Тип: интерактивное занятие
Цели и задачи:
- обеспечить усвоение модели конфликта;
- показать какие пути выхода из конфликтов существуют;
- развивать умения отстаивать и аргументировать свою позицию; работать в группах; анализировать документы; публично выступать;
- развивать умения частично – поисковой деятельности;
- сформировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения.
План:
- Что такое конфликт?
- Модель конфликта.
- Разрешение конфликта.
- «Кодекс поведения» при конфликтах.
Ресурсы:
- Рабочий лист
- Раздаточный материал
- Лист оценивания (групп, учеников)
Проблемное задание:
- Социологический опрос, проведенный учениками 11 класса по проблеме:
«Проблема межличностных отношений в нашей школе» - Презентация «Социологический опрос»
Приложение
Ход:
1 этап. МОТИВАЦИЯ
Вступительное слово учителя
Актуализация знаний и постановка целей и задач.
«Мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов.… Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не «помокнуть» под дождем непонимания и как помочь в этом другим?
Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим, проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук, таких как философия, социология, политология, педагогика, психология и т.д. В 80-е годы возникли конфликтологические центры во многих странах мира, а в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается международный центр разрешения конфликтов. В настоящее время наука конфликтология приобретает все большее практическое значение. Возможно, в недалеком будущем такой предмет будет изучаться в школе.
2.этап. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
А) «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» (работа над понятием конфликт)
- Что вы понимаете под понятием конфликт?
- Можно ли дать однозначное определение понятию «конфликт»?
- Какие бывают виды конфликта?
- Каким образом могут быть распределены роли в конфликте? (подстрекатель, свидетель, пособник, посредник)
ВЫВОД: определение понятию «КОНФЛИКТ» — это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС (5-7 слайд)
Проблема межличностных отношений поднимается всегда, и мы решили её сегодня затронуть. Вашему вниманию предлагается социологический опрос, выполненный творческой группой.
В конфликтологии выработана определенная МОДЕЛЬ КОНФЛИКТА (9 слайд.)
Закрепление Модели конфликта осуществляется выполнением задания (Ситуация №1)
Между двумя сотрудниками не сложились отношения. В разговоре между собой, один употребил какие — то неудачные слова. Второй обиделся, хлопнул дверью и написал жалобу на первого. Вышестоящий руководитель вызвал обидчика и заставил его извиниться. «Инцидент исчерпан», — заявил руководитель удовлетворительно, имея в виду, что конфликт разрешен. Так ли это?
Задание:
- обратитесь к модели конфликта и определите а) что является конфликтом, б) конфликтной ситуацией, в) инцидентом
- Каковы последствия конфликта?
НАГЛЯДНАЯ АНАЛОГИЯ
«Сорняк – конфликт в огороде» (11слайд.)
Вопросы: Что, по-вашему, является конфликтной ситуацией и инцидентом?
(корень – конфликтная ситуация, ботва – инцидент)
Ситуация №2
Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились: одни хотели слушать поп – музыку, а другие были любителями «металла». Завязался спор. Страсти накалялись…
Вопрос. Какими могли быть пути разрешения конфликта?
Работа в группах над заданием. Каждая группа должна найти выход из сложившейся ситуации и ответь на вопросы, т.е. подготовить презентацию своего ответа.
После выступлений групп, учитель подводит к пониманию того, что существует 3 пути выхода из конфликта (Обращаемся к схеме в 13 слайде)
- Конструктивный (юмор, уступки, компромисс, сотрудничество, осознание позиции сторон)
- Деструктивный (угроза, насилие, грубость, унижение, переход на личности, разрыв отношений)
- Игнорирование (уход от решения проблемы)
Вступая в конфликт люди занимают определенную стратегию .Обратите внимание на таблицу и предлагаю выполнить задание
Задание группам
Каждая группа должна сравнить представленные тексты девизов с названием стилей в конфликте и выбрать правильное соответствие девиза и стратегии.
Девизы:
«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него». (Избегание)
«Чтобы я победил, ты должен проиграть». (Конкуренция)
«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть». (Приспособление)
«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть». (Компромисс)
«Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть». (Сотрудничество)
Как успешно разрешить конфликт?(возвращаюсь к теории)
Для разрешения конфликта конструктивным способом сущест.3 вида.
- Переговоры – это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит от самих сторон – как процесс, так и результат непосредственного обсуждения. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит только от самих сторон как сам процесс, так и его результат.
- Медиация
При медиации в процесс вступает третья сторона — посредник, цель которой помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа «выигрыш – выигрыш».И хотя медиатор берет на себя ответственность за процесс, оппоненты все же контролируют предмет дискуссии и ее исход. - Арбитраж
В случае арбитража третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно, наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение. В спорах между детьми арбитрами часто выступают родители.
