Мышление в норме ошибки мышления

Мышление
опосредованное
отражение действительности в ее
внутренних, существенных связях и
отношениях. Осуществляется мышление
путем мыслительных операций по
формированию понятий, суждений и
умозаключений.

Мышление
формируется и формулируется в речи.

Различают
две стороны мышления: мышление как
процесс /ассоциативная деятельность/
и результат мышления /продукт мышления/.

Основными
операциями мышления выступает: анализ,
синтез, сравнение, обобщение, абстракция,
изучение которых происходит в рамках
общей и медицинской психологии.

Непосредственным
выражением мышление и формой существования
так называемого абстрактного мышления
являются отмеченные выше понятия,
суждения и умозаключения. Понятие
отражение
внутренней сущности предметов и явлений.
Понятие формируется на основе восприятий
и представлений. Понятие может иметь
более или менее конкретный или абстрактный
характер. Слово является формой выражения
понятия.

Понятия
образуются
путем абстрагирования, т.е. мысленного
отвлечения от
множества
конкретных свойств различных объектов
с целью выделения определяющих их
характеристик и формирования на этой
основе обобщающего слова, способного
отражать существенные признаки каждого
из воспринимаемых предметов и явлений
окружающего мира.

Суждение

однозначное утверждение или отрицание
чего-нибудь. В суждении выражается и
совершается мыслительный процесс,
поэтому сужде­ние называют «единицей
мысли».

Суждения
— это более
высокий уровень абстрактного отражения
действительности. Здесь не просто
образуются определенные понятия о том
или ином ряде явлений внешнего мира, но
устанавливаются их существенные связи
и отношения.

Умозаключение
— возникает в результате сравнения и
сопоставления нескольких суждений и
представляет собой итог мышления, вывод
/вывод­ное знание/ в форме понятия
более высокого ранга, чем исходные.

Умозаключение
— форма
мышления, при котором происходит
выведение нового заключения из нескольких
суждений, т.е. это уже следующая ступень
обобщения и абстракции.

Расстройства
мышления по форме (расстройства
ассоциативного процесса)

Эта рубрика включает
ряд нарушений способа мышления по форме:
изменение его темпа, подвижности,
стройности, целенаправленности.

Фазы
мыслительного процесса:

1.     
возникновение проблемы;

2.     
формирование гипотез относительно этой
проблемы;

3.     
умственная проверка гипотез (сопоставление,
сравнение и т.д.);

4.     
вывод, заключение.

Формы и виды
мышления

I.Прагматическое
мышление:

а/конкретно-действенное,
оперирует конкретными признаками
/ощуще­ние, восприятие/ и приковано к
конкретной ситуации, опирается на
деятельность первой сигнальной системы.

б/образное
мышление- оперирует конкретными образами
и представлениями, имеет значение в
выработке, например, плана решения
конкретной задачи.

II.Теоретическое,
/логическое, абстрактное/ мышление
оперирует понятиями, суждениями,
умозаключениями.

Патологию
мышления принято рассматривать с точки
зрения расстройства самого процесса
образования той или иной его формы
(понятия и проч.), а так же со стороны
системы умозаключений, составляющей
продукцию мышления.

Патология
мышления разделяется на патологию
ассоциативной деяте­льности /процесса
мышления/ и патологию идей /результата
мышления/ патологию формирования
суждений/.

Нарушения темпа
мышления

Болезненно
ускоренное мышление. Характеризуется
увеличением речевой продукции в единицу
времени. В основе лежит ускорение течения
ассоциативного процесса. Течение мысли
обусловливается внешними ассоциациями,
каждая из которых является толчком для
новой тематики рассуждений. Ускоренный
характер мышления приводит к поверхностным,
поспешным суждениям и умозаключениям.
Больные говорят торопливо, без пауз,
отдельные части фразы связаны между
собой поверхностными ассоциациями.
Речь приобретает характер «телеграфного
стиля» (больные пропускают союзы,
междометия, «проглатывают» предлоги,
приставки, окончания). «Скачка идей» —
крайняя степень ускоренного мышления.
Болезненно ускоренное мышление
наблюдается при маниакальном синдроме,
эйфорических состояниях.

Болезненно
замедленное мышление.
В отношении темпа представляет собой
противоположность предыдущего
расстройства. Часто сочетается с
гиподинамией, гипотимией, гипомнезией.
Выражается в речевой заторможенности,
застреваемости. Ассоциации бедны,
переключаемость затруднена. Больные в
своем мышлении не в состоянии охватить
широкий круг вопросов. Немногочисленные
умозаключения образуются с трудом.
Больные редко проявляют речевую
активность спонтанно, их ответы обычно
немногословны, односложны. Иногда
контакт вообще не удается установить.
Это расстройство наблюдается при
депрессиях любого происхождения, при
травматическом поражении головного
мозга, органических, инфекционных
заболеваниях, эпилепсии.

Нарушения стройности
мышления

Разорванное
мышление
характеризуется отсутствием в речи
больных логических согласований между
словами, грамматические связи при этом
могут быть сохранены. Тем не менее речь
больного может быть совершенно непонятной,
лишенной всякого смысла, например: «Кто
может выделить временное расхождение
относительности понятий, включенных в
структуру миробытия» и т.п.

При
бессвязном
мышлении
отсутствуют не только логические, но и
грамматические связи между словами.
Речь больных превращается в набор
отдельных слов или даже звуков: «возьму…
сама попаду…день-пень… ах-ха-ха… лень»
и т.п. Это расстройство мышления
встречается при шизофрении,
экзогенно-органических психозах,
сопровождающихся аментивным помрачением
сознания.

Нарушение
целенаправленности мышления

Резонерство
(бесплодное мудрствование, рассуждательство).
Мышление с преобладанием пространных,
отвлеченных, туманных, часто
малосодержательных рассуждений на
общие темы, по поводу общеизвестных
истин, например, на вопрос врача «как
вы себя чувствуете?» долго рассуждают
о пользе питания, отдыха, витаминов.
Этот вид мышления чаще всего встречается
при шизофрении.

Аутистическое
мышление (от
слова аутос – сам) – мышление, оторванное
от реальности, противоречащее реальности,
не соответствующее реальности и не
корригирующееся реальностью. Больные
теряют связи с действительностью,
погружаются в мир собственных причудливых
переживаний, представлений, фантазий,
непонятных окружающим. Аутистическое
мышление относится к основным симптомам
шизофрении, но может встречаться и при
других заболеваниях и патологических
состояниях: шизоидная психопатия,
шизотипические расстройства.

Символическое
мышление.
Мышление, при котором обычным,
общеупотребимым словам придается
особый, отвлеченный, понятный лишь
самому больному смысл. При этом слова
и понятия часто заменяются символами
или новыми словами (неологизмами),
больные разрабатывают собственные
языковые системы. Примеры неологизмов:
«зеркаластр, пенснэхо, электрическая
эксквозочка». Этот вид мышления
встречается при шизофрении.

Патологическая
обстоятельность
(детализированность, вязкость, инертность,
тугоподвижнгость, торпидность мышления).
Характеризуется склонностью к детализации,
застреванию на частностях, «топтанием
на месте», неспособностью отделить
главное от второстепенного, существенное
от несущественного. Переход от одного
круга представлений к другому
(переключение) затруднен. Прервать речь
больных и направить в нужное русло очень
трудно. Это разновидность мышления чаще
всего встречается у больных эпилепсией,
при органических заболеваниях головного
мозга.

Персеверация
мышления.
Характеризуется повторением одних и
тех же слов, фраз, в связи с выраженным
затруднением переключаемости
ассоциативного процесса и доминированием
какой-либо одной мысли, представления.
Это расстройство встречается при
эпилепсии, органических заболеваниях
головного мозга, у депрессивных больных.

