На столе лежала обертка от конфеты ошибка в образовании

        Вариант 1

Исправить грамматические ошибки и указать их тип

  1. Много молодёжи пришли на вечер танцев.
  2. Никто из пришедших не поздоровались с ней.
  3. Глядя на эту ветку, мне  вспомнилась
    молодость.
  4. Мартышка увидела в зеркале и стукнула лапой.
  5. К триста двадцать шести прибавить
    шестнадцать, из девяносто семь вычесть пятьдесят.
  6. В евонном отряде было много башкиров,
    татаров, уральских рабочих.
  7. Используя этот крем, ваша кожа станет более
    нежнее.
  8. Посмотрел я в окно. И там увидел большую
    птицу.
  9. Перед боем солдаты одевают чистые рубахи,
    готовятся.
  10.  Таня сообщила о себе, что я поеду в лагерь.
  11.  Читающая девочка книгу сидела за столом.
  12.  Росшие незабудки у ручья уже зацвели.
  13.  Недорослями называются молодых людей, не
    получившими  образования и которые стремились к праздной жизни.
  14.  Рискуя, милиционер обезвредил преступников.
  15.  Во время похода кто-то из детей плелся взади всех.

             Вариант 2

Исправить грамматические ошибки и указать их
тип

1.     
Опавшая листва с деревьев усыпала тропинку.

2.     
На ихних огородах много травы наросло.

3.     
Скипятил я чайник на костре.

4.     
Мы увидели лебедей, которые прилетели на озеро,
которое находилось вблизи села.

5.     
Арендатор владел восемьсот шестьдесят пяти гектарам
земли.

6.     
Кто сказал. Что надо бросить песню на войне.

7.     
Учитель спросил,  которая из девочек  будет читать
стихи.

8.     
Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем
полоненым.

9.     
Подумав о будущем, оно казалось мне  таким далеким.

10.   В детстве мама спрашивала меня: «Кем я хочу быть?»

11.   Носки одеты на обоих ногах.

12.   Ребята любят и гордятся своей страной.

13.   На рисовании ученики делали эскизы для картины.

14.   Мальчик не принес учебник на урок.

15.   На уроке мы говорили о благородности и упрямости.

Г-1: ошибка в образовании слова

Вариант 1

Выпишите  слово с ошибкой (в приставке,
в суффиксе, в корне), исправьте  ее

1.     
На столе лежала обвертка от конфеты.

2.     
Он уже давно изуверился в людях.

3.     
Девочка играется с куклой.

4.     
Он познавает свои ошибки.

5.     
Можно ли вспрыскивать больному сыворотку?

6.     
Можно ли становить учеников парами?

7.     
На клумбе много цветущихся астр.

8.     
Мы осуждаем преклонничество перед ними.

9.     
Свинью весили на весах.

10.   В поле посеяли свеклу на кормеж скоту.

Г-2: ошибка в образовании форм слова

Вариант 1

Выпишите  слово с ошибкой, исправьте  ее

  1. Сегодня холодно,
    поэтому я одела шубу.
  2. В магазин
    привезли моющие импортные обои.
  3. К празднику
    купили 5 кило банан.
  4. Врачиха выписала
    лекарство.
  5. В Индии живут
    индейки, а в Корее – корейки.
  6. В институт я не
    пошла, так как была заболевши.
  7. Становьте сюда
    свой чемодан.
  8. На концерте мы
    видели знаменитых артистов, ихние наряды были из шелка.
  9.  Работу нужно
    закончить к третьему апрелю.
  10.  Ребенок держался
    за коляску обоими руками.

    Г-2: ошибка в образовании форм слова

Вариант 2

Образуйте  форму И.п. мн.ч.

Директор –
директора                                 цех – …

доктор – …                                                   фронт
— …

инспектор — …                                              лектор
— …

профессор — …                                             катер
— …

инженер — …                                                
торт — …

фельдшер — …                                              слесарь
— …

редактор -…                                                 
суп — …

отпуск — …                                                    бухгалтер
— …

якорь — …                                                      аптекарь
— …

трактор — …                                                  
раз — …

договор — …                                                 
почерк — …

выбор — …                                                     дно
(кастрюли) — …

Г-2: ошибка в образовании форм слова

Вариант 3

Поставьте  сущ. в Р.п. мн.ч., выпишите  только
сущ.

  1. Мать велела
    купить  несколько (простыни).
  2. Я не нашла в
    магазинах ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато купила два
    килограмма (помидоры) и (яблоки).
  3. В углу стояло
    несколько (кочерга).
  4. Рим пал от
    нашествия (варвары).
  5. Мне нужно забрать
    брата из (ясли).
  6. Отец купил
    несколько (дыни).
  7. В поход мы взяли
    две пары (сапоги), несколько пар (чулки) и (носки).
  8. Осенью всегда
    бывает много (свадьба).
  9. Крылов написал
    много (басни).
  10.  После
    (заморозки) ягоды стали слаще.

