Вопрос школьника по предмету Русский язык
. Найдите предложение с ошибками, вызванными незнанием лексического значения слова.
1) Побывать на вернисаже картин известного художника.
2) Сегодня в театре аншлаг.
3) Наш сосед – абонемент городской телефонной сети.
4) Состоялось открытие монумента в честь Бородинского сражения
Ответ учителя по предмету Русский язык
Ответ:
3)
абонемент — это право пользования чем-либо в течение определённого срока и документ, подтверждающий это право.
абонент — владелец абонемента.
Предложения под вариантами А и Б составлены с ошибками. Рассмотрим эти ошибки подробнее:
А. Сообщи в газету о свободных вакансиях. Вакансия — это свободная должность (рабочее место). Незнание лексического значения этого слова привело к возникновению тавтологического сочетания (сообщи о свободных свободных должностях).
Б. Мы вернулись в родные пенаты. Пенаты — это римские боги хранители и покровители домашнего очага. Поэтому можно вернуться «к пенатам», т.е. вернуться к родным богам, значит в свой дом. Правильный вариант написания этого предложения — «мы вернулись к родным пенатам».
Остальные предложения составлены правильно.
Значит ответ к этому заданию — варианты А и Б.
ТЕСТ. ТЕСТ. ТЕСТ
Стартовый контроль
знаний, умений и навыков по русскому языку
Продолжение. См. № 15/2008
8-й КЛАСС
ЧАСТЬ 1
Выполните задания А1–А19.
А1. В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?
1) ЛгАла;
2) клАла;
3) пролИла;
4) порвАла.
А2. Найдите предложение с ошибками,
вызванными незнанием лексического значения
слова.
1) Побывать на вернисаже картин известного
художника.
2) Сегодня в театре аншлаг.
3) Наш сосед – абонемент городской телефонной
сети.
4) Состоялось открытие монумента в честь
Бородинского сражения.
А3. В каком слове пишется и?
1) В прославивш_м автора романе;
2) с сильно бьющ_мся сердцем;
3) в побледневш_м небе;
4) на качающ_мся пароме.
А4. В каком слове пишется буква я?
1) Пол_щие дачники;
2) недорого сто_щие книги;
3) бре_щий полет;
4) леч_щий врач
А5. На месте каких цифр необходимы запятые?
Решив это (1) Маша (2) ожидающая его в
переполненной комнате (3) не обращая ни на кого
внимания (4) молча пошла по лестнице (5) ведущей
наверх (6) и не спеша открыла дверь.
1) 1, 2, 3, 4, 5; 2) 1, 2, 3, 5, 6; 3) 1, 2, 3, 4, 5, 6; 4) 2, 3, 5, 6.
А6. Укажите грамматически правильное
продолжение предложения Читая текст учебника,
1) не отвлекайтесь;
2) каждая фраза должна обдумываться;
3) необходим словарь;
4) это займет не меньше часа.
А7. Укажите предложение, в котором границы
(вертикали) причастного оборота определены
неправильно (запятые не проставлены).
1) Гигантские самосвалы | несущие на горбу гору
каменных глыб | осторожно въезжали на мост.
2) Собранная с деревьев листва | закружилась в
вихре и стала подниматься кверху.
3) Высокое летнее небо | наполненное солнечным
блеском | сквозило голубизной.
4) Ветер перелистывает книгу | забытую на столе.
А8. В каком предложении не нужно ставить
тире?
1) Геология это наука о строении, составе,
истории земной коры.
2) Лень и трусость самые дурные пороки.
3) Льды как льды, пустыни как пустыни.
4) У войны короткий путь, у любви далекий.
А9. В каком словосочетании не
пишется слитно?
1) (Не)проснувшийся город;
2) (не)заживающая долго рана;
3) работа (не)проделана;
4) (не)смыкая глаз.
А10. В каком слове на месте пропуска пишется и?
1) Раста_вший снег;
2) застав_вший отступить;
3) разве_ли сомнения;
4) ла_л на незнакомца.
А11. В каком слове на месте пропуска пишется о?
1) Свернуть направ_;
2) глядеть искос_;
3) наесться досыт_;
4) отмыть добел_.
А12. В каком слове на месте пропуска пишется
буква н?
1) На улице безветре_о;
2) поступать ветре_о;
3) студентка сосредоточе_а и внимательна;
4) не раз чита_ая книга.
А13. Укажите ошибку в определении части речи,
которая ведет к неверному написанию слова.
Ни перед кем не побоялась бы она обнаружить
свои мысли, и никакая сила не могла бы ее
заставить молчать.
1) Ни перед кем – частица ни с
местоимением;
2) не побоялась – частица не с
глаголом;
3) никакая – местоимение с частицей ни;
4) не могла бы – частица бы.
А14. В каком предложении есть пунктуационная
ошибка?
1) Артем нажимал на подвешенный к перекладине
рычаг, раздувавший кожаные мехи.
2) Волчиха неслась мимо Василия слева направо, и
он видел ее ощеренную пасть, свешенный набок
язык, белые клыки.
3) Дорожки сада были усыпаны крупным гравием
хрустевшим под ногами, а с боков обставлены
большими розовыми раковинами.
4) Взбаламученная вода плескалась, набегая на
истоптанный за ночь песок.
А15. В какой строке допущена ошибка в
употреблении падежной формы?