Соседние файлы в папке Ekzamen_psikhiatria

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Обновлено: 12.06.2023

Мышление — опосредованное отражение действительности в ее внутренних, существенных связях и отношениях. Осуществляется мышление путем мыслительных операций по формированию понятий, суждений и умозаключений.

Мышление формируется и формулируется в речи.

Различают две стороны мышления: мышление как процесс /ассоциативная деятельность/ и результат мышления /продукт мышления/.

Основными операциями мышления выступает: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, изучение которых происходит в рамках общей и медицинской психологии.

Непосредственным выражением мышление и формой существования так называемого абстрактного мышления являются отмеченные выше понятия, суждения и умозаключения. Понятие — отражение внутренней сущности предметов и явлений. Понятие формируется на основе восприятий и представлений. Понятие может иметь более или менее конкретный или абстрактный характер. Слово является формой выражения понятия.

Понятия образуются путем абстрагирования, т.е. мысленного отвлечения от множества конкретных свойств различных объектов с целью выделения определяющих их характеристик и формирования на этой основе обобщающего слова, способного отражать существенные признаки каждого из воспринимаемых предметов и явлений окружающего мира.

Суждение — однозначное утверждение или отрицание чего-нибудь. В суждении выражается и совершается мыслительный процесс, поэтому сужде­ние называют «единицей мысли».

Суждения — это более высокий уровень абстрактного отражения действительности. Здесь не просто образуются определенные понятия о том или ином ряде явлений внешнего мира, но устанавливаются их существенные связи и отношения.

Умозаключение — возникает в результате сравнения и сопоставления нескольких суждений и представляет собой итог мышления, вывод /вывод­ное знание/ в форме понятия более высокого ранга, чем исходные.

Умозаключение — форма мышления, при котором происходит выведение нового заключения из нескольких суждений, т.е. это уже следующая ступень обобщения и абстракции.

Расстройства мышления по форме (расстройства ассоциативного процесса)

Эта рубрика включает ряд нарушений способа мышления по форме: изменение его темпа, подвижности, стройности, целенаправленности.

Фазы мыслительного процесса:

1. возникновение проблемы;

2. формирование гипотез относительно этой проблемы;

3. умственная проверка гипотез (сопоставление, сравнение и т.д.);

4. вывод, заключение.

а/конкретно-действенное, оперирует конкретными признаками /ощуще­ние, восприятие/ и приковано к конкретной ситуации, опирается на деятельность первой сигнальной системы.

б/образное мышление- оперирует конкретными образами и представлениями, имеет значение в выработке, например, плана решения конкретной задачи.

II.Теоретическое, /логическое, абстрактное/ мышление оперирует понятиями, суждениями, умозаключениями.

Патологию мышления принято рассматривать с точки зрения расстройства самого процесса образования той или иной его формы (понятия и проч.), а так же со стороны системы умозаключений, составляющей продукцию мышления.

Патология мышления разделяется на патологию ассоциативной деяте­льности /процесса мышления/ и патологию идей /результата мышления/ патологию формирования суждений/.

Нарушения темпа мышления

Болезненно замедленное мышление. В отношении темпа представляет собой противоположность предыдущего расстройства. Часто сочетается с гиподинамией, гипотимией, гипомнезией. Выражается в речевой заторможенности, застреваемости. Ассоциации бедны, переключаемость затруднена. Больные в своем мышлении не в состоянии охватить широкий круг вопросов. Немногочисленные умозаключения образуются с трудом. Больные редко проявляют речевую активность спонтанно, их ответы обычно немногословны, односложны. Иногда контакт вообще не удается установить. Это расстройство наблюдается при депрессиях любого происхождения, при травматическом поражении головного мозга, органических, инфекционных заболеваниях, эпилепсии.

Нарушения стройности мышления

Нарушение целенаправленности мышления

Аутистическое мышление (от слова аутос – сам) – мышление, оторванное от реальности, противоречащее реальности, не соответствующее реальности и не корригирующееся реальностью. Больные теряют связи с действительностью, погружаются в мир собственных причудливых переживаний, представлений, фантазий, непонятных окружающим. Аутистическое мышление относится к основным симптомам шизофрении, но может встречаться и при других заболеваниях и патологических состояниях: шизоидная психопатия, шизотипические расстройства.

Персеверация мышления. Характеризуется повторением одних и тех же слов, фраз, в связи с выраженным затруднением переключаемости ассоциативного процесса и доминированием какой-либо одной мысли, представления. Это расстройство встречается при эпилепсии, органических заболеваниях головного мозга, у депрессивных больных.

Мышление — форма, с помощью которой человек отражает в своём сознании окружающий мир. Мысля, люди устанавливают взаимосвязь и общность друг с другом, учатся различать явления и предметы.

Формы мышления в норме и патологии

Различают две основных формы мышления:

  • образное (эмоциональное);
  • отвлечённое (логическое).

Когда человек мыслит образно, он использует в своей речи предметы и явления, а отвлечённое мышление подразумевает отвлечённые понятия или абстракцию.

Оба способа мышления имеют неразрывную связь друг с другом. У большинства людей одна из них является преобладающей.

Если в психике развивается какой-либо патологический процесс, происходит нарушение соотношения всех способов мышления и его хода: логичности, последовательности и содержания. Что касается нарушения содержания мыслительных актов, они сопровождаются бредом, навязчивыми и сверхценными идеями.

Также, если течение мыслительного процесса нарушено, мышление может стать излишне замедленным, скудным и заторможенным. Больные лишаются способности быстро отвечать на самые простые вопросы, их речь становится однообразной, бедной, с минимальным количеством примитивных слов. Такие симптомы часто наблюдают при депрессиях и астении.

Кроме того, мышление у людей, страдающих шизофренией, может быть облечено в логическую форму, но вся его суть — пустое резонёрство, сопровождающееся длительными монологами одного человека, который даже не пытается устанавливать двустороннего контакта с теми, кто его слышит.

Бывают также и признаки символического мышления, когда пациенты в своём сознании придают привычным и обыкновенным предметам некое сакральное и таинственное значение. К примеру, если больной видит на столе две перекрещенные ложки, он начинает утверждать, что за ним скоро придёт смерть. Камень, одиноко лежащий на берегу озера, человек воспринимает как знак личного одиночества, а высохшее дерево означает для него полную безысходность в жизни.

Иногда у психически неуравновешенных личностей возникает неконтролируемое желание замкнуться в себе. Их мышление оторвано он внешней среды и сопровождается болезненными переживаниями и бесплодными мечтами. Подобное поведение характерно для больных, страдающих некоторыми формами шизофрении и для психопатов с шизоидными чертами личности.

454.jpg

Бредовые расстройства и их особенности

Изучая расстройства мыслительной сферы в форме идей, необходимо проводить их разделение, как минимум, на несколько видов. Они бывают:

  • бредовыми;
  • сверхценными;
  • доминирующими.

Под бредовыми идеями понимают болезненное искажение реально существующих фактов. Пациенты делают неверные умозаключения, которые невозможно скорректировать путём рационального убеждения.

Практически любое бредовое состояние развивается примерно одинаково и сопровождается, прежде всего, появлением бреда отношения. Больной думает, что все к нему плохо относятся либо подозревают в чём-то, либо желают причинить ему вред. Когда заболевание начинает прогрессировать, развивается полноценная картина бреда преследования: пациенту кажется, что его окружают только враждебно настроенные люди, не оставляющие его в покое двадцать четыре часа в сутки. Враги осуществляют над больным постоянный контроль и желают его смерти. Поведение пациента отличается крайней осторожностью, так как он полагает, что против него сговорился чуть ли не весь мир.