_______________________________________________________________________

Г-2: ошибка в образовании форм слова

Вариант 4

Поставьте  сущ.
в Р.п. мн.ч., выпишите  только сущ.

1.     
 На
Чёрном море много (побережья).

2.     
 Отряд (солдаты) и (партизаны) встретились в лесу.

3.     
 Я был в лесу от (сумерки) до (потёмки).

4.     
 Я встала, сняв ребёнка с (колени).

5.     
 В саду много (яблони), (вишни), (смородина).

6.     
 Сколько же (платья) тебе нужно.

7.     
 Я купила все, кроме (грабли).

8.     
 Над болотом кружила пара (цапли).

9.     
 Сколько (доли) от наследства ты получил?

10.   В нашем городе много (грузины, туркмены, узбеки, цыгане, осетины,
башкиры).

Г-3: ошибка в согласовании слов в р., ч., п.

Согласуйте  прилагательное с существительным в
роде

  1. Чёрн…           кофе
  2. Душист…     шампунь
  3. Нов…       тюль
  4. Компетентн…      жюри
  5. Яблочн…        повидло
  6. Вкусн…         студень
  7. Огромн…       мозоль
  8. Густ…        вуаль
  9. Нов…        табель
  10.  Асфальтированн…    
     шоссе
  11.  Бел…        лебедь
  12.  Интересн…       кино
  13.  Вкусн…            пюре
  14.  Чёрн…             
     рояль
  15.  Строительн…          толь
  16.  Больш…            кенгуру
  17.  Маленьк…        колибри
  18.  Вкусн…            кольраби
  19.  Высокогорн…         плато
  20.  Спел…              картофель

________________________________________________________________

Г- 4: ошибка в связи управления

Из данных слов составьте словосочетания

Образец: приплыть
(к чему?) к берегу.

приплыть                                                            
тосковать

добраться            (берег)                                     
                                          (близкие)

достичь                                                                
скучать

препятствовать           (движение)                        
страдать                           (разлука)

тормозить                                                          
     сетовать

касаться                 
(стол)                                     восхищение

прикасаться                                                        
  уважение                             (подвиг)

                                                           
                    гордость

оплатить          (квартира)                                     
гордиться                         (успехи)

уплатить                                                             
    радоваться

Г-5: ошибка в употреблении причастного оборота

Вариант 1

  1. Узкая дорога была
    покрыта проваливающимся снегом под ногами.
  2. Мой спутник
    указал мне на высокую поднимающуюся гору прямо против нас.
  3. Туристы делились
    полученными впечатлениями за время похода.
  4. Пострадавшим
    жителям села от наводнения была оказана помощь.
  5. Тёмно – голубые
    клочки неба, украшенный звёздами, блестели между тучами.
  6. Всю ночь ветер
    свирепствовавший срывал с деревьев листья.
  7. Галя срезала
    свернувшую прядь волос в колечко.
  8. Мы увидели
    хорошие незабудки у ручья.
  9. Осыпавшиеся
    листья с деревьев шумели под ногами.
  10. Недорослями
    называют молодых людей, недостаточно воспитанными родителями.

Г-6: ошибка в употреблении деепричастного
оборота

Вариант 1

  1. Подъезжая к
    станции и глядя на природу, у меня слетела шляпа.
  2. Проходя по
    механическому цеху, на меня дохнуло жаром.
  3. Глядя на эту
    ветку сирени, мне вспомнилась весна.
  4. Едва овладев
    грамотой, на третьем году обучения в нашу жизнь вошёл английский язык.
  5. Чувствуется ширь,
    взглянув на Волгу.
  6. Взяв её под руку,
    они пошли вместе.
  7. Поступив работать
    на завод, у меня оставалось мало времени.
  8. Вбежав в дом,
    мать возилась на кухне и не обратила на меня внимания.
  9. Глядя на эту
    картину, у меня невольно сжимается сердце.
  10.  Прочитав эту
    роль, в первый момент мне стало даже смешно.

_____________________________________________________________________________

Г-7: ошибка в согласовании подлежащего и
сказуемого

Вариант 1

Допиши окончания глаголов – сказуемых

1.     
В очереди стоял (?)  41 человек.

2.     
Под расписку выдан (?)  1 000 000 рублей.

3.     
1 357 635 избирателей принял (?) участие в
голосовании.

4.     
1 357 621 из них подал (?)  голоса в
поддержку кандидата от демократов.

5.     
Большинство избирателей не голосовал (?) на
выборах.

6.     
Большинство выступавших резко критиковал (?)  правительство.

7.     
38 попугаев стал (?) героями мультфильма.

8.     
В клетке сидел (?) 4 чижика.

9.     
До зарплаты оставал (?)сь 1 000 рублей.

10.  Шел один ишак, шел (шли) сто один ишак.

Г-8: ошибка в употреблении однородных членов.

