Найдите ошибки в приведенном тексте первая эволюционная концепция принадлежит

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Исправьте их.

1.  Первая эволюционная концепция принадлежит Ж. Б. Ламарку. 2. Ламарк впервые выдвинул идею об изменяемости живой природы и её естественном развитии. 3. Он был первым, кто в качестве движущих сил эволюции признал естественный отбор и прямое влияние среды на организм. 4. В середине XIX века английский учёный Ч. Дарвин создал эволюционное учение, в котором движущими силами эволюции назвал неопределённую изменчивость, борьбу за существование и наследование благоприобретенных признаков. 5. Ч. Дарвин в своём учении утверждал, что в основе образования новых видов лежит постепенное накопление различий между особями — конвергенция признаков. 6. Результатами эволюции Ч. Дарвин считал разнообразие видов и относительную приспособленность организмов.

24. Задание на анализ биологической информации (нахождение ошибок)

Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие «буква» — «цифра» должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.

Примеры ответов: 7 или здесьисейчас или 3514

Раскрыть
Скрыть

№1

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.

(1) Происхождение жизни на Земле по-разному объясняют несколько различных гипотез. (2) Гипотеза самозарождения указывает на возможность появления живых существ только от живых родителей. (3) Её приверженцами были Р. Гук, Л. Пастер и ряд других учёных. (4) Креационизм – ещё одна гипотеза, утверждающая, что жизнь существовала вечно. (5) А.И. Опарин и английский биолог Дж. Холдейн предположили, что органические вещества и организмы возникли абиогенным путём из неорганического вещества в результате длительной эволюции. (6) Жизнь возникла на Земле примерно 3,5 млрд лет назад.

ответ

Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 4.

  1. 2 – Гипотеза самозарождения предполагала рождение живого из неживого (например, из дынного дерева или бараньей подливки).
  2. 3 – Р. Гук и Л. Пастер не являлись приверженцами гипотезы самозарождения
  3. 4 – Креационизм рассматривает жизнь как результат божественного творения.

№2

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны. Исправьте их.

1. Первая эволюционная концепция принадлежит Ж.Б. Ламарку. 2. Ламарк впервые выдвинул идею об изменяемости живой природы и её естественном развитии. 3. Он был первым, кто в качестве движущих сил эволюции признал естественный отбор и прямое влияние среды на организм. 4. В середине XIX века английский учёный Ч. Дарвин создал эволюционное учение, в котором движущими силами эволюции назвал неопределённую изменчивость, борьбу за существование и наследование благоприобретенных признаков. 5. Ч. Дарвин в своём учении утверждал, что в основе образования новых видов лежит постепенное накопление различий между особями — конвергенция признаков. 6. Результатами эволюции Ч. Дарвин считал разнообразие видов и относительную приспособленность организмов.

ответ

Ошибки содержатся в предложениях 3, 4, 5.

  1. 3 — теорию естественного отбора создал Ч. Дарвин;
  2. 4 — идея наследования приобретённых признаков принадлежит Ж. Б. Ламарку;
  3. 5 — В основе эволюционных процессов лежит дивергенция.

№3

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.

ответ

Ошибки допущены в предложениях 2, 3 и 4.

  1. 2 — Первым звеном пищевой цепи являются продуценты.
  2. 3 — У продуцентов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза.
  3. 4 — В световой фазе фотосинтеза выделяется кислород.

Начало работы

Привет сейчас ты за 5 шагов узнаешь, как пользоваться платформой

Смотреть

Выбери тест

«Выбери тест, предмет и нажми кнопку «Начать решать»

1 / 6

Вкладки

После выбора предмета необходимо выбрать на вкладке задания, варианты ЕГЭ, ОГЭ или другого теста, или теорию

2 / 6

Задания

Решай задания и записывай ответы. После 1-ой попытки
ты сможешь посмотреть решение

3 / 6

Статистика

Сбоку ты можешь посмотреть статистику и прогресс по предмету

4 / 6

Решение

Нажми, чтобы начать решать вариант. Как только ты перейдешь
на страницу, запустится счетчик времени, поэтому подготовь заранее все, что может тебе понадобиться

5 / 6

Отметки

Отмечай те статьи, что прочитал, чтобы было удобнее ориентироваться в оглавлении

6 / 6

Молодец!

Ты прошел обучение! Теперь ты знаешь как пользоваться сайтом
и можешь переходить к решению заданий

1 вариант

Вопрос
1. Какие утверждения относят к теории Ч. Дарвина?

1) Внутри вида расхождение признаков приводит к видообразованию.

2) Вид неоднороден и представлен множеством популяций.

3) Естественный отбор — направляющий фактор эволюции.

4) При создании сортов и пород направляющим фактором служит
искусственный отбор.

5) Внутреннее стремление к совершенству — фактор эволюции.

6) Популяция — это единица эволюции.

Вопрос 2. Найдите ошиб­ки в приведённом тексте. Ука­жи­те но­ме­ра
предложений, в ко­то­рых они сделаны. Ис­правь­те их.

 (1.) Пер­вая эво­лю­ци­он­ная кон­цеп­ция при­над­ле­жит
Ж.Б. Ламарку. (2.) Ла­марк впер­вые вы­дви­нул идею об из­ме­ня­е­мо­сти живой
при­ро­ды и её есте­ствен­ном развитии. (3.) Он был первым, кто в ка­че­стве
дви­жу­щих сил эво­лю­ции при­знал есте­ствен­ный отбор и пря­мое вли­я­ние
среды на организм. (4.) В се­ре­ди­не XIX века ан­глий­ский учёный Ч. Дар­вин
со­здал эво­лю­ци­он­ное учение, в ко­то­ром дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции
на­звал неопределённую изменчивость, борь­бу за су­ще­ство­ва­ние и на­сле­до­ва­ние
бла­го­при­об­ре­тен­ных признаков.(5.) Ч. Дар­вин в своём уче­нии утверждал,
что в ос­но­ве об­ра­зо­ва­ния новых видов лежит по­сте­пен­ное на­коп­ле­ние
раз­ли­чий между осо­бя­ми — кон­вер­ген­ция признаков. (6.) Ре­зуль­та­та­ми
эво­лю­ции Ч. Дар­вин счи­тал раз­но­об­ра­зие видов и от­но­си­тель­ную при­спо­соб­лен­ность
организмов.

Вопрос 3. Назовите ос­нов­ные положения тео­рии Жана Ба­ти­ста
Ламарка и объясните, в чем за­клю­ча­ет­ся прогрессивность этой теории.

Вариант 2

Вопрос
1. Выберите утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к син­те­ти­че­ской тео­рии эволюции.

1) Мик­ро­э­во­лю­ция — процесс, про­ис­хо­дя­щий в популяциях.

2) Между ор­га­низ­ма­ми про­ис­хо­дит борь­ба за существование.

3) Дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции яв­ля­ют­ся неопределённая
изменчивость, есте­ствен­ный отбор, борь­ба за существование.

4) Ос­нов­ны­ми эво­лю­ци­он­ны­ми на­прав­ле­ни­я­ми являются:
ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

5) Определённая из­мен­чи­вость не яв­ля­ет­ся наследственной.

6) Вид со­сто­ит из популяций.

Вопрос 2. Найдите три ошибки в приведённом тексте.
Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1)Дарвин выделял три
ненаправленных эволюционных фактора: наследственность, изменчивость,
популяционные волны. (2)Наследственность определяет способность организмов
передавать свои характеристики потомству.

(3)Изменчивость определяет
многообразие форм в популяции. (4)В результате все особи имеют различную
приспособленность. (5)Наиболее приспособленные оставляют меньше потомства,
поскольку живут дольше. (6)В результате естественного отбора потомство в каждом
следующем поколении обладает всё большей приспособленностью к условиям среды.
(7)Также важны мутации, они всегда повышают приспособленность популяции к
условиям окружающейся среды.

Вопрос 3. Существует
более 300 пород голубей, Ч. Дарвин считал, что они все произошли от сизого
скалистого голубя.

Почему он так решил и какие
методы использовали, чтобы вывести новые породы голубей?

