Мы готовимся к первому маю ошибка

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


8

3. Отредактируйте предложения; укажите, какие языковые нормы нарушены. Гамлет был сыном
покойника. Двери открываются вовнутрь, Мы готовимся к первому маю. У голубя оказались
кольца на обоих лапках. Катаясь на санках, у меня заболела голова. На окне красивая тюль.
Покладите свою сумку. Километр уже прошли.

1 ответ:



0



0

Ответ:

Гамлет был сыном  покойнОГО.

Двери открываются Внутрь.

Мы готовимся к первому маЯ.

У голубя оказались  кольца на обЕих лапках.

Когда я катался на санках, у меня заболела голова.

На окне красивЫЙ тюль.

ПоЛОЖите свою сумку.

Километр уже прошли. ???

Объяснение:

Читайте также

Интерфикс.- соединительная гласная между двумя корнями(о и е).

НАШЕ ЛЮБИМОЕ СЕМЕЙНОЕ БЛЮДО СЧИТАЕТСЯ …… (НАПИШЕШЬ САМА ЛЮБИМОЕ ТАМ ВАШЕ БЛЮДО)
МЫ ЕГО ЛЮБИМ ЕСТЬ ПО ПРАЗДНИКАМ И ВЫХОДНЫМ.
КОГДА МЫ ЕДИМ ЭТО БЛЮДО МЫ ЛЮБИМ(СМОТРЕТЬ ТЕЛИВИЗОР)
ЭТО БЛЮДО ПОПАЛО К НАМ ЕЩЕ С БАБУШЕК И ДЕДУШЕК.
БЛЮДО ЛЮБИТ ВСЯ НАШО СЕМЕЙСТВО.
(Я НЕ ПУШКИН НО НАПИСАЛА СОЧИНЕНИЕ) 

1. Общее грамматическое значение (в прилагательном : признак предмета )
2. Начальная форма .
3. Постоянные признаки : качественное , относительное или притягательное
4. Непостоянные признаки : полная или краткая форма , степень сравнение (сравнительная , превосходная ) ;
число ; род (в единственном числе ) ; падеж (в полной форме) ;
5. Каким членом предложения является (синтаксическая роль) .

3-е т.к 
Наречие «зачем» пишется слитно: «Скажи, зачем ты пришел?». Местоимение с предлогом пишется раздельно: «За чем ходил, то и нашел» (народная мудрость). Чтобы опредлеить, как писать — слитно или раздельно, нужно внимательно посмотреть на контекст, в котором используется «зачем» и задать к нему вопрос. Исходя из этого, Вы сможете понять, как писать: за чем или зачем.

<span>Если предложение можно произнести без частицы «бы», значит «что бы» пишется раздельно.
</span>*Примеры:*
<span><span>Что бы ни случилось, друг всегда придет на помощь.</span><span>Я вам не поверю, что бы вы мне ни говорили.</span><span>Я всега поддержу тебя, что бы ты ни придумал.</span></span><span><span>Что бы мне спросить у президента?</span><span>Что мне спросить у президента?</span></span><span><span>Что бы нам надеть на маскарад?</span><span>Что нам надеть на маскарад?</span></span>

Определительным местоимением является местоимение ИНОЙ

Нужно преобразовать цифры в слова

1. Библиотека института ежемесячно пополняется ( 300 книг).

2. Вместе с новыми (1250слов) учебник испанского языка будет насчитывать свыше (4,5 тыс.) Слов.

3. Разность между (87) и (58) составляет 29.

4. Второй искусственный спутник земли находился в космосе (163 сутки).

5. Одной (1000) жителей в городе стало больше.

6. С каждой (1000) метров подъема самолета температура снижается.

7. На традиционной встрече выпускников я встретил 23 (одноклассника – одноклассников).

8. Радостно встретились после разлуки (два- двое) друзей.

9. В семье старого охотника было ( четыре сына – четверо сыновей).

10. Буря не утихала в течение (трех – троих)суток.

11. Для (трех- троих) друзей путешествие окончилось печально.

12. Этот переход составил около 455 километров.

13. Я (обоими – обеими ) руками голосую за тебя.

14. Так мы и живем (семь – семеро) в одной комнате.

15. Картины были оценены от 775 рублей до 2 тысяч.

16. Мы готовимся к 1( мая- маю).

17. Из 596 вычесть 387.

18. Высота останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 74 сантиметрам.

19. Длина окружности равна 422(сантиметрам).

20. Прибыл поезд с 287 курсантами.

21. К 250 г сметаны добавьте 150 г масла.

22. Он жалеет о потерянных 590 рублях.

23. Командир с( 70 солдат) отправился на поиски ребенка.

24. у меня был кошелек с ( 800 рублей).

25. Он владел 600 акрами земли.

26. Экспедиция длилась около 490 дней.

OBRAZOVALKA.COM

OBRAZOVALKA.COM — образовательный портал
Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .

  • Наша доска вопросов и ответов в первую очередь ориентирована на школьников и студентов из России и стран СНГ, а также носителей русского языка в других странах.
  • Для посетителей из стран СНГ есть возможно задать вопросы по таким предметам как Украинский язык, Белорусский язык, Казакхский язык, Узбекский язык, Кыргызский язык.
  • На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.


    Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.

    БЛОК 1.Классификация грамматических ошибок

    Ошибки, отражающие нарушения норм образования и употребления форм слова, а также грамматическую сочетаемость с другими словами

     Вид ошибки

     Пример

    а)

    В употреблении рода и числа существительных. 

    Он ударился о край бордюры.
    Начались подготовки к выпускным экзаменам. 

    б)

    В образовании форм прилагательных. 

    Ещё более интереснее обратиться к примерам из истории. 

    в)

    В употреблении формы местоимения. 

    В автобиографических воспоминаниях Горький писал о его тяжёлом детстве. 

    г)

    В употреблении форм числительных. 

    На обоих сторонах листа был напечатан текст. 

    д)

    В употреблении форм глаголов. 

    Девочка игралась с плюшевым с плюшевым медведем. Он залазит на крышу дома. 

    е)

    В употреблении причастий и отглагольных прилагательных. 

    С детства будущий учёный отличался выдающими способностями. Закатившее солнце оставило на небе алый след. 

