Найдите ошибки естественный отбор всегда выступает как главный фактор

Ошибки допущены в предложениях 2, 4, 6:

2) Различают движущий и стабилизирующий отбор (методический — прием искусственного отбора)
4) Стабилизирующий отбор направлен в пользу установившегося в популяции среднего значения признака (действует при постоянных условиях среды)
6) Творческая роль естественного отбора заключается в том, что он создаёт новые, более совершенные и хорошо приспособленные к условиям существования виды организмов (породы и сорта — термины, характерные для искусственного отбора)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса — 5275.

  

Задания с развернутым ответом

Линия вопросов 24

Задание на анализ биологической информации

(Приведены типовые задания под редакцией В.С. Рохлова)

zadachi27 2 banner bio belok 

Общая биология

1. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Изменчивость – одно из свойств живых систем. 2) Различают изменчивость ненаследственную, наследственную и комбинативную. 3) Наследственную изменчивость еще называют генотипической. 4) Ненаследственная изменчивость связана с изменением генотипа. 5) Пределы генотипической изменчивости называют нормой реакции, которая контролируется генотипом. 6) Ч. Дарвин назвал наследственную изменчивость неопределенной. 7) примером неопределенной изменчивости является полиплоидия.

2 — комбинативная изменчивость – разновидность наследственной.

4 – ненаследственная изменчивость связана с изменением фенотипа, а не генотипа.

5 – норма реакции – это предел модификационной, ненаследственной (фенотипической) изменчивости.

2. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Геномными называют мутации, которые ведут к изменению структуры хромосом. 2) Наиболее распространенным типом этих мутаций является полиплоидия. 3) В клетках полиплоидных организмов содержится гаплоидный (n) набор хромосом. 4) Полиплоидия используется как в селекции растений, так и в селекции животных. 5) Многие сорта культурных растений – полиплоиды. 6) избыток хромосом у полиплоидов повышает устойчивость растений к болезням. 7) Кроме того, полиплоиды часто продуктивнее своих диплоидных диких предков.

1 – геномные мутации приводят к изменению числа хромосом.

3 – в клетках полиплоидов содержится полиплоидный набор хромосом (3n, 4n).

4 – полиплоидия не используется в селекции животных.

3. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Все организмы обладают наследственностью и изменчивостью. 2) Мутация – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа, затрагивающие целые хромосомы, их части или отдельные гены. 3) Изменения, связанные с удвоением какого-либо нуклеотида в гене, относят к геномным мутациям. 4) Внутрихромосомные перестройки могут быть связаны с удвоением гена. 5) Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют геномными. 6) Мутации всегда полезны организму. 7) Мутации создают вариативность в популяции, что служит материалом для естественного отбора.

3 – это генная мутация.

5 – это геномная мутация.

6 – мутации могут быть вредными, полезными и нейтральными.

4. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Эукариотические клетки начинают подготовку к митотическому делению в профазе. 2) При этой подготовке происходит процесс биосинтеза белка, удваиваются молекулы ДНК, синтезируется АТФ. 3) В первую фазу митоза удваиваются центриоли клеточного центра, митохондрии и пластиды. 4) Митотическое деление состоит из четырех фаз. 5) В метафазе хромосомы выстраиваются в экваториальной плоскости. 6) Затем в анафазе к полюсам клетки расходятся гомологичные хромосомы. 7) Биологическое значение митоза заключается в том, что он обеспечивает постоянство числа хромосом во всех клетках организма.

1 – подготовка к митотическому делению начинается в интерфазу.

3 – удвоение центриолей клеточного центра, митохондрий и пластид происходит не в первую фазу митоза (профаза), а при подготовке к делению (интерфаза).

6 – к полюсам клетки в митозе расходятся хроматиды хромосом, а не гомологичные хромосомы.

5. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Хромосомы, содержащиеся в ядре одной клетки животного, всегда парные, то есть одинаковые, или гомологичные. 2) Хромосомы разных пар у организмов одного вида также одинаковы по размерам, форме, местам расположения первичных и вторичных перетяжек. 3) Совокупность хромосом, содержащихся в одном ядре, называют хромосомным набором (кариотипом). 4) В любом животном организме различают соматические и половые клетки. 5) Ядра соматических и половых клеток содержат гаплоидный набор хромосом. 6) Соматические клетки образуются в результате мейотического деления. 7) Половые клетки необходимы для образования зиготы.

2 – хромосомы разных пар отличаются друг от друга

5 – соматические клетки содержат диплоидный набор хромосом.

6 – соматические клетки образуются в результате митоза.

6. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Каждому организму в процессе жизнедеятельности необходима энергия. 2) Гетеротрофные организмы поглощают из внешней среды готовые органические вещества. 3) К гетеротрофам относят многочисленных животных, паразитические бактерии, вирусы и др. 4) Гетеротрофы не могут самостоятельно синтезировать органические вещества из воды и углекислого газа. 5) Они получают воду и углекислый газ, питаясь различными организмами. 6) Окисляя эти вещества, гетеротрофы получают необходимую им энергию. 7) Гетеротрофные организмы в истории развития жизни на Земле появились вслед за автотрофами.

3 – вирусы не питаются: их не относят ни к автотрофам, ни к гетеротрофам.

5 – они получают готовые органические вещества с пищей.

7 – гетеротрофные организмы на Земле появились первыми.

7. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Широко распространенной формой бесполого размножения является партеногенез. 2) При партеногенезе развитие нового организма происходит из неоплодотворенной яйцеклетки. 3) Партеногенез присущ как беспозвоночным, так и позвоночным животным. 4) Особо он распространен среди хордовых. 5) Наиболее изучен партеногенез у пресноводных рачков дафний и тлей. 6) При благоприятных условиях у них развивается несколько летных партеногенетических поколений, состоящих преимущественно из самцов. 7) Значение партеногенеза заключается в возможности размножения при редких контактах разнополых особей, а также в возможности резкого увеличения численности потомства.

1 – партеногенез – форма полового размножения.

4 – для хордовых он возможен, но не распространен.

6 – летние партеногенетические поколения состоят преимущественно из самок.

8. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Критерий вида – это совокупность признаков, отличающих данный вид от другого. 2) Под морфологическим критерием понимают территорию, занимаемую особями вида. 3) В основе физиологического критерия лежат процессы, обусловленные действием факторов внешней среды. 4) Генетический критерий – это характерный для каждого вида кариотип. 5) помимо приведенных критериев, рассматривают другие – биохимический, географический, экологический и пр. 6) Для установления видовой принадлежности в настоящее время достаточно использовать какой-нибудь один критерий вида.

2 – под морфологическим критерием понимают всю совокупность внешних и внутренних признаков организмов.

3 – в основе физиологического критерия лежит сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида.

6 – для установления видовой принадлежности недостаточно использовать какой-нибудь один критерий, необходимо использовать их совокупность.

9. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Зимующие стадии растений и беспозвоночных животных имеют много сходных физиологических особенностей. 2) У них повышается интенсивность обмена веществ. 3) Ткани организмов, находящихся в состоянии зимнего покоя, содержат много запасных питательных веществ, особенно жиров и углеводов. 4) Обычно увеличивается содержание воды в тканях, особенно в семенах и зимних почках растений. 5) Покоящиеся стадии могут длительно переживать условия зимовки. 6) анабиоз – состояние организма, при котором жизненные процессы настолько замедлены, что отсутствуют все видимые проявления жизни. 7) В мире животных в анабиоз не впадают простейшие, для них характерна циста.

2 – у растений и животных понижается интенсивность обмена веществ.

4 – обычно уменьшается содержание воды в тканях.

7 – анабиоз характерен для простейших, он наблюдается на стадии цисты.

10. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Основоположником генетики по праву считают Г. Менделя. 2) Он установил, что при моногибридном скрещивании происходит расщепление признаков в соотношении 3:1. 3) При дигибридном скрещивании происходит расщепление признаков во втором поколении в соотношении 1:2:1. 4) Такое расщепление происходит, если гены расположены в негомологичных хромосомах. 5) Т. Морган установил, что если гены расположены в одной хромосоме, то и признаки наследуются исключительно вместе, то есть сцепленно. 6) Такие гены образуют группу сцепления. 7) Количество групп сцепления равно диплоидному набору хромосом.

3 – при дигибридном скрещивании соотношение 9:3:3:1.

5 – сцепление генов может нарушаться в результате кроссинговера.

