Мыс ошибка что это такое

Рисунок выполнен П. Н. Михайловым во время кругосветного плавания 1819–1821 гг. под командованием капитана 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена на шлюпе «Восток».

Южная Георгия (англ. South Georgia) — крупный (площадь суши — 3528 км²) субантарктический остров в южной Атлантике, является крупнейшим в одноимённом архипелаге. Административно является частью заморской территории Великобритании Южная Георгия и Южные Сандвичевы Острова. Скалистый остров вулканического происхождения покрыт тундрой и океаническими лугами, в горах — вечные ледники. На берегах — огромные популяции тюленей и пингвинов.  

Остров был открыт английским торговцем Антони де ла Роше в 1675 году. Впервые исследован и картографирован знаменитым мореплавателем Джеймсом Куком в 1775 году, который объявил его британским владением и назвал в честь короля. Юго-западное побережье обследовано экспедицией Беллинсгаузена и Лазарева (1819-1821).

Текущая страница: 9 (всего у книги 35 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

17 декабря. В час ночи поворотили к берегу; ветер тогда перешёл от WSW к WNW и был сопровождаем мокрым снегом и дождем. Ртуть в термометре стояла только на 1,9° выше точки замерзания. В 6 часов утра подошли к берегу против залива, который назван мною залив Новосильского и лежит от залива Марии на SO 65°, в двадцати двух милях;[159]159

  Действительное расстояние, судя по «Атласу» Беллинсгаузена, 42 мили. – Ред.

[Закрыть]

бросив лот на глубине 80 сажен, достали дна, грунт – ил. С сего пункта держали в параллель берега, в расстоянии двух миль, шли по осьми миль в час. От залива Новосильского берег имеет направление на StW пять с половиною миль, до отлогого мыса, подле которого три низменных острова. От сего мыса, названного мною мыс Куприянова, до мыса Ошибки[160]160

  Мыс Ошибки – мыс Дизапойнтмент (Disappointment).

[Закрыть]

(так названного капитаном Куком) берег идёт на SO 50° 30’ десять миль, наполнен островершинными каменными горами, между коими все ущелины покрыты снегом и льдом. На пути от мыса Куприянова к мысу Ошибки, в четырех милях от первого, находится подводный опасный камень в расстоянии от берега на полторы мили; по причине настоящего большого волнения разбивался бурун, в тихую же погоду сей камень может быть весьма опасен. Близ мыса Ошибки три островка: первый – высокий камень у самого мыса, а последний, капитаном Куком названный Зелёным по причине зеленоватого его цвета, от мыса на юг в трех милях.[161]161

  В действительности здесь четыре островка, теперь называемые островами Грин-айлендс (Green Islands).

[Закрыть]

Гористый берег от мыса Ошибки идёт пять миль на SO 85°, а потом на NO 40°; сии два направления образовали Южный мыс острова Георгия, находящийся в широте 54° 25’ южной, долготе 36° 2’ западной. В 9 1/2 часов мы обошли мыс Южный, где окончили опись, соединили наше обозрение острова Георгия с частью берега, обретённого капитаном Куком за 44 года перед нами; за 19 лет до капитана Кука берег сей обретён судном «Леоном» и назван Сант-Педро (Sant Pedro), простирается на NW и SO 61°, на девяносто две мили.

При большой пасмурности, дожде и временно шедшем снеге; ветер усиливался; мы шли под двумя марселями, всеми рифами зарифленными, и под защитою острова Георгия ожидали «Мирного». Ветер более и более усиливался, мы спустили брам-рей. Около полудня «Мирный» с нами соединился. Я не надеялся скоро дождаться благоприятной погоды, чтоб осмотреть какое-нибудь якорное место, при том же берег сей обитаем токмо пингвинами, морскими слонами и котиками; последних мало, ибо приезжающими промышленниками истреблены. Обойдя с южной стороны большую половину сего берега, мы не приметили ни одного куста и никакого растения, видели только, что весь покрыт снегом и льдом. Дожидаться здесь перемены погоды неделю или более, чтоб обозреть землю, охладевшую и, так сказать, мертвую, я почёл бесполезным, тем более что упустил бы летнее время, самое лучшее для плавания в опасном Ледовитом Южном океане; и так сделал шлюпу «Мирный» сигнал следовать за «Востоком» и лечь на SOtO прямо к северной оконечности земли Сандвича, которую намерен был осмотреть с восточной стороны, ибо капитан Кук, при обретении оной, осмотрел только западную сторону. В два часа пополудни мы закрепили грот-марсель, чтоб не уйти от шлюпа «Мирный», в мрачном горизонте едва видимого. Изредка, когда на несколько минут погода прояснивалась, рассмотрели мы остров Клерк, положение коего по пеленгам определили в широте 54° 55’ южной, долготе 34° 46’ западной. Сей остров обретён капитаном Куком и назван островом Клерка в честь первого лейтенанта на его судне. В 5 часов вечера мы принуждены были нести только один фор-стень-стаксель, для того, что шлюп «Мирный» отстал и пасмурность скрывала его от глаз наших. В 8 часов вечера солнце проглянуло из-за облаков; мы определили склонение компаса 7° 29’ восточное, находясь в широте 54° 58’ южной, долготе 35° 16’ западной. К полуночи, когда лейтенант Лазарев нас догнал, поставили фор– и грот-марсели, зарифленные всеми рифами.

18 декабря. 18-го в 6 часов утра теплоты было один градус. До полудни при крепком ветре от NNW, большом волнении и пасмурности мы шли по осьми миль в час. Шлюп «Мирный» находился под ветром и несколько впереди нас. Лейтенант Лазарев поворотил и телеграфом уведомил, что видит землю. Нам со шлюпа «Восток» казался сквозь мрачность гористый берег, то посему мы поспешно поворотили, дабы дождаться ясной погоды, не подвергаясь опасности при обозрении берега в бурную погоду; имели тогда грот-марсель зарифленный всеми рифами, фок-стаксель и апсель. Ртуть в термометре стояла выше точки замерзания 1,7°. В два часа пополудни пасмурность умножилась так, что далее одного кабельтова мы не могли различать предметов.

19 декабря. Неблагоприятная погода продолжалась до полуночи; теплоты по термометру было только 1,2°. Шлюпы бросало с боку на бок, почему мы принуждены были поворотить по ветру на другой галс к северу; тогда волнение сделалось с носу, и тем чрезмерная качка с носу уменьшилась. Близ полудня прошли мимо мёртвого кита, который окружён был летающими над ним и около его на воде сидящими альбатросами и разными бурными птицами.

В полдень находились в широте 56° 2’ южной, долготе 32° 57’ западной. Течение моря было на NO 62°, в двои сутки – тридцать девять миль; когда ветер затих, мы стреляли птиц: лейтенантом Игнатьевым застрелен альбатрос, длиною от одного конца крыла до другого 10 футов 5 дюймов; был дымчатого цвета, а голова, шея, крылья и хвост бурые; много походит с головы, ног и крыльев на белого альбатроса, с тою разностью, что глаза обведены белою полосою, шириною в одну линию, и вдоль чёрного клюва по бороздам на обеих челюстях идут белые узенькие полоски; хвост остроконечный и длиннее, нежели у белого альбатроса. Другими офицерами подстрелены четыре пингвина, из коих два жили сутки и странною своею походкою, переваливаясь с ноги на ногу, забавляли служителей, которые в первый раз смотрели на них вблизи.

В 3 часа увидели льдину на OtN; она накануне при мрачности показалась нам берегом. Киты в разных местах пускали фонтаны; от семи часов до полуночи мы шли в густом тумане.