ОТВЕТЫ:

1 вариант

1.    Ответ: 134.

2.    Пояснение.

Ошибки
со­дер­жат­ся в пред­ло­же­ни­ях 3, 4, 5.

1)
3 — тео­рию есте­ствен­но­го от­бо­ра со­здал Ч. Дарвин;

2)
4 — идея на­сле­до­ва­ния приобретённых при­зна­ков при­над­ле­жит Ж. Б. Ламарку;

3)
5 — В ос­но­ве эво­лю­ци­он­ных про­цес­сов лежит дивергенция. ИЛИ Накопление
раз­ли­чий между осо­бя­ми не на­зы­ва­ет­ся конвергенцией.

3.    Пояснение.

1)
Движущими силами эволюционного процесса по Ламарку являются: 1 — влияние среды,
которое приводит к упражнению или не упражнению органов; 2 — стремление к
самоусовершенствованию; 3 — передача по наследству приобретенных признаков.

2)
Заслугой Ж. Б. Ламарка было создание эволюционного учения и попытка найти
движущие силы, которые привели к появлению современных видов и их
приспособленности.

3)
Уче­ние легло в ос­но­ву пер­вой есте­ствен­ной клас­си­фи­ка­ции, ос­но­ван­ной
на прин­ци­пах род­ства ор­га­низ­мов.

2 вариант

1.    твет: 146.

2.    Пояснение.

1)
1 – эволюционные факторы по Дарвину – это наследственность, изменчивость и
борьба за существование;

2)
5 – наиболее приспособленные живут дольше и оставляют больше потомства;

3)
7 – мутации бывают положительные, негативные и нейтральные (мутации чаще имеют
отрицательный эффект)

3.    Пояснение.

Элементы
ответа:

Ответ
на вопрос «Почему он так решил»

1)
Т.к. при скрещивании представителей этих пород с их диким предком дают
плодовитое потомство. Все гибриды между любыми породами голубей плодовиты.

 Ответ
на вопрос «Какие методы использовали»

2)
Искусственный отбор (методический отбор).

 Дополнение
к 1 пункту:

«Многие
черты всех домашних пород сходны с чертами дикого скалистого голубя. Домашние
голуби не вьют гнезд на деревьях, сохраняя инстинкт дикого голубя, вьющего
гнезда на уступах скал. Все породы обладают одинаковым поведением во время
ухаживания за самкой.

При
скрещивании голубей разных пород иногда появляются гибриды с признаками дикого
скалистого голубя».

НО,
без указания плодовитости потомства эти факты не засчитываются.

 Дополнение
ко 2 пункту:

Методический
отбор — Выбранные особи содержатся в изоляции во избежание нежелательного
скрещивания. Затем селекционер выбирает пары для скрещивания. После этого,
начиная уже с первого поколения, он ведет строгий отбор лучшего материала и
выбраковку того, который не удовлетворяет предъявленным требованиям.

Можно
отвечать скрещивание (гибридизацию) – инбридинг, чистопородное скрещивание,
межпородное (межлинейное) скрещивание, но при условии, что записали
ИСКУССТВЕННЫЙ отбор.

Доброго времени суток, ребята!

Предлагаю потренироваться в выполнении заданий на поиск ошибок в текстах, посвященных эволюции. Вначале публикую тексты, а в конце поста пойдут ответы. Тренируемся!

Тексты.

№1.

1.  
Ученые считают, что первыми появившимися на Земле организмами были эукариоты.

2.  
Первые организмы были анаэробными гетеротрофами.

3.  
Затем эволюция шла в направлении развития автотрофных способов

питания.

4.  
Первыми автотрофными организмами стали водоросли и мохообразные растения.

5.  
В результате фотосинтеза в атмосфере Земли появился свободный кислород.

№2.

1.Наиболее важными ароморфозами в эволюции многоклеточных были: развитие
подвижных челюстей, формирование пятипалых конечностей, возникновение
покровительственной окраски.

2.С выходом животных на сушу возникло наружное оплодотворение.

3.Расцвет млекопитающих был обеспечен возникновением теплокровности,
трехкамерного сердца и внутреннего скелета.

№3.

 Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. В процессе длительной эволюции у пресмыкающихся
возникли приспособления к жизни на суше. 2. Оплодотворение у них
наружное. 3. Яйца содержат большой запас питательных веществ и покрыты
плотными оболочками, которые защищают развивающийся зародыш от
высыхания и механических повреждений. 4. Шейный отдел позвоночника, как
и у земноводных, представлен одним позвонком, что затрудняет
подвижность головы. 5. Кожный покров богат железами.

№4.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. Популяция представляет собой совокупность
свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время
населяющих общую территорию. 2. Основными групповыми характеристиками
популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и
пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции
называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой
природы. 5. Численность популяции всегда стабильна.

№5. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.
2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга.
3. Популяция является структурной единицей вида. 4. Популяция является движущей силой эволюции.
5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.

№6. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время населяющих общую территорию.
2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая, пространственная структура.

3. Популяция является структурной единицей биосферы.
4. Популяция – это элементарная единица эволюции.
5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию.

№7.

Най­ди­те ошиб­ки в при­ве­ден­ном тек­сте. Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, и ис­правь­те их.

1.
Род­ство че­ло­ве­ка и жи­вот­ных под­твер­жда­ет­ся на­ли­чи­ем у них
ру­ди­мен­тов и ата­виз­мов. 2. Ру­ди­мен­ты – это при­зна­ки, край­не
редко встре­ча­ю­щи­е­ся у че­ло­ве­ка, но име­ю­щи­е­ся у жи­вот­ных.
3. К ру­ди­мен­там че­ло­ве­ка от­но­сят зубы муд­ро­сти, ап­пен­дикс,
обиль­ный во­ло­ся­ной по­кров на теле че­ло­ве­ка, по­лу­лун­ную
склад­ку в угол­ке глаз. 4. Ата­виз­мы – это при­зна­ки воз­вра­та к
при­зна­кам пред­ков. 5. В норме эти гены бло­ки­ру­ют­ся. 6. Они
про­яв­ля­ют­ся при на­ру­ше­нии ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия
че­ло­ве­ка – фи­ло­ге­не­за. 7. При­ме­ра­ми ата­виз­мов слу­жат:
мно­го­сос­ко­вость, рож­де­ние хво­ста­тых людей. 

№8.  

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они сде­ла­ны, ис­правь­те их.

1. Все ор­га­низ­мы об­ла­да­ют на­след­ствен­но­стью и из­мен­чи­во­стью.

2.
Му­та­ции – это слу­чай­но воз­ник­шие стой­кие из­ме­не­ния
ге­но­ти­па, за­тра­ги­ва­ю­щие целые хро­мо­со­мы, их части или
от­дель­ные гены.

3. Из­ме­не­ния, свя­зан­ные с удво­е­ни­ем ка­ко­го-либо нук­лео­ти­да в гене, от­но­сят к ге­ном­ным му­та­ци­ям.

4. Внут­ри­хро­мо­сом­ные пе­ре­строй­ки могут быть свя­за­ны с удво­е­ни­ем гена.

5. Если в клет­ке про­ис­хо­дит из­ме­не­ние числа хро­мо­сом, то такие му­та­ции на­зы­ва­ют ген­ны­ми.

6. Му­та­ции все­гда по­лез­ны ор­га­низ­му.

№9. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

1.
Аро­мор­фоз — на­прав­ле­ние эво­лю­ции, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны
мел­кие адап­та­ци­он­ные из­ме­не­ния. 2. В ре­зуль­та­те аро­мор­фо­за
фор­ми­ру­ют­ся новые виды в пре­де­лах одной груп­пы. 3.  Бла­го­да­ря
эво­лю­ци­он­ным из­ме­не­ни­ям ор­га­низ­мы осва­и­ва­ют новые среды
оби­та­ния. 4. В ре­зуль­та­те аро­мор­фо­за про­изошёл выход жи­вот­ных
на сушу. 5. К аро­мор­фо­зам также от­но­сят фор­ми­ро­ва­ние
при­спо­соб­ле­ний к жизни на дне моря у кам­ба­лы и ската. 6. Они имеют
уплощённую форму тела и окрас­ку под цвет грун­та.

