Найдите фактические ошибки в фрагменте сочинения кеннет бауэрс

  1. Какие проблемы не поднимаются автором текста?

1. Проблема единства
народов и культур.

2. Проблема адаптации
иностранцев в Америке.

3. Проблема отсутствия
у американцев исторического и культурного
наследия.

  1. Выберите из предложенных вариантов вступлений те, которые сообщают об основной проблеме исходного текста.

  1. Кто из нас
    не помнит Маугли, героя одноименной
    сказки Р. Киплинга? Невероятные испытания
    выпали на его долю, и единственная
    фраза: «Мы с тобой одной крови – ты и
    я»! – диких зверей превращала в друзей
    и помощников. Прекрасная сказка, навеное,
    больше для взрослых, потому что учит
    любви ко всему окружающему, учит жить
    в полной гармонии с миром…

Она невольно
вспомнилась, когда я читал
текст______________________________,

посвященный
проблеме______________________________________________________

  1. У Л.Н.
    Толстого в дневнике есть интересная
    запись о том, что «могучее средство к
    истинному счастью в жизни – это без
    всяких законов пускать из себя во все
    стороны, как паук, целую паутину любви
    и ловить туда все, что попало…». Подобные
    основы миросозерцания проповедует и
    герой рассказа_______________________________.

  2. У российской
    эмиграции в Америке непростая судьба.
    Многие наши соотечественники вынуждены
    были покинуть страну, чтобы на чужбине
    реализовать свою потребность открыто
    говорить на родном языке. Зачастую в
    Америке их встречала по-настоящему
    дружная семья подобных им скитальцев.
    Об этих «собратьях по несчастью» и
    говорит автор
    очерка________________________________________________________.

  1. Объясните
    роль повторов в предложениях с 31 по 38.

  2. Какое
    определение проблемы неверно в данном
    случае:

1)острая,
2)важная 3)животрепещущая 4)спорная
5)актуальная 6)серьезная.

  1. Найдите
    5 орфографических и 2 пунктуационные
    ошибки в комментарии к основной проблеме
    текста.

Злободневность
этой морально-этической проблемы не
вызывает сомнений. Сегоднешний мир
буквально раздерают межнациональные
распри: не один выпуск новостей ни
обходится без сообщений о кровавых
стычках, и войнах на национальной,
религиозной, и рассовой почве.

  1. Выберите
    из списка произведений те, в которых
    герои говорят о проблеме всеобщего
    единения, братства людей.

1)Тургенев
«Отцы и дети» 2)Толстой «Война и мир»
3)Горький «На дне» 4)Булгаков «Мастер
Маргарита» 5)Шолохов «Тихий Дон»

  1. Выразите
    свое мнение по проблеме исходного
    текста, аргументируйте его.

  2. Напишите,
    как Довлатов выражает свое отношение
    к изображаемому.

  3. Найдите
    фактические ошибки в фрагменте сочинения.

Кеннет
Бауэрс очень доброжелательно относится
ко всем людям без исключения, считает
всех своими родственниками, и ряд
однородных членов предложения (мой
дедушка, мой дядя, мой племянник) позволяет
в этом убедиться. Автора просто поразила
жизненная позиция старого мастера, и
свои растерянность и удивление С.
Довлатов передал с помощью лексических
повторов(8, 18, 29 предложения) и гиперболы
(35 – 37 предложения).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

ЕГЭ-УРОК

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЕЮ В ФОРМАТЕ С

Задание1.. Прочитайте текст. Выполните задания к нему.

(1)Как-то в Америке понадобились мне новые ключи.(2)Захожу в мастерскую. (3) У прилавка – мужчина лет шестидесяти.

— (4) Я – Кеннет Бауэрс, — представился он и включил станок.

(5)Над его головой я увидел портрет длинноволосого старика.

-(6)Ты его знаешь – кто это? – спросил мистер Бауэрс. – (7)Мой дедушка – Альберт Эйнштейн!

(8)Я выразил изумление.

— (9)Вы – еврей? – говорю.

(10)Надо же было что-то сказать.

(11)- Я – американец, — ответил Кеннет Бауэрс, не прерывая работы.

(12)Затем указал на старинную фотографию. (13)Пожилой мужчина в очках склонился над книгой.

(14)- Ты знаешь, кто это? – спросил мистер Бауэрс. – (15)Великий ирландский писатель Джойс… (16)Мой дядя!

 (17)- Значит, вы – ирландец? – сказал я.

(18)Надо же было что-то сказать.

(19)- Я – американец, — ответил Кеннет Бауэрс, не прерывая работы, — теперь взгляни сюда.

(20)Он показал мне цветной фотоснимок. (21)Чернокожий боксер облокотился на канаты ринга.

(22)- Узнаешь? (23) Это великий боксер Мохаммед Али. (24)Мой племянник…

(25)Признаться, я несколько оробел. (26)Кеннет Бауэрс выглядел совершенно здоровым.

(2?)Взгляд его был насмешлив и проницателен.

(28)- Значит, вы – мусульманин? – сказал я.

(29)Надо же было что-то сказать.

(30)- Я – американец, — ответил Кеннет Бауэрс, не прерывая работы.

(31)- Эти люди – ваши родственники?

(32)- Да, — сказал он.

— (33)Все эти люди – родственники?

— (34)Безусловно, — сказал он.

— (35)Люди всего мира? (36)Всех национальностей? (37)Всех эпох?

-(38) Ты абсолютно прав, — сказал мистер Бауэрс, — ты умнее, чем я думал.(39)Он закончил работу и протянул мне ключи.

(40)Я поблагодарил и расплатился.

(41)Мистер Бауэрс с достоинством кивнул.

(42)Уходя, я еще раз спросил:

— (43)Все люди мира – родственники? (44) Братья?

— (45)Вне малейшего сомнения, — ответил Кеннет Бауэрс и добавил: — (46)Будешь в нашем районе, занеси мне свою фотографию…

(По  С. Довлатову)

1.Какие проблемы НЕ поднимаются автором текста?

  1. Проблема единства народов и культур.
  2. Проблема адаптации иностранцев в Америке.
  3. Проблема отсутствия у американцев исторического и культурного наследия.

2. Объясните роль повторов в данном фрагменте.

— (31)Эти люди – ваши родственники?

— (32)Да,- сказал он.

— (33)Все эти люди – родственники?

— (34)Безусловно, — сказал он.

— (35)Люди всего мира? (36)Всех национальностей? (37)Всех эпох?

— (38)Ты абсолютно прав, — сказал мистер Бауэрс…

____________________________________________________________

____________________________________________________________

3.Вычеркните из предложенных характеристик проблемы то определение, которое в данном случае неверно.

1) острая              3) животрепещущая        5) актуальная

2) важная             4) спорная                        6) серьезная

4.Найдите 5 орфографических и 1 пунктуационную ошибку в комментарии к основной проблеме текста.

        Злободневность этой морально-этической проблемы не вызывает сомнений. Сегоднешний мир буквально раздерают межнациональные распри: не один выпуск новостей ни обходится без сообщений о кровавых стычках и войнах на национальной, религиозной, и рассовой почве.

