Найдите ошибки в приведенном тексте экосистемы сформированные в результате

Найдите три ошибки в тексте «Агроценозы». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

(1) Экосистемы, сформированные в результате хозяйственной деятельности человека, называются агроценозами. (2) В них обитают разные организмы  — производители органического вещества, его потребители и разрушители. (3) Для агроценозов характерно большое разнообразие видов продуцентов. (4) В агроценозе роль редуцента выполняет человек. (5) Человек изымает из агроценоза основную массу органических веществ. (6) В агроценозе действует только естественный отбор. (7) Наряду с солнечной энергией в агросистемах используется дополнительные источники энергии.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.
1.Экосистемы, сформированные в результате хозяйственной деятельности человека, — это агроценозы. 2. В них обитают организмы — производители органического вещества и его потребители, но отсутствуют организмы-разрушители. 3. Для агроценоза характерно большое разнообразие видов. 4. Между видами в агроценозах формируются цепи питания. 5. Человек изымает из агроценоза основную массу органических веществ, поэтому круговорот веществ в агроценозе замкнутый.



СТРАНИЦА 256

Общие законы действия факторов среды на организм.


1. Проанализируйте два графика, характеризующие пределы выносливости двух видов — А и Б. Определите, какой из видов обладает более широкими пределами выносливости. У какого вида зона оптимума более узкая? Какой из видов является стенобионтным, а какой эврибионтным? Определите, что произойдёт с особями данных видов при значениях температуры, равных -5 °С и +35 °С.

Ответ (график):

1) Наиболее широкими пределами выносливости обладает вид под буквой Б колебания температуры от -5 до +35 градусов).

2) Зона оптимума более узкая у вида под буквой А

3) Эврибионт — вид под буквой Б

Стенобионт — вид под буквой А

4) Если температура опустится до -5 градусов, то вид под буквой А не выживет, т.к. данная температура не входит в диапазон пределов выносливости вида. При тех же условиях вид под буквой Б будет иметь замедленные обменные процессы в организме.

При повышении температуры до +35 градусов вид А скорее всего не выживет, будет происходить денатурация белков в организме, остановка процессов, т.к. эта температуры не входит в диапазон пределов выносливости вида.

Вид Б при этой же температуре будет иметь замедленные процессы в организме, так же как и в случае с понижением температуры.

СТРАНИЦА 257


2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. В природных условиях экологические факторы действуют на организм совместно. 2. Недостаток интенсивности одного фактора часто заменяется достаточной интенсивностью другого. 3. Возможность существования вида зависит от факторов, представленных в наименьших «дозах», — лимитирующих факторов. 4. Значения лимитирующих факторов лежат, как правило, в пределах зоны оптимума действия экологи-ческого фактора на организм. 5. Чаще всего лимитирующими факторами являются биотические факторы (например, недостаток пищи, влияние хищников и паразитов и пр.).

Ответ:

2) Недостаток интенсивности одного фактора может сузить предел выносливости к другому фактору.

5) Чаще всего лимитирующими факторами являются не биотические факторы, а абиотические, т.е. температура среды, влажность, давление и т..д.

3.Почему при переселении видов на новые места обитания (интродукции) необходимо учитывать как биологию самого вида, так и совокупность всех факторов нового места обитания? Приведите не менее трёх обоснований.

Ответ:

1. Новые места обитания могут иметь отличные от предыдущего места факторы среды, как биотические, так и абиотические

2. Учитывать биологию вида необходимо, чтобы предугадать, сможет ли он выжить в новых условиях среды, сможет ли противостоять биотическим факторам

3. Необходимо также учесть, будет ли у него достаточный диапазон предела выносливости в новой среде при новых факторах

СТРАНИЦА 257

Биотические связи

1. Установите соответствие между формами борьбы за существование и их примерами.

Формы борьбы за существование

1) Внутривидовая

2) Межвидовая

3) Борьба с неблагоприятными условиями среды

Примеры:

A) конкуренция грачей за место гнездования

Б) распространение насекомыми семян растений

B) симбиоз азотфиксирующих бактерий и бобовых растений

Г) изменение зимой окраски меха зайца-беляка

Д) гибель воробьёв в сильные зимние холода

Е) конкуренция самцов тетеревов за право оставить потомство


Ж) защита медведицей жизни медвежат

Ответ:

1 — АЕЖ; 2 — Б; 3 — ВГД

2. Какую роль играют птицы в биогеоценозе леса? Приведите не менее трёх примеров.