1) Согласно приказу;
2) оплатив проезд;
3) отличать плохое от хорошего;
4) благодаря хорошего расписания.
А16. В каком слове на месте пропуска пишется и?
1) В течени_ пятнадцати минут;
2) напиток наподоби_ кофе;
3) в следстви_ вмешался прокурор;
4) впоследстви_ я узнал.
А17. В каком предложении выделенное
слово – предлог?
1) (В)следствии по этому делу были допущены
ошибки.
2) (На)счет в банке поступили новые средства.
3) (В)следствие включились новые люди.
4) (В)течение месяца мы завершили работу.
А18. В каком предложении частица,
заключенная в скобки, пишется слитно?
1) Вслед за другими мы то(же) пошли в музей.
2) Ничто не изменилось: так(же) бежала река,
так(же) шумел лес.
3) Я хочу жить так(же), как и ты.
4) Это было то(же) здание.
А19. В каком предложении на месте пропуска
пишется буква е?
1) Н_ перед кем не побоялась бы она обнаружить
свои мысли.
2) Каждый раз н_ могу н_ удивляться!
3) Сколько н_ звал, он не оглянулся.
Прочитайте текст и выполните задания В1–В6,
С1.
(1) Почему телевизор частично заменяет сейчас
книгу? (2) Да потому, что телевизор заставляет вас
не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть
поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас
отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть
и что смотреть. (3) Но постарайтесь выбирать книгу
по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на
свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы
поймете, что есть много книг, без которых нельзя
жить, которые важнее и интереснее, чем многие
передачи. (4) Я не говорю: перестаньте смотреть
телевизор. (5) Но я говорю: смотрите с выбором. (6)
Тратьте свое время на то, что достойно этой траты.
(7) Читайте же больше и читайте с величайшим
выбором. (8) Определите сами свой выбор,
сообразуясь с тем, какую роль приобрела
выбранная вами книга в истории человеческой
культуры, чтобы стать классикой. (9) Это значит,
что в ней что-то существенное есть. (10) А может
быть, это существенное для культуры человечества
окажется существенным и для вас?
(Д.С. Лихачев. Письма о добром и
прекрасном)
ЧАСТЬ 2
В1. Определите часть речи слова поудобнее
в предложении 2.
В2. Выпишите из текста деепричастия.
В3. Из предложений 4–8 выпишите частицу(ы).
В4. Из 1-го предложения выпишите слово,
образованное суффиксальным способом.
В5. Из 8-го предложения выпишите слово(а), в
котором(ых) букв меньше, чем звуков.
В6. Из 3-го предложения выпишите союзы.
ЧАСТЬ 3
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из
проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию автора. Напишите,
согласны или не согласны вы с точкой зрения
автора. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте.
9-й КЛАСС
ЧАСТЬ 1
Выполните задания А1–А19.
А1. В каком слове верно обозначен ударный
гласный?
1) ЭкспЕрт;
2) кОклюш;
3) дремотА;
4) катАлог.
А2. Укажите фразеологизм со значением
«большое количество чего-либо».
1) Между двух огней;
2) ни два ни полтора;
3) как звезд на небе;
4) лежать мертвым грузом.
Укажите слово с суффиксом -ок-.
1) Срок;
2) стожок;
3) клок;
4) ток.
А4. В каком предложении слова одеть –
надеть употреблены неверно?
1) Мама песню напевала, одевала дочку.
2) Девочка надевала белую сорочку.
3) В такой бесконечный дождь нужно одеть
резиновые сапоги.
4) Одень, обуй и накорми его.
А5. В какой строке на месте пропуска пишется
буква а?
1) К_рикатура, погл_щать, вопл_тить,
тр_нслировать;
2) благосл_влять, спарт_киада, об_гащать, р_сток;
3) декл_рация, предпол_гать, п_норама, огл_-шать;
4) уд_литься, об_няние, выр_щенный, прик_-сновение.
А6. В каком слове на месте пропуска пишется
буква е?
1) Он дыш_т;
2) он распил_т;
3) он тон_т;
4) он слыш_т.
А7. В каком слове на месте пропуска пишется
буква и?
1) Учиться в лице_;
2) бежать по дорожк_;
3) жить в Кита_;
4) находиться в здани_.
А8. В каком слове на месте пропуска пишется ё?
1) Сокращ_нный;
2) борщ_вый;
3) горяч_;
4) шапч_нка.
А9. В каком слове на месте пропуска пишется
буква и?
1) Посе_в;
2) запомн_вший;
3) стел_щийся;
4) вер_щий.
А10. В каком слове на месте пропуска пишется ь?
1) Свеж_;
2) замуж_;
3) стрич_ся;
4) из-за рощ_.
А11. В каком слове на месте пропуска в
приставке пишется и?
1) Пр_следовать;
2) пр_ходить;
3) пр_забавный;
4) пр_рвать.
А12. В каком слове на месте пропуска пишется нн?
1) Уставле_а вазами;
2) писа_ая красавица;
3) слушал сосредоточе_о;
4) услыша_ы всеми.
А13. В каком словосочетании не
пишется слитно?
1) Ничего (не)соображая;
2) дорога (не)освещена;
3) (не)законченная работа;
4) поступил (не)по-товарищески.
А14. На месте каких цифр пишется буква и?
Он терпеть н_(1) может щегольства: носит всегда
свитку черного домашнего сукна, и н_(2)кто
н_(3)когда н_(4)видал его в другом костюме.