5.Прокомментируйте следующую ситуацию:

(25)Признаться, я несколько оробел. (26) Кеннет Бауэрс выглядел совершенно здоровым.

6. Выберите из списка произведений те, в которых герои, как и Кеннет Бауэрс, говорят о проблеме всеобщего единения, братства людей.    

1) И.С. Тургенев «Отцы и дети»

2) Л.Н. Толстой «Война и мир»

3) М. Горький «На дне»

4) М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

5) М.А. Шолохов «Тихий Дон»

7. Выразите свое мнение по проблеме исходного текста, аргументируйте его, используя читательский опыт (см. предыдущее задание).      

8. В художественном тексте автор чаще всего не дает прямых оценок событиям, героям или их действиям: читатель сам должен это сделать. Авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер и т.д. Напишите, как С. Довлатов выражает свое отношение к изображаемому.

  • Найдите фактические ошибки в фрагменте сочинения.

Кеннет Бауэрс очень доброжелательно относится ко всем людям без исключения, считает их своими родственниками, и ряд однородных членов предложения («мой дедушка», «мой дядя», «мой племянник») позволяет в этом убедиться. Автора просто поразила жизненная позиция старого мастера, и свои растерянность и удивление С. Довлатов передал с помощью лексических повторов (8, 18, 29 предложения) и гиперболы (35-37 предложения).

  • Объясните смысл финального предложения.

(42)Уходя, я еще раз спросил:

— (43)Все люди мира – родственники? (44)Братья?

— (45) Вне малейшего сомнения, — ответил Кеннет Бауэрс и добавил: — (46)Будешь в нашем районе, занеси мне свою фотографию…

  • Исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях.
  1. Я импонирую теми людьми, которых всех людей считают братьями.
  2. Недавно мы приехали с санатория, на котором я встретил такого же человека, как Кеннет Бауэрс.
  3. Мнение многих на эту проблему будет неоднозначным.
  4. Кеннет Бауэрс сказал, что «я американец», и, когда он будет в его районе, чтобы занес свою фотографию.
  5. В формировании такого доброжелательного отношения к окружающим особую роль имеют личные свойства характера человека.

Задание 2. Прочитайте текст Д. Гранина, ответьте на вопросы.

        Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче неприменимо – не те условия. Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием «принципиальность». Вместо человека чести – человек принципов…

        Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? Как может устареть понятие чести, которая дается человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?

        Мне вспоминается случай, связанный с именем А.П.Чехова. В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почетные академики. В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признает это. «Я поздравил сердечно, и я же признаю выборы недействительными – такое противоречие не укладывается в моем сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, — писал он в Академию наук. – И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня звания почетного академика». А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.

        Убеждения, конечно, вещь необходимая. Но есть такое простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. Оно не подтверждено никаким документом, справкой. Просто слово. Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. Да мало ли что еще. Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привез. Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство – слово, дано было слово.

Д. Гранин

1. Какова тема текста?

____________________________________________________________

2. Какие основные проблемы текста можно обозначить?

________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как можно охарактеризовать проблему текста (подчеркните необходимое):

  • нравственная;
  • экологическая;
  • социальная;
  • психологическая;
  • философская;
  • социально-психологическая;
  • социально-философская;
  • социально-значимая;
  • социально-нравственная

4. Выражена ли в тексте позиция автора по данному вопросу?

Задание 3. Прочитайте текст ученического сочинения и ответьте на вопросы.

        «Понятие чести нынче неприменимо, несовременно, оно устарело. Вместо него вводится другое понятие – «принципиальность»! Что означает честь для каждого из нас?» — вот вопрос, над которым задумывается автор статьи Д. Гранин.

        Проблему чести, поднятую в тексте, можно назвать важной и значимой для многих из нас, и особенно в настоящее время. Молодое поколение, к сожалению, не имеет сформировавшегося представления об этой нравственной категории. Мы живем в мире по законам «осязаемого» благополучия, материальных, а не духовных ценностей. Другими словами, в мире «бесчестном». С этой позиции проблему, заявленную автором данного текста можно назвать социально-нравственной: от того, как многие из нас выстроят свое представление о чести, зависит будущее государства в целом.

        Автор стремится донести до читателя мысль о том, что для чести – «не те условия». Он вспоминает, что в середине 19 века, например, честь дамы и собственное доброе имя защищали на дуэлях. Д. Гранин акцентирует внимание читателя: «Честь нужно беречь».

        Я не могу не согласиться с мнением автора, призывающего открыть для себя такое понятие, как «честь», и жить по ее законам. На мой взгляд, понятие чести не просто уместно, а необходимо в современном мире. Ведь людям должно быть важно, что о них подумают другие и как отреагируют на совершенные ими поступки.

        В русской литературе к проблеме чести и достоинства обращались многие поэты и писатели: Л.Н.Толстой, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов. Так, например, в повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкин создает образ Петра Гринева, который, несмотря на все ошибки, совершенные им на жизненном пути, выполняет завет своего отца: становится солдатом, а не «шаматоном», бережет честь смолоду. Хотя Петр Гринев не раз оказывается в руках Пугачева, он ни разу не нарушает военной присяги, даже в тех случаях, когда ему грозит смерть. Герой никогда не изменяет ни Отечеству, ни семье, ни своей возлюбленной. Гринева по праву можно назвать человеком чести..

        Кроме того, в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» проблема чести и достоинства звучит не менее пронзительно. Григорий Александрович Печорин вступается за честь Мери и наказывает «презрительным словом» поручика Грушницкого, проявившего неуважение по отношению к девушке. При этом герой понимает, что рискует своей жизнью, ведь Грушницкий публичного позора перенести не сможет и решится на отмщение. Но честь офицера, мужская честь – одно из нравственных, главных качеств Григория Печорина, и мы уважаем его за это.

        Итак, прочитав текст Д.Гранина, я пришла к выводу, что тем, кто не знаком с понятием чести, нужно задуматься над этим вопросом. А тем, кто знает, что такое истинное благородство души, нужно научиться его беречь

1.Как определяет автор сочинения тему прочитанного текста? (Выделите это предложение и вынесите на поля символ Т.)

  1. Преобразована ли тема текста в проблемный вопрос? (Выделите конструкцию, вынесите символ ПТ.)
  2. Какова, согласно работе ученика, основная идея текста Д. Гранина?
  3. Какими конструкциями в своей работе учащийся оформляет комментарий к проблеме, заявленной автором? (Выделите эти конструкции, вынесите символ КП.)
  4. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет позицию автора, рассуждающего о чести? (Выделите эти конструкции, вынесите на поля символ ПА.)
  5. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет свое мнение по проблеме текста? Является ли часть текста рассуждением или представляет собой констатацию: утверждение-согласие с позицией автора? (Выделите эти конструкции, вынесите на поля символ СМ.)
  6. Приведены ли учащимся доказательства собственного мнения по проблеме, обозначенной автором? Содержатся ли в доказательствах иллюстрации к выдвинутому аргументу? (Выделите собственно аргумент и иллюстрацию к аргументу, вынесите на поля символы Д1, А1, Ил.1; Д2, А2, Ил.2)
  7. Сделан ли учащимся вывод, завершающий рассуждение? (Выделите конструкцию-вывод и вынесите на поля символ В.)