20 декабря. При переменных тихих ветрах и большой зыби, шедшей от запада, мы направляли путь к востоку, и с рассветом видели впереди местами лёд. Лейтенант Завадовский застрелил два дымчатых альбатроса. В полдень находились в широте 56° 13’ южной, долготе 32° 25’ западной. Лотом на глубине 260 сажен не достали дна. Желая воспользоваться маловетрием, легли в дрейф, опустили термометр Нория на глубину 270 сажен на десять минут, и на сей глубине температура воды оказалась 31,75° по Фаренгейтову термометру, т. е. четверть градуса ниже точки замерзания по Реомюрову разделению, при поверхности же воды 48,75°. К крайнему моему сожалению, неосторожностью штурмана сей термометр изломан; потеря была тем чувствительнее, что мы имели только один такой термометр. В 10 часов прошли возле ледяного острова, в окружности около полторы мили, высотою от поверхности воды 180 фут. С северной стороны отлогий ледяной мыс был покрыт пингвинами; они все стояли, размахивая ластами. Плавающая громада льда, которую мы увидели в первый раз, привела нас в величайшее удивление; мы находились тогда в широте 56° 4’ южной, долготе 32° 15’ западной; сии огромные ледяные острова в южном полушарии бывают часто видимы. Капитан Кук встретил льды на пути от Доброй Надежды к югу 1772-го года декабря 10-го числа в широте 51° 4’ южной, долготе 22° 23’ западной.[162]162

  В подлиннике стоит 20» 23’, – повидимому опечатка, следует 22° 23’. – Ред.

[Закрыть]

Два судна, отправленные Ост-Индскою компанией 1739 года для открытия южных земель, видели льдину в широте 47° и 48° южной. Каждый просвещённый читатель сам из сего заключит о разности между двумя полушариями – северным и южным. В продолжение дня около шлюпов пингвины ныряли и плавали во множестве; летали бурные птицы и несколько эгмонтских куриц.

21 декабря. С полуночи задул ветер от StO тихий; от запада шла зыбь. Теплоты было 1,7°. В 3 часа ветер сделался свежий и выпадал снег, почему мы взяли у марселей по рифу; тогда же увидели впереди ледяной остров, мимо которого прошли в 8 часов. В 10 часов взяли все рифы и спустили брам-реи. К полудню остались под двумя марселями и спустили брам-стеньги. В вечеру, чтоб уменьшить ход, привели шлюпы к ветру на SWtW. От семи часов до полудня выпадал снег.

22 декабря. Ветер был крепкий и развёл большое волнение; луна светила; термометр стоял ниже точки замерзания 0,1°; ночью нам встречались льды огромными глыбами, на румбы OtN и SWtS; поутру шёл снег. Когда рассвело, мы спустились на OtS, но не более часа шли сим курсом: густая пасмурность принудила привести шлюпы к ветру. В 8 часов утра пасмурность несколько уменьшилась, и мы легли на ONO; временем шёл снег и скрывал всё то, что без препятствий от снега можно бы было усмотреть; в 11 часов, когда несколько прояснилось, открылся к северу в тринадцати милях неизвестный остров; мы к оному поворотили, прибавя парусов, старались держаться ближе, сколько ветер позволял; желали определить положение острова, мрачность сему препятствовала. В начале первого часа пополудни солнце из-за облаков на короткое время проглянуло, и астроному Симонову удалось взять оного высоту, посредством которой определили широту места нашего в полдень 56° 43’ южную, долгота была 28° 1’ западная; в то же время мы видели остров на NW 24°, в расстоянии пяти миль, что и определяет широту его 56° 41’ 30», долготу 28° 10’; по наблюдению лейтенанта Лазарева широта 56° 41’, долгота 28° 7’ 40». Остров имеет вид хребта горы, высунувшейся из океана, лежит NW и SO 37°, длиною несколько менее двух миль, ширина в половину длины; южная часть оканчивается небольшим, на сахарную голову похожим, возвышением, которое издалека кажется отдельным; весь остров покрыт снегом и льдом, не был ешё известен, а потому я назвал оный остров Лескова,[163]163

  Последующие экспедиции, видевшие остров Лескова, отмечают точность определения его места и описания русской экспедицией.

[Закрыть]

в честь третьего лейтенанта шлюпа «Восток». В 4 часа пополудни мы легли на SSO, для того, чтобы придти на вид острова Сретения, обретённого капитаном Куком. Сим курсом, при пасмурной погоде с снегом, шли до девяти часов вечера; тогда по великой темноте ночи, при тихом ветре от NNW, привели к ветру на левый галс, чтоб дождаться следующего утра. В продолжение сего дня сопутствовали нам прежде упомянутые разные птицы и пингвины во множестве; они имеют свойство, вынырнув из воды, перекликаться, подобно как люди в лесах один другому подают голос.

23 декабря. В полночь термометр стоял на 0,8°; от WNW шла большая зыбь, из чего мы заключили, что по сему направлению большой земли быть не может, по крайней мере в близости от нас. Когда пасмурность и снег прекратились, мы увидели на NO высокий берег, коего вершина скрывалась в облаках; поутру на рассвете открылся остров, совершенно очистившийся от тумана, а на средине сего острова высокая гора; вершина её и скаты покрыты снегом; крутизны, на которых снег и лёд держаться не могут, имеют цвет темный. Остров круглый, в окружности двенадцать миль, по крутому каменному берегу неприступен; прекрасная погода позволила нам сделать полуденное наблюдение, и широта места нашего оказалась 56° 44’ 18» южная, долгота 27° 41’ 51» западная. По сему наблюдению гора на середине острова в широте 56° 44’ 18» южной, долготе 27° 11’ 51» западной. Я назвал сие наше обретение остров Высокий, потому что отличается от прочих своею высотою.

Поутру впереди нас к северу висели сгустившиеся чёрные тучи, которые как будто не переменяли своего положения; сие служило поводом к заключению, что в близости должен быть берег, и мы пошли на север к облакам. В самом деле, прошел несколько, увидели остров; по приближении рассмотрели на юго-западной стороне жерло, из которого беспрерывно поднимались густые смрадные пары. Когда мы проходили под ветром острова, пары сии составляли непрерываемое густое облако и издалека были подобны выходящему из трубы парохода дыму, только в большем виде. Я назвал остров, в честь первого по мне на шлюпе «Восток» капитан-лейтенанта, острогом Завадовского. Большая на середине гора с пологими сторонами представляет вид двух наклонённых одна к другой латинских букв SS. Обходя остров с близкого расстояния, мы видели несколько снегу на горе и очень мало на низких местах, а со стороны, где находится жерло, и вовсе нет.

Вероятно, по сим причинам, пингвины избрали остров своим жилищем; от основания до половины горы все места ими покрыты.

Берега с SW стороны отвислы и неприступны; цвет имеют, как и самая гора, тёмнокрасный, а инде желтоватый. В 8 часов вечера обошед остров и окончив опись, взяли у марселей по два рифа, чтобы держаться до следующего утра на одном месте, ибо я намерен был осмотреть остров.

24 декабря. Ночью теплота по термометру была 0,5°, и мы прежде 10 часов утра подошли к юго-западному мысу; на расстоянии полторы мили легли в дрейф и спустили ялик, на котором отправились на остров капитан-лейтенант Завадовский. астроном Симонов и лейтенант Демидов. В то же время лотом на 110 саженях дна не достали. Вскоре шлюп «Мирный» приближился, через телеграф испросив позволения отправить также ялик с офицерами на остров.

