Мы провели работу над ошибками

Выступление на ШМО на тему «Как я делаю работу над ошибками с детьми на уроках русского языка и математики»

                                                                                     учитель начальных классов    

Строева Жанна Дмитриевна

г.о. Королёв

2020 уч.год

Когда и где выполняется работа над ошибками?

     Работу над ошибками проводится и в классе, совместно с учителем, и дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен быть уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы. Для этого я каждому ребенку выдала памятку с порядком выполнения действий.

       Работу над ошибками мы проводим не только после контрольных, самостоятельных или творческих работ. Для моей практики характерна планомерная деятельность по анализу и исправлению ошибок, допущенных в каждой классной или домашней работе.

Основные  формы организации работы над ошибками на уроке

Работе над ошибками, проводимой на уроке, под контролем учителя может быть посвящено занятие полностью или его часть. Это я решаю в зависимости от объема работы. Если мы писали контрольную работу, то работа над ошибками занимает почти весь урок, если мы отрабатываем ошибки, совершенные в домашней работе, то такая деятельность занимает 5-7 минут от урока.  

Ошибки, совершенные в ходе классной работе, например, ученик неправильно решает задание у доски, сам себя исправляет, сомневается, то после того, как он закончит выполнять упражнение, мы возвращаемся к тому примеру, или слову, или заданию (в зависимости от урока) и этот же ученик выполняет ниже под упражнением работу над ошибками.

Если мы писали мини-самостоятельную или проверочную работу в рабочих тетрадях в начале урока, и если после ее проверки были выявлены ошибки, то один из тех детей, который допустил ошибки по желанию или по моему решению выходит к доске и выполняет работу над ошибками (обычно 2-3 разных ученика разбирают разные ошибки).  Все учащиеся делают то же самое у себя в тетрадях.  Если дети не допустили ошибки, то они все равно отрабатывают возможные ошибки. Таким образом, дети прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и всем классом.

После контрольных, проверочных и творческих работ мы делаем обширную работу над ошибками. Я заранее выписываю ошибки, допущенные детьми к себе в план работы на уроке. После чего проверенные тетради раздаю детям. Сначала мы работаем всем классом вместе. К доске выходят разные ученики и отрабатывают каждую ошибку под мою диктовку. За десять минут до конца урока ученикам дается время для того, чтобы они самостоятельно отработали ошибки, допущенные конкретно в их работе. При такой организации работы возникает необходимость чем-то занять учеников, которые выполнили работу на «отлично», не допустив в ней ошибок. Я думаю, лучше всего если это будет творческая деятельность. Данные учащиеся могут проверять или консультировать других ребят, решать задачи повышенной сложности, писать сочинение, составлять свои задания, наиболее интересные из которых потом можно выполнить всем классом.

Работа над ошибками, допущенные в ходе выполнения домашних работ мы выполняем следующим образом. Для начала, я выделяю общие ошибки, допущенные классом. Для этого я собираю тетради на проверку ежедневно и выписываю в план следующего урока, какие ошибки допущены. На следующем уроке я раздаю тетради, чтобы дети видели, понимали и вспомнили, что именно мы делаем. К доске по очереди выходят 2-3 ученика для отработки самых распространённых ошибок. Потом детям дается 2-3 минуты для самостоятельной отработки ошибок, которые они допустили конкретно в своей работе. Дети, которые не допустили ошибок, все равно с нами отрабатывают ошибки класса в целях повторения правил. Соответственно, работу над ошибками той домашней работы, которая была сдана в этот день, мы проводим на следующий урок после проверки тетрадей.

Памятка-помощник

Я в своей практике использую карточки — памятки. В них пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:

  • Тема.
  • Примеры.

Когда мои ученики были младше, и мы только вводили работу над ошибками, в домашней работе при проверке работы на полях тетради я ставила номер, соответствующий номеру на памятке. Это облегчало работу учащихся, и совершенствовало систему знаний, благодаря наглядности, использованию зрительной памяти. Ученики неоднократно обращались к данной карточке, что способствовало лучшему запоминанию материала. Теперь мы обходимся без нее.

Проверка и подведение итогов

В конце работы над ошибками следует мы проводим проверку. Существует несколько форм ее организации.

  • самопроверка;
  • работа в парах (в данном случае желательно, чтобы уровень учащихся был разным);
  • работа со всем классом.

В конце работы над ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке.

Велимир Перасович, главный тренер казанского УНИКСа прокомментировал крупную домашнюю победу над пермской «Пармой» (101:76) в первом матчсе 14 финала плей-офф Единой лиги ВТБ. Наставник констатировал, что команда улучшила свою игру. 

«Чрезвычайно важно было начать плей-офф с победы. В случае поражения в первом матче ты сразу оказываешься под давлением. Сегодня нам пришлось психологически непросто, ведь этой игре предшествовала серия проигрышей. Наша уверенность в себе уже была не на том уровне, что в первой части сезона.

