Найдите ошибки в предложение сложносочиненном предложении

ЕГЭ Русский язык.

Экспресс-подготовка.

Задание № 8.

 Синтаксические нормы. Ошибки в построении сложного предложения.

 

Задание № 8. Синтаксические нормы.

 Ошибки в построении сложного предложения.

Сегодня, ребята, разберёмся, какие ошибки в построении сложного предложения могут быть в задании №7, как их найти и как исправить.

Напомню, что сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых. По типу сложные бывают:

  • сложносочинённые
  • сложноподчинённые
  • бессоюзные.

В задании № 7 вам предлагается найти ошибки в построении сложноподчинённых предложений.

Напомню, что сложноподчинённое предложение (СПП) – это предложение,  состоящее из двух или нескольких простых, одно из которых является ГЛАВНЫМ, а другое (или другие)- ПРИДАТОЧНЫМ.

От главного к придаточному задаётся вопрос, придаточное зависит от главного, связь в предложении —подчинительная.

А теперь подходим к сути вопроса № 8.

Разберём типичные ошибки. Их довольно много, поэтому я сгруппировала все ошибки по микротемам.

Типичные ошибки в построении сложных предложений (СПП).

Ошибки в использовании подчинительных союзов.

  • Неверно подобранный подчинительный союз.

Каждый тип придаточного имеет свои подчинительные союзы или союзные слова. Использование союза, свойственного для другого типа придаточного, является ошибкой.

Пример.

Вопрос обсуждался на совещании, где было принято соответствующее решение.

Верно.

Вопрос обсуждался на совещании, на котором было принято соответствующее решение (на совещании каком?)

  • Употребление сразу двух подчинительных союзов или союзных слов в придаточном предложении. Запомните, что всегда должен быть только один союз.

Пример.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, что насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

Верно.

Читая страницы романа Л.Н.Толстого «Война и мир», понимаешь, насколько талантливо изобразил автор характеры героев.

  • Запомните, что частица ЛИ употребляется в придаточном в роли подчинительного союза. Поэтому нельзя использовать сразу частицу ЛИ и подчинительный союз.

Пример.

Мы спросили о том, что можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

Верно.

Мы спросили о том, можем ли вдвоём подготовить одну презентацию.

  • Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном

Пример.

Как только начался спектакль, но вдруг у меня зазвенел телефон.

Верно.

Как только начался спектакль, вдруг у меня зазвенел телефон.

  • Если в сложноподчинённом предложении имеется несколько придаточных, которые находятся в последовательном подчинении, то повторное употребление одного и того же союза является ошибкой.

Пример.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне, чтобы я не забыла на уроки подготовленное сообщение.

Верно.

Я попросила друга, чтобы он напомнил мне принести на урок подготовленное сообщение.

Ошибки, связанные с употреблением указательных слов в главном предложении.

  • Пропуск необходимого указательного слова.

Пример.

Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки. (Пропущено указательное слово с предлогом «за то»)

Верно.

Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.

ИЛИ

Мама постоянно ругает меня, потому что я постоянно опаздываю на уроки.

  • Неоправданное употребление указательного слова.

Пример.

У меня есть такое предположение, что он просто не подготовился.

Верно.

У меня есть предположение, что он просто не подготовился.

  • Использование указательного слова в неверном падеже.

Пример.

Учитель указал о том, что в сочинении есть ошибки.

Верно.

Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.

Неверное построение сложноподчинённого предложения.

 

  • Неверное присоединение придаточного предложения, что создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.

Пример.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет городничий. (Городничий управляет ревизором или городом?)

Верно.

В письме говорилось, что в город, которым управляет городничий, едет ревизор.

  • Неверное использование в качестве однородных членов предложения определительного придаточного и причастного оборота.

Пример.

Контрольная работа, назначенная на понедельник

 и к которой я готовился, была вдруг отменена.

Верно.

Контрольная работа, которая была назначена на понедельник и к которой я готовился, была вдруг отменена.

  • Употребление неверной формы союзного слова «который».

Пример.

Она была тем героем, которая всегда вызывала во мне восхищение.

(Героем каким?- который)

Верно.

Она была тем героем, который всегда вызывал во мне восхищение.

Алгоритм выполнения задания № 8.

Ошибки в сложном предложении.

  • Найдите грамматические основы, докажите, что это сложное предложение.
  • Докажите, что это сложноподчинённое предложение (в нём есть главное и придаточное предложение).
  • Посмотрите на союз или союзное слово: подходит ли оно по смыслу для данного типа СПП? Нет ли двух союзов (в том числе, частицы ЛИ). Не использован ли неправомерно в главном предложении сочинительный союз? Если союзы не подходят, или если есть два подчинительных союза, или неверно использован сочинительный союз, то это ошибка.
  • Обратите внимание на указательное слово в главном: оправдано ли его использование, или, наоборот, его нет, хотя оно должно быть). Если есть нарушения в использовании указательного слова, то это ошибка.
  • Обратите внимание на построение предложения: не должно быть два одинаковых союза, относящихся к разным простым; не должно быть двусмысленной ситуации при использовании слова «который». Если обнаружили данные ошибки, то предложение построено неверно.
  • Обратите внимание, не использованы ли причастный оборот и придаточное определительное в качестве однородных членов. Если да, то это ошибка.

