Можно сказать «мемориал», а можно сказать «памятник», но совмещать эти слова во фразу «мемориальный памятник» не стоит.
Ошибка здесь кроется в том, что перед нами находятся слова с похожим, возможно даже с одинаковым смыслом.
«Мемориальный» — тоже самое, что и «памятный». Выходит масля масляное!
Это тоже самое, как написать «Смелый риск» (ошибка в том, что «риск» в любом случае подразумевает смелость), «ностальгия по родине» (ошибка в том, что «ностальгия» — это и есть грусть по родному краю) или «свободная вакансия» (если бы она была занята, то называлась бы по-другому — это была бы занятая должность).
Аналогичная ошибка — это «монументальный памятник«. Для таких архитектурных строений есть отдельное название — монумент.
ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
11 класс
Задание №1. Расставьте ударения в словах: кашлянул, дремота, кремень, издревле,
знамение, исповедание, черпать, умно, уведомить, мытарство, укупорить, баловать,
боязнь, ветеринария, эксперт, шасси, втридорога, столяры, углубить, загнутый.
Максимально за ответ – 10 баллов (по 0,5 балла за слово).
Задание №2. Исправьте, где необходимо, ошибки в определении рода
существительных. Запишите предложения правильно.
1) На своём манжете поэт написал стихи.
2) Мама купила красивую тюль.
3) АТС повысило абонентную плату.
4) Ваня – ужасная неряха.
5) Я мою голову яблочной шампунью.
6) У брата на ноге небольшой мозоль.
7) Я не могу найти свой кожаный туфель.
Мы проехали по обновлённому МКАД.
Максимально за ответ 8 баллов.
Задание №3. Исправьте предложения, связанные со скрытой тавтологией
(соединением иноязычного слова с дублирующим его значение русским словом).
1) На Поклонной горе был открыт мемориальный памятник.
2) Мы приобрели в киоске памятные сувениры.
3) Служба сервиса работала исправно.
4) Первый дебют прошёл успешно.
5) В конечном итоге всё прояснилось.
Максимально за ответ 5 баллов.
Задание №4. Исправьте ошибки, вызванные неточным выбором слова.
1. У нас есть компьютерная сеть, которая может нести самое разнообразное
применение.
2. Обзор литературы в дипломной работе носил достаточно глубокий уровень.
3. Эта награда носит символический смысл.
4. Каждый человек должен носить ответственность за свои действия.
Максимально за ответ 4 балла
Задание №5. На использовании какого приёма основывается выражение тупая игла
выскочила из сердца?
а) олицетворение, б) эпитет, в) сравнение, г) метафора.
Максимально за ответ 2 балла.
Задание №6. Дайте толкование фразеологизмов.
На голову выше. Лодыря гонять. В поте лица. Язык без костей. Максимально за ответ 4 балла.
Задание №7. Укажите номера слов, значения которых указаны неверно:
1) волонтёр – доброволец;
2) канифоль – средство от моли;
3) меценат – сорт сыра;
4) мизантроп – название лекарства;
5) половцы – древняя народность;
6) пассаж – инструмент;
7) фискал – зубной протез;
филантроп – человек, занимающийся благотворительностью;
9) шапокляк – шляпа:
10) дифирамб – косметический дефект.
Максимально за ответ – 6 баллов.
Задание №8.
Современный русский литературный язык знает слова хронограф и
летописец. Есть ли между ними чтонибудь общее? Разберите слова по составу и укажите
значение.
Максимально за ответ 4 балла.
Задание №9. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Я наткнулся на что(то) ч..рное и ж..сткое это был (не)большой ст..ж..к суш..н..ой
травы. Зуев заж..г спич..ку всунул её в с..лому первый кл..ч..к её вспыхнул б..гровым огнём
и подж..г остальную тр..ву. Огонь осв..тил ра..корч..ван..ую кем(то) п..ляну ч..щ..бу вокруг
нас и береж..к мутной реч..нки (в)переди. (Ото)всюду слышался ш..рох и ш..пот леса
отр..ж..н..ый (много)кратным эхом. Мы стояли у заж..н..ого стога и смотрели на огонь.
Ст..новилось горяч.. и зл..вещ.. и в голову лезли (ни)кч..мные мысли. Я пож..лел о том что
прожил (в)сущности такую гр..ш..вую жизнь всп..минал родные одес..кие ак..ац..и и улиц..
