Ирина Кривенкова (кандидат филологических наук, репетитор по русскому языку).
Сегодня я предлагаю разобрать самое дорогое задание экзаменационного теста. Это восьмое задание. За него вы можете получить целых 5 баллов.
Что проверяет это задание? Оно проверяет знание грамматических, конкретно синтаксических норм. Вот пример задания.
Грамматические ошибки | Предложения |
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. Б) неправильное построение предложения с косвенной речью. В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. |
1) Те, кто не хочет что-то делать, ищет причины, а те, кто хочет, — возможности. 2) Изучая растения средней полосы России, у меня появился интерес к этой проблеме. 3) Благодаря героизма людей катастрофа была предотвращена. 4) В первый же день по приезде в Санкт-Петербург Ольга отправилась в музей-квартиру А.С. Пушкина. 5) Декарт говорил, что я мыслю, следовательно, я существую. 6) Обеспокоенные приближением лодки, птицы улетели. 7) Не оглядываясь, он шёл по дороге. 9) В романе «Отцах и детях» несколько главных героев. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
Что же необходимо сделать?
Вам необходимо соотнести название грамматической ошибки в левой части с предложением, содержащим эту ошибку в правой части. Слева у вас всегда будет пять наименований ошибок из девяти возможных, справа — девять предложений. Пять предложений будут содержать искомые ошибки. Остальные могут быть составлены грамотно или содержать ошибку, не указанную в левой части.
Итак, вам надо разобраться в девяти видах грамматических, т.е. синтаксических ошибок.
№П.П. | Название ошибки | Пример ошибки | Исправление |
1 | Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. | По приезду Согласно приказа По окончанию поездки |
По приезде Согласно приказу По окончании поездки |
2 | Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. | Богатые люди использовали мех соболя, а те (ед. число), кто были (мн. число) победнее, носили бараний мех. | Богатые люди использовали мех соболя, а те (ед. число), кто был (мн. число) победнее, носили бараний мех. |
3 | Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. | Постройки, изображенные на картине «Ветхом дворике» Левитана, и сейчас можно найти в глубине Плесовских усадеб, теснящихся среди зелени по береговым уступам. | Постройки, изображенные на картине «Ветхий дворик» Левитана, и сейчас можно найти в глубине Плесовских усадеб, теснящихся среди зелени по береговым уступам. |
4 | Неправильное построение предложения с косвенной речью. | Паустовский писал в своем дневнике, что книги давали мне богатую пищу для воображения, открывали великолепные дороги в мир и в будущее. | Паустовский писал в своем дневнике, что книги давали ему богатую пищу для воображения, открывали великолепные дороги в мир и в будущее. |
5 | Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. | На Руси основной формой одежды было платье, сшитого из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина. | На Руси основной формой одежды было платье, сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина. |
6 | Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. | Окончив училище, нас оставили работать в родном городе. | Окончив училище, мы остались работать в родном городе. |
7 | Ошибка в построении предложения с однородными членами. | Люблю музыку и кататься на коньках. | Люблю слушать музыку и кататься на коньках. |
8 | Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм. | Он переписывает работу и объяснил все свои ошибки. | Он переписывает работу и объясняет все свои ошибки. |
9 | Ошибка в построении сложного предложения | Принято думать то, что строительство египетских пирамид осуществляли десятки тысяч людей, которые работали в каменоломнях, перемещали гигантские каменные блоки к месту сооружения. | Принято думать, что строительство египетских пирамид осуществляли десятки тысяч людей, которые работали в каменоломнях, перемещали гигантские каменные блоки к месту сооружения. |
Как же они звучат? Первое. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. Обратите внимание, что производные предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом, поэтому правильно будет звучать: согласно приказу, а ошибкой будет согласно приказа. Также сочетание по приезду и по прилету неверно. Грамотно будет говорить: по приезде и по прилете.
Предлог по согласуется с Предложным падежом. Правильно говорить по окончании, по завершении, по возвращении, по прибытии. Ошибочным будет употребление по окончанию, по возвращению, по прибытию.
Вторая ошибка – это нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Пример такой: богатые люди использовали мех соболя, а те, кто были победнее, носили бараний мех. В данном случае у нас с вами не согласуются подлежащее и сказуемое в числе, т.е. подлежащее в единственном числе, а сказуемое во множественном. Это неверно. Как исправляем это предложение? Богатые люди использовали мех соболя, а те, кто был победнее, носили бараний мех.
Третья ошибка – это нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. В данном случае вы обращаете внимание на любые названия. Это могут быть названия картины, фильма, книги и т.д. Приведем пример. Постройки, изображенные на картине «Ветхом дворике» Левитана, и сейчас можно найти в глубине Плесовских усадеб, теснящихся среди зелени по береговым уступам. В данном случае мы должны поставить название картины в именительный падеж. Постройки, изображенные на картине «Ветхий дворик» Левитана, и сейчас можно найти в глубине Плесовских усадеб, теснящихся среди зелени по береговым уступам. Так будет грамотно.
