Найди ошибку в согласовании глагола сказуемого с однородными подлежащими

Тест №1

Словосочетание

1. Укажите словосочетание, образованное по способу согласования:

а) из-за осенней мглы                      б) неподвижно висевшей

в) покрытое облаками                      г) мягкость света

2. Определите способ подчинительной связи в словосочетании отдохнуть
на отмели:

а) согласование                б) управление               в)
примыкание

3. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы одним и тем же
способом связи:

а) видел листву; загорались вдали; лежал по утрам

б) особенно мягкие; ищите под берёзками; увидеть ночью

в) золотыми монетками; в дружественном государстве; падающих листьев

г) раздвинула листья; вспоминает о ней; бродил подолгу

4. Укажите словосочетание, которое соответствует данной характеристике:
главное слово выражено деепричастием, зависимое – наречием, способ связи
– примыкание:

а) зимой покрылась                         б) опустилась медленно

в) поступив по-человечески                 г) улыбаясь глазами

5. Определите правильный ответ:

а) невидимый работяга – (способ связи – согласование)

б) помогал всегда – (способ связи – управление)

в) люблю леса – (способ связи – примыкание)

г) защищающий родину – (способ связи – согласование)

6. Укажите словосочетание, не образованное по способу управления:

а) видел объявление                б) доволен поездкой

в) полностью согласен             г) портфель отца

7. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы по способу
примыкания:

а) по-осеннему горько; было грустно; охвачено тишиной

б) встретить летом; бредёшь не спеша; придёт непременно

в) оттеняет синеву; говорит шёпотом; медленно светает

г) дышала теплотой; вспоминать любя; сказал шутя

8. Какими способами связи может образоваться словосочетание, в составе
которого имеется глагол?

а) примыкание и согласование

б) управление и согласование

в) управление и примыкание

9. Установите соответствие:

а) способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится
при главном слове в определённом падеже с предлогом или без предлога;

б) способ связи, при котором неизменяемое зависимое слово связывается с
главным только по смыслу;

в) способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах,
что и главное

                      1 – примыкание;       2 – управление;          3
– согласование

10. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы разными способами
связи:

а)  хочу ответить; появился справа;

б) бегущая по волнам; цветущая роза;

в) лёжа на диване; отправился в школу;

г) близким друзьям; прочитанной книгой.

Тест №1

Словосочетание

1. Укажите словосочетание, образованное по способу согласования:

а) из-за осенней мглы                      б) неподвижно висевшей

в) покрытое облаками                      г) мягкость света

2. Определите способ подчинительной связи в словосочетании отдохнуть
на отмели:

а) согласование                б) управление               в)
примыкание

3. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы одним и тем же
способом связи:

а) видел листву; загорались вдали; лежал по утрам

б) особенно мягкие; ищите под берёзками; увидеть ночью

в) золотыми монетками; в дружественном государстве; падающих листьев

г) раздвинула листья; вспоминает о ней; бродил подолгу

4. Укажите словосочетание, которое соответствует данной характеристике:
главное слово выражено деепричастием, зависимое – наречием, способ связи
– примыкание:

а) зимой покрылась                         б) опустилась медленно

в) поступив по-человечески                 г) улыбаясь глазами

5. Определите правильный ответ:

а) невидимый работяга – (способ связи – согласование)

б) помогал всегда – (способ связи – управление)

в) люблю леса – (способ связи – примыкание)

г) защищающий родину – (способ связи – согласование)

6. Укажите словосочетание, не образованное по способу управления:

а) видел объявление                б) доволен поездкой

в) полностью согласен             г) портфель отца

7. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы по способу
примыкания:

а) по-осеннему горько; было грустно; охвачено тишиной

б) встретить летом; бредёшь не спеша; придёт непременно

в) оттеняет синеву; говорит шёпотом; медленно светает

г) дышала теплотой; вспоминать любя; сказал шутя

8. Какими способами связи может образоваться словосочетание, в составе
которого имеется глагол?

а) примыкание и согласование

б) управление и согласование

в) управление и примыкание

9. Установите соответствие:

а) способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится
при главном слове в определённом падеже с предлогом или без предлога;

б) способ связи, при котором неизменяемое зависимое слово связывается с
главным только по смыслу;

в) способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах,
что и главное

                      1 – примыкание;       2 – управление;          3
– согласование

10. Укажите, в каком ряду словосочетания образованы разными способами
связи:

а)  хочу ответить; появился справа;

б) бегущая по волнам; цветущая роза;

в) лёжа на диване; отправился в школу;

г) близким друзьям; прочитанной книгой.

Тест №2

Предложение

1. Укажите признак, не характерный для предложения:

а) основная синтаксическая единица;

б) содержит сообщение, вопрос или побуждение;

в) представляет собой сочетание двух или нескольких самостоятельных
слов;

г) характеризуется интонационной и смысловой завершённостью

2. В каком варианте правильно указана грамматическая основа предложения:
Что впервые заставляет человека взять в руки перо?

а) заставляет человека                 б) заставляет взять

в) взять перо                                 г) что заставляет взять

3. Укажите предложение, в котором нет побуждения:

а) Любите книгу – источник знаний!

б) Всем прочитать эту книгу сегодня же!

в) Прочитал бы ты эту книгу.

г) Как интересна эта книга!

4. Укажите неверный ответ. По цели высказывания предложения бывают:

а) восклицательными                        б) повествовательными

в) побудительными                           г) вопросительными

5. Определите предложение Самому умному философу трудно отвечать
на глупые вопросы
по составу и по цели высказывания:

а) двусоставное, повествовательное

б) односоставное, повествовательное

в) двусоставное, побудительное

г) односоставное, побудительное

6. Укажите признак инверсии (обратного порядка слов в
предложении):

а) согласованное определение стоит перед определяемым словом, а
несогласованное – после него;

б) подлежащее предшествует сказуемому;

в) перед сказуемым располагается обстоятельство образа действия;

г) сказуемое предшествует подлежащему;

д) обстоятельство времени стоит в начале предложения

7. Укажите соответствие:

а) по строению грамматической основы предложения бывают…

б) по наличию второстепенных членов предложения бывают…

в) по количеству грамматических основ предложения бывают…

  1 – простые и сложные;                   2 – односоставные и
двусоставные;   

  3 – распространённые и нераспространённые

8. Какое из
предложений соответствует схеме 
_._._  ‗‗‗‗       ____  

                                                                         
˜˜˜˜

а) Любо в лесу мне
бежать.

б) Долго-долго падают
кленовые листья.

в) Вот девочка
подняла кудрявую голову.

г) С детских лет
великий Пушкин мне знаком.

Тест № 3

Главные члены предложения

1. Укажите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением:

а) У ворот часовые остановили нас и потребовали паспорта.

б) Так никто и не встретил старушку на вокзале.

в) Совесть – одно из самых удивительных человеческих чувств.

г) Трое друзей отправились летом в поход.

2. Укажите ошибочное согласование главных членов предложения:

а) Семеро одного не ждёт.

