jansauleturapbay
+10
Решено
7 месяцев назад
Русский язык
5 — 9 классы
нормы сочетаймости слов нарушены в словасочетания а) тронуться с ума б) наголову поьедил врага в) за мной долгу пять рублей г) скучает по вам
Помагитее пожалуйстаа
Смотреть ответ
1
Ответ
0
(0 оценок)
0
dinasoft
7 месяцев назад
Светило науки — 6210 ответов — 116023 помощи
а) тронуться с ума —- тронуться умом
б) наголову победил врага —— наголову разбить врага
в) за мной долгу пять рублей
г) скучает по вам —— скучает по вас
(0 оценок)
https://vashotvet.com/task/14127368
1 вариант
1. Найти слово, в котором букв больше, чем звуков:
- ельник;
- ледяной;
- примелькаться;
- йога.
2. Найти слово, в котором буква Я даёт два звука:
- морячка;
- исполняют;
- ядреный;
- кровля.
3. Найти слово, в котором произносится [С]:
- изморось;
- изморозь;
- воз;
- синий.
4. Какое слово соответствует схеме
- приехать;
- приглянулась;
- прибрежный;
- млекопитающее.
5. Лексическое значение слова указано неверно в
примерах:
- адаптация – приспособление к чему-либо;
- паводок – резкое понижение уровня воды в реке;
- абориген – долгожитель;
- железобетон – бетон, армированный стальными
прутьями.
6. В предложение вставьте нужное по смыслу
слово.
Военная ___________ 1812 года начиналась при самых
неблагоприятных для русской армии
обстоятельствах.
- компания;
- кампания.
7. Какие слова являются архаизмами:
- тать;
- талисман;
- ланиты;
- трубопровод.
8. Словари, в которых объясняется происхождение
слова, называются _______________.
9. Какой частью речи является слово “двойка”:
- числительное;
- существительное;
- глагол;
- местоимение.
10. Выпишите слово мужского рода:
- каре;
- кофе;
- пальто;
- тетрадь.
11. Образуйте от указанных существительных
форму им.п. мн.ч. и выпишите только то
существительное, которое имеет окончание А:
- трактор;
- гром;
- шофер;
- корт (теннисный).
12. Буква -И- пишется в словах
- пал__садник;
- угн__тение;
- расст__лать;
- ц__клоп.
13. Буква -А- пишется в словах
- заг__рать;
- м__кать хлеб в сметану;
- нак__лить;
- г__рнитур.
14. Буква -О- пишется в словах
- др__жать;
- раздр__жение;
- пок__яние;
- притв__ряться;
15. Буква -О- пишется в словах
- беч__вка;
- расч__т;
- пуч__к;
- ож__г лица.
16. Согласная буква пропущена в словах
- искус__ный;
- лес__ница;
- рес__ница;
- сума__шедший.
17. Буква -ЖЖ- пишется в словах
- мож__евельник;
- ви__жать;
- брю__жать;
- выж__енный.
18. Буква -Е- пишется в словах
- нищ__та;
- доверч__вый;
- пр__дать друга;
- пр__близиться к дому.
19. Буква -И- пишется в словах (гл. употреблены в
форме 3л., ед.ч.):
- стел__т постель;
- слыш__т звук;
- деревья в ине__;
- об открыти__ выставки.
20. -НН- пишется во всех словах ряда:
- стекля__ная дверь; ветре__ный день;
- ваго__ное депо; обветре__ные руки;
- комари__ный укус; имени__ник;
- асфальтирова__ная улица; девочка рассея__на.
21. -Ъ- пишется в словах
- с__есть;
- трех__язычный;
- с__уметь;
- в__юн.
22. Буква -С- пишется на конце приставки в словах:
- бе__брежный;
- и__жарить;
- и__подтишка;
- чере__чур.
23. Через дефис пишутся слова
- пол(Думы);
- то(же) самое;
- говорить (по) японски;
- (историко) литературный журнал.
24. Частица НЕ пишется раздельно со всеми
словами в ряду
- (не) годующий взгляд, (не) ряха;
- (не) мог упасть, (не) добрал баллов;
- (не) медля ни минуты, (не) соответствующий рангу;
- (не) красивый, но дешевый костюм, вовсе (не)
отличница.
25. Частица НИ пишется
- Как бы там н_ было;
- Н_ раз бывал я в этом музее;
- Н_ надо приходить;
- Н_ там, н_ здесь его не было.
26. Отметьте номера предложений, где выделенной
слово является сущ. с предлогом:
- (В) следстви__ были допущены ошибки;
- (В) продолжени__ месяца по телевизору
показывали интересный телесериал; - (В) течени__ болезни не было изменений;
- Нарисовать открытку (в) виде бабочки.
27. Отметьте номера предложений, где частица
пишется раздельно
- Отец (так) же учился в институте;
- Сын учился так (же) хорошо, как и отец;
- Все то (же): те (же) ломберные столы, та (же) люстра
в чехле; - Что (бы) такое придумать интересное?
28. Тире на месте пропуска ставится в
предложениях:
- Пырей, осот, одуванчик ___ вот самые
распространенные сорняки наших огородов; - Глаза ___ как изумруд;
- Бедность ___не порок;
- Пятью пять ___ двадцать пять.
29. Запятая на месте пропуска ставится в
предложениях:
- Я на руках не то у ели __ не то у матери родной;
- Горят первые звезды ___ а заря еще долго светит
над полями и лесами; - От волнения он посмеивался ___ и гораздо быстрее,
чем обычно, выкуривал трубку
30. Второстепенный член необходимо обособить в
предложениях
- А он мятежный ищет бури;
- Море шумело сожженное лунным светом;
- Под ногами хрустит пожухлая от утренних морозов
трава.
31. Запятая на месте пропусков ставится в
предложениях
- Упражнение ___ должно быть ___ выполнено чисто и
аккуратно; - Ученик ___ должно быть ___ торопился и не продумал
задания до конца; - Я видел вас ___ холмы и нивы!
- Я видел ___ холмы и нивы.
32. Запятая на месте пропусков ставится в
предложениях
- Вот присел я у забора __ и стал прислушиваться;
- Солнце село __ и тусклые тучи висели над темной
степью; - Когда коляска подъехала к крыльцу домика в
Васильевском, звезды уже начали бледнеть __ и небо
серело; - Мы стали искать для ночлега горную трещину __и
вдруг увидали спокойный огонь; - В этих хоромах жили богатые помещики __ и все у
них шло порядком.
33. Запятая на месте пропусков ставится в
предложениях
- Цепи яблонь протянулись там __ где были пустыри;
- Когда дует ветер и рябит воду__ то становится и
холодно __и скучно __и жутко; - Старик предупредил, что __ если погода не
улучшится, то о рыбалке нечего думать; - В тишине отчетливо послышалось, как простонал
человек __ и __ как тяжело захрустел наст под
ногами медведя.
34. Двоеточие на месте пропуска нужно поставить
в предложениях
- Нынче она была совсем другая __ в выражении лица
ее было что-то новое, сдержанное, застенчивое; - Ехал сюда __ рожь начинала желтеть;
- Я поднял глаза и увидел __ высоко в небе неслись
над станцией птицы; - Шестнадцать лет служу __ такого со мной не было.
35. Чужая речь оформлена неправильно в
предложениях
- Белинский говорит, что “восторг от непонятного
произведения – это мучительный восторг”. - “Я ваш друг – сказал Максим – и поэтому дам вам
совет”. - Валя сказала, что “хорошо, хорошо, я с вами
согласна”. - “Мой дед землю пахал!” — с гордостью ответил
Базаров.
36. Раздел лингвистики, занимающийся изучением
словосочетания и предложения, называется ____________.
37. Определите стиль приведенного ниже текста:
— Чему ж ты удивляешься? Сам не лучше меня.
— Ох, не лучше! И не говори, зятюшка. Ах, что со мною
сделали зятья. Разорвать их всех мало!
— А вот погодите, тятенька, мы их всех подтянем.
— Подтянем?
— Ещё как!
— Мне бы, главное, зятьев в бараний рог согнуть.
38. Ударение неправильно поставлено в словах:
- запломбИровать;
- мизЕрный;
- шАсси;
- свЁкла.
39. Нормы сочетаемости слов нарушены в
словосочетаниях
- тронуться с ума;
- наголову победил врага;
- за мной долгу пять рублей;
- скучает по вам.
40. Речевые ошибки допущены в речи:
- Дураком его не назовешь, но и умом он явно не
блестит. - Беспорядочный хаос воцарился в доме.
- Я требую элементарной справедливости.
- Он простил долги своему кредитору.
