Наичистейшие ошибки в образовании форм слов

Умение правильно употреблять  формы слов –
признак хорошей,  грамотной речи.  Ничто так
не разрушает имидж  человека, как 
промелькнувшие в его речи  «более светлее»
или «пара сапогов». Ошибки в форме –
неправильное падежное или родовое окончание,
неправильная форма множественного числа
существительных, повелительного наклонения
глагола и т.п. – изживаются, если, готовясь к ЕГЭ,
потратить определенное время на отработку
задания А3.

Что чаще всего в нем проверяется (а значит, надо
выучить и отработать): 

1. Числительные

А. Как склоняются порядковые и
количественные числительные.

У порядковых меняется только последнее
слово, все другие остаются неизменными          
(Родился  (в каком?) в тысяча девятьсот
восемьдесят пятом году. Это случилось (в
каком?) в две тысячи восьмом году.

Весьма частая ошибка –  шедевры типа «в
двухтысяче(и)пятом году»
. Поэтому следующее
замечание с примерами  прочтем  при полном
внимании:

У порядковых – не меняется ничего,
кроме последнего слова (Это случилось в тысяча
восемьсот девяносто шестом году.)

У количественных меняется каждое
слово, более того – каждая часть слова
 Напечатано (около скольких?) около тысячи
девятисот пяти
книг. Подобраны комментарии
(к скольким?)  к двум тысячам восьми  книгам).

Поскольку при склонении русских 
числительных далеко не лучшие к ним чувства
испытывают  ученики всех времен,
применяются   разные подсказки.

Подсказка 1 – у числительных двести,
триста
и т.п. падежное окончание обычно
совпадает с окончанием существительного ( нет
двухсот(нулевое) книг(нулевое);
дать двумстам книгам, доволен
двумястами книгами).

Подсказка 2 – у числительных,
обозначающих  сотни  (200-900),  Р.п. – всегда
на –сот: двухсот, шестисот, восьмисот. Но:
если сотня одна (сто)  Р.р. и все остальные,
кроме И.п. и В.п. – ста: нет ста человек, подойти
к  ста ученикам, доволен ста работами.
 

Подсказка 3 – числительные 40,90
склоняются так же, как и одиночное 100 (см.
подсказку 2),
то есть  имеют только две
формы: сорок, девяносто, сто (И.п. и В.п.) и сорока,
девяноста, ста (все остальные падежи): например:
полка со ста книгами (с сорока книгами, с
девяноста книгами)
.

Б. Как  и с чем употребляются
собирательные числительные.

– Двое, трое, четверо и другие
собирательные числительные употребляются
только с 3 группами слов:

1) лица мужского пола (не предметы мужского
рода!)
 (трое мужчин, семеро человек)
2) парные предметы (двое брюк, трое очков)
3) детеныши  (пятеро волчат, трое
лисят, двое ребят)

!Подсказка – с женщинами и взрослым
животными – не употреблять! (
то есть нельзя :
двое девушек, трое тигров, – можно: две девушки,
три тигра).

– Оба или обе?

С существительными м.р. и ср.р. – оба (оба
мальчика, оба учебника, оба стола
.
Соответственно – обоих мальчиков, обоим
учебникам, обоими столами
).  С
существительными ж.р. – обе (обе
девочки, обе книги, обе парты.
Соответственно
обеих  девочек, обеим книгам, обеими
партами
).

2. Степени сравнения прилагательных и
наречий

Наиболее частая ошибка – соединяются 
простая и составная формы.

Правильная сравнительная степень:

простая  форма – светлее, выше, дальше
(из 1 слова);
составная форма – более светлый, менее
высокий
у прилагательных или более
светло, менее высоко
– у наречий (из 2 слов).

Формы более светлее или менее вышеНЕПРАВИЛЬНЫ! 

Правильная превосходная степень:

простая форма – светлейший, высочайший,
наибольший
(из 1 слова);
составная форма – самый светлый, наиболее
светлый, светлее всего (светлее всех)
– у
прилагательных.

Формы самый светлейший, самый наисветлейший
ОШИБОЧНЫ!

Превосходная степень наречия – этот
камень преткновения на ЕГЭ – в обычной речи
интуитивно употребляется верно:  выше всех
(выше всего) (от наречия «высоко»).