Есть и бред физического воздействия, связанный с фантастической фабулой. Такие больные думают, что на них оказывают воздействие:

  • космическая энергия;
  • космические лучи;
  • химические вещества;
  • радиоаппаратура;
  • инопланетные агенты;
  • гипноз.

У лиц старческого возраста на фоне развития деменции встречается бред ущерба, а именно: старики говорят, что все их желают обокрасть и запирают на замки своё имущество. И конечно, есть одна из самых популярных разновидностей бреда — величия, когда самый обыкновенный шизофреник считает себя великим поэтом, музыкантом, а то и вовсе заявляет, что он — одна из великих исторических личностей.

Бесплатная консультация по вопросам обучения

Наши консультанты всегда готовы рассказать о всех деталях!

Бред ревности больше всего характерен для хронических алкоголиков, чаще мужского пола, которые убеждены, что их супруга постоянно им изменяет. При этом, алкоголики всегда пытаются найти доказательства несуществующих измен, поражая окружающих нелепостью своих мыслей и поведения. Постепенно такой бред приобретает генерализованную форму и становится одним из ведущих симптомов болезни.

300419-P7HBTL-945.jpg

Навязчивые идеи и их особенности

Главная особенность навязчивых идей состоит в том, что у больных возникают мысли, от которых он не может отделаться — даже при наличии критического отношения к ним. В этом заключается отличие таких пациентов от бредовых больных: как известно, они твёрдо убеждены в верности своих умозаключений. Если пациент, страдающий навязчивыми состояниями, своевременно обратится к психотерапевту, лечение непременно даст положительный результат.

Есть также навязчивые влечения, или мании, и страхи навязчивого характера, которые называют фобиями.

Вот несколько примеров навязчивых влечений:

  • арифмомания — навязчивое стремление к счёту;
  • ономатомания — вспоминание имён всех людей, которых больной когда-то увидел;
  • клептомания — воровство абсолютно ненужных вещей;
  • пиромания — склонность к поджогам.

Примеры навязчивых страхов:

  • агорафобия — боязнь открытого пространства или большого скопления людей в общественном месте;
  • клаустрофобия — наоборот, боязнь маленьких пространств;
  • нозофобия — страх быть заражённым опасным заболеванием и т.д.

Следует отметить, что синдромы навязчивых состояний характерны для людей с тревожно-мнительным типом личности, а также для шизофреников и невротиков.

99042.jpg

Сверхценные идеи, мании и их особенности

Под сверхценными идеями понимают мысли пациента, являющиеся чрезвычайно важными для него самого. Обычно они имеют ярко выраженную эмоциональную составляющую и лишены объективного значения. К примеру, пациент может полагать, что его увольнение с работы несправедливо и постоянно думать только об этом. От навязчивого состояния сверхценная идея отличается тем, что больной не испытывает желания от неё избавиться, а, наоборот, продолжает культивировать её в своём сознании. Такие пациенты глубоко убеждены в важности своих идей и их значимости в окружающем мире. Одно из психических заболеваний, при котором они почти всегда появляются — это параноидальный синдром.

Взаимосвязь бреда и галлюцинаций у психически больных

Откуда происходят бредовые идеи? Ответ на этот вопрос можно дать, если основываться на данных современной психиатрической науки и клинического течения того или иного заболевания. Ряд бредовых состояний неразрывно связан с нарушениями сферы восприятия в целом. Например, галлюцинациям часто сопутствует бред: пациент слышит голоса, которые ему угрожают, и у него автоматически возникает бред преследования с неверной интерпретацией происходящего.

Аналогичные состояния могут возникать и при сенестопатиях (когда пациент ощущает странные либо мнимые боли в каком-либо внутреннем органе). В результате этих ощущений появляется ипохондрическая форма бреда.

Если галлюцинации при бреде отсутствуют…

Бывает и так, что у больных полностью отсутствует галлюцинаторный синдром, а бред есть. В подобных случаях принято говорить о первичном бреде (толкования). И.П. Павлов в своё время попытался разъяснить, откуда возникает такой феномен, положив в его основу фазу торможения ультрапарадоксального типа и инертность раздражителя.

Когда процессы возбуждения и торможения в мозгу человека постоянно перенапрягаются, можно наблюдать сбой в работе внутреннего торможения. Возбуждение в коре головного мозга не сменяется торможением, как положено, что приводит к появлению патологически инертного очага. Следствием его появления являются бредовые идеи.

Кроме того, И.П. Павлов высказывал предположение о том, что бред, являющийся болезненным искажением окружающей действительности, возникает как следствие некорректной работы речи (вторая сигнальная система). Пациенты не могут охватить ряд общих понятий и выстроить логическую взаимосвязь между причиной и следствием. Это неизбежно приводит к искажённому мировосприятию и способствует образованию бредовых идей.

Поскольку с точки зрения эволюции вторая сигнальная система намного моложе первой, она является более уязвимой к патологическим процессам, утрачивая контроль над работой чувств (первой сигнальной системы). Чувства больных становятся хаотичными, неупорядоченными, а критика к своим высказываниям отсутствует вообще. Безусловно, переубедить пациента в том или ином бредовом сюжете невозможно.

Мышление — процесс опосредованного и обобщенного познания реальности.

  • Опосредованного, т.е. позволяющего опосредованно (умозаключением) раскрыть то, что непосредственно (в восприятии) не дано.
  • Обобщенного, т.е. оперирующего разными видами обобщений: образами, понятиями, категориями.

Мышление — это отыскание нового; оно необходимо в тех случаях, когда субъект оказывается в ситуации, для решения которой у него нет готового решения — привычного (приобретенного в процессе обучения) или врожденного (инстинктивного).

Мышление раскрывает отношения и связи между предметами, а также, двигаясь ко все более глубокому познанию бытия, их свойства и сущность.

Мышление в зависимости от того, чем оно оперирует, делят на 3 вида:

  1. Предметно-действенное (ручное) мышление — процесс мышления, заключающийся в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.
  2. Наглядно-образное мышление — оперирование не реальными предметами, а их образами (для этого конкретный предмет необходимо видеть или представлять).
  3. Абстрактно-логическое (понятийное) мышление — оперирование понятиями, выраженными различными символами, в первую очередь словами.

Данные виды мышления последовательно формируются по мере развития ребенка, взрослый здоровый человек может использовать каждый из этих видов в зависимости от ситуации, с которой он сталкивается, но понятийное мышление является у него ведущим видом мышления.

Понятие —опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его существенных связей и отношений. Понятия, используемые в абстрактно-логическом мышлении, могут иметь различные степени обобщения — от конкретных (близких к определенному, конкретному предмету или ситуации) до высокоабстрактных (описывающих отвлеченные идеи, не имеющие примеров, доступных непосредственному восприятию в реальном мире — например, понятия истины, энтропии, бесконечности и пр.).

Речь как процесс состоит из формулирования мыслей языковыми средствами и восприятия языковых конструкций. Речь может быть устная (подразумевает говорение и слушание) и письменная (письмо и чтение).
Язык — система знаков, включает слова с их значениями и правила построения высказываний.

Мышление и речь взаимосвязаны:

  • Речь не может существовать без мышления.
  • Мышление может существовать вне речи — существуют невербальное формы мышления.
  • При этом речь позволяет наиболее полно использовать абстрактно-логическое мышление (за счет использования понятий, представленных словами, и языковых конструкций), поэтому она становится ведущим средством, которым выражается мышление человека.

В клинической работе, оценивая мышление, следует учесть, что:

  • Мышление — процесс, следовательно, внимание нужно уделить особенностям его протекания, а не результативности (о последней, т.е. о способности к решению мыслительных задач, см. раздел, посвященный интеллекту и его патологии).
  • Основа для клинической оценки мышления — речь пациента (устная и письменная).
  • Несмотря на то что речь и мышление тесно связаны, следует стремиться отличать друг от друга нарушения мышления и речи.
  • При этом нужно учесть, что не только мышление определяет речь, но и особенности речи и усвоенного языка могут влиять на процессы мышления.

