетики человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Для изучения генетики человека используют специфические методы. (2)Генеалогический метод основан на составлении родословной и изучении характера наследования признака. (3)Этот метод эффективен при исследовании хромосомных мутаций. (4)Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцевых близнецов. (5)Цитогенетический метод основан на микроскопическом исследовании структуры хромосом и их количества. (6)Данный метод используется в медицине для установления геномных и хромосомных мутаций. (7)Характер наследования гемофилии в королевских фамилиях Европы был установлен биохимическим методом исследования.
14. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их
1. Зелёные водоросли состоят из разнообразных тканей. 2. В их клетках наряду с фотосинтезом происходит хемосинтез. 3. Они образуют органические вещества из неорганических. 4. Как и цветковые растения, водоросли поглощают воду и минеральные соли с помощью корней. 5. Морскую водоросль – ламинарию – человек употребляет в пищу.
15. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Основные классы типа членистоногих — ракообразные, паукообразные, насекомые.
2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные — три пары.
3. Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик — сложные.
4. У паукообразных на брюшке расположены паутинные железы.
5. Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью лёгочных мешков и трахей.
16. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)В процессах дыхания и фотосинтеза в клетке участвуют митохондрии и хлоропласты. (2)Митохондрии — энергетические станции клетки. (3)В митохондриях происходит анаэробное окисление органических веществ. (4)В процессе дыхания происходит расщепление АТФ и выделение энергии. (5)Фотосинтез состоит из световой и темновой фаз. (6)В световой фазе энергия солнечного света преобразуется в энергию химических связей АТФ и НАДФ∙Н. (7)В темновой фазе фотосинтеза происходит фотолиз воды.
17. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Кора больших полушарий образована серым веществом.
2. Серое вещество состоит из отростков нейронов.
3. Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли.
4. Зрительная зона находится в лобной доле.
5. Слуховая зона находится в теменной доле.
18. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Кольчатые черви — это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей.
2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему.
3. Тело кольчатых червей состоит из одинаковых члеников.
4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует.
5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным нервным кольцом и спинной нервной цепочкой.
19. Чем представлены светопреломляющие структуры в органе зрения человека?
20. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Пластиды встречаются в клетках растительных организмов и некоторых бактерий и животных, способных как к гетеротрофному, так и автотрофному питанию. 2. Хлоропласты, так же как и лизосомы, — двумембранные, полуавтономные органоиды клетки. 3. Строма — внутренняя мембрана хлоропласта, имеет многочисленные выросты. 4. В строму погружены мембранные структуры — тилакоиды. 5. Они уложены стопками в виде крист. 6. На мембранах тилакоидов протекают реакции световой фазы фотосинтеза, а в строме хлоропласта — реакции темновой фазы.
ЕГЭ. Биология. Задание №24
1. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Биогеоценоз – система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии.
(2)Термин предложил советский учёный В.Н. Сукачёв.
(3)По его мнению, биогеоценоз представляет собой устой-чивую саморегулирующуюся экологическую систему, в которой органи-ческие компоненты неразрывно связаны с неорганическими и антро-погенными.
(4)Примерами биогеоценоза Сукачёв считал сосновый лес, саванну или пруд.
(5)Важнейшим свойством биогеоценозов Сукачёв считал саморегуляцию.
(6)По его мнению, биогеоценозы никогда не изменялись в пространстве и времени.
Пояснение.
1) 3 – антропогенные факторы не выделялись отдельно в теории Сукачёва;
2) 4 – Сукачёв в качестве биогеоценозов называл только крупные наземные экосистемы;
3) 6 – биогеоценозы могут изменяться в результате сукцессии
2. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Цианобактерии (сине-зелёные) наиболее древние организмы, их относят к прокариотам.
2. Клетки имеют толстую клеточную стенку.
3. У цианобактерий кольцевая хромосома обособлена от цитоплазмы ядерной оболочкой.
4. У цианобактерий имеется хлорофилл, в их клетках образуются органические вещества из неорганических.
5. Фотосинтез у цианобактерий происходит в хлоропластах.
6. В мелких рибосомах синтезируются белки.
7. Синтез АТФ происходит в митохондриях.
Пояснение.
Ошибки в предложениях 3, 5, 7.