ВОПРОСЫ: (уч-ся отвечают)
- Решая конфликты тремя способами, какие последствия могут быть?
- Как будут чувствовать себя участники конфликта в разных случаях? (при конструктивном выходе, деструктивном и игнорировании)
Работа с таблицей: «Последствия конфликта» (19 слайд) - Какой путь по – вашему самый оптимальный, приносящий меньше потрясений? (ответы уч-ся)
Д) Слово учителя. «Конфликт – это и разрушение, и созидание одновременно, поскольку противоречие, лежащее в его основе, должно быть осмысленно, устранено и взамен его должны быть созданы новые отношения. Вместо того чтобы бояться и стремиться избежать конфликта, следует смело вникать в его суть, управлять его созидательной силой»
Ученики вырабатывают правила поведения при конфликтах: «Кодекс поведения» (записывают на ватман и вывешивают в классе, работа с раздаточным материалом)
Ребятам раздаются «Шесть правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям»
- Искренне интересуйтесь другими людьми.
- Улыбайтесь.
- Помните, что имя человека- это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
- Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.
- Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
- Внушайте вашему собеседнику, сознание его значительности и делайте это искренне.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
РЕФЛЕКСИЯ (Оценка своей деятельности на уроке)
Вариант №1
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказазывает свое отношение к проблеме.
Порядок написания синквейна:
1.строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
3 строка – три глагола, показывающие действие понятия.
4 строка – короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Вариант №2
«Мишень» (в каждом поле выставите оценку, какую вы считаете нужной в от 1-до 5 баллов. Оценивается работа группы).
Д/З. Прочитайте и инсценируйте старинную индийскую сказку. Определите ошибку мудрецов. Перепишите конец сказки. Разрешите конфликт, используя полученные знания на уроке.
«Мудрец и слон»
Давным-давно в маленьком городке жили шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как?
«Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его»
«хорошая идея, сказали другие, тогда мы узнаем, какой он — слон»
Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад.
«Слон похож на веер!»- закричал первый мудрец. Второй потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он.
«Вы оба не правы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал хвост слона.
«Слон похож на копье», — воскликнул четвертый.
«Нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил, так ощупывая бок слона.
Шестой мудрец подергал хобот слона. «Вы все не правы, — сказал он, — слон похож на змею».
«Нет на веревку!»- «Змею!» — «Стену!» — «Вы ошибаетесь!»- «Я прав!» шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Изменилось ли ваше мнение о конфликте?
Психологи предлагают множество вариантов выхода из стресса или расслабления. Одно из них это посмотреть на горящую свечу и расслабиться.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
«Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтогенную зону, но мы не должны пугаться этого объективного обстоятельства. Нам необходимо разрешать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были.
И в заключении хочется вам сказать использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов»
Желаю вам удачи!
Приложение
Список литературы:
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., Просвещение, 1987
- Данакин Н.С. Дятченко Л.Я. Технология разрешения социальных конфликтов. М., 1993.
- Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказать влияние на людей. М., Прогресс, 1993
- Козлов Н. Конфликты, многообразие, пути и способы преодоления.- М., Новая школа, 1994.
- Ожогов С.И. Словарь русского языка.
Управление по делам семьи и молодежи
Администрации города Ноябрьска
Муниципальное бюджетное учреждение
«Центр психолого-педагогической помощи населению «Доверие»
«Важней всего погода в классе»
Форма проведения: интерактивное занятие
Цель: способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия.
Задачи:
- дать детям представление о хорошем психологическом климате в коллективе.
- напомнить об основных правилах общения
- познакомить детей с понятием «конфликт» и «конфликтная ситуация», со способами предупреждения конфликтов.
- побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.
Материал: Сказка: « Мудрецы и слон», карточки « Ступеньки к добру»
План:
- Приветствие.
- Упражнение: «Нарисуй здание».
- Беседа по теме.
- Рассказывание и обсуждение индийской сказки: « Мудрецы и слон».
- Дать понятие: Конфликт.
- Разновидности конфликтов.
- Игровое задание «Ступеньки к добру»
- Завершения занятия на позитивной ноте.
Ожидаемый результат:
- способствовать формированию навыков социального взаимодействия между учащимися.
Список литературы:
- Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. —М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2003.
- Диреклеева Н. И. Классные часы по теме «Нравственность». — М.: 5 за знания, 2006.
- Савченко Е. В., Жиренко О. Е. Классные часы: 5-9 классы. — М.: ВАКО, 2007.
- Классные часы на темы этикета: 5-11 классы. — М.: Глобус, 2007
Ход:
- Приветствие: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами. Вы учитесь в… классе.
