Умение правильно употреблять формы слов –
признак хорошей, грамотной речи. Ничто так
не разрушает имидж человека, как
промелькнувшие в его речи «более светлее»
или «пара сапогов». Ошибки в форме –
неправильное падежное или родовое окончание,
неправильная форма множественного числа
существительных, повелительного наклонения
глагола и т.п. – изживаются, если, готовясь к ЕГЭ,
потратить определенное время на отработку
задания А3.
Что чаще всего в нем проверяется (а значит, надо
выучить и отработать):
1. Числительные
А. Как склоняются порядковые и
количественные числительные.
У порядковых меняется только последнее
слово, все другие остаются неизменными
(Родился (в каком?) в тысяча девятьсот
восемьдесят пятом году. Это случилось (в
каком?) в две тысячи восьмом году.
Весьма частая ошибка – шедевры типа «в
двухтысяче(и)пятом году». Поэтому следующее
замечание с примерами прочтем при полном
внимании:
У порядковых – не меняется ничего,
кроме последнего слова (Это случилось в тысяча
восемьсот девяносто шестом году.)
У количественных меняется каждое
слово, более того – каждая часть слова
Напечатано (около скольких?) около тысячи
девятисот пяти книг. Подобраны комментарии
(к скольким?) к двум тысячам восьми книгам).
Поскольку при склонении русских
числительных далеко не лучшие к ним чувства
испытывают ученики всех времен,
применяются разные подсказки.
Подсказка 1 – у числительных двести,
триста и т.п. падежное окончание обычно
совпадает с окончанием существительного ( нет
двухсот(нулевое) книг(нулевое);
дать двумстам книгам, доволен
двумястами книгами).
Подсказка 2 – у числительных,
обозначающих сотни (200-900), Р.п. – всегда
на –сот: двухсот, шестисот, восьмисот. Но:
если сотня одна (сто) Р.р. и все остальные,
кроме И.п. и В.п. – ста: нет ста человек, подойти
к ста ученикам, доволен ста работами.
Подсказка 3 – числительные 40,90
склоняются так же, как и одиночное 100 (см.
подсказку 2), то есть имеют только две
формы: сорок, девяносто, сто (И.п. и В.п.) и сорока,
девяноста, ста (все остальные падежи): например:
полка со ста книгами (с сорока книгами, с
девяноста книгами).
Б. Как и с чем употребляются
собирательные числительные.
– Двое, трое, четверо и другие
собирательные числительные употребляются
только с 3 группами слов:
1) лица мужского пола (не предметы мужского
рода!) (трое мужчин, семеро человек)
2) парные предметы (двое брюк, трое очков)
3) детеныши (пятеро волчат, трое
лисят, двое ребят)
!Подсказка – с женщинами и взрослым
животными – не употреблять! (то есть нельзя :
двое девушек, трое тигров, – можно: две девушки,
три тигра).
– Оба или обе?
С существительными м.р. и ср.р. – оба (оба
мальчика, оба учебника, оба стола.
Соответственно – обоих мальчиков, обоим
учебникам, обоими столами). С
существительными ж.р. – обе (обе
девочки, обе книги, обе парты. Соответственно
– обеих девочек, обеим книгам, обеими
партами).
2. Степени сравнения прилагательных и
наречий
Наиболее частая ошибка – соединяются
простая и составная формы.
Правильная сравнительная степень:
простая форма – светлее, выше, дальше
(из 1 слова);
составная форма – более светлый, менее
высокий у прилагательных или более
светло, менее высоко – у наречий (из 2 слов).
Формы более светлее или менее выше – НЕПРАВИЛЬНЫ!
Правильная превосходная степень:
простая форма – светлейший, высочайший,
наибольший (из 1 слова);
составная форма – самый светлый, наиболее
светлый, светлее всего (светлее всех) – у
прилагательных.
Формы самый светлейший, самый наисветлейший
– ОШИБОЧНЫ!
Превосходная степень наречия – этот
камень преткновения на ЕГЭ – в обычной речи
интуитивно употребляется верно: выше всех
(выше всего) (от наречия «высоко»).
3. Повелительное наклонение
глаголов
Правильные формы повелительного наклонения
глагола ЕЗДИТЬ – ЕЗДИ, а ЕХАТЬ – ПОЕЗЖАЙ
(***никаких ездий, едь, ехай!).
