Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Исправьте их.
1. Первая эволюционная концепция принадлежит Ж. Б. Ламарку. 2. Ламарк впервые выдвинул идею об изменяемости живой природы и её естественном развитии. 3. Он был первым, кто в качестве движущих сил эволюции признал естественный отбор и прямое влияние среды на организм. 4. В середине XIX века английский учёный Ч. Дарвин создал эволюционное учение, в котором движущими силами эволюции назвал неопределённую изменчивость, борьбу за существование и наследование благоприобретенных признаков. 5. Ч. Дарвин в своём учении утверждал, что в основе образования новых видов лежит постепенное накопление различий между особями — конвергенция признаков. 6. Результатами эволюции Ч. Дарвин считал разнообразие видов и относительную приспособленность организмов.
24. Задание на анализ биологической информации (нахождение ошибок)
Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие «буква» — «цифра» должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.
Примеры ответов: 7 или здесьисейчас или 3514
Раскрыть
Скрыть
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
(1) Происхождение жизни на Земле по-разному объясняют несколько различных гипотез. (2) Гипотеза самозарождения указывает на возможность появления живых существ только от живых родителей. (3) Её приверженцами были Р. Гук, Л. Пастер и ряд других учёных. (4) Креационизм – ещё одна гипотеза, утверждающая, что жизнь существовала вечно. (5) А.И. Опарин и английский биолог Дж. Холдейн предположили, что органические вещества и организмы возникли абиогенным путём из неорганического вещества в результате длительной эволюции. (6) Жизнь возникла на Земле примерно 3,5 млрд лет назад.
ответ
Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 4.
- 2 – Гипотеза самозарождения предполагала рождение живого из неживого (например, из дынного дерева или бараньей подливки).
- 3 – Р. Гук и Л. Пастер не являлись приверженцами гипотезы самозарождения
- 4 – Креационизм рассматривает жизнь как результат божественного творения.
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Исправьте их.
1. Первая эволюционная концепция принадлежит Ж.Б. Ламарку. 2. Ламарк впервые выдвинул идею об изменяемости живой природы и её естественном развитии. 3. Он был первым, кто в качестве движущих сил эволюции признал естественный отбор и прямое влияние среды на организм. 4. В середине XIX века английский учёный Ч. Дарвин создал эволюционное учение, в котором движущими силами эволюции назвал неопределённую изменчивость, борьбу за существование и наследование благоприобретенных признаков. 5. Ч. Дарвин в своём учении утверждал, что в основе образования новых видов лежит постепенное накопление различий между особями — конвергенция признаков. 6. Результатами эволюции Ч. Дарвин считал разнообразие видов и относительную приспособленность организмов.
ответ
Ошибки содержатся в предложениях 3, 4, 5.
- 3 — теорию естественного отбора создал Ч. Дарвин;
- 4 — идея наследования приобретённых признаков принадлежит Ж. Б. Ламарку;
- 5 — В основе эволюционных процессов лежит дивергенция.
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.
ответ
Ошибки допущены в предложениях 2, 3 и 4.
- 2 — Первым звеном пищевой цепи являются продуценты.
- 3 — У продуцентов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза.
- 4 — В световой фазе фотосинтеза выделяется кислород.
Начало работы
Привет сейчас ты за 5 шагов узнаешь, как пользоваться платформой
Смотреть
Выбери тест
«Выбери тест, предмет и нажми кнопку «Начать решать»
1 / 6
Вкладки
После выбора предмета необходимо выбрать на вкладке задания, варианты ЕГЭ, ОГЭ или другого теста, или теорию
2 / 6
Задания
Решай задания и записывай ответы. После 1-ой попытки
ты сможешь посмотреть решение
3 / 6
Статистика
Сбоку ты можешь посмотреть статистику и прогресс по предмету
4 / 6
Решение
Нажми, чтобы начать решать вариант. Как только ты перейдешь
на страницу, запустится счетчик времени, поэтому подготовь заранее все, что может тебе понадобиться
5 / 6
Отметки
Отмечай те статьи, что прочитал, чтобы было удобнее ориентироваться в оглавлении
6 / 6
Молодец!
Ты прошел обучение! Теперь ты знаешь как пользоваться сайтом
и можешь переходить к решению заданий
1 вариант
Вопрос
1. Какие утверждения относят к теории Ч. Дарвина?
1) Внутри вида расхождение признаков приводит к видообразованию.
2) Вид неоднороден и представлен множеством популяций.
3) Естественный отбор — направляющий фактор эволюции.
4) При создании сортов и пород направляющим фактором служит
искусственный отбор.
5) Внутреннее стремление к совершенству — фактор эволюции.