3. Повелительное наклонение
глаголов

Правильные формы повелительного наклонения
глагола ЕЗДИТЬ – ЕЗДИ,  а ЕХАТЬ – ПОЕЗЖАЙ
(
***никаких ездий, едь, ехай!).
Соответственно  я ЕЗЖУ, ЕДУ, он ЕЗДИТ,
ЕДЕТ (
***и никаких я ездию, он ездиет!).

Просторечные формы езжай (вместо ПОЕЗЖАЙ),
выдь (вместо ВЫЙДИ), положь
(вместо ПОЛОЖИ) в литературной речи (А на
ЕГЭ проверяется именно она) лучше не употреблять.

В формах глаголов  с приставкой ВЫ- (высуни –
высунь, выстави – выставь, выправи– выправь), а
также почисти – почисть, не порти – не порть, не
корчи – не корчь, не морщи – не морщь 
допустимы оба варианта, но только в ед.ч. Во мн.ч.
– правильна одна  форма – на -ИТЕ (высуните,
 выставите
и т.д.)!

О чередовании согласных в глаголах ХОТЕТЬ (ед.ч.
– хочу, хочешь, хочет, но мн.ч. –  хотим, хотите,
хотят) и БЕЖАТЬ (бегу, бежишь, бежит,
бежим, бежите, бегут) говорить излишне. Формы беги,
бегите
– это повелительное наклонение. Так
что внимательнее к контексту!    

Частые ошибки –  в глаголах
колебать, дремать, щипать, махать. Правильные
формы – КОЛЕБЛЕТ, ДРЕМЛЕТ, ЩИПЛЕТ, МАШЕТ (***всякие
колебает, дремает, щипает, махает – ОШИБКИ!).

4. Окончания  некоторых существительных
в И.п. мн.ч.

Обычно для разных существительных
используется одна из форм:

на -И(-Ы) или на -А(-Я).

Форма на -И(-Ы):

Бухгалтеры
Инженеры
Лекторы
Слесари
Шофёры
Тренеры
Выборы
Табели
Порты
Торты

Форма на -А(-Я)

директора
профессора
повара
тенора
катера
ордера
ордена
штемпеля
кителя
отпуска
паспорта
купола

Здесь надо просто  смотреть в словарь и
запоминать. Иногда в словах допустимы оба
варианта,  но предпочтение лучше отдавать
литературному (разговорный вариант ЕГЭ не любит!)

5. Окончания существительных в Р.п. мн.ч.

Возможны 3 типа окончаний: нулевое,
-ОВ(-ЕВ) и -ЕЙ.
Трудно  запомнить все, но можно выучить хотя бы
наиболее часто употребляемые слова.
Итак, формы:

А) с нулевым окончанием

(пара) ботинок
            валенок
            сапог
            туфель
            чулок
            погон

(отряд) солдат
             партизан

(килограмм) яблок
                     дынь
                     вафель

(несколько) блюдец
                    басен
                    сабель
                    полотенец

Б) на -ОВ(-ЕВ)

носков
низовьев
верховьев
подмастерьев
рельсов

сапёров

апельсинов
мандаринов
томатов
помидоров

граммов
гектаров
килограммов

В) на -ЕЙ

врачей
долей
будней
яслей
граблей
простыней

В заключение надо сказать, что все усилия,
приложенные к тому, чтобы запомнить правильные
формы, окажутся безуспешными, если делать это
лишь с мыслью об экзамене. А вот постоянный
контроль собственной речи куда более
эффективен, особенно если договориться с
приятелями или одноклассниками замечать
ошибки друг друга.

В русском языке существует множество слов, изменяемых по падежам, числам, временам, — именно поэтому наш родной язык так сложен для изучения иностранцами. Однако многие русскоязычные люди с детства привыкают к тем или иным формам, например, к падежам и временам и обычно не совершают никаких глупых ошибок. Есть и такие формы, в которых путаются как дети, так и взрослые. Именно поэтому ошибка в образовании формы слова является довольно распространенной на ЕГЭ (едином государственном экзамене), который в наше время пишут выпускники одиннадцатого класса.