7 – количество групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом.

11. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) При биосинтезе белка протекают реакции матричного синтеза. 2) К реакциям матричного синтеза относят только реакции репликации и транскрипции. 3) В результате транскрипции синтезируется иРНК, матрицей для которой служит вся молекула ДНК. 4) Пройдя через поры ядра, иРНК поступает в цитоплазму. 5) Информационная РНК участвует в синтезе тРНК. 6) Транспортная РНК обеспечивает доставку аминокислот для сборки белка. 7) На соединение каждой из аминокислот с тРНК расходуется энергия молекул АТФ.

2 – к реакциям матричного синтеза относят репликацию, транскрипцию и трансляцию.

3 – матрицей для синтеза иРНК служит участок одной цепи ДНК (ген).

5 – иРНК участвует в синтезе белка (тРНК синтезируется на ДНК в ядре).

12. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) По типу организации различают про- и эукариотические клетки. 2) У эукариотических организмов размеры клеток значительно больше, чем у прокариот. 3) В клетках эукариот имеется нуклеоид. 4) В клетках прокариот нет мембранных органоидов. 5) В клетках всех эукариот присутствуют митохондрии, эндоплазматическая сеть, хлоропласты и другие органоиды. 6) В синтезе белков эукариоты используют свободный азот атмосферы. 7) Растения, грибы, животные – это эукариоты.

3 – в клетках эукариот имеется ядро (или нуклеоид имеют прокариоты).

5 – хлоропласты присутствую только в растительных клетках.

6 – эукариоты используют связанный азот из неорганических или органических веществ.

13. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Классификацией, то есть группировкой по сходству и родству, занимается отрасль биологии – систематика. 2) Клеточные организмы делят на два надцарства: прокариоты и эукариоты. 3) Прокариоты – доядерные организмы. 4) К прокариотам относят бактерии, цианобактерии и водоросли. 5) К эукариотам относят только многоклеточные организмы. 6) Клетки прокариот, как и эукариот, делятся митозом. 7) Группа прокариот – хемобактерии – используют энергию, выделяемую при окислении неорганических веществ, для синтеза органических веществ из неорганических.

4 – водоросли относят к эукариотам.

5 – к эукариотам относят как одноклеточные, так и многоклеточные организмы.

6 – у прокариот митоз отсутствует, клетки прокариот делятся надвое.

Анатомия

1. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Кровеносная система человека образована сердцем и сосудами. 2) Сердце – полый мышечный орган, в правой части которого находится венозная кровь, а в левой – артериальная. 3) При сокращении желудочков сердце выбрасывает кровь в аорту и легочную артерию. 4) Давление крови в аорте и венах одинаково. 5) Скорость движения крови в сосудах неодинакова: в аорте она максимальная, а в венах меньше, чем в капиллярах. 6) Тканевая жидкость попадает в лимфатические капилляры, которые собираются в лимфатические сосуды. 7) Крупные лимфатические сосуды впадают в артерии.

4 – давление крови в сосудах разное, оно максимально в аорте и минимально в полых венах.

5 – минимальная скорость тока крови в капиллярах, а не в венах.

7 – крупные лимфатические сосуды впадают в вены, а не в артерии.

2. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Сердце у человека располагается в грудной полости. 2) Его предсердия сообщаются между собой. 3) Между предсердиями и желудочками имеются створчатые клапаны, которые открываются только в стороны предсердий. 4) Кровь из левого желудочка поступает в аорту, а из правого желудочка  — в легочную вену. 5) Сердце работает непрерывно в течение всей жизни человека. 6) Работоспособность сердца объясняется ритмичными чередованиями сокращения и расслабления предсердий и желудочков. 7) На работу сердца оказывают влияние импульсы, поступающие по симпатическим и парасимпатическим волокнам.

2 – предсердия не сообщаются друг с другом.

3 – клапаны открываются в сторону желудочка.

4 – кровь из правого желудочка поступает в легочную артерию.

3. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Предсердия при сокращении выбрасывают кровь в аорту и легочный ствол. 2) При сокращении сердца кровь поступает в малый и большой круги кровообращения. 3) Давление крови в артериях и венах одинаково. 4) Кровь по сосудам движется только в одном направлении. 5) В венах имеются клапаны, которые совместно с сокращением скелетной мускулатуры нижних конечностей способствуют движению крови против силы тяжести. 6) Скорость движения крови в сосудах неодинакова, а аорте она максимальная. 7) Скорость движения крови в капиллярах выше, чем в венах.

1 – желудочки при сокращении выбрасывают кровь в аорту и легочный ствол (или при сокращении предсердий кровь поступает в желудочки).

3 – давление крови в сосудах разное: в артериях оно высокое, в венах – низкое.

7 – скорость движения крови в капиллярах ниже, чем в венах.

4. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Дыхательная система человека состоит из дыхательных путей и легких. 2) Стенки дыхательных путей не спадаются, поэтому воздух в них свободно движется. 3) Дыхательные пути начинаются с полости носа и заканчиваются трахеей. 4) В легких находится большое количество легочных пузырьков. 5) Через многослойные стенки легочных пузырьков (альвеол) осуществляется газообмен. 6) Дыхательный центр расположен в промежуточном мозге. 7) Дыхательный центр координирует мышечные сокращения при осуществлении вдоха и выдоха.

3 – дыхательные пути заканчиваются мелкими бронхами (бронхиолами).

5 – стенки легочных пузырьков (альвеол) однослойные.

6 – центр безусловного дыхательного рефлекса находится в продолговатом мозге.

Грибы

1. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Грибы и бактерии относят к прокариотам. 2) Среди грибов встречается большое разнообразие: дрожжи, плесневые, шляпочные грибы и др. 3) Общей особенностью многоклеточных грибов является образование вегетативного тела из тонких ветвящихся нитей, образующих грибницу. 4) Грибная клетка имеет клеточную стенку, состоящую из хитина, и мембранные органоиды. 5) Запасным питательным веществом является гликоген. 6) Грибы обладают автотрофным типом питания. 7) Рост грибов прекращается после созревания спор.

1 – грибы – это эукариоты.

6 – у грибов гетеротрофный тип питания.

7 – грибы растут в течение всей жизни.

Ботаника

1. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Среди автотрофных организмов большое количество растений. 2) Наряду в автотрофным питанием существует гетеротрофное. 3) К гетеротрофам относят паразитические и сорные растения. 4) Сорные растения конкурируют с культурными за свет, воду, минеральные соли и СО2. 5) Часто культурные растения не выдерживают конкуренции. 6) Растения-паразиты поглощают Н2О и СО2 из организмов растений, на которых паразитируют. 7) Они имеют многочисленные приспособления к паразитизму, например, корни-присоски.

3 – сорные растения относят к автотрофам.

4 – сорные растения не конкурируют с культурными за СО2.

6 – растения-паразиты поглощают органические вещества из организмов растений, на которых паразитируют.

2. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) В природе существует две формы самовоспроизведения организмов – половое и бесполое. 2) У мхов, папоротников и других растений образуются споры. 3) Размножение спорами – это один и способов полового размножения. 4) Споры – это специализированные клетки, которые часто имеют защитные оболочки, предохраняющие от неблагоприятных воздействий среды. 5) Также споры часто служат для расселения растения. 6) Споры у растений образуются в результате митоза. 7) При благоприятных условиях спора многократно делится путем мейоза, и таким образом формируется новый организм.

3 – размножение спорами – это один из способов бесполого размножения.

6 – споры у растений образуются в результате мейоза.

7 – спора многократно делится путем митоза.

Экология

1. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Автотрофы – организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических. 2) Энергия солнечной радиации трансформируется в энергию химических связей в процессе фотосинтеза. 3) К фототрофам относят зеленые растения и хемосинтезирующие бактерии. 4) Пастбищные пищевые цепи начинаются с растений, в них они играют роль консументов. 5) По пищевым цепям питания от звена к звену передаются вещества и энергия. 6) Вещества и энергия передаются по замкнутым циклам, многократно циркулируя между организмами и окружающей средой. 7) Возврат веществ в окружающую среду в виде неорганических соединений осуществляется редуцентами.

3 – хемосинтезирующих бактерий не относя к фототрофам, они используют энергию окислительно-восстановительных реакций неорганических веществ.

4 – растения в пищевых цепях играют роль продуцентов.

6 – энергия, в отличие от веществ, не может передавать по замкнутому кругу.

2. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Пищевую цепь, начинающуюся с растений, называют цепью разложения, или детритной. 2) Другой тип пищевых цепей начинается от растительных и животных остатков, экскрементов животных, поэтому ее называют цепью выедания (пастбищной). 3) В районах открытого океана цепи начинаются с фитопланктона. 4) На больших глубинах большая часть биомассы оседает на дно, где, разложившись, используется как детрит. 5) Все типы пищевых цепей  всегда существуют в сообществе таким образом, что член одной цепи является также членом другой цепи. 6) Соединение цепей образует экологическую пирамиду биогеоценоза. 7) Термин биогеоценоз ввел в науку русский ученый В.Н. Сукачев.

1 – пищевую цепь, начинающуюся с растений, называют цепью выедания (пастбищной).

2 – другой тип пищевых цепей начинается от растительных и животных остатков, экскрементов животных, поэтому ее называют цепью разложения (детритной).

6 – соединение цепей образует пищевую сеть.

3. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) В создаваемых человеком искусственных биоценозах подбор видов идет исходя из хозяйственной ценности. 2) Ведущим фактором, так же как и в естественных биоценозах, является естественный отбор. 3) Значительная часть питательных веществ в агроценозах выносится с урожаем, поэтому круговорот веществ в них не замкнутый. 4) В агроценозах образуются многочисленные разветвленные сети питания. 5) Агроценозы могут существовать на одной территории длительное время – сотни и тысячи лет. 6) В состав агроценоза входяти незначительное число видов, так как в нем преобладает монокультура. 7) Агроценозы, как правило, требуют постоянного внесения дополнительных источников питательных веществ.

2 – ведущим фактором в искусственных экосистемах является искусственный отбор.

4 – в агроценозах не образуются многочисленные сети питания, цепи питания довольно бедны.

5 – агроценозы не могут существовать на одной территории длительное время, так как это неустойчивые сообщества.

4. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Агробиоценоз характеризуется как устойчивая экосистема. 2) В агробиоценозе, как и в природной экосистеме, используется только энергия солнечного света. 3) В агробиоценозе преобладает монокультура. 4) В такой экосистеме снижен возврат минеральных и органических веществ в почву. 5) В агроценозах, как и в любых других биоценозах, имеются очень разветвленные сети питания. 6) В агроэкосистемах проявляется действие естественного и искусственного отборов. 7) Если агроценоз не поддерживать, то он быстро разрушится и исчезнет.

1 – агробиоценоз является неустойчивой экосистемой.

2 – в агробиоценозе, кроме солнечной энергии, используются дополнительные источники энергии (деятельность человека).

5 – для агроценозов характерны неразветвленные цепи питания.

5. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Солнечное излучение служит основным источником энергии для всех процессов, происходящих на Земле. 2) Жизнь на Земле возможно лишь потому, что длинноволновые лучи задерживаются озоновым экраном. 3) В небольших дозах инфракрасные лучи препятствуют возникновению рахита у человека, способствуют синтезу пигмента в клетках эпидермиса. 4) На долю видимых лучей приходится большая часть энергии солнечного излучения, достигающего земной поверхности. 5) Ультрафиолетовые лучи не воспринимаются глазом человека, но они являются важным источником внутренней энергии. 6) Солнечный свет проникает в глубину океана до 800 м. 7) На больших глубинах автотрофы используют другие источники энергии.

2 – озоновым экраном задерживаются коротковолновые (ультрафиолетовые) лучи.

3 – ультрафиолетовые лучи препятствуют возникновению рахита у человека и способствуют синтезу пигмента в клетках эпидермиса.

5 – важным источником внутренней энергии являются инфракрасные лучи.

Эволюция

1. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Естественный отбор всегда выступает как главный фактор преобразования живых существ. 2) Различают движущий и методический отбор. 3) Пример движущего отбора – это возникновение темной окраски у бабочек при индустриализации экономики. 4) Методический отбор направлен в пользу установившегося в популяции среднего значения признака. 5) Естественный отбор играет творческую роль. 6) Он создает новые, более совершенные и хорошо приспособленные к условиям существования породы, сорта. 7) Концепция естественного отбора лежит в основе современных представлений о механизмах эволюции.

2 – различают движущий и стабилизирующий отбор.

4 – стабилизирующий отбор направлен в пользу установившегося в популяции среднего значения признака.

6 – творческая роль естественного отбора в создании более совершенных и хорошо приспособленных к условиям существования видов организмов.

2. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Среди животных, обитающих в морях и океанах, есть первичноводные и вторичноводные. 2) Предки первичноводных животных жили в воде; предки вторичноводных – на суше. 3) Китообразных относят к вторичноводным: у них видоизменены передние и задние конечности в ласты. 4) Также у них хорошо развит пояс задних конечностей. 5) Для китов и дельфинов, как и для других наземных млекопитающих, характерны четырехкамерное сердце, теплокровность, живорождение, млечные железы и другие особенности. 6) Китообразные хорошо приспособлены к жизни в воде: имеют обтекаемую форму тела, толстый слой жира, жаберное дыхание. 7) Все они обладают сложным поведеем.

3 – у китов задних конечностей (ластов) нет.

4 – пояс задних конечностей у китообразных рудиментарен.

6 – китообразные животные дышат с помощью легких.

Бактерии

1. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Бактерии – прокариоты, наследственная информация которых заключается в одной линейной молекуле ДНК. 2) Все бактерии по типу питания являются гетеротрофами. 3) Азотфиксирующие бактерии обеспечивают гниение органических остатков в почве. 4) К группе азотфиксаторов относят клубеньковых бактерий, поселяющихся на корнях бобовых растений. 5) Нитрифицирующие бактерии участвуют в круговороте азота. 6) Среди паразитических бактерий хорошо известны холерный вибрион, туберкулезная палочка, являющиеся возбудителями опасных заболеваний человека. 7) Сапротрофные бактерии питаются органическими остатками.

1 – бактерии имеют замкнутую (кольцевую) молекулу ДНК.

2 – среди бактерий есть автотрофы.

3 – азотфиксирующие бактерии обеспечивают связывание атмосферного азота и превращение его в соединения, доступные для использования высшими растениями (питания высших растений).

Зоология

1. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Плоские черви – двусторонне-симметричные животные. 2) К типу Плоские черви относят белую планарию, свиного цепня, эхинококка, лошадиную аскариду и других червей. 3) Свободноживущие черви отличаются от паразитических форм строением, образом жизни и другими особенностями. 4) Белая планария – это активный хищник. 5) У нее имеется сквозной кишечник с ротовым и анальным отверстиями. 6) При активном образе жизни белой планарии необходимо много энергии, поэтому у нее хорошо развита дыхательная система. 7) В отличие от планарии, у ленточных червей кишечник полностью редуцирован.

2 – лошадиная аскарида – круглый червь.

5 – у белой планарии кишечник открывается наружу только одним отверстием.

6 – у белой планарии нет дыхательной системы, газообмен осуществляется через всю поверхность кожи.

2. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1) Земноводные – позвоночные животные, обитающие в воде и на суше. 2) Они хорошо плавают между пальцами задних ног бесхвостых земноводных развиты плавательные перепонки. 3) По суше земноводные передвигаются с помощью двух пар пятипалых конечностей. 4) Дышат земноводные при помощи легких и кожи. 5) Взрослые земноводные имеют двухкамерное сердце. 6) Оплодотворение у бесхвостых земноводных внутреннее, из оплодотворенных икринок развиваются головастики. 7) К земноводным относят озерную лягушку, серую жабу, водяного ужа, гребенчатого тритона.

5 – сердце у взрослых земноводных трехкамерное (у головастиков – личинок лягушки – сердце двухкамерное).

6 – у подавляющего большинства бесхвостых земноводных оплодотворение наружное.

7 – водяного ужа относят к пресмыкающимся.


Просмотров: 221245

Итоговый
тест по биологии

9
класс

I ВАРИАНТ

ЧАСТЬ
1

1.Эволюционное
учение сформулировал:

1) Луи Пастер

2) Чарльз Дарвин

3) Томас Морган

4) Владимир
Вернадский

2.Какая
наука изучает строение и функции внутриклеточных структур?

1) экология

2) цитология

3) физиология

4) эмбриология

3.Главное
отличие животной клетки от растительной состоит в отсутствии у неё:

1) мембраны

2) ядра

3) митохондрий

4) хлоропластов

4.В
половом размножении растений участвуют:

1) споры

2) вегетативные
почки

3) гаметы

4) соматические
клетки

5.Какой
генотип имеет светловолосый голубоглазый человек (признаки рецессивные)?

