Наблюдение метод проб и ошибок

Человечество берет свое начало несколько тысяч лет назад. И на протяжении всего этого времени оно неустанно развивается. Причин на это было всегда много, но без изобретательности человека это просто не представлялось бы возможным. Метод проб и ошибок был и является в настоящее время одним из основных.

метод проб и ошибок

Описание способа

Четко зафиксированного в исторических документах применения данного метода мало. Но, несмотря на это, он заслуживает особого внимания.

Метод проб и ошибок – это способ, при котором решение задачи достигается подбором вариантов до тех пор, пока результат не станет правильным (например, в математике) или приемлемым (при изобретении новых методов в науке).

Человечество всегда пользовалось данным методом. Ориентировочно век назад психологи пытались найти общее между людьми, которые использовали данный способ познания. И им это удалось. Человек, который ищет ответ на поставленную задачу, вынужден подбирать варианты, ставить эксперименты и смотреть на результат. Это продолжается до тех пор, пока не приходит озарение по данному вопросу. Экспериментатор выходит на новую ступень мышления в данном вопросе.

Метод в мировой истории

Одним из самых известных людей, кто применял данный способ, был Эдисон. Все знают его историю изобретения лампочки. Он экспериментировал до тех пор, пока не получилось. Но Эдисон усовершенствовал данный метод. При поиске решения он разделял задачи между людьми, которые работали на него. Соответственно материала по теме получалось намного больше, чем при работе одного человека. И на основании полученных данных метод проб и ошибок имел большой успех в деятельности Эдисона. Благодаря этому человеку появились исследовательские институты, которые применяют, в том числе, и этот метод.

метод проб и ошибок в математике

Описание способа

Четко зафиксированного в исторических документах применения данного метода мало. Но, несмотря на это, он заслуживает особого внимания.

Метод проб и ошибок – это способ, при котором решение задачи достигается подбором вариантов до тех пор, пока результат не станет правильным (например, в математике) или приемлемым (при изобретении новых методов в науке).

Человечество всегда пользовалось данным методом. Ориентировочно век назад психологи пытались найти общее между людьми, которые использовали данный способ познания. И им это удалось. Человек, который ищет ответ на поставленную задачу, вынужден подбирать варианты, ставить эксперименты и смотреть на результат. Это продолжается до тех пор, пока не приходит озарение по данному вопросу. Экспериментатор выходит на новую ступень мышления в данном вопросе.

Метод в мировой истории

Одним из самых известных людей, кто применял данный способ, был Эдисон. Все знают его историю изобретения лампочки. Он экспериментировал до тех пор, пока не получилось. Но Эдисон усовершенствовал данный метод. При поиске решения он разделял задачи между людьми, которые работали на него. Соответственно материала по теме получалось намного больше, чем при работе одного человека. И на основании полученных данных метод проб и ошибок имел большой успех в деятельности Эдисона. Благодаря этому человеку появились исследовательские институты, которые применяют, в том числе, и этот метод.

метод проб и ошибок в математике

Степени трудности

У данного метода есть несколько уровней сложности. Они были так разделены для лучшего усвоения. Задача первого уровня считается легкой, и на поиск ее решения затрачивается немного сил. Но и вариантов ответов она имеет не так много. С повышением степени трудности растет и сложность поставленной задачи. Метод проб и ошибок 5 класса – самый труднорешаемый и затратный по времени.

Необходимо учитывать, что при возрастании уровня сложности растет и объем знаний, которыми обладает человек. Чтобы лучше понимать, о чем идет речь, рассмотрим технику. Первый и второй уровни позволяют изобретателям ее усовершенствовать. На последней ступени сложности создается совершенно новый продукт.

Например, известен случай, когда молодые люди темой дипломной работы взяли труднорешаемую задачу из аэронавигации. Студенты не обладали такими же знаниями, как многие ученые, которые работали в данной области, но благодаря широкому спектру знаний ребят у них получилось найти ответ. И причем область решения оказалась в самом далеком от науки кондитерском деле. Казалось бы, что это невозможно, но это факт. Молодым людям было даже выдано авторское свидетельство на их изобретение.

Преимущества метода

Первым достоинством можно по праву считать творческий подход. Задачи методом проб и ошибок решаемые позволяют задействовать оба полушария головного мозга для поиска ответа.

Стоит привести в пример, как строились лодки. Раскопки показывают, как на протяжении столетий деталь за деталью менялась форма. Исследователи постоянно пробовали что-то новое. Если лодка тонула, то эту форму вычеркивали, если оставалась держаться на воде, то принимали это к сведению. Таким образом, в итоге было найдено компромиссное решение.

Если поставленная задача не слишком сложная, то данный метод занимает немного времени. У некоторых возникающих проблем может быть десять вариантов, один или два из которых окажутся правильными. Но если рассматривать, например, робототехнику, то в данном случае без применения других методов исследования могут затянуться на десятки лет и принесут миллионы вариантов.

Разделение задач на несколько уровней позволяет оценить, насколько быстрым и возможным представляется поиск решения. Это сокращает время для принятия решения. И при сложных задачах можно использовать метод проб и ошибок параллельно с другими.

решение задач методом проб и ошибок

Недостатки метода

С развитием технологий и науки данный метод начал терять свою популярность.

В некоторых областях просто нерационально создавать тысячи образцов, чтобы менять по одному элементу. Поэтому зачастую теперь используют другие методы, основанные на конкретных знаниях. Для этого стали изучаться природа вещей, взаимодействие элементов друг с другом. Стали использоваться математические расчеты, научные обоснования, эксперименты и опыт прошлого.

Метод проб и ошибок все так же отлично используется в творчестве. Но строить автомобиль таким способом уже кажется глупым и неактуальным. Поэтому теперь, при нынешнем уровне развития цивилизации, нужно в точных науках по большей части использовать другие методы.

Часто при рассматриваемом способе задача может описывать много совершенно незначительных вещей и не учитывать априори важные вещи. Например, изобретатель пенициллина (антибиотик) утверждал, что при правильном подходе лекарство могли изобрести лет на двадцать раньше его. Это поспособствовало бы спасению огромного количества жизней.

При сложных задачах часто бывают ситуации, когда сам вопрос лежит в одной области знаний, а его решение — совершенно в другой.

Не всегда исследователь уверен, что ответ вообще будет найден.

Автор метода проб и ошибок

Кто конкретно изобрел это способ познания, мы никогда не узнаем. Точнее мы знаем, что это явно был изобретательный человек, которым, скорее всего, руководило желание улучшить свою жизнь.

В древности люди были достаточно ограничены во многих вещах. Все изобреталось именно этим методом. Тогда еще не было каких-то фундаментальных знаний в области физики, математики, химии и прочих важных наук. Поэтому приходилось действовать наугад. Именно так добыли огонь, чтобы защищаться от хищников, готовить пищу и обогревать жилище. Оружие, чтобы добывать пропитание, лодки — для передвижения по рекам. Все было изобретено при столкновении человека с трудностью. Но каждый раз решаемая проблема приводила к более качественному уровню жизни.

Известно, что многие ученые использовали этот метод в своих трудах.

Однако именно описание метода и активное использование мы наблюдаем у физиолога Торндайка в конце девятнадцатого века.

метод проб и ошибок 5 класс

Недостатки метода

С развитием технологий и науки данный метод начал терять свою популярность.

В некоторых областях просто нерационально создавать тысячи образцов, чтобы менять по одному элементу. Поэтому зачастую теперь используют другие методы, основанные на конкретных знаниях. Для этого стали изучаться природа вещей, взаимодействие элементов друг с другом. Стали использоваться математические расчеты, научные обоснования, эксперименты и опыт прошлого.