Задание шестое в ЕГЭ

Задание на определение неверной формы слова

В задании шестом (задание 6) ЕГЭ по русскому нужно найти ошибку в образовании формы слова, записать его правильно. Это задание не сложное, если его разобрать, а формы слова как следует запомнить. Однако в шестом задании сдающие экзамен довольно часто совершают промахи, которые заметно уменьшают им балл по русскому языку.

  • Приведем вам пример такого задания:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • ПРИДЕТ на работу;
  • горячих ОЛАДИЙ;
  • ОДЕЛ шапку;
  • нет свободных МЕСТ;

Склонение существительных

Формы существительных

Здесь и взрослые, и дети совершают самые разные ошибки. Например, в образовании множественного числа существительных. Директора или директоры? Мандаринов или мандарин? Давайте приведем список форм существительных, в которых чаще всего делают различные ошибки. Рекомендуем их просто запомнить, говорить и писать правильно, ведь важно знать свой родной язык.

Множественное число в именительном падеже

Довольно часто при образовании такой формы люди делают ошибки как в устной, так и в письменной речи.

  • Оканчивается на Ы: офицеры, торты, контейнеры, лидеры, порты, лекторы, шоферы, конструкторы, ревизоры, инженеры, редакторы, приговоры, ораторы, возрасты, тренеры, выборы, бухгалтеры, авторы, стажеры, договоры, снайперы, тракторы.
  • Оканчивается на И: табели, слесари, аптекари, почерки, конюхи.
  • Оканчивается на А: профессора, берега, инспектора, сторожа, директора, округа, катера, ордера, отпуска, доктора, века, адреса, сорта, стога.
  • Оканчивается на Я: якоря, кителя, штемпеля.
  • Существительные на -МЯ занимают отдельное место в образовании формах слова. Такие слова, как бремя, вымя, семя или время во множественном числе имеет окончания -ен или -ен: времена, семена, имена, нет времени, нет имени.

Готовимся к экзамену по русскому языку

Родительный падеж множественного числа

В этом случае есть целых три варианта форм слова: нулевое окончание, окончание –ов (-ев) или окончание -ей.

Сначала разберем нулевое окончание.

  • Нулевое окончание — это предметы-пары: ботинок, чулок, сапог, погон, валенок, туфель. Исключение, которое важно запомнить: носков!
  • Нулевое окончание, когда имеются военные профессии, отряды: солдат, гусар, партизан.
  • Когда говорится о фруктах, например: килограмм яблок, вафель, дынь. Но, запомните: килограмм апельсинов, лимонов, мандаринов.
  • Нулевое окончание: блюдец, полотенец, басен, сабель.
  • Когда национальности на -н или -р: грузин, армян, болгар. НО!: казахов и узбеков.

Теперь окончание –ов (-ев).

  • Сюда входят исключения из предыдущего правила: носков, апельсинов, мандаринов, помидоров, драгунов, томатов.
  • А также другие слова: подмастерьев, низовьев, саперов, рельсов, гектаров, граммов, килограммов.

И окончания на -ей: простыней, врачей, будней, граблей, долей, яслей.

Как не ошибиться?

Степени сравнения прилагательных

Еще одно важная ошибка в образовании формы слова: образование и составление степеней сравнения прилагательных. Давайте разберем правила степеней сравнения прилагательных еще раз.

Степень сравнения Как образовать степень? Пример
Сравнительная простая Основа прилагательного в именительном падеже и суффиксы -ее (ей), -е, -ше, которые показывают сравнение с чем-либо. Красивее (кстати, ударение в слове на И), лучше, холоднее, больше, выше, теплее.
Сравнительная составная Прилагательное и вспомогательные слова более, менее. Более темный, менее холодный, более здоровый, менее высокий.
Превосходная простая Основа прилагательного в именительном падеже с добавлением суффиксов -айш, -ейш для того, чтобы показать превосходство чего-либо. Красивейший, тончайший, вкуснейший
Превосходная составная Прилагательное и вспомогательные слова наиболее, наименее. Наиболее вкусный, наименее подходящий, наиболее тонкий.

Примером с ошибкой в образовании формы слова прилагательных и степеней сравнения будет считаться соединение одновременно простой и составной формы. Нельзя сказать: «более лучше» или «более вкуснее». Вместо этого можно сказать: более хороший, лучше или более вкусный, вкуснее.