6) Популяция — это единица эволюции.
Вопрос 2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера
предложений, в которых они сделаны. Исправьте их.
(1.) Первая эволюционная концепция принадлежит
Ж.Б. Ламарку. (2.) Ламарк впервые выдвинул идею об изменяемости живой
природы и её естественном развитии. (3.) Он был первым, кто в качестве
движущих сил эволюции признал естественный отбор и прямое влияние
среды на организм. (4.) В середине XIX века английский учёный Ч. Дарвин
создал эволюционное учение, в котором движущими силами эволюции
назвал неопределённую изменчивость, борьбу за существование и наследование
благоприобретенных признаков.(5.) Ч. Дарвин в своём учении утверждал,
что в основе образования новых видов лежит постепенное накопление
различий между особями — конвергенция признаков. (6.) Результатами
эволюции Ч. Дарвин считал разнообразие видов и относительную приспособленность
организмов.
Вопрос 3. Назовите основные положения теории Жана Батиста
Ламарка и объясните, в чем заключается прогрессивность этой теории.
Вариант 2
Вопрос
1. Выберите утверждения, относящиеся к синтетической теории эволюции.
1) Микроэволюция — процесс, происходящий в популяциях.
2) Между организмами происходит борьба за существование.
3) Движущими силами эволюции являются неопределённая
изменчивость, естественный отбор, борьба за существование.
4) Основными эволюционными направлениями являются:
ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
5) Определённая изменчивость не является наследственной.
6) Вид состоит из популяций.
Вопрос 2. Найдите три ошибки в приведённом тексте.
Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Дарвин выделял три
ненаправленных эволюционных фактора: наследственность, изменчивость,
популяционные волны. (2)Наследственность определяет способность организмов
передавать свои характеристики потомству.
(3)Изменчивость определяет
многообразие форм в популяции. (4)В результате все особи имеют различную
приспособленность. (5)Наиболее приспособленные оставляют меньше потомства,
поскольку живут дольше. (6)В результате естественного отбора потомство в каждом
следующем поколении обладает всё большей приспособленностью к условиям среды.
(7)Также важны мутации, они всегда повышают приспособленность популяции к
условиям окружающейся среды.
Вопрос 3. Существует
более 300 пород голубей, Ч. Дарвин считал, что они все произошли от сизого
скалистого голубя.
Почему он так решил и какие
методы использовали, чтобы вывести новые породы голубей?
ОТВЕТЫ:
1 вариант
1. Ответ: 134.
2. Пояснение.
Ошибки
содержатся в предложениях 3, 4, 5.
1)
3 — теорию естественного отбора создал Ч. Дарвин;
2)
4 — идея наследования приобретённых признаков принадлежит Ж. Б. Ламарку;
3)
5 — В основе эволюционных процессов лежит дивергенция. ИЛИ Накопление
различий между особями не называется конвергенцией.
3. Пояснение.
1)
Движущими силами эволюционного процесса по Ламарку являются: 1 — влияние среды,
которое приводит к упражнению или не упражнению органов; 2 — стремление к
самоусовершенствованию; 3 — передача по наследству приобретенных признаков.
2)
Заслугой Ж. Б. Ламарка было создание эволюционного учения и попытка найти
движущие силы, которые привели к появлению современных видов и их
приспособленности.
3)
Учение легло в основу первой естественной классификации, основанной
на принципах родства организмов.
2 вариант
1. твет: 146.
2. Пояснение.
1)
1 – эволюционные факторы по Дарвину – это наследственность, изменчивость и
борьба за существование;
2)
5 – наиболее приспособленные живут дольше и оставляют больше потомства;
3)
7 – мутации бывают положительные, негативные и нейтральные (мутации чаще имеют
отрицательный эффект)
3. Пояснение.
Элементы
ответа:
Ответ
на вопрос «Почему он так решил»
1)
Т.к. при скрещивании представителей этих пород с их диким предком дают
плодовитое потомство. Все гибриды между любыми породами голубей плодовиты.
Ответ
на вопрос «Какие методы использовали»
2)
Искусственный отбор (методический отбор).
Дополнение
к 1 пункту:
«Многие
черты всех домашних пород сходны с чертами дикого скалистого голубя. Домашние
голуби не вьют гнезд на деревьях, сохраняя инстинкт дикого голубя, вьющего
гнезда на уступах скал. Все породы обладают одинаковым поведением во время
ухаживания за самкой.
При
скрещивании голубей разных пород иногда появляются гибриды с признаками дикого
скалистого голубя».
НО,
без указания плодовитости потомства эти факты не засчитываются.