Локализация и функциональная организация процессов мышления и речи в головном мозге

Локализация и функциональная организация речи — см. главу 2

Для правильного протекания мышления необходимо участие множества других психических процессов (речи, восприятия, памяти и пр.), но непосредственно само мышление основано на так называемых исполнительских функциях, локализованных в префронтальных отделах коры головного мозга, в том числе таких, как:

  • постановка целей и планирование;
  • выделение важности;
  • внимание: поддержание деятельности и подавление влияния интерферирующих воздействий и импульсов;
  • коррекция ошибок и гибкая смена когнитивных установок при необходимости;
  • рабочая память.

Патология мышления может быть обусловлена различными вариантами нарушений как этих, так и других познавательных процессов, что и определяет многообразие форм нарушений мышления.

Клиническая оценка мышления в первую очередь основана на оценке того, что говорит пациент во время беседы с врачом.

Для наглядности можно представить себе следующую модель протекания ассоциативного процесса:

В большинстве случаев данная последовательность операций имеет имплицитный (неосознаваемый) характер, но, столкнувшись с какой-либо сложной, непривычной или объемной задачей человек может в той или иной степени осознанно подойти к ее решению, например, записывая ход решения на бумаге и т.д.

Представим себе ход мышления на наиболее частом в клинике примере — рассказе пациента о своей болезни:

Врач просит пациента описать свое самочувствие (ставит задачу), пациент задает себе соответствующую цель, составляет предварительный план рассказа, куда включает ряд своих мылей, относящихся к самочувствию. Посторонние мысли (не относящиеся к рассказу о самочувствии), даже те, которые по тем или иным причинам сейчас могут быть актуальны для больного, он игнорирует. Начав свой рассказ, пациент последовательно раскрывает каждую из мыслей (в данном случае — жалобу на состояние своего здоровья), упоминая наиболее важные для врача детали, затем вновь возвращается к своему внутреннему списку (плану), проверяя, что уже было рассказано и что еще необходимо рассказать, чем еще можно было бы дополнить этот план для того, чтобы он более полно соответствовал поставленной цели и не отклонялся от нее.

Нейрофизиологический базис рационального и интуитивного мышления — см. главу 2

В такой науке как медицина, главным является искусство.

  • Анализы
  • Беременность и роды
  • Беременность обзор
  • Бесплодие и репродуктивный статус
  • Бессонница и расстройства сна
  • Болезни желудочно-кишечного тракта
  • Болезни легких и органов дыхания
  • Болезни органов кровообращения
  • Болезни щитовидной железы
  • Боль в спине
  • Восстановительная медицина
  • Генитальный герпес
  • Гинекология
  • Головная боль
  • Грипп
  • Депрессия
  • Детская онкология
  • Детские болезни
  • Детское развитие
  • Заболевания молочных желез
  • Здоровое питание. Диеты
  • Здоровье и душевное равновесие
  • Из истории болезни
  • Иммунология
  • Импотенция (эректильная дисфункция)
  • Инфекции передаваемые половым путем
  • Кардиология
  • Кровеносная и лимфатическая система
  • Лейкемии
  • Лечение рака
  • Лимфогранулематоз
  • Маммология
  • Медицина в спорте
  • Менопауза
  • Микробиология, вирусология
  • Педиатрия (детские болезни)
  • Проблемная кожа
  • Путь к себе
  • Рак желудка
  • Рак молочной железы (рак груди)
  • Рак ободочной, прямой кишки и анального канала
  • Рак предстательной железы (рак простаты)
  • Рак тела матки
  • Рак шейки матки
  • Рак яичников
  • Сахарный диабет
  • Сексология и психотерапия
  • Сексуальная жизнь
  • Современная контрацепция
  • Урология
  • Уход за кожей
  • Факты о здоровом старении
  • Химиoтерапия
  • Школа здоровья
  • Эндокринология
Нарушения мышления и интеллекта
Автор: http://www.eurolab.ua/
09 Марта 2011

Мышлением называется процесс отражения в сознании человека общих свойств предметов и явлений, а также связей и отношений между ними. Мышление — это процесс опосредованного и обобщенного познания действительности.

Важной особенностью процесса мышления является его связь с речью. Мыслительная деятельность осуществляется с помощью ряда мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения и классификации, абстракции и конкретизации. Основу процесса мышления составляют понятия, суждения и умозаключения.

В строгом смысле слова разделение познавательных процессов на ощущение, восприятие, память, мышление является условным. Уже в процессе ощущения и восприятия начинается выделение и обобщение существенных признаков, необходимых для восприятия объектов, сопоставления их с другими объектами. У взрослого человека и восприятие, и память пронизаны элементами мышления. Осмысленное восприятие, смысловая память являются важными характеристиками любого процесса восприятия и памяти. Тем не менее, в отличие от других психических процессов мышление есть прежде всего процесс установления связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира.

Интеллект и мышление тесно связаны, но они не тождественны. Интеллект включает в себя приобретенные знания, опыт, способность к их дальнейшему накоплению и использованию при умственной деятельности. Мышление является активной функцией интеллекта. Мыслительные операции анализа и синтеза, суждения, умозаключения являются самостоятельными категориями, но осуществляются на основе интеллектуальных возможностей. Мышление — это интеллект в действии.

Отграничение интеллекта от мышления является необходимым в патологии. Хорошо известны клинические наблюдения с временным расстройством мышления при сохранности интеллекта, и, напротив, в случае снижения интеллекта может наблюдаться относительная сохранность осуществления основных мыслительных операций.

Качественный и количественный анализ результатов по всей методике Векслера, отношение больных к обследованию и поведение во время него позволили установить ряд интеллектуально-личностных особенностей больных. При этом наибольший интерес для анализа представляли особенно резко различающиеся группы истерии, неврастении и психастении.

Для больных психастенией характерен абстрактно-логический подход, продуктивный при выполнении многих вербальных и малопродуктивный при выполнении невербальных (особенно конкретных) заданий. Для них типичны затруднения в выборе решения и переходе к действию. Пациентов с истерией отличает конкретно-образное, импульсивное и эгоцентрическое мышление, что снижает их результаты в большинстве и вербальных, и невербальных заданий, вызывает трудности в вербализации на абстрактно-логическом уровне. Больные неврастенией характеризуются достаточно хорошим балансом абстрактно-логического и образно-действенного мышления и, хотя они выполняют вербальные задания хуже больных психастенией, это компенсируется хорошим выполнением невербальных заданий, так что итоговая оценка интеллекта по методике Векслера у этих групп больных примерно одинакова.

Приведенные результаты исследования больных неврозами и психастенией позволили интерпретировать второй фактор интеллекта как фактор, имеющий отношение не только к индивидуальному типу интеллекта, но и личности в целом.

Самую большую трудность выполнение методики Выготского — Сахарова на понятийном уровне представило для больных истерией (F44), наименьшую — для больных неврастенией (F48.0), больные психастенией (F48.8) заняли промежуточное положение. Особый интерес для понимания характера мышления у больных неврозами и психастенией представляют затруднения в правильном определении основания классификации после ее практически верного выполнения.

Типичными были и ошибки: чрезмерное усложнение принципа классификации, создание сложной системы гипотез аналитически-абстрактного характера. Специфическими были поведенческие реакции, связанные с реально переживаемой фрустрацией — попытки отказа от выполнения задания больные мотивировали своей неспособностью, причину неудач склонны были объяснить своими личными особенностями, то есть их реакция на фрустрацию носила так называемый интрапунитивный (самообвиняющий) характер.

