На поклонной горе был открыт мемориальный памятник речевая ошибка

Можно сказать «мемориал», а можно сказать «памятник», но совмещать эти слова во фразу «мемориальный памятник» не стоит.

Ошибка здесь кроется в том, что перед нами находятся слова с похожим, возможно даже с одинаковым смыслом.

«Мемориальный» — тоже самое, что и «памятный». Выходит масля масляное!

Это тоже самое, как написать «Смелый риск» (ошибка в том, что «риск» в любом случае подразумевает смелость), «ностальгия по родине» (ошибка в том, что «ностальгия» — это и есть грусть по родному краю) или «свободная вакансия» (если бы она была занята, то называлась бы по-другому — это была бы занятая должность).

Аналогичная ошибка — это «монументальный памятник«. Для таких архитектурных строений есть отдельное название — монумент.

ОЛИМПИАДА   ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
                                                      11 класс
Задание №1. Расставьте ударения в словах: кашлянул, дремота, кремень, издревле, 
знамение, исповедание, черпать, умно, уведомить, мытарство, укупорить, баловать, 
 боязнь, ветеринария, эксперт, шасси, втридорога, столяры, углубить, загнутый. 
Максимально за ответ – 10 баллов (по 0,5 балла  за  слово).
Задание №2. Исправьте, где необходимо, ошибки в определении рода 
существительных. Запишите предложения правильно.
1) На своём манжете поэт написал стихи.
2) Мама купила красивую тюль.
3) АТС повысило абонентную плату.
4) Ваня – ужасная неряха.
5) Я мою голову яблочной шампунью.
6) У брата на ноге небольшой мозоль.
7) Я не могу найти свой кожаный туфель.
8) Мы проехали по обновлённому МКАД.
            
Максимально за ответ ­ 8 баллов.
Задание №3. Исправьте предложения, связанные со скрытой тавтологией 
(соединением иноязычного слова с дублирующим его значение русским словом).
1) На Поклонной горе был открыт мемориальный памятник.
2) Мы приобрели в киоске памятные сувениры.
3) Служба сервиса работала исправно.
4) Первый дебют прошёл успешно.
5) В конечном итоге всё прояснилось. 
Максимально за ответ ­  5 баллов.
Задание №4. Исправьте ошибки, вызванные неточным выбором слова.
1. У нас есть компьютерная сеть, которая может нести самое разнообразное 
применение.
2. Обзор литературы в дипломной работе носил достаточно глубокий уровень.
3. Эта награда носит символический смысл.
4. Каждый человек должен носить ответственность за свои действия.
 
Максимально за ответ ­  4 балла
Задание №5. На использовании какого приёма основывается выражение тупая игла 
выскочила из сердца?   
а) олицетворение, б) эпитет, в) сравнение, г) метафора. 
                    
Максимально за ответ  2 балла.
Задание №6. Дайте толкование фразеологизмов.
На голову выше. Лодыря гонять. В поте лица. Язык без костей. Максимально за ответ ­  4 балла.
Задание №7. Укажите номера слов, значения которых указаны неверно:
1) волонтёр – доброволец;
2) канифоль – средство от моли;
3) меценат – сорт сыра;
4) мизантроп – название лекарства;
5) половцы – древняя народность;
6) пассаж – инструмент;
7) фискал – зубной протез;
8) филантроп – человек, занимающийся благотворительностью;
9) шапокляк – шляпа:
10) дифирамб – косметический дефект.
Максимально за ответ – 6  баллов.
Задание   №8. 
  Современный     русский   литературный   язык   знает   слова  хронограф  и
летописец. Есть ли между ними что­нибудь общее? Разберите слова по составу и укажите
значение.
 Максимально за ответ ­ 4 балла.
Задание №9. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
           Я наткнулся на что(то) ч..рное и ж..сткое  это был (не)большой ст..ж..к суш..н..ой
травы. Зуев заж..г спич..ку всунул её в с..лому первый кл..ч..к её вспыхнул б..гровым огнём
и подж..г остальную тр..ву. Огонь осв..тил ра..корч..ван..ую кем(то) п..ляну ч..щ..бу вокруг
нас   и   береж..к   мутной   реч..нки   (в)переди.   (Ото)всюду   слышался   ш..рох   и   ш..пот   леса
отр..ж..н..ый (много)кратным эхом. Мы стояли у заж..н..ого стога и смотрели на огонь.
Ст..новилось горяч.. и зл..вещ.. и в голову лезли (ни)кч..мные мысли. Я пож..лел о том что
прожил (в)сущности такую гр..ш..вую жизнь всп..минал родные одес..кие ак..ац..и и улиц..
пр..морско..о города  в котором наш..л когда(то) свою любовь и к которому меня влеч..т
до(сих)пор.   Потом   я   подумал   что   глупо   см..рят..ся   с   чу..ством   обр..ч..н..ости   и   надо
попытат..ся  ..береч.. мужество и силу воли. Надо было зан..ч..вать прямо  ..десь. Зуев задел
меня плеч..м и сказал  Надо р..шат..ся на ноч..вку в лесу. (В)отличи.. от меня он д..ржался
молодц..м.   Он   д..стал   холщ..вый   мешоч..к   с   едой   ч..рствым   хлебом   копч..н..ой   рыбой
туш..н..кой банкой  ..гущ..нки и ш..коладом. 
                                                                                                (По К.Г.Паустовскому)
Максимальное количество за  задание №9 – 10 баллов
Задание №10. 
    В.И.Даль писал: «Память – это свойство души хранить сознанье о былом…» Выразите
свое отношение к этому высказыванию в форме сочинения­рассуждения объемом не
более семидесяти слов.
     Максимальное количество за  задание №10 – 10 баллов. КЛЮЧИ
 