Метод проб и ошибок все так же отлично используется в творчестве. Но строить автомобиль таким способом уже кажется глупым и неактуальным. Поэтому теперь, при нынешнем уровне развития цивилизации, нужно в точных науках по большей части использовать другие методы.

Часто при рассматриваемом способе задача может описывать много совершенно незначительных вещей и не учитывать априори важные вещи. Например, изобретатель пенициллина (антибиотик) утверждал, что при правильном подходе лекарство могли изобрести лет на двадцать раньше его. Это поспособствовало бы спасению огромного количества жизней.

При сложных задачах часто бывают ситуации, когда сам вопрос лежит в одной области знаний, а его решение — совершенно в другой.

Не всегда исследователь уверен, что ответ вообще будет найден.

Автор метода проб и ошибок

Кто конкретно изобрел это способ познания, мы никогда не узнаем. Точнее мы знаем, что это явно был изобретательный человек, которым, скорее всего, руководило желание улучшить свою жизнь.

В древности люди были достаточно ограничены во многих вещах. Все изобреталось именно этим методом. Тогда еще не было каких-то фундаментальных знаний в области физики, математики, химии и прочих важных наук. Поэтому приходилось действовать наугад. Именно так добыли огонь, чтобы защищаться от хищников, готовить пищу и обогревать жилище. Оружие, чтобы добывать пропитание, лодки — для передвижения по рекам. Все было изобретено при столкновении человека с трудностью. Но каждый раз решаемая проблема приводила к более качественному уровню жизни.

Известно, что многие ученые использовали этот метод в своих трудах.

Однако именно описание метода и активное использование мы наблюдаем у физиолога Торндайка в конце девятнадцатого века.

метод проб и ошибок 5 класс

Исследования Торндайка

Пример метода проб и ошибок можно рассмотреть в научных трудах ученого-физиолога. Он ставил различные поведенческие эксперименты с животными, помещая их в специальные коробки.

Один из экспериментов выглядел приблизительно следующим образом. Кошка, помещенная в ящик, ищет выход. Сама коробка может иметь 1 вариант открытия: нужно было нажать на пружинку — и дверца распахивалась. Животное применяло много действий (так называемых проб), и большинство из них оказывались неудачными. Кошка так и оставалась в коробке. Но после некоторого набора вариантов животному удавалось нажать на пружинку и выбраться из ящика. Таким образом, кошка, попадая в коробку, с течением времени запоминала варианты развития событий. И выбиралась из ящика за более короткое время.

Торндайк доказал, что метод действителен, и хоть результат не линеен, но со временем, при повторении аналогичных действий, решение приходит практически моментально.

метод проб и ошибок математика 5 класс

Решение задач методом проб и ошибок

Примеров этого способа великое множество, однако стоит привести один очень интересный.

В начале двадцатого века жил известный конструктор двигателей для авиации Микулин. В то время наблюдалось огромное количество авиакатастроф из-за магнето, то есть искра зажигания через некоторое время полета исчезала. Много было экспериментов и размышлений о причине, но ответ пришел в совершенно неожиданной ситуации.

Александр Александрович встретил на улице мужчину с подбитым глазом. В тот момент к нему и пришло озарение, что человек без одного глаза видит намного хуже. Он поделился этим наблюдением с авиатором Уточкиным. Когда установили в самолеты второе магнето, количество авиакатастроф значительно уменьшилось. А Уточкин некоторое время выплачивал после каждого показательного полета Микулину денежные вознаграждения.

Применение способа в математике

Достаточно часто метод проб и ошибок в математике применяется в школах как способ развития логического мышления и проверки скорости поиска вариантов. Это позволяет разнообразить процесс обучения и внести элементы игры.

Часто можно встретить в школьных учебниках задания с формулировкой «реши уравнение методом проб и ошибок». В данном случае необходимо подбирать варианты ответа. Когда найден правильный ответ, он просто доказывается уже практически, то есть проводятся необходимые расчеты. В итоге мы удостоверяемся, что это единственно верный ответ.

Пример практической задачи

Метод проб и ошибок в математике 5 класса (в последних изданиях) часто фигурирует. Приведем пример.

Необходимо назвать, какие стороны могут быть у прямоугольника. При условии, что площадь (S) = 32 см, а периметр (P) = 24 см.

Решение данной задачи: предположим, что длина одной стороны 4. Значит и длина еще одной стороны такая же.

Получаем следующее уравнение:

24 – 4 – 4 = 16

16 делим на 2 = 8

8 см – это ширина.

Проверяем по формуле площади. S = A*B = 8*4 = 32 сантиметра. Как мы видим, решение верное. Так же можно вычислить и периметр. По формуле получается следующий расчет Р = 2* (А + В) = 2* (4 + 8) = 24.

В математике метод проб и ошибок не всегда отлично подходит для поиска решений. Зачастую можно использовать более подходящие способы, при этом затрачивается меньше времени. Но для развития мышления данный метод имеется в арсенале каждого педагога.

задачи методом проб и ошибок

Решение задач методом проб и ошибок

Примеров этого способа великое множество, однако стоит привести один очень интересный.

В начале двадцатого века жил известный конструктор двигателей для авиации Микулин. В то время наблюдалось огромное количество авиакатастроф из-за магнето, то есть искра зажигания через некоторое время полета исчезала. Много было экспериментов и размышлений о причине, но ответ пришел в совершенно неожиданной ситуации.

Александр Александрович встретил на улице мужчину с подбитым глазом. В тот момент к нему и пришло озарение, что человек без одного глаза видит намного хуже. Он поделился этим наблюдением с авиатором Уточкиным. Когда установили в самолеты второе магнето, количество авиакатастроф значительно уменьшилось. А Уточкин некоторое время выплачивал после каждого показательного полета Микулину денежные вознаграждения.

Применение способа в математике

Достаточно часто метод проб и ошибок в математике применяется в школах как способ развития логического мышления и проверки скорости поиска вариантов. Это позволяет разнообразить процесс обучения и внести элементы игры.

Часто можно встретить в школьных учебниках задания с формулировкой «реши уравнение методом проб и ошибок». В данном случае необходимо подбирать варианты ответа. Когда найден правильный ответ, он просто доказывается уже практически, то есть проводятся необходимые расчеты. В итоге мы удостоверяемся, что это единственно верный ответ.

Пример практической задачи

Метод проб и ошибок в математике 5 класса (в последних изданиях) часто фигурирует. Приведем пример.

Необходимо назвать, какие стороны могут быть у прямоугольника. При условии, что площадь (S) = 32 см, а периметр (P) = 24 см.

Решение данной задачи: предположим, что длина одной стороны 4. Значит и длина еще одной стороны такая же.

Получаем следующее уравнение:

24 – 4 – 4 = 16

16 делим на 2 = 8

8 см – это ширина.

Проверяем по формуле площади. S = A*B = 8*4 = 32 сантиметра. Как мы видим, решение верное. Так же можно вычислить и периметр. По формуле получается следующий расчет Р = 2* (А + В) = 2* (4 + 8) = 24.

В математике метод проб и ошибок не всегда отлично подходит для поиска решений. Зачастую можно использовать более подходящие способы, при этом затрачивается меньше времени. Но для развития мышления данный метод имеется в арсенале каждого педагога.