Но считаю, что к плей-офф мы подошли подготовленными. На сегодняшний день УНИКС – хорошая команда, которая демонстрирует качественный баскетбол. Мы провели работу над ошибками и значительно улучшили свою игру».

Чебоксары, 3 февраля, 2021, 09:35 — ИА Регнум. В Чувашии планируют нарастить объём жилищного строительства к 2030 году, увеличив обеспеченность жильем с нынешних 28 кв. метров на одного жителя до 31 кв. метра. Также власти хотят досрочно решить вопрос с переселением граждан из аварийного жилья и обещают «впредь не допускать фактов» срыва программы обеспечения жильём детей-сирот. Как передаёт корреспондент ИА REGNUM, об этом заявил в своём послании Госсовету глава республики Олег Николаев.

Глава Чувашии Олег Николаев

Говоря о жилищном строительстве, руководитель региона напомнил о стратегической задаче, поставленной президентом Владимиром Путиным: обеспечить объёмы жилищного строительства в расчёте не менее 0,83 кв. метра на одного жителя в год. В Чувашии введено 0,48 кв. метра на одного жителя.

«Но при этом все мы знаем, что у нас есть все возможности и все необходимые ресурсы, чтобы выполнить задачу, поставленную президентом. От объёмов жилищного строительства зависит и качество жизни населения. Кроме того, мы должны чётко понимать, что строительство — это один из мощнейших драйверов развития экономики. Сегодня на одного жителя Чувашии приходится 28 кв. метров, то есть это обеспеченность — это достаточно хороший показатель, если сравнивать с другими регионами, но это не должно нас успокаивать. И выполняя задачу, мы должны довести показатель не менее чем 31 кв. метр к 2030 году. И, конечно, объёмы вводимого жилья не менее чем 1 кв. метр на человека в год», — сказал Олег Николаев.

Он поручил правительству совместно с органами власти принять дополнительные меры по формированию новых площадок для комплексной застройки, строительства инженерной и транспортной инфраструктуры.

Отдельно глава Чувашии остановился на программе переселения граждан из аварийного жилья. В настоящее время переселения ждут более 560 жителей, которые живут в 23 аварийных домах. Но при этом в программу не вошли ещё 264 дома, где насчитывается около 4 тыс. жителей. Олег Николаев поручил «сделать всё, чтобы ускориться».

Глава региона также напомнил, что в прошлом году не были освоены сполна средства на жильё для детей-сирот и других категорий населения.

«Много причин, в том числе объективные. Мы провели работу над ошибками. Есть все возможности, чтобы не допускать таких фактов», — заверил Олег Николаев.

Как сообщало ИА REGNUM, в Чувашии в 2020 году не удалось освоить свыше 115 млн рублей, выделенных на обеспечение жильём детей-сирот и многодетных семей. Власти поясняли, что основная причина — разница между рыночной ценой и стоимостью приобретения жилья, установленной Минстроем РФ. Для снятия проблемы в регионе разработан закон об увеличении оплачиваемой за счет средств республиканского бюджета стоимости 1 кв. метра приобретаемого жилья для детей-сирот.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1.

1.1. Анализ тетрадей обучающихся 2-5 классов МБОУ «Мысовская ООШ»..4

1.2. За что ставят ту или иную оценку…………………………………………..5

Глава 2.

2.1. Масло масляное или тавтология…………………………………………….6

2.2. Что такое плеоназм?…………………………………………………………………………….7

Глава 3.

3.1. Анализ анкет учащихся 2-9 классов………………………………………..8

3.2. Как работать над ошибками в нашей речи………………………………….9

Заключение……………………………………………………………………… 10

Список использованной литературы……………………………………………11

Приложения

Введение

В этом году мы перешли в 5 класс. Появились новые учителя, которые преподают интересные предметы. Но нас тянет забежать в кабинет к нашей первой учительнице. Однажды учитель начальных классов дала нам старые тетради, среди которых оказалась и моя тетрадь по русскому языку за 4 класс. Интересно было полистать и почитать сочинения, изложения и диктанты, а главное просмотреть, какие же ошибки мы допускали в них и как оценил эти работы учитель. Читая сочинения по картине или изложения, я улыбалась над некоторыми своими предложениями, потому что они были составлены неправильно. Например, в сочинении по картине И. И. Левитана читаем: «Я рассматриваю картину «Золотая осень». Художник описал пору золотой осени и назвал её золотой». Здесь мы видим явную речевую ошибку. Возникла идея изучить не только собственные тетради, но и у других учеников. Мы решили провести исследование на тему: «Работа над ошибками», цель которого помочь разобраться учащимся в речевых ошибках. Ведь каждый знает, что в работах по развитию речи встречаются, кроме орфографических, речевые ошибки, но не все ученики разбираются в них.

