Мы склоняем колени перед вашей красотой лексическая ошибка

Для реализации познавательной и
творческой активности школьника в учебном процессе использую современные
образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования,
более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной
деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение
домашнего задания.

1. Проблемное
обучение: создание
   в
учебной деятельности
  проблемных
ситуаций
  и
организация активной самостоятельной деятельности учащихся по
  их разрешению,
в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками,
развиваются мыслительные способности.

2. Разноуровневое
обучение: появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному,
реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в
образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые
получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации
ученья.

3.Лекционно-семинарско-зачетная
система: данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это
помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность
сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а
контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Конспект
урока русского языка в 5 классе

Тема: «Повторение
пройденного по разделу
« Морфемика»

Цели
и задачи урока:


организовать
деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности при
повторении материала по разделу
« Морфемика»;


вызвать
интерес к занятию, придать ему проблемно – творческий характер;


развивать
у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении,
самоактуализаци.

Ход урока

·Оргмомент.

·Сообщение
темы и цели урока.


Тема
урока
«Повторение
материала по разделу
«Морфемика»


Сегодня
на уроке мы с вами повторим определения морфем: приставки, корня, суффикса,
окончания
и основы. а также вспомним основные орфограммы, изученные
в этом разделе: правописание букв о-а в корнях –лаг- — -лож-, — раст-
— — рос-,
правописание букв и-ы после ц и о-ё в корне
слова после шипящих.
Делать это мы будем при помощи  индивидуальной работы
и фронтального опроса.


Итак,
давайте повторим, что мы будем делать на уроке?

    
III. Повторение
и обобщение материала.

1)
Теория


Ребята,
сегодня я буду оценивать вашу работу, а в дальнейшем мы будем учиться оценивать
друг друга и себя.


Ребята,
перед вами учебники. Вы можете посмотреть в них при подготовке к вопросу.

1)
Что
такое корень?

2)
Что
такое нулевое окончание?

3)
Что
такое родственные слова?

4)
Как выделить окончание?

5)
Что
такое морфема?

6)
Из каких морфем состоит основа?

7) Что такое  корни с безударными чередующимися гласными?

8) Какая морфема образует форму слова?

9) Расскажи о правописание корней РОСРАСТ

10) Какие чередование согласных звуков происходят  в словах?

11) Назови слова исключения с написание корней РАСТРОС

12) Правописание корней ЛАГЛОЖ

13)
Для
чего необходимо учитывать значение морфем?

14)
Правописание
О-Ё после шипящих в корне слова

2) Подумай,
это интересно.

·Вини – Пух и
Пятачок поспорили, какое окончание в в слове мармелад. Вини – Пух утверждает,
что — ад, а Пятачок считает, что окончания здесь вообще нет. Кто из них прав?

·Корень мой
находится в цене,

В
очерке найди приставку мне,

Суффикс
мой в тетрадке все встречали,

Вся
же – в дневнике я и в журнале

3) Работа
у доски. Вставь пропущенные буквы.

Ст…рожил
города, прил..гательное, выр..щенный, прил..скать, ум..лять о помощи,
прил..жение, р..сток, водор..сли,пос..дел от старости, сл..зал варенье, сл..пил
из пластилина, прил…пил к бумаге.

4) Самостоятельная
работа по  карточкам ( разноуровневые карточкам)

1* Выпр…мить, взгл…нул, зв…ринец, л…пили, на б…р…гу,
р…чушка, пл…сать, пл…чистый, п…сатель, п…вец, созр…вать, н…зина, сп…шить,
л…стопад, нар…дились, дов…рять, прип…кает, оп…риться, од…ночество, кор…нь

2** Оч…ровательный,
объед…нить, уд…вительный, д…лина, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка),
разв…вать (память), разв…вать (по ветру), сум…рки, ум…лкать, зал…зать (раны),
зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, просв…щение, посв…щение, разр..дить
(обстановку), разр…дить (морковь)

3***  Насл..ждение,
подр..внять кусты, пол..скать кошку, разр..дить ружьё, прим..рять платье,
скр..пя сердце, прож..вать в городе, ув..дать на солнце, пол..скать бельё,
прим..рять друзей, ч…стота в доме, она очень м..ла, сл..пить в комок,
ув..дать издалека, сл…зать с дерева, скр..пя зубами, подр..сли р..стения,
укр..щать животных.

5.
Объяснительный
диктант

3ач_стили
д_жди, и на даче стало тоскливо.

Я
отв_рил калитку и об_жал вокруг дома.

Девочка
поб_жала к р_ке пол_скать б_лье.

Ст_рик
медленно ж_вал хлеб и зап_вал его кв_ском.

Мотор
затр_щал, потом пост_пенно стал зат_хать.

Чайник
нак_лился, расп_ялся и стал прот_кать.

Я
отв_рил дверь, и луч прожектора осл_пил меня.

На
ужин Саша отв_рил картошечку и съел её с с_лёдочкой.

6)
Итог
урока. Рефлексия.

Чем
интересен был урок?

Чем
особенно запомнился?

Какую
орфографическую задачу решили?