Ключ:
№ зад 1 вар | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
3 | 3 | 3 | 2 | 23 | 2 | 13 | этим | 2 | 2 | трактора | 134 | 234 | 14 | 34 | 24 | 14 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | |
13 | 24 | 24 | 12 | 34 | 134 | 3 | 14 | 134 | 234 | 14 | 12 | 12 | 23 | 25 | 12 | 13 | |
35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | ||||||||||||
23 | синтаксич. | раз | 13 | 124 | 124 |
2 вариант
1. Найти слово, в котором звуков больше, чем букв:
- литр;
- вьюга;
- сельдь;
- трансляция.
2. В каком слове буква Ю дает два звука:
- люстра;
- попью;
- землю;
- парашют.
3. В каком слове произносится [Ж]:
- нож;
- намажьте;
- ближе;
- резче.
4. Каким способом образовано слово
“перебирая”:
- приставочным;
- суффиксальным;
- приставочно-суффиксальным;
- сложением слов.
5. Лексическое значение слова указано неверно в
примерах:
- блокнот – записная книжка;
- изморозь – очень мелкий дождь;
- старожил – человек, который охраняет
что-нибудь; - банальный – лишенный оригинальности.
6. В предложение вставьте нужное по смыслу
слово:
Тот, кому адресовано письмо — _______________.
- адресат;
- адресант.
7. Найдите диалектизмы:
- бурак;
- дом;
- пимы;
- рига.
8. Словари, в которых содержатся сведения о
правильном написании слов, называются _________________.
9. Какой частью речи является слово “ожег”:
- существительное;
- глагол;
- прилагательное;
- наречие.
10. Выпишите слово среднего рода:
- тюль;
- кафе;
- кенгуру;
- дядя.
11. Какие из указанных слов не имеют ед. числа:
- чернила;
- штаны;
- шахматы;
- брёвна.
12. Буква -И- пишется в словах:
- нар__дить куклу;
- приб__раться;
- ц__ганский;
- д__рижировать.
13. Буква -А- пишется в словах:
- прик__снуться;
- ум__лять о пощаде;
- ст__рательно;
- предв__рительный.
14. Буква -О- пишется в словах:
- к__пошиться;
- п__рхать;
- нагр__мождение;
- нар___стание.
15. Буква -О- пишется в словах:
- галч__нок;
- кумач__вый;
- расч__ска;
- ш__пот.
16. Согласная буква пропущена в словах:
- под уз__цы;
- гум__анизм;
- ма__штаб;
- гигин__ский.
17. -СС- пишется в словах:
- поэте__са;
- ас__истент;
- дес__ант;
- рес__урсы.
18. Буква -Е- пишется в словах:
- остекл__невший;
- пр__нципиальный;
- пр__тязания;
- виш__нка.
19. Буква -Е- пишется в словах (гл. употребляются в
форме 3л., ед.ч.):
- ка__тся;
- по идее__;
- ненавид__т;
- в композици__.
20. -Н- пишется во всех словах ряда:
- грубо кова__ный, тетради провере__ны;
- погаше__ный свет, ржа__ная мука;
- плете__ное кресло, спица слома__на;
- море взволнова__но, непроше__ный гость.
21. Частица НЕ пишется слитно во всех словах
ряда:
- (не) знающий покоя, (не) смотря в книгу;
- (не) удачливый человек, (не) кому ухаживать;
- (не) добрые, а злые, очень (не0 красивый человек;
- (не) жарко, (не) где разложить.
22. Через дефис пишутся:
- (по) первому зову;
- (пол) Петербурга;
- (по) турецки;
- (водо) непроницаемый.
23. Отметьте номера пропусков, где пишется
частица НЕ:
Но (н1) одного слова, (н2) отвечал на это Акакий
Акакиевич, как будто бы (н3) кого и (н4) было перед
ним; это (н5) имело даже влияния на занятия его;
среди всех этих досуг он (н6) делал (н7) одной
ошибки в письме.
24. -Ь- пишется в словах:
- пять задач__;
- лен__тяй;
- бреш__;
- в__юнок.
25. Буква -С- пишется на конце:
- бес__честный;
- __добная булка;
- и__далека;
- не__держанный.
26. Отметьте номера предложений, где выделенное
слово является производным предлогом:
- Не приехать (в) виду болезни.
- Мы встретимся с героем (в) продолжени__ романа.
- Договориться (на) счет похода.
- Перечислить деньги (на) счет организации.
27. Отметьте номера предложений, где частица
пишется раздельно:
- Спрячься за (то) дерево, — сказал мне брат.
- Что (бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
- Тёплая небесная вода для растений то (же) самое,
что для нас любовь. - Все было так (же), как всегда.
28. Тире на месте пропуска ставится в
предложениях:
- Погода была ужасная __ ветер штормовой ревел с
ночи, дождь лили как из ведра. - Сой облаков был очень тонок __ сквозь него
просвечивало солнце. - Пруд __ как зеркало.
- Основной мотив моей жизни __ прожить недаром
жизнь, продвинуть человечество хоть немного
вперед.
29. Запятая на месте пропусков ставится в
предложениях:
- Туристы пробирались среди сугробов мягкого и
рыхлого снега __ и вязли в густой грязи. - Он был невысок ростом __ да жилист.
- Ни холод __ ни пурга __ ни нагромождение льдов –
никакие преграды не остановили полярников. - Туман окутал как долину __ так и подножье горы.
30. Второстепенный член необходимо обособить в
предложениях:
- Ленивый от природы он (Захар) был ленив еще и по
своему лакейскому воспитанию. - Ведущая в город улица была свободной.
- Дождь лил как из ведра.
- Девочки в особенности Катенька с радостными
выражениями лица смотрят в окно на стройную
фигуру Володи.
31. Запятая на месте пропусков ставится:
- Действительно __ в течение всего сентября стояла
чудесная погода. - Удостоверение действительно до конца года.
- Волга-матушка __ ты не даром нам дорога!
- Волга-матушка __ течет по бескрайним просторам
земли.
32. Запятая на месте пропусков ставится в
предложениях:
- В саду было тихо, только птица иногда ворочалась
__ да нежно и печально охали древесные лягушки __
да плескалась рыба в воде. - Душно стало в сакле __ и я вышел.
- Когда из-за туч вышла луна, все вокруг
посветлело __ и на море появилась серебристая
дорожка. - В воздухе душно __ и пахнет травами.
33. Запятая на месте пропусков ставится в
предложениях:
- Взгляд и улыбка у него так были приветливы __ что
сразу располагали в свою пользу. - Очевидно было, что Савельич передо мною был прав
__ и что я напрасно оскорбил его упреком и
подозрением. - Даша заметила __ что __ когда вслед за звонком в
столовой появился Рощин __ катя сразу не
поворачивала к нему головы. - Хорошо известно, что __ если спортсмен регулярно
не тренируется, то хороших результатов он не
достигнет.
34. Двоеточие на месте пропуска нужно поставить
в предложениях:
- Сорока поднял голову – сквозь тонкий пар мороза
блестела золотая медведица. - Скажешь слово – добавят десять.
- Мороз не страшен __ воздух сухой, ветра нет.
- В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в
виноградниках и на деревьях __ повсюду заливались
цикады.
35. Чужая речь оформлена неправильно в
предложениях:
- “Нет, это мой след”, — просто ответил старик.
- Чичиков говорил, что давненько не брал я в руки
шашки. - Незнакомец нагнулся к ней и спросил – “Псина,
ты откуда?” - “Вишь как! – промолвил Павел – Чего ж он
раскашлялся?”
36. Раздел лингвистики, в котором изучается
состав слова и способы образования слов,
называется ____________________.
37. Определите стиль приведенного ниже текста.
- Рожденному говорить правду приходилось
сдерживать себя и “прикидываться кошкой”, хотя
хотелось лаять собакой. - Но при всех жестких ограничениях, несмотря на
постоянные отметины красным цензорским
карандашом, то, что было напечатано Белинским,
обнаруживало в каждой строке убежденного
мыслителя – борца, пропагандиста передовых идей,
страстного полемиста и вдохновенного
импровизатора.
38. Ударение неправильно поставлено в словах:
- аристократИя;
- катАлог;
- столЯр;
- договОр.
39. Нормы сочетаемости слов нарушены в
словосочетаниях:
- Я вас насквозь вижу;
- Приехал с дальнего рейса;
- Приношу свою признательность;
- Все ресурсы исчерпаны.
40. Речевые ошибки допущены в предложениях:
- Не с чего было беспокоиться.
- В дельте Волги расположено множество островов и
отмелей. - В своих решениях он всегда высказывал
эрудированность. - Не больно – то он старается!