Соответственно я ЕЗЖУ, ЕДУ, он ЕЗДИТ,
ЕДЕТ (***и никаких я ездию, он ездиет!).
Просторечные формы езжай (вместо ПОЕЗЖАЙ),
выдь (вместо ВЫЙДИ), положь
(вместо ПОЛОЖИ) в литературной речи (А на
ЕГЭ проверяется именно она) лучше не употреблять.
В формах глаголов с приставкой ВЫ- (высуни –
высунь, выстави – выставь, выправи– выправь), а
также почисти – почисть, не порти – не порть, не
корчи – не корчь, не морщи – не морщь
допустимы оба варианта, но только в ед.ч. Во мн.ч.
– правильна одна форма – на -ИТЕ (высуните,
выставите и т.д.)!
О чередовании согласных в глаголах ХОТЕТЬ (ед.ч.
– хочу, хочешь, хочет, но мн.ч. – хотим, хотите,
хотят) и БЕЖАТЬ (бегу, бежишь, бежит,
бежим, бежите, бегут) говорить излишне. Формы беги,
бегите – это повелительное наклонение. Так
что внимательнее к контексту!
Частые ошибки – в глаголах
колебать, дремать, щипать, махать. Правильные
формы – КОЛЕБЛЕТ, ДРЕМЛЕТ, ЩИПЛЕТ, МАШЕТ (***всякие
колебает, дремает, щипает, махает – ОШИБКИ!).
4. Окончания некоторых существительных
в И.п. мн.ч.
Обычно для разных существительных
используется одна из форм:
на -И(-Ы) или на -А(-Я).
Форма на -И(-Ы):
Бухгалтеры |
Форма на -А(-Я)
директора |
Здесь надо просто смотреть в словарь и
запоминать. Иногда в словах допустимы оба
варианта, но предпочтение лучше отдавать
литературному (разговорный вариант ЕГЭ не любит!)
5. Окончания существительных в Р.п. мн.ч.
Возможны 3 типа окончаний: нулевое,
-ОВ(-ЕВ) и -ЕЙ.
Трудно запомнить все, но можно выучить хотя бы
наиболее часто употребляемые слова.
Итак, формы:
А) с нулевым окончанием
(пара) ботинок (отряд) солдат (килограмм) яблок
(несколько) блюдец |
Б) на -ОВ(-ЕВ)
носков сапёров
апельсинов граммов |
В) на -ЕЙ
врачей |
В заключение надо сказать, что все усилия,
приложенные к тому, чтобы запомнить правильные
формы, окажутся безуспешными, если делать это
лишь с мыслью об экзамене. А вот постоянный
контроль собственной речи куда более
эффективен, особенно если договориться с
приятелями или одноклассниками замечать
ошибки друг друга.
В русском языке существует множество слов, изменяемых по падежам, числам, временам, — именно поэтому наш родной язык так сложен для изучения иностранцами. Однако многие русскоязычные люди с детства привыкают к тем или иным формам, например, к падежам и временам и обычно не совершают никаких глупых ошибок. Есть и такие формы, в которых путаются как дети, так и взрослые. Именно поэтому ошибка в образовании формы слова является довольно распространенной на ЕГЭ (едином государственном экзамене), который в наше время пишут выпускники одиннадцатого класса.
Задание на определение неверной формы слова
В задании шестом (задание 6) ЕГЭ по русскому нужно найти ошибку в образовании формы слова, записать его правильно. Это задание не сложное, если его разобрать, а формы слова как следует запомнить. Однако в шестом задании сдающие экзамен довольно часто совершают промахи, которые заметно уменьшают им балл по русскому языку.
- Приведем вам пример такого задания:
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- ПРИДЕТ на работу;
- горячих ОЛАДИЙ;
- ОДЕЛ шапку;
- нет свободных МЕСТ;
Формы существительных
Здесь и взрослые, и дети совершают самые разные ошибки. Например, в образовании множественного числа существительных. Директора или директоры? Мандаринов или мандарин? Давайте приведем список форм существительных, в которых чаще всего делают различные ошибки. Рекомендуем их просто запомнить, говорить и писать правильно, ведь важно знать свой родной язык.