Условные обозначения:

Т – тема текста;

Т – проблема текста;

КП – комментарий проблемы

ПА — позиция автора

СМ – собственное мнение по проблеме

Д1, А1, Ил. 1; Д2, А2, Ил.2 – структура доказательства (Д1, Д2):

собственно аргументы (А1, А2); иллюстрации к аргументу (Ил. 1,

Ил. 2);

В – вывод в сочинении ученика.

Исходный текст 19

КНИГИ

Однажды я услышал разговор двоих. Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше.

  • Ты читал «Тома Сойера»?
  • Нет.
  • А «Вия»?
  • Нет.
  • Счастливый, — вздохнул с завистью старший.

И, правда, можно было позавидовать. Мальчишке только еще предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. Он только еще будет глазами, расширенными от ужаса и восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Все это впереди. Важно лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти прекрасные книги.

По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он этих драгоценных книг — он обворован. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год — разница невелика. В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день — открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Вот почему и страшно потерять напрасно хоть час в пору этих золотых лет. Представьте себе, что годков через десять с бывшим первоклассником, с тем самым, которому мы позавидовали, состоялся бы такой разговор:

  • «Войну и мир» читал?
  • Смотрел в кино.
  • А «Белые ночи»?
  • -Тоже. Не понравилось. «Дама с собачкой» лучше.

Тут уж никто бы не позавидовал девственной нетронутости ума и несомненной примитивности чувств своего собеседника. Мы бы, скорей всего, ужаснулись: «Неужели книги не научили его чувствовать, думать? Неужели он прошел мимо них?!» Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.

Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. Ребята, с которыми я разговорился в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, о полете на Луну, о событиях в мире. Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, технике и политических событиях, они знали бы еще и стихи — много стихов! — Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов. Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотесанной.

(По С. Михалкову)

3. Информация о тексте

Основные 1) роль чтения в детстве – в период становлении личности человека;
проблемы: 2) проблема влияния книги на судьбу человека.
Позиция автора: 1) общение с книгой особенно важно в детстве, в период формирования личности;
2) вовремя прочитанная книга может определить психологию, мировоззрение, нравственные принципы человека.

Текст 20

1)Наукой заниматься трудно. 2)Это хорошо знает тот, кто посвятил ей жизнь. 3)Научное призвание всегда связано с большой долей риска и смелости, поскольку ученый взваливает на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан проявлять поистине изощренное терпение в своей работе, не говоря уже о ежедневно переживаемой им драме личной борьбы с интеллектуальной темнотой во имя достижения ясности. 4)Научная мысль примечательна тем, что она является одним их организующих начал человеческой психики и что она направлена на сохранение, постоянное обновление, исправление, пересмотр результатов своей деятельности. 5)Именно поэтому она предполагает смелость, постоянство, упорство, что и придает будничному труду ученого подлинный драматизм.

6)Наукой заниматься не только трудно. 7)Наукой заниматься необходимо. 8)Исследовательская деятельность – мудрый педагог – воспитывает личность, развивает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления. 9)По-моему, чем больше людей получают навыки исследования, тем лучше обществу. 10)При помощи ума человек может не только познать мир, но может своей волей изменять среду обитания, создавать новое качество, не существовавшее до того в природе.

11)Наукой заниматься не только необходимо. 12)Наукой нужно заниматься. 13)Во-первых, потому, что преодоленная трудность приносит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызывает желание повторить собственный подвиг и вновь испытать сладость победы. 14)Во-вторых, потому, что исследовательская деятельность придает смысл повседневности. 15)В-третьих, потому, что настоящий ученый получает удовольствие от самой черновой, собственноручно выполняемой работы.

16)Предмет познания неисчерпаем не только для разума, но и для любви, наших чувств. 17) «Почему вы всю жизнь занимаетесь червями?» — спросили одного ученого. 18) «Червяк такой длинный, а жизнь такая короткая», — ответил он. 19)Давно прозвучали эти слова, и вот в одном их городков Австралии открыли… Музей червей, там посетителям предлагают почувствовать себя в роли червяка, проползти по лабиринту, побыть «внутри» червяка. 20)Вы хотели бы посетитьэтот музей? 21)Хотели бы сводить туда своих детей? 22)Вы гордились бы этим музеем, если бы он был в вашем городе, рассказывали бы о нем своим гостям? 23)А вы подумайте, началось все с любви исследователей-одиночек к своим предметам исследования.

24)Труд и любовь. 25)Труд удовольствие. 26)Труд и радость от труда, сразу же – радость, не тогда, когда плоды и результаты,, а радость до вызревания плодов, в трепетном ожидании их и выращивании.

27)Наукой приятно заниматься потому, что она, как зонтик над головой, уберегает от мелких, въедливых, обвальных неприятностей, не позволяя им властвовать душой. 28)Обида на товарища, сказавшего не то или не так, критика со стороны начальства, скандал в семье, непонятное недомогание – любой негативный фактор теряет силу, как только мы погружаемся в мир собственных исследований. 29)Даже самый искусный мозг не способен одновременно классифицировать накопленный материал и накопленные неприятности. 30)В этом плане наука целебна для здоровья. 31)Наука помогает пережить беду, поскольку, хоть и на короткий срок, но сильно и крепко овладевает пострадавшим сознанием.

(По В. Харченко)

Проблема: проблема влияния научной деятельности на жизнь и привычки человека (как влияет наука на жизнь и привычки человека?)Позиция автора: научная деятельность требует завидного терпения, упорства, смелости; она приносит ученому удовольствие и радость и помогает выжить в сложных жизненных обстоятельствах.

Текст 21

1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. 2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. 3)На освещенном мощными огнями теплоходе. 4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия…

5)Я вышел из рубки на крыло мостика. 6)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими.7)Я поднял к глазам бинокль. 8)в стеклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, темные от дождя чехлы и птицы – распушенные ветром мокрые комочки. 9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.

10)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своем долгом пути на юг. 11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, еще лежит снег, а деревья проснулись. 12)И все вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы.13)Это не опишешь. 14)Это возвращает в детство. 15)И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.

16)И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. 17)За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. 18)Скрывается именно русская радость, со всей ее нежностью, скромностью и глубиной. 19)И как проста русская песня, так проста живопись.

20)И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа жизни общества, — в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства – будить и освещать в соплеменнике чувство родины.

21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. 22)Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. 23)Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолетного, но счастья. 24)А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. 25)Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины!