    ж)

    В употреблении деепричастий. 

    На деревьях сидели птички, весело поя песни. 

    Ошибки в употреблении предлогов

     Вид ошибки

     Пример

    а)

    Смешение предлогов
    ИЗ и С (со)
    В и НА
    ОТ и С
    ЧЕРЕЗ и ИЗ-ЗА 

    Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился.
    Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки.
    Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни.
    Настоящий героизм проявился при боях за Москву.
    От утра до вечера он трудился в своей редакции.
    Он чуть не погиб через предательство друга. 

    б)

    Отсутствие предлога. 

    Нельзя не приклоняться его героизмом

    в)

    Наличие ненужного предлога. 

    Автор описывает о событиях послевоенного времени. 

     Вид ошибки

     Пример

    а)

    Падежная форма управляемого существительного. 

    Ветераны выступали перед нами с воспоминаниями событий Великой Отечественной войны. 

    б)

    Общее зависимое слово при однородных сказуемых. 

    Как коренной москвич он любил и гордился столицей. 

    в)

    При одном главном в роли управляемых слова разных частей речи. 

    Автор призывает к гуманности и не мириться с равнодушием и чёрствостью. 

    Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении

     Вид ошибки

     Пример

    а)

    Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. 

    О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. 

    б)

    Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. 

    Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. 

    в)

    Определение находится в отрыве от определяемого слова. 

    Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. 

    г)

    Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. 

    В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. 

    д)

    Ошибочное местоположение предлога. 

    Через часа два спор закончился (часа через два) 

    е)

    Ошибочное местоположение составного союза. 

    Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. 

    ж)

    Ошибочное местоположение частицы бы. 

    Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. 

    Ошибки в построении предложений с однородными членами

     Вид ошибки

     Пример

    а) 

    Однородные именные части составного сказуемого употребляются в разных падежных формах. 

    Этот человек был добрый, скромный, но в то же время смешным и нелепым. 

    б) 

    Сочетание полной и краткой форм прилагательных в именной части составного сказуемого. 

    Поступок этот был жестоким и необъясним с точки зрения свидетелей. 

    в) 

    Сочетание различных видовременных форм однородных глаголов – сказуемых. 

    Статья вскрывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей. 

    г) 

    Употребление при одном подлежащем двух типов сказуемых – глагольного и именного. 

    Защитники Москвы любили свою родину и были мужественны, сражаясь с врагом. 

    д) 

    Установление отношений однородности между членами простого предложения и частями сложного. 

    Все с нетерпением ждали Победы и когда прогонят врага с родной земли. 

    е) 

    Наличие нескольких рядов однородных членов в одном предложении. 

    Мужчины, женщины и дети сидели и лежали на лавках и на полу, разговаривали, ссорились, плакали, смеялись, ели, спали и ожидали прибытия эшелона. 

    ж) 

    Смешение родовидовых понятий в ряду однородных членов. 

    В красивой упаковке ему принесли в подарок шоколад, конфеты, бананы, фрукты, ананасы! 

    Ошибки в построении предложений с причастными оборотами

     Вид ошибки

     Пример

    а) 

    Смешение действительных и страдательных причастий. 

    Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город. Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи. 

    б) 

    Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного. 

    Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий. 

    в) 

    Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова. 

    Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы. 

    г) 

    Нагромождение причастных конструкций. 

    Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми. 

    Ошибка в построении предложений с деепричастными оборотами

     Вид ошибки

     Пример

    а) 

    Основное и добавочное действия относятся к разным действующим лицам. 

    Прочитав очерк, его герои стали для меня примером. 

    б) 

    Деепричастный оборот употребляется при безличном предложении.

    Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново. 

    в) 

    Деепричастие несовершенного вида обозначает добавочное действие, совершившееся раньше основного. 

    Проявляя хорошие знания и острый ум, мальчик стал победителем игры «Самый умный». 

    г) 

    Соединение глагола-сказуемого и деепричастия в однородный ряд. 

    Он, оставшись один, отказавшись от личного счастья и всего себя посвятил науке. 

    д) 

    Нагромождение деепричастных конструкций. 

    Став взрослыми, вырастив собственных детей, они всё поймут, осознав ошибочность своего прежнего поведения. 

    Ошибки в построении сложносочинённых предложений

     Вид ошибки

     Пример

    а) 

    Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного. 

    Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко. 

    б) 

    Употребление противительного союза вместо соединительного. 

    Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним. 

    в) 

    Тавтология, (повторение) при употреблении союзов. 

    Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема. 

    Ошибки в построении сложноподчинённых предложений

     Вид ошибки

     Пример

    а) 

    Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. 

    Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы. 

    б) 

    Неоправданное соседство двух подчинительных союзов. 

    Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха. 

    в) 

    Употребление лишнего указательного слова в главном предложении. 

    Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 

    г) 

    Отсутствие в главном предложении указательного слова. 

    Мы благодарны им, что живём под мирным небом. 

    д) 

    Пропуск части составного союза. 

    Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил. 

    е) 

    Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология). 

    Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны. 

    ж) 

    Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях. 

    Когда их сын очень изменился, родители страдают. 

    з) 

    Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота. 

    Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой. 

    и) 

    Придаточное предложение оформляется как самостоятельное. 

    Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира. 

    БЛОК 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.

    Упражнение № 1

    Ошибка: неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    1) Вопреки распространённого мнения, верблюды не хранят воду в своих горбах.

    2) Отважный смотритель, рискуя жизнью, бросился наперерез понёсшегося вскачь коня.

    3) Вопреки указания директора, отгрузка товаров, востребованных потребителями, не была начата в срок.

    4) По приезду в Пятигорск Танечка решила отправиться в ближайший магазин для рукодельниц.

    5) Благодаря оперативного вмешательства властей последствия бунта стихии быстро удалось устранить.

    6) Даже сейчас, по прошествию многих лет, Толику было тяжело вспоминать о том времени, когда он, преданный и униженный тем, кого считал другом, остался в полном одиночестве.

    7) По окончанию отпуска Лидия Николаевна с головой погрузилась в работу: заглянув в календарь, составила планы будущих командировок, провела несколько встреч, начала работу над статьёй.