№10. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны, ис­правь­те их.

1.
Между ви­да­ми су­ще­ству­ет ре­про­дук­тив­ная изо­ля­ция. 2. Этот
фак­тор спо­соб­ству­ет со­хра­не­нию вида, как са­мо­сто­я­тель­ной
эво­лю­ци­он­ной еди­ни­цы. 3. Осо­бен­но важно, чтобы изо­ля­ция
воз­ни­ка­ла между ге­не­ти­че­ски отдалёнными раз­но­вид­но­стя­ми и
ви­да­ми. 4. Воз­мож­ность скре­щи­ва­ния между ними выше, чем с
близ­ки­ми, род­ствен­ны­ми ви­да­ми. 5. За­щи­та от чужих генов
до­сти­га­ет­ся раз­ны­ми спо­со­ба­ми: раз­лич­ны­ми сро­ка­ми
со­зре­ва­ния гамет, сход­ны­ми ме­ста­ми оби­та­ния, спо­соб­но­стью
яй­це­клет­ки раз­ли­чать свои и чужие спер­ма­то­зо­и­ды. 6.
Меж­ви­до­вые ги­бри­ды часто бы­ва­ют не­жиз­не­спо­соб­ны или
бес­плод­ны.

№11. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны. Ис­правь­те ошиб­ки.

1.
По­пу­ля­ция пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность сво­бод­но
скре­щи­ва­ю­щих­ся осо­бей раз­ных видов, дли­тель­ное время
на­се­ля­ю­щих общую тер­ри­то­рию. 2. Ос­нов­ны­ми
ха­рак­те­ри­сти­ка­ми по­пу­ля­ции яв­ля­ют­ся чис­лен­ность,
плот­ность, воз­раст­ная, по­ло­вая и про­стран­ствен­ная струк­ту­ры.
3. По­пу­ля­ция яв­ля­ет­ся струк­тур­ной еди­ни­цей живой при­ро­ды. 4.
Со­во­куп­ность всех генов по­пу­ля­ции на­зы­ва­ет­ся её
ге­но­фон­дом. 5. Чис­лен­ность по­пу­ля­ции все­гда ста­биль­на. 6.
По­пу­ля­ции од­но­го вида ге­не­ти­че­ски не­од­но­род­ны, т. е.
об­ла­да­ют раз­лич­ны­ми ге­но­фон­да­ми.

№12. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны, ис­правь­те их.

(1)
Про­ис­хож­де­ние жизни на Земле по-раз­но­му объ­яс­ня­ют не­сколь­ко
раз­лич­ных ги­по­тез. (2) Ги­по­те­за са­мо­за­рож­де­ния ука­зы­ва­ет
на воз­мож­ность по­яв­ле­ния живых су­ществ толь­ко от живых
ро­ди­те­лей. (3) Её при­вер­жен­ца­ми были Р. Гук, Л. Па­стер и ряд
дру­гих учёных. (4) Кре­а­ци­о­низм – ещё одна ги­по­те­за,
утвер­жда­ю­щая, что жизнь су­ще­ство­ва­ла вечно. (5) А.И. Опа­рин и
ан­глий­ский био­лог Дж. Хол­дейн пред­по­ло­жи­ли, что ор­га­ни­че­ские
ве­ще­ства и ор­га­низ­мы воз­ник­ли абио­ген­ным путём из
не­ор­га­ни­че­ско­го ве­ще­ства в ре­зуль­та­те дли­тель­ной
эво­лю­ции. (6) Жизнь воз­ник­ла на Земле при­мер­но 3,5 млрд лет назад.

№13. Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

1.
Му­та­ции – это слу­чай­но воз­ник­шие стой­кие из­ме­не­ния
ге­но­ти­па ор­га­низ­ма. 2. Ген­ные или точ­ко­вые му­та­ции свя­за­ны с
из­ме­не­ни­ем по­сле­до­ва­тель­но­сти нук­лео­ти­дов в мо­ле­ку­ле
ДНК. 3. Хро­мо­сом­ные му­та­ции — наи­бо­лее часто встре­ча­ю­щий­ся
класс му­та­ци­он­ных из­ме­не­ний. 4. Хро­мо­сом­ны­ми на­зы­ва­ют
му­та­ции, при­во­дя­щие к из­ме­не­нию числа хро­мо­сом. 5.
По­яв­ле­ние ге­ном­ных му­та­ций все­гда свя­за­но с
воз­ник­но­ве­ни­ем двух или более раз­ры­вов хро­мо­сом с
по­сле­ду­ю­щим их со­еди­не­ни­ем, но в не­пра­виль­ном по­ряд­ке. 6.
Наи­бо­лее рас­про­странённым типом ге­ном­ных му­та­ций яв­ля­ет­ся
по­лип­ло­и­дия – крат­ное из­ме­не­ние числа хро­мо­сом. 

№14. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они сде­ла­ны. Ис­правь­те их.

1.
Пер­вая эво­лю­ци­он­ная кон­цеп­ция при­над­ле­жит Ж.Б. Ла­мар­ку. 2.
Ла­марк впер­вые вы­дви­нул идею об из­ме­ня­е­мо­сти живой при­ро­ды и
её есте­ствен­ном раз­ви­тии. 3. Он был пер­вым, кто в ка­че­стве
дви­жу­щих сил эво­лю­ции при­знал есте­ствен­ный отбор и пря­мое
вли­я­ние среды на ор­га­низм. 4. В се­ре­ди­не XIX века ан­глий­ский
учёный Ч. Дар­вин со­здал эво­лю­ци­он­ное уче­ние, в ко­то­ром
дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции на­звал не­опре­делённую
из­мен­чи­вость, борь­бу за су­ще­ство­ва­ние и на­сле­до­ва­ние
бла­го­при­об­ре­тен­ных при­зна­ков. 5. Ч. Дар­вин в своём уче­нии
утвер­ждал, что в ос­но­ве об­ра­зо­ва­ния новых видов лежит
по­сте­пен­ное на­коп­ле­ние раз­ли­чий между осо­бя­ми —
кон­вер­ген­ция при­зна­ков. 6. Ре­зуль­та­та­ми эво­лю­ции Ч. Дар­вин
счи­тал раз­но­об­ра­зие видов и от­но­си­тель­ную при­спо­соб­лен­ность
ор­га­низ­мов. 

№15. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны, ис­правь­те их.

Со­глас­но
ос­нов­ным по­ло­же­ни­ям син­те­ти­че­ской тео­рии эво­лю­ции: 1.
Ма­те­ри­а­лом для эво­лю­ции слу­жит на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость,
то есть му­та­ции и ком­би­на­ции генов. 2. Дви­жу­щи­ми си­ла­ми
эво­лю­ции яв­ля­ют­ся из­ме­не­ние ге­но­фон­да по­пу­ля­ции и
воз­ник­но­ве­ние при­спо­соб­лен­но­сти ор­га­низ­мов к усло­ви­ям
су­ще­ство­ва­ния. 3. На­прав­ля­ю­щий фак­тор эво­лю­ции —
есте­ствен­ный отбор, ос­но­ван­ный на со­хра­не­нии и на­коп­ле­нии
на­след­ствен­ных из­ме­не­ний ор­га­низ­ма. 4. Наи­мень­шая
эво­лю­ци­он­ная еди­ни­ца — вид. 5. Эво­лю­ция имеет по­сте­пен­ный и
дли­тель­ный ха­рак­тер. 6. Ви­до­об­ра­зо­ва­ние как этап эво­лю­ции
на­зы­ва­ет­ся мак­ро­э­во­лю­ци­ей.

Ответы.

№1.

Ошибки
допущены в предложениях 1,4.

1 — прокариоты; 4 — хемосинтезирующие бактерии
№2.

Ошибки
допущены в предложениях 1, 2, 3.

№3.