3. У цианобактерий кольцевая хромосома обособлена от цитоплазмы ядерной оболочкой. У цианобактерий нет ядерной оболочки.
5. Фотосинтез у цианобактерий происходит в хлоропластах. У цианобактерий нет мембранных органоидов, в том числе хлоропластов.
7. Синтез АТФ происходит в митохондриях (ошибка). У цианобактерий нет мембранных органоидов, в том числе митохондрий.
3. Укажите основные признаки строения организмов, относящихся к царству грибы.
Пояснение.
Мицелий (грибница) состоит из гифов, или Мицелий состоит из множества тонких ветвящихся и переплетающихся нитей, которые называются гифами
Клеточная стенка содержит элементы хитина.
Клетки могут быть одно- и многоядерными.
Клетки не имеют хлорофилла (гетеротрофы).
4. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Нервная система млекопитающих характеризуется высокой степенью сложности. 2. В головном мозге особенно развиты полушария мозжечка, что обеспечивает сложность поведения млекопитающих. 3. У млекопитающих впервые появилось внутреннее ухо, что привело к резкому улучшению слуха животных. 4. Все млекопитающие, кроме первозверей, — живородящие животные. 5. Детёныши развиваются в плаценте, которая располагается в брюшной полости. 6. Млекопитающие, у которых развивается плацента, называются плацентарными.
Пояснение.
2. В головном мозге особенно развиты полушария переднего мозга, что обеспечивает сложность поведения млекопитающих.
3. У млекопитающих впервые появилось наружное ухо, что привело к резкому улучшению слуха животных.
5. Детёныши развиваются в матке, которая располагается в брюшной полости.
5. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Полость носа выстлана мерцательным эпителием.
2. Гортань — полый орган воронкообразной формы.
3. Надгортанник закрывает вход в пищевод.
4. Внутри гортани имеются две голосовые связки.
5. Кашель происходит при сильном вдохе.
6. Гортань переходит в в два крупных бронха.
Пояснение.
1) 3 — надгортанник закрывает вход в трахею.
2) 5 — кашель происходит при сильном выдохе.
3) 6 — гортань переходит в трахею.
Примечание.
предложение № 3 можно исправить следующим образом:
— Надгортанник закрывает вход в ГОРТАНЬ,
или
— Надгортанник закрывает вход в дыхательные пути
6. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1) У прокариотических организмов под оболочкой клетки находится плазматическая мембрана.
2) Прокариоты не способны к фагоцитозу.
3) В клетках прокариот имеется оформленное ядро.
4) В клетках прокариот отсутствуют мембранные органоиды.
5) У всех эукариот есть хлоропласты.
6) В синтезе белков эукариоты используют свободный азот атмосферы.
Пояснение.
3) В клетках прокариот имеется нуклеоид.
5) У эукариотов хлоропласты присутствуют только в зеленых клетках растений.
6) В синтезе белков эукариоты не могут использовать свободный азот атмосферы. В основном используется азот, входящий в состав минеральных солей и поступающий с пищей.
7. Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.
1. Цветок — орган размножения покрытосеменных растений.
2. Цветок представляет собой видоизменённый лист.
3. Функции цветка — это половое и бесполое размножение.
4. Цветок соединен со стеблем цветоножкой.
5. В цветке имеются пестики и тычинки.
Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях:
1) 2 — цветок — видоизмененный побег;
2) 3 — функции цветка — привлечение насекомых — опылителей и образование семян и плодов, т. е участие в половом размножении;
3) 5 — есть цветки только тычиночные или пестичные.
Примечание.
Как вариант, 5 предложение можно исправить:
Не все цветки имеют и пестик и тычинки.
8. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Поджелудочная железа». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Поджелудочную железу относят к железам смешанной секреции, так как она вырабатывает ферменты и гормоны. (2)Ферменты и гормоны поступают непосредственно в кровь. (3)Гормон поджелудочной железы — адреналин повышает содержание глюкозы в крови, а инсулин — понижает.
(4)Ферменты поджелудочного сока расщепляют практически все питательные вещества. (5)Под влиянием трипсина завершается расщепление белков до простых сахаров. (6)Под действием липазы жиры распадаются до глицерина и жирных кислот. (7)Углеводы под действием амилазы расщепляются до глюкозы.
Пояснение.