Склонение числительных

Формы числительных

В числительных легко запутаться. Есть группы этой части речи, в которых довольно часто совершают разнообразные грамматические ошибки в образовании форм слова: сложные и составные, а также собирательные числительные, в употреблении которых есть свои определенные правила.

Составные числительные

Чтобы правильно записать составное числительное, склоняйте каждую часть числительного отдельно. В таблице представлены склонения по падежам составных числительных разных групп — шаблон, на который можно ориентироваться.

Падеж 10-30 50-80 200-400 500-900
Именительный (что) десять семьдесят триста восемьсот
Родительный (чего) десяти семидесяти трехсот восьмисот
Дательный (дать чему) десяти семидесяти трехстам восьмистам
Винительный (вижу что) десять семьдесят триста восемьсот
Творительный (чем) десятью семьюдесятью трехстами восемьюстами
Предложный (о чем) о десяти о семидесяти о трехстах о восьмистах

А также склонение некоторых других числительных: их нужно просто запомнить и склонять правильно.

Именительный и винительный падежи полтора полтораста сорок сто девяносто
Родительный, дательный, винительный, творительный, предложный полутора полутораста сорока ста девяноста

Собирательные числительные

Собирательные числительные — например, двое, пятеро, шестеро. Есть некоторые случаи, в которых они употребляются.

  • Существительные мужского рода, обозначающие лица (трое слесарей).
  • Существительные, которые можно отнести и к мужскому, и женскому роду, общие (четверо непосед).
  • Парные предметы (двое чулок).
  • Те существительные, которые не имеют единственное число (двое ножниц).
  • Существительные, обозначающие детенышей различных животных (пятеро поросят).

Запомните, что нельзя сказать: «пятеро девочек». Только: «пять девочек».

Порядковые числительные

Как правильно склонять «в 1954 году?». В таких числительных склоняется только последнее число: «В тысяча девятьсот пятьдесят четвертом году». Ни в коем случае не стоит склонять каждое числительное — это будет считаться ошибкой.

Обе, оба

Обе, оба, обоих

Слова, в которых можно запутаться. Чтобы не сделать глупой ошибки в шестом задании экзамена по русскому языку, советуем вам просто запомнить склонение этих числительных.

Слово «оба» употребляется с существительными мужского и среднего рода, а «обе» — с существительными женского.

Падеж Оба Обе
Именительный Оба брата Обе сестры
Родительный Обоих братьев Обеих сестер
Дательный Обоим братьям Обеим сестрам
Винительный Обоих братьев Обеих сестер
Творительный Обоими братьями Обеими сестрами
Предложный Об обоих братьях Об обеих сестрах

Ошибки в разговорной речи

Слова, в употреблении которых часто допускают ошибки

Есть несколько слов в русском языке, которые довольно часто употребляют неверно.

  • Запомните: «их»! Ни в коем случае не «ихний».
  • После предлогов у местоимений всегда добавляется буква «н». Например: у них, за ними, о ней. Неграмотно употреблять местоимение «у ней». Правильно будет сказать: «у нее».
  • Между глаголами «одеть» и «надеть» есть существенная разница. Первый глагол употребляется в тех случаях, когда кто-то одевает кого-то: «Мама одела сына». А глагол «надеть» означает надеть на себя: «Надеть шапку».
  • Есть два глагола, которые часто путают: «класть» и «положить». Глагол «класть» употребляется без приставки, а вот «положить» без приставки никогда не употребляется. То есть, нельзя сказать «поклала» или «ложила».
  • В современном русском языке есть суффикс -сь, но ни в коем случае не -ся. В русских народных сказках это не будет считаться ошибкой, но сейчас так лучше не говорить. Правильно сказать: «учились», а не «училися».
  • Есть группа слов с приставкой «по» или «под», куда некоторые невольно подставляют лишнюю букву. Запомните: постричься, поскользнуться, почерк. Однако: «подчеркнуть».

К этому виду ошибок относятся:

а) ошибки в образовании форм существительных:
«облеки», «англичаны», «два
знамя», «на мосте», «Гринев жил
недорослью», «Он не боялся опасностей
и рисков», «Во дворе построили
большую качель».