задачи методом проб и ошибок

Теория решения изобретательских задач

В ТРИЗ метод проб и ошибок считается одним из самых неэффективных. Когда человек попадает в необычную для него затруднительную ситуацию, то действия наугад, скорее всего, будут безрезультатными. Можно потратить много времени и в результате не добиться успеха. Теория решения изобретательских задач основана на уже известных закономерностях, и обычно используются другие методы познания. Часто ТРИЗ используют в воспитании детей, делая этот процесс интересным и увлекательным для ребенка.

Выводы

Рассмотрев данный метод, можно с уверенностью сказать, что он достаточно интересный. Несмотря на недостатки, он часто используется в решении творческих задач.

Однако не всегда он позволяет добиться нужного результата. Никогда исследователь не знает, когда стоит прекратить поиски или, может, стоит сделать еще пару усилий и гениальное изобретение появится на свет. Также непонятно, сколько времени будет затрачено.

Если вы решили использовать данный метод для решения какой-либо проблемы, то должны понимать, что ответ порой может находиться в совершенно неожиданной области. Но это позволяет взглянуть на поиск с разных точек зрения. Возможно, придется набросать несколько десятков вариаций, а может, и тысячи. Но лишь упорство и вера в успех приведут к нужному результату.

метод проб и ошибок пример

Иногда этот метод используют как дополнительный. Например, на начальном этапе для сужения поиска. Либо когда исследование было проведено многими способами и зашло в тупик. В этом случае творческая составляющая метода позволит найти компромиссное решение проблемы.

Метод проб и ошибок часто применяют в педагогической деятельности. Он позволяет детям на собственном опыте находить решения в различных жизненных ситуациях. Это учит их запоминать правильные типы поведения, которые приняты в обществе.

Художники используют данный способ для поиска вдохновения.

Метод стоит опробовать в обыденной жизни при решении проблем. Возможно, какие-то вещи предстанут вам по-другому.

Эффективность
создания конкурентоспособной продукции
зависит не только от выбора стратегии,
но и от средств, ее реализующих.
Неправильно принятые решения ведут не
только к финансовым потерям, но могут
привести к потере своей доле на рынке.
Поэтому главное должно быть уделено
тому, чтобы активизировать творческую
деятельность сотрудников предприятий
и использовать такие методы, которые
станут основополагающими при постановке
задач и решении проблем, направленных
на совершенствование продукции и услуг,
т. е. нахождения и реализации оптимальных
решений.

Все
известные (наиболее значимые) методы,
используемые при постановке и
формулировании проблем, обработке и
анализе информации, а также поиске и
анализе решений, можно условно разделить
на 4 группы.

1. Метод проб и ошибок

Суть
данного метода заключается в бессистемном
переборе всевозможных вариантов, как
правило, в привычном для человека,
решающего проблему направлении.
Применяется такой метод обычно для
решения несложных задач, он экономически
нецелесообразен, т. к. на решение проблемы
уходит много времени и средств.

2. Методы психологической активизации творчества

Эти
методы активизируют процесс выдвижения
новых идей и поиск решения. Основной
целью данных методов считается принцип
предпочтения количества выдвигаемых
идей их качеству на этапе генерирования,
который отделен от процесса оценки.

3. Методы систематизированного поиска

Данные
методы позволяют упорядочить перебор
вариантов и увеличивать их число. Они
основаны на использовании различных
аналитических подходов (системного и
функционального) в сочетании с приемами
борьбы с психологической инерцией.
Данные методы ярко выражают суть
технологии решения творческих задач,
но область применения этих методов
ограничена, т. к. их трудно использовать
при решении сложных задач, и они не
гарантируют получение оптимального
решения, потому что нет критериев оценки
полученного результата.

4. Методы направленного поиска

Это
алгоритмические методы, при использовании
которых процесс мышления не хаотичен,
а четко организован и управляем. Наиболее
распространенная методика ТРИЗ (теория
решения изобретательских задач)
предполагает выработку диалектического
мышления и снижение психологического
барьера, развитие творческого воображения
и т. д. Но есть у ТРИЗ и некоторые
недостатки: трудности в освоении метода
и необходимость постоянного тренинга,
отсутствие постановки задачи, получение
идеи без доведения до конструктивного
решения, недостаточная эффективность
в решении некоторого класса задач.

Индивидуально
каждый может решать проблемы, интуитивно
выбирая различные варианты своих
действий. Для того чтобы решать проблемы
в группе, нужны специальные методы,
позволяющие участникам работать
конструктивно, иначе вряд ли группа
добьется хороших результатов.

В
мировой практике (Япония, европейские
страны, США) с успехом используются
принципы и методы коллективного решения
проблем. В процессе групповой работы
используются в основном методы
систематизированного поиска,
психологической активизации творчества
и методы, называемые «инструменты
качества».

Для
каждого этапа процесса решения проблем
в группе предлагается использовать
один или несколько различных методов.
Необходимо заметить, что некоторые из
данных методов могут применяться на
разных этапах. На рисунке 7 представлена
структура соотношений методов и этапов
процесса решения проблем в группах.

Следует
заметить, что т. к. процесс решения
проблем осуществляется группой, то
важно определиться с правилами
коллективного обсуждения. Наиболее
эффективным при групповой работе
является обсуждение, основанное на
принципах мозгового штурма. Мозговой
штурм — это главный творческий метод,
применяемый в группах. При решении
проблем используется много методов и
практически в каждом из них используется
методика мозгового штурма, овладение
которой является основополагающим
фактором процесса коллективного решения
проблем. Существует много различных
правил, необходимых для эффективного
применения мозгового штурма, поэтому
эта тема будет отдельно рассмотрена в
гл. 4.

Рассмотрим
кратко методы коллективного решения
проблем для каждого этапа процесса.

Постановка
и Необходимо
уделить особое внимание постановке и
формулировке

формулирование
реальной проблемы, иначе дальнейшее
рассмотрение и реализация

проблемы неправильно
определенной задачи не принесет желаемых
результатов и

группа
потратит время впустую. Определить
имеющиеся на предприятии проблемы
можно различными методами.

Метод
«бритва Оккама» —
его
лучше всего использовать при поиске
проблем предприятия, которые еще не
стоят остро, но их необходимо обозначить
и определить, какие из них следует
решать в первую очередь.

Диаграмма
сродства

позволяет сгруппировать родственные
данные в структуре рассматриваемой
проблемы, а также точнее определить
формулировку. Данный метод лучше всего
применять для рассмотрения формулировок
проблем, касающихся любых улучшений
или изменений процессов, а также
деятельности организации в целом.

Древовидная
диаграмма

применяется, когда в процессе постановки
проблемы необходимо исследовать все
возможные части, касающиеся проблемы,
или когда неясны сформированные
пожелания потребителей в отношении
продуктов.

Следует
отметить, что на данном этапе и в
предложенных методах широко используется
принципы «мозгового штурма».

Анализ
проблемы
Для эффективного анализа проблем
применяются методы,

признанные
на практике наиболее подходящими для
работы в группе.

Диаграмма
«рыбьи кости»
(или
иначе она называется причинно-следственной
диаграммой Исикавы) была разработана
японскими учеными для научно-исследовательской
работы, а затем предложена для решения
проблем качества на производстве. С
помощью этой диаграммы можно определить
все причинно-следственные связи,
влияющие на проблему.

Диаграмма
шести слов
основана
на применении формулирования вопросов
по известной формуле 5W1H
(вопросы
со словами Кто? Что? Почему? Где? Когда?
Как?).

Методы
решения проблем

Метод
«бритвы Оккама»

Диаграмма
сродства

Древовидная
диаграмма

Диаграмма
«рыбьи

кости»

Диаграмма
шести слов Диаграмма связей

Контрольные
листки

Диаграммы
Парето

Гистограммы

Иногда этот метод используют как дополнительный. Например, на начальном этапе для сужения поиска. Либо когда исследование было проведено многими способами и зашло в тупик. В этом случае творческая составляющая метода позволит найти компромиссное решение проблемы.