(По В. Конецкому)

Проблема: 1) проблема назначения искусства (какое произведение можно считать настоящим произведением искусства?) 2) проблема ощущения родины (с чем связано ощущение родины у русского человека?)Позиция автора: 1) настоящее произведение искусства «будит и освещает в соплеменнике чувство родины. 2) ощущение родины у русского человека – это ощущение счастья.3. Контрольные сочинения по заданиям

Текст №1

1)Как-то в Америке понадобились мне новые ключи. 2)Захожу в мастерскую. 3)У прилавка – мужчина лет шестидесяти.

— 4)Я – Кеннет Бауэрс, — представился он и включил станок. 5)Над его головой я увидел портрет длинноволосого старика.

— 6)Ты его знаешь – кто это? – спросил мистер Бауэрс. – 7)Мой дедушка – Альберт Эйнштейн!

8)Я выразил свое изумление.

— 9)Вы еврей? – говорю. 10)Надо же было что-то сказать.

— 11)Я – американец, — ответил Кеннет Бауэрс, не прерывая работы. 12)Затем указал на старинную фотографию. 13)Пожилой мужчина в очках склонился над книгой.

— 14)Ты знаешь, кто это? – спросил мистер Бауэрс. – 15)Великий ирландский писатель Джойс… 16)Мой дядя!

— 17)Значит, вы – ирландец? – сказал я. 18)Надо же было что-то сказать.

-19)Я – американец, ответил Кеннет Бауэрс, не прерывая работы, — теперь взгляни сюда.

20)Он показал мне цветной фотоснимок. 21)Чернокожий боксер облокотился на канаты ринга.

-22)Узнаешь? 23)Это великий боксер Мохаммед Али. 24)Мой племянник…

25)Признаться, я несколько оробел. 26)Кеннет Бауэрс выглядел совершенно здоровым. 27)Взгляд его был насмешлив и проницателен.

— 28)Значит, — вы мусульманин? – сказал я. 29)Надо же было что-то сказать.

-30)Я – американец, ответил Кеннет Бауэрс, не прерывая работы.

— 31)Эти люди – ваши родственники?

— 32)Да, — сказал он.

— 33)Все эти люди – родственник?

— 34)Безусловно, — сказал он.

— 35)Люди всего мира? 36)Всех национальностей? 37)Всех эпох?

— 38)Ты абсолютно прав, — сказал мистер Бауэрс, — ты умнее, чем я думал. 39)Он закончил работу и протянул мне ключи. 40)Я поблагодарил и расплатился. 41)Мистер Бауэрс с достоинством кивнул. 42)Уходя, я еще раз спросил:

— 43)Все люди мира – родственники? 44)Братья?

— 45)Вне малейшего сомнения, — ответил Кеннет Бауэрс и добавил: — 46)Будешь в нашем районе, занеси свою фотографию…

(По С. Довлатову)

Задания

  1. Какие проблемы не поднимаются автором текста?

1. Проблема единства народов и культур.

2. Проблема адаптации иностранцев в Америке.

3. Проблема отсутствия у американцев исторического и культурного наследия.

  1. Выберите из предложенных вариантов вступлений те, которые сообщают об основной проблеме исходного текста.
  1. Кто из нас не помнит Маугли, героя одноименной сказки Р. Киплинга? Невероятные испытания выпали на его долю, и единственная фраза: «Мы с тобой одной крови – ты и я»! – диких зверей превращала в друзей и помощников. Прекрасная сказка, навеное, больше для взрослых, потому что учит любви ко всему окружающему, учит жить в полной гармонии с миром…

Она невольно вспомнилась, когда я читал текст______________________________,

посвященный проблеме______________________________________________________

  1. У Л.Н. Толстого в дневнике есть интересная запись о том, что «могучее средство к истинному счастью в жизни – это без всяких законов пускать из себя во все стороны, как паук, целую паутину любви и ловить туда все, что попало…». Подобные основы миросозерцания проповедует и герой рассказа_______________________________.
  2. У российской эмиграции в Америке непростая судьба. Многие наши соотечественники вынуждены были покинуть страну, чтобы на чужбине реализовать свою потребность открыто говорить на родном языке. Зачастую в Америке их встречала по-настоящему дружная семья подобных им скитальцев. Об этих «собратьях по несчастью» и говорит автор очерка________________________________________________________.
  1. Объясните роль повторов в предложениях с 31 по 38.
  2. Какое определение проблемы неверно в данном случае:

1)острая, 2)важная 3)животрепещущая 4)спорная 5)актуальная 6)серьезная.

  1. Найдите 5 орфографических и 2 пунктуационные ошибки в комментарии к основной проблеме текста.

Злободневность этой морально-этической проблемы не вызывает сомнений. Сегоднешний мир буквально раздерают межнациональные распри: не один выпуск новостей ни обходится без сообщений о кровавых стычках, и войнах на национальной, религиозной, и рассовой почве.

  1. Выберите из списка произведений те, в которых герои говорят о проблеме всеобщего единения, братства людей.

1)Тургенев «Отцы и дети» 2)Толстой «Война и мир» 3)Горький «На дне» 4)Булгаков «Мастер Маргарита» 5)Шолохов «Тихий Дон»

  1. Выразите свое мнение по проблеме исходного текста, аргументируйте его.
  2. Напишите, как Довлатов выражает свое отношение к изображаемому.
  3. Найдите фактические ошибки в фрагменте сочинения.

Кеннет Бауэрс очень доброжелательно относится ко всем людям без исключения, считает всех своими родственниками, и ряд однородных членов предложения (мой дедушка, мой дядя, мой племянник) позволяет в этом убедиться. Автора просто поразила жизненная позиция старого мастера, и свои растерянность и удивление С. Довлатов передал с помощью лексических повторов(8, 18, 29 предложения) и гиперболы (35 – 37 предложения).

  1. Объясните смысл финального предложения.
  2. Исправьте речевые и грамматические ошибки в предложениях:
  1. Я импонирую теми людьми, которых всех людей считают братьями.
  2. Недавно мы приехали с санатория, на котором я встретил такого же человека, как Кеннет Бауэрс.
  3. Мнение многих на эту проблему будет неоднозначным.
  4. Кеннет Бауэрс сказал, что «я американец», и, когда он будет в его районе, чтобы занес мне его фотографию.
  5. В формировании такого доброжелательного отношения к окружающим особую роль имеют личные свойства характера человека.

12. Используя материалы заданий, напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту.

Текст 2

1)Комплекс неполноценности – огромная сила. 2)Вот только неясно – разрушительная или созидательная.

3)Молодой Шикльгрубер увлекался рисованием. 4)Причем творил в сентиментальном духе. 5)С особым рвением изображал цветы.

6)Значительного таланта не обнаружил.

7)Обиделся. 8)Надулся. 9)И постепенно стал Адольфом Гитлером…

10)Случалось такое и на русской почве. 11)Савинков в молодости писал стихи. 12)Выпустил три довольно посредственных романа. 13)Успеха не достиг.

14)И с горя пошел убивать министров.

15)Есть мнение, что особо кровожадные злодеи формируются из неудавшихся лирических поэтов.

