Можно спросить сакраментальный вопрос ошибка


Предмет: Русский язык,


автор: alenkalove688

Ответы

Автор ответа: ivanlys06





2

блин не знаю

думаю тебе помогут

прости

Предыдущий вопрос

Следующий вопрос

Интересные вопросы

Предмет: Математика,
автор: Dashyta0Shadow

10) Розв’яжіть задачу. У коробці було олівців у 5 разів більше. піж ручок. Після того, як учням роздали 41 олівців і 5 ручок. в коробці залишилось олівців у 3 рази більше , піж ручок. Скільки олівців і скільки ручок було в коробці спочатку?
Розв’язати рівнянням!​

3 года назад

Предмет: География,
автор: Minilegend

Падіння води з камяного уступу — це:
а) пороги
б) водоспад
в) фонтан
г) тераса

3 года назад

Предмет: Английский язык,
автор: leonelprimo43

Exercising is important to stay in/on good shape.

3 года назад

Предмет: Математика,
автор: FanSover

1 1/5-2 23/30=
решите пожалуйста!

6 лет назад

Предмет: Обществознание,
автор: kalpakjiminka

свадьба это традиция или обычай ? И почему ?
пожалуйста помогите

6 лет назад

Практическая работа№2 Тема: ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА

1. Укажите неверное утверждение.

А. Современный русский алфавит состоит из 33

букв. Б. 10 букв обозначают гласные звуки. В. 23 буквы обозначают согласные звуки. Г. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука.

2. Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков:

а) пить; г) поет;

б) льют; д) честный;

в) класс; е) ель.

3. Найдите слова, написание которых не совпадает с их произ­-
ношением:

а) молотьба; г) грибы;

б) трудный; д) повозка;

в) метет; е) закат.

4. Укажите правильную фонетическую транскрипцию слова пьешы

а) [пеш’]; в) [п’й’еш];

б) [пй’ош’]; г) [п’й’ош].

прим..рять одежду зап..вать водой СП..ШИ в школу разр..дил посевы

 

5. Выберите правильный ответ. Укажите столбик: а), б), в) или г), в котором последовательно расположенные буквы соответ­ствуют пропущенным в словах буквам:

а)

б)

в)

г)

е

и

е

И

е

е

и

И

и

е

е

И

и

и

е

я

6. Найдите слова с непроизносимыми согласными в корне:

а) прелес.ный; в) страс.ный; д) ровес..ник;

б) чудес..ный; г) лес..ница; е) рес..ницы.

7. Укажите, в каких словах надо писать к

а) без..облачный; г) вз..ерошил;

б) друз..я; д) двух..этажный;

в) п..едестал; е) из..яснение.

8. Укажите, где надо писать ь после шипящих:

а) шесть лож..; г) вьется плющ..;

б) медведь неуклюж..; д) развлеч.. ребенка;

в) спряч..те тетради; е) открыть настеж.. .

9. Выберите правильный ответ. Задание, аналогичное заданию 5:

Ц..коль лампы выйти на крыльц. облиц..вка стен танц..вать вальс

 

а) б) в) г)

е е о о

е о е о

о е е о

о о е е

10

Укажите слова с буквой о после шипящих:

а) короткие ш..рты; г) ж..сткий стул;

б) вымазать саж..й; д) испеч..шь пирог;

в) отраж..нный свет; е) любить горяч.. .

11

 

, Найдите слова с буквой ы после ц:

а) лекц..я; в) мотоц..кл; д) ц..ган;

б) панц..рь; г) куриц..н; е) бойц.. .

12. Укажите слова с ударением на последнем слоге:

а) прибыл; в) позвонит; д) начал;

б) удобнее; г) создана; е) мельком.

Оценки

 

За 12 правильных ответов «5», за 10-8-«4», за 7-5-«3», за 4-«2»

Задание№2 3апишите группами слова, различающиеся: 1) одним звуком; 2) количеством звуков; 3) порядком расположения звуков; 4) ударением. Составьте простые распространенные предложения с любыми четырьмя словами (по одному из каждой группы).

Сурок, люк, мука, лепка, клуб, лыжа, лимон, колка, лейка, ряска, атлас, лимит, ледник, ловец,, дума, коми, мука, дымит, лещ, плот, пуща, полка, ледник, лот, лайка, луб, жила, куль, атлас, замок, пума, капель, щель, урок, пловец, гуща, замок, куща, комик, тряска, лук.