Вариант 1

  1. В отряде Пугачёва
    было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих.
  2. Она молода, умна,
    красивая.
  3. Композитор
    знакомится и внимательно изучает фольклор.
  4. Он мечтал о
    поездке в Москву, учиться, работать и быть полезным людям.
  5. Недорослями стали
    называть молодых людей, не получивших образования и которые стремились к
    праздной жизни.
  6. Передовые люди
    России боролись против гнёта самодержавия, помещиков и капиталистов.
  7. Принимаются
    заказы на пошив мужского, дамского и военного платья.
  8. Мы любим и
    гордимся Родиной.
  9. О жестоком
    угнетении, нищете и долгом терпении крестьян с болью писал Некрасов.
  10. Если весной войти
    в лес, то можно услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц.

__________________________________________________________________

Г-9: ошибка в построении сложного предложения

Вариант 1

  1. В письме
    говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник –
    Дмухановский.
  2. Рассказы и романы
    Шолохова переведены на многие языки мира, которые читаются с большим
    интересом, понятны и близки всем людям.
  3. Смеха боится даже
    тот, который ничего не боится.
  4. Она презирала то
    общество, из кого она вышла.
  5. Библиотекарь
    спросил у мальчика, что где он оставил книгу.
  6. Научиться играть
    в баскетбол нужна воля и настойчивость.
  7. Мы приблизились к
    озеру, в котором плавали лебеди, которые прилетели недавно с юга.
  8. Раздалось громкое
    рычание, что Петренко остановился.
  9.  Когда казнили
    Тараса, то он не думал, что сам сгорит на костре.
  10.  В то время, что
    машинист набирал воду, в поезде происходил обыск.

Г-10: ошибка в употреблении прямой и косвенной
речи

Вариант 1

1.     
Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем
полоненым.

2.     
Когда у него спросили, что какой твой любимый
герой, он ответил, что не знаю.

3.     
Проводник говорил, что давайте повернем назад.

4.     
В детстве мама спрашивала меня: «Кем я хочу быть?»

5.     
Роман начинается с того, что Онегин думает, что

       Мой дядя
самых честных правил,

       Когда не
в шутку занемог…

6.     
Шеф сказал обо мне: «Я тоже пойду на концерт».

7.     
Шеф сказал о себе, что я тоже пойду на концерт.

8.     
Ученик сослался на недомогание и сказал, что я тоже
не готов к уроку.

Г-11: пропуск необходимого слова

Вариант 1

  1. Ещё до прихода
    немцев в Краснодон Олег знал, что не смирится.
  2. Олег понимает,
    какая опасность грозит, если его арестуют.
  3. Перед боем
    солдаты надевают чистые рубахи, тщательно готовятся.
  4. Рискуя, товарищи
    переправили подпольщика за границу.
  5. Они знают, за что
    борются, и это порождает в их сердцах уверенность.
  6. Владик кое – как прибил
    доску и побежал в волейбол.
  7. Пушкин раскрывает
    Онегина всесторонне.
  8. На собрании было
    принято  работать с понедельника.
  9. На первом уроке
    раздаю учебники, объясняю, как ими пользоваться, как должны себя вести.
  10.  На трудах дети
    делали игрушки из фольги и бумаги.

__________________________________________________________________

Г-12: нарушение границ предложения
(парцелляция)

Вариант 1

  1. Незнакомец не
    рассматривал нас так. Как рассматривали его мы.
  2. Когда управляющий
    вызывал меня. То я замирал от страха.
  3. Осень пришла
    врасплох. И завладела землёй, садами и реками.
  4. Дремали не только
    леса. Но и лесные озёра.
  5. Кое – где по
    дороге попадала угрюмая ракита. Или молодая берёзка.
  6. Теперь газ горит
    в кухнях. В заводских печах.
  7. Обогнув зелёный
    остров. Пароход вошёл в залив.
  8. Несмотря на
    плохую погоду. Ребята пошли в поход.
  9. Он говорил.
    Улыбаясь.
  10.  Дорога в космос
    трудна. И опасна.

Раздаточный материал по русскому языку Карточки по культуре речи: грамматические ошибки

Данный раздаточный материал предназначен для организации практической работы  по предупреждению и исправлению грамматических ошибок учащихся при изучении текущего учебного материала на уроках русского языка.  Его можно использовать в качестве дидактического материала для отработки грамматических норм языка или для контроля знаний и умений учащихся находить и исправлять грамматические ошибки в тексте, а также для проведения специальных уроков культуры речи.   В классификации грамматических ошибок…

Поделитесь с коллегами:

Предупреждение и исправление грамматических ошибокРаздаточный материал по русскому языку Карточки по культуре речи: грамматические ошибкиРаздаточный материал по русскому языку Карточки по культуре речи: грамматические ошибкиРаздаточный материал по русскому языку Карточки по культуре речи: грамматические ошибкиРаздаточный материал по русскому языку Карточки по культуре речи: грамматические ошибкиРаздаточный материал по русскому языку Карточки по культуре речи: грамматические ошибкиРаздаточный материал по русскому языку Карточки по культуре речи: грамматические ошибкиРаздаточный материал по русскому языку Карточки по культуре речи: грамматические ошибкиРаздаточный материал по русскому языку Карточки по культуре речи: грамматические ошибки

Вариант 1

Исправить грамматические ошибки и указать их тип

  1. Много молодёжи пришли на вечер танцев.