Приложение.

Таблица

Виды придаточных предложений и подчинительных союзов, союзных слов в них.

Вид придаточных

Вопросы

Подчинительные союзы

Союзные слова.

Определительные

Какой?

Который, какой

каков, чей, что, когда, где, куда, откуда.

Изъяснительные

Вопросы косвенных падежей.

Что, чтобы, как, будто, как будто, частица ЛИ в роли союза «что».

Что, кто, чей, как, когда, где, куда, откуда, почему, отчего, зачем, сколько.

                                               Обстоятельственные

Образа действия

Как?

Каким образом?

Что, чтобы, словно, будто.

Что.

Меры

Сколько?

Что, словно, будто.

Сколько.

Степени

Как?  В какой  степени?

Что, словно, будто.

Как, насколько.

Места

Где? Куда? Откуда?

Где, куда, откуда.

Времени

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Когда, пока, едва, как только, прежде чем, в то время как, с тех пор, до тех пор, пока, перед тем как, после того как.

Причины

Почему?

Отчего? По какой причине?

Потому что, оттого что, так как, ибо, поскольку, вследствие того что, благодаря тому что.

Следствия

Что из этого следует?

Так что

Цели

Зачем? С какой целью?

Чтобы,

 для того чтобы,

 с тем чтобы, дабы.

Условия

При каком условии?

Если,

когда, раз.

Уступки

Несмотря на что? Вопреки ему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай.

Кто, что, как, куда, сколько + ни (частица)

Сравнения

Как? В сравнении с чем?

Как, подобно тому как, словно, точно, будто, как будто, чем.

Сопоставительные.

_______

В то время как, между тем как, тогда как,

 если – то.

Присоединительные

______

Что, зачем, почему, отчего, вследствие чего и др.

Таков алгоритм выполнения задания № 8, если в нём есть задание, связанное с ошибкой в сложном предложении.

Желаю удачи в подготовке к ЕГЭ!

Вера Александровна.

Тестовые задания 9КЛ._________________________

1. Определите смысловые отношения в сложносочинённом предложении Светало, и свет ещё не погашенных на шоссе фонарей был уже не нужен.

а) причинно-следственные

б) последовательность действий

в) одновременность

г) сопоставление

2. Какое значение вносит союз и в предложение Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины?

а) одновременность явлений

б) последовательность

в) чередование

г) противопоставление

3. Найдите ошибку в определении отношений между частями сложносочинённого предложения.

а) Фокусник хлопнул в ладоши, и занавес упал.

б) Дверь отворилась, но никто не вошёл.

в) Гребцы налегли на вёсла, и лодка как по маслу заскользила по глади озера.

г) Прекратите на меня кричать, или я немедленно уйду.

______________________________________________________________________________________

Тестовые задания 9КЛ._________________________

1. Определите смысловые отношения в сложносочинённом предложении Светало, и свет ещё не погашенных на шоссе фонарей был уже не нужен.

а) причинно-следственные

б) последовательность действий

в) одновременность

г) сопоставление

2. Какое значение вносит союз и в предложение Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины?

а) одновременность явлений

б) последовательность

в) чередование

г) противопоставление

3. Найдите ошибку в определении отношений между частями сложносочинённого предложения.

а) Фокусник хлопнул в ладоши, и занавес упал.

б) Дверь отворилась, но никто не вошёл.

в) Гребцы налегли на вёсла, и лодка как по маслу заскользила по глади озера.

г) Прекратите на меня кричать, или я немедленно уйду.

___________________________________________________

Тестовые задания 9КЛ._________________________

1. Определите смысловые отношения в сложносочинённом предложении Светало, и свет ещё не погашенных на шоссе фонарей был уже не нужен.

а) причинно-следственные

б) последовательность действий

в) одновременность

г) сопоставление

2. Какое значение вносит союз и в предложение Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины?

а) одновременность явлений

б) последовательность

в) чередование

г) противопоставление

3. Найдите ошибку в определении отношений между частями сложносочинённого предложения.

а) Фокусник хлопнул в ладоши, и занавес упал.

б) Дверь отворилась, но никто не вошёл.

в) Гребцы налегли на вёсла, и лодка как по маслу заскользила по глади озера.

г) Прекратите на меня кричать, или я немедленно уйду.

Ключ

Тестовые задания 9КЛ._________________________

1. Определите смысловые отношения в сложносочинённом предложении Светало, и свет ещё не погашенных на шоссе фонарей был уже не нужен.

а) причинно-следственные

б) последовательность действий

в) одновременность

г) сопоставление

Ответ: а.

2. Какое значение вносит союз и в предложение Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины?