— Скажите, пожалуйста, все ли вы начинали учиться с первого класса?
Вам сейчас 11-12 лет, получается, что полжизни вы уже провели в этом коллективе. И еще много лет вам предстоит быть вместе. Как важно, чтобы в вашем коллективе был хороший климат, была нормальная, здоровая рабочая атмосфера.
Сейчас я бы хотела предложить вам поиграть в игру, но для начала необходимо, чтобы вышли 2 смельчака.
- Упражнение: «Нарисуй здание».
Инструкция: Ребята вам необходимо быстро и красиво нарисовать здание. (Учащиеся начинают рисовать.) Я останавливаю игру и прошу начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так я останавливаю игру несколько раз, перебиваю учащихся и выдвигаю все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, а не плоским, крыша — современная и т.д. Затем даю возможность уч-ся закончить рисунок. После чего я сообщаю, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.
— Ребята, скажите вам, понравилась такая игра? (Уч-ся после выполнения задания расстроены.)
— Почему?
-Что произошло в данной ситуации? (конфликт)
-Почему рисунок не получился? (плохо объяснили, не поняли и т.д)
— Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)
-Можно было избежать конфликта? (можно)
— Как? (ответы уч-ся)
Сегодня на занятии мы с вами поговорим о причинах конфликтов и путях их решения. Тема нашего мероприятия: «Важней всего погода в классе»
- Беседа.
-Ребята, слышали вы когда-нибудь поговорку со словом каша?
Совершено, верно, есть такая поговорка: « С тобой каши не сваришь».
-О ком так говорят? (о ленивых, несговорчивых, о таком человеке с которым невозможно договориться)
-Ребята, приходилось ли вам «заваривать кашу»?
-В чём это заключалось?
-Объясните мне, пожалуйста, значение такого выражения: «Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу”.
(Напутал чего-то, перессорился со всеми; попал в трудную ситуацию. Тот, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации. Кто не может ладить с людьми, то постоянно создаёт трудности для себя и других. Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.)
Вывод: Ребята, вы правы, если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, то происходят столкновения. Т.е. различные конфликты.
-Давайте вспомним, отчего может возникнуть конфликтная ситуация.
-Что может являться причиной конфликта?
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому, что не все видят проблемы одинаково. Ребята вашему вниманию я хочу предложить послушать индийскую сказку « Мудрецы и слон» а вы внимательно послушайте и попытайтесь определить есть ли ошибки мудрецов и если есть то их причину.
- Рассказывание индийской сказки: « Мудрецы и слон»
Мудрецы и слон.
Давным-давно в маленьком городе жили — были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? «Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его». — «Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он- слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед — назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновый хвост. «Слон похож на копье»,- воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый,- слон как высокая стена!». Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хвост. «Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею». «Нет на веревку!» — «Змея!» — «Стена!» — «Вы ошибаетесь!» — «Я прав!». Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
Обсуждение:
-Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон. (Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон, Никто не хотел слушать, что говорят другие.)
-Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?
-Могли бы мудрецы узнать, как на самом деле выглядит слон?
Вывод: Итак, ребята вы действительно правы у них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех конфликтов схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.
-Так что же такое конфликт?
- Конфликт — это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.
Ребята вы знаете, существуют разновидности конфликтов. Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов.
- Разновидности конфликтов.
Самый распространённый — неуправляемый конфликт.
Например: В автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: «Вот нахал даже не извинился!» Теперь уже тот вынужден нападать: «Не нравится, на такси нужно ездить!» В результате дело может дойти до драки.
Другой вид конфликта — холодная напряжённость (внутренний конфликт).
Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех.
Например, показывая удостоверение социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.
Есть и третья разновидность — избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.
-В чём же вред таких конфликтов?
- Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
- Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.
- В-третьих, страдает физическое здоровье — поражаются нервы, сердце, сосуды.
Поэтому чтобы всего этого не происходило с вами необходимо обязательно научиться предотвращать конфликты. Ведь очень важно, чтобы в каждом коллективе был хороший климат, хорошая атмосфера. Представим себе наш коллектив как красивый, огромный, удобный дом, где всем будет хорошо, комфортно. (Показывает рисунок на доске.) Но чтобы попасть в него, нужно приложить какие-то усилия. Необходимо выбрать шесть ступенек, которые помогут каждому из вас в него попасть.
- Игровое задание «Ступеньки к добру»
Инструкция: Итак, ребята, я буду зачитывать вам разные признаки коллективов, а вам необходимо выбирать самые хорошие.(назовем их «ступеньки к добру»)
- В коллективе преобладают подавленное настроение, конфликтность, агрессивность, ненависть детей друг к другу, присутствует соперничество; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, дети позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных. Берем такую ступеньку? (Нет.)