Рефлексия:

Мне
сегодня понравилось, как работал(а) на уроке …..

Теперь
я знаю , что
 ……

Особенно
интересно было….

Я
сегодня уйду с урока с … настроением

7) Домашнее
задание. Найди 8
 пословиц,
в которых в глаголах есть б/гл, проверяемая ударением

       Культура
речи и проблема преодоления речевых ошибок. 5 уроков

Цели:

Развивающая: формирование
лингвистической компетентности через овладение языковыми понятиями
«культура
речи
», «языковая норма»,
«
речевая норма»,
практическое
владение речевыми нормами; формирование умения владеть способом действия при
выборе речевой нормы, умения анализировать, сопоставлять, дифференцировать
языковые явления, делать выводы на основе анализа; формирование коммуникативной
компетентности посредством овладения всеми видами речевой деятельности (чтение,
письмо, аудирование, говорение); формирование информационной компетентности
через умение осуществлять поиск необходимой информации, выделять главную и
второстепенную информацию.

Воспитательная:формирование
представления о русском языке как духовной и культурной ценности народа;
осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой
общения.

Образовательная:знать
о понятии
«культура
речи
»
и
его составляющих, владеть основными нормами русского литературного язык

Лекционно-семинарско-зачетная система

1-2урок Лекция

3 урок Практическое занятие. «Лексические
нормы русского языка
»

4 урок Семинарское занятие

5 урок Контрольно-тестовая работа

Лекция.

План.

·Понятие речевых ошибок.

·Причина возникновения речевых ошибок.

·Лексическая сочетаемость.

·Контаминация.

·Двусмысленность высказывания.

·Речевая избыточность.

·Тавтология

1.      Литературный язык является частью национальной культуры
Литературный язык- важнейшее культурное достояние, требующее заботы о
соблюдении норм и поддержание его развития. Одна из важнейших составляющих
культуры речи является  нормативность. Её нарушение неизбежно приводит к
появлению речевых ошибок, происходит сбой в коммуникации, так как речь лишается
точности, логичности. Нормативная сторона речи связана с её грамматической
правильностью, соблюдением тех норм, которые стали определять современный
русский язык.

         В наши дни очень сложно сохранять правильность речи, так как мы
подвергаемся негативному воздействию СМИ, гаджетов, в которых , к сожалению,
возросло количество речевых ошибок. Это можно объяснить пренебрежением к
русскому языку и низким профессионализмом пишущих и говорящих. Сегодня можно
увидеть последнее слово новейшей техники. Другой альтернативы
в этом вопросе нет.

Однако  вопрос о
предупреждении или искоренении речевых ошибок может подниматься лишь при
понимании их сущности, а именно это задание в ЕГЭ для нас остаётся камнем
преткновения.

   Речевая ошибка
нарушение произносительных(орфоэпических)  или согласовательных норм
литературного языка. Речевым ошибкам присущи две черты- неосознанность
употребления и наличие грамматически правильного (нормативного) инварианта.

2.   Говоря о причинах возникновения речевых ошибок следует отметить
следующее:

·Влияние смысловых аналогий
: директор(чего?) школы-заведующий детского сада вместо (чем?) садом.

·Незнание лексического
значения слова. Мы любовались в горах прекрасной фауной (флора)

·Нарушение лексической
сочетаемости. Я склоняю( преклоняю) колени перед вашей красотой.

·Усвоение ребёнком
безграмотной речи взрослого: насыпь супа, ложи в сумку. Переучить очень
сложно.

·Нарушение логики
высказывания (аллогизм). Радушные хозяева накормили нас отменным подбором
блюд.

3. русский язык велик и могуч, но наша речь порой бывает очень
невыразительной и бедной. Чаще всего мы не используем богатство нашего языка.
Мы не умеем из  множества слов выбрать нужное, способное наиболее точно
передать нашу мысль.  Чем богаче язык, тем больше в нём слов, следовательно
труднее разобраться в их лексическом значении.  Ты всю жизнь строишь себе
идеалы ( строить воздушные замки). Я никогда не задумывался, почему люди делают
подвиги( совершают)

4. В основе любой речевой ошибки КОНТАМИНАЦИЯ — взаимовлияние
структур, их наложение.. Различают несколько уровней контаминации:

1)  фонетическая: дермантин, интригант

2)словообразовательная: убраться в квартире.

3) лексико — семантическая: ухудшение качества продукции( качество
снижается, а продукция ухудшается)

4) аналоговая: вкусное кофе ( какао),  по истечению (и)ю

5. Наиболее опасным, с точки зрения ясности, является
двусмысленность. Это явление препятствует точности, логичности высказывания. В
классе все ученики молчат, не говорят вслух о поведении некоторых учеников,
хотя не довольны их поведением. Но такого не должно быть, но оно есть.
Чего
не должно быть : молчания  или поведения некоторых учеников?
  Питание
«Малютка» проверено Минздравом
для детей отечественного производства.
Двусмысленность возникла из-за нарушения порядка слов, что
повлекло за собой нарушение культуры речи.