Метод проб и ошибок часто применяют в педагогической деятельности. Он позволяет детям на собственном опыте находить решения в различных жизненных ситуациях. Это учит их запоминать правильные типы поведения, которые приняты в обществе.

Художники используют данный способ для поиска вдохновения.

Метод стоит опробовать в обыденной жизни при решении проблем. Возможно, какие-то вещи предстанут вам по-другому.

Эффективность
создания конкурентоспособной продукции
зависит не только от выбора стратегии,
но и от средств, ее реализующих.
Неправильно принятые решения ведут не
только к финансовым потерям, но могут
привести к потере своей доле на рынке.
Поэтому главное должно быть уделено
тому, чтобы активизировать творческую
деятельность сотрудников предприятий
и использовать такие методы, которые
станут основополагающими при постановке
задач и решении проблем, направленных
на совершенствование продукции и услуг,
т. е. нахождения и реализации оптимальных
решений.

Все
известные (наиболее значимые) методы,
используемые при постановке и
формулировании проблем, обработке и
анализе информации, а также поиске и
анализе решений, можно условно разделить
на 4 группы.

1. Метод проб и ошибок

Суть
данного метода заключается в бессистемном
переборе всевозможных вариантов, как
правило, в привычном для человека,
решающего проблему направлении.
Применяется такой метод обычно для
решения несложных задач, он экономически
нецелесообразен, т. к. на решение проблемы
уходит много времени и средств.

2. Методы психологической активизации творчества

Эти
методы активизируют процесс выдвижения
новых идей и поиск решения. Основной
целью данных методов считается принцип
предпочтения количества выдвигаемых
идей их качеству на этапе генерирования,
который отделен от процесса оценки.

3. Методы систематизированного поиска

Данные
методы позволяют упорядочить перебор
вариантов и увеличивать их число. Они
основаны на использовании различных
аналитических подходов (системного и
функционального) в сочетании с приемами
борьбы с психологической инерцией.
Данные методы ярко выражают суть
технологии решения творческих задач,
но область применения этих методов
ограничена, т. к. их трудно использовать
при решении сложных задач, и они не
гарантируют получение оптимального
решения, потому что нет критериев оценки
полученного результата.

4. Методы направленного поиска

Это
алгоритмические методы, при использовании
которых процесс мышления не хаотичен,
а четко организован и управляем. Наиболее
распространенная методика ТРИЗ (теория
решения изобретательских задач)
предполагает выработку диалектического
мышления и снижение психологического
барьера, развитие творческого воображения
и т. д. Но есть у ТРИЗ и некоторые
недостатки: трудности в освоении метода
и необходимость постоянного тренинга,
отсутствие постановки задачи, получение
идеи без доведения до конструктивного
решения, недостаточная эффективность
в решении некоторого класса задач.

Индивидуально
каждый может решать проблемы, интуитивно
выбирая различные варианты своих
действий. Для того чтобы решать проблемы
в группе, нужны специальные методы,
позволяющие участникам работать
конструктивно, иначе вряд ли группа
добьется хороших результатов.

В
мировой практике (Япония, европейские
страны, США) с успехом используются
принципы и методы коллективного решения
проблем. В процессе групповой работы
используются в основном методы
систематизированного поиска,
психологической активизации творчества
и методы, называемые «инструменты
качества».

Для
каждого этапа процесса решения проблем
в группе предлагается использовать
один или несколько различных методов.
Необходимо заметить, что некоторые из
данных методов могут применяться на
разных этапах. На рисунке 7 представлена
структура соотношений методов и этапов
процесса решения проблем в группах.

Следует
заметить, что т. к. процесс решения
проблем осуществляется группой, то
важно определиться с правилами
коллективного обсуждения. Наиболее
эффективным при групповой работе
является обсуждение, основанное на
принципах мозгового штурма. Мозговой
штурм — это главный творческий метод,
применяемый в группах. При решении
проблем используется много методов и
практически в каждом из них используется
методика мозгового штурма, овладение
которой является основополагающим
фактором процесса коллективного решения
проблем. Существует много различных
правил, необходимых для эффективного
применения мозгового штурма, поэтому
эта тема будет отдельно рассмотрена в
гл. 4.

Рассмотрим
кратко методы коллективного решения
проблем для каждого этапа процесса.

Постановка
и Необходимо
уделить особое внимание постановке и
формулировке

формулирование
реальной проблемы, иначе дальнейшее
рассмотрение и реализация

проблемы неправильно
определенной задачи не принесет желаемых
результатов и

группа
потратит время впустую. Определить
имеющиеся на предприятии проблемы
можно различными методами.

Метод
«бритва Оккама» —
его
лучше всего использовать при поиске
проблем предприятия, которые еще не
стоят остро, но их необходимо обозначить
и определить, какие из них следует
решать в первую очередь.

Диаграмма
сродства

позволяет сгруппировать родственные
данные в структуре рассматриваемой
проблемы, а также точнее определить
формулировку. Данный метод лучше всего
применять для рассмотрения формулировок
проблем, касающихся любых улучшений
или изменений процессов, а также
деятельности организации в целом.

Древовидная
диаграмма

применяется, когда в процессе постановки
проблемы необходимо исследовать все
возможные части, касающиеся проблемы,
или когда неясны сформированные
пожелания потребителей в отношении
продуктов.

Следует
отметить, что на данном этапе и в
предложенных методах широко используется
принципы «мозгового штурма».

Анализ
проблемы
Для эффективного анализа проблем
применяются методы,

признанные
на практике наиболее подходящими для
работы в группе.

Диаграмма
«рыбьи кости»
(или
иначе она называется причинно-следственной
диаграммой Исикавы) была разработана
японскими учеными для научно-исследовательской
работы, а затем предложена для решения
проблем качества на производстве. С
помощью этой диаграммы можно определить
все причинно-следственные связи,
влияющие на проблему.

Диаграмма
шести слов
основана
на применении формулирования вопросов
по известной формуле 5W1H
(вопросы
со словами Кто? Что? Почему? Где? Когда?
Как?).

Методы
решения проблем

Метод
«бритвы Оккама»

Диаграмма
сродства

Древовидная
диаграмма

Диаграмма
«рыбьи

кости»

Диаграмма
шести слов Диаграмма связей

Контрольные
листки

Диаграммы
Парето

Гистограммы

Анализ
силового поля

Модифицированный
метод Дельфи

Обмен
мнениями

‘»Я

П
И

Коллажи
и фантазии Матричная диаграмма

Логическая
диаграмма

Стрелочная
диаграмма

Использование
данной диаграммы позволяет рассмотреть
проблему со всех сторон и учесть все
факторы, влияющие на нее.

Диаграмма
связей

позволяет установить связи в сложной
проблеме, которые трудно рассмотреть
при помощи диаграммы «рыбьи кости».

Сбор
данных

Часто
после определения и анализа проблемы
участникам группы не хватает информации,
которая бы давала полное представление
о существующей ситуации. В принятии
решений необходимо всегда опираться
на факты, а не на интуицию. Не всегда
сбор информации нужно проводить, но в
случае, когда это необходимо, данный
этап может стать наиболее важным в
процессе решения проблем. Наиболее
простым методом, позволяющим легко
собрать нужную информацию, является
один из простых инструментов качества
контрольные
листки.