- В коллективе царит дух доброжелательности, взаимопомощи и сотрудничества; членам коллектива нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
- В коллективе уважают всех его членов, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам. Берем такую ступеньку?
- В коллективе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «избранных» и «отверженных», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, проявляют враждебность к новичкам. Подойдет нам такая ступенька? (Нет.)
- Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство. А эта ступенька приведет в наш большой и светлый дом? (Нет.)
- Все искренне радуются чужим успехам и переживают за неудачи членов коллектива. Берем такую ступеньку?
- В коллективе высоко ценят такие черты личности, как принципиальность, честность, трудолюбие и бескорыстие. А такую ступеньку берем?
- Такие черты личности, как честность, трудолюбие, в этом коллективе не в почете. Подойдет нам такая ступенька? (Нет.)
- Члены коллектива безразличны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, коллектив невозможно организовать на выполнение общего дела. Берем такую ступеньку? (Нет.)
- Члены коллектива активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех, и всегда добиваются успеха.
- В коллективе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности. А эта ступенька приведет в наш дом? (Нет.)
- Вотношениях между группами внутри коллектива существуют взаимное расположение, понимание, сотрудничество. Берем такую ступеньку? (Да.)
Вывод: Вот теперь по этим ступенькам мы и сможем зайти в дом нашего коллектива, где будет царить благоприятный климат. Это значит, что всем в этом коллективе хорошо, каждый чувствует, что тут у него есть друзья, которые поддержат его в трудную минуту, порадуются его успехам.
Итак, ребята в обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и увлечениями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. Наш сегодняшний разговор хочется закончить такими словами:
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете вставать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
-Дорогие мои ребята, так давайте же будем учиться каждый день дарить только солнце друг другу!
-Спасибо за урок, спасибо за работу!
Данное тренинговое занятие разработано для проведения с небольшими группами учащихся (10 человек) колледжей, у которых наблюдаются трудности в общении со сверстниками и взрослыми, а также в разрешении конфликтных ситуаций. В роли ведущего выступает педагог-психолог, который может своевременно, моделируя определенные ситуации, отследить реакции и поведенческие стратегии учащихся, проанализировать их и скорректировать. Занятие целесообразно проводить с учащимися одной возрастной категории, объединенных какой-либо коллективной деятельностью, предпочтительно в течение второго семестра первого года обучения в колледже.
Марина КОТОВА,
педагог-психолог
УО «Пружанский государственный аграрно-технический колледж»,
Брестская область
Цель: способствовать формированию навыков конструктивного разрешения конфликтов.
Задачи: информирование учащихся о понятии «конфликт»; определение стратегий поведения учащихся в конфликте; развитие способности адекватного реагирования на различные конфликтные ситуации; создание условий для рефлексии учащимися собственных стилей поведения в конфликте.
Примерное время: 45–60 мин.
Оборудование: веревка, карточки с заданиями.
Требования к организации пространства: помещение, в котором есть пространство, достаточное для движения участников группы; стулья (по количеству участников) необходимо расставить так, чтобы образовался просторный круг.
Ход занятия
Организационный момент
Приветствие. Подготовка к совместной коммуникативной деятельности
С целью создания комфортной безопасной атмосферы, повышения самооценки учащихся проводится упражнение «Не хотелось бы хвастаться, но я…». Каждому участнику предлагается по очереди продолжить фразу «не хотелось бы хвастаться, но я…», добавив какое-то свое достижение, качество и т.д. (Выполнение упражнения).
Целеполагание и мотивация
Ведущий: Каждый из нас периодически попадает в такие ситуации, когда приходится выяснять отношения с другими людьми. Избежать конфликтов невозможно. Значит, нужно научиться мирно их разрешать, находить верное решение, которое сохранит ваше достоинство и не унизит других. Сегодня на занятии мы подробнее изучим, что такое конфликт, а также рассмотрим способы поведения людей в конфликтных ситуациях.
Формирование новых знаний, умений
Опрос:
– Как вы понимаете слово «конфликт»?
– Что вы знаете о конфликтах?
– Как ведут себя люди в конфликте?
Для выяснения уровня знаний учащихся о конфликтах и осознания собственного восприятия конфликта проводится упражнение «Ассоциации».
Ведущий: Сейчас мы попробуем исследовать, как отражается конфликт на внутреннем состоянии конфликтующего. Пусть каждый скажет, с чем у него ассоциируется слово «конфликт». После первого круга предлагается продолжить ассоциативный ряд разными вопросами каждому участнику: «Если конфликт – это мебель, то какая?», «Если посуда, то какая?», «Если животное, то какое?», «Если одежда, то какая?» (Выполнение упражнения).