1) ааВв

2) Аавв

3) аавв

4) АаВв

6.Копчиковая
кость, аппендикс, остаток третьего века в углу глаза человека – это

1) аналогичные
органы

2) гомологичные
органы

3) рудименты

4) атавизмы

7.К
биотическим компонентам экосистемы относят

1) газовый состав
атмосферы

2) атмосферное
давление

3) особенности
климата и погоды

4) звенья пищевых
цепей

8.Систематическая
категория, которая реально существует в природе, —

1) класс

2) семейство

3) вид

4) род

9.Накопление
йода в клетках водоросли ламинарии – пример функции живого вещества

1) газовой

2) биохимической

3)
окислительно-восстановительной

4)
концентрационной

10.Мама
Даши взвешивается каждое утро с помощью напольных весов. Какой из методов
изучения живых организмов она использует?

1) наблюдение

2) эксперимент

3) измерение

4) описание

ЧАСТЬ
2

1.Установите
соответствие   между примерами и способами размножения:

ПРИМЕРЫ                                                       
СПОСОБЫ РАЗМНОЖЕНИЯ

А) почкование у
кораллового полипа                       1) половое

Б)
спорообразование у хвоща                                     2) бесполое

В) образование
гамет у хлореллы

Г) нерест
осетровых

Д) фрагментация
лишайника

2.Прочитайте
текст. Выберите три предложения, в которых охарактеризованы
ИДИОАДАПТАЦИИ.

(1)
Паукообразные – наземные животные, тело которых состоит из головогруди и
брюшка, имеют четыре пары ног. (2) К классу Паукообразные относят пауков,
клещей и скорпионов. (3) Некоторые паукообразные приспособились к жизни в
водной среде; например, паук-серебрянка имеет длинные плавательные щетинки на
задних конечностях. (4) У скорпионов на конце брюшка имеется жало для
умерщвления  жертвы. (5) Наличие колюще-режущего ротового аппарата у клещей
позволяет им вести паразитический образ жизни. (6) Паукообразные являются
частью биогеоценозов: питаясь насекомыми, они сами являются пищей для
позвоночных животных.

3.Установите
последовательность процессов, происходящих при фотосинтезе.

1.выделение
свободного кислорода

2.синтез глюкозы

3.фотолиз воды

4.перемещение
возбужденных электронов

5.попадание
солнечного света на лист растения

4.Что
изображено на рисунке? Какие функции выполняет данный органоид?

 ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу рисунок рибосомы

5.Проанализируйте
таблицу «Этапы энергетического обмена углеводов в клетке».
Заполните
пустые ячейки, используя термины и понятия, приведённые в списке.

Название этапа

Место протекания в клетке

Энергетический эффект

Подготовительный

—————————(Б)

Выделение
только тепловой энергии

Бескислородный

Гиалоплазма

—————————(В)

————————-(А)

Митохондрия

Образование
36 молекул АТФ

Список
терминов и понятий:

1)    фотосинтез

2)    лизосомы

3)    пластический

4)    аэробный

5)    темновая
фаза

6)    образование
38 молекул АТФ

7)    аппарат
Гольджи

8)     образование
2 молекул АТФ

6. Изучите график зависимости частоты встречаемости того или иного значения
урожайности пшеницы на экспериментальных делянках (по оси х отложена урожайность
пшеницы в кг, а по оси у — частота признака). Реже всего урожайность пшеницы
составляла

Вариант 3

1) 36 кг

2) 40 кг

3) 45 кг

4) 36 и 45 кг

7.Найдите
три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они
сделаны, исправьте их.

(1)
Кроманьонцы приручали животных и делали первые шаги в земледелии. (2) В
эволюции кроманьонцев ведущую роль продолжают играть биологические факторы.
(3) К биологическим факторам эволюции относят воспитание, обучение, передачу
опыта. (4) На эволюцию всего человечества огромное влияние оказывал труд,
общественный образ жизни и характер труда. (5) В настоящее время на Земле
обитает три вида людей, которые отличаются морфологическими особенностями.

8.Ответьте
на вопрос:

Объясните, почему
сокращение численности волков из-за отстрела в биоценозах тундры приводит к
уменьшению запасов ягеля – корма северных оленей.

Итоговый
тест по биологии

9
класс

II ВАРИАНТ

ЧАСТЬ
1

1.Учение о
биосфере сформулировал:

1) Луи Пастер

2) Чарльз Дарвин

3) Томас Морган

4) Владимир
Вернадский

2.Закономерности
наследования признаков у потомства при скрещивании организмов изучает наука:

1) генетика

2) экология

3) селекция

4) биотехнология

3.Ядро
отсутствует в клетках:

1) растений

2) животных

3) бактерий

4) грибов

4.Какое
свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на Земле?

1) обмен веществ

2) раздражимость

3) размножение

4) изменчивость

5.Укажите
кариотип женщины

1) 44 аутосомы +
ХУ

2) 22 аутосомы + Х

3) 44 аутосомы +
ХХ

4) 22 аутосомы + У

6.Череп
человека, в отличие от черепа человекообразной обезьяны, имеет

1) подбородочный
выступ

2)
дифференцированные зубы

3) костные швы

4) носовые кости

7.Агроценоз,
в отличие от биоценоза, характеризуется:

1) большим видовым
разнообразием

2) замкнутым круговоротом
веществ

3) преобладанием
монокультур

4) разветвлёнными
цепями питания

8.Совокупность
внешних признаков особей относят к критерию вида

1) географическому

2) морфологическому

3) генетическому

4) экологическому

9.Появление
озоновых дыр приводит к

1) усилению
парникового эффекта

2) повышению
температуры воздуха

3) уменьшению
прозрачности атмосферы

4) повышению
ультрафиолетового облучения

10.При
изучении строения тканей растения используют метод

1)
микроскопирования

2) экспериментальный

3) сравнительный

4) наблюдения

ЧАСТЬ
2

1.Установите
соответствие между признаками покрытосеменных растений и направлениями
эволюции:

ПРИЗНАКИ                                                                  
НАПРАВЛЕНИЯ

ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ                                             
ЭВОЛЮЦИИ

А) наличие
цветков                                                         1) ароморфоз

Б) способы
опыления цветков                                        2) идиоадаптация

В) образование
плодов                  

Г) способы
распространения плодов с семенами

Д) двойное
оплодотворение

2.Прочитайте
текст. Выберите три предложения, в которых приведены ЭМБРИОЛОГИЧЕСКИЕ
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА эволюции.

(1)
Доказательством эволюции считается сходство организмов разных крупных
таксонов на определённых стадиях зародышевого развития. (2) Примером можно
считать геномы хордовых животных. (3) У всех хордовых на определённой стадии
зародышевого развития кровеносная система имеет один круг кровообращения, а в
глотке формируются жаберные щели. (4) В процессе эволюции у хордовых животных
образовались гомологичные органы. (5) Закладывающийся на ранних стадиях
онтогенеза позвоночник имеет хвостовой отдел у всех позвоночных, однако у
некоторых он потом редуцируется. (6) Количество отделов мозга у человека
такое же, как у всех млекопитающих, что тоже свидетельствует об их
эволюционном родстве.

3.Установите
последовательность процессов, происходящих при биосинтезе белка:

1) сборка
белковой  цепи

2) образование
пептидной связи между аминокислотами

3) синтез и-РНК

4) соединение
и-РНК с рибосомой

5) взаимодействие
кодона и-РНК и антикодона т-РНК

4.Что
изображено на рисунке? Какие функции выполняет данная структура?

Картинки по запросу рисунок веретена деления

5.Проанализируйте
таблицу «Строение клеток организмов разных царств».
Заполните пустые
ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке.

Царство

Строение оболочки

Какое вещество запасается в клетках

Растения

В
состав входит целлюлоза

—————————(А)

—————————(Б)

Оболочки
нет

Гликоген

Грибы

—————————(В)

Гликоген

Список
терминов и понятий:

1)   
бактерии

2)   
животные

3)   
в
состав входит муреин

4)   
в
состав входит хитин

5)   
в
состав входит клетчатка

6)   
в
состав входит гликоген

7)   
крахмал

8)    
гликоген

6. Посадку клубней картофеля рекомендуется проводить при
дневной температуре воздуха не менее +15 °С. На графике показан прогноз дневной
температуры воздуха с 01 по 21 апреля (по оси X отложены даты, по оси у —
температура воздуха). Определите период (количество дней), в течение
которого можно будет проводить посадку картофеля, если прогноз окажется верным.