Ответ:

1) Птицы регулируют численность насекомых-вредителей, поедая их; хищные — регуляция численности грызунов и более мелких птиц

2) Распространение плодов и семян

3) Птицы сами являются важным звеном в пищевых цепочках многих хищников

3. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.


1. Конкуренция между видами возникает в том случае, если виды используют сходные ресурсы. 2. Более острый характер носит межвидовая конкуренция. 3. Взаимовыгодное существование организмов называют комменсализмом. 4. Симбиоз — это частый случай мутуализма. 5. Нейтрализм крайне редко встречается в природе.

Ответ:

2) Более острый характер носит не межвидовая, а внутривидовая конкуренция

4) мутуализм одна из форм симбиотического взаимоотношения

СТРАНИЦА 258

Экология популяции


1. Какие характеристики популяции промысловых видов необходимо учитывать при выдаче охотничьих лицензий? Объясните почему. Назовите не менее трёх характеристик.

Ответ:

1) Численность особей вида

2) Плотность особей

3) Сроки продолжения рода

2. Проанализируйте график кривых выживаемости вида.

Ответьте на вопросы:


A) Какие факторы — внешние (абиотические, биотические) или внутренние (физиология вида) — имеют наибольшее значение для выживаемости особей?

Ответ: абитотческие

Б) Какая кривая характерна для организмов, имеющих очень короткий срок жизни?

Ответ: В

B) Какая кривая характеризует сильное давление хищников или неблагоприятных факторов среды?

Ответ: Б

Г) Какая кривая наиболее характерна для таких животных, как подёнка, комар, ленточный червь, стрекоза, слон?

Ответ: Б

3. Установите соответствие между характеристиками популяции и их составляющими.

Характеристики популяции

1) Численность – А, Г

2) демографическая структура – В, Б

3) половая структура — Д

4) пространственная структура — Е

Составляющие

A) смертность

Б) плотность

B) возрастной состав

Г) рождаемость

Д) соотношение самок и самцов

Е) одиночный или стадный образ жизни

СТРАНИЦА 259

Биогеоценозы. Пищевые связи в биогеоценозах


1. Почему в пищевых цепях от организма 1-го трофического уровня к организмам 2-го уровня переходит только около 10% вещества и запасённой в нём энергии?

Ответ:

1) Часть вещества и энергия идет на построение новых клеток;

2) Энергия и вещества тратятся на процессы жизнедеятельности;

3) Часть вещества удаляется с непереваренными остатками или не усваивается

2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.


1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.

Ответ:

2. Первым звеном пищевой цепи является продуценты.

3. Консументы не способны к фотосинтезу.

4. Кислород выделяется в световой фазе фотосинтеза.

2. Установите соответствие между характеристикой организмов, входящих в состав биогеоценоза, и их принадлежностью к функциональной группе.

Функциональные группы

1) Продуценты – Б, Д

2) Консументы – А, В

3) Редуценты — Г

Характеристика организмов

A) являются хищниками

Б) синтезируют органические вещества из неорганических

B) являются растительноядными животными

Г) относятся к группе плесневых грибов

Д) аккумулируют солнечную энергию

СТРАНИЦА 259

Устойчивость экосистем. Агроценоз


1. Почему агроэкосистемы характеризуются как неустойчивые сообщества? Приведите не менее трёх обоснований.

1) В них обитает небольшое число видов

2) Короткие цепи питания

3) Круговорот веществ незамкнутый, т.к. часть веществ изымаются человеком с урожаем

2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.


1.Экосистемы, сформированные в результате хозяйственной деятельности человека, — это агроценозы. 2. В них обитают организмы — производители органического вещества и его потребители, но отсутствуют организмы-разрушители. 3. Для агроценоза характерно большое разнообразие видов. 4. Между видами в агроценозах формируются цепи питания. 5. Человек изымает из агроценоза основную массу органических веществ, поэтому круговорот веществ в агроценозе замкнутый.