Множественное число в именительном падеже
Довольно часто при образовании такой формы люди делают ошибки как в устной, так и в письменной речи.
- Оканчивается на Ы: офицеры, торты, контейнеры, лидеры, порты, лекторы, шоферы, конструкторы, ревизоры, инженеры, редакторы, приговоры, ораторы, возрасты, тренеры, выборы, бухгалтеры, авторы, стажеры, договоры, снайперы, тракторы.
- Оканчивается на И: табели, слесари, аптекари, почерки, конюхи.
- Оканчивается на А: профессора, берега, инспектора, сторожа, директора, округа, катера, ордера, отпуска, доктора, века, адреса, сорта, стога.
- Оканчивается на Я: якоря, кителя, штемпеля.
- Существительные на -МЯ занимают отдельное место в образовании формах слова. Такие слова, как бремя, вымя, семя или время во множественном числе имеет окончания -ен или -ен: времена, семена, имена, нет времени, нет имени.
Родительный падеж множественного числа
В этом случае есть целых три варианта форм слова: нулевое окончание, окончание –ов (-ев) или окончание -ей.
Сначала разберем нулевое окончание.
- Нулевое окончание — это предметы-пары: ботинок, чулок, сапог, погон, валенок, туфель. Исключение, которое важно запомнить: носков!
- Нулевое окончание, когда имеются военные профессии, отряды: солдат, гусар, партизан.
- Когда говорится о фруктах, например: килограмм яблок, вафель, дынь. Но, запомните: килограмм апельсинов, лимонов, мандаринов.
- Нулевое окончание: блюдец, полотенец, басен, сабель.
- Когда национальности на -н или -р: грузин, армян, болгар. НО!: казахов и узбеков.
Теперь окончание –ов (-ев).
- Сюда входят исключения из предыдущего правила: носков, апельсинов, мандаринов, помидоров, драгунов, томатов.
- А также другие слова: подмастерьев, низовьев, саперов, рельсов, гектаров, граммов, килограммов.
И окончания на -ей: простыней, врачей, будней, граблей, долей, яслей.
Степени сравнения прилагательных
Еще одно важная ошибка в образовании формы слова: образование и составление степеней сравнения прилагательных. Давайте разберем правила степеней сравнения прилагательных еще раз.
Степень сравнения | Как образовать степень? | Пример |
Сравнительная простая | Основа прилагательного в именительном падеже и суффиксы -ее (ей), -е, -ше, которые показывают сравнение с чем-либо. | Красивее (кстати, ударение в слове на И), лучше, холоднее, больше, выше, теплее. |
Сравнительная составная | Прилагательное и вспомогательные слова более, менее. | Более темный, менее холодный, более здоровый, менее высокий. |
Превосходная простая | Основа прилагательного в именительном падеже с добавлением суффиксов -айш, -ейш для того, чтобы показать превосходство чего-либо. | Красивейший, тончайший, вкуснейший |
Превосходная составная | Прилагательное и вспомогательные слова наиболее, наименее. | Наиболее вкусный, наименее подходящий, наиболее тонкий. |
Примером с ошибкой в образовании формы слова прилагательных и степеней сравнения будет считаться соединение одновременно простой и составной формы. Нельзя сказать: «более лучше» или «более вкуснее». Вместо этого можно сказать: более хороший, лучше или более вкусный, вкуснее.
Формы числительных
В числительных легко запутаться. Есть группы этой части речи, в которых довольно часто совершают разнообразные грамматические ошибки в образовании форм слова: сложные и составные, а также собирательные числительные, в употреблении которых есть свои определенные правила.
Составные числительные
Чтобы правильно записать составное числительное, склоняйте каждую часть числительного отдельно. В таблице представлены склонения по падежам составных числительных разных групп — шаблон, на который можно ориентироваться.
Падеж | 10-30 | 50-80 | 200-400 | 500-900 |
Именительный (что) | десять | семьдесят | триста | восемьсот |
Родительный (чего) | десяти | семидесяти | трехсот | восьмисот |
Дательный (дать чему) | десяти | семидесяти | трехстам | восьмистам |
Винительный (вижу что) | десять | семьдесят | триста | восемьсот |
Творительный (чем) | десятью | семьюдесятью | трехстами | восемьюстами |
Предложный (о чем) | о десяти | о семидесяти | о трехстах | о восьмистах |
А также склонение некоторых других числительных: их нужно просто запомнить и склонять правильно.