Ключ:
№ заданий 2 вариант | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
4 | 2 | 3 | 2 | 23 | 1 | 134 | орф | 2 | 2 | 13 | 24 | 34 | 123 | 12 | 134 | |
17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | |
12 | 14 | 12 | 34 | 24 | 23 | 2456 | 34 | 124 | 13 | 134 | 24 | 234 | 14 | 13 | 12 | |
33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | |||||||||
13 | 13 | 234 | слово обр | публ | 12 | 23 | 13 |
15.04.2014
Тесты по русскому языку для учащихся 10—11-х классов
Учитель русского языка и литературы
Дидактический материал по русскому языку предназначен для проверки знаний обучающихся 9-11 классов по одной из тем. Отдельные материалы могут быть применены для проверочных и контрольных работ.
Оценить
9538
Содержимое разработки
Дидактический материал по русскому языку предназначен для проверки знаний обучающихся 9-11 классов по одной из тем.Отдельные материалы могут быть применены для проверочных иконтрольных работ.
Тесты по русскому языку для учащихся 10—11-х классов
1 вариант
1. Найти слово, в котором букв больше, чем звуков:
ельник;
ледяной;
примелькаться;
йога.
2. Найти слово, в котором буква Я даёт два звука:
морячка;
исполняют;
ядреный;
кровля.
3. Найти слово, в котором произносится [С]:
изморось;
изморозь;
воз;
синий.
4. Какое слово соответствует схеме
приехать;
приглянулась;
прибрежный;
млекопитающее.
5. Лексическое значение слова указано неверно в примерах:
адаптация – приспособление к чему-либо;
паводок – резкое понижение уровня воды в реке;
абориген – долгожитель;
железобетон – бетон, армированный стальными прутьями.
6. В предложение вставьте нужное по смыслу слово.
Военная ___________ 1812 года начиналась при самых неблагоприятных для русской армии обстоятельствах.
компания;
кампания.
7. Какие слова являются архаизмами:
тать;
талисман;
ланиты;
трубопровод.
8. Словари, в которых объясняется происхождение слова, называются _______________.
9. Какой частью речи является слово “двойка”:
числительное;
существительное;
глагол;
местоимение.
10. Выпишите слово мужского рода:
каре;
кофе;
пальто;
тетрадь.
11. Образуйте от указанных существительных форму им.п. мн.ч. и выпишите только то существительное, которое имеет окончание А:
трактор;
гром;
шофер;
корт (теннисный).
12. Буква -И- пишется в словах
пал__садник;
угн__тение;
расст__лать;
ц__клоп.
13. Буква -А- пишется в словах
заг__рать;
м__кать хлеб в сметану;
нак__лить;
г__рнитур.
14. Буква -О- пишется в словах
др__жать;
раздр__жение;
пок__яние;
притв__ряться;
15. Буква -О- пишется в словах
беч__вка;
расч__т;
пуч__к;
ож__г лица.
16. Согласная буква пропущена в словах
искус__ный;
лес__ница;
рес__ница;
сума__шедший.
17. Буква -ЖЖ- пишется в словах
мож__евельник;
ви__жать;
брю__жать;
выж__енный.
18. Буква -Е- пишется в словах
нищ__та;
доверч__вый;
пр__дать друга;
пр__близиться к дому.
19. Буква -И- пишется в словах (гл. употреблены в форме 3л., ед.ч.):
стел__т постель;
слыш__т звук;
деревья в ине__;
об открыти__ выставки.
20. -НН- пишется во всех словах ряда:
стекля__ная дверь; ветре__ный день;
ваго__ное депо; обветре__ные руки;
комари__ный укус; имени__ник;
асфальтирова__ная улица; девочка рассея__на.
21. -Ъ- пишется в словах
с__есть;
трех__язычный;
с__уметь;
в__юн.
22. Буква -С- пишется на конце приставки в словах:
бе__брежный;
и__жарить;
и__подтишка;
чере__чур.
23. Через дефис пишутся слова
пол(Думы);
то(же) самое;
говорить (по) японски;
(историко) литературный журнал.
24. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду
(не) годующий взгляд, (не) ряха;
(не) мог упасть, (не) добрал баллов;
(не) медля ни минуты, (не) соответствующий рангу;
(не) красивый, но дешевый костюм, вовсе (не) отличница.
25. Частица НИ пишется
Как бы там н_ было;
Н_ раз бывал я в этом музее;
Н_ надо приходить;
Н_ там, н_ здесь его не было.
26. Отметьте номера предложений, где выделенной слово является сущ. с предлогом:
(В) следстви__ были допущены ошибки;
(В) продолжени__ месяца по телевизору показывали интересный телесериал;
(В) течени__ болезни не было изменений;
Нарисовать открытку (в) виде бабочки.
27. Отметьте номера предложений, где частица пишется раздельно
Отец (так) же учился в институте;
Сын учился так (же) хорошо, как и отец;
Все то (же): те (же) ломберные столы, та (же) люстра в чехле;
Что (бы) такое придумать интересное?
28. Тире на месте пропуска ставится в предложениях:
Пырей, осот, одуванчик ___ вот самые распространенные сорняки наших огородов;
Глаза ___ как изумруд;
Бедность ___не порок;
Пятью пять ___ двадцать пять.
29. Запятая на месте пропуска ставится в предложениях:
Я на руках не то у ели __ не то у матери родной;
Горят первые звезды ___ а заря еще долго светит над полями и лесами;
От волнения он посмеивался ___ и гораздо быстрее, чем обычно, выкуривал трубку
30. Второстепенный член необходимо обособить в предложениях
А он мятежный ищет бури;
Море шумело сожженное лунным светом;
Под ногами хрустит пожухлая от утренних морозов трава.
31. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях
Упражнение ___ должно быть ___ выполнено чисто и аккуратно;
Ученик ___ должно быть ___ торопился и не продумал задания до конца;
Я видел вас ___ холмы и нивы!
Я видел ___ холмы и нивы.
32. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях
Вот присел я у забора __ и стал прислушиваться;
Солнце село __ и тусклые тучи висели над темной степью;
Когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском, звезды уже начали бледнеть __ и небо серело;
Мы стали искать для ночлега горную трещину __и вдруг увидали спокойный огонь;
В этих хоромах жили богатые помещики __ и все у них шло порядком.
33. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях
Цепи яблонь протянулись там __ где были пустыри;
Когда дует ветер и рябит воду__ то становится и холодно __и скучно __и жутко;
Старик предупредил, что __ если погода не улучшится, то о рыбалке нечего думать;
В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек __ и __ как тяжело захрустел наст под ногами медведя.
34. Двоеточие на месте пропуска нужно поставить в предложениях
Нынче она была совсем другая __ в выражении лица ее было что-то новое, сдержанное, застенчивое;
Ехал сюда __ рожь начинала желтеть;
Я поднял глаза и увидел __ высоко в небе неслись над станцией птицы;
Шестнадцать лет служу __ такого со мной не было.
35. Чужая речь оформлена неправильно в предложениях
Белинский говорит, что “восторг от непонятного произведения – это мучительный восторг”.
“Я ваш друг – сказал Максим – и поэтому дам вам совет”.
Валя сказала, что “хорошо, хорошо, я с вами согласна”.
“Мой дед землю пахал!” — с гордостью ответил Базаров.
36. Раздел лингвистики, занимающийся изучением словосочетания и предложения, называется ____________.
37. Определите стиль приведенного ниже текста:
— Чему ж ты удивляешься? Сам не лучше меня.
— Ох, не лучше! И не говори, зятюшка. Ах, что со мною сделали зятья. Разорвать их всех мало!
— А вот погодите, тятенька, мы их всех подтянем.
— Подтянем?
— Ещё как!
— Мне бы, главное, зятьев в бараний рог согнуть.
38. Ударение неправильно поставлено в словах:
запломбИровать;
мизЕрный;
шАсси;
свЁкла.
39. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях
тронуться с ума;
наголову победил врага;
за мной долгу пять рублей;
скучает по вам.
40. Речевые ошибки допущены в речи:
Дураком его не назовешь, но и умом он явно не блестит.
Беспорядочный хаос воцарился в доме.
Я требую элементарной справедливости.
Он простил долги своему кредитору.
Ключ:
№ зад 1 вар |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
3 |
3 |
3 |
2 |
23 |
2 |
13 |
этим |
2 |
2 |
трактора |
134 |
234 |
14 |
34 |
24 |
14 |
|
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
|
13 |
24 |
24 |
12 |
34 |
134 |
3 |
14 |
134 |
234 |
14 |
12 |
12 |
23 |
25 |
12 |
13 |
|
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
||||||||||||
23 |
синтаксич. |
раз |
13 |
124 |
124 |
2 вариант
1. Найти слово, в котором звуков больше, чем букв:
литр;
вьюга;
сельдь;
трансляция.