6.Речевая избыточность — явление многоуровневое. Она встречается на
словообразовательно- морфологическом уровне: сохранить свободу и
независимость, подростки- тинейджеры, , работать молча, без слов.
Одной из
форм речевой избыточности является плеоназм- употребление лишнего слова:
в апреле месяце, короткий миг,  свой собственный, понять и осмыслить.

7. Экономичное, точное выражение мысли — важнейшее требование
культуры речи. Тавтология — употребление однокоренных  слов: сувенир-
памятный подарок, характерные черты характера, автобиография — моё
жизнеописание, демобилизоваться из армии.

Домашняя работа:   перечитать
конспект, отметить, что непонятно.

Практическое занятие №1.  Лексические нормы русского языка.

1.  Почему  данные
словосочетания являются  плеоназмами. Объясните.

Огромный
масссив_______________________________________

Короткое
мгновение________________________________________

Первый лидер_________________________________________________

Военная
оккупация______________________________________________

Промышленная
индустрия___________________________________________

Аморальный
проступок_____________________________________

Прейскурант цен_________________________________________________

Закончит в мае 
месяце_________________________________________________

2. Исправьте речевые
недочёты, связанные с ошибочным употреблением паронимов.

·Рядом с этой комнатой помещалась огромная ванна и гардеробная.

·Он поднимает эстетические и нравственные проблемы.

·Я придерживаюсь такой линии.

·Эта работа очень лирическая.

·Этот фильм имел огромное воздействие на зрительную аудиторию.

3.
Подберите к словам определения:

бережный______________________________________________

бережливый______________________________________________

боязливо___________________________________________________

боязно___________________________________________________

ветровой__________________________________________________

ветреный__________________________________________________

масляный_____________________________________________________

маслянистый______________________________________________________

нетерпимый__________________________________________________________

нестерпимый_________________________________________________________

невежа______________________________________________________________

невежда_____________________________________________________________

почтительный________________________________________________________

почтенный___________________________________________________________

практический_________________________________________________________

практичный__________________________________________________________

экономный___________________________________________________________

экономичный_________________________________________________________

гордый______________________________________________________________

горделивый__________________________________________________________

значимый____________________________________________________________

значительный________________________________________________________

4. Устраните речевые ошибки.

·Прежде всего, всё в руках человека, а не техники.

·В этих соревнованиях наши футболисты одержали поражение.

·Охотники вдали приметили стаю уток и зайцев.

·Наша новая встреча произошла глубокой осенью.

·Критик не просто соглашается с режиссёром фильма, но и говорит,
что его мнение ошибочно.

·Если преследовать идеи этих людей, мы будем молчать.

·Лёд — и тот тронулся.

·Наука не перестаёт продвигаться вперёд.

·Сотрудниками полиции была задержана плеяда хулиганов.

·Иванов, ты обратно опаздываешь на урок.

·Когда наша Русь была раздроблена, то её покорила 
монголо-татарское иго.

·Мы были шокированы его  прекрасным ответом.

·Наша страна занимает не последнее место  по производству
промышленности.

Домашняя работа. (распечатано на
каждого ученика)

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ
НОРМА

Расставьте
самостоятельно ударения в данных словах.

·апостроф

·хвоя

·жалюзи

·приобретение

·сформированный

·бледна

·обеспечение

·осведомиться

·хлопковый

·подростковый

·перенявший

·жестка

·убывший

·баловать

·принудить

·благовест

·гражданство

·завидно

·исчерпать

·нефтепровод

·средства

·феномен

·заняла

ЛЕКСИЧЕСКАЯ НОРМА

Обозначьте номера предложений, в
которых допущена речевая ошибка.

·Мы
довольно долго пробыли в Крыму.

·Ученики
уделяли заботу своей первой учительнице.

·Каждый
человек индивидуален, но это не мешает ему находить людей с похожими взглядами.

·Лекарства
от гриппа поступили в аптеку в нужном количестве.

·Текст
написан очень понятливым языком.

·Учительница
горячо защищала Вовку, и он испытывал к ней глубокое чувство признания.

·Во
многих странах есть больницы для бедных, где оказывают бесплатную помощь.

·Ни
один укол, который эта медсестра делает, не бывает больным.

·Он был
смешной парень: как начнет смеяться, так не остановишь.

·Важную
роль в создании образа героя играют эпитеты.

Семинарское занятие. ( Вопросы
раздаются  в начале лекции)

·Что такое лексика?

·Что изучает лексикология?

·Что такое паронимы,
синонимы,  антонимы? Приведите примеры.

·Назовите виды омонимов в
русском языке, охарактеризуйте их.

·Каковы различительные
признаки омонимии и полисемии?

·Что представляет собой
экспрессивно окрашенная лексика?

·Что такое плеоназм?

·Что такое тавтология?

·Докажите, что тавтология 
в некоторых ситуациях может придавать высказыванию особую значимость.

·Что такое лексическая
сочетаемость?

·Дайте классификацию
лексических ошибок.

Дома: задание по КИМам

Контрольный тест по теме «Лексические нормы русского языка»

Вариант № 1.

1. Отметьте предложения, в которых устойчивые  выражение употреблены
с ошибками.

1)   Они
решили: пока суть да дело, надо бежать.

