Мы говорим что мы достигли в думе ошибки

Помогите с заданием пожалуйста!!! ⇐ Высшее образование

Информация
Уважаемые студенты!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано.

Автор темы

Юленька

Всего сообщений: 1
Зарегистрирован: 04.11.2009
Образование: студент
Откуда: Калининград

 

Помогите с заданием пожалуйста!!!

1. Исправить ошибки. Какие нормы управления в них нарушены?
1)Мать тревожилась о ребенке

2. Исправить, где нужно , ошибки в построении словосочетаний и предложений
1) В наше время женщина должна занять важную роль в политике.
2) Мы говорим, что мы достигли в Думе.
3) Мы обращаемся к нашим политическим оппонентам ввести диалог
4) Более пятидесяти депутатов проголосовали против этог решения
5) В дискуссии участвовали много ученых
6) Пенсионерам трудно оплатить квартиру
7) Многие люди сейчас нуждаются — разве в этом мы не можем не согласиться
8) Мы доводим закон от начала до конца
9) Оратор отметил о том, что требуется много средств для выполнения намеченного плана
10) Нлепые, но порой труднопреодолимые препятствия отцу в воспитании детей, особенно когда они знают и любят их, калечат психику ребенку
11) Первые переводы Джерома в России появились вскоре после выхода их на его родине
12) Все приведенные факты говорят за то, что операция провалена
13) Посмотрев фильм, началсь работа над рецензией о нем
14) Мы надеемся о том, что мирные переговоры завершатся успешно
15) Он осужден к пяти годам заключения

Аватара пользователя

irida

ВПЗР
ВПЗР
Всего сообщений: 2654
Зарегистрирован: 28.10.2008
Образование: высшее гуманитарное
Профессия: преподаватель новогреческого языка
Откуда: Греция
Возраст: 58

 

Re: Помогите с заданием пожалуйста!!!

Сообщение

irida » 04 ноя 2009, 19:43

Юленька, не верю, что сами ничего исправить не можете. Вы наверняка знаете, что нельзя занять важную роль, можно занимать место, а роль — играть. Нельзя ввести диалог (что можно — опустим), диалог можно вести, начинать, продолжать и пр.

Первые переводы Джерома в России появились вскоре после выхода их на его родине

Вот это особенно нравится!

Давайте ваши правильные варианты, а мы поможем, договорились?

Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться

  • 7 Ответы
    2869 Просмотры
    Последнее сообщение Марго

    18 дек 2012, 12:37

  • 3 Ответы
    886 Просмотры
    Последнее сообщение Анча

    22 май 2010, 11:20

  • 14 Ответы
    858 Просмотры
    Последнее сообщение Саид

    28 май 2010, 16:19

  • 37 Ответы
    4918 Просмотры
    Последнее сообщение ALNY

    11 ноя 2014, 23:19

  • 0 Ответы
    606 Просмотры
    Последнее сообщение nex-moon

    04 дек 2010, 11:03

Разное

Отредактируйте предложения: 1.мы говорим, что мы достигли в Думе.2.на совещание прибыл пятьдесят один делегат.

Попроси больше объяснений

Следить

Отметить нарушение

Автор: Гость

Ответ(ы) на вопрос:

Гость:

Мы говорим о наших достижениях в Думе На совещание прибыли делегаты в количестве пятидесяти одного человека

Пожаловаться

Не нашли ответ?

Ответить на вопрос

Похожие вопросы

Разное

подберите пожалуйста канцеляризмы… очень надосрочно, кто сколько сможет

Ответить

Разное

Помогите решить:найти знач. выражения 4-4(cosa-sina)в квадрате;при а=п:12выражения 4-4(cosa-sina)в квадрате;при а=п:12

Ответить

Разное

Помогите найти отрывок в Тарасе Бульбе где Андрий предаёт козаков и женется на полячке!!!!

Ответить

Разное

отрывки письма татьяны и онегина

Ответить

Разное

Какая должна быть идеальная политическая система?

Ответить

Грамматика — один из
разделов языкознания, который делится на морфологию и синтаксис.
Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов
разных частей речи (форм рода, числа существительных, кратких форм и степеней сравнения
прилагательных и др.). Синтаксические нормы предписывают правильное построение
основных синтаксических единиц словосочетаний и предложений.

Упражнения:

1) Подберите
прилагательные, правильно согласуя их с существительными. Какие факторы влияют
на форму рода несклоняемых существительных?

Авеню, бра, безе, евро,
жюри, кенгуру, киви, кольраби, коммюнике, кофе, пенальти, салями, сирокко,
табу, цеце, цунами, Батуми, Калахари, Миссисипи. Ответ: широкая авеню,
хрустальное бра, легкое безе, коллекционный евро, строгое жюри, быстрый
кенгуру, вкусный киви, незрелая кольраби, содержательное коммюнике, чёрный
кофе, повторный пенальти, вкусная салями, знойный сирокко, первобытное табу,
африканская цеце, опасное цунами, солнечный Батуми, знойная Калахари, широкая
Миссисипи.

2) Образуйте форму
именительного падежа множественного числа от данных существительных:

Корпус… (здания,
войскового соединения) – корпус… (туловища); образ… (иконы) – образ…
(художественно-литературные); орден… (знаки отличия) – орден… (рыцарские и
монашеские общества); повод… (поводья) – повод… (побуждения).

Ответ:Корпуса
(здания, войскового соединения) – корпусы (туловища); образа (иконы) – образы
(художественно-литературные); ордена (знаки отличия) – ордены (рыцарские и монашеские
общества); повода (поводья) – поводы (побуждения).

3) Раскройте скобки,
выберите подходящий вариант:

1. Для проведения бесед и
докладов были подобраны квалифицированные (лекторы – лектора). 2. Крупные
(лоскуты, лоскутья) разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 4.
Мальчик в изодранной курточке и брюках бежал вперёд, (лоскуты, лоскутья) его
одежды развевались на ветру. 5. Пастух приложил к губам свою дудочку, и
медленно стали разноситься тихие, переливчатые (тоны, тона). 6. Яркая луна взошла
над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие тёмно-синие (тоны, тона). 7.
Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (шофёры, шофера). 8.
Многочисленные (прожекторы, прожектора) ярко освещали площади и улицы города.
9. В доме отдыха оказались представители самых разнообразных профессий: врачи,
(учители, учителя), (бухгалтеры, бухгалтера), (инженеры, инженера),
(кондукторы, кондуктора) железнодорожных поездов. 11. Важнейшие (секторы,
сектора) института были реорганизованы. 12. Из ворот выехали пятитонные
грузовики, (кузовы, кузова) их до краёв были наполнены мешками и ящиками. Ответ:
1. Для проведения бесед и докладов были подобраны квалифицированные лекторы. 2.
Крупные лоскуты разноцветной кожи лежали в углу сапожной мастерской. 4. Мальчик
в изодранной курточке и брюках бежал вперёд, лоскутья его одежды развевались на
ветру. 5. Пастух приложил к губам свою дудочку, и медленно стали разноситься
тихие, переливчатые тоны. 6. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море
окрасились в мягкие тёмно-синие тона. 7. Водить автобусы по горным дорогам
могут только опытные шофёры. 8. Многочисленные прожектора ярко освещали площади
и улицы города. 9. В доме отдыха оказались представители самых разнообразных
профессий: врачи, учителя, бухгалтеры, инженеры, кондуктора железнодорожных
поездов. 11. Важнейшие секторы, института были реорганизованы. 12. Из ворот
выехали пятитонные грузовики, кузова их до краёв были наполнены мешками и
ящиками.