Задание№3 Сделайте фонетический разбор слов:

любовь, прекрасный, бесподобная, цирк, сообразительность, поздно, жужжание.

Задание№4 Найдите в словах звонкие согласные, переходящие в устной речи в
глухие, и глухие, переходящие в звонкие. Определите, что влияет на
их произношение. Проверьте всеми возможными способами в данных
словах правописание звонких и глухих согласных.

Сад, подскок, звук, мираж, погрузка, подсказка, враг, визг, наотрез, водовоз, подставка, винт, витязь, президент, жернов, душ, отбежать, отбить, находка, лодка, сказка.

Задание№5

Объясните написание слов, учитывая чередование согласных х—ш,
д — ж, с — ш, г — ж, з — ж.

Овражки, близко, бумажка, ложка, краска, замазка, погруз­ка, вприпрыжку, низкий, редко.

Практическая работа №3

Тема: УПРАЖНЕНИЕ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ УДАРЕНИЯ В СЛОВЕ

Задание№1 Выпишите вначале слова, которые можете объяснить, затем слова, значение которых знаете приблизительно, и, наконец, неизвестные вам слова. Во всех словах поставьте ударение.

Ажиотаж, аллопатия, альтернатива, аннулировать, антропогенез, апокалипсис, афера, баккара, баллотироваться, бартер, брифинг, брокер, вернисаж, гиперинфляция, девальвация, демпинг, дивиденд, диссидент, дифирамб, имидж, импичмент, инсинуация, интерпретация, компрометировать, консенсус, легитимный, маргиналии, менеджер, менталитет, меркантилизм, мизантроп, мизерный, оккультизм, олигархия, панацея, плеоназм, прерогатива, сентенция, спонтанный, стагнация, стресс, тенденция, третировать, фанаберия, форум, ходатайство, экзамен, экзальтированный, эксклюзивный, эпатировать, эскорт.

Задание№2Перепишите слова, вставляя пропущенные буквы. Расставьте ударение.

Г..реть, заг..релый, изг..рь, заг..р, прог..реть, заг..реть, пог..релец, приг..реть, з..ря, з..ревать, з..рница, з..рюшка, оз..рять, играть з..рю, з..рево, з..ревой.

К..саться, прик..сновение, соприк..саться, пол..жение, изл..жение, предпол..гать, возл..жить, обл..жить, к..снуться, предл..гать.

З.Напл..вной мост, жуки-пл..вунцы, хороший пл..вец, пл..вучесть судна, пл..вучие средства.

4.Возр..ст, нар..стать, нар..щение, пор..сль, прир..щение, недор..сль, р..сток, отр..слевой, зар..сли, разр..стись, выр..щенный, липа выр..сла, св..сают зар.сли, р..стение.

5.0бм..кнуть, нам..кать, вым..кнуть, пром..кательная бумага, пром..кнуть, обм..кнуться, вым..кание, дом..кание, ум..кнуть, м..кальный, вым..кать, зам..кать, пом..кать, отм..кать, пром..кание, непром..каемось.

Задание№3 Укажите трудные для произношения сочетания звуков; выделите многосложные и односложные слова. Насколько художественно мотивирована звуковая организация речи в поэтическом контексте?(аллитерация, ассонанс, неблагозвучие, зияние)

1.Взыграйте, ветры, взройте воды, разрушьте гибельный оплот! (А.С.Пушкин). 2 Ты — трус, ты — раб, ты — армянин (А. С. Пушкин). 3. Свобода взметнулась неистово. И в розово-смрадном огне тогда над страною калифствовал Керенский на белом коне (С. Есенин). 4. Хочу постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь (С. Есенин). 5. В некой разлинованности нотной, нежась, наподобие простынь, железнодорожные полотна, рельсовая режущая синь… Железнодорожные полотна, ножницами режущий гудок (М. Цветаева). 6. В гудящей мембране, едва различимые, слова, они задохнулись от тысячемильного бега (В.Луговскои). 7. Толщи вод угрюмо сохранили память об исчезнувшей земле в десятитысячелетней иле, в десятитысячелетней мгле (С. Наровчатов) 8. А крылами взмахнувших уток мне прикрыла лишь осень очи (Н. Асеев).

Задание №4 Найдите ошибки и отредактируйте тексты из школьных сочинений.

1.Мы приехали в Волгоград 9 мая на экскурсию. Нас сразу же повели на экскурсию к памятнику «Победа». Наше внимание особенно привлек обелиск, который называется «Стоять насмерть». Этот обелиск — фигура солдата, сжимающего в руке автомат.