а) одновременность явлений

б) последовательность

в) чередование

г) противопоставление

Ответ: б.

3. Найдите ошибку в определении отношений между частями сложносочинённого предложения.

а) Фокусник хлопнул в ладоши, и занавес упал. (Одновременность событий.)

б) Дверь отворилась, но никто не вошёл. (Противопоставление событий.)

в) Гребцы налегли на вёсла, и лодка как по маслу заскользила по глади озера. (Последовательность действий.)

г) Прекратите на меня кричать, или я немедленно уйду. (Взаимоисключение действий.)

Ответ: а.

вернуться на стр. «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор»

Ошибки в сложносочиненных предложениях

  1. Нарушение логико-грамматической связи между частями ССП: «Мой отец долго не забывал эту историю, но он умер».
  2. Использование местоимения во второй части ССП, приводящее к двусмысленности: «Пусть надежды сбудутся, и они вернутся».
  3. Ошибки в использовании сложносочиненных союзов:

а) соединительных — для связи частей ССП при отсутствии между ними противительных отношений: «Вчера был шторм, и сегодня все кругом было спокойно».
б) противительных — для соединения частей ССП при отсутствии между ними противительных отношений: «У нас во дворе растет береза, но на ней тоже набухают почки»;
в) двойных и повторяющихся: «Не то птица села на воду, или обломки разбитой лодки плывут по морю»;
г) неоправданный повтор союзов: «И вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда»;
д) неудачный выбор союзов: «Митраше было десять лет с хвостиком, но сестра была старше».
Ошибки в построении сложносочиненных предложений:
Нарушение логико-грамматической связи между частями ССП
Использование местоимения во второй части, приводящее к двусмысленности: Пусть надежды сбудутся и они (надежды?) вернутся.
Употребление противительных союзов а, но вместо соединительного союза и: У нас во дворе растет береза, но (вместо и) на ней тоже набухают почки.
Употребление соединительного союза и вместо противительных союзов а, но: Вчера был шторм, и (вместо а)  сегодня все кругом было спокойно.
Употребление лишнего союза: И (лишний союз) вдруг девочки увидели маленькую черную точку, и у них появилась надежда.
Неправильное употребление двойных и повторяющихся союзов: Не то птица села на воду, или (вместо не то) обломки разбитой лодки плывут по морю.
Неудачный выбор союзов: Митраше было десять лет с хвостиком, но (вместо а) сестра была старше.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Нарушения при построении предложений
Тест на тему Сложносочиненное предложение

Тесты на тему»Синтаксические нормы»

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Предложение в таблицах», перейти на стр. «Синтаксический разбор«

Сложносочинённые предложения – 1.

А1. Какое из следующих утверждений верно:

1)      
Сложные
предложения могут быть союзными, сложносочинёнными, сложноподчинёнными.

2)      
Простые
предложения могут соединяться в сложные с помощью интонации, союзов и союзных
слов.

3)      
В сложносочинённом
предложении простые предложения связываются при помощи интонации и союзных
слов.

4)      
Простые
предложения, объединяясь в сложное, обладают интонационной законченностью.

А2.
Определите вид предложения.

 «Уж проходят караваны через те скалы, где носились
лишь туманы и орлы»

1)      
простое           2)
сложносочинённое          3) сложноподчинённое        4) бессоюзное.

А3. Найдите
четвёртое лишнее предложение:

1)      
Несмолкаемо грохотало небо,
и как из ведра лил дождь.

2)      
Острова были покрыты водой,
и только щепки затопленного леса обозначали их границы.

3)      
Луна то забегала за тучи,
то выскакивала из-за них на прозрачную гладь неба.

4)      
Мраком задёрнуты небо и
даль, и ветер осенний наводит печаль.

А4. В
предложении «Откуда-то появился прохладный ветерок, который днём в
присутствии солнца не решался высунуть на улицу носа»
части соединены:

1)      
подчинительным союзом; 2)
союзным словом; 3) сочинительным союзом; 4) интонацией

А5. Строение
какого предложения соответствует схеме:    двусост.,  и двусост.

1)      
Полая вода сошла, и вода
струилась узеньким ручейком.

2)      
Прянул месяц из-за тучи,
обогнул своё кольцо и посыпал блеск зыбучий прямо путнику в лицо.

3)      
Прошли лес, и перед нами
открылась поляна.

4)      
Лес тянулся на несколько
километров, и можно было заблудиться в нём.

А6. Найдите
сложное предложение (знаки препинания не расставлены):

1)      
А сосны гнутся как живые и
так задумчиво шумят.

2)      
Слово выражение мысли и
может служить соединению и разделению людей.

3)      
Осенний дождь стучит о
стёкла мерцает в трещинах камней и у дорог трава промокла и стала ниже и
темней.

4)      
Ходы тянутся ветвятся и
неожиданно расширяются в целые залы.

А7. Найдите
сложносочинённое предложение (знаки препинания не расставлены):

1)      
Не горький чад войны а
ясный луч труда владеет смелыми сердцами.