4)От данных
существительных образуйте формы Им.п. мн.ч. и Р.п. мн.ч. Выделите
существительные, имеющие варианты.

Апельсин, бухгалтер,
гектар, год,гусар, доктор, катер, килограмм, мандарин, отпуск, полотенце,
рельс, томат, торт, англичанин, баклажан, бурят, вафля, гренадер, кочерга,
носок, чулок, сапог, свеча, туфель, цапля, ясли.

Ответ:
им. п. мн.ч. р.п. мн. ч.

апельсины-апельсинов

бухгалтеры-бухгалтеров

гектары-гектаров

годы-годов

гусары-гусаров, гусар

доктора-докторов

катеры-катеров

килограммы-килограммов

мандарины-мандаринов

отпуска-отпусков

полотенца-полотенец

рельсы-рельсов

томаты-томатов

торты-тортов

англичане-англичан

баклажаны-баклажанов

буряты-бурятов

вафли-вафель

гренадеры-гренадеров

кочерги-кочерег

носки-носков

чулки-чулок

сапоги-сапог

свечи-свечей

туфли-туфлей

цапли-цапель

ясли-яслей

существительные имеющие
варианты: год-лет

5) Какую из двух
конструкций: Хирург сделал операцию или Хирург сделала операцию — если
речь идет о женщине, вы предпочтете: а) в строгой деловой речи; б)в научной
речи; в) в устной беседе с друзьями? Ответ: Хирург сделал операцию
(а, б)
или Хирург сделала операцию (в)

6) Подчеркните
прилагательные, от которых можно образовать сравнительную степень. Образуйте от
них простую и сложные формы сравнительной степени, если это возможно.

Яндекс.Директ

Большой, бойкий, звонкий,
злющий, клетчатый, ловкий, плохой, полосатый, робкий, смелый, скверный,
сверхмощный, ультраправый, фиолетовый. Ответ:большой-больше, более/менее
большой

бойкий-бойче, более/менее
бойчее

звонкий-звонче,
более/менее звонкий

злющий-это уже прост.
сравнение степени

клетчатый-поклетчатее

ловкий-ловче,ловчее,
более ловкий

плохой-хуже

полосатый-исключение, нет
степени

робкий-робче, более
робкий

смелый-смелее, более
смелый

скверный-более скверный

сверхмощный-превосход.
степень

ультраправый-превосход.
степень

фиолетовый-более
фиолетовый

7) Раскройте скобки и
выберите нужную падежную форму. Укажите возможные варианты: Ждать (автобус,
автобуса), ждать (встречу, встречи), ждать (решение, решения), искать
(поддержку, поддержки), искать (дорогу, дороги), искать (спасение, спасения),
искать (славу, славы). Ответ: Ждать автобус, ждать встречи, ждать
решения, искать поддержку, искать дорогу, искать спасения, искать славы.

8) Исправьте
ошибки, допущенные в следующих предложениях.
Объясните, с действием каких норм они связаны.

1. В их выступлениях
чувствовалась уверенность в победу. 2. Им руководила жажда в деятельности. 3.
Следует уделять большое внимание на орфографию. 4. Первоклассники уже отличают
звук и букву. 5. Мать тревожилась о ребенке. 6. В отзыве на книгу кратко
излагается ее содержание. 7. В наше время женщина должна занять важную роль в
политике. 8. Мы говорим, что мы достигли в Думе. 9. В дискуссии участвовали
много ученых. 10. Посмотрев фильм, началась работа над рецензией о нем. 11.
Нелепые, но порой труднопреодолимые препятствия отцу в воспитании детей,
особенно когда они знают и любят их, калечат психику ребенка. 12. Мы доводим
закон от начала до конца. Ответ: 1. В их выступлениях чувствовалась
уверенность в победе (п.п.). 2. Им руководила жажда деятельности (р.п.). 3.
Следует уделять большее внимание орфографии. 4. Первоклассники уже отличают
звук от буквы. 5. Мать тревожилась о ребенке. 6. В отзыве на книгу кратко излагается
ее содержание. 7. В наше время женщина должна занять важное место в политике.
8. В Думе мы говорили о том, чего достигли. 9. В дискуссии участвовали многие
ученые. 10. После просмотра фильма началась работа над рецензией о нем. 11.
Нелепые, но порой труднопреодолимые препятствия в воспитании, особоенно когда
дети знают и любят отца, калечат психику ребенка. 12. Мы проводим закон от
начала до конца.

9)
Выберите один из вариантов:

1. Крыша была покрыта
(толем – толью). 2. Портниха пришила к рукаву (манжет – манжету). 3. Из вазы
(торчал – торчала) (свежий – свежая) (георгин – георгина). 4. На пальце (вырос
– выросла) (толстый – толстая) мозоль. 5. Плотник починил (вольер – вольеру).
6. От сильного мороза (рельс – рельса) (лопнул – лопнула). 7. Ветер хлопал
(ставнем – ставней). Ответ: 1. Крыша была покрыта толем . 2. Портниха
пришила к рукаву манжету. 3. Из вазы торчал свежий георгин . 4. На пальце
выросла толстая мозоль. 5. Плотник починил вольер. 6. От сильного мороза рельс
лопнул . 7. Ветер хлопал ставней.

10)
Слова, заключённые в скобки, поставьте в нужной форме:

1. Оба абитуриента
(Петров) успешно сдали вступительные экзамены в университет. 2. Широко
внедряется опыт футбольного тренера Олега (Волк). 3. Супруги (Сазерленд)
побывали в гостях у российского писателя Николаева. 5. В трудах японского
учёного (Никамура). 6. У кубинского шахматиста (Капабланка) был неповторимый
стиль игры. 7. Сёстры Эмма и Катарина (Штольц) недавно вернулись из путешествия
в Австралию. 8. Наш научный руководитель переписывается с английской
исследовательницей Барбарой (Трэверс). 9. У сибирского краеведа (Белых) есть
интересные документы об истории родного края. 10. С директором
металлургического комбината Сергеем (Масло) журналист беседовал около часа. Ответ:1.
Оба абитуриента Петровых успешно сдали вступительные экзамены в университет. 2.
Широко внедряется опыт футбольного тренера Олега Волка. 3. Супруги Сазерленд
побывали в гостях у российского писателя Николаева. 5. В трудах японского
учёного Никамуры. 6. У кубинского шахматиста Капабланки был неповторимый стиль
игры. 7. Сёстры Эмма и Катарина Штольц недавно вернулись из путешествия в
Австралию. 8. Наш научный руководитель переписывается с английской
исследовательницей Барбарой Трэверс. 9. У сибирского краеведа Белых есть
интересные документы об истории родного края. 10. С директором
металлургического комбината Сергеем Масло журналист беседовал около часа.

11)
Исправьте предложения, учитывая нормы образования степеней сравнения
прилагательных:

1. Это наиболее
простейший способ решения проблемы. 2. Этот пример является более лучшим. 3.
Это открытие является самым величайшим. 4. Более худшего варианта развития
событий нельзя и представить. Ответ: 1. Это наиболее простой способ
решения проблемы. 2. Этот пример является лучшим. 3. Это открытие является
самым великим. 4. Более плохой варианта развития событий нельзя и представить

12)
Раскройте скобки, выберите подходящий вариант, устраните неправильные формы:

1. Радостно встретились
после долгой разлуки (два друга – двое друзей). 2. Она мучительно боролась за
свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи (четыре сироты – четырёх сирот
– четверых сирот). 3. В семье было (три сына – трое сыновей), все (три – трое)
– прекрасные охотники. 4. Старшие братья уехали, младшие дожидались, пока за
ними (тремя – троими) приедет мать. 5. При больном неотлучно находились (три
слуги – трое слуг). 6. Семинар вели (два доцента – двое доцентов). Ответ:
1. Радостно встретились после долгой разлуки двое друзей. 2. Она мучительно
боролась за свою жизнь, страшась оставить без всякой помощи четверых сирот. 3.
В семье было трое сыновей, все три – прекрасные охотники. 4. Старшие братья
уехали, младшие дожидались, пока за ними троими приедет мать. 5. При больном
неотлучно находились трое слуг. 6. Семинар вели два доцента.

