Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.
2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга.
3. Популяция является структурной единицей вида.
4. Популяция является движущей силой эволюции.
5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.
Спрятать пояснение
Пояснение.
1. Популяция представляет собой совокупность особей одного (а не разных) вида, длительное время населяющих общую территорию.
4. Популяция не является движущей силой эволюции. Движущие силы — это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
5. Личинки комаров не являются популяцией, да и виды их могут быть разными.
Примечание к предложению 4:
Движущие силы эволюции (Синтетическая теория эволюции): наследственная изменчивость (мутационная и комбинативная), борьбы за существование, естественный отбор, дрейф генов, популяционные волны, изоляция.
Основные факторы и движущие силы эволюции. Современная теория органической эволюции, которую называют синтетической (СТЭ), отличается от дарвиновской теории рядом важнейших положений:
· она выделяет элементарную структуру, с которой начинается эволюция. В настоящее время такой структурой считается популяция или вид, который включает в свой состав несколько популяций;
· в качестве элементарного явления или процесса эволюции рассматривается устойчивое изменение генотипа популяции;
· выделяются основные и неосновные факторы и движущие силы эволюции.
Ч. Дарвин и его последователи к основным факторам эволюции относили: а) изменчивость, б) наследственность и в) естественный отбор, связанный с борьбой за существование. Ныне к ведущим факторам эволюции относят 1) мутационные процессы, 2) популяционные волны численности особей и 3) их изоляцию.
Спрятать критерии
Критерии проверки:
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок,
ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок,
ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки |
1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
Раздел кодификатора ФИПИ:
Задание № 22201
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
(1)Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. (2)Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга. (З)Популяция является структурной единицей вида. (4)Популяция является движущей силой эволюции. (5)Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.
Показать ответ
Комментарий:
Ошибки допущены в предложениях:
1) 1 — популяция представляет собой совокупность особей одного вида;
2) 4 — популяции являются элементарной единицей эволюции, а не движущей силой;
3) 5 — личинки комара не представляют собой популяцию, так как лужа мала и недолговечна, а личинка комара — это только одна стадия в развитии комара, а популяция включает все возрастные группы
Ответ:
Нашли ошибку в задании? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Найдите ошибки в приведенное тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны» исправьте их.
. 1» Популяция представляет собой совокупность ‘свободно скрещивающихся особей разных видов» длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции называется ее генофондом. 4. Каждый вид, как правило, состоит из одной популяции. 5. Численность популяции всегда стабильна.
Найдите ошибки в приведенное тексте.
Укажите номера предложений, в которых они сделаны» исправьте их.
. 1» Популяция представляет собой совокупность ‘свободно скрещивающихся особей разных видов» длительное время населяющих общую территорию.
2. Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры.
3. Совокупность всех генов популяции называется ее генофондом.
4. Каждый вид, как правило, состоит из одной популяции.
5. Численность популяции всегда стабильна.
Вопрос Найдите ошибки в приведенное тексте?, расположенный на этой странице сайта, относится к
категории Биология и соответствует программе для 10 — 11 классов. Если
ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска
похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему.
Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку,
расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей,
оставившими комментарии под вопросом.
В задании 33 установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите цифры, которыми обозначены биологические процессы, явления, практические действия, в правильной последовательности в таблицу.
33Установите последовательность, в которой предположительно возникли перечисленные группы растений.
1)Риниофиты
2)Голосеменные
3)Папоротники
4)Зелёные водоросли
5)Мохообразные
6)Покрытосеменные
Ответ:
Часть 2
Для записиvkответов.com/ege100ballovна задания 34–40 используйте отдельный лист.
Запишите сначала номер задания (34, 35 и т. д.), затем − полный развёрнутый ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
34Какую информацию может получить цитогенетик при микроскопическом исследовании хромосомного набора животного?
35Какой орган растения изображён на рисунке? Какие части органа обозначены цифрами 1, 2, 3? Какие функции в жизни растения он выполняет?
vk.com/ege100ballov
36 Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. Исправьте ошибки.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Популяция является структурной единицей живой природы. 4. Совокупность всех генов популяции называется её генофондом. 5. Численность популяции всегда стабильна. 6. Популяции одного вида генетически неоднородны, т. е. обладают различными генофондами.
37Почему регуляция функций организма человека названа нейрогуморальной? Как она осуществляется?
38Приведите примеры эмбриологических доказательств эволюции хордовых животных и объясните значение этих доказательств.
39Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент цепи тРНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: УГА-ГГА-ЦУЦ- ГЦА-УУГ-АУЦ. Установите фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется данная тРНК, аминокислоту, которую приносит эта тРНК к рибосомам, если её третий триплет является антикодоном, иРНК, переносящую информацию и последовательность аминокислот в молекуле белка, который кодируется данной молекулой ДНК.
Генетический код (иРНК)
Первое |
Второе основание |
Третье |
||||
основание |
основание |
|||||
У |
Ц |
А |
Г |
|||
Фен |
Сер |
Тир |
Цис |
У |
||
У |
Фен |
Сер |
Тир |
Цис |
Ц |
|
Лей |
Сер |
— |
— |
А |
||
Лей |
Сер |
— |
Три |
Г |
||
Лей |
Про |
Гис |
Арг |
У |
||
Ц |
Лей |
Про |
Гис |
Арг |
Ц |
|
Лей |
Про |
Глн |
Арг |
А |
||
Лей |
Про |
Глн |
Арг |
Г |
||
А |
vk |
.com/ege100ballov |
Сер |
У |
||
Иле |
Тре |
Асн |
||||
Иле |
Тре |
Асн |
Сер |
Ц |
||
Иле |
Тре |
Лиз |
Арг |
А |
||
Мет |
Тре |
Лиз |
Арг |
Г |
||
Вал |
Ала |
Асп |
Гли |
У |
||
Г |
Вал |
Ала |
Асп |
Гли |
Ц |
|
Вал |
Ала |
Глу |
Гли |
А |
||
Вал |
Ала |
Глу |
Гли |
Г |
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального ряда. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
40У овса доминантными являются признаки раннеспелости и нормального роста. Признаки позднеспелости и гигантизма являются рецессивными. Определите генотипы и фенотипы растений, полученных от скрещивания дигетерозиготного растения с растением раннеспелого сорта, гетерозиготного по этому признаку, но гигантом. Гены роста и сроков спелости сцеплены. Какой генетический закон проявляется в этом случае?