Дополнение
ко 2 пункту:
Методический
отбор — Выбранные особи содержатся в изоляции во избежание нежелательного
скрещивания. Затем селекционер выбирает пары для скрещивания. После этого,
начиная уже с первого поколения, он ведет строгий отбор лучшего материала и
выбраковку того, который не удовлетворяет предъявленным требованиям.
Можно
отвечать скрещивание (гибридизацию) – инбридинг, чистопородное скрещивание,
межпородное (межлинейное) скрещивание, но при условии, что записали
ИСКУССТВЕННЫЙ отбор.
Доброго времени суток, ребята!
Предлагаю потренироваться в выполнении заданий на поиск ошибок в текстах, посвященных эволюции. Вначале публикую тексты, а в конце поста пойдут ответы. Тренируемся!
Тексты.
№1.
1.
Ученые считают, что первыми появившимися на Земле организмами были эукариоты.
2.
Первые организмы были анаэробными гетеротрофами.
3.
Затем эволюция шла в направлении развития автотрофных способов
питания.
4.
Первыми автотрофными организмами стали водоросли и мохообразные растения.
5.
В результате фотосинтеза в атмосфере Земли появился свободный кислород.
№2.
1.Наиболее важными ароморфозами в эволюции многоклеточных были: развитие
подвижных челюстей, формирование пятипалых конечностей, возникновение
покровительственной окраски.
2.С выходом животных на сушу возникло наружное оплодотворение.
3.Расцвет млекопитающих был обеспечен возникновением теплокровности,
трехкамерного сердца и внутреннего скелета.
№3.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. В процессе длительной эволюции у пресмыкающихся
возникли приспособления к жизни на суше. 2. Оплодотворение у них
наружное. 3. Яйца содержат большой запас питательных веществ и покрыты
плотными оболочками, которые защищают развивающийся зародыш от
высыхания и механических повреждений. 4. Шейный отдел позвоночника, как
и у земноводных, представлен одним позвонком, что затрудняет
подвижность головы. 5. Кожный покров богат железами.
№4.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1. Популяция представляет собой совокупность
свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время
населяющих общую территорию. 2. Основными групповыми характеристиками
популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и
пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции
называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой
природы. 5. Численность популяции всегда стабильна.
№5. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.
2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга.
3. Популяция является структурной единицей вида. 4. Популяция является движущей силой эволюции.
5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.
№6. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время населяющих общую территорию.
2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая, пространственная структура.
3. Популяция является структурной единицей биосферы.
4. Популяция – это элементарная единица эволюции.
5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию.
№7.
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.
1.
Родство человека и животных подтверждается наличием у них
рудиментов и атавизмов. 2. Рудименты – это признаки, крайне
редко встречающиеся у человека, но имеющиеся у животных.
3. К рудиментам человека относят зубы мудрости, аппендикс,
обильный волосяной покров на теле человека, полулунную
складку в уголке глаз. 4. Атавизмы – это признаки возврата к
признакам предков. 5. В норме эти гены блокируются. 6. Они
проявляются при нарушении индивидуального развития
человека – филогенеза. 7. Примерами атавизмов служат:
многососковость, рождение хвостатых людей.
№8.
Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Все организмы обладают наследственностью и изменчивостью.
2.
Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения
генотипа, затрагивающие целые хромосомы, их части или
отдельные гены.
3. Изменения, связанные с удвоением какого-либо нуклеотида в гене, относят к геномным мутациям.
4. Внутрихромосомные перестройки могут быть связаны с удвоением гена.
5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют генными.
6. Мутации всегда полезны организму.
№9. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1.
Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны
мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза
формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря
эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды
обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных
на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование
приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют
уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта.
№10. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1.
Между видами существует репродуктивная изоляция. 2. Этот
фактор способствует сохранению вида, как самостоятельной
эволюционной единицы. 3. Особенно важно, чтобы изоляция
возникала между генетически отдалёнными разновидностями и
видами. 4. Возможность скрещивания между ними выше, чем с
близкими, родственными видами. 5. Защита от чужих генов
достигается разными способами: различными сроками
созревания гамет, сходными местами обитания, способностью
яйцеклетки различать свои и чужие сперматозоиды. 6.
Межвидовые гибриды часто бывают нежизнеспособны или
бесплодны.
№11. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. Исправьте ошибки.
1.
Популяция представляет собой совокупность свободно
скрещивающихся особей разных видов, длительное время
населяющих общую территорию. 2. Основными
характеристиками популяции являются численность,
плотность, возрастная, половая и пространственная структуры.
3. Популяция является структурной единицей живой природы. 4.