    Работая с Катей над проектом, Оксана поражалась настойчивости и работоспособности подруги, которая вопреки неблагоприятных обстоятельств твёрдой рукой вела дело к успеху.

    9) Согласно результатов исследования российских экономистов, для 60 процентов населения актуален вопрос сбережения заработанных денег.

    10) Он то замирал, качаясь на пятках, то, припадая к земле, мчался наперерез автомобиля.

    11) Благодаря наличия у предприятия автотранспорта для перевозки служащих специалисты всегда вовремя оказываются на объектах.

    12) Благодаря тёплых дней золотой осени лес как будто помолодел.

    Упражнение № 2

    Ошибка: неправильное употребление имени числительного

    1) Оплатив счёт, двое женщин вышли из кафе «Утро», сели в такси и поехали в театр, чтобы там встретиться с режиссёром.

    2) На улицу высыпал весь класс и стал весело бегать, ощущая дуновение свободы, и только трое девочек тихонько стояли поодаль.

    3) Трое одноклассниц: Виктория, Елена и Карина — занимались в разных спортивных секциях.

    4) Солдаты, выполнявшие долг перед Родиной, провели в степи без еды и воды четыре суток.

    5) На обоих сторонах листа ,лежавшего на столе, был напечатан текст.

    6) Объём рекомендуемой жидкости — не менее полтора литра.

    7) Двое тигров охотились на антилоп.

    Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.

    9) В митинге приняли участие около полтораста жителей.

    10) По обоим сторонам дороги росли липы.

    11) Обое ребята были чем-то озабочены.

    12) Во дворе установили три качели.

    13) Поздравить с Восьмым мартом девочек – главная задача мальчиков.

    Упражнение № 3

    Ошибка: нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

    1) Часы приостанавливаются на несколько секунд и вдруг снова затикают.

    2) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

    3) Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно.

    4) Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

    5) Папа читает газету и выпил кружку кофе.

    6) Я работаю с невнимательностью, но всё равно в результате сделал много ошибок.

    7) Они разбредались кто куда, а некоторые совсем близко подошли к рассказчику.
    Летом небо на юге чёрное-чёрное, и звёзды на нём как будто водили хоровод.
    9) Л. Толстой в романе «Война и мир» показывает сложный исторический период в истории России, изобразил несколько исторических личностей.

    10) Автор даёт интересные сведения об истории праздника, показал, как по-разному его проводят жители стран мира.

    11) Нужно помогать ребёнку, научить самостоятельности.

    12) Джек Лондон подвергает Мартина Идена самым сложным испытаниям, и этим он раскрыл истинную сущность своего героя.

    Упражнение № 4

    Ошибка: нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    1) До 1936 г. Тбилиси называлось Тифлисом.

    2) Весь день пони катало в зоопарке малышей.

    3) МГУ было основано в 1755г. по инициативе первого русского академика

    М. В. Ломоносова.

    4) Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художе­ственной стороне произведения

    5) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, южных травах и цветах.

    6) Каждый, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнают цитаты из него.

    7) Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.

    В лесу растут много деревьев.

    9) Большинство возражали против такой оценки его творчества.

    10) Обычно молодежь является носителями передовых идей.

    11) Операторами инфраструктуры сети железных дорог России являются ОАО РЖД.

    12) Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, чёткость.

    13) Все, кто не потеряли ещё головы, были против терроризма.

    Упражнение № 5

    Ошибка в построении предложения с однородными членами

    1) Сёстры как хорошо разбирались в музыке, так и в живописи.

    2) Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

    3) Девушка, сидевшая у окна и которая хорошо пела, запомнилась всем.

    4) Складывается впечатление, что поэт оглядывает и восхищается любимым городом.

    5) В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

    6) Настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов.

    7) Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн.

    Мальчик, гулявший по улице, был жизнерадостен и весёлый.

    9) Не только Дмитрий Петрович, так и Машенька любит читать книги об истории древних греков и римлян.

    10) Мама не только приготовила обед, но и ужин.

    11) Кирпичные дома как строятся на равнине, так и высоко в горах.

    12) Для нас как интересен образ Раскольникова, так и образ Сони Мармеладовой.

    Упражнение № 6

    Ошибка: нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    1) В основе произведения «Повести о настоя-щем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

    2) Горячо любящим родную культуру предстает перед нами Д.С. Лихачев в книге «Письмах о добром и прекрасном».

    3) Довольно скоро с пьесой “Ревизором” , написанной Н.В.Гоголем ,познакомились все его друзья.

    4) По окончании спектакля в театре “Сатириконе” зрители долго не расходились.

    5) В романе “Войне и мире” , написанным Л.Н.Толстым, более сотни действующих лиц.

    6) В своей книге ”Игре престолов”. опубликованной в 1996 году, Джордж Р.Р. Мартин изобразил фэнтезийную Вселенную.

    7) В повести А.С. Пушкина «Дубровском» изображены картины крепостного прошлого России.

    Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся обращались к «Гранатовому браслету».

    9) Утром ребята уже были на туристической базе «Радуге».

    10) Ребята договорились, что после занятий они встретятся в кинотеатре «Зрителе» и смогут наконец познакомиться не только с труппой, но и с режиссёром.

    11) В основе сюжета романа «Отцов и детей» — конфликт между старшим и младшим поколением.

    12) В журнале «Новом мире» напечатана рецензия на этот роман.

    Упражнение № 7

    Ошибка: нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    1) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.

    2) Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.

    3) Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.

    4) Лес тянется с севера на юг, состоящий только из хвой­ных пород.

    5) Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста

    6) Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.

    7) Масло эвкалипта — мощный антисептик, подходящее для лечения простуды и заживления ран.

    Поражающий парк в Павловске своей красотой давно привлекает внимание туристов.
    9) В романах М. Шолохова нет лжи, притворившийся очередной правдой.
    10) Осенью колосья пшеницы ждут того часа, отяжелевшие от созревших зёрен, когда появятся в поле комбайны.

    11) Выступающий с заключительным словом докладчик ответил на все вопросы

    12) Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера смоченными дождем

    Упражнение № 8

    Ошибка: неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

    1) Изображая любой предмет, для художника важно его собственное мироощущение.

    2) Пользуясь автомобильными справочниками, требуется много времени на ремонт машины.

    3) Вышев на сцену, певцы поклонились.