Задачи нашего исследования:

1.Изучить контрольные и проверочные тетради по русскому языку учащихся 2-5 классов с работами по развитию речи.

2.Выяснить, почему и за что в таких работах выставляется 2 оценки.

3.Выявить наиболее часто встречающиеся речевые ошибки и изучить их виды по дополнительным литературным источникам.

4. Составить рекомендации по написанию работ по развитию речи.

5.Провести анкетирование среди учащихся школы по теме исследования.

Объект нашего исследования- сочинения и изложения.

Предмет исследования — речевые ошибки, допущенные в сочинениях и изложениях.

Гипотеза: если учащиеся будут знать виды речевых ошибок, то в работах по развитию речи будут допускать меньше таких ошибок.

Считаем, что работа на заявленную тему актуальна, так как в настоящее время речевые ошибки мы часто встречаем не только в сочинениях школьников, но и в нашей устной речи, и даже в речи взрослых. Мы, школьники, должны с детства учиться говорить правильно и красиво, чтобы сохранить «…Наш прекрасный русский язык…»

Практическая значимость данной работы в том, что советы, составленные в ходе изучения темы исследования, может использовать каждый ученик на уроках русского языка по развитию речи.

Основными методами сбора материалов стали: анкетирование, изучение литературных источников, поиск информации в сети интернет, беседы с учителями русского языка и начальных классов.

Главными литературными источниками были словари разного вида, а так же книга Сальниковой И.К. «Пятерка за сочинение», учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов Е.И. Никитиной «Русская речь».

Глава 1

1.1. Анализ тетрадей обучающихся 2-5 классов

МБОУ «Мысовская ООШ»

Анализируя тетради обучающихся 2-5 классов, мы останавливались только на работах по развитию речи, т.е. изложениях и сочинениях. Нами рассмотрено 10 тетрадей, из которых для изучения по теме исследования выбрали 42 работы. Мы попытались выяснить, какие речевые ошибки наиболее часто встречаются в текстах, составленных учениками. Выяснилось, что на первом месте стоит такая ошибка как лексический повтор – это неоправданное повторение одного и того же слова или его формы. Приведём в качестве доказательства отрывки из работ учащихся:

— «… Видно, что наступила весна, тает снег. Вдали видны дома и церковь…»

(Сочинение ученика 2 класса по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»)

-«… Макс — это слон. Он выступает в цирке. Однажды повели Макса купаться. Он зашёл в воду, почувствовал себя на свободе и развеселился. Он опустил хобот воду, пошарил им по дну. Он вылез из воды …»

(Изложение ученицы 3 класса « Макс-это слон»)

-«…Художник написал чудесную картину природы! Он написал своей кистью произведение искусства…» (Сочинение ученицы 4 класса по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»)

-«…Очень яркие краски брал художник для картины. Картина переносит нас вглубь веков…»

(Сочинение ученицы 4 класса по картине Н.К.Рериха «Заморские гости»).

-«…На переднем плане изображена девочка, которая обрывает ягоды земляники и кладет их в синюю кружку. У девочки на голове красный платочек, одета в светлое платье. Рядом с девочкойлежит усталая собака. Позади девочкилежит её бабушка в синемплатье…»

(Сочинение ученика 5 класса по картине А.А. Пластова «Летом»).

-«…Только белый гусь вздрагивал, но не трогался с места. Град бил его по голове. Его крылья раскинуты, шея вытянута. Под его крыльями тихо копошилась дюжина гусят…»

(Изложение ученицы 4 класса «Белый гусь»).

Таким образом, видно, что большинство учащихся допускают такую ошибку, как неоправданный повтор.

Но встречаются другие виды речевых ошибок, например, употребление лишнего слова (Окружить вокруг, старые ветераны), употребление рядом (или близко) однокоренных слов (в следующей картинке прослеживается), неудачное употребление местоимений (Девочка взяла тарелку, подошла к собаке и положила ее на пол), нарушение соотнесенности вида и времени глаголов (Птичка лежала на траве, и дрожит всем телом), употребление слова (или выражения) иной стилевой окраски (Эта картина реально является одним из лучших произведений художника И.И. Левитана), нарушение лексической сочетаемости (Благодаря сильным морозам розы замерзли).

1.2. За что ставят ту или иную оценку

Часто бывает, что мы недовольны своей оценкой. Нам кажется, учитель несправедливо её поставил. А, оказывается, существуют определённые нормы, которыми руководствуется учитель при выставлении той или иной оценки. Каждый из нас знает, что в работах по развитию речи ставится 2 оценки. Первая оценка ставится за содержание и речевое оформление работы. Вторая оценка ставится за грамотность. Она показывает, сколько мы допустили орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок.