Именительный и винительный падежи | полтора | полтораста | сорок | сто | девяносто |
Родительный, дательный, винительный, творительный, предложный | полутора | полутораста | сорока | ста | девяноста |
Собирательные числительные
Собирательные числительные — например, двое, пятеро, шестеро. Есть некоторые случаи, в которых они употребляются.
- Существительные мужского рода, обозначающие лица (трое слесарей).
- Существительные, которые можно отнести и к мужскому, и женскому роду, общие (четверо непосед).
- Парные предметы (двое чулок).
- Те существительные, которые не имеют единственное число (двое ножниц).
- Существительные, обозначающие детенышей различных животных (пятеро поросят).
Запомните, что нельзя сказать: «пятеро девочек». Только: «пять девочек».
Порядковые числительные
Как правильно склонять «в 1954 году?». В таких числительных склоняется только последнее число: «В тысяча девятьсот пятьдесят четвертом году». Ни в коем случае не стоит склонять каждое числительное — это будет считаться ошибкой.
Обе, оба, обоих
Слова, в которых можно запутаться. Чтобы не сделать глупой ошибки в шестом задании экзамена по русскому языку, советуем вам просто запомнить склонение этих числительных.
Слово «оба» употребляется с существительными мужского и среднего рода, а «обе» — с существительными женского.
Падеж | Оба | Обе |
Именительный | Оба брата | Обе сестры |
Родительный | Обоих братьев | Обеих сестер |
Дательный | Обоим братьям | Обеим сестрам |
Винительный | Обоих братьев | Обеих сестер |
Творительный | Обоими братьями | Обеими сестрами |
Предложный | Об обоих братьях | Об обеих сестрах |
Слова, в употреблении которых часто допускают ошибки
Есть несколько слов в русском языке, которые довольно часто употребляют неверно.
- Запомните: «их»! Ни в коем случае не «ихний».
- После предлогов у местоимений всегда добавляется буква «н». Например: у них, за ними, о ней. Неграмотно употреблять местоимение «у ней». Правильно будет сказать: «у нее».
- Между глаголами «одеть» и «надеть» есть существенная разница. Первый глагол употребляется в тех случаях, когда кто-то одевает кого-то: «Мама одела сына». А глагол «надеть» означает надеть на себя: «Надеть шапку».
- Есть два глагола, которые часто путают: «класть» и «положить». Глагол «класть» употребляется без приставки, а вот «положить» без приставки никогда не употребляется. То есть, нельзя сказать «поклала» или «ложила».
- В современном русском языке есть суффикс -сь, но ни в коем случае не -ся. В русских народных сказках это не будет считаться ошибкой, но сейчас так лучше не говорить. Правильно сказать: «учились», а не «училися».
- Есть группа слов с приставкой «по» или «под», куда некоторые невольно подставляют лишнюю букву. Запомните: постричься, поскользнуться, почерк. Однако: «подчеркнуть».
К этому виду ошибок относятся:
а) ошибки в образовании форм существительных:
«облеки», «англичаны», «два
знамя», «на мосте», «Гринев жил
недорослью», «Он не боялся опасностей
и рисков», «Во дворе построили
большую качель».
б) ошибки в образовании форм прилагательных:
«Один брат был богатей другого»,
«Эта книга более интереснее».
в) ошибки в образовании местоимений:
«Я пошел к ему», «ихний дом».
г) ошибки в образовании глагола: «Он
ни разу не ошибился», «Мама всегда
радовается гостям», «Вышев на
середину комнаты, он заговорил», «В
дальнем углу сидел улыбающий ребенок».
д) неправильное конструирование видовой
пары, чаще всего парного глагола
несовершенного вида: «Мы с братом
отпиляем все лишние ветки, ставим елку
на середину комнаты и украшиваем ее».
51. Типология текстов и разновидности текстов массовой коммуникации.
По стилю тексты делатся на: научные,
разговорные, художественные,публицистические,
официально-деловые. По типу: повествование,
описание, рассуждение.
Среди жанрово-тематического многообразия
текстов СМИ легко выделяются типы
текстов, характерные как для «пишущей»,
так и для «электронной» прессы.