Ответ:

2. В агроэкосистемах присутствуют разрушители – бактерии и грибы

3. Для агроценоза характерно Небольшое количество видов

5. Круговорот веществ в агроценозе НЕзамкнутый

1. Укажите одинаковые характеристики для луга и поля, засеянного пшеницей

1) небольшое число видов

2) наличие цепей питания

3) наличие продуцентов, консументов, редуцентов

4) использование солнечной энергии

5) использование дополнительных источников энергии


6) замкнутый круговорот веществ

Ответ: 1, 2, 4, 5

СТРАНИЦА 260

Смена сообществ


1. В результате вулканической деятельности в океане образовался остров. Опишите последовательность формирования экосистемы на недавно образовавшемся участке суши.

Ответ:

1) Сначала поселяются микроорганизмы и лишайники, идет образование почвы;

2) В этой почве поселяются растения, споры или семена которых заносятся ветром или водой;

3) По мере развития растительности в экосистеме появляются животные

2. Установите последовательность процессов, происходящих при формировании экосистемы.

1) заселение территории почвенными мхами

2) формирование травяного сообщества

3) накопление органических веществ, соединений азота и образование тонкого почвенного слоя

4) растворение скальных пород органическими кислотами, выделяемыми лишайниками

5) появление кустарников и полукустарников


6) увеличение толщины почвенного слоя и накопление в нём гумуса.

Ответ: 4 3 6 1 2 5

3. Установите соответствие между видами и признаками сукцессий.

Признаки сукцессий

A) появление елей на том месте, где была берёзовая роща

Б) появление растительности на вновь образовавшейся песчаной дюне

B) поселение накипных лишайников на камнях

Г) формирование экосистемы после раскорчёвки и запашки площадей, ранее занятых лесом

Д) формирование сообществ после вырубки леса


Е) образование экосистемы после устройства

Виды сукцессий:

1) Первичные — В

2) Вторичные – А, Б, Г, Д, Е

Ответ:

  1. признак рецессивный, ген сцеплен с половой Х-хромосомой;
  2. генотипы родителей: мать носитель гена-ХАХа, отец-ХАY;
  3. генотипы детей: сын — ХаY.

допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи.
Модуль 16 С

С1. На поверхности почвы иногда можно увидеть большое количество дождевых червей. Объясните, при каких метеорологических условиях это происходит и почему.
Ответ:
1) массовое выползание дождевых червей на поверхность почвы наблюдается после сильного дождя, при этом ходы дождевых червей заполняются водой;

2) содержание кислорода уменьшается, дыхание червей в почве затрудняется и они мигрируют.

С2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

  1. Экосистемы, сформированные в результате хозяйственной деятельности человека — это агроценозы. 2. В них обитают организмы производители органического вещества и его потребители, но отсутствуют организмы разрушители. 3. Для агроценоза характерно большое разнообразие видов 4. Между видами сформировались цепи питания. 5. Человек изымает из агроценоза основную массу органических веществ. 6. Поэтому круговорот веществ в агроценозе замкнутый.

Ответ:
1) 2 — в агроценозе обитают все группы организмов: производители, потребители и разрушители органического вещества;

  1. 3 — разнообразие видов в агроценозе небольшое, преобладает один вид — культурное растение;
  2. 6 — круговорот веществ в агроценозе незамкнутый, так как человек изымает из круговорта значительную часть биомассы с урожаем.

С3. В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трёх признаков.
Ответ:

  1. у папоротников появились корни;
  2. у папоротников, в отличие от мхов, сформировалась развитая проводящая ткань;
  3. в цикле развития папоротников бесполое поколение (спорофит) преобладает над половым (гаметофитом), который представлен заростком.

С4. В чем проявляется значение мутаций для эволюции органического мира? Укажите не менее трёх значений.
Ответ:

  1. мутации — материал для естественного отбора;
  2. особи с мутациями размножаются, в результате чего увеличивается генетическая неоднородность популяции;
  3. естественный отбор сохраняет особей с полезными мутациями, что приводит к совершенствованию приспособленности организмов или образованию новых видов.