Совокупность всех генов популяции называется её
генофондом. 5. Численность популяции всегда стабильна. 6.
Популяции одного вида генетически неоднородны, т. е.
обладают различными генофондами.
№12. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
(1)
Происхождение жизни на Земле по-разному объясняют несколько
различных гипотез. (2) Гипотеза самозарождения указывает
на возможность появления живых существ только от живых
родителей. (3) Её приверженцами были Р. Гук, Л. Пастер и ряд
других учёных. (4) Креационизм – ещё одна гипотеза,
утверждающая, что жизнь существовала вечно. (5) А.И. Опарин и
английский биолог Дж. Холдейн предположили, что органические
вещества и организмы возникли абиогенным путём из
неорганического вещества в результате длительной
эволюции. (6) Жизнь возникла на Земле примерно 3,5 млрд лет назад.
№13. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1.
Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения
генотипа организма. 2. Генные или точковые мутации связаны с
изменением последовательности нуклеотидов в молекуле
ДНК. 3. Хромосомные мутации — наиболее часто встречающийся
класс мутационных изменений. 4. Хромосомными называют
мутации, приводящие к изменению числа хромосом. 5.
Появление геномных мутаций всегда связано с
возникновением двух или более разрывов хромосом с
последующим их соединением, но в неправильном порядке. 6.
Наиболее распространённым типом геномных мутаций является
полиплоидия – кратное изменение числа хромосом.
№14. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Исправьте их.
1.
Первая эволюционная концепция принадлежит Ж.Б. Ламарку. 2.
Ламарк впервые выдвинул идею об изменяемости живой природы и
её естественном развитии. 3. Он был первым, кто в качестве
движущих сил эволюции признал естественный отбор и прямое
влияние среды на организм. 4. В середине XIX века английский
учёный Ч. Дарвин создал эволюционное учение, в котором
движущими силами эволюции назвал неопределённую
изменчивость, борьбу за существование и наследование
благоприобретенных признаков. 5. Ч. Дарвин в своём учении
утверждал, что в основе образования новых видов лежит
постепенное накопление различий между особями —
конвергенция признаков. 6. Результатами эволюции Ч. Дарвин
считал разнообразие видов и относительную приспособленность
организмов.
№15. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
Согласно
основным положениям синтетической теории эволюции: 1.
Материалом для эволюции служит наследственная изменчивость,
то есть мутации и комбинации генов. 2. Движущими силами
эволюции являются изменение генофонда популяции и
возникновение приспособленности организмов к условиям
существования. 3. Направляющий фактор эволюции —
естественный отбор, основанный на сохранении и накоплении
наследственных изменений организма. 4. Наименьшая
эволюционная единица — вид. 5. Эволюция имеет постепенный и
длительный характер. 6. Видообразование как этап эволюции
называется макроэволюцией.
Ответы.
№1.
Ошибки
допущены в предложениях 1,4.
1 — прокариоты; 4 — хемосинтезирующие бактерии
№2.
Ошибки
допущены в предложениях 1, 2, 3.
№3.
Ошибки допущены в предложениях:
2 – оплодотворение у пресмыкающихся внутреннее;
4 – шейный отдел у пресмыкающихся представлен несколькими позвонками, хорошо развит, обеспечивает подвижность головы;
5 – железы в кожном покрове отсутствуют
№4.
Ошибки допущены в предложениях:
1 – популяция представляет собой совокупность
свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих
общую территорию популяции;
4 – популяция является структурной единицей вида;
5 – численность популяций может изменяться в разные сезоны и годы
№5
1. Популяция представляет собой совокупность особей одного вида, а не разных.
4. Движущие силы (факторы) эволюции
– это естественный отбор, борьба за существование и т.п.
5. Популяция, по определению, должна длительно проживать в определенном месте.
Мелкая лужа скоро высохнет, поэтому личинки комаров не могут проживать в ней достаточно долго.
№6.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся
особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию.
3. Популяция является структурной единицей вида.
5. Личинки насекомых одного вида, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию.
№7.
Ошибки допущены в предложениях:
1) 2 — рудименты у человека встречаются часто, у животных — это обычно развитые признаки;
2) 3 — обильный волосяной покров на теле человека — это пример атавизма:
3) 6 — индивидуальное развитие называют онтогенезом.
№8.
3. Изменения, связанные с удвоением нуклеотида в гене, относят к генным (а не геномным) мутациям.
5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют геномными (а не генными).
6. Есть как полезные, так и вредные или нейтральные мутации
№9.
1. Ароморфоз — направление эволюции, для которого характерны крупные изменения.