2)      
Летом ногой  копнёшь зимой
рукой возьмёшь.

3)      
Командир терпеливо объяснял
как надо заряжать пулемёт.

4)      
Ещё не отцвела черёмуха и
ранние ивы ещё не совсем рассеяли семена а уж рябина цветёт.

А8. Какая
группа союзов выражает противопоставление:

1) а, но, да
(= но)                  2) или, либо                               3) и, да (=
и)                     4) не только … но и

А9. Какое
значение вносит союз в предложение

«То вдруг
пустит трель соловей, то закрякает утка»
:

1)      
одновременность явлений;         2)
последовательность;

3)   
чередование;                                 4) противопоставление

А10. Какой
союз стоит не между частями сложносочинённого предложения, а внутри 2-го
предложения или любого последующего:

1) тоже                   2)
и                         3) но                       4) или

А11. Укажите
сложносочинённое предложение с противительными союзами:

1)      
Ещё трава полна прозрачных
слёз, и гром вдали гремит раскатом.

2)      
Каждый день дул страшный
ветер, а за ночь на снегу образовался твёрдый пласт наста.

3)      
То оттаивало, то слегка
подмораживало.

4)      
Либо это гудит
приближающийся поезд, либо сигналит буксирный пароходик.

А12. Укажите
сложносочинённое предложение со значением одновременности протекания событий:

1)      
К полуночи тучи ушли и над
вершинами сосен начало переливаться солнце.

2)      
Учитель повесил на доску
диаграмму, и урок начался.

3)      
Ярко сияло солнце, и всё
кругом зеленело.

4)      
Вдруг налетит порыв ветра и
закружится в лесу золотая метель.

А13. Укажите,
сколько грамматических основ можно выделить из предложения (знаки препинания не
расставлены)

«Было
холодно но кое-где в домах уже засветились огни и в конце улицы из-за казарм
стала подниматься бледная луна»

1) 2                                         2)
3                                         3) 1                                         4)
4

А14. Найдите
ошибку в определении отношений между частями сложносочинённого предложения:

1)      
Ямщик свистнул, и лошади
поскакали. (одновременность событий)

2)      
Солнце село, но в лесу ещё
светло. (противопоставление)

3)      
Вёсла дружно упали в волны,
и баркас рванулся вперёд. (последовательность)

4)      
Мы подолгу беседовали и
подолгу молчали, или же она играла мне на рояле. (взаимоисключение)

А15. Союз,
связывающий части сложного предложения

«Был уже
весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от мороза, как в декабре»
является

1)
подчинительным              2) соединительным              3) разделительным               4)
противительным

А16. Укажите
ошибку в характеристике сложносочинённого предложения:

«Туча
пролилась и ушла, и солнце снова засияло над нашим маленьким садом»

1)      
повествовательное,
невосклицательное

2)      
сложное, союзное, сложносочинённое

3)      
1-я часть: двусоставное,
распространённое, полное, неосложнённое

4)      
2-я часть: двусоставное,
распространённое, полное, неосложнённое

А17. Какую
часть следует добавить к предложению «Ссориться с другом я не хотел…»,
чтобы получилось сложносочинённое предложение:

1)      
потому что был не прав.

2)      
не хотелось портить
отношения.

3)      
хотя мне и не хотелось
молчать.

4)      
и он это знал.

А18. Не
определяют смысловые отношения между частями в сложносочинённом предложении:

1)
изъяснительные               2) противительные               3) соединительные               4)
разделительные

А19. Найдите
сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом (знаки препинания не
расставлены):

1)      
Зелёные стены леса
раздвинулись и перед нами раскинулось пшеничное поле.

2)      
Весной жилище суслика
прогревается и хозяин выходит из своего зимнего заточения.

3)      
Цвели кувшинки и было много
камыша.

4)      
Строители подойдут к реке и
начнётся переправа на другой берег.

А20. Укажите
слово, которое не может выступать в роли общего второстепенного члена в
сложносочинённом предложении:

1) весной                               2)
у пристани                          3) раздвинулись                  4) от
толчка

А21. Укажите
предложение, соответствующее схеме:  [–] – и  [ –  = ].

1)      
Он знак подаст – и все
хохочут.

2)      
Темницы рухнут – и свобода
вас примет радостно у входа.

3)      
Минута – и за горизонтом
появилось бледное зарево.

4)      
Хлынет дождь – и засверкает
весь речной берег.

А22. Укажите
предложение с правильной расстановкой знаков препинания:

1)      
Ни о чём не хочется думать
или бродят мысли и воспоминания, мутные и неясные, как сон.

2)      
Неверное движение руки – и
машина дробит вам кости, солнечный удар,  и готово.

3)      
У Гаврилы смешно надулись
щёки, оттопырились губы и суженные глаза чересчур часто и смешно помаргивали.

4)      
Было тихо, светло и чуть
примораживало.