С5. Какие приспособления к жизни на суше сформировались у растений в «‘процессе эволюции? Приведите не менее трёх примеров.

Ответ:

  1. расчленение тела на вегетативные органы и наличие различных тканей;
  2. совершенствование проводящей системы, обеспечивающей быстрое передвижение веществ в растении;
  3. независимость процесса полового размножения от воды.

С6. У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А — наличие в клетках кожи, а — отсутствие меланина в клетках кожи —альбинизм), а гемофилии — сцеплено с полом (ХH — нормальная свёртываемость крови, Хhгемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.

Ответ:

  1. генотипы родителей: ♀ААХHХH(гаметы АХН); ♂ааХhY(гаметы аХh, аY);
  2. генотипы и пол детей: ♀АаХHХh; ♂АаХHY;
  3. фенотипы детей: внешне нормальная по обеим аллелям девочка, но носительница генов альбинизма и гемофилии; внешне нормальный по обеим аллелям мальчик, но носитель гена альбинизма.

Модуль 17 С

С1. Почему лечение человека антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника? Назовите не менее двух причин.

Ответ:
1) антибиотики убивают полезные бактерии, обитающие в кишечнике человека;

2) нарушаются расщепление клетчатки, всасывание воды и другие процессы.
С2. Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?


Ответ:

  1. буквой А обозначен сосудисто-волокнистый пучок (жилка), в состав пучка входят сосуды, ситовидные трубки, механическая ткань;
  2. сосуды обеспечивают транспорт воды в листья;
  3. ситовидные трубки обеспечивают транспорт органических веществ из листьев в другие органы;
  4. клетки механической ткани придают прочность и являются каркасом листа.

С3. Объясните, какой вред растениям наносят кислотные дожди. Приведите не менее трёх причин.
Ответ:
1) непосредственно повреждают органы и ткани растений;

2) загрязняют почву, уменьшают плодородие;

3) понижают продуктивность растений.
С4. Как изменится число хромосом и молекул ДНК в телофазе мейоза 1 и мейоза 2 по сравнению с интерфазой в половых клетках дрозофилы? Её соматические клетки содержат 8 хромосом. Ответ поясните.
Ответ:

  1. в интерфазе молекулы ДНК удваиваются, поэтому число хромосом — 8, молекул ДНК — 16;
  2. в телофазе мейоза 1 происходит редукционное деление, поэтому число хромосом — 4, молекул ДНК — 8;
  3. в телофазе мейоза 2 клетки содержат 4 хромосомы и 4 молекулы ДНК, так как происходит митотическое деление.

С5. В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в X хромосоме. Определите генотипы родителей, сына-дальтоника, пол и вероятность рождения детей — носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.
Ответ:

  1. генотипы родителей: мать – ХDХd (гаметы ХD, Хd), отец – ХDY (гаметы ХD, Y);
  2. генотип сына: ХDY;
  3. вероятность рождения детей — носителей гена дальтонизма — 25 % (ХDХd) — все девочки.

С6. Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх примеров.
Ответ:

  1. регулируют численность растений (распространяют плоды и семена);
  2. регулируют численность насекомых, мелких грызунов;
  3. служат пищей для хищников;

4) удобряют почву.

Модуль 18 С

С1.Какое деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чем оно выражается и к какому набору хромосом в клетке приводит.

Ответ:

1) сходство с митозом наблюдается во втором делении мейоза;

2) все фазы сходны, к полюсам клетки расходятся сестринские хромосомы (хроматиды);

3) образовавшиеся клетки имеют гаплоидный набор хромосом.

С2. Какой видоизмененный побег представлен на рисунке? Назовите элементы строения, обозначенные на рисунке цифрами 1, 2, 3, и функции, которые они выполняют.

Ответ:

  1. луковица;

  2. 1 — сочный чешуевидный лист, в котором запасаются
    питательные вещества и вода;
  3. 2 — придаточные корни, обеспечивающие поглощение воды и минеральных веществ;
  4. 3 — почка, обеспечивает рост побега.

С3. Объясните, почему у людей атавизмы проявляются лишь в редких случаях.