Далее учащимся предлагается переживание опыта заданных конфликтных ситуаций в упражнении «Неожиданная встреча» (Приложение 1).
Двое участников становятся на разложенной по полу веревке друг к другу на расстоянии около трех метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Представьте себе, что вы идете навстречу друг другу по узкому мостику над бурной рекой. Посередине пути вы встретились и вам надо разойтись. Мостик – это веревка. Кто поставит ногу на пол – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Для каждой пары дается определенная установка поведения при переходе:
1 пара – необходимо договориться, как перейти реку;
2 пара – нужно стараться во что бы то ни стало перейти через реку, не уступая дорогу сопернику;
3 пара – один из участников избегает столкновения и уступает дорогу другому.
Остальные ребята наблюдают за выполнением задания и находят для себя ответы на следующие вопросы:
– Кто, как вы думаете, кто оказался в выигрыше в данной ситуации?
– Какое решение ситуации наиболее эффективно?
– Какие эмоции испытывал каждый из участников ситуации? (Выполнение упражнения).
Выполненное упражнение необходимо обсудить для каждой пары:
– Как вы думаете, можно ли определить данную ситуацию как конфликтную?
– Почему?
– Что происходило с участниками пары?
– Как они разрешили данную ситуацию?
– Как вы думаете, как можно назвать данную тактику (стратегию) поведения в конфликтной ситуации? (Ответы участников и наблюдателей).
Ведущий: Мы видим, что в одной и той же ситуации ребята показали различные стратегии поведения. Сейчас мы узнаем о них подробнее.
Проводится упражнение «День рождения» с целью определения ведущей стратегии поведения в конфликте каждого из участников.
Ведущий: Представьте себе, что к вам на день рождения в гости пришли друзья и принесли с собой красивый торт, украшенный шоколадными фигурками. Вы позвали друзей пить чай. Но торт небольшой, его надо разрезать. Как вы поступите? Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:
-
- попросите кого-нибудь из гостей или родных разрезать торт, так как боитесь кого-либо из них обидеть (Избегание);
- разрежете сами, на свое усмотрение, при этом взяв себе самый большой и аппетитный кусок (Конкуренция);
- разделите торт с учетом пожеланий гостей, а себе возьмете кусок, который останется (Приспособление);
- постараетесь поделить торт поровну между всеми гостями, включая и себя (Сотрудничество);
- торт поделите между гостями, а сами будете довольствоваться шоколадными фигурками (Компромисс).
Каждому участнику дается карточка с названием выбранной стратегии, которые они не показывают остальным (Приложение 2).
– Давайте разберем подробно каждую стратегию.
Избегание: вы делаете вид, что разногласий между вами нет. Такая тактика требует терпения. Её хорошо придерживаться, если предмет спора не имеет для вас особого значения, либо вы надеетесь, что через некоторое время ситуация разрешится сама. Но постоянно пользоваться ею не стоит, так как в этом случае неприятные эмоции (злость, гнев) мы загоняем внутрь, а это не лучшим образом отразится на здоровье. Кроме того, конфликтная ситуация не разрешена, она сохраняется.
Конкуренция: вы упорно отстаиваете свою точку зрения, ни в чем не уступая сопернику. Такая тактика оправдана, когда решается действительно что-то важное и значительное, и любая уступка серьезно затрагивает ваше достоинство или достоинство ваших близких, подвергая риску ваше благополучие, здоровье. Постоянная приверженность этой тактике может обеспечить вам репутацию скандалиста и неприятного человека.
Приспособление: этот вариант предполагает, что од на из конфликтующих сторон отказывается от собственных интересов и приносит их в жертву для соблюдения интересов оппонента. В ряде случаев такой вариант наиболее правильный. Например, иногда стоит уступить близкому, дорогому вам человеку в ответ на его просьбу, тем более, если этот вопрос для вас не принципиален.
Сотрудничество: вы смотрите на соперника как на помощника в решении возникшей проблемы, пытаетесь разобраться в его точке зрения, понять, как и почему он не согласен с вами, найти решение, устраивающее и вас и соперника. Это самая эффективная стратегия, но она отнимает много времени и сил.
Компромисс: обе стороны идут на уступки для того, чтобы преодолеть спорную ситуацию. Интересы удовлетворяются не полностью, а частично. Компромисс требует от обеих сторон четкого соблюдения обязательств. Например, вы договариваетесь с родителями, что можете приходить домой вечером на час позже при условии, что заранее сделали все необходимые дела.