2.В Самаре на одной из улиц находится двухэтажный дом с мансардой. На фронтоне этого двухэтажного здания висит ме­мориальная доска. На доске сделана надпись: «Здесь жил великий пролетарский писатель А.М. Горький в 1895 г.»

3. Ученый-исследователь внес большую лепту в развитие спелеологической науки.

Задание №5

Раскройте понятие : ударения и объясните причины возникновения

неправильного ударения.

Практическая работа№4

Тема: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ.

Задание№1Постройте антонимические пары из данных

фразеологизмов.

Сердце кровью обливается; распускать нюни; сбиться с пути; от сердца отлегло; взять себя в руки; слово в слово; найти верный путь; с пятого на десятое; врезаться в память; двух слов связать не может; яблоку негде упасть; язык хорошо подвешен; как сельдей в бочке; спустя рукава; вылетело из головы; засучив рукава; забубённая голова; лясы точить; тише воды низке травы; в рот воды набрать.

Задание №2 Вспомните данные пословицы, восстановив их полную форму.

Без труда… Что посеешь… Дружба дружбой, а… Волков бояться… Ученье- свет… У кого что болит… После драки… Снявши голову… Куй железо… Яблоко от яблони... На чужой роток… В тихом омуте… Семь раз отмерь… На вкус и цвет… Как аукнется… Тише едешь… Не плюй в колодец… Одна голова хорошо…

Задание №3Определите стилистическую принадлежность следующих слов и синонимичных им фразеологизмов.

Пешком — на своих двоих, погибнуть — сложить голову, богато — на широкую ногу, заважничать — задрать нос, отругать — намылить голову, высокий — коломенская верста, обманывать — очки втирать, просто — не мудрствуя лукаво, тайна — мрак неизвестности, осудить -бросить камень.

Задание№4Составьте предложения, включив в них книжные и разговорные фразеологизмы.

Покорить, подчинить — поставить на колени (книжн.), сразу, вмиг — в мгновение ока (книжн.), очень много — хоть пруд пруди (разг.), очень мало — с гулькин нос (разг.), беспощадно, жестоко — огнем и мечом (книжн.), испугаться — спрятаться в кусты (разг.), притворяться — играть комедию (разг.), погнать — обратить в бегство (книжн.), бескультурье, необразованность — мрак невежества (книжн.), мытарство, испытание -хождение по мукам (книжн.).

Задание №5Найдите и исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов.

Раненый только под утро вошел в себя. 2. Он не пускал туман в глаза. 3. А ведь тут и зарыт секрет самовоспитания в коллективе. 4. Базаров работал не складая рук. 5. Он не откладывал дела в длинный ящик. 6. Прошел взад и вперед свою страну. Для справок: пришел в себя, пускал пыль в глаза, кроется секрет, не покладая рук, долгий ящик, вдоль и поперек.

Практическая работа№5

Тема: ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ И ИХ СТРОЕНИЕ.

Задание №1В предложениях нарушена лексическая сочетаемость русского языка. Отредактируйте каждое из них. Всегда ли возможен один вариант исправления? Почему?

Посещение выставки играет большое значение для туристов. Насупила война.

Могу зачитать в этой связи следующую информацию. Его свадьба на дочери императора была великолепна.

Задание №2Выберите среди предложенных сочетаний правильные варианты. Почему вы отвергли остальные? Знание, каких норм помогло вам ее ошибиться?

(Автор, исполнитель) рекорда; благодаря (миру, войне, гибели); большинство (справилось с работой, справились с работой); быть в физике (невежей, невеждой); дверь в (ванну, ванную); заведующий (кафедры, кафедрой), одеть (куклу, пальто); одолжить (ему, у него); оплатить (за проезд, проезд); поднять (бокал, тост); (познакомить, ознакомить) с другом; согласно (распоряжению, распоряжения).

Задание №3Оцените правильность сочетаний слов. Объясните причины допущенных ошибок и исправьте их.

Памятник Пушкина. Приехать в районе семи часов. Сколько много. Вопреки ожидания. Роспись клиента в ведомости. Предоставить тетрадь на проверку. Сняться в анфас. Вернуться с Москвы. Дверь в ванну. Благодаря войне. Достаточно мало. Обратно написать. Поднять тост. Одолжить у него. Глубокий вздох. Отзыв на спектакль. Характеристика на студента. Мои любимые сочи. Самые сильнейшие.