б) ошибки в образовании форм прилагательных:
«Один брат был богатей другого»,
«Эта книга более интереснее».

в) ошибки в образовании местоимений:
«Я пошел к ему», «ихний дом».

г) ошибки в образовании глагола: «Он
ни разу не ошибился», «Мама всегда
радовается гостям», «Вышев на
середину комнаты, он заговорил», «В
дальнем углу сидел улыбающий ребенок».

д) неправильное конструирование видовой
пары, чаще всего парного глагола
несовершенного вида: «Мы с братом
отпиляем все лишние ветки, ставим елку
на середину комнаты и украшиваем ее».

51. Типология текстов и разновидности текстов массовой коммуникации.

По стилю тексты делатся на: научные,
разговорные, художественные,публицистические,
официально-деловые. По типу: повествование,
описание, рассуждение.

Среди жанрово-тематического многообразия
текстов СМИ легко выделяются типы
текстов, характерные как для «пишущей»,
так и для «электронной» прессы.

К ним можно отнести:

· новостные материалы (хроника
событий);

· комментарии;

· аналитические обзоры на разные
темы (политика, экономика, общественная
жизнь, социальные проблемы, нравственность,
культура, наука и т.п.);

· интервью;

· спортивные новости/репортажи;

· рекламные материалы и т.п.

Все эти жанрово-тематические разновидности
текстов встречаются и в газетах, и в
журналах, и в программах радио и
телевидения, и в Интернете. Понятно, что
каждое из средств массовой информации
имеет свои объективные особенности,
поэтому каждый из названных выше жанров
воплощается в них по-своему. Однако
определяющие жанровые характеристики,
как правило, сохраняются независимо от
средства массовой информации. Иначе
говоря, новостной материал будет всегда
отличаться от, например, аналитического
обзора, комментария или интервью (хотя
в телевизионных и радио новостях интервью
или комментарий могут стать составной,
вернее, «вставной» частью программы
новостей).

Кроме этих и некоторых других
жанрово-тематических типов текстов,
являющихся общими для всех СМИ, существуют
разновидности текстов, характерных для
одних СМИ, но несвойственных другим.
Так, например, редакционная статья
является принадлежностью «пишущей»
прессы, в частности газеты. То же относится
и статьям другого рода – критическим,
обзорным и т.п., которые по определению
являются газетно-журнальным жанром так
же, как, например, письма читателей и
некоторые другие, сугубо письменные
разновидности текстов СМИ. В этом смысле
Интернет – в чисто техническом смысле
«электронное» СМИ – по своим жанровым
характеристикам тяготеет к газетно-журнальной
прессе.

Понятно, что своими особыми жанрами
обладают и радио, и телевидение, особенно
последнее, где наличие зрительного ряда
невероятно расширяет возможности
передачи информации и возможности
воздействия на аудиторию. Помимо общих
для всех СМИ (но совершенно особо
преломляющихся и воплощающихся) жанровых
типов, телевидение обладает такими
жанрами, как фильм (документальный и
игровой), ток-шоу (в записи и в прямой
трансляции), телепортрет, теледебаты,
прямая трансляция с места события и
т.п.

4

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Типичные ошибки в образовании форм слова ЗАДАНИЕ 6

Типичные ошибки в образовании форм слова ЗАДАНИЕ 6

Что такое форма слова? Грамматическая форма – это разновидности одного и того же слова,

Что такое форма слова? Грамматическая форма – это разновидности одного и того же слова, тождественные лексически и противопоставленные другу по своим грамматическим значениям.

Непостоянные признаки Имя существительное – число, падеж Местоимение – род, число, падеж Имя числительное

Непостоянные признаки Имя существительное – число, падеж Местоимение – род, число, падеж Имя числительное – род, число, падеж Имя прилагательное – степень сравнения, краткая и полная форма, род, число, падеж Глагол – наклонение, время, число, лицо, род

Множественное число существительного в именительном падеже • Директора, доктора, егеря, кучера, повара, профессора, сторожа,

Множественное число существительного в именительном падеже • Директора, доктора, егеря, кучера, повара, профессора, сторожа, , фельдшера, //аптекари, бухгалтеры, инженеры, лекторы, конструкторы, конюхи, офицеры, ревизоры, снайперы, стажёры, шофёры. • Борта, желоба, жернова, катера, колокола, купола, отпуска, паспорта перепела, погреба, сорта, стога, терема, якоря, выборы, приговоры, договоры.