Ответы к заданиям |
|
№ задания |
Ответ |
26 |
146 |
27 |
124 |
28 |
145 |
29 |
212221 |
30 |
123321 |
31 |
122112 |
32 |
221221 |
33 |
341265 |
Ответы к заданиям |
|
№ задания |
Ответ |
26 |
146 |
27 |
356 |
vk.com/ege100ballov |
|
28 |
236 |
29 |
212121 |
30 |
123321 |
31 |
122112 |
32 |
121212 |
33 |
415326 |
Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом
34Какую информацию может получить цитогенетик при микроскопическом исследовании хромосомного набора животного?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его Баллы смысла)
Элементы правильного ответа:
1)при исследовании хромосомного набора можно определить вид животного;
2)по хромосомному набору можно определить пол животного, а также характер наследственных заболеваний
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит |
2 |
|
биологических ошибок |
||
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит |
||
биологических ошибок. |
||
ИЛИ |
1 |
|
Ответ включает два названных выше элемента, но содержит негрубые |
||
биологические ошибки |
||
Ответ неправильный |
0 |
|
vk.com/ege100ballov |
||
Максимальный балл |
2 |
35Какой орган растения изображён на рисунке? Какие части органа обозначены цифрами 1, 2, 3? Какие функции в жизни растения он выполняет?
Содержаниеvk.com/ege100ballovверного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его Баллы смысла)
Элементы правильного ответа:
1)на рисунке изображён побег – сложный орган растения;
2)цифрами обозначены: 1 – верхушечная почка, 2 − пазуха листа, с пазушной почкой (это узел), 3 – междоузлие;
3)функции побега: рост, фотосинтез, вегетативное размножение, транспорт веществ в растении, транспирация
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит |
3 |
|
биологических ошибок |
||
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит |
||
биологических ошибок. |
||
ИЛИ |
2 |
|
Ответ включает три названных выше элемента, но содержит негрубые |
||
биологические ошибки |
||
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит |
||
биологических ошибок. |
||
ИЛИ |
1 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит |
||
негрубые биологические ошибки |
||
Ответ неправильный |
0 |
|
Максимальный балл |
3 |
36 |
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, |
в которых они допущены. Исправьте ошибки. |
|
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся |
|
особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. |
|
2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, |
|
возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Популяция является |
|
структурной единицей живой природы. 4. Совокупность всех генов популяции |
называется её генофондом. 5. Численность популяции всегда стабильна. 6. Популяции одного вида генетически неоднородны, т. е. обладают различными генофондами.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию |
Баллы |
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его |
смысла)
Элементы правильного ответа Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5.
1)1 − популяция – совокупность особей одного вида.
2)3 – популяция – структурная единица вида.
3)5 – Численность популяции изменяется в зависимости от разных факторов
Ответ включает три из названных выше элементов и не содержит |
|
vk.com/ege100ballov |
3 |
биологических ошибок |
|
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит |
|
биологических ошибок. |
|
ИЛИ |
2 |
Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит |
|
негрубые биологические ошибки |
|
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит |
|
биологических ошибок. |
|
ИЛИ |
1 |
Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит |
|
негрубые биологические ошибки |
|
Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
37Почему регуляция функций организма человека названа нейрогуморальной? Как она осуществляется?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его Баллы смысла)
Элементы правильного ответа:
1)в регуляции деятельности организма участвуют две системы – нервная и гуморальная;
2)нервная система обеспечивает рефлекторную деятельность организма, проводя нервные импульсы по рефлекторным дугам;
3)гуморальная регуляция основана на действии гормонов, выделение которых контролируются нервной системой
Ответ включает все названные выше |
элементы, не содержит |
3 |
биологических ошибок |
||
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит |
||
биологических ошибок. |
||
ИЛИ |
2 |
|
Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит |
||
негрубые биологические ошибки |
||
vk.com/ege100ballov |
||
Ответ включает один из названных выше |
элементов и не содержит |
|
биологических ошибок. |
||
ИЛИ |
1 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит |
||
негрубые биологические ошибки |
||
Ответ неправильный |
0 |
|
Максимальный балл |
3 |
38Приведите примеры эмбриологических доказательств эволюции хордовых животных и объясните значение этих доказательств.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его Баллы смысла)
Элементы правильного ответа:
1)у всех эмбрионов хордовых животных есть зачатки жаберных дуг и хвостовой отдел позвоночника;
2)также у них есть двухкамерное сердце и один круг кровообращения;
3)все классы хордовых проходят стадии зиготы, бластулы, гаструлы
Ответ |
включает все названные выше элементы, не содержит |
3 |
|
биологических ошибок |
|||
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит |
|||
биологических ошибок. |
|||
ИЛИ |
2 |
||
Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит |
|||
негрубые биологические ошибки |
|||
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит |
|||
биологических ошибок. |
|||
ИЛИ |
vk.com/ege100ballov |
1 |
|
Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит |
|||
негрубые биологические ошибки |
|||
Ответ неправильный |
0 |
||
Максимальный балл |
3 |
39Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент цепи тРНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: УГА-ГГА-ЦУЦ- ГЦА-УУГ-АУЦ. Установите фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется данная тРНК, аминокислоту, которую приносит эта тРНК к рибосомам, если её третий триплет является антикодоном, иРНК, переносящую информацию и последовательность аминокислот в молекуле белка, который кодируется данной молекулой ДНК.
Генетический код (иРНК) |
||||||
Первое |
Второе основание |
Третье |
||||
основание |
основание |
|||||
У |
Ц |
А |
Г |
|||
Фен |
Сер |
Тир |
Цис |
У |
||
У |
Фен |
Сер |
Тир |
Цис |
Ц |
|
Лей |
Сер |
— |
— |
А |
||
Лей |
Сер |
— |
Три |
Г |
||
Лей |
Про |
Гис |
Арг |
У |
||
Ц |
Лей |
Про |
Гис |
Арг |
Ц |
|
Лей |
Про |
Глн |
Арг |
А |
||
Лей |
Про |
Глн |
Арг |
Г |
||
Иле |
Тре |
Асн |
Сер |
У |
||
vk |
.com/ege100ballov |
Ц |
||||
А |
Иле |
Тре |
Асн |
Сер |
||
Иле |
Тре |
Лиз |
Арг |
А |
||
Мет |
Тре |
Лиз |
Арг |
Г |
||
Вал |
Ала |
Асп |
Гли |
У |
||
Г |
Вал |
Ала |
Асп |
Гли |
Ц |
|
Вал |
Ала |
Глу |
Гли |
А |
||
Вал |
Ала |
Глу |
Гли |
Г |
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального ряда. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
Соседние файлы в предмете Биология
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Доброго времени суток, ребята!