А23. Укажите,
какую пару знаков следует выбрать для оформления предложения «Почти каждый
вечер они уезжали куда-нибудь за город (1) в Ореадну или на водопад (2) и
прогулка удавалась, впечатления были прекрасны»:

1) 1 –
запятая, 2 – запятая                                   2) 1 – запятая, 2 – тире

3) 1 – тире,
2 – тире                                             4) 1 – двоеточие, 2 –
запятая

А24. Укажите
предложение с пунктуационной ошибкой:

1)      
Гайдар поселился в большом
доме, выходившем на сельскую улицу, а я в бывшей баньке, в глубине сада.

2)      
Странный старичок говорил
очень протяжно, звук его голоса также изумил меня.

3)      
Ржа ест железо, а ложь,
душу человека.

4)      
Только поздно вечером
вернулись стрелки и все легли спать.

Сложносочинённые предложения – 2.

А1. Какое из следующих утверждений верно:

1)      
Простые предложения
соединяются в сложные при  помощи интонации и союзов.

2)      
Сложные
предложения могут быть сложносочинёнными, сложноподчинёнными и  союзными.

3)      
Простые предложения в
составе сложного обладают интонационной законченностью.

4)      
Сложными называются
предложения, состоящие из двух или нескольких простых, соединённых в одно целое
по смыслу и интонационно.

А2.
Определите вид предложения.

 «В саду поселилась осень, но листья нашей
берёзы оставались зелёными и живыми»

1)      
простое           2)
сложносочинённое          3) сложноподчинённое        4) бессоюзное.

А3. Найдите
четвёртое лишнее предложение:

1)      
Летучие мыши низко и косо
чертят чёрными зигзагами воздух и порою почти касаются лица.

2)      
Где сосны дремотно тихи,
глухая поляна поселит сухие и мягкие мхи.

3)      
Она вышла навстречу Саше на
веранду, где стоял неубранный стол.

4)      
Был тот особенный вечер,
какой бывает только на Кавказе.

А4. В
предложении «Угасает закат, ночь идёт на заставы, грозовое молчанье тревогу
таит»
части соединены:

1)      
подчинительным союзом     
2) союзным словом     3) сочинительным союзом      4) интонацией

А5. Строение
какого предложения соответствует схеме:    безличное, и безличное

1)      
Посидите на берегу с
удочкой, и вы почувствуете прилив сил.

2)      
Среди жаркого ветра стало
тепло, и вечером определилась новая фаза весны.

3)      
Уже смеркалось, и в комнате
стало темно.

4)      
В саду было тихо, и лишь
откуда-то издалека доносился шум колёс.

А6. Найдите
сложное предложение (знаки препинания не расставлены):

1)      
Косматей пакли плывут над
лесом облака и грустно вздрагивают капли на тонких ветках ивняка.

2)      
Оттуда сорвался раз обвал и
с тяжким грохотом упал и всю теснину между скал загородил.

3)      
Птицы и трещат и щебечут и
что-то говорят между собой.

4)      
Тихо плещется море отражая
на своей поверхности звёзды и постепенно успокаивает меня.

А7. Найдите
сложносочинённое предложение (знаки препинания не расставлены):

1)      
Хорошее слово в огне не
погубишь оно не имеет цены.

2)      
Если вздохнуть всем народом
ветер будет сильней.

3)      
Всё мягче становилась ночь
и всё больше рождалось в ней глубокого сияния луны.

4)      
Вместо зелёного шума в
дубравах слышишь только шелест поблёкшей листвы да завывающий свист ветра.

А8. Какая
группа союзов выражает возможность одного явления из двух или нескольких:

1) а, но, да
(= но)                  2) или, либо            3) и, да (= и)        4) не
только … но и

А9. Какое
значение вносит союз в предложение

«Первые
паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины»
:

1)      
одновременность явлений;         2)
последовательность;

3)   
чередование;                                 4) противопоставление

А10. Какой
союз стоит не между частями сложносочинённого предложения, а внутри 2-го
предложения или любого последующего:

1) либо                   2)
или                     3) также                    4) да (= и)

А11. Укажите
сложносочинённое предложение с противительными союзами:

1)      
Песня над домом смолкла,
зато над прудом соловей заводил свою.

2)      
Молодые листья лепетали, да
зяблики кое-где пели.

3)      
То ли это так пахла земля,
то ли одурманивали своим запахом деревья.

4)      
Не то маячили на той
стороне горы, не то это только казалось

А12. Укажите
сложносочинённое предложение со значением одновременности протекания событий:

1)      
Зима промелькнёт, и снова
метели поют.

2)      
Дверь распахнулась, и в
комнату вбежал молоденький лейтенант.

3)      
Группа архитекторов
разработала проект нового здания, и он был внедрён в производство.

4)      
В ночи молчали маяки и
вспыхивал фугас. 