16)Примеров достаточно. 17)Сталин, Дзержинский Махно…

18) Половина нынешнего мирового терроризма балуется лирическими стихами. 19)Недостаток таланта делает их чрезвычайно опасными людьми…

20)И так было всегда.

21)Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. 22) Толкнуть на ужасающие злодеяния. 23)А может возвысить до небес.

24)Жил в Германии хрупкий, болезненный юноша. 25)Заикался от неуверенности. 26)Избегал развлечений.

27)И только за роялем он преображался. 28)Звали его Моцарт. 29)Говорят, Сальери выглядел куда более полноценным…

30)Академика Сахарова знает весь мир. 31)Его называют совестью России. 32)Такому человеку можно без опасений доверить собственную жизнь…

33)Когда-то Сахаров изобрел водородную бомбу. 34)Подарил советскому государству оружие неслыханной мощи. 35)Объективно способствовал росту коммунистического влияния.

36)Он принадлежал к верхушке советской элиты. 37)Удостоился всех мыслимых благ.

38)Впоследствии его охватили нравственные сомнения. 39)Научное открытие могло послужить силам зла. 40)Сахарова мучило ощущение вины. 41)Его угнетал тяжелый комплекс раскаяния.

42)Наконец, он возвратил государству полученные деньги. 43) Заинтересовался социальными проблемами.

44)Так началась его общественная деятельность. 45)Её результаты трудно переоценить.

46)Сахаров – чуть ли не единственная инстанция, противостоящая коммунистическому режиму.

47)А началось все с водородной бомбы… 48)Так бывает…

49)Нечто подобное творится с атомной энергией. 50)Ею можно обогреть весь земной шар. 51)А можно расколоть на тысячу частей.

52)По нашему усмотрению…

53)Что же это такое – комплекс неполноценности? 54)Вечный тормоз или вечный двигатель? 55)Проклятие или благодать?

56)Я думаю, это зависит от нас.

(По С. Довлатову)

Задания

  1. В каких предложениях содержится авторский взгляд на вопрос: что такое комплекс неполноценности?

1) 1 2)21-23 3)49-51 4)56

2. К какому разряду можно отнести данную проблему?

1)философская 2)психологическая 3)общественно-политическая

3. Какие из утверждений верны?

1)По мнению автора, комплекс неполноценности может привести к непредсказуемым последствиям.

2)Лирические поэты с недостатком таланта неизбежно становятся кровожадными злодеями.

3)Комплекс вины и раскаяния заставил академика Сахарова противостоять коммунистическому режиму.

4. Определите, с помощью какого языкового средства выразительности автор сумел доказать, что «комплекс неполноценности – огромная сила» в предл. 21 и 23:

1)однородные члены предложения

2)контекстуальные антонимы

3)сравнительный оборот

5. Термин «комплекс неполноценности» принадлежит психиатру А. Адлеру. Он утверждал, что «этот комплекс даже полезен, потому что человек, решая свои проблемы, вынужден совершенствоваться». Назовите номера предложений, доказывающих обратное.

6.Продолжите комментарий проблемы, сформулировав авторскую позицию.

Эта проблема вечна, как мир. Наверное, 90% всех людей в какой-то степени испытывали или испытывают комплекс неполноценности. Но для одних он становится движущей силой на пути к совершенству, а для других – источником постоянной депрессии. С. Довлатов попытался найти ответ, из чего вырастает комплекс неполноценности и как его можно превратить в «вечный тормоз или двигатель». Автор считает, что________________________________.

7. В каких предложениях есть этическая ошибка:

1)Поиски ответа на вопрос о том, что такое комплекс неполноценности, лежат далеко за гранью обывательских рассуждений.

2)Зигмунд Фрейд, основоположник теории психоанализа, писал о том, что данное понятие далеко не однозначно.

3)Околонаучные размышления С. Довлатова о том, что «особо кровожадные злодеи формируются из неудавшихся лирических поэтов», кажутся мне просто нелепыми.

4)При этом основной силой, способной «усмирить» комплекс, является одобрение окружающих, а не отсутствие таланта, которое ставит во главу угла автор очерка, слабо разбирающийся в психологии человека.

8. Исправьте речевые и грамматические ошибки:

1)Прочитав этот текст, мне пришла в голову мысль о моих комплексах.

2)Автор уделил серьезное внимание на проблему комплекса неполноценности.

3)С. Довлатов в своем рассказе рассказывает о комплексе неполноценности.

4)Комплексом неполноценности и «звездной болезнью», разрушающей психику человека, страдают гораздо больше людей, чем это можно представить.

9. Какое средство выразительности использовал автор в предложениях 50, 51?

1)олицетворение 2)контекстные антонимы 3)метафора 4)сравнение 5)однородные члены

10. Используя материалы заданий, напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту.

Цели:


  • подготовить учащихся к написанию сочинения по
    типовому варианту заданий ЕГЭ (часть С1);
  • формировать и развивать у выпускников
    коммуникативные навыки (способность понимать
    высказывание, строить монологическое
    высказывание на общественно значимую тему),
    умение обобщать информацию, убедительно
    аргументировать мысль.
  • Воспитывать уважительное отношение к чужому
    мнению, формировать умение корректно и
    доказательно обосновать свою мысль.

Задачи: проанализировать текст С.Довлатова;
познакомить с точкой зрения автора текста на
поставленную им проблему; сформулировать
авторскую позицию; помочь старшеклассникам
выразить свое мнение по проблеме, предложенной в
тексте; аргументировать собственную позицию по
поводу прочитанного.

Подготовительный этап: знакомство с текстом,
работа со словарём.

Задание к уроку (группам): выписать из
толкового словаря значения слов, близких словам
толерантность и нетерпимость.

Методы: частично-поисковый,
объяснительно-иллюстративный.

Тип: развитие речи.

Оборудование: исходный текст; критерии
оценки сочинения-рассуждения; портфолио;
наглядный материал.

План.


  1. Лексическая разминка.
  2. Индивидуальные собщения.
  3. Работа с текстом.
  4. С/р №1 (в парах): тест.
  5. С/р № 2(в группах) + инд. задание.
  6. Д/з: написать сочинение-рассуждение;
    индивидуальное задание: сочинение по тексту
    С.Довлатова “Однажды мы ехали в нью-йоркском
    метро…”. Дополнительное задание: объяснить
    орфограммы из лексической разминки.
  7. Работа с текстом художественной литературы
    (С.Довлатов “Однажды мы ехали в нью-йоркском
    метро…”).

1. Вводно-мотивационный этап:

Учащиеся стоят.

— Здравствуйте. Все готовы к уроку?

— Сегодня на занятии мы с вами будем готовиться
к написанию сочинения-рассуждения. Данный урок
второй. Первый был посвящен теоретической
подготовке. Мы с вами собрали теоретический
материал в портфолио. На сегодняшнем занятии мы
будем с вами реализовать на практике полученные
знания. Целью нашего урока является отработка
критериев части С, а также развитие умения
анализировать текст.