Тема 3.
Лексические нормы
.

Лексические нормы — это
правила применения слов в речи: 1) правильность выбора слов из ряда единиц,
близких ему по значению или по форме; 2) употребление его в тех значениях,
которые оно имеет в языке; 3) уместность его использования в той или иной
коммуникативной ситуации в общепринятых в языке сочетаниях. Соблюдение
лексических норм — важнейшее условие точности речи и ее правильности.

1) Найдите предложения, в
которых слова не соответствуют тем предметам, признакам и явлениям, которые они
обозначают. Исправьте
ошибки, связанные с нарушением лексических норм.

1. Началась избирательная
фиеста. 2. Он познакомился с плеядой новых компьюте-ров. 3. Депутаты приняли
решение, которое способствует улучшению отмеченных недостатков. 4. Бабушка
ласково кивает добрым морщинистым лицом. 5. Эта борьба ведется под тезисом
защиты прав человека. 6. На очередном заседании клуба Книголюбов прошла
презентация первых номеров альманаха «Владикавказ».

Ответ:
1. Началась избирательная кампания. 2. Он познакомился с несколькими моделями
новейших компьютеров. 3. Депутаты приняли важное решение, которое поможет
устранить имеющиеся недостатки. 4. Бабушка ласково кивает лицом. 5. Эта борьба
ведется под эгидой защиты прав человека. 6. На очередном заседании клуба
Книголюбов прошла презентация первого номера альманаха «Владикавказ».

2) Определите по толковым
словарям значения следующих синонимов, их стилистическую окраску, а также их
происхождение в русском языке: в каких прямых и переносных значениях и
устойчивых контекстах употребления они могут заменять друг друга, а в каких нет
и почему (приведите для подтверждения своего ответа примеры словосочетаний и
предложений с этими словами):

Восстановление –
реставрация, агитация – пропаганда, авария — катастрофа, осваивать — обживать,
сотрудничество – взаимодействие, импульс — толчок, регион — район, реформа —
изменение. Ответ: Восстановление – реставрация (позд. лат.).
Востановление/реставрация здании. Востановление(спец.)

Агитация
(лат.)-пропаганда (лат.). Антигосударственная пропаганда/агитация. Пропаганда
здорового образа жизни. Агитация-распространение, к-либо настроения в пользу,
к-либо идеи. Пропаганда-распространение идей.

Авария(фран.)-катастрофа(греч.).
Авария- повреждение. Катастрофа-1) неожиданное событие в романах, драмах,
служащее разведкой. 2) ужасное проишествие. Имеет большуюэкспрессию и трагизм,
чем авария. Автомобильная авария/катастрофа. Натянутое отношение супругов
должно же было наконец разрешиться в какую-нибудь катастрофу.

Осваивать- обживать.
Осваивать- учиться пользоваться чем-либо. Обживать-осваивать новые места.
Осваивать новый компьютер. Обживать новый дом.

Сотрудничество-взаимодействие.
Сотрудничество-участие в каком-либо общем деле. Взаимодействие (книж.)
-взаимная связь;(психол.)-процесснепосредственного воздействия объектов друг га
друга, порожающий их взаимную обусловленность и всязь. Наша компания
сотрудничает/взаимодействует с редакцией газеты «К». После появления
квант. теории поля представление о взаимодействии существенно изменилось.

Импульс-толчок(лат.).
Импульс-1) мера механического движения 2) внушение, побуждение. Толчок-резкий
короткий удар, производимый движением от себя. Дать толчка кому-либо. Посылать
электрические импульсы.

Регион(лат.)-район(фран.).
Регион-1) область, район, частьстраны,отчичающая от других областей
совокупностьюестественных или исторических сложившихся особенностей. 2) группа
близлежащих стран . Экономико-географический или близкий по состату район мира.
Район-извесный округ. Определённая часть местности.

Реформа-изменение(лат.).
Реформа- преобразование, вводимое законодательным путем. Изменение- превращение
в нечто другое. Реформа образования. Изменение показаний счетчика.

3) Найдите ошибки в
употреблении слов-паронимов, исправьте их, определив значения неправильно
употребленного и нужного в данном случае слова по толковому словарю:

В полку царило
воинствуюшее настроение. Народ терпел двойственный гнет. Хищное истребление
лесов привело к образованию оврагов. В конце собрания слово представили
профессору Дьяконову. Множество фактов: климатические и температурные условия,
сроки обработки, характер освещения — влияют на развитие растений. Ответ:В
полку царило воинственное настроение. Народ терпел двойной гнет. Хищническое
истребление лесов привело к образованию оврагов. В конце собрания слово
предоставили профессору Дьяконову. Множество фактов: климатические и
температурные условия, сроки обработки, характер освещения — влияет на развитие
растений.

4) Найдите нарушения
лексических норм в следующих предложениях и исправьте их, определите, какие
типы лексических норм нарушены в каждом случае, значения неправильно
употребленных слов определите по толковому словарю:

Он записал песни коренных
аборигенов Севера. В школах Сыктывкара родилась новая традиция. Жизнь старой
крестьянки постепенно стала нетерпимой. Сегодня у нас в гостях гости из Мадрида.
Нервы охотников напряжены: палец на мушке. В субботу бутик «Ягуар» учинит показ
мод. Ответ:Он записал песни коренных жителей Севера. В школах Сыктывкара
появилось новая традиция. Жизнь старой крестьянки постепенно стала невыносимой.
Сегодня у нас гости из Мадрида. Нервы охотников напряжены: палец на курке. В
субботу бутик «Ягуар» устроит показ мод.

Абориген-это коренной
житель.

5) Оцените
целесообразность использования иноязычных слов вследующих предложениях,
аргументируйте свою позицию при помощи толкового словаря и словаря иностранных
слов:

1. В понедельник
состоится fashion-show (показ моделей) модельера Ярослава Куриленко под
названием «Цветы Востока». 2. Своей балетной харизмой Плисецкая осеняет тех,
кому танцевать дальше. 3. Новый триллер создает в зрительном зале атмосферу
саспенса (напряжения). 4. Важную роль в современном обществе играет создание
опережающих технологий, ноу-хау. 5. Какой смысл держать нас в течение восьми
вечеров у голубых экранов в ожидании хеппи-энда?

Ответ:1.
В понедельник состоится (показ моделей) модельера Ярослава Куриленко под
названием «Цветы Востока». 2. Своей харизмой Плисецкая осеняет тех, кому
танцевать дальше. 3. Новый триллер создает в зрительном зале атмосферу саспенса
(напряжения). 4. Важную роль в современном обществе играет создание опережающих
технологий. 5. Какой смысл держать нас в течение восьми вечеров у голубых
экранов в ожидании хеппи-энда?

1)
Нецелесообразно-«моделей-модельера»-тавтология.

4) Ноу-хоу- секрет
производства.