А13. Укажите,
сколько грамматических основ можно выделить из предложения (знаки препинания не
расставлены)   «Осыпаются астры в садах стройный клён под окошком желтеет и
холодный туман на полях целый день неподвижно белеет»:

1) 2                                         2)
3                                         3) 1                                         4)
4

А14. Найдите
ошибку в определении отношений между частями сложносочинённого предложения:

1)     Я
лежал как бы в забытьи, но сон не смыкал глаз моих. (противопоставление)

2)      
Потёмки всё более
сгущались, и предметы теряли свои контуры. (чередование)

3)      
Урожайный сгибается колос,
и пшеница стеною встаёт. (одновременность)

4)      
Забарабанило по железу
крыши, и ярко вспыхнул весь воздух. (последовательность)

А15. Союз,
связывающий части сложного предложения

«Голова
болела, однако сознание было ясное, отчётливое»
является:

1)
подчинительным              2) соединительным              3) противительным               4)
разделительным

А16. Укажите ошибку
в характеристике сложносочинённого предложения:

«Гроза
прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом»

1)      
повествовательное,
невосклицательное

2)      
сложное, союзное,
сложносочинённое

3)      
1-я часть: двусоставное,
нераспространённое, полное, неосложнённое

4)      
2-я часть: двусоставное,
нераспространённое, полное, неосложнённое

А17. Какую
часть следует добавить к предложению «Письмо принесли вечером…», чтобы
получилось сложносочинённое предложение:

1)      
когда его уже никто не
ждал.

2)      
и я с нетерпением его
распечатал.

3)      
и вручили лично в руки.

4)      
времени бы уже ни на что не
хватило.

А18. Не
определяют смысловые отношения между частями в сложносочинённом предложении:

1)
противительные               2) определительные              3) соединительные               4)
разделительные

А19. Найдите
сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом (знаки препинания не
расставлены):

1)      
Порывистый ветер внезапно
стих и повалил крупными хлопьями первый снег.

2)      
Лодка остановилась и рыбак
бросил вёсла.

3)      
Через несколько дней
поспеет земляника и начнётся ягодный сезон.

4)      
Было серо и пахло хвоей.

А20. Укажите
слово, которое не может выступать в роли общего второстепенного члена в
сложносочинённом предложении:

1) по пыльной
дороге          2) внезапно            3) на озере             4) жилище

А21. Укажите
предложение, соответствующее схеме:  [ = ], или [– =].

1)      
Залает пёс домовый, или
ветерок зашелестит в лесах, или птица робко пролетит.

2)      
Ветер уносит листы, или
стайками собрались мелкие птички и несутся в тёплые края.

3)      
В это время бывает или
совсем тихо, или иногда повеет свежий ветерок.

4)      
Пусть перебирается в деревню
во флигель, или я переберусь отсюда.

А22. Укажите
предложение с правильной расстановкой знаков препинания:

1)      
Отговорила роща  золотая
берёзовым, весёлый языком и журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни
о ком.

2)      
В тишине сбивчиво поют
колокольчики да звенит холодный ручей.

3)      
Лицо у него чёрное,
закопчённое дымом, измазанное сажей руки тоже грязные.

4)      
Скоро весь сад, согретый
солнцем, ожил и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях.

А23. Укажите,
какую пару знаков следует выбрать для оформления предложения «Стрела выходит
из колчана (1) взвилась (2) и падает казак»
:

1) 1 –
запятая, 2 – запятая                                   2) 1 – запятая, 2 – тире

3) 1 – тире,
2 – тире                                             4) 1 – двоеточие, 2 –
запятая

А24. Укажите
предложение с пунктуационной ошибкой:

1)      
Пушкин преобразил нашу
речь, придал ей прозрачную ясность, и мы учимся у него до последних седин.

2)      
Нам дорого достался мир, и
мы его лелеем.

3)      
В степи только носится
жёлтая пыль, а ветер качает полынь, да ковыль.

4)      
Из России – ни дальней
зарницы, ни вести хорошей, ни дружеского привета.

Сложносочинённые предложения – 3.

А1. Какое из следующих утверждений верно:

1)      
Сложные предложения могут
быть бессоюзными,  сложноподчинёнными,  сложносочинёнными.

2)      
Простые предложения в
составе сложного обладают интонационной законченностью.

3)      
Предложения с союзами и
союзными словами делятся на сложносочинённые и бессоюзные.

4)      
В сложносочинённом
предложении части связываются при помощи союзов и союзных слов.

А2.
Определите вид предложения:

 «Над рекой горят окошки, над рекой летит
снежок»

1)      
простое           2)
сложносочинённое          3) сложноподчинённое        4) бессоюзное.

А3. Найдите
четвёртое лишнее предложение:

1)      
Тускло блестели мокрые
рельсы, тускло горели на рельсах жёлтые фонари.

2)      
Солнце было уже низко на
горизонте, когда я проснулся и вышел.

3)      
Послышались шаги, звякнул
замок, дверь открылась.

4)      
Ликует день, щебечут птицы,
красою блещут небеса.