1) 1, 2, 4; 2) 2; 3) 3, 4; 4) 2, 3.
А15. Укажите неопределенно-личное
предложение.
1) Уже совсем стемнело.
2) В дверь постучались.
3) Люблю грозу в начале мая.
4) В избе жарко натоплено.
А16. В какой строке дано правильное
объяснение пунктуации предложения?
Сквозь серый камень вода сочилась(,) и было
душно в ущелье темном. (М.Горький)
1) В этом предложении есть однородные члены,
соединенные союзом и, запятая перед ним
не ставится;
2) это предложение сложное (сложносочиненное),
перед и запятая ставится;
3) в этом предложении однородные члены
соединены союзом и, перед и
запятая ставится;
4) это предложение сложносочиненное, запятая
перед и не ставится.
А17. В какой строке правильно указано, чем
осложнено предложение?
Лебедь красиво подплыл, вышел на берег,
встряхнулся и, тяжело переваливаясь на своих
кривых черных ногах, направился к избушке.
1) Однородными членами;
2) однородными членами и обособленным
обстоятельством;
3) однородными членами и обособленным
определением;
4) уточняющими членами предложения.
А18. В каком предложении необходимо
обособить деепричастный оборот?
1) Он бежал сломя голову.
2) Нельзя сидеть сложа руки.
3) И ушла Лиса несолоно хлебавши.
4) Зайцы спасаясь от путников путали следы.
А19. Укажите предложение, которое осложнено
обособленным приложением (знаки не расставлены).
1) Здесь под Воронежем было много таких трав и
цветов.
2) Птицы по-видимому зябли на снегу и поэтому
сбились в одну кучу.
3) Иллюминатор согласно боевой обстановке был
тщательно занавешен.
4) Андрей Иванович Дубов лесовод и селекционер
попал в писательский дом отдыха случайно.
Прочитайте текст и выполните задания В1–В6,
С.
(1) Возникновению географии как определенной
области знаний предшествовал длительный процесс
развития человеческого мышления. (2) Истоки
географической науки можно обнаружить даже в
первобытном обществе. (3) Дело в том, что
способность мыслить пространственно,
«географически» (в отличие от способности
мыслить во времени), связанная с необходимостью
ориентироваться на местности, относится к числу
основных способностей человека… (4) Даже на заре
своей истории люди всегда что-то знали о той
местности, в которой жили. (5) Они знали, где
находится лес, кустарник или луг, знали, чем
богаты леса и много ли рыбы в реках, знали, как
пройти из одного селения в другое, и отчетливо
представляли себе, какая погода преобладает в
летние сезоны и какая в зимние… (6) Древнейшие
народы могли ничего не знать – и не знали! – о
собственной истории, но они знали свои владения,
потому что без этих знаний не смогли бы выжить.
(7) Следовательно, у всех народов даже на самых
ранних ступенях общественного развития имелись
зачатки географических знаний, имелись
отчетливые представления об окружающем
пространстве.
(Из журнала «Вокруг света»)
ЧАСТЬ 2
В1. Из 4-го предложения выпишите слова, в
которых не совпадает количество букв и звуков.
В2. Из группы предложений под номерами 1–4
выберите номер безличного предложения.
В3. Из группы предложений под номерами 4–7
выберите номер предложения с вводным словом.
В4. Укажите тип связи в словосочетании можно
обнаружить во 2-м предложении.
В5. Каким членом предложения является слово мыслить
из 3-го предложения?
В6. Из предложений 4–5 выпишите частицы.
(Ответы на задания части А и В даны на стр. 26)
ЧАСТЬ 3
С. Что изучает география? Когда возникла
география? Нужна ли эта наука сегодня? Напишите
сочинение-рассуждение.
Карта XVI в. Герардуса Меркатора |
Номер задания |
5-й класс |
6-й класс |
7-й класс |
8-й класс |
9-й класс |
А1 | 4 | 1 | 1 | 2 | 1 |
А2 | 2 | 3 | 4 | 3 | 3 |
А3 | 2 | 4 | 3 | 2 | 2 |
А4 | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 |
А5 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 |
А6 | 1 | 4 | 1 | 1 | 3 |
А7 | 1 | 3 | 1 | 2 | 4 |
А8 | 2 | 3 | 4 | 3 | 1 |
А9 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
А10 | 1 | 2, 3 | 4 | 2 | 3 |
А11 | 1 | 4 | 2 | 1 | 2 |
А12 | 4 | 2 | 3 | 2 | 3 |
А13 | 3 | 3 | 1 | 3 | 3 |
А14 | 1 | 2 | 3 | 3 | 4 |
А15 | 4 | 3 | 2 | 4 | 2 |
А16 | 2 | 3 | 4 | 4 | 2 |
А17 | 4 | 2 | 4 | 4 | 2 |
А18 | 4 | 2 | 2 | 1 | 4 |
А19 | 2 | 3 | 1 | 2 | 4 |
В1 | летние | гроздь | одесскую | наречие | своей, местности |
В2 | превосходных | слетаться | розовеющий | не торопясь, сообразуясь | (2) |
В3 | говорить, свалилась |
видим | приобретал | не, же | (7) |
В4 | ворчат | картину, виноград | улицы | частично | примыкание |
В5 | 3 | 2 | краткое прилагательное | какую, выбранная |
несогласованное определение |
В6 | 2 | 2 | 3 | но, и, что, | даже, ли |
Л.В. НИКОНОВА,
г. Москва
Стартовый контроль по русскому языку 8-й
КЛАСС
Выполните задания А1–А19.