2)  Не лезь с суконным
рылом в калашный ряд.

3) Во время экзаменов
голова идёт кругом.

4) Он летел в
спортзал  изо всех сил.

2. Укажите предложения с тавтологией.

1)  А если следовать
вашим мыслям, то и исследователей не может быть.

2) И это реальная 
действительность.

3) Если говорит о
готовой  построенной теории, то , конечно, она обретает четкость.

4) А если такие
условия  покажутся невыполнимыми, тогда примите утрату Рубенса как издержки
войны.

3. Найдите предложения с речевой избыточностью.

1)  Члены партизанского
отряда предчувствовали свою гибель.

2) Урока по химии я
предпочту футбольный матч.

3) Я разделяю ваше
мнение и полностью с ним согласна.

4) В нашей стране в
последнее время часто пропадают известные  личности.

4. Определите предложения с  многозначными словами.

1) Подражать крикам
животных Ваня научился у деда.

2) От разгоревшегося
пожара посветлело на улице.

3) Даже мыльные пузыри
не любят, когда их надувают.

4) Исполнительная
власть на местах  активизировала свою работу.

5. Найдите предложения с речевыми недочётами.

1) Сейчас мы заняты
строительством новых сооружений.

2) Девушка живёт в
органической связи с миром природы.

3) В городе недавно
прошли выборы мэра.

4) Тайна смерти Зои
Фёдоровой по-прежнему остается загадкой.

6. Укажите предложения с речевыми ошибками.

1) Точная и
определённая позиция  — не лучшая стратегия  научного поиска.

2) В тексте
используется разговорный стиль и типом  является повествование.

3)Ряд слов журналист
выражает в переносном смысле.

4) Он приводит нас  к
важному выводу

7.  Найдите предложения без речевых недочётов.

1) В начале  нового
года политики разных стран дебатировали  друг с другом.

2) Это высказывание
немного категорично и не должно соответствовать действительности.

3) Без любви жизнь была
бы скучной и однотонной.

4) В повести не
открыто ничего интересного.

8. Найдите предложения, в которых нарушена лексическая сочетаемость.

1) Автор говорит, что
формируется третья технологическая революция.

2) Два партизанских
отряда воссоединились только глубокой осенью.

3)  психолог вдруг живо
почувствовал проблему.

4) Я вас очень прошу
принять меня на работу.

9. Найдите предложения без речевых ошибок.

1) По общим сведениям
учащиеся сдают хорошие результаты, проявляют упорство и изобретательность.

2) С поля боя , рискуя
собственной жизнью, выносят бойца только настоящие друзья.

3)Пусть мне не будет
сильно интересно, но я  обязана вас выслушать.

4) В своей речи он
часто использует высокопоставленную лексику.

10. Найдите предложения, в которых нет речевых ошибок.

1) Эти дисциплины
включают в себя  сложные технические термины.

2) Я ручаюсь с
уважением относиться к своим  одноклассникам.

3) Идеи должны
развиваться, претерпевая на своем пути как победы, так и поражения.

4) Добрых людей на
свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем злых.

2 вариант.

1. Отметьте предложения, в которых устойчивые  выражение употреблены
с ошибками.

1)   Вот
тебе, дедушка, и Юрьев день.

2)  Ваши слова мне как
бальзам на сердце..

3) Все ваши извинения
мне нужны как мёртвому припарка

4) Я был на шестом
небе от счастья..

2. Укажите предложения с тавтологией.

1)  А если следовать
вашим мыслям, то и исследователей не может быть.

2) И это реальная  действительность.

3) Если говорит о
готовой  построенной теории, то , конечно, она обретает четкость.

4) А если такие
условия  покажутся невыполнимыми, тогда примите утрату Рубенса Как издержки
войны.

3. Найдите предложения с речевой избыточностью.

1)  Члены партизанского
отряда предчувствовали свою гибель.

2) Урока по химии я
предпочту футбольный матч.

3) Я разделяю ваше
мнение и полностью с ним согласна.

4) В нашей стране в
последнее время часто пропадают известные  личности.

4. Определите предложения с  многозначными словами.

1) Подражать крикам животных
Ваня научился у деда.

2) От разгоревшегося
пожара посветлело на улице.

3) Даже мыльные пузыри
не любят, когда их надувают.

4) Исполнительная
власть на местах  активизировала свою работу.

5. Найдите предложения с речевыми недочётами.

1) Сейчас мы заняты
строительством новых сооружений.

2) Девушка живёт в
органической связи с миром природы.

3) В городе недавно
прошли выборы мэра.

4) Тайна смерти Зои
Фёдоровой по-прежнему остается загадкой.

6. Укажите предложения с речевыми ошибками.

1) Точная и определённая
позиция  — не лучшая стратегия  научного поиска.

2) В тексте
используется разговорный стиль и типом  является повествование.

3)Ряд слов журналист
выражает в переносном смысле.

4) Он приводит нас  к
важному выводу

7.  Найдите предложения без речевых недочётов.

1) В начале  нового
года политики разных стран дебатировали  друг с другом.

2) Это высказывание
немного категорично и не должно соответствовать действительности.

