Мы читаем не видя ошибок слов

October 21 2020, 16:00

Category:

  • Психология
  • Cancel

Почему легко заметить ошибки в чужом тексте, а в своем — нет?

Частенько мы делаем опечатки, которые не можем найти даже перечитав несколько раз свою писанину. Однако, если мы предложим кому-то другому прочитать наш текст, то он обычно очень быстро находит наши опечатки.

Почему так?

Почему мы делаем опечатки, вполне очевидно: это обычные механические ошибки при быстром наборе. Но вот почему чаще всего мы не замечаем их в собственном тексте, вопрос гораздо интереснее. Оказывается, винить стоит наш собственный мозг.

Психолог Том Стаффорд из Университета Шеффилда (Великобритания) посвятил изучению опечаток несколько лет и одну научную работу. И вот к какому выводу он пришел.

Стаффорд считает: «Когда ты пишешь, ты пытаешься передать смысл. Это задача очень высокого уровня. Как и в случае со всеми задачами подобного рода, мозг обобщает простые составные части (например, превращает буквы в слова и слова в предложения) для того, чтобы сосредоточиться на более сложных задачах (например, объединении предложений в сложные идеи)».

Когда мы читаем тексты других людей, мы понимаем смысл, задействуя меньшую мощность мозга, чем когда мы создаем текст самостоятельно, и это помогает сосредоточиться на частях и увидеть ошибки и опечатки. Но когда мы перечитываем собственный текст, мозг достраивает картину, которую мы хотели передать, и (если очень сильно обобщить) мы видим не то, что есть, а то, что должно быть. Поэтому заметить опечатки в своем тексте в несколько раз сложнее, чем в чужом.

Почему так сложно заметить опечатки в собственном тексте

Можно написать прекрасный рассказ, статью или деловое письмо. Но все плюсы даже самой безупречной работы перекроет случайная опечатка. Рассказываем, почему люди так часто не замечают собственных опечаток и как это исправить.

Почему так сложно заметить опечатки в собственном тексте

Изображение Martine Auvray с сайта Pixabay

Какой бы хороший текст вы ни написали, одна опечатка может испортить его для читателя

Люди часто допускают случайные опечатки и не могут их найти, не потому что люди глупые. Люди допускают опечатки, потому что они слишком умные.


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Согласно ScienceABC, простая задача, такая как письмо, занимает человеческий мозг меньше, чем более сложная миссия по систематизации идей. То есть мозг больше сосредоточен на подаче и смысле текста, чем на процессе его набора.

Письмо – один из основных способов общения, поэтому, когда человек читает написанное, он смотрит не на само письмо, а, скорее, на общий смысл. Здесь можно вспомнить старую шутку из сети:


РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Когда человек перечитывает собственную работу, он уже знает, что хотел сказать, и поэтому существующие знания заполняют «пробелы» в тексте, а опечатки остаются незамеченными. Человек может не уловить «пиьсмо», потому что мозг сам автоматически исправит на «письмо».

К сожалению, другие люди быстро выявляют ошибки в тексте. В их мозге нет карты, которой нужно следовать, и поэтому опечатки становятся очевидными.

Как же найти опечатки в собственном тексте?

Самый простой способ – сделать так, чтобы текст казался чужим. Для этого можно распечатать его и перечитать, перечитать с другого устройства, изменить шрифт или отвлечься от текста на пару часов, а затем снова вернуться к нему.

Ранее мы ответили на вопрос, смогут ли люди когда-нибудь редактировать или стирать воспоминания. Подробности в нашем материале.

Время на прочтение
4 мин

Количество просмотров 165K

Помните, в интернете, году этак в 2003, проходила картинка, в которой сообщалось, что неважно в каком порядке идут буквы в слове, лишь бы первая и последняя были на местах, а остально мозг сам скомпонует и вычленит смысл. Вот оригинальный текст:

По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы чиатем не кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.

В английском варианте это звучало так:

Arocdnicg to rsceearch at Cmabrigde Uinervtisy, it deosn’t mttaer in waht oredr the ltteers in a wrod are, the olny iprmoatnt tihng is taht the frist and lsat ltteer are in the rghit pcale. The rset can be a toatl mses and you can sitll raed it wouthit pobelrm. Tihs is buseace the huamn mnid deos not raed ervey lteter by istlef, but the wrod as a wlohe.

Попытка поэкспериментировать с разными текстами показала, что с русским языком все не так безоблачно, как с английским и алгоритм эффективного и readable-перемешивания все-таки немного другой.