А1. В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?
1)
ЛгАла; 2) клАла;
3)
пролИла; 4) порвАла.
А2. Найдите предложение с ошибками, вызванными
незнанием лексического значения слова.
1)
Побывать на вернисаже картин известного художника.
2)
Сегодня в театре аншлаг.
3)
Наш сосед – абонемент городской телефонной сети.
4)
Состоялось открытие монумента в честь Бородинского сражения.
А3. В каком слове пишется и?
1)
В прославивш_м автора романе;
2)
с сильно бьющ_мся сердцем;
3)
в побледневш_м небе;
4)
на качающ_мся пароме.
А4. В каком слове пишется буква я?
1)
Пол_щие дачники; 2) недорого сто_щие книги;
3)
бре_щий полет; 4) леч_щий врач
А5. На месте каких цифр необходимы запятые?
Решив
это (1) Маша (2) ожидающая его в переполненной комнате (3) не обращая ни на
кого внимания (4) молча пошла по лестнице (5) ведущей наверх (6) и не спеша
открыла дверь.
1)
1, 2, 3, 4, 5; 2) 1, 2, 3, 5, 6; 3) 1, 2, 3, 4, 5,
6; 4) 2, 3, 5, 6.
А6. Укажите грамматически правильное
продолжение предложения Читая
текст учебника,
1)
не отвлекайтесь; 2) каждая фраза должна обдумываться;
3)
необходим словарь; 4) это займет не меньше часа.
А7. Укажите предложение, в котором границы
(вертикали) причастного оборота определены неправильно (запятые не
проставлены).
1)
Гигантские самосвалы | несущие на горбу гору каменных глыб | осторожно въезжали
на мост.
2)
Собранная с деревьев листва | закружилась в вихре и стала подниматься кверху.
3)
Высокое летнее небо | наполненное солнечным блеском | сквозило голубизной.
4)
Ветер перелистывает книгу | забытую на столе.
А8. В каком предложении не нужно ставить тире?
1)
Геология это наука о строении, составе, истории земной коры.
2)
Лень и трусость самые дурные пороки.
3)
Льды как льды, пустыни как пустыни.
4)
У войны короткий путь, у любви далекий.
А9. В каком словосочетании не пишется слитно?
1)
(Не)проснувшийся город; 2) (не)заживающая долго рана;
3)
работа (не)проделана; 4) (не)смыкая глаз.
А10. В каком слове на месте пропуска
пишется и?
1)
Раста_вший снег; 2) застав_вший отступить;
3)
разве_ли сомнения; 4) ла_л на незнакомца.
А11. В каком слове на месте пропуска
пишется о?
1)
Свернуть направ_; 2) глядеть искос_;
3)
наесться досыт_; 4) отмыть добел_.
А12. В каком слове на месте пропуска
пишется буква н?
1)
На улице безветре_о; 2) поступать
ветре_о;
3)
студентка сосредоточе_а и внимательна; 4) не раз чита_ая книга..
Прочитайте текст и выполните задания В1–В3, С1.
ЧАСТЬ 2
(1)
Почему телевизор частично заменяет сейчас книгу? (2) Да потому, что телевизор
заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее,
чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как
смотреть и что смотреть. (3) Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу,
отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы
поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и
интереснее, чем многие передачи. (4) Я не говорю: перестаньте смотреть
телевизор. (5) Но я говорю: смотрите с выбором. (6) Тратьте свое время на то,
что достойно этой траты. (7) Читайте же больше и читайте с величайшим
выбором. (8) Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль
приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать
классикой. (9) Это значит, что в ней что-то существенное есть. (10) А может
быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для
вас? (Д.С. Лихачев.
)
В1. Из 4-го предложения выпишите слова,
в которых не совпадает количество букв и звуков.
В2. Из группы предложений под номерами 1–4
выберите номер безличного предложения.
В3. Из
группы предложений под номерами 4–7 выберите номер предложения с вводным
словом.
Номер |
8-й |
А1 |
2 |
А2 |
3 |
А3 |
2 |
А4 |
2 |
А5 |
3 |
А6 |
1 |
А7 |
2 |
А8 |
3 |
А9 |
1 |
А10 |
2 |
А11 |
1 |
А12 |
2 |
В1 |
наречие |
В2 |
не торопясь, |
В3 |
не, же |
Ответы к
заданиям в 8 классе
Стартовый
контроль по русскому языку 10 класс
А1. В каком слове верно выделена буква,
обозначающая ударный гласный звук?
$11) нормировАть 2)
прИбыв 3) нет
кОнусов 4) зАгодя
А2. В каком варианте ответа выделенное слово
употребляется неверно?
$11) На этот раз открытую лекцию в музее читал ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ член Академии
наук.
$12) Гость осведомился у хозяина о НАЛИЧНОСТИ свободных номеров в гостинице.
$13) Шутки Коли казались нам подчас ОБИДНЫМИ.
$14) В течение ДЛИТЕЛЬНОГО времени наша команда готовилась к восхождению на
гору.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы
слова.