3) Без любви жизнь
была бы скучной и однотонной.

4) В повести не
открыто ничего интересного.

8. Найдите предложения, в которых нарушена лексическая сочетатемость.

1) Автор говорит, что
формируется третья технологическая революция.

2) Два партизанских
отряда воссоединились только глубокой осенью.

3)  психолог вдруг живо
почувствовал проблему.

4) Я вас очень прошу
принять меня на работу.

9. Найдите предложения без речевых ошибок.

1) По общим сведениям
учащиеся сдают хорошие результаты, проявляют упорство и изобретательность.

2) С поля боя , рискуя
собственной жизнью, выносят бойца только настоящие друзья.

3)Пусть мне не будет
сильно интересно, но я  обязана вас выслушать.

4) В своей речи он
часто использует высокопоставленную лексику.

10. Найдите предложения, в которых нет речевых ошибок.

1) Эти дисциплины
включают в себя  сложные технические термины.

2) Я ручаюсь с
уважением относиться к своим  одноклассникам.

3) Идеи должны
развиваться, претерпевая на своем пути как победы, так и поражения.

4) Добрых людей на
свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем злых.

В статье рассмотрены частые лексические ошибки в текстах на сайтах и указано несколько полезных ресурсов, которые помогут от них избавиться. Однако какими бы ни были сервисы проверок, они не могут мыслить как живой человек. Наш небольшой тест определит, насколько хорошо вы помните правила лексики русского языка.

  • Примеры распространённых лексических ошибок
    • Нарушение лексической сочетаемости слов
    • Ошибки в похожих словах
    • Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу
    • Ошибки из-за невнимательности
  • Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки
    • Словари сочетаемости
    • 1. Gufo
    • 2. КартаСлов.ру
    • 3. Грамота.ру
    • Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте
    • 4. Орфограммка
    • 5. Текст.ру
    • 6. LanguageTool
    • 7. Тургенев
    • 8. Главред
  • Небольшой тест
  • Выводы

Лексическая ошибка — это нарушение норм употребления слов, когда слова в предложении не согласуются по смыслу, стилистике или происхождению. Чаще всего такие ошибки связаны с неразграничением паронимов (например, представить/предоставить должность), синонимов (мне было печально/грустно) и близких по значению слов (обратно/снова прочитать книгу).

В среднем лексикон человека составляет 6000 слов. Причины их неправильного употребления часто кроются в отсутствии конкретного слова в активном словарном запасе автора или банальной невнимательности. Сегодня мы рассмотрим на примерах распространённые лексические ошибки в текстах на сайтах и приведём парочку полезных ресурсов. А в конце статьи желающие смогут пройти небольшую тестовую проверку на знание правил написания некоторых слов русского языка.

Примеры распространённых лексических ошибок

На изображении ниже представлены основные виды лексических речевых ошибок в русском языке и их типичные примеры.

Примеры основных типов речевых лексических ошибок

Теперь разберём детальнее самые популярные из них.

Нарушение лексической сочетаемости слов

Русский язык богат на слова и словосочетания со схожими значениями, в которых легко запутаться. Употребление одного компонента в составе другой фразы и приводит к речевым ошибкам, связанным с нарушением лексической сочетаемости слов.

Типичным примером таких ошибок являются фразы:

  • Улучшить уровень жизни, а правильно — повысить уровень жизни или улучшить качество жизни.
  • Иметь роль, а правильно — играть роль или иметь значение.
  • Предпринять меры, а правильно — принять меры или предпринять шаги.

Что касается практики, то часто на сайтах интернет-магазинов можно встретить словосочетания, значение которых противоречит общей логике повествования. Приведём несколько примеров:

  1. Слово «прейскурант» уже содержит понятие стоимости услуг, слово «цен» лишнее.

Речевая избыточность в словосочетании

  1. Глагол «одолжить» обозначает «дать в долг», а не «занять».

Неправильное по смыслу употребление слов

  1. Цены могут быть низкими или высокими, товары – дорогими или дешёвыми.

Пример нарушения лексической сочетаемости слов

  1. «Изобрести» – это открыть то, чего не было ранее. Употреблять это слово следует лишь для обозначения чего-либо нового.

Лексическая ошибка сочетаемости

Ошибки в похожих словах

Один из самых частых типов лексических речевых ошибок — неправильное употребление похожих по смыслу или звучанию слов. Среди них встречаются:

  • Паронимы — слова, похоже звучащие, но имеющие абсолютно разное значение. Пример: роспись и подпись, обоснование и основание.
  • Плеоназм — избыточное повторение близких по значению слов, из-за которого происходит дублирование смысла. Пример: главный приоритет, первая премьера.
  • Тавтология — частный случай плеоназма, когда слова вообще одинаковы по смыслу. Пример: болеть болезнью, проливной ливень.
  • Неправильное употребление синонимов — использование слова с похожим или одинаковым смыслом, но неподходящим для данного контекста оттенком или сферой употребления. Пример: это имя знакомо во многих странах (имя известно), на легальных основаниях (на законных).
  • Смешение лексики — неоправданное употребление в предложении заимствованных слов, жаргонной или профессиональной лексики, архаизмов или неологизмов, а также канцеляризмов. Пример: в целях своевременного обеспечения праздника сладостями будет осуществлена адресная доставка, спешите поучаствовать в акции на новые мощные компы.