К ним можно отнести:
· новостные материалы (хроника
событий);
· комментарии;
· аналитические обзоры на разные
темы (политика, экономика, общественная
жизнь, социальные проблемы, нравственность,
культура, наука и т.п.);
· интервью;
· спортивные новости/репортажи;
· рекламные материалы и т.п.
Все эти жанрово-тематические разновидности
текстов встречаются и в газетах, и в
журналах, и в программах радио и
телевидения, и в Интернете. Понятно, что
каждое из средств массовой информации
имеет свои объективные особенности,
поэтому каждый из названных выше жанров
воплощается в них по-своему. Однако
определяющие жанровые характеристики,
как правило, сохраняются независимо от
средства массовой информации. Иначе
говоря, новостной материал будет всегда
отличаться от, например, аналитического
обзора, комментария или интервью (хотя
в телевизионных и радио новостях интервью
или комментарий могут стать составной,
вернее, «вставной» частью программы
новостей).
Кроме этих и некоторых других
жанрово-тематических типов текстов,
являющихся общими для всех СМИ, существуют
разновидности текстов, характерных для
одних СМИ, но несвойственных другим.
Так, например, редакционная статья
является принадлежностью «пишущей»
прессы, в частности газеты. То же относится
и статьям другого рода – критическим,
обзорным и т.п., которые по определению
являются газетно-журнальным жанром так
же, как, например, письма читателей и
некоторые другие, сугубо письменные
разновидности текстов СМИ. В этом смысле
Интернет – в чисто техническом смысле
«электронное» СМИ – по своим жанровым
характеристикам тяготеет к газетно-журнальной
прессе.
Понятно, что своими особыми жанрами
обладают и радио, и телевидение, особенно
последнее, где наличие зрительного ряда
невероятно расширяет возможности
передачи информации и возможности
воздействия на аудиторию. Помимо общих
для всех СМИ (но совершенно особо
преломляющихся и воплощающихся) жанровых
типов, телевидение обладает такими
жанрами, как фильм (документальный и
игровой), ток-шоу (в записи и в прямой
трансляции), телепортрет, теледебаты,
прямая трансляция с места события и
т.п.
4
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Типичные ошибки в образовании форм слова ЗАДАНИЕ 6
Что такое форма слова? Грамматическая форма – это разновидности одного и того же слова, тождественные лексически и противопоставленные другу по своим грамматическим значениям.
Непостоянные признаки Имя существительное – число, падеж Местоимение – род, число, падеж Имя числительное – род, число, падеж Имя прилагательное – степень сравнения, краткая и полная форма, род, число, падеж Глагол – наклонение, время, число, лицо, род
Множественное число существительного в именительном падеже • Директора, доктора, егеря, кучера, повара, профессора, сторожа, , фельдшера, //аптекари, бухгалтеры, инженеры, лекторы, конструкторы, конюхи, офицеры, ревизоры, снайперы, стажёры, шофёры. • Борта, желоба, жернова, катера, колокола, купола, отпуска, паспорта перепела, погреба, сорта, стога, терема, якоря, выборы, приговоры, договоры.
Множественное число существительного в родительном падеже (нулевое окончание) • Англичан, армян, болгар, грузин, румын, татар, туркмен, цыган, турок, партизан, солдат, гусар, драгун. • Валенок, сапог, чулок, ботинок, погон; ампер, ватт, вольт; колен, плеч, чисел, кресел, кухонь, басен, песен, барышень, деревень, полотенец, вафель, туфель, свадеб, усадеб; брызг, брюк, бус, каникул, макарон, носилок.
Множественное число существительного в родительном падеже (окончание – ов, -ев) • Киргизов, казахов, узбеков, монголов, таджиков, якутов. • Платьев, носков; метров, граммов, килограммов, гектаров, рельсов, джинсов. • Апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, баклажанов, лимонов.
Просклоняйте слова ЯСЛИ, ТУФЛИ, ОЛАДЬИ И. Р. Д. В. Т. П.