Предлагаю потренироваться в выполнении заданий на поиск ошибок в текстах, посвященных эволюции. Вначале публикую тексты, а в конце поста пойдут ответы. Тренируемся!
Тексты.
№1.
1.
Ученые считают, что первыми появившимися на Земле организмами были эукариоты.
2.
Первые организмы были анаэробными гетеротрофами.
3.
Затем эволюция шла в направлении развития автотрофных способов
питания.
4.
Первыми автотрофными организмами стали водоросли и мохообразные растения.
5.
В результате фотосинтеза в атмосфере Земли появился свободный кислород.
№2.
1.Наиболее важными ароморфозами в эволюции многоклеточных были: развитие
подвижных челюстей, формирование пятипалых конечностей, возникновение
покровительственной окраски.
2.С выходом животных на сушу возникло наружное оплодотворение.
3.Расцвет млекопитающих был обеспечен возникновением теплокровности,
трехкамерного сердца и внутреннего скелета.
№3.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. В процессе длительной эволюции у пресмыкающихся
возникли приспособления к жизни на суше. 2. Оплодотворение у них
наружное. 3. Яйца содержат большой запас питательных веществ и покрыты
плотными оболочками, которые защищают развивающийся зародыш от
высыхания и механических повреждений. 4. Шейный отдел позвоночника, как
и у земноводных, представлен одним позвонком, что затрудняет
подвижность головы. 5. Кожный покров богат железами.
№4.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. Популяция представляет собой совокупность
свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время
населяющих общую территорию. 2. Основными групповыми характеристиками
популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и
пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции
называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой
природы. 5. Численность популяции всегда стабильна.
№5. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.
2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга.
3. Популяция является структурной единицей вида. 4. Популяция является движущей силой эволюции.
5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.
№6. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время населяющих общую территорию.
2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая, пространственная структура.
3. Популяция является структурной единицей биосферы.
4. Популяция – это элементарная единица эволюции.
5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию.
№7.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.
1.
Родство человека и животных подтверждается наличием у них
рудиментов и атавизмов. 2. Рудименты – это признаки, крайне
редко встречающиеся у человека, но имеющиеся у животных.
3. К рудиментам человека относят зубы мудрости, аппендикс,
обильный волосяной покров на теле человека, полулунную
складку в уголке глаз. 4. Атавизмы – это признаки возврата к
признакам предков. 5. В норме эти гены блокируются. 6. Они
проявляются при нарушении индивидуального развития
человека – филогенеза. 7. Примерами атавизмов служат:
многососковость, рождение хвостатых людей.
№8.
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Все организмы обладают наследственностью и изменчивостью.
2.
Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения
генотипа, затрагивающие целые хромосомы, их части или
отдельные гены.
3. Изменения, связанные с удвоением какого-либо нуклеотида в гене, относят к геномным мутациям.
4. Внутрихромосомные перестройки могут быть связаны с удвоением гена.
5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют генными.
6. Мутации всегда полезны организму.
№9. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1.
Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны
мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза
формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря
эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды
обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных
на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование
приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют
уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта.
№10. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1.
Между видами существует репродуктивная изоляция. 2. Этот
фактор способствует сохранению вида, как самостоятельной
эволюционной единицы. 3. Особенно важно, чтобы изоляция
возникала между генетически отдалёнными разновидностями и
видами. 4. Возможность скрещивания между ними выше, чем с
близкими, родственными видами. 5. Защита от чужих генов
достигается разными способами: различными сроками
созревания гамет, сходными местами обитания, способностью
яйцеклетки различать свои и чужие сперматозоиды. 6.
Межвидовые гибриды часто бывают нежизнеспособны или
бесплодны.
№11. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. Исправьте ошибки.
1.
Популяция представляет собой совокупность свободно
скрещивающихся особей разных видов, длительное время
населяющих общую территорию. 2. Основными
характеристиками популяции являются численность,
плотность, возрастная, половая и пространственная структуры.
3. Популяция является структурной единицей живой природы. 4.
Совокупность всех генов популяции называется её
генофондом. 5. Численность популяции всегда стабильна. 6.
Популяции одного вида генетически неоднородны, т. е.
обладают различными генофондами.
№12. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
(1)
Происхождение жизни на Земле по-разному объясняют несколько
различных гипотез. (2) Гипотеза самозарождения указывает
на возможность появления живых существ только от живых
родителей. (3) Её приверженцами были Р. Гук, Л. Пастер и ряд
других учёных. (4) Креационизм – ещё одна гипотеза,
утверждающая, что жизнь существовала вечно. (5) А.И. Опарин и
английский биолог Дж. Холдейн предположили, что органические
вещества и организмы возникли абиогенным путём из
неорганического вещества в результате длительной
эволюции. (6) Жизнь возникла на Земле примерно 3,5 млрд лет назад.
№13. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1.
Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения
генотипа организма. 2. Генные или точковые мутации связаны с
изменением последовательности нуклеотидов в молекуле
ДНК. 3. Хромосомные мутации — наиболее часто встречающийся
класс мутационных изменений. 4. Хромосомными называют
мутации, приводящие к изменению числа хромосом. 5.
Появление геномных мутаций всегда связано с
возникновением двух или более разрывов хромосом с
последующим их соединением, но в неправильном порядке. 6.
Наиболее распространённым типом геномных мутаций является
полиплоидия – кратное изменение числа хромосом.
№14. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Исправьте их.
1.
Первая эволюционная концепция принадлежит Ж.Б. Ламарку. 2.