2. В каком слове буква Ю дает два звука:
люстра;
попью;
землю;
парашют.
3. В каком слове произносится [Ж]:
нож;
намажьте;
ближе;
резче.
4. Каким способом образовано слово “перебирая”:
приставочным;
суффиксальным;
приставочно-суффиксальным;
сложением слов.
5. Лексическое значение слова указано неверно в примерах:
блокнот – записная книжка;
изморозь – очень мелкий дождь;
старожил – человек, который охраняет что-нибудь;
банальный – лишенный оригинальности.
6. В предложение вставьте нужное по смыслу слово:
Тот, кому адресовано письмо — _______________.
адресат;
адресант.
7. Найдите диалектизмы:
бурак;
дом;
пимы;
рига.
8. Словари, в которых содержатся сведения о правильном написании слов, называются _________________.
9. Какой частью речи является слово “ожег”:
существительное;
глагол;
прилагательное;
наречие.
10. Выпишите слово среднего рода:
тюль;
кафе;
кенгуру;
дядя.
11. Какие из указанных слов не имеют ед. числа:
чернила;
штаны;
шахматы;
брёвна.
12. Буква -И- пишется в словах:
нар__дить куклу;
приб__раться;
ц__ганский;
д__рижировать.
13. Буква -А- пишется в словах:
прик__снуться;
ум__лять о пощаде;
ст__рательно;
предв__рительный.
14. Буква -О- пишется в словах:
к__пошиться;
п__рхать;
нагр__мождение;
нар___стание.
15. Буква -О- пишется в словах:
галч__нок;
кумач__вый;
расч__ска;
ш__пот.
16. Согласная буква пропущена в словах:
под уз__цы;
гум__анизм;
ма__штаб;
гигин__ский.
17. -СС- пишется в словах:
поэте__са;
ас__истент;
дес__ант;
рес__урсы.
18. Буква -Е- пишется в словах:
остекл__невший;
пр__нципиальный;
пр__тязания;
виш__нка.
19. Буква -Е- пишется в словах (гл. употребляются в форме 3л., ед.ч.):
ка__тся;
по идее__;
ненавид__т;
в композици__.
20. -Н- пишется во всех словах ряда:
грубо кова__ный, тетради провере__ны;
погаше__ный свет, ржа__ная мука;
плете__ное кресло, спица слома__на;
море взволнова__но, непроше__ный гость.
21. Частица НЕ пишется слитно во всех словах ряда:
(не) знающий покоя, (не) смотря в книгу;
(не) удачливый человек, (не) кому ухаживать;
(не) добрые, а злые, очень (не0 красивый человек;
(не) жарко, (не) где разложить.
22. Через дефис пишутся:
(по) первому зову;
(пол) Петербурга;
(по) турецки;
(водо) непроницаемый.
23. Отметьте номера пропусков, где пишется частица НЕ:
Но (н1) одного слова, (н2) отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы (н3) кого и (н4) было перед ним; это (н5) имело даже влияния на занятия его; среди всех этих досуг он (н6) делал (н7) одной ошибки в письме.
24. -Ь- пишется в словах:
пять задач__;
лен__тяй;
бреш__;
в__юнок.
25. Буква -С- пишется на конце:
бес__честный;
__добная булка;
и__далека;
не__держанный.
26. Отметьте номера предложений, где выделенное слово является производным предлогом:
Не приехать (в) виду болезни.
Мы встретимся с героем (в) продолжени__ романа.
Договориться (на) счет похода.
Перечислить деньги (на) счет организации.
27. Отметьте номера предложений, где частица пишется раздельно:
Спрячься за (то) дерево, — сказал мне брат.
Что (бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
Тёплая небесная вода для растений то (же) самое, что для нас любовь.
Все было так (же), как всегда.
28. Тире на месте пропуска ставится в предложениях:
Погода была ужасная __ ветер штормовой ревел с ночи, дождь лили как из ведра.
Сой облаков был очень тонок __ сквозь него просвечивало солнце.
Пруд __ как зеркало.
Основной мотив моей жизни __ прожить недаром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед.
29. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях:
Туристы пробирались среди сугробов мягкого и рыхлого снега __ и вязли в густой грязи.
Он был невысок ростом __ да жилист.
Ни холод __ ни пурга __ ни нагромождение льдов – никакие преграды не остановили полярников.
Туман окутал как долину __ так и подножье горы.
30. Второстепенный член необходимо обособить в предложениях:
Ленивый от природы он (Захар) был ленив еще и по своему лакейскому воспитанию.
Ведущая в город улица была свободной.
Дождь лил как из ведра.
Девочки в особенности Катенька с радостными выражениями лица смотрят в окно на стройную фигуру Володи.
31. Запятая на месте пропусков ставится:
Действительно __ в течение всего сентября стояла чудесная погода.
Удостоверение действительно до конца года.
Волга-матушка __ ты не даром нам дорога!
Волга-матушка __ течет по бескрайним просторам земли.
32. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях:
В саду было тихо, только птица иногда ворочалась __ да нежно и печально охали древесные лягушки __ да плескалась рыба в воде.
Душно стало в сакле __ и я вышел.
Когда из-за туч вышла луна, все вокруг посветлело __ и на море появилась серебристая дорожка.
В воздухе душно __ и пахнет травами.
33. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях:
Взгляд и улыбка у него так были приветливы __ что сразу располагали в свою пользу.
Очевидно было, что Савельич передо мною был прав __ и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением.
Даша заметила __ что __ когда вслед за звонком в столовой появился Рощин __ катя сразу не поворачивала к нему головы.
Хорошо известно, что __ если спортсмен регулярно не тренируется, то хороших результатов он не достигнет.
34. Двоеточие на месте пропуска нужно поставить в предложениях:
Сорока поднял голову – сквозь тонкий пар мороза блестела золотая медведица.
Скажешь слово – добавят десять.
Мороз не страшен __ воздух сухой, ветра нет.
В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях __ повсюду заливались цикады.
35. Чужая речь оформлена неправильно в предложениях:
“Нет, это мой след”, — просто ответил старик.
Чичиков говорил, что давненько не брал я в руки шашки.
Незнакомец нагнулся к ней и спросил – “Псина, ты откуда?”
“Вишь как! – промолвил Павел – Чего ж он раскашлялся?”
36. Раздел лингвистики, в котором изучается состав слова и способы образования слов, называется ____________________.
37. Определите стиль приведенного ниже текста.
Рожденному говорить правду приходилось сдерживать себя и “прикидываться кошкой”, хотя хотелось лаять собакой.
Но при всех жестких ограничениях, несмотря на постоянные отметины красным цензорским карандашом, то, что было напечатано Белинским, обнаруживало в каждой строке убежденного мыслителя – борца, пропагандиста передовых идей, страстного полемиста и вдохновенного импровизатора.
38. Ударение неправильно поставлено в словах:
аристократИя;
катАлог;
столЯр;
договОр.
39. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях:
Я вас насквозь вижу;
Приехал с дальнего рейса;
Приношу свою признательность;
Все ресурсы исчерпаны.
40. Речевые ошибки допущены в предложениях:
Не с чего было беспокоиться.
В дельте Волги расположено множество островов и отмелей.
В своих решениях он всегда высказывал эрудированность.
Не больно – то он старается!
Ключ:
№ заданий 2 вариант |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
4 |
2 |
3 |
2 |
23 |
1 |
134 |
орф |
2 |
2 |
13 |
24 |
34 |
123 |
12 |
134 |
|
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
|
12 |
14 |
12 |
34 |
24 |
23 |
2456 |
34 |
124 |
13 |
134 |
24 |
234 |
14 |
13 |
12 |
|
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
|||||||||
13 |
13 |
234 |
слово обр |
публ |
12 |
23 |
13 |
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/44767-testy-po-russkomu-jazyku-dlja-uchaschihsja-10
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Слова наголову и на голову существуют в русской орфографии. Выбор слитного или раздельного написания зависит от контекста и от того, какой частью речи является рассматриваемое слово.
У существительного «голова» существует форма винительного падежа с предлогом на, например:
Повяжем девчушке красивую ленточку на голову.
Повяжем на что? на голову.
Между предлогом и существительным можно вставить падежный вопрос, как это уже я продемонстрировала, а можно также воспользоваться прилагательными и местоимениями:
на твою, мою голову;
на прекрасную, замечательную, кудрявую голову.
Все эти приемы проверки свидетельствуют о раздельном написании слова «на голову».
От существительного образуется производное наречие наголову, которое пишется слитно. Его отличительным признаком, я считаю, является ударение, которое переходит на гласный приставки:
наголову. Сравните произношение существительного с предлогом: надеть на голову.
Удалось разбить неприятеля наголову.
