Найдите фактическую ошибку в формулировке вопроса как княжна мери

Игра ’’Умники и умницы” по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени”

Цель игры: научить учащихся творчески интерпретировать

художественное произведение.

Задачи:

Воспитательная — прививать любовь учащихся к литературе. Образовательная — научить учащихся интерпретировать произведение, Развивающая — развивать творческое мышление учащихся посредством включения литературной игры.

Оформление класса:

на доске записан эпиграф, фамилия автора временно закрыта от участников;

портрет М.Ю.Лермонтова;

выставка книг поэта и о поэте;

в ходе урока используется музыка Л.Шварца из

кинофильма «Княжна Мери»;

дамские перчатки, декоративный пистолет, свечи и т.д.;

в центре класса нарисованы три дорожки: красная, желтая, зеленая.

Правила игры

Игра состоит из трех этапов соревнования, в ходе которых из девяти участников в финал выходят трое. Финальное состязание определяет победителя.

За каждый правильный ответ участнику вручается визитка. В случае если учащийся затрудняется ответить или ответ его неверен, ведущий обращается к зрителям. Для зрителей, набравших наибольшее количество визиток, можно организовать, по желанию учителя, дополнительный этап состязания (вопросы см. в приложении № 5).

Перед началом соревнования ведущий предлагает учащимся определить дорожку, на которой они хотели бы состязаться, предварительно объяснив следующее:

у первой группы самый короткий путь к победе, ибо участник игры должен ответить всего лишь на два вопроса. Выбрав красную дорожку, участник подвергает себя наибольшему риску: он не имеет права на ошибку;

на желтой дорожке участника викторины ожидают три вопроса, для него допустима одна неточность в ответе;

участникам, выбравшим зеленую дорожку, задается четыре вопроса, но они имеют право ошибиться дважды.

ХОД ИГРЫ

В этом романе…есть что-то неразгаданное. (В.Г.Белинский)

Приветственное слово учителя, объявление целей и задач внеклассного мероприятия.

Добрый день, дорогие друзья, гости и уважаемое жюри. Я рада приветствовать вас на интеллектуальной игре «Умники и умницы».

Стало доброй традицией итоговые занятия по литературе проводить в игровой форме. Сегодня нас ожидает новая игра «Умники и умницы» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Мы попытаемся с вами обобщить и систематизировать тот материал, который изучали на уроках по творчеству М.Ю.Лермонтова, расширить представление о личности и творчестве нашего земляка.

Почему и сегодня роман М.Ю.Лермонтова волнует нас? «В этом романе.. .есть что-то неразгаданное», — говорил известный вам критик, слова которого являются эпиграфом ко всей нашей игре. Недолгая, но яркая жизнь самого поэта до сих пор полна загадок и продолжает волновать нас. Сто девяносто лет, прошедшие со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, не отдалили его от нас, не убавили силу его влияния на умы и сердца людей.

Постараемся сегодня разгадать те тайны, которые скрыты в романе «Герой нашего времени».

В добрый путь! Желаю всем удачи!

Объяснение правил игры.

ПЕРВЫЙ ТУР

Вопросы для розыгрыша первой тройки учащихся (участникам раздаются карточки, на которых написаны начальные строки из стихотворений Лермонтова, задача участников — быстрее и точнее продолжить стихотворения, см. приложение № 1).

ВОПРОСЫ 1 ЭТАПА

Кому принадлежат эти слова: «В этом романе…есть что-то неразгаданное»?

Многие критики после выхода в свет романа создали легенду о том, что в Печорине Лермонтов изобразил себя. Как ответил сам автор в романе на этот вопрос? («Герой нашего времени» — это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».)

Кто и когда сказал эти слова: «Я прочел «Героя…» до конца и нахожу вторую часть отвратительною, вполне достойную быть в моде. <…> Характер капитана прекрасно намечен. Когда я начинал эту историю, я надеялся и радовался, что, вероятно, он будет героем нашего времени…но в этом романе капитан являлся как надежда, которая не осуществляется. Господин Лермонтов был неспособен провести до конца этот благородный и простой характер и заменил его жалкими, очень малопривлекательными личностями… Счастливого пути, господин Лермонтов; пусть он очистит свою голову, если это возможно…» (Такими словами напутствовал Николай I поэта, сосланного на Кавказ, 1840 г.)

ВОПРОСЫ 2 ЭТАПА

В предисловии к изданию «Героя нашего времени» на английском языке переводчик Владимир Набоков заметил: «…Весь фокус…композиции состоит в том, чтобы раз за разом приближать к нам Печорина, пока он сам не заговорит с нами, но к тому времени его уже не будет в живых». Какие особенности композиции подтверждают этот тезис? (Принцип постепенного приближения мы наблюдаем в повести «Бэла» (рассказчик Максим Максимыч), в повести «Максим Максимыч» (рассказчик — автор), в журнале Печорина — автопортрет героя.)

В каком порядке должны располагаться повести, чтобы соответствовать хронологии событий? («Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимыч».)

В предисловии к «Журналу Печорина» автор пишет: «Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. Это известие меня очень обрадовало…» Чему обрадовался автор? (Смерть Печорина давала право печатать записки.)

ВОПРОСЫ 3 ЭТАПА

Найдите фактическую ошибку в формулировке вопроса:

Как княжна Мери обращалась к Максиму Максимычу? (Это герои разных повестей.)

Сколько лет Максим Максимыч прослужил в Тифлисе? (В Тифлисе не служил.)

На каком языке разговаривали друг с другом Казбич и Печорин? (Не общались.)

ВТОРОЙ ТУР

Вопросы для розыгрыша второй тройки учащихся (участникам раздаются карточки, на которых написаны начальные строки из стихотворений Лермонтова, задача участников — быстрее и точнее продолжить стихотворения, см. приложение № 2)

ВОПРОСЫ 1 ЭТАПА Объясните значение слов.

«И вот вижу, бежит опять вприпрыжку моя Ундина*.» (Ундина — в средневековых сказках дух воды, русалка.)

«За нею шел человек с большими усами, в венгерке*, довольно хорошо одетый для лакея». (Венгерка — куртка с нашитыми на груди поперечными шнурками, какие носили венгерские гусары.)

«Мне объявили, что я должен прожить тут еще три дня, ибо «оказия»* еще не пришла». (Оказия — благоприятный случай для путешествия, поездки вместе с военным отрядом.)

ВОПРОСЫ 2 ЭТАПА

За что Максим Максимыч получил два чина при генерале Алексее Петровиче Ермолове? (За дела против горцев.)

Назовите воинские звания каждого персонажа. (Печорин — прапорщик, Максим Максимыч — штабс-капитан, Вулич — поручик, Грушницкий — юнкер, Василий Петрович С*** — майор.)

В повести «Бела» герой высказывает отрицательное суждение о чеченцах следующими фразами: «Жалкие люди!», «Преглупый народ!». Назовите этого героя. Согласны ли вы с ним? (Максим Максимыч.)

ВОПРОСЫ 3 ЭТАПА

Повесть «Бела» начинается фразой: «Я ехал на перекладных из Тифлиса…» Где находится Тифлис? (В Грузии.)

Как назывался курортный город, в котором происходят события, описанные в повести «Княжна Мери»? (Пятигорск.)

«Тамань» — так называется одна из повестей. А где находится Тамань? («Тамань — самый скверный городишка из всех приморских городов России».)