б) Где двое говорят, тут третий не приставай.

в) Учитель с учениками отправились на экскурсию в музей.

г) Прибыл первый отряд туристов.

3. Укажите предложение с составным именным сказуемым:

а) Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели.

б) Жизнь прекрасна и удивительна.

в) Каждый может делать что-то доброе и оставить по себе добрую память.

г) Позорить своё отечество – значит продавать его.

4. Определите вид сказуемого в предложении: Научись сперва добрым
нравам, а затем мудрости.

а) составное глагольное            б) составное именное                
в) простое глагольное

5. Укажите правильный вариант ответа. В предложении между подлежащим и
сказуемым тире ставится:

1) если подлежащее и  сказуемое выражены существительным или
числительным в именительном падеже;

2) если оба главных члена выражены неопределённой формой глагола или
количественными числительными;

3) если в предложении имеется глагол-связка быть;

4) если один главный член выражен неопределённой формой глагола, а
другой – существительным

а) 1, 2, 3, 4              б) 1, 3, 4            в) 2, 3,
4               г) 1, 2, 4

6.  Чем не выражается именная часть составного именного сказуемого?

а) существительным в именительном или творительном падеже;

б) краткими прилагательными;              в)
наречиями;                  г) деепричастиями;

д) краткими страдательными причастиями

7. Какой из глаголов связок составного именного сказуемого обычно не
употребляется в настоящем времени?

а) быть                  б) являться                   в)
становиться                     казаться

8. Сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего
грамматическое значение сказуемого, и неопределённой формы глагола, выражающей
его основное лексическое значение, называется:

а) простым глагольным                       б) составным
именным                      в) составным глагольным

9. В каком предложении сказуемое соответствует данной характеристике: составное
именное сказуемое, состоит из глагола связки и именной части, выраженной именем
прилагательным

а) Уважение к физическому труду считается показателем воспитанности
человека.

б) Лето в этом году было сухим и жарким.

в) Дождь перестал лить только в сумерки.

г) Мужество есть великое свойство души.

Тест № 4

Второстепенные члены предложения

1. Определите соответствие:

а) второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета
и поясняет подлежащее и другие члены предложения, выраженные именем
существительным;

б) второстепенный член предложения, который обозначает признак действия
или состояния;

в) второстепенный член предложения, который обозначает предмет и
зависит от сказуемого или другого члена предложения

1 – дополнение;             2 – обстоятельство;                   3 –
определение

2. Укажите прямое дополнение в предложении В одной из старинных
книг я прочитал рассказ об Америго Веспуччи, именем которого названа Америка.

а) книг               б) рассказ                в) Америго
Веспуччи             г) именем               д) Америка

3. В каком из предложений нет прямого дополнения?

а) Я отправил сестре телеграмму с поздравлением.

б) Учёные доказали существование жизни в космосе.

в) Он не знал никаких радостей, кроме чтения книг.

г) И поныне славятся у нас на Севере замечательные русские умельцы.

4. В каком варианте ответа указаны только косвенные дополнения?

С классическим произведением(1) вы не
потеряете своего времени(2). Но классика не может ответить на все
вопросы(3) сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную
литературу(4).

а) 1, 2, 4             б) 1, 3               в) 2, 3, 4                
г) 1, 2, 3, 4

5. Чем не может выражаться согласованное определение?

а) существительным;                         б)
местоимением;                          в) именем прилагательным;

г) причастием                      д) порядковым числительным

6. В каком из предложений имеется несогласованное определение?

а) Подвиг, совершённый Мусой Джалилем, бессмертен.

б) По ночам иногда дул холодный ветер.

в) Великолепные полотна художников вызывают желание изучать прошлое
народа.

г) Среди покрытых снегом веток сидела зеленоватая птичка.

7. В каком из предложений нет приложения?

а) Музыку к драме «Борис Годунов» написал композитор М.П.Мусоргский.

б) Пушкин был первым русским художником-поэтом.

в) В Уральске Габдулла Тукай поступает в типографию газеты «Уралец»
наборщиком.

г) Художник В.Г.Перов – это целая эпоха в русской живописи.

д) М.Ю.Лермонтов и А.С.Пушкин – мои самые любимые поэты.

8. В каком из предложений имеется обстоятельство причины?

а) В восемнадцатом веке Казань становится одним из крупных научных
центров России.

б) Пожалев продрогшую собачонку, девочка впустила её в дом.

в) Недалеко от костра члены экспедиции установили палатку для отдыха.

г) При занятиях горными лыжами начинающим лыжникам нужно соблюдать
осторожность.

9. На качество действия, состояния или признака, а также на характер и
способ проявления действия указывают:

а) обстоятельства цели;           б) обстоятельства образа
действия;               в) обстоятельства причины;        

г) обстоятельства времени;              д) обстоятельства места              
е) обстоятельство условия

10. Каким членом предложения является выделенное слово: Книги
встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь.

а) обстоятельство времени;        б) дополнение;         в) обстоятельство
места;          г) определение

Тест № 5

Односоставные предложения

1. Какое из предложений отличается от других по
составу:

а) В дверь робко постучали.

б) Вот заглохшая аллея с вековыми деревьями.

в) Уж совсем стемнело и начинало холодать.

г) В тишине услышишь голоса птиц.

2. Определите соответствие:

а) односоставное предложение с глаголом сказуемым в форме 3-го лица
множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного
числа в прошедшем времени;

б) односоставное предложение с глаголом сказуемым в форме 1-го или 2-го
лица единственного или множественного числа настоящего или будущего времени или
в форме повелительного наклонения;

в) односоставное предложение с глаголом сказуемым, при котором нет и не
может быть подлежащего.

1 – неопределённо-личное;           2 – безличное;                   3
– определённо-личное

3. Определите вид односоставного предложения: Цыплят по осени
считают.

а) обобщённо-личное;          б) неопределённо-личное           в)
безличное;        г) определённо-личное

4. Какое из предложений не назывное?

а) Ночная тень соснового леска.                                  б) А в
самом-то деле всего три часа дня.

в) Мороз и солнце.                                                        
г) С утра морозит.

5. Какое из предложений безличное?

а) Хочу гулять по берегу моря.                                б)
Старайся читать внимательнее.

в) Не стоит спешить с ответом.                               г) Просим
соблюдать тишину.

6. Какое из предложений обобщённо-личное?

а) Что посеешь, то и пожнёшь.                           б) Сейчас
костёр разведём.

в) Сегодня же меня здесь не будет.                    г) Здесь продают
билеты в цирк.

7. Укажите безличное предложение, в котором главный
член выражен неопределённой формой глагола
.

а) Им очень хотелось пробежать на лыжах по северным лесам.

б) Можешь больше не приходить.

в) Соловьёв не слыхать в том краю.

г) Буду долго тебя вспоминать.

8. Из какого назывного предложения невозможно
образовать безличное?

а) Мороз.               б) Рассвет.              в)
Ветер.               г) Зима.                д) Шторм.

9. Укажите неверный вариант ответа.

