Найдена ошибка в библии которая может

Загрузка…

Ошибки в Библии при переводе, ее переписывании и их объяснение

Ошибки в Библии при переводе, ее переписывании и их объяснение

Как объяснить ошибки в Библии, допущенные при переводе и ее переписывании? Как Библия может считается непогрешимой, если есть случаи ошибок при переписывании, такие как, например, отрывок из 2 Царств 10:18 в сравнении с отрывком из 1 Летописи 19:18. 

Но Давид разбил сирийцев, и они бежали от израильтян. Давид поразил семьсот сирийских колесничих и сорок тысяч всадников. Он также ранил военачальника Совака, который там и умер. (2-я Царств 10:18)

Сирийцы бежали от израильтян. Давид и его люди убили семь тысяч сирийских колесничих и сорок тысяч сирийских воинов. Они также убили и Совака, начальника сирийского войска. (1-я Паралипоменон 19:18)

Один отрывок из Библии упоминает 700, а другой 7000 убитых колесничих.

Я понимаю, что почти все эти ошибки в Библии переписчик совершает, когда упоминаются цифры. Другим примером может служить отрывок из 2 Царств 8:3-4 в сравнении с отрывком из 1 Летописи 18:3-4, когда есть упоминание о 700 или 7000 всадниках. Как же тогда Библия может быть непогрешимой, если есть ошибки переписчиков?

И наконец, не проще ли принять концепцию, что жизнь заканчивается навсегда в момент смерти, а не верить в загробную жизнь, которая состоит в пребывании в царстве Бога? Мне трудно принять жизнь после смерти, когда более очевидно и легче принять, что жизнь необратимо прекращается со смертью.

Ответ:

Два хороших вопроса. Прежде всего, христиане верят, что первоначальные тексты Ветхого и Нового Заветов вдохновлены и не содержат богословских или доктринальных ошибок. Насколько я знаю, никто не утверждает, что те, кто копировал рукописи еврейской Библии или Нового Завета были вдохновлены Духом. Мы также не считаем, что те, кто перевел Библию с языка оригинала на другие языки, были вдохновлены Богом. По этой причине, только оригиналы являются совершенными.

Ошибки в Библии есть, но они несущественные

Я полагаю, что Бог мог бы вдохновить всех тех, кто копировал Библию, делать прекрасные копии, но это действительно не имело бы смысла. Бог позволил несовершенным людям копировать Священные Писания в течение долгого времени. Таким образом, ошибки в Библии, допущенные при копировании, есть даже в самых надежных ветхозаветных рукописях. 2 Царств 10:18 в сравнении с 1 Летописью 19:18 является одним из целого ряда примеров, которые можно было бы использовать.

Дело в том, что копирование цифр является менее надежным, чем копирование текста, потому что евреи использовали систему исчисления на основе букв, похожих на римские цифры и потому было труднее обнаружить такие ошибки копирования. Например, если бы я копировал слова и написал «привестсвую» вместо «приветствую», вы бы сразу уловили это, но если бы я написал 570 вместо 580, такую ошибку копирования было бы нелегко обнаружить.

Это верно, но дело в том, что с богословской точки зрения, ошибка в цифрах лишь незначительно меняет значение отрывка в Библии. Окажет ли разница между 700 и 7000 жертвами в войне, которая произошла четыре тысячи лет назад на мое понимание Бога или того, как я живу? Я детально рассмотрел этот вопрос.

Мой вывод: глядя на многие примеры ошибок в Библии, допущенных при копировании, скажу, что почти наверняка нет никаких существенных доктринальных или богословских ошибок, внесенных в Ветхий или Новый Завет из-за незначительных ошибок копирования, которые имели место на протяжении веков при копировании Священного Писания. Доказательства этого можно найти в Новом Завете, потому что у нас есть копии начала второго века, которые можно сравнить с поздними, более полными, рукописями пятого века. Все изменения действительно незначительны. Точно так же, когда мы сравниваем рукописи Ветхого Завета на иврите в масоретском тексте десятого века нашей эры с находками свитков Мертвого моря второго века до нашей эры, величина изменения из-за копирования ошибок является действительно незначительной в основном из-за изменений в правописании и порядке слов.

В Библии нет доктринальных или богословских ошибок

В заключение, я по вере считаю, что автографы (оригиналы) обоих Нового и Ветхого Заветов вдохновлены и не содержат доктринальных или богословских ошибок. Я согласен с вами, что там были ошибки копирования, но делаю вывод, что эти ошибки не являются существенными для любой области христианской веры.

По вашему второму вопросу, да, я согласен на 100%, что на основе человеческих рассуждений и науки, легче поверить, что человеческая жизнь заканчивается со смертью нашего тела. Я вообще не спорю, что вера в жизнь после смерти требует веры. Тем не менее из огромного массива доказательств я знаю, что Библия вдохновлена Богом. Доказательства заставляют меня верить, что вещи в Библии, которые я не могу доказать, тоже верны. К тому же, Иисус творил удивительные чудеса. Он ходил по воде, исцелял слепых, глухих и инвалидов. Он поднимал людей из мертвых, и Он Сам был воскрешен из мертвых.

Иисус Христос сказал нам, что после смерти будет жизнь. В Евангелии от Иоанна 14:2-3 Он говорит нам:

«В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам. Я иду приготовить место вам, и когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я».

Самый великий человек, который когда-либо жил, тот, кто творил ошеломляющие чудеса и исполнил все мессианские пророчества Ветхого Завета, Человек, который воскрес из мертвых, который жил безгрешной жизнью и который утверждал, что Он — Бог, говорит мне, что загробная жизнь есть. Я верю Ему. Трудно ли в это поверить? На основе простого человеческого опыта, да. Но, основываясь на жизни Иисуса и свидетельств вдохновленности Библии, я считаю, что это правда, что мы будем жить, даже когда наши физические тела умрут.

Перевод: Сергей Дяченко

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».


Больше статей по теме


Другие темы


Проверь свои знания онлайн!

Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты! 