Множественное число существительного в родительном падеже (нулевое окончание) • Англичан, армян, болгар, грузин, румын,

Множественное число существительного в родительном падеже (нулевое окончание) • Англичан, армян, болгар, грузин, румын, татар, туркмен, цыган, турок, партизан, солдат, гусар, драгун. • Валенок, сапог, чулок, ботинок, погон; ампер, ватт, вольт; колен, плеч, чисел, кресел, кухонь, басен, песен, барышень, деревень, полотенец, вафель, туфель, свадеб, усадеб; брызг, брюк, бус, каникул, макарон, носилок.

Множественное число существительного в родительном падеже (окончание – ов, -ев) • Киргизов, казахов, узбеков,

Множественное число существительного в родительном падеже (окончание – ов, -ев) • Киргизов, казахов, узбеков, монголов, таджиков, якутов. • Платьев, носков; метров, граммов, килограммов, гектаров, рельсов, джинсов. • Апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, баклажанов, лимонов.

Просклоняйте слова ЯСЛИ, ТУФЛИ, ОЛАДЬИ И. Р. Д. В. Т. П.

Просклоняйте слова ЯСЛИ, ТУФЛИ, ОЛАДЬИ И. Р. Д. В. Т. П.

И. ясли Р. яслей Д. яслям В. ясли Т. яслями П. о яслях

И. ясли Р. яслей Д. яслям В. ясли Т. яслями П. о яслях

И. оладьи Р. оладий Д. оладьям В. оладьи Т. оладьями П. об оладьях

И. оладьи Р. оладий Д. оладьям В. оладьи Т. оладьями П. об оладьях

И. туфли Р. т. Уфель Д. т. Уфлям В. туфли Т. т. Уфлями П.

И. туфли Р. т. Уфель Д. т. Уфлям В. туфли Т. т. Уфлями П. о т. Уфлях

Степени сравнения имени прилагательного Сравнительная Простая – Составная 1 слово 2 слова Превосходная Простая

Степени сравнения имени прилагательного Сравнительная Простая – Составная 1 слово 2 слова Превосходная Простая – Составная 1 слово 2 слова

Степень сравнения сравнительная простая Степени е сравнения наречий Резкий резче ее( ей) Ясный яснее

Степень сравнения сравнительная простая Степени е сравнения наречий Резкий резче ее( ей) Ясный яснее ше ясней Тонкий тоньше составная превосходная Более(менее) + начальная форма Более вкусный простая ейш айш сильнейший тончайший составная Наиболее(наименее)+ начальная форма самый Наименее чистый Самый верный

Степень сравнения Степени сравнения наречий сравнительная простая превосходная е ее ей ше составная Более(менее)

Степень сравнения Степени сравнения наречий сравнительная простая превосходная е ее ей ше составная Более(менее) + начальная форма Только Наиболее(наименее)+ составная начальная форма Сравнительная степень наречия +всего(всех) Резко резче Ясно яснее Скоро скорей Тонко тоньше Более вкусно Наименее чисто Чище всех

Допустим разговорный вариант в приставкой ПО Лучше – получше, дальше – подальше

Допустим разговорный вариант в приставкой ПО Лучше – получше, дальше – подальше

Род прилагательных при неизменяемых существительных Род определяется в зависимости от рода опорного (главного) слова.

Род прилагательных при неизменяемых существительных Род определяется в зависимости от рода опорного (главного) слова. . 1. Слова, обозначающие неодушевленные предметы, отно сятся к среднему роду шерстяное кашне). ( Исключение ко фе ужской род (черный кофе). м 1 Это правило имеет ряд исключений, связанных с влиянием различных аналогий. В таких случаях существительное употребляется как двуродовое. Н р: эсперанто ср. и м. р. под влиянием родового понятия язык.

2. Существительные, обозначающие лиц женского пола, относятся к женскому роду, а мужского пола к

2. Существительные, обозначающие лиц женского пола, относятся к женскому роду, а мужского пола к мужскому (старая леди, богатый рантье). 3. Существительные, обозначающие животных, птиц и другие одушевленные предметы, относятся к мужскому роду безотносительно к полу животного (забавный пони), кроме слу чаев, когда имеется в виду именно самка Шимпанзе ( кормила детеныша). Слово колибри является двуродовым под влиянием слова птица.