И. ясли Р. яслей Д. яслям В. ясли Т. яслями П. о яслях
И. оладьи Р. оладий Д. оладьям В. оладьи Т. оладьями П. об оладьях
И. туфли Р. т. Уфель Д. т. Уфлям В. туфли Т. т. Уфлями П. о т. Уфлях
Степени сравнения имени прилагательного Сравнительная Простая – Составная 1 слово 2 слова Превосходная Простая – Составная 1 слово 2 слова
Степень сравнения сравнительная простая Степени е сравнения наречий Резкий резче ее( ей) Ясный яснее ше ясней Тонкий тоньше составная превосходная Более(менее) + начальная форма Более вкусный простая ейш айш сильнейший тончайший составная Наиболее(наименее)+ начальная форма самый Наименее чистый Самый верный
Степень сравнения Степени сравнения наречий сравнительная простая превосходная е ее ей ше составная Более(менее) + начальная форма Только Наиболее(наименее)+ составная начальная форма Сравнительная степень наречия +всего(всех) Резко резче Ясно яснее Скоро скорей Тонко тоньше Более вкусно Наименее чисто Чище всех
Допустим разговорный вариант в приставкой ПО Лучше – получше, дальше – подальше
Род прилагательных при неизменяемых существительных Род определяется в зависимости от рода опорного (главного) слова. . 1. Слова, обозначающие неодушевленные предметы, отно сятся к среднему роду шерстяное кашне). ( Исключение ко фе ужской род (черный кофе). м 1 Это правило имеет ряд исключений, связанных с влиянием различных аналогий. В таких случаях существительное употребляется как двуродовое. Н р: эсперанто ср. и м. р. под влиянием родового понятия язык.
2. Существительные, обозначающие лиц женского пола, относятся к женскому роду, а мужского пола к мужскому (старая леди, богатый рантье). 3. Существительные, обозначающие животных, птиц и другие одушевленные предметы, относятся к мужскому роду безотносительно к полу животного (забавный пони), кроме слу чаев, когда имеется в виду именно самка Шимпанзе ( кормила детеныша). Слово колибри является двуродовым под влиянием слова птица.
4. Род существительных, обозначающих географические названия, определяется по родовому наименованию: река, го род, остров и т. п. Капри привлекал туристов остров). ( 5. По родовому наименованию определяется и род назва ний органов печати («Дейли Уоркер» писала газета).
Имя числительное Количественное (сколько? ) Семьсот пять страниц Семисот пяти страниц (Р. п) Порядковое (какой по порядку? ) семьсот пятая страница семьсот пятой страницы
1) Чтобы проверить написание числительных, состоящих из нескольких корней, разделите их на части: двумястами – двумя/стами. Затруднение вызывает, как правило, 1 корень. Если отделить его от слова, будет гораздо проще понять, как же он склоняется. 2) Проверить написание корня СОТ можно, если вместо него подставить слово НОТЫ. Окончание этого слова совпадает с окончанием числительного: с двумя (нот. АМИ) ст. АМИ
4) Вспомните, что числительные 40, 90, 100 в косвенных падежах имеют только одну форму с окончанием –а: сорок. А, девяност. А, ст. А. (NB. Порядковые – как прилагательные!) 5. Склонение числительного ТЫСЯЧА: числительное «тысяча» имеет в косвенных падежах такие же окончания, как существительные 1 склонения. Чтобы проверить правильность написания, подставьте вместо ТЫСЯЧА слово ЗЕМЛЯ (сущ. 1 скл. с ударным окончанием). N. B. : Запомните: в одна ТЫСЯЧА… году и в ДВЕ ТЫСЯЧИ…году
Собирательные числительные Двое, трое …, оба, обе можно сочетать с … нельзя сочетать с … с сущ. , обозначающими лиц мужского пола: двое друзей, трое мужчин (+ дети, люди, ребята) с сущ. , обозначающими детенышей животных: пятеро щенков с сущ. , имеющими только форму множественного числа: двое брюк с сущ. , обозначающими лиц женского пола: двое подруг, трое женщин две подруги, три женщины с сущ. , обозначающими взрослых животных: пятеро собак пять собак
Собирательные числительные ОБА/ОБЕ с сущ. М. Р. с сущ. Ж. Р. ОБА ГЛАЗА ОБЕ РУКИ ОБОИХ ГЛАЗ ОБЕИХ РУК ОБОИМ ГЛАЗАМ ОБЕИМ РУКАМ ОБА ГЛАЗА ОБЕ РУКИ ОБОИМИ ГЛАЗАМИ ОБЕИМИ РУКАМИ ОБ ОБОИХ ГЛАЗАХ ОБ ОБЕИХ РУКАХ
Склонение числительных полтора и полтораста И. В. полтора (м. р. , ср. р. ) полторы (ж. р. ) Р. Д. Т. П. полутора
Склонение числительных полтора и полтораста И. В. полтораста Р. Д. Т. П. полутораста
Местоимение образование некоторых форм личных и притяжательных местоимений. Их дела, его след, её мир. скучать по ВАССССС! П. (по ком? по чем? ) (с личными местоимениями 1 -го и 2 -го л. мн. ч. ). Скучали по нас. Скучаем по вас. (Д. Э. Розенталь. «Управление в русском языке»)
Глагол образование повелительного наклонения некоторых глаголов (поезжайте, лазайте). Некоторые трудные случаи употребления глаголов. Так часть глаголов не имеет форму1 лица, ед. числа: победить, убедить, подтвердить, пылесосить. Глагол класть всегда употребляется без приставки клади). Глаголы же положить, выложить, уложить, – только с приставкой.