Наречие «наголову» в предложении отвечает на вопрос «как?», а существительное «куда?» — одеть куда? на голову.
Тесты. Основные правила орфографии. 2 варианта
тест по русскому языку по теме
Основные правила орфографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testy._osnovnye_pravila_orfografii.docx | 49.65 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Основные правила орфографии.
1. Найти слово, в котором букв больше, чем звуков:
2. Найти слово, в котором буква Я даёт два звука:
3. Найти слово, в котором произносится [С]:
4. Какое слово соответствует схеме
5. Лексическое значение слова указано неверно в примерах:
- адаптация – приспособление к чему-либо;
- паводок – резкое понижение уровня воды в реке;
- абориген – долгожитель;
- железобетон – бетон, армированный стальными прутьями.
6. В предложение вставьте нужное по смыслу слово.
Военная ___________ 1812 года начиналась при самых неблагоприятных для русской армии обстоятельствах.
7. Какие слова являются архаизмами:
8. Словари, в которых объясняется происхождение слова, называются _______________.
9. Какой частью речи является слово “двойка”:
- числительное;
- существительное;
- глагол;
- местоимение.
10. Выпишите слово мужского рода:
11. Образуйте от указанных существительных форму им.п. мн.ч. и выпишите только то существительное, которое имеет окончание А:
12. Буква -И- пишется в словах
13. Буква -А- пишется в словах
- заг__рать;
- м__кать хлеб в сметану;
- нак__лить;
- г__рнитур.
14. Буква -О- пишется в словах
15. Буква -О- пишется в словах
16. Согласная буква пропущена в словах
17. Буква -ЖЖ- пишется в словах
18. Буква -Е- пишется в словах
- нищ__та;
- доверч__вый;
- пр__дать друга;
- пр__близиться к дому.
19. Буква -И- пишется в словах (гл. употреблены в форме 3л., ед.ч.):
- стел__т постель;
- слыш__т звук;
- деревья в ине__;
- об открыти__ выставки.
20. -НН- пишется во всех словах ряда:
- стекля__ная дверь; ветре__ный день;
- ваго__ное депо; обветре__ные руки;
- комари__ный укус; имени__ник;
- асфальтирова__ная улица; девочка рассея__на.
21. -Ъ- пишется в словах
22. Буква -С- пишется на конце приставки в словах:
23. Через дефис пишутся слова
- пол(Думы);
- то(же) самое;
- говорить (по) японски;
- (историко) литературный журнал.
24. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду
- (не) годующий взгляд, (не) ряха;
- (не) мог упасть, (не) добрал баллов;
- (не) медля ни минуты, (не) соответствующий рангу;
- (не) красивый, но дешевый костюм, вовсе (не) отличница.
25. Частица НИ пишется
- Как бы там н_ было;
- Н_ раз бывал я в этом музее;
- Н_ надо приходить;
- Н_ там, н_ здесь его не было.
26. Отметьте номера предложений, где выделенной слово является сущ. с предлогом:
- (В) следстви__ были допущены ошибки;
- (В) продолжени__ месяца по телевизору показывали интересный телесериал;
- (В) течени__ болезни не было изменений;
- Нарисовать открытку (в) виде бабочки.
27. Отметьте номера предложений, где частица пишется раздельно
- Отец (так) же учился в институте;
- Сын учился так (же) хорошо, как и отец;
- Все то (же): те (же) ломберные столы, та (же) люстра в чехле;
- Что (бы) такое придумать интересное?
28. Тире на месте пропуска ставится в предложениях:
- Пырей, осот, одуванчик ___ вот самые распространенные сорняки наших огородов;
- Глаза ___ как изумруд;
- Бедность ___не порок;
- Пятью пять ___ двадцать пять.
29. Запятая на месте пропуска ставится в предложениях:
- Я на руках не то у ели __ не то у матери родной;
- Горят первые звезды ___ а заря еще долго светит над полями и лесами;
- От волнения он посмеивался ___ и гораздо быстрее, чем обычно, выкуривал трубку
30. Второстепенный член необходимо обособить в предложениях
- А он мятежный ищет бури;
- Море шумело сожженное лунным светом;
- Под ногами хрустит пожухлая от утренних морозов трава.
31. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях
- Упражнение ___ должно быть ___ выполнено чисто и аккуратно;
- Ученик ___ должно быть ___ торопился и не продумал задания до конца;
- Я видел вас ___ холмы и нивы!
- Я видел ___ холмы и нивы.
32. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях
- Вот присел я у забора __ и стал прислушиваться;
- Солнце село __ и тусклые тучи висели над темной степью;
- Когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском, звезды уже начали бледнеть __ и небо серело;
- Мы стали искать для ночлега горную трещину __и вдруг увидали спокойный огонь;
- В этих хоромах жили богатые помещики __ и все у них шло порядком.
33. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях
- Цепи яблонь протянулись там __ где были пустыри;
- Когда дует ветер и рябит воду__ то становится и холодно __и скучно __и жутко;
- Старик предупредил, что __ если погода не улучшится, то о рыбалке нечего думать;
- В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек __ и __ как тяжело захрустел наст под ногами медведя.
34. Двоеточие на месте пропуска нужно поставить в предложениях
- Нынче она была совсем другая __ в выражении лица ее было что-то новое, сдержанное, застенчивое;
- Ехал сюда __ рожь начинала желтеть;
- Я поднял глаза и увидел __ высоко в небе неслись над станцией птицы;
- Шестнадцать лет служу __ такого со мной не было.
35. Чужая речь оформлена неправильно в предложениях
- Белинский говорит, что “восторг от непонятного произведения – это мучительный восторг”.
- “Я ваш друг – сказал Максим – и поэтому дам вам совет”.
- Валя сказала, что “хорошо, хорошо, я с вами согласна”.
- “Мой дед землю пахал!” — с гордостью ответил Базаров.
36. Раздел лингвистики, занимающийся изучением словосочетания и предложения, называется ____________.
37. Определите стиль приведенного ниже текста:
— Чему ж ты удивляешься? Сам не лучше меня.
— Ох, не лучше! И не говори, зятюшка. Ах, что со мною сделали зятья. Разорвать их всех мало!
— А вот погодите, тятенька, мы их всех подтянем.
— Подтянем?
— Ещё как!
— Мне бы, главное, зятьев в бараний рог согнуть.
38. Ударение неправильно поставлено в словах:
39. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях
- тронуться с ума;
- наголову победил врага;
- за мной долгу пять рублей;
- скучает по вам.
40. Речевые ошибки допущены в речи:
- Дураком его не назовешь, но и умом он явно не блестит.
- Беспорядочный хаос воцарился в доме.
- Я требую элементарной справедливости.
- Он простил долги своему кредитору.
1. Найти слово, в котором звуков больше, чем букв:
2. В каком слове буква Ю дает два звука:
3. В каком слове произносится [Ж]:
4. Каким способом образовано слово “перебирая”:
- приставочным;
- суффиксальным;
- приставочно-суффиксальным;
- сложением слов.
5. Лексическое значение слова указано неверно в примерах:
- блокнот – записная книжка;
- изморозь – очень мелкий дождь;
- старожил – человек, который охраняет что-нибудь;
- банальный – лишенный оригинальности.
6. В предложение вставьте нужное по смыслу слово:
Тот, кому адресовано письмо — _______________.
7. Найдите диалектизмы:
8. Словари, в которых содержатся сведения о правильном написании слов, называются _________________.
9. Какой частью речи является слово “ожег”:
10. Выпишите слово среднего рода:
11. Какие из указанных слов не имеют ед. числа:
12. Буква -И- пишется в словах:
- нар__дить куклу;
- приб__раться;
- ц__ганский;
- д__рижировать.
13. Буква -А- пишется в словах:
- прик__снуться;
- ум__лять о пощаде;
- ст__рательно;
- предв__рительный.
14. Буква -О- пишется в словах:
- к__пошиться;
- п__рхать;
- нагр__мождение;
- нар___стание.
15. Буква -О- пишется в словах:
16. Согласная буква пропущена в словах:
17. -СС- пишется в словах:
18. Буква -Е- пишется в словах:
- остекл__невший;
- пр__нципиальный;
- пр__тязания;
- виш__нка.
19. Буква -Е- пишется в словах (гл. употребляются в форме 3л., ед.ч.):
20. -Н- пишется во всех словах ряда:
- грубо кова__ный, тетради провере__ны;
- погаше__ный свет, ржа__ная мука;
- плете__ное кресло, спица слома__на;
- море взволнова__но, непроше__ный гость.
21. Частица НЕ пишется слитно во всех словах ряда:
- (не) знающий покоя, (не) смотря в книгу;
- (не) удачливый человек, (не) кому ухаживать;
- (не) добрые, а злые, очень (не0 красивый человек;
- (не) жарко, (не) где разложить.