В полдень мы находились в широте 56° 15’ 35» южной, долготе 27° 34’ 53» западной. По сим наблюдениям остров Завадовский в широте 56° 18’ южной, долготе 27° 28’ 53» западной; в окружности имеет десять миль, высота горы 1 200 футов от поверхности моря. В час после полудня ялик возвратился; капитан-лейтенант Завадовский мне донес, что они пристали хорошо, между каменьями, влезали на 18 или 20 футов вышины по каменьям и нашли множество пингвинов, которые сидели на яйцах и не уступали дороги иначе, как по ударении их хлыстом.

Наши путешественники, достигнув почти до половины горы, везде находили топкий грунт. Необыкновенно дурной запах от множества помету пингвинов понудил их вскоре возвратиться на шлюпы; привезли с острова девять кур эгмонтских, несколько пингвинов и перегорелых камней.

Привезенные пингвины были двух родов: одни поменьше, для различия мы назвали их малый род «простыми» пингвинами; они имели клюв черный, острый, верхний конец загнут вниз, шея снизу белая с черною горизонтальною узкою полосою; спина бурая с голубо-серыми крапинами, ласты сверху того же цвета, как и на спине, брюхо белое, лоснящееся и ласты снизу белые, ноги тельного цвета, глаза соломенного цвета с темным зрачком. Другого рода, то есть больше и красивее меньших: нос не такого вида, красный; глаза красные с черным малым зрачком, на голове желтые длинные перья, хвост несколько короче. Сих пингвинов, по расположению цветов их перьев, мы назвали «мандаринами»; они те самые, которых встретили, не доходя острова Георгия. Бывшие на берегу простые пингвины сидели только на двух яйцах. На возвратном пути с острова, они преследовали наших офицеров и готовы были вступить с ними в бой своими ластами, коими довольно сильно бьют. «Мандарины» имели под собою по одному яйцу; они по наружности горделивее, покойнее и миролюбивее простых пингвинов.

В тридцати или сорока саженях от берега глубина моря оказалась 25 сажен.

Сии обретенные мною, в совокупности лежащие три острова, назвал я островами маркиза де-Траверсе, бывшего тогда министра, который при отправлении шлюпов доказал свое доброжелательное к нам расположение.

Желая воспользоваться находящеюся по близости нас небольшою льдиною, подошли к оной, спустили ялики и отправили людей, чтоб нарубить льду и привезти на шлюп. В продолжение полутора часа привезено было столько, что наполнили шесть больших бочек, братские котлы и все артиллерийские кадки, после чего гребные суда были подняты, и мы опять наполнили паруса. Из растаянного льда я для опыта велел, не сказав офицерам, приготовить воду на чай; все нашли, что она была превосходная и чай вкусен. Сие обнадежило нас, что во время плавания между льдами всегда будем иметь хорошую воду.

Ежели бы к северу еще находились высокие острова, то при ясной погоде, какая была накануне с полудня до захождения солнца, и сегодня, острова сии могли бы быть видимы с салинга по крайней мере за сорок миль и далее. Но как мы ничего не усмотрели, то заключили, что гряда означенных островов не простирается далее к северу и потому решились идти к островам Сретения.

25 декабря. В полночь термометр опустился на 0,8° ниже точки замерзания. Мы лавировали при том же противном ветре от юга. Чрез телеграф я требовал, чтобы со шлюпа «Мирный» прибыл священник для совершения молебствия по случаю воспоминания – избавления России от нашествия галлов и с ними двадесяти язык.[164]164

  В память побед Кутузова над Наполеоном. – Ред.

[Закрыть]

Молебствие было совершено с коленопреклонением. Служителям в обыкновенные дни производили солонину пополам с свежею свининой, но для сего дня приготовили любимое кушанье русских, щи с кислою капустою и свежею свининою, пироги с сорочинским пшеном[165]165

  Сорочинскоа пшено – рис. – Ред.

[Закрыть]

и нарубленным мясом. После обеда роздано каждому по полкружке пива, а в 4 часа по стакану пунша с ромом, лимоном и сахаром. После сего служители были столько веселы, как бы и в России в праздничные дни, не взирая, что находились в отдаленности от своей отчизны, в Южном Ледовитом океане, среди туманов во всегдашней почти пасмурности и снегах.

Лейтенант Лазарев с офицерами были угощаемы обеденным столом на шлюпе «Восток», и приятная беседа наша продолжалась до вечера.

Лейтенант Демидов подстрелил одну из бурных птиц, какой мы еще не видали. Спина светлоголубоватая, концы крыльев белые с черными пятнами, низ белый же; когда она летает, то расширяет крылья многим более прочих такого рода птиц; величиною несколько больше голубя. Мы назвали сию птицу, как капитан Кук, большою голубою бурною птицею.

26 декабря. С утра до полудня продолжался густой туман; в полдень мы находились на широте 56° 32’ 12» южной, долготе 26° 26’ западной. С трех часов пополудни туман покрывал горизонт до ночи. В 6 часов встретили небольшую льдину, подле которой легли в дрейф и послали ялик, чтобы нарубить и привезть льду, но как по рухлости сего льда вошла в оный соленая вода, то не годился к употреблению.

27 декабря. В полночь ртуть на термометре была на точке замерзания и выпадал небольшой снег. При рассвете мы видели на юге в расстоянии глазомерном на тридцать миль берег, который при пасмурности и идущем по временам снеге то скрывался от глаз наших, то снова показывался. В 11 часов заметили между островами Сретения еще третий остров.[166]166

  Повидимому Беллинсгаузен принял низкую покрытую снегом часть большого острова за отдельный островок.

[Закрыть]

В путешествии капитана Кука упоминается только о двух островах и находящемся между ними камне; по сему близкому сходству, мы признали сии острова за острова Сретения, обретенные упомянутым; мореплавателем. Он их назвал по дню, в который увидел.

В 4 часа при наступившем штиле, когда шлюпы были без движения, мы опустили обыкновенный термометр в воду в цилиндре из железного листа. Сей цилиндр сделан был на шлюпе, имел по обеим сторонам клапаны, которые при опущении на глубину с лотом отворялись, и вода пробегала насквозь; при подъеме же клапаны затворялись, вода, на глубине в цилиндр вошедшая, в оном оставалась, и температура ее не скоро переменится, ежели цилиндр с надлежащею поспешностью из воды будет вытянут. Реомюров термометр, таковым образом опущенный на глубину 220 сажен, вынутый из цилиндра, стоял на 1° ниже точки замерзания; в то же время на поверхности моря термометр показал 1/2° теплоты. Хотя вытягивание цилиндра из глубины продолжалось только 4 1/2 минуты, но и в сие короткое время термометр несколько успел нагреться, проходя воду, которая постепенно к поверхности моря становится теплее. При том же нельзя ручаться, чтобы в цилиндр, сделанный на шлюпе, нисколько не попало воды при приближении к поверхности, которая теплее и легче; удельная тягость воды из глубины 220 сажен, в сем цилиндре поднятой, при взвешивании оказалась 1100,9, а на поверхности моря, на точке замерзания, на том же месте весила 1 099,7. Опыт сей доказывает, что вода на глубине моря солонее находящейся на поверхности оного.

28 декабря. 28-го ничего примечания достойного не случилось. Ветер дул противный, как и в прошедшие два дня, с тою разностию, что погода беспрестанно переменялась: то было пасмурно, то ясно, то снег выпадал охлопьями, то шел дождь. Мы лавировали к югу.