Вариант 4

1) 7-15

2) 7-16

3) 8-15

4) 8-16

7.Найдите
три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они
сделаны, исправьте их.

(1)
Естественный отбор всегда выступает как главный фактор преобразования живых
существ. (2) Различают две формы естественного отбора – движущий и
методический. (3) Пример движущего отбора – это возникновение тёмной окраски
бабочек при индустриализации экономики. (4) Методический отбор направлен в
пользу установившегося в популяции среднего значения признака. (5) Естественный
отбор играет творческую роль. (6) Он создаёт новые, более совершенные и
хорошо приспособленные к условиям существования породы и сорта.

8.Ответьте
на вопрос:

Какие
экологические факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме?

Итоговый
тест по биологии

10
класс

III ВАРИАНТ

ЧАСТЬ
1

1.Учение о
биогеоценозах сформулировал:

1) Владимир
Сукачев

2) Чарльз Дарвин

3) Томас Морган

4) Владимир
Вернадский

2.Взаимоотношения
растений, животных, грибов в природе изучает наука

1) физиология

2) селекция

3) систематика

4) экология

3.В
клетках каких организмов ядерное вещество расположено в цитоплазме?

1) низших растений

2) бактерий и
цианобактерий

3) одноклеточных
животных

4) плесневых
грибов и дрожжей

4.Индивидуальное
развитие организма от зиготы до смерти называют

1) эмбриогенезом

2) филогенезом

3) онтогенезом

4) ароморфозом

5.У
темноволосых родителей родилась светловолосая дочь. Определите генотип
родителей, если известно, что тёмный цвет волос доминирует над светлым.

1) Аа х АА

2) Аа х Аа

3) Аа х аа

4) аа х АА

6.Какую из
ископаемых форм человека относят к современным людям?

1) кроманьонец

2) питекантроп

3) австралопитек

4) синантроп

7.Начальное
звено в цепях питания обычно составляют

1) грибы

2) вирусы

3) бактериофаги

4) растения

8.Элементарной
единицей эволюции считают:

1) популяцию

2) организм

3) ген

4) клетку

9.Какую из
экосистем называют агроэкосистемой?

1) берёзовую рощу

2) хвойный лес

3) плодовый сад

4) дубраву

10.К теоретическим
методам исследования относится метод

1) наблюдения

2) моделирования

3)
экспериментальный

4) измерения

ЧАСТЬ
2

1.Установите
соответствие между характеристиками  и экологическими факторами среды:

ХАРАКТЕРИСТИКИ          
                  ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

А) газовый состав
атмосферы                                  1) абиотические

Б) присутствие
паразитов                                         2) биотические

В) влажность
воздуха                  

Г) миграция
животных

Д) глубина
промерзания водоема

2.Прочитайте
текст. Выберите три предложения, в которых даны описания
АРОМОРФОЗОВ.

(1)
Эволюция птиц сопровождалась крупными изменениями в строении, существенно
повышающие их уровень организации. (2) Наличие оперения, четырёхкамерное
сердце и теплокровность позволили им расселиться повсеместно на Земле. (3)
Многие птицы приспособились к разным условиям обитания. (4) У водоплавающих
птиц выделяется секрет копчиковой железы, который делает перо ненамокаемым и
сохраняет тело в тепле. (5) Плавательная перепонка между пальцами и особая
форма клюва помогают им плавать и добывать пищу в воде. (6) Хорошо развитые
полушария переднего мозга и мозжечок обусловливают сложное поведение птиц,
заботу о потомстве, и координацию сложных движений.

3.Установите
последовательность процессов, происходящих при энергетическом обмене:

1) синтез 2
молекул АТФ

2) синтез 36 молекул
АТФ

3) расщепление
питательных веществ до мономеров

4) образование СО2
и Н2О

5) образование
пировиноградной кислоты

4.Что
изображено на рисунке? Какие функции выполняет данная структура?

Похожее изображение

5.Проанализируйте
таблицу «Органоиды эукариотической клетки».
Заполните пустые
ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке.

Органоид

Расположение в клетке

Функция

—————————(А)

Цитоплазма

Образование
лизосом

Клеточный
центр

—————————(Б)

Участвует
в формировании веретена деления

Митохондрия

Цитоплазма

—————————(В)

Список
терминов и понятий:

1)   
кариоплазма

2)   
аппарат
Гольджи

3)   
хлоропласт

4)   
транспорт
продуктов биосинтеза в клетке

5)   
цитоплазма

6)   
биологическое
окисление

7)   
гидролитическое
расщепление веществ

8)    
ЭПС

6. Изучите график зависимости температуры
тела различных животных от температуры внешней среды.
По оси X отложена температура среды, а по оси Y температура
тела животного (1 — кролик, 2 ехидна, 3 — ящерица).

Вариант 9

Какова
будет температура тела кролика при 10 °С?

1) 1°С

2) 39°С

3) 27°С

4) 10 °С

7.Найдите
три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они
сделаны, исправьте их.

(1)
В природе существует две формы самовоспроизведения организмов – половое и
бесполое. (2) У мхов, папоротников и других растений образуются споры. (3)
Размножение спорами – это один из способов полового размножения. (4) Споры –
это специализированные клетки, которые часто имеют защитные оболочки,
предохраняющие от неблагоприятных воздействий среды. (5) Также споры часто
служат для расселения растения. (6) При половом размножении все особи
идентичны материнской. (7) Примером полового размножения является почкование
у гидры.

8.Ответьте
на вопрос:

Составьте
пищевую цепь, используя всех названных представителей: крестоцветные блошки,
хорь, уж, листья репы, лягушка. Определите консумента
II порядка
в составленной цепи и объясните свой выбор.

Итоговый тест по биологии

учени___  10 ___ класса

МКОУ С(К)ШИ № 39

____________________________________________________________

ЧАСТЬ
1                        

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

ЧАСТЬ
2

1.

А

Б

В

Г

Д

2.

3.

4.___________________________________________________

_____________________________________________________

5.

6.

7.___________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

8.__________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

Доброго времени суток, ребята!

Предлагаю потренироваться в выполнении заданий на поиск ошибок в текстах, посвященных эволюции. Вначале публикую тексты, а в конце поста пойдут ответы. Тренируемся!

Тексты.

№1.

1.  
Ученые считают, что первыми появившимися на Земле организмами были эукариоты.

2.  
Первые организмы были анаэробными гетеротрофами.

3.  
Затем эволюция шла в направлении развития автотрофных способов

питания.

4.  
Первыми автотрофными организмами стали водоросли и мохообразные растения.

5.  
В результате фотосинтеза в атмосфере Земли появился свободный кислород.

№2.

1.Наиболее важными ароморфозами в эволюции многоклеточных были: развитие
подвижных челюстей, формирование пятипалых конечностей, возникновение
покровительственной окраски.

2.С выходом животных на сушу возникло наружное оплодотворение.

3.Расцвет млекопитающих был обеспечен возникновением теплокровности,
трехкамерного сердца и внутреннего скелета.

№3.

 Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. В процессе длительной эволюции у пресмыкающихся
возникли приспособления к жизни на суше. 2. Оплодотворение у них
наружное. 3. Яйца содержат большой запас питательных веществ и покрыты
плотными оболочками, которые защищают развивающийся зародыш от
высыхания и механических повреждений. 4. Шейный отдел позвоночника, как
и у земноводных, представлен одним позвонком, что затрудняет
подвижность головы. 5. Кожный покров богат железами.

№4.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. Популяция представляет собой совокупность
свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время
населяющих общую территорию. 2. Основными групповыми характеристиками
популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и
пространственная структуры. 3. Совокупность всех генов популяции
называется генофондом. 4. Популяция является структурной единицей живой
природы. 5. Численность популяции всегда стабильна.

№5. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию.
2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга.
3. Популяция является структурной единицей вида. 4. Популяция является движущей силой эволюции.
5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.

№6. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время населяющих общую территорию.
2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая, пространственная структура.

3. Популяция является структурной единицей биосферы.
4. Популяция – это элементарная единица эволюции.
5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию.

№7.