Сопоставление результатов, полученных по методике Выготского-Сахарова, с данными исследований по методике Векслера показало, что применительно к больным неврозами (F40-F48) тестовые стандартизированные методы должны быть дополнены приемами, позволяющими выявлять особенности реагирования больных на трудности и неудачи. Тем самым учитывается влияние зафиксированного, характерного для разных форм неврозов типа реакции фрустрации на успешность и протекание интеллектуальной деятельности в условиях, приближающихся к их реальным жизненным ситуациям. Кроме того, методика Выготского — Сахарова, позволяя проследить за соотношением действенного мышления в процессе выполнения одного задания, обнаруживает особые, специфические для больных истерией формы невербального мышления, способные обеспечить им в известной степени успешное приспособительное поведение.

Результаты экспериментально-психологического исследования больных неврозами, являющихся яркой моделью для изучения взаимоотношений интеллекта и личности, могут иметь значение для общей и дифференциальной психологии.

Для больных с реактивными психозами (F23) характерны полисистемность и кратковременность расстройств мыслительной деятельности. На высоте заболевания отмечаются нарушения операционно-процессуальной и личностно-мотивационной сторон мышления; после выхода из реактивного состояния мыслительная деятельность чаще всего нормализуется. Характерными нарушениями для больных с реактивными психозами являются резкая замедленность, ригидность и истощаемость мыслительных процессов. Нарушения структурного единства мотивационной и операционной сторон мышления убедительно выявляли при изучении отдельных вариантов реактивного психоза. Изменения смыслообразующей функции мотива и обусловленные ими расстройства целенаправленности мыслительной деятельности, приводящие к нарушению ее операционной сферы, были характерны прежде всего для больных с депрессивно-параноидным синдромом. При астено-депрессивном синдроме на первый план выступали нарушения побудительной функции мотива, что выражалось в динамических расстройствах мышления, снижении его операционной стороны. У больных же с истеро-депрессивным синдромом в условиях, когда ведущий смыслообразующий мотив просто замещался аффективной установкой, а волевое усилие оказывалось значительно сниженным, наблюдался неустойчивый и противоречивый характер мыслительной деятельности. Во всех этих случаях нарушения операционной стороны мышления имели вторичную и гетерогенную природу. Восстановление мыслительной деятельности в динамике заболевания, по данным Криворучко, также в основном определялось личностно-мотивационным компонентом. Так, при истеро-депрессивном синдроме в условиях судебно-психиатрической экспертизы отмечалось большое число аггравационно-установочных результатов, больные демонстрировали свою умственную несостоятельность.

Патологии мышления у больных шизофренией (F20-F29) посвящены многочисленные исследования. В работах Выготского, Биренбаум, Зейгарник и др. содержатся указания на нарушения функции образования понятий, как существенную черту шизофренической психики, расстройства соотнесения абстрактно-смысловых и предметно-конкретных компонентов аналитико-синтетической деятельности. Причем, как отмечали Корсаков и Выготский, нарушения мышления на уровне понятий у больных шизофренией не исключают относительной сохранности формально-логических (алгоритмических) операций.

Особенности патологии мышления при шизофрении наиболее полно отражены в работах Зейгарник, Полякова и их сотрудников.

Отсылая интересующихся к этим работам, рассмотрим лишь некоторые наиболее характерные проявления нарушения мышления при шизофрении. Чаще всего рассматриваются разноплановость, резонерство, соскальзывания, причудливость ассоциаций и др.

Тепеницына проанализировала особенности резонерства у больных шизофренией — тенденции больных к многоречивым непродуктивным рассуждениям, бесплодному мудрствованию. Для шизофренического резонерства типично сочетание искажения уровня обобщения с нарушениями последовательности и критичности мышления. В структуре его обращают на себя внимание слабость суждений, аффективные изменения и связанные с последними многоречивость, многозначительность, неуместный пафос высказываний. Отмечая, что в структуре резонерства нарушения собственно интеллектуальных операций не являются ведущими, автор основное значение придает нарушениям личностного компонента мыслительной деятельности, изменению отношения к окружающему, неадекватной самооценке. Подчеркивается роль искажения мотивационных установок в качестве фактора, непосредственно ответственного за формирование структуры данного нарушения.

Определенным своеобразием отличаются и ассоциативные процессы больных шизофренией (F20-F29). Отмечено значительное удлинение ассоциативной цепочки за счет отсутствия жестких прочных связей и большого числа однократно употребляемых ассоциаций. Большая часть ассоциаций носит характер нестандартных, несущественных, что, как и нарастание показателя энтропии, может свидетельствовать о процессах дезорганизации, беспорядочности в вероятностно-статистической структуре ассоциаций.

В дальнейших исследованиях было показано, что нарушения избирательности актуализации знаний в качестве существенной особенности познавательной деятельности больных шизофренией характерны не только для них самих, но и для их ближайших родственников без психической патологии. На основании этих данных указанные изменения были отнесены к преморбидным. Далее было показано, что степень выраженности изменения избирательности знаний на основе прошлого опыта существенно не менялась по мере прогрессирования заболевания и не определялась выраженностью шизофренического дефекта.

Во многих работах предметом исследования являлись нарушения речи у больных шизофренией с расстройствами мышления. При лингвистическом анализе применительно к двум группам больных — с шизофазией и атактическим мышлением показано, что расстройства мышления у испытуемых проявлялись в отклонениях от речевой нормы и в других особенностях речи не только на семантическом, но и на грамматическом, графическом и лексическом уровнях.

Вопрос об интеллектуальной деятельности больных шизофренией далеко не новый и многократно обсуждался в литературе. В наиболее ранних исследованиях указывалось, что у бредовых больных наблюдается дефект интеллекта. Однако в дальнейшем было показано, что такое представление является неправильным. В исследованиях Серебряковой особенности интеллектуальной деятельности больных шизофренией (F20-F29) были предметом специального изучения. Обследование проводилось с помощью стандартизированного набора Векслера. При анализе полученных результатов отмечено, что показатель успешности выполнения заданий методики в целом не обнаружил резких отклонений от нормы. Не было выявлено значительной разницы между вербальной и невербальной оценками.

Читайте также:

      

  • Әл фараби университеті реферат
  •   

  • Реферат история специального олимпийского движения
  •   

  • Наступательные и оборонительные маркетинговые стратегии реферат
  •   

  • Синдром туретта реферат кратко
  •   

  • Создание простейших орудий труда в период становления человека до 30 40 тыс лет назад реферат

Ошибки мышления, которые портят жизнь

Психолог рассказала, как бороться с внутренними установками, которые мешают быть успешным.

17 марта 2023

Ошибки мышления, по-научному — когнитивные искажения, свойственны практически всем людям. Они являются результатом работы мозга, который обрабатывает индивидуальный жизненный опыт, глубинные убеждения, ценности и  принципы и выдает соответствующие суждения.  

Как правило, сам человек не осознает ошибочность своего мышления, так как эти конструкты для него привычны и естественны, в то время как они серьезно ограничивают и снижают качество жизни. Зная самые распространенные когнитивные ошибки, можно отследить их у себя и постепенно во внутреннем диалоге перестроить восприятие самого себя, мира и ситуаций. Как это сделать, рассказала психолог Мария Манина.

Мария Александровна Манина

Психология

Клинический психолог, гипнотерапевт, автор образовательных проектов для женщин. Владеет уникальным методом быстрой трансформации, работает с подсознанием через гипнотические практики.

Личный сайт

Заметить ошибки в собственном мышлении помогут конкретные слова и обороты, которые сигнализируют о негибкости мышления, о том, что оно не адаптировано к реальной изменяющейся жизни, в которой нет ни на что стопроцентных гарантий.  Между речью человека и его мышлением есть прямая связь, поэтому, перестраивая свою речь, можно влиять и на паттерны мышления, изменяя и их.