Четвертое: неправильное построение предложения с косвенной речью. Приведем пример. Паустовский писал в своем дневнике, что книги давали мне богатую пищу для воображения, открывали великолепные дороги в мир и в будущее. Что неверно? Неверно употребление личного местоимения я в дательном падеже. Как же мы исправляем это предложение? Паустовский писал в своем дневнике, что книги давали ему богатую пищу для воображения, открывали великолепные дороги в мир и в будущее.
Пятая ошибка. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. В данном случае у нас есть несколько вариантов. Это может быть несогласование и неправильный порядок при употреблении причастного оборота. Давайте приведем пример неверного согласования. На Руси основной формой одежды было платье, сшитого из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина. Здесь у нас с вами неверное согласование в падеже. Грамотно будет: на Руси основной формой одежды было платье, сшитое из различных тканей, в зависимости от богатства хозяина.
Шестое. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. Пример. Окончив училище, нас оставили работать в родном городе. Что неправильно? Неправильно употреблять после деепричастного оборота дополнение в косвенных падежах, в данном случае это дополнение в родительном падеже. Деепричастный оборот мы можем продолжать подлежащим, т.е. субъектом в именительном падеже. Окончив училище, мы остались работать в родном городе.
Седьмое. Ошибка в построении предложения с однородными членами. Всегда обращайте внимание на такие союзы как не только, но и; как, так и; не столько, сколько. Ошибка может быть связана как с неправильным употреблением самого союза, например, не только, а также; как, а также; или как, так. Могут быть ошибки, связанные с тем, что не сочетаются имя существительное и инфинитив. Например, люблю музыку и кататься на коньках.
Восьмая ошибка связана с нарушением видо-временной соотнесенности глагольных форм. Приведем ошибочное предложение. Он переписывает работу и объяснил все свои ошибки. В данном случае первое сказуемое употреблено в настоящем времени несовершенном виде, а второе сказуемое в прошедшем времени совершенном виде. Именно это и является рассогласованностью в виде и времени. Как правильно? Он переписывает (наст. вр., несов. в.) работу и объясняет (наст. вр., несов. в.) все свои ошибки.
Девятая заключительная ошибка связана с построением сложного предложения. В данном случае вы должны обращать внимание на неправильное использование союзов, союзных слов, указательных местоимений. Рассмотрим такой пример. Принято думать то, что строительство египетских пирамид осуществляли десятки тысяч людей, которые работали в каменоломнях, перемещали гигантские каменные блоки к месту сооружения. В данном случае лишним является указательное местоимение то. Мы просто его исключаем из этого предложения и оно становится грамотным. Принято думать, что строительство египетских пирамид осуществляли десятки тысяч людей, которые работали в каменоломнях, перемещали гигантские каменные блоки к месту сооружения.
Итак, это задание проверяет умение находить ошибки в структуре простого предложения, сложного предложения, в употреблении падежной формы существительного с предлогом, в согласовании.
Назад
Благодарим за то, что пользуйтесь нашими публикациями.
Информация на странице «9 главных синтаксических ошибок на ЕГЭ по русскому языку» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к ЕГЭ и ОГЭ.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в высшее учебное заведение или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из разделов нашего сайта.
Публикация обновлена:
07.06.2023
Ответка
Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя. Выберите лучший ответ.
Задать вопрос
- Подготовка к ЕГЭ
-
Подготовка к ОГЭ
- Подготовка к олимпиаде
- Сочинение
- Грамматика
- Для взрослых
Задать вопрос
-
Все вопросы
HEber
Русский язык
10 — 11 классы
12.05.2020 13:39
Ответы на вопрос
Записаться
Бесплатные вебинары с ответами на все вопросы у нас на канале!
Смотреть
Репетиторы в городах:
- Репетитор в Самаре
- Репетитор в Курлово
- Репетитор в Владикавказе
- Репетитор в Унече
- Репетитор в Новосибирске
- Репетитор в Ишимбае
- Репетитор в Алупке
- Репетитор в Семенове
- Репетитор в Липках
- Репетитор в Гагарине
- Репетитор в Хабаровске
Репетиторы по предметам:
- Репетитор по русскому языку
- Репетитор по английскому языку
- Репетитор по немецкому языку
- Репетитор по математике
- Репетитор по биологии
- Репетитор по физике
- Репетитор по химии
- Репетитор по французскому языку
- Репетитор по итальянскому языку
- Репетитор по китайскому языку
Укажите предложение с грамматической ошибкой
1) Болельщикам, приехавшим их разных стран мира, было интересно познакомиться с нашей страной.
2) Витя коллекционировал не только марки, но и значки.
3) Мы действовали согласно приказа директора школы.
4) Открыв окно, я залюбовался видом города .