Рассмотрим критерии первой оценки за сочинение или изложение

«5» — эту оценку можно получить, если:

-содержание работы полностью соответствует теме;

-фактические ошибки отсутствуют;

-содержание излагается последовательно;

— работа отличатся богатством словаря, точностью словоупотребления;

-достигнуто стилевое единство и выразительность текста;

В целом допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта.

«4» — эта оценка ставится, если:

-содержание работы в основном соответствует теме;

-содержание в основном достоверно, но имеются единичные неточности;

-имеются незначительные нарушения в изложении мыслей;

-лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен;

— стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью;

В целом допускается до 2 недочётов в содержании и 3-4 речевых недочетов.

«3»- эту оценку учитель может поставить, если:

-в работе допущены существенные отклонения от темы;

— работа достоверна в главном, но имеются фактические нечетности;

— допущены отдельные нарушения последовательности изложения;

-беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции;

-стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна

В целом допускается до 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

«2»- эту оценку вам поставят, если:

-работа не соответствует теме;

-допущено много фактических неточностей;

-нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы;

-крайне беден словарь, часты случаи неправильного словоупотребления;

— нарушено стилевое единство текста.

В целом допущено до 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

(№ С .11-12)

Прежде чем протестовать и возмущаться «несправедливой» оценкой, нужно внимательно посмотреть, соответствует ли работа перечисленным требованиям.

Предлагаем вам классификацию речевых ошибок и условные обозначения к ним, которыми вы можете воспользоваться при проверке собственных работ по развитию речи. (Приложение 1)

Глава 2

2.1. Масло масляное или тавтология

Однажды на уроке русского языка мы писали сочинение. При работе над ошибками в тексте учительница сказала мне: «А в этом предложении, Маша, у тебя получилось масло масляное». Я прочитала предложение: « На картине изображены березки в березовой роще». Ничего, связанное с маслом, в этом предложении я не увидела. Мне захотелось узнать, как связано это интересное выражение с моим предложением. Помог мне в этом фразеологический словарь: « Масло масляное. Тавтология, объяснение, которое содержит в себе повтор и поэтому не позволяет что- либо узнать об определенном предмете». (№ 2 стр. 109). Но в этой словарной статье появилось ещё непонятное слово «тавтология». Значение этого слова мы нашли в интернете: «Тав-то-ло́-ги·я. 1. лингв. повторение однокоренных слов или морфем в пределах одного текста, одной фразы. 2. филос. в логике — тождественно истинное высказывание, инвариантное относительно значений своих компонентов» (№ 8). А вот что пишет Википедия о тавтологии: «Тавтология (риторика) — риторическая фигура, представляющая собой повторение одних и тех же или близких по смыслу слов» (№ 9). Другими словами масло масляное — это повторение однокоренных слов в предложении. Теперь понятно, почему мое предложение учительница назвала маслом масляным. Мы выяснили, что слово тавтология греческого происхождения: tauto — то же самое, logos — слово.

Стоит остановиться на этом определении, повторяющем в иной форме уже ранее сказанное и хорошо известном всем по примеру «масляное масло». Подобных выражений можно заметить в нашей речи немало. Существует тавтология скрытая и тавтология явная. Скрытая — или настолько давно и прочно вошла в нашу речь, что не может вызвать никаких возражений («черные чернила», «красная краска»), или заметна только для немногих, потому что связана с иностранными словами, известными далеко не многим. Но такие выражения как «заполненная пустота» — уже не «пустота»! , «своя автобиография», « биография жизни», а также многие выражения столь любимые нами, как то: «полное право», «лично я», «целиком и полностью» — это уже явная тавтология! Особо следует упомянуть о чрезвычайно распространенном выражении « на сегодняшний день». Это выражение, несмотря на свою явную неправильность, часто встречается в нашей разговорной речи. «Сегодня»- означает « сего дня», «этого дня». Если про «вчера» и «завтра» можно говорить «вчерашний день»и «завтрашний день», то говорить «сегодняшний день» неправильно: это громоздкое словосочетание отлично укладывается в слово «сегодня». А потому вместо «на сегодняшний день» — следует говорить «на сегодня» (№10) Итак, тавтология в обычном языке – это повторение того, что уже было сказано.

Тавтология бессодержательна и пуста, от нее в нашей речи нужно избавляться, как от ненужного балласта.

2.2. Что такое плеоназм?

Оказывается, любой человек ежедневно по множеству раз встречается ещё с одной речевой ошибкой — со случаями употребления плеоназма, но о том, чтотакоеплеоназм, знает не каждый. В толковом словаре читаем: «Плеоназм,- а, м (спец.). Оборот речи, в котором излишне повторяются слова одинаковые или близкие по значению». ( № 4 стр. 423)Интернет источники сообщают: «Плеона́зм (от др.-греч. πλεονασμός — излишний, излишество) — оборот речи, в котором происходит дублирование некоторого элемента смысла; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение»(№ 8)Плеона́зм. 1. филол. оборот речи, содержащий однозначные (частично или полностью совпадающие по значению) слова, выражения (№ 8)

Плеоназм – слово греческого происхождения и означает оно излишество, излишний.

