Найди ошибку в этом году город отметил пятьсотлетие

1) Определить часть речи у слов, имеющих числовое значение.

Тройка за ответ, три товарища, трехместный корабль, утроить усилия, сотый по списку, сто деревьев, столетний дуб, новенький пятак, стал пятиклассником, громадная пятерня, пять секунд, пятый день, пятиэтажный дом.

2) Игра “Четвертое лишнее”.

1. Четверо котят, семеро девчат, двое ребят, пятеро тигрят.

2. Пара носков, пара чулков, четверо суток, пара валенок.

3. Трое мужчин, двое друзей, трое старушек, две подружки.

3) Выборочный диктант.

– Выберите и запишите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным.

Двое (зайчонок, машинист, девочка, ножницы)

Трое (ученик, ученица, мастерица, сани)

Четверо (лисят, очки, подруга, малыш)

4) Найди ошибку.

– В этом году город отметил пятьсотлетие.

– На обоих террасах стояли цветы.

– По накладной следовало выдать 22 ножниц для ателье.

– Среди членов комиссии было трое женщин.

– За время приема участковый врач успевал принять тридцать двух человек.

– Мы опоздали всего на полторы сутки.

1) Определить часть речи у слов, имеющих числовое значение.

Тройка за ответ, три товарища, трехместный корабль, утроить усилия, сотый по списку, сто деревьев, столетний дуб, новенький пятак, стал пятиклассником, громадная пятерня, пять секунд, пятый день, пятиэтажный дом.

2) Игра “Четвертое лишнее”.

1. Четверо котят, семеро девчат, двое ребят, пятеро тигрят.

2. Пара носков, пара чулков, четверо суток, пара валенок.

3. Трое мужчин, двое друзей, трое старушек, две подружки.

3) Выборочный диктант.

– Выберите и запишите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным.

Двое (зайчонок, машинист, девочка, ножницы) Трое (ученик, ученица, мастерица, сани) Четверо (лисят, очки, подруга, малыш) 4) Найди ошибку.

– В этом году город отметил пятьсотлетие.

– На обоих террасах стояли цветы.

– По накладной следовало выдать 22 ножниц для ателье.

– Среди членов комиссии было трое женщин.

– За время приема участковый врач успевал принять тридцать двух человек.

– Мы опоздали всего на полторы сутки.

На этой странице вы найдете ответ на вопрос 1) Определить часть речи у слов, имеющих числовое значение?. Вопрос
соответствует категории Русский язык и уровню подготовки учащихся 10 — 11 классов классов. Если ответ полностью не удовлетворяет критериям поиска, ниже можно
ознакомиться с вариантами ответов других посетителей страницы или обсудить с
ними интересующую тему. Здесь также можно воспользоваться «умным поиском»,
который покажет аналогичные вопросы в этой категории. Если ни один из
предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать
вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы.

Типичные ошибки.

1.Ошибка при склонении числительных.

Запомните, что у количественных числительных (отвечают на вопрос СКОЛЬКО?) изменяются обе части слова и каждое слово в сложном числительном, а в порядковом— только последнее слово.

Примеры.

  • Он заканчивал школу в двух тысяч девятнадцатом году. (Две тысячи девятнадцатый — какой? Это порядковое числительное, изменяется только последнее слово).

Верно.

Он заканчивал школу в две тысячи девятнадцатом году.

  • С семистами работниками завода был продлён трудовой договор. (Неверная форма творительного падежа числительного «семьсот»).

Верно.

С семьюстами работниками завода был продлён трудовой договор.

2.Числительные ОБА, ОБЕ имеют род.

Пример.

По обоим сторонам дороги росли сосны. (Слово «сторона»- женского рода).

Верно.

По обеим сторонам дороги росли сосны.

3.Собирательные числительные (двое, трое, четверо и т.д.) НЕ употребляются с существительными женского рода, со словами, обозначающими взрослых животных (только детёнышей). Они также употребляются со словами, имеющими только множественное число.

Примеры.

  • Трое подростков, среди которых были двое девушек, о чём-то шумно спорили. (ТРОЕ подростков – это верно, так ка сущ. мужского рода; а вот ДВОЕ девушек- нет.)

Верно.

Трое подростков, среди которых были ТРИ девушки, о чём-то шумно спорили.

  • Двое огромных волков перебежали дорогу. (ДВОЕ волков – неверно , так как сущ. обозначает взрослых животных).

Верно.

Два огромных волка перебежали дорогу.