а) Без труда не вытянешь и рыбку из пруда – обобщённо-личное.

б) Поблёкшие травы и зацветающие цветы – назывное.

в) По радио сообщили метеосводку – обобщённо-личное.

г) Все дороги снегом занесло – безличное.

10. Укажите неполное предложение:

а) Морозно и солнечно.

б) Зимой иногда солнца ждут дней десять.

в) Мир освещается солнцем, а человек – знаниями.

г) Рассветает.

Тест № 6

Однородные члены предложения

1. Укажите вариант ответа, в котором верно перечислены
признаки однородных членов.

1) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же
члену предложения;

2) равноправны по отношению друг к другу и по смыслу и грамматически;

3) могут иметь при себе зависимые слова;

4) всегда выражаются словами  одной части речи;

5) соединяются между собой сочинительной связью: перечислительной
интонацией и сочинительными союзами.

а) 1, 3, 4, 5;           б) 2, 3, 4, 5;            в) 1, 2, 3,
5;                 г) 1, 2, 3, 4, 5

2. В каком случае между однородными членами,
соединёнными союзами, запятая не ставится?

а) между однородными членами, соединёнными одиночным, неповторяющимся
соединительным или разделительным союзом;

б) между однородными членами перед второй частью двойных союзов;

в) между однородными членами перед повторяющимися союзами;

г) между однородными членами перед противительными союзами

3. Найдите ошибку в согласовании глагола-сказуемого с
однородными подлежащими.

а) Хорошие книги никогда не стареют, им даны вечная молодость и
обновление во времени.

б) Здоровье, высокая работоспособность, хорошее настроение зависит от
спорта.

в) Прочитать эту книгу мне посоветовал не библиотекарь, а отец.

г) В Пушкине, как в лексиконе, заключалось всё богатство, сила и
гибкость нашего языка.

4. Укажите предложение, в котором между однородными
членами не ставится запятая:

а) Я защищаюсь книгами и от беды и от непогоды.

б) Какое богатство мудрости и добра заразительного рассыпано по книгам
всех народов и времён.

в) Книга без иллюстраций зато очень интересная.

г) Есть у книги и тонкий ум и чуткое сердце.

5. Укажите вариант ответа, в котором определены все
предложения с правильным согласованием глагола-сказуемого с однородными подлежащими:

1) Точность и ясность языка являются задачей всей жизни писателя.

2) Чтение и письмо открывают человеку новый мир.

3) В языке Пушкина соединились и простота, и поэтическая прелесть.

4) Книгу вам передаст мой брат или сестра.

а) 1, 2, 4;           б) 1, 2, 3, 4;             в) 2, 3,
4;               г) 1, 2, 3

6. Укажите предложение с неоднородными определениями
(знаки препинания не расставлены):

а) Во время каникул друзья прочитали интересную приключенческую
повесть.

б) Спорт занял видное место в духовной и физической культуре общества.

в) Мы восхищаемся талантливой самобытной литературой.

г) Необходимо всеми силами избавлять человечество от плохих ненужных
книг.

7. Определите вариант ответа, в котором правильно
указаны запятые между однородными членами.

Музей расположен в величавом (1) благородном (2) двухэтажном
особняке конца 19 века. В создании музея использован самый разнообразный
материал (3) помогающий проследить всю недолгую (4) но
яркую жизнь Тукая от самых первых лет тяжёлого (5) безрадостного
детства до ранней (6) безвременной смерти.

а) 1, 2, 4, 5, 6;                 б) 2, 3, 4, 6;                  в) 1,
3, 5, 6;                    г) 1, 4, 5, 6

8. Определите соответствие в постановке знаков
препинания с обобщающими словами при однородных членах:

а) обобщающее слово стоит после однородных членов;

б) обобщающее слово стоит впереди однородных членов;

в) обобщающее слово стоит перед однородными членами, и после них
предложение продолжается.

              1 – двоеточие;                 2 – тире;                 
3 – двоеточие и тире.

9. Укажите предложение с однородными определениями
(знаки препинания не расставлены):

а) Спорт способствует этическому эстетическому воспитанию молодёжи.

б) Спорт стал массовым народным явлением.

в) Спорт многогранное общественное явление.

г) Спорт приобщает человека к активной общественной жизни.

10. Укажите предложение с ошибкой в постановке знаков
препинания при обобщающем слове:

а) В Доме книги постоянно устраивается что-либо интересное: выставки,
экспозиции, творческие вечера.

б) Пушкин рисовал везде: в своих рабочих тетрадях, на полях черновиков,
стихов.

в) Книги – учебники, словари, томики стихов – заполняли собой весь
стеллаж.

г) Ни телевизор, ни радио, ни компьютер, ни интернет – ничто не может
заменить общение с книгой.

Тест № 7

Предложения с обособленными второстепенными членами

1. Укажите неверный ответ. Обособленные второстепенные члены:

а) относятся всегда к главным членам предложения;       б) выделяются
интонацией в речи;     

в) выделяются запятыми на письме;       г) иногда вместо запятой могут
выделяться тире.

2. В каком из предложений имеется обособленный второстепенный член:

а) Бурые сосны роняли иголки на отсыревший с рассветом песок.

б) Под косыми солнечными лучами света всё кажется рельефнее, выпуклее,
ярче.

в) Сопротивление зимы было упорным, но не продолжительным.

г) Сосна, как дерево смолистое, с трудом поддаётся гниению.

3. Укажите вариант ответа, в котором верно перечислены случаи
обособления определений.

1) Обособляются распространённые определения, выраженные причастными
оборотами и прилагательными с зависимыми словами, если они стоят после
определяемого слова;

2) Обособляются два или несколько согласованных нераспространённых
определения, стоящих после определяемого существительного;

3) Обособляются одиночные и распространённые согласованные определения,
стоящих впереди определяемого слова, если имеют добавочное обстоятельственное
значение причины, уступки, времени;

4) Обособляются любые определения, если они относятся к личному
местоимению.

а) 1, 3, 4;               б) 1, 2, 3, 4;              в) 1, 2,
4;             г) 2, 3, 4

4. В каком из предложений есть обособленное определение (знаки
препинания не расставлены):

а) Мы попали в полный птичьих голосов весенний лес.

б) Ветер тёплый и влажный шевелил молодые листочки.

в) Издавна люди дружат с берёзой доброй нашей белоствольной красавицей.

г) Из освободившейся от снега бурой земли выглянула зелень травы.

5. Укажите сложное предложение, которое нельзя заменить простым с обособленным
определением:

а) Трава, которую согрели солнечные лучи, зазеленела.

б) Цветы, которые только что полили, издавали влажный запах.

в) Девочка вышивает салфетку, которую она подарит маме.

г) Валя, которая устала за день, крепко заснула.

6. Укажите вариант ответа, в котором верно перечислены
случаи обособления приложений:

1) обособляются любые приложения, если они относятся к личному
местоимению;

2) обособляются распространённые приложения, стоящие до и после
определяемого слова – существительного нарицательного;

3) обособляются распространённые и нераспространённые приложения,
стоящие после определяемого слова – существительного собственного;

4) обособляются приложения с союзом как, если имеют значение «в
качестве»;

5) обособляются приложения с союзом как, если имеют оттенок
причинности.