  2. Никто из пришедших не поздоровались с ней.

  3. Глядя на эту ветку, мне вспомнилась молодость.

  4. Мартышка увидела в зеркале и стукнула лапой.

  5. К триста двадцать шести прибавить шестнадцать, из девяносто семь вычесть пятьдесят.

  6. В евонном отряде было много башкиров, татаров, уральских рабочих.

  7. Используя этот крем, ваша кожа станет более нежнее.

  8. Посмотрел я в окно. И там увидел большую птицу.

  9. Перед боем солдаты одевают чистые рубахи, готовятся.

  10. Таня сообщила о себе, что я поеду в лагерь.

  11. Читающая девочка книгу сидела за столом.

  12. Росшие незабудки у ручья уже зацвели.

  13. Недорослями называются молодых людей, не получившими образования и которые стремились к праздной жизни.

  14. Рискуя, милиционер обезвредил преступников.

  15. Во время похода кто-то из детей плелся взади всех.

Вариант 2

Исправить грамматические ошибки и указать их тип

  1. Опавшая листва с деревьев усыпала тропинку.

  2. На ихних огородах много травы наросло.

  3. Скипятил я чайник на костре.

  4. Мы увидели лебедей, которые прилетели на озеро, которое находилось вблизи села.

  5. Арендатор владел восемьсот шестьдесят пяти гектарам земли.

  6. Кто сказал. Что надо бросить песню на войне.

  7. Учитель спросил, которая из девочек будет читать стихи.

  8. Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полоненым.

  9. Подумав о будущем, оно казалось мне таким далеким.

  10. В детстве мама спрашивала меня: «Кем я хочу быть?»

  11. Носки одеты на обоих ногах.

  12. Ребята любят и гордятся своей страной.

  13. На рисовании ученики делали эскизы для картины.

  14. Мальчик не принес учебник на урок.

  15. На уроке мы говорили о благородности и упрямости.

Г-1: ошибка в образовании слова

Вариант 1

Выпишите слово с ошибкой (в приставке, в суффиксе, в корне), исправьте ее

  1. На столе лежала обвертка от конфеты.

  2. Он уже давно изуверился в людях.

  3. Девочка играется с куклой.

  4. Он познавает свои ошибки.

  5. Можно ли вспрыскивать больному сыворотку?

  6. Можно ли становить учеников парами?

  7. На клумбе много цветущихся астр.

  8. Мы осуждаем преклонничество перед ними.

  9. Свинью весили на весах.

  10. В поле посеяли свеклу на кормеж скоту.

Г-2: ошибка в образовании форм слова

Вариант 1

Выпишите слово с ошибкой, исправьте ее

  1. Сегодня холодно, поэтому я одела шубу.

  2. В магазин привезли моющие импортные обои.

  3. К празднику купили 5 кило банан.

  4. Врачиха выписала лекарство.

  5. В Индии живут индейки, а в Корее — корейки.

  6. В институт я не пошла, так как была заболевши.

  7. Становьте сюда свой чемодан.

  8. На концерте мы видели знаменитых артистов, ихние наряды были из шелка.

  9. Работу нужно закончить к третьему апрелю.

  10. Ребенок держался за коляску обоими руками.

Г-2: ошибка в образовании форм слова

Вариант 2

Образуйте форму И.п. мн.ч.

Директор — директора цех — …

доктор — … фронт — …

инспектор — … лектор — …

профессор — … катер — …

инженер — … торт — …

фельдшер — … слесарь — …

редактор -… суп — …

отпуск — … бухгалтер — …

якорь — … аптекарь — …

трактор — … раз — …

договор — … почерк — …

выбор — … дно (кастрюли) — …

Г-2: ошибка в образовании форм слова

Вариант 3

Поставьте сущ. в Р.п. мн.ч., выпишите только сущ.

  1. Мать велела купить несколько (простыни).

  2. Я не нашла в магазинах ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато купила два килограмма (помидоры) и (яблоки).

  3. В углу стояло несколько (кочерга).

  4. Рим пал от нашествия (варвары).

  5. Мне нужно забрать брата из (ясли).

  6. Отец купил несколько (дыни).

  7. В поход мы взяли две пары (сапоги), несколько пар (чулки) и (носки).

  8. Осенью всегда бывает много (свадьба).

  9. Крылов написал много (басни).

  10. После (заморозки) ягоды стали слаще.

_______________________________________________________________________

Г-2: ошибка в образовании форм слова

Вариант 4

Поставьте сущ. в Р.п. мн.ч., выпишите только сущ.

  1. На Чёрном море много (побережья).

  2. Отряд (солдаты) и (партизаны) встретились в лесу.

  3. Я был в лесу от (сумерки) до (потёмки).

  4. Я встала, сняв ребёнка с (колени).