Ламарк впервые выдвинул идею об изменяемости живой природы и
её естественном развитии. 3. Он был первым, кто в качестве
движущих сил эволюции признал естественный отбор и прямое
влияние среды на организм. 4. В середине XIX века английский
учёный Ч. Дарвин создал эволюционное учение, в котором
движущими силами эволюции назвал неопределённую
изменчивость, борьбу за существование и наследование
благоприобретенных признаков. 5. Ч. Дарвин в своём учении
утверждал, что в основе образования новых видов лежит
постепенное накопление различий между особями —
конвергенция признаков. 6. Результатами эволюции Ч. Дарвин
считал разнообразие видов и относительную приспособленность
организмов.
№15. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
Согласно
основным положениям синтетической теории эволюции: 1.
Материалом для эволюции служит наследственная изменчивость,
то есть мутации и комбинации генов. 2. Движущими силами
эволюции являются изменение генофонда популяции и
возникновение приспособленности организмов к условиям
существования. 3. Направляющий фактор эволюции —
естественный отбор, основанный на сохранении и накоплении
наследственных изменений организма. 4. Наименьшая
эволюционная единица — вид. 5. Эволюция имеет постепенный и
длительный характер. 6. Видообразование как этап эволюции
называется макроэволюцией.
Ответы.
№1.
Ошибки
допущены в предложениях 1,4.
1 — прокариоты; 4 — хемосинтезирующие бактерии
№2.
Ошибки
допущены в предложениях 1, 2, 3.
№3.
Ошибки допущены в предложениях:
2 – оплодотворение у пресмыкающихся внутреннее;
4 – шейный отдел у пресмыкающихся представлен несколькими позвонками, хорошо развит, обеспечивает подвижность головы;
5 – железы в кожном покрове отсутствуют
№4.
Ошибки допущены в предложениях:
1 – популяция представляет собой совокупность
свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих
общую территорию популяции;
4 – популяция является структурной единицей вида;
5 – численность популяций может изменяться в разные сезоны и годы
№5
1. Популяция представляет собой совокупность особей одного вида, а не разных.
4. Движущие силы (факторы) эволюции
– это естественный отбор, борьба за существование и т.п.
5. Популяция, по определению, должна длительно проживать в определенном месте.
Мелкая лужа скоро высохнет, поэтому личинки комаров не могут проживать в ней достаточно долго.
№6.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся
особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию.
3. Популяция является структурной единицей вида.
5. Личинки насекомых одного вида, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию.
№7.
Ошибки допущены в предложениях:
1) 2 — рудименты у человека встречаются часто, у животных — это обычно развитые признаки;
2) 3 — обильный волосяной покров на теле человека — это пример атавизма:
3) 6 — индивидуальное развитие называют онтогенезом.
№8.
3. Изменения, связанные с удвоением нуклеотида в гене, относят к генным (а не геномным) мутациям.
5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют геномными (а не генными).
6. Есть как полезные, так и вредные или нейтральные мутации
№9.
1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны крупные изменения.
2. В результате ароморфоза формируются новые классы, отделы, типы, царства в пределах одной группы.
5. К идиоадаптациям относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската.
№10.
Ошибки допущены в предложениях 3, 4, 5.
1) (3) Между разными видами уже существует репродуктивная изоляция.
ИЛИ
Изоляция возникает между особями одной популяции.
2) (4) Возможность скрещивания между родственными видами выше.
3) (5) Сходные места обитания не защищают от проникновения чужих генов.
Примечание от составителей сайта.
(2
предложение). Этот фактор способствует сохранению
ПОПУЛЯЦИИ, как самостоятельной эволюционной единицы.
№11
Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5.
1) 1 — популяция – совокупность особей одного вида.
2) 3 — популяция – структурная единица вида.
3) 5 — Численность популяции изменяется в зависимости от разных фактор
№12.
Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 4.
(2)
– Гипотеза самозарождения предполагала рождение живого
из неживого (например, из дынного дерева или бараньей
подливки).
(3) – Р. Гук и Л. Пастер опровергли гипотезу самозарождения.
(4) – Креационизм рассматривает жизнь как результат божественного творения.
№13.
ошибки допущены в предложениях:
1) 3
– хромосомные мутации не так часто возникают, как генные
мутации; генные мутации — наиболее часто встречающийся класс
мутационных изменений;
2) 4 – хромосомные мутации – это перестройки хромосом;
3) 5 – разрывы хромосом наблюдаются при хромосомных мутациях.
№14.
Ошибки содержатся в предложениях 3, 4, 5.
1) 3 — теорию естественного отбора создал Ч. Дарвин;
2) 4 — идея наследования приобретённых признаков принадлежит Ж. Б. Ламарку;
3) 5 — В основе эволюционных процессов лежит дивергенция.
ИЛИ
Накопление различий между особями не называется конвергенцией.
№15.
Ошибки допущены в предложениях:
1)
2 — Мутационный процесс, комбинативная изменчивость,
популяционные волны, естественный отбор — движущие силы
эволюции.
2) 4 — Наименьшая эволюционная единица – популяция.
3) 6 — Видообразование как этап эволюции называется микроэволюцией.
Г. И. Лернер
Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта Профессионалы.ru. Интернет проект Профессионалы.ru – это ведущая отечественная деловая социальная сеть, созданная специально для того, чтобы облегчить Ваш путь вверх по карьерной лестнице. Посетив сайт Профессионалы.ru, Вы найдете информацию о eCOSWAY, и других компаниях, которые позволяют вести сетевой бизнес. Сотрудник требуемой компании ответит на все интересующие Вас вопросы, предоставит прайс-лист и другую документацию. Интернет проект Профессионалы.ru располагается по адресу http://professionali.ru/
Задания части С
В предлагаемой статье даны советы эксперта по подготовке к решению заданий части С экзаменционной работы по биологии. Используются задания, опубликованные в сборниках под грифом Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Авторами-составителями этих заданий являются Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова, Е.Н. Никишова и др. Именно по этим сборникам желательно готовить учащихся, т.к. учебные материалы в них максимально приближены к экзаменационным по форме и содержанию. Все остальные пособия для подготовки к ЕГЭ можно использовать по усмотрению учителя, но лучше в первой половине учебного года.