Ответ:

  1. признаки древних предков (атавизмы) заложены в геноме человека;
  2. в процессе эволюции некоторые древние признаки утрачивают
    своё значение и контролирующие их гены подавляются;

3) в редких случаях эти гены начинают функционировать и проявляются признаки древних предков.

С4. Чем объясняется огромное разнообразие белков, образующихся в живых организмах? Укажите не менее трёх причин.

Ответ:

1) разнообразием аминокислот, входящих в состав молекул белков;

2) последовательностью расположения аминокислот в молекулах белка;

3) числом аминокислот, входящих в молекулы белков.

С5. Объясните, в чем заключается сходство и различие мутационной и комбинативной изменчивости.

Ответ:

1) сходство: мутационная и комбинативная изменчивости затрагивают генотип организма и наследуются; отличия:

2) мутации — изменения генотипа обусловлены изменением наследственных структур (генов, хромосом, генома);

3) при комбинативной изменчивости возникают разные сочетания генов.

Модуль 19 С

С1. Какие отрицательные последствия для здоровья человека может иметь использование ядохимикатов для борьбы с колорадским жуком? Объясните, почему.

Ответ:

1) яды накапливаются в клубнях картофеля;

2) употребление такого картофеля в пищу может вызвать отравление и другие заболевания.

С2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

  1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга. 3. Популяция является структурной единицей вида. 4. Популяция является движущей силой эволюции. 5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.

Ответ:

1)1 — популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию;

  1. 4 — популяции являются элементарной единицей эволюции, а не движущей силой;
  2. 5 — личинки комара не представляют собой популяцию, т.к. территория лужи мала, она недолговечна, личинка комара – это одна стадия в развитии комара, а популяция включает все возрастные группы.

С3. Чем культурные растения и домашние животные отличаются от своих диких предков? Приведите не менее трёх различий.

Ответ:

1) значительным разнообразием сортов растений и пород животных;

2) признаками, интересующими человека;

3) более высокой, как правило, продуктивностью.

С4. Какие приспособления к жизни на суше сформировались у растений в процессе эволюции? Приведите не менее трёх примеров.
Ответ:

  1. расчленение тела на вегетативные органы и наличие различных тканей;
  2. совершенствование проводящей системы, обеспечивающей быстрое передвижение веществ в растении;
  3. независимость процесса полового размножения от воды.

С6. Известно, что миопатия Дюшенна, сопровождающаяся дистрофией мыши, наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Xхромосомой. Родители здоровы, но отец матери был болен этим заболеванием. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, пол и вероятность появления потомков, у которых будет отсутствовать ген, вызывающий развитие миопатии.

Ответ:

  1. генотип матери — ХАХа (гаметы ХА, Ха), генотип отца — ХАY (гаметы ХА, Y);
  2. генотипы потомства: девочки — ХАХА, ХАХа, мальчики — ХАY, ХаY;
  3. 50% потомков с отсутствием гена миопатии: девочки (ХAХА),мальчики (ХАY).

Модуль 20 С

С1. Красные водоросли (багрянки) обитают на большой глубине. Несмотря на это, в их клетках происходит фотосинтез. Объясните, за счёт чего происходит фотосинтез, если толща воды поглощает лучи красно-оранжевой части спектра.

Ответ:

  1. для фотосинтеза необходимы лучи красной и синей части спектра;
  2. в клетках багрянок содержится красный пигмент, который поглощает лучи синей части спектра, их энергия используется в процессе фотосинтеза.

С2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1.В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.

Ответ:

1)2- первым звеном являются продуценты;

2) 3 — консументы не способны к фотосинтезу;

3)4- кислород выделяется в световой фазе фотосинтеза.

С3. Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания? Укажите не менее трёх примеров.

Ответ:

  1. особенности строения и функций, связанные с полетом: полые кости, превращение передних конечностей в крылья, быстрое переваривание пищи и др.;
  2. особенности, обеспечившие высокий уровень обмена веществ и теплокровность: 4-х камерное сердце, особое строение органов дыхания, потребление большого количества пищи и др.;
  3. развитие центральной нервной системы, сложное поведение (перелеты, забота о потомстве и др.).