ТРЕТИЙ ТУР

Вопросы для розыгрыша третьей тройки учащихся (участникам раздаются карточки, на которых написаны начальные строки из стихотворений Лермонтова, задача участников — быстрее и точнее продолжить стихотворения, см. приложение № 3)

ВОПРОСЫ 1 ЭТАПА

Кому принадлежат эти высказывания? Обоснуй свою точку

зрения.

«Милый мой, я ненавижу людей, чтоб их не презирать, потому что иначе жизнь была бы слишком отвратительным фарсом». (Грушницкий.)

«Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком нелепой мелодрамой». (Печорин.)

Несчастная любовь Печорина и Веры основана на реальных фактах. Назовите прототипов этих героев. (Лермонтов и Варвара Лопухина.)

Каким образом Грушницкий запечатлел в памяти день встречи с Мери? (Заказал серебряное кольцо с чернью. Мелкими буквами на внутренней стороне было вырезано имя Мери и рядом число дня, когда она подняла стакан.)

ВОПРОСЫ 2 ЭТАПА

Диалог между Печориным и Грушницким.

Я уверен, — продолжал я, — что княжна в тебя уж влюблена. Он покраснел до ушей и надулся.

О самолюбие! Ты рычаг, которым…хотел приподнять земной шар… Кто говорил, что рычагом можно поднять земной шар? (Архимед — математик и механик Древней Греции.)

«Грушницкий споткнулся; ветка, за которую он уцепился, изломилась, и он скатился бы вниз на спине, если б его секунданты не поддержали.

Берегитесь! — закричал я ему, — не падайте заранее; это дурная примета. Вспомните Юлия Цезаря!». А что случилось с Юлием Цезарем? (Он шел в Сенат. По пути споткнулся и упал. В тот же день он был убит заговорщиками. Падение истолковали как дурное предзнаменование.)

«Тогда, посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские авгуры, по словам Цицерона, мы начали хохотать…» Кто такие римские авгуры? (Римские авгуры — в Древнем Риме жрецы- гадатели, предсказывающие будущее. По словам Цицерона, авгуры при гадании смотрели друг на друга, подсмеиваясь над легковерием людей.)

ВОПРОСЫ 3 ЭТАПА

«Однажды играли в карты у конногвардейца Наумова. Долгая зимняя ночь прошла незаметно». Так начинается «Пиковая дама» А.С.Пушкина. В какой именно повести есть похожая сцена? («Фаталист».)

Повесть «Княжна Мэри» имеет вид дневниковых записей. Сколько времени длятся события, описанные в повести? (Чуть больше месяца: с 11 мая по 16 июня.)

Описание пейзажа: «Холм, покрытый пеленою снега; мимо его вела едва-едва заметная дорога, по которой проезжают только тогда, когда боковая завалена снегом». Какая гора так живописно изображена М.Ю.Лермонтовым в романе «Герой нашего времени», а в 1837 г. запечатлена на картине? (Крестовая гора.)

ФИНАЛ

Вопросы для розыгрыша финалистов (участникам раздаются карточки, на которых написаны предложения из романа «Герой нашего времени» с пропущенными орфограммами и пунктограммами, задача участников: (1). ответить на вопрос, (2). быстрее и точнее вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания, см. приложение № 4)

ВОПРОСЫ 1 ЭТАПА

Какое прозвище дала молодежь доктору Вернеру? (Мефистофель.)

При описании Грушницкого автор отмечает одну деталь, которая свидетельствует о храбрости персонажа. Какая это деталь? (Георгиевский солдатский крестик.)

Какой персонаж «Героя нашего времени» по характеру напоминает пушкинского Германа из «Пиковой дамы»? (Вулич.)

ВОПРОСЫ 2 ЭТАПА

Кем, по мнению Герцена, Печорин приходится Онегину?

(Младшим братом.) Что их объединяет? (Они — «лишние» люди.)

Жизнь Печорина до приезда на Кавказ не отражена на страницах романа. Неясны причины, которые привели героя из   Петербурга на юг. Доктор Вернер так говорит: «Кажется, ваша история там (в Петербурге) наделала много шума». Как вы думаете, что это за история? Какое отношение она имеет к пребыванию Печорина на Кавказе? (Дуэль.)

Какие правила были нарушены при проведении дуэли между Грушницким и Печориным? (Дуэль — страшный способ решения споров, единственное его достоинство в том, что он предполагает честность обеих сторон. Дуэль в «Княжне Мери» — бесчестный заговор драгунского капитана. Цель заговора — представить Печорина трусом. Во время проведения дуэли были нарушены следующие правила:

а) секунданты до дуэли должны попытаться примирить дуэлянтов, но драгунский капитан нарушил этот закон, доктор Вернер — выполнил;

б) драгунский капитан сам зарядил пистолет Грушницкого, но не зарядил пистолет Печорина;

в) изменение условий дуэли во время ее проведения (Печорин перед своим выстрелом просит доктора перезарядить пистолет, что снова противоречит правилам дуэли; Печорин же настаивает на еще более жестких условиях: каждый из противников должен стать на краю площадки, чтобы тот, кто будет ранен, полетел вниз и разбился.)

ВОПРОСЫ 3 ЭТАПА

В приведенных ниже фрагментах романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» звучат отголоски произведений других русских писателей. Назовите эти произведения и их авторов.

«В это время показалась на дороге шумная и блестящая кавалькада: дамы в черных и голубых амазонках, кавалеры в костюмах, составляющих смесь черкесского с нижегородским» (А.С.Грибоедов «Горе от ума», реплика Чацкого: «Господствует еще смешение языков: французского с нижегородским.»)

«Нигде так много не пьют кахетинского вина и минеральной воды, как здесь.

Но смешивать два эти ремесла

Есть тьма охотников — я не из их числа».

(А.С.Грибоедов «Горе от ума».

Чацкий: «А смешивать два эти ремесла Есть тьма охотников — я не из их числа».)

Печорин:

«Все, что я говорю о них, есть только следствие. Ума холодных наблюдений. И сердца горестных замет».

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин».)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЛОВА ЖЮРИ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

Сегодняшняя игра доказала, что вы настоящие умники и умницы. Пусть не все тайны разгаданы сегодня, впереди у вас много времени, и мне хочется надеяться, что вы еще не раз обратитесь к произведениям нашего великого земляка и откроете для себя что-то новое. И пусть Меняют русла и теченья реки,

Меняются названья городов,

А Лермонтов есть Лермонтов навеки,

Ровесник новых и былых годов. <…>

Поэта время отнесло далеко,

Но нет нигде — ни рядом, ни вдали — Для слова русского такого срока,

Чтобы стереть его с лица земли.

Соревновательный момент приведенной игры позволяет привить учащимся интерес к литературе и изучаемому произведению.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Вопросы дополнительного этапа состязания для зрителей:

Какими видами искусства увлекался М.Ю.Лермонтов в детстве и юности? (поэзия, живопись, музыка)

Почему после смерти Марии Михайловны, матери поэта, воспитанием Мишеньки занималась бабушка? (это условие поставила М.А.Арсеньева)

После смерти дочери по приказу М.А.Арсеньевой господский дом в Тарханах был сломан, а на его месте построена усадебная церковь в честь Марии Михайловны. Как эта церковь была названа? (церковь Марии Египетской)

Назовите фамилию «милой тетеньки» М.Ю.Лермонтова, чья усадьба Апалиха находится недалеко от Тархан. (М.А.Шан-Гирей)

Почему отец М.Ю.Лермонтова не похоронен в фамильном склепе Арсеньевых рядом с сыном? Где он похоронен? (отец М.Ю.Лермонтова похоронен на церковном кладбище в Тарханах, т.к. М.А.Арсеньева была против того, чтобы отец и сын соединились даже после смерти)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5.