Интерпретация
тт г
— л.

r
г Иногда
на основе собранной информации можно
сразу сделать

данных „ ,г

выводы
о существующей ситуации. Когда это
невозможно — нужно

обязательно
провести анализ данных. Наиболее лучший
способ представления данных —

визуальный,
оформленный в виде построенных по
результатам полученных данных

графиков
и диаграмм. Участникам групп по
решению проблем предлагается

ознакомиться
с двумя наиболее распространенными и
удобными для коллективной

работы
методами: диаграммой
Парето и гистограммами.

Диаграмма
Парето

помогает определить, какие из имеющихся
элементов проблемы оказывают наибольшее
влияние на возникновение проблемы.

Гистограммы

помогают увидеть, стабильно ли протекает
процесс или работает система, а также
в какой степени он подвержен вариабельности.

Задачей
данных методов является обнаружение
в собранной информации определенных
закономерностей, помогающих сделать
выводы и принять эффективные решения.

Поиск
решений
Задачей данного этапа является поиск
альтернативных решений осуждаемой
проблемы и оценка их с целью дальнейшего
рассмотрения. Для поиска решений могут
быть использованы методы, основанные
на принципах мозгового штурма (метод
«бритвы Оккама», диаграмма сродства,
древовидная диаграмма), которые будут
подробно рассмотрены в главе 5 «Постановка
и формулирование проблемы».

После
того как определены все возможные
варианты решений, необходимо их
предварительно оценить. Для этого
участникам коллективного решения
проблем следует воспользоваться
наиболее удобными методами: анализ
силового поля, модифицированный метод
Дельфи, матричная диаграмма, обмен
мнениями, коллажи и фантазии.
Каждый
из этих методов применяется для
рассмотрения вариантов решения различных
видов проблем.

Анализ
силового поля

применяется при рассмотрении проблемы
как баланс двух противоположно
направленных сил (силы и факторы
содействующие решению проблемы и
препятствующие ее решению).

Модифицированный
метод Дельфи

это процесс, в результате которого
участники группы приходят к согласию
относительно выбора решения проблемы,
не прибегая к открытой дискуссии.

Матричная
диаграмма

служит для выявления важности различных
связей между данными, характеризующими
варианты решения проблемы.

Обмен
мнениями

предназначен для конструктивного
обсуждения вариантов решения проблем,
когда участники распадаются на два
противостоящих лагеря, каждый из которых
твердо придерживаются своего варианта
решения проблем.

Коллажи
и фантазии

метод используется в случаях, когда
проблемы и мнения участников группы о
них очень сложно сформулировать словами.

Анализ После
предварительной оценки вариантов
решения остается немного

эффективности
альтернатив,
которые необходимо рассмотреть более
серьезно на предмет реализации.
Альтернативы предлагается обсудить с
точки зрения затрат на реализацию, а
также по нематериальным (неколичественным)
критериям, которые влияют на будущую
деятельность предприятия. Главная цель
данной оценки -выявить необходимые
изменения в части ресурсного обеспечения,
практики управления и организации
принятого решения. На данном этапе
возможно участие специалистов, которые
помогут оценить эффективность реализации
того или иного решения.

Презентация
При коллективном решении проблем этот
этап необходим, так как вопрос

решений о
реализации решения может принять только
руководство предприятия. В

данной
главе подробно рассматривается работа
группы в каждом из трех основных этапов
презентации — подготовке, проведении
и этапах после проведения презентации.

Реализация Реализация
решения — практически самый важный этап
в процессе

решения решения
проблем. Целью данного этапа является
определение того, что

включает
в себя проект реализации принятого
решения и рассмотрения методов,
позволяющих распланировать, выполнять
и контролировать ход работ. Для этого
лучше всего использовать методы
построения логической
и стрелочной диаграмм.
Кроме
того, рассматриваются основные правила
исполнения проекта.

Логическая
диаграмма

строится по принципам построения
древовидной диаграммы (детализация
планируемых мероприятий по уровням) и
диаграммы связей (установление связей
между уровнями и отдельными мероприятиями).

Стрелочная
диаграмма

инструмент, позволяющий спланировать
оптимальные сроки выполнения всех
необходимых работ для скорейшей и
успешной реализации цели.

Мониторинг
и На
данном этапе осуществляется
наблюдение за

оценка
р
езультатов
результативностью
реализуемого решения и его оценки с
целью

внесения
необходимых корректив. Нельзя
рассматривать принятое решение как
окончательное, так как не все сразу
можно оценить и предвидеть. Кроме того,
даже если все предусмотрено, свои
коррективы могут внести изменения
внешней среды. Наблюдения за процессом
реализации позволяют выявить и более
существенные моменты, такие как
неправильно сформулированная проблема,
причина ее вызывающая, а также выбранное
решение.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Глава 1. ТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

Принцип Компетентности по Питеру: чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта; чтобы набираться опыта, надо делать ошибки.

Содержание главы 1:

1.1. Введение

1.2. Метод проб и ошибок

1.3. Психологическая инерция

1.4. Отсутствие системного мышления

1.1. Введение

Потребность в изобретательстве была у человечества всегда.

Истоки изобретательства уходят своими корнями в глубокую древность. Для добычи пищи и защиты наши далекие предки первоначально пользовались объектами, «изготовленными» природой: камни, палки и т. д. Поэтому первые «изобретения» были ориентированы на применение известных в природе «устройств», веществ и способов. Процесс изобретательства в те далекие времена заключался в наблюдении и удаче (случайности) нашего предка. Кто-то обратил внимание, что острым камнем или рогом можно обрабатывать землю или шкуру животных, можно использовать огонь после лесных пожаров и т. д.

Так, судоходство, скорее всего, началось с момента, когда человек заметил, что бревно, находящееся в воде, может поддерживать его на плаву, а судостроение берет начало с изобретения первого плота. Еще в древности человек использовал водные пути рек и морское пространство для передвижения. Особенно интенсивно морское дело развивалось в рабовладельческом обществе.

Изобретение колеса в корне изменило способы передвижения по суше.

Изобретения характерны для многих областей деятельности: строительство, архитектура, литература, искусство, сельское хозяйство, спорт и т. д. В каждом из этих видов имеются свои нововведения. Так история нововведений в изобразительном искусстве связана с изобретением перспективы, новых видов красок, новых направлений и т. д.

Безусловно, особую роль изобретательство играет в инженерной деятельности.

Инженер происходит от французского «ingénieur» и латинского слова «ingenium» — изобретательность, а также врожденная способность, дарование, ум.

Изобретательские способности необходимы инженеру не только при разработке принципиально новых решений, которые, как правило, оформляются в виде патентов, но и на этапах проектирования, создания опытных образцов, разработки серийных и массовых изделий, эксплуатации и утилизации оборудования. На всех этапах возникают задачи, которые для решения требуют изобретательства.

В связи с этим актуальным становится знание методов изобретательства и умение их использования в различных ситуациях.

1.2. Метод «проб и ошибок»

Выясним, зачем нужна «технология решения задач»?

Вы можете справедливо сказать, что все мы каждый день, решая задачи без всякой технологии, справляемся с ними. Зачем нам какая-то «технология решения задач»?

Действительно, когда специалист решает известный ему тип задачи из области его знаний, то он это делает быстро и на профессиональном уровне. Этот рутинный процесс показан на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Процесс решения известного типа задачи

Другое дело, если перед специалистом стоит задача нового типа — ничего подобного он ни разу в жизни не решал. Он пытается ее решать, но «упирается в стенку», появляется непреодолимый барьер (рис. 1.2). Специалист не может получить решение потому, что ему не хватает знаний и опыта.