29 декабря. Термометр в полночь стоял на 1° ниже точки замерзания, а в палубе, где жили служители, было 8,4° теплоты.

При рассвете ветер отошел к югу. В 8 часов прошли створную линию островов Сретения на SW 70°. В 10 часов оставили на левой стороне большой ледяной остров, около которого плавало множество льда. В 11 часов от NW нашла густая пасмурность со снегом, и я убавил парусов, чтоб шлюпу «Мирный» дать возможность к нам приближаться.

Острова маркиза де-Траверсе весьма высоки, определены были нами в ясную погоду, то и не сделав наблюдения в полдень, мы по сим островам определяли наше место и положение островов Сретения, из коих восточный находится в широте южной 57° 9’ 45», долготе 26° 44’ западной, лежит NO и SW 50°, в окружности шесть с половиною миль. Восточная сторона выше западной. Западный остров находится в широте 57° 10’ 55» южной, долготе 26° 51’ западной, лежит NO и SW 60°, в окружности четыре с половиною мили; третий в широте южной 57° 9’, долготе 26° 47’ 30» западной.

Мы шли по шести и семи миль в час, при дожде и мокром снеге. Теплота в полдень была 0,5°. В 3 часа пополудни сквозь мрачность на SSW в семи милях открылся берег острова Сандерса, обретенного и так названного капитаном Куком. Мы стали держать вдоль северо-восточной стороны острова, коего вершина была покрыта облаками, и он казался нам неприступным. От середины лежат большие подводные каменья и простираются на две мили. Проходя в трех с половиною милях, мы имели глубины 42 сажени. Шлюп «Мирный», быв несколько ближе к берегу, имел глубины 27 сажен, грунт мелкий черный камень. С восточной стороны остров высок и отрубом, лежит SO и NO, на пространстве шести с половиною миль; в окружности семнадцать миль, покрыт льдом и снегом, но не так, как остров Торсона,[167]167

  Здесь Беллинсгаузен (вероятно, по недосмотру) сохранил первоначальное наименование острова Высокого. См. примечание. – Ред.

[Закрыть]

хотя находится южнее. Сие подало повод предполагать, нет ли огнедышащего жерла, подобно как на острове Завадовского, который более прочих обнажен от снега и льда. Средина острова Сандерса в широте 57° 52’ южной, долготе 26° 24’ западной. Капитан Кук определил широту серо острова 57° 49’ южную, долготу 26° 44’ западную. Склонение компаса из найденных среднее 4° 52’ к востоку.

После шести часов берега закрылись мрачностью, ветер сгонял нас несколько с прямого пути на StO, что продолжалось не более часа; тогда опять шли прямо на мыс Монтегю, так названный капитаном Куком. В 10 часов вечера, увидев берег, поворотили от оного и держались под малыми парусами, а в половине второго часа, прибавя парусов, опять поворотили к берегу, чтоб с рассветом быть у мыса Монтегю.

Южные Сандвичевы острова: Сретенья, Саундерс, Монтегю. Из альбома рисунков художника П. Михайлова

30 декабря. В 5 часов утра, когда пасмурность прочистилась, мы увидели пред собою высокий остров, коего северная сторона, обращенная прямо к нам, представляла высокий в трех местах отрубистый берег, промежутки между отрубами несколько наклонны и покрыты снегом и льдом; около берега плавало много больших и малых льдин. Большие глыбы имели вид правильный, т. е. верх плоский с некоторою выпуклостию, а бока перпендикулярные, так как обыкновенно бывает у берегов; из сего мы заключили, что большие куски льда основались около берега и по тягости своей от оного оторвались. Находясь в шести милях от острова, мы шли параллельно северному берегу; в 8 часов утра, обойдя восточный мыс, держали на юг по направлению восточного крутого берега. Утро было прекрасное, остров Сандерс очистился от облаков, и при свете солнечных лучей представилась взору нашему величественная, покрытая снегом вершина горы, из жерла которой выходил густой дым, по воздуху расстилающийся, а по горизонту местами видны были разброшенные белеющиеся льдины.

Продолжая путь при свежем западном ветре между мелкими льдинами, в 10 часов достигли южной оконечности острова, имеющей вид сахарной головы и находящейся на самом мысу. В 11 часов, когда довольно уже подались к югу, увидели с сей стороны мыс Монтегю, где совершенно окончили обозрение всего острова. Итак, берег, названный капитаном Куком мысом Монтегю – остров, имеющий в окружности двадцать пять миль; северная сторона выше южной; весь покрыт льдом и снегом; якорного места, кажется, нет. Я назвал сей остров Монтегю, как капитан Кук назвал мыс.[168]168

  Последующие экспедиции подтверждают исключительную точность наблюдений русских моряков.

[Закрыть]

К полудню небо покрылось облаками, берега скрылись в мрачности. Капитан Кук, находясь у мыса Монтегю 1775 [года] февраля 1-го при ясной погоде, определил широту оного южную 58° 27’, долготу 26° 44’; мы не имели возможности сделать наблюдения в полдень, приняли широту мыса, определенную капитаном Куком за истинную, и поправили свое счисление, что при описи сего острова послужило нам вместо наблюдения.

В полдень термометр стоял 0,9° выше точки замерзания; при густой пасмурности мы не могли видеть далее как на полторы мили. В 2 часа ветер зашел от WNW, поворотили на другой галс на NNO и убавили парусов. В 3 часа лотом на восьмидесяти саженях не достали дна; в 5 часов, когда ветер переменился и задул от NWtN, поворотили на SWtN и остальную часть сих суток держались, лавируя за мрачностью под малыми парусами, встречая беспрестанно ледяные острова и разбитые мелкие льдины, которых старались избегнуть, чтобы за оные не задеть.

31 декабря. С полуночи при западном ветре с небольшими порывами и при пасмурной погоде удерживались на одном месте; по термометру было морозу 0,4°; в палубе, где спали служители, 8,4° теплоты; лотом на 150 саженях дна не достали.

В 2 часа, когда мрачность прочистилась, увидели на SSW берег, названный капитаном Куком мысом Бристоля; легли на SW прямо к сему берегу, шли между множеством мелкого льда, дабы подойти к западной оконечности, и потом при благоприятствующем нам ветре спуститься вдоль северной стороны. В 4 часа прошли подле большого плоского ледяного острова. Пасмурность все скрыла от глаз наших и не прежде половины девятого часа несколько очистилась; тогда увидели мы три небольших островка по западную сторону мыса Бристоля. Западный из сих островков, уподобляющийся сахарной голове, признали за пик Фризланд, который определен капитаном Куком в широте 59° южной. Мы направили путь на SO 17°, дабы пройти видимую нами восточную оконечность берега от мыса Бристоля. В 10 часов, в четырех милях от оного на NOtN, берег и все видимые льдины покрылись густым туманом; на 185 саженях лотом не достали дна. Шлюп «Мирный» был не близко от нас, для чего мы и легли в дрейф; чрез полчаса к нам подошел, и мы тогда, наполнив паруса, пошли на SSO. В начале 12-го часа, по причине продолжавшейся густой пасмурности с великим мокрым снегом, встречая беспрерывно множесто плавающего льда, принуждены были. привести шлюпы к ветру на левый галс.

