Мы делаем все для увеличения благосостояния народа лексическая ошибка

Устранить лексические недочеты

Это важный шаг, и его надо пройти.
Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди.
Книга этого писателя пользуется огромным успехом у читателей.
Наша фирма должна выразить содействие администрации района в
строительстве новых жилых домов.
Необходимо одолжить у кого-нибудь немного денег.
Первоочередное внимание следует уделить этому вопросу.
Перед нами стоит задача: удешевить себестоимость товара.
На заседании правительства решался вопрос об увеличении уровня бла­госостояния трудящихся.
Их сильная, закалённая в жизненных испытаниях дружба многими была
замечена.
Вглядываясь всё глубже в толщу веков отечественной истории, мы заме­тим, что надстройка обладает относительной самостоятельностью.

Это важный шаг, и его надо сделать.
Пора подвести итоги встречи: наша команда впереди.
Эта книга? пользуются огромным успехом у читателей.
Наша фирма должна оказать содействие администрации района в
строительстве новых жилых домов.
Надо занять у кого-нибудь немного денег.
Первоочередное внимание следует уделить этому.
Перед нами стоит задача: снизить себестоимость товара.
На заседании правительства решался вопрос об улучшении бла­госостояния трудящихся.
Их сильная, закалённая жизненными испытаниями дружба многими Вглядываясь вглубь веков отечественной истории, мы заме­тим, что надстройка обладает относительной самостоятельностью.

Рассмотрим примеры нарушения лексических норм русского литературного языка.

Лексические нормы русского литературного языка

Лексические нормы русского литературного языка — это правила использования слов в речи в соответствии с их лексическим значением и с учётом их лексической сочетаемости и стилистической окраски.

Соблюдение лексических норм — важнейшее условие правильности речи. Правильный выбор слова и употребление его в нужном значении всегда позволяют точно выразить содержание, смысл высказывания. К примеру, если абитуриент в сочинении пишет: «Катерина — героиня с тонкой архитектурой души», — то о подлинном смысле этого высказывания мы можем только догадываться. Слово «архитектура» толкуется в словаре как «строительное искусство; стиль постройки». Попытка использовать данное слово в

несвойственном ему переносном значении нарушает норму словоупотребления, приводит к

Лексическая система постоянно развивается, пополняется новыми, в том числе заимствованными словами. Она плохо поддается формализации и унификации. Вот почему невозможно дать список трудных случаев реализации норм словоупотребления, какой-то свод правил. Обращение к толковым словарям, вдумчивое чтение художественных и других текстов способствуют расширению вашего лексического запаса, развитию языкового чутья.

Рассмотрим примеры нарушения лексических норм русского литературного языка.

1. Нарушение лексической сочетаемости слов. Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитываются лексическое значение слов и традиции соединения слов в словосочетании, возникает лексическая несочетаемость.

Примеры из сочинений абитуриентов: «производить особый интерес на читателя»

(вместо «производить впечатление» или «вызывать интерес»), «применять в своих

произведениях народное творчество» (вместо «обращаться в своих произведениях к народном

творчеству»), «носить символический образ» (вместо «иметь символическое значение»).

В отдельных случаях причиной ограничения лексической сочетаемости оказывается

закрепление слова в устойчивых выражениях. Устойчивые сочетания (потому они так и

называются) имеют вполне определенные связи, разрушать которые нельзя: уделять

внимание или придавать значение, а не «уделять значение»; играть роль или иметь значение, а

не «играть значение»; выражать протест, а не «делать протест». Вот почему ошибочны

Роман сыграл большое значение в жизни Пушкина. Идя на свидание, Катерина делает открытый протест темному царству.

Черствый хлеб, черствый человек, но не черствый торт или черствый друг. Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость, но не глубокий день или глубокая юность.

У лексической сочетаемости есть свои границы. Например, слово крепкий имеет следующие значения (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – М.: Русский язык, 1996):

1.Такой, который трудно сломать, разбить (крепкая ткань, веревка).