Рассмотрим самые распространенные ошибки вместе с теми словами-маркерами, которые их сопровождают, и сразу — варианты более адаптивного мышления, того, что будет вас поддерживать в жизни, придавать стабильности, уверенности и спокойствия. 

Ошибки мышления, которые портят жизнь

1. Сверхобобщение

Выводы на основе единичного факта, преувеличение, фразы характерны такие: «У меня ВСЕГДА/НИКОГДА ВСЕ не получается». Если засекли у себя такой оборот, знайте: вы имеете дело с обобщением, которое ведет к ощущению слабости и безвыходности. Попробуйте отмечать только то, что присуще конкретной ситуации, и ищите в своем предыдущем опыте опровержения и контраргументы. 

2. Долженствование 

Идеализированные, часто нереалистичные требования к себе и другим: «Я не должен совершать ошибки», «Я должен все всегда контролировать» и т.д.

Совершенно иное состояние будет, если заменить эти грузные обороты на «хочу», «желательно», «было бы хорошо» — это даст полезный объем внутренней свободы, потому что уходит тупик и появляется выбор. 

3. Категоричное мышление

Никаких полутонов, только «все или ничего», только «прав или виноват», черное или белое. Либо все по-моему, либо мне вообще ничего не нужно. Вот пример: «Я должен быть успешным, или я вообще никто». Оперирование таким полярным мышлением вызывает сильные эмоциональные реакции, ведет к разочарованию и депрессивному настроению. Чтобы избавиться от дихотомичности, нужно формировать обширный и многовариантный взгляд на ситуацию. Помимо двух противоположных вариантов есть еще множество, и, рассматривая их, вы нацелите свой мозг на поиск продуктивного решения.  

4. Чтение мыслей других

Речь идет о присваивании своих страхов и сомнений другим: «Если я сделаю так, он подумает, что я лох, облажался» или «Все думают, что сделка сорвалась из-за меня». Человек может так залипнуть в своих зачастую совершенно безосновательных домыслах и самообвинении, что не может допустить другого варианта.

Тут поможет простой способ отделения себя от мысли, рассмотрение ее с разных сторон, так как это не истина, а лишь гипотеза. Правда в том, что мы не можем точно знать мысли другого человека, и часто эффективнее будет, если выяснить точку зрения оппонента, задав соответствующие вопросы. 

5. Обесценивание

Обесценивание того, что есть позитивного, и сосредоточение на негативе, как будто внутри встроен фильтр, который не дает присвоить свои успехи, победы и повысить самооценку: «Я это сделал, но мог бы и лучше», «Просто подвернулась ситуация, сам я ни при чем».

В вашем опыте есть очень много позитивного, что является вашей заслугой. Можно составить список от 10 до 50 таких пунктов, от незначительных побед до, например, удачных финансовых сделок, чтобы это осознать, и регулярно напоминать об этом самому себе. 

6. Катастрофизация

Выбор наихудшего сценария из всех возможных: «Это просто ужасно, страшно, кошмар…» Но этот сценарий, как правило, формируется только на уровне фантазии и не воплощается в реальность. Тем не менее, если вы так ярко преувеличиваете негативный характер ситуации, она кажется невыносимой, возникают тревога и  эмоциональный дискомфорт. Здоровая альтернатива такому негативному предсказанию будущего — это объективный взгляд на реальную картину, который нужно тренировать, задавая себе следующие вопросы: 

  • Действительно ли это так ужасно?

  • Я всегда могу что-то сделать — что?

  • Какова на самом деле реальность?

  • Что бы подумал в этот момент успешный и уважаемый мной человек?

  • Что говорит мне мой предыдущий опыт?

Рассуждая здраво, вы возьмете под контроль свое разбушевавшееся, тревожное мышление. 

А вот тут можно почитать о шарлатанах, торгующих «успехом»: Откуда взялись «инфоцыгане» и почему их марафоны так популярны?

Самое важное в отношении ошибок мышления — это то, что они рождаются у нас в голове. Это значит, что все наши мысли находятся только под нашей юрисдикцией. Мы можем их осознавать, контролировать, сортировать, отсеивать, выбирать и создавать именно те, которые вас поддерживают, усиливают и делают непобедимым.

Очевидно, что это непросто, как и регулярная работа в спортзале, которая даст вам в итоге сильное тело. А регулярная работа со своими мыслями — это такая же самодисциплина, которая поможет достичь своих целей и сделает вас успешнее. 

Ошибки мышления — это привычные модели мышления, которые кажутся правильными и нормальными, но на самом деле основаны на ложной логике. Они заставляют нас чувствовать, что мы недостаточно хороши, и могут стать причиной провалов. В новинке «Освободи себя» нашли самые распространенные.

1. Всё или ничего



Освободи себя

Если вы стали жертвой мышления «всё или ничего», середины для вас не существует. Вы любите использовать слова вроде «всегда», «никогда», «навсегда». Обратите особое внимание на то, не связан ли такой образ мыслей с восприятием себя как неудачника. Что касается морально-этических вопросов, то вы склонны делить всё на черное и белое. Мышление «всё или ничего» также тесно связано с перфекционизмом.


Напоминайте себе о полутонах. — Источник

2. Чрезмерное обобщение

Для тех, кто пал жертвой чрезмерных обобщений, единичный случай или событие становится поводом для универсального заключения. Наиболее распространенные примеры чрезмерных обобщений: «Все мужчины/женщины одинаковы», «За всё приходится бороться». Одно неудачное интервью при приеме на работу или разрыв с партнером — и готово: «Мне никогда не найти работу» или «Мне никогда не найти себе пару».

3. Ментальный фильтр

Ментальный фильтр идет в ход, когда мы преувеличиваем негативные стороны какой-то ситуации и отфильтровываем позитивные. Для людей, находящихся в его власти, стакан всегда наполовину пуст, и они с легкостью поддаются пессимизму. Преуменьшение позитивного также рассматривается как ошибка мышления. Если вы знаете, что склонны к этому, вовремя останавливайте себя. Возможно, ошибка коренится в убеждении, что вы не достойны хорошего, поэтому просто не можете поверить в него, когда оно случается.

4. Поспешные выводы

Поспешный вывод — это заключение, сделанное на основе слишком малого объема данных или вообще без них. Часто подобные выводы предполагают что-то плохое и имеют сильное негативное воздействие, особенно если речь идет о том, что о нас думают другие. В результате страдает наше восприятие и самих себя, и окружающих. Например, если супруг вернулся домой поздно, мы приходим к заключению, что у него или у нее есть кто-то на стороне. Если в помещении, в которое мы входим, становится тихо, мы полагаем, что это произошло лишь потому, что до этого все говорили о нас.

Поспешные выводы неотделимы от домысливания: «Он утром со мной не поздоровался, потому что зол на меня». Или предсказаний будущего: «Сегодня я вновь завалю экзамен по вождению». Подобные «предсказания» не соответствуют действительности, потому что основываются на ложных аргументах.


Не торопитесь. — Источник

5. Утверждения долженствования

В большинстве случаев это убеждение, что другие «должны» разделять наши личные правила. Мы считаем, что люди «обязаны» быть благодарными, «должны» говорить спасибо и им «следует» вести себя соответствующим образом. Личные правила могут быть навязаны нам извне, и тогда мы чувствуем напряжение и чувство вины: «Я должен поступить в университет», «Мне следовало бы быть более преданной дочерью». Или подталкивать нас совершать какие-то действия: «Я должен закончить этот обзор к восьми часам».