В полдень термометр стоял выше точки замерзания 0,2°. Шлюп «Мирный» был у нас в кильватере, великий снег продолжался; по причине часто встречающихся ледяных островов и мелких льдин были расставлены люди кругом по бортам, чтобы прислушиваться к шуму буруна, разбивающегося о льды и служащего доказательством близости оных. В начале шестого часа услышали весьма близко необыкновенный великий под ветром бурун. Капитан-лейтенант Завадовекий и другие офицеры полагали, что наверно мы находимся поблизости берега, о который волны разбиваются. Выпадающий снег был так густ, что мы впереди далее пятидесяти сажен ничего не видели; в таковом случае оставаться на том же румбе и в том же положении было бы весьма опасно, почему я решился поворотить на другой галс; шлюпу «Мирный» сделал сигнал также поворотить, что им исполнено, и мы легли на NNW. Сим направлением я надеялся выйти из льдов; обходил множество ледяных островов и плавающего мелкого льда. В 10 часов, встретя непроходимый мелкий лед, принуждены поворотить, и остаться под одними марселями, чтоб уменьшить ход. Снега ложилось на паруса столько, что дабы стряхнуть оный, часто приводили шлюпы круче к ветру, и обезветривали паруса. Вахтенные матросы во все время едва успевали выметать и выбрасывать с палубы выпадающие, так сказать, снежные охлопья; наконец, в полночь снег перестал. В продолжение суток летало около шлюпов множество разных родов морских птиц; пингвины ныряли и сидели на обломках льда в большом числе.

1820 г., 1 января. В первый день Нового года мы пожелали друг другу счастливо выйти из опасного положения, и, окончив предлежащее нам затруднительное плавание в Ледовитом океане, увидеть любезное отечество.

Термометр стоял ниже точки замерзания 0,2°. Ветер дул свежий NOtN, от севера шла большая зыбь, мы было обрадовались, что перестал снег; но радость наша недолго продолжалась, вместо снега в 2 часа сделался густой туман с ветром; мы встречали множество мелкого льда, крик пингвинов повсюду был слышен. В начале 5-го часа утра, увидели сквозь туман к NO много ледяных островов в близком от нас расстоянии. Шум буруна, разбивающегося на льдины, с криком пингвинов, производил неприятное чувствование. По сделанном сигналу шлюп «Восток» и «Мирный» поворотили от ледяных островов на правый галс; во время поворота, когда паруса заполаскивало и приводило весь такелаж в движение, падали с оного ледяные сосульки и лед намерзший около снастей; обмерзшие веревки казались продернутыми сквозь стеклярус, толщиною от полуторы до двух линий.[169]169

  Две линии составляют 0,2 дюйма.

[Закрыть]

Служители каждый час на вантах и стень-вантах околачивали лед драйками.

В 6 часов утра стужа по термометру была 0,5°; в 7 часов со шлюпа «Восток» выпалили из пушки, а в восемь сделан туманный сигнал, чтобы шлюп «Мирный» показал свое место, но весьма густой туман и рев волн, разбивающихся повсюду на льдины, препятствовали с шлюпа «Мирный» слышать наш выстрел, и на шлюпе «Восток» не слышно было выстрелов, производимых «Мирным». В 10 часов ветер задул от О; до полудня мы прошли множество ледяных островов и плавающего льда, от которого нам надлежало иногда придерживаться круче к ветру, а иногда спускаться. В полдень туман сделался несколько реже, и, имея возможность рассмотреть предстоящие нам опасности, мы могли избегать оных; увидели шлюп «Мирный», о котором весьма беспокоились. На 120 саженях глубины лотом не достали дна.

Невзирая на дурную погоду и опасное положение между неизвестными льдами, все служители с утра оделись в мундиры для празднования Нового года. Поутру был завтрак, чай с ромом; к обеду добрые щи с кислой капустой и свининой; после обеда сверх обыкновенной порции дано по стакану горячего пунша, а в вечеру пред кашей, из сорочинского пшена приготовленной, по стакану грога; все служители были здоровы и веселы на обоих шлюпах; мы жалели только, что по причине опасного положения и дурной погоды не могли день Нового года провести вместе с капитаном Лазаревым и офицерами шлюпа «Мирный». В полдень тепла было 0,2°; в исходе первого часа, по приближении шлюпа «Мирного», наполнив грот-марсель, мы пошли на NNO. В два часа, чтоб уравнять ход шлюпов, на «Востоке» взяли у марселей по другому рифу; до пяти часов мы шли между ледяных островов и плавающих льдин. В пять часов поворотили по ветру на другой галс и взяли курс WSW; видели несколько играющих китов, которые подымались из воды перпендикулярно на треть своей длины, и, ныряя, приподнимали горизонтальный хвост. Мы проходили между множества льда до девяти часов; тогда погода несколько прояснилась, увидели мыс Бристоль на SW 58°, в расстоянии по глазомеру на пять с половиною миль; по причине дурной погоды невозможно было сделать обозрение берега, и потому от оного поворотили.


Ни единою буквой не лгу,
Он был чистого слога слуга.
Он писал ей стихи на снегу, —
К сожалению, тают снега.

Но тогда ещё был снегопад —
И свобода писать на снегу,
И большие снежинки, и град
Он губами хватал на бегу.

Мыс Кибера, остров Шалаурова, губа Нольде, полуостров Аачим… Думал ли я, молодой специалист, когда учил эти чукотские названия, как номенклатуру, для сдачи, что через годы точки на карте будут они станут частью судьбы. Моей и не только…

Мыс Кибера.

Обратимся к http://www.airdisaster.ru/database.php?id=178.

Катастрофа Ан-26 Якутского УГА на Чукотке
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 19 июля 1989 г.
Время: 03:07
Страна: СССР
Место происшествия: Магаданская область, Чукотский АО, 80 км от Певека

Тип ВС: Ан-26
Регистрация ВС: CCCP-26685
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Якутское УГА, Колымо-Индигирский ОАО
Фаза полета выполнение авиаработ
Категория рейса Воздушные съемки
Конечный пункт маршрута Певек

Описание
Экипаж выполнял полет днем в СМУ с целью ледовой разведки над акваторией Восточно-Сибирского моря. Задание выполнялось в процессе полета галсами от берега в море и обратно. При выходе из последнего галса, в развороте курса 180 на курс 270 самолет столкнулся с каменистым склоном сопки на высоте 145 м над уровнем моря за 9 градусов до выхода на заданный курс, разрушился и сгорел. За 10 минут до катастрофы неустановленный член экипажа покинул кабину. После этого началось рассогласование во взаимодействии членов экипажа, которое в дальнейшем привело к ошибке в оценке местоположения самолета. За 47 секунд до катастрофы по команде штурмана на удалении 1,2 км от берега на высоте 100 м был начат правый разворот, что при данном удалении вело к неизбежному столкновению с берегом высотой до 170 м. По инструкции разворот надо было выполнять на удалении не менее 10 км от берега. В дальнейшем экипаж опасность ситуации не распознал и никаких мер для предотвращения столкновения не принял. Катастрофа произошла в районе мыса Кибера близ о-ва Шалаурова.

Сведения о экипаже КВС Борисов Евгений Васильевич
второй пилот Верчук Анатолий Моисеевич
штурман Кузьмичев Юрий Викторович
бортмеханик Павлюк Виктор Григорьевич
бортрадист Чайка Вячеслав Борисович
бортоператор Малюков Александр Федорович
гидрологи:
Марьинский Валерий
Шарыгин Юрий
Кожевников Андрей
капитан-наставник Глушак Владимир

Вот так. Летели, не сориентировались, прозевали гору и разбились.

Было это на мысе Кибера. На карте он находится возле буквы «г» в фразе «губа Нольде».

Малый островок в море – остров Шалаурова. Посмотрим на местность «глазами Google», развернув изображение на юг-юго-запад и придав местности перспективу. Мы видим здесь мыс Кибера и остров Шалаурова.