— Оценивать на занятии вы будете себя сами.
Система оценивания у нас, как всегда,
накопительная. В конце урока каждый получит
оценки, в зависимости от успешности выполнения
заданий. Работать мы будем по следующему плану.

— Обратите внимание, что работать вы будете и в
парах, и в группах, а некоторые получат
индивидуальные задания. Дома вы напишите
сочинение по тому тексту, с которым мы будем
работать сегодня на уроке.

Садитесь.

— Сегодня урок развития речи. И начать разговор
хотелось бы со слов Дорис Лессинга: “Спорьте,
заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога,
размышляйте, хоть криво, да сами”. — Какой смысл
скрыт в этих словах?

— Человека разумного отличает способность
размышлять. Об уровне развития мышления
свидетельствует умение владеть письменной
монологической речью. Умение это рождается не
сразу. Именно этим мы занимались на уроках
развития речи, и работу эту продолжим сегодня и
на последующих уроках.

Запишите тему урока.

1. Начнём урок с лексической разминки.

Дома у вас было задание выписать из Толкового
словаря слова и выражения, связанные с понятиями
толерантность и нетерпимость.

-Ч то обозначают эти слова? (Терпимостъ к иному
мировоззрению, образу жизни, поведению, обычаям.
То есть уважение к другим культурам).

— Итак, какие слова вы нашли? (Ребята называют
слова, учитель вывешивает карточки со словами на
доске)

Космополитизм (от др. греч. — космополит,
гражданин мира) — мировоззрение, идея мирового
гражданства, ставящая общечеловеческие интересы
и ценности выше интересов отдельной нации, либо
такое понятие отрицающая.

КОСМОПОЛИТ

космополита, м. (греч. — вселенная и — гражданин)
(книжн.). Человек, не считающий себя принадлежащим
к какой бы то ни было национальности, собств.
признающий весь мир своим отечеством.

Веротерпимость — терпимость к чужой религии,
признание её права на существование.

Миролюбие — стремление к сохранению мира,
мирных отношений.

Милосердие — готовность помочь кому-нибудь или
простить кого-нибудь из сострадания,
человеколюбия.

Гуманизм — гуманность, человечность в
общественной деятельности, в отношении к людям.

Терпимость — умение без вражды, терпеливо
относиться к чужому мнению, взглядам, поведению.

Ксенофобия — 1) болезненный, навязчивый страх
перед незнакомыми людьми; 2) ненависть,
нетерпимость к чему-нибудь чужому, незнакомому,
иностранному.

Конфронтация — противостояние, противоборство
(политическая).

Рознь — вражда, ссоры(религиозная рознь).

Расизм — реакционная теория и политика,
утверждающая превосходство одной расы над
другой.

Шовинизм — крайний национализм, проповедующий
национальную и расовую исключительность и
разжигающий национальную вражду и ненависть.

Национализм — 1) проявление психологии
национального превосходства; 2) идеология и
политика, исхлодящая из идей национального
превосходства и противопоставления своей нации
другим.

Экстремизм — приверженность к крайним взглядам
и мерам. (Обычно в политике)

Агрессия — открытая неприязнь, вызывающая
враждебность.

Учащийся называет слово и значение, вставая.

— Кто выписал более 5 слов? Поставьте 5 баллов на
полях.

У кого от З до 5 — 4 балла. 1-2 слова — 3 балла. Кто не
выполнил это задание — 0 баллов.

— Тема лексической разминки не случайна. Слова,
с которыми мы познакомились сегодня, я надеюсь,
помогут нам лучше понять смысл текста, над
которым мы будем работать, а также пополнят ваш
словарный запас.

2. Дома, кроме работы с Толковым словарём,
некоторые получили и индивидуальные задания.

2 человека готовили выразительное чтение
текста и 1 человек-индивидуальное сообщение.
Анализировать мы будем очерк “Понадобились мне
…” из цикла “Сентиментальный марш” Сергея
Донатовича Довлатова. О нём небольшое сообщение,
а также стенд подготовила Филина Оксана.
Посмотрите…

Послушайте сообщение. Особое внимание обратите
на следующую информацию: в какой стране Довлатов
получил широкое признание? В каких городах и
странах он проживал?

Чтение сообщения.

Ответы на вопросы.

(В Америке)

— Эту информацию вы можете использовать в
сочинениях.

1. А в какой части сочинения вы можете это
сделать? Вспомним структуру сочинения.

Учащиеся называют.

— Проверим! Откройте портфолио и посмотрите.

(Памятка №1) Всё правильно назвали, ничего не
перепутали? (Вывесить на доску).

— А что такое тема текста? Прочитайте
определение из портфолио памятка №2).

— Итак, сейчас вы прослушаете текст и ответите
на вопрос: Какова тема данного текста? У вас на
столах лежат тексты, можете маркером или ручкой
отметить ключевые слова (слова с одинаковым или
похожим значением, которые чаще всего
употреблены в этом тексте).

Итак, слушаем.

Выразительное чтение текста 2 учениками. (2-3
минуты)!

По мере чтения вывешиваются портреты
А.Эйнштейна, Д.Джойса, Мохаммеда Али.

Итак, о чём этот текст? Назовите тему… Какие
ключевые слова вы выделили? (Все люди — братья).

А какое слово из лексической разминки подойдёт
больше всего?

Толерантность, космополитизм.

А что такое проблема текста? Прочитайте
определение из портфолио. (Памятка №2)

А вот проблему нашего текста и авторскую
позицию вы определите сами, выполнив
самостоятельную работу №1 в дарах.

Можете друг с другом совещаться.

— А как может быть выражена авторская позиция?
Прочитайте в портфолио. Памятка №4) У нас
текст относится к какому стилю? (К
художественному).

Обратите внимание на это при выборе ответа.

Выполняя тестовые задания, вы можете выбрать 1
или несколько вариантов ответа.

Время — 5 минут. Та пара, которая справится с
заданием раньше, делает дополнительное задание
на оценку.

Ответы:

1) 2, 3, 4.

2) 3.

3) 2.

4) 2, 3, 5.

Дополнительно: 2, 4, 5.

Самопроверка. Выставление оценок. (1 задание — 1
балл: дополнительное – максимально З балла)

В каких заданиях вы ошиблись?

Фронтальный опрос.

Итак, проблема текста — проблема единства
народов и культур. Кто выбрал другую? Почему

Авторская позиция выражена словами Кеннета
Бауэрса, что “люди всего мира — родственники”.
Т.е. Кеннет Бауэр, герой очерка, всех людей мира
разных национальностей считает своими
родственниками, братьями, и учит этой мудрости
окружающих. Безусловно, его можно назвать
толерантным человеком, космополитом.

— Какие слова из нашей разминки близки
мировоззрению Кеннета Бауэрса? Распределите на 2
колонки. 2 ученика выходят к доске.

Космополитизм

Веротерпимость

Гуманизм

Миролюбие

Терпимость

Милосердие

рознь

ксенофобия

шовинизм

национализм

конфронтация

Экстремизм

агрессия

расизм

В каких произведениях нам встречается подобная
проблема? …

Назовите…

(“Война и мир” Толстого, “На дне”Горького,
“Тихий Дон”Шолохова.)