Если вы используете все ваши «должен» и «обязан» как палку-погонялку для самого себя, задайтесь вопросом: а станете ли вы в аналогичной ситуации применять те же требования к человеку, которого по-настоящему любите?

6. Навешивание ярлыков

Это экстремальная форма мышления «всё или ничего» или чрезмерных обобщений. Здесь слишком много эмоционально заряженного языка, что часто пробуждает у нас негативные эмоции. Примером может быть высказывание «Я неудачник» вместо «Я совершил ошибку», или «Он неудачник» вместо «Ему следовало вести себя иначе». С момента, как мы навесили ярлык на себя или кого-то еще, мы начинаем все больше верить в его правильность. Например, чем чаще мы говорим о коллеге, который не согласен с нашим мнением, что он идиот, тем сильнее в это верим.

7. Эмоциональное мышление

Многие убеждены, что если по отношению к чему-то испытывают сильные чувства, значит, они правильны. Мы инстинктивно верим, что мощная эмоциональная реакция подтверждает справедливость нашего мнения, и особенно это касается тех случаев, когда речь идет о нездоровой негативной эмоции. «Я так чувствую» слишком легко превращается в «я знаю». Чувство ревности «убеждает» нас, что мы ревнуем не зря и партнер действительно нас обманывает. Вот почему это одна из трудных для самоопределения ошибок мышления. И, поскольку порой легче идти обратным путем — от негативной эмоции к мысли, в следующий раз, когда вы почувствуете гнев, спросите себя: «А может, это чувство гнева убеждает меня в том-то и том-то?».

8. Персонализация

Часто ли вы находите в себе причины внешних событий, зачастую неприятных? Возможно, вы обвиняете себя в том, за что никак не можете быть в ответе. Многие сожалеют и твердят себе: «Ах, если бы я только…» — хотя на самом деле их действия имели бы слишком малый эффект или вообще никак не отразились бы на ситуации. Из персонализации произрастают чувство стыда и ощущение неадекватности. Персонализация часто ассоциируется с нарциссическими чертами, поскольку ее жертвы в мыслях видят себя центром вселенной.


А еще такие люди часто беспокоятся о том, что о них могут подумать другие. — Источник

Одна из главных причин — привычка принимать на свой счет то, что отнюдь не замышлялось как нападка. Например, конструктивная критика менеджера. Люди, склонные к персонализации, могут считать себя многострадальными жертвами. Персонализация часто идет рука об руку с обвинениями как себя самого, так и других. Постарайтесь в течение недели отмечать, на кого вы возлагаете ответственность за события, происходящие в вашей жизни. Чтобы прервать цикл, не позволяйте приписывать человеку или событию более 25% «вины».

9. Низкая переносимость дискомфорта

Она проистекает из убеждения, что все должно быть таким, как мы хотим, иначе жизнь будет невыносимой. Как часто мы говорим себе: «Я этого не вынесу…» или «Я не могу выдержать, когда…»? Это могучий фактор как стресса, так и гнева. Низкая переносимость дискомфорта, как правило, проявляется в не очень сложных ситуациях и при разного рода мелких неприятностях, а не во время настоящих кризисов. Здесь важно изменить перспективу. Подумайте, как радовались бы мы очереди, в которой стоим, если б это была очередь за продуктами питания в зоне гуманитарной катастрофы.

Мы все склонны считать, что ситуация или событие гораздо хуже, чем это есть на самом деле. Для того чтобы устранить эту ошибку, необходимо спросить себя: «А так ли это ужасно на самом деле?». Весь вопрос — в восприятии.

Попробуйте в течение недели замечать за собой ошибки мышления. Возможно, вы удивитесь: «Неужели я так думаю? Боже, какая чушь!». Это будет первый шаг к избавлению от старых препятствий.

По материалам книги «Освободи себя»

Обложка поста — pexels.com

Мышление — форма, с помощью которой человек отражает в своём сознании окружающий мир. Мысля, люди устанавливают взаимосвязь и общность друг с другом, учатся различать явления и предметы.

Формы мышления в норме и патологии

Различают две основных формы мышления:

  • образное (эмоциональное);
  • отвлечённое (логическое).

Когда человек мыслит образно, он использует в своей речи предметы и явления, а отвлечённое мышление подразумевает отвлечённые понятия или абстракцию.

Оба способа мышления имеют неразрывную связь друг с другом. У большинства людей одна из них является преобладающей.

Если в психике развивается какой-либо патологический процесс, происходит нарушение соотношения всех способов мышления и его хода: логичности, последовательности и содержания. Что касается нарушения содержания мыслительных актов, они сопровождаются бредом, навязчивыми и сверхценными идеями.

Также, если течение мыслительного процесса нарушено, мышление может стать излишне замедленным, скудным и заторможенным. Больные лишаются способности быстро отвечать на самые простые вопросы, их речь становится однообразной, бедной, с минимальным количеством примитивных слов. Такие симптомы часто наблюдают при депрессиях и астении.

У пациентов, которые находятся в состоянии мании, мышление приобретает ускоренный темп с резкой сменой или «скачкой» идей. Больные становятся чрезмерно активными, многословными, их внимание невозможно сконцентрировать на чём-либо одном. И, напротив, когда мышление при патологических процессах становится слишком обстоятельным, его характеризуют как тугоподвижное, инертное, «вязкое». Таким людям свойственно «застревать» на мелочах, игнорируя главное и не выделяя второстепенного. Этот тип мышления свойственен эпилептикам и людям, имеющим органические поражения в нервной системе.

Если нарушена логика мышления, его называют разорванным. В данном случае грамматическое построение предложений и фраз выглядит правильным, но не имеет никакой логической связи. К примеру, когда пациента спрашивают, сколько ему лет, он может ответить так: «Я абсолютно здоров». Кроме того, для пациентов с разорванным мышлением типично так называемое «соскальзывание»: они перескакивают с одной темы на другую, которая никак не связана с предшествующей смысловыми нитями.

Если речь идёт о тяжёлых случаях психических нарушений, речь пациента выглядит в виде случайного набора слов, фраз или попросту их обрывков. Больные произносят их беспорядочно и бессвязно. Такую разорванность мышления психиатры называют шизофазией либо «словесной окрошкой».

К примеру, больной шизофренией может выстроить свою речь таким образом: «Такси, событие, человек. Передо мной стоит неизвестный Бог: магазин с витринами. Это наши родные, они автоматические. На полу учебник по часовым механизмам. Скорая помощь, меня задержали. Давай песцовую шубу».

Кроме того, мышление у людей, страдающих шизофренией, может быть облечено в логическую форму, но вся его суть — пустое резонёрство, сопровождающееся длительными монологами одного человека, который даже не пытается устанавливать двустороннего контакта с теми, кто его слышит.

Бывают также и признаки символического мышления, когда пациенты в своём сознании придают привычным и обыкновенным предметам некое сакральное и таинственное значение. К примеру, если больной видит на столе две перекрещенные ложки, он начинает утверждать, что за ним скоро придёт смерть. Камень, одиноко лежащий на берегу озера, человек воспринимает как знак личного одиночества, а высохшее дерево означает для него полную безысходность в жизни.

Иногда у психически неуравновешенных личностей возникает неконтролируемое желание замкнуться в себе. Их мышление оторвано он внешней среды и сопровождается болезненными переживаниями и бесплодными мечтами. Подобное поведение характерно для больных, страдающих некоторыми формами шизофрении и для психопатов с шизоидными чертами личности.

Есть ещё отклонение в мышлении, получившее название персеверации. Это означает, что больной постоянно повторяет одни и те же слова или фразы, словно «застревая» на них. Какие бы вопросы ему ни задавали, он будет давать на них абсолютно одинаковые ответы. Персеверации типичны для людей, у которых наблюдаются органические поражения мозга, шизофрения и различные интоксикации организма.