Най­ди­те ошиб­ки в при­ве­ден­ном тек­сте. Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, и ис­правь­те их.

1.
Род­ство че­ло­ве­ка и жи­вот­ных под­твер­жда­ет­ся на­ли­чи­ем у них
ру­ди­мен­тов и ата­виз­мов. 2. Ру­ди­мен­ты – это при­зна­ки, край­не
редко встре­ча­ю­щи­е­ся у че­ло­ве­ка, но име­ю­щи­е­ся у жи­вот­ных.
3. К ру­ди­мен­там че­ло­ве­ка от­но­сят зубы муд­ро­сти, ап­пен­дикс,
обиль­ный во­ло­ся­ной по­кров на теле че­ло­ве­ка, по­лу­лун­ную
склад­ку в угол­ке глаз. 4. Ата­виз­мы – это при­зна­ки воз­вра­та к
при­зна­кам пред­ков. 5. В норме эти гены бло­ки­ру­ют­ся. 6. Они
про­яв­ля­ют­ся при на­ру­ше­нии ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия
че­ло­ве­ка – фи­ло­ге­не­за. 7. При­ме­ра­ми ата­виз­мов слу­жат:
мно­го­сос­ко­вость, рож­де­ние хво­ста­тых людей. 

№8.  

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они сде­ла­ны, ис­правь­те их.

1. Все ор­га­низ­мы об­ла­да­ют на­след­ствен­но­стью и из­мен­чи­во­стью.

2.
Му­та­ции – это слу­чай­но воз­ник­шие стой­кие из­ме­не­ния
ге­но­ти­па, за­тра­ги­ва­ю­щие целые хро­мо­со­мы, их части или
от­дель­ные гены.

3. Из­ме­не­ния, свя­зан­ные с удво­е­ни­ем ка­ко­го-либо нук­лео­ти­да в гене, от­но­сят к ге­ном­ным му­та­ци­ям.

4. Внут­ри­хро­мо­сом­ные пе­ре­строй­ки могут быть свя­за­ны с удво­е­ни­ем гена.

5. Если в клет­ке про­ис­хо­дит из­ме­не­ние числа хро­мо­сом, то такие му­та­ции на­зы­ва­ют ген­ны­ми.

6. Му­та­ции все­гда по­лез­ны ор­га­низ­му.

№9. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

1.
Аро­мор­фоз — на­прав­ле­ние эво­лю­ции, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны
мел­кие адап­та­ци­он­ные из­ме­не­ния. 2. В ре­зуль­та­те аро­мор­фо­за
фор­ми­ру­ют­ся новые виды в пре­де­лах одной груп­пы. 3.  Бла­го­да­ря
эво­лю­ци­он­ным из­ме­не­ни­ям ор­га­низ­мы осва­и­ва­ют новые среды
оби­та­ния. 4. В ре­зуль­та­те аро­мор­фо­за про­изошёл выход жи­вот­ных
на сушу. 5. К аро­мор­фо­зам также от­но­сят фор­ми­ро­ва­ние
при­спо­соб­ле­ний к жизни на дне моря у кам­ба­лы и ската. 6. Они имеют
уплощённую форму тела и окрас­ку под цвет грун­та.

№10. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны, ис­правь­те их.

1.
Между ви­да­ми су­ще­ству­ет ре­про­дук­тив­ная изо­ля­ция. 2. Этот
фак­тор спо­соб­ству­ет со­хра­не­нию вида, как са­мо­сто­я­тель­ной
эво­лю­ци­он­ной еди­ни­цы. 3. Осо­бен­но важно, чтобы изо­ля­ция
воз­ни­ка­ла между ге­не­ти­че­ски отдалёнными раз­но­вид­но­стя­ми и
ви­да­ми. 4. Воз­мож­ность скре­щи­ва­ния между ними выше, чем с
близ­ки­ми, род­ствен­ны­ми ви­да­ми. 5. За­щи­та от чужих генов
до­сти­га­ет­ся раз­ны­ми спо­со­ба­ми: раз­лич­ны­ми сро­ка­ми
со­зре­ва­ния гамет, сход­ны­ми ме­ста­ми оби­та­ния, спо­соб­но­стью
яй­це­клет­ки раз­ли­чать свои и чужие спер­ма­то­зо­и­ды. 6.
Меж­ви­до­вые ги­бри­ды часто бы­ва­ют не­жиз­не­спо­соб­ны или
бес­плод­ны.

№11. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны. Ис­правь­те ошиб­ки.

1.
По­пу­ля­ция пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность сво­бод­но
скре­щи­ва­ю­щих­ся осо­бей раз­ных видов, дли­тель­ное время
на­се­ля­ю­щих общую тер­ри­то­рию. 2. Ос­нов­ны­ми
ха­рак­те­ри­сти­ка­ми по­пу­ля­ции яв­ля­ют­ся чис­лен­ность,
плот­ность, воз­раст­ная, по­ло­вая и про­стран­ствен­ная струк­ту­ры.
3. По­пу­ля­ция яв­ля­ет­ся струк­тур­ной еди­ни­цей живой при­ро­ды. 4.
Со­во­куп­ность всех генов по­пу­ля­ции на­зы­ва­ет­ся её
ге­но­фон­дом. 5. Чис­лен­ность по­пу­ля­ции все­гда ста­биль­на. 6.
По­пу­ля­ции од­но­го вида ге­не­ти­че­ски не­од­но­род­ны, т. е.
об­ла­да­ют раз­лич­ны­ми ге­но­фон­да­ми.

№12. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны, ис­правь­те их.

(1)
Про­ис­хож­де­ние жизни на Земле по-раз­но­му объ­яс­ня­ют не­сколь­ко
раз­лич­ных ги­по­тез. (2) Ги­по­те­за са­мо­за­рож­де­ния ука­зы­ва­ет
на воз­мож­ность по­яв­ле­ния живых су­ществ толь­ко от живых
ро­ди­те­лей. (3) Её при­вер­жен­ца­ми были Р. Гук, Л. Па­стер и ряд
дру­гих учёных. (4) Кре­а­ци­о­низм – ещё одна ги­по­те­за,
утвер­жда­ю­щая, что жизнь су­ще­ство­ва­ла вечно. (5) А.И. Опа­рин и
ан­глий­ский био­лог Дж. Хол­дейн пред­по­ло­жи­ли, что ор­га­ни­че­ские
ве­ще­ства и ор­га­низ­мы воз­ник­ли абио­ген­ным путём из
не­ор­га­ни­че­ско­го ве­ще­ства в ре­зуль­та­те дли­тель­ной
эво­лю­ции. (6) Жизнь воз­ник­ла на Земле при­мер­но 3,5 млрд лет назад.

№13. Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

1.
Му­та­ции – это слу­чай­но воз­ник­шие стой­кие из­ме­не­ния
ге­но­ти­па ор­га­низ­ма. 2. Ген­ные или точ­ко­вые му­та­ции свя­за­ны с
из­ме­не­ни­ем по­сле­до­ва­тель­но­сти нук­лео­ти­дов в мо­ле­ку­ле
ДНК. 3. Хро­мо­сом­ные му­та­ции — наи­бо­лее часто встре­ча­ю­щий­ся
класс му­та­ци­он­ных из­ме­не­ний. 4. Хро­мо­сом­ны­ми на­зы­ва­ют
му­та­ции, при­во­дя­щие к из­ме­не­нию числа хро­мо­сом. 5.
По­яв­ле­ние ге­ном­ных му­та­ций все­гда свя­за­но с
воз­ник­но­ве­ни­ем двух или более раз­ры­вов хро­мо­сом с
по­сле­ду­ю­щим их со­еди­не­ни­ем, но в не­пра­виль­ном по­ряд­ке. 6.
Наи­бо­лее рас­про­странённым типом ге­ном­ных му­та­ций яв­ля­ет­ся
по­лип­ло­и­дия – крат­ное из­ме­не­ние числа хро­мо­сом. 

№14. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они сде­ла­ны. Ис­правь­те их.