Таким образом, плеоназм — это повторение в одном предложении разных по написанию, но близких по смыслу слов. То есть здесь повторяются только смыслы, но не слова. Это и есть основное отличие от тавтологии, речевой ошибки, которая нами рассмотрена выше. И если тавтология – это явная ошибка, то обнаружить плеоназм на самом деле бывает довольно сложно, и здесь иногда не помогает даже самая тщательная вычитка текста.

Конечно, сегодня мы стараемся говорить и писать правильно, но иногда плеоназмы так и проскакивают в нашей речи.

На самом деле можно привести немало примеров, которые считаются плеоназмами. И эти словосочетания, несмотря на то, что они считаются речевой ошибкой, используются невероятно часто. Среди них наиболее распространёнными можно считать следующие: истинная правда, секретный шпион, проливной ливень, прейскурант цен, внутренний интерьер и др.

Но если хорошенько подумать, то одно из слов, которое присутствует в словосочетании, названном плеоназмом, не несёт никакой дополнительной информации или смысла. Например, «Serenata» (серената) — по-итальянски означает «вечерняя песня». Таким образом, говоря «вечерняя серенада», мы, по существу, произносим «вечерняя вечерняя песня».Очевидно, что слово «вечерняя» в словосочетании «вечерняя серенада» лишнее. А еще в роли плеоназма может выступать и местоимение, и чаще всего это свой и себя. Рассмотрим предложение: « Перед своей смертью он написал завещание». Кажется, здесь не к чему придраться, но если хорошо подумать, то перед чужой смертью завещание никто писать не будет. Получается, что правильный вариант будет звучать так: « Перед смертью он написал завещание».(№10).

Получается, что в нашей речи множество ошибок, о которых мы даже не задумываемся. Без сомнений, плеоназмы использовать в своей речи нежелательно, но избавиться от таких словосочетаний не так-то просто, как оно может показаться на первый взгляд. Ведь мы к ним так привыкли.

Глава 3

3.1. Анализ анкет учащихся 2-9 классов

В ходе работы над исследованием мы провели анкетирование (Приложение 2) среди обучающихся 2-9 классов МБОУ «Мысовская ООШ» и МБОУ «Лесокамочка». Всего опрошено 20 человек.

На вопрос: «Часто ли ты бываешь недоволен своей оценкой по русскому языку за работы над изложениями и сочинениями?» 6 человек ответили утвердительно, что составило 30%; 13 человек оценками обычно довольны, это составило 65%; 1 человек не обращает внимания на свою оценку-5% от количества опрошенных. Не смотря на то, что большинство опрошенных оценками бывают недовольны нечасто, велика доля учащихся, которые своей оценкой не согласны.

Вопрос: «Знаешь ли ты, почему за изложения и сочинения учитель выставляет две оценки, например, «4/3»?» ни у кого не вызвал сомнений, 100% обучающихся считает, что знает, почему ставится 2 оценки за работы по развитию речи.

Однако, на третий вопрос: «За что ставится первая оценка?» не все ответили правильно, а только 75% знают, что она ставится за содержание текста, это 15 человек, а 25% не знают, за что ставится 1 оценка.

Ответы на 4 вопрос: «За что ставится вторая оценка?» распределились следующим образом: 12 человек, т.е.60% считают, что она ставится за ошибки, и только 3 человека из них уточнили, какие именно это ошибки (орфографические), а 6 человек считают, что 2 вторая оценка ставится за грамматические задания, это 30% опрошенных, 2 человека, 10%, думают, что она ставится за чистоту написания текста. Можно сделать вывод: не все могут проанализировать свои оценки за изложения и сочинения.

На 5 вопрос: «Всегда ли учитель в работе над ошибками обращает ваше внимание на ошибки в содержании?» 16 человек ответили положительно, что составило 80% и 20% ответили, что учитель иногда обращает внимание на ошибки в содержании. Не смотря на то, что большинство опрошенных отмечает, что учитель почти всегда обращает внимание учеников на ошибки в содержании, 6 вопрос: «Какие речевые ошибки ты знаешь?» вызвал затруднение у всех 100% опрошенных. Получается, ученики совершено не знают речевые ошибки. Хотя надо отметить, что 20% отнесли к речевой ошибке неправильное ударение в словах и произношение некоторых слов (тута, ихних).