Вопросы дополнительного этапа состязания для зрителей:

Какими видами искусства увлекался М.Ю.Лермонтов в детстве и юности? (поэзия, живопись, музыка)

Почему после смерти Марии Михайловны, матери поэта, воспитанием Мишеньки занималась бабушка? (это условие поставила М.А.Арсеньева)

После смерти дочери по приказу М.А.Арсеньевой господский дом в Тарханах был сломан, а на его месте построена усадебная церковь в честь Марии Михайловны. Как эта церковь была названа? (церковь Марии Египетской)

Назовите фамилию «милой тетеньки» М.Ю.Лермонтова, чья усадьба Апалиха находится недалеко от Тархан. (М.А.Шан-Гирей)

Почему отец М.Ю.Лермонтова не похоронен в фамильном склепе Арсеньевых рядом с сыном? Где он похоронен? (отец М.Ю.Лермонтова похоронен на церковном кладбище в Тарханах, т.к. М.А.Арсеньева была против того, чтобы отец и сын соединились даже после смерти)

Слайд 1
Игра «Умники и умницы» по роману М.Ю. Лермонтова

Игра «Умники и умницы» по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

«Герой нашего времени»


Слайд 2
Эпиграф
«В этом романе… есть что-то неразгаданное».

Эпиграф«В этом романе… есть что-то неразгаданное».  (В.Г. Белинский)

(В.Г. Белинский)


Слайд 4
ВОПРОСЫ 1 ЭТАПА
1. Кому принадлежат эти слова:

ВОПРОСЫ 1 ЭТАПА 1. Кому принадлежат эти слова: “В этом романе…есть что-то неразгаданное”? 2. Многие

“В этом романе…есть что-то неразгаданное”?
2. Многие критики после

выхода в свет романа создали легенду о том, что в

Печорине Лермонтов изобразил себя. Как ответил сам автор в романе на этот вопрос?

(“Герой нашего времени” — это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.)

3. Кто и когда сказал эти слова: “Я прочел “Героя…” до конца и нахожу вторую часть отвратительною, вполне достойную быть в моде. <…> Характер капитана прекрасно намечен. Когда я начинал эту историю, я надеялся и радовался, что, вероятно, он будет героем нашего времени…но в этом романе капитан являлся как надежда, которая не осуществляется. Господин Лермонтов был неспособен провести до конца этот благородный и простой характер и заменил его жалкими, очень малопривлекательными личностями… Счастливого пути, господин Лермонтов; пусть он очистит свою голову, если это возможно…”

(Такими словами напутствовал Николай I поэта, сосланного на Кавказ, 1840 г.)


Слайд 5
ВОПРОСЫ 2 ЭТАПА
1. В предисловии к изданию

ВОПРОСЫ 2 ЭТАПА 1. В предисловии к изданию “Героя нашего времени” на английском языке переводчик

“Героя нашего времени” на английском языке переводчик Владимир Набоков

заметил: “…Весь фокус…композиции состоит в том, чтобы раз за разом

приближать к нам Печорина, пока он сам не заговорит с нами, но к тому времени его уже не будет в живых”. Какие особенности композиции подтверждают этот тезис?

(Принцип постепенного приближения мы наблюдаем в повести “Бэла” (рассказчик Максим Максимыч), в повести “Максим Максимыч” (рассказчик – автор), в журнале Печорина — автопортрет героя.)

2. В каком порядке должны располагаться повести, чтобы соответствовать хронологии событий?

(“Тамань”, “Княжна Мери”, “Бэла”, “Фаталист”, “Максим Максимыч”.)

3. В предисловии к “Журналу Печорина” автор пишет: “Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. Это известие меня очень обрадовало…” Чему обрадовался автор?

(Смерть Печорина давала право печатать записки.)


Слайд 6
ВОПРОСЫ 3 ЭТАПА
Найдите фактическую ошибку в формулировке

ВОПРОСЫ 3 ЭТАПА Найдите фактическую ошибку в формулировке вопроса: 1. Как княжна Мери обращалась к

вопроса:
1. Как княжна Мери обращалась к Максиму Максимычу?

(Это герои разных повестей.)
2. Сколько лет Максим Максимыч прослужил

в Тифлисе?

(В Тифлисе не служил.)

3. На каком языке разговаривали друг с другом Казбич и Печорин?

(Не общались.)


Слайд 8
ВОПРОСЫ 1 ЭТАПА
Объясните значение слов.
1. “И

ВОПРОСЫ 1 ЭТАПА Объясните значение слов. 1. “И вот вижу, бежит опять вприпрыжку моя Ундина*.”

вот вижу, бежит опять вприпрыжку моя Ундина*.”
(Ундина –

в средневековых сказках дух воды, русалка.)
2. “За нею шел

человек с большими усами, в венгерке*, довольно хорошо одетый для лакея”.

(Венгерка – куртка с нашитыми на груди поперечными шнурками, какие носили венгерские гусары.)

3. “Мне объявили, что я должен прожить тут еще три дня, ибо “оказия”* еще не пришла”.

(Оказия – благоприятный случай для путешествия, поездки вместе с военным отрядом.)


Слайд 9
 ВОПРОСЫ 2 ЭТАПА
1. За что Максим Максимыч

 ВОПРОСЫ 2 ЭТАПА 1. За что Максим Максимыч получил два чина при генерале Алексее Петровиче

получил два чина при генерале Алексее Петровиче Ермолове?
(За

дела против горцев.)
2. Назовите воинские звания каждого персонажа.
(Печорин

— прапорщик, Максим Максимыч – штабс-капитан, Вулич — поручик, Грушницкий – юнкер, Василий Петрович С*** — майор.)

3. В повести “Бела” герой высказывает отрицательное суждение о чеченцах следующими фразами: “Жалкие люди!”, “Преглупый народ!”. Назовите этого героя. Согласны ли вы с ним?

(Максим Максимыч.)


Слайд 10
ВОПРОСЫ 3 ЭТАПА
1. Повесть “Бела” начинается фразой:

ВОПРОСЫ 3 ЭТАПА 1. Повесть “Бела” начинается фразой: “Я ехал на перекладных из Тифлиса…” Где

“Я ехал на перекладных из Тифлиса…” Где находится Тифлис?

(В Грузии.)
2. Как назывался курортный город, в котором происходят

события, описанные в повести “Княжна Мери”?

(Пятигорск.)

3. “Тамань” — так называется одна из повестей. А где находится Тамань?

(“Тамань — самый скверный городишка из всех приморских городов России”.)


Слайд 12
ВОПРОСЫ 1 ЭТАПА
1. Кому принадлежат эти высказывания?

ВОПРОСЫ 1 ЭТАПА 1. Кому принадлежат эти высказывания? Обоснуй свою точку зрения. “Милый мой, я

Обоснуй свою точку зрения.
“Милый мой, я ненавижу людей,

чтоб их не презирать, потому что иначе жизнь была бы

слишком отвратительным фарсом”.

(Грушницкий.)

“Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком нелепой мелодрамой”.

(Печорин.)

2. Несчастная любовь Печорина и Веры основана на реальных фактах. Назовите прототипов этих героев.

(Лермонтов и Варвара Лопухина.)

3. Каким образом Грушницкий запечатлел в памяти день встречи с Мери?