22. Через дефис пишутся:
- (по) первому зову;
- (пол) Петербурга;
- (по) турецки;
- (водо) непроницаемый.
23. Отметьте номера пропусков, где пишется частица НЕ:
Но (н1) одного слова, (н2) отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы (н3) кого и (н4) было перед ним; это (н5) имело даже влияния на занятия его; среди всех этих досуг он (н6) делал (н7) одной ошибки в письме.
24. -Ь- пишется в словах:
25. Буква -С- пишется на конце:
- бес__честный;
- __добная булка;
- и__далека;
- не__держанный.
26. Отметьте номера предложений, где выделенное слово является производным предлогом:
- Не приехать (в) виду болезни.
- Мы встретимся с героем (в) продолжени__ романа.
- Договориться (на) счет похода.
- Перечислить деньги (на) счет организации.
27. Отметьте номера предложений, где частица пишется раздельно:
- Спрячься за (то) дерево, — сказал мне брат.
- Что (бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
- Тёплая небесная вода для растений то (же) самое, что для нас любовь.
- Все было так (же), как всегда.
28. Тире на месте пропуска ставится в предложениях:
- Погода была ужасная __ ветер штормовой ревел с ночи, дождь лили как из ведра.
- Сой облаков был очень тонок __ сквозь него просвечивало солнце.
- Пруд __ как зеркало.
- Основной мотив моей жизни __ прожить недаром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед.
29. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях:
- Туристы пробирались среди сугробов мягкого и рыхлого снега __ и вязли в густой грязи.
- Он был невысок ростом __ да жилист.
- Ни холод __ ни пурга __ ни нагромождение льдов – никакие преграды не остановили полярников.
- Туман окутал как долину __ так и подножье горы.
30. Второстепенный член необходимо обособить в предложениях:
- Ленивый от природы он (Захар) был ленив еще и по своему лакейскому воспитанию.
- Ведущая в город улица была свободной.
- Дождь лил как из ведра.
- Девочки в особенности Катенька с радостными выражениями лица смотрят в окно на стройную фигуру Володи.
31. Запятая на месте пропусков ставится:
- Действительно __ в течение всего сентября стояла чудесная погода.
- Удостоверение действительно до конца года.
- Волга-матушка __ ты не даром нам дорога!
- Волга-матушка __ течет по бескрайним просторам земли.
32. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях:
- В саду было тихо, только птица иногда ворочалась __ да нежно и печально охали древесные лягушки __ да плескалась рыба в воде.
- Душно стало в сакле __ и я вышел.
- Когда из-за туч вышла луна, все вокруг посветлело __ и на море появилась серебристая дорожка.
- В воздухе душно __ и пахнет травами.
33. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях:
- Взгляд и улыбка у него так были приветливы __ что сразу располагали в свою пользу.
- Очевидно было, что Савельич передо мною был прав __ и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением.
- Даша заметила __ что __ когда вслед за звонком в столовой появился Рощин __ катя сразу не поворачивала к нему головы.
- Хорошо известно, что __ если спортсмен регулярно не тренируется, то хороших результатов он не достигнет.
34. Двоеточие на месте пропуска нужно поставить в предложениях:
- Сорока поднял голову – сквозь тонкий пар мороза блестела золотая медведица.
- Скажешь слово – добавят десять.
- Мороз не страшен __ воздух сухой, ветра нет.
- В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях __ повсюду заливались цикады.
35. Чужая речь оформлена неправильно в предложениях:
- “Нет, это мой след”, — просто ответил старик.
- Чичиков говорил, что давненько не брал я в руки шашки.
- Незнакомец нагнулся к ней и спросил – “Псина, ты откуда?”
- “Вишь как! – промолвил Павел – Чего ж он раскашлялся?”
36. Раздел лингвистики, в котором изучается состав слова и способы образования слов, называется ____________________.
37. Определите стиль приведенного ниже текста.
- Рожденному говорить правду приходилось сдерживать себя и “прикидываться кошкой”, хотя хотелось лаять собакой.
- Но при всех жестких ограничениях, несмотря на постоянные отметины красным цензорским карандашом, то, что было напечатано Белинским, обнаруживало в каждой строке убежденного мыслителя – борца, пропагандиста передовых идей, страстного полемиста и вдохновенного импровизатора.
38. Ударение неправильно поставлено в словах:
39. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях:
- Я вас насквозь вижу;
- Приехал с дальнего рейса;
- Приношу свою признательность;
- Все ресурсы исчерпаны.
40. Речевые ошибки допущены в предложениях:
- Не с чего было беспокоиться.
- В дельте Волги расположено множество островов и отмелей.
- В своих решениях он всегда высказывал эрудированность.
- Не больно – то он старается!
Тест с ответами по русскому языку для 10 класса
1. В каком слове правильно обозначено ударение?
1) дОсуг
2) пОняв
3) сОзыв
4) (он) дозвонИтся+
2. Какая часть речи у слова «двойка»?
1) числительное;
2) существительное;+
3) глагол;
4) местоимение.
3. В каком примере присутствует ошибка в образовании формы слова?
1) давайте попробоваем+
2) около пятисот человек
3) менее быстрый
4) много яблок
4. Найдите слово мужского рода:
1) каре;
2) кофе;+
3) пальто;
4) тетрадь.
5. Какой из данных примеров грамматически правильно подходит к первой части предложения?
Начав заниматься музыкой,
1) у вас остаётся мало времени для развлечений.
2) в значительной степени развиваются творческие способности.
3) у меня появилось много интересных знакомых.
4) я познакомился с нотной грамотой.+
6. Выберите архаизмы:
1) тать;+
2) талисман;
3) ланиты;+
4) трубопровод.
7. В каком из слов ниже нет суффикса –щик-?
1) табельщик
2) кровельщик
3) подлещик+
4) мусорщик.
8. В каких из примеров неправильно указано лексическое значение слова?
1) адаптация – приспособление к чему-либо;
2) паводок – резкое понижение уровня воды в реке;+
3) абориген – долгожитель;+
4) железобетон – бетон, армированный стальными прутьями.
9.На месте каких цифр пишется НН.
В стари(1)у лук был грозным оружием: кале(2)ая стрела, пуще(3)ая рукой опытного стрелка, могла пронзить толсте(4)ую стену.
1) 1,2, 4
2) 2,4
3) 3
4) 3,4+
10. Сочетание букв -ЖЖ- пишется в словах
1) мож__евельник;+
2) ви__жать;
3) брю__жать;
4) выж__енный.+
11. В каких словах в обоих вариантах пишется буква И?
1) разобид…шься, высуш…нный
2) наде…шься, раскле…вший
3) услыш…шь, просе…нный
4) брос…шь, вид…мый.+
12. В каком слове пропущена согласная буква?
1) искус__ный;
2) лес__ница;
3) рес__ница;+
4) сума__шедший.+
13. В каких словах пишется буква -А-?
1) заг__рать;
2) м__кать хлеб в сметану;+
3) нак__лить;+
4) г__рнитур.+
14. Какое слово лишнее в данном ряду?
1) тщетно
2) тщательно+
3) бессмысленно
4) напрасно
15. В каком из слов буква Я даёт два звука:
а) морячка;
б) исполняют;
в) ядреный;+
г) кровля.
16. В каком из предложений есть фразеологизм?
1) Спектакль всем очень понравился.
2) Зрители приняли спектакль восторженно.
3) Спектакль вызвал восторг у публики.+
4) Мы пришли в восторг от спектакля.
17. -Ъ- пишется в словах
1) с__есть;
2) трех__язычный;
3) с__уметь;
4) в__юн.
18. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) указаны
2) указывая
3) домашний
4) доверчивый+
19. В каком ряду частица НЕ пишется со всеми словами раздельно?
(не) годующий взгляд, (не) ряха;
(не) мог упасть, (не) добрал баллов;
(не) медля ни минуты, (не) соответствующий рангу;
(не) красивый, но дешевый костюм, вовсе (не) отличница.
20. На месте каких цифр должны стоять запятые?
Образованный на речке(1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево(3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка(4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.
1) 1,2,4
2) 2, 4
3) 2,3.4+
4) 1,3.
21. В каком слове букв больше, чем звуков:
1) ельник;
2) ледяной;
3) примелькаться;+
4) йога.
22. В каком из предложений нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).
1) В поэзии Некрасова есть ненависть и сарказм надежда и вера любовь и нежность.
2) Количество вещества определяется числом атомов или молекул этого вещества.