И последний вопрос: «Знаешь ли ты значение слов ТАВТОЛОГИЯ и ПЛЕОНАЗМ?» 90% ответили: «Нет», и лишь 2 человека знают значение слова тавтология, но не знают, что такое плеоназм.(Приложение 3)

Следовательно, наше исследование будет полезным для многих обучающихся.

3.2. Как работать над ошибками в нашей речи

О том, как научиться писать сочинения и изложения правильно, мы говорить не будем. Ведь существует очень много пособий и учебников, а в них памяток, где об этом подробно рассказывается. Но нам хочется дать несколько простых советов, которые, мы надеемся, помогут вам исправить речевые ошибки.

В ходе исследования мы выяснили, что чаще всего у школьников встречается такая речевая ошибка как лексический повтор слов.

Совет 1 Будьте внимательны при написании собственных текстов. Пользуйтесь при повторах синонимами, местоимениями, однокоренными словами. И не ленитесь, проверяйте работу, перед тем как сдать её учителю.

На втором месте среди речевых ошибок идет неточное употребление слов в результате незнания его значения, ошибочное употребление предлогов, употребление просторечных слов и выражений.

Совет 2 Чаще пользуйтесь словарями: толковым, фразеологическим, орфоэпическим и др. Внимательно слушайте речь своего учителя, ведь он точно говорит правильно.

Трудно представить себе человека, который знал бы свой язык в такой мере, что ему вовсе уже не нужно пособие словаря… « Словарь отечественного языка есть одна из самых необходимых настольных книг для всякого образованного человека… ( И.И. Срезневский)» (№ 3 с 62)

На третье место можно поставить ошибки, связанные с построением предложений – это неудачный порядок слов, неумение определить границы предложения и др.

Совет 3 Не бойтесь пользоваться образцами красивых и правильных предложений. Но помните, что необходимо в них кое – что убрать или, наоборот, добавить свои мысли, использовать вводные фразы: «Я думаю…», «По моему мнению…», «Мне кажется…» и др.

В ходе бесед с учителями русского языка мы выяснили, что основная причина речевых ошибок школьников недостаточная начитанность.

Совет 4 Больше общайтесь с книгой! Возьмите себе за правило: «Ни дня без чтения».

«Читайте не торопясь… запоминая, обдумывая, представляя себя в гуще тех событий и той обстановки, какими наполнена книга, делая себя как бы непосредственным свидетелем и даже участником». ( К. Паустовский) (№ 3 с 4)

Ну, а кто совсем не любит читать книги что делать, спросите вы.

Совет 5 Читайте газеты и журналы. Слушайте радио и смотрите телепередачи. Особенно внимательно такие, в которых дается обзор событий, а также рекомендуем телеканал « Радость моя». Конечно, не все из нас будут писателями и поэтами, но уметь выражать свои мысли красиво, правильно, самостоятельно нужно всем, поэтому надо избавляться от речевых ошибок.

Заключение

Завершая наше исследование, вновь возвращаемся к его задачам, которые считаем, что мы выполнили.

Нами изучены контрольные и проверочные тетради с работами по развитию речи, которые охватывают период с 2011 по 2015 год, у учащихся 2 — 5 классов.

По дополнительным литературным источниками и из бесед с учителями русского языка удалось выявить наиболее частые речевые ошибки и изучить критерии выставления оценок за работы по развитию речи. В своей работе мы описали виды речевых ошибок. Особо остановились на таких понятиях, как тавтология и плеоназм.

А вот что касается задачи по составлению рекомендаций по написанию изложений и сочинений, то мы её заменили советами. Считаем, что рекомендаций и так достаточно в различных пособиях.

Проведенное среди учащихся анкетирование по теме исследования помогло нам узнать, насколько они осведомлены о своих речевых ошибках, считаем, наша работа будет полезна для школьников.

Гипотезу нашего исследования (если учащиеся будут знать виды речевых ошибок, то в работах по развитию речи будут допускать меньше таких ошибок) мы подтвердить пока не можем. Мы распространили среди учеников нашей школы, распечатанные на отдельных листах советы и таблицы с видами и условными обозначениями речевых ошибок в сочинениях и изложениях. Ну, а как они помогут ребятам, предстоит вновь изучить их тетради по развитию речи.

По словам Чернышёва В.И., «Можно не только неграмотно писать, но и неграмотно говорить…». Нам очень хочется, чтобы ошибок в нашей речи было как можно меньше, и каждый из нас должен уметь говорить и писать правильно.

Список использованной литературы

  1. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы/ Т.Ф. Иванова.- 7-е изд., стереотип.- М.: Дрофа ; Рус. яз. – Медиа, 2011.- 892 с.

  2. Котова М.А. Словарь фразеологизмов.- М.: РИПОЛ классик, 2014.-256 с.

  3. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ Науч. ред. В.В. Бабайцева.- 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1993.- 192 с.: ил.