Ведущий: Согласны ли вы со своими результатами? Как чаще всего вы поступаете в конфликтных ситуациях по отношению к родителям? А к друзьям? Какой из способов, на ваш взгляд, является самым легким? Самым трудным? Все стратегии имеют как плюсы, так и минусы, поэтому любая из них может быть эффективной. Нужно учитывать ситуацию, личность соперника и свою. Необходимо делать акцент не на «кто виноват?», а на «что делать?». Следующее упражнение «Найди выход из ситуации» поможет нам определить для себя конструктивное разрешение конфликтных ситуаций.
Участники делятся на пары, им раздаются примеры конфликтных ситуаций. Они должны разыграть способы их разрешения.
Ситуация № 1
Участник 1. Представьте, что вы – учащийся со средними знаниями. Вчера вам нужно было подготовить домашнее задание по сложной для вас дисциплине. Однако в процессе подготовки вы начали переписку с подругой, и вам стало не до занятий. Потом вы решили понадеяться на удачу и легли спать. На паре преподаватель вас вызвал, вы ответили, как вам показалось, неплохо. Но педагог поставил вам всего лишь три балла. Вы чувствуете себя разочарованным и начинаете доказывать свою правоту.
Участник 2. Представьте, что вы – преподаватель. Вы хорошо знаете свою дисциплину и стремитесь передать свои знания учащимся. Но некоторые этому сопротивляются. Вот, например, учащийся …. Вы вызвали его, а он опять не готов. Несет какую-то чушь. Поставили ему три балла, хотя и это многовато для его ответа. Но он вдруг начал доказывать, что это слишком низкая отметка. Конечно, вам нужно убедить его в своей объективной оценке (Выполнение упражнения).
Ситуация № 2
Участник 1. Представьте, что вы встречаетесь с девушкой. В ваших отношениях не всё гладко, но вы любите друг друга. Вечером вы пошли прогуляться, однако вскоре девушка сказала вам, что уже поздно и ей пора домой, а вам – в общежитие. Вы заподозрили неладное и решили за ней проследить. Через полчаса вы увидели, как она встретилась со знакомым вам обоим парнем. Вы очень злы, как он посмел? Ведь он знал, что у вас отношения? Вы решили разобраться с парнем здесь и сейчас.
Участник 2. Представьте, что вам давно нравится одна знакомая девушка. Вы оказываете ей знаки внимания, но у нее есть парень. Сегодня вечером она написала вам, что с парнем рассталась и предложила встретиться. Вы обрадовались и согласились. Вдруг навстречу вам бежит ее уже бывший парень и, судя по его виду, настроен он недружелюбно. Вам нужно найти выход из этой ситуации (Выполнение упражнения).
Ситуация № 3
Участник 1. Представьте, что вы встречаетесь с девушкой, у нее скоро день рождения. Опыта у вас в таких делах мало, вы совсем не знаете, что ей подарить. Но ваш друг более опытный, и он обещал вам помочь с выбором подарка. Вы заранее договорились пойти по магазинам, звоните другу, но он говорит, что у него резко поменялись планы. А день рождения уже завтра, и вы решили прийти к нему и выяснить отношения.
Участник 2. Представьте, что у вас есть друг, который встречается с девушкой, у нее завтра день рождения. У друга это первые отношения, и он совсем не знает, что ей подарить. У вас больше опыта в отношениях, и вы обещали помочь ему с выбором подарка. Вы заранее договорились пойти по магазинам, но на завтра вам нужно доделать курсовой проект, и вы решили никуда не идти. Ваш друг очень обижен и высказывает вам своё недовольство. Вам нужно найти выход из этой ситуации (Выполнение упражнения).
Ситуация № 4
Участник 1. Представьте, что вы собираетесь погулять вечером с друзьями, пойти на дискотеку, но у вас уже нет денег (стипендия давно потрачена). Просите денег у папы, но он говорит, что вы плохо учитесь, не помогаете по дому и вообще уже надоели своим нытьем. Прогулка под угрозой срыва. Вам нужно уговорить папу и получить немного денег.
Участник 2. Представьте, что вы – папа. Ваш сын плохо учится, не помогает вам по дому, да еще и денег просит все время. Сегодня он собрался погулять вечером с друзьями, пойти на дискотеку, и просит, как всегда, денег. Вас это раздражает. Вы не хотите давать ему денег и говорите, что он не спешит выполнять ваши просьбы, поэтому и вы его не выполните (Выполнение упражнения).
Ситуация № 5
Участник 1. Представьте, что вы приехали на учебу из дома в общежитие с полной сумкой продуктов. На следующий день пошли на занятия, а сразу после занятий – гулять с подругой. Возвращаетесь в общежитие в предвкушении вкусного ужина, но в комнате вас ждет практически пустой холодильник. Вы злы и голодны и идете искать своего соседа по комнате, чтобы выяснить, куда делись продукты.