3) Облака удивительно быстро меняли свои очертания и казались стаей летящих птиц то острыми льдинками.+
4) Икона написана в мастерской Дионисия и посвящена великому религиозному и нравственному деятелю Руси.
23. В каких словах пишется буква -И-?
1) пал__садник;+
2) угн__тение;
3) расст__лать;+
4) ц__клоп.+
24. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Благородные пропорции белого храма (1) отражающиеся больше восьми веков в водах реки (2) естественно вписываются (3) в окружающий его (4) пейзаж.
1) 1,3,4 – выделяются два причастных оборота.
2) 1,4 – выделяются два причастных оборота.
3) 1,2 – выделяется причастный оборот.+
4) 1,3 – выделяется деепричастный оборот.
25. Выберите предложение, в котором НЕ пишется раздельно со словом?
1) (НЕ) смотря на светлые волосы, усы у него были чёрные.
2) Ивану Ильичу (НЕ) здоровится.
3) На этот раз (НЕ)удачно всё получилось.
4) Петя (НЕ) мог отвечать.+
26. Найдите правильное объяснение для постановки двоеточия в данном предложении.
Обаяние, как дар особый (привлекательности, было у великого актёра Качалова подлинно артистическим: ему были даны и статность фигуры, и пластичность жеста, и прославленный голос, поражавший своим диапазоном и неисчерпаемым разнообразием красок.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.
3) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание.+
Тесты по русскому языку для учащихся 10—11-х классов
1 вариант
1. Найти слово, в котором букв больше, чем звуков:
- ельник;
- ледяной;
- примелькаться;
- йога.
2. Найти слово, в котором буква Я даёт два звука:
- морячка;
- исполняют;
- ядреный;
- кровля.
3. Найти слово, в котором произносится [С]:
- изморось;
- изморозь;
- воз;
- синий.
4. Какое слово соответствует схеме
- приехать;
- приглянулась;
- прибрежный;
- млекопитающее.
5. Лексическое значение слова указано неверно в примерах:
- адаптация – приспособление к чему-либо;
- паводок – резкое понижение уровня воды в реке;
- абориген – долгожитель;
- железобетон – бетон, армированный стальными прутьями.
6. В предложение вставьте нужное по смыслу слово.
Военная ___________ 1812 года начиналась при самых неблагоприятных для русской армии обстоятельствах.
- компания;
- кампания.
7. Какие слова являются архаизмами:
- тать;
- талисман;
- ланиты;
- трубопровод.
8. Словари, в которых объясняется происхождение слова, называются _______________.
9. Какой частью речи является слово “двойка”:
- числительное;
- существительное;
- глагол;
- местоимение.
10. Выпишите слово мужского рода:
- каре;
- кофе;
- пальто;
- тетрадь.
11. Образуйте от указанных существительных форму им.п. мн.ч. и выпишите только то существительное, которое имеет окончание А:
- трактор;
- гром;
- шофер;
- корт (теннисный).
12. Буква -И- пишется в словах
- пал__садник;
- угн__тение;
- расст__лать;
- ц__клоп.
13. Буква -А- пишется в словах
- заг__рать;
- м__кать хлеб в сметану;
- нак__лить;
- г__рнитур.
14. Буква -О- пишется в словах
- др__жать;
- раздр__жение;
- пок__яние;
- притв__ряться;
15. Буква -О- пишется в словах
- беч__вка;
- расч__т;
- пуч__к;
- ож__г лица.
16. Согласная буква пропущена в словах
- искус__ный;
- лес__ница;
- рес__ница;
- сума__шедший.
17. Буква -ЖЖ- пишется в словах
- мож__евельник;
- ви__жать;
- брю__жать;
- выж__енный.
18. Буква -Е- пишется в словах
- нищ__та;
- доверч__вый;
- пр__дать друга;
- пр__близиться к дому.
19. Буква -И- пишется в словах (гл. употреблены в форме 3л., ед.ч.):
- стел__т постель;
- слыш__т звук;
- деревья в ине__;
- об открыти__ выставки.
20. -НН- пишется во всех словах ряда:
- стекля__ная дверь; ветре__ный день;
- ваго__ное депо; обветре__ные руки;
- комари__ный укус; имени__ник;
- асфальтирова__ная улица; девочка рассея__на.
21. -Ъ- пишется в словах
- с__есть;
- трех__язычный;
- с__уметь;
- в__юн.
22. Буква -С- пишется на конце приставки в словах:
- бе__брежный;
- и__жарить;
- и__подтишка;
- чере__чур.
23. Через дефис пишутся слова
- пол(Думы);
- то(же) самое;
- говорить (по) японски;
- (историко) литературный журнал.
24. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду
- (не) годующий взгляд, (не) ряха;
- (не) мог упасть, (не) добрал баллов;
- (не) медля ни минуты, (не) соответствующий рангу;
- (не) красивый, но дешевый костюм, вовсе (не) отличница.
25. Частица НИ пишется
- Как бы там н_ было;
- Н_ раз бывал я в этом музее;
- Н_ надо приходить;
- Н_ там, н_ здесь его не было.
26. Отметьте номера предложений, где выделенной слово является сущ. с предлогом:
- (В) следстви__ были допущены ошибки;
- (В) продолжени__ месяца по телевизору показывали интересный телесериал;
- (В) течени__ болезни не было изменений;
- Нарисовать открытку (в) виде бабочки.
27. Отметьте номера предложений, где частица пишется раздельно
- Отец (так) же учился в институте;
- Сын учился так (же) хорошо, как и отец;
- Все то (же): те (же) ломберные столы, та (же) люстра в чехле;
- Что (бы) такое придумать интересное?
28. Тире на месте пропуска ставится в предложениях:
- Пырей, осот, одуванчик ___ вот самые распространенные сорняки наших огородов;
- Глаза ___ как изумруд;
- Бедность ___не порок;
- Пятью пять ___ двадцать пять.
29. Запятая на месте пропуска ставится в предложениях:
- Я на руках не то у ели __ не то у матери родной;
- Горят первые звезды ___ а заря еще долго светит над полями и лесами;
- От волнения он посмеивался ___ и гораздо быстрее, чем обычно, выкуривал трубку
30. Второстепенный член необходимо обособить в предложениях
- А он мятежный ищет бури;
- Море шумело сожженное лунным светом;
- Под ногами хрустит пожухлая от утренних морозов трава.
31. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях
- Упражнение ___ должно быть ___ выполнено чисто и аккуратно;
- Ученик ___ должно быть ___ торопился и не продумал задания до конца;
- Я видел вас ___ холмы и нивы!
- Я видел ___ холмы и нивы.
32. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях
- Вот присел я у забора __ и стал прислушиваться;
- Солнце село __ и тусклые тучи висели над темной степью;
- Когда коляска подъехала к крыльцу домика в Васильевском, звезды уже начали бледнеть __ и небо серело;
- Мы стали искать для ночлега горную трещину __и вдруг увидали спокойный огонь;
- В этих хоромах жили богатые помещики __ и все у них шло порядком.
33. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях
- Цепи яблонь протянулись там __ где были пустыри;
- Когда дует ветер и рябит воду__ то становится и холодно __и скучно __и жутко;
- Старик предупредил, что __ если погода не улучшится, то о рыбалке нечего думать;
- В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек __ и __ как тяжело захрустел наст под ногами медведя.
34. Двоеточие на месте пропуска нужно поставить в предложениях
- Нынче она была совсем другая __ в выражении лица ее было что-то новое, сдержанное, застенчивое;
- Ехал сюда __ рожь начинала желтеть;
- Я поднял глаза и увидел __ высоко в небе неслись над станцией птицы;
- Шестнадцать лет служу __ такого со мной не было.
35. Чужая речь оформлена неправильно в предложениях
- Белинский говорит, что “восторг от непонятного произведения – это мучительный восторг”.
- “Я ваш друг – сказал Максим – и поэтому дам вам совет”.
- Валя сказала, что “хорошо, хорошо, я с вами согласна”.
- “Мой дед землю пахал!” — с гордостью ответил Базаров.
36. Раздел лингвистики, занимающийся изучением словосочетания и предложения, называется ____________.
37. Определите стиль приведенного ниже текста:
— Чему ж ты удивляешься? Сам не лучше меня.
— Ох, не лучше! И не говори, зятюшка. Ах, что со мною сделали зятья. Разорвать их всех мало!
— А вот погодите, тятенька, мы их всех подтянем.
— Подтянем?
— Ещё как!
— Мне бы, главное, зятьев в бараний рог согнуть.
38. Ударение неправильно поставлено в словах:
- запломбИровать;
- мизЕрный;
- шАсси;
- свЁкла.
39. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях
- тронуться с ума;
- наголову победил врага;
- за мной долгу пять рублей;
- скучает по вам.