Можно ли назвать эту проблему важной и острой?

Да, она актуальна, так как в России проживает
около двухсот народов и народностей, и
обострение межнациональных отношений может
привести к трагическим последствиям. Что мы и
наблюдаем сейчас, например, на Северном Кавказе и
в других местах мира. Подобные столкновения
являются следствием национализма(например,
акции скинхедов).

Запишите проблему и авторскую почтило.

Продолжим работу с текстом.

Разделимся на 2 группы (по рядам), каждая
группа получает индивидуальное задание.
Распределите обязанности в группе, чтобы успеть
выполнить все задания. Выберите в каждой группе
человека, который будет отвечать Вспомним ешё
раз структуру сочинения… (Называют)

Начинать надо со … вступления.

Я предлагаю несколько вариантов вступления.
Выберите подходящее к нашему тексту.
Прокомментируйте эту проблему. При затруднении
можете воспользоваться подсказкой.

В этом случае — минус 1 балл при оценивании.

Этой работой будет заниматься группа № 1.

2 группа сформулирует авторскую позицию,
выразит своё согласие или несогласие с мнением
автора и приведёт аргументы (не менее 2-х). Вы
также можете в случае затруднения обратиться к
подсказке, но на тех же условия (минус 1 балл).

Время работы — 7 мин.

У каждой группы есть и дополнительные задания,
за правильное выполнение которых вы получите
дополнительный балл.

А один учащийся получает индивидуальное
задание: написать сочинение из предложенного
материала, вернее, соединить части
“конструктора” устно.

Проверка: Чтение ответов учащимися. Обсуждение.
Выставление оценок: в группах ставят
самостоятельное 1 балл за каждое задание) +1 балл
за дополнительное.

Дополнительное задание проверяется по
контрольной карте (взаимопроверка между
группами).

Чтение сочинения (индивидуальное задание).

Итог урока.

Итак, сегодня на уроке мы…Что делали? Что
запомнилось? (Проанализировали предложенный
текст с учетом требований, предъявляемых к
выполнению части С: выделили проблему, авторскую
позицию, охарактеризовали языковые особенности
текста С. Довлатова, попытались корректно и
доказательно выразить собственную точку зрения.)

Ещё раз обращаю ваше внимание на эпиграф.
Сегодня вы рассуждали, размышляли, ошибались, но
всё-таки сами. И, я надеюсь, вы это умение будете
развивать и совершенствовать.

Надеюсь, что это занятие поможет вам успешно
выполнить домашнее задание — написать сочинение.

А некоторые получают индивидуальное задание —
сочинение по тексту С.Довлатова “Однажды мы
ехали в нью-йоркском метро…”. Дополнительное
задание: объяснить орфограммы в словах из
лексической разминки.

Самостоятельная работа № 1

Ответы (на обратной стороне доски):

  1. 2) 3) 4)
  2. 3)

  3. 2)
  4. 2) 3) 5)
  5. Дополнительное: 2, 4, 5

Самостоятельная работа №2 (устная проверка)

1 группа:

1. 3, 4.

2. 2 (назвать ошибки)

Нельзя не заметит, что рассказчик изумлён
беседой с Кеннетом Бауэрсом, для которого все
люди- родственники. В самом деле, кому из нас
приходила мысль считать человечество одной
большой и дружной семьёй? Однако автор так
выстраивает диалог своих героев, что читатель
невольно задумывается о несомненной правоте
мудрого мастера.

2 группа:

  1. Авторская позиция выражена словами Кеннета
    Бауэрса, что “все люди- родственники …братья”
  2. Любые два аргумента.

Дополнительное.

Проверка по контрольной карте:

  1. Мне импонируют те люди, которые всех людей
    считают братьями.
  2. Недавно мы приехали из санатория, в котором я
    встретил такого же человека, как Кеннет Бауэрс.
  3. Мнение многих по этой проблеме неоднозначно.
  4. Кеннет Бауэрс сказал, что он американец, и
    попросил меня занести ему свою фотографию.

(1)Как-то в Америке понадобились мне новые ключи. (2)3ахожу в мастерскую. (3)У прилавка — мужчина лет шестидесяти.

— (4)Я — Кеннет Бауэрс, — представился он и включил станок.

(5)Над его головой я увидел портрет длинноволосого старика.

— (6)Ты его знаешь — кто это? — спросил мистер Бауэрс. — (7)Мой деду­шка — Альберт Эйнштейн!

(8)Я выразил изумление.

— (9)Вы — еврей? — говорю.

(Ю)Надо же было что-то сказать.

— (11)Я — американец, — ответил Кеннет Бауэрс, не прерывая работы. (12)3атем указал на старинную фотографию. (13)Пожилой мужчина в очках склонился над книгой.

— (14)Ты знаешь, кто это? — спросил мистер Бауэрс. — (15)Великий ир­ландский писатель Джойс… (16)Мой дядя!

— (17)3начит, вы — ирландец? — сказал я.

(18)Надо же было что-то сказать.

— (19)Я — американец, — ответил Кеннет Бауэрс, не прерывая работы, — теперь взгляни сюда.

(20) Он показал мне цветной фотоснимок. (21)Чернокожий боксер облокотился на канаты ринга.

— (22)Узнаешь? (23)Это великий боксер Мохаммед Али. (24)Мой племянник…

(25)Признаться, я несколько оробел. (26)Кеннет Бауэрс выглядел совершенно здоровым.

(27)Взгляд его был насмешлив и проницателен.

— (28)3начит, вы — мусульманин? — сказал я.

(29)Надо же было что-то сказать.

— (30)Я — американец, — ответил Кеннет Бауэрс, не прерывая работы.

— (31)Эти люди — ваши родственники?

— (32)Да, — сказал он.

— (ЗЗ)Все эти люди — родственники?

— (34) Безусловно, — сказал он.

— (35)Люди всего мира? (Зб)Всех национальностей? (37)Всех эпох?

— (38)Ты абсолютно прав, — сказал мистер Бауэрс, — ты умнее, чем я ду­мал. (39)Он закончил работу и протянул мне ключи.

(40)Я поблагодарил и расплатился.

(41)Мистер Бауэрс с достоинством кивнул.

(42)Уходя, я еще раз спросил:

— (43)Все люди мира — родственники? (44)Братья?

— (45)Вне малейшего сомнения, — ответил Кеннет Бауэрс и добавил: — (46)Будешь в нашем районе, занеси мне свою фотографию…

(По С. Довлатову)

1. Какие проблемы НЕ поднимаются автором текста?

1. Проблема единства народов И культур.

2. Проблема адаптации иностранцев в Америке.

3. Проблема отсутствия у американцев исторического и культурного на­следия.

| Справка I

| Основная проблема — Это та, |

| • которая стала объектом раздумий автора; |

| • над которой он в основном размышляет; |

$ • к которой он неоднократно возвращается; |

| • по которой отчетливо заявлена авторская позиция. I

2. Выберите из предложенных вариантов вступлений те, которые сообщают об основной проблеме исходного текста.