  • К школе родители купили двое пар брюк и пару рубашек, из которых я вырос буквально за два месяца. (Слово «пара»- женского рода, а с сущ. женского рода собирательное числительное не употребляется)

Верно.

К школе родители купили две пары брюк и пару рубашек, из которых я вырос буквально за два месяца.

4.Неверное сочетание числительных ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, а также составных, заканчивающихся на них, с существительными.

Запомните, данные числительные НЕ сочетаются с сущ. имеющими только множественное число.

Пример.

Для выполнения работы нам дали двадцать двое суток.

Верно.

Для выполнения работы нам дали двадцать два дня.

5.Ошибка в склонении числительных, оканчивающихся на -СТА,-СТО,-СОТ.

Запомните: двумстам, четырёмстам, нет двухсот, четырёхсот, любуюсь двумястами, четырьмястами. Восьмисот, восьмьюстами.

Пример.

Команда вышла в финал турнира с семистами баллами.

Верно.

Команда вышла в финал турнира с семьюстами баллами.

6.Ошибка при склонении числительных СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО, ПОЛТОРА, ПОЛТОРАСТА.

Запомните, что в косвенных падежах (кроме винительного) они имеют всего одну форму: СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА, ПОЛУТОРА, ПОЛУТОРАСТА.

Пример.

Он прочитал не более полтораста страниц.

Верно.

Он прочитал не более полутораста страниц.

 ПРИМЕРЫ.

Пример № 1. Комментарий.
В этом году город отметил свое шестьсотлетие. В этом году город отметил свое шестьсотлетие.

Верно.

В этом году город отметил свое шестисотлетие. (Склоняются оба корня числительного «шестьсот»).

Пример № 2. Комментарий.
Среди депутатов было пятеро женщин. Среди депутатов было пятеро женщин.

Верно.

Среди депутатов было пять женщин. (Собирательные числительные НЕ употребляются с сущ. женского рода).

Пример № 3. Комментарий.
Мы опоздали всего на полторы сутки. Мы опоздали всего на полторы сутки.

Числительное «полторы» в косвенном падеже имеет форму «полутора».

Верно.

Мы опоздали всего на полутора суток.

Таковы типичные ошибки в предложениях с числительными. Запомните их, научитесь находить такие предложения.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Вернутьсяк списку тестов по русскому языку ЕГЭ

Рабочий лист

Тема: Имя числительное 10 класс

  1. Проверочная работа

1-вариант

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

1.По приказу дивизио(1)ого командира войска были сосредоточе(2)ы на левом фланге и искусно замаскирова(3)ы.

2.Каме(1)ая избушка была вся увеша(2)а нитями с сушё(3)ыми яблоками.

3.На столе стояла тарелка с варё(1)ым картофелем, кувшином с клюкве(2)ым морсом и плетё(3)ая корзина со свежим хлебом.

4.Незнакомец в нечище(1)ом пальто протянул мне запечата(2)ый конверт и толстую кожа(3)ую папку.

5.На праздничном вечере было сказа(1)о немало тёплых слов, адресова(2)ых юбиляру, который растрога(3)о благодарил гостей.

6.Об увиде(1)ом в стари(2)ом доме рассказа(3)о в недавно чита(4)ой мною книге известного путешестве(5)ка.

7.В полотня(1)ых палатках продавали точё(2)ую посуду и другие деревя(3)ые пёстро раскраше(4)ые и лакирова(5) диковинки.

2-вариант

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

1.Ю(1)ый оратор говорил необыкнове(2)о мудре(3)о, пересыпая речь иностра(4)ыми словами.

2.В насте(1)ой газете было отмече(2)о, что докладчики студенческой конференции весьма начита(3)ы, а их доводы обоснова(4)ы неоспоримыми доказательствами.

3.Заснеже(1)ые ёлки под звёздным небом торжестве(2)ее, чем в празднично убра(3)ых залах.

4.В духе классицизма скульптор создал обобщё(1)ый , идеальный образ, в котором объедине(2)ы невида(3)ая сила и изящество.

5.В совреме(1)ом строительстве цементом, смеша(2)ым с песком и водой или водным раствором солей, соединяют кирпичи и бето(3)ые блоки. Ответ_____

6.В мали(1)ике, огороже(2)ом досками, валялись броше(3)ые оцинкова(4)ые вёдра.

7.Усиле(1)ое авиацио(2)ое подразделение было направле(3)о в тыл врага. Ответ_____

8.Печё(1)ые плюшки были посыпа(2)ы сахаром, смеша(3)ым с корицей.

  1. Орфоэпическая разминка

балОванный, прич.