(Заказал серебряное кольцо с чернью. Мелкими буквами на внутренней стороне было вырезано имя Мери и рядом число дня, когда она подняла стакан.)


Слайд 13
ВОПРОСЫ 2 ЭТАПА
1. Диалог между Печориным и

ВОПРОСЫ 2 ЭТАПА 1. Диалог между Печориным и Грушницким.
 - Я уверен, - продолжал я,

Грушницким.
— Я уверен, — продолжал я, — что княжна

в тебя уж влюблена.
Он покраснел до ушей и надулся.

О самолюбие! Ты рычаг, которым…хотел приподнять земной шар…
Кто говорил, что рычагом можно поднять земной шар?

(Архимед – математик и механик Древней Греции.)


Слайд 14
2. “Грушницкий споткнулся; ветка, за которую он уцепился,

2. “Грушницкий споткнулся; ветка, за которую он уцепился, изломилась, и он скатился бы вниз на

изломилась, и он скатился бы вниз на спине, если

б его секунданты не поддержали.
— Берегитесь! – закричал я ему,

— не падайте заранее; это дурная примета. Вспомните Юлия Цезаря!”. А что случилось с Юлием Цезарем?

(Он шел в Сенат. По пути споткнулся и упал. В тот же день он был убит заговорщиками. Падение истолковали как дурное предзнаменование.)


Слайд 15
3. “Тогда, посмотрев значительно друг другу в глаза,

3. “Тогда, посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские авгуры, по словам Цицерона,

как делали римские авгуры, по словам Цицерона, мы начали

хохотать…” Кто такие римские авгуры?
(Римские авгуры — в Древнем

Риме жрецы-гадатели, предсказывающие будущее. По словам Цицерона, авгуры при гадании смотрели друг на друга, подсмеиваясь над легковерием людей.)


Слайд 16
ВОПРОСЫ 3 ЭТАПА
1. “Однажды играли в карты

ВОПРОСЫ 3 ЭТАПА 1. “Однажды играли в карты у конногвардейца Наумова. Долгая зимняя ночь прошла

у конногвардейца Наумова. Долгая зимняя ночь прошла незаметно”. Так

начинается “Пиковая дама” А.С.Пушкина. В какой именно повести есть похожая

сцена?

(“Фаталист”.)

2. Повесть “Княжна Мэри” имеет вид дневниковых записей. Сколько времени длятся события, описанные в повести?

(Чуть больше месяца: с 11 мая по 16 июня.)

3. Описание пейзажа: “Холм, покрытый пеленою снега; мимо его вела едва-едва заметная дорога, по которой проезжают только тогда, когда боковая завалена снегом”. Какая гора так живописно изображена М.Ю.Лермонтовым в романе “Герой нашего времени”, а в 1837 г. запечатлена на картине?

(Крестовая гора.)


Слайд 18
ВОПРОСЫ 1 ЭТАПА
1. Какое прозвище дала молодежь

ВОПРОСЫ 1 ЭТАПА 1. Какое прозвище дала молодежь доктору Вернеру? (Мефистофель.) 2. При описании Грушницкого

доктору Вернеру?
(Мефистофель.)
2. При описании Грушницкого автор отмечает

одну деталь, которая свидетельствует о храбрости персонажа. Какая это деталь?

(Георгиевский солдатский крестик.)

3. Какой персонаж “Героя нашего времени” по характеру напоминает пушкинского Германа из “Пиковой дамы”?

(Вулич.)


Слайд 19
ВОПРОСЫ 2 ЭТАПА
1. Кем, по мнению Герцена,

ВОПРОСЫ 2 ЭТАПА 1. Кем, по мнению Герцена, Печорин приходится Онегину? Что их объединяет?(Младшим братом.

Печорин приходится Онегину? Что их объединяет?
(Младшим братом. Они –

«лишние» люди)
2. Жизнь Печорина до приезда на Кавказ не

отражена на страницах романа. Неясны причины, которые привели героя из Петербурга на юг. Доктор Вернер так говорит: “Кажется, ваша история там (в Петербурге) наделала много шума”. Как вы думаете, что это за история? Какое отношение она имеет к пребыванию Печорина на Кавказе?

(Дуэль.)


Слайд 20
3. Какие правила были нарушены при проведении дуэли

3. Какие правила были нарушены при проведении дуэли между Грушницким и Печориным? (Дуэль – страшный

между Грушницким и Печориным?
(Дуэль – страшный способ решения

споров, единственное его достоинство в том, что он предполагает честность

обеих сторон. Дуэль в “Княжне Мери” — бесчестный заговор драгунского капитана. Цель заговора – представить Печорина трусом. Во время проведения дуэли были нарушены следующие правила:

а) секунданты до дуэли должны попытаться примирить дуэлянтов, но драгунский капитан нарушил этот закон, доктор Вернер – выполнил;

б) драгунский капитан сам зарядил пистолет Грушницкого, но не зарядил пистолет Печорина;

в) изменение условий дуэли во время ее проведения (Печорин перед своим выстрелом просит доктора перезарядить пистолет, что снова противоречит правилам дуэли; Печорин же настаивает на еще более жестких условиях: каждый из противников должен стать на краю площадки, чтобы тот, кто будет ранен, полетел вниз и разбился.)


Слайд 21
ВОПРОСЫ 3 ЭТАПА
В приведенных ниже фрагментах романа

ВОПРОСЫ 3 ЭТАПА В приведенных ниже фрагментах романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” звучат отголоски произведений

М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” звучат отголоски произведений других русских

писателей. Назовите эти произведения и их авторов.
1. “В это

время показалась на дороге шумная и блестящая кавалькада: дамы в черных и голубых амазонках, кавалеры в костюмах, составляющих смесь черкесского с нижегородским”

(А.С.Грибоедов “Горе от ума”, реплика Чацкого: “Господствует еще смешение языков: французского с нижегородским.”)


Слайд 22
2. “Нигде так много не пьют кахетинского вина

2. “Нигде так много не пьют кахетинского вина и минеральной воды, как здесь. 
 Но

и минеральной воды, как здесь.
Но смешивать два эти

ремесла
Есть тьма охотников – я не из их числа”.
(А.С.Грибоедов

“Горе от ума”.
Чацкий: “А смешивать два эти ремесла
Есть тьма охотников — я не из их числа”.)

3. Печорин:
“Все, что я говорю о них, есть только следствие
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет”.

(А.С.Пушкин “Евгений Онегин”.)


Слайд 23
Подведение итогов
Сегодняшняя игра доказала, что вы настоящие умники

Подведение итогов	Сегодняшняя игра доказала, что вы настоящие умники и умницы. Пусть не все тайны разгаданы

и умницы. Пусть не все тайны разгаданы сегодня, впереди

у вас много времени, и мне хочется надеяться, что вы

еще не раз обратитесь к произведениям этого великого писателя и откроете для себя что-то новое. И пусть

Меняют русла и теченья реки,
Меняются названья городов,
А Лермонтов есть Лермонтов навеки,
Ровесник новых и былых годов. <…>
Поэта время отнесло далеко,
Но нет нигде – ни рядом, ни вдали –
Для слова русского такого срока,
Чтобы стереть его с лица земли.


«Литературный
ринг» для учащихся 9 классов.

(внеклассное
мероприятие)

Цель: воспитание интереса и любви к
произведениям русских классиков.

Оборудование: презентация,  карточки с
указание вещей героя, анаграммы, бочонок с кубиками, протоколы для жюри.