1.
Пер­вая эво­лю­ци­он­ная кон­цеп­ция при­над­ле­жит Ж.Б. Ла­мар­ку. 2.
Ла­марк впер­вые вы­дви­нул идею об из­ме­ня­е­мо­сти живой при­ро­ды и
её есте­ствен­ном раз­ви­тии. 3. Он был пер­вым, кто в ка­че­стве
дви­жу­щих сил эво­лю­ции при­знал есте­ствен­ный отбор и пря­мое
вли­я­ние среды на ор­га­низм. 4. В се­ре­ди­не XIX века ан­глий­ский
учёный Ч. Дар­вин со­здал эво­лю­ци­он­ное уче­ние, в ко­то­ром
дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции на­звал не­опре­делённую
из­мен­чи­вость, борь­бу за су­ще­ство­ва­ние и на­сле­до­ва­ние
бла­го­при­об­ре­тен­ных при­зна­ков. 5. Ч. Дар­вин в своём уче­нии
утвер­ждал, что в ос­но­ве об­ра­зо­ва­ния новых видов лежит
по­сте­пен­ное на­коп­ле­ние раз­ли­чий между осо­бя­ми —
кон­вер­ген­ция при­зна­ков. 6. Ре­зуль­та­та­ми эво­лю­ции Ч. Дар­вин
счи­тал раз­но­об­ра­зие видов и от­но­си­тель­ную при­спо­соб­лен­ность
ор­га­низ­мов. 

№15. Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны, ис­правь­те их.

Со­глас­но
ос­нов­ным по­ло­же­ни­ям син­те­ти­че­ской тео­рии эво­лю­ции: 1.
Ма­те­ри­а­лом для эво­лю­ции слу­жит на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость,
то есть му­та­ции и ком­би­на­ции генов. 2. Дви­жу­щи­ми си­ла­ми
эво­лю­ции яв­ля­ют­ся из­ме­не­ние ге­но­фон­да по­пу­ля­ции и
воз­ник­но­ве­ние при­спо­соб­лен­но­сти ор­га­низ­мов к усло­ви­ям
су­ще­ство­ва­ния. 3. На­прав­ля­ю­щий фак­тор эво­лю­ции —
есте­ствен­ный отбор, ос­но­ван­ный на со­хра­не­нии и на­коп­ле­нии
на­след­ствен­ных из­ме­не­ний ор­га­низ­ма. 4. Наи­мень­шая
эво­лю­ци­он­ная еди­ни­ца — вид. 5. Эво­лю­ция имеет по­сте­пен­ный и
дли­тель­ный ха­рак­тер. 6. Ви­до­об­ра­зо­ва­ние как этап эво­лю­ции
на­зы­ва­ет­ся мак­ро­э­во­лю­ци­ей.

Ответы.

№1.

Ошибки
допущены в предложениях 1,4.

1 — прокариоты; 4 — хемосинтезирующие бактерии
№2.

Ошибки
допущены в предложениях 1, 2, 3.

№3.

Ошибки допущены в предложениях:

2 – оплодотворение у пресмыкающихся внутреннее;
4 – шейный отдел у пресмыкающихся представлен несколькими позвонками, хорошо развит, обеспечивает подвижность головы;
5 – железы в кожном покрове отсутствуют

№4.

Ошибки допущены в предложениях:

1 – популяция представляет собой совокупность
свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих
общую территорию популяции;
4 – популяция является структурной единицей вида;
5 – численность популяций может изменяться в разные сезоны и годы

№5 

1. Популяция представляет собой совокупность особей одного вида, а не разных.
4. Движущие силы (факторы) эволюции
– это естественный отбор, борьба за существование и т.п.
5. Популяция, по определению, должна длительно проживать в определенном месте.
Мелкая лужа скоро высохнет, поэтому личинки комаров не могут проживать в ней достаточно долго.

№6. 

1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся
особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию.
3. Популяция является структурной единицей вида.
5. Личинки насекомых одного вида, живущие в пресном водоеме, представляют собой популяцию.

№7.

Ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) 2 — ру­ди­мен­ты у че­ло­ве­ка встре­ча­ют­ся часто, у жи­вот­ных — это обыч­но раз­ви­тые при­зна­ки;

2) 3 — обиль­ный во­ло­ся­ной по­кров на теле че­ло­ве­ка — это при­мер ата­виз­ма:

3) 6 — ин­ди­ви­ду­аль­ное раз­ви­тие на­зы­ва­ют он­то­ге­не­зом. 

№8.

 3. Из­ме­не­ния, свя­зан­ные с удво­е­ни­ем нук­лео­ти­да в гене, от­но­сят к ген­ным (а не ге­ном­ным) му­та­ци­ям.

5. Если в клет­ке про­ис­хо­дит из­ме­не­ние числа хро­мо­сом, то такие му­та­ции на­зы­ва­ют ге­ном­ны­ми (а не ген­ны­ми).

6. Есть как по­лез­ные, так и вред­ные или ней­траль­ные му­та­ции

№9.

1. Аро­мор­фоз — на­прав­ле­ние эво­лю­ции, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны круп­ные из­ме­не­ния.

2. В ре­зуль­та­те аро­мор­фо­за фор­ми­ру­ют­ся новые клас­сы, от­де­лы, типы, цар­ства в пре­де­лах одной груп­пы.

5. К идио­адап­та­ци­ям от­но­сят фор­ми­ро­ва­ние при­спо­соб­ле­ний к жизни на дне моря у кам­ба­лы и ската.

№10.

Ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях 3, 4, 5.

1) (3) Между раз­ны­ми ви­да­ми уже су­ще­ству­ет ре­про­дук­тив­ная изо­ля­ция.

ИЛИ

Изо­ля­ция воз­ни­ка­ет между осо­бя­ми одной по­пу­ля­ции.

2) (4) Воз­мож­ность скре­щи­ва­ния между род­ствен­ны­ми ви­да­ми выше.

3) (5) Сход­ные места оби­та­ния не за­щи­ща­ют от про­ник­но­ве­ния чужих генов.

При­ме­ча­ние от со­ста­ви­те­лей сайта.

(2
пред­ло­же­ние). Этот фак­тор спо­соб­ству­ет со­хра­не­нию
ПО­ПУ­ЛЯ­ЦИИ, как са­мо­сто­я­тель­ной эво­лю­ци­он­ной еди­ни­цы.

№11

Ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях 1, 3, 5.

1) 1 — по­пу­ля­ция – со­во­куп­ность осо­бей од­но­го вида.

2) 3 — по­пу­ля­ция – струк­тур­ная еди­ни­ца вида.

3) 5 — Чис­лен­ность по­пу­ля­ции из­ме­ня­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от раз­ных фак­то­р
№12.

Ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях 2, 3, 4.

(2)
– Ги­по­те­за са­мо­за­рож­де­ния пред­по­ла­га­ла рож­де­ние жи­во­го
из не­жи­во­го (на­при­мер, из дын­но­го де­ре­ва или ба­ра­ньей
под­лив­ки).

(3) – Р. Гук и Л. Па­стер опро­верг­ли ги­по­те­зу са­мо­за­рож­де­ния.

(4) – Кре­а­ци­о­низм рас­смат­ри­ва­ет жизнь как ре­зуль­тат бо­же­ствен­но­го тво­ре­ния.

№13.

ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) 3
– хро­мо­сом­ные му­та­ции не так часто воз­ни­ка­ют, как ген­ные
му­та­ции; ген­ные му­та­ции — наи­бо­лее часто встре­ча­ю­щий­ся класс
му­та­ци­он­ных из­ме­не­ний;

2) 4 – хро­мо­сом­ные му­та­ции – это пе­ре­строй­ки хро­мо­сом;

3) 5 – раз­ры­вы хро­мо­сом на­блю­да­ют­ся при хро­мо­сом­ных му­та­ци­ях.

№14.

Ошиб­ки со­дер­жат­ся в пред­ло­же­ни­ях 3, 4, 5.

1) 3 — тео­рию есте­ствен­но­го от­бо­ра со­здал Ч. Дар­вин;

2) 4 — идея на­сле­до­ва­ния при­об­ретённых при­зна­ков при­над­ле­жит Ж. Б. Ла­мар­ку;

3) 5 — В ос­но­ве эво­лю­ци­он­ных про­цес­сов лежит ди­вер­ген­ция.

ИЛИ

На­коп­ле­ние раз­ли­чий между осо­бя­ми не на­зы­ва­ет­ся кон­вер­ген­ци­ей.

№15.

Ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1)
2 — Му­та­ци­он­ный про­цесс, ком­би­на­тив­ная из­мен­чи­вость,
по­пу­ля­ци­он­ные волны, есте­ствен­ный отбор — дви­жу­щие силы
эво­лю­ции.

2) 4 — Наи­мень­шая эво­лю­ци­он­ная еди­ни­ца – по­пу­ля­ция.