Задание №4Проанализируйте объявления с точки зрения соблюдения в них условий логичности.

Поступили в продажу комплекты для женщин из четырех частей. Для тех, кто боится, все виды стоматологической помощи. Посетив нас однажды, вы станете клиентом навсегда.

Задание №5Прочитайте объявления. Какие нарушения логики в них допущены.

Магазин * финская одежда*. Широкий выбор одежды от производителя из

Финляндии, Дании, Швеции. В продаже имеются. Пальто. Пуховики. Плащи.

Ветровки.

Трикотаж, детская одежда, белье, детская обувь, головные уборы.

Задание№6Исправьте предложения.

Дождливый, теплый и осенний был день.

Он был высок ростом и улыбался.

Он сосредоточенно сконцентрировался на этом вопросе.

Сильная мощность орудий — залог силы нашей армии.

В прошлом году ты был умнее. Ты деградируешь в обратном направлении.

В парке шла концертная программа, но сначала они зашли в кафе.

За два дня я влюбился в машину с первого взгляда.

Она была некрасивой, но доброй.

Музей посещают дети, взрослые, представители старших поколений и иностранцы.

Задание №7Разыграйте роль «матери (отца) семейства», который размышляет, во что на праздник ОДЕТЬ членов семьи, а что НАДЕТЬ самой (самому). Мини сочинение-размышление.

Практическая работа№6

Тема: СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ.

Задание№1Определите, с какими из слов в скобках сочетаются приведенные ниже паронимы.

Архаический — архаичный (облик, взгляд, речь, костюм), главный — заглавный (роль, страница, буква, вывод), длинный — длительный (доклад, отпуск, переговоры, день), занять — одолжить (я, мне), комический — комичный (вид, роль, рассказ, жест), критический — критичный (отзыв, ум, подход, ситуация), логический — логичный (поступок, ответ, мышление), надеть — одеть (пальто, ребенка, шляпу, очки), нестерпимый — нетерпимый (человек, боль, обида) подпись — роспись (поставить, древнерусская), проблематичный -проблемный (вопрос, вывод, статья), туристический — туристский (круиз, снаряжение, агентство), явный — явственный (признак шепот, обман, очертания).

Задание№2Определите, какие речевые ошибки были допущены в следующих фразах из телепрограмм.

Объясните причины ошибок и исправьте их

Дорожка сюда была уже протоплена.

Можно спросить сакраментальный вопрос: Давно ли вы виделись с этой женщиной?

Откуда столько шотландцев приехали?

Создан специальный орган за контролем по этим преступлениям.

Конечно, я могла бы спокойно почивать лавры.

Совсем смертный, конечно, не может попасть к нам

Задание№3Исправьте ошибки в глагольно-именных сочетаниях..

Дать помощь, сделать впечатление, оказать вред, предпринять меры, сделать подвиг, дать предложение, оказать большую роль, уделять большое внимание, внести огромную роль в развитие литературы.

Для справок: оказать помощь, произвести впечатление, причинить вред, принять меры, совершить подвиг, сделать предложение, сыграть роль, уделять внимание, внести вклад.

Задание №4Познакомьтесь со словами из научной, художественней, публицистической литературы. Определите способы образования приведен­ных слов. Объедините слова в группы, учитывая их значение. Выпи­шите слова, которые утвердились как термины.

Летательный, аппарат, звездолет, космолет, спутник, звезд­ный домик, ракета, звездоплаватель, космический корабль, ас­тронавт, планетолетчик, космодром, лунодром, прилуниться, космовидение, селенавт, ракетоноситель, виток, орбита, мягкая посадка, стыковка, выход в космос, космонавтика, селеноло­гия, ареология, афрология, лунотрясение, звездотрясение.

Задание№5 Выполните словообразовательный и морфемный разбор слов:

Астрогеография, витаминология, криология, макрокинетика, онтоэлектроника, профессионал, уличный.

Практическая№8

Тема: СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Часть 1

задание №1

Синтаксис как наука — это

а) раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение
синтаксических единиц;

б) раздел грамматики, освещающий словосочетание в строе языка;

в) раздел грамматики, освещающий морфологию языка;

г) раздел грамматики, освещающий все звуки речи.
задание №2

В каком предложении вместо слова ОРГАНИЧЕСКИЙ нужно употребить ОРГАНИЧНЫЙ?

а) Органическая химия изучает углеродные соединения.