  5. В саду много (яблони), (вишни), (смородина).

  6. Сколько же (платья) тебе нужно.

  7. Я купила все, кроме (грабли).

  8. Над болотом кружила пара (цапли).

  9. Сколько (доли) от наследства ты получил?

  10. В нашем городе много (грузины, туркмены, узбеки, цыгане, осетины, башкиры).

Г-3: ошибка в согласовании слов в р., ч., п.

Согласуйте прилагательное с существительным в роде

  1. Чёрн… кофе

  2. Душист… шампунь

  3. Нов… тюль

  4. Компетентн… жюри

  5. Яблочн… повидло

  6. Вкусн… студень

  7. Огромн… мозоль

  8. Густ… вуаль

  9. Нов… табель

  10. Асфальтированн… шоссе

  11. Бел… лебедь

  12. Интересн… кино

  13. Вкусн… пюре

  14. Чёрн… рояль

  15. Строительн… толь

  16. Больш… кенгуру

  17. Маленьк… колибри

  18. Вкусн… кольраби

  19. Высокогорн… плато

  20. Спел… картофель

________________________________________________________________

Г- 4: ошибка в связи управления

Из данных слов составьте словосочетания

Образец: приплыть (к чему?) к берегу.

приплыть тосковать

добраться (берег) (близкие)

достичь скучать

препятствовать (движение) страдать (разлука)

тормозить сетовать

касаться (стол) восхищение

прикасаться уважение (подвиг)

гордость

оплатить (квартира) гордиться (успехи)

уплатить радоваться

Г-5: ошибка в употреблении причастного оборота

Вариант 1

  1. Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

  2. Мой спутник указал мне на высокую поднимающуюся гору прямо против нас.

  3. Туристы делились полученными впечатлениями за время похода.

  4. Пострадавшим жителям села от наводнения была оказана помощь.

  5. Тёмно — голубые клочки неба, украшенный звёздами, блестели между тучами.

  6. Всю ночь ветер свирепствовавший срывал с деревьев листья.

  7. Галя срезала свернувшую прядь волос в колечко.

  8. Мы увидели хорошие незабудки у ручья.

  9. Осыпавшиеся листья с деревьев шумели под ногами.

  10. Недорослями называют молодых людей, недостаточно воспитанными родителями.

Г-6: ошибка в употреблении деепричастного оборота

Вариант 1

  1. Подъезжая к станции и глядя на природу, у меня слетела шляпа.

  2. Проходя по механическому цеху, на меня дохнуло жаром.

  3. Глядя на эту ветку сирени, мне вспомнилась весна.

  4. Едва овладев грамотой, на третьем году обучения в нашу жизнь вошёл английский язык.

  5. Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.

  6. Взяв её под руку, они пошли вместе.

  7. Поступив работать на завод, у меня оставалось мало времени.

  8. Вбежав в дом, мать возилась на кухне и не обратила на меня внимания.

  9. Глядя на эту картину, у меня невольно сжимается сердце.

  10. Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно.

_____________________________________________________________________________

Г-7: ошибка в согласовании подлежащего и сказуемого

Вариант 1

Допиши окончания глаголов — сказуемых

  1. В очереди стоял (?) 41 человек.

  2. Под расписку выдан (?) 1 000 000 рублей.

  3. 1 357 635 избирателей принял (?) участие в голосовании.

  4. 1 357 621 из них подал (?) голоса в поддержку кандидата от демократов.

  5. Большинство избирателей не голосовал (?) на выборах.

  6. Большинство выступавших резко критиковал (?) правительство.

  7. 38 попугаев стал (?) героями мультфильма.

  8. В клетке сидел (?) 4 чижика.

  9. До зарплаты оставал (?)сь 1 000 рублей.

  10. Шел один ишак, шел (шли) сто один ишак.

Г-8: ошибка в употреблении однородных членов.

Вариант 1

  1. В отряде Пугачёва было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих.

  2. Она молода, умна, красивая.

  3. Композитор знакомится и внимательно изучает фольклор.

  4. Он мечтал о поездке в Москву, учиться, работать и быть полезным людям.

  5. Недорослями стали называть молодых людей, не получивших образования и которые стремились к праздной жизни.

  6. Передовые люди России боролись против гнёта самодержавия, помещиков и капиталистов.

  7. Принимаются заказы на пошив мужского, дамского и военного платья.

  8. Мы любим и гордимся Родиной.

  9. О жестоком угнетении, нищете и долгом терпении крестьян с болью писал Некрасов.

  10. Если весной войти в лес, то можно услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц.

__________________________________________________________________

Г-9: ошибка в построении сложного предложения

Вариант 1

  1. В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник — Дмухановский.

  2. Рассказы и романы Шолохова переведены на многие языки мира, которые читаются с большим интересом, понятны и близки всем людям.

  3. Смеха боится даже тот, который ничего не боится.

  4. Она презирала то общество, из кого она вышла.

  5. Библиотекарь спросил у мальчика, что где он оставил книгу.