Cсылаются на труды некого Matt Davis, который в свою очередь, отсылает к Rawlinson, G. E. аж 1976 года (summary).

Я не поленился и написал простенькую программу, которая обрабатывает тексты. Откуда выяснил, что не совсем так, как заявлялось, но истина где-то рядом.

Так вот, если менять середину слов совсем произвольно, то получится следующее:

На Оклисмпйиих играх ссяоислтоь жскиене коныандме срнноваовеия по сооипвртнй гмксинатие Зутолою медлаь Игр золвавеаа сранобя США соеабощт оалцьифниый сйат Оалпимиды Втооре мтесо зяални птеьртлиадисцнвеы роскосисйй кдаомны котраоя вриыгала для ннаьиоцонлай сбнроой вротое срербео среребо сонобрй Риосси пнслриеа теактлотжлеяа Свлтнаеа Цавакреуа Брвооунзю нарадгу пиучолли ринскымуе гксаминти.

В принципе, понятно, но стоит взять слова подлиннее, как текст становится плохоузнаваемым:

Влртачеси писунрак в Калокагнсидрним мосрком рынбом потру коротый в эти дни очмател 65-леите. В честь пкардниза порт пдерепнос падорок калидингнацрам и риршазел снобывдой пхород на торритерию. Все жищеюлае смогли посетить Кзерушнретн. Такая возтонжосмь вадепаыт не чатсо. Как праливо посьятдня на борт Кзреуншртена пинусрака мугот гости морнудежадных мирксох праднзиков в инанртосных потрах а желити Каланинргида.

Зато если взять за правило сохранять позиции согласных и гласных букв, свободно меняя между собой отдельно гласные и согласные, то результат получается слегка более читаемым и понятным при том же хаосе:

На Окислийпмих играх сяссоотиль жикнсее кыдоннмае совинроневая по снирповтой гимнастике Зотолую мадель Игр залаовева сборная США сообщеат олиьиацнфый сайт Олампииды Второе метсо заняли пцидвларетеьнситы рискоссйой кадомны которая ваилрыга для наьоонинлцай сронбой второе серербо себерро снорбой России псинелра тотелаеклятжа Стевлана Цавураека Бвонзорую надрагу почулили рунимскые гиснатмки.

и для второго текста

Влрчасети писанрук в Кигидонрнасклам моксром рыбном порту который в эти дни отмачел 65-литее. В четсь пкинзрада порт ппедорнес пародок кагиданнларцим и разширел сдывонбой проход на торриритею. Все жалиещюе сголми писетоть «Кзерушнретн». Такая вотмонзосжь вапедаыт не часто. Как пвиларо пяьсоднтя на борт пикарсуна мугот готси мырдожанундех мирскох пзанрдиков в инантронсых партох а желити Каниларгдина видят мачты «Кзерушнрента» токьло через огдару потра.

Теперь сделаем еще небольшое изменение — добавим максимальное расстояние между переставляемыми символами в 3 символа, чтобы согласная с начала слова не улетала в его конец. Также добавляем учет того, что более одного раза символы переносить нельзя. В итоге выходит текст, из которого уже почти все понятно:

Всртечали пасурник в Калиниргнаксдом мосрком рыбном порту котырой в эти дни отмечал 65-телие. В четсь пзардника прот преподнес подарок киналигнрадцам и рарзешил свободный пхород на тертирорию. Все желюащие сгомли посетить Крунезштерн. Такая возможнотсь выпадеат не чатсо. Как пвирало подняться на борт парусника могут гости междуронандых морских пзардников в инотсранных потрах, а жилтеи Киналигнрдаа видят мачты Кзерутшнерна тоьлко через оргаду порта.

В итоге выходит, что для русского языка не все так безоблачно, как для английского, с его короткими словами. Но если немного поменять алгоритм, общая идея все-таки работает.

Интересно, есть ли возможность внести еще шума в середину слова с сохранением читабельности и понятности?

UPDATE:
torkve пишет:

Мне кажется, правильнее попробовать сделать что-то вроде Вашего последнего алгоритма, только немножко развить идею:

1. Фиксируем первый и последний символы слова.
2. Из оставшихся берём первые три символа, произвольно перемешиваем.
3. Из полученной новой тройки фиксируем первые два.
4. Повторяем пункт 2, пока незафиксированные символы не кончатся.