2. В результате ароморфоза формируются новые классы, отделы, типы, царства в пределах одной группы.
5. К идиоадаптациям относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската.
№10.
Ошибки допущены в предложениях 3, 4, 5.
1) (3) Между разными видами уже существует репродуктивная изоляция.
ИЛИ
Изоляция возникает между особями одной популяции.
2) (4) Возможность скрещивания между родственными видами выше.
3) (5) Сходные места обитания не защищают от проникновения чужих генов.
Примечание от составителей сайта.
(2
предложение). Этот фактор способствует сохранению
ПОПУЛЯЦИИ, как самостоятельной эволюционной единицы.
№11
Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5.
1) 1 — популяция – совокупность особей одного вида.
2) 3 — популяция – структурная единица вида.
3) 5 — Численность популяции изменяется в зависимости от разных фактор
№12.
Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 4.
(2)
– Гипотеза самозарождения предполагала рождение живого
из неживого (например, из дынного дерева или бараньей
подливки).
(3) – Р. Гук и Л. Пастер опровергли гипотезу самозарождения.
(4) – Креационизм рассматривает жизнь как результат божественного творения.
№13.
ошибки допущены в предложениях:
1) 3
– хромосомные мутации не так часто возникают, как генные
мутации; генные мутации — наиболее часто встречающийся класс
мутационных изменений;
2) 4 – хромосомные мутации – это перестройки хромосом;
3) 5 – разрывы хромосом наблюдаются при хромосомных мутациях.
№14.
Ошибки содержатся в предложениях 3, 4, 5.
1) 3 — теорию естественного отбора создал Ч. Дарвин;
2) 4 — идея наследования приобретённых признаков принадлежит Ж. Б. Ламарку;
3) 5 — В основе эволюционных процессов лежит дивергенция.
ИЛИ
Накопление различий между особями не называется конвергенцией.
№15.
Ошибки допущены в предложениях:
1)
2 — Мутационный процесс, комбинативная изменчивость,
популяционные волны, естественный отбор — движущие силы
эволюции.
2) 4 — Наименьшая эволюционная единица – популяция.
3) 6 — Видообразование как этап эволюции называется микроэволюцией.
Ответы История эволюционного учения 10 класс
1. Результатом эволюции является
1) появление новых засухоустойчивых сортов растений
2) возникновение новых видов в изменившихся условиях среды
3) выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота
4) формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях
5) сохранение старых видов в стабильных условиях обитания
6) получение высокопродуктивных бройлерных кур
Пояснение.
136 — Результаты селекции.
Главным результатом эволюции является совершенствование приспособленности организмов к условиям обитания, что влечет за собой совершенствование их организации. В результате действия естественного отбора сохраняются особи с полезными для их процветания признаками (любая форма отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный). Другой важный результат эволюции — нарастание многообразия видов естественных групп, т. е. систематическая дифференцировка видов.
Ответ: 245
2. Искусственный отбор в отличие от естественного:
1) проводится человеком целенаправленно;
2) осуществляется природными экологическими факторами;
3) проводится среди особей сорта, породы;
4) происходит среди особей природных популяций;
5) завершается получением новых культурных форм;
6) завершается возникновением новых видов.
Пояснение.
Искусственный отбор проводится человеком, и результатом является создание породы или сорта.
Ответ: 135
3. Выберите положения, относящиеся к синтетической теории эволюции.
Ответ запишите цифрами без пробелов.
1. элементарной единицей эволюции является популяция
2. влияние внешней среды направлено на развитие полезных признаков
3. естественный отбор – главная причина видообразования и развития адаптаций
4. материалом для эволюции служит модификационная изменчивость
5. элементарной единицей эволюции является вид
6. материалом для эволюции служит мутационная и комбинационная изменчивость
Пояснение.
Синтетическая теория эволюции — современная эволюционная теория, которая является синтезом различных дисциплин, прежде всего, генетики и дарвинизма.
Основные положения:
— элементарной единицей эволюции считается локальная популяция;
— материалом для эволюции являются мутационная и рекомбинационная изменчивость;
— естественный отбор рассматривается как главная причина развития адаптаций, видообразования и происхождения надвидовых таксонов;
— дрейф генов и принцип основателя выступают причинами формирования нейтральных признаков;
— вид есть система популяций, репродуктивно изолированных от популяций других видов, и каждый вид экологически обособлен;
— видообразование заключается в возникновении генетических изолирующих механизмов и осуществляется преимущественно в условиях географической изоляции.
Ответ: 1, 3, 6.
Ответ: 136
4. Какие утверждения относят к теории Ч. Дарвина?
1) Внутри вида расхождение признаков приводит к видообразованию.