    4) Рисуя, мои мысли всегда текли спокойно.

    5) На картине “Вратарь” изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени.

    6) Прочитав роман М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”, мне запомнилась проблема одиночества..

    7) Приближаясь к девяти часам, стало смеркаться.

    Приступая к сочинению, надо составить план работы.

    9) Наклеивая обои, стена оказалась неровной.

    10)  Перелезая через забор, высота его меня поразила.

    11) Подарив маме цветы, я поздравлю ее с праздником.

    12) Катя выберет новое платье, увидев все варианты в магазине.

    Упражнение № 9

    Ошибка в построении сложного предложения

    1) Когда я закончил читать эту книгу. Я понял глубокий замысел автора.

    2) Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «ум­ный» связывалось представление о вольноду­мстве.

    3) Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.

    4) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.

    5) Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное. 

    6) Незнакомец поинтересовался, что правильной ли дорогой он идёт в помещичью усадьбу.

    7) Он тяжело задумался. Поэтому глаза его так печальны.

    Мне нравится этот город из-за того, что он маленький и уютный.

    9) Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. 10) Человеку показалось то, что это сон.

    11) Ты не забудешь о человеке никогда, который столько для тебя сделал.

    12) Он тяжело задумался. Поэтому глаза его так печальны.

    13) Мне нравится этот город из-за того, что он маленький и уютный.

    14) Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами.

    Упражнение № 10

    Ошибка: неправильное построение предложения с косвенной речью

    1) Лингвист Ф. И. Буслаев часто говорил, что «я убеждён в необходимости основательного преподавания родного языка».

    2) Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

    3) Скалозуб удовлетворённо замечает, что счастлив я в товарищах моих.

    4) Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной.

    5) Депутат возразил журналисту, бравшему у него интервью, что как же вы можете не видеть положительных изменений вокруг нас.

    6)  Мой котик говорит, что я обращаюсь ко всем хозяевам, кому не безразлична судьба питомцев.  

    7) Полосатая кошка сказала, что девяти моих жизней не хватит, чтобы отблагодарить хозяюшку за любовь!

    Отец сказал, что я вернусь поздно.

    9) Дети закричали, что «мы не виноваты».

    10) Преподаватель спросил студентов, что вы успели выполнить.

    11) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».

    12) В своих воспоминаниях Короленко писал, что всегда «я видел в лице Чехова несомненную интеллигентность».

    Упражнение № 11

    Найдите ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Постарайтесь объяснить их и исправить.

    1) В предложенном очерке для анализа автор обратился к теме, важной всегда.

    2) Я считаю, что каждый родитель обязан воспитать добрым и честным своего ребёнка.

    3) В подобной в очерке описанной В. Тендряковым ситуации оказываются многие семьи.

    1. Через дня четыре он добрался до своей деревни.

    5)  Вечером вчера часов около десяти его видели на улице.

    Упражнение № 12

       Определите вид ошибки. Исправьте предложение.

    1) Можно восхищаться перед его мужеством и героизмом.

    1. Вернувшись с отпуска, он узнал о последствиях новостях.

    3) Через подобные ситуации порой гибнут люди.

    4) Каждому человеку необходимо внимание и понимать его проблемы.

    5) Они перестают понимать и доверять друг другу.

    Упражнение № 13

        Определите вид ошибки. Постарайтесь перестроить предложение так, чтобы избежать нарушения речевой нормы.

    1) Он не стеснялся своего внешнего вида, и что над ним насмеются односельчане.

    1. С досадой вздохнув и совершенно расстроенный, очередной посетитель вышел из кабинета.

    3) Необходимо не только помогать старикам, но и молодым семьям.

    4) Граждане, вошедшие в автобус, просят рассчитаться за проезд.

    5) Прочитав очерк, мне показалось, что автору близка его проблема.

    Упражнение № 14

        В предложенном отрывке из сочинения учащегося найдите все случаи нарушения норм речи. Отредактируйте текст.

        Проблема патриотизма и национализма волнуют автора. Одно понятие довольно часто видоизменятся другим. Если патриотизм отражает силу нации, то национализм другое. Аж волосы порой дыбом встают, когда читаешь газетные материалы на тему межнациональных конфликтов.

        В добавление к вышесказанному хочу добавить, что все люди на земле – братья и должны с уважением относиться к друг другу.

    Задания  по
    культуре речи на уроках

              
    русского     языка

    ( Из опыта 
    работы      учителя  русского языка и литературы       МБОУ СОШ № 13 
    Литвиненко С.В.)

     В
    КИМы по русскому языку  включены задания, проверяющие  1)  лингвистическую
    компетенцию учащихся, 2)  языковую компетенцию, 3) коммуникативную компетенцию.

     Среди
    заданий блока  « А»  наибольшую трудность представляют  задания по культуре
    речи,  в том числе задания, проверяющие уровень владения грамматическими
    нормами (морфологическими и синтаксическими).

    Культура
    речи   — это владение нормами устного и письменного литературного языка
    (орфоэпия, словоупотребление, орфография, морфология, синтаксис), а также
    умение использовать выразительные возможности языка в соответствии  с целями
    высказывания, с коммуникативной  целесообразностью, с условиями общения. Культура
    речи может быть достигнута лишь на основе общей культуры  субъекта и окружающей
    его среды.

    Материал
    по культуре речи  в школьных учебниках не выделен в виде отдельного раздела, а
    разбросан, введен в различные упражнения и задания. Так, в курсе русского языка
    ( 5-7 кл.), изучая части речи, учащиеся знакомятся  со следующими
    морфологическими нормами: 

    ·       
    колебания
    в роде у несклоняемых существительных;

    ·       
    определение
    рода несклоняемых существительных;

    ·       
    склонение
    собственных существительных;

    ·       
    варианты
    падежных окончаний  существительных мужского рода в форме множественного числа,
    именительного падежа.

    ·       
    варианты
    падежных окончаний  существительных мужского рода  в форме  предложного падежа;

    ·       
    варианты
    падежных окончаний  существительных  в форме  родительного падежа;

    ·       
    образование
    краткой формы имен прилагательных;

    ·       
    употребление
    собирательных числительных;

    ·       
    особенности
    склонения числительных;

    ·       
    употребление
    местоимений;

    ·       
    вариативные
    формы глаголов ( типа полощет- полоскает)

    ·       
    образование
    форм повелительного наклонения;

    ·       
    употребление
    предлогов, союзов.