2. Сильный духом, непоколебимый (крепкий духом старик).

3. Здоровый, сильный (крепкий организм).

4. Надежный (крепкая дружба, любовь).

5. Достигающий сильной степени (крепкий мороз, ветер).

6. Насыщенный, сильнодействующий, резкий (крепкий чай, табак).

7. Разг. Зажиточный (крепкий хозяин).

Рассмотрим, в частности, четвертое и пятое значения слова: дружба, любовь – это «обозначения чувств», так же как и ненависть, зависть. Но выражение крепкая ненависть противоречит требованию лексической сочетаемости. Мороз, ветер – это «погодно-климатические условия», как и жара, влажность. Но невозможно сочетание крепкая жара.

Следует отличать от речевой ошибки намеренное объединение несочетаемых слов, например: обыкновенное чудо. Это один из видов тропов – оксюморон.

2. Смешение паронимов. Следует учитывать существование в языке паронимов (от греч. para рядом + onoma — имя), то есть похожих, созвучных однокоренных слов с разными значениями, и парономазов, то есть разнокорневых слов, далеких по значению, но сходных по звучанию. Например, одеть и надеть, экономичность и экономия (паронимы); приучать и приручать (парономазы). Наличие сходства звукового облика создает дополнительные трудности при выборе слова, если значение его вы знаете лишь приблизительно.

Отсюда такие нарушения норм словоупотреблений, как монограмма вместо монография в

следующем высказывании: «Это мысль, достойная по глубине целой монограммы»

(монограмма – это «вязь из двух или более букв», монография – «научное исследование,

посвященное одному вопросу, теме»). Ведущий одной из радиопрограмм употребил даже слово

пария вместо пассия: «Он просит исполнить для своей парии песню». Достаточно обратиться к

толковому словарю, например, С.И.Ожегова, чтобы выяснить, что пария – это «отверженное,

бесправное, угнетаемое существо», а потому это слово вряд ли подходит для обозначения

любимой девушки. Скорее всего, подразумевалось слово пассия – «предмет любви, страсти».

3. Неточности словоупотребления (употребление слова в несвойственном ему значении). Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением. Неточность словоупотребления возникает, когда человек не осведомлён о значении слова либо не принимает это значение во внимание. Например: Татьяна противопоказана Онегину (вместо: противопоставлена). Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую).

Помните о необходимости точного понимания значения слова, в случае затруднения

обращайтесь к толковым словарям или ищите замену данного слова известным вам

эквивалентом. Абитуриент, написавший в сочинении: «Он прозябал вечерами в театре», — явно

не знал точного значения слова «прозябать» — вести жалкую, бессодержательную, бесцельную

Необходимо учитывать, что неправильное словоупотребление может быть связано с

неразличением оттенков значения синонимов, то есть слов близких, но не одинаковых по

смыслу. К примеру, употребление слова обширный в контексте: «Остается удивляться его

обширной (вместо большой) любви» является неправильным, так как прилагательное

«обширный» синонимично прилагательному «большой» при обозначении размера, величины

(большая территория, обширная территория), но не при обозначении силы чувства.

Полезно обращаться к специальным словарям синонимов. Так, в «Словаре синонимов

русского языка» З.Е. Александровой слово обширный приводится в качестве синонима к

прилагательному большой с соответствующими уточнениями: обширный – большой по

Неправильно Правильно
Эти функции поручаются классному руководителю Функция — обязанность, её не поручают, а возлагают, вменяют Эти функции возлагаются на классного руководителя
Он одел пальто и вышел на улицу Одеть можно кого-то, например ребёнка Он надел пальто и вышел на улицу
Необходимо повысить подготовку специалистов Подготовка специалиста может быть хорошей или плохой. Её можно улучшить, а не повысить Необходимо улучшить подготовку специалистов
Бoльшая половина группы занимается в спортивных секциях Половина не может быть большей или меньшей Более половины группы занимается в спортивных секциях