454.jpg

Бредовые расстройства и их особенности

Изучая расстройства мыслительной сферы в форме идей, необходимо проводить их разделение, как минимум, на несколько видов. Они бывают:

  • бредовыми;
  • сверхценными;
  • доминирующими.

Под бредовыми идеями понимают болезненное искажение реально существующих фактов. Пациенты делают неверные умозаключения, которые невозможно скорректировать путём рационального убеждения.

Практически любое бредовое состояние развивается примерно одинаково и сопровождается, прежде всего, появлением бреда отношения. Больной думает, что все к нему плохо относятся либо подозревают в чём-то, либо желают причинить ему вред. Когда заболевание начинает прогрессировать, развивается полноценная картина бреда преследования: пациенту кажется, что его окружают только враждебно настроенные люди, не оставляющие его в покое двадцать четыре часа в сутки. Враги осуществляют над больным постоянный контроль и желают его смерти. Поведение пациента отличается крайней осторожностью, так как он полагает, что против него сговорился чуть ли не весь мир.

Есть и бред физического воздействия, связанный с фантастической фабулой. Такие больные думают, что на них оказывают воздействие:

  • космическая энергия;
  • космические лучи;
  • химические вещества;
  • радиоаппаратура;
  • инопланетные агенты;
  • гипноз.

Бред физического воздействия часто сопровождается идеями о том, что враги «читают мысли», «вкладывают чужие мысли в голову» и так далее.

Бред бывает и ипохондрическим: пациенты постоянно говорят о том, что у них есть какая-либо неизлечимая и смертельная болезнь. Они обнаруживают у себя все её симптомы, например: «сердце скукожилось и провалилось в живот», «внутренние органы инопланетяне похитили и заменили зелёной жидкостью» — и т.д.

У лиц старческого возраста на фоне развития деменции встречается бред ущерба, а именно: старики говорят, что все их желают обокрасть и запирают на замки своё имущество. И конечно, есть одна из самых популярных разновидностей бреда — величия, когда самый обыкновенный шизофреник считает себя великим поэтом, музыкантом, а то и вовсе заявляет, что он — одна из великих исторических личностей.

Расстройства мышления - фотоснимок

Бесплатная консультация по вопросам обучения

Наши консультанты всегда готовы рассказать о всех деталях!

Бред ревности больше всего характерен для хронических алкоголиков, чаще мужского пола, которые убеждены, что их супруга постоянно им изменяет. При этом, алкоголики всегда пытаются найти доказательства несуществующих измен, поражая окружающих нелепостью своих мыслей и поведения. Постепенно такой бред приобретает генерализованную форму и становится одним из ведущих симптомов болезни.

300419-P7HBTL-945.jpg

Навязчивые идеи и их особенности

Главная особенность навязчивых идей состоит в том, что у больных возникают мысли, от которых он не может отделаться — даже при наличии критического отношения к ним. В этом заключается отличие таких пациентов от бредовых больных: как известно, они твёрдо убеждены в верности своих умозаключений. Если пациент, страдающий навязчивыми состояниями, своевременно обратится к психотерапевту, лечение непременно даст положительный результат.

Есть также навязчивые влечения, или мании, и страхи навязчивого характера, которые называют фобиями.

Вот несколько примеров навязчивых влечений:

  • арифмомания — навязчивое стремление к счёту;
  • ономатомания — вспоминание имён всех людей, которых больной когда-то увидел;
  • клептомания — воровство абсолютно ненужных вещей;
  • пиромания — склонность к поджогам.

Примеры навязчивых страхов:

  • агорафобия — боязнь открытого пространства или большого скопления людей в общественном месте;
  • клаустрофобия — наоборот, боязнь маленьких пространств;
  • нозофобия — страх быть заражённым опасным заболеванием и т.д.

Следует отметить, что синдромы навязчивых состояний характерны для людей с тревожно-мнительным типом личности, а также для шизофреников и невротиков.

99042.jpg

Сверхценные идеи, мании и их особенности

Под сверхценными идеями понимают мысли пациента, являющиеся чрезвычайно важными для него самого. Обычно они имеют ярко выраженную эмоциональную составляющую и лишены объективного значения. К примеру, пациент может полагать, что его увольнение с работы несправедливо и постоянно думать только об этом. От навязчивого состояния сверхценная идея отличается тем, что больной не испытывает желания от неё избавиться, а, наоборот, продолжает культивировать её в своём сознании. Такие пациенты глубоко убеждены в важности своих идей и их значимости в окружающем мире. Одно из психических заболеваний, при котором они почти всегда появляются — это параноидальный синдром.

Взаимосвязь бреда и галлюцинаций у психически больных

Откуда происходят бредовые идеи? Ответ на этот вопрос можно дать, если основываться на данных современной психиатрической науки и клинического течения того или иного заболевания. Ряд бредовых состояний неразрывно связан с нарушениями сферы восприятия в целом. Например, галлюцинациям часто сопутствует бред: пациент слышит голоса, которые ему угрожают, и у него автоматически возникает бред преследования с неверной интерпретацией происходящего.

Аналогичные состояния могут возникать и при сенестопатиях (когда пациент ощущает странные либо мнимые боли в каком-либо внутреннем органе). В результате этих ощущений появляется ипохондрическая форма бреда.

Если галлюцинации при бреде отсутствуют…

Бывает и так, что у больных полностью отсутствует галлюцинаторный синдром, а бред есть. В подобных случаях принято говорить о первичном бреде (толкования). И.П. Павлов в своё время попытался разъяснить, откуда возникает такой феномен, положив в его основу фазу торможения ультрапарадоксального типа и инертность раздражителя.

Когда процессы возбуждения и торможения в мозгу человека постоянно перенапрягаются, можно наблюдать сбой в работе внутреннего торможения. Возбуждение в коре головного мозга не сменяется торможением, как положено, что приводит к появлению патологически инертного очага. Следствием его появления являются бредовые идеи.

Что касается ультрапарадоксального торможения, оно тесно связано с торможением запредельным и ослабленностью болезнью клеток коры головного мозга. Для них любой раздражитель является сверхсильным, поэтому клетки пытаются себя защитить, включая механизмы торможения. Таким образом, те участки мозга, которые в данный момент заторможены, начинают возбуждаться, а те, которые возбуждены — затормаживаются. В качестве наглядного примера Павлов привёл клинический случай с пациенткой, для которой её честность стала раздражителем сверхсильного характера. В результате, когда женщина заболела, она стала демонстрировать всем «от противного» свою распущенность и беспечность.

Кроме того, И.П. Павлов высказывал предположение о том, что бред, являющийся болезненным искажением окружающей действительности, возникает как следствие некорректной работы речи (вторая сигнальная система). Пациенты не могут охватить ряд общих понятий и выстроить логическую взаимосвязь между причиной и следствием. Это неизбежно приводит к искажённому мировосприятию и способствует образованию бредовых идей.

Поскольку с точки зрения эволюции вторая сигнальная система намного моложе первой, она является более уязвимой к патологическим процессам, утрачивая контроль над работой чувств (первой сигнальной системы). Чувства больных становятся хаотичными, неупорядоченными, а критика к своим высказываниям отсутствует вообще. Безусловно, переубедить пациента в том или ином бредовом сюжете невозможно.

Расстройства мышления - фотоснимок

Бесплатная консультация по вопросам обучения

Наши консультанты всегда готовы рассказать о всех деталях!

Расстройства мышления - кадр

Не забудьте подписаться на наш Яндекс.Дзен!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мыть шампунем в чем ошибка
  • Мысль развивается на продолжении всего текста ошибка
  • Мысли что я ошибка рождения
  • Мысли мои становились все глупее и пустее ошибка
  • Мысленно они думали о вторичной встрече ошибка