2) Вид неоднороден и представлен множеством популяций.
3) Естественный отбор — направляющий фактор эволюции.
4) При создании сортов и пород направляющим фактором служит искусственный отбор.
5) Внутреннее стремление к совершенству — фактор эволюции.
6) Популяция — это единица эволюции.
Пояснение.
Утверждения относящиеся к теории Ч. Дарвина:
— Внутри вида расхождение признаков приводит к видообразованию.
— Естественный отбор — направляющий фактор эволюции.
— При создании сортов и пород направляющим фактором служит искусственный отбор.
Примечание.
Эволюционная теория Дарвина представляет собой целостное учение об историческом развитии органического мира.
Основные принципы эволюционной теории Ч. Дарвина.
1. В пределах каждого вида живых организмов существует огромный размах индивидуальной наследственной изменчивости по морфологическим, физиологическим, поведенческим и любым другим признакам. Эта изменчивость может иметь непрерывный, количественный, или прерывистый качественный характер, но она существует всегда.
2. Все живые организмы размножаются в геометрической прогрессии.
3. Жизненные ресурсы для любого вида живых организмов ограничены, и поэтому должна возникать борьба за существование либо между особями одного вида, либо между особями разных видов, либо с природными условиями. В понятие «борьба за существование» Дарвин включил не только собственно борьбу особи за жизнь, но и борьбу за успех в размножении.
4. В условиях борьбы за существование выживают и дают потомство наиболее приспособленные особи, имеющие те отклонения, которые случайно оказались адаптивными к данным условиям среды. Это принципиально важный момент в аргументации Дарвина. Отклонения возникают не направленно — в ответ на действие среды, а случайно. Немногие из них оказываются полезными в конкретных условиях. Потомки выжившей особи, которые наследуют полезное отклонение, позволившее выжить их предку, оказываются более приспособленными к данной среде, чем другие представители популяции.
5. Выживание и преимущественное размножение приспособленных особей Дарвин назвал естественным отбором.
6. Естественный отбор отдельных изолированных разновидностей в разных условиях существования постепенно ведет к дивергенции (расхождению) признаков этих разновидностей и, в конечном счете, к видообразованию.
Ответ: 134
5. Какие факторы являются движущими силами эволюции?
1) модификационная изменчивость
2) мутационный процесс
3) естественный отбор
4) приспособленность организмов к среде обитания
5) популяционные волны
6) абиотические факторы среды
Пояснение.
Движущие силы эволюции: мутационный процесс, естественный отбор, популяционные волны.
Примечание.
Движущие силы эволюции по Дарвину: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.
В синтетической теории эволюции к факторам эволюции относятся: популяционные волны (численность популяций), поток генов и дрейф генов (случайные колебания частот генов в малых популяциях), изоляция.
Источник: Заяц, Р. Г. Биология для поступающих в вузы / Р. Г. Заяц, И. В. Рачковская, В. М. Стамбровская. — Мн. : Выш. шк. , 2004
Ответ: 235
6. Выберите три фактора эволюционного процесса, действие которых ведёт к видообразованию.
1) изоляция
2) биологический регресс
3) модификационная изменчивость
4) наследственная изменчивость
5) высокая плодовитость особи
6) естественный отбор
Пояснение.
Факторы эволюции: изоляция, наследственная изменчивость, естественный отбор.
Основой для видообразования является наследственная изменчивость организмов, ведущий фактор — естественный отбор.
Изоляция — пусковой механизм видообразования. Пространственная изоляция возникает между популяциями, далеко отстоящими других от друга или разделенными географическими барьерами. Кроме пространственной изоляции, встречается и экологическая изоляция. Эта форма биологической изоляции основывается на разнообразии организмов по экологии их размножения и предпочтительному местообитанию. Независимая эволюция изолированных популяций ведет к тому, что между ними увеличиваются генетические различия. Они становятся все менее похожими друг на друга по ряду морфологических, физиологических и поведенческих признаков. Это в свою очередь ведет к возникновению биологических механизмов изоляции и к видообразованию.
Ответ: 146
7. В соответствии с СТЭ (синтетической теорией эволюции) к движущим силам эволюции относят (запишите в ответ цифры в порядке возрастания)
1) изоляцию особей
2) приспособленность организмов к среде
3) многообразие видов
4) мутационную изменчивость
5) естественный отбор
6) биологический прогресс
Пояснение.
В соответствии с СТЭ (синтетической теорией эволюции) к движущим силам эволюции относят: изоляцию, мутационную изменчивость, естественный отбор.
2 и 3 — результат эволюции; 6 — направление эволюции.