Я практически так и сделал, но фиксировать в п. 3 стоит не первые два, а первые три. Иначе одна буква может пропутешествовать до конца слова. Вот что получилось:

Врстаечли парусинк в Клаининагрдском мсроком рбыном потру ктоорый в эти дни отемачл 65-лтеие. В чтсеь пазрдника порт ппредонес паодрок киалнинргацдам и рзраиешл сбовондый проход на трретоиирю. Все желающие сгомли поестить Кзрушенетрн. Ткаая взомжностоь впыааедт не чатсо. Как парвило пдонтьяся на брот пруаинска моугт гстои междунадроных мосрикх праздинков в инсотранных протах, а жтиели Калииннагрда вядит мачты Курзнештерна тльоко через ограду пртоа.

Выходит ничего так.

UPDATE2. Решил проверить, что будет, если убрать практически все гласные — не трогать начала и концы слов. Ведь в том же арабском или иврите их практически нет — обходятся согласными. Вот что выходит с произвольного текста из «Дворянского гнезда» Тургенева:

Мрья Дмтриевна в млдсти пльзвлсь рптцией млнькой блнднки; и в птьдст лт чрты ее не бли лшны приятнсти, хтя нмнго рспхли и спллсь. Она бла блее чвствтльна, нжли дбра, и до зрлх лт схрнла инстттские змшки; она изблвла сбя, лгко рздржлсь и дже плкла, кгда нршлсь ее првчки; зто она бла очнь лсква и лбзна, кгда все ее жлния исплнлсь и нкто ей не пркслвл. Дм ее прндлжл к чслу приятнейшх в грде. сстояние у ней бло всьма хршее, не стлько нслдствнное, склько блгприобртнное мжм. обе дчри жли с нею; сн всптвлся в однм из лчшх кзннх звдний в птрбрге.

Удивительно, но без гласных понятно абсолютно все. Причем текст ужался на 34 процента.

Почему ты легко замечаешь в чужом тексте ошибки, а в своем — не видишь

Версия, что опечатки — это порча, которую наложил на нас корректор, не подтвердилась!

Даже если ты имел в школе по русскому языку твердую пятерку и наизусть знаешь, как зовут не только Ожегова, но и Розенталя, то все равно сто раз делал обидные и нелепые опечатки. Более того, не только делал, но еще и отправлял письмо адресату с этой опечаткой или сдавал с ней отчет. (Нет, тот случай, когда ты в мессенджере назвал Таню Ирой, не считается опечаткой, уж извини!)

Почему ты легко замечаешь в чужом тексте ошибки, а в своем — не видишь

Почему мы делаем опечатки, вполне очевидно: это обычные механические ошибки при быстром наборе. Но вот почему чаще всего мы не замечаем их в собственном тексте, вопрос гораздо интереснее. Оказывается, винить стоит наш собственный мозг.

Психолог Том Стаффорд из Университета Шеффилда (Великобритания) посвятил изучению опечаток несколько лет и одну научную работу. И вот к какому выводу он пришел.

Стаффорд считает: «Когда ты пишешь, ты пытаешься передать смысл. Это задача очень высокого уровня. Как и в случае со всеми задачами подобного рода, мозг обобщает простые составные части (например, превращает буквы в слова и слова в предложения) для того, чтобы сосредоточиться на более сложных задачах (например, объединении предложений в сложные идеи)».

Когда мы читаем тексты других людей, мы понимаем смысл, задействуя меньшую мощность мозга, чем когда мы создаем текст самостоятельно, и это помогает сосредоточиться на частях и увидеть ошибки и опечатки. Но когда мы перечитываем собственный текст, мозг достраивает картину, которую мы хотели передать, и (если очень сильно обобщить) мы видим не то, что есть, а то, что должно быть. Поэтому заметить опечатки в своем тексте в несколько раз сложнее, чем в чужом.

Источник: https://www.wired.com/2014/08/wuwt-typos/

Простыми словами дислексия — это расстройство, при котором довольно часто детей и взрослых считают невнимательными, рассеянными или глупыми. Но в действительности это не так. Разбираемся, в чем проявляется «болезнь гениев» и почему такие люди бывают незаменимы.

Что такое дислексия


Дислексией называют врожденную особенность, которая напрямую связана с навыками чтения. Из-за проблем с определенными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании навыков, ребенок или уже взрослый человек может испытывать самые разные сложности при работе с текстом.

В большинстве случаев это нарушение диагностируют у школьников, когда те слишком медленно читают или регулярно допускают специфические ошибки при письме. Например, переставляют буквы в словах или не ставят точку.