Пройти тест


Политика конфиденциальности | Написать письмо
Христианский сайт «Хорошие новости»

«Горе тем, которые пишут Писание собственными руками, а затем говорят: «Это – от Аллаха», – чтобы купить за это ничтожную цену. Горе им за то, что написали их руки! Горе им за то, что они приобретают!» (Коран 2:79)

«Когда к ним пришел Посланник от Аллаха (Мухаммад), подтвердивший правдивость того, что было у них, некоторые из тех, кому было даровано Писание, отбросили Писание Аллаха за спины, словно они не знают истины». (Коран 2:101)

«Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам сегодня заповедую». (Второзаконие 4:2)

Ну что ж, начнем.  Ни один специалист по Библии не скажет, что она была написана рукой Иисуса. Все признают, что эта книга появилась после завершения пророческой миссии Иисуса, благодаря стараниям его последователей. Др. Грэхем Скрогги из чикагского Института «Муди Байбл», одного из самых престижных христианских заведений, сказал:

«… Действительно, Библия – это творение рук человеческих, хотя некоторые из нас в пылу своего религиозного рвения и отказываются признать этот научно обоснованный факт. Писания, вошедшие в состав Библии, прошли через множество людских умов, были написаны на языке людей, руками людей, и каждая строка этой книги несет в себе отпечаток характера того или иного человека, участвовавшего в ее написании… Она – плод человеческих стараний, и все же она от Бога…»[1]

Другой христианский богослов, Кеннет Крэгг, англиканский священник из Иерусалима, сказал:

«… Другое дело, когда мы рассматриваем Новый Завет… Его сокращали, редактировали, и, тем не менее, он содержит и определенные доказательства и тематическую выборку, сделанную знатоками… Евангелия – это плод работы людей, которые выразили точку зрения Церкви. Эти Писания являются продуктом смешения человеческого опыта и исторических событий…»[2]

«Хорошо известно, что первые христианские Евангелия передавались устно, и вследствие этого происходило естественное искажение реальных событий. Несомненно и то, что эти искажения сыграли свою роль и при облечении христианского Писания в письменную форму. И происходило все это по вине писцов и редакторов, часть из которых действовала вполне осознанно, а другие по-незнанию…»[3]

«Да, действительно, все книги Нового Завета, за исключением четырех посланий апостола Павла, в настоящее время, в определенной мере, содержат противоречия, таким образом, ошибки пробрались даже в Писания…»[4]

Др. Лобеготт Фридрих Константин фон Тишендорф (Lobegott Friedrich Konstantin Von Tischendorf), консервативный христианин, один из наиболее ярых защитников догмата о «Троице», вынужден был признать:

“Во многих отрывках [Нового Завета] содержаться такие серьезные искажения смысла, что мы вынуждены с болью в сердце признать, что не знаем о чем на самом деле писали Апостолы” [5].

Указав на множество противоречий в Библии, др. Фредерик Кеньон (Frederic Kenyon) сказал:

“Кроме явных противоречий, о которых мы написали выше, необходимо отметить, что вряд ли найдется хотя бы один стих, где не оказалось бы разночтений (между данной версией Писания и древними манускриптами, которые являются основой для современной Библии). Никто не может утверждать, что все эти приписки и иные изменения в тексте были сделаны нечаянно”. [6]

В данной книге[7] вы найдете огромное множество подобных же высказываний, сделанных ведущими богословами христианского мира.

Христиане, в общем-то, неплохие люди и когда они начинают прислушиваться к истине, становятся еще лучше. Об этом говорится и в Коране:

«… Ты непременно найдешь самыми лютыми врагами верующих иудеев и многобожников. Ты также непременно найдешь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: «Мы – христиане». Это – потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия. Когда они слышат то, что было ниспослано Посланнику, ты видишь, как их глаза переполняются слезами по причине истины, которую они узнают. Они говорят: «Господь наш! Мы уверовали. Запиши же нас в число свидетелей. Отчего нам не веровать в Аллаха и ту истину, которая явилась к нам? Мы желаем, чтобы наш Господь ввел нас в Рай вместе с праведными людьми». (Коран 5:82-84)

Все библейские издания Священного Писания христиан, выпущенные до появления обновленной версии Библии 1881 года, основывались на «древнейших копиях», которые датировались 5-6 веками. Редакторы Исправленной Стандартной Версии (ИСВ) 1952 года, оказались первыми специалистами, в распоряжение которых попали «НАИБОЛЕЕ древние копии», датированные 3-4 веками. Логично предположить, что чем ближе манускрипт ко времени проповедования Иисуса, тем достовернее он должен быть. Давайте посмотрим, что говорят христианские ученые-богословы о Библии, которая была пересмотрена дважды, в 1952 году, а затем в 1971:

«Самая лучшая версия нашего столетия» — (газета «Church of England»)

«Совершенно новый подход к переводу со стороны ученых высшего ранга» — (литературное приложение к газете «Times»)

«Сочетание лучших черт Авторизованной Версии[8] и нового, более точного перевода»- (Life and Work)

«Наиболее точный перевод, близкий к оригиналу!» — (газета «The Times»)

Сами владельцы издательской компании (Collins) на 10-й странице своего издания пишут:

«Эта Библия (ИСВ) является плодом усилий 32 ученых, которым помогал специальный консультативный совет, состоящий из представителей 50 деноминаций».

Давайте посмотрим, что сказали эти 32 ученых и представители 50 деноминаций по поводу Авторизованной Версии (АВ), известной как Библия Короля Иакова I. В предисловии к ИСВ 1971 года мы читаем:

«… в Библии Короля Иакова I существуют серьезные ошибки…»

Далее они продолжают:

«… Этих ошибок столь много и они настолько существенны, что возникает необходимость в исправлении данной версии Библии».

Свидетели Иеговы в их журнале «Пробудись!» (8 сентября 1957 г.) в статье под названием «50000 ошибок в Библии» пишут: «Возможно в Библии содержится 50000 ошибок… ошибок, которые каким-то образом закрались в текст Библии… 50000 серьезнейших ошибок…» И после всего этого они умудряются прийти к следующему выводу:  «… но в целом Библия точна…» Давайте рассмотрим некоторые из этих ошибок.

В Евангелии от Иоанна 3:16[9] мы видим:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную…»

[…] в этом стихе слово «Единородного» является сфабрикованным и бесцеремонно используется самыми известными редакторами Библии. Однако у человечества есть возможность узнать правду.