Задания части С имеют некоторые особенности. Во-первых, это самая сложная часть экзаменационной работы. Во-вторых, решения заданий этой части, с одной стороны, должны отвечать определенным критериям, а с другой – допускают вариации ответов, не искажающих смысл вопроса. В-третьих, эти задания требуют от учащегося:
– внимательного чтения вопроса и точного понимания его смысла;
– выбора знаний и умений, необходимых для ответа на вопрос;
– умения отвечать достаточно лаконично и вместе с тем содержательно и точно.
Напомним, что часть С состоит из 6 заданий общей ценностью 17 баллов. Задание С1 оценивается в 2 балла, задания С2–С6 – в 3 балла каждое. На наш взгляд, наиболее трудными являются вопросы С1–С4, в большей мере, чем остальные, требующие нестандартного мышления.
Опыт показывает, что задания, требующие от учащихся понимания механизмов эволюции, роли ее движущих сил, механизмов видообразования, выполняются слабо. Учащиеся не владеют такими понятиями, как направления эволюции, дрейф генов, дивергенция, способы видообразования, биологический прогресс и биологический регресс и т.д.
Разберем несколько заданий по теме «Эволюционная теория», как правило, на экзамене это задания С2 и С4.
1 (С2). Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. В процессе длительной эволюции у пресмыкающихся возникли приспособления к жизни на суше. 2. Оплодотворение у них наружное. 3. Яйца содержат большой запас питательных веществ и покрыты плотными оболочками, которые защищают развивающийся зародыш от высыхания и механических повреждений. 4. Шейный отдел позвоночника, как и у земноводных, представлен одним позвонком, что затрудняет подвижность головы. 5. Кожный покров богат железами.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию |
Баллы |
Элементы ответа: Ошибки допущены в предложениях: 2 – оплодотворение у пресмыкающихся внутреннее; |
|
В ответе указаны и исправлены все три ошибки |
3 |
В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них |
2 |
В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2–3 ошибки, но исправлена 1 из них |
1 |
Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1–3 ошибки, но не объяснена ни одна из них |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Комментарий эксперта
Ответ на этот вопрос требует от учащихся не только точного знания предмета, но и очень внимательного прочтения задания. Оно составлено вполне правдоподобно и может легко запутать неподготовленного школьника. Следовательно, учитель, готовя учащихся к экзамену, должен акцентировать их внимание на тщательном прочтении вопроса и осознании его смысла. Опыт показывает, что иногда кажущиеся простыми и понятными тексты заданий таковыми являются вовсе не для каждого ученика.
2 (С2). Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой природы. 5. Численность популяции всегда стабильна.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию |
Баллы |
Элементы ответа: Ошибки допущены в предложениях: 1 – популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию популяции; |
|
В ответе указаны и исправлены все три ошибки |
3 |
В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них |
2 |
В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2–3 ошибки, но исправлена 1 из них |
1 |
Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1–3 ошибки, но не объяснена ни одна из них |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Комментарий эксперта
В ответе на данный вопрос требуется применить знание понятия «популяция» и отметить его основные признаки, найдя ошибки в тексте. Подобные задания учат критическому отношению к текстам, что очень важно не только на экзамене. Ошибки в тексте хорошо замаскированы в одном-двух словах, не искажающих грамматического смысла фразы. Именно поэтому ученик, не имеющий опыта критического осмысления текста, с трудом справляется с такими заданиями.
Тексты.
№1.
1.
Ученые считают, что первыми появившимися на Земле организмами были эукариоты.
2.
Первые организмы были анаэробными гетеротрофами.
3.
Затем эволюция шла в направлении развития автотрофных способов
питания.
4.
Первыми автотрофными организмами стали водоросли и мохообразные растения.
5.
В результате фотосинтеза в атмосфере Земли появился свободный кислород.
№2.
1.Наиболее важными ароморфозами в эволюции многоклеточных были: развитие
подвижных челюстей, формирование пятипалых конечностей, возникновение
покровительственной окраски.
2.С выходом животных на сушу возникло наружное оплодотворение.
3.Расцвет млекопитающих был обеспечен возникновением теплокровности,
трехкамерного сердца и внутреннего скелета.
№3.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. В процессе длительной эволюции у пресмыкающихся
возникли приспособления к жизни на суше. 2. Оплодотворение у них
наружное. 3. Яйца содержат большой запас питательных веществ и покрыты
плотными оболочками, которые защищают развивающийся зародыш от
высыхания и механических повреждений. 4. Шейный отдел позвоночника, как
и у земноводных, представлен одним позвонком, что затрудняет
подвижность головы. 5. Кожный покров богат железами.
№4.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. Популяция представляет собой совокупность
свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время
населяющих общую территорию. 2. Основными групповыми характеристиками
популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и
пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции
называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой
природы. 5. Численность популяции всегда стабильна.
№5. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.
2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга.
3. Популяция является структурной единицей вида. 4. Популяция является движущей силой эволюции.
5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.
№6. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время населяющих общую территорию.
2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая, пространственная структура.
3. Популяция является структурной единицей биосферы.
4. Популяция – это элементарная единица эволюции.
5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию.
№7.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.
1.
Родство человека и животных подтверждается наличием у них
рудиментов и атавизмов. 2. Рудименты – это признаки, крайне
редко встречающиеся у человека, но имеющиеся у животных.
3. К рудиментам человека относят зубы мудрости, аппендикс,
обильный волосяной покров на теле человека, полулунную
складку в уголке глаз. 4. Атавизмы – это признаки возврата к
признакам предков. 5. В норме эти гены блокируются. 6. Они
проявляются при нарушении индивидуального развития
человека – филогенеза. 7. Примерами атавизмов служат:
многососковость, рождение хвостатых людей.
№8.
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Все организмы обладают наследственностью и изменчивостью.
2.
Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения
генотипа, затрагивающие целые хромосомы, их части или
отдельные гены.
3. Изменения, связанные с удвоением какого-либо нуклеотида в гене, относят к геномным мутациям.
4. Внутрихромосомные перестройки могут быть связаны с удвоением гена.
5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют генными.
6. Мутации всегда полезны организму.
№9. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1.
Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны
мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза
формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря
эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды
обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных
на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование
приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют
уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта.
№10. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1.