    В
    упражнениях, представленных в учебниках  русского языка 5-7 класса, 
    отрабатываются эти морфологические нормы  — нормы словоизменения при склонении
    именных частей речи, при спряжении глаголов, нормы словообразования  и
    определения родовой принадлежности. но влияние речевой среды велико, и поэтому 
    грамматические ошибки достаточно распространены в речи школьников. выпускники
    не замечают ошибок в падежных окончаниях существительных (мощные компьютера,
    искусные повары, пять помидор, модных сапогов
    );  пропускают ошибочные формы
    глаголов повелительного наклонения (бежи); не считают ошибочными случаи
    неполного склонения количественных числительных (более восемьсот миллионов,
    около пятиста
    ) и, наоборот, избыточного склонения составных порядковых
    числительных (в двух тысяч пятом году); считают правильными
    нелитературные формы сравнительной степени прилагательных (легше ваты),
    возвратных глаголов (ты оделася), личных местоимений (вспомни о ей,
    навстречу ним
    ). поэтому перед учителем  стоит непростая задача:
    организовать  повторение материала  не только по орфографии и пунктуации, но и
    по  культуре речи.

     Представленные
    ниже материалы помогут учителю в проведении уроков повторения  грамматических
    норм русского языка, факультативов «Культура речи», индивидуальных и групповых
    занятий.   Тесты и тестовые материалы  можно использовать в качестве
    тренировочных упражнений, для  текущего и итогового контроля, для
    индивидуальной работы. Выполняя задания, учащиеся выписывают либо слово, либо
    цифры (на начальном этапе предпочтительнее записывать словами, а в дальнейшем
    можно использовать тестовую методику).

    Данный материал для удобства систематизирован по
    разделам «Морфологии». Организуя  на уроках повторение имени существительного
    как части речи, параллельно  обращаем внимание на  морфологические нормы употребления
    существительного .Причем, некоторые задания (выборочно или полностью) могут
    быть использованы не только на уроках в старших классах, но и в среднем звене в
    зависимости от уровня класса.

    Имя  существительное

    1

    Окончания  существительных  во
    множественном числе

    • Раскрой
      скобки и запиши существительное в нужной форме
    1. Мать
      велела мне купить несколько ( простыни).
    2. Я
      не нашла в магазинах ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато
      купила (килограммы) (помидоры) и (килограммы яблоки).
    3. В
      углу стояло несколько (кочерга).
    4. Рим
      пал от нашествия ( варвары).
    5. Сегодня
      мне нужно забрать братишку из ( ясли).
    6. Отец
      привез несколько (дыня).
    7. В
      далекий поход мы взяли две пары резиновых (сапоги), несколько пар
      шерстяных (чулки) и (носки).
    8. Осенью
      всегда бывает много (свадьба).
    9. И.А.
      Крылов написал много (басни).
    10. После
      (заморозки) ягоды рябины становятся сладкими.
    11. На
      черном море много песчаных (побережия).
    12. Отряд
      (солдаты) и группа (партизаны) встретились в назначенном месте.
    13. Я
      оставался в лесу долго: от синих (сумерки) до  полных (потемки).
    14. Я
      встала, сняв ребенка с (колени).
    15. В
      саду много (яблони, вишни, смородина).
    16. Сколько
      же (платья) тебе нужно?
    17. Я
      купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли).
    18. Над
      болотом кружила пара (цапли).
    19. Сколько
      (доли) от наследства ты получил?
    20. В
      нашем городе много (грузины, туркмены, узбеки, цыгане, осетины, башкиры).

    №2

    Какие  слова
    относятся к мужскому роду?

    1) туфля, 2) ваниль, 3) мозоль, 
    4)  рояль, 5) какаду, 6) бра, 7) тюль,  

    8) гуашь, 9) фамилия, 10) рельс,
    11) шимпанзе, 12) Конго,

    13) иваси, 14) кольраби,  15) кофе,
     16) фойе, 17) салями, 18) зебу, 19)  Сочи, 20) шампунь, 21) толь, 22) вуаль,
    23) Баку, 24) георгин.

    №3

    В каких
    существительных в форме родительного падежа множественного числа будет нулевое
    окончание?

    1) амперы, 2) яблоки, 3) томаты, 4)
    грузины, 5) джинсы, 6) гусары,

    7) солдаты,  8) шпроты, 9) амперы,
    10) аршины, 12) апельсины,

    13) чулки, 14) шахматы, 15)
    башкиры, 16) носки, 17) сапоги.

    № 4

    В каких
    словосочетаниях нет ошибок?

    1)
    гостиница- пансионат находился, 2) театр- студия воспитал, 3)бал- встреча
    проведена, 4) альбом- книга подарена, 5) балет- сказка новый,  6) зеленый плащ-
    палатка, 7) диван- кровать стояла.

    Глагол

    №1

    Выберите
    вариант, соответствующий литературной норме

    1.Еще только пол- одиннадцатого, а
    солнце (жгет, жжет) немилосердно.

    2. Женщины на реке (полоскают,
    полощут ) белье.

    3. Раздается свисток, и поезд
    (движется, двигается).

    4. (Шли, шло) триста  по   безлюдным
    улицам как будто вымершего городка.

    5. Местность в последнее время (
    обезлесела, обезлесила) от порубок.

    6. Куда (идти, пойти ) учиться?

    7. Я не (ропчу, ропщу).

    8. Не ( кладите, ложите) локти на
    стол.

    9.Живя в глуши, старик почти не
    (видал, видел) людей.  

    Имя  числительное

    Много  ошибок допускается выпускниками в склонении

    собирательных,
    порядковых, а также количественных простых и  составных числительных в разных
    падежных формах. Представленные задания  помогут в формировании устойчивого
    навыка правильного  употребления числительного в речи. Упражнения можно
    выполнять как устно, так и письменно.