4. Род существительных, обозначающих географические названия, определяется по родовому наименованию: река, го род, остров

4. Род существительных, обозначающих географические названия, определяется по родовому наименованию: река, го род, остров и т. п. Капри привлекал туристов остров). ( 5. По родовому наименованию определяется и род назва ний органов печати («Дейли Уоркер» писала газета).

Имя числительное Количественное (сколько? ) Семьсот пять страниц Семисот пяти страниц (Р. п) Порядковое

Имя числительное Количественное (сколько? ) Семьсот пять страниц Семисот пяти страниц (Р. п) Порядковое (какой по порядку? ) семьсот пятая страница семьсот пятой страницы

1) Чтобы проверить написание числительных, состоящих из нескольких корней, разделите их на части: двумястами

1) Чтобы проверить написание числительных, состоящих из нескольких корней, разделите их на части: двумястами – двумя/стами. Затруднение вызывает, как правило, 1 корень. Если отделить его от слова, будет гораздо проще понять, как же он склоняется. 2) Проверить написание корня СОТ можно, если вместо него подставить слово НОТЫ. Окончание этого слова совпадает с окончанием числительного: с двумя (нот. АМИ) ст. АМИ

4) Вспомните, что числительные 40, 90, 100 в косвенных падежах имеют только одну форму

4) Вспомните, что числительные 40, 90, 100 в косвенных падежах имеют только одну форму с окончанием –а: сорок. А, девяност. А, ст. А. (NB. Порядковые – как прилагательные!) 5. Склонение числительного ТЫСЯЧА: числительное «тысяча» имеет в косвенных падежах такие же окончания, как существительные 1 склонения. Чтобы проверить правильность написания, подставьте вместо ТЫСЯЧА слово ЗЕМЛЯ (сущ. 1 скл. с ударным окончанием). N. B. : Запомните: в одна ТЫСЯЧА… году и в ДВЕ ТЫСЯЧИ…году

Собирательные числительные Двое, трое …, оба, обе можно сочетать с … нельзя сочетать с

Собирательные числительные Двое, трое …, оба, обе можно сочетать с … нельзя сочетать с … с сущ. , обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое мужчин (+ дети, люди, ребята) с сущ. , обозначающими детенышей животных: пятеро щенков с сущ. , имеющими только форму множественного числа: двое брюк с сущ. , обозначающими лиц женского пола: двое подруг, трое женщин две подруги, три женщины с сущ. , обозначающими взрослых животных: пятеро собак пять собак

Собирательные числительные ОБА/ОБЕ с сущ. М. Р. с сущ. Ж. Р. ОБА ГЛАЗА ОБЕ

Собирательные числительные ОБА/ОБЕ с сущ. М. Р. с сущ. Ж. Р. ОБА ГЛАЗА ОБЕ РУКИ ОБОИХ ГЛАЗ ОБЕИХ РУК ОБОИМ ГЛАЗАМ ОБЕИМ РУКАМ ОБА ГЛАЗА ОБЕ РУКИ ОБОИМИ ГЛАЗАМИ ОБЕИМИ РУКАМИ ОБ ОБОИХ ГЛАЗАХ ОБ ОБЕИХ РУКАХ

Склонение числительных полтора и полтораста И. В. полтора (м. р. , ср. р. )

Склонение числительных полтора и полтораста И. В. полтора (м. р. , ср. р. ) полторы (ж. р. ) Р. Д. Т. П. полутора

Склонение числительных полтора и полтораста И. В. полтораста Р. Д. Т. П. полутораста

Склонение числительных полтора и полтораста И. В. полтораста Р. Д. Т. П. полутораста

 Местоимение образование некоторых форм личных и притяжательных местоимений. Их дела, его след, её

Местоимение образование некоторых форм личных и притяжательных местоимений. Их дела, его след, её мир. скучать по ВАССССС! П. (по ком? по чем? ) (с личными местоимениями 1 -го и 2 -го л. мн. ч. ). Скучали по нас. Скучаем по вас. (Д. Э. Розенталь. «Управление в русском языке»)

 Глагол образование повелительного наклонения некоторых глаголов (поезжайте, лазайте). Некоторые трудные случаи употребления глаголов.