Хорошо видно, что восточная часть мыса Кибера представляет собой высокую скалу.

Так выглядит остров в действительности. Вид с материка на ССВ.

Общий вид мыса Кибера, вид на ЗЮЗ.

Ан-26 шел несколько южнее, слева направо, начал делать правый поворот, но было поздно: он под некоторым углом ударился о склон горы, взорвался и разрушился в воздухе.

Всех троих гидрологов я знал. Со всеми я работал.

Валера Марьинский.
Пока все гидрологи с удовольствием фотографировались для газеты к 23 февраля, Валера хотел сделать что-то нужное. Поэтому он даже не стал смотреть в объектив…

Он родился в Мичуринске. Очень умный. Собирался писать диссертацию. Прекрасно знал математику, был очень аккуратный. Его ледовые карты можно до сих пор показывать как образец точности и опрятности. Тонкий, ироничный, искренний. У него остались жена Оля и трое детей. Помню, когда я в первый раз собирался на ледовую разведку и спрашивал, что из себя представляет Черский, Валера первым делом сказал: «там растут деревья». Точно и лаконично. Для певекчанина это была исчерпывающая характеристика места. В другой раз мы перелетали на ледовике с Валерой из Певека в Черский. И, между делом, обсуждали новый тогда фильм «Секрет ее молодости». Его оценка была такой: «Им там хорошо, они пляшут, переодеваются. А мы тут при чем?» При этом более серьезного гидролога найти было сложно.

Я помню, зашли мы с женой на минутку к Марьинским комнату в «Дунае» (так назывался дом) и поразились мебели, которую Валера сделал сам. Двухъярусная кровать, аккуратные шкафцики. Все очень продуманно, и умело выполнено. Я по-доброму завидовал.

Юра Шарыгин. Вот он, в августе 1983 года, на подходах к Колыме, вторым гидрологом, рисует ледовую карту на борту ИЛ-14.

Он учил меня практическим азам составления ледовых карт. В мой второй полет на островах Новая Сибирь я сделал ошибку и прочертил галс вместо одного мыса на другой. Непростительно. Я сидел, смотрел на карту, терял время и не понимал, что делать. Юра увидел и со словами «Смотри, как надо!» волевым движением рядом начертил другой галс, перенес границы зон, а старый галс затер напрочь. У меня в голове замелькали косинусы малых углов, я глупый был, математикой мыслил… Юра мне реально помог.

Через год в Певек на навигацию приехали люди из Арктического института. Все старые знакомые, ленинградцы. Июнь. Мы сидим в первом часу ночи, а это полярный день, на берегу бухты, вид красивейший, культурно выпиваем, встречу празднуем. Юра дошел до нужной кондиции и начал приставать к всем со словами: «А не слабо ли мне доплыть вон до той льдинки?» До льдинки метров 25 и назад столько же. Приставал он, приставал, пока его жена Люда не сказала: «Да слабо тебе, Юрка! Вечно ты только хвастаешься!» Это был спусковой крючок. Юра только сбросил казенную кожаную летную куртку, ботинки и рубашке и дефицитных тогда джинсах кинулся в ледяную воду. У меня в глазах и сейчас стоит летняя ночь и Юра, кролем режущий Восточно-Сибирское море. До льдинки он доплыл, назад вернулся. Вышел героем! Мы его, героя, немедленно отправили домой переодеваться. Ничего, с ним не случилось, даже насморка не было.

Еще один кадр. Март 1983, Певек, штабное проигрывание зимней навигации. Валера и Юра стоят в заднем ряду. (Слева в первом ряду – начальник гидрометбюро П.И. Зимич. Межу Юрой и Валерой – начальник отдела ледовой разведки В.П. Терешков.)

Андрей Кожевников. Самый молодой из всех, кто был на борту.
На этом снимке он второй слева.

Андрея я знал еще по Ленинградскому Университету. Он учился на нашей кафедре, на два курса младше меня. Уже тогда в коридорах Альма-Матер он обращал на себя, высокий активный парень. Работал в профсоюзе факультета. Например, организовывал абонементы в университетский бассейн на Васильевском острове. И вот он в Певеке. Там и без него было много молодых, жизнерадостных людей. Но Андрей затмил, пожалуй, всех.

Родился Андрей в Вышнем Волочке, между Ленинградом и Москвой. Когда родился, фамилия у него была Авдохин. Отца он не знал, и уже в Певеке взял фамилию матери – Кожевников.

Каюсь, первое впечатление у меня было не очень приязненное, но через пару недель я изменил свое мнение на самое высокое. Моей жене он понравился сразу. Рослый, веселый, умный, активный, он взялся за все дела сразу и везде преуспевал. Акцентированная манера говорить слегка напоминала Собчака (впрочим, Собчака я тогда еще не знал, и впору говорить, что тот учился у Андрея.) Из известных людей фигурой и статью Андрей мне больше всего напоминает адмирала Колчака.

Ох, и посмеялись мы с ним! А еще мы строили ледовые прогнозы; в темноте лаборатории, с помощью УТП-2 составляли карты разрывов ледяного покрова; к 40-летию Победы организовывали вечер «Люди творчества — Победе». На этом вечере Андрей профессионально читал воспоминания известного музыканта, который в ленинградскую блокаду играл «Апассионату» замерзающему человеку. От музыки и чтения Андрея бежал мороз по коже!

Как раз в то время началась перестройка, открылись новые возможности. Он один из первых почувствовал это. «Теперь не 37-й год!» — означало из его уст «будь смелее!»

Под «антиалкогольную дудочку» мы организовали… назовем это «клубом комсомольской трезвости», хотя у нас никто особенно и не пил. Неофициальное название «Три рубля». Потому что мы сбрасывались по 3 рубля, шли в профком или партком и излагали желаемое. А желади мы куда-нибудь выехать на природу. Нам шли навстречу, давали машину, и мы выезжали в интересное место. Собранные деньги тратили исключительно на томатный сок и продукты. Так мы побывали на Валькумейской сопке и на урановых приисках в районе Гыргычана. Где-то у меня об этом есть пост. И то, и другое было заслугой Андрея Кожевникова.

Вот мы, на склоне Гыргычана, греемся чаем на месте бывшего уранового рудника. Андрей жмурится на нежарком чукотском солнышке. (Что-то спешно доедаю я.) 14 июля 1985 года.

В 1985 году наши пути разошлись. Я закончил работу в Певеке и уехал в Хабаровск, Андрей в момент моего отъезда был в Анадыре на антиалкогольном семинаре.

После «трехлетней выдержки» молодым специалистом в Певеке Андрей уехал в Ленинград и стал работать в НИИ Арктики и Антарктики.

В 1989 году он приехал в составе научно-оперативной группы в Певек, где поднялся на борт 26685. Уходили как обычно, на работу. Оставляли свои дела недоделанными.

а он спешил, недоспешил.
осталось недорешено
все то, что он недорешил

19 июля 1989 года «по нулям» (в 00:00 мск, 09:00 местного) самолет поднялся со Шмидта и частыми галсами пошел вдоль берега. Для чего: тщательно исследовать маршрут движения судов во льдах.