Задание №1. Расставьте ударения в словах: кАшлянул, дремОта, кремЕнь, издрЕвле, 
знАмение, исповЕдание, чЕрпать, умнО, увЕдомить, мытАрство, укУпорить, баловАть, 
 боЯзнь, ветеринАрия, экспЕрт, шассИ, втрИдорога, столярЫ, углубИть, зАгнутый. 
Максимально за ответ – 10 баллов (по 0,5 балла  за  слово).
Задание №2. Исправьте, где необходимо, ошибки в определении рода 
существительных. Запишите предложения правильно.
1) На своей манжете поэт написал стихи.
2) Мама купила красивый тюль.
3) АТС повысила абонентную плату.
4) Ваня – ужасный неряха.
5) Я мою голову яблочным  шампунем.
6) У брата на ноге небольшая мозоль.
7) Я не могу найти свою кожаную туфлю.
8) Мы проехали по обновлённой МКАД.
            
Максимально за ответ ­ 8 баллов.
Задание №3. Исправьте предложения, связанные со скрытой тавтологией 
(соединением иноязычного слова с дублирующим его значение русским словом).
1) На Поклонной горе был открыт  памятник  (мемориал).
2) Мы приобрели в киоске памятные подарки (сувениры).
3) Служба быта  работала исправно (сервис работал).
4) Первое представление   прошло успешно (дебют прошёл).
5) В конце концов ( в итоге) всё прояснилось. 
            В скобках даны варианты исправлений.
Максимально за ответ ­  5 баллов.
Задание №4. Исправьте ошибки, вызванные неточным выбором слова.
1. У нас есть компьютерная сеть, которая может иметь самое разнообразное 
применение.
2. Обзор литературы в дипломной работе имел  достаточно глубокий уровень.
3. Эта награда несёт(имеет) символический смысл.
4. Каждый человек должен нести ответственность за свои действия.
Максимально за ответ ­  4 балла Задание №5. На использовании какого приёма основывается выражение тупая игла 
выскочила из сердца?   
а) олицетворение, б) эпитет, в) сравнение, г) метафора.
 
Максимально за ответ ­ 2 балла.          
Задание №6. Дайте толкование фразеологизмов.
На голову выше – о превосходстве кого­либо в каком­либо отношении.
Лодыря гонять – бездельничать. 
В поте лица – с большим усердием, не жалея сил. 
Язык без костей­ кто­либо чрезмерно болтлив, говорит лишнее.
Максимально за ответ ­  4 балла.
Задание №7. Укажите номера слов, значения которых указаны неверно:
          Ответ: 2), 3), 4), 6), 7), 10).
            
 Максимально за ответ – 6  баллов.
Задание   №8. 
  Современный     русский   литературный   язык   знает   слова  хронограф  и
летописец. Есть ли между ними что­нибудь общее? Разберите слова по составу и укажите
значение.
1) ХРОНОГРАФ, хронографа, м. (от греч. chronos ­ время и grapho ­ пишу). 1. Памятник
древней письменности, содержащий обзор всеобщей истории и хронику данной страны
(истор.). 2.  Самопишущий  прибор  для регистрации и измерения  продолжительности
каких­н.   кратковременных   явлений,   напр.   для   измерения   скорости   полета   снаряда,
скорости передачи ощущений по нервам и т. д. (спец.).
2) ЛЕТОПИСЕЦ — составитель летописи. Это слово образовано в древнерусском языке
по методу кальки с греческого chronographos буквально пишущий время …   
 Максимально за ответ ­ 4 балла.
 