Участник 2. Представьте, что вы поссорились с родителями и назло им не поехали домой на выходные. Деньги у вас почти закончились, продукты – тоже. Придя с занятий, вы увидели полный холодильник аппетитной домашней еды, которую привез ваш сосед. Вам очень хочется есть, но сосед еще на пришел, и спросить не у кого. Вы решили немного подкрепиться и не заметили, как съели почти всё. Скоро вернется ваш сосед, и явно не обрадуется. Как разрешить сложившуюся ситуацию? (Выполнение упражнения).
Ведущий: Теперь давайте обсудим.
– Легко ли вам было искать выходы из ситуаций?
– А как вы поступаете в реальной жизни?
Конфликты стары, как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга, но не все видят проблемы одинаково. Чтобы осознать различия в восприятии людьми одной и той же ситуации, давайте разыграем старую индийскую сказку и попытаемся определить причину ошибки мудрецов.
Упражнение «Мудрецы и слон». Участники получают тест сказки, находят свою роль, а затем в процессе выполнения упражнения озвучивают слова, имитируя движения. Ведущий читает текст.
Мудрецы и слон
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецам захотелось его увидеть. Но как?
– Я знаю, – сказал один мудрец, – мы потрогаем его.
– Хорошая идея, – сказал второй, – тогда мы будем знать, какой он, слон.
Итак, шесть человек принялись изучать слона.
Первый потрогал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад.
– Слон похож на веер! – закричал первый мудрец.
Второй мудрец потрогал ноги слона.
– Он похож на дерево! – воскликнул он.
– Вы оба не правы, – сказал третий, – он похож на веревку. – Этот человек нащупал слоновий хвост.
– Слон похож на копье, – воскликнул четвертый.
– Нет, нет, – закричал пятый, – слон как высокая стена! – Он говорил так, ощупывая бок слона.
Шестой мудрец тоже дергал слоновий хвост.
– Вы все не правы, – сказал он, – слон похож на змею.
– Нет на веревку!
– Змея!
– Стена!
– Вы ошибаетесь!
– Я прав!
Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И так и не узнали, как выглядит слон.
Вопросы для обсуждения:
– Почему мудрецы не смогли узнать, как выглядит слон?
– Как мудрецы могли бы узнать это?
Рефлексия
Ведущий предлагает вопросы для обсуждения по кругу:
– Как вы считаете, что нужно делать, чтобы конфликты случались как можно реже?
– Что нового вы узнали для себя на сегодняшнем занятии?
– Будете ли вы использовать полученные сегодня знания в повседневной жизни?
Ведущий: Наша встреча подошла к завершению. Желаю вам, чтобы вы и окружающие вас люди были всегда готовы к сотрудничеству, а конфликтов в вашей жизни было как можно меньше!
Заключение
Мы не можем избежать конфликтов – они занимают важное место в нашей жизни. Люди часто представляют конфликт как борьбу за победу между двумя сторонами, как нечто отрицательное, чего нужно всеми силами избегать. Однако гораздо эффективнее воспринимать конфликт как проблему, в решении которой принимают участие и несут за него ответственность обе стороны. Умение разрешать конфликты – важный навык, необходимый для повседневной жизни.
В тренинге участники «проигрывают» роли и ситуации, значимые для них в реальной жизни. При этом игровой характер ситуации освобождает участников от практических последствий их действий, что расширяет границы поиска способов поведения.
Психологический анализ, осуществляемый группой совместно с педагогом-психологом, усиливает обучающий эффект. Нормы и правила социального поведения, стиль общения, разнообразные коммуникативные навыки, приобретенные в предложенном тренинговом занятии, учащиеся успешно переносят в реальную жизнь.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Список использованных источников
1 Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. – Питер, 2011
2 Любимов А. Мастерство коммуникации. – 2015. [Электронный ресурс] http://loveread.ec/view_global.php?id=54661
3 Конфликты и методы их преодоления: социально-психологический тренинг // Е.Осипова, Е.Чуменко. – М. :2007.
Поделиться ссылкой:
Мудрецы и слон.
Давным — давно
в маленьком городе жили — были шесть
слепых мудрецов. Однажды в город привели
слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но
как? «Я знаю,- сказал один мудрец,- мы
ощупаем его». — «Хорошая идея,-
сказали другие,- тогда мы будем знать,
какой он- слон». Итак, шесть человек
пошли смотреть слона. Первый ощупал
большое плоское ухо. Оно медленно
двигалось вперед — назад. «Слон похож
на веер!» — закричал первый мудрец.
Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он
похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы
оба не правы,- сказал третий,- он похож
на веревку». Этот человек нащупал
слоновий хвост. «Слон похож на копье»,-
воскликнул четвертый. «Нет, нет, —
закричал пятый,- слон как высокая стена!».
Он говорил так, ощупывая бок слона.
Шестой мудрец дергал слоновий хвост.
«Вы все не правы,- сказал он,- слон
похож на змею». «Нет на веревку!»
— «Змея!» — «Стена!» — «Вы
ошибаетесь!» — «Я прав!». Шестеро
слепых кричало друг на друга целый час.
И они никогда не узнали, как выглядит
слон.
1) Почему мудрецы так и не узнали, как
выглядит слон?
Каждый человек мог представить себе
лишь то, что могли чувствовать его руки.
В результате каждый думал, что он открыл
истину и знает, на что похож слон, Никто
не хотел слушать, что говорят другие.
У них возник конфликт,
основанный на различиях в восприятии.
2) Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?
3) Как мудрецы могли бы
узнать, как на самом деле выглядит слон?
Наличие другой стороны.
4. Разновидности
конфликтов.
Учёные выявили несколько разновидностей
конфликтов.
Самый распространённый — неуправляемый
конфликт.
Вот в автобусе вам кто-то наступил на
ногу, и вы возмутились: «Вот нахал
даже не извинился!» Теперь уже тот
вынужден нападать: «Не нравится, на
такси нужно ездить!» В результате
дело может дойти до драки.
Другой вид конфликта — холодная
напряжённость (внутренний конфликт).
Он может возникнуть у людей стоящих в
очереди, когда кто то, пользуясь своим
правом, пытается обойти всех. Например,
показывая удостоверение социального
работника, люди молчат, но внутри у них
всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает
и протестует, очередь его поддерживает
и разгорается скандал.
Есть и третья разновидность —
избегание, когда человек явно показывает,
что не хочет поддерживать общение.
В
чём же вред таких конфликтов?
-
Во-первых,от конфликтов страдает
достоинство человека. -
Во-вторых,на каждую минуту конфликта
приходится 20 минут последующих
переживаний, когда и работа не ладится,
и вообще, всё валится из рук. -
В-третьих,страдает физическое
здоровье — поражаются нервы, сердце,
сосуды.
Поэтому нужно обязательно научиться
предотвращать конфликты.
Прежде всего ни в коем случае нельзя
употреблять запрещённые приёмы — это
фразы типа: «Да брось ты!», «Чего
ты понимаешь!», «Ты вроде умный
человек, а говоришь такую чепуху!»
Наоборот, просто волшебное действие
производят слова: «мне кажется»,
«может быть, я ошибаюсь», «может
быть, ты со мной согласишься» и т.д.
Правильное поведение при конфликте
сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее
и счастливее не только вас, но и других.
5. Предупреждение
конфликтов
Как и болезни, конфликты лучше предупредить,
чем лечить. Сейчас мы будем учиться
предупреждать конфликтные ситуации.
Для этого существует множество способов.
Мы рассмотрим два самых распространённых.
Первый способ предупреждения
конфликтов — мягкое противостояние.
Мягкое противостояние— это решительное
возражение, высказанное в мягкой форме.
Так можно отстоять свою позицию, и не
обидеть другого человека.
Второй способ называется «конструктивное
предложение»Это попытка найти
компромисс, т.е. выход, который мог бы
устроить всех. Рассмотрим конкретную
ситуацию.
Ситуация. Вам
не нравится, что ваш сосед по парте
никогда не носит в школу учебников и
пользуется вашими. Окажите ему мягкое
противостояние.
Попробуйте мягко намекнуть ему на это.
Примерные фразы:
Дима, не хочется ссориться, но мне не
нравится, когда моими вещами пользуются
другие. Не обижайся, но это мои учебники,
и мне одному удобнее ими пользоваться.
У вас очень хорошо получается
мягкое противостояние. А как можно в
этой ситуации избежать конфликта с
помощью конструктивного
предложения?
Примерные фразы:
Дима, мне кажется несправедливым то,
что я один ношу учебники в школу, давай
будем это делать по очереди. Я понимаю,
что тяжело носить в школу полный портфель
учебников. Сейчас есть такие сумки на
колёсиках и с выдвигающейся ручкой.
Может попросишь у родителей такую.
Итак, мягкое
противостояние и конструктивное
предложение — это два
способа поведения, которые помогут вам
предотвратить конфликты и сохранить
собственное достоинство.
Приведите примерыпредупреждения
конфликта: примените мягкое противостояние
и конструктивное предложение.
Соседние файлы в папке госэкзамен
- #
- #
|
|
|