$11) С тремястами новобранцами $12) Жареные тетерева
$13) Ихние друзья $14) Лягте на кушетку
А4. Выберите грамматически правильное продолжение
предложения.
Решая
экзаменационные задачи,
$11) от учеников потребуется доскональное знание программы.
$12) вам понадобятся транспортир и калькулятор.
$13) будьте внимательны при записи ответа.
$14) главное внимание должно быть уделено аргументации ответов.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой
(с нарушением синтаксической нормы).
$11) Туристам, любящим путешествовать по Южной Америке и при этом ни разу не
бывавшим в Перу, понравится предложение нашей фирмы.
$12) Для церкви Святого Сикста в Пьяченце Рафаэль создаёт самое совершенное
своё творение – картину «Сикстинскую Мадонну».
$13) Те, кто хорошо напишет все текущие контрольные работы, будут освобождены
от экзамена.
$14) Вопреки ожиданиям главнокомандующего, враг отказался сдать крепость без
боя.
А6. В каком предложении придаточную часть
сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением,
выраженным причастным оборотом?
$11) На следующее утро экипаж наш был уже в крепости Сен-Мартен, которая
находилась за сто верст от замка графа.
$12) Я увидел необходимость переменить тему разговора, который мог бы
закончиться для меня невыгодным образом.
$13) Весь гарнизон ждал новостей из крепости, которую мятежники осадили
неделю назад.
$14) Каротин, который содержится в моркови, очень полезен для зрения.
Прочитайте текст и выполните
задания А7 – А 12.
(1)…(2)Во время
цунами необычно высокие волны прибоя неожиданно появляются на побережье при
опускании, поднятии или изменении дна океана. (3)Такие нарушения поверхности
дна происходят одновременно на большой территории и являются результатом не
только землетрясений и извержений подводных вулканов, но и обвалов больших
участков суши в океан, подводных сдвигов, оползней. (4)Однако, по
многочисленным наблюдениям, в 95% случаев цунами возникают вследствие
сильных подземных землетрясений. (5)Сам факт регистрации подобного
землетрясения уже несёт информацию о возможном цунами. (6)…детальная
обработка сейсмических данных о землетрясении позволяет определить координаты
его эпицентра и магнитуду, возможность возникновения цунами с опасной высотой
волны.
А7. Какое из
приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
$11) Все стихийные бедствия нарушают привычный уклад жизни.
$12) По мере уменьшения глубины океана скорость движения и размеры волны
уменьшаются.
$13) К наиболее опасным морским геологическим явлениям природного
происхождения относятся цунами.
$14) Магнитуда землетрясения – величина, характеризующая энергию,
выделившуюся при землетрясении.
А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний
слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
$11) Наоборот,
$12) Более
того,
$13) Чтобы
$14) Несмотря
на это,
А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений
или в одной из частей сложного предложениятекста?
$11) Позволяет определить координаты (предложение 6)
$12) Такие нарушения происходят (предложение 3)
$13) Волны неожиданно появляются (предложение 2)
$14) Факт несёт информацию (предложение 5)
А10. Укажите верную характеристику третьего (3)
предложениятекста.
$11) Сложное бессоюзное $12) Простое осложненное
$13) сложносочиненное $14) Сложное с сочинительной и бессоюзной связью между частями
А11. Укажите предложение, в котором есть
производный предлог.
$11) 4
2)
6
3) 5
4) 3
А12.
Укажите значение слова ДНО (ДНА) в предложении 3.
$11) Нижняя часть углубления, выемки $12) Низ, основание сосуда, вместилища
$13) Грунт под водой водоёма $14) Верхняя часть твёрдого головного убора
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все
цифры, на месте которых пишется НН?
При посещении охотничьего замка
туристам понравились стари(1)ые гобелены в центральном зале, а также
великолепные изыска(2)ые портреты в золочё(3)ых рамах, на которых изображе(4)ы
были прежние владельцы.
$11) 1, 3,
4
2) 1,
2
3) 1, 2,
3
4) 2
А14. В
каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
$11) Спл..чённый, доск..нально, покл..нение $12) Оч..ровать, препод..ватель, выг..реть
$13) Г..ристый, ч..столюбие, землетр..сение
$14) Подтв..рдить,
ут..пический, бл..стательный
А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и
та же буква?
$11) Пр..берегать, пр..обладать, пр..неприятный $12) Под..тожить, прд..стория, сверх..нтересный
$13) Ни..провергать, ра..считывать, не..говорчивый $14) Над..едливый, из..бразить, поз..быть
А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска
пишется буква Е?
$11) Расплат..шься, угнета..мый $12) Бре..шься, прикле..вший
$13) Раска..шься, упорядоч..нный $14) Пристро..шь, атаку..мый
А17. В каком варианте ответа указаны все слова,
где пропущена буква Е?
А. ноч..вать Б. надоедл..вый
В. продл..вать
Г. обманч..вый
$11) А, Б,
В
2) А,
Г
3) Б, В,
Г
4) А, В
Ответы
к заданиям по русскому языку для 10 класса
ВАРИАНТ 1
А1 |
|
|
|
А2 |
|
|
|
А3 |
|
||
А4 |
|
||
А5 |
|
||
А6 |
|
||
А7 |
|
||
А8 |
|
||
А9 |
|
||
А10 |
|
||
А11 |
|
||
А12 |
|
||
А13 |
|
||
А14 |
|
||
А15 |
|
6.2. Лексические ошибки, связанные с непониманием значения слова
Одной из самых распространённых речевых лексических ошибок является употребление слова в несвойственном ему значении вследствие незнания значения слова.