В Священном Коране в суре «Марьям» (19):88-98 сообщается:

«Они говорят: «Милостивый (Аллах) взял Себе сына». Этим вы совершаете ужасное злодеяние. Небо готово расколоться, земля готова разверзнуться, а горы готовы рассыпаться в прах от того, что они приписывают Милостивому сына. Не подобает Милостивому иметь сына! Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба. Он знает их число и пересчитал их. Каждый из них явится к Нему в День воскресения в одиночестве. Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Милостивый одарит любовью. Мы облегчили его (Коран) на твоем языке для того, чтобы ты обрадовал им богобоязненных людей и предостерег им злостных спорщиков. Сколько поколений до них Мы подвергли гибели! Разве ты ощущаешь присутствие кого-нибудь из них или слышишь их шепот?»

В Первом Соборном Послании Апостола Иоанна 5:7 мы находим:

«Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино».

Эта фраза в Библии — самое яркое выражение догмата о «Троице». Однако этот стих, являющийся краеугольным камнем христианской веры, изъят из ИСВ[10] Библии тридцатью двумя известными богословами, которых поддержали представители пятидесяти христианских деноминаций. Также он изъят из русского перевода Библии Всемирного Библейского Центра, в котором вместо старого стиха приводится исправленный согласно самым древним манускриптам: «И Свидетель этому Дух, ибо Дух – это Истина. Есть тому три свидетеля: Дух, вода и кровь, и все они свидетельствуют об одном и том же…»

Опять же, эта Истина известна мусульманам более 14 веков:

«О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям (Марии), и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: «Троица!» Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!» (Коран 4:171)

До 1952 года все версии Библии упоминали об одном из самых чудесных событий, связанных с пророком Иисусом, а именно, о его вознесении на небеса:

«И так Господь Иисус, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога». (Евангелие от Марка 16:19)

…и также:

«И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью». (Евангелие от Луки 24:51-52)

Однако в ИСВ Библии 1952 года, Евангелие от Марка заканчивается на 8 стихе, а затем, следует указание на сноску, где маленькими буквами написаны остальные стихи. То же самое происходит и с 24 стихом Евангелия от Луки (НИСВ[11]): в ссылке ясно говорится о том, что в древних манускриптах отсутствуют слова «и возноситься на небо» и «Они поклонились Ему», таким образом, этот стих в оригинале имеет следующий вид:

«И, когда благословлял их, стал отдаляться от них. И возвратились они в Иерусалим с великою радостью».

Как видите, христианам потребовалось несколько столетий, чтобы исправить один только этот стих.

Другой пример, в Евангелии от Луки 24:1-7 мы читаем:

«В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть».

И опять же в ссылке на 5 стих, мы видим: «В других древних источниках отсутствуют слова «Его нет здесь: Он воскрес»».

Таких несоответствий настолько много, что мы не можем поместить их всех в одной статье, однако мы советуем вам приобрести Новую Исправленную Стандартную Версию Библии и бегло просмотреть главы четырех Евангелий. Вы вряд ли найдете хотя бы две последовательные страницы, на которых бы отсутствовали сноски с такими выражениями, как: «В других древних источниках эти слова отсутствуют…» или «В древних источниках найдены слова, отсутствующие в данном переводе…» и т.д.

Тот, кто знаком с текстами Евангелий, несомненно, обратил внимание на то, что все они начинаются словами «Евангелие от …»: «Евангелие от Матфея», «Евангелие от Луки», «Евангелие от Марка», «Евангелие от Иоанна». Простой обыватель, конечно же, подумает, что все эти люди являются авторами соответствующих текстов. Однако, это не так. Почему? Да потому что, во-первых, ни одна из известных на сегодняшний день оригинальных копий не содержит подписи предполагаемого автора. Просто «считается», что эти книги написаны определенными людьми. Во-вторых, современные исследования подтверждают, что авторами Евангелий являются неизвестные лица. Даже само содержание этих книг указывает на это, к примеру, в Евангелии от Матфея о самом Матфее говорится в третьем лице:

«Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним»[12]. (Евангелие от Матфея 9:9)

Не надо быть большим ученым, чтобы понять, что ни Иисус, ни Матфей не являются авторами этого отрывка; и надо отметить, что Новый Завет изобилует такого рода пассажами. Многие утверждают, что автор иногда может вести повествование о себе, как о человеке постороннем, т.е. в третьем лице, но, однако, анализ всех подобных отрывков, найденных в книгах Нового Завета, не оставляет повода для таких суждений.

Более того, такие замечания не ограничиваются только лишь Новым Заветом. Существуют ясные доказательства того, что, по крайней мере, часть глав «Второзакония» не была написана ни Богом, ни Моисеем.

«И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня. Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась. И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах Моавитских у Иордана близ Иерихона тридцать дней. И прошли дни плача и сетования о Моисее. И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею. И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу…» (Второзаконие 34:5-10)

Мог ли Моисей писать о своем собственном погребении?  Иисус Навин также подробно описывает свою смерть в «Книге Иисуса Навина» 24:29-33. Имеющиеся свидетельства и результаты современных исследований однозначно указывают на то, что большинство книг в Библии не были написаны теми людьми, которым они приписываются.

Редакторы ИСВ[13] (издательство Коллинз) пишут, что автор «Книги Царств» неизвестен. Если бы у них были доказательства, что эта книга является Божественным откровением, они, несомненно, указали бы на это. Далее, мы читаем, что, по их мнению «Книга Пророка Исаии в соответствие с общепринятым мнением приписывается Пророку Исаии, однако авторами некоторых отрывков из этой книги, скорее всего, были неизвестные люди…», а по поводу «Книги Екклесиаста»: «Автор точно не известен. В соответствие с общепринятым мнением считается Соломон». Книга Руфь: «Автор точно не известен. Возможно Самуил…» и подобных примеров немало.

Давайте же подробнее остановимся на одной из книг Нового Завета:

«Автор «Послания к Евреям» неизвестен. Мартин Лютер предположил, что им является Аполлош… Тертуллиан считал, что это послание было написано Варнавой… Адольф Харнак (Adolf Harnack) и Джей Рендел Харрис (J. Rendel Harris) предполагали, что оно написано Присциллой. Уильям Рамсей (William Ramsey) говорил, что оно написано Филиппом.  Однако в соответствии с традиционной точкой зрения автором послания является Апостол Павел».[14]

И это у христиан называется «Божественным откровением»!