  6. Научиться играть в баскетбол нужна воля и настойчивость.

  7. Мы приблизились к озеру, в котором плавали лебеди, которые прилетели недавно с юга.

  8. Раздалось громкое рычание, что Петренко остановился.

  9. Когда казнили Тараса, то он не думал, что сам сгорит на костре.

  10. В то время, что машинист набирал воду, в поезде происходил обыск.

Г-10: ошибка в употреблении прямой и косвенной речи

Вариант 1

  1. Игорь сказал, что хочу лучше быть убитым, чем полоненым.

  2. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой, он ответил, что не знаю.

  3. Проводник говорил, что давайте повернем назад.

  4. В детстве мама спрашивала меня: «Кем я хочу быть?»

  5. Роман начинается с того, что Онегин думает, что

Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог…

  1. Шеф сказал обо мне: «Я тоже пойду на концерт».

  2. Шеф сказал о себе, что я тоже пойду на концерт.

  3. Ученик сослался на недомогание и сказал, что я тоже не готов к уроку.

Г-11: пропуск необходимого слова

Вариант 1

  1. Ещё до прихода немцев в Краснодон Олег знал, что не смирится.

  2. Олег понимает, какая опасность грозит, если его арестуют.

  3. Перед боем солдаты надевают чистые рубахи, тщательно готовятся.

  4. Рискуя, товарищи переправили подпольщика за границу.

  5. Они знают, за что борются, и это порождает в их сердцах уверенность.

  6. Владик кое — как прибил доску и побежал в волейбол.

  7. Пушкин раскрывает Онегина всесторонне.

  8. На собрании было принято работать с понедельника.

  9. На первом уроке раздаю учебники, объясняю, как ими пользоваться, как должны себя вести.

  10. На трудах дети делали игрушки из фольги и бумаги.

__________________________________________________________________

Г-12: нарушение границ предложения (парцелляция)

Вариант 1

  1. Незнакомец не рассматривал нас так. Как рассматривали его мы.

  2. Когда управляющий вызывал меня. То я замирал от страха.

  3. Осень пришла врасплох. И завладела землёй, садами и реками.

  4. Дремали не только леса. Но и лесные озёра.

  5. Кое — где по дороге попадала угрюмая ракита. Или молодая берёзка.

  6. Теперь газ горит в кухнях. В заводских печах.

  7. Обогнув зелёный остров. Пароход вошёл в залив.

  8. Несмотря на плохую погоду. Ребята пошли в поход.

  9. Он говорил. Улыбаясь.

  10. Дорога в космос трудна. И опасна.

Урок русского языка в 10 классе

«Грамотная речь как показатель культуры».

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид: урок — практикум

Формы организации учебной деятельности:

индивидуальная, групповая, фронтальная.

Цели урока:

Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по культуре речи; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок;

Развивающий аспект: развивать языковые компетенции; развивать творческие способности учащихся;

Воспитательный аспект: воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Задачи урока:

систематизировать теоретические знания по развитию речи, по основным разделам русского языка: орфоэпии, лексике;

совершенствовать навыки правописания.

Методы работы:

репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый; продуктивные, творческие; познавательные, эмоциональные; индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;

индивидуальные, групповые, парные, фронтальные;

Прогнозируемый результат: предполагается понимание учащимися практической значимости грамотной речи, формирование видения речевых и грамматических ошибок и умения их исправлять, продуктивная подготовка к ЕГЭ.

Оборудование: доска, карточки, задания по типу ЕГЭ, раздаточный материал.

Ход урока.

«Для интеллигентного человека 
дурно говорить так же неприлично, 
как не уметь читать и писать». 
А. П. Чехов

1.Организационный момент. Введение в тему.

1) Работа с эпиграфом в виде беседы. Постановка учебной задачи

Ребята, прочитайте, пожалуйста, эпиграф к нашему уроку. (Словарная работа) Все ли слова вам понятны, чтобы в целом понять высказывание А.П. Чехова?

Что значит быть ИНТЕЛЛИГЕНТНЫМ? Подберите слова-синонимы к данному слову.

Синонимы к слову «интеллигентный»

культурный
разумный
образованный
цивилизованный
воспитанный
просвещенный

А что значит ДУРНО говорить (плохо, неправильно, безграмотно)

Прочитав эпиграф к нашему уроку, ответьте о чём сегодня пойдет разговор, чем будем сегодня заниматься? ( о грамотной речи, о правильной речи; о русском языке)

Итак, тема урока «Грамотная речь как показатель культуры».

Определите цели и задачи урока по схеме : ВСПОМНИТЬ, УЗНАТЬ, НАУЧИТЬСЯ (на доске).

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Мы много с вами говорим о правильной речи, много работаем над ней. Но можем ли мы утверждать, что наша речь грамотная, достаточно ли у вас знаний, чтобы делать свою речь грамотной??? Давайте проверим, выполнив небольшое задание.

Начнем с того, что грамотный человек должен правильно произносить слова. И это тоже говорит о его культуре.