6) Найдите и устраните
ошибки, связанные с неточным выбором слова и нарушением норм лексической
сочетаемости:

1. На предприятии
использовалось более прогрессивное оборудование. 2. У людей появилась вера в
частную собственность, возможность чисто своими силами добиться успеха. 3.
Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 4.
Благоприятно сказался для промышленников Указ императора Павла I. 5. Сейчас эти
функции сведены в лице одного человека. 6. Пора подвести результаты встречи..
7. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора.

Ответ:
1. На предприятии использовалось оборудование. 2. У людей появилась
уверенностьвозможностииметь частную собственность своими силами добиться
успеха. 3. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью.
4. Благоприятно сказался на промышленниках Указ императора Павла I. 5. Сейчас
эти функции возможны на одного человека. 6. Пора подвести итоги встречи.. 7. На
протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял функции кладовщика и экспедитора.

7)
Устраните речевую избыточность и тавтологию:

1. Федеральные
подразделения углубились вглубь республики. 2. Пресса высоко позитивно
оценивает результаты выборов. 3. Если это гипотетически предположить, то
ситуация видится в ином свете. 4. Реформа ведётся при одновременном
сосуществовании старых и новых структур управления. 5. Инициатором и
зачинателем движения является экономическая ассоциация.

Ответ:
1. Федеральные подразделения продвинулись вглубь республики. 2. Пресса высоко
оценивает результаты выборов. 3. Если это предположить, то ситуация видится в
ином свете. 4. Реформа ведётся при одновременном существовании старых и новых
структур управления. 5. Инициатором движения является экономическая ассоциация.

8)
Объясните, почему неправильно следующее словоупотребление:

Более изощрённее; в мае
месяце; в самое ближайшее время; взаимное сотрудничество, иметь полный кворум;
видеть воочию; впервые познакомиться; госпитализировать в больницу;
опубликовать в печати; отступить назад; патриот родины; полный аншлаг;
прейскурант цен; самый оптимальный; художественное оформление интерьера;
народный фольклор; огромная махина.

Ответ:
Изощрённее; в мае; в ближайшее время; сотрудничество, иметь полный кворум;
воочию; познакомиться; госпитализировать; опубликовать; отступить; патриот;
аншлаг; прейскурант; оптимальный; оформление интерьера; фольклор; махина.

9).
Выберите из слов, данных в скобках, подходящий пароним:

1. Он привык работать без
надрыва (методически, методично), чётко выполняя все (методический, методичный)
рекомендации. 2. мы с вами должны собраться и (оговорить, обговорить) те
вопросы, которые не были (оговорены, обговорены) в соглашении. 3. (Критичный,
критический) анализ этого исследования был не очень (критичный, критический). 4.
Осторожно, во дворе (злой, злостный) собака. 5. Все, кто поедет с нами на
катере, должны надеть (спасательный, спасительный) жилеты. 6. Я посмотрел ваш
(фактичный, фактический) материал и нахожу его не очень (фактический,
фактичный). 7. Он проявил (хозяйственный, хозяйский) заинтересованность в
решении этих (хозяйственный, хозяйский) вопросов.

Ответ:
1. Он привык работать без надрыва методично, чётко выполняя все методический
рекомендации. 2. мы с вами должны собраться и обговорить те вопросы, которые не
были оговорены в соглашении. 3. Критический анализ этого исследования был не
очень критичный.4. Осторожно, во дворе злая собака. 5. Все, кто поедет с нами
на катере, должны надеть спасательный жилеты. 6. Я посмотрел ваш фактический
материал и нахожу его не очень фактичный. 7. Он проявил хозяйскую
заинтересованность в решении этих хозяйственных вопросов.

10).
Найдите и исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов,
антонимов и паронимов:

1. Старые порядки и
прежние организационные структуры уже отброшены. 2. Специалисты-свекловоды
уверены, что конечный эффект будет значительным. 3. Этот агрегат позволяет
внушительно снизить температуру соединения материалов. 4. Он открыто признался
в том, что было скрыто от нас. 5. Недостоверные факты должны нас настораживать.
6. На псарне у Троекурова были гоночные собаки. 7. Полярники дрейфили на
льдине. 8. Наташа кричала, онемев от страха. 9. Дубровский родился в бедной, но
довольно-таки зажиточной семье. 10. Над городом стоял сильный смокинг – результат
вредных выбросов.

Ответ:1.
Старые порядки организационные структуры уже отброшены. 2.
Специалисты-свекловоды уверены, что конечный эффект будет значимым. 3. Этот
агрегат позволяет значительно снизить температуру соединения материалов. 4. Он
признался в том, что было скрыто от нас. 5. Недостоверные факты должны нас
настораживать. 6. На псарне у Троекурова были гончие собаки. 7. Полярники
дрейфовали на льдине. 8. Наташа кричала от страха. 9. Дубровский родился в
довольно-таки зажиточной семье. 10. Над городом стоял сильный смок – результат
вредных выбросов.

11).
Подберите к следующим словам пары с противоположным значением:

Тупой, шум, тишина,
ветер, темнеет, расцветает, весна, ум.

Ответ:
тупой-умный

шум-тишина

тишина-шум

ветер-штиль

темнеет-светлеет

расцветает-увядает

весна-осень

ум-глупость

12)
Укажите причины возникновения двусмысленности в данных предложениях и устраните
её:

1. После повторного
анализа были получены отличные данные. 2. Вы как редактор можете оставить этот
термин.

Ответ:

1. После повторного
анализа были получены другие данные. 2. Вы как редактор можете оставить этот
термин.

*отличные 1)в значении
хорошие 2) разные

13).
Устраните речевую недостаточность в предложениях:

1. Язык героев Шукшина
резко отличается от персонажей других авторов. 2. Левоцентристский блок пока не
имеет и очень нуждается в лидере.

Ответ:
1. Язык героев Шукшина резко отличается от языка персонажей других авторов. 2.
Левоцентристский блок пока не имеет лидера, но очень нуждается в нём.

Азарова Е.В., БОУ г. Омска «Гимназия №115»

КАК НАУЧИТЬ ШКОЛЬНИКА ВИДЕТЬ РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ?
(сценарий мастер-класса, представленного на VI Областном форуме педагогов-наставников, работающих с одаренными детьми,
г. Омск, БОУ г. Омска «Гимназия №115», 5 ноября 2016 г.)

Цель мастер-класса — включив аудиторию в активную работу по совершенствованию собственных речевых умений, поделиться опытом использования различных методических приемов и учебно-практических задач для формирования у учащихся навыка обнаружения речевых ошибок и для развития универсальных учебных действий.

Форма проведения мастер-класса — групповая работа. Все присутствующие делятся на 4 примерно равные группы (по 6-7 человек). Группы получают одинаковые по формулировкам задания с различным языковым материалом.

Принцип формирования групп — случайный выбор незнакомых педагогов. При входе в аудиторию всем гостям выдаются жетоны 4 цветов, которые соответствуют цветовому индикатору на столе. Принципиально, что  знакомым между собой учителям выдаются индикаторы разных цветов, чтобы все группы оказались в равных условиях. Первоначальная задача участников групп — познакомиться и провести первичную коммуникативную оценку членов команды.

Рабочие материалы: презентация, распечатки рабочих материалов, цветовые жетоны для оценки, фломастеры.

Время мастер-класса — 40-45 минут.

Поэтапный ход работы

1. Организационный этап: приветствие, представление педагога, ведущего мастер-класс, знакомство в группах, выявление общей картины, кто из предметников присутствует и много ли специалистов-филологов, а также краткое сообщение ведущего о рабочих материалах, разложенных на столах,  просьба сохранить полученные при входе жетоны для дальнейшей работы.