40. Речевые ошибки допущены в речи:
- Дураком его не назовешь, но и умом он явно не блестит.
- Беспорядочный хаос воцарился в доме.
- Я требую элементарной справедливости.
- Он простил долги своему кредитору.
№ зад 1 вар | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
3 | 3 | 3 | 2 | 23 | 2 | 13 | этим | 2 | 2 | трактора | 134 | 234 | 14 | 34 | 24 | 14 | |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | |
13 | 24 | 24 | 12 | 34 | 134 | 3 | 14 | 134 | 234 | 14 | 12 | 12 | 23 | 25 | 12 | 13 | |
35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | ||||||||||||
23 | синтаксич. | раз | 13 | 124 | 124 |
2 вариант
1. Найти слово, в котором звуков больше, чем букв:
- литр;
- вьюга;
- сельдь;
- трансляция.
2. В каком слове буква Ю дает два звука:
- люстра;
- попью;
- землю;
- парашют.
3. В каком слове произносится [Ж]:
- нож;
- намажьте;
- ближе;
- резче.
4. Каким способом образовано слово “перебирая”:
- приставочным;
- суффиксальным;
- приставочно-суффиксальным;
- сложением слов.
5. Лексическое значение слова указано неверно в примерах:
- блокнот – записная книжка;
- изморозь – очень мелкий дождь;
- старожил – человек, который охраняет что-нибудь;
- банальный – лишенный оригинальности.
6. В предложение вставьте нужное по смыслу слово:
Тот, кому адресовано письмо — _______________.
- адресат;
- адресант.
8. Словари, в которых содержатся сведения о правильном написании слов, называются _________________.
9. Какой частью речи является слово “ожег”:
- существительное;
- глагол;
- прилагательное;
- наречие.
10. Выпишите слово среднего рода:
- тюль;
- кафе;
- кенгуру;
- дядя.
11. Какие из указанных слов не имеют ед. числа:
- чернила;
- штаны;
- шахматы;
- брёвна.
12. Буква -И- пишется в словах:
- нар__дить куклу;
- приб__раться;
- ц__ганский;
- д__рижировать.
13. Буква -А- пишется в словах:
- прик__снуться;
- ум__лять о пощаде;
- ст__рательно;
- предв__рительный.
14. Буква -О- пишется в словах:
- к__пошиться;
- п__рхать;
- нагр__мождение;
- нар___стание.
15. Буква -О- пишется в словах:
- галч__нок;
- кумач__вый;
- расч__ска;
- ш__пот.
16. Согласная буква пропущена в словах:
- под уз__цы;
- гум__анизм;
- ма__штаб;
- гигин__ский.
17. -СС- пишется в словах:
- поэте__са;
- ас__истент;
- дес__ант;
- рес__урсы.
18. Буква -Е- пишется в словах:
- остекл__невший;
- пр__нципиальный;
- пр__тязания;
- виш__нка.
19. Буква -Е- пишется в словах (гл. употребляются в форме 3л., ед.ч.):
- ка__тся;
- по идее__;
- ненавид__т;
- в композици__.
20. -Н- пишется во всех словах ряда:
- грубо кова__ный, тетради провере__ны;
- погаше__ный свет, ржа__ная мука;
- плете__ное кресло, спица слома__на;
- море взволнова__но, непроше__ный гость.
21. Частица НЕ пишется слитно во всех словах ряда:
- (не) знающий покоя, (не) смотря в книгу;
- (не) удачливый человек, (не) кому ухаживать;
- (не) добрые, а злые, очень (не0 красивый человек;
- (не) жарко, (не) где разложить.
22. Через дефис пишутся:
- (по) первому зову;
- (пол) Петербурга;
- (по) турецки;
- (водо) непроницаемый.
23. Отметьте номера пропусков, где пишется частица НЕ:
Но (н1) одного слова, (н2) отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы (н3) кого и (н4) было перед ним; это (н5) имело даже влияния на занятия его; среди всех этих досуг он (н6) делал (н7) одной ошибки в письме.
24. -Ь- пишется в словах:
- пять задач__;
- лен__тяй;
- бреш__;
- в__юнок.
25. Буква -С- пишется на конце:
- бес__честный;
- __добная булка;
- и__далека;
- не__держанный.
26. Отметьте номера предложений, где выделенное слово является производным предлогом:
- Не приехать (в) виду болезни.
- Мы встретимся с героем (в) продолжени__ романа.
- Договориться (на) счет похода.
- Перечислить деньги (на) счет организации.
27. Отметьте номера предложений, где частица пишется раздельно:
- Спрячься за (то) дерево, — сказал мне брат.
- Что (бы) рыбку съесть, надо в воду лезть.
- Тёплая небесная вода для растений то (же) самое, что для нас любовь.
- Все было так (же), как всегда.
28. Тире на месте пропуска ставится в предложениях:
- Погода была ужасная __ ветер штормовой ревел с ночи, дождь лили как из ведра.
- Сой облаков был очень тонок __ сквозь него просвечивало солнце.
- Пруд __ как зеркало.
- Основной мотив моей жизни __ прожить недаром жизнь, продвинуть человечество хоть немного вперед.
29. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях:
- Туристы пробирались среди сугробов мягкого и рыхлого снега __ и вязли в густой грязи.
- Он был невысок ростом __ да жилист.
- Ни холод __ ни пурга __ ни нагромождение льдов – никакие преграды не остановили полярников.
- Туман окутал как долину __ так и подножье горы.
30. Второстепенный член необходимо обособить в предложениях:
- Ленивый от природы он (Захар) был ленив еще и по своему лакейскому воспитанию.
- Ведущая в город улица была свободной.
- Дождь лил как из ведра.
- Девочки в особенности Катенька с радостными выражениями лица смотрят в окно на стройную фигуру Володи.
31. Запятая на месте пропусков ставится:
- Действительно __ в течение всего сентября стояла чудесная погода.
- Удостоверение действительно до конца года.
- Волга-матушка __ ты не даром нам дорога!
- Волга-матушка __ течет по бескрайним просторам земли.
32. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях:
- В саду было тихо, только птица иногда ворочалась __ да нежно и печально охали древесные лягушки __ да плескалась рыба в воде.
- Душно стало в сакле __ и я вышел.
- Когда из-за туч вышла луна, все вокруг посветлело __ и на море появилась серебристая дорожка.
- В воздухе душно __ и пахнет травами.
33. Запятая на месте пропусков ставится в предложениях:
- Взгляд и улыбка у него так были приветливы __ что сразу располагали в свою пользу.
- Очевидно было, что Савельич передо мною был прав __ и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением.
- Даша заметила __ что __ когда вслед за звонком в столовой появился Рощин __ катя сразу не поворачивала к нему головы.
- Хорошо известно, что __ если спортсмен регулярно не тренируется, то хороших результатов он не достигнет.
34. Двоеточие на месте пропуска нужно поставить в предложениях:
- Сорока поднял голову – сквозь тонкий пар мороза блестела золотая медведица.
- Скажешь слово – добавят десять.
- Мороз не страшен __ воздух сухой, ветра нет.
- В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях __ повсюду заливались цикады.
35. Чужая речь оформлена неправильно в предложениях:
- “Нет, это мой след”, — просто ответил старик.
- Чичиков говорил, что давненько не брал я в руки шашки.
- Незнакомец нагнулся к ней и спросил – “Псина, ты откуда?”
- “Вишь как! – промолвил Павел – Чего ж он раскашлялся?”
36. Раздел лингвистики, в котором изучается состав слова и способы образования слов, называется ____________________.
37. Определите стиль приведенного ниже текста.
- Рожденному говорить правду приходилось сдерживать себя и “прикидываться кошкой”, хотя хотелось лаять собакой.
- Но при всех жестких ограничениях, несмотря на постоянные отметины красным цензорским карандашом, то, что было напечатано Белинским, обнаруживало в каждой строке убежденного мыслителя – борца, пропагандиста передовых идей, страстного полемиста и вдохновенного импровизатора.
38. Ударение неправильно поставлено в словах:
- аристократИя;
- катАлог;
- столЯр;
- договОр.
39. Нормы сочетаемости слов нарушены в словосочетаниях:
- Я вас насквозь вижу;
- Приехал с дальнего рейса;
- Приношу свою признательность;
- Все ресурсы исчерпаны.
40. Речевые ошибки допущены в предложениях:
- Не с чего было беспокоиться.
- В дельте Волги расположено множество островов и отмелей.
- В своих решениях он всегда высказывал эрудированность.
- Не больно – то он старается!
источники:
http://liketest.ru/russkij-yazyk/test-s-otvetami-po-russkomu-yazyku-dlya-10-klassa.html
http://urok.1sept.ru/articles/532657