Ваша задача — в течение 3-5 минут расставить ударение в предложенных словах. Кто желает прочитать текст, почувствовать себя диктором, умелым рассказчиком.

Вечер начался.  Жалюзи были опущены, свет включен. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки шампанского. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантамиБезудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеяно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоем, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.

Вечер началсЯ. ЖалюзИ были опущены, свет включЁн. На столах уже стояли тОрты и откУпоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдАтаи клуба, которые по срЕдам проводили здесь cвой досУг: джентльмЕны в щегольскИх костюмах, дамы в декольтИрованных платьях, украшенных шАрфами и бАнтамиБезУдержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бАрмен у стойки рассеяно переставлял ополОснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунИке из атлАса, с крупными Ирисами в руках, эта танцОвщица была красИвее всех. Влюбленный юноша мечтал о том, как они закружАтся вдвоем, но девушка, избалОванная мужским вниманием, даже мЕльком не взглянула на него.

— Разверните конверт и исправьте ошибки!

— Какой мы можем сделать вывод? Конечно, нам есть нам чем работать!!!

ПРОСМОТР НА КОМПЬЮТЕРЕ РОЛИКА (фрагмент из ХФ «Ликвидация»

Какие ошибки вы слышите? (нарушение управления)

А ГДЕ У ВАС СЛУЧИЛОСЬ? ВМЕСТО ЧТО У ВАС СЛУЧИЛОСЬ?

А Я ЗА ЧТО? ВМЕСТО А Я О ЧЁМ?

Чем оправданы эти явления? (нарушение управления оправдано диалектными особенностями языка г. Одессы.

— а чем отличается литературный язык от языка художественной литературы? Литературный язык – нормированный язык, одинаковый для всех носителей языка, понятный всем. (ОВАЩ- ОВАСЧ- ОВОЩ)

Ребята, скажите пожалуйста, сто такое НОРМА? (Отвечают) А что говорит нам словарь С. Ожегова?

Норма – узаконенное установление, признанный порядок, строй чего-нибудь

КАКИЕ языковые нормы вы знаете? (Отвечают)

Итак, по ходу нашего языкового тренинга или практикума мы попробуем составить кластер «Нормы литературного языка»

Итак, НАЧИНАЕМ

  1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

  2. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ

3. 1 января 1971 года в «Известиях» был помещен новогодний фельетон, в котором изображалась такая «грамматическая дискуссия»:

« — Так вот, — говорю, — однажды меня назначили тамадой … — Дорогие товарищи! — сказал я, когда пробил мой час. — Среди нас, тамадов … — Хозяйка хихикнула. — Извините, — сказал я, — среди нас, тамад … Тамадей! — выкрикнул один гость. — Тамадьев! — вступил в конкурс веселых и находчивых другой. — Тамадух! — совсем уже не к месту выпалила одна присутствующая дама … И я подумал: а почему нет школы подготовки этих … тамад … тамадов … тамадьев … тамадей… Тьфу, напасть! Наверное, потому и нет». Так как же образовать родительный падеж множественного числа от «тамада»?

родительный Кого, чего? Тамад

Задание1

Образуйте форму Р.п мн.числа существительных

Им. падеж

Р. падеж мн.ч.

полотенце

Полотенец

дно

Доньев

Кочерга

Кочерёг

Носки

Носков

Чулки

Чулок

Мандарин

Мандаринов

Макароны

Макарон

брелок

брелоки

Образуйте форму повелительного наклонения глаголов

Лечь

Ехать

бежать

Образуйте форму И.п. мн.ч.

директор

договор

Лектор

Профессор

тренер

ошибка в согласовании слов в р., ч., п.

Согласуйте прилагательное с существительным в роде

Чёрн…

кофе

Душист…

шампунь

Нов…

тюль

Огромн…

мозоль

Густ…

вуаль

ВЫВОД: образование форм слова разных частей речи (морфологическая норма) ЗАДАНИЕ 2

Выпишите слово с ошибкой (в приставке, в суффиксе, в корне), исправьте ее

На столе лежала обвертка от конфеты.

Он уже давно изуверился в людях.

Девочка играется с куклой.

Он познавает свои ошибки.

Можно ли вспрыскивать больному сыворотку?

Можно ли становить учеников парами?

На клумбе много цветущихся астр.

Мы осуждаем преклонничество перед ними.

Свинью весили на весах.

В поле посеяли свеклу на кормеж скоту

ВЫВОД: образование слов (словообразовательные нормы)

ЗАДАНИЕ 3 СТР В СЕНИНОЙ

Исправьте ошибки и определите тип, используя таблицу в пособии Сениной.

Узкая дорога была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

ошибка в употреблении причастного оборота

Недорослями называют молодых людей, недостаточно воспитанными родителями.

Глядя на эту картину, у меня невольно сжимается сердце.

ошибка в употреблении деепричастного оборота

Прочитав эту роль, в первый момент мне стало даже смешно.