Как мы уже говорили в первой главе[15], апостол Павел и Официальная Церковь, были ответственными за искажение догматов религии Иисуса (мир ему) после окончания его пророческой миссии. Далее они развернули широкомасштабную кампанию по замене учения апостолов на новые доктрины Павла; а по отношению к христианам, которые отказывались последовать за ними, применялись пытки или же их просто убивали. Все Евангелия, кроме тех, которые отвечали требованиям нового учения Павла, уничтожались или же переписывались. Преподобный Чарльз Андерсан Скотт (Charles Anderson Scott) сказал следующее:

«Вероятнее всего ни одно из используемых на сегодняшний день синоптических Евангелий (от Марка, Матфея и Луки) не существовало до смерти Павла. Если строго придерживаться хронологии, то Послания Апостола Павла должны идти до синоптических Евангелий, а не после них».[16]

Это утверждение впоследствии подтвердил проф. Брэндон (Brandon): «Самые ранние христианские манускрипты, дошедшие до нас – это послания Апостола Павла».[17]

В конце второго столетия, Дионисий, Епископ Коринфа сказал:

«По просьбе братьев моих написал я послания, но прислужники Сатаны заполнили их плевелами, изменив часть написанного и добавив от себя, да будут прокляты они! Не удивлюсь, если подобные им покусились и на Священное Слово Господне, ибо посмели же они посягнуть и на труды иные, несравнимые с эпистолами сими».

Священный Коран говорит:

«Горе тем, которые пишут Писание собственными руками, а затем говорят: «Это – от Аллаха», – чтобы купить за это ничтожную цену. Горе им за то, что написали их руки! Горе им за то, что они приобретают!» (Коран 2:79)

Виктор Туннуненский, африканский епископ, живший в шестом веке, отметил в своих «Хрониках» (566 г.), что когда Мессала был консулом Константинополя (506 г.), он «проверил и исправил языческие евангелия», написанные людьми, которых Император Анастасий считал безграмотными. Таким образом, этот текст свидетельствует о том, что евангелия были «приведены в соответствие» с догматами христианства шестого века, которые отличались от тех, что существовали ранее.[18]

Такого рода «приведения в соответствие» не ограничивались первыми веками нашей эры. Сэр Хиггинс писал:

«Нельзя отрицать тот факт, что монахи-бенедиктинцы св. Маура были очень образованными и одаренными людьми, впрочем, как и огромное количество представителей других конфессий… В своей книге «Жизнь Лафранка, Архиепископа Кентерберийского» Клеланд пишет: «Лафранк, монах-бенедиктец, Архиепископ Кентерберийский, обнаружив в Писаниях ошибки, сделанные переписчиками, взял на себя ответственность по их исправлению в соответствие догматами ортодоксальной Церкви. То же самое он проделал и с трудами отцов- основателей веры… secundum fidem orthodoxam»[19].

Другими словами, ранние христианские писания были переписаны с тем, чтобы они соответствовали догматам, господствовавшим в 11-12 веках. Даже труды отцов-основателей Церкви были «исправлены», что бы основной подлог невозможно было обнаружить. Сэр Хиггинс писал также: «Тот же самый богослов-протестант произнес удивительную фразу: «Справедливости ради я должен признать, что ортодоксы изменили некоторые места в Евангелиях»».

Далее, автор акцентирует внимание читателей на тех огромных усилиях, которые были предприняты в Константинополе, Риме, Кентербери и вообще во всем христианском мире для «исправления» Евангелий и уничтожения всех ранних манускриптов.

Теодор Захан описывает острую конфронтацию, возникшую между вновь образовавшимися конфессиями в вопросах первоапостольсих учений. Он отмечает, что Римские католики обвинили Греческую Ортодоксальную Церковь в искажении Священных Писаний посредством приписок и намеренного опущения некоторых текстов, что осуществлялось как в благих целях, так и злонамеренно. В свою очередь,  Греческая Ортодоксальная Церковь обвинила Римских католиков в отхождении от учения первоисточников.

Несмотря на взаимные обвинения, обе конфессии объединили свои усилия в борьбе против представителей нонконформистских учений в христианстве, упрекая их в отхождении от «правильного пути» и обвиняя в ереси. Последние, в свою очередь, обвинили католиков в «религиозных подделках», уподобив их фальшивомонетчикам. В конце своей книги автор задается вопросом: «А не кажется ли вам, что все эти взаимные обвинения имеют под собой твердую основу?»

«Мы также взяли завет с тех, которые сказали: «Мы – христиане». Они забыли долю из того, что им напомнили, и тогда Мы возбудили между ними вражду и ненависть до Дня воскресения. Аллах поведает им о том, что они творили.

О люди Писания! К вам явился Наш Посланник, который разъясняет вам многое из того, что вы скрываете из Писания, и воздерживается от многого. Явились к вам от Аллаха свет (Мухаммад) и ясное Писание. Посредством его Аллах ведет по путям мира тех, кто стремится снискать Его довольство. Он выводит их по Своему соизволению из мраков к свету и наставляет их на прямой путь.

Не уверовали те, которые сказали: «Воистину, Аллах – это Мессия, сын Марьям (Марии)». Скажи: «Кто может хотя бы немного помешать Аллаху, если Он пожелает погубить Мессию, сына Марьям (Марии), его мать и всех, кто на земле?»

Аллаху принадлежит власть над небесами, землей и тем, что между ними. Он создает, что пожелает. Аллах способен на всякую вещь.

Иудеи и христиане сказали: «Мы – сыны Аллаха и Его возлюбленные». Скажи: «Почему же Он причиняет вам мучения за ваши грехи? О нет! Вы всего лишь одни из людей, которых Он сотворил. Он прощает, кого пожелает, и причиняет мучения, кому пожелает.

Аллаху принадлежит власть над небесами, землей и тем, что между ними, и к Нему предстоит прибытие».