а) 1, 2, 3, 5;                    б) 1, 3, 4, 5;                  в) 1,
2, 3, 4;                   г) 2, 3, 4, 5          

7. Укажите вариант ответа, в котором верно перечислены
случаи обособления обстоятельств:

1) обособляются обстоятельства образа действия, если они выражаются
одиночным деепричастием, стоящим после сказуемого и перешедшим в разряд
наречия;

2) обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом,
одним или двумя одиночными деепричастиями, относящимися к одному
глаголу-сказуемому;

3)  обособляются обстоятельства с предлогом несмотря на, которые
имеют уступительное значение;

4) обособляются обстоятельства образа действия, выраженные
деепричастием с зависимыми словами, превратившимися в устойчивый оборот речи.

а) 1, 3, 4;                  б) 1, 3;                    в) 2, 3,
4;                      г) 2, 3

8. Определите вариант ответа, в котором правильно указаны запятые при
обособлении обстоятельств:

Снег растаял,(1) по многочисленным оврагам,(2)
затопляя луга и долины,(3) устремились бурные потоки,(4) сперва
прозрачные,(5) чистые,(6)а потом жёлтые,(7)
мутные.

а) 2, 3;             б) 1, 2, 3, 5;                  в) 1, 4, 5,
7;                  г) 2, 3, 4

9. Укажите правильное объяснение постановки запятых в предложении: Совсем
рядом, у двух камней, течёт холодная родниковая вода.

а) Запятые ставятся при обособленном приложении;

б) Запятые ставятся при уточняющем обстоятельстве;

в) Запятые ставятся при обособленном обстоятельстве;

г) Запятые ставятся при обособленном определении.

10. Какой из отрывков можно вставить на место пропуска в предложении Мартовская
ночь, … , окутала землю.

а) наступила очень рано;

б) поднимался туман;

в) облачная и туманная;

г) луны не было

Ключи к тестам

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тест

№ 1

а

б

в

в

а

в

б

в

а-2;

б-1;

в-3

б

Тест

№ 2

в

г

г

а

б

г

а-2;

б-3;

в-1

б

Тест

№ 3

б

а

б

в

г

г

а

в

б

Тест

№ 4

а-3;

б-2;

в-1

б

г

б

а

в

д

б

б

а

Тест

№ 5

б

а-1;

б-3;

в-2

а

г

в

а

в

г

в

в

Тест

№ 6

в

а

б

б

б

а

г

а-2;

б-1;

в-3

а

в

Тест

№ 7

а

г

б

б

в

а

г

а

б

в

Анализ тестирований

№ вопроса

Мамоян С.

Скорняков И.

Пилюков В.

Хлянов А.

Шершин М.

Тест

№ 1

Тест

№ 2

Тест

№ 3

Тест

№ 4

Тест

№ 5

Тест

№ 6

Тест

№ 7

№ вопроса

Мамоян С.

Скорняков И.

Пилюков В.

Хлянов А.

Шершин М.

Тест

№ 1

Тест

№ 2

Тест

№ 3

Тест

№ 4

Тест

№ 5

Тест

№ 6

Тест

№ 7

Справочник по правописанию и стилистике (Д. Э. Розенталь)
190. СОГЛАСОВАНИЕ СКАЗУЕМОГО С ОДНОРОДНЫМИ ПОДЛЕЖАЩИМИ

190. СОГЛАСОВАНИЕ СКАЗУЕМОГО С ОДНОРОДНЫМИ ПОДЛЕЖАЩИМИ

1. При прямом порядке главных членов предложения (сказуемое следует за однородными подлежащими) обычно употребляется форма множественного числа сказуемого, при обратном порядке (сказуемое предшествует подлежащим) — форма единственного числа. Например:

а) Жара и засуха стояли более трёх недель; Гул орудий и грохот взрывов расплескались по осенней земле;

б) До Райского и Марфиньки долетел грубый говор, грубый смех, смешанные голоса, внезапно притихшие… (Гончаров); Появилась ломота во всех членах и мучительная головная боль (Тургенев); Нёсся тяжелый топот кованых сапог и крикливые бабьи взвизги… (Серафимович); По земле, истомлённой в зное, разливалась свежесть, прохлада и неизъяснимая лёгкость… (Солоухин); Хорошо работала связь и комендантские службы.

Указанные положения не носят категорического характера: постпозитивное сказуемое может стоять в форме единственного (см. ниже), а препозитивное — в форме множественного числа (особенно часто в технической литературе).

Форма множественного числа препозитивного сказуемого подчеркивает множественность предметов, например: Слышатся кашель и стук (Чехов); Снаружи были слышны визг, лай и вой (Арсеньев); От ветхого барака в темноту леса нырнули конь и всадник (Н. Островский). Обычно такая форма согласования бывает, когда подлежащие обозначают лиц, например: …Арестованы Букин, Самойлов, Сомов и ещё пятеро (Горький). Но если сказуемое выражено глаголом бытия или состояния, то оно может ставиться в форме единственного числа, например: Кроме неё, в комнате находился её муж да ещё некто Увар Иванович Стахов… (Тургенев) (играет роль присоединительный характер второго подлежащего).

2. Согласование сказуемого зависит от формы связи между однородными подлежащими.

1) Если однородные подлежащие связаны соединительными союзами и, да или только интонацией, то действуют правила, указанные выше, п. 1. При повторяющемся союзе сказуемое обычно ставится в форме множественного числа, например: И тот и другой способны на это.

При наличии союза ни возможна двоякая форма согласования, например:

а) Ни он, ни она ни слова не промолвили… (Тургенев); Сюда не проникали ни свет, ни жара (в обоих примерах сказывается принадлежность подлежащих к различному грамматическому роду); Ни он, ни я не искали этой встречи (влияет значение лица);

б) Ни сжатие, ни охлаждение не помогло; Ни отсутствие одних, ни присутствие других не изменило хода дела (в обоих примерах имеет значение то обстоятельство, что подлежащие выражены отвлеченными существительными); И никакой ни чёрт, ни дьявол не имеет права учить меня… (Чехов); (смысловая близость подлежащих и влияние слова никакой, см. ниже, п. 4).

2) Если между однородными подлежащими стоят разделительные союзы, то возможна двоякая форма согласования:

а) сказуемое ставится в единственном числе, если не возникает необходимость согласования в роде или если подлежащие относятся к одному грамматическому роду, например: В нём слышится то Дант, то Шекспир (Гончаров); Пережитый страх или мгновенный испуг уже через минуту кажется и смешным, и странным, и непонятным (Фурманов); Не то туман, не то дым окутывал всю рощу (Пришвин); Собаку… охватывает сонливость, сон или гипноз (акад. И. П. Павлов);

б) сказуемое ставится во множественном числе, если возникает необходимость согласования в роде и подлежащие принадлежат к разному грамматическому роду, например: …Ни одно государство или группа государств не должны получить военное преимущество; Действие или признак субъекта (подлежащего) выражены сказуемым; Статья в целом или отрывок из неё представили бы интерес для читателей сборника. То же, если одно из подлежащих имеет форму множественного числа, например: Стихи или рассказ печатаются почти в каждом номере этого журнала.