Ответ: 1, 4, 5.
Ответ: 145
8. Выберите утверждения, относящиеся к синтетической теории эволюции.
1) Микроэволюция – процесс, происходящий в популяциях.
2) Между организмами происходит борьба за существование.
3) Движущими силами эволюции являются неопределённая изменчивость, естественный отбор, борьба за существование.
4) Основными эволюционными направлениями являются: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
5) Определённая изменчивость не является наследственной.
6) Вид состоит из популяций.
Пояснение.
Основные положения синтетической теории эволюции в общих чертах можно выразить следующим образом:
— Материалом для эволюции служат наследственные изменения — мутации (как правило, генные) и их комбинации.
— К движущим силам эволюции, согласно СТЭ, относят мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляцию и естественный отбор. Все они, за исключением естественного отбора, действуют случайно, не направленно.
— Наименьшей единицей эволюции является популяция.
— Эволюция носит в большинстве случаев дивергентный характер, т. е. один таксон может стать предком нескольких дочерних таксонов.
— Эволюция носит постепенный и длительный характер. Видообразование как этап эволюционного процесса представляет собой последовательную смену одной временной популяции чередой последующих временных популяций.
— Вид состоит из множества соподчиненных, морфологически, физиологически, экологически, биохимически и генетически отличных, но репродуктивно не изолированных единиц — подвидов и популяций.
— Вид существует как целостное и замкнутое образование. Целостность вида поддерживается миграциями особей из одной популяции в другую, при которых наблюдается обмен аллелями («поток генов»),
— Макроэволюция на более высоком уровне, чем вид (род, семейство, отряд, класс и др.), идет путем микроэволюции. Согласно синтетической теории эволюции, не существует закономерностей макроэволюции, отличных от микроэволюции. Иными словами, для эволюции групп видов живых организмов характерны те же предпосылки и движущие силы, что и для микроэволюции.
— Любой реальный (а не сборный) таксон имеет монофилетическое происхождение.
— Эволюция имеет ненаправленный характер, т. е. не идет в направлении какой-либо конечной цели.
1) Микроэволюция – процесс, происходящий в популяциях.
4) Основными эволюционными направлениями являются: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.
6) Вид состоит из популяций.
Не верные утверждения:
2) Между организмами происходит борьба за существование — не верно, т.к. борьба за существование может быть как межвидовая, так и внутривидовая и с неблагоприятными условиями.
3) Движущими силами эволюции являются неопределённая изменчивость, естественный отбор, борьба за существование — это движущие силы эволюции по Дарвину.
5) Определённая изменчивость не является наследственной — Определенная, или групповая, модификационная изменчивость — это изменчивость, которая возникает под влиянием какого-либо фактора среды, действующего одинаково на все особи — утверждение не верно, т. к. НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ФАКТОРОМ эволюции.
Ответ: 1, 4, 6.
Ответ: 146
9. Выберите положения, подтверждающие, что популяция является «единицей эволюции».
1) мутационный процесс начинается в популяции
2) свободное скрещивание возможно только в неизолированных популяциях
3) разные популяции обладают разными генофондами
4) вид не может быть единицей эволюции, так как его ареал, как правило, разорван на составные части
5) различия между видами такие же, как различия между изолированными популяциями одного вида
6) изолированная от других популяция не подвержена действию естественного отбора
Пояснение.
Положения, подтверждающие, что популяция является «единицей эволюции»: мутационный процесс начинается в популяции; разные популяции обладают разными генофондами; вид не может быть единицей эволюции, так как его ареал, как правило, разорван на составные части.
Ответ: 134
Популяция — самая мелкая из групп особей, способная к эволюционному развитию, поэтому ее называют элементарной единицей эволюции. Отдельно взятый организм не может являться единицей эволюции. Эволюция происходит только в группе особей. Поскольку отбор идет по фенотипам, особи данной группы должны отличаться друг от друга, т. е. группа должна быть разнокачественной. Разные фенотипы в одних и тех же условиях могут обеспечиваться разными генотипами. Генотип же каждого конкретного организма на протяжении всей жизни остается неизменным- Популяция благодаря большой численности особей представляет собой непрерывный поток поколений и в силу мутационной изменчивости — разнородную (гетерогенную) смесь различных генотипов. Совокупность генотипов всех особей популяции — генофонд — основа микроэволюционных процессов в природе.
Вид как целостная система не может быть принят за единицу эволюции, так как обычно виды распадаются на составные их части — популяции. Вот почему роль элементарной эволюционной единицы принадлежит популяции.
Источник : Н.А. Лемеза Л.В.Камлюк Н.Д. Лисов. Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы.