О люди Писания! После периода, когда не было посланников, к вам явился Наш Посланник, давая вам разъяснения, дабы вы не говорили: «К нам не приходил добрый вестник и предостерегающий увещеватель». Добрый вестник и предостерегающий увещеватель уже явился к вам. Аллах способен на всякую вещь». (Коран 5:14-19)

Сам Августин, человек, который является бесспорным авторитетом, как для протестантов, так и для католиков, признавал существование тайных доктрин в христианстве:

«…в христианстве существовало много вещей, которые, будучи истиной, были непригодны для черни (обычных людей), а также существовали некоторые аспекты, которые будучи ложными, оказались  подходящими для этих плебеев…»

Сэр Хиггинс писал:

«Не будет несправедливостью, если предположить, что сокрытие истины является частью современного христианства, и я думаю, вряд ли кто станет отрицать то, что церковь, которая допускает такое положение вещей, не колеблясь, посягнет на чистоту Священных Писаний ради своих интересов…» [20]

Даже послания, которые приписываются Павлу, не были написаны им. После долгих лет исследований, как протестанты, так и католики заявили, что из тринадцати посланий, приписываемых Павлу, им лично были написаны только семь: «К Римлянам», «К Коринфянам 1, 2», «К Галатам», «К Филиппийцам», «К Филимону» и «К Фессалоникийцам 1».

Среди христианских конфессий даже не существует общего мнения относительно того, что можно считать Священной Книгой. Протестанты считают, что в Библии существует 66 «истинно» священных книг, католики добавляют еще 7 «не менее» священных книг, не говоря уже о том, что множество новых сект, подобных Мормонам, имеют на этот счет свою особую точку зрения. Но многие поколения первых христиан, вообще не следовали, ни 66 книгам протестантов, ни 73 книгам католиков, и не имели представления о том, что они являются «каноническими». Напротив, они считали священными те книги, которые спустя века были признаны сфабрикованными и недостоверными.

Наверняка поздние поколения христиан, которые аннулировали ранние книги, считали себя более компетентными в вопросах веры, чем Апостолы.

  • [1] W Graham Scroggie, стр. 17
  • [2] «Призыв минарета», Kenneth Cragg, стр. 277
  • [3] Комментарии к Библии (Пик), стр. 633
  • [4] Энциклопедия Британника, 12-е изд., том. 3, стр. 643
  • [5] «Секреты горы Синай», James Bentley, стр. 117
  • [6] «Наша Библия и Древние манускрипты», Dr. Frederic Kenyon, Eyre and Spottiswoode, стр. 3
  • [7] Имеется в виду книга «О чем проповедовал Иисус?» (Примечание переводчика)
  • [8] Имеется в виду Библия Короля Иакова I (1611 год). (Примечание переводчика)
  • [9] Синодальный Перевод Библии.
  • [10] Исправленная Стандартная Версия.
  • [11] Новая Исправленная Стандартная Версия Библии.
  • [12] Синодальный Перевод Библии.
  • [13] Исправленная Стандартная Версия Библии.
  • [14] Введение в Библию Короля Иакова 1. Шестое издание, исправленное и дополненное. Издательство — Hebrew/Greek Key Study, Red Letter.
  • [15] Имеется в виду книга автора данной статьи «О чем проповедовал Иисус?» (Примечание переводчика)
  • [16] «История христианства в свете современных открытий», Rev. Charles Anderson Scott, стр.338
  • [17] “Религии древней истории” S.G.F. Brandon, стр. 228.
  • [18] The Dead Sea Scrolls, the Gospel of Barnabas, and the New Testament, by M. A. Yusseff, p. 81.
  • [19] History of Christianity in the light of Modern knowledge, Higgins p.318.
  • [20] The Dead Sea Scrolls, the Gospel of Barnabas, and the New Testament, M. A. Yusseff, p.83

Приблизительное время чтения: 5 мин.


print

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина.

О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.

Смотрите очередной прямой эфир на (здесь была удалена ссылка на организацию, запрещенную в РФ) по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

(здесь была удалена ссылка на организацию, запрещенную в РФ)
Большинство предполагаемых противоречий в Библии связаны с невнимательностью читателя или непониманием текста. Но некоторые из них не получается разъяснить так легко. Могут ли в Библии действительно быть расхождения? Подрывает ли это доверие к ней как слову Божию?

Но ведь в Библии можно найти разногласия, которые не так легко объяснить невнимательностью читателя!

Среди христиан могут существовать разногласия относительно того, где мы имеем дело с подлинным разногласием, а где это проблема исключительно читателя. Есть книги по христианской апологетике, где предлагаются объяснении всех вообще расхождений, но некоторым они кажутся натянутыми.

Что если мы встречаем расхождение, которое мы не можем объяснить? Например, известный неверующий библеист Барт Эрман, в прошлом христианин, пишет о том, что его веру, веру простодушного протестантского фундаменталиста, страшно поколебал вопрос о Авиафаре.

В Евангелии от Марка Господь называет священника, который передал Давиду и его спутникам хлебы предложения, Авиафаром:

«как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре и ел хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме священников, и дал и бывшим с ним?» (Мк 2:26).

Однако в том месте Ветхого Завета, на которое Он ссылается, священник назван Ахимилехом.

«И пришел Давид в Номву к Ахимелеху священнику, и смутился Ахимелех при встрече с Давидом и сказал ему: почему ты один, и никого нет с тобою?» (1 Цар 21:1).

В принципе, можно пытаться объяснить это расхождение тем, что Авиафар — сын Ахимилеха, и, хотя, видимо, еще не вступил в должность в то время, уже жил, и тот период вполне можно назвать «при первосвященнике Авиафаре», то есть в годы его жизни. Но это объяснение можно счесть несколько натянутым. Для кого-то это повод решить, что в Библии тут явная ошибка, ошибок в слове Божием быть не может, следовательно, Библия не слово Божие, Христос не воскресал, Бога нет.

Что же, допустим, что здесь действительно ошибка — Евангелист, цитируя слова Иисуса по памяти, перепутал имена. Доказывает ли это, что Бога нет? Нет, никакой логической связи между тезисом «Евангелист перепутал имена» и «Бога нет» не существует. Доказывает ли это, что Христос не воскресал? Никоим образом. Доказывает ли это, хотя бы, что Библия — не боговдохновенное слово Божие? Только в рамках очень специфических взглядов на богодухновенность.