Рис. 1.2. Процесс решения неизвестного типа задачи

Давайте разберемся, как в этом случае обычно решают задачи?

Решение любых задач, а тем более, творческих, изобретательских, в нашем представлении связано с перебором большого количества вариантов (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Метод «проб и ошибок»

Попробовали решать задачу, двигаясь в одном направлении, — не вышло, попробовали чуть изменить направление, тоже не вышло. Вернулись в исходную точку и выбрали другое направление. Снова попытались решать задачу, и снова потерпели неудачу. И вот на какой-то пробе получили первое решение. Как правило, это решение достаточно низкого уровня. Оно чаще всего лежит на поверхности.

Обычно используют именно это решение. Реже процесс решения продолжается, и снова совершаются очередные пробы и очередные ошибки.

В науке такой процесс решения задач перебором вариантов называют метод «проб и ошибок».

На решение задач методом «проб и ошибок» уходит слишком много времени и полученные результаты не всегда являются наилучшими.

Условно все решения задач можно разделить на 5 уровней. Первый уровень — самый низкий, а пятый — самый высокий.

Чем выше уровень решения, тем больше проб нужно сделать. Так для решения 1-го уровня необходимо совершить не более 10 проб, а для получения решения 5-го уровня не менее 1 миллиона проб. Подробно уровни решений описаны в параграфе 2.2.

Как правило, используя метод «проб и ошибок» получают решения1-го, реже 2-го уровня.

Попробуем разобраться почему, используя метод «проб и ошибок», получают слабые решения. Решая задачи, специалист, прежде всего, опирается на свои знания и опыт. Это хорошо, когда он решает известные ему типы задач. При решении принципиально новых задач, такой опыт подсказывает уже известные пути, которые в данном случае не помогают, а тормозят процесс. Эти решения, как правило, уже были опробованы, иначе задача была бы решена. Такой опыт оказывает «медвежью услугу». Память подсказывает уже известные решения, навязанные психологической инерцией. Это понятие также называют «инерция мышления» или «психологический барьер» Поэтому вектор психологической инерции всегда направлен в сторону решений низкого уровня (слабых решений) — решений 1-го, реже 2-го уровней.

Решая задачи методом «проб и ошибок», мы тратим много времени и далеко не всегда получаем лучшие результаты, а полученные решения, как правило, являются дорогими.

1.3. Психологическая инерция

Приступая к решению новой задачи, мы невольно пытаемся применить уже известные нам решения, методики или понятия. Эта «услужливая» память подсказывает пути, ранее используемые нами, то есть заставляет идти по «проторенной дорожке». Вот это-то явление и получило название психологическая инерция.

Таким образом, психологическая инерция — явление при котором непроизвольно используют известные решения, методы, действия и т. д., опирающиеся на предыдущий опыт. Это хорошо, когда решаются известные, для специалиста, типы задач — это рутинный процесс. При этом не нужно тратить время на то, что известно. Однако, если решаются задачи новых типов, то психологическая инерция является помехой.

Для устранения психологической инерции имеются специальные методы.

Опишем некоторые из причин появления психологической инерции:

употребление специальных терминов;

параметрические представления, например, пространственно-временные представления об объекте;

система ценностей;

употребление привычного принципа действия;

употребление привычной формы;

традиции (профессиональные, корпоративные, национальные, территориальные, религиозные и т. п.).

1.3.1. Употребление специальных терминов

Одна из причин появления психологической инерции — употребление привычных терминов, приводимых в условиях задачи. Мы мыслим понятиями, и термины незаметно «толкают» нас в направлении уже известных решений.

Пример 1.1. Ледокол

Рассматривая, например, задачу с передвижением ледокола во льдах, мы уже невольно представляем определенную «технологию» передвижения во льдах. «Ледокол» — значит, лед необходимо колоть. Хотя может быть его лучше резать, пилить, взрывать или двигаться подо льдом, надо льдом или сквозь лед?

Преодоление этого вида психологической инерции может осуществляться путем перехода к более общим терминам или функциям, которые выполняют эти объекты. Таким образом, нужно определить в какую систему входит данный объект, определить функцию, которую выполняет данный объект. Этого уже может быть достаточно, чтобы избавиться от психологической инерции. Может быть, придется определить надсистему, в которую входит данная система и определить ее функцию. Эту операцию можно продолжить — выйти в наднадсистему и т. д. Избавление от специальных терминов описывается в АРИЗ (п. 6.10.2).

Пример 1.1. Ледокол (продолжение)

Разберем термин ледокол. Его функция колоть лед. Более общая функция — ломать лед, разрушать лед. Можно выявить все способы разрушения льда. Мы уже упоминали выше: резать, пилить, взрывать. Можно добавить еще, например, плавить, растворять и т. д.

Теперь давайте выясним, зачем нам нужно разрушать лед? Для того, чтобы была возможность проходить судам сквозь лед. Значить необходимо определить другие способы прохода сквозь лед. Как мы отмечали раньше можно двигаться подо льдом, по льду, надо льдом или сквозь лед. Судну необходимо проходить сквозь лед, чтобы преодолеть определенное пространство. Значит, нужно выявить все возможные способы перемещения определенного груза из одного пункта в другой.

Таким образом, мы увидели много других способов преодоления пространства, и психологическая инерция термина не довлеет над нами.

Пример 1.2. Мясорубка

Рассмотрим другой термин мясорубка. Значит, мясо нужно только рубить, а почему его не рвать или не разделять какими-то другими способами. Таким образом, можно говорить о «мясорвалке», «мясовзрывалке», а в общем случае «мясоразделялке». Известно, что если не нарушать структуры волокон мяса, то пища получается более вкусная и полезная.

1.3.2. Параметрические представления

Психологическая инерция появляется с употреблением привычных для данной системы параметров.

Пример 1.3. Сверхзвуковой самолет

В момент перехода самолетом звукового барьера (скорость самолета превышает скорость звука) на передней кромке образуется ударная волна.

На фронте ударной волны скачкообразно происходят кардинальные изменения свойств потока — давление и температура газа скачком возрастают. Все эти изменения тем больше, чем выше скорость сверхзвукового потока. При гиперзвуковых скоростях (число Маха = 5 и выше) температура газа достигает нескольких тысяч градусов. Так, например, шаттл «Колумбия» разрушился 1 февраля 2003 года из-за повреждения термозащитной оболочки, возникшего в ходе полета).

Пример 1.4. Фазовые изменения

Изменяя температуру и давление, вода может превратиться в пар или лед.

Подобные изменения могут проводиться с любыми параметрами системы, при этом желательно выбирать наиболее существенные.

Для преодоления этого вида психологической инерции параметры повышают от заданных до бесконечности и уменьшают до нуля, а в некоторых случаях — до минус бесконечности.

С изменением условий до максимума или минимума зачастую происходят скачкообразные изменения свойств. Подробнее об этом будет описано в п. 8.1.3.

Психологическая инерция появляется с употреблением привычных пространственно-временных представлений, которые связываются с тем или иным объектом или процессом. Размеры объекта и продолжительность его действия либо прямо указаны в условиях задачи, либо подразумеваются сами собой.

Одним из способов преодоления этого вида психологической инерции, связанной с пространственно-временными и стоимостными представлениями, — использование оператора РВС (размер-время-стоимость), который рассматривается ниже (п. 8.1.3).

В общем случае этот вид психологической инерции связан с привычными значениями параметров системы. Для преодоления этого вида психологической инерции используют параметрический оператор — максимальное увеличение и уменьшение параметра и поиск новых решений. Примеры приведены в п. 8.1.3.