Штурманская работа в Арктике требует высочайшей точности. Малейшая ошибка может стать гибельной. Поэтому толковые штурманы там на вес золота. (В штурманском деле наработаны проверенные методики, одна из них – на тактической разведке ходить П-образными галсами вдоль берега. Я как-то налюдал за работой Саши Князькова. Он летал как Бог! Один раз он сделал маршрут из 14 (!) «подвесных», не привязанных к берегу, точек. Через пару часов полета над льдами мы вышли прямо на триангуляционный знак на берегу. Я видел, как он проплыл точно под нами, и, офигевший, воскликнул: «Саша, ты сделал это!» Он улыбнулся божественной улыбкой в ответ…)

А тут они столкнулись… До этого ледовые разведчики летали на ИЛ-14. Видимо, парк авиатехники требовал замены, и ребята полетели на АН-26. Это машина менее поворотливая, чем ИЛ-14.

Они были в воздухе 3 часа. До дома оставалось часа два. Видимо, был туман. Экипаж сработал неточно.

В Певеке случился шок. Кончено, потом туда летали, собирали останки и части самолета. На месте катастрофы был установлен пропеллер от самолета. И, помнится, крест.


Он знать хотел всё от и до,
Но не добрался он, не до…
Ни до догадки, ни до дна,
Не докопался до глубин,
И ту, которая одна,
Недолюбил! Недолюбил! Недолюбил!

У Андрея не было детей. Была девушка на материке, но, по-моему, он так и не успел жениться.

У Юрия Шарыгина есть сын Максим, сейчас он живет, кажется, в Москве.

У Валеры осталась жена и трое детей. Оля Марьинская родом из Лысьвы (Пермский край), где живут родители моей жены. В июле этого года я ездил в Лысьву, хотел встретиться с Олей, но она в этот момент уезжала в Екатеринбург, и мы смогли лишь минут десять поговорить по телефону. Оля – учитель. Умница, она воспитала троих отличных детей, все они умом и статью пошли в папу с мамой, живут кто в Перми, кто в Екатеринбурге. Незадолго до этого Оля вернулась из Питера, где собрались ветераны Певекской гидрометслужбы, ее приглашали. Помнят, ценят.
Уже после написания этого поста все трое детей Валеры откликнулись. Вместе мы исправили неточности текста.

Жизнь течет дальше.

Сегодня, 19 июля 2009 года в «Магаданской правде» должны выйти в свет статья Людмилы Заварухиной, которая в то время жила в Певеке и знала всех ледовых разведчиков.

Как-то у нас в полете тоже была предпосылка к летному происшествию. Это было в 1983 году, в моем третьем полете. Мы возвращались из глубокой Арктики и должны были пройти западнее островов Новой Сибири. Там есть остров Бельковский, высота 400 метров. Был туман, то ли штурман ошибся, то ли ветром нас снесло, короче, наш курс лег в 20 милях восточнее, прямо на остров. Наша высота была метров 100-150. Я сидел и спокойно рисовал карту. За спиной у меня возникло какое-то движение, голоса, и все успокоилось. Затем первый гидролог Жора Торохов вышел из своего отсека и сказа примерно следующее: «Ну, Андрей, считай, что мы в рубашке родились! Мы вышли прямо на остров. Я смотрю, подо мной вместо льда или воды бревна пошли. Хорошо, что КВС (командир воздушного) почувствовал болтанку, неладное, и взял выше». Если честно, я тогда ничего не прочувствовал.

Печатльная статистика гибели на ледовой разведке.
В Охотском море, на Шантарских островах. 1 августа 1981 г. самолет ИЛ-14 ледовой разведки с 9-ю членами экипажа на борту в тумане врезался в остров Утичий. (http://www.airdisaster.ru/database.php?id=197)

10 августа 1959 года на мысе Шелагский, близ Певека, разбился Ли-2. Самолет шел близко к берегу, сильным нисходящим потоком воздуха его бросило на скалы.
(http://www.airdisaster.ru/database.php?id=521)

В 1929 году на Косе Двух Пилотов разбился самолет «Гамильтон». Пилотами были известный полярный летчик американец Бен Эйельсон и Борг Осланд. Они летали с Аляски на спасение затертой во льдах шхуны «Нанук» Олафа Свенсона.

А бывают случаи счастливые. Это было на мысе Челюскина. Год не помню, пересказываю на уровне байки. «Тролль Челюскин» ( (с) Нансен) – самая северная точка Евразии, имеет довольно высокий берег. Ледовики, как Вы поняли, летают низко. На борту был А.А. Арикайнен, известный в полярной науке человек. Он тогда летел вторым гидрологом, рисовал карту. Готовились к посадке. Вдруг началась резкая тряска. «Вот гады! Совсем садиться не умеют!» — только и подумал А.А. За его спиной раздался топот ног, и все стихло. Осмотрелся А.А., вышел через открытую дверь. Вокруг только белая тундра. Не там сели. Долго боялись подойти к самолету – вдруг загорится. Нет, не загорелся. Холодно стало. Зашли, достали аварийный комплект, вышли на связь, помощь пришла. Все остались живы.

В конце 1991 года СССР не стало, а в 1992 году ледовая разведка как производство закончилась. Будем надеяться, на время. Ведь поднимался же недавно Андрей Масанов с борта НЭС «Академик Федоров» и на вертолете летал на полюс. Уже с GPS. «Андрюша, это – другой уровень свободы!»


Я теперь не жалею вовсе,
То, что юности кончилась сказка
Это в сердце стучится не осень,
А стучатся друзья по связкам.

Так вспоминайте о них, как о близких,
Что пути свои не свершили
И несите свои записки
До не взятой ими вершины.

Ах, алмазный мой венец!..

PS Я не могу точно сказать, откуда у меня снимки района острова Шалаурова.
Кадры сделаны, кажется, в 2005 году. Фото тех людей, кто летал и фотографировал, у меня есть. Кому нужно, обращайтесь.

PPS В «Магаданской правде» за 3 июля 2009 года есть статья «Последний вираж.»
http://www.magpravda.ru/news.php?extend.1165

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

Перейти к навигации
Перейти к поиску

1819 Декабря

пути отъ мыса Купріянова къ мысу Ошибки, въ 4хъ миляхъ отъ перваго, находится подводный опасный камень, въ разстояній отъ берега на полторы мили; по причнѣ настоявшаго большаго волненія, разбивался бурунъ, въ тихую же погоду сей камень можетъ быть весьма опасенъ. Близь мыса Ошибки три островка: первый высокій камень у самаго мыса, а послѣдній, Капитаномъ Кукомъ названный Зеленымъ, по причинѣ зеленоватаго его цвѣта отъ мыса на Югъ въ трехъ миляхъ. Гористый берегъ отъ мыса Ошибки идетъ пять миль на SO 85°, а потомъ на NO 40°; сіи направленія образовали Южный мысь острова Георгія, находящійся въ широтѣ 54°, 25′ Южной, долгота 36°, 2′ Западной. Въ 9 1/2 часовъ мы обошли мысъ Южный, гдъ окончили опись, соединили наше обозрѣніе острова Георгія, съ частію берега обрѣтеннаго Капитаномъ Кукомъ за 44 года предъ нам и; за 19 лѣтъ до Капитана Кука, берегъ сей обрѣтенъ судномъ Леономъ и названъ Сантъ-Педр о (Sant-Pedro), простирается на NW и SO 61°, на девяносто двѣ мили.

При больпіой пасмурности, дождѣ и временно шедшемъ снѣгѣ, вѣтръ усиливался, мы шли подъ двумя марселями, всѣми рифам и зарифленными, и подъ защитою острова Георгія ожидали шлюпа Мирнаго. Вѣтръ болѣе и болѣе усиливался, мы спустили брамъ-реи. Около полудня Мирный съ нами соединился. Я не надѣялся скоро дождаться благопріятной погоды, чтобъ осмотрѣть какое нибудь якорное мѣсто, при томъ же берегъ сей обитаемъ токмо пенгвинами, морскими слонами и котиками; послѣднихъ мало, ибо пріѣзжающими промышленники истреблены.