Различные примеры нарушения лексических норм

Лексическая ошибка Лексическая норма
1. За истекший период времени нами были проведены осушительные работы (плеоназм) 1. За истекший период нами были проведены осушительные работы
2. Выступление юного гимнаста было весьма техническим (смешение паронимов) 2. Выступление юного гимнаста было весьма техничным
3. Необходимо увеличить уровень благосостояния наших ветеранов (неуместное употребление слова увеличить без учёта его лексического значения и без учёта его лексической сочетаемости: уровень благосостояния может быть высоким или низким; его можно повысить, но не увеличить) 3. Необходимо повысить уровень благосостояния наших ветеранов

Многословие.

В речи встречаются различные виды многословия.

4.1. Плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество) – смысловая избыточность, употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов: У него своеобразная мимика лица. (Мимика — это «выражение лица». У него своеобразное «выражение лица» лица). Смелый и храбрый человек – явный, открытый плеоназм. Свободная вакансия, главная суть – скрытый, неявный плеоназм).

Некоторые плеоназмы закреплены в языке и не считаются ошибкой. Например, экспонат выставки (экспонат – «выставленный»)

4.2. Тавтология (от греч. tauto – то же самое, logos – слово) – повторение однокоренных слов (обычно): Питательная маска питает кожу. Хоккеисты предприняли ответную контратаку. (Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое слово на синоним или убрать лишнюю морфему: Питательная маска обогащает кожу. Хоккеисты предприняли ответную атаку).

4.3. Расщепление сказуемого – замена глагольного сказуемого синонимичным сочетанием: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора. (В официально-деловом стиле такие сочетания уместны, но в данной речевой ситуации лучше сказать: Ученики решили убрать школьный двор).

4.4. Слова-паразиты – разнообразные частицы и слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы (вот, ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др.). Их употребление не оправдано содержанием и структурой высказывания.

Ни одно слово в языке не является словом-паразитом, таковыми слова становятся в процессе речи. Поскольку слова-паразиты не связаны со смыслом высказывания, они затрудняют процесс общения.

5. Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания) – немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания (В кабинете висели русские писатели).

Стилистические ошибки в русском языке

— Употребление слова в несвойственном ему значении:

Неправильно: Чтобы быть грамотным и обладать большим жаргоном слов, надо много читать.

Правильно: Чтобы быть грамотным и обладать большим запасом слов, надо много читать.

— Нарушение лексической сочетаемости:

дешёвые цены вм. низкие цены, увеличение уровня благосостояния вм. повышение уровня благосостояния («уровень» можно повысить или понизить, но не увеличить или уменьшить); Это играет большое значение вм. Это имеет большое значение или Это играет большую роль (значение сочетается с глаголом иметь, играть сочетается с ролью).

— Употребление лишнего слова (плеоназм):

Прилетели пернатые птицы вм. Прилетели птицы; Он негодовал от возмущения вм. Он негодовал. или Он возмущался.

— Употребление рядом или близко друг от друга в предложении однокоренных слов (тавтология):

В рассказе “Муму” рассказывается вм. В рассказе “Муму” повествуется…; В образе Ниловны изображена вм. В образе Ниловны представлена…

— Лексические повторы в тексте.

Примеры

Недавно я прочла одну интересную книгу. Эта книга называется “Молодая гвардия”. В этой книге интересно рассказывается…

Лучше: Недавно я прочла одну интересную книгу, которая называется “Молодая гвардия”. В ней рассказывается…

Для того, чтобы хорошо учиться, ученики должны уделять больше внимания учению.

Лучше: Для достижения успеха, ученики должны уделять больше внимания занятиям.