Ход
мероприятия:

  1. Организационный момент.
    Представление жюри. Приветствие команд.
  2. Ход игры:

Первый
конкурс «Викторина»

Участникам задаются вопросы. Команда,
первая давшая правильный ответ, получает 1 балл.

Викторина.

1.     
В
каком году родился А.С.Пушкин? (6 июня 1799г.)

2.     
Годы
жизни М.Ю.Лермонтова. (1814-1841)

3.     
К
какому роду принадлежал Пушкин? (к старинному дворянскому роду)

4.     
 Назовите город, в котором родился М.Ю. Лермонтов.(Москва)         

5.     
 Сколько лет было Лермонтову, когда он лишился
матери?(3)

6.     
 Как называлось имение
бабушки, где Лермонтов  провёл своё детство? (Тарханы)

7.     
Какое
учебное заведение окончил А.С.Пушкин? (Царскосельский лицей)

8.     
 Фамилия бабушки поэта. (Арсеньева)

9.     
Где
проходит вторая ссылка Пушкина? ( Михайловское)

10.   Что послужило поводом для первой ссылки М. Ю. Лермонтова?
(стихотворение «Смерть поэта»)

11.   С кем, когда и где
состоялась дуэль А.С.Пушкина? ( с французским эмигрантом Дантесом,  утром 27
января на Черной речке)

12. 
Сколько лет было Лермонтову, когда он погиб на дуэли?(26)

13. 
Были ли знакомы лично Лермонтов и Пушкин? ( Нет)

14. 
 Стихотворения А.С. Пушкина и
М.Ю.Лермонтова с одинаковыми названиями (Узник)

Второй
конкурс «Чья это вещь?»

Участники должны отгадать, кому предлежит
вещь.

 Письмо
(Евгений, Татьяна),

 дневник
(Печорин),

 толстая солдатская шинель
(Грушницкий),

 дагестанский кинжал (Печорин),

 путевые записки
(странствующий офицер),

 книги (Татьяна),

 лодка
(Янко),

 стихи
(Ленский),

 костыль
(Грушницкий)

         Третий
конкурс  «Отгадай, о ком идет речь?»

Участникам предлагается определить,
о ком идет речь.

1)     
Говорит он скоро и вычурно:
он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…Производить
эффект – их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия.
Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, — иногда тем
и другим. (Грушницкий)

2)      Ученый
малый, но педант:

                 
Имел он счастливый талант

                 
Без принужденья в разговоре

                 
Коснуться до всего слегка,

                 
С ученым видом знатока

                 
Хранить молчанье в важном споре

                 
И возбуждать улыбку дам

                 
Огнем нежданных эпиграмм. (Евгений Онегин)

3) …высокая, тоненькая, глаза черные, как у
горной серны, так и заглядывали к вам в душу…(Бэла)

4)     
Он верил, что друзья готовы

За честь его принять оковы,

И что не дрогнет их рука

Разбить сосуд клеветника. (Владимир Ленский)

5)     
Он казался лет пятидесяти;
смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с кавказским солнцем, и
преждевременно-поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому
виду. (Максим Максимыч)

6)     
Моей певунье, казалось, не
более 18 лет. Необыкновенная гибкость её стана, особенное, ей только
свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив
её слегка загорелой кожи на шее и плечах, и особенно, правильный нос, —
всё это было для меня обворожительно. (Ундина)

7)     
Всегда скромна, всегда
послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила. (Ольга)

8)      
Нет: рано чувства в нем
остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы недолго были

Предметом его привычных дум.
(Евгений Онегин)

9)     
С душою прямо геттингенской,

Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт. (Владимир Ленский)

10) 
Когда он опустился на скамью,
то прямой стан его согнулся, как будто у него в спине не было ни одной
косточки; положение всего его тела изобразило какую-то нервическую слабость; он
сидел, как сидит бальзакова  30-летняя кокетка на своих пуховых креслах после
утомительного бала. С первого взгляда на лицо его, я бы не дал ему более 23
лет, хотя после я готов был дать ему 30. (Печорин)

11)      Он
по-французски совершенно

                     
Мог изъясняться и писал;

                     
Легко мазурку танцевал

                      
И кланялся непринужденно;

                     
Чего ж вам больше? Свет решил,

                      
Что он умен и очень мил. (Евгений Онегин)

12) 
Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой. (Татьяна)

13)  Она
едва могла принудить себя не улыбнуться и скрыть свое торжество; ей удалось 
принять совершенно равнодушный  и даже строгий  вид. Она небрежно опустила руку
на мое плечо, наклонила головку, и мы пустились. (Княжна Мэри)

14) 
… она его уважает, как отца –
и будет обманывать, как мужа…(Вера)

  
Четвертый  конкурс «Конкурс
ораторов» (конкурс капитанов)

Капитаны должны
осудить или оправдать главного героя романа «Евгений Онегин» или «Герой нашего
времени»:

 1.
Онегин

2.
Печорин

Пятый конкурс
Анаграммы»

Участникам предлагается расшифровать анаграммы и
найти лишнее.

ОНЯК

ЧУВИЛ

НЯТАЬТА

ЕВРА

ИДУНАН

ПЕЙСОЛ

РЕЧИПОН

ОЛЬГИ

ГОРЕ НЕМОЙ НАШИ 
ВЕЧЕР Ч=Г

Ответы: Янко, Татьяна,
ундина, Печорин, Вулич, Вера, слепой мальчик, «Герой нашего времени», Гильо

     Шестой  конкурс « «Заморочки» 
из бочки»

1.     
Многие критики после выхода в свет романа создали легенду о том,
что в романе «Герой нашего времени» Лермонтов изобразил себя. Как ответил 
автор в романе на этот вопрос? (“Герой нашего времени” — это портрет,
составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.)

2.     
Назовите
имя персонажа романа:

           
…верила преданьям

 
         Простонародной старины

          
И снам, и карточным гаданьям,

          
И предсказаниям луны. (Татьяна)

3.     
В предисловии к изданию “Героя нашего времени” на английском
языке переводчик Владимир Набоков заметил: “…Весь фокус…композиции состоит в
том, чтобы раз за разом приближать к нам Печорина, пока он сам не заговорит с
нами, но к тому времени его уже не будет в живых”. Какие особенности композиции
подтверждают этот тезис? (Принцип постепенного приближения мы наблюдаем в повести
“Бэла” (рассказчик Максим Максимыч – рассказчик автор – рассказчик Печорин)

4.     
В каком университете учился
Владимир Ленский? (Геттингенский)

5.     
В каком порядке должны
располагаться повести, чтобы соответствовать хронологии событий? (“Тамань”,
“Княжна Мери”, “Бэла”, “Фаталист”, “Максим Максимыч”.)

6.     
В предисловии к “Журналу
Печорина” автор пишет: “Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии,
умер. Это известие меня очень обрадовало…” Чему обрадовался автор? (Смерть
Печорина давала право печатать записки.)

7.     
Какое наследство досталось Евгению Онегину (Имение
в деревне)

8.     
Найдите фактическую ошибку в
формулировке вопроса: Княжна Мери обращалась к Максиму Максимычу? (Нет, потому
что это герои разных повестей.)

9.     
О ком двустишие:        Они сошлись. Волна и
камень,

                                      Стихи
и проза, лед и пламень. ( Онегин и Ленский)

10. 
Найдите фактическую ошибку в формулировке вопроса: На каком
языке разговаривали друг с другом Казбич и Печорин? (Они не общались.)