Ответ: 134
10. Определите хронологическую последовательность появления научных теорий в области эволюционной биологии.
1) теория трансформизма
2) эволюционная теория Ламарка
3) эволюционное учение Дарвина
4) теория креационизма
5) синтетическая теория эволюции
Пояснение.
теория креационизма — теория трансформизма — эволюционная теория Ламарка — эволюционное учение Дарвина — синтетическая теория эволюции
Трансформизм — учение о непрерывном изменении видов животного и растительного царства и о происхождении форм органического мира от одной или нескольких простейших форм.
Ответ: 41235.
Ответ: 41235
11. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Исправьте их.
1. Первая эволюционная концепция принадлежит Ж.Б. Ламарку. 2. Ламарк впервые выдвинул идею об изменяемости живой природы и её естественном развитии. 3. Он был первым, кто в качестве движущих сил эволюции признал естественный отбор и прямое влияние среды на организм. 4. В середине XIX века английский учёный Ч. Дарвин создал эволюционное учение, в котором движущими силами эволюции назвал неопределённую изменчивость, борьбу за существование и наследование благоприобретенных признаков. 5. Ч. Дарвин в своём учении утверждал, что в основе образования новых видов лежит постепенное накопление различий между особями — конвергенция признаков. 6. Результатами эволюции Ч. Дарвин считал разнообразие видов и относительную приспособленность организмов.
Пояснение.
Ошибки содержатся в предложениях 3, 4, 5.
1) 3 — теорию естественного отбора создал Ч. Дарвин;
2) 4 — идея наследования приобретённых признаков принадлежит Ж. Б. Ламарку;
3) 5 — В основе эволюционных процессов лежит дивергенция.
ИЛИ
Накопление различий между особями не называется конвергенцией.
12. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
Согласно основным положениям синтетической теории эволюции: 1. Материалом для эволюции служит наследственная изменчивость, то есть мутации и комбинации генов. 2. Движущими силами эволюции являются изменение генофонда популяции и возникновение приспособленности организмов к условиям существования. 3. Направляющий фактор эволюции — естественный отбор, основанный на сохранении и накоплении наследственных изменений организма. 4. Наименьшая эволюционная единица — вид. 5. Эволюция имеет постепенный и длительный характер. 6. Видообразование как этап эволюции называется макроэволюцией.
Пояснение.
Ошибки допущены в предложениях:
1) 2 — Мутационный процесс, комбинативная изменчивость, популяционные волны, естественный отбор — движущие силы эволюции.
2) 4 — Наименьшая эволюционная единица – популяция.
3) 6 — Видообразование как этап эволюции называется микроэволюцией.
13. Какова роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов?
Пояснение.
1) Благодаря наследственной изменчивости и половому размножению популяция становится неоднородной.
2) В ней происходит борьба за существование, которая приводит к естественному отбору.
3) Естественный отбор в ряду многих поколений сохраняет полезные в данных условиях признаки, так формируются приспособления к среде.
14. Популяцию считают единицей эволюции. Обоснуйте это утверждение.
Пояснение.
1) в популяции: накапливаются мутации, приводящие к изменению генофонда;
2) происходит миграция особей и обмен генами;
3) происходит борьба за существование и естественный отбор.
15. Назовите основные положения теории Жана Батиста Ламарка и объясните, в чем заключается прогрессивность этой теории.
Пояснение.
1) Движущими силами эволюционного процесса по Ламарку являются: 1 — влияние среды, которое приводит к упражнению или не упражнению органов; 2 — стремление к самоусовершенствованию; 3 — передача по наследству приобретенных признаков.
2) Заслугой Ж. Б. Ламарка было создание эволюционного учения и попытка найти движущие силы, которые привели к появлению современных видов и их приспособленности.
3) Учение легло в основу первой естественной классификации, основанной на принципах родства организмов.
16. Что является результатом борьбы за существование?
Пояснение.
1) Естественный отбор, в результате которого,
2) выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные виды,
3) появление новых видов.
17. Назовите и сравните виды борьбы за существование и их роль в жизни организмов.
Пояснение.
1) Внутривидовая — наиболее острая форма борьбы за существование, т. к. идет за одни и те же ресурсы. Преимущество получают особи, наиболее приспособленные к данным условиям (происходит естественный отбор).
2) Межвидовая борьба — конкуренция разных видов в одной экологической нише за свет, пищу, воду и т. д. — может привести к вытеснению одного вида другим. В разных ареалах обитания двух видов этого не происходит.
3) Борьба с неблагоприятными условиями внешней среды усиливает конкуренцию, как внутривидовую, так и межвидовую.