Некоторые из этих нарушений встречаются так часто, что даже стали мемами.

  1. Одна из самых распространённых пар – слова «одеть» и «надеть».

Не запутаться помогает поговорка «Надевают одежду, одевают Надежду»: одевать правильно кого-то, а надевать – что-то.

Иллюстрация фразы «Надевают одежду, одевают Надежду»

Неправильно:

Ошибки со словом «одеть»

Правильно:

Правильное употребление «надеть» и «одеть»
Правильное употребление «надеть» и «одеть»

  1. Неправильное употребление также часто встречается в паре «эффектный/эффективный».

«Эффектный» – производящий впечатление, а «эффективный» – приводящий к нужному результату.

Неправильно:

Ошибки сочетаемости со словами «эффектно» и «эффективно»

Правильно:

Правильное употребление слов «эффектно» и «эффективно»

Ошибки в словах, выражающих отношение друг к другу

Лексические единицы, отображающие отношение слов друг к другу, называют гиперонимами (обозначают более общее родовое понятие) и гипонимами (когда говорят о более частном понятии). Например, гиперонимом по отношению к слову «стол» будет «мебель», к слову «роза» – «цветок».

Лексическая ошибка с гиперонимами

С точки зрения логики, это предложение построено неправильно, т. к. туфли – это и есть обувь.

Ошибки из-за невнимательности

Часто авторы попросту не перечитывают написанное, и в результате получается нелепица. Вот два забавных примера:

  • «Здесь службы ЖКХ для обеспечения безопасного движения обрабатывают лёд специальными химиками» – Вот он, секрет безопасного движения.
  • «В этом случае сайт может по долгу быть за пределами ТОПа» – Наверное, по долгу чести.

Онлайн-сервисы для проверки на лексические ошибки

Приведённые сервисы не новы – они лишь популярнее других ресурсов, используемых нами. Ниже вкратце расскажем почему.

Словари сочетаемости

По словарям обычно проверяется сочетаемость слов и подбираются более подходящие синонимы.

1. Gufo

Gufo.me — на этом ресурсе можно быстро найти любой словарь, в том числе и словарь синонимов.

Проверка синонимов слова в словаре gufo.me

Основное достоинство – выбрав, например, слово в том же словаре синонимов, ресурс сразу покажет это слово и в других словарях:

Информация из разных словарей gufo.me

2. КартаСлов.ру

Kartaslov.ru — онлайн-словарь связей слов и выражений, в том числе есть ассоциации, синонимы и лексическая сочетаемость слов русского языка. В нём удобно проверять устойчивые фразы.

Проверка сочетаемости слова в словаре КартаСлов

Сервис, кроме традиционных источников информации в виде словарей, использует алгоритмы машинного обучения и искусственный интеллект. Есть достаточно обширная база контекстов употребления слов.

Возможности сервиса КартаСлов

3. Грамота.ру

Gramota.ru — главный интернет-просветитель по русскому языку.

Интерфейс справочного сервиса по русскому языку gramota.ru

Наряду с официальными учебными пособиями, здесь есть ответы на тысячи вопросов от «справочной службы русского языка», а также задания для тренировки грамотности.

Сервисы поиска и исправления ошибок в тексте

Далее перечислим непосредственно программы, с помощью которых можно найти лексические ошибки в готовом тексте. Для этого протестируем их на примерах, упомянутых выше, а также специально составленном с лексическими ошибками проверочном тексте:

Костёр всё больше и больше распалялся, пылал. Туристы были заняты своими занятиями. Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса. Всё, что осталось от могучих деревьев — тлеющие головашки. Пожарный подошёл к одинокому мальчику, он был невысокого роста, и вручил свежую одежду. Мальчик сразу же одел новую рубашку и штаны. В октябре месяце уже обычно холодно, но сейчас раскалённая земля ещё держала зной.

4. Орфограммка

Orfogrammka.ru — по нашему опыту, лучший онлайн-сервис для исправления ошибок в тексте (особенно лексических), так как он находит больше всего несоответствий и даёт подробные пояснения к каждому из них.

Сервис платный, минимальный пакет — 100 рублей за 100 000 знаков.

Возможности сервиса Орфограммка

Он экономит много времени редакторам и имеет широкий функционал для проверки текста по многим направлениям:

  • Грамотность — для исправления всех видов ошибок.

Проверка текста во вкладке «Грамотность» в Орфограммке

  • Красота — для подбора благозвучных слов, синонимов и эпитетов. На этой вкладке устраняется тавтология, так что можно считать её наиболее подходящей для проверки лексики.

Проверка текста во вкладке «Красота» в Орфограммке

  • Качество — оценивает SEO-параметры: воду, частотные и неестественные сочетания.

Проверка текста во вкладке «Качество» в Орфограммке

В нашем хитром тексте Орфограммка нашла только 2 лексические ошибки из 9, но при проверке примеров, которые мы упоминали выше, сервис обнаружил 7 ошибок — в целом он неплохо умеет с ними справляться.