А4. В
предложении «Девочка взяла ключи и графин, и вместе с Ванюшею вышла из хаты»
части соединены:

1)      
подчинительным союзом     
2) союзным словом     3) сочинительным союзом      4) интонацией

А5. Строение
какого предложения соответствует схеме:    назывное,  и двусоставное

1)      
Осень, и листья падают с
деревьев.

2)      
Весна, и уже тепло.

3)      
Север дышит ветром ночи и
полынь колышет.

4)      
Вечер ясен, и тиха розовая
вода.

А6. Найдите
сложное предложение (знаки препинания не расставлены):

1)      
Море вечно и неумолчно
шумит и плещется.

2)      
И словно стая птиц огромных
внезапно ветер налетит и в сучьях спутанных и тёмных нетерпеливо прошумит.

3)      
И лист багряного отлива
доверчиво и сиротливо слетает на плечо моё.

4)      
Пусты луга и сжата нива и
птицам в роще не житьё.

А7. Найдите
сложносочинённое предложение (знаки препинания не расставлены):

1)      
Снегири выбрались из лесной
чащи и появились в садах и огородах.

2)      
На свете чудеса рассеяны
повсюду да не везде их всякий примечал.

3)      
Где нет знаний там нет и
смелости.

4)      
Хорошее слово ножом не
разрубишь угрозы ему не страшны.

А8. Какая
группа союзов выражает последовательность явлений или событий:

1) а, но, да
(= но)                  2) или, либо            3) и, да (= и)        4) не
только … но и

А9. Какое
значение вносит союз в предложение

«Тогда в
его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло»
:

1)      
одновременность явлений;         2)
последовательность;

3)   
чередование;                                 4) противопоставление

А10. Какой
союз стоит не между частями сложносочинённого предложения, а внутри 2-го
предложения или любого последующего:

1) да (= но)                            2)
зато                    3) и            4) или

А11. Укажите
сложносочинённое предложение с противительными союзами:

1)      
То ли он был убит по пути,
то ли Ремизов не мог ничем помочь.

2)      
Люди сильно проголодались,
лошади тоже нуждались в отдыхе.

3)      
Обе казались спокойны,
однако же при моём приближении обе потупили головы.

4)      
Не то прошумел ветер, не то
птица зашуршала ветками.

А12. Укажите
сложносочинённое предложение со значением одновременности протекания событий:

1)      
Воздух уже обжигает лицо
лёгким морозцем, и трава седеет от первого утренника.

2)      
Чёрная река зябла, и
струйки пара пробегали всюду.

3)      
Солнце поднялось, и роса
высохла.

4)      
Изредка срывался ветер, и
тогда листья летели шумным дождём.

А13. Укажите,
сколько грамматических основ можно выделить из предложения (знаки препинания не
расставлены)   «Ближний лес затихает и в нём показались повсюду просветы и
красив он в уборе своём золотистой листвою одетый»
:

1) 2                                         2)
3                                         3) 1                                         4)
4

А14. Найдите
ошибку в определении отношений между частями сложносочинённого предложения:

1)    Лишь
изредка олень пугливый через пустыню пробежит, или коней табун игривый молчанье
дола возмутит. (чередование)

2)      
Прозрачный лес один
чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит.
(одновременность)

3)      
Иль чума меня подцепит, иль
мороз окостенит. (последовательность)

4)      
Горячее лицо искало ветра,
да ветра-то и не было. (противопоставление)

А15. Союз,
связывающий части сложного предложения

«Песня над
домом смолкла, зато за прудом соловей заводил свою»
 является:

1)
подчинительным              2) соединительным              3) разделительным               4)
противительным

А16. Укажите
ошибку в характеристике сложносочинённого предложения:

«В саду
было тихо, и тёмные тени лежали на земле»

1)      
повествовательное, невосклицательное

2)      
сложное, союзное,
сложносочинённое

3)      
1-я часть: двусоставное,
распространённое, полное, неосложнённое

4)      
2-я часть: двусоставное,
распространённое, полное, неосложнённое

А17. Какую
часть следует добавить к предложению «Водой размыло глинистый берег…»,
чтобы получилось сложносочинённое предложение:

1)      
и река разлилась.

2)      
который нависал над рекой.

3)      
и унесло по течению.

4)      
он медленно осел в воду.

А18. Не
определяют смысловые отношения между частями в сложносочинённом предложении:

1)
разделительные                2) противительные               3) соединительные
              4) обстоятельственные

А19. Найдите
сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом (знаки препинания не
расставлены):

1)      
По пыльной дороге мчались
грузовики и плелись волы запряжённые в арбы.

2)      
Ветер внезапно утих и пошёл
мелкий дождь.

3)      
Крики смолкли и лес затих.

4)      
Сгущаются сумерки и угасает
пурпур заката.

А20. Укажите
слово, которое не может выступать в роли общего второстепенного члена в
сложносочинённом предложении:

1) сгущаются         2)
через несколько дней      3) на юге                4) ночью

А21. Укажите
предложение, соответствующее схеме:  [=], зато [– = ].