С6. Известно, что при дигибридном скрещивании во втором поколении происходит независимое наследование двух пар признаков. Объясните это явление поведением хромосом в мейозе при образовании гамет и при оплодотворении.

Ответ:

  1. в скрещивании участвуют гетерозиготные по двум парам признаков особи;
  2. гомологичные хромосомы расходятся в мейозе в разные гаметы случайным образом, образуя 4 типа гамет: АВ, АЬ, аВ, аЬ (аллели не сцеплены);
  3. при оплодотворении случайное слияние разных гамет приводит к независимому сочетанию признаков.

Модуль 21 С

С1. Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх примеров.
Ответ:
3) регулируют численность растений (распространяют плоды и семена);

  1. регулируют численность насекомых, мелких грызунов;
  2. служат пищей для хищников;
  3. удобряют почву.

С5. Участок молекулы ДНК имеет следующий состав:

Г-А-Т-Г-А-А-Т-А-Г-Т-Г-Ц-Т-Т-Ц. Перечислите не менее 3-х последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеотида тимина на цитозин (Ц).

Ответ:

  1. произойдет генная мутация, изменится кодон третьей аминокислоты;
  2. в белке может произойти замена одной аминокислоты на другую, в результате изменится первичная структура белка;
  3. могут измениться все остальные структуры белка, что повлечет за собой появление у организма нового признака.

С. Чем характеризуется биологическое разнообразие, и какова его роль природе?

Ответ:

  1. биоразнообразие характеризуется разнообразием видов и экосистем;
  2. разнообразие видов — основа пищевых связей, замкнутого круговорота веществ и устойчивости экосистем;
  3. разнообразие экосистем основа сбалансированного круговорота веществ в биосфере и её устойчивого развития.

С. Какие приспособления к жизни на суше сформировались у растений в процессе эволюции? Приведите не менее трёх примеров.

Ответ:

1)расчленение тела на вегетативные органы и наличие различных тканей;

2)совершенствование проводящей системы, обеспечивающей быстрое передвижение веществ в растении;

3)независимость процесса полового размножения от воды.
С2. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

  1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга, 3. Популяция является структурной единицей вида. 4. Популяция является движущей силой эволюции. 5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.

Ответ:
1)1 — популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию;

2)4 — популяции являются элементарной единицей эволюции, а не движущей силой;

3)5 — личинки комара не представляют собой популяцию, т.к. территория лужи мала, она недолговечна, личинка комара – это одна стадия в развитии комара, а популяция включает все возрастные группы.
С3. К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трёх изменений.
Ответ:
1) к увеличению численности растительноядных организмов;

2) к уменьшению численности растений;

3) к последующему снижению численности растительноядных организмов вследствие нехватки корма, и распространению заболеваний.

Чем культурные растения и домашние животные отличаются от своих диких предков? Приведите не менее трёх различий.
Ответ:
1)значительным разнообразием сортов растений и пород животных;

2)признаками, интересующими человека;

3)более высокой, как правило, продуктивностью.

Растение кукурузы имеет два типа соцветий: початок и метёлку. Почему плоды образуются только в початке и часть початка иногда не заполнена зёрнами?
Ответ:
1) початок состоит из женских цветков, в которых образуются плоды -зерновки;

2) не все цветки початка опыляются и оплодотворяются, поэтому часть початка будет пустозёрной.
Атрофия зрительного нерва наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Х-хромосомой. В семье родители здоровы, но мать жены имела этот дефект. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, возможного потомства, пол и вероятность рождения больных детей.
Ответ:
1) генотипы родителей: жены XА Ха (гаметы ХА, Ха), мужа — ХАY (гаметы ХА, Y);

2) генотипы возможного потомства: ХАХА , ХАХа , ХАY, ХаY;

3) 25% больных детей, все мальчики – ХаY.
Семена сибирской сосны называют кедровыми орешками. Объясните, справедливо ли такое название с научной точки зрения.
Ответ:

  1. орешек- плод покрытосеменных растений;
  2. у голосеменных, к которым принадлежит сибирская сосна, нет плодов, поэтому название «кедровые орешки» условно из-за плотного деревянистого покрова.