Исправление лексических ошибок в Орфограммке

5. Текст.ру

Text.ru — условно-бесплатный сервис для онлайн-проверки, придёт на помощь не только в лексике. Позволяет найти орфографические, пунктуационные и некоторые лексические ошибки в предложениях.

Поиск ошибок в тексте сервисом text.ru

В проверочном тексте найдено 3 из 9 — что уже лучше, но всё-таки сервис заточен на орфографию. В других предложениях text.ru нашёл только одно нарушение.

Исправление лексических ошибок сервисом text.ru

Зато иногда Word ошибается в пунктуации:

MS Word неправильно подчёркивает ошибки

А Advego – в согласовании числительного и существительного:

Advego не распознал ошибку

У text.ru таких грехов нет.

text.ru правильно подчёркивает ошибки

В целом для проверки лексики его применять можно, но с осторожностью. Мы его чаще всего используем, когда нужно узнать уникальность текста.

6. LanguageTool

Languagetool.org — многоязыковой бесплатный онлайн-сервис для исправления грамматики, орфографии и речевых ошибок в тексте. Есть расширение для Chrome, которое позволяет находить ошибки в текстах прямо на сайте.

Проверка нарушений лексики в LanguageTool

Данный сервис определил 3 из 9 лексических ошибок в первом примере, а во втором — лишь одну. Результат такой же, как у text.ru.

Найденные лексические ошибки сервисом LanguageTool

Но LanguageTool удобен тем, что к каждому выделению есть комментарии, примеры, а также возможность настройки под себя.

Настройка параметров проверки в LanguageTool

7. Тургенев

Turgenev.ashmanov.com — сервис, известный SEO-специалистам, так как умеет проверять текст на «Баден-Баден» (хотя если страница всё же просела, то нет более верного способа, чем проверка вручную).

Но Тургенев также неплохо показывает стилистические ошибки в предложениях, тем более что вкладка «стилистика» бесплатна.

Тест текста на ошибки в сервисе Тургенев

В нашем проверочном тексте Тургенев распознал 2 нарушения лексических норм из 9, а в других примерах предложений тоже 2 (одна из которых канцеляризм).

Найденные ошибки лексики в сервисе Тургенев

8. Главред

Glvrd.ru — очень полезный ресурс, помогает избавить текст от водянистых конструкций и стилистических ошибок.

Однако будьте осторожны – порой он не распознаёт термины и ругается на ключевые слова (а они в некоторых нишах обязательны).

Проверка текста с лексическими ошибками Главредом

Он вовсе не распознал лексические ошибки в проверочном тексте.

Главред не находит лексических ошибок в проверочном тексте

А в примерах предложений заметил только канцеляризм.

Найденные Главредом лексические ошибки

Хотя Главред больше подходит для улучшения читаемости и красоты текста, чем для поиска конкретных ошибок, его всё ещё полезно использовать для чистки лексики от лишних конструкций.

Небольшой тест

Наша маленькая тестовая проверка поможет узнать, насколько хорошо вы помните нормы русского языка.

Выводы

Используя онлайн-сервисы, помните о том, что каким бы ни был ресурс – это алгоритм, который не всегда правильно оценивает контекст и не может мыслить так, как мыслит человек. Вычитку текстов на сайтах лучше доверить живым людям.

Приведённые выше сервисы помогут вам с лексикой текстов на сайте – по ним можно узнать значение конкретного слова, проверить текст на «воду» и т. п.

Еще по теме:

  • 7 мифов о копирайтерах
  • Интернет-портал Psychologies.ru характеризует стереотип как «относительно устойчивый и упрощённый образ социальной группы, человека, события или явления». И ведь да, такова человеческая природа — всё упрощать…

  • Advego VS плагиат. Как одно слово делает текст «уникальным»
  • Вторая часть нашего исследования программ и сервисов проверки уникальности текстов. На этот раз по просьбам многих читателей мы проверяли Advego Plagiatus. Результаты небольшого эксперимента для…

  • Новогодняя подборка: перлы копирайтинга — 2013
  • У всех бывают промахи, и у копирайтеров тоже. Но в канун Нового года хочется с улыбкой вспомнить творчество копирайтеров, пусть иногда и абсурдное, но очень…

  • Писать нельзя молчать: 7 самых глупых ошибок копирайтеров
  • За 8 месяцев работы в компании я получила и отредактировала более 300 статей (без учёта аудитов, КП и других важных документов). Бывают статьи, которые меня…

  • Как писать SEO-тексты для людей, которые полюбит Яндекс?
  • SEO-тексты – тексты, ориентированные, в первую очередь, на поисковые алгоритмы, а не на людей. Обычно они малоинформативны, содержат неестественные речевые обороты, избыточные повторы ключевых фраз….

Есть вопросы?

Задайте их прямо сейчас, и мы ответим в течение 8 рабочих часов.

Исправьте лексическую несочетаемость слов : склонить колени — преклонить голову.