11. 
Что
такое «онегинская строфа»?(строфа из 14 стихов: 3 четверостишия и 2 завершающие
строки.)

12.  Из
каких побуждений Онегин ехал к дяде(денег ради)

  1. Подведение итогов. Награждение.

Контрольная работа по произведению М.Лермонтова «Герой нашего времени»

1. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит роман «Герой нашего времени»:

а.  Романтизм.

б.  Критический реализм.

в.  Сентиментализм.

г.  Просветительский реализм.

д.  Классицизм.

2. Определите идею романа «Герой нашего времени»:

а.  Изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии.

б.  Осуждение типической личности дворянского круга и породившей ее социальной среды.

3. О ком сказано: «ни в чем не видит для себя закона, кроме самого себя».

а.  Печорин.      б. Онегин,     в. Доктор Вернер.      г. Грушницкий.

4. В чем трагедия Печорина:

а.  В конфликте его с окружающими.

б.  В неудовлетворенности окружающей действительностью и свойственным ему индивидуализмом и скептицизмом. В ясном понимании им своей противоречивости «между глубокостию натуры и жалкостию действий» (В. Г. Белинский).

в.  В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям.

г.  В эгоистичности.

5. Определите, кому принадлежат приведенные характеристики:

1.  Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный.

2.  «Эталон идеальных фразеров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливо-самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необоснованным самомнением.

3.  Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критический и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный.

4.  Непосредственная, стихийно-страстная, странная, жертвенно любящая.

5.  Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.

А. Грушницкий      б. княжна Мери       в. Максим Максимыч       г. доктор Вернер          д. Бэла

6. О ком из героев романа идет рассказ:

«Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на кабана один на один, бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь от смеха… Да-с, с большими был странностями…», а. Грушницкий.     б. Печорин.    8. Максим Максимыч.    г. Доктор Вернер.

7. Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа, повысить его напряженность, усилить впечатление странности, противоречивости и трагичности характера героя и показать ярче загубленные возможности его редкой натуры, хронология событий романа нарушена. Восстановите хронологическую последовательность событий «Героя нашего времени».

а. «Бэла».

6.  «Максим Максимыч».

в.  Предисловие к журналу Печорина.

г.  «Тамань».

д.  Окончание журнала Печорина.

е.  «Княжна Мери».

ж.  «Фаталист».

8. Определите принадлежность портрета героя: «…Был человек замечательный по многим причинам. Он был скептик и материалист… а вместе с этим поэт, и не на шутку, — поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого… Он был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок…. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде были вкус и опрятность, его худощавые маленькие

руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного

цвета».

а. Грушницкий. б. Печорин,     в. Вернер.   г. Максим Максимыч.

9. Психологичность пейзажа романа предваряет состояние героев, события, их итог.

Какому событию предшествует данный пейзаж: «…Кругом, теряясь в золотом тумане утра,

теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня не закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей добычи».

а. Дуэль Печорина и Грушницкого.   б. Похищение Карагеза,   в. Гибель Бэлы.   г. Выстрел Вулича.

10 . Представьте, что перед вами — «творческие пересказы» повестей, составляющих «Героя

нашего времени». К какой из повестей относится каждый пересказ? По каких признакам вы этоопределили?

а) Осечка («азиатские курки часто осекаются»), казацкая сабля. Несчастная мать молодого казака. Гибель иностранного подданного в русской крепости. На дороге валялась разрубленная пополам свинья.

б) Гроза в горах. Чаепитие в осетинской сакле. Отличный чугунный чайник! История прапорщика. Одна княжна и десять баранов; охота на кабана и подстреленная лошадь. Расставание попутчиков, в) Уснувший денщик и украденная сабля. Морские приключения пехотного офицера в грязном городишке. Песня о «буйной головушке». Честные нарушители закона.

11. Почему Печорин не остался с Максимом Максимычем на два часа пообедать? Почему он обидел своего старого приятеля?

а)    торопился по «служебной надобности»;

б)    не хотел вспоминать о Бэле; так как эти воспоминания приносили ему такие же острые страдания, как и прежде;

в)     Печорину было скучно с Максимом Максимычем.

12.   «Честные контрабандисты»   в «Тамани»   на первый   взгляд кажутся истинно романтическими натурами. Какая   из   предложенных   цитат   выводит   Янко   из   ряда романтических героев?

а)    Янко не боится ни моря, ни ветров, ни тумана, ни береговых сторожей…

б)    Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив…

в)    Кабы он получше платил за труды, так и Янко бы его не покинул; а мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит!

13.   Печорина   и   пушкинского   Онегина называют «лишними людьми».   Воплощая общий тип соотношения человека и общества, Печорин и Онегин различны по характерам. Назовите ту черту, которая отличает «лишнего человека» Печорина от «лишнего человека» Онегина:

а)    скука;

б)    презрение к людям;

в)    отсутствие цели в жизни;

г)     почти полное одиночество;

д)    погоня за жизнью, стремление убежать от скуки.

ОТВЕТЫ:1-б, 2-а, 3-а, 4-б, 5: 1-в, 2-а, 3-г, 4-д, 5-б 6-б, 7- в,г,е,а,ж,б,д 8-в, 9-а, 10 – «Фаталист», б-«Бэла», в-«Тамань» 11-б, 12-в, 13-д

Контрольная работа по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Найдите логическую ошибку в формулировке вопроса:А) Как княжна Мери обращалась к Максиму Максимычу?

Б) Сколько лет Максим Максимыч прослужил в Тифлисе?

В) На каком языке разговаривали друг с другом Казбич и Печорин?

2. Назовите воинское звание каждого персонажа; расставьте персонажей в порядке возрастания чина:

А) Печорин, б) Максим Максимыч, в) Вулич, г) Грушницкий, д) Василий Петрович С***

3. Представьте, что перед вами – «творческие пересказы» повестей, составляющих «Героя нашего времени». К какой из повестей относится каждый пересказ? По каким признакам вы это определелили?

А) Осечка («азиатские курки часто осекаются»), казацкая сабля. Несчастная мать молодого казака. Гибель иностранного подданного в русской крепости. На дороге валялась разрубленная пополам свинья.

Б) Гроза в горах. Чаепитие в осетинской сакле. Отличный чугунный чайник! История прапорщика. Одна княжна и десять баранов, охота на кабана и подстреленная лошадь. Расставание попутчиков.

В) Уснувший денщик и украшенная сабля. Морские приключения пехотного офицера в грязном городишке. Песня о «буйной головушке». Честные нарушители закона.

4. Сопоставьте высказывания двух героев повести «Княжна Мери». Кто эти герои? Какой

художественный приём используется автором для их характеристики?

Жены местных властей… менее обращают внимания на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум.

Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев. Как на диких. И какое им дело, есть ли ум под нумерованной фуражкой и сердце под толстой шинелью?

Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком нелепой мелодрамой.

Милый мой, я ненавижу людей, чтоб не презирать их, потому что иначе жизнь была бы слишком отвратительным фарсом.

Я его также не люблю: и я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из несдобровать.

Я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьёте, я вас зарежу ночью из-за угла.

5. В каком порядке должны располагаться повести, чтобы соответствовать хронологии событий? Почему в романе хронологическая точность повествования утрачивает значение?

6. Сравните две пейзажные зарисовки — из романа «Герой нашего времени» и поэмы «Мцыри»:

Со всех сторон горы неприступные , … а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымённой речкой, шумно вырывающейся из чёрного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуёю.

…Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры.