Рабочий лист к уроку русского языка в 11 классе. Подготовка к ЕГЭ.
№ |
Предложения |
Тип ошибки |
1. |
Большинство возражали против такой оценки. |
|
2. |
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. |
|
3. |
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. |
|
4. |
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. |
|
5. |
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. |
|
6. |
Когда герой опомнился. Было уже поздно. |
|
7. |
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. |
|
8. |
Живя на даче, нас очень беспокоили комары. |
|
9. |
Коллектив завода годовое задание выполнили всего на шестьдесят два процента. |
|
10. |
Шел дождь и два студента. |
|
11. |
Базаров говорит, что мой дед землю пахал. |
|
12. |
Мы действуем согласно приказа. |
2 Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.
Граммы –
Килограммы-
Абрикосы –
Апельсины –
Арбузы –
Баклажаны –
Мандарины –
Помидоры –
Томаты –
Яблоки –
3. Расставьте ударение в словах.
Балованный, лгала, цемент, дефис, загнутый, убыстрить, шофер, наделит, цепочка, наживший, затемно, снята, облилась, ободрить, поняв, поручни, средства, послала, окружит, каталог, досуха, наверх, партер, кровоточащий, свекла, убрала, центнер, черпать, шарфы.
4. Спишите слова, вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки.
Кожа(н,нн)ый, пр…кратил, ра(с,сс )трое(н,нн )ый, очище(н,нн)ый, колыш…щийся, (в)течени… (не)которого врем..н.., пече (н,нн)ая в золе картошка, ветре(н,нн)ый, (по)дружески, незва(н,нн)ый гость, безопас…ный
5. Выполните синтаксический разбор предложения.
Зеркально ясная гладь озера чуткая ко всему что простиралось над ним была заполнена подрумяненными облаками и уже не казалась озером а таким же как и небо бездонным пространством и нельзя было сказать где кончались настоящие облака и где было только их отражение.
«Согласно приказу» правильно следует писать с окончанием -у в соответствии с морфологической нормой русского языка. Предлог «согласно» употребляется только с формой дательного падежа существительного.
При составлении различного рода документов, написании деловых официальных бумаг часто возникает сомнение, как правильно употребить форму слова «приказ» с предлогом:
«согласно приказу» или «согласно приказа»?
Сочетаемость предлога «согласно»
Какую форму родительного или дательного падежа существительного предпочтительнее употребить? Чтобы разобраться в этом, определим, из каких компонентов складывается это сочетание. Оно состоит из производного предлога «согласно» и падежной формы неодушевлённого существительного мужского рода «приказ»:
- и. п. (что?) приказ
- р. п. текст (чего?) приказа
- д. п. согласно чему? согласно приказу
- в. п. читаю (что?) приказ
- т. п. интересуемся (чем?) приказом
- п. п. расскажет (о чём?) о приказе
Чтобы не сделать ошибки в тексте документа, руководствуемся морфологической нормой современного русского литературного языка:
Предлог «согласно» употребляется с формой дательного падежа существительного или местоимения.
Поэтому правомерно зададим вопрос: согласно чему?
И дадим правильные ответы:
- согласно приказу директора;
- согласно уставу;
- согласно договору;
- согласно письму;
- согласно законодательству РФ;
- согласно решению комиссии.
Понаблюдает, как «работает» эта норма сочетаемости предлога с формой дательного падежа слов в публицистических и художественных текстах:
Согласно приказу командования прибыл в ваше распоряжение (С. Зверев. Посвящение в герои).
Согласно приказу, отданному накануне вечером, глубокий сон солдат был нарушен оглушительным грохотом барабанов, и раскатистое эхо далеко разносилось во влажном воздухе, гулко отдаваясь в каждом лесном углу (Джеймс Купер. Последний из могикан).
Написание и употребление конструкции «согласно приказа» с существительным в форме родительного падежа является в современном русском языке речевой и орфографической ошибкой.
Попутно упомянем, что в соответствии с нормой русского языка с формой дательного падежа слов сочетаются также следующие производные предлоги:
- (благодаря чему?) благодаря погоде, хорошему настроению, умению, мастерству, высокому профессионализму;
- (вопреки чему?) вопреки предсказанию, воле родителей, самочувствию;
- (наперекор чему?) наперекор судьбе, стихии, шторму, воле отца, болезни.
Чтобы усвоить эту норму современного русского литературного языка, прочтём примеры предложений.
Примеры
Согласно приказу администрации района сельскохозяйственная выставка состоится в эту субботу.
Согласно приказу начальника отдела сотрудник Павлов В. М. назначен на должность ревизора.
Согласно приказу заведующего гаражом в понедельник следует выполнить мелкий ремонт машин.
Андрей Степанович получил двухнедельный отпуск согласно приказу управляющего.
В течение недели следует пополнить парк автомобилей согласно приказу заведующего гаражом.
Средняя оценка: 1.7.
Проголосовало: 81