Ошибки допущены в предложениях:

2 – оплодотворение у пресмыкающихся внутреннее;
4 – шейный отдел у пресмыкающихся представлен несколькими позвонками, хорошо развит, обеспечивает подвижность головы;
5 – железы в кожном покрове отсутствуют

№4.

Ошибки допущены в предложениях:

1 – популяция представляет собой совокупность
свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих
общую территорию популяции;
4 – популяция является структурной единицей вида;
5 – численность популяций может изменяться в разные сезоны и годы

№5 

1. Популяция представляет собой совокупность особей одного вида, а не разных.
4. Движущие силы (факторы) эволюции
– это естественный отбор, борьба за существование и т.п.
5. Популяция, по определению, должна длительно проживать в определенном месте.
Мелкая лужа скоро высохнет, поэтому личинки комаров не могут проживать в ней достаточно долго.

№6. 

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся
особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию.
3. Популяция является структурной единицей вида.
5. Личинки насекомых одного вида, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию.

№7.

Ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) 2 — ру­ди­мен­ты у че­ло­ве­ка встре­ча­ют­ся часто, у жи­вот­ных — это обыч­но раз­ви­тые при­зна­ки;

2) 3 — обиль­ный во­ло­ся­ной по­кров на теле че­ло­ве­ка — это при­мер ата­виз­ма:

3) 6 — ин­ди­ви­ду­аль­ное раз­ви­тие на­зы­ва­ют он­то­ге­не­зом. 

№8.

 3. Из­ме­не­ния, свя­зан­ные с удво­е­ни­ем нук­лео­ти­да в гене, от­но­сят к ген­ным (а не ге­ном­ным) му­та­ци­ям.

5. Если в клет­ке про­ис­хо­дит из­ме­не­ние числа хро­мо­сом, то такие му­та­ции на­зы­ва­ют ге­ном­ны­ми (а не ген­ны­ми).

6. Есть как по­лез­ные, так и вред­ные или ней­траль­ные му­та­ции

№9.

1. Аро­мор­фоз — на­прав­ле­ние эво­лю­ции, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны круп­ные из­ме­не­ния.

2. В ре­зуль­та­те аро­мор­фо­за фор­ми­ру­ют­ся новые клас­сы, от­де­лы, типы, цар­ства в пре­де­лах одной груп­пы.

5. К идио­адап­та­ци­ям от­но­сят фор­ми­ро­ва­ние при­спо­соб­ле­ний к жизни на дне моря у кам­ба­лы и ската.

№10.

Ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях 3, 4, 5.

1) (3) Между раз­ны­ми ви­да­ми уже су­ще­ству­ет ре­про­дук­тив­ная изо­ля­ция.

ИЛИ

Изо­ля­ция воз­ни­ка­ет между осо­бя­ми одной по­пу­ля­ции.

2) (4) Воз­мож­ность скре­щи­ва­ния между род­ствен­ны­ми ви­да­ми выше.

3) (5) Сход­ные места оби­та­ния не за­щи­ща­ют от про­ник­но­ве­ния чужих генов.

При­ме­ча­ние от со­ста­ви­те­лей сайта.

(2
пред­ло­же­ние). Этот фак­тор спо­соб­ству­ет со­хра­не­нию
ПО­ПУ­ЛЯ­ЦИИ, как са­мо­сто­я­тель­ной эво­лю­ци­он­ной еди­ни­цы.

№11

Ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях 1, 3, 5.

1) 1 — по­пу­ля­ция – со­во­куп­ность осо­бей од­но­го вида.

2) 3 — по­пу­ля­ция – струк­тур­ная еди­ни­ца вида.

3) 5 — Чис­лен­ность по­пу­ля­ции из­ме­ня­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от раз­ных фак­то­р
№12.

Ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях 2, 3, 4.

(2)
– Ги­по­те­за са­мо­за­рож­де­ния пред­по­ла­га­ла рож­де­ние жи­во­го
из не­жи­во­го (на­при­мер, из дын­но­го де­ре­ва или ба­ра­ньей
под­лив­ки).

(3) – Р. Гук и Л. Па­стер опро­верг­ли ги­по­те­зу са­мо­за­рож­де­ния.

(4) – Кре­а­ци­о­низм рас­смат­ри­ва­ет жизнь как ре­зуль­тат бо­же­ствен­но­го тво­ре­ния.

№13.

ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) 3
– хро­мо­сом­ные му­та­ции не так часто воз­ни­ка­ют, как ген­ные
му­та­ции; ген­ные му­та­ции — наи­бо­лее часто встре­ча­ю­щий­ся класс
му­та­ци­он­ных из­ме­не­ний;

2) 4 – хро­мо­сом­ные му­та­ции – это пе­ре­строй­ки хро­мо­сом;

3) 5 – раз­ры­вы хро­мо­сом на­блю­да­ют­ся при хро­мо­сом­ных му­та­ци­ях.

№14.

Ошиб­ки со­дер­жат­ся в пред­ло­же­ни­ях 3, 4, 5.

1) 3 — тео­рию есте­ствен­но­го от­бо­ра со­здал Ч. Дар­вин;

2) 4 — идея на­сле­до­ва­ния при­об­ретённых при­зна­ков при­над­ле­жит Ж. Б. Ла­мар­ку;

3) 5 — В ос­но­ве эво­лю­ци­он­ных про­цес­сов лежит ди­вер­ген­ция.

ИЛИ

На­коп­ле­ние раз­ли­чий между осо­бя­ми не на­зы­ва­ет­ся кон­вер­ген­ци­ей.

№15.

Ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1)
2 — Му­та­ци­он­ный про­цесс, ком­би­на­тив­ная из­мен­чи­вость,
по­пу­ля­ци­он­ные волны, есте­ствен­ный отбор — дви­жу­щие силы
эво­лю­ции.

2) 4 — Наи­мень­шая эво­лю­ци­он­ная еди­ни­ца – по­пу­ля­ция.

3) 6 — Ви­до­об­ра­зо­ва­ние как этап эво­лю­ции на­зы­ва­ет­ся мик­ро­э­во­лю­ци­ей.

Ответы История эволюционного учения 10 класс

1. Ре­зуль­та­том эво­лю­ции яв­ля­ет­ся

1) по­яв­ле­ние новых за­су­хо­устой­чи­вых сор­тов рас­те­ний

2) воз­ник­но­ве­ние новых видов в из­ме­нив­ших­ся усло­ви­ях среды

3) вы­ве­де­ние вы­со­ко­про­дук­тив­ных пород круп­но­го ро­га­то­го скота

4) фор­ми­ро­ва­ние новых при­спо­соб­ле­ний к жизни в из­ме­нив­ших­ся усло­ви­ях

5) со­хра­не­ние ста­рых видов в ста­биль­ных усло­ви­ях оби­та­ния

6) по­лу­че­ние вы­со­ко­про­дук­тив­ных брой­лер­ных кур

По­яс­не­ние.

136 — Ре­зуль­та­ты се­лек­ции.

Глав­ным ре­зуль­та­том эво­лю­ции яв­ля­ет­ся со­вер­шен­ство­ва­ние при­спо­соб­лен­но­сти ор­га­низ­мов к усло­ви­ям оби­та­ния, что вле­чет за собой со­вер­шен­ство­ва­ние их ор­га­ни­за­ции. В ре­зуль­та­те дей­ствия есте­ствен­но­го от­бо­ра со­хра­ня­ют­ся особи с по­лез­ны­ми для их про­цве­та­ния при­зна­ка­ми (любая форма от­бо­ра: дви­жу­щий, ста­би­ли­зи­ру­ю­щий, диз­руп­тив­ный). Дру­гой важ­ный ре­зуль­тат эво­лю­ции — на­рас­та­ние мно­го­об­ра­зия видов есте­ствен­ных групп, т. е. си­сте­ма­ти­че­ская диф­фе­рен­ци­ров­ка видов.