На этой странице сайта размещен вопрос Исправьте лексическую несочетаемость слов : склонить колени — преклонить голову? из категории
Русский язык с правильным ответом на него. Уровень сложности вопроса
соответствует знаниям учеников 10 — 11 классов. Здесь же находятся ответы по
заданному поиску, которые вы найдете с помощью автоматической системы.
Одновременно с ответом на ваш вопрос показаны другие, похожие варианты по
заданной теме. На этой странице можно обсудить все варианты ответов с другими
пользователями сайта и получить от них наиболее полную подсказку.

вернуться на страницу «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную

Лексические нормы языка – это нормы словоупотребления. Выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Игнорирование хотя бы одного из этих критериев может привести к нарушению точности речи.

ВИДЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

  1. Смешение слов, близких по значению: крайний и последний, любить и уважать, спать и отдыхать.
  2. Смешение слов, близких по звучанию: индейка – индианка.
  3. Смешение слов, близких по значению и по звучанию (паронимов):командировочный – командированный.
  4. Словосочинительство (словотворчество) – замена «законной» морфемы синонимичной «незаконной»:  благородность(благородство), волнительный(волнующий).
  5. Нарушение правил семантического (смыслового) согласования слов: Я поднимаю тост (поднимать – «перемещать куда-либо наверх», тост – «застольное пожелание чего-либо, здравица»).
  6. Плеоназмы (от греческого pleonasmos – переизбыток) – словосочетания, в которых значение одного компонента (слова) полностью входит в значение другого (смысловое дублирование): март месяц, лично я (ты, он).
  7. Тавтология (от греческих tauto– то же самое и logos – слово) – крайняя форма избыточности, дублирование и на уровне содержания, и на уровне формы: проливной ливень, гостеприимно приняли. Тавтологию не следует смешивать с повторами. Тавтология – это словосочетание, состоящее из двух однокоренных слов (заданное задание), а повторы – это многократное использование на небольшом отрезке речи одного и того же слова, словоформы, фразеологизма: Я записал задание. Придя домой, я стал выполнять задание.
  8. Неустраненная (неснятая) многозначность, порождающая двоякое осмысление высказывания: Ты ужеотходишь? (выздоравливаешь или умираешь?).
  9. Лексические анахронизмы – слова, не соответствующие изображаемой (описываемой) эпохе: Анна Павловна Шерер часто устраивала в своем доме дискотеки;

К лексическим ошибкам следует отнести и употребление в речи слов-сорняков (паразитов), поскольку они не несут никакой смысловой нагрузки, т.е. семантически опустошенных слов, засоряющих речь и затрудняющих ее понимание: как бы, ну, это, это самое, так сказать, как говорится и др.

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Нарушение лексической сочетаемости слов: Снижается уровень жизни народа (а не ухудшается). Ухудшается состояние/ситуация, а уровень снижается/повышается.

Употребление «роспись и число» вместо «подпись и дата»: Вот такое письмо мы получили, а в конце его подпись и дата» (а не «роспись и число»). Роспись – это живопись на стенах. В документе фиксируется дата, то есть число, месяц и год его оформления.

Употребление слова «обратно» вместо «снова», «опять»: Рижский вокзал надо переименовать снова = опять (а не обратно = назад, в обратном направлении). Наречие «обратно» не является синонимом наречий «снова», «опять».

Лексическая избыточность: Отличившиеся в этой операции получили государственные награды (а не «награждены наградами»). Плеоназм и тавтология — повтор в иной форме ранее сказанного или повторение одного и того же определения другими словами.

Кроме нарушения лексической совместимости, к распространенным лексическим ошибкам относится
— смешение паронимов (роспись — подпись),
— использование слова в несвойственном ему значении («обратно» вместо «опять», «снова»)
— лексическая избыточность тавтология, плеоназм
— употребление слова иной стилевой окраски
— смешение лексики разных исторических эпох.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Лексические нормы
Тест на тему Использование слова в несвойственном ему значении
Тест на тему Ошибки в сочетаемости слов
Тест на тему Ошибки, связанные с употреблением паронимов
Тест на тему Ошибки тавтология и плеоназм
Тест на тему Ошибки при использовании фразеологизмов
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на страницу «Культура речи«,  «Таблицы«,  «Лексика в таблицах«, «Лексический разбор«, на главную

Помогите еще с этим пожалуйста)

2.
Устраните речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.

 1.
Кричать шепотом — ее любимое занятие. 2. Императрица требовала от графа, чтобы
он склонил колени перед княжной. 3. И в этом сражении русские войска потерпели
победу. 4. В этих соревнованиях Сергей Бубка одержал поражение. 5. На остановке
он прождал ее круглый час. 6. Их новая встреча состоялась глубокой весной. 7.
Каждый год в период бархатного месяца сотрудники нашей фирмы отдыхают в Крыму.
8. За стеклянными витражами магазина были видны первые посетители. 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мы с мамой испекли пирожки с повидлой ошибка
  • Мы сделали макет в соответствии с инструкцией грамматическая ошибка
  • Мы расстанемся с тобой это не ошибка песня
  • Мы сделали макет в соответствии с инструкцией где ошибка
  • Мы рассмотрели вопрос согласно полученного заявления исправить ошибки