Ошибки допущены в следующих предложениях:
1) 2 — ферменты по протокам поступают в двенадцатиперстную кишку;
2) 3 — глюкагон – гормон поджелудочной железы, который повышает уровень глюкозы в крови (адреналин вырабатывается надпочечниками);
3) 5 — белки расщепляются до аминокислот (до простых сахаров расщепляются углеводы в ротовой полости)
9. Перечислите признаки высших растений.
Пояснение.
У высших растений в теле имеются органы и ткани. В цикле развития происходит чередование полового и бесполого поколения. Высшие растения формируют специализированные органы, в которых созревают гаметы. Высшие растения приспособлены к жизни как в водной среде, так и на суше.
Примечание.
К высшим растениям относятся мохообразные и сосудистые растения (папоротниковидные, плауновидные, голосеменные и покрытосеменные).
10. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Кенгуру − представитель сумчатых млекопитающих. 2. Они обитают в Австралии и Южной Америке. 3. Питаются кенгуру в основном личинками насекомых. 4. После родов детёныш кенгуру заползает в сумку, где питается
молоком. 5. Такой способ вынашивания связан с тем, что у кенгуру плохо развита плацента. 6. При передвижении кенгуру опирается на четыре лапы, что позволяет совершать длинные прыжки.
Пояснение.
1. Предложение 2 – кенгуру живут только в Австралии.
2. Предложение 3 – кенгуру питаются только растениями.
3. Предложение 6 – кенгуру прыгает на двух лапах
11. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа организма. 2. Генные или точковые мутации связаны с изменением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК. 3. Хромосомные мутации — наиболее часто встречающийся класс мутационных изменений. 4. Хромосомными называют мутации, приводящие к изменению числа хромосом. 5. Появление геномных мутаций всегда связано с возникновением двух или более разрывов хромосом с последующим их соединением, но в неправильном порядке. 6. Наиболее распространённым типом геномных мутаций является полиплоидия – кратное изменение числа хромосом.
Пояснение.
Элементы ответа:
ошибки допущены в предложениях:
1) 3 – хромосомные мутации не так часто возникают, как генные мутации; генные мутации — наиболее часто встречающийся класс мутационных изменений;
2) 4 – хромосомные мутации – это перестройки хромосом;
3) 5 – разрывы хромосом наблюдаются при хромосомных мутациях.
12. Назовите не менее 3 признаков приспособленности пресмыкающихся к размножению в наземной среде.
Пояснение.
1) внутреннее оплодотворение;
2) большой запас питательных веществ в яйце;
3) развитие яйцевых и зародышевых оболочек.
13. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Методы изучения генетики человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Для изучения генетики человека используют специфические методы. (2)Генеалогический метод основан на составлении родословной и изучении характера наследования признака. (3)Этот метод эффективен при исследовании хромосомных мутаций. (4)Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцевых близнецов. (5)Цитогенетический метод основан на микроскопическом исследовании структуры хромосом и их количества. (6)Данный метод используется в медицине для установления геномных и хромосомных мутаций. (7)Характер наследования гемофилии в королевских фамилиях Европы был установлен биохимическим методом исследования.
Пояснение.
Ошибки допущены в предложениях:
1. Предложение 3 — эффективен при исследовании генных мутаций, (хромосомные мутации можно исследовать цитогенетическим методом);
2. Предложение 4 — близнецовый метод не прогнозирует рождение близнецов, а позволяет изучить взаимодействие генотипа и факторов среды обитания (влияние факторов среды на развитие фенотипа);
3. Предложение 7 — характер наследования гемофилии был установлен генеалогическим методом (биохимический метод изучает заболевания, в основе которых лежит нарушение обмена веществ).
14. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их
1. Зелёные водоросли состоят из разнообразных тканей. 2. В их клетках наряду с фотосинтезом происходит хемосинтез. 3. Они образуют органические вещества из неорганических. 4. Как и цветковые растения, водоросли поглощают воду и минеральные соли с помощью корней. 5. Морскую водоросль – ламинарию – человек употребляет в пищу.
Пояснение.
Ошибки допущены в предложениях:
1) 1 — зелёные водоросли состоят из одинаковых клеток и большинство не имеют тканей;
2) 2 — в клетках водорослей хемосинтеза не происходит;
3) 4 — водоросли не имеют корней
15. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера, в которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Основные классы типа членистоногих — ракообразные, паукообразные, насекомые.