Ответ: 245

2. Ис­кус­ствен­ный отбор в от­ли­чие от есте­ствен­но­го:

1) про­во­дит­ся че­ло­ве­ком це­ле­на­прав­лен­но;

2) осу­ществ­ля­ет­ся при­род­ны­ми эко­ло­ги­че­ски­ми фак­то­ра­ми;

3) про­во­дит­ся среди осо­бей сорта, по­ро­ды;

4) про­ис­хо­дит среди осо­бей при­род­ных по­пу­ля­ций;

5) за­вер­ша­ет­ся по­лу­че­ни­ем новых куль­тур­ных форм;

6) за­вер­ша­ет­ся воз­ник­но­ве­ни­ем новых видов.

По­яс­не­ние.

Ис­кус­ствен­ный отбор про­во­дит­ся че­ло­ве­ком, и ре­зуль­та­том яв­ля­ет­ся со­зда­ние по­ро­ды или сорта.

Ответ: 135

3. Вы­бе­ри­те по­ло­же­ния, от­но­ся­щи­е­ся к син­те­ти­че­ской тео­рии эво­лю­ции.

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми без про­бе­лов.

1. эле­мен­тар­ной еди­ни­цей эво­лю­ции яв­ля­ет­ся по­пу­ля­ция

2. вли­я­ние внеш­ней среды на­прав­ле­но на раз­ви­тие по­лез­ных при­зна­ков

3. есте­ствен­ный отбор – глав­ная при­чи­на ви­до­об­ра­зо­ва­ния и раз­ви­тия адап­та­ций

4. ма­те­ри­а­лом для эво­лю­ции слу­жит мо­ди­фи­ка­ци­он­ная из­мен­чи­вость

5. эле­мен­тар­ной еди­ни­цей эво­лю­ции яв­ля­ет­ся вид

6. ма­те­ри­а­лом для эво­лю­ции слу­жит му­та­ци­он­ная и ком­би­на­ци­он­ная из­мен­чи­вость

По­яс­не­ние.

Син­те­ти­че­ская тео­рия эво­лю­ции — со­вре­мен­ная эво­лю­ци­он­ная тео­рия, ко­то­рая яв­ля­ет­ся син­те­зом раз­лич­ных дис­ци­плин, пре­жде всего, ге­не­ти­ки и дар­ви­низ­ма.

Ос­нов­ные по­ло­же­ния:

— эле­мен­тар­ной еди­ни­цей эво­лю­ции счи­та­ет­ся ло­каль­ная по­пу­ля­ция;

— ма­те­ри­а­лом для эво­лю­ции яв­ля­ют­ся му­та­ци­он­ная и ре­ком­би­на­ци­он­ная из­мен­чи­вость;

— есте­ствен­ный отбор рас­смат­ри­ва­ет­ся как глав­ная при­чи­на раз­ви­тия адап­та­ций, ви­до­об­ра­зо­ва­ния и про­ис­хож­де­ния над­ви­до­вых так­со­нов;

— дрейф генов и прин­цип ос­но­ва­те­ля вы­сту­па­ют при­чи­на­ми фор­ми­ро­ва­ния ней­траль­ных при­зна­ков;

— вид есть си­сте­ма по­пу­ля­ций, ре­про­дук­тив­но изо­ли­ро­ван­ных от по­пу­ля­ций дру­гих видов, и каж­дый вид эко­ло­ги­че­ски обособ­лен;

— ви­до­об­ра­зо­ва­ние за­клю­ча­ет­ся в воз­ник­но­ве­нии ге­не­ти­че­ских изо­ли­ру­ю­щих ме­ха­низ­мов и осу­ществ­ля­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но в усло­ви­ях гео­гра­фи­че­ской изо­ля­ции.

Ответ: 1, 3, 6.

Ответ: 136

4. Какие утвер­жде­ния от­но­сят к тео­рии Ч. Дар­ви­на?

1) Внут­ри вида рас­хож­де­ние при­зна­ков при­во­дит к ви­до­об­ра­зо­ва­нию.

2) Вид не­од­но­ро­ден и пред­став­лен мно­же­ством по­пу­ля­ций.

3) Есте­ствен­ный отбор — на­прав­ля­ю­щий фак­тор эво­лю­ции.

4) При со­зда­нии сор­тов и пород на­прав­ля­ю­щим фак­то­ром слу­жит ис­кус­ствен­ный отбор.

5) Внут­рен­нее стрем­ле­ние к со­вер­шен­ству — фак­тор эво­лю­ции.

6) По­пу­ля­ция — это еди­ни­ца эво­лю­ции.

По­яс­не­ние.

Утвер­жде­ния от­но­ся­щи­е­ся к тео­рии Ч. Дар­ви­на:

— Внут­ри вида рас­хож­де­ние при­зна­ков при­во­дит к ви­до­об­ра­зо­ва­нию.

— Есте­ствен­ный отбор — на­прав­ля­ю­щий фак­тор эво­лю­ции.

— При со­зда­нии сор­тов и пород на­прав­ля­ю­щим фак­то­ром слу­жит ис­кус­ствен­ный отбор.

При­ме­ча­ние.

Эво­лю­ци­он­ная тео­рия Дар­ви­на пред­став­ля­ет собой це­лост­ное уче­ние об ис­то­ри­че­ском раз­ви­тии ор­га­ни­че­ско­го мира.

Ос­нов­ные прин­ци­пы эво­лю­ци­он­ной тео­рии Ч. Дар­ви­на.

1. В пре­де­лах каж­до­го вида живых ор­га­низ­мов су­ще­ству­ет огром­ный раз­мах ин­ди­ви­ду­аль­ной на­след­ствен­ной из­мен­чи­во­сти по мор­фо­ло­ги­че­ским, фи­зио­ло­ги­че­ским, по­ве­ден­че­ским и любым дру­гим при­зна­кам. Эта из­мен­чи­вость может иметь не­пре­рыв­ный, ко­ли­че­ствен­ный, или пре­ры­ви­стый ка­че­ствен­ный ха­рак­тер, но она су­ще­ству­ет все­гда.

2. Все живые ор­га­низ­мы раз­мно­жа­ют­ся в гео­мет­ри­че­ской про­грес­сии.

3. Жиз­нен­ные ре­сур­сы для лю­бо­го вида живых ор­га­низ­мов огра­ни­че­ны, и по­это­му долж­на воз­ни­кать борь­ба за су­ще­ство­ва­ние либо между осо­бя­ми од­но­го вида, либо между осо­бя­ми раз­ных видов, либо с при­род­ны­ми усло­ви­я­ми. В по­ня­тие «борь­ба за су­ще­ство­ва­ние» Дар­вин вклю­чил не толь­ко соб­ствен­но борь­бу особи за жизнь, но и борь­бу за успех в раз­мно­же­нии.

4. В усло­ви­ях борь­бы за су­ще­ство­ва­ние вы­жи­ва­ют и дают потом­ство наи­бо­лее при­спо­соб­лен­ные особи, име­ю­щие те от­кло­не­ния, ко­то­рые слу­чай­но ока­за­лись адап­тив­ны­ми к дан­ным усло­ви­ям среды. Это прин­ци­пи­аль­но важ­ный мо­мент в ар­гу­мен­та­ции Дар­ви­на. От­кло­не­ния воз­ни­ка­ют не на­прав­лен­но — в ответ на дей­ствие среды, а слу­чай­но. Не­мно­гие из них ока­зы­ва­ют­ся по­лез­ны­ми в кон­крет­ных усло­ви­ях. По­том­ки вы­жив­шей особи, ко­то­рые на­сле­ду­ют по­лез­ное от­кло­не­ние, поз­во­лив­шее вы­жить их пред­ку, ока­зы­ва­ют­ся более при­спо­соб­лен­ны­ми к дан­ной среде, чем дру­гие пред­ста­ви­те­ли по­пу­ля­ции.

5. Вы­жи­ва­ние и пре­иму­ще­ствен­ное раз­мно­же­ние при­спо­соб­лен­ных осо­бей Дар­вин на­звал есте­ствен­ным от­бо­ром.

6. Есте­ствен­ный отбор от­дель­ных изо­ли­ро­ван­ных раз­но­вид­но­стей в раз­ных усло­ви­ях су­ще­ство­ва­ния по­сте­пен­но ведет к ди­вер­ген­ции (рас­хож­де­нию) при­зна­ков этих раз­но­вид­но­стей и, в ко­неч­ном счете, к ви­до­об­ра­зо­ва­нию.