3) Если между однородными подлежащими стоят противительные союзы, возможна двоякая форма согласования:

а) при постпозиции сказуемого оно согласуется с подлежащим, обозначающим реальный (не отрицаемый) предмет, например: Не ты, но судьба виновата (Лермонтов); Роман, а не повесть будет опубликован в журнале; Не роман, а повесть будет опубликована в журнале;

б) при препозиции сказуемого оно согласуется с ближайшим подлежащим (независимо от того, является ли оно утверждаемым или отрицаемым), например: Меня угнетала не боль, а тяжёлое, тупое недоумение (Горький); Опубликован роман, а не повесть; Опубликован не роман, а повесть; Это была не разведка, а настоящее сражение.

4) Если между однородными подлежащими стоят сопоставительные союзы, то в зависимости от их типа возможна двоякая форма согласования:

а) при союзе как… так и (близком по значению к повторяющемуся союзу и… и) сказуемое ставится в форме множественного числа, например: Как наука, так и искусство в своём развитии отражают развитие общества;

б) при союзах не только… но и, не столько… сколько и др. (содержащих оттенок противопоставления) сказуемое обычно согласуется с ближайшим из однородных подлежащих, например: В окружающей нас действительности не только большое, но и малое должно интересовать наблюдательного писателя.

5) Если между однородными подлежащими стоит присоединительный союз, то сказуемое согласуется с ближайшим подлежащим, например: В Бельгию экспортирован лён, а также лесные товары.

3. Форма единственного числа сказуемого предпочитается при смысловой близости однородных подлежащих, например:

1) сказуемое предшествует подлежащим: На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка (Пушкин); В нём (Пушкине), как будто в лексиконе, заключалось всё богатство, сила и гибкость нашего языка (Гоголь); Главной заботой была кухня и обед (Гончаров); И с берега, сквозь шум машины, неслось рокотание и гул (Короленко); Да здравствует дружба и солидарность народов! Однако в деловой речи предпочитается форма множественного числа, например: На пушной рынок поставлены каракуль и лисьи шкурки; Работают завод, электростанция и несколько комплексов;

2) сказуемое следует за подлежащим: С зимой холодной нужда, голод настаёт (Крылов); Неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей (Чернышевский); Эта простота и ясность мышления заключает в себе задатки новой жизни… (Добролюбов); Не раны, не больное лёгкое мучило его — раздражало сознание ненужности (Павленко); …Писатель обязан быть борцом, а художник, скульптор, актёр — не обязан? (Симонов); Авторитет и престиж писателя непрерывно растёт; Сила и значение реалистического искусства состоит в его жизненности; Никто и ничто не нарушало тишины.

Ср. также: выписка и выдача документов производится (общая операция) — приём и выдача книг производятся (разные операции). На согласование сказуемого может оказать влияние наличие среди подлежащих формы множественного числа: В постель её уложили ревность и слёзы (Чехов). Но и в этом случае возможна форма единственного числа сказуемого (см. п. 1, подпункт б).

4. Сказуемое обычно согласуется с ближайшим подлежащим при градации (расположении слов с нарастанием их значения); нередко в этих случаях однородным подлежащим предшествуют повторяющиеся слова каждый, всякий, любой, никакой, ни один и др. Например: Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света (Л. Толстой); Каждое слово, каждая фраза резко, определённо, рельефно выражает у него (Гоголя) мысль… (Белинский); Мне надо, чтобы каждое слово, каждая фраза попадала бы в тон, к месту… (Короленко); …Каждая встреча, каждая беседа вносила всё большее отчуждение и глухую неприязнь в их отношения (Н. Островский); …Отобрать наиболее значительное, чтобы каждый эпизод, каждая деталь несла свою нагрузку (Шолохов); Никакое убеждение, никакая угроза на него не действует; Ни одна описка, ни одна ошибка в ученической тетради не должна оставаться неисправленной и неразъяснённой.

5. Сказуемое ставится в форме множественного числа, независимо от своего местоположения, если оно обозначает действие, совершаемое несколькими субъектами, например: А вечером ко мне понагрянули и Черемницкий, и новый городничий Порохонцев (Лесков); В душе его боролись желание забыть теперь о несчастном брате и сознание того, что это будет дурно (Л. Толстой).

Ср. в деловой речи: на заседании присутствовали…; на слёт съехались…; в состязаниях участвовали…; в президиум избраны…; плату внесли… и т. п.

Письмовник

Единственное и множественное число сказуемого

Грамматика

Выбор правильной формы числа сказуемого – трудная задача, если в составе подлежащего имеются слова, указывающие на количество или совокупность предметов. Среди таких слов:

Каждая из этих групп имеет свои особенности согласования со сказуемым.

Согласование сказуемого со словами «ряд, большинство, меньшинство, часть, множество»

Выбор правильной формы сказуемого осложняется тем, что опорное слово подлежащего (ряд, большинство, множество и т. п.), представляя собой существительное в форме единственного числа, фактически означает множество предметов или явлений как совокупность. В этой связи появляются две возможности для согласования сказуемого:

В современном русском языке формально-грамматическое согласование сказуемого и согласование по смыслу конкурируют, и в большинстве случаев (но не всегда!) формы единственного и множественного числа сказуемого взаимозаменяемы.

Формальное согласование рода и числа сказуемого требуется, если собирательное существительное не имеет при себе зависимых слов, а также если в составе подлежащего нет существительных в форме множественного числа: За принятие постановления проголосовало большинство, меньшинство было против; Подавляющее большинство парламента проголосовало против принятия закона; Часть населения безграмотна.

Согласование по смыслу предпочтительно:

1) если между подлежащим и сказуемым располагаются другие члены предложения: Множество замечаний по содержанию диссертации и оформлению библиографии были высказаны молодому аспиранту;

2) если при подлежащем имеется последующее определение в форме множественного числа, выраженное причастным оборотом или придаточным предложением со словом которые: Часть средств, вырученных от продажи книги, пойдут на содержание больниц; Часть средств, которые будут выручены от продажи книг, пойдут на содержание больниц;

3) если нужно подчеркнуть раздельность действий каждого действующего лица, называемого подлежащим, а также подчеркнуть активность действующих лиц: Ряд сотрудников нашей организации выступили с инициативой; ср.: В прошлом году было построено множество дорог.

4) если сказуемых – несколько: Ряд учеников не считают выполнение домашних заданий необходимым и приходят на урок неподготовленными.

5) если в составе сказуемого есть существительное или прилагательное в форме множественного числа: Большинство домов в этой деревне были деревянными.