    №1

    Поставьте 
    числительные  в  нужную  форму

    1. Библиотека 
      института ежемесячно пополняется ( 300 книг).
    2. Вместе
      с новыми  (1250слов) учебник испанского языка будет насчитывать свыше (4,5
      тыс.) Слов.
    3. Разность 
      между (87) и (58) составляет 29.
    4. Второй 
      искусственный  спутник  земли  находился в космосе (163 сутки).
    5. Одной
      (1000) жителей в городе  стало  больше.
    6. С
      каждой (1000) метров подъема самолета температура  снижается.
    7. На
      традиционной  встрече выпускников я встретил 23 (одноклассника –
      одноклассников).
    8. Радостно 
      встретились после разлуки (два- двое) друзей.
    9. В
      семье старого  охотника было ( четыре сына – четверо  сыновей).
    10. Буря
      не утихала в течение (трех – троих)суток.
    11. Для
      (трех- троих) друзей путешествие  окончилось печально.
    12. Этот
      переход составил около 455 километров.
    13. Я
      (обоими – обеими ) руками голосую за тебя.
    14. Так
      мы и живем (семь – семеро) в одной комнате.
    15. Картины
      были оценены  от 775 рублей до 2 тысяч.
    16. Мы
      готовимся к 1( мая- маю).
    17. Из
      596 вычесть 387.
    18. Высота
      останкинской башни со стальной трубчатой антенной равна 540 метрам 74
      сантиметрам.
    19. Длина
      окружности равна 422(сантиметрам).
    20. Прибыл
      поезд с 287 курсантами.
    21. К
      250 г сметаны добавьте 150 г масла.
    22. Он
      жалеет о потерянных  590 рублях.
    23. Командир
      с( 70 солдат) отправился на поиски  ребенка.
    24.  у
      меня  был кошелек с (  800 рублей).
    25. Он
      владел  600 акрами земли.
    26. Экспедиция
      длилась около 490 дней.
    27. Он
      прочитывал до 400 листов.

    №2

    Прочитайте
    информационное сообщение

    Экран 
    криминальных сообщений

    Гражданка
    Мухина, найдя кошелек с 562 093 рублями, приобрела самовар стоимостью
    около 250 600 рублей, а также чай, сахар и кондитерские  изделия на сумму
    свыше 340 900 рублей, прибавив к найденным 562 093 рублям еще что-то
    около 29 500 рублей из личных сбережений.  Собравшимся  у  Мухиной 187
    гостям было предложено роскошное угощение. На 38-й минуте пира на хозяйку напал
    некто пауков, но гости, увлеченные едой, не обратили на это внимания. Спас Мухину
    оперуполномоченный комаров ( это его 265-я подобная операция). Видно, жалеет
    теперь Мухина о 590 000 рублей, потраченных на негодяев — гостей!

    Деепричастие

    При 
    изучении этой темы важно обратить внимание на навык правильного использования
    деепричастного оборота.

    №1

    Укажите
    предложения  с грамматической  ошибкой
    .

    1.
    Не соблюдая  правил  дорожного  движения, ждет  опасность.

    2. 
    Садясь  за руль, машина должна быть в полной исправности.

    3. 
    В тот день, выезжая  из парка, тормоза  барахлили.

    4. 
    Нажав на тормоз изо всех сил, машина все- таки врезалась в столб.

    5.
    Он был спасен подоспевшим прохожим, вовремя заметив горящую машину.

    6. 
    Авария произошла, понадеявшись на случай.

    7.
    Читая это произведение, меня изумляет глубина мыслей  писателя.

    8.
    Чувствуется ширь, взглянув на волгу.

    9.
    Занимаясь в яхт- клубе, мое здоровье поправилось.

    10.
    Входя в школу, у ребят открывается дорога к знаниям.

    11.
    Вернувшись в имение, ее ждали разочарования.

    12.
    Прочитав это стихотворение,  у меня  создалось общее впечатление.

    13.
    Повернув направо, педаль не нажалась.

    14.
    Слушая Шаляпина, слезы накатывались непроизвольно.

    15.
    Разбирая бумаги, Владимир наткнулся на письмо отца.    

     16.
    Вернувшись в дом, его не очень порадовала обстановка.

    17.
    Наскоро приготовив яичницу, завтрак получился очень вкусным.

    18.
    Вырубая леса, гибнут реки.

    19.
    Перенеся пытки. Сотникова вешают.

    20.
    Находясь на эскалаторе, левый ряд должен быть свободен.

    21.
    Дописав письмо, у Ваньки полились слезы.

    22.
    Делая вывод. В рассуждение вкралась ошибка.

    23.
    Наблюдая за птицами, орнитологов интересуют их повадки.

    24.
    Старательно прицелившись, стрела попала в центр мишени.

    25.
    Рассматривая в музее картины Васнецова, мне вспомнились русские народные
    сказки.

    26.
    Взобравшись на крышу сарая, у меня закружилась голова.

    27.
    Наклеивая обои, многое зависит от аккуратности.

    28.
    Доехав до конечной станции, дальше  путь лежал по реке.

    29.
    Не имея часов, сориентироваться во времени помогут растения.

    30.
    Гордо подняв голову, она вышла из комнаты.

    Предлог  и союз

    Массовый
    характер носят ошибки в управлении. Выпускники испытывают серьезные затруднения
    в выборе падежной формы при производных предлогах  ввиду, благодаря,
    вопреки, согласно, вследствие, подобно, наподобие
    и других. Поэтому
    при изучении темы « Служебные части речи» в 7 классе обращаем особое внимание
    на  употребление предлогов и союзов, на нормы управления

    №1

    Исправьте ошибки в
    употреблении  союзов и предлогов

    1 Созданы не только благоприятные условия
     для    опубликования     научных работ, но и внедрения их в  практику.

    2.  В городе построены не только
    новые школы. Больницы,  а также  театр и планетарий.

    3.  Отличники производства
    выступали на конференции, которые добились новых успехов.

    4.  В школе дают детям не только
    знания, а воспитывают настоящего человека.

    5.  Учитель не только сам должен
    двигаться вперед, но вести за собой учеников.

    6.  Но ведь не только эта профессия
    трудна. Она и интересна.

    7.  Экзамен не только разговор двух
    умных , но и одинаково заинтересованных людей.

    8.  Успех в соревновании  зависит
    не только от сноровки, а и от знания технологии.

    9.  Ведь по этим именно цветам
    можно узнать погоду.