Дислексию часто именуют «врожденной» безграмотностью, поскольку даже если человек будет «на отлично» знать все орфографические правила, он все равно не сможет ими воспользоваться на практике. А также человек с таким расстройством все равно будет мелено читать, совершать ошибки при чтении и не сможет понять смысл прочитанного.

По этой причине аудиокниги для дислексиков часто становятся альтернативой бумажным или электронным книгам.

Дислексия простыми словами: причины дислексии


Точной причины появления дислексии, по мнению ученых, нет. Но они считают, что такая особенность в половине случаев передается по наследству и является врожденной.

Кроме этого, исследователи пришли к выводу, что части мозга, которые участвуют в чтении и обработке речи, у людей с дислексией работают по-другому. При изучении данных МРТ ученые заметили, что области мозга, которые должны быть активны при чтении, работают не так, как должны. А также наблюдались трудности с созреванием некоторых отделов головного мозга.

Помимо генетики и особенностей работы мозга, причинами дислексии могут быть следующие факторы:

  • тяжелые инфекции, которые влияют на мозг, например, менингит;
  • черепно-мозговые травмы у ребенка или взрослого;
  • осложнения при родах и беременности;
  • вредные привычки матери во время беременности, такие как курение, употребление спиртного или наркотических веществ.

О дислексии просто: виды дислексии

Как у любого расстройства, «болезнь гениев» имеет несколько видов:

  1. Фонематическая или акустическая. Этот вид дислексии чаще всего встречается у младших школьников. У них наблюдаются проблемы с чтением — ребята переставляют слоги и искажают структуру слова. Так, например, вместо слова «кот» они читают «ток».
  2. Аграмматическая. В этом случае наблюдаются ошибки в составлении конструкций предложений. Например, неверное использование окончаний, падежей и времен («черная стул» или «я быть веселый»).
  3. Семантическая. Если у человека диагностируется этот вид, то главными признаками считается то, что каждое слово, которое читает человек, он понимает, но отдельно от текста. Собрать из всех прочитанных слов предложение он не в состоянии и поэтому не может понять смысл.
  4. Мнестическая. Это проблема выражается на уровне отдельных букв и звуков, которые не позволяют усвоить или понять все слово целиком.
  5. Оптическая. В этом случае отклонения происходят на зрительном уровне. Например, дислексик видит слово зеркально, задом наперед или же не может удержать взгляд на той строчке, которую читает — глаза постоянно скользят по странице и не позволяют придерживаться нужной последовательности чтения.

Симптомы и признаки дислексии


В основном признаки дислексии можно заметить еще в детстве, так как они проявляются в поведении и манере реагирования человека на обычные ситуации в повседневной жизни:

  • проблемы с концентрацией, вниманием и памятью;
  • сложность ориентирования в пространстве, например, когда ребенок или взрослый путает право и лево, верх и низ;
  • трудности с простыми и более сложными задачами: от выполнения элементарной просьбы до изучения алфавита или таблицы умножения;
  • изменения в последовательности букв, слогов, чисел при записывании и чтении;
  • неумение хорошо справляться с ручками, карандашами и т.д.;
  • нежелание читать вслух и писать, так как действия, которые даются, очень сложны или в них обнаруживается много ошибок, что вызывает у детей психологический дискомфорт.

Чем полезны люди с дислексией

По мнению ученых из Кембриджского университета, дислектики более креативные и изобретательные, чем люди без этой особенности. Так, после изучения трудов в области психологии и неврологии, исследователи нашли сильные различия в функционировании мозга у людей с дислексией. В основном это было выражено в организации работы нейронов в мозге.

Было выявлено и доказано, что люди, страдающие дислексией, обладают более сильными дальними нейронными связями, чем локальными. Эти особенности головного мозга также были характерны для изобретателей, гениев и в целом талантливых людей.

Автоматизмы и поиск новых решений


Так, например, навыки чтения и письма, а также игры на музыкальном инструменте зависят от процедурной памяти, которая отвечает за накопление опыта от выполнения каких-либо действий. Со временем все выученные навыки становятся автоматическими.

Дислектики же автоматизма почти не могут достичь, но это не означает, что они не смогут улучшить свои навыки. Это возможно, но при этом люди с таким расстройством сохраняют способность искать новые решения для сложных задач.

Таким образом, по словам доктора Хелен Тейлор, способы мышления дислектиков дополняют друг друга, помогая им исследовать мир через творчество и какие-либо открытия.