Как выяснилось, только четверть присутствующих в аудитории педагогов — учителя русского языка и литературы, остальные гости — учителя истории, математики, физики, физической культуры, начальных классов. Это важно для следующих этапов, поскольку при однородности аудитории (учителя-филологи) часть заданий можно пропустить.

2. Мотивационный этап: сообщение цели мастер-класса, наблюдение над языковым материалом, беседа. Ведущий:

— Мне бы хотелось быть сегодня полезной всем присутствующим и не читать лекцию о приемах, формах и заданиях, которые я использую, а поработать вместе с Вами в группах практически таким образом, чтобы Вы могли повысить собственную речевую культуру и увидеть возможности использования отдельных заданий и приемов не только на уроках русского языка для обнаружения речевых ошибок, что является предметом нашего разговора, но и на других уроках для формирования у учащихся универсальных учебных действий. Для начала прочитайте размещенные на слайде предложения из школьных сочинений моих учеников разных лет и озвучьте свою первую реакцию на них.

На слайде презентации демонстрируются предложения:

  1. Человек будет неудачным и неуспешным.
  2. У пингвина на голове выросли только три пушинки и маленький хвостик.
  3. Недорослем быть плохо, некультурно, и им быть трудно в будущем.
  4. В двухтысячно четырнадцатом году отмечается двести лет со дня его рождения.
  5. Мамка его кормит, лелеет, а он бакланит.

— Кто улыбнулся? Кто негодует? Кому захотелось исправить эти фразы? Исправьте. А кому не захотелось? А как Вы думаете, какова реакция учеников на такие предложения, когда они звучат в классе при анализе работ? Бывает, что ученики никак не реагируют, не понимая ошибки, но нередко они чувствую ее и воспринимают, как хорошую шутку, случайно созданный каламбур. Чаще всего ошибки вызывают смех, в том числе у самого автора, и когда мы анализируем ошибки анонимно, ребята сами готовы прославляться как комики и с гордостью сообщают: «Это я придумал!» К сожалению, ошибаться сегодня не стыдно и не страшно, это даже весело, можно даже прославиться на всю школу. И еще один парадокс. Понятно ли Вам содержание этих неправильно постороенных предложений? Вот и ученикам смысл тоже понятен. Поэтому они искренне недоумевают – почему же снижена оценка, ведь все понятно, мысль донесли даже неверно выбранными средствами. В этом и заключается парадокс: нередко предложение с речевой ошибкой не является причиной непонимания высказывания и не влияет, следовательно, на успех коммуникации. Ошибаются иностранцы, но мы же их понимаем, ошибаемся мы, но нас в целом понимают окружающие. Зачем тогда говорить правильно? Где нам нужно это умение – говорить правильно, видеть и исправлять ошибку? И зачем сегодня нам с Вами весь этот разговор?

В ходе беседы с участниками мастер-класса выявляется, что есть такие ошибки, которые все-таки затрудняют коммуникацию, потому что сложно понять содержание неправильной фразы, кроме того умение видеть ошибку и вовремя ее исправить помогает строить речь грамотно, а это необходимо и самим учителям как образцам речевой культуры, и ученикам, особенно в следующих случаях (они сформулированы заранее ведущим на слайде, который открывается после беседы и может быть тут же подкорретирован в соответствии с предложениями аудитории):

  1. на ЕГЭ по русскому языку — задания 5, 6, 7.
  2. при написании и редактировании собственных текстов сочинений,
  3. при работе с эссе, презентациями на других уроках,
  4. при выполнении разного рода олимпиадных заданий по всем предметам, где есть требование построить грамотный связный текст,
  5. в реальной жизни и профессиональной речевой практике.

Затем ведущим делается вывод:

— Для того, чтобы научить ребенка видеть ошибку, надо это хорошо уметь делать самому учителю, данный мастер-класс поможет развить это умение вам и подскажет, как помочь в этом ученикам.

3. Теоретический этап: выявление содержания базового понятия темы через беседу и решение задачи по созданию схемы (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Виды речевых ошибок

Речевые ошибки

№ 1

Офоэпи-ческие

№ 2

Лесичес-кие

№ 3

Фразео-логичес-кие

№ 4

Грамматические

№ 5

Словообра-зовательные

№ 6

Морфологи-ческие

№ 7

Синтакси-ческие

№ 8

Наруше-ние правил ударения и произно-шения

№ 9

Наруше-ние норм слово-употре-бления

№ 10

Наруше-ние норм употре-бления фразео-логизмов

№ 11

Нарушение правил образования новых слов

№ 12

Нарушение правил изменения и употребления частей речи (образования форм слов)

  1. № 13

Нарушение правил построения словосочета-ний и предложений

Ведущий:

— Поскольку мы все разные предметники, прежде, чем начать работать, договоримся о понимании базового термина темы, который в науке толкуется двояко. Прошу помощи филологов: когда мы проверяем письменную работу по русскому языку и литературе, в том числе экзаменационную или олимпиадную, как понимаем термин «речевая ошибка»?

После реплик слушателей о том, что речевые – это ошибки словоупотребления, ведущий продолжает:

— Это узкое понимание термина. Мы же будем сегодня понимать термин широко как нарушение любых речевых норм, а поскольку нормы бывают различные, в соответствии с разными ярусами языка, то давайте общими усилиями создадим на доске схему «Речевые ошибки».

На доске размещен заголовок схемы «Речевые ошибки». Группам раздаются карточки разного цвета формата А4: гр. 1 — карточки №№ 1-4, гр. 2 — №№ 5-7, гр. 3 — №№ 8-10, гр.4 — №№ 11-13 (см. Таблицу 1). На карточках написаны виды ошибок, и задание: «Разместите карточки на доске, создав схему». Номера карточек условны, их можно поставить с обратной стороны. Карточки одного яруса должны быть одинакового цвета, например: №№ 1-4 синие, №№ 5-7  сиреневые, №№ 8-13 желтые. Единство цвета — подсказка для видов ошибок одного яруса. По 1 представителю выходят к доске, в итоге на доске появляется схема (см. Таблицу 1).

Ведущий после создания схемы:

— Подобные схемы и задания могут быть использованы на уроках по  совершенно разным предметам на этапе закрепления материала или при повторении и обобщении изученного. Ребята живо вовлекаются в эту несложную деятельность, при возникновении затруднений, можно подсказать им или дать прочитать теоретический материал. Для повышения интереса, чтобы мотивировать учеников особенно младших классов, можно это задание обыграть, придумав историю, например, о том, как ветер сорвал листы и все перемешал. Нам же эта схема помогла сориентироваться в предмете нашего разговора. В сегодняшней работе встретятся разные виды ошибок.

Ведущий предлагает обратиться к рабочим материалам, среди которых есть перечни грамматических и лексических ошибок из пособия Е.А. Гингель  [1, с. 8, 10, 16].

  1. Практический этап: выполнение в группе упражнений. По ходу работы ведущий контролирует деятельность групп, помогает в случае затруднений. Слово ведущего продолжается:

— Основываясь на этом или любом другом пособии [например, 3, 5], можно подобрать ряд упражнений, которые научат выпускника выполнять задание ЕГЭ-7 или другие, подобно построенные, т.е. с ограниченным перечнем  ошибок и примеров-предложений. Хорошее, на мой взгляд, упражнение при обучении 7 заданию ЕГЭ — «Игра в лото».