Согласование сказуемого с числительными

Имя числительное, в отличие от других имен (существительного и прилагательного), лишено признаков числа. Иными словами, если существительные могут иметь формы единственного и множественного числа (книга – книги), то числительные не имеют таких форм (ср.: два, пятеро, сто пятьдесят). По этой причине с числительным собственно «согласование» сказуемого по форме числа принципиально невозможно. Форма сказуемого единственного или множественного числа выбирается говорящим произвольно. При постановке сказуемого в ед. ч. прошедшего времени сказуемое принимает форму среднего рода: пятьдесят человек пришло на лекцию, в ДТП погибло два человека; открылось десять новых магазинов и т. п.

Хотя форма сказуемого не регламентируется жестко, существует ряд факторов, способствующих употреблению формы единственного или множественного числа.

На постановку сказуемого в форму единственного числа влияет стремление автора текста обратить внимание читателей на пассивность подлежащего, совместность действия действующих лиц, а также на количество, названное в подлежащем. Пассивность подлежащего может подчеркиваться употреблением в качестве сказуемых глаголов со значением бытия, наличия: быть существовать, иметься и др.

В результате урагана упало двадцать деревьев. На лекцию пришло именно пятьдесят человек, а не пятьдесят два. У существительного имеется двенадцать падежных форм.

Факторы, способствующие употреблению формы множественного числа сказуемого, противоположны: значение раздельности действия, акцент на активности лиц, названных в подлежащем, стремление автора обратить внимание на действие (характеристику), а не на количество.

Восемь студентов уже защитили дипломные работы. Сто аспирантов пишут диссертации (т. е. каждый пишет собственную работу).

Кроме этого следует запомнить, что:

Согласование сказуемого со словами «тысяча, миллион, миллиард»

Сказуемое при словах тысяча, миллион, миллиард обычно принимает форму подлежащего (единственное число, женский или мужской род). Тысяча человек каждый год отдыхает в этом санатории. Миллион тюльпанов посажен на клумбе.

Согласование сказуемого при обозначении подлежащим приблизительного количества

При подлежащем – количественном сочетании со значением приблизительности предпочитается форма единственного числа сказуемого: Откроется несколько новых школ. На земле живет более трех миллиардов людей. Но: Лишь несколько студентов смогли решить эту задачу; форма множественного числа сказуемого обусловлена «активностью» действующих лиц, названных подлежащим.

Согласование сказуемого со словами «много, столько, немало»

Счетные местоименные наречия столько, сколько, много, немного, мало, немало согласуются иключительно со сказуемым в форме единственного числа: Столько долгов накопилось! Довольно много народу пришло на лекцию. Немало знаменательных событий предшествовало этому дню. Такое требование содержится в академической «Русской грамматике».

Д. Э. Розенталь в «Справочнике по правописанию и литературной правке» отмечает, что в последнее время форма множественного числа в подобных конструкциях «…встречавшаяся в прошлом редко, находит все большее распространение»: Сколько замученных работой калек помирают с голоду (М. Горький).

Согласование сказуемого с существительными со значением определенного («тройка, пара, сотня») и неопределенного («масса, уйма») количества, а также с числительным «пол-»

Существительные со значением определенного и неопределенного количества, а также слова с первой частью пол- (полчаса, полгода) обычно требуют постановки сказуемого в форму единственного числа: Пара ботинок была куплена за бесценок. Уйма времени ушла впустую. Масса ненужных вещей захламила квартиру. Полчаса прошло незаметно (но с определением: Первые полчаса прошли незаметно).

Согласование сказуемого с сочетаниями типа «брат с сестрой»

Сказуемое может стоять как в форме множественного, так и в форме единственного числа. Форма множественного числа сказуемого показывает, что действие, обозначаемое сказуемым, в равной мере приписывается обоим действующим лицам, которые названы подлежащим. Форма единственного числа сказуемого показывает, что обозначаемое сказуемым действие приписывается первому из названных действующих лиц. Ср.: Шарик с Матроскиным делят избу. Вася с мамой пошел в школу.

Академическая «Русская грамматика» отмечает, что «если в группу со значением совместности входит местоимение 1-го или 2-го лица, то глагол в сказуемом, уподобляясь числовому значению местоимения, имеет ту же личную форму, что и это местоимение: Я с отцом (с сестрами) пойду; Мы с отцом (с сестрами) пойдем; Ты с матерью (с сестрами) останешься; Вы с матерью (с сестрами) останетесь».

Данная статья написана по следам наиболее частых вопросов «Справочного бюро» ГРАМОТЫ.РУ и не претендует на полноту изложения. Подробные сведения о колебаниях в форме числа сказуемого читатели могут найти в «Русской грамматике» (М., 1980), параграфы 2244–2248.

Особенности согласования сказуемого с однородными подлежащими.

Согласование сказуемого с однородными подлежащими имеет свои особенности, каждую из которых стоит рассмотреть по отдельности.

  1. Особое влияние на выбор формы сказуемого оказывает порядок, в котором расположены группы подлежащих и сказуемых в предложении:
  • Прямой порядок слов (когда подлежащее стоит перед сказуемым) обычно провоцирует использование формы множественного числа для сказуемого:

    Смех и заливистый хохот доносились из-за двери.

    Обратный порядок слов чаще всего требует согласования со сказуемым в единственном числе, при этом род сказуемого согласуется с тем подлежащим, которое находится ближе к нему:

    Из-за двери слышался смех и заливистый хохот.

Все же, иногда даже при обратном порядке слов в предложении сказуемое может употребляться в форме множественного числа:

Из-за двери слышались смех и заливистый хохот.

Но этот вариант больше подходит для неформального общения, так как официально-деловое общение требует смысловой точности информации. Поэтому при обратном порядке слов в предложении сказуемое должно согласовываться с подлежащим в форме множественного числа:

На заседании партии присутствовали Петров, Сидоров, Иванов и другие.

  • Часто такое согласование сказуемого с подлежащим во множественном числе также можно встретить, если одно из подлежащих имеет форму множественного числа:

Ревность и женские слёзы являются самыми неприятными явлениями в совместной жизни.

  • Если говорящий ставит цель подчеркнуть большое количество действующих лиц, то форма множественного числа сказуемого просто обязательна:

Плакали мама, бабушка Валя, Никита и даже маленький Санька.

Влияние союзов на согласование сказуемого с подлежащими.

На выбор формы сказуемого зависит даже тип союзов, которые связывают однородные члены подлежащего между собой:

  • Разделительные союзы (то…то, или, либо, не то…не то) побуждают сказуемое согласовываться с ближайшим подлежащим:

Пережитый страх или испуг уже через мгновение кажется нелепым.

  • Соединительные союзы (да, и, ни…ни) или отсутствие союзов для связи обычно требуют сказуемого во множественном числе:

Ни страх, ни сомнения не помешали ей совершить задуманное.

  • Противительные союзы (а, однако, но, зато) при обратном порядке слов также побуждают сказуемое соответствовать форме числа ближайшего подлежащего:

Это было уже не приключение, а настоящая передряга.

Если в предложении соблюдается прямой порядок слов, то сказуемое согласуется в форме с подлежащим, которое является действительным исполнителем:

Пьеса, а не повесть будет опубликована в следующем номере журнала.