С недавним выпуском Shazam! В трейлере Fury of the Gods фанаты заметили несколько пасхалок, которые другим не следует упускать.

Shazam! Ярость богов: 7 вещей, которые вы пропустили в трейлере

< source media=»(min-width: 481px)» size=»767px» srcset=»https://static0.gamerantimages.com/wordpress/wp-content/uploads/2022/07/shazam-2-trailer-easter- яйца.jpg?q=50&fit=contain&w=767&h=450&dpr=1.5″/>

Первый трейлер Shazam! «Ярость богов» была представлена ​​на Comic-Con в Сан-Диего, а вместе с ней появилось множество новостей, забавных сцен и множество пасхалок для франшизы DC Comics. Трейлер отлично справляется с укреплением связи DCEU и медленного процесса соединения кинематографической вселенной.

Есть много вещей, которые можно пропустить из трейлера, и, учитывая, что свойства комиксов настолько богаты знаниями, может быть ошеломительно пытаться найти все это. Шазам! В Fury of the Gods есть отличные пасхалки и подробная предыстория, которую можно пропустить при первом просмотре трейлера, который обещает больше удовольствия для всей семьи Shazam.

Содержание

  1. 7 S означает Starro
  2. 6 «Форсаж»
  3. Кукла Аннабель 5
  4. 4 Посох доктора Сиваны
  5. 3 Воскрешение волшебника
  6. 2 Мыс Ошибка
  7. 1 Лига справедливости Зака ​​Снайдера

7 S означает Starro

Последним фильмом DCEU, вышедшим в кинотеатрах, был Отряд самоубийц Джеймса Ганна в 2021 году. изобилие комедии, крови и зрелищ. Прошло много времени с тех пор, как поклонники DC получили окно в кинематографическую вселенную, поскольку Бэтмен должен исследовать свою вселенную. Однако Shazam! «Ярость богов» отлично, но тонко соединяет два фильма.

В кабинете педиатра зоркие поклонники свойств округа Колумбия заметят доску с алфавитом, где S означает «Старро», с рисунком фиолетовой морской звезды с единственным глазом. Старро был главным антагонистом «Отряда самоубийц», и здорово видеть, что миры Shazam! и Отряда самоубийц связаны, даже если это ’мгновение , и вы будете скучать по нему” момент.

6 «Форсаж»

Первый Shazam! призван показать зрителям важность семьи и то, что братья, сестры и родители не всегда должны быть кровными родственниками. Фильм отлично справляется с тем, чтобы приемная семья чувствовала себя целостной и обожающей. Шазам! «Ярость богов» определенно следует этой тенденции: Билли Бэтсон, его братья и сестры демонстрируют силу ШАЗАМ.

Одну из злодеев в фильме, дочь Атласа, играет Хелен Миррен. Репутация Миррен говорит сама за себя, но она также является участником франшизы Форсаж, на что ссылается Билли Бэтсон, когда призывает к важности своей семьи.

Кукла Аннабель 5

Дэвид Ф. Сандберг дебютировал в качестве режиссера с фильмом Lights Out, леденящим кровь особенность ужасов. Затем Сандберг возглавил следующую часть демонической франшизы Annabelle, Annabelle: Creation., в котором жила жутко выглядящая кукла с собственническими способностями причинять вред другим. Эта кукла, несмотря на свой ужасный характер, похоже, идеально подходит к плюшевым игрушкам Чудо-женщины в трейлере Shazam! Ярость богов.

Аннабель можно увидеть сидящей за игровым столом в кабинете педиатра, ода Аннабель из Сандберга фильм. Кукла также была показана в первом Shazam!Будем надеяться, что эта кукла — не более чем пасхальное яйцо, так как у Билли Бэтсона и так достаточно на тарелке. Иметь дело с демонической куклой было бы еще одной проблемой.

4 Посох доктора Сиваны

Главный антагонист в первом Шазам!фильм «Доктор Таддеус Сивана». У этого персонажа богатая история с магическими элементами DC, но что более важно, с самим Шазамом. Он был мстительным ученым, одержимым магией и хаосом для мира. В настоящее время Сивана находится в тюремной камере, лихорадочно рисуя на стенах. Неизвестно, возродится ли персонаж в сиквеле.

В трейлере фанаты могут увидеть Шазама, уходящего с персоналом Сиваны. Технически этот посох принадлежал Волшебнику, но, учитывая, что посох был украден Сиваной, а Волшебник умер, можно с уверенностью сказать, что технически он принадлежит Сиване. Неизвестно, как Билли будет использовать посох, но, учитывая, что он дал его братьям и сестрам силы, можно предположить, что у него есть план.

3 Воскрешение волшебника

Некоторым Волшебник знал, что Шазам обитает в потустороннем логове Скалы Вечности. Здесь Волшебник присматривал за своими врагами, смертными грехами, а также много лет ждал чемпиона, достойного невероятной силы. Волшебник нашел такое достоинство в сердце Билли Бэтсона и умер вскоре после того, как назвал своего нового чемпиона после ошибки Черного Адама.

Неизвестно, как сейчас живет Волшебник, но его можно увидеть в нескольких сценах. на протяжении всего трейлера и даже дает Билли столь необходимые указания и ясность. Известно, что Волшебник помогает Билли в образе призрака, поэтому будет интересно посмотреть, сыграет ли он роль, аналогичную Оби-Вану Кеноби в оригинальной трилогии Звездные войны.

2 Мыс Ошибка

Как подробно рассказал режиссер фильма в видеоролике на YouTube, Дэвид Ф. Сандберг обнаружил безобидный недостаток в трейлере. Используя свою платформу YouTube под названием Ponysmasher, Сандберг рассказал о трейлерах и многих талантах, стоящих за фильмами и их визуальными эффектами. Сэндберг не торопится, чтобы указать на проволочный трюк, в котором команда забыла добавить плащ Шазама обратно в кадр.

Это деталь, которую многие не заметят, и Сандберг просто обращает на нее внимание. чтобы доказать это, в надежде, что люди будут менее придирчивы, когда дело доходит до приостановки сцены и проверки ее на наличие ошибок, особенно когда фильм еще даже не вышел.

1 Лига справедливости Зака ​​Снайдера

Shazam! Ярость богов еще раз доказывает, что действие фильма происходит в DCEU. Он не только делает это, упоминая Аквамена, Флэша и Бэтмена, но и еще больше укрепляет уверенность в том, что DCEU изменила Лигу справедливости 2017 года в пользу более свежего первоначального намерения режиссера Зака ​​Снайдера. , с Лигой справедливости Зака ​​Снайдера.

Поклонники пришли к выводу, что Лига справедливости Зака ​​Снайдера является каноном из-за кадров, использованных в трейлере для Флэша и Бэтмена. Эти быстрые кадры взяты из фильма Зака ​​Снайдера, а не из версии 2017 года. Это отмечается по цветовой гамме. Многие фанаты движения Снайдеркат хотели, чтобы фильм был включен в канон, и, возможно, их молитвы будут услышаны достаточно скоро.

Shazam! Fury of the Gods выходит на международный рынок 15 декабря 2022 г., а в Северной Америке — 21 декабря 2022 г.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мыло в посудомоечной машине ошибка
  • Мы это наши ошибки лол
  • Мы это наши ошибки лига легенд
  • Мы шли вперед вопреки ветра найдите грамматическую ошибку
  • Мы шли вперед вопреки ветра грамматическая ошибка