Задание №9. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
      Я наткнулся на что­то чёрное и жёсткое ­ это был небольшой стожок сушёной травы.
Зуев зажёг спичку, всунул её в солому, первый клочок её вспыхнул багровым огнём и
поджёг остальную траву. Огонь осветил раскорчёванную кем­то поляну, чащобу вокруг нас
и бережок мутной речонки впереди. Отовсюду слышался шорох и шёпот леса, отражённый
многократным эхом. Мы стояли у зажжённого стога и смотрели на огонь. Становилось
горячо и зловеще, и в голову лезли никчёмные мысли. Я пожалел о том, что прожил, в
сущности,   такую   грошовую   жизнь,   вспоминал   родные   одесские   акации   и   улицы
приморского города,  в котором нашёл когда­то свою любовь и к которому меня влечёт до
сих   пор.   Потом   я   подумал,   что   глупо   смиряться   с   чувством   обречённости   и   надо
попытаться  сберечь мужество и силу воли. Надо было заночевать прямо  здесь. Зуев задел
меня плечом и сказал: «Надо решаться на ночёвку в лесу». В отличие от меня, он держался
молодцом.   Он   достал   холщовый   мешочек   с   едой:   чёрствым   хлебом,   копчёной   рыбой,
тушёнкой, банкой  сгущёнки и шоколадом. 
                                                                                                (По К.Г.Паустовскому) Максимальное количество за  задание №9 – 10 баллов 
Задание №10. 
     Максимальное количество за  задание №10 – 10 баллов
Всего 63 балла
    Распределение мест:
I место
II место
III место
63 – 58 баллов
57 – 50 баллов
49 ­ 40 баллов

Задание 6
Теория
Лексические ошибки
Лишнее слово (плеоназм, то есть речевая избыточность) – это ошибочные с точки зрения норм лексической сочетаемости соединения двух слов, в которых одно из них является лишним, так оба они или совсем не отличаются по смыслу (так называемые абсолютные синонимы), или отличаются незначительно, или, наконец, эти слова принадлежат к разным частям речи и смежны по семантике
Плеоназмы различны по структуре

  • 1) сочетание двух однозначных (синонимичных) существительных, воспринимаемых как обозначение разных, хотя и однородных понятий: Слышались брань и ругательства.
  • 2) сочетание прилагательного и существительного, в котором значение прилагательного в известной мере дублирует значение, заключённое в существительном: Наступил тёмный мрак.
  • 3) сочетание двух однозначных (синонимичных) глаголов: Мы помним и не забываем героев войны.
  • 4) сочетание двух однозначных (синонимичных) прилагательных: Раскольников жил в небольшой маленькой каморке.
  • 5) сочетание глагола и наречия: Враги приближались всё ближе.

Лексические ошибки
Тавтология (разновидность плеоназма) – повторное обозначение другими словами уже названного понятия (умножить во много раз, спросить вопрос, необычный феномен и др.)

Классификация речевых ошибок

Вид ошибки

Примеры

1

Употребление слова в несвойственном ему значении

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

Мысль развивается на продолжении всего текста.

2

Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5)

Мое отношение к этой проблеме не поменялось.

Были приняты эффектные меры.

3

Неразличение синонимичных слов

В конечном предложении автор применяет градацию.

4

Употребление слов иной стилевой окраски

Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею.

5

Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов

Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.

Классификация речевых ошибок

Вид ошибки

Примеры

6

Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов

Таким людям всегда удается объегорить других.

7

Нарушение лексической сочетаемости

Автор увеличивает впечатление.

Автор использует художественные особенности (вместо средства).

8

Употребление лишних слов, в том числе плеоназм

Красоту пейзажа автор передает нам помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный

9

Употребление рядом или в близком контексте однокоренных слов (тавтология)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Классификация речевых ошибок

Вид ошибки

Примеры

10

Неоправданное повторение слова

Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного.

11

Бедность и однообразие синтаксических конструкций

Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.

12

Неудачное употребление местоимения

Данный текст написал В.Белов. В нём поднимается важная проблема.

Примечание:

Формулировка задания 20 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена.