Большинство избирателей не голосовал (?) на выборах.

ошибка в согласовании подлежащего и сказуемого

Все, кто пришли на стадион, были рады победе

Композитор знакомится и внимательно изучает фольклор.

ошибка в употреблении однородных членов

В отряде Пугачёва было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих.

В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник – Дмухановский.

ошибка в построении сложного предложения

Ученик сослался на недомогание и сказал, что я тоже не готов к уроку.

ошибка в употреблении прямой и косвенной речи

В детстве мама спрашивала меня: «Кем я хочу быть?»

ВЫВОД: Построение словосочетаний и предложений (Синтаксическая норма)

ЗАДАНИЕ 4

Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово

ВЕЧНАЯ пыль покрывала всю мебель, и помещение произвело на нас удручающее впечатление.

Вокруг расстилалась безбрежным морем КАМЕННАЯ пустыня, в которой группами росли кактусы, покрытые крупными розовыми цветами.

исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. 

Хочу познакомиться вас с этим юным вундеркиндом
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово.

В конце XVII столетия сторонники царевны Софии одержали поражение в битве с войсками молодого преобразователя России Петра Великого.

ВЫВОД: Употребление слов в точном соответствии их значения (Лексическая норма)

Мы составили кластер «Нормы литературного языка». Конечно, разобрали не все примеры нарушения норм.

Предлагаю, немного отвлечься и послушать музыку, Зачем?????…

Песня — это мощное средство воспитания речевой культуры человека. Для подрастающего поколения музыка, песни – неотъемлемая часть их жизни. Но задумываемся ли мы над смыслом текстов этих песен? Как они могут воздействовать на наше сознание? Какие чувства и мысли выражены в этих песнях? Ведь современная песня, к сожалению, насыщена многими речевыми ошибками, и нельзя допустить, чтобы для молодежи стала образцовой речь ненормативная, с нарушениями норм литературного языка.

Предлагаю поработать экспертами и корректорами

Нередко грамматические ошибки мы встречаем и в Х фильмах

У А.С. Пушкина есть такие строки: « Как уст румяных без улыбки, без грамматической ошибки я русской речи не люблю…»

Ребята, для чего это? Чтобы говорить грамотно, не допускать ошибок в написании Итогового сочинения и успешной сдачи ЕГЭ. Мы говорили сегодня об ошибках, но не ошибается только тот, кто ничего не делает. А ничего не делать тоже ошибка!!! Удачи вам, успехов. Спасибо

Гость:

1. Мама, уже вытершая всю посуду, с удивлением смотрела на меня. 2. Васька, больно ушибший ногу, горько плачет. 3. Девочка, уже заплётшая косу, с удивлением смотрит на брата. 4. А у меня всё давно уже убрано! 5. Когда мы подбежали к телеге, то увидели, что мешок порван и из него сыпалась мука. 6. Это оказался медведь, забредший ночью в деревню. 7. Проголодавшегося медведя тянуло к жилью. 8. На столе стоял букет цветущих астр. 9. В комнате, как в осыпающемся саду, тихо и светло. 10. Шёрстка у котёнка была длинная, лоснящаяся. 11. Мы опоздали к началу заседания по не зависящим от нас причинам. 12. В центре повествования стоит образ молодого героя, страдающего от неразделённой любви. 13. Лучшие рабочие, трудящиеся на строительстве моста, были отмечены ценными подарками. 14. В поход мы взяли только небьющуюся посуду. 15. Шум, издаваемый водопадом, слышен издалека. 16. Передайте наилучшие пожелания матушке. Остаюсь уважающий Вас – Артём. 17. Если мы будем работать спустя рукава, мы не выполним государственного заказа в срок и не получим новых кредитов.
Ошибки в образовании причастий и деепричастий заключаются в неверном конструировании формообразующей основы или в неверном выборе формообразующего суффикса. При образовании причастия должны сохраняться все словообразовательные приставки и суффиксы глагола. Нельзя отбрасывать постфикс -ся при образовании причастий от возвратных глаголов.

Практическая работа по теме «Грамматические ошибки».

Практическая работа по теме «Грамматические ошибки».

Задание: спишите предложения, исправив них грамматические ошибки.

1. На столе лежала обвёртка от конфеты.

2. Эта книга была более увлекательнее.

3. На одуванчик сел мохнастый шмель.

4. Герасим был трудолюбимым.

5. Меня не волнуют ихние проблемы.

6. На моё день рождение мама всегда заказует торт.

7. На этой войне погибнуло много солдатов.

8. Я обязательно победю на этих соревнованиях.

9. Аня сегодня пришла в новом пальте.

10. Наконец-то сестра купила новую шампунь.

Отправить выполненную практическую работу необходимо сегодня, не позднее 15.30.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • На столе лежал тоненький фолиант ошибка
  • На сто процентов исключающий роковую ошибку
  • На стиральной машинке электролюкс ошибка е20
  • На стиральной машинке самсунг выдает ошибку ue
  • На стиральной машинке ошибка н2о