баловАть

балУясь

бАнты, им.п.мн.ч

бОроду, вин.п.ед.ч.

бралА

бралАсь

бухгАлтеров, р

завИдно

зАгнутый

зАгодя

закУпорив

закУпорить

зАнял

занялА

зАняло

занятА

зАнятый

заселЁн

запертА

зАтемно

звалА

  1. Пунктуационный тренинг (выписать цифры,где нужно поставить запятые)

1.Хотя предъявлять договор он не обязан (1) бывают ситуации (2) когда это лучше сделать (3) чтобы не портить отношения с людьми (4) расположение (5) которых (6) впоследствии ещё может пригодиться.

2.Грачику чудилось (1) что и торжественную песнь оргáна (2) под звуки (3) которого (4) совершалось шествие (5) он воспроизвёл бы теперь без ошибки.

4. — Запишите слова: пятак, пять, пятьсот, пятёрка, пятеро, пятерня, пятый, пятитысячный, пятиэтажный, впятером, пятизначный, несколько, много.

— Выберите верное утверждение:

А) здесь нет числительных

Б) здесь все слова – числительные

В) здесь 5 числительных

Г) здесь 3 числительных

— Подчеркните числительные.

5. Заменить числовую запись буквенной.

– Вытянул 500-й номер.
– Около 600 километров пути.
– Поезд с 278 экскурсантами.
– Высота равна 2159 метрами.
– Свыше 770 гектаров.
– Не найти 11 копеек.
– Речь идет о 476 рублях.
– Более (полтораста) штук.

6. Найди ошибку.

– В этом году город отметил пятьсотлетие.
– На обоих террасах стояли цветы.
– По накладной следовало выдать 22 ножниц для ателье.
– Среди членов комиссии было трое женщин.
– За время приема участковый врач успевал принять тридцать двух человек.
– Мы опоздали всего на полторы сутки.

7. Просклонять числительное.

748 (деревьев).

Открытый урок на тему: «Имя числительное. Повторение и обобщение»

Учитель: Магомедова Раисат Амрулаевна.

Класс: 10.
Разделы: Русский язык

Цели:

1) повторить и обобщить знания учащихся об имени числительном как части речи;
2) совершенствовать навыки аналитической работы со словом;
3) воспитывать бережное и грамотное отношение к языку.

Тип урока: урок – практикум.

Место урока в учебном плане – урок контроля теоретических и практических компетенций учащихся по теме “Имя числительное”.

Оборудование: ИКТ. Интерактивная доска.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Работа по теме урока.

1. Определение цели урока.

2. Повторение теоретического материала.

– Какая часть речи называется именем числительным?
– Какие числительные называются количественными? Порядковыми? Приведите примеры.
– На какие группы делятся количественные числительные? Приведите примеры.
– У каких числительных Ь пишется на конце слова? В середине слова?
– Какова синтаксическая роль числительных в предложении?

III. Тренировочные упражнения.

а) Работа с текстом.

– Выписать числительные, определить разряд, какие они по составу.

Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из божеств. Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.

– Какова часть речи слова “семидневная”?

б) Определить часть речи у слов, имеющих числовое значение.

Тройка за ответ, три товарища, трехместный корабль, утроить усилия, сотый по списку, сто деревьев, столетний дуб, новенький пятак, стал пятиклассником, громадная пятерня, пять секунд, пятый день, пятиэтажный дом.

Вставить пропущенные буквы. Определить часть речи.

в)Тр…йник ,      ми…иард

двойняшки,   дв…жды

несколько,    шестеро

девят…сот   пят…десят   восем…  

трехсотсорок…ми…иардный        

п…тиэтажный ,      четверка    

трижды,     двойственный      

удвоить, полуторное      

в) Просклонять числительное.

748 (деревьев).

г) Заменить числовую запись буквенной.

– Вытянул 500-й номер.
– Около 600 километров пути.
– Поезд с 278 экскурсантами.
– Высота равна 2159 метрам.
– Свыше 770 гектаров.
– Не найти 11 копеек.
– Речь идет о 476 рублях.
– Более (полтораста) штук.

д) Определить падеж имени числительных.

Без семидесяти четырех тысяч рублей.
К тысяча девятьсот пятому году.
С девяноста тремя пассажирами.
О девятистах пятидесяти рублях.
Пятерых студентов.

е) Игра “Четвертое лишнее”.

1. Четверо котят, семеро девчат, двое ребят, пятеро тигрят.
2. Пара носков, пара чулков, четверо  суток, пара валенок.
3. Трое мужчин, двое друзей, трое старушек, две подружки.