Струи Арагвы и Куры…

Лишь серебристой бахромой

Вершины цепи снеговой

Вдали сверкали предо мной

Да в берега плескал поток.

Выделите наиболе устойчивые атрибуты лермонтовского пейзажа. В стилистике какого литературного направления строится нарисованная автором пейзажная картина? Каково ближайшее контекстуальное окружение каждого фрагмента?

7. По жанру «Герой нашего времени» является социально-психологическим и философским романом.Но каждая часть имеет свою жанровую специфику. Соотнесите название частей романа и жанр.

А) «Бэла»

1) романтическая повесть

Б) «Максим Максимыч»

2) психологическая повесть

В) «Тамань»

3) путевые заметки

Г) «Княжна Мери»

4) философская повесть

Д) «Фаталист»

5) рассказ.

8. Чей это портрет: «Наружность… отвечала вполне его характеру. Высокий рост и смуглый цвет лица, чёрные волосы, чёрные проницательные глаза…»?

А) Грушницкого, б) Вулича, в) Вернера. г) драгунского капитана, д) Печорина.

9. Что читал Печорин в ночь перед дуэлью?

А) Ф. Шиллер «Коварство и любовь», б) А. Смит «Исследования о природе и причинах богатства народов», в) В. Скотт «Шотландские пуритане», г) Дж. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда», д) А. де Мюссе «Исповедь сына века».

10. Кому из героев «исповедуется» Печорин?

А) Максиму Максимычу, б) Вернеру, в) княжне Мери, г) Грушницкому, д) Вере.

11. Где окончил свои дни Печорин?

12. С какой целью введены в роман пейзажные зарисовки?

«Солнце казалось мне тускло. Лучи его меня не грели..». «Солнце едва выказалось из-за зелёных вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление…»

А) изображение красоты Кавказа, б) углубление характеристики героя, в) изменение душевного состояния героя, г) плавное развитие сюжета.

13.Почему роман заканчивается повестью «Фаталист»?

А) она наиболее направленная по содержанию, б) в ней меньше всего раскрывается характер главного героя. В) композиционный приём, выражающий веру автора в человека, г) в повести поставлены такие философские проблемы, как жизнь, смерть, судьба.

14. «Герой нашего времени» был назван критиками «реалистическим произведением». Однако в романе присутствуют и элементы романтизма. Выделите эти элементы среди следующих тем и мотивов:

А) герой — типичный представитель русской дворянской молодёжи 30-х годов XIX века.

Б) мотив человеческой свободы, рока, судьбы.

В) социально-историческая проблематика.

Г) сатирическое изображение жизни представителей «водяного общества».

Д) романтические герои – Ундина, Янко.

Е) место действия – Кавказ.

Ж) мотив непонятости, одиночества, скитаний.

З) тема «маленького человека».

Роман «Герой нашего времени»

Вариант 1

Прочитайте отрывок из романа и выполните задания

Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял измученного коня, который, хрипя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.

Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно. Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать уже ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! — одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ей руку… Я молился, проклинал плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья! Бог знает, какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей… И между тем я все скакал, погоняя беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж спотыкнулся на ровном месте… Оставалось пять верст до Ессентуков — казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.

Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут! Но вдруг поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод — напрасно: едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв последнюю надежду; попробовал идти пешком — ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал.

И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие — исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся.

Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горячую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? — ее видеть? — зачем? не все ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться.

Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок.

Все к лучшему! это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию. Плакать здорово; и потом, вероятно, если б я не проехался верхом и не был принужден на обратном пути пройти пятнадцать верст, то и эту ночь сон не сомкнул бы глаз моих.

Я возвратился в Кисловодск в пять часов утра, бросился на постель и заснул сном Наполеона после Ватерлоо.

Когда я проснулся, на дворе уж было темно. Я сел у отворенного окна, расстегнул архалук — и горный ветер освежил грудь мою, еще не успокоенную тяжелым сном усталости. Вдали за рекою, сквозь верхи густых лип, ее осеняющих, мелькали огне в строеньях крепости и слободки. На дворе у нас все было тихо, в доме княгини было темно.

Взошел доктор: лоб у него был нахмурен; и он, против обыкновения, не протянул мне руки.

— Откуда вы, доктор?

— От княгини Лиговской; дочь ее больна — расслабление нервов… Да не в этом дело, а вот что: начальство догадывается, и хотя ничего нельзя доказать положительно, однако я вам советую быть осторожнее. Княгиня мне говорила нынче, что она знает, что вы стрелялись за ее дочь. Ей все этот старичок рассказал… как бишь его? Он был свидетелем вашей стычки с Грушницким в ресторации. Я пришел вас предупредить. Прощайте. Может быть, мы больше не увидимся, вас ушлют куда-нибудь.

Он на пороге остановился: ему хотелось пожать мне руку… и если б я показал ему малейшее на это желание, то он бросился бы мне на шею; но я остался холоден, как камень — и он вышел.

Вот люди! все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его, видя невозможность другого средства, — а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы, даже самые добрые, самые умные!..

(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)

Дайте краткие ответы на вопросы теста

В1. Укажите название главы романа «Герой нашего времени», из которого взят приведенный фрагмент.

В2. От чьего лица ведется повествование в данном фрагменте?

В3. Как называется изобразительное средство, которое использует автор: «в туче, отдыхавшей на гребне… гор», «Подкумок, пробираясь по камням, ревел»?

В4. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их характеристикой, данной в романе. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ

ХАРАКТЕРИСТИКА В РОМАНЕ

А) Вернер

Б) Грушницкий

В) Печорин

1) «Производить эффект – их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия».

2) «…взгляд его – непродолжительный, но проницательный и тяжёлый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен».

3) «Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твёрдой походке и бодрому виду».

4) «Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием».

В5. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

ПЕРСОНАЖИ

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

А) Вернер

Б) Грушницкий

В) Печорин

1) убит на дуэли

2) умер по дороге из Персии

3) застрелен пьяным казаком

4) маскирует последствия дуэли

В6. Укажите название средства иносказательной выразительности: «мысль… молотком ударяла мне в сердце»,

В7. Как называется изобразительное средство: «как ребёнок заплакал», «остался холоден, как камень»?

В8. Как называется скрытая насмешка, к которой прибегает автор: «Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок»?

В9. Как в литературе называется композиционный приём, основанный на изображении картин природы (например, утро после погони)?

Мини-сочинения

Напишите развёрнутые ответы на вопросы (15-20 предложений)

С1. Что именно заставило Печорина совершить погоню и какие черты характера героя проявились в этой сцене?

С2. Каковы основные особенности психологизма Лермонтова и кого из писателей можно назвать продолжателем его традиций в изображении «души человеческой»?

Роман «Герой нашего времени»

Вариант 2

Прочитайте приведённые ниже фрагменты произведений и выполните задание 1.

1. Сопоставьте фрагмент романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» с приведёнными ниже строфами из главы четвёртой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и ответьте на вопрос. В чём похожи и чем различаются Онегин и Печорин в приведённых фрагментах? (70 — 150 слов)

Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? К чему это женское кокетство? Вера меня любит больше, чем княжна Мери будет любить когда-нибудь; если б она мне казалась непобедимой красавицей, то, может быть, я бы завлёкся трудностью предприятия…

Но ничуть не бывало! Следовательно, это не та беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые годы молодости, бросает нас от одной женщины к другой, пока мы найдём такую, которая нас терпеть не может: тут начинается наше постоянство — истинная бесконечная страсть, которую математически можно выразить линией, падающей из точки в пространство; секрет этой бесконечности — только в не-возможности достигнуть цели, то есть конца.

Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? Бедняжка! он вовсе её не заслуживает. Или это следствие того скверного, но непобедимого чувства, которое заставляет нас уничтожать сладкие заблуждения ближнего, чтоб иметь мелкое удовольствие сказать ему, когда он в отчаянии будет спрашивать, чему он должен верить: «Мой друг, со мною было то же самое, и ты видишь, однако, я обедаю, ужинаю и сплю преспокойно и, надеюсь, сумею умереть без крика и слёз!»

А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше не способен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое моё удовольствие — подчинять моей воле всё, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашёл бы бесконечные источники любви. Зло порождает зло; первое страдание даёт понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить её к действительности: идеи — создания органические, сказал кто-то: их рождение даёт уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует; от этого гений, прикованный к чиновническому столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением, при сидячей жизни и скромном поведении, умирает от апоплексического удара.

Страсти не что иное, как идеи при первом своём развитии: они принадлежность юности сердца, и глупец тот, кто думает целую жизнь ими волноваться: многие спокойные реки начинаются шумными водопадами, а ни одна не скачет и не пенится до самого моря.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

VII

 Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей

И тем её вернее губим

Средь обольстительных сетей.

Разврат, бывало, хладнокровный

Наукой славился любовной,

Сам о себе везде трубя

И наслаждаясь не любя.

Но эта важная забава

Достойна старых обезьян

Хвалёных дедовских времян:

Ловласов обветшала слава

Со славой красных каблуков

И величавых париков,

VIII

Кому не скучно лицемерить,

Различно повторять одно,

Стараться важно в том уверить,

В чём все уверены давно,

Всё те же слышать возраженья,

Уничтожать предрассужденья,

Которых не было и нет

У девочки в тринадцать лет!

Кого не утомят угрозы,

Моленья, клятвы, мнимый страх,

Записки на шести листах,

Обманы, сплетни, кольцы, слёзы,

Надзоры тёток, матерей

И дружба тяжкая мужей!

IX

Так точно думал мой Евгений.

Он в первой юности своей

Был жертвой бурных заблуждений

И необузданных страстей.

Привычкой жизни избалован,

Одним на время очарован,

Разочарованный другим,

Желаньем медленно томим,

Томим и ветреным успехом,

Внимая в шуме и в тиши

Роптанье вечное души,

Зевоту подавляя смехом:

Вот как убил он восемь лет,

У тратя жизни лучший цвет.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин»

Выполните задания теста

  1. Найдите логическую ошибку в формулировке вопроса:

А) Как княжна Мери обращалась к Максиму Максимычу?

Б) Сколько лет Максим Максимыч прослужил в Тифлисе?

В) На каком языке разговаривали друг с другом Казбич и Печорин?

  1. Перед вами – «творческие пересказы» повестей из романа «Герой нашего времени». К какой из повестей относится каждый пересказ?

А) Осечка («азиатские курки часто осекаются»), казацкая сабля. Несчастная мать молодого казака. Гибель иностранного подданного в русской крепости. На дороге валялась разрубленная пополам свинья.

Б) Кайшаурская долина. Гроза в горах. Чаепитие в осетинской сакле. Отличный чугунный чайник! История прапорщика. Одна княжна и десять баранов. Расставание попутчиков.

В) Уснувший денщик и украденная сабля. Морские приключения пехотного офицерав грязном городишке. «Ундина». Честные нарушители закона.

3. В приведенных ниже фрагментах романа звучат отголоски разных произведений русских писателей. Восстановите «оригиналы» процитированных Лермонтовым отрывков, укажите произведения и их авторов. Какова роль этих литературных реминисценций в лермонтовском повествовании?

А) …В это время показалась на дороге шумная и блестящая кавалькада: дамы в чёрных и голубых амазонках, кавалеры в костюмах, составляющих смесь черкесского с нижегородским; впереди ехал Грушницкий с княжною Мери.

Б) Нигде так много не пьют кахетинского вина и минеральной воды, как здесь.

Но смешивать два этих ремесла

Есть тьма охотников – я не из их числа.

В) На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук…

Г) Всё, что я говорю о них, есть только следствие

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет

1 вариант

1)Кому из героев романа дана В. Г. Белинским следующая характеристика: «Это тип старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа и золотое сердце… »

2) О ком эти слова: «Ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания….»

3) Накануне дуэли Печорин спрашивает себя: «…зачем я жил? для какой цели я родился?..» и делает вывод: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных…»

Как закончилась жизнь героя?

4) На какую черту в характере Печорина обратил внимание Максим Максимыч?

5) Кто рассказывает читателю о событиях, произошедших в Тамани?

6)Как ведёт себя Печорин по отношению к судьбе?

2 вариант

Определите героя по портрету: «…Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… А уж ловок-то, ловок-то был, как бес!..»

Кого Печорин описал так? «Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос — все это было для меня обворожительно.…»

От чьего лица ведётся повествование в романе «Герой нашего времени»?

Что привлекло Печорина в Бэле?

Назовите контрабандистов из главы «Тамань». Почему они названы «честными»?

Кого называют фаталистом?

3 вариант

Действие повести «Бэла» происходит…

Печорина звали:

О ком из героев романа Печорин сделал следующую запись в своем дневнике?

«…он из тех людей, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект — их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия. Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами — иногда тем и другим…»

Почему Печорин разлюбил Бэлу?

Как восприняли контрабандисты Печорина и его вмешательство в их жизнь?

Назовите казака, совершившего убийство в главе «Фаталист».

4 вариант

Расположите хронологически названия глав романа «Герой нашего времени»

О ком Лермонтов пишет: «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу»?

О ком Печорин говорит: «У нее такие бархатные глаза — именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках».

Чем Казбич и Азамат отличаются от Печорина?

Как Печорин воспринял смерть Бэлы?

Верит ли Печорин в судьбу?

Скачать

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Контрольная работа.
По роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
1 вариант.
А часть.

1. Определите, к какому периоду творчества поэта относятся указанные произведения М.Ю.Лермонтова:
а) «Мцыри», «Демон», «Корсар».
б) «Герой нашего времени», «Дума», «Смерть поэта».
А реалистический
Б романтический

2п.__
4п.__

2. Назовите воинское звание каждого персонажа: а) Печорин ______ прапорщик,
б) Максим Максимыч ____ штабс-капитан
в) Вулич _ поручик ______
г) Грушницкий юнкер

3. «Герой нашего времени» — это:
а) любовный роман
б) политический роман
в) нравственно-философский роман.

1п.__
1п.__

4. Во что слепо верит Вулич:
а) в бога
б) в судьбу
в) в своё высокое предназначение
г) в удачу.

5. Найдите фактическую ошибку в формулировке вопроса:
а) Сколько лет Максим Максимыч прослужил в Тифлисе?
б) Как княжна Мери обращалась к Максиму Максимычу?
в) На каком языке общались между собой Печорин и Казбич?

1п.__
1п.__

6.В главе «Тамань» Печорин сталкивается с:
а) шайкой разбой…

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найдите три ошибки в приведенном тексте регуляция сердечной деятельности
  • Найдите три ошибки в приведенном тексте реакции матричного синтеза
  • Найдите три ошибки в приведенном тексте расшифровка генетического кода
  • Найдите три ошибки в приведенном тексте щитовидная железа укажите
  • Найдите три ошибки в приведенном тексте растительная клетка