— Употребление слова (выражения) неуместной стилевой окраски. Так, в литературном контексте неуместно употребление жаргонной, просторечной, бранной лексики, в деловом тексте следует избегать разговорных слов, слов экспрессивно окрашенных.

Пример: Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору.

Лучше: Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором.

— Смешение лексики разных исторических эпох:

Неправильно: На богатырях кольчуги, брюки, варежки.

Правильно: На богатырях кольчуги, латы, рукавицы.

— Бедность и однообразие синтаксических конструкций.

Пример: Мужчина был одет в прожжённый ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью.

Лучше: Мужчина был одет в грубо заштопанный прожжённый ватник. Хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъеденными молью.

— Неудачный порядок слов.

Пример: Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.

Лучше: В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

— Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения.

Пример: Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии.

Лучше: Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

  • Индивидуальные занятия
  • Доступные цены
  • Удобные способы оплаты
  • Бесплатный вводный урок
  • Гарантированный возврат денег

источники:

http://poisk-ru.ru/s7539t23.html

http://reallanguage.club/grammatika-russkogo-yazyka/stilisticheskie-oshibki/

Ответ:

1. Хватит тебе теребить старые раны. — Хватит тебе бередить старые раны. (Ошибка в употреблении фразеологизма).

2. Уровень благосостояния народа увеличивается. — Уровень благосостояния народа растёт (возрастает). (Нарушение лексической сочетаемости слов).

3. Троекуров был хотя и не глуп, но немного с приветом. — Троекуров был хотя и не глуп, но немного странен. (Ошибка в построении предложения с однородными членами).

4. Премьер-министра охраняют порядка двухсот стражей порядка.  — Премьер-министра охраняют около двухсот стражей порядка. (Тавтология).

5. Успех пришел не сразу, этому сопутствовали долгие годы. — Успех пришёл не сразу, для этого потребовались долгие годы. (Нарушение лексической сочетаемости слов).

Скачать материал

Речевые ошибки обучающихся и пути их исправления

Скачать материал

  • Сейчас обучается 126 человек из 49 регионов

  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов

  • Сейчас обучается 40 человек из 21 региона

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Речевые ошибки обучающихся и пути их исправления

    1 слайд

    Речевые ошибки обучающихся и пути их исправления

  • Речевые ошибки – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языко...

    2 слайд

    Речевые ошибки – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм.

  • Виды  речевых ошибок с примерами их устранения:
1. НАРУШЕНИЕ СМЫСЛОВОЙ ТОЧНОС...

    3 слайд

    Виды речевых ошибок с примерами их устранения:
    1. НАРУШЕНИЕ СМЫСЛОВОЙ ТОЧНОСТИ
    Жилые комплексы возникнут в новых районах. – Жилые комплексы будут построены в новых районах.
    2. НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ СЛОВ
    Успехи сына причинили матери радость. – Успехи сына доставили матери радость.
    3. СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ
    Он принимал желательное за действительное. – Он принимал желаемое за действительное.
    4. ПРОПУСК СЛОВА
    Девочка нянчила младшего братишку, хотя шёл только десятый год. – Девочка нянчила младшего братишку, хотя ей шёл только десятый год.
    5. ПЛЕОНАЗМ (УПОТРЕБЛЕНИЕ НЕНУЖНЫХ УТОЧНЯЮЩИХ СЛОВ)
    Катерина заранее предчувствует свою гибель. – Катерина предчувствует свою гибель.

  • 6. ТАВТОЛОГИЯ (ПОВТОРНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ДРУГИМИ СЛОВАМИ УЖЕ НАЗВАННОГО ПОНЯТИЯ)...