  4. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под. ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой.- 19-е изд., испр.- М.: Рус. яз. 1987.- 750 с.

  5. Рыженкова Л.Б., учитель начальных классов. Доклад «Речевые ошибки учащихся и пути их устранения».

  6. Сальникова И.К. Пятерка за сочинение: Сборник сочинений. 5-9 классы/ 5-е изд.- М.: Айрис- пресс,-2006.- 192с.

  7. Тимофеева Г.В. Методический комплект к урокам речевой грамотности. Электронное пособие.

  8. Викисловарь ru.wiktionary.org›wiki/

  9. Википедия ru.wikipedia.org›

  10. Источник: http://uknigi.ru/koverkane_russkogo_yazyka/nemnogo_o_tavtologii.html © Uknigi.ru

Приложение 1

Условные обозначения недочетов в сочинениях и изложениях

1. П. – неоправданное повторение слов

1. Морозы сожгли яблоню. Долго не решалась Марфа срубить яблоню. Однажды она попросила соседа спилить яблоню.

2. Л – неправильное употребление слов

2. Их мать путевой переводчик, пошла, проверять линию перед приходом почтового поезда. ( Их мать путевой обходчик…)

3. Г – грамматическая ошибка

3. Он стоит на дорожке и ждал. ( Он стоит на дорожке и ждет).

4. П_П – нарушена последовательность в изложении мыслей

4. Ты сделала для меня и для людей радость.

Они такие были хорошие, как в сказке. (Вырастив цветы у колодца, ты принесла людям радость. Ведь эти цветы сказочно красивы.)

5. Ф – фактическая ошибка

5. Вот тогда и чернильница будет гуще, и чернила глубже, и перо острее.

(Вот тогда и чернила будут гуще, и чернильница глубже, и перо острее).

6. [ ] – лишнее слово или часть сочинения, изложения

6. Мать очень устала после такого похода за грибами в лес и прилегла отдохнуть после такого похода . (Мать очень устала после такого похода и прилегла отдохнуть.)

7. V – пропуск слова или части предложения

7. Так художники рассказывают обо всем с помощью кисти и красок. (Так художник рассказывал нам о нетронутой красоте леса с помощью кисти и красок.)

8. Z– не выделен абзац

 

Приложение 2

Анкета

Дорогой друг!

Ты держишь в руках анкету, которая поможет нам определить, насколько ты разбираешься в ошибках, допущенных в работах по развитию речи (сочинениях и изложениях). Просим тебя правдиво ответить на вопросы, выбрав один из предложенных ответов, либо дать краткий ответ. Заранее благодарим за участие в анкетировании.

  1. Часто ли ты бываешь недоволен своей оценкой по русскому языку за работы над изложениями и сочинениями?

Да, часто Нет, не часто Не обращаю на это внимания

  1. Знаешь ли ты, почему за изложения и сочинения учитель выставляет две оценки, например, «4/3»?

Да Нет

  1. За что ставится первая оценка?

  2. За что ставится вторая оценка?____________________________________________________

  3. Всегда ли учитель в работе над ошибками обращает ваше внимание на ошибки в содержании?

Да, всегда Нет, не всегда Иногда

  1. Какие речевые ошибки ты знаешь?_________________________________________________

  2. Знаешь ли ты значение слов ТАВТОЛОГИЯ и ПЛЕОНАЗМ?

Да Нет

Приложение 3

17

Просмотров работы: 1817

При творческом подходе учителя к данной деятельности у ребенка можно развить правильное отношение к ошибкам, умение работать с ними. Проведение работы над ошибками способствует тому, что итоговая оценка отражает действительный уровень подготовленности. Некоторые учителя практикуют выставление оценок за каждую подобную работу, причем они должны быть хотя бы на балл выше, чем отметка за основное задание.

Когда и где выполняется работа над ошибками?

Работа над ошибками может проводиться в классе, совместно с учителем, или дома, возможно, под контролем родителей. Если учитель определяет работу над ошибками в качестве домашнего задания, он должен быть уверен в том, что все ученики знают и помнят основной алгоритм работы. Возможно, для этого понадобится каждому ребенку выдать памятку с порядком выполнения действий.

Работу над ошибками проводят, как правило, после контрольных, самостоятельных или творческих работ. В практике отдельных учителей встречается планомерная деятельность по анализу и исправлению ошибок, допущенных в каждой классной или домашней работе.

Основные этапы и формы организации работы над ошибками на уроке

При работе на уроке можно выделить несколько основных этапов:

  • консультация,
  • коррекция знаний и умений,
  • диагностика результатов,
  • оценочная деятельность.

Работе над ошибками, проводимой на уроке, под контролем учителя может быть посвящено занятие полностью или его часть. Это решает учитель в зависимости от объема работы и способностей коллектива. В практике каждого учителя может присутствовать своя индивидуальная организация данной деятельности. Приведем несколько примеров, встречающихся наиболее часто в обучающем процессе.