Задание 6
Практика
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 1

  • Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе.
  • Его гуманность и человечность известны всем.
  • Мне срочно надо было написать мою автобиографию.
  • Это криминальное преступление потрясло весь город.
  • В нашем городе в торжественной обстановке был открыт мемориальный памятник, посвященный воинам-интернационалистам.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 2

  • Таня – верная жена своему мужу.
  • С 1839 года поэта ссылали 2 раза в ссылки.
  • На Урале добывают руду в рудниках.
  • Он должен понять, что жизнь не кончена, что нужно бороться до конца жизни.
  • До конца своей жизни он помнил её.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 3

  • В этой книге описываются действительные факты.
  • В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.
  • В период студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного фольклора.
  • На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки.
  • Руководители предприятия по-прежнему надеются на руководящие указания министерства.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 4

  • Памятный монумент воздвигнут на Поклонной горе.
  • Индейцы – коренные аборигены Америки.
  • Рабочим выплачена зарплата за май месяц.
  • Стоимость товаров и услуг сверяйте по прейскуранту цен.
  • Появилась свободная вакансия.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 5

  • Напишите, пожалуйста, свою автобиографию.
  • Долгие и продолжительные аплодисменты не смолкали в концертном зале.
  • Мужественные и смелые люди одержали победу над фашистами.
  • Мёртвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.
  • Нельзя касаться оголённых проводов незащищёнными ладонями рук.

Ответы

Номер варианта

1

2

3

4

5

Вариант 1

цен

гуманность/

человечность

мою

криминальное

мемориальный

Вариант 2

мужу

(в) ссылки)

(в) рудниках

жизни

своей

Вариант 3

действительные

предстоящего

народного

памятные

руководящие

Вариант 4

памятный

коренные

месяц

цен

свободная

Вариант 5

свою

долгие/

продолжительные

мужественные /смелые

мёртвый

рук

Помогите, пожалуйста, исправить речевые ошибки. ** площади был открыт мемориальный…


0 голосов

Помогите, пожалуйста, исправить речевые ошибки. На площади был открыт мемориальный памятник. У нее был воротник из лисьей овчины. У коня была прямая осанка.







спросил

15 Март, 18


от
Марыска_zn

(25 баллов)



в категории Русский язык







оставил комментарий

15 Март, 18


от
Doer_zn
Одаренный

(1.2k баллов)



установлен мемориальный памятник






оставил комментарий

15 Март, 18


от
Doer_zn
Одаренный

(1.2k баллов)



Из лисьей овчины? Что за бред? Может, из лисьей шкуры?






оставил комментарий

15 Март, 18


от
Doer_zn
Одаренный

(1.2k баллов)



И какая нафиг осанка у коня?






оставил комментарий

15 Март, 18


от
Doer_zn
Одаренный

(1.2k баллов)



Можно сказать гордая осанка…






оставил комментарий

15 Март, 18


от
Марыска_zn

(25 баллов)



Это упражнение из учебника по русскому языку.






оставил комментарий

15 Март, 18


от
Марыска_zn

(25 баллов)



Нароод, ну помогите!






оставил комментарий

15 Март, 18


от
Doer_zn
Одаренный

(1.2k баллов)



Я поняла, но иногда они просто смешны, эти упражнения…Тем более в интернете есть peшeбниk к каждому учебнику






оставил комментарий

15 Март, 18


от
Марыска_zn

(25 баллов)



ок, спс



2 Ответы


0 голосов






ответил

15 Март, 18


от
Uuuuuu77_zn

(38 баллов)



Все верно !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!


0 голосов






ответил

15 Март, 18


от
мишутка12_zn

(34 баллов)



Ну может речевые ошибки в 2 последних предложениях






оставил комментарий

15 Март, 18


от
Uuuuuu77_zn

(38 баллов)



нет , не может , там все верно..


0 рейтинг

Помогите, пожалуйста, исправить речевые ошибки. На площади был открыт мемориальный памятник. У нее был воротник из лисьей овчины. У коня была прямая осанка.


  • помогите
  • пожалуйста
  • исправить
  • ошибки
  • площади
  • открыт
  • 5 — 9 классы
  • русский язык









Марыска_zn


в разделе Русский язык



0

установлен мемориальный памятник









Doer_zn
Одаренный



0

Из лисьей овчины? Что за бред? Может, из лисьей шкуры?









Doer_zn
Одаренный



0

И какая нафиг осанка у коня?









Doer_zn
Одаренный



0

Можно сказать гордая осанка…









Doer_zn
Одаренный



0

Это упражнение из учебника по русскому языку.









Марыска_zn



0

Нароод, ну помогите!









Марыска_zn



0

Я поняла, но иногда они просто смешны, эти упражнения…Тем более в интернете есть peшeбниk к каждому учебнику









Doer_zn
Одаренный



0

ок, спс









Марыска_zn




Всего ответов: 2


0 рейтинг

Все верно !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!









Uuuuuu77_zn



0 рейтинг

Ну может речевые ошибки в 2 последних предложениях









мишутка12_zn



0

нет , не может , там все верно..









Uuuuuu77_zn


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • На подготовке файлов для установки виндовс выдает ошибку
  • На повер поинт пишет ошибка
  • На площади возвышалось очень громадное здание ошибка
  • На планшете самсунг ошибка подключения
  • На планшете произошла ошибка в приложении launcher произошла ошибка