Как пишет американский автор Крейг Эванс,

«Мне случалось слышать, как [фундаметалисты] говорят: «Покажите мне в Библии хоть одну ошибку – и я от всего откажусь». Подозреваю, что Эрман тоже не раз слышал такие рассуждения в Библейском институте Моуди. И сейчас, хоть он и исповедует агностицизм, ход его мысли отдает фундаментализмом.

Повторюсь: истина христианской Благой вести – не в непогрешимости Писания, не в нашей способности гармонизировать все четыре евангелия, но в воскресении Иисуса. И историческая достоверность четырех Евангелий не зависит ни от непогрешимости Писания, ни от доказательства, что в них нельзя найти ни одной ошибки. Религиозные метания Эрмана, в которых я ему сочувствую, были порождены необоснованными требованиями к природе и функциям Библии, ошибочными ожиданиями, которые были ему внушены в фундаменталистской юности».

То есть игра развивается таким образом — сначала протестантские фундаменталисты, руководствуясь понятным и даже благочестивым желанием превознести и прославить слово Божие, заявляют, что в нем нет и не может быть ошибок и разногласий. Ведь тогда бы оно не было словом Божиим! Потом свой ход делают атеисты — и указывают на такие разногласия. По правилам, заданным фундаменталистами, атеисты выигрывают.

Но дело в том, что никто не обязан играть по этим правилам. Из того, что апостолы — живые люди, которые могут излагать известные им события немного по-разному, никак не следует, что их свидетельство ложно.

Но разве богодухновенность Писания не означает, что в нем не может быть разногласий — даже в деталях?

Нет, конечно. Богодухновенность означает, что Бог особым образом вдохновляет священнописателей, и направляет весь процесс формирования Библейского текста таким образом, чтобы истинно и безошибочно передать нам все истины, необходимые для нашего спасения. Богодухновенность не уничтожает человеческой природы библейских авторов, но действует через нее.

Поэтому было бы странно предъявлять к свидетельству апостолов требования, которых мы не предъявляем ни к какому другому человеческому свидетельству.

Как сказано в Проекте Катехизиса Русской Православной Церкви, «Церковь не отрицает того, что у авторов библейских книг было собственное осмысление богооткровенных истин, свой способ их изложения. Библейские книги написаны людьми, а не продиктованы свыше слово в слово. В этом смысле все книги Ветхого и Нового Заветов являются плодом соработничества Бога и человека: Бога, вдохновлявшего того или иного автора, и человека, под действием Святого Духа создававшего письменный текст».

Но разве разногласия в словах евангелистов не подрывают доверие к их свидетельству?

Смотря о каких разногласиях идет речь. Разногласия в деталях — разумеется, нет. Полностью совпадающих во всех деталях реальных свидетельств не бывает. Если бы такое полное совпадение имело бы место, нам бы указали (с некоторым основанием), что это явное свидетельство позднейшей редактуры и поэтому тексту не следует доверять, свидетели так не говорят.

Приведу пример. Недавно я читал интересное исследование по казни петрашевцев — революционного кружка, к которому в свое время принадлежал Федор Михайлович Достоевский. Разные свидетели событий сильно расходятся в деталях — были ли улицы полны народу? Сорвал ли Петрашевский капюшон, желая смотреть ружьям в лицо? Какая именно команда прозвучала? Сколько времени приговоренные ожидали смерти? Десять минут? Пять? Минуту? Был ли Достоевский во втором ряду подлежащих расстрелу или в четвертом?

Но при всех этих расхождениях мы знаем точно — и никто не подвергает это сомнению — что петрашевцы были приговорены к расстрелянию, их уже привезли на место казни, и тут было объявлено, что смертная казнь им заменяется каторгой.

Реальные или предполагаемые расхождения в воспоминаниях свидетелей никоим образом не разрушают доверия к тому, в чем они согласны.

Представим себе, что четверо прихожан перескажут проповедь священника в это воскресенье — очевидно, они сделают это близко к тексту своими словами, каждый из них обратит внимание на то, что ему ближе — но в целом мы получим вполне адекватное представление о том, что он говорил.

Даже если мы согласимся, что в Библии есть неточности и расхождения, это никак не ниспровергнет ни христианскую веру в целом, ни даже веру в достоверность библейского свидетельства о Боге.

Смотрите 5 декабря следующий прямой эфир (здесь была удалена ссылка на организацию, запрещенную в РФ)

На заставке фрагмент фото melissambwilkins

10 неоднозначных моментов фактов из Библии.

10 неоднозначных моментов фактов из Библии.

Пожалуй, в мире нет другой такой книги, в которой находят столько противоречий, как в Библии. Между атеистами, археологами и религиоведами постоянно ведутся бурные споры, и главный из них – можно ли расценивать Книгу Книг как достоверный исторический источник.

1. Евангилие в маске мумий

Самое древнее Евангилие найдено в маске мумии.

Самое древнее Евангилие найдено в маске мумии.

В одном из древних египетских захоронений была сделана уникальная находка – в погребальной маске фараона обнаружили фрагмент старейшего Евангелия из известных. Учёные считают, что этот текст датируется I веком нашей эры. Содержание текста археологи не разглашают. Известно лишь, что погребальная маска была сделана из льна с добавлением клея и краски. Внутри маски были обнаружены и другие документы – личные и деловые письма покойного. Они-то (а ещё углеводородный анализ) и позволили определить точный возраст захоронения и папируса.
Считается, что все книги, написанные под общим названием «Евангилие» были написаны через несколько десятилетий после земной жизни Иисуса. На сегодня старейшая копия евангельских текстов датируется II-III веками.

2. Библия и археология

Могила Иисуса.

Могила Иисуса.

В 2007 году группа учёных археологов заявила, что на территории современного Израиля найдена могила, в которой обнаружены останки Иисуса и его семьи, в том числе, возможно, и сына по имени Иуда. Это заявление вызвало яростные религиозные дебаты, археологов обвинили в фальсификации. Верующие были возмущены, ведь, по их мнению, Иисус воскрес, а поэтому обнаружить его останки просто невозможно, да и к тому же по библейским текстам он никогда не женился и не имел детей. Всё закончилось судебными разбирательствами и штрафами. А продолжать раскопки учёным запретили.

3. Надпись из Офеля

Так сегодня выглядит Офель.

Так сегодня выглядит Офель.