    4 слайд

    6. ТАВТОЛОГИЯ (ПОВТОРНОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ДРУГИМИ СЛОВАМИ УЖЕ НАЗВАННОГО ПОНЯТИЯ)
    Для работы в вузе, для обучения студентов необходимы преподаватели высокого класса. – Для работы в вузе необходимы преподаватели высокого класса.
    7. ПОВТОРЕНИЕ ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ (РАЗНОВИДНОСТЬ ТАВТОЛОГИИ)
    Мальчик точно пересказал содержание рассказа. – Мальчик точно пересказал содержание прочитанного (услышанного).
    8. НЕПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ СЛОВ, НЕОЛОГИЗМОВ, УСТАРЕВШИХ СЛОВ
    Я испытывал специфические чувства. Новый дворовый Журдена отдавал приказания слугам. – Я испытывал особенные чувства. Новый дворецкий Журдена отдавал приказания слугам.
    9. НЕОПРАВДАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ ШТАМПОВ
    При встрече друзей на повестку дня выносилось будущее Алёши. – При встрече друзья хотели поговорить о будущем Алёши.

  • 10. НЕОПРАВДАННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СОСТАВА ФРАЗЕОЛОГИЗМА (КОНТАМИНАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФРА...

    5 слайд

    10. НЕОПРАВДАННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СОСТАВА ФРАЗЕОЛОГИЗМА (КОНТАМИНАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ)
    Эта роль стала для актёра соловьиной песней. Необходимо уделить значение образованию. – Эта роль стала для актёра лебединой песней. Необходимо уделить внимание образованию.
    11. АЛОГИЗМ (СОЕДИНЕНИЕ НЕ СОВМЕСТИМЫХ ПОНЯТИЙ)
    Благодаря высокой температуре я потерял сознание. – Из-за высокой температуры я потерял сознание.
    12. НЕТОЧНЫЙ ПОДБОР СИНОНИМА
    На грядущей неделе начнём заниматься. – На будущей (следующей) неделе начнём заниматься.
    13. НЕУДАЧНЫЙ ОКСЮМОРОН (СОЕДИНЕНИЕ АНТОНИМОВ)
    Я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу. – Я в этом ничего плохого не вижу. Это не плохо, а, наоборот, хорошо.
    14. НЕУДАЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНОНИМОВ
    Футболисты ушли с поля без голов. – Футболисты ушли с поля, не забив ни одного гола.

  • 15. НЕУМЕСТНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ ИНОЙ СТИЛЕВОЙ ОКРАСКИ, ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕНН...

    6 слайд

    15. НЕУМЕСТНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ ИНОЙ СТИЛЕВОЙ ОКРАСКИ, ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫХ, ПРОСТОРЕЧНЫХ СЛОВ
    Автор пытается направить людей чуть в другую колею. Таким людям всегда удаётся объегорить других. – Автор пытается направить людей в сторону. Таким людям всегда удаётся обмануть других.
    16. НЕУДАЧНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ, УКАЗАТЕЛЬНЫХ, ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ
    Автор заставляет думать о последствиях своих поступков. – Автор заставляет думать о последствиях безответственных поступков.
    17. ДВУСМЫСЛЕННОСТЬ, НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ ФРАЗЫ
    Учителю надо многое сказать (учителю или учителю нужно многое сказать?).
    Ребенок требует ухода матери (не ясно, что значит в данном случае слово “уход”).
    18. КАНЦЕЛЯРИЗМЫ (КАНЦЕЛЯРСКИЕ ШТАМПЫ)
    Катериной было принято решение утопиться.
    Наташа с Соней говорили по поводу того, как прекрасна летняя ночь.
    19. ЛЕКСИЧЕСКИЕ АНАХРОНИЗМЫ (ПЕРЕНЕСЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО СЛОВА В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПРОШЛОГО ЛИБО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРХАИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ РЕЧИ)
    Уходя от войск Наполеона, русские эвакуировали свои семьи.

  • Причины появления речевых ошибок: 
Небольшой словарный запас, бедность грамма...

    7 слайд

    Причины появления речевых ошибок:
    Небольшой словарный запас, бедность грамматического строя речи.
    Непонимание значения слова или его оттенков.
    Влияние социальных факторов.
    Отсутствие привычки речевого самоконтроля.
    Неумение и нежелание пользоваться словарями и справочниками для разрешения трудных случаев написания, произношения, словообразования.
    Низкая читательская активность.

  • Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического з...

    8 слайд

    Найдите в предложениях слова, которые употреблены без учета их лексического значения. Исправьте ошибки.
    1.Ему нравится быть в поле внимания.
    2.Читая книги, вы повышаете свой кругозор.
    3.Кондуктор настойчиво требовала оплатить штраф
    4.Предпринимать усилия для достижения цели.
    5.Мы делаем все для увеличения благосостояния народа.
    6.Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
    7.Соседка скоропостижно вышла из квартиры.
    8.Новые технологии способствуют улучшению недостатков.

  • Укажите, какое слово — лишнее:
Птенцы падают вниз на землю.
Начало в 19 часов...

    9 слайд

    Укажите, какое слово — лишнее:
    Птенцы падают вниз на землю.
    Начало в 19 часов вечера.
    В декабре было отмечено шесть самовольных прогулов.
    Проработал пять лет, не получая ни копейки денег.
    По моему личному мнению, выставка не вызвала повышенного интереса.
    Не задирайте нос кверху!
    В самые ближайшие дни мы это выясним.
    Взаимоотношения между супругами улучшились.
    Ошибки чтеца неприятно резали слух.
    В литературном наследии писателя большое и видное место занимает разоблачение ложных эстетических установок.
    Вольнолюбивая тема является основным лейтмотивом всего творчества Некрасова.

  • Назовите одним словом синоним к следующим иноязычным словам
Рейтинг- оценка
С...

    10 слайд

    Назовите одним словом синоним к следующим иноязычным словам
    Рейтинг- оценка
    Сайт- местоположение
    Имидж- образ
    Ланч- завтрак второй
    Паркинг- стоянка
    Тинейджер- подросток
    Кастинг- отбор
    Инвестиция – вложение
    Баланс – равновесие
    Игнорировать – пренебрегать
    Менеджер- управляющий
    Лимит- ограничение.

  • Выберите из слов в скобках необходимые  (с учетом лексической сочетаемости сл...

    11 слайд

    Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости слов)

    1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.

    2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).

  • Подберите к именам существительным из левого столбца
глаголы из правого с уче...

    12 слайд

    Подберите к именам существительным из левого столбца
    глаголы из правого с учетом лексической сочетаемости.
    Имя существительное Глагол
    роль принять
    значение иметь
    функция заплатить
    меры выплатить
    попытка предоставлять
    штраф прилагать
    гарантия оплатить
    усилие выполнять
    счет предпринять
    вознаграждение играть

  • Найдите ошибки и объясните, в чем они состоят.
– Пожалуйста.
– Что это?
– Бри...

    13 слайд

    Найдите ошибки и объясните, в чем они состоят.
    – Пожалуйста.
    – Что это?
    – Бритва самой последней марки.
    – Зачем, Надя!
    – С этими… как его… плавающими ножами.
    – Зачем делать такие дорогие подарки?
    – Беру пример с тебя. Мое платье! Я забыла одеть праздничное платье!

  • Нижеследующий текст представляет собой введение к воображаемой книге "Васины...

    14 слайд

    Нижеследующий текст представляет собой введение к воображаемой книге «Васины истории». В него намеренно внесены несколько десятков разнообразных речевых ошибок. Попробуйте их найти, определить, в чём суть каждой ошибки, и предложить варианты её исправления. Сосчитайте найденные ошибки.
    Героя моей книги зовут Вася. Это высокий (ростом примерно 188.5 сантиметров), дюжинный мужчина с красивым, мужиковатым лицом и густыми, окладистыми волосами. Когда он идёт по улице, он возносится над толпой, а чтобы поговорить с ним, мне приходится воздеть голову вверх. Несмотря на то, что Вася занимается тяжкой физической работой, одет он всегда опрятно и типа с комфортом, и большую половину своего свободного времени он уделяет чтению, чтобы повышать свой кругозор. Познакомился я с Васей в гастрономе, незадолго до нашей встречи его как раз отремонтировали и побелили, так что выглядел он вполне пристойно. Я обратил на Васю внимание из-за его громкого, как марафонская труба, голоса. Он разговаривал с продавщицей, активно жестикулируя руками, и по мимике его лица было видно, что он хочет обнародовать свою речь крепким словом, но сдерживает себя.

  • УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕФРАЗИРУЙ»
Пойдем гулять. 
Пройдёмся?
Не хочешь ли размять ног...

    15 слайд

    УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕФРАЗИРУЙ»
    Пойдем гулять.
    Пройдёмся?
    Не хочешь ли размять ноги?
    Надо бы подышать воздухом.
    Приглашаю тебя на прогулку!
    Давай выйдем погулять?
    и так далее.

  • 10+10
	Берем существительное и пишем 10 прилагательных, которые к нему подход...

    16 слайд

    10+10
    Берем существительное и пишем 10 прилагательных, которые к нему подходят. Например, существительное корова. Она какая? Большая, коричневая, рогатая, голодная, толстая и так далее. А потом пишем 10 прилагательных, которые к нему не подходят. Например: зелёная, колючая, прозрачная… То же самое можно делать и с глаголами: что наша корова может и чего не может делать.

  • Рерайтинг- процесс создания нового текста на основе уже имеющегося.«Стойте,...

    17 слайд

    Рерайтинг
    — процесс создания нового текста на основе уже имеющегося.
    «Стойте, стойте, сообщите шоферу, чтобы не закрывал двери, я постараюсь успеть»! — прокричал человек, спешащий к автобусу.

    Человек спешил на автобус и кричал, чтобы водитель остановился.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 285 707 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Другие материалы

«Русский язык», Шмелёв А.Д., Флоренская Э.А., Савчук Л.О. и др. / Под ред. Шмелёва А.Д.

«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

  • 14.02.2023
  • 170
  • 4

«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

  • 14.02.2023
  • 163
  • 3

«Русский язык. Углубленный уровень. 10-11 классы», Бабайцева В.В.

«Русский язык», Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В. и др.

  • 14.02.2023
  • 211
  • 17

«Русский язык», Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

Ответы

Автор ответа: digitalhristos





1

1. вроде правильно
2.совершил логичный поступок(логичный и логический- паронимы, логичный-последовательный, а логический- по законами логики)
3.сотрудничество а не сотрудничание, такого слова просто нет, лексическая ошибка
4.заслужила славу, а не покрыла себя, покрыть себя славой нельзя. лексическая ошибка
5.увеличение благосостояния народа. слово уровень лишнее, это и так уровень
6.любимчиком, а не любимцем, любимцем можно назвать животное, а не человека.
ошибки везде лексические

Интересные вопросы

. Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Задача, поставленная нами, достигнута. — Задача, поставленная нами, выполнена
Подавляющее число сотрудников одобрило предложение. —
Большое внимание будет оказано благоустройству города. —
Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти от
тонкорунной овцы. —
Студенты начинают постигать первые трудности вузовского образования. –
Этой проблеме придаётся первоочередное внимание. — ……………………..
Вопрос усугубляется недостаточностью информации. —
Задачей власти должно быть увеличение уровня благосостояния народа. — …
Фабрике удалось удешевить себестоимость своей продукции. —
Здесь уделяют огромное значение комплексному диагностическому обследованию. —

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мы действуем согласно приказа тип ошибки
  • Мы действовали согласно приказа найти грамматическую ошибку
  • Мы действовали вопреки намеченного плана грамматическая ошибка
  • Мы готовы оказать вам содействие в доставке товаров ошибка
  • Мы готовы заключить долгосрочные договора ошибка