Например, в школьном сочинении есть такая фраза: Художник нарисовал репродукцию картины и вышел из комнаты. В данном контексте слово репродукция не может быть употреблено, поскольку оно означает «картина, рисунок, воспроизведенные посредством печати».
Такого рода лексические ошибки можно встретить не только в разговорной речи или в школьных сочинениях, но и в печати, теле- и радиопередачах, даже в научных текстах и официальных документах.
Наиболее часто в неправильном значении употребляются заимствованные (иноязычные) слова, термины, а также слова ограниченного употребления.
Например, в предложении: Повторилось прошлогоднее единоборство двух команд за высшую награду, лишь с несколько измененным составом дуэта – ошибочно использовано иноязычное слово дуэт, поскольку оно может обозначать двух исполнителей, двух участников спортивного соревнования только в том случае, если они действуют совместно, а в данном случае речь идёт о противоборстве.
Частотность данного типа ошибок проявляется и в том, что они становятся основой для многих анекдотов, например:
Анка подходит к Петьке:
– Я вчера на балу была. Такой фужер произвела!
– Дура, не фужер, а – фураж!
– Сам дурак. Пойдем, у Василь Ивановича спросим.
Подходят к Василию Ивановичу.
– Слушай, Василь Иванович: как правильно сказать – фужер или фураж?
– Ребята, знаете: я в этом деле не копенгаген.
Очень часто понятийная неточность связана с ошибочным употреблением слов из пассивного словарного состава – устаревших слов и слов, недавно вошедших в состав лексики русского языка.
В состав устаревших слов входят историзмы и архаизмы. Историзмы – это устаревшие слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех предметов, явлений, которые они обозначали.
Например, в современном русском языке историзмами являются слова, называющие такие виды средневекового оружия, как палица, арбалет. К этому пласту лексики относятся и слова, обозначающие социальные группы прошлого, такие как опричник, фрейлина, урядник, квартальный.
Утрата явления приводит к постепенной утрате слова. Историзмы не имеют синонимов в современном русском языке, но они могут употребляться в художественных произведениях или в специальных текстах.
Архаизмы – это устаревшие слова, которые заменяются в современном русском языке другими, с тем же значением.
Например, архаизму выя соответствует слово из активного словарного состава – шея, архаизму лицедей – актёр, местоимению сей – местоимение этот.
В текстах достаточно часто встречается неуместное использование устаревшей лексики (представьте нелепость в устном бытовом общении фразы: У меня выя затекла и очи слезятся), а также неправильное употребление таких слов в связи с полным незнанием или неточным знанием их значения.
Например, в одной из телепередач ведущий произнёс такую фразу: Я даже не буду комментировать эти обвинения в адрес нашего канала, сиречь они кажутся мне абсолютно вздорными. В данном случае использование архаизма сиречь недопустимо, поскольку этот союз имеет значение не «потому что», а «то есть».
Подобные ошибки достаточно частотны и при употреблении неологизмов, то есть слов, недавно вошедших в язык, созданных обычно для обозначения новых предметов, явлений. Так, в последние десятилетия изменилась экономическая, политическая ситуация в нашей стране. Это привело к появлению большого числа неологизмов. Их активно используют не только специалисты, но и публицисты, к сожалению, далеко не всегда достаточно образованные.
Например, пожилая женщина, выражая недовольство тем, как одеваются современные звёзды эстрады, говорит корреспонденту: Раньше все красиво одевались, а сейчас все в каких-то гимнастёрках, хакеры что ли? В данном случае следует обратить внимание на явное незнание значения слова хакер – 1) «программист высокого класса, способный работать в машинных кодах и хорошо знающий операционные системы компьютеров, что позволяет ему вносить изменения в программы, не имеющие документации»; 2) «программист, занимающийся поиском незаконных способов преодоления систем защиты данных». Здесь существительное хакер неправомерно связывается с созвучным иноязычным словом хаки – «плотная ткань серовато-зелёного с коричневым оттенком цвета, а также форменная одежда из этой ткани (обычно у военных)».
В последнее время вышло достаточно большое количество словарей иноязычных слов, толковых словарей, отражающих изменения в словарном составе русского языка в конце ХХ–начале ХХI века. Поэтому при затруднении или сомнении не поленитесь и проверьте значение малознакомого слова по этим словарям.
Тестовые задания по русскому языку «Стартовый контроль» (8 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Стартовый контроль по русскому языку 8-й КЛАСС
Выполните задания А1–А19.
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) ЛгАла; 2) клАла;
3) пролИла; 4) порвАла.
А2. Найдите предложение с ошибками, вызванными незнанием лексического значения слова.
1) Побывать на вернисаже картин известного художника.
2) Сегодня в театре аншлаг.
3) Наш сосед – абонемент городской телефонной сети.
4) Состоялось открытие монумента в честь Бородинского сражения.
А3. В каком слове пишется и?
1) В прославивш_м автора романе;
2) с сильно бьющ_мся сердцем;
3) в побледневш_м небе;
4) на качающ_мся пароме.
А4. В каком слове пишется буква я?