Ответ: 134

5. Какие фак­то­ры яв­ля­ют­ся дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции?

1) мо­ди­фи­ка­ци­он­ная из­мен­чи­вость

2) му­та­ци­он­ный про­цесс

3) есте­ствен­ный отбор

4) при­спо­соб­лен­ность ор­га­низ­мов к среде оби­та­ния

5) по­пу­ля­ци­он­ные волны

6) абио­ти­че­ские фак­то­ры среды

По­яс­не­ние.

Дви­жу­щие силы эво­лю­ции: му­та­ци­он­ный про­цесс, есте­ствен­ный отбор, по­пу­ля­ци­он­ные волны.

При­ме­ча­ние.

Дви­жу­щие силы эво­лю­ции по Дар­ви­ну: на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость, борь­ба за су­ще­ство­ва­ние и есте­ствен­ный отбор.

В син­те­ти­че­ской тео­рии эво­лю­ции к фак­то­рам эво­лю­ции от­но­сят­ся: по­пу­ля­ци­он­ные волны (чис­лен­ность по­пу­ля­ций), поток генов и дрейф генов (слу­чай­ные ко­ле­ба­ния ча­стот генов в малых по­пу­ля­ци­ях), изо­ля­ция.

Ис­точ­ник: Заяц, Р. Г. Био­ло­гия для по­сту­па­ю­щих в вузы / Р. Г. Заяц, И. В. Рач­ков­ская, В. М. Стам­бров­ская. — Мн. : Выш. шк. , 2004

Ответ: 235

6. Вы­бе­ри­те три фак­то­ра эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са, дей­ствие ко­то­рых ведёт к ви­до­об­ра­зо­ва­нию.

1) изо­ля­ция

2) био­ло­ги­че­ский ре­гресс

3) мо­ди­фи­ка­ци­он­ная из­мен­чи­вость

4) на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость

5) вы­со­кая пло­до­ви­тость особи

6) есте­ствен­ный отбор

По­яс­не­ние.

Фак­то­ры эво­лю­ции: изо­ля­ция, на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость, есте­ствен­ный отбор.

Ос­но­вой для ви­до­об­ра­зо­ва­ния яв­ля­ет­ся на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость ор­га­низ­мов, ве­ду­щий фак­тор — есте­ствен­ный отбор.

Изо­ля­ция — пус­ко­вой ме­ха­низм ви­до­об­ра­зо­ва­ния. Про­стран­ствен­ная изо­ля­ция воз­ни­ка­ет между по­пу­ля­ци­я­ми, да­ле­ко от­сто­я­щи­ми дру­гих от друга или раз­де­лен­ны­ми гео­гра­фи­че­ски­ми ба­рье­ра­ми. Кроме про­стран­ствен­ной изоля­ции, встре­ча­ет­ся и эко­ло­ги­че­ская изо­ля­ция. Эта форма био­ло­ги­че­ской изо­ля­ции ос­но­вы­ва­ет­ся на раз­но­об­разии ор­га­низ­мов по эко­ло­гии их раз­мно­же­ния и пред­по­чти­тель­но­му мес­то­оби­та­нию. Не­за­ви­си­мая эво­лю­ция изо­ли­ро­ван­ных по­пу­ля­ций ведет к тому, что между ними уве­ли­чи­ва­ют­ся ге­не­ти­че­ские раз­ли­чия. Они ста­но­вят­ся все менее по­хо­жи­ми друг на друга по ряду мор­фо­ло­ги­че­ских, фи­зио­ло­ги­че­ских и по­ве­ден­че­ских при­зна­ков. Это в свою оче­редь ведет к воз­ник­но­ве­нию био­ло­ги­че­ских ме­ха­низ­мов изо­ля­ции и к ви­до­об­ра­зо­ва­нию.

Ответ: 146

7. В со­от­вет­ствии с СТЭ (син­те­ти­че­ской тео­ри­ей эво­лю­ции) к дви­жу­щим силам эво­лю­ции от­но­сят (за­пи­ши­те в ответ цифры в по­ряд­ке воз­рас­та­ния)

1) изо­ля­цию осо­бей

2) при­спо­соб­лен­ность ор­га­низ­мов к среде

3) мно­го­об­ра­зие видов

4) му­та­ци­он­ную из­мен­чи­вость

5) есте­ствен­ный отбор

6) био­ло­ги­че­ский про­гресс

По­яс­не­ние.

В со­от­вет­ствии с СТЭ (син­те­ти­че­ской тео­ри­ей эво­лю­ции) к дви­жу­щим силам эво­лю­ции от­но­сят: изо­ля­цию, му­та­ци­он­ную из­мен­чи­вость, есте­ствен­ный отбор.

2 и 3 — ре­зуль­тат эво­лю­ции; 6 — на­прав­ле­ние эво­лю­ции.

Ответ: 1, 4, 5.

Ответ: 145

8. Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, от­но­ся­щи­е­ся к син­те­ти­че­ской тео­рии эво­лю­ции.

1) Мик­ро­э­во­лю­ция – про­цесс, про­ис­хо­дя­щий в по­пу­ля­ци­ях.

2) Между ор­га­низ­ма­ми про­ис­хо­дит борь­ба за су­ще­ство­ва­ние.

3) Дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции яв­ля­ют­ся не­опре­делённая из­мен­чи­вость, есте­ствен­ный отбор, борь­ба за су­ще­ство­ва­ние.

4) Ос­нов­ны­ми эво­лю­ци­он­ны­ми на­прав­ле­ни­я­ми яв­ля­ют­ся: аро­мор­фоз, идио­адап­та­ция, де­ге­не­ра­ция.

5) Опре­делённая из­мен­чи­вость не яв­ля­ет­ся на­след­ствен­ной.

6) Вид со­сто­ит из по­пу­ля­ций.

По­яс­не­ние.

Ос­нов­ные по­ло­же­ния син­те­ти­че­ской тео­рии эво­лю­ции в общих чер­тах можно вы­ра­зить сле­ду­ю­щим об­ра­зом:

— Ма­те­ри­а­лом для эво­лю­ции слу­жат на­след­ствен­ные из­ме­не­ния — му­та­ции (как пра­ви­ло, ген­ные) и их ком­би­на­ции.

— К дви­жу­щим силам эво­лю­ции, со­глас­но СТЭ, от­но­сят му­та­ци­он­ный про­цесс, по­пу­ля­ци­он­ные волны, дрейф генов, изо­ля­цию и есте­ствен­ный отбор. Все они, за ис­клю­че­ни­ем есте­ствен­но­го от­бо­ра, дей­ству­ют слу­чай­но, не на­прав­лен­но.

— Наи­мень­шей еди­ни­цей эво­лю­ции яв­ля­ет­ся по­пу­ля­ция.

— Эво­лю­ция носит в боль­шин­стве слу­ча­ев ди­вер­гент­ный ха­рак­тер, т. е. один так­сон может стать пред­ком не­сколь­ких до­чер­них так­со­нов.

— Эво­лю­ция носит по­сте­пен­ный и дли­тель­ный ха­рак­тер. Ви­до­об­ра­зо­ва­ние как этап эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са пред­став­ля­ет собой по­сле­до­ва­тель­ную смену одной вре­мен­ной по­пу­ля­ции че­ре­дой по­сле­ду­ю­щих вре­мен­ных по­пу­ля­ций.

— Вид со­сто­ит из мно­же­ства со­под­чи­нен­ных, мор­фо­ло­ги­че­ски, фи­зио­ло­ги­че­ски, эко­ло­ги­че­ски, био­хи­ми­че­ски и ге­не­ти­че­ски от­лич­ных, но ре­про­дук­тив­но не изо­ли­ро­ван­ных еди­ниц — под­ви­дов и по­пу­ля­ций.