  • Если между однородными подлежащими присутствует сопоставительный союз«как. так», то сказуемое приобретает форму множественного числа:

Как отец, так и сын имеют большие достижения в каратэ.

  • Другие сопоставительные союзы: «не столько…, сколько; не только…, но и; если не…, то» и т.п. способствуют согласованию сказуемого по форме с ближайшим подлежащим:

Не столько мать, сколько отец осудил твоё поведение.

  • Если однородные подлежащие представлены личными местоимениями, то при согласовании стоит обращать на лица местоимений – меньшему лицу будет отдаваться предпочтение:

Ты и я сможем пройти через это. Он и она смогут с этим справиться.

источники:

http://new.gramota.ru/spravka/letters?id=64

http://www.calc.ru/Osobennosti-Soglasovaniya-Skazuyemogo-S-Odnorodnymi-Podlezha.html

Согласование сказуемого с однородными подлежащими

Согласование сказуемого с однородными подлежащими может быть и во множественном, и в единственном числе. Это зависит от ряда условий. Рассмотрим случаи употребления сказуемого в форме единственного числа.

При смысловой близости подлежащих сказуемое согласуется с ближайшим из них (Победила уверенность и твердость главы фирмы).

При наличии повторяющихся перед однородными подлежащими слов весь, каждый, любой, никакой сказуемое употребляется в мужском роде (Каждый станок, каждый двигатель, каждый агрегат был взят на учёт).

При перечислении, когда фразе придаётся намеренно безличный характер, сказуемое выражено возвратным глаголом (В продаже имеется: ткань шёлковая и хлопчатобумажная, обувь детская, готовое платье разных фасонов).

Если между подлежащими находятся противительные союзы, то сказуемое обычно согласуется с более важным по смыслу и ближе стоящим к нему подлежащим (Не ошибка или недосмотр, а грубое нарушение техники безопасности было допущено на заводе).

При наличии союзов не только… но и; не столько… сколько, выражающих противопоставление, сказуемое согласуется с ближе стоящим к нему подлежащим (Не столько выставка, сколько деловой обед определил будущее компании).

Если между подлежащими находятся разделительные союзы, то сказуемое обычно ставится в единственном числе: Не то туман, не то дым окутывал всю рощу. Но при подчёркивании разного рода подлежащих сказуемое, выраженное глаголом или кратким причастием прошедшего времени, ставится во множественном числе (Статья или отрывок из неё были бы интересны для читателей сборника).

Сказуемое употребляется в форме множественного числа в следующих случаях:
• при наличии среди однородных подлежащих формы множественного числа (В неурожае этого года виноваты засуха и дожди);
• при прямом порядке слов (Офисная мебель и оргтехника были представлены в экспозиции);
• при подчеркивании множественности подлежащих (В экспозиции были представлены и офисная мебель, и оргтехника, и многочисленные канцелярские принадлежности);
• при сопоставительном союзе как… так и (Как бухгалтерия, так и канцелярия будут находиться на первом этаже).

Ключевые слова: Сказуемое, Подлежащее

Источник: Жилина О.А., Романова Н.Н. — Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи — 2008

Материалы по теме

Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным счётным оборотом (количественно-именным сочетанием)

Жилина О.А., Романова Н.Н. — Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи — 2008…

Согласование сказуемого с подлежащим по смыслу

Жилина О.А., Романова Н.Н. — Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи — 2008…

Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим приложение

Жилина О.А., Романова Н.Н. — Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи — 2008…

Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным вопросительным, относительным и отрицательным местоимением (кто, что)

Жилина О.А., Романова Н.Н. — Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи — 2008…

Согласование сказуемого с подлежащим типа «брат с сестрой»

Жилина О.А., Романова Н.Н. — Русский язык и культура речи. ч.1. Основы культуры речи — 2008…

Подлежащее и способы его выражения

Русский язык и культура речи. Синтаксис: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г. Я….

Простое (глагольное) сказуемое и способы его осложнения

Русский язык и культура речи. Синтаксис: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г. Я….

Составное именное сказуемое

Русский язык и культура речи. Синтаксис: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. Г. Я….

вернуться на страницу «Главные ЧП«, «Культура речи«,  «Таблицы«,  на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах»,  «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах»

При построении простого предложения довольно часто нарушаются правила согласования сказуемого с подлежащим. Чтобы избежать подобных ошибок, следует знать некоторые правила:

  1. Если подлежащее выражено сочетанием нарицательного существительного с именем собственным, сказуемое согласуется с именем собственным: Программу подготовила корреспондент Ольга Петрова.
  2. При местоимениях кто, некто, кто-то, никто сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода: Никто из участниц соревнования не получил первое место.
  3. При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в единственном числе: Двадцать один день пролетел незаметно.
  4. Если подлежащее выражено собирательным существительным, сказуемое ставится в единственном числе: На протяжении веков крестьянство терпело помещичий гнёт.
  5. Если в состав подлежащего входит собирательное существительное (множество, большинство), возможно два типа согласования:

1) грамматическое: сказуемое ставится в единственном числе (Большинство граждан России пришло на выборы);

2) согласование по смыслу (Большинство граждан России пришли на выборы)

Согласование по смыслу предпочтительно:

1) если между подлежащим и сказуемым располагаются другие члены предложения: Множество замечаний по содержанию диссертации и оформлению библиографии были высказаны молодому аспиранту;

2) если при подлежащем имеется последующее определение в форме множественного числа, выраженное причастным оборотом или придаточным предложением со словом которые: Часть средств, вырученных от продажи книги, пойдут на содержание больниц; Часть средств, которые будут выручены от продажи книг, пойдут на содержание больниц;

3) если нужно подчеркнуть раздельность действий каждого действующего лица, называемого подлежащим, а также подчеркнуть активность действующих лиц: Ряд сотрудников нашей организации выступили с инициативой; ср.: В прошлом году было построено множество дорог.

4) если сказуемых – несколько: Ряд учеников не считают выполнение домашних заданий необходимым и приходят на урок неподготовленными.

5) если в составе сказуемого есть существительное или прилагательное в форме множественного числа: Большинство домов в этой деревне были деревянными.

Форма множественного числа предпочтительна:

1) если между главными членами находятся другие члены предложения, причастный и деепричастный обороты или определительное придаточное (Большинство российских актёров, получивших национальную премию «Кумир», приняли участие в торжестве);

2) если в подлежащем имеется перечисление (Множество художников, декораторов, стилистов театра создавали неповторимый облик спектакля);

3) при наличии однородных сказуемых (Большинство режиссёров стремятся сохранить традиции русского театра и ставят классику).

  1. В тех случаях, когда подлежащее выражено количественно-именным сочетанием, единственное число сказуемого употребляется:

1) при обозначении меры пространства, времени, веса (Для ремонта квартиры понадобится 8 банок краски);

2) при существительных с временным значением (Пробило одиннадцать часов);

3) при выражении приблизительного количества (Вечером подошло ещё человек пятнадцать)

4) при подлежащем, выраженном сложным существительным с первой частью пол — (Полгода пролетело)

Форма множественного числа сказуемого употребляется

1) при числительных два, три, четыре (При депутате числятся два помощника);

2) при наличии в подлежащем собирательных числительных (Трое членов жюри опоздали на церемонию вручения призов);

3) если подлежащее выражено словосочетаниями со словами мало, много, столько, несколько и др. (Несколько песен, созданных этим композитором, смогли занять первые места в хит-парадах).