Упражнение 1. Лото

На доске размещен перечень из 8 грамматических ошибок (цветные карточки формата А4, 1 ошибка — 1 карточка, принципиально, что перечень маркирован буквами, как и в задании ЕГЭ-7):

а) нарушение управления (выбора падежной формы и предлога),

б) ошибка в построении сложноподчиненного предложения,

в) нарушение границ предложения,

г) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом,

д) ошибка в построении предложения с однородными членами,

е) нарушение способа выражения сказуемого,

ж) нарушение связи между подлежащим и сказуемым,

з) смешение прямой и косвенной речи.

На слайде презентации — 8 предложений из реальной речевой практики (устной и письменной) школьников и представителей разных профессий:

  1. Соблюдая режим питания, ваше самочувствие намного улучшится.
  2. Это ведь так интересно. Каждый день узнавать что-то новое.
  3. Вагнер сказал, что я буду биться за мяч до последнего.
  4. Пришелся к душе омским болельщикам хоккея.
  5. Я не хочу жить в окружении таких людей, в котором живет Митрофан.
  6. Мы будем непоколебимо следовать и осуществлять идею экономического преобразования хозяйства.
  7.  Хорошая русская зима!
  8. Наша группа решили вечерком собраться.

Каждой группы на карточках формата А4 выдается в качестве примера по 2 произвольно отобранных предложения из вышеперечисленных (необходимо пронумеровать эти предложения, как на слайде и в данном выше списке). Задание группам:

— Внимательно прочитайте предложения, найдите ошибку, определите ее тип, соотнеся с информацией на доске (и при необходимости — с подсказкой по теории), прикрепите лист с предложением напротив названия ошибки. Устно представьте правильный вариант предложения.

После выполнения первой части задания (до редактуры) на слайде открывается таблица с ключами (см. Таблицу 2).

Таблица 2. Ключи

а

б

в

г

д

е

ж

з

4

5

2

1

6

7

8

3

Ведущий резюмирует:

— Вы хорошо справились с работой, и ученики с подобными заданиями   довольно быстро справляются. Но при использовании этого упражнения с учащимися необходима визуализация исправленных предложений, поэтому ученикам выдаются чистые листы, на которых ребята фломастером крупно пишут правильные варианты, они крепятся на доску рядом с ошибочными. Можно организовать деятельность учащихся иначе: каждая группа работает со всем перечнем предложений, его можно увеличить до всех возможных в ЕГЭ-7 формулировок ошибок. Группе выдается таблица из трех колонок: в первой колонке содержится список ошибок, вторая и третья колонка пустые. Предложения по формату ячеек разрезаны и перемешаны, учащиеся приклеивают их во вторую колонку напротив соответствующей ошибки, а в третью колонку вписывают правильный вариант. Готовую таблицу сдают учителю на проверку или представляют классу. Ученики быстро осваивают эту форму работы и учатся выполнению задания ЕГЭ-7.

Переход к следующему упражнению — небольшой монолог ведущего, сопровождающийся слайдами:

— Гораздо сложнее научить видеть собственные ошибки с своем же тексте и исправлять их. И тут мы опять сталкиваемся с тем, что для такой работы нужно не только учить механизму поиска и исправления ошибки, но и мотивировать учащихся на их поиск. Как я учу видеть ошибки? Сначала нужно научить видеть лексические, фразеологические и словообразовательные ошибки. При изучении соответствующих разделов языка, начиная с 5 класса, учащимся предлагаются названия ошибок и упражнения, где представлены сначала 1, потом несколько ошибок одного яруса. Когда отдельные ошибки выучены, можно предлагать упражнения с разными ошибками. Например, изучая лексические ошибки, учим следующему алгоритму работы (он на слайде):

  1. прочитай предложение, все ли слова тебе понятны, непонятные объясни по словарю;
  2. внимательно посмотри, все ли слова употреблены в соответствии с их значениями, для этого истолкуй каждое из них в контексте и соотнеси твое толкование со словарным;
  3. обрати внимание на слова оценочные, стилистически окрашенные (разговорные, просторечные, канцелярские, книжные, научные и т.д.), ограниченной сферы употребления (устаревшие, окказиональные, профессиональные, диалектные и т.д.), уместно ли их употребление в данном предложении, нет ли эвфемизмов;
  4. обрати внимание на употребление синонимов, антонимов, многозначных слов, паронимов, все ли значения и употребления точны;
  5. вычлены из предложения словосочетания, подходят ли слова в словосочетаниях друг другу по смыслу, сочетаются ли друг с другом, нет ли речевой избыточности или недостаточности;
  6. если какой-то пункт нарушен, значит перед тобой ошибка.

Некоторые методики предлагают заучивать виды ошибок и каждый раз вспоминать их все и сравнивать, есть ли они в тексте. Думается, что это непродуктивно. Ребенок должен понимать, что лексическая ошибка, какой бы она ни была (эвфемизм, плеоназм, смешение паронимов, неудачный выбор синонима и проч.), сводится к одному — неверному употреблению слова, непониманию его значения и лексической сочетаемости. Эти ошибки не допускает человек с хорошим словарным запасом, поэтому в плане лексики продуктивнее учить не исправлять неправильное, а говорить правильно. Подобным образом можно построить работу с фразеологическими ошибками, только в них добавится еще пункт по структуре, или с ошибками словообразовательными.

А вот при работе с грамматическими ошибками нужно учить видеть структуру предложения и проверять, правильно ли употреблены его части. Перечень грамматических ошибок плана синтаксиса сводится к неверному построению словосочетания (ошибка на управление, например), несогласованности подлежащего и сказуемого, неверному употреблению осложняющих конструкций (причастного, деепричастного оборотов, однородных членов, приложений) и неправильному построению сложного предложения (в т.ч. предложений с косвенной речью, которые в основе своей тоже сложные). Поэтому работа с уровнем синтаксиса начинается с элементарного выделения основы предложения. Затем общий анализ структуры предложения (простое, сложное, осложненное), в простом — выявление групп подлежащего и сказуемого, осложнений (однородных членов, оборотов, приложений и проч.), в сложном — анализ посторения предложения и порядка частей, употребления союзов. Этот алгоритм представлен на слайде. Проверяя каждый элемент, мы обязательно найдем ошибку, что Вам и предстоит сделать в следующем упражнении, материал для которого подобран из пособия М.Ю. Федосюк и других [4, с. 86-89] и представлен на слайде.

Упражнение 2

Ведущий дает задание:

— Найдите, объясните и исправьте синтаксические ошибки, воспользовавшись предложенным алгоритмом и перечнем грамматических ошибок в рабочих материалах.

Каждой группе выданы 2 предложения. На слайде презентации представлены все 8. На следующем слайде представлены эти же предложения с выделением ошибочных частей и названием ошибочно употребленного синтаксического явления, варианта правки не представлено, группы его озвучивают. При работе с учащимися, как и в случае с первым упражнением, необходима визуализация правильного варианта. Приводим содержание второго слайда (на первом — просто перечень предложений без выделения):

  1. В их выступлениях чувствовалась уверенность в победу (падежная форма существительного).
  2. Проснувшись на другой день, первою мыслию моею было приключение с Колпиковым (деепричастный оборот).
  3. Мы говорим, что мы достигли в Думе (союз в сложном предложении).
  4. Множество народу приехали (форма сказуемого).
  5. Им руководила жажда в деятельности (управление — лишний предлог).
  6. Первые переводы Джерома в России появились после выхода их на его родине (неуместное местоимение).
  7. В дискуссии участвовали много ученых (форма сказуемого).
  8. Многие люди сейчас нуждаются — разве в этом мы не можем не согласиться (управление — предлог и падеж местоимения, неуместное двойное отрицание).