б) Для повышения урожайности в почву добавляют органические удобрения.

в) Наука умрет без органического единства теории и практики.

г) Стремление к культуре у людей интеллигентных органическое, не случайное,
закономерное.

задание №3

Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Испытав множество приключений соблазнов и мук,

а) скиталец Одиссей возвращается на остров Итаку.

б) Одиссей — участник Троянской войны.

в) бурей прибивает его к острову, где живут великаны.

г) в поэме Гомера рассказывается о странствиях царя острова Итака.
задание №4

Укажите предложение с грамматической ошибкой.

а) Герой А. Чехова жаждет о лучшей жизни.

б) Для поколений, переживших войну, петербургские белые ночи не могут оставаться
столь же безмятежными, как для А. С. Пушкина.

в) Благодаря С. Дягилеву Европа услышала Шаляпина, увидела Нижинского.

г) С этими поэтами автор знаком много лет, и когда-то знал их более чем хорошо.
задание №5

Сколько грамматических основ в предложении: Проходят годы, а мечта остается мечтой.

а) одна.

б) две.

в) три.

г) четыре.
задание №6

Какая характеристика соответствует предложению: Большая часть жизни проходит в городе, в поездах, в гостиницах.

а) простое с вводным предложением.

б) сложносочиненное.

в) сложное бессоюзное.

г) простое предложение с однородными членами.
задание №7

Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Голова у меня сильно болела и постоянно знобило.

а) сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

б) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

в) сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

г) простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.
задание №8

Какое сочетание является грамматической основой предложения:

Я вижу свою самую важную задачу в том, чтобы каждый ребенок испытывал вдохновение

в умственном труде.

а) я вижу задачу.

б) я вижу, ребенок испытывал.

в) я вижу, ребенок испытывал вдохновение.

г) вижу, умственном труде.
задание №9

Найдите правильный ответ

а) Сокровища музыки неисчерпаемы и неисчерпаемы ее возможности в будущем.

б) Сокровища музыки неисчерпаемы и неисчерпаемы ее возможности в будущем.

в) Сокровища музыки неисчерпаемы, и неисчерпаемы ее возможности в будущем.

г) Сокровища музыки неисчерпаемы, и неисчерпаемы ее возможности в будущем.
задание №10

Найдите предложение с речевой ошибкой.

а) Деепричастный оборот всегда обособляется и выделяется.

б) Дайте сообщение в газету о вакансиях.

в) Успехами мы не блещем.

г) Гоголь прекрасно описал похождения Чичикова.

Часть 2

задание №1

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ничего нет прекраснее беспредельного моря (1) залитого лунным светом (2) и (3) голубого неба (4) полного сияющих звезд.

а) 1.2.3.

б) 1.2.3 .4.

в) 1.2.4.

г) 1.3. 4.
задание №2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Лес начал редеть, но дождь (1) к сожалению (2) не прекращался (3) и мы (4) как на грех(5) все вымокли.

а) 1.2. 3.4. 5.

б) 1.3.4.

в) 3.4. 5.

г) 1.4.5.
задание №3

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

а) Над чистым озером как справа как и слева шелестел камыш.

б) В сильном и многочисленном классе стоял густой и протяжный гул.

в) Дым от пожара медленно всходил к небу или отдельным облаком лежал по городу.

г) И сегодня рифма поэта — ласка и лозунг и щит и кнут.
задание №4

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены)

а) Эта красивая и стройная девушка произвела на всех прекрасное и неизгладимое
впечатление.

б) Во время дождя дачники гуляют под зонтиками или сидят в беседках.

в) На Птичьем рынке можно как полюбоваться так и купить какую-нибудь
понравившуюся живопись.

г) Темнота раннего утра скрывала и площадку на берегу реки и поселок и самих людей.
задание №5

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Дневные звезды никогда не видны в небе: их затмевает солнце.

а) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

б) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем
говорится в первой части.

в) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание
того, о чем говорится в первой части.

г) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем
говорится в первой части.

задание №6

(1)Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. (2)Эта любовь, постепенно расширяясь, переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре. (З)Истинный патриотизм — это первая ступень к действенному интернационализму. (4)Когда я хочу себе представить истинный интернационализм, я воображаю себя смотрящим на нашу Землю из мирового пространства. (5) Крошечная планета, на которой мы все живем, бесконечно дорога нам и такая одинокая среди галактик, отдаленных друг от друга миллионами световых лет!