Возвратные глаголы в повелительном наклонении Употребляются с суффиксом –СЬ прячьте. СЬ старайте. СЬ собирайте. СЬ СЯ
вернуться на стр. «Культура речи» на стр. «Имя существительное» (табл.), «Морфологический разбор существительного»
Ошибки при употреблении категории одушевлённости и неодушевленности
Все смотрели на него как на призрака на что? на призрак (неодуш. В.п. = И.п): Они запрягали в сани два медведя кого? двух медведей (одуш. В.п. = Р.п.)
Ошибки при употреблении рода
новая новый рояль, больной больная мозоль, белая белый тюль, розовая розовый шампунь
пирожки с повидлой повидлом
просторное просторную авеню («авеню» = «улица»)
Он рос круглым сиротой. НО! Он оказался хитрой лисой («лиса» имеет значение качественной оценки)
Белова – опытная опытный архитектор
Ошибка в определении рода у слова мозоль (не любимый, а любимая мозоль). Наоборот слова тюль, бюллетень, рояль очень часто ошибочно согласуют с определениями женского рода.
Среди названий обуви следует запомнить:
А также парные предметы: гамаши — одна гамаша, гетры — одна гетра, бакенбарды — одна бакенбарда, краги — одна крага. НО: гольфы — один гольф, рельсы — один рельс, коррективы — один корректив.
Род сущ. с уменьшительно-ласкательным суффиксом определяется по слову, от которого образовано (семя — семечко, рука — ручка)
Ошибки при употреблении числа
Все вокруг заросло кустарниками (единственное число обозначает множественность) кустами калины. (Аналогично: оружие, посуда, продовольствие, скотина, обувь, одежда…)
Криками и свистами (нет мн.ч.) свистом прогнали собаку
У нас во дворе качель (нет ед.ч.) сломалась качели сломались
Ошибки в склонении
Возникают проблемы при использовании окончаний -а / -ы во мн.ч. И.п. у существительных. Ошибки: бухгалтера, инженера, конструктора, офицера… Правильно: бухгалтеры, инженеры, конструкторы, офицеры, почерки, торты, порты, договоры, склады, трюфели, простыни, свитеры, джемперы, возрасты, выборы, авторы, аптекари, лекторы, гербы, ректоры, прожекторы, редакторы, секторы.
В Р.п. у существительных во мн. ч. возникают затруднения при выборе окончания -ов или нулевое: у партизанов (правильно – у партизан); много красивых платий (правильно – платьев); много туфлей (правильно — туфель).
Сколько время? (правильно – Сколько времени?)
У ряда сущ. ед.ч. бывает трудно выбрать окончание в Р.п.: -а/-я или -у (мела, камня, но из лесу, сбить с толку)
В П.п. встречаются варианты окончаний в ед.ч. -е или — у (на лугу, но на пляже)
У меня на гла’зе глазу’ был ячмень
Запомни!
Нет мн.ч. Р.п. у слов: мечта, тахта, мольба, дно
Нет ед.ч. у слов: девчата, зверята, ребята, родители
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Употребление имени существительного
Тест на тему Формы имени существительного
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Культура речи» на стр. «Имя существительное» (табл.), «Морфологический разбор существительного«