1.3.3. Традиция

Большое влияние на стиль нашей жизни, на моду, на способы приготовления пищи, на вид и содержание окружающих нас предметов, на стиль работы и мышления оказывает традиция (профессиональная, корпоративная, национальная, территориальная, религиозная и т. д.).

Покажем некоторые особенности национальной традиции.

Пример 1.5. Двигатель автомобиля

На одной из выставок демонстрировались двигатели для автомобилей, произведенные компаниями из различных стран.

Французы сделали двигатель с красивым внешним видом, на который было очень приятно смотреть. Чтобы разобрать этот двигатель, нужно было использовать, семь различных инструментов.

Корпус немецкого двигателя был тщательно обработан даже с внутренней стороны, где не требовалась обработка. Чтобы его разобрать, нужно было использовать три инструмента.

Американский двигатель был внешне не красив, внутренние стороны корпуса были обработаны только в необходимых местах. Для его разборки требовался только один инструмент.

Пример 1.6. Цветы в Альпах

В Швейцарских Альпах путника призывают не рвать цветы.

Призывы эти сделаны с учетом национальной психологии.

Надпись, сделанная по-французски, гласит: «Наслаждайтесь цветами, но не обрывайте их!».

На английском языке она звучит как вежливая просьба: «Пожалуйста, не рвите цветы!».

Немецкое запрещение категорично — «Цветы не рвать!».

Этот вид психологической инерции можно преодолеть, если рассмотреть, как можно большее количество «решений», предлагаемых другими специальностями, компаниями, странами, национальностями и религиями и т. д. При этом необходимо использовать самые лучшие решения.

1.3.4. Система ценностей

Ценностные представления о вещах и понятиях (система ценностей) накладывают на них свое мировоззрение, которое мешает их увидеть в другом свете.

Пример 1.7. Вода

В странах, где много рек и озер, вода считается даровым ресурсом, а в пустыни каждый глоток воды ценится очень дорого.

Преодоление этого вида психологической инерции требует изменить представление об имеющейся ценности. Представить наиболее ценный объект рассмотрения неценным или наоборот, неценный — ценным и представить для себя следствия этого подхода.

1.3.5. Принцип действия

Пожалуй, с особым упорством психологическая инерция проявляется в сохранении прежнего принципа действия в новых изобретениях. Много таких примеров хранит история техники. Вспомним некоторые из них.

Пример 1.8. Первое паровое судно

Первое паровое судно, построенное в конце XVIII века американским изобретателем Джоном Фитчем (John Fitch), приводилось в движение… веслами. Гребцы были заменены паровым двигателем, в остальном старый принцип действия корабля не изменился (рис. 1.4). А главное, что движитель (весла) были оставлены от старого судна.

Рис. 1.4. Первый пароход

Первый пароход изобретенДжоном Фитчем в декабре 1786 г1.

Пример 1.9. Шагающий паровоз

Паровоз, изобретенный Уильямом Бруном (William Brunton), использовал принцип действия лошади. В качестве движителя использовались не колеса, а ноги (рис. 1.5). С помощью их паровоз отталкивался. Брун получил патент 3 700, выданный 22 мая 1813 г.

Рис. 1.5. Шагающий паровоз2

Преодоление этого вида психологической инерции требует функционального подхода. Принцип действия подбирается, так, чтобы максимально эффективно выполнить функцию.

1.3.6. Форма

Сохранение старой формы в новых изобретениях — один из наиболее рапространенных видов психологической инерции.

Рассмотрим пример из история техники.

Пример 1.10. Первый автомобиль

Первый автомобиль повторял форму привычной коляски. Паровой двигатель этого автомобиля был расположен впереди в специальном кожухе, выполненном в форме… крупа лошади. Интересно, что и управление этой машиной осталось традиционным. Повороты осуществлялись с помощью привычных… вожжей. Посмотрите на карикатуру того времени (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Первый автомобиль3

Преодоление этого вида психологической инерции требует функционального подхода. Форма подбирается так, чтобы максимально эффективно выполнить функцию и принцип действия.

Однако, иногда старая форма может быть следствием психологической инерции потребителей, отдающих предпочтение привычному, традиционному представлению об изделии. Все большее распространение получают изделия в стиле «ретро». Кроме того, старые формы часто повторяются в моде.

Использование методов развития творческого воображения позволяет управлять психологической инерцией.

1.4. Отсутствие системного мышления

Помимо психологической инерции традиционному мышлению свойственно отсутствие системного мышления (системного подхода).

Прежде всего, вспомним притчу.

Пример 1.11. Притча о слепцах

К слепым подвели по очереди слона и просили описать, что это такое (рис. 1.7).

Один из них потрогал ногу и сказал, что это что-то круглое и толстое, похожее на столб.

Другой потрогал хобот и сказал, что это что-то гибкое, похожее на змею.

Третий потрогал хвост и сказал, что это что-то тонкое, похожее на веревку.

Четвертый потрогал бок и сказал, что это похоже на стену.

Рис. 1.7. Слепцы4

Пример 1.12. Миндас

Царь Миндас с почетом принял в своем дворце учителя Диониса Силена, отставшего от Диониса. В награду Дионис предложил Миндасу выбрать себе любой дар.

Миндас воскликнул:

— О, великий бог Дионис, сделай так, чтобы все, к чему прикоснусь, превращалось в чистое, блестящее золото!

Миндас не подумал, что пища и его близкие тоже будут превращаться в золото.

Понятие системного мышления мы рассмотрим ниже (глава 3).

Выводы

Использование традиционного метода проб и ошибок приводит к:

— неоправданно большим затратам времени и средств на проектирование и производство;

— невысокой вероятности получения идей требуемого уровня в выделенные сроки.

Очевидно, что необходима другая более прогрессивная технология получения идей. Такая технология создана русским ученым Г. С. Альтшуллером. Он назвал ее теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

1.5. Самостоятельная работа

1.5.1. Контрольные вопросы

1. Какое место занимает изобретательство в инженерной деятельности?

2. Что такое метод «проб и ошибок»? Его достоинства и недостатки?

3. Что такое психологическая инерция? Расскажите о природе психологической инерции. Какие виды психологической инерции вы можете привести?

1.5.2. Темы докладов и рефератов

1. Роль метода «проб и ошибок» в изобретательстве.

2. Виды психологической инерции и способы преодоления ее.

1.5.3. Выполните задания

1. Приведите примеры на разные виды психологической инерции. Покажите возможность преодоления каждого из видов психологической инерции.

Скачать материал

Методы исследованияРабота учителя истории и обществознания МБОУ «Дубровская С...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 264 человека из 64 регионов

  • Сейчас обучается 383 человека из 62 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Методы исследованияРабота учителя истории и обществознания МБОУ «Дубровская С...

    1 слайд

    Методы исследования
    Работа учителя истории и обществознания МБОУ «Дубровская СОШ Оханского района Пермского края
    Баяндиной Зои Владимировны

  • Термин «исследовательский метод»предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под кото...

    2 слайд

    Термин «исследовательский метод»
    предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте».
    другие названия этого метода — эвристический, лабораторно–эвристический, опытно–испытательный, метод лабораторных уроков, естественнонаучный, исследовательский принцип (подход), метод эвристического исследования, метод проектов и др.

  • Метод (гр. methodos) это способ познания, исследования явлений природы и обще...

    3 слайд

    Метод (гр. methodos) это способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; прием, способ и образ действий.

  • Метод — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкрет...

    4 слайд

    Метод — путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретных задач. Это совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.

  • всеобщий, или философский, общенаучные и методы частных наук; • констатирующ...