Между видами существует репродуктивная изоляция. 2. Этот
фактор способствует сохранению вида, как самостоятельной
эволюционной единицы. 3. Особенно важно, чтобы изоляция
возникала между генетически отдалёнными разновидностями и
видами. 4. Возможность скрещивания между ними выше, чем с
близкими, родственными видами. 5. Защита от чужих генов
достигается разными способами: различными сроками
созревания гамет, сходными местами обитания, способностью
яйцеклетки различать свои и чужие сперматозоиды. 6.
Межвидовые гибриды часто бывают нежизнеспособны или
бесплодны.
№11. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. Исправьте ошибки.
1.
Популяция представляет собой совокупность свободно
скрещивающихся особей разных видов, длительное время
населяющих общую территорию. 2. Основными
характеристиками популяции являются численность,
плотность, возрастная, половая и пространственная структуры.
3. Популяция является структурной единицей живой природы. 4.
Совокупность всех генов популяции называется её
генофондом. 5. Численность популяции всегда стабильна. 6.
Популяции одного вида генетически неоднородны, т. е.
обладают различными генофондами.
№12. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
(1)
Происхождение жизни на Земле по-разному объясняют несколько
различных гипотез. (2) Гипотеза самозарождения указывает
на возможность появления живых существ только от живых
родителей. (3) Её приверженцами были Р. Гук, Л. Пастер и ряд
других учёных. (4) Креационизм – ещё одна гипотеза,
утверждающая, что жизнь существовала вечно. (5) А.И. Опарин и
английский биолог Дж. Холдейн предположили, что органические
вещества и организмы возникли абиогенным путём из
неорганического вещества в результате длительной
эволюции. (6) Жизнь возникла на Земле примерно 3,5 млрд лет назад.
№13. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1.
Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения
генотипа организма. 2. Генные или точковые мутации связаны с
изменением последовательности нуклеотидов в молекуле
ДНК. 3. Хромосомные мутации — наиболее часто встречающийся
класс мутационных изменений. 4. Хромосомными называют
мутации, приводящие к изменению числа хромосом. 5.
Появление геномных мутаций всегда связано с
возникновением двух или более разрывов хромосом с
последующим их соединением, но в неправильном порядке. 6.
Наиболее распространённым типом геномных мутаций является
полиплоидия – кратное изменение числа хромосом.
№14. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Исправьте их.
1.
Первая эволюционная концепция принадлежит Ж.Б. Ламарку. 2.
Ламарк впервые выдвинул идею об изменяемости живой природы и
её естественном развитии. 3. Он был первым, кто в качестве
движущих сил эволюции признал естественный отбор и прямое
влияние среды на организм. 4. В середине XIX века английский
учёный Ч. Дарвин создал эволюционное учение, в котором
движущими силами эволюции назвал неопределённую
изменчивость, борьбу за существование и наследование
благоприобретенных признаков. 5. Ч. Дарвин в своём учении
утверждал, что в основе образования новых видов лежит
постепенное накопление различий между особями —
конвергенция признаков. 6. Результатами эволюции Ч. Дарвин
считал разнообразие видов и относительную приспособленность
организмов.
№15. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
Согласно
основным положениям синтетической теории эволюции: 1.
Материалом для эволюции служит наследственная изменчивость,
то есть мутации и комбинации генов. 2. Движущими силами
эволюции являются изменение генофонда популяции и
возникновение приспособленности организмов к условиям
существования. 3. Направляющий фактор эволюции —
естественный отбор, основанный на сохранении и накоплении
наследственных изменений организма. 4. Наименьшая
эволюционная единица — вид. 5. Эволюция имеет постепенный и
длительный характер. 6. Видообразование как этап эволюции
называется макроэволюцией.
Ответы.
№1.
Ошибки
допущены в предложениях 1,4.
1 — прокариоты; 4 — хемосинтезирующие бактерии
№2.
Ошибки
допущены в предложениях 1, 2, 3.
№3.
Ошибки допущены в предложениях:
2 – оплодотворение у пресмыкающихся внутреннее;
4 – шейный отдел у пресмыкающихся представлен несколькими позвонками, хорошо развит, обеспечивает подвижность головы;
5 – железы в кожном покрове отсутствуют
№4.
Ошибки допущены в предложениях:
1 – популяция представляет собой совокупность
свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих
общую территорию популяции;
4 – популяция является структурной единицей вида;
5 – численность популяций может изменяться в разные сезоны и годы
№5
1. Популяция представляет собой совокупность особей одного вида, а не разных.
4. Движущие силы (факторы) эволюции
– это естественный отбор, борьба за существование и т.п.
5. Популяция, по определению, должна длительно проживать в определенном месте.
Мелкая лужа скоро высохнет, поэтому личинки комаров не могут проживать в ней достаточно долго.
№6.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся
особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию.
3. Популяция является структурной единицей вида.
5. Личинки насекомых одного вида, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию.
№7.
Ошибки допущены в предложениях:
1) 2 — рудименты у человека встречаются часто, у животных — это обычно развитые признаки;
2) 3 — обильный волосяной покров на теле человека — это пример атавизма:
3) 6 — индивидуальное развитие называют онтогенезом.
№8.
3. Изменения, связанные с удвоением нуклеотида в гене, относят к генным (а не геномным) мутациям.
5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют геномными (а не генными).
6. Есть как полезные, так и вредные или нейтральные мутации
№9.
1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны крупные изменения.
2. В результате ароморфоза формируются новые классы, отделы, типы, царства в пределах одной группы.
5. К идиоадаптациям относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската.
№10.
Ошибки допущены в предложениях 3, 4, 5.
1) (3) Между разными видами уже существует репродуктивная изоляция.
ИЛИ
Изоляция возникает между особями одной популяции.
2) (4) Возможность скрещивания между родственными видами выше.
3) (5) Сходные места обитания не защищают от проникновения чужих генов.
Примечание от составителей сайта.
(2
предложение). Этот фактор способствует сохранению
ПОПУЛЯЦИИ, как самостоятельной эволюционной единицы.
№11
Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5.
1) 1 — популяция – совокупность особей одного вида.
2) 3 — популяция – структурная единица вида.
3) 5 — Численность популяции изменяется в зависимости от разных фактор
№12.
Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 4.
(2)
– Гипотеза самозарождения предполагала рождение живого
из неживого (например, из дынного дерева или бараньей
подливки).
(3) – Р. Гук и Л. Пастер опровергли гипотезу самозарождения.
(4) – Креационизм рассматривает жизнь как результат божественного творения.