(б)Человек живет в определенной окружающей среде. (7)3агрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. (8)Всем известны те гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учеными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоемы, леса, чтобы охранить животный мир нашей планеты, спаси становища перелетных птиц, лежбища морских животных.

(9)Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также природу, которая дает людям возможность эстетического и нравственного отдыха. (10) Целительная сила природы хорошо известна. (11) Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах.

Какая мысль не отражена в тексте?

а) Настоящий патриотизм начинается с любви к своей семье, к своему дому.

б) Экология изучается во многих высших учебных заведениях.

в) Загрязнение среды мешает нормальной работе промышленности.

г) Многие знают о целительной силе природы.
задание №7

Среди предложений 1-8 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным

времени. Напишите номер этого предложения.

задание №8

Среди предложений 3-10 найдите предложение, осложненное обособленным

распространенным определением, выраженным причастным оборотом.

задание №9

Какое из предложений 1-4 связано с предыдущим с помощью указательного местоимения

и лексического повтора? Напишите номер этого предложения.

задание №10

Определите, стиль и тип речи текста.

а) публицистический; рассуждение и повествование.

б) разговорный; описание.

в) деловой; рассуждение.

г) разговорный, описание и рассуждение.

Уровень 3

Напишите сочинение по прочитанному тексту.(Смотреть текст задания №6, уровень2).

Какие проблемы поднимает автор?

Разделяете ли вы позицию автора? Свой ответ аргументируйте.

Отметьте не менее двух наиболее характерных для прочитанного текста средств

выразительности и объясните, с какой целью автор использует их в тексте. Приведите

примеры.

Объем сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не

оценивается.

Перепишите фразы, исправив грамматические (морфологические и синтаксические) ошибки. Укажите тип ошибки.

Перепишите фразы, исправив лексические ошибки и недочеты. Укажите тип лексической ошибки (незнание значения слова, лексическая несочетаемость, смешение паронимов, тавтология, плеоназм и т. д.).

Оригинал Исправленный вариант Тип ошибки
Добавьте в разогретое вино яблочную и апельсиновую цедру. Добавьте в подогретое вино яблочную мякоть и апельсиновую цедру. Яблочная и апельсиновая цедра – это лексическая ошибка, связанная с непониманием значения слова цедра. Подогретое (разогретое )-аналогично!
– Он ведёт себя как мадригал: не учится, не работает, ничем не интересуется. Он ведет себя как маргинал: не учится, не работает, ничем не интересуется. Смешение паронимов: мадригал — «музыкально-поэтическое произведение, обычно любовного характера». Маргинал — «человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д.»
В коридоре филологического корпуса висели русские критики В коридоре корпуса филологического факультета висели портреты русских критиков. Речевая недостаточность – немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания висели русских критиков, в коридоре филологического .
И вновь наша команда отправилась домой без голов И вновь наша команда отправилась домой без забитых голов. Омонимия «без голов» – отсутствие головы и отсутствие забитых голов (шайб).
Врачи собрали консенсус. Врачи достигли консенсуса. Лексическая ошибка, связанная с непониманием значения слова. Консенсус — «общее согласие по основным вопросам, к которому приходят участники конференции, заседания, переговоров и т.п.»
Мой брат всегда всех удивлял удивительной честностью и правдивостью. Мой брат всегда всех удивлял честностью и правдивостью. Тавтология. Удивлял удивительной. повторение того же.
Начинаем конференцию: форум уже есть Начинаем конференцию: кворум уже есть Смешение паронимов: форум – «место дискуссий», кворум – «установленное законом число участников собрания»
– В принципе, это не принципиально В принципе, это не важно Тавтология, повторение одного и того же.
Подтверждаю, что в апреле месяце мною были проведены семинарские занятия со студентами второго потока. Подтверждаю, что в апреле мною были проведены семинарские занятия со студентами второго потока. Плеоназм, слово «месяц» лишнее
– Можно спросить вопрос? – Можно задать вопрос? Тавтология.
Мы рады представить вам свои услуги по редактированию и вёрстке Мы рады предоставить вам свои услуги по редактированию и вёрстке Смешение паронимов: представить – «предъявлять, показать», предоставить – «дать кому-то какое то право»
Поднимем тост в честь молодожёнов! Произнесем тост в честь молодожёнов! Лексическая несочетаемость. Здесь уместен глагол произнесем, т.к. тост – один из жанров речи.
Оденьте шапку, вы же простудитесь! Наденьте шапку, вы же простудитесь! Смешение паронимов: надеть – «натянуть, надвинуть (одежду, обувь)», одевать – «облечь кого-либо в одежду»
У Базарова нет сообщников – он трагически одинок. У Базарова нет единомышленников – он трагически одинок. Смешение паронимов: единомышленник – «человек, имеющий одинаковые с кем-либо мысли, взгляды, убеждения», сообщник – «соучастник преступного замысла или деяния»
Нападавшие, пригрозив пинать ногами, отобрали у Н. часы. Нападавшие, пригрозив, пнув, отобрали у Н. часы. Тавтология – «пинать ногами». Неверное употребление глагола «пинать».