    5 слайд

    всеобщий, или философский, общенаучные и методы частных наук;
    • констатирующие и преобразующие;
    • эмпирические и теоретические;
    • качественные и количественные;
    • содержательные и формальные;
    • методы сбора эмпирических данных, проверки и опровержения гипотез и теории;
    • описания, объяснения и прогноза;
    • обработки результатов исследования.
    Методы подразделяются на следующие

  • К общенаучным методам относятся эмпирические теоретическиеНаблюдение
Методы о...

    6 слайд

    К общенаучным методам относятся
    эмпирические
    теоретические
    Наблюдение
    Методы опроса:
    Беседа,
    Анкетирование
    Интервьюирование.
    Эксперимент
    Тестирование
    Сравнение
    Счет
    Измерение
    Ранжирование

    Анализ
    Синтез
    Индукция
    Дедукция
    Обобщение
    Абстрагирование
    Формализация
    Аксиоматический метод
    Аналогия
    Классификация
    Систематизация

  • ♦	адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному ма...

    7 слайд

    ♦адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу;
    ♦соответствие современным принципам научного исследования;
    ♦прогностичность, т.е. научная обоснованность, что выбранный метод даст новые и надежные результаты;
    ♦соответствие логическому этапу исследования;
    ♦комплексная взаимосвязь с другими методами.
    Общие критерии отбора методов исследования

  • эмпирический: наблюдение, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собесед...

    8 слайд

    эмпирический: наблюдение, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты, метод проб и ошибок и т.д
    экспериментально-теоретический: эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, гипотетический, исторический и логический методы.
    Методы теоретического уровня: абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и т.д.

    Метатеоретический: диалектический и метод системного анализа.

    Разнообразные методы научного познания условно подразделяются на ряд уровней

  • Наблюдение - активный познавательный процесс, который опирается на работу о...

    9 слайд

    Наблюдение — активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность.
    Целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.

    .

  • • кратковременное (срез) и продолжительное / лонгитюдное (продолжающееся на п...

    10 слайд

    • кратковременное (срез) и продолжительное / лонгитюдное (продолжающееся на протяжении длительного времени, например, наблюдение за психическим развитием ребенка с момента его рождения);
    • непосредственное и опосредованное (предполагающее применение вспомогательных средств, например, видеоаппаратуры);
    • выборочное (направленное на отслеживание отдельных параметров наблюдаемого) и сплошное (фиксирующее любые проявления и изменения объекта наблюдения в определенных ситуациях).
    А) включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение и не включённое — «со стороны»;
    открытое и скрытое (инкогнито)

    Виды наблюдения

  • - определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение); - в...

    11 слайд

    — определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);
    — выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);
    — выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);
    — выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);
    — обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).
    Этапы наблюдения

  • Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование. Беседа проводится по заране...

    12 слайд

    Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование.

    Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

    Интервьюирование — разновидность беседы. Исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

    Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Анкета, опросный лист или вопросник, организованный особым образом. Включает в себя формулировки вопросов, логически связанных с общей задачей исследования, и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или предложить свои.

  • превышать возможности памяти и компетенции опрашиваемых; 
 вызывать отрицате...

    13 слайд

    превышать возможности памяти и компетенции опрашиваемых;
    вызывать отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондентов;
    навязывать мнение социолога;
    быть перегружены вариантами ответов.
    Вопросы анкеты не должны

  • В первой части анкеты содержится обращение к респонденту, где ясно излагаются...

    14 слайд

    В первой части анкеты содержится обращение к респонденту, где ясно излагаются цели и задачи исследования, объясняется порядок заполнения анкеты. Если анкетирование анонимное, то об этом сообщается респонденту.
    Вторая часть анкеты содержит вопросы. Причем в начале располагаются более простые вопросы, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшую восприимчивость.
    Композиционное построение анкеты

  • . широко используется в отечественной и зарубежной социологической практике....

    15 слайд

    . широко используется в отечественной и зарубежной социологической практике. К этому методу социологи обращаются чаще всего, во-первых, на начальном этапе исследования, и, во-вторых, на заключительном этапе исследования, как к одному из методов контроля, проверки полученной информации.

    Метод опроса экспертов (метод экспертных оценок)

  • это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношения...

    16 слайд

    это метод сбора первичной социальной информации о межличностных отношениях в малых социальных группах.
    Социометрический метод

  • Эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, прием...

    17 слайд

    Эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности.
    Собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций.

  • 1) лабораторный эксперимент, обычно проводимый в специально оборудованных пом...

    18 слайд

    1) лабораторный эксперимент, обычно проводимый в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать о его истинном назначении;
    2) естественный эксперимент, участники которого не знают о том, что выступают в роли испытуемых.
    Два основных вида эксперимента

  • позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями.
сравни...

    19 слайд

    позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями.
    сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность.
    для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным (в плане конкретной познавательной задачи) признакам.

    Сравнение

  • процедура определения численного значения некоторой величины посредством един...

    20 слайд

    процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения.
    Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.
    качество измерения зависит от усердия ученого, от применяемых им методов, но главным образом — от имеющихся измерительных приборов
     Измерение

  • метод изучения объектов на моделях, позволяющий получать знания при помощи за...

    21 слайд

    метод изучения объектов на моделях, позволяющий получать знания при помощи заменителей (моделей) реальных объектов.
    Виды материальных моделей:
    Пространственно подобные (геометрически подобные) — макеты или муляжи.
    Физически подобные.
    Математически подобные.

    Моделирование

  • Анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенност...

    22 слайд

    Анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило.

  • В результате применения синтеза происходит соединение знаний, полученных в ре...

    23 слайд

    В результате применения синтеза происходит соединение знаний, полученных в результате использования анализа в единую систему.

    Синтез – соединение отдельных сторон предмета в единое целое.

  • Индуктивные и дедуктивные методы — это логические методы обобщения полученных...

    24 слайд

    Индуктивные и дедуктивные методы — это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.

  • Теоретические методы  необходимы для определения проблем, формулирования гипо...

    25 слайд

    Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков; общих и специальных работ; исторических документов; периодической печати и др.

  • http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/programma-organizacii-proe...

    27 слайд

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/programma-organizacii-proektno-issledovatelskoy-deyatelnosti
    http://www.center-yf.ru/data/Marketologu/Osnovnye-metody-issledovaniya.php
    http://sosncdt.narod.ru/01/12.htm
    http://www.coolreferat.com/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B_%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9_5

    Литература

Краткое описание документа:

Презентация «Методы исследования» может быть
использована учителями и обучающимися при написании исследовательских работ. В
презентации даётся понятие «метод». Раскрываются виды методов, их характеристика.
Более подробно рассматриваются те методы, которые чаще всего используют
обучающиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью в школе. это
наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, моделирование.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 285 714 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 15.08.2015
  • 921
  • 0
  • 15.08.2015
  • 8575
  • 1
  • 15.08.2015
  • 979
  • 0
  • 15.08.2015
  • 2893
  • 8

Рейтинг:
3 из 5

  • 15.08.2015
  • 1800
  • 9
  • 15.08.2015
  • 8413
  • 21
  • 15.08.2015
  • 772
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания конституционного права с учетом реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в вузе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Наблюдающиеся в произношении и ударении слов ошибки можно выправить
  • Набирать текст с исправлением ошибок
  • Набираешь текст он исправляет ошибки
  • Набираешь слово и чтобы исправляло ошибки
  • Наберите на клавиатуре определение фол ошибка при контакте