Развитое правое полушарие и творческое видение


Также благодаря более развитому правому полушарию мозга, дислектики намного чаще обращают внимание на разнообразные нюансы, будь то игра света или наполненность пространства. Говоря простыми словами, дислексия — это особенность, которая позволяет людям видеть мир иначе. А, значит, они способны привнести в этот мир новое.

Помимо этого, ученые выяснили, что у людей с этим расстройством ярко выражен эстетический вкус, который помогает им стать художниками, фотографами и режиссерами. Известные творческие личности среди дислексиков встречаются довольно часто.

Например, Дженнифер Энистон, Вупи Голдберг, Том Круз, Стивен Спилберг, Гай Ричи и многие другие знаменитости имеют такую особенность. Простыми словами, дислексия — не приговор, а некоторое качество, не являющееся как таковым отрицательным дефектом. Ниже мы расскажем больше о знаменитостях с дислексией.

Известные люди с дислексией

Необходимо понимать, что дислексия — это не болезнь, а лишь особенность восприятия информации, с которой живут многие люди. И многочисленные примеры этого можно встретить среди актеров, художников, политиков, изобретателей и режиссеров.

1. Джейн Остин


Так, например, английская писательница Джейн Остин имела сложности в обучении в школе. Ее отец забрал из учреждения, так как ей было трудно освоить грамоту. Но это не помешало ей стать первой представительницей реализма и написать романы «Гордость и предубеждение», «Эмма» и «Чувство и чувствительность», которые знают во всем мире.

По мнению литератуводев, дислексия была у Владимира Маяковского. Он не понимал, где и как нужно ставить знаки препинания и, возможно, по этой причине изобрел знаменитую стихотворную лесенку.

2. Стивен Спилберг


А популярный режиссер Стивен Спилберг научился читать на два года позже своих сверстников, из-за чего получал в свой адрес насмешки одноклассников и замечания учителей о его лености. Дислексию ему диагностировали в 61 год. Спилберг очень сожалеет, что узнал он об этом достаточно поздно. До сих пор чтение сценариев дается ему с трудом. Кстати он не единственный из режиссеров, кто обладает этим расстройством. Также дислектиками считаются Квентин Тарантино, Федор Бондарчук и Уолт Дисней.

3. Вупи Голдберг


Знаменитая американская актриса Вупи Голдберг в школе долгое время называли отстающей. Сначала окружение считало, что девочка ленится или не хочет учиться. Но мать будущей звезды поняла, что причина не в этом, поскольку Голдберг обладала отличной памятью, которая выручала ее в школе. Дислексию ей поставили только к 18 годам. Тем не менее актриса уверена, что благодаря расстройству она стала собой и добилась успеха.

4. Леонардо да Винчи


Еще дислексией страдали Леонардо да Винчи. Он всю жизнь имел проблемы с письмом и чтением и к тому же был левшой. Поэтому ученые, которые разбирали рукописи да Винчи часто использовали зеркала, так как многие буквы были отзеркалены.

5. Альберт Эйнштейн


У отца современной физики тоже были немалые проблемы с чтением, письмом и с обучением в целом. Многие знают, что он был двоечником. Но не все в курсе, что это было обусловлено особенностями развития, а не ленью.

Другие знаменитости с дислексией

Знаменитые американские актеры, такие как Мэрилин Монро, Киану Ривз, Дженнифер Энистон, Кира Найтли и Орландо Блум, а также Король Швеции Карл Густав, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру и изобретатель Генри Форд, основатель корпорации Apple и киностудии Pixar Стив Джобс и художник Пабло Пикассо тоже числятся в списке дислектиков.

Вывод

Таким образом, дислексия не является серьезным расстройством, которое могло бы испортить жизнь ребенка или взрослого человека. Единственное испытание для каждого, у кого встречается «болезнь гениев» — это вытерпеть насмешки в школе от одноклассников. Но тем не менее, многие дислектики вносят огромный вклад в мировое развитие своими творческими работами и изобретениями.

Читай также:

  • Расстройство внимания: как жить с СДВГ
  • Невыносимый расфокус бытия: как заставить свою концентрацию работать на полную
  • Патологическая неспособность к обучению: что такое дислексия

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мы часто под собой пилили ошибки юности
  • Мы часто делаем ошибки бываем жесткими с людьми
  • Мы учтем все наши ошибки
  • Мы учимся всю жизнь но допускаем ошибки
  • Мы уже в аэропорту где ошибка