ж) Выборочный диктант.

– Выберите и запишите словосочетания, в которых существительное может сочетаться с собирательным числительным.

Двое (зайчонок, машинист, девочка, ножницы)
Трое (ученик, ученица, мастерица, сани)
Четверо (лисят, очки, подруга, малыш)

з) Найди ошибку.

– В этом году город отметил пятьсотлетие.
– На обоих террасах стояли цветы.
– По накладной следовало выдать 22 ножниц для ателье.
– Среди членов комиссии было трое женщин.
– За время приема участковый врач успел принять тридцать двух человек.

и) Числительные ПОЛТОРА и ПОЛТОРЫ. Дописать окончания числительных.

  • Полтор…   минуты  
  • полтор…    часа          
  • полтор…    яблока      
  • полтор…   недели    
  • полтор…   гектара    
  • полтор…   секунды  

й ) Работа с текстом.

Расположите предложения так, чтобы получился текст. Числительные запишите словами. 

  1. Они наблюдали на звездном небе движение 5 планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли 7 небесных светил.
  2. Так возникла (семи)дневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.
  3. Примерно 4 тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания.
  4. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен 28 суткам, и разделили его на 4 равные части с тем, чтобы каждый из 7 дней посвящать одному из 7 божеств.

IV. Контроль за темой.

Тест.

I вариант.

1. Найдите числительные:

а) два; 
б) двойня; 
в) двойной; 
г) двойка;
д) второй;
е) вдвоем.

2. Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

А. Оба окна светились.
Б. Отец гордился обоими сыновьями.
В. На обоих партах лежали книги.
Г. Об обоих фильмах говорили восхищенно.

3. Поставьте числительное восемьсот девяносто пять в родительный падеж.

а) восемьсот девяносто пяти;
б) восьмисот девяносто пять;
в) восьмисот девяноста пяти;
г) восьмисот девяносто пяти;
д) восемьсот девяноста пять.

4. Как нужно писать слова (семи)тысячный, (двадцати)(семи)-миллионный: слитно или через дефис? Выберите правильный ответ:

а) 1-е слово нужно писать слитно, 2-е – раздельно;
б) 2-е слово – через дефис, 2-е – раздельно;
в) оба слова слитно;
г) оба слова через дефис;
д) оба слова раздельно.

5. Укажите, каким членом предложения являются выделенные слова в предложениях:

а) подлежащее; 
б) сказуемое; 
в) дополнение; 
г) определение;
д) обстоятельство;
е) не является членом предложения.

А. Поезд прибыл в семь часов.
Б. 
Две подруги были неразлучны.
В. Пятью пять – 
двадцать пять.
Г. Прочитано 
сто страниц книги.

II вариант.

1. Найдите числительные.

а) пятерня; 
б) пятак; 
в) пятерка; 
г) пятеро;
д) пятый;
е) впятером.

2. Укажите предложения с ошибкой в употреблении числительного.

А. Обе подруги неразлучны.
Б. У обоих сел одинаковые названия.
В. На обоих баржах везли уголь.
Г. С обоими друзьями случилось несчастье.

3. Поставьте числительное девятьсот девяносто шесть в родительном падеже.

а) девятьсот девяноста шесть;
б) девятисот девяносто шести;
в) девятисот девяноста шести;
г) девятьсот девяносто шести;
д) девятисот девяносто шесть.

4. Как нужно писать слова (девяти)тысячный, (тридцати)(пяти)миллиардный: слитно, раздельно или через дефис? Выберите правильный ответ:

а) 1-е слово нужно писать слитно, 2-е – раздельно;
б) 1-е слово – через дефис, 2-е – раздельно;
в) оба слова слитно;
г) оба слова через дефис;
д) оба слова раздельно.

5. Укажите, каким членом предложения являются выделенные слова в предложениях:

а) подлежащее; 
б) сказуемое; 
в) дополнение; 
г) определение;
д) обстоятельство;
е) не является членом предложения.

А. Обследовали десять человек.
Б. 
Пятеро учеников готовились к докладу.
В. Все ожидали 
первого вылета.
Г. Пять да два – 
семь.

V. Подведение итогов урока.

а) Вопросы по теме урока.

б) Выставление оценок

в) Д/з. Развитие речи .Составить текст- автобиографию, используя числительные.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найди ошибку в программе program имя var
  • Найди ошибку в цепи питания растение волк
  • Найди ошибку в цепи питания и исправь ее
  • Найди ошибку в формуле площадей
  • Найди ошибку в фонетическом разборе ручьи