— Вид су­ще­ству­ет как це­лост­ное и за­мкну­тое об­ра­зо­ва­ние. Це­лост­ность вида под­дер­жи­ва­ет­ся ми­гра­ци­я­ми осо­бей из одной по­пу­ля­ции в дру­гую, при ко­то­рых на­блю­да­ет­ся обмен ал­ле­ля­ми («поток генов»),

— Мак­ро­э­во­лю­ция на более вы­со­ком уров­не, чем вид (род, се­мей­ство, отряд, класс и др.), идет путем мик­ро­э­во­лю­ции. Со­глас­но син­те­ти­че­ской тео­рии эво­лю­ции, не су­ще­ству­ет за­ко­но­мер­но­стей мак­ро­э­во­лю­ции, от­лич­ных от мик­ро­э­во­лю­ции. Иными сло­ва­ми, для эво­лю­ции групп видов живых ор­га­низ­мов ха­рак­тер­ны те же пред­по­сыл­ки и дви­жу­щие силы, что и для мик­ро­э­во­лю­ции.

— Любой ре­аль­ный (а не сбор­ный) так­сон имеет мо­но­фи­ле­ти­че­ское про­ис­хож­де­ние.

— Эво­лю­ция имеет не­на­прав­лен­ный ха­рак­тер, т. е. не идет в на­прав­ле­нии какой-либо ко­неч­ной цели.

1) Мик­ро­э­во­лю­ция – про­цесс, про­ис­хо­дя­щий в по­пу­ля­ци­ях.

4) Ос­нов­ны­ми эво­лю­ци­он­ны­ми на­прав­ле­ни­я­ми яв­ля­ют­ся: аро­мор­фоз, идио­адап­та­ция, де­ге­не­ра­ция.

6) Вид со­сто­ит из по­пу­ля­ций.

Не вер­ные утвер­жде­ния:

2) Между ор­га­низ­ма­ми про­ис­хо­дит борь­ба за су­ще­ство­ва­ние — не верно, т.к. борь­ба за су­ще­ство­ва­ние может быть как меж­ви­до­вая, так и внут­ри­ви­до­вая и с не­бла­го­при­ят­ны­ми усло­ви­я­ми.

3) Дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции яв­ля­ют­ся не­опре­делённая из­мен­чи­вость, есте­ствен­ный отбор, борь­ба за су­ще­ство­ва­ние — это дви­жу­щие силы эво­лю­ции по Дар­ви­ну.

5) Опре­делённая из­мен­чи­вость не яв­ля­ет­ся на­след­ствен­ной — Опре­де­лен­ная, или груп­по­вая, мо­ди­фи­ка­ци­он­ная из­мен­чи­вость — это из­мен­чи­вость, ко­то­рая воз­ни­ка­ет под вли­я­ни­ем ка­ко­го-либо фак­то­ра среды, дей­ству­ю­ще­го оди­на­ко­во на все особи — утвер­жде­ние не верно, т. к. НЕ ЯВ­ЛЯ­ЕТ­СЯ ФАК­ТО­РОМ эво­лю­ции.

Ответ: 1, 4, 6.

Ответ: 146

9. Вы­бе­ри­те по­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие, что по­пу­ля­ция яв­ля­ет­ся «еди­ни­цей эво­лю­ции».

1) му­та­ци­он­ный про­цесс на­чи­на­ет­ся в по­пу­ля­ции

2) сво­бод­ное скре­щи­ва­ние воз­мож­но толь­ко в не­изо­ли­ро­ван­ных по­пу­ля­ци­ях

3) раз­ные по­пу­ля­ции об­ла­да­ют раз­ны­ми ге­но­фон­да­ми

4) вид не может быть еди­ни­цей эво­лю­ции, так как его ареал, как пра­ви­ло, разо­рван на со­став­ные части

5) раз­ли­чия между ви­да­ми такие же, как раз­ли­чия между изо­ли­ро­ван­ны­ми по­пу­ля­ци­я­ми од­но­го вида

6) изо­ли­ро­ван­ная от дру­гих по­пу­ля­ция не под­вер­же­на дей­ствию есте­ствен­но­го от­бо­ра

По­яс­не­ние.

По­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие, что по­пу­ля­ция яв­ля­ет­ся «еди­ни­цей эво­лю­ции»: му­та­ци­он­ный про­цесс на­чи­на­ет­ся в по­пу­ля­ции; раз­ные по­пу­ля­ции об­ла­да­ют раз­ны­ми ге­но­фон­да­ми; вид не может быть еди­ни­цей эво­лю­ции, так как его ареал, как пра­ви­ло, разо­рван на со­став­ные части.

Ответ: 134

По­пу­ля­ция — самая мел­кая из групп осо­бей, спо­соб­ная к эво­лю­ци­он­но­му раз­ви­тию, по­это­му ее на­зы­ва­ют эле­мен­тар­ной еди­ни­цей эво­лю­ции. От­дель­но взя­тый ор­га­низм не может яв­лять­ся еди­ни­цей эво­лю­ции. Эво­лю­ция про­ис­хо­дит толь­ко в груп­пе осо­бей. По­сколь­ку отбор идет по фе­но­ти­пам, особи дан­ной груп­пы долж­ны от­ли­чать­ся друг от друга, т. е. груп­па долж­на быть раз­но­ка­че­ствен­ной. Раз­ные фе­но­ти­пы в одних и тех же усло­ви­ях могут обес­пе­чи­вать­ся раз­ны­ми ге­но­ти­па­ми. Ге­но­тип же каж­до­го кон­крет­но­го ор­га­низ­ма на про­тя­же­нии всей жизни оста­ет­ся не­из­мен­ным- По­пу­ля­ция бла­го­да­ря боль­шой чис­лен­но­сти осо­бей пред­став­ля­ет собой не­пре­рыв­ный поток по­ко­ле­ний и в силу му­та­ци­он­ной из­мен­чи­во­сти — раз­но­род­ную (ге­те­ро­ген­ную) смесь раз­лич­ных ге­но­ти­пов. Со­во­куп­ность ге­но­ти­пов всех осо­бей по­пу­ля­ции — ге­но­фонд — ос­но­ва мик­ро­э­во­лю­ци­он­ных про­цес­сов в при­ро­де.

Вид как це­лост­ная си­сте­ма не может быть при­нят за еди­ни­цу эво­лю­ции, так как обыч­но виды рас­па­да­ют­ся на со­став­ные их части — по­пу­ля­ции. Вот по­че­му роль эле­мен­тар­ной эво­лю­ци­он­ной еди­ни­цы при­над­ле­жит по­пу­ля­ции.

Ис­точ­ник : Н.А. Ле­ме­за Л.В.Кам­люк Н.Д. Лисов. По­со­бие по био­ло­гии для по­сту­па­ю­щих в ВУЗы.

Ответ: 134

10. Опре­де­ли­те хро­но­ло­ги­че­скую по­сле­до­ва­тель­ность по­яв­ле­ния на­уч­ных тео­рий в об­ла­сти эво­лю­ци­он­ной био­ло­гии.

1) тео­рия транс­фор­миз­ма

2) эво­лю­ци­он­ная тео­рия Ла­мар­ка

3) эво­лю­ци­он­ное уче­ние Дар­ви­на

4) тео­рия кре­а­ци­о­низ­ма

5) син­те­ти­че­ская тео­рия эво­лю­ции

По­яс­не­ние.

тео­рия кре­а­ци­о­низ­ма — тео­рия транс­фор­миз­ма — эво­лю­ци­он­ная тео­рия Ла­мар­ка — эво­лю­ци­он­ное уче­ние Дар­ви­на — син­те­ти­че­ская тео­рия эво­лю­ции

Транс­фор­мизм — уче­ние о не­пре­рыв­ном из­ме­не­нии видов жи­вот­но­го и рас­ти­тель­но­го цар­ства и о про­ис­хож­де­нии форм ор­га­ни­че­ско­го мира от одной или не­сколь­ких про­стей­ших форм.

Ответ: 41235.

Ответ: 41235

11. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они сде­ла­ны. Ис­правь­те их.