Перепишите фразы, исправив грамматические (морфологические и синтаксические) ошибки. Укажите тип ошибки.

В предложениях найдите ошибки, осуществите редакторскую правку?

Русский язык | 10 — 11 классы

В предложениях найдите ошибки, осуществите редакторскую правку.

Укажите тип ошибки.

1)Наберите в себе силы сделать первый шаг.

2)Мы вышли из — за стола не сладко хлебавши.

3)Саундтрек в конечном итоге получился замечательный.

3)У нас с ним сложился полный консенсус.

4)В годы стагнации он продолжал писать.

Мы будем рады приветствовать вас на нашем вечере.

6)Я бы спросил только один вопрос.

7)По этому вопросу у нас с ним были возражения.

8)Эта книга вызвала оттолкновение у читателей.

9)И таких людей становится все время больше.

10)Все друг к другу питают претензии.

1)Наберите силы сделать первый шаг.

( глагол в повелит.

Наклонении уже обращает действие на самого себя) 2)Мы вышли из — за стола не солоно хлебавши.

(Этот фразеологизм имеет самостоятельное значение : ничего не добившись, обманувшись в своих ожиданиях) 3)Саундтрек в

конечном итоге получился замечательный.

3)У нас с ним сложился полный

(КОНСЕНСУС — это принятие решения или текста договора на международных конференциях и в

международных организациях на основе общего согласия участников без

проведения формального голосования, если против него не выступает ни

один из участников данного форума — ЗНАЧИТ в личном общении » у нас с ним» слово КОНСЕНСУС неприемлемо).

4)В годы стагнации он продолжал писать (Стагнация – это масштабное определение, используемое в

трёх разных видах наук : экологии, экономике, психологии.

(экология) – проблемы с подачей кислорода в водоём.

(экономика) проблемы с производством, приводящие к сложному финансовому

Стагнация (психология) проблемы с развитием культуры или

намеренное унижение группы людей правителем, чаще всего тираном.

ЗНАЧИТ : к литературе (писательскому творчеству) это слово неприменимо).

Будем рады приветствовать вас на нашем вечере.

( Местоимение МЫ лишнее, т.

К. форма глагола рады — это уже мн.

Число) 6)Я бы спросил только один вопрос (СПРОСИТЬ ВОПРОС невозможно.

Вопрос можно ЗАДАТЬ — речевая ошибка).

7)По этому вопросу у нас с ним были возражения.

( По вопросу могут быть только НЕСОГЛАСИЕ, КОНФЛИКТЫ — неверное употребление слова — речевая ошибка).

8)Эта книга вызвала оттолкновение (такого слова в р.

Есть слово СТОЛКНОВЕНИЕ или ОТТОРЖЕНИЕ, или НЕСОГЛАСИЕ читателей — неправильное употребление слова ОТТОЛКНОВЕНИЕ с предлогом У в соответствии с его лексическим значением — речевая ошибка) у читателей.

9)И таких людей становится все больше.

10)Они друг к другу имеют претензии (быть в претензии — требовать, жаловаться — подразумевается третье лицо — третейский судья, посторонний.

В данном предложении : друг у друга требовать?

Друг на друга жаловаться?

Если ВСЕ имеют претензии, то откуда (из кого) взять постороннего смотрящего — третейского судью?

Ответьте на вопросы, используя сложноподчиненные предложения с придаточным цели?

Ответьте на вопросы, используя сложноподчиненные предложения с придаточным цели.

Что надо делать, чтобы.

. узнать значение нового слова?

. люди разных стран дружили друг с другом?

. лучше знать другие народы?

. на нашей планете был мир?

. иметь много друзей?

. поступить в вуз?

Помогите?

Надо сделать полный синтаксический разбор предложения.

Вот предложение : Уважаемые читатели, в этой книге вы найдёте много интересных и полезных советов.