3) 6 — Ви­до­об­ра­зо­ва­ние как этап эво­лю­ции на­зы­ва­ет­ся мик­ро­э­во­лю­ци­ей.

  • Главная
  • Разное
  • Образование
  • Спорт
  • Естествознание
  • Природоведение
  • Религиоведение
  • Французский язык
  • Черчение
  • Английский язык
  • Астрономия
  • Алгебра
  • Биология
  • География
  • Геометрия
  • Детские презентации
  • Информатика
  • История
  • Литература
  • Математика
  • Музыка
  • МХК
  • Немецкий язык
  • ОБЖ
  • Обществознание
  • Окружающий мир
  • Педагогика
  • Русский язык
  • Технология
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Шаблоны, фоны, картинки для презентаций
  • Экология
  • Экономика

Презентация, доклад Вклад С.С. Четверикова в развитие современной эволюционной теории

Содержание

  • 1.

    Презентация Вклад С.С. Четверикова в развитие современной эволюционной теории

  • 2.

    Одна пара мышей,свободно размножаясь, через 7 лет

  • 3.

    Вывод:Любое живое существо, способное к размножению, может

  • 4.

    Виды борьбы за существование: _________________ _____________ __________________

  • 5.

    Виды борьбы за существование: Внутривидовая Межвидовая Борьба с неблагоприятными условиями

  • 6.

    Синтетическая теория эволюции (СТЭ) – современная эволюционная

  • 7.

    С.С Четвериков И.И. Шмальгаузен Н.В. Тимофеев-Ресовский Г.Ф.

  • 8.

    Тема урока: Вклад С.С. Четверикова в развитие современной эволюционной теории

  • 9.

    1. Укажите признаки, характеризующие движущую форму естественного

  • 10.

    Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера

  • 11.

    Установите последовательность формирования популяции темноокрашенной бабочки березовой

  • 12.

    Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера

  • 13.

    Стабилизирующая форма ЕО проявляется вПостоянных условиях средыИзменении

  • 14.

    Объясните, почему сокращение численности волков из-за отстрела

  • 15.

    Установите соответсвие между признаком и формой ЕО,

Одна пара мышей,свободно размножаясь, через 7 лет дала бы столько потомства, что они сплошь заполнили бы всю сушу земного шара.Доказательство гипотезы борьбы за существования:

Слайд 1
Кругосветное путешествие Чарльза Дарвина на корабле «Бигль»

Кругосветное путешествие Чарльза Дарвина на корабле «Бигль»


Слайд 2Одна пара мышей,
свободно размножаясь, через 7 лет дала бы столько потомства,

что они сплошь заполнили бы всю сушу земного шара.

Доказательство гипотезы борьбы за существования:

Одна пара мышей,свободно размножаясь, через 7 лет дала бы столько потомства, что они сплошь заполнили бы всю


Слайд 3Вывод:
Любое живое существо, способное к размножению, может давать потомство в геометрической

прогрессии, однако на самом деле численность особей на Земле ограничена. Именно борьба за существование способствует поддержанию численности особей.
Известно, что гибель организмов тем интенсивнее, чем выше размножаемость особей данного вида.

Вывод:Любое живое существо, способное к размножению, может давать потомство в геометрической прогрессии, однако на самом деле численность


Слайд 4Виды борьбы за существование:
_________________

_____________

__________________

Виды борьбы за существование: _________________ _____________ __________________


Слайд 5Виды борьбы за существование:
Внутривидовая

Межвидовая

Борьба с неблагоприятными условиями

Виды борьбы за существование: Внутривидовая Межвидовая Борьба с неблагоприятными условиями


Слайд 6Синтетическая теория эволюции (СТЭ) – современная эволюционная теория, которая является синтезом

различных дисциплин, прежде всего, генетики и дарвинизма и опирается на палеонтологию, систематику, молекулярную биологию.

Синтетическая теория эволюции (СТЭ) – современная эволюционная теория, которая является синтезом различных дисциплин, прежде всего, генетики и


Слайд 7С.С Четвериков
И.И. Шмальгаузен
Н.В. Тимофеев-Ресовский
Г.Ф. Гаузе
Н.П.Дубинин
А.Л. Тахтаджян

Н.К.Кольцов
Ф.Г.Добржанский

ВКЛАД РУССКИХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИЕ СТЭ

С.С Четвериков И.И. Шмальгаузен Н.В. Тимофеев-Ресовский Г.Ф. Гаузе Н.П.Дубинин А.Л. Тахтаджян Н.К.Кольцов Ф.Г.ДобржанскийВКЛАД РУССКИХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИЕ


Слайд 8Тема урока:
Вклад С.С. Четверикова в развитие современной эволюционной теории

Тема урока: Вклад С.С. Четверикова в развитие современной эволюционной теории


Слайд 91. Укажите признаки, характеризующие движущую форму естественного отбора
Обеспечивает появление нового вида
Проявляется

в меняющихся условиях среды
Совершенствуется приспособленность особей к исходной среде
Выбраковываются особи с отклонениями от нормы
Возрастает численность особей со средними значениями признаки
Сохраняются особи с новыми признаками

1. Укажите признаки, характеризующие движущую форму естественного отбораОбеспечивает появление нового видаПроявляется в меняющихся условиях средыСовершенствуется приспособленность особей


Слайд 10Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений с ошибками.
Ч.Дарвин определил

движущие силы эволюции органического мира.
К ним он отнес многообразие видов, борьбу за существование и естественный отбор.
Ч.Дарвин считал, что материалом для эволюции служит ненаследственная изменчивость.
Естественный отбор по Дарвину играет творческую роль.
Естественный отбор он рассматривал как главную движущую силу.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений с ошибками.Ч.Дарвин определил движущие силы эволюции органического мира.К ним


Слайд 11Установите последовательность формирования популяции темноокрашенной бабочки березовой пяденицы в загрязненных промышленных

районах.

Появление в потомстве разноокрашенных бабочек
Увеличение численности бабочек с более темной окраской
Сохранение в результате естественного отбора бабочек с темной окраской и гибель со светлой
Возникновение популяции темноокрашенных бабочек

Установите последовательность формирования популяции темноокрашенной бабочки березовой пяденицы в загрязненных промышленных районах. Появление в потомстве разноокрашенных бабочекУвеличение


Слайд 12Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений с ошибками.
Естественный отбор

всегда выступает как главный фактор преобразования живых существ
Различают 2 формы ЕО – движущий и методический.
Пример движущего отбора – это возникновение темной окраски у бабочек при индустриализации экономики
Естественный отбор играет творческую роль
Он создает новые, более совершенные и приспособленные к условиям существования породы и сорта.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений с ошибками.Естественный отбор всегда выступает как главный фактор преобразования


Слайд 13Стабилизирующая форма ЕО проявляется в
Постоянных условиях среды
Изменении средней нормы реакции
Сохранении приспособленных

особей в исходной среде обитания
Выбраковывании особей с отклонениями от нормы
Сохранении особей с мутациями
Сохранении особей с новыми признаками

Стабилизирующая форма ЕО проявляется вПостоянных условиях средыИзменении средней нормы реакцииСохранении приспособленных особей в исходной среде обитанияВыбраковывании особей


Слайд 14Объясните, почему сокращение численности волков из-за отстрела в биоценозах тундры приводит

к уменьшению запасов ягеля – корма северных оленей.

Объясните, почему сокращение численности волков из-за отстрела в биоценозах тундры приводит к уменьшению запасов ягеля – корма


Слайд 15Установите соответсвие между признаком и формой ЕО, для которой он характерен
Обеспечивает

сохранение видовых признаков
Поддерживает среднее значение признака
Формирует новые приспособления к условиям среды
Способствует образованию новых видов
Выбраковывает особи с измененными признаками

Движущий
Стабилизирующий

Установите соответсвие между признаком и формой ЕО, для которой он характеренОбеспечивает сохранение видовых признаковПоддерживает среднее значение признакаФормирует


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найдите ошибки генеральный секретарь цк кпсс
  • Найдите ошибки допущенные при оформлении реквизита гриф утверждения документа
  • Найдите ошибки вызванные нарушением лексической сочетаемости слов ставится упор
  • Найдите ошибки вызванные нарушением лексической сочетаемости слов сделайте правку
  • Найдите ошибки вызванные нарушением лексической сочетаемости слов мы используем