1) Пол_щие дачники; 2) недорого сто_щие книги;
3) бре_щий полет; 4) леч_щий врач
А5. На месте каких цифр необходимы запятые?
Решив это (1) Маша (2) ожидающая его в переполненной комнате (3) не обращая ни на кого внимания (4) молча пошла по лестнице (5) ведущей наверх (6) и не спеша открыла дверь.
1) 1, 2, 3, 4, 5; 2) 1, 2, 3, 5, 6; 3) 1, 2, 3, 4, 5, 6; 4) 2, 3, 5, 6.
А6. Укажите грамматически правильное продолжение предложения Читая текст учебника,
1) не отвлекайтесь; 2) каждая фраза должна обдумываться;
3) необходим словарь; 4) это займет не меньше часа.
А7. Укажите предложение, в котором границы (вертикали) причастного оборота определены неправильно (запятые не проставлены).
1) Гигантские самосвалы | несущие на горбу гору каменных глыб | осторожно въезжали на мост.
2) Собранная с деревьев листва | закружилась в вихре и стала подниматься кверху.
3) Высокое летнее небо | наполненное солнечным блеском | сквозило голубизной.
4) Ветер перелистывает книгу | забытую на столе.
А8. В каком предложении не нужно ставить тире?
1) Геология это наука о строении, составе, истории земной коры.
2) Лень и трусость самые дурные пороки.
3) Льды как льды, пустыни как пустыни.
4) У войны короткий путь, у любви далекий.
А9. В каком словосочетании не пишется слитно?
1) (Не)проснувшийся город; 2) (не)заживающая долго рана;
3) работа (не)проделана; 4) (не)смыкая глаз.
А10. В каком слове на месте пропуска пишется и?
1) Раста_вший снег; 2) застав_вший отступить;
3) разве_ли сомнения; 4) ла_л на незнакомца.
А11. В каком слове на месте пропуска пишется о?
1) Свернуть направ_; 2) глядеть искос_;
3) наесться досыт_; 4) отмыть добел_.
А12. В каком слове на месте пропуска пишется буква н?
1) На улице безветре_о; 2) поступать ветре_о;
3) студентка сосредоточе_а и внимательна; 4) не раз чита_ая книга..
Прочитайте текст и выполните задания В1–В3, С1.
(1) Почему телевизор частично заменяет сейчас книгу? (2) Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. (3) Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (4) Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (5) Но я говорю: смотрите с выбором. (6) Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (7) Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (8) Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (9) Это значит, что в ней что-то существенное есть. (10) А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас? ( Д.С. Лихачев . )
В1. Из 4-го предложения выпишите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков.
В2. Из группы предложений под номерами 1–4 выберите номер безличного предложения.
В3. Из группы предложений под номерами 4–7 выберите номер предложения с вводным словом.
не торопясь, сообразуясь
Ответы к заданиям в 8 классе
Стартовый контроль по русскому языку 10 класс
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
$1 1) нормировАть 2) прИбыв 3) нет кОнусов 4) зАгодя
А2. В каком варианте ответа выделенное слово употребляется неверно?
$1 1) На этот раз открытую лекцию в музее читал ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ член Академии наук.
$1 2) Гость осведомился у хозяина о НАЛИЧНОСТИ свободных номеров в гостинице.
$1 3) Шутки Коли казались нам подчас ОБИДНЫМИ.
$1 4) В течение ДЛИТЕЛЬНОГО времени наша команда готовилась к восхождению на гору.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
$1 1) С тремястами новобранцами $1 2) Жареные тетерева
$1 3) Ихние друзья $1 4) Лягте на кушетку
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Решая экзаменационные задачи,
$1 1) от учеников потребуется доскональное знание программы.
$1 2) вам понадобятся транспортир и калькулятор.
$1 3) будьте внимательны при записи ответа.
$1 4) главное внимание должно быть уделено аргументации ответов.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
$1 1) Туристам, любящим путешествовать по Южной Америке и при этом ни разу не бывавшим в Перу, понравится предложение нашей фирмы.
$1 2) Для церкви Святого Сикста в Пьяченце Рафаэль создаёт самое совершенное своё творение – картину «Сикстинскую Мадонну».
$1 3) Те, кто хорошо напишет все текущие контрольные работы, будут освобождены от экзамена.
$1 4) Вопреки ожиданиям главнокомандующего, враг отказался сдать крепость без боя.
А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
$1 1) На следующее утро экипаж наш был уже в крепости Сен-Мартен, которая находилась за сто верст от замка графа.
$1 2) Я увидел необходимость переменить тему разговора, который мог бы закончиться для меня невыгодным образом.
$1 3) Весь гарнизон ждал новостей из крепости, которую мятежники осадили неделю назад.
$1 4) Каротин, который содержится в моркови, очень полезен для зрения.
Прочитайте текст и выполните задания А7 – А 12.
(1)…(2)Во время цунами необычно высокие волны прибоя неожиданно появляются на побережье при опускании, поднятии или изменении дна океана. (3)Такие нарушения поверхности дна происходят одновременно на большой территории и являются результатом не только землетрясений и извержений подводных вулканов, но и обвалов больших участков суши в океан, подводных сдвигов, оползней. (4)Однако, по многочисленным наблюдениям, в 95% случаев цунами возникают вследствие сильных подземных землетрясений. (5)Сам факт регистрации подобного землетрясения уже несёт информацию о возможном цунами. (6)…детальная обработка сейсмических данных о землетрясении позволяет определить координаты его эпицентра и магнитуду, возможность возникновения цунами с опасной высотой волны.