Назовите плоды, обозначенные на рисунке буквами А и Б, и растения, для которых они характерны. Что общего у этих плодов? Чем они отличаются?

Контрольная работа   по теме «Биогеоценотический уровень
жизни»

Вариант 1.

1.Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный
термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=29208

2.Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме
двух, используются для описания экологических закономерностей. Найдите два
термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми
они указаны.

 1) партеногенез

2) симбиоз

3) сукцессия

4) ароморфоз

5) консументы

3.Установите    соответствие   
между    представителями    простейших    и                            
особенностями их среды обитания. 

ПРОСТЕЙШИЕ                                               СРЕДА
ОБИТАНИЯ                             

1)    Обыкновенная амёба                                А)   
пресный водоём                                   

2)    Дизентерийная амёба                               Б)   
живой организм                                    

3)    Зелёная
эвглена                                                                                                     

4)   
Инфузория-туфелька                                                                                              

5)   
Лямблия   

4.Установите
последовательность процессов, протекаю­щих при зарастании скал.

1)     заселение
лишайником

2)     голые
скалы

3)     зарастание
мхами

4)     формирование
травянистого сообщества

5)     образование
тонкого слоя почвы

5.Консументы
в экосистеме луга участвуют в круговороте веществ и превращениях энергии, так
как они

 1)   аккумулируют
солнечную энергию

 2)   потребляют
органические вещества

 3)   синтезируют органические
вещества из неорганических

 4)   преобразуют
органические вещества

 5)   освобождают
заключенную в органических веществах энергию

6)   разлагают
органические остатки

6.Подберите примеры (правая колонка) к каждой форме взаимодействия
популяций разных видов (левая колонка).

1.    Конкуренция

2.    Хищничество

3.    Паразитизм        

4.    Симбиоз

а) росянка и насекомые

б) щука и судак

в) блохи и кот          

г) клевер и шмель

д)   корова и печеночный сосальщик

е)    лось и зубр

ж)   водоросль и гриб

в слоевище лишайника

з)    змея и лягушка

7.Укажите при­зна­ки агроценоза.

   1) устойчивая, са­мо­ре­гу­ли­ру­ю­ща­я­ся система

   2) имеет хо­ро­шо разветвлённые сети питания

   3) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся боль­шим ви­до­вым разнообразием

   4) нуж­да­ет­ся в до­пол­ни­тель­ных ис­точ­ни­ках
энергии

   5) в нём не­за­мкну­тый кру­го­во­рот веществ

   6) в си­сте­ме сни­же­на спо­соб­ность к
саморегуляции

8.Выберите организмы, от­но­ся­щи­е­ся к
редуцентам.

   1) бак­те­рии гниения        2) грибы                             3)
клу­бень­ко­вые бактерии

   4) прес­но­вод­ные рачки   5) бактерии-сапрофиты   
6) май­ские жуки

9.Выберите три верных ответа из шести и запишите
цифры, под которыми они указаны. Укажите основные характеристики любого
стабильного биогеоценоза в средней полосе России.

 1) постоянная температура воздуха

 2) видовое разнообразие

 3) количество осадков в год

 4) разветвлённость пищевых цепей и сетей

 5) замкнутость круговорота веществ

 6) многообразие источников энергии

10.Установите
последовательность этапов, смены биогеоценоза озера на биогеоценоз болота

 А)
водоем зарастает полностью, образуя болото

 Б)
отложение органического вещества на дно водоема

 В)
исчезновение рыбы и планктона

 Г)
водоем становится более мелким

 Д)
распространение прибрежной растительности к центру водоема

11.Найдите
ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны,
объясните их.
1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и
редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов
на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтез. 4. В темновой
фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии,
накопленной консументами и продуцентами.

12.  Для борьбы с
насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее
3-х изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут 
уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут.

Контрольная работа   по теме «Биогеоценотический уровень
жизни»

Вариант 2

1.Выберите два верных ответа из пяти и запишите в
таблицу цифры, под которыми они указаны.

По каким принципам организованы биологические
системы?