пр..морско..о города в котором наш..л когда(то) свою любовь и к которому меня влеч..т
до(сих)пор. Потом я подумал что глупо см..рят..ся с чу..ством обр..ч..н..ости и надо
попытат..ся ..береч.. мужество и силу воли. Надо было зан..ч..вать прямо ..десь. Зуев задел
меня плеч..м и сказал Надо р..шат..ся на ноч..вку в лесу. (В)отличи.. от меня он д..ржался
молодц..м. Он д..стал холщ..вый мешоч..к с едой ч..рствым хлебом копч..н..ой рыбой
туш..н..кой банкой ..гущ..нки и ш..коладом.
(По К.Г.Паустовскому)
Максимальное количество за задание №9 – 10 баллов
Задание №10.
В.И.Даль писал: «Память – это свойство души хранить сознанье о былом…» Выразите
свое отношение к этому высказыванию в форме сочинениярассуждения объемом не
более семидесяти слов.
Максимальное количество за задание №10 – 10 баллов. КЛЮЧИ
Задание №1. Расставьте ударения в словах: кАшлянул, дремОта, кремЕнь, издрЕвле,
знАмение, исповЕдание, чЕрпать, умнО, увЕдомить, мытАрство, укУпорить, баловАть,
боЯзнь, ветеринАрия, экспЕрт, шассИ, втрИдорога, столярЫ, углубИть, зАгнутый.
Максимально за ответ – 10 баллов (по 0,5 балла за слово).
Задание №2. Исправьте, где необходимо, ошибки в определении рода
существительных. Запишите предложения правильно.
1) На своей манжете поэт написал стихи.
2) Мама купила красивый тюль.
3) АТС повысила абонентную плату.
4) Ваня – ужасный неряха.
5) Я мою голову яблочным шампунем.
6) У брата на ноге небольшая мозоль.
7) Я не могу найти свою кожаную туфлю.
Мы проехали по обновлённой МКАД.
Максимально за ответ 8 баллов.
Задание №3. Исправьте предложения, связанные со скрытой тавтологией
(соединением иноязычного слова с дублирующим его значение русским словом).
1) На Поклонной горе был открыт памятник (мемориал).
2) Мы приобрели в киоске памятные подарки (сувениры).
3) Служба быта работала исправно (сервис работал).
4) Первое представление прошло успешно (дебют прошёл).
5) В конце концов ( в итоге) всё прояснилось.
В скобках даны варианты исправлений.
Максимально за ответ 5 баллов.
Задание №4. Исправьте ошибки, вызванные неточным выбором слова.
1. У нас есть компьютерная сеть, которая может иметь самое разнообразное
применение.
2. Обзор литературы в дипломной работе имел достаточно глубокий уровень.
3. Эта награда несёт(имеет) символический смысл.
4. Каждый человек должен нести ответственность за свои действия.
Максимально за ответ 4 балла Задание №5. На использовании какого приёма основывается выражение тупая игла
выскочила из сердца?
а) олицетворение, б) эпитет, в) сравнение, г) метафора.
Максимально за ответ 2 балла.
Задание №6. Дайте толкование фразеологизмов.
На голову выше – о превосходстве коголибо в какомлибо отношении.
Лодыря гонять – бездельничать.
В поте лица – с большим усердием, не жалея сил.
Язык без костей ктолибо чрезмерно болтлив, говорит лишнее.
Максимально за ответ 4 балла.
Задание №7. Укажите номера слов, значения которых указаны неверно:
Ответ: 2), 3), 4), 6), 7), 10).
Максимально за ответ – 6 баллов.
Задание №8.
Современный русский литературный язык знает слова хронограф и
летописец. Есть ли между ними чтонибудь общее? Разберите слова по составу и укажите
значение.
1) ХРОНОГРАФ, хронографа, м. (от греч. chronos время и grapho пишу). 1. Памятник
древней письменности, содержащий обзор всеобщей истории и хронику данной страны
(истор.). 2. Самопишущий прибор для регистрации и измерения продолжительности
какихн. кратковременных явлений, напр. для измерения скорости полета снаряда,
скорости передачи ощущений по нервам и т. д. (спец.).
2) ЛЕТОПИСЕЦ — составитель летописи. Это слово образовано в древнерусском языке
по методу кальки с греческого chronographos буквально пишущий время …
Максимально за ответ 4 балла.
Задание №9. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Я наткнулся на чтото чёрное и жёсткое это был небольшой стожок сушёной травы.