1)      
Дверь в комнату была
открыта, зато окна были закрыты ставнями.

2)      
Я упрямился, ходил в
летнем, зато у меня не раз схватывало зубы и висок.

3)      
Легковых машин ещё не было,
зато на полном ходу проносились неугомонные грузовики.

4)      
Дом был с виду неказистый,
зато удобный.

А22. Укажите
предложение с правильной расстановкой знаков препинания:

1)      
Последние тени сливались,
да мгла глядела, слепая, необъятная, да за курганом тускнело мёртвое зарево.

2)      
Впереди уже были ряды серых
шинелей и офицер, увидев Багратиона, с криком побежал за солдатами.

3)      
Их дружба длилась четверть
века, и ничто не могло её подорвать, или хотя бы остудить.

4)      
Сытость лёгкая и, ёжась,
вздрагивает сад.

А23. Укажите,
какую пару знаков следует выбрать для оформления предложения «Солнце
садилось в травы (1) в туманы и росы (2) и шум поезда не мог заглушить птичьего
щёлканья»
:

1) 1 –
запятая, 2 – запятая                                   2) 1 – запятая, 2 – тире

3) 1 – тире,
2 – тире                                             4) 1 – двоеточие, 2 –
запятая

А24. Укажите
предложение с пунктуационной ошибкой:

1)      
Гремела атака, и пули
звенели, т ровно строчил пулемёт

2)      
В прохладе ночи навязчиво
стучали барабаны, да слышались резкие голоса.

3)      
Она мне нравилась всё
больше и больше, я тоже, по-видимому, был симпатичен ей.

4)      
Пугачёв подал знак, и меня
тотчас развязали и оставили.

КЛЮЧ

ТЕСТ 1

задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

Ответ

2

3

3

2

1

3

4

1

задания

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

Ответ

3

1

2

3

2

1

4

3

задания

А17

А18

А19

А20

А21

А22

А23

А24

Ответ

4

1

2

3

3

3

1

3

ТЕСТ 2

задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

Ответ

4

2

1

4

3

1

3

2

задания

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

Ответ

2

3

1

4

3

2

3

4

задания

А17

А18

А19

А20

А21

А22

А23

А24

Ответ

2

2

3

4

4

2

2

3

ТЕСТ 3

задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

Ответ

1

4

2

3

1

4

2

3

задания

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

Ответ

4

2

3

1

2

3

4

3

задания

А17

А18

А19

А20

А21

А22

А23

А24

Ответ

1

4

1

1

3

1

1

2

Неправильное построение сложного предложения.

7 ТИПИЧНЫХ ОШИБОК.

Примеры.

Пояснения.

1.Я не понял, что доступным ли было моё изложение материала. Верно.

Я не понял, доступным ли было моё изложение материала.

Ошибка.

Если в придаточном есть частица ЛИ, то подчинительный союз НЕ используется.

2.Картины принадлежали перу молодых художников, на которых было изображено море. Верно.

 Картины (КАКИЕ?), на которых было изображено море, принадлежали перу молодых художников.

Ошибка.

Определительные придаточные всегда стоят после определяемого ими слова, а не после другого слова.

3.Размышляя над исторической темой в повести «Капитанская дочка», понимаешь, что до чего тщательно подходил А.С. Пушкин к изображению событий. Верно.

Размышляя над исторической темой в повести «Капитанская дочка», понимаешь, до чего тщательно подходил А.С. Пушкин к изображению событий.

Ошибка.

Нельзя использовать сразу два подчинительных союза в придаточном предложении.

4.Учитель часто делает мне замечания, что я опаздываю на уроки. Верно.

Учитель часто делает мне замечания (ПОЧЕМУ?), потому что я опаздываю на уроки.

Ошибка

 Неверно подобран подчинительный союз.

Нужно задавать вопросы и определять, какой тип придаточного, затем подбирать правильный союз.

5.Он попросил секретаря , чтобы ему напомнили бы о времени встречи. Верно.

Он попросил секретаря, чтобы ему напомнили о времени встречи.

Ошибка.

 Нельзя при глаголе использовать частицу БЫ, если уже есть союз ЧТОБЫ.

6.Всё указывало, что погода скоро резко изменится. Верно.

Всё указывало на ТО, что погода скоро резко изменится.

Ошибка.

Отсутствие указательного местоимения ТО.

7.Он говорил ТО, что это невозможно. Верно.

1.Он говорил О ТОМ, что это  невозможно.

2.Он говорил, что это  невозможно.

Ошибка: неправильное использование указательного местоимения ТО.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

  Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найдите ошибки в построении определения понятия какая
  • Найдите ошибки в постановке знаков препинания все это
  • Найдите ошибки в перечне соседей центрально черноземного района
  • Найдите ошибки в приведенном тексте укажите номера предложений гены
  • Найдите ошибки в приведенном тексте укажите номера предложений генетический