№13.
ошибки допущены в предложениях:
1) 3
– хромосомные мутации не так часто возникают, как генные
мутации; генные мутации — наиболее часто встречающийся класс
мутационных изменений;
2) 4 – хромосомные мутации – это перестройки хромосом;
3) 5 – разрывы хромосом наблюдаются при хромосомных мутациях.
№14.
Ошибки содержатся в предложениях 3, 4, 5.
1) 3 — теорию естественного отбора создал Ч. Дарвин;
2) 4 — идея наследования приобретённых признаков принадлежит Ж. Б. Ламарку;
3) 5 — В основе эволюционных процессов лежит дивергенция.
ИЛИ
Накопление различий между особями не называется конвергенцией.
№15.
Ошибки допущены в предложениях:
1)
2 — Мутационный процесс, комбинативная изменчивость,
популяционные волны, естественный отбор — движущие силы
эволюции.
2) 4 — Наименьшая эволюционная единица – популяция.
3) 6 — Видообразование как этап эволюции называется микроэволюцией.
Г. И. Лернер
Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта Профессионалы.ru. Интернет проект Профессионалы.ru – это ведущая отечественная деловая социальная сеть, созданная специально для того, чтобы облегчить Ваш путь вверх по карьерной лестнице. Посетив сайт Профессионалы.ru, Вы найдете информацию о eCOSWAY, и других компаниях, которые позволяют вести сетевой бизнес. Сотрудник требуемой компании ответит на все интересующие Вас вопросы, предоставит прайс-лист и другую документацию. Интернет проект Профессионалы.ru располагается по адресу http://professionali.ru/
Задания части С
В предлагаемой статье даны советы эксперта по подготовке к решению заданий части С экзаменционной работы по биологии. Используются задания, опубликованные в сборниках под грифом Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Авторами-составителями этих заданий являются Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова, Е.Н. Никишова и др. Именно по этим сборникам желательно готовить учащихся, т.к. учебные материалы в них максимально приближены к экзаменационным по форме и содержанию. Все остальные пособия для подготовки к ЕГЭ можно использовать по усмотрению учителя, но лучше в первой половине учебного года.
Задания части С имеют некоторые особенности. Во-первых, это самая сложная часть экзаменационной работы. Во-вторых, решения заданий этой части, с одной стороны, должны отвечать определенным критериям, а с другой – допускают вариации ответов, не искажающих смысл вопроса. В-третьих, эти задания требуют от учащегося:
– внимательного чтения вопроса и точного понимания его смысла;
– выбора знаний и умений, необходимых для ответа на вопрос;
– умения отвечать достаточно лаконично и вместе с тем содержательно и точно.
Напомним, что часть С состоит из 6 заданий общей ценностью 17 баллов. Задание С1 оценивается в 2 балла, задания С2–С6 – в 3 балла каждое. На наш взгляд, наиболее трудными являются вопросы С1–С4, в большей мере, чем остальные, требующие нестандартного мышления.
Опыт показывает, что задания, требующие от учащихся понимания механизмов эволюции, роли ее движущих сил, механизмов видообразования, выполняются слабо. Учащиеся не владеют такими понятиями, как направления эволюции, дрейф генов, дивергенция, способы видообразования, биологический прогресс и биологический регресс и т.д.
Разберем несколько заданий по теме «Эволюционная теория», как правило, на экзамене это задания С2 и С4.
1 (С2). Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. В процессе длительной эволюции у пресмыкающихся возникли приспособления к жизни на суше. 2. Оплодотворение у них наружное. 3. Яйца содержат большой запас питательных веществ и покрыты плотными оболочками, которые защищают развивающийся зародыш от высыхания и механических повреждений. 4. Шейный отдел позвоночника, как и у земноводных, представлен одним позвонком, что затрудняет подвижность головы. 5. Кожный покров богат железами.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию |
Баллы |
Элементы ответа: Ошибки допущены в предложениях: 2 – оплодотворение у пресмыкающихся внутреннее; |
|
В ответе указаны и исправлены все три ошибки |
3 |
В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них |
2 |
В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2–3 ошибки, но исправлена 1 из них |
1 |
Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1–3 ошибки, но не объяснена ни одна из них |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Комментарий эксперта
Ответ на этот вопрос требует от учащихся не только точного знания предмета, но и очень внимательного прочтения задания. Оно составлено вполне правдоподобно и может легко запутать неподготовленного школьника. Следовательно, учитель, готовя учащихся к экзамену, должен акцентировать их внимание на тщательном прочтении вопроса и осознании его смысла. Опыт показывает, что иногда кажущиеся простыми и понятными тексты заданий таковыми являются вовсе не для каждого ученика.
2 (С2). Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными групповыми характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой природы. 5. Численность популяции всегда стабильна.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию |
Баллы |
Элементы ответа: Ошибки допущены в предложениях: 1 – популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию популяции; |
|
В ответе указаны и исправлены все три ошибки |
3 |
В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них |
2 |
В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2–3 ошибки, но исправлена 1 из них |
1 |
Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1–3 ошибки, но не объяснена ни одна из них |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Комментарий эксперта
В ответе на данный вопрос требуется применить знание понятия «популяция» и отметить его основные признаки, найдя ошибки в тексте. Подобные задания учат критическому отношению к текстам, что очень важно не только на экзамене. Ошибки в тексте хорошо замаскированы в одном-двух словах, не искажающих грамматического смысла фразы. Именно поэтому ученик, не имеющий опыта критического осмысления текста, с трудом справляется с такими заданиями.
3 (С4). Какие особенности строения сформировались у хордовых в процессе эволюции? Приведите не менее трех особенностей.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию |
Баллы |
Элементы ответа: 1 – внутренний осевой скелет; |
|
В ответе указаны и исправлены все три ошибки |
3 |
В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них |
2 |
В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2–3 ошибки, но исправлена 1 из них |
1 |
Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1–3 ошибки, но не объяснена ни одна из них |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Комментарий эксперта
Отвечая на этот вопрос, учащиеся могут привести и еще один пример эволюционных приобретений большинства хордовых – головной мозг. Важно, чтобы было приведено не менее трех особенностей. Учащиеся, хорошо знающие предмет, могут упомянуть и такие общие признаки хордовых, как вторичная полость тела, вторичный рот, двусторонняя симметрия тела. Однако в этом случае необходимо отметить, что эти признаки были уже у беспозвоночных, но сохранились у хордовых. Даже если не будет приведен один из основных критериев, дополнительные знания могут свидетельствовать в пользу школьника.