Прим. если сказуемое предшествует подлежащему, используется ед.ч.: На столе лежит несколько тетрадей.

  1. Если подлежащее имеет при себе приложение, то сказуемое согласуется в роде и числе с самим подлежащим (Музейквартира Владимира Высоцкого интересен всем)
  2. При подлежащем, выраженном вопросительным, относительным или неопределенным местоимением, сказуемое-глагол ставится только в единственном числе (Кто из девушек забыл в холле сумку? Все, кто прочитал проект закона, были против.)
  3. При однородных подлежащих возможна разная форма сказуемого:

1) множественное число – при прямом порядке слов в предложении

2) единственное число – при инверсии (Вышла новая повесть и рассказы)

  1. В составном именном сказуемом присвязочное слово может выражаться как кратким, так и полным прилагательным.

1) Краткая форма прилагательного подчёркивает временное состояние (Рубашка была мала, зато в пути не пачкалась), полная форма указывает на постоянный признак или качество (Вода в Ларином озере была глубокая и прозрачная до самого дна).

2) Краткое прилагательное может входить в составное сказуемое со связкой, выраженной глаголами был, бывает, стал, становится и др. (Офицер был молод и красив)

Существуют и особые случаи согласования сказуемого с подлежащим:

  1. если подлежащее выражено несклоняемым неодушевленным существительным, то сказуемое при нем употребляется в форме среднего рода. Например: Метро открыто. Исключение: слова типа кофе, тюль — мужского рода: Кофе уже стоял на столе. Густой тюль скрывал черты ее лица;
  2. если подлежащее выражено местоимением кто или производными от него местоимениями кто-то, кто-нибудь, кто-либо и т.п., то сказуемое употребляется в форме мужского рода. Например: Кто-то о вас сегодня спрашивал.;
  3. если подлежащее выражено местоимением что или производными от него, то сказуемое употребляется в форме среднего рода. Например: Что-то изменилось в ее голосе;
  4. если подлежащее выражено количественно-именным сочетанием, то сказуемое имеет форму как единственного, так и множественного числа.

Несогласованное сказуемое выражается неизменяемыми формами:

  1. инфинитивом: Что хочу, то и говорю, а ты – молчать;
  2. формой типа стук, бац, бряк, хвать, щелк: Окунь сорвался с крючка … и бултых в воду;
  3. формой глагола 2 лица повелительного наклонения со значением неожиданного действия: Она вдруг и останови коня.

Определение при существительных общего рода ставится в форме мужского или женского рода в зависимости от того, какого пола лицо обозначается этим существительным. Например: Иванов был круглый сирота

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Ошибки при согласовании подлежащего и сказуемого
Тест на тему Культура речи
Тесты на тему Согласование сказуемого с подлежащим

Тест на тему Определение рода аббревиатур
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Главные ЧП«, «Культура речи«,  «Таблицы«,  на главную, перейти на стр. «ЧП в таблицах»,  «Предложение в таблицах», «Пунктуация в таблицах«

Ошибки в согласовании между подлежащим и сказуемым

правило

пример
с ошибкой

исправленное
предложение

Род
сложносокращённых слов определяется
по ключевому слову

ООН
объявил
о
решении вопроса по грузино-осетинскому
конфликту.

ООН
(организация)

объявила
о
решении вопроса по грузино-осетинскому
конфликту.

Сказуемое
согласуется с главным словом сложного
существительного

Кресло-качалка
отремонтирована.

Кресло-качалка
отремонтировано.

Подлежащее
и сказуемое в главном предложении не
согласованы (все – в форме мн.ч.; помнит
– в форме ед.ч.)

Все,
кто
читал
пушкинского «Бориса Годунова»,
помнит
бродягу Варлаама.

Все,
кто
читал
пушкинского «Бориса Годунова»,
помнят
бродягу Варлаама.

Ошибка в предложении с однородными членами

правило

пример
с ошибкой

исправленное
предложение

Части
двойного союза должны соединять
непосредственно однородные члены.

Можно
утверждать, что настроение было

не
только

главным

для создателя стихотворения,

но
и

для
читателей.

Можно
утверждать, что настроение было главным

не
только

для
создателя
стихотворения,
но
и

для
читателей.

Части
двойного союза постоянны, их нельзя
заменять другими словами

не
только … но и

если
не…, то

как…,
так и

В
Северной Африке мы наблюдали много
особенностей
как
в
природе,

а
также

и
в людских нравах.

(нет
союза
не только…, а также)

В
Северной Африке мы наблюдали много
особенностей как в природе, так и в
людских нравах.

Ошибка
в построении предложения с однородными
членами.
Общее дополнение требует от однородных
членов предложения одного
падежа и предлога:

смотрит
(что?) и увлекается (чем?) сериалами

Раскольников
придумал
и
восхищается
своей
теорией.

Натянуть
и

выстрелить
из
лука

непросто.

Раскольников
придумал (кого? что?)

свою
теорию

и
восхищается (кем? чем?)

ею.

Натянуть
тетиву

и
выстрелить из лука непросто.

В
качестве однородных членов предложения
использованы слова разных частей речи

Я
люблю петь и живопись

Я
люблю пение и живопись.

Обобщающие
слова при однородных членах. (Все
однородные члены должны стоять в том
же падеже, что и

обобщающее
слово)

Жизнь
крестьян изображена в произведениях
русских классиков:

Гоголь,

Тургенев,
Толстой.

Жизнь
крестьян изображена в произведениях
русских классиков:

Гоголя,
Тургенева,
Толстого
.

Пропуск
предлога при однородных членах.

Толпы
людей были повсюду: на улицах, площадях,

скверах.

Толпы
людей были повсюду: на улицах, площадях,

в
скверах.

Смешение
родо-видовых понятий в ряду однородных
членов.

В
пакете лежали апельсины, сок, бананы,
фрукты.

В
пакете лежали сок и фрукты: апельсины,
бананы.

Употребление
в качестве однородных членов причастный
оборот и определительное придаточное

Девушка,
сидевшая у окна и которая хорошо пела,
запомнилась всем.

Девушка,
сидевшая
у
окна и хорошо

певшая,
запомнилась всем.

Девушка,
которая
сидела

у
окна и

которая
хорошо
пела,
запомнилась всем.

Не
употребляются в качестве однородных
членов полная и краткая форма
прилагательного

Он
был
умён

и
богатый.

Он
был
умён

и
богат.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найди ошибку в слове рысь
  • Найди ошибку в определении падежа над озером занималась заря
  • Найди ошибку в слове онлайн
  • Найди ошибку в программе program al var c integer
  • Найди ошибку в предложении на английском онлайн