2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные — три пары.
3. Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик — сложные.
4. У паукообразных на брюшке расположены паутинные железы.
5. Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью лёгочных мешков и трахей.
Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях 2), 3) и 5). Исправим их:
1) 2 — насекомые имеют три пары ног, а паукообразные — 4 пары;
2) 3 — речной рак имеет сложные глаза, а паук-крестовик простые;
3) 5 — паук-крестовик дышит с помощью легочных мешков и трахей, а майский жук только с помощью трахей.
16. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)В процессах дыхания и фотосинтеза в клетке участвуют митохондрии и хлоропласты. (2)Митохондрии — энергетические станции клетки. (3)В митохондриях происходит анаэробное окисление органических веществ. (4)В процессе дыхания происходит расщепление АТФ и выделение энергии. (5)Фотосинтез состоит из световой и темновой фаз. (6)В световой фазе энергия солнечного света преобразуется в энергию химических связей АТФ и НАДФ∙Н. (7)В темновой фазе фотосинтеза происходит фотолиз воды.
Пояснение.
Элементы ответа:
ошибки допущены в предложениях:
1) 3 — в митохондриях происходит аэробное (кислородное) окисление органических веществ (анаэробное окисление происходит в цитоплазме);
2) 4 — в процессе дыхания происходит синтез АТФ;
3) 7 — в световой фазе происходит фотолиз (В темновой фазе фотосинтеза происходит синтез глюкозы).
17. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, которых сделаны ошибки, объясните их.
1. Кора больших полушарий образована серым веществом.
2. Серое вещество состоит из отростков нейронов.
3. Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли.
4. Зрительная зона находится в лобной доле.
5. Слуховая зона находится в теменной доле.
Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях:
1) 2 — серое вещество образовано телами нейронов;
2) 4 — зрительная зона находится в затылочной доле;
3) 5 — слуховая зона находится в височной доле.
18. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Кольчатые черви — это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей.
2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему.
3. Тело кольчатых червей состоит из одинаковых члеников.
4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует.
5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным нервным кольцом и спинной нервной цепочкой.
Пояснение.
1) 2 — кольчатые черви имеют замкнутую кровеносную систему;
2) 4 — кольчатые черви имеют имеют полость тела;
3) 5 — нервная цепочка расположена на брюшной стороне тела.
19. Чем представлены светопреломляющие структуры в органе зрения человека?
Пояснение.
1) Роговица — прозрачная сферическая структура.
2) Хрусталик в виде двояковыпуклой линзы.
3) Стекловидное тело — заполняет внутреннюю часть глаза.
4) Прозрачная жидкость, заполняющая передние и задние камеры.
20. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Пластиды встречаются в клетках растительных организмов и некоторых бактерий и животных, способных как к гетеротрофному, так и автотрофному питанию. 2. Хлоропласты, так же как и лизосомы, — двумембранные, полуавтономные органоиды клетки. 3. Строма — внутренняя мембрана хлоропласта, имеет многочисленные выросты. 4. В строму погружены мембранные структуры — тилакоиды. 5. Они уложены стопками в виде крист. 6. На мембранах тилакоидов протекают реакции световой фазы фотосинтеза, а в строме хлоропласта — реакции темновой фазы.
Пояснение.
Ошибки допущены в предложениях:
1) 2 — Лизосомы — одномембранные структуры цитоплазмы.
2) 3 — Строма — полужидкое содержимое внутренней части хлоропласта.
3) 5 — Тилакоиды уложены стопками в виде гран, а кристы — складки и выросты внутренней мембраны митохондрий.
Примечание.
1 предложение в критериях не исправлено, но мы считаем, что его также необходимо исправлять.
1 — Пластиды встречаются в клетках растительных организмов и некоторых животных, способных как к гетеротрофному, так и автотрофному питанию.
Из данного предложения нужно убрать бактерии, т.к. у бактерий нет мембранных органоидов. Среди прокариотических организмов многие группы обладают фотосинтетическими аппаратами и имеют в связи с этим особое строение. Для фотосинтезирующих микроорганизмов (синезеленые водоросли и многие бактерии) характерно, что их фоточувствительные пигменты локализуются в плазматической мембране или в её выростах, направленных в глубь клетки.