    10. Какие у нас трудности? О них я
    остановлюсь в дальнейшем.

    11. С общими усилиями мы эту работу
    выполнили.

    12.  Она делится с нами о своих
    творческих замыслах.

    13  .преданность к родине –
    отличительная черта героев Симонова.

    14. Авторы просят читателей
    присылать отзывы  по книге в адрес редакции.

    15.  Недавно приехал с Москвы.

    16.  Успешно ведется борьба по
    сокращению сроков строительства.

    17. Факты, о которых изложил автор
    письма, полностью подтвердились.

    18 оплатите за проезд.

    19.компьютеры нового поколения не
    такие громоздкие, чем прежде.

    20. Отправитель просит ответить
    сразу по получению письма.

    21. Ветер словно помогает
    спортсмену, чтобы прыгнуть дальше.

    22. Школу часто обвиняют за недостаточные
    знания выпускников.

          
    23. Согласно приказа  все ученики  носили школьную форму

    №2

    Определите 
    следующие словосочетания с точки зрения норм  современного литературного языка
    :

    А) неправильно

    В)правильно

    Г)вариант
    нормы

    1. Стакан 
      чая
    2. Интересоваться
      о результатах
    3. Интересоваться 
      результатами
    4. Волноваться
      за выполнение плана
    5. Волноваться
      из-за выполнения плана
    6. Тревожиться
      за брата
    7. Дистанция
      два километра
    8. Характеристика
      на студента
    9. Вносить 
      вклад для укрепления колхоза
    10. Вносить
      вклад  в укрепление колхоза
    11. Вести
      борьбу по увеличению производства
    12. Вести
      борьбу за увеличение  производства
    13. Проявить
      заботу о благосостоянии тружеников полей
    14. Проявить
      заботу  по благосостоянию тружеников полей
    15. Лекция
      по истории города
    16. Лекция
      об истории  города
    17. Уделять
      внимание по контролю за работой машин
    18. Гнушаться
      ложью
    19. Гнушаться
      лжи
    20. В
      городе Раменском
    21. В
      городе Раменское
    22. Оплачивать
      за проезд
    23. Слыть
      весельчаком
    24. Слыть 
      за  весельчака

    25    Объяснить
    в запущенности физкультурной  работы
         

    Тесты,
    представленные ниже,  можно использовать на дополнительных занятиях по русскому
    языку в старших классах, выборочно использовать в среднем звене для
    формирования культуры речи учащихся.

    Повторение стилистических норм

    №1

    Выберите 
    предложения, соответствующие нормам литературного языка. Укажите их номер
    .

    1.
    Жители нашего города были свидетелями театрализованного представления.

    2.
    Жители нашего города были зрителями театрализованного представления.

    3.
    Спортивные общества выполняют большую роль.

    4.
    Спортивные общества играют большое  значение.

    5.
    За стеклянными витражами магазина были видны первые покупатели.

    6.
    Есть годы, часы, минуты, о которых тяжело писать . Слушать их тоже нелегко.

    7.
    Оплатить проезд по железной дороге.

    8.
    Прошу представить мне отпуск.

    9.
    Ему представилась возможность уехать в санаторий.

    10.
    На утренней проверке не была выкрикнута его фамилия.

    11.
    Корабли приближались все ближе и ближе к городу.

    12.
    Индейцы – коренные аборигены Америки.

    13.
    Напишите, пожалуйста, свою автобиографию.

    14.
    Памятные даты в жизни нашей семьи.

    15.
    Памятный монумент воздвигнут на Поклонной горе.

    16.
    Большая половина студентов прошла практику.

    17.
    В ночь на  второе ударил сильный заморозок.

    18.
    Купите мне пару носок и пару чулок.

    19.
    Ученик был способный  к математике.

    20.
    Это произведение более худшее.

    21.
    Петров отвечал бойчее.

    22.
    Больной попросил сестру налить себе воды. 

    23.
    Цветы сохнули в вазе.

    24.
    Больным давали фрукты, какао, апельсины.

    25.
    Назойливая реклама в магазинах, транспорте, на улице раздражает.

    26.
    Зайдя в машинное отделение, меня обдало жаром.

    №2

    Избыточность
    речи.   Плеоназм.  Тавтология.

    Исправь
    ошибку

    1. Рождество
      я отмечал у коллеги по работе.
    2. Близнецы
      были так похожи, что даже родители с трудом различали их одного от другого.
    3. Деепричастный
      оборот всегда обособляется запятыми.
    4. Специфическая
      особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных
      слов и выражений.
    5. Дайте
      сообщение в газету о свободных вакансиях.
    6. Он
      дебютировал впервые  в кино.
    7. Мимика
      на ее лице чрезвычайно выразительна.
    8. Нам
      предстоит очень огромная работа, причем большая.
    9. Музей
      разместился в заново реконструированном здании.
    10. Недавно
      в клуб приобрели самую новейшую аппаратуру.
    11. Наша
      семья внесла в фонд милосердия 1000 рублей денег.
    12. В
      своей автобиографии Есенин ,размышляя об истоках, своим учителем называет
      Пушкина.
    13. Из-за
      распахнутой нараспашку рубашки выглядывала тельняшка.
    14. Девочка
      с маленьким малышом тяжело шла по дороге.
    15. Такой
      поворот дела он предвидел заранее.
    16.  будучи
      в командировке, я приготовил родителям памятные сувениры.

    17. В экспедиции мы собирали
    народный фольклор.

    18. Президент фирмы призвал всех к
    совместному сотрудничеству.

     
                                   
    Литература

    Проценко
    Б.Н. Русский язык. Пособие – репетитор. Ростов- на – Дону: Феникс,1997

    Розенталь.
    Д.Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика.  М.:1988.

    Сморщок
    М.Ф. Сборник диктантов и лексико-стилистических упражнений. Минск. 1998

    Часть 1

    Морфологические нормы русского языка

    1. Понятие
      морфологической нормы, ее свойства,
      причины нарушения.

    2. Нормы
      в области употребления отдельных форм
      имен существительных.

    3. Нормы в области
      употребления прилагательных.

    4. Нормы в области
      употребления местоимений, числительных.

    5. Нормы в области
      употребления глаголов и служебных
      частей речи.