1) Один из героев писателя Ю. Трифонова говорил, что человек — это нить, протянувшаяся через года, мельчайшая нервная клеточка истории, по которой, если ее выделить и рассмотреть отдельно, можно многое расска­зать о том периоде времени, в котором он жил. Действительно, как много нового узнают потомки, прочитав статью о

2) «Во внутреннем мире человека доброта — это солнце»,— утверждал В. Гюго. В самом деле, вряд ли что-то еще может сравниться по силе воздейс­твия с этим качеством. К доброму человеку тянутся все, греясь его теплом и вниманием, и сами потом становятся источником светлой душевной энергии. Это заметил и писатель, который, обратившись к примеру из своей жизни, заставляет читателя серьезно задуматься над проблемой.

3) Кто из нас не помнит Маугли, героя одноименной сказки Р. Кип­линга? Невероятные испытания выпали на его долю, и единственная фраза: «Мы с тобой одной крови — ты и я»! — диких зверей превращала в друзей и помощников. Прекрасная сказка, наверное, больше для взрослых, потому что учит любви ко всему окружающему, учит жить в полной гармонии с миром…

Она невольно вспомнилась мне, когда я читала текст посвященный проблеме.

4) У Л. Н. Толстого в дневнике есть интересная запись о том, что «могу­чее средство к истинному счастью в жизни — это без всяких законов пус­кать из себя во все стороны, как паук, целую паутину любви и ловить туда все, что попало…» Подобные основы миросозерцания проповедует и герой рассказа.

5) У российской эмиграции в Америке непростая судьба. Многие наши соотечественники вынуждены были покинуть страну, чтобы на чужбине реализовать свою потребность открыто говорить на родном языке. Зачас­тую в Америке их встречала по-настоящему дружная семья подобных им скитальцев. Об этих «собратьях по несчастью» и говорит автор очерка

3. Объясните роль повторов в данном фрагменте.

— (31)Эти люди — ваши родственники?

— (32)Да, — сказал он.

— (ЗЗ)Все эти люди — родственники?

— (34) Безусловно, — сказал он.

— (35)Люди всего мира? (36) Всех национальностей? (37) Всех эпох?

— (38)Ты абсолютно прав, — сказал мистер Бауэрс…

4. Вычеркните из предложенных характеристик проблемы то определение, которое в данном случае неверно.

1) острая

2) важная

3) животрепещущая

4) спорная

5) актуальная

6) серьезная

5. Найдите 5 орфографических и 1 пунктуационную ошибку в коммен­тарии к основной проблеме текста.

Злободневность этой морально-этической проблемы не вызывает сомнений. Сегоднешний мир буквально раздерают межнациональные распри: не один выпуск новостей ни обходится без сообщений о кровавых стычках, и войнах на национальной, религиозной, и рассовой почве.

6. Прокомментируйте следующую ситуацию:

(25)Признаться, я несколько оробел. (26)Кеннет Бауэрс выглядел совершенно здоровым.

7. Выберите из списка произведений те, в которых герои, как и Кеннет Бауэрс, говорят о проблеме всеобщего единения, братства людей.

1) И. С. Тургенев «Отцы и дети»

2) Л. Н. Толстой «Война и мир»

3) М. Горький «На дне»

4) М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

5) М. Шолохов «Тихий Дон»

8. Выразите свое мнение по проблеме исходного текста, аргументируй­те его, используя читательский опыт (см. предыдущее задание).

| Обратите внимание! г

| Без оценочных слов (см. табл, ниже), помогающих передать впе — | Зчатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулиро — s |ванной! I

8 • С удовольствием прочитал… >

| • нельзя остаться равнодушным… *

I • К сожалению,… |

8 • К немалому удивлению, узнал, что… $

| • убежденность автора в правильности данных им оценок не может j

| не вызвать симпатии читателя |

8 • разделяя негодование автора, хочу сказать, что… $

I • Оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает 1

8. Восхищение!

9. • возмущает (радует, восхищает, огорчает и т. п.) то, что… ;

I • Интересно то, как автор… и т. п.

Справка

Аргументами также являются

• ссылки

На передачи

• положения официальных

Телевидения,

Радио, кинофильмы

Документов

• имена

Исторических дея-

• различные общественные за­

Телей

Коны

• ссылки

На признанные ав-

• законы природы

Торитеты и их произведения

• народная мудрость:

• свидетельства очевидцев

Пословицы, поговорки, приметы

• названия событий

И т. п.

• цитаты

• статистические данные

• даты

• научные данные

• различные факты (место,

• примеры из художественной,

Обстоятельства, участники собы-

• научно-популярной, исторической

Тий)

Литературы

• собственные наблюдения

• примеры из жизни окружа­

И выводы

Ющих

10. Вы знаете, что в отличие от публицистического стиля функция убеждения в Художественном стиле Вторична:

• автор исследует и анализирует общие темы и проблемы на конкретных, индивидуальных примерах;

• он словами рисует образы, картины, мысли, поступки, действия для того, чтобы:

А) дать возможность читателю представить описываемые события;

Б) передать свои эмоции;

В) вызвать ответные чувства и переживания;

• автор чаще всего не дает прямых оценок событиям, героям или их дей­ствиям: читатель сам должен это сделать;

• авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер и т. д.

Напишите, как С. Довлатов выражает свое отношение к изобра жаемому.

11. Найдите фактические ошибки в фрагменте сочинения.

Кеннет Бауэрс очень доброжелательно относится ко всем людям без исключения, считает всех своими родственниками, и ряд однородных членов предложения («мой дедушка», «мой дядя», «мой племянник») позволяет в этом убедиться. Автора просто поразила жизненная позиция старого мастера, и свои растерянность и удивление С. Довлатов передал с помощью лексических повторов (8,18, 29 предложения) и гиперболы (35-37 предложения ).

12. Объясните смысл финального предложения.

(42)Уходя, я еще раз спросил:

— (43)Все люди мира — родственники? (44)Братья?

— (45)Вне малейшего сомнения, — ответил Кеннет Бауэрс и добавил: — (46)Будешь в нашем районе, занеси мне свою фотографию…

13. Исправьте речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях.

Я импонирую теми людьми, которых всех людей считают братьями.

Недавно мы приехали с санатория, на котором я встретил такого же человека, как Кеннет Бауэрс.

Мнение многих на эту проблему будет неоднозначным.

Кеннет Бауэрс сказал, что «я американец», и, когда он будет в его районе, чтобы занес мне его фотографию.

В формировании такого доброжелательного отношения к окружающим особую роль имеют личные свойства характера человека.

14. Используя материалы заданий, напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найдите утверждение в котором содержится ошибка абсолютный показатель преломления
  • Найдите тут ошибку где ошибка
  • Найдите тут ошибку 1 2 3 ответ
  • Найдите три ошибки экосистемы сформированные в результате
  • Найдите три ошибки цитология это