1. Пер­вая эво­лю­ци­он­ная кон­цеп­ция при­над­ле­жит Ж.Б. Ла­мар­ку. 2. Ла­марк впер­вые вы­дви­нул идею об из­ме­ня­е­мо­сти живой при­ро­ды и её есте­ствен­ном раз­ви­тии. 3. Он был пер­вым, кто в ка­че­стве дви­жу­щих сил эво­лю­ции при­знал есте­ствен­ный отбор и пря­мое вли­я­ние среды на ор­га­низм. 4. В се­ре­ди­не XIX века ан­глий­ский учёный Ч. Дар­вин со­здал эво­лю­ци­он­ное уче­ние, в ко­то­ром дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции на­звал не­опре­делённую из­мен­чи­вость, борь­бу за су­ще­ство­ва­ние и на­сле­до­ва­ние бла­го­при­об­ре­тен­ных при­зна­ков. 5. Ч. Дар­вин в своём уче­нии утвер­ждал, что в ос­но­ве об­ра­зо­ва­ния новых видов лежит по­сте­пен­ное на­коп­ле­ние раз­ли­чий между осо­бя­ми — кон­вер­ген­ция при­зна­ков. 6. Ре­зуль­та­та­ми эво­лю­ции Ч. Дар­вин счи­тал раз­но­об­ра­зие видов и от­но­си­тель­ную при­спо­соб­лен­ность ор­га­низ­мов.

По­яс­не­ние.

Ошиб­ки со­дер­жат­ся в пред­ло­же­ни­ях 3, 4, 5.

1) 3 — тео­рию есте­ствен­но­го от­бо­ра со­здал Ч. Дар­вин;

2) 4 — идея на­сле­до­ва­ния при­об­ретённых при­зна­ков при­над­ле­жит Ж. Б. Ла­мар­ку;

3) 5 — В ос­но­ве эво­лю­ци­он­ных про­цес­сов лежит ди­вер­ген­ция.

ИЛИ

На­коп­ле­ние раз­ли­чий между осо­бя­ми не на­зы­ва­ет­ся кон­вер­ген­ци­ей.

12. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны, ис­правь­те их.

Со­глас­но ос­нов­ным по­ло­же­ни­ям син­те­ти­че­ской тео­рии эво­лю­ции: 1. Ма­те­ри­а­лом для эво­лю­ции слу­жит на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость, то есть му­та­ции и ком­би­на­ции генов. 2. Дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции яв­ля­ют­ся из­ме­не­ние ге­но­фон­да по­пу­ля­ции и воз­ник­но­ве­ние при­спо­соб­лен­но­сти ор­га­низ­мов к усло­ви­ям су­ще­ство­ва­ния. 3. На­прав­ля­ю­щий фак­тор эво­лю­ции — есте­ствен­ный отбор, ос­но­ван­ный на со­хра­не­нии и на­коп­ле­нии на­след­ствен­ных из­ме­не­ний ор­га­низ­ма. 4. Наи­мень­шая эво­лю­ци­он­ная еди­ни­ца — вид. 5. Эво­лю­ция имеет по­сте­пен­ный и дли­тель­ный ха­рак­тер. 6. Ви­до­об­ра­зо­ва­ние как этап эво­лю­ции на­зы­ва­ет­ся мак­ро­э­во­лю­ци­ей.

По­яс­не­ние.

Ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) 2 — Му­та­ци­он­ный про­цесс, ком­би­на­тив­ная из­мен­чи­вость, по­пу­ля­ци­он­ные волны, есте­ствен­ный отбор — дви­жу­щие силы эво­лю­ции.

2) 4 — Наи­мень­шая эво­лю­ци­он­ная еди­ни­ца – по­пу­ля­ция.

3) 6 — Ви­до­об­ра­зо­ва­ние как этап эво­лю­ции на­зы­ва­ет­ся мик­ро­э­во­лю­ци­ей.

13. Ка­ко­ва роль дви­жу­щих сил эво­лю­ции в фор­ми­ро­ва­нии при­спо­соб­лен­но­сти ор­га­низ­мов?

По­яс­не­ние.

1) Бла­го­да­ря на­след­ствен­ной из­мен­чи­во­сти и по­ло­во­му раз­мно­же­нию по­пу­ля­ция ста­но­вит­ся не­од­но­род­ной.

2) В ней про­ис­хо­дит борь­ба за су­ще­ство­ва­ние, ко­то­рая при­во­дит к есте­ствен­но­му от­бо­ру.

3) Есте­ствен­ный отбор в ряду мно­гих по­ко­ле­ний со­хра­ня­ет по­лез­ные в дан­ных усло­ви­ях при­зна­ки, так фор­ми­ру­ют­ся при­спо­соб­ле­ния к среде.

14. По­пу­ля­цию счи­та­ют еди­ни­цей эво­лю­ции. Обос­нуй­те это утвер­жде­ние.

По­яс­не­ние.

1) в по­пу­ля­ции: на­кап­ли­ва­ют­ся му­та­ции, при­во­дя­щие к из­ме­не­нию ге­но­фон­да;

2) про­ис­хо­дит ми­гра­ция осо­бей и обмен ге­на­ми;

3) про­ис­хо­дит борь­ба за су­ще­ство­ва­ние и есте­ствен­ный отбор.

15. На­зо­ви­те ос­нов­ные по­ло­же­ния тео­рии Жана Ба­ти­ста Ла­мар­ка и объ­яс­ни­те, в чем за­клю­ча­ет­ся про­грес­сив­ность этой тео­рии.

По­яс­не­ние.

1) Дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са по Ла­мар­ку яв­ля­ют­ся: 1 — вли­я­ние среды, ко­то­рое при­во­дит к упраж­не­нию или не упраж­не­нию ор­га­нов; 2 — стрем­ле­ние к са­мо­усо­вер­шен­ство­ва­нию; 3 — пе­ре­да­ча по на­след­ству при­об­ре­тен­ных при­зна­ков.

2) За­слу­гой Ж. Б. Ла­мар­ка было со­зда­ние эво­лю­ци­он­но­го уче­ния и по­пыт­ка найти дви­жу­щие силы, ко­то­рые при­ве­ли к по­яв­ле­нию со­вре­мен­ных видов и их при­спо­соб­лен­но­сти.

3) Уче­ние легло в ос­но­ву пер­вой есте­ствен­ной клас­си­фи­ка­ции, ос­но­ван­ной на прин­ци­пах род­ства ор­га­низ­мов.

16. Что яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том борь­бы за су­ще­ство­ва­ние?

По­яс­не­ние.

1) Есте­ствен­ный отбор, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го,

2) вы­жи­ва­ют и остав­ля­ют потом­ство наи­бо­лее при­спо­соб­лен­ные виды,

3) по­яв­ле­ние новых видов.

17. На­зо­ви­те и срав­ни­те виды борь­бы за су­ще­ство­ва­ние и их роль в жизни ор­га­низ­мов.

По­яс­не­ние.

1) Внут­ри­ви­до­вая — наи­бо­лее ост­рая форма борь­бы за су­ще­ство­ва­ние, т. к. идет за одни и те же ре­сур­сы. Пре­иму­ще­ство по­лу­ча­ют особи, наи­бо­лее при­спо­соб­лен­ные к дан­ным усло­ви­ям (про­ис­хо­дит есте­ствен­ный отбор).

2) Меж­ви­до­вая борь­ба — кон­ку­рен­ция раз­ных видов в одной эко­ло­ги­че­ской нише за свет, пищу, воду и т. д. — может при­ве­сти к вы­тес­не­нию од­но­го вида дру­гим. В раз­ных аре­а­лах оби­та­ния двух видов этого не про­ис­хо­дит.

3) Борь­ба с не­бла­го­при­ят­ны­ми усло­ви­я­ми внеш­ней среды уси­ли­ва­ет кон­ку­рен­цию, как внут­ри­ви­до­вую, так и меж­ви­до­вую.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найдите ошибки в приведенном тексте нервная система человека
  • Найдите ошибки в приведенном тексте нервная система образована
  • Найдите ошибки в приведенном тексте все представители
  • Найдите ошибки в приведенном тексте все организмы обладают наследственностью
  • Найдите ошибки в приведенном тексте все люди населяющие землю