Веками не утихает дискуссия среди ученых, изучающих Библию, о том, был ли Ветхий Завет написан в реальном времени или же это было сделано в течение столетий после событий, описанных в нем. До 2008 года обычно считалось, что еврейская Библия была написана в VI веке до нашей эры, потому что до этого времени не было свидетельств существования иврита. Затем в Хирбет-Кеяфа в Израиле был обнаружен глиняный осколок, датируемый X веком до нашей эры с надписью на иврите. «Это указывает на то, что Царство Израиль уже существовало в X веке до нашей эры, и что, по крайней мере, некоторые из библейских текстов были написаны за сотни лет до дат, представленных в текущих исследованиях», — заявил профессор Гершон Галил, который расшифровал древний текст.

Как правило, два основных лагеря в библейской археологии спорят о том, доказывает ли каждая новая находка, что Библия является историческим документом или нет. Тем не менее, этого глиняного осколка было недостаточно, чтобы подтвердить, что Ветхий Завет был написан в реальном времени.

Затем в 2013 году надпись «Офель» была найдена на фрагменте глиняного кувшина возле Храмовой горы (в районе Офеля) в Иерусалиме. В данном случае ученые не смогли прийти даже к единому мнению относительно языка, на котором была сделана надпись (одни утверждают, что это ближневосточный язык, другие – что это древняя форма иврита), не говоря уже об ее содержании. Но этот фрагмент, похоже, действительно датируется X веком до нашей эры.

Если теория подтвердится, то надпись из Офеля предполагает, что Иерусалим был значимым городом уже в X веке до нашей эры. Кроме того, это говорит о том, что письмо было широко распространено в то время. Хотя это противоречиво, некоторые ученые считают, что если бы Иерусалим в то время был заселен людьми, говорящими и пишущими на иврите, то книжники, вероятно, записывали события Ветхого Завета в реальном времени, что сделало бы Библию более исторически точной книгой. С тех пор были найдены еще несколько надписей возрастом 3 тысячи лет

4. Божья жена

Возможно, это изображение Яхве и его Ашеры.

Возможно, это изображение Яхве и его Ашеры.

Основываясь на некоторых археологических находках и ссылках в еврейской Библии, археологи и религиоведы полагают, что у Бога была жена Ашера, и древние израильтяне поклонялись им обоим. Историк Рафаэль Патай впервые предложил эту теорию в 1967 году. Затем в 2012 году исследователь Франческа Ставракопулу вновь представила эту идею, сославшись на доказательства в виде древних артефактов и текстов. Она утверждает, что статуе Ашеры поклонялись в Иерусалиме в храме Яхве.

В Книге царей говорится о женщинах в храмах, совершающих ритуалы для Ашеры. «Ашера не была полностью вырезана из Библии ее редакторами-мужчинами, — сказал Эдвард Райт, президент Центра исследований иудаизма в Аризоне. – Упоминания о ней остались и, основываясь на этих следах, археологических свидетельствах, а также ссылках на нее в текстах из стран, граничащих с Израилем и Иудеей, мы можем восстановить ее роль в религиях Южного Леванта».

Райт добавляет, что имя Ашеры часто переводилось как «Священное дерево» в англоязычных Библиях. Это было сделано, чтобы сосредоточить богослужение только на Яхве. Однако библейских ссылок было недостаточно, чтобы установить, что Ашера была женой Яхве. Помогли фигурки, амулеты и другие древние тексты. К примеру, в Синайской пустыне археологи обнаружили керамику с надписью восьмого века с просьбой о благословении от «Яхве и его Ашеры». Большинство библейских ученых признают, что древние израильтяне Ветхого Завета поклонялись многим богам, но они по-прежнему настаивают, что считать Ашеру женой Бога — это чересчур.

5. Где проходил суд над Иисусом

Хотя это одна из наиболее важных сцен в Библии, археологи никак не могут договориться о том, где именно проходил суд над Иисусом. Во время расширения Музея Башни Давида в Иерусалиме в начале XXI века археологи заявили, что они обнаружили канализационную систему и фундаментные стены древнего дворца Ирода Великого. Многие считают, что суд над Иисусом был проведен там до распятия.

Иисус Христос на суде Понтия Пилата.

Иисус Христос на суде Понтия Пилата.

В то время Ирод был царем Иудеи, назначенным Римом. Предполагаемые остатки его дворца были найдены в заброшенной тюрьме рядом с современным музеем. Что интересно, Евангелия Нового Завета дают противоречивые сведения о местонахождении суда над Иисусом. В Евангелии от Иоанна суд, как говорят, произошел на каменном тротуаре рядом с воротами. Это соответствует дворцу Ирода. Но в Евангелиях также используется латинское слово «praetorium», чтобы описать, где Понтий Пилат вынес свой вердикт Иисусу. В то время как некоторые ученые полагают, что Пилат пребывал во дворце Ирода, другие говорят, что «преторий» был палаткой генерала в римском военном лагере.

6. Скрываемый столп

Вечный город Иерусалим.

Вечный город Иерусалим.

В 2013 году израильский гид Биньямин Троппер заявил о находке важного исторического артефакта — редкого камня с резьбой на нем, известного как «прото-капитель». Предполагается, что этот столп был памятником у входа в важный археологический объект VIII – IX веков до нашей эры в Эйн-Ховейцехе, расположенный недалеко от Иерусалима. Это место может быть связано с библейским царем иудеев той эпохи и, возможно, дает доказательства, что некоторые истории в Ветхом Завете верны.

При запросе на изучение раскопанной площадки выяснилось, что Израильское управление по древностям (МАА) знало о колонне. Более того, гиду намекнули прямым текстом (по данным The Jewish Press), что ему стоит забыть об увиденном и помалкивать.

Столб отмечает вход в 160-метровую систему дренажных туннелей, которая, возможно, использовалась для обеспечения водой дворца или крупной фермы библейских времен. Но непонятная ситуация затрудняет раскопки. Евреи считают свои значительные археологические открытия способом доказать свою историческую связь с землей. Но палестинцы предпочитают отрицать древнюю еврейскую историю, чтобы ослабить современный еврейский контроль над этим районом. Таким образом, палестинцы (участок находится в частной собственности палестинца), вероятно, не захотят проводить дальнейшие раскопки.

7. Правда и ложь Нового Завета

Новый Завет.

Новый Завет.