Зуев зажёг спичку, всунул её в солому, первый клочок её вспыхнул багровым огнём и
поджёг остальную траву. Огонь осветил раскорчёванную кемто поляну, чащобу вокруг нас
и бережок мутной речонки впереди. Отовсюду слышался шорох и шёпот леса, отражённый
многократным эхом. Мы стояли у зажжённого стога и смотрели на огонь. Становилось
горячо и зловеще, и в голову лезли никчёмные мысли. Я пожалел о том, что прожил, в
сущности, такую грошовую жизнь, вспоминал родные одесские акации и улицы
приморского города, в котором нашёл когдато свою любовь и к которому меня влечёт до
сих пор. Потом я подумал, что глупо смиряться с чувством обречённости и надо
попытаться сберечь мужество и силу воли. Надо было заночевать прямо здесь. Зуев задел
меня плечом и сказал: «Надо решаться на ночёвку в лесу». В отличие от меня, он держался
молодцом. Он достал холщовый мешочек с едой: чёрствым хлебом, копчёной рыбой,
тушёнкой, банкой сгущёнки и шоколадом.
(По К.Г.Паустовскому) Максимальное количество за задание №9 – 10 баллов
Задание №10.
Максимальное количество за задание №10 – 10 баллов
Всего 63 балла
Распределение мест:
I место
II место
III место
63 – 58 баллов
57 – 50 баллов
49 40 баллов
Задание 6
Теория
Лексические ошибки
Лишнее слово (плеоназм, то есть речевая избыточность) – это ошибочные с точки зрения норм лексической сочетаемости соединения двух слов, в которых одно из них является лишним, так оба они или совсем не отличаются по смыслу (так называемые абсолютные синонимы), или отличаются незначительно, или, наконец, эти слова принадлежат к разным частям речи и смежны по семантике
Плеоназмы различны по структуре
- 1) сочетание двух однозначных (синонимичных) существительных, воспринимаемых как обозначение разных, хотя и однородных понятий: Слышались брань и ругательства.
- 2) сочетание прилагательного и существительного, в котором значение прилагательного в известной мере дублирует значение, заключённое в существительном: Наступил тёмный мрак.
- 3) сочетание двух однозначных (синонимичных) глаголов: Мы помним и не забываем героев войны.
- 4) сочетание двух однозначных (синонимичных) прилагательных: Раскольников жил в небольшой маленькой каморке.
- 5) сочетание глагола и наречия: Враги приближались всё ближе.
Лексические ошибки
Тавтология (разновидность плеоназма) – повторное обозначение другими словами уже названного понятия (умножить во много раз, спросить вопрос, необычный феномен и др.)
Классификация речевых ошибок
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
1 |
Употребление слова в несвойственном ему значении |
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. |
2 |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом (проверяется в задании 5) |
Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. |
3 |
Неразличение синонимичных слов |
В конечном предложении автор применяет градацию. |
4 |
Употребление слов иной стилевой окраски |
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. |
5 |
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов |
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. |
Классификация речевых ошибок
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
6 |
Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов |
Таким людям всегда удается объегорить других. |
7 |
Нарушение лексической сочетаемости |
Автор увеличивает впечатление. Автор использует художественные особенности (вместо средства). |
8 |
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм |
Красоту пейзажа автор передает нам помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный |
9 |
Употребление рядом или в близком контексте однокоренных слов (тавтология) |
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. |
Классификация речевых ошибок
№ |
Вид ошибки |
Примеры |
10 |
Неоправданное повторение слова |
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного. |
11 |
Бедность и однообразие синтаксических конструкций |
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу. |
12 |
Неудачное употребление местоимения |
Данный текст написал В.Белов. В нём поднимается важная проблема. |
Примечание:
Формулировка задания 20 возможна в двух вариантах: исключение слова или его замена.
Задание 6
Практика
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 1
- Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе.
- Его гуманность и человечность известны всем.
- Мне срочно надо было написать мою автобиографию.
- Это криминальное преступление потрясло весь город.
- В нашем городе в торжественной обстановке был открыт мемориальный памятник, посвященный воинам-интернационалистам.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 2
- Таня – верная жена своему мужу.
- С 1839 года поэта ссылали 2 раза в ссылки.
- На Урале добывают руду в рудниках.
- Он должен понять, что жизнь не кончена, что нужно бороться до конца жизни.
- До конца своей жизни он помнил её.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 3
- В этой книге описываются действительные факты.
- В преддверии предстоящего боя солдаты проверяли амуницию, чистили оружие.
- В период студенческой практики мы собирали произведения разных жанров народного фольклора.