По окончании работы ведущий задает вопросы:

— Какие сложности Вы испытали при работе с заданием? В чем понадобится наша помощь ученику? Какого характера будет эта помощь?

Упражнение 3. Деловая игра

— Наиболее сложна для учащихся правка целого текста, особенно текста своего. Отредактировать текст — это фактически олимпиадное задание. Но его  можно превратить в деловую игру, чтобы мотивировать учащихся, показав, где им эти умения понадобятся в реальной жизни. С учениками мы играем на материале одного текста и одинакового задания. Для Вас я дифференцировала тексты. Надеюсь, что эта работа будет полезна и интересна. Итак, забудьте, что вы учителя, хотя именно в нашей работе, наверное, нужно уметь писать и редактировать самые разные тексты.

На карточках групп представлены тексты и следующие задания (тексты приведены ниже):

1 гр. Представьте, что Вы копирайтеры. Вам нужно отредактировать текст в рекламный каталог так, чтобы потребителю захотелось купить товар. В тексте 7 речевых ошибок, их необходимо найти и исправить.

2 гр. Представьте, что Вы секретари, Вам предстоит редактировать характеристику, чтобы на подпись директору и далее по месту требования она ушла в соответствующем виде. В тексте 7 речевых ошибок, их необходимо найти и исправить.

3 гр. Представьте, что Вы переводчики. Вы сделали дословный перевод отрывка из произведения К. Причард «Золотые мили», но издатель его не принял, поскольку никто его в таком виде читать не будет. Нужно найти 7 речевых ошибок и, исправив их, сделать перевод литературным.

4 гр. Представьте, что Вы медицинские работники, которые создали протокол своего отчетного собрания, но руководитель подписывать его отказался, велел найти и исправить 7 речевых ошибок.

Ведущий обращает внимание на то, что в текстах представлены и лексические, и грамматические ошибки, но тип ошибки называть не нужно, напоминает, что в рабочих материалах есть перечни ошибок и алгоритмы, и сообщает, что при возникновении затрудения можно воспользоваться подсказкой — получить текст, где выделены ошибочно употребленные слова и созданные конструкции. Далее обсуждаются критерии оценки: 1) исправление всех 7 ошибок, 2) правильное распределение ролей в группе и коллективная работа, 3) соблюдение регламента работы — 10 минут. После этого начинаетс работа групп, ведущий наблюдает, помогает.

По окончании работы группы представляют отредактированный текст, по мере выступления групп на слайдах появляются тексты каждой группы с выделенными ошибками:

1 гр. Laetitia Allen – это модное навание притягательного дамского белья. Комплект для дома «Страна роз» из чистого хлопка. В комплект входят прямые брюки и удобный свитер с атласными петельками и крошечными кнопками. Закажите пижаму прямо сейчас и получите бесплатную доставку и каталог очаровательной коллекции дамского белья Laetitia Allen!

2 гр. Иван — работоспособный ребенок с разнообразными интересами, аналитическим мышлением, стремление к расширению кругозора и получить новые знания. Он проявляет интерес к хорошим оценкам, умеет поставить перед собой цель и мобилизовать силы для достижения. Однако, взрослея, демонстрируется избирательное отношение к учебным предметам. Неустойчивость внутренней мотивации и отсутствие учебного прилежания.

3 гр. Золото не давалось Моррису в руки, поэтому он считал себя неудачником, хотя еще возился с акциями. В целом он чувствовал себя удовлетворительным. Жизнь научила его только, к чему многие стремились, но не всегда достигали, — здравому смыслу, не позволяющему желать более того, что могла дать проза будничного существования. Хотя его существование и не было настолько уж будничным: с ним была Салли и мальчишки, они создавали ощущение семейного очага.

4 гр. По отчету школьного врача И.А. Кузнецовой об организации медицинского обслуживания школ поселка было отмечено, что наряду с большой проводимой работой школьным врачом по плановому осмотру учащихся, проведен целый ряд профилактических прививок, хорошо подготавливаются в школе санитарные посты, занимая в этом первое место, имеется еще целый ряд существенных недостатков в медицинском обслуживании детей.

При выступлении одной группы другие играют роль должностного лица, указанного в карточке, и решают, принимать текст у сотрудников или нет. Оценивание после каждого выстулпения происходит по системе смайлов. В слайде презентации предлагается три разных смайла — улыбающийся (значение одобрения — «все удалось, получилось, отлично»), спокойный (значение «хорошо, не все удалось, но в целом работа принимается»), недовольный (значение неодобрения — «удовлетворительно, работа не принята, требует доработки»). Неудовлетворительной оценки не предполагается, поскольку была возможность воспользователься при затруднении подсказкой и помощью учителя-ведущего. Каждая группа, кроме выступающей, обсуждает ответ и рисует смалик оценки на жетоне соответствующего цвета, передает выступившей группе. Также смайл может нарисовать учитель-ведущий. Для учеников игровая ситуация завершается гонораром в виде сувенира (если речь идет не об уроке) или обычной оценки, которая выставляется по совокупности смайлов, переведенных в пятибалльную систему, за использование подсказок балл снижается. Одновременно с взаимооценкой происходит самооценка группы: на своих жетонах, полученных еще при входе, каждый участник выступившей группы рисует смайл самому себе, учитывая свой вклад в коллективную работу и ее результат. Тех, у кого спокойный или недовольный смайл, можно попросить  написать на обратной стороне жетона, что не удалось сделать.

По окончании всей работы смайлы собираются и участники обсуждают,  работает ли это задание на мотивацию, было ли оно полезным, чему оно учит, какие трудности возникли при выполении задания, что нужно предусмотреть, организуя подобную работу с учениками.

5. Завершающий этап: подведение итогов, обмен мнениями. Примерные вопросы ведущего (часть из них можно поместить на слайд):

— Вы пришли на этот мастер-класс с определенным ожиданием. С каким? Что Вас интересовало? Что Вы надеялись узнать, получить?Оправдалось ли Ваши ожидания? Кроме того, что мы сами учились видеть речевые ошибки и их исправлять, какие умения мы развивали, какие унимерсальные учебные действия формировали? Где это может пригодиться учащимся? Чем лично Вам было полезно наше общение и что пригодится в работе? Что Вам показалось спорным, лишним, вообще неприемлемым?

После обсуждения ведущий демонстрирует слайды презентации, на которых представлены новинки литературы по данной теме [например, 1, 2].

Библиография

  1. Гингель, Е.А. На ошибках учимся. Практическое пособие для учащихся. — Омск: БОУДПО «ИРООО», 2012. — 92 с.
  2. Козлова, Т.И. ЕГЭ-2015. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий по культуре речи. — М.: Экзамен, 2015. — 80 с.
  3. Красиков, Ю.В. Теория речевых ошибок. – М.: Наука, 1980. — 124 с.
  4. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженска, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. — М.: Флинта: Наука, 2001. — 256 с.
  5. Цейтлин, С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.

Материалы
Е.Ю.Волыхиной

Синтаксис

I.
Выберите нужную форму. Объясните свой
выбор.

1) По приблизительным
подсчетам, сегодня церковь (посещает,
посещают) примерно треть жителей Латвии.

2) Большинство
произведений Куприна (заканчивается,
заканчиваются) трагично.

3) В течение трех
последних лет руководство Центрального
и районного рынков неоднократно
(обращались, обращалось) с жалобами в
вышестоящие организации.