    6. Типичные
      ошибки в использовании морфологических
      норм и пути их устранения.

    Подготовьте ответы на вопросы:

    1)
    Чем можно объяснить наличие разных
    окончаний имен существительных в одной
    и той же падежной форме:

    а) в форме
    именительного падежа множественного
    числа (слесари / слесаря);

    г) в форме родительного
    падежа множественного числа (яблок, но
    баклажанов).

    2)
    Как определяется род неизменяемых
    иноязычных по происхождению имен
    существительных?

    3)
    Чем отличаются полные формы имен
    прилагательных от кратких форм при
    употреблении в речи?

    4)
    Каких ошибок следует избегать при
    употреблении сравнительной и превосходной
    степеней имен прилагательных?

    5)
    Перечислите наиболее типичные ошибки,
    вызванные неправильным употреблением
    местоимений в речи.

    6)
    Перечислите особенности образования
    некоторых личных форм глагола
    (недостаточные, изобилующие глаголы).

    7) Каковы особенности
    употребления числительных в речи?

    8)
    С какими существительными могут
    сочетаться собирательные числительные?

    Законспектируйте статьи

    1) Муравьева Н.В.
    Управлять умеючи. Журнал «Русская
    речь»,1997 № 2. С.63-65.

    2) Борунова С.Н.
    Витебляне, витебчане, витебцы. Журнал
    «Русская речь», 1995 № 6.

    Подготовьте сообщения

    1) Склонение
    некоторых имен и фамилий // Розенталь
    Д.Э. Справочник по правописанию и
    литературной правке. М., 1989. С.189-192.

    2) Род
    названий лиц женского пола по профессии,
    должности и т.д. // Розенталь Д.Э. Справочник
    по правописанию и литературной правке.
    М., 1989. С.183-185.

    Практические задания

    *I.
    Образуйте форму родительного падежа
    множественного числа от данных
    существительных, выбирая окончания,
    употребляемые в литературном языке.

    1.
    Валенки, молдаване, турки, облака, узбеки,
    блюдца, крылья, калачи.

    2. Лохмотья, грабли,
    полусапожки, яблоки, места, мечты, рельсы,
    армяне.

    II.
    С данными словами составьте словосочетания
    по схеме: существительное + прилагательное.

    1. Бандероль, боль,
    вуаль, насыпь, полынь, рояль, сажень.

    2. Табель, ведомость,
    толь, тюль, шампунь, хмель, шинель.

    III.
    Поставьте данные существительные в
    форму единственного числа именительного
    падежа. Приведите, где возможно, вариантные
    формы.

    Георгины, клавиши,
    клипсы, комментарии, коррективы,
    плацкарты, погоны, туфли.

    *IV.
    Употребите несклоняемые существительные
    с именами прилагательными или глаголами

    1.
    Боржоми, иваси, интервью, конфетти, кофе,
    кенгуру, конферансье, леди, манго, рагу,
    суахили, такси.

    2.
    Цунами, атташе, портмоне, протеже,
    маэстро, Сочи, Миссисипи, Перу, вуз, НАТО,
    ООН, районо.

    V.
    Раскройте скобки, выберите нужную форму
    имени прилагательного и обоснуйте свой
    выбор.

    1.
    Осень (теплая, тепла). 2. Мысль (умная,
    умна). 3. Комната (маленькая, мала). 4.
    Мальчик (больной, болен). 5. Комната (самая
    светлая, светлейшая). 6. Ребята третьего
    звена (активнее, более активнее, более
    активны, наиболее активнее, самые
    активные, самые активнейшие).

    VI.
    Употребите числительные с предлогами
    ОТ, К, С, О.

    1. Полтора дня,
      полтораста метров, полторы секунды,
      787.

    2. Четверо
      ребят, двухтысячный год, семь целых
      пять десятых сотки.

    VII.
    Правильно произнесите записанные
    цифрами числительные.

    1.
    Пароход с 750 отдыхающими. 2. Выразили
    недовольство 87 предприятиями. 3. Воин
    захватил склад с 697 винтовками. 4. Озеро
    Байкал находится на высоте 453 метр… и
    занимает площадь более 31,5 тыс.кв.
    километров.

    VIII.
    Употребите с предлогами ОТ, К, С, О
    следующие местоимения.

    Чей, чьи, сколько,
    чей-то, себя.

    IX.
    Подчеркните случаи неверного сочетания
    собирательных числительных с существительн.

    1.
    Двое приятелей, трое в серых шинелях,
    трое дочерей, двое детей, пятеро японцев,
    четверо китаянок, двое волчат, трое
    девчат, трое ворот.

    2. Двое кукушек,
    двое брюк, пятеро братьев, двое профессоров,
    трое студентов, четверо саней, шестеро
    суток, трое зайчат, двое академиков.

    X.
    Образуйте от данных глаголов форму 2
    лица повелительного наклонения.

    Сжечь,
    стеречь, стереть, унять, стирать, лечь,
    гладить, нанимать, бежать.

    XI.
    Выберите форму, соответствующую
    литературной норме.

    Машет
    – махает, полощет – полоскает, рыщет –
    рыскает, хнычет- хныкает, щиплет –
    щипает.

    XII.
    Исправьте ошибки в предложениях.

    1.
    В магазине нет пока ни простыней, ни
    полотенцев. 2. Дождик за окном так и
    сыпет. 3. У вас билет с плацкартом? 4.
    Покладите свою сумку сюда. 5. Мы
    готовимся к Первому маю. 6. У голубя
    оказались кольца на обоих лапках. 7.
    Выдвинули 102 кандидатов. 8. Надо доставить
    23 пассажиров. 9. При продаже сада он
    удовольствовался полторы тысячей
    рублями. 10. Ребята косили траву и ложили
    ее на землю кучками. 11. Она часто не
    любила отвечать на много вопросов,
    которые ей задавали. 12. Я прихожу со
    школы и делаю домашнее задание.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мы говорим что мы достигли в думе ошибки
  • Мы говорим мы лучшие друзья исправь ошибки
  • Мы говорили с приятелем о его ошибки
  • Мы вышли к лесистому озеру какая допущена ошибка
  • Мы вошли в комнату оклеенной обоями ошибка