- На празднике ветеранам вручили памятные сувениры и ценные подарки.
- Руководители предприятия по-прежнему надеются на руководящие указания министерства.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 4
- Памятный монумент воздвигнут на Поклонной горе.
- Индейцы – коренные аборигены Америки.
- Рабочим выплачена зарплата за май месяц.
- Стоимость товаров и услуг сверяйте по прейскуранту цен.
- Появилась свободная вакансия.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово.
Вариант 5
- Напишите, пожалуйста, свою автобиографию.
- Долгие и продолжительные аплодисменты не смолкали в концертном зале.
- Мужественные и смелые люди одержали победу над фашистами.
- Мёртвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни.
- Нельзя касаться оголённых проводов незащищёнными ладонями рук.
Ответы
Номер варианта |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Вариант 1 |
цен |
гуманность/ человечность |
мою |
криминальное |
мемориальный |
Вариант 2 |
мужу |
(в) ссылки) |
(в) рудниках |
жизни |
своей |
Вариант 3 |
действительные |
предстоящего |
народного |
памятные |
руководящие |
Вариант 4 |
памятный |
коренные |
месяц |
цен |
свободная |
Вариант 5 |
свою |
долгие/ продолжительные |
мужественные /смелые |
мёртвый |
рук |
Помогите, пожалуйста, исправить речевые ошибки. ** площади был открыт мемориальный…
0 голосов
Помогите, пожалуйста, исправить речевые ошибки. На площади был открыт мемориальный памятник. У нее был воротник из лисьей овчины. У коня была прямая осанка.
спросил
15 Март, 18
от
Марыска_zn
(25 баллов)
в категории Русский язык
оставил комментарий
15 Март, 18
от
Doer_zn
Одаренный
(1.2k баллов)
установлен мемориальный памятник
оставил комментарий
15 Март, 18
от
Doer_zn
Одаренный
(1.2k баллов)
Из лисьей овчины? Что за бред? Может, из лисьей шкуры?
оставил комментарий
15 Март, 18
от
Doer_zn
Одаренный
(1.2k баллов)
И какая нафиг осанка у коня?
оставил комментарий
15 Март, 18
от
Doer_zn
Одаренный
(1.2k баллов)
Можно сказать гордая осанка…
оставил комментарий
15 Март, 18
от
Марыска_zn
(25 баллов)
Это упражнение из учебника по русскому языку.
оставил комментарий
15 Март, 18
от
Марыска_zn
(25 баллов)
Нароод, ну помогите!
оставил комментарий
15 Март, 18
от
Doer_zn
Одаренный
(1.2k баллов)
Я поняла, но иногда они просто смешны, эти упражнения…Тем более в интернете есть peшeбниk к каждому учебнику
оставил комментарий
15 Март, 18
от
Марыска_zn
(25 баллов)
ок, спс
2 Ответы
0 голосов
ответил
15 Март, 18
от
Uuuuuu77_zn
(38 баллов)
Все верно !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
0 голосов
ответил
15 Март, 18
от
мишутка12_zn
(34 баллов)
Ну может речевые ошибки в 2 последних предложениях
оставил комментарий
15 Март, 18
от
Uuuuuu77_zn
(38 баллов)
нет , не может , там все верно..
0 рейтинг
Помогите, пожалуйста, исправить речевые ошибки. На площади был открыт мемориальный памятник. У нее был воротник из лисьей овчины. У коня была прямая осанка.
- помогите
- пожалуйста
- исправить
- ошибки
- площади
- открыт
- 5 — 9 классы
- русский язык
Марыска_zn
в разделе Русский язык
0
установлен мемориальный памятник
Doer_zn
Одаренный
0
Из лисьей овчины? Что за бред? Может, из лисьей шкуры?
Doer_zn
Одаренный
0
И какая нафиг осанка у коня?
Doer_zn
Одаренный
0
Можно сказать гордая осанка…
Doer_zn
Одаренный
0
Это упражнение из учебника по русскому языку.
Марыска_zn
0
Нароод, ну помогите!
Марыска_zn
0
Я поняла, но иногда они просто смешны, эти упражнения…Тем более в интернете есть peшeбниk к каждому учебнику
Doer_zn
Одаренный
0
ок, спс
Марыска_zn
Всего ответов: 2
0 рейтинг
Все верно !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Uuuuuu77_zn
0 рейтинг
Ну может речевые ошибки в 2 последних предложениях
мишутка12_zn
0
нет , не может , там все верно..
Uuuuuu77_zn