Глагол образование повелительного наклонения некоторых глаголов (поезжайте, лазайте). Некоторые трудные случаи употребления глаголов. Так часть глаголов не имеет форму1 лица, ед. числа: победить, убедить, подтвердить, пылесосить. Глагол класть всегда употребляется без приставки клади). Глаголы же положить, выложить, уложить, – только с приставкой.

Возвратные глаголы в повелительном наклонении Употребляются с суффиксом –СЬ прячьте. СЬ старайте. СЬ собирайте.

Возвратные глаголы в повелительном наклонении Употребляются с суффиксом –СЬ прячьте. СЬ старайте. СЬ собирайте. СЬ СЯ

вернуться на стр. «Культура речи»  на стр.  «Имя существительное» (табл.), «Морфологический разбор существительного»

Ошибки при употреблении категории одушевлённости и неодушевленности

Все смотрели на него как на призрака на что? на призрак (неодуш. В.п. = И.п): Они запрягали в сани два медведя кого? двух медведей (одуш. В.п. = Р.п.)

Ошибки при употреблении рода

новая новый рояль, больной больная мозоль, белая белый тюль, розовая розовый шампунь

пирожки с повидлой повидлом

просторное просторную авеню («авеню» = «улица»)

Он рос круглым  сиротой. НО! Он оказался хитрой лисой («лиса» имеет значение качественной оценки)

Белова – опытная опытный архитектор

Ошибка в определении рода у слова мозоль (не любимый, а любимая мозоль). Наоборот слова тюль, бюллетень, рояль очень часто ошибочно согласуют с определениями женского рода.
Среди названий обуви следует запомнить:

А также парные предметы: гамаши — одна гамаша, гетры — одна гетра, бакенбарды — одна бакенбарда, краги — одна крага.  НО: гольфы — один гольф, рельсы — один рельс, коррективы — один корректив.

Род сущ. с уменьшительно-ласкательным суффиксом определяется по слову, от которого образовано (семя — семечко, рука — ручка)

Ошибки при употреблении числа

Все вокруг заросло кустарниками  (единственное число обозначает множественность) кустами калины. (Аналогично: оружие, посуда, продовольствие, скотина, обувь, одежда…)

Криками и свистами (нет мн.ч.) свистом прогнали собаку

У нас во дворе качель (нет ед.ч.) сломалась качели сломались

Ошибки в склонении

Возникают проблемы при использовании окончаний -а / -ы во мн.ч. И.п. у существительных. Ошибки: бухгалтера, инженера, конструктора, офицера… Правильно: бухгалтеры, инженеры, конструкторы, офицеры, почерки, торты, порты, договоры, склады, трюфели, простыни, свитеры, джемперы, возрасты, выборы, авторы, аптекари, лекторы, гербы, ректоры, прожекторы, редакторы, секторы.

В Р.п. у существительных во мн. ч. возникают затруднения при выборе окончания -ов или нулевое: у партизанов (правильно – у партизан); много красивых платий (правильно – платьев); много туфлей (правильно — туфель).

Сколько время? (правильно – Сколько времени?)
У ряда сущ. ед.ч. бывает трудно выбрать окончание в Р.п.: -а/-я или -у (мела, камня, но из лесу, сбить с толку)
В П.п. встречаются варианты окончаний в ед.ч. -е или — у (на лугу, но на пляже)
У меня на гла’зе глазу’ был ячмень

Запомни!

Нет мн.ч. Р.п. у слов: мечта, тахта, мольба, дно

Нет ед.ч. у слов: девчата, зверята, ребята, родители

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Употребление имени существительного

Тест на тему Формы имени существительного
#обсуждения_русский_язык_без_проблем

вернуться на стр. «Культура речи»  на стр.  «Имя существительное» (табл.), «Морфологический разбор существительного«

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Наиболее распространенной ошибкой выбора профессии
  • Наисильнейший ученик в классе где ошибка
  • Наиболее продуманный в чем ошибка
  • Наименьшую ошибку при титровании дают индикаторы
  • Наиболее правильно ошибка в образовании формы слова