1) закрытость системы

2) высокая энтропия системы

3) низкая упорядочность

4) иерархичность – соподчинение элементов и частей

 5)
оптимальность конструкции

2.Ниже приведен перечень терминов. Все
они, кроме двух, используются для описания экологических закономерностей.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры,
под которыми они указаны.

1) борьба за существование   2) симбиоз   3)
сукцессия    4) ароморфоз  5) продуцент

3.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между груп­па­ми
рас­те­ний и жи­вот­ных и их ролью в эко­си­сте­ме пруда:

ОБИТАТЕЛИ
ПРУДА                       ФУНК­ЦИ­О­НАЛЬ­НЫЕ ГРУП­ПЫ

А)
при­бреж­ная рас­ти­тель­ность                  1) про­ду­цен­ты

                                                                    
                 
2)
кон­су­мен­ты

Б)
карп

В)
ли­чин­ки зем­но­вод­ных

Г)
фи­то­планк­тон

Д)
рас­те­ния дна

Е) боль­шой пру­до­вик

4.В отличие от естественной экосистемы, искусственная
экосистема характеризуется.

1) большим разнообразием видов

2) разнообразными цепями питания

3) незамкнутым круговоротом веществ

4) преобладанием одного — двух видов

5) влиянием антропогенного фактора

6) замкнутым круговоротом веществ

5. Какие признаки характеризуют агроценоз? Выберите
три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) естественный круговорот веществ у данного
сообщества нарушен

2) высокая численность растений одного вида

3) большое число видов растений и животных

4) ведущий фактор, влияющий на сообщество, —
искусственный отбор

5) замкнутый круговорот веществ

6) виды имеют различные
приспособления к совместному обитанию

6.Саморегуляция в экосистеме тайги
проявляется в том, что

1) численность
деревьев сокращается в результате лесного пожара

2) волки
ограничивают рост численности кабанов

3) массовое
размножение короедов приводит к гибели деревьев

4) численность
белок зависит от урожая семян ели

5) популяция
кабанов полностью уничтожается волками

6) совы и лисицы
ограничивают рост численности мышей

7. Установите
последовательность смены биоценозов.

1)луг   2) смешанный
лес  3)озеро          4)березовая роща     5) болото

8.Выберите три верных ответа из шести и запишите в
таблицу цифры, под которыми они указаны. Устойчивость экосистемы влажного
экваториального леса определяется. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

  1) большим видовым разнообразием

  2) отсутствием редуцентов

  3) большой численностью хищников

  4) разветвлёнными пищевыми сетями

  5) колебанием численности популяций

  6) замкнутым круговоротом веществ

9.Установите последовательность процессов, вызывающих
смену экосистем.

  1) заселение территории мхами и кустистыми
лишайниками

  2) появление кустарников и полукустарников

  3) формирование травяного сообщества

  4) появление накипных лишайников на скальных
породах

  5) формирование лесного сообщества

10.Расположите в правильном порядке организмы в
цепи питания, начиная с организма, поглощающего солнечный свет. В ответе
запишите соответствующую последовательность цифр.

  1) липа

  2) ястреб перепелятник

  3) жук пахучий красотел

  4) обыкновенный скворец

  5) гусеница непарного шелкопряда

11. Найдите
ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны,
объясните их.

1. Экосистемы, сформированные в результате
хозяйственной деятельности человека — это агроценозы. 2. В них обитают
организмы производители органического вещества и его потребители, но
отсутствуют организмы разрушители. 3. Для агроценоза характерно большое разнообразие
видов 4. Между видами сформировались цепи питания. 5. Человек изымает из
агроценоза основную массу органических веществ. 6. Поэтому круговорот веществ в
агроценозе замкнутый

12. Клевер
произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут
привести к сокращению численности популяции клевера  

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найдите ошибки в приведенном тексте цианобактерии наиболее древние организмы
  • Найдите ошибки в приведенном тексте укажите цветок это орган
  • Найдите ошибки в приведенном тексте укажите цветок орган размножения
  • Найдите ошибки в приведенном тексте укажите номера утверждений
  • Найдите ошибки в приведенном тексте укажите номера предложений экосистемы