  • Учитель просит поднять руку тех учеников, которые допустили ошибки в первом предложении (задании, вопросе). По желанию или по решению педагога к доске выходит один из школьников и выполняет работу на доске. Все учащиеся делают то же самое у себя в тетрадях. Таким образом, дети прорабатывают ошибки, допущенные не только ими самими, но и всем классом, что может быть как плюсом, так и минусом данного способа.

Использование данной формы организации возможно после проверочных работ (контрольных, самостоятельных, срезов).

  • При данной форме организации урока один ученик выполняет работу над своими ошибками у доски, остальные учащиеся исправляют свои недочеты в тетрадях. С одной стороны, этот метод позволяет экономить время, затрачиваемое на данную деятельность, с другой — учитель теряет контроль над коллективом. Для того, чтобы этого избежать, нужно, чтобы каждый ребенок мог обратиться к педагогу за помощью, не отвлекая при этом остальных детей.

При такой организации работы возникает необходимость чем-то занять учеников, которые выполнили работу на «отлично», не допустив в ней ошибок. Лучше всего, если это будет творческая деятельность. Данные учащиеся могут проверять или консультировать других ребят, решать задачи повышенной сложности, писать сочинение, составлять свои задания, наиболее интересные из которых потом можно выполнить всем классом.

  • Иногда учителя, в целях экономии времени на уроке, выделяют для себя только типичные ошибки, допущенные учащимися при выполнении задания, и проводят работу только над ними. В этом случае анализ и исправление наиболее распространенных недочетов выполняет весь класс вместе. Для этого к доске вызываются школьники по желанию, по очереди или по решению преподавателя, в зависимости от того, кто какие ошибки допустил в своей работе.

Алгоритм действий

Работа над ошибками выполняется по определенному алгоритму, определенному учителем. В начальной школе рекомендуется, чтобы у каждого ученика была памятка о порядке выполнения действий.

Например, на уроках русского языка алгоритм выглядит следующим образом:

  • Просмотреть всю работу, обратить внимание на исправления учителя.
  • Найти ошибку, верно выписать слово, вспомнив правило по данной теме.
  • Поставить ударение, выделить орфограммы.
  • Подчеркнуть то место, где была допущена ошибка.
  • Подобрать одно или несколько слов/словосочетаний, аналогичных проверяемым.

Подобным же образом происходит работа над синтаксическими ошибками. Нужно выписать предложение, в котором допущена ошибка, выделить члены предложения (все или основные — по усмотрению учителя, в зависимости от задания), вспомнить правило по данной теме. Далее рекомендуется написать свое предложение так, чтобы его схема соответствовала проверяемой конструкции.

После творческих работ, например, сочинения или изложения, может потребоваться работа над стилистическими, речевыми ошибками. К основным их группам относят синтаксико-лексические, морфолого-стилистические и лексико-стилистические.

Памятка-помощник

Некоторые учителя в своей практике используют карточки — памятки. Их может изготовить преподаватель и раздать всем ученикам класса, а можно выполнить вместе с ребятами под контролем педагога. В них пронумерованы и записаны основные группы ошибок в виде:

  • Тема.
  • Примеры.

При проверке работы на полях тетради ставится номер, соответствующий номеру на памятке. Это облегчает работу учащихся, но и совершенствует систему знаний, благодаря наглядности, использованию зрительной памяти. Учащийся неоднократно обращается к данной карточке, что способствует лучшему запоминанию материала.

Проверка и подведение итогов

В конце работы над ошибками следует провести проверку. Существует несколько форм ее организации.

  • самопроверка;
  • работа в парах (в данном случае желательно, чтобы уровень учащихся был разным);
  • работа в группах, когда сильный ученик может проверять и давать консультации отстающим;
  • работа со всем классом.

Важно, чтобы учащиеся могли обратиться за помощью к учителю в случае возникающих затруднений.

В конце работы над ошибками необходимо подвести итог. Дети отчитываются за проделанную работу, анализируют свои ошибки, отмечают моменты, которые до сих пор не понятны, говорят о том, что вызвало трудности и высказывают свои предложения. Таким образом, проводится рефлексия на уроке.

Работа над ошибками должна проводиться систематически, после каждой контрольной и проверочной работы. При организации необходимо учитывать все ошибки, допущенные учащимися, их навыки самостоятельной и групповой работы, тщательно подбирать примеры для закрепления пройденного материала.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мы ожидаем что ты исправишь свои ошибки внизу страницы
  • Мы провели в нашем районе форум доярок какая ошибка
  • Мы обыскали все чтобы найти эту страницу ошибка 404
  • Мы перешли работать в отсталую бригаду исправьте ошибки
  • Мы обсудили о том что нас волновало ошибки