4) Ровно в 6 часов
вечера (прозвучало, прозвучали) одиннадцать
выстрелов.

5) В нынешнем году
в столице (открылось, открылись) десять
новых школ. Три школы (закрыты, закрыто)
и три (переименованы, переименовано).

6) Для них несколько
столичных фабрик (шьет, шьют) костюмы.

7) В майские дни
прошлых лет пресса, в том числе и автор
этих строк, всегда (писала, писали) о
победе над Германией, (вспоминали,
вспоминала) героев войны.

II.
Выберите нужную форму.

1) Два (лучшие,
лучших) друга уехали учиться в другой
город.

2) За три (последние,
последних) месяца в городе побывали
многие артисты.

3) Поступили в
продажу две (новых, новые) модели
автомобиля.

4) (Целых, целые)
два месяца мы готовились к этому экзамену.

5) Три (наши, наших)
спортсмена вышли в финал соревнований.

III.
Раскройте скобки, поставьте существительные
в нужном падеже. С полученными
словосочетаниями составьте предложения.

1) Согласно
(распоряжение, приказ, решение,
постановление, желание, указание)

2) Благодаря
(выступление, успех, знание, предупреждение)

3) Вопреки (просьба,
предположение, уговор, усилие)

IV.
Найдите и исправьте ошибки, связанные
с согласованием, управлением, порядком
слов.

1) Блинная мука
также продается в арендованных магазинах
без наценки.

2) В настоящее время
государственные промышленность и
сельское хозяйство рушится.

3) Бунин считал
«Темные аллеи» своей лучшей книгой,
куда входит 38 рассказов-новелл.

4) Большинство
стихотворений Цветаевой пронизаны
лирикой и красотой написания.

5) Он понимает о
необходимости помочь народу.

6) Нашедшего трудовую
книжку на имя Петровой Ольги, потерянную
2 мая, прошу вернуть убедительно.

V.
Отметьте, оправданно ли дублируется
подлежащее.

1 Каждый житель
села, он сыт, в тепле и безопасности.

2) Писатель, он
всегда должен быть в гуще событий.

3) Книга, которую
я только что прочла, она была очень
интересная.

4) Журналист, с
которым я познакомилась, он был всегда
на два года старше меня.

VI.
Определите, какие виды ошибок встречаются
в данных предложениях. Исправьте

их.

1) Я считаю, что,
учитывая наши традиции, учитывая проблемы
настоящего периода, учитывая идущие
реформы, нам надо вводить президентство.

2) Я хотел обратиться
к вам еще по поводу того, что надо сделать
для того, чтобы прекратить информационное
удушение.

3) В целях улучшения
процесса выполнения, исправления и
получения заказов нам необходимо
изменить отношение к работе.

4) Книга, которую
мне посоветовали, которую я взял в
библиотеке, которая находится недалеко
от школы, которая недавно построена,
мне понравилась.

VII.
Исправьте ошибки в употреблении
причастного оборота.

1) Приведенные
факты в докладе свидетельствуют о
больших успехах в медицине.

2) Туристы делились
полученными впечатлениями о Кавказе
за время похода.

3) Созданный роман
молодым автором вызвал оживленные
спросы.

4) В поросших лугах
буйной растительностью водилось
множество птиц.

5) Жителям
пострадавшего села от наводнения была
оказана современная помощь.

6) Подгоняемая
лодка волнами и ветром быстро неслась
по реке.

7) Издалека были
видны плывущие бревна по воде.

VIII.
Устраните ошибки в употреблении
деепричастных оборотов.

1) Сыграв роль
сильной женщины, актрисе стали предлагать
аналогичные роли.

2) Поняв свою
беспомощность, ему стало страшно.

3) Написав диссертацию,
работа будет допущена к защите.

4) Имея право
выбирать своего руководителя, судьба
коллектива во многом зависела от самих
людей.

5) Прочитав
внимательно произведение, каждому
станет понятно: их жизнь будет в
безопасности.

IX.
Раскройте скобки и выберите нужную
форму. Укажите возможные варианты.

Ждать (автобус,
автобуса), ждать (встречу, встречи),
ждать (решение, решения), искать
(поддержку, поддержки), искать (дорогу,
дороги), искать (спасение, спасения),
искать (славу, славы), требовать (деньги,
денег), требовать (справку, справки),
просить (слова слово), просить (прощение,
прощения), просить (помощь, помощи),
бояться (бабушку, бабушки), стесняться
(сестру, сестры).

X.
Исправьте ошибки, допущенные в следующих
предложениях. Какие нормы управления
в них нарушены?

1) В их выступлениях
чувствовалась уверенность в победу.

2) Им руководила
жажда в деятельности.

3) Следует уделять
большее внимание на орфографию.

4) Первоклассники
уже отличают звук и букву.

5) Мужество
десантников вселяло страх противнику.

6) Мать тревожилась
о ребенке.

7) Докладчик отметил
о недостатках работы министерства.

8) В отзыве на книгу
кратко излагается ее содержание.

9) Уже появилась
рецензия о новом фильме.

XI.
Употребление, каких форм сказуемого
требуют нормы современного литературного
языка в предложениях, подлежащее которых
выражено словами
большинство,
меньшинство, множество, несколько
?
Проанализируйте формы сказуемых в
следующих примерах. Чем объясняется в
них выбор форм множественного или
единственного числа? Какие факторы
влияют на предпочтение той или иной
формы?

1) Несколько пыльных
электрических лампочек погасло
(Паустовский).

2) Несколько
журналистов уехали в свои редакции
(Булгаков).

3) Приехало множество
народу (Петрушевская).

4) Большинство
писем доставлено днем (Лидин).

5) Несколько слуг
бросились было в разные стороны (Пушкин).

6) Несколько десятков
мужчин и женщин стояли у ворот
больницы(М.Горький).

7) Большинство
писателей из тех, кто не ушел на фронт,
трудятся в Радиокомитете (Лукницкий).

XII.
Исправьте, где нужно, ошибки в построении
словосочетаний и предложений. Объясните,
с действием каких норм они связаны.

1) В наше время
женщина должна занять важную роль в
политике.

2) Благодаря тому,
что не хватает времени думать о воспитании,
растет преступность.

3) Мы говорим, что
мы достигли в Думе.

4) Мы обращаемся к
нашим политическим оппонентам ввести
диалог.

5) Более пятидесяти
депутатов проголосовали против этого
решения.

6) В дискуссии
участвовало много ученых.

7) Пенсионерам
трудно оплатить квартиру.

8) Многие люди
сейчас нуждаются – разве в этом мы не
можем не согласиться.

9) Мы доводим закон
от начала до конца.

10) Оратор отметил
о том, что требуется много средств для
выполнения намеченного плана.

11) Потому что
эксперимент прошел удачно, удалось
сделать интересные выводы.

12) Нелепые, но порой
трудноопределимые препятствия отцу в
воспитании детей, особенно когда они
знают и любят их, калечат психику ребенка.

13) Первые переводы
Джерома в России появились вскоре после
выхода их на его родине.

14) Все приведенные
факты говорят за то, что операция
провалена.

15) Посмотрев фильм,
началась работа над рецензией о нем.

16) Мы надеемся о
том, что мирные переговоры завершатся
успешно.

17) Он осужден к
пяти годам заключения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мы говорили с приятелем о его ошибки
  • Мы вышли к лесистому озеру какая допущена ошибка
  • Мы вошли в комнату оклеенной обоями ошибка
  • Мы встретились в останкино какая ошибка
  • Мы видели маленького колибри исправить ошибку