4 (С4). Какие ароморфные изменения произошли у предков человека в процессе длительной эволюции? Приведите не менее трех изменений.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию |
Баллы |
Элементы ответа: 1 – увеличение мозга и мозгового отдела черепа; |
|
В ответе указаны и исправлены все три ошибки |
3 |
В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них |
2 |
В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2–3 ошибки, но исправлена 1 из них |
1 |
Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1–3 ошибки, но не объяснена ни одна из них |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Комментарий эксперта
Отвечая на этот вопрос, нужно иметь в виду, что в данном случае требуется привести примеры ароморфных изменений. Поэтому не стоит детализировать ответ и приводить в качестве примеров частные изменения. Так как в вопросе не указан характер ароморфных изменений, то не будет ошибкой, если учащийся добавит и пример социального ароморфоза – установление и развитие общественных отношений.
5 (С4). Какие средства защиты позволяют животным избежать уничтожения при непосредственном контакте с хищниками?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию |
Баллы |
Элементы ответа: 1 – защитные образования: панцирь, раковина, иглы, шипы, влажные покровы; |
|
В ответе указаны и исправлены все три ошибки |
3 |
В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них |
2 |
В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2–3 ошибки, но исправлена 1 из них |
1 |
Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1–3 ошибки, но не объяснена ни одна из них |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Комментарий эксперта
Отвечая на этот хороший, с точки зрения биологии, вопрос, учащийся должен обратить внимание на слово «непосредственный». Это значит, что нужно вообразить ситуацию боя, борьбы, схватки между противниками и отметить именно те средства, которые помогают выжить в этой ситуации. Поэтому, например, угрожающая поза, хорошее зрение, обоняние или слух не годятся в качестве примеров. Данный вопрос указывает на возможный диапазон заданий, предлагаемых в теме «Эволюционная теория», и ориентирует учителя на поиск соответствующих вопросов для подготовки учащихся.
6 (С4). Объясните появление мимикрии у одного из видов тараканов, сходного по окраске тела с божьей коровкой.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию |
Баллы |
Элементы ответа: 1 – в исходной популяции тараканов могли возникнуть мутации, обеспечивающие сходство с божьей коровкой; |
|
В ответе указаны и исправлены все три ошибки |
3 |
В ответе указаны и исправлены 2 ошибки ИЛИ указаны 3 ошибки, но исправлены только 2 из них |
2 |
В ответе указана и исправлена 1 ошибка ИЛИ указаны 2–3 ошибки, но исправлена 1 из них |
1 |
Ответ неправильный (ошибки определены неверно) ИЛИ указаны 1–3 ошибки, но не объяснена ни одна из них |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Комментарий эксперта
Ответ на этот вопрос требует от учащихся знания терминов: мутация, популяция, естественный отбор, борьба за существование. Вывод об изменении генофонда в ответе не обязателен, так как в вопросе нет требования указать на изменения генофонда и последствия этих изменений.
Можно привести еще множество примеров вопросов по эволюционной теории, однако каждый учитель сможет найти их в сборниках заданий авторов-составителей, указанных выше. Мы же остановимся на спектре терминов и понятий, затрагиваемых экзаменационной работой. Готовясь к экзаменам по данному разделу, учащийся должен знать и уметь применять знания по таким темам, как:
• «Эволюционная теория, дарвинизм, ламаркизм»;
• «Факторы и движущие силы эволюции»;
• «Направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и регресс»;
• «Дивергенция, формы естественного отбора, искусственный отбор»;
• «Критерии вида»;
• «Приспособленность и ее относительность»;
• «Наследственность. Изменчивость и ее виды»;
• «Антропогенез».
Учащийся должен уметь приводить примеры приспособлений и объяснять механизм их возникновения, прогнозировать события в популяциях при изменениях их генофонда, дифференцировать критерии вида, аргументировать свои ответы.
Отдельно стоит сказать о ситуациях, с которыми может столкнуться ученик при ответе на вопрос. Приведем пример.
Вопрос
Объясните, от чего зависит скорость эволюционного процесса в популяциях.
Ответ ученика:
1) степень изолированности от других популяций;
2) ареал, занимаемый популяцией;
3) среда обитания (водная, наземная);
4) температурный, пищевой факторы;
5) наличие конкуренции с другими видами.
Теперь посмотрим на критерии ответа, которые должен учесть учащийся:
Скорость эволюционного процесса в популяциях зависит от:
1) частоты появления мутаций;
2) сроков наступления половой зрелости;
3) скорости размножения в единицу времени и количества особей в потомстве.
Теперь сравните ответ ученика с критериями. Школьник не учел ни одного из предложенных критериев и должен получить 0 баллов. Справедливо ли это?
Зависит ли скорость эволюции от степени изолированности от других популяций? Конечно! В изолированной популяции эволюционные процессы идут медленнее, чем в популяции, контактирующей с другими популяциями вида.
Играет ли какую-то роль ареал, занимаемый популяцией? Могут играть ограниченность пространства, немногочисленность биотических связей, климатические особенности, рельеф – все это факторы, влияющие на скорость эволюционных процессов. А если учесть, что скорость эволюционных изменений, согласно Дарвину, зависит от темпов изменения среды обитания, от уровня организации организмов и от характера биотических связей, то и остальные факторы, указанные учеником, могут иметь значение. Таким образом, ответ школьника ни в коей мере не заслуживает 0 баллов. Этот пример призван обратить внимание учителей-экспертов на то, что иногда несоответствие ответа критериям не означает, что ответ неудовлетворителен.
В заключение хочу обратить внимание преподавателей, готовящих школьников к экзамену, на то, что основную часть работы по подготовке должны проделать сами учащиеся. Помимо систематической работы с теоретическим материалом, они обязательно должны «набить руку» на решении экзаменационных вариантов открытого сегмента заданий. Этот полезный опыт поможет справиться с большинством заданий на экзамене и обнаружит слабые места при подготовке, что позволит ее вовремя скорректировать.
Фото с сайтов: www.intensiv.ru; terra-school.ru