А7. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
$1 1) Все стихийные бедствия нарушают привычный уклад жизни.
$1 2) По мере уменьшения глубины океана скорость движения и размеры волны уменьшаются.
$1 3) К наиболее опасным морским геологическим явлениям природного происхождения относятся цунами.
$1 4) Магнитуда землетрясения – величина, характеризующая энергию, выделившуюся при землетрясении.
А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
$1 1) Наоборот, $1 2) Более того,
$1 3) Чтобы $1 4) Несмотря на это,
А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложениятекста?
$1 1) Позволяет определить координаты (предложение 6)
$1 2) Такие нарушения происходят (предложение 3)
$1 3) Волны неожиданно появляются (предложение 2)
$1 4) Факт несёт информацию (предложение 5)
А10. Укажите верную характеристику третьего (3) предложениятекста.
$1 1) Сложное бессоюзное $1 2) Простое осложненное
$1 3) сложносочиненное $1 4) Сложное с сочинительной и бессоюзной связью между частями
А11. Укажите предложение, в котором есть производный предлог.
$1 1) 4 2) 6 3) 5 4) 3
А12. Укажите значение слова ДНО (ДНА) в предложении 3.
$1 1) Нижняя часть углубления, выемки $1 2) Низ, основание сосуда, вместилища
$1 3) Грунт под водой водоёма $1 4) Верхняя часть твёрдого головного убора
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
При посещении охотничьего замка туристам понравились стари(1)ые гобелены в центральном зале, а также великолепные изыска(2)ые портреты в золочё(3)ых рамах, на которых изображе(4)ы были прежние владельцы.
$1 1) 1, 3, 4 2) 1, 2 3) 1, 2, 3 4) 2
А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
$1 1) Спл..чённый, доск..нально, покл..нение $1 2) Оч..ровать, препод..ватель, выг..реть
$1 3) Г..ристый, ч..столюбие, землетр..сение $1 4) Подтв..рдить, ут..пический, бл..стательный
А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
$1 1) Пр..берегать, пр..обладать, пр..неприятный $1 2) Под..тожить, прд..стория, сверх..нтересный
$1 3) Ни..провергать, ра..считывать, не..говорчивый $1 4) Над..едливый, из..бразить, поз..быть
А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
$1 1) Расплат..шься, угнета..мый $1 2) Бре..шься, прикле..вший
$1 3) Раска..шься, упорядоч..нный $1 4) Пристро..шь, атаку..мый
А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
$1 1) А, Б, В 2) А, Г 3) Б, В, Г 4) А, В
Ответы к заданиям по русскому языку для 10 класса
Тест по теме «Лексика.Фразеология.Орфография»,9 класс
Данный материал позволяет проверить знания учащихся 9 классов по темам , изученным с 5-8 класс.
Просмотр содержимого документа
«Тест по теме «Лексика.Фразеология.Орфография»,9 класс»
Лексика. Фразеология. Орфография.
1.Укажите неверное утверждение.
а) С течением времени лексические значения слов могут изменяться.
б) Антонимы обязательно относятся к одной части речи.
в ) Омонимы- слова, противоположные по лексическому значению.
г) Фразеологизм выполняет роль одного члена предложения.
2.Найдите синонимические пары:
а) воззрения- предположения;
б) потворство- либерализм;
в) лицемерный- ошибочный;
г) негласный- тайный;
е) судьба- фортуна.
3.Выберите пары антонимов:
а) ложный- истинный; г) рутина- истина;
б) оптимист- труженик; д) симпатия- хвала;
в) заносчивый- скромный; е) экспорт- импорт.
4.Укажите слово, составные части которого имеют значения «жизнь» и «учение»:
а) география; г) биография;
б) биология; д) экология;
в) философия; е) астрономия.
5.найдите предложения с ошибками, вызванными незнанием лексического значения слова.
а) Сообщи в газету о свободных вакансиях.
б) Мы вернулись в родные пенаты.
в ) Плеяда великих поэтов прошлого века.
г) Оплатите услуги строго по прейскуранту.
6.Укажите словосочетания, в которых допущены ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости слов:
а) коричневый платок; г) карий чулок;
б) степенный автомобиль; д) степенный человек;
в) пахать землю; е) пахать воду
7.Найдите предложения с фразеологизмами.
а) К 10 часам утра караул , одетый с иголочки ,вышел из казармы.
б) Партизан, словно иголка в стогу сена, затерялся в лесу .
в ) Мать искала иголку в запутанных нитках.
г) Он сидел как на иголках: ему уже давно пора было идти домой.
8.Укажите фразеологизмы со значением «быстро бежать»
а) не покладая рук; г) сломя голову;
б) до седьмого пота; д) во все лопатки;
в) выбиться из сил; е) на всех парусах.
9. Найдите однокоренные слова к слову РАСТИ
а) возвращение; г) рослый;
б) возраст; д) вращаюсь;
в) выращивать; е) расточка.
10. Укажите слова с буквой О в корне.
источники:
http://infourok.ru/testovie-zadaniya-po-russkomu-yaziku-startoviy-kontrol-klass-419638.html
http://multiurok.ru/files/tiest-po-tiemie-lieksika-frazieologhiia-orfoghrafi.html