В 2011 году свет увидела крайне противоречивая книга библейского ученого Барта Эрмана. Эрман утверждал, что около половины Нового Завета были подделаны людьми, которые распространяли свою религию в древнем мире, но не могли делать это под своими именами. «Среди разных групп христиан была конкуренция в отношении того, во что верить, и каждая из этих групп хотела иметь обоснование своих взглядов, — объясняет Эрман. – Если автор был вообще никому неизвестен, разве он подписал бы своим именем трактат. Нет, он подписал бы его как Петр или Иоанн».

Это было также способом для древних христианских лидеров выиграть в религиозной вражде друг с другом. В своей книге Эрман приводит примеры из Евангелия Павла в Новом Завете, которые различаются по стилю: короткие предложения в одних частях, и более длинные, витиеватые предложения в других. Некоторые из отрывков даже противоречат друг другу. Наконец, Эрман утверждает, что апостолы Петр и Иоанн были неграмотными рыбаками, поэтому они не могли написать ничего из Нового Завета.

8. Отношение Библии к гомосексуализму

В 2012 году анонимная группа опубликовала «Библию королевы Джеймс», отредактировав восемь стихов из популярной версии «Библии короля Джеймса». По заявлению авторов, они попытались этим сделать невозможным интерпретацию Библии «с точки зрения гомофобии». Например, цитата из книги Левит, глава 18, стих 22, которая раньше звучала как «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость», теперь выглядит так: «Не ложись с мужчиной, как с женщиной в храме Молоха: это мерзость». Этот переписанный отрывок теперь осуждает половые отношения с проститутками мужского пола в храмах, что является разновидностью языческого идолопоклонства, а не осуждает гомосексуализм в целом.

Но некоторые исследователи подчеркивают, что сторонники ЛГБТ неверно истолковали еврейское словосочетание «ритуально нечистый» как относящееся к языческому идолопоклонству, хотя оно используется для осуждения «что-то морально (этически) отвратительного в глазах Бога». В любом случае, мнения расходятся, а частично переписанную Библию считают «слишком уж вольной в трактовках».

9. Книга Исхода и аборты

В религиозных дебатах по поводу абортов люди часто спорят о значении Книги Исхода, 21: 22-25. В версии Библии Дуэ-Реймса в ней говорится: «Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках; а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу».

Сторонники абортов рассуждают в данном случае о «выкидыше» так: нерожденный ребенок не имеет того же жизненного статуса, что и взрослая женщина. Если ребенок умирает в результате выкидыша, тогда мужчину, ответственного за это, нужно только штрафовать. Но если женщина умирает в результате удара, тогда мужчину нужно казнить.

Противники абортов часто не соглашаются с использованием слова «выкидыш» в этой версии Библии. Тем не менее, они утверждают, что смерть ребенка была случайной, в отличие от абортов, которая является намеренным лишением жизни. Они также утверждают, что даже случайная смерть в этом случае является злом. Кроме того, смертная казнь не предусмотрена для «случайной смерти» в Библии, как это утверждается в Исходе 21: 13-14 и 20-21, Числах 35: 10-34 и Второзаконии 19: 1-13. В любом случае, все сходятся во мнении, что древнееврейская интерпретация Исхода отличается от современной

10. Завоевание Иисусом Иерихона

Иерихон считается самым ранним городом в мире. В разное время по крайней мере 23 цивилизации считали Иерихон своим домом. Как сказано в Книге Иисуса Навина в Библии, Иисус Навин привел израильтян к Иерихону, к сердцу Обетованной земли. Но когда он приехал, ему пришлось с помощью своей армии покорять ханаан. Согласно Библии, на седьмой день Иисус обошел внешние стены с Ковчегом Завета, сундуком, в котором находились каменные скрижали с Десятью заповедями. После этого Бог разрушил стены города, а Иисус и его люди ворвались, убив всех, кроме Раав и ее семьи. Раав была блудницей, которая помогала шпионам Иисуса. До сих пор археологические раскопки не поддерживали библейскую историю о нападении на Иерихон. Похоже, что никто не жил в Иерихоне во времена Иисуса Навина, и никаких стен не существовало (некоторые исследователи полагают, что есть свидетельства завоевания, только в другое время в истории).
Представляется более вероятным, что израильтяне постепенно продвигались в малонаселенные горы, как это описано в Книге судей. Для некоторых верующих это очень хорошая новость, поскольку они не могли понять, как их любящий, милосердный Бог допустил такую ужасную бойню. Однако есть еще один интересный вопрос. Что, если древние израильтяне и ханаане из Библии когда-то были частью одного и того же племени, ведь это подтверждается анализом ДНК.
Согласно утверждений археолога – специалиста по Библии Эрика Кляйна, современное тестирование ДНК может показать, что сегодняшние евреи и палестинцы, которые не устают враждовать друг с другом, являются отдаленными «братьями» этого племени. Неспособность подтвердить библейскую историю о завоевании Иерихона Иисусом Навином может иметь гораздо большее значение, чем то, является ли Библия точным историческим документом.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Повторна цифра стиха.

Думаю, что ничего делать не надо. Ну, ошибка, и что? Пусть будет. Все люди могут ошибаться.

Но если Вам это сильно режет глаз, который увидел такую ошибку, можно эту ошибку исправить.

Просто зачеркнуть ошибку и от руки написать правильную цифру.

система выбрала этот ответ лучшим

kot20­13
[17.6K]

более месяца назад 

Если в Библии опечатка чисто механическая ,то ничего не произойдет.Необходим­о найти другую Библию,другое издание,чтобы сверить напечатанное.Может это не ошибка,а просто новое для вас слово,значение которого вы не знаете.Чтобы уметь читать и правильно понимать Библию,для этого необходимо пропитаться этими словами,прожить их самому,но стоит ли тратить время-жизнь на это.Жизнь одна-а проверок для этого нужно много,писаний куча,и на все не хватит жизни.Мудрости везде много-но суть у них одна-стать детьми в сердце,но не в разуме,в разуме быть разумным.

Знаете ответ?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Найдена ошибка в балансе прошлого года что делать
  • Наиболее распространенные ошибки в телефонном общении тест
  • Найдена ошибка в авансовом отчете
  • Наиболее распространенные виды ошибок при прогнозировании
  • Найдена одна ошибка на диске c