Мы были вынуждены спросить интересующие нас вопросы по телефону?

Мы были вынуждены спросить интересующие нас вопросы по телефону.

В чём лексическая ошибка?

Исправить ошибки в местоимениях и другие речевые ошибки?

Исправить ошибки в местоимениях и другие речевые ошибки.

Катерина уверена что ей не простят за ее поступки, но это не бугает ее.

Найдите грамматические ошибки в нижеприведенном предложении и перечислите их : Туризм это временые выезды людей в другую страну или месность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 час?

Найдите грамматические ошибки в нижеприведенном предложении и перечислите их : Туризм это временые выезды людей в другую страну или месность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течении одного колендарного года.

Перечислите грамматические ошибки :

Найдите ошибки в предложениях , запиши правильные варианты предложений?

Найдите ошибки в предложениях , запиши правильные варианты предложений.

1) Цветы не поставили в воду, поэтому они стали ещё вялее 2) Эта книга толстее, чем та.

3) Эта сумка более тежелее 4) Наш двор становится хорошее с каждым годом.

5) Твои джинсы ещё более дороже чем мои.

Прочитай предложения?

Найди и подчеркни однокоренные слова.

Какая ошибка допущена в каждом из этих предложений ?

Можно спросить вопрос?

Я хочу покрасить стены краской.

А ты суп солью посолила?

Посахари мне кашу сахаром!

ИСПРАВТЕ РЕЧЕВУЮ ОШИБКУ!

Поставь вопросы к глаголам ?

Поставь вопросы к глаголам .

Укажи число и время друг ( )не разрушает ( , )друзья( )не оставляют ( , )они( )охраняют ( , ).

Исправить ошибки читая книга возникает вопрос о будущем страны?

Исправить ошибки читая книга возникает вопрос о будущем страны.

Какой ошибки здес ?

Укажите предложение, в котором допущена речевая ошибка : 1) Этот поступок стал последней каплей, переполнившей чашу моего терпения?

Укажите предложение, в котором допущена речевая ошибка : 1) Этот поступок стал последней каплей, переполнившей чашу моего терпения.

2) Первый дебют «Битлз» состоялся в 1962 году.

3) Настало время подвести итоги нашего конкурса.

4) Прощаясь, молодые люди радушно пожимали руки.

На этой странице находится ответ на вопрос В предложениях найдите ошибки, осуществите редакторскую правку?, из категории Русский язык, соответствующий программе для 10 — 11 классов. Чтобы посмотреть другие ответы воспользуйтесь «умным поиском»: с помощью ключевых слов подберите похожие вопросы и ответы в категории Русский язык. Ответ, полностью соответствующий критериям вашего поиска, можно найти с помощью простого интерфейса: нажмите кнопку вверху страницы и сформулируйте вопрос иначе. Обратите внимание на варианты ответов других пользователей, которые можно не только просмотреть, но и прокомментировать.

10 самых распространенных лексических ошибок учащихся

Классификация ошибок по русскому языку: таблица с примерами

Оценка за письменную работу по русскому языку может быть снижена, даже если в словах ошибок нет, да и знаки препинания расставлены правильно. Дело в том, что ошибки бывают и другие: грамматические, стилистические, речевые и так далее. В приведенной ниже таблице собраны основные типы ошибок, встречающихся в русском языке, с примерами и условными обозначениями.

Условное обозначение Тип ошибки Пояснение Примеры
I Орфографическая Ошибки в написании слов (в корнях, приставках, окончаниях), в том числе в расстановке дефисов, в слитном и раздельном написании. Как нибудь (правильно: как-нибудь), икзамены (правильно: экзамены), вшубе (правильно: в шубе), расбежался (правильно: разбежался).
V Пунктуационная Ошибки в постановке знаков препинания (неправильный выбор знака препинания, его отсутствие в нужном месте или наличие там, где он не нужен). Мальчик пригнувшись пролез под ветвями дерева, и побежал домой – где его ждал приехавший из командировки отец. (Мальчик, пригнувшись, пролез под ветвями дерева и побежал домой, где его ждал приехавший из командировки отец.)
Г Грамматическая Ошибки в образовании слов и их форм, а также в их выборе (неправильное согласование по числам, падежам). Самый красивейший (самый красивый или красивейший), богатее (богаче), согласно с постановлением (согласно постановлению), оплата за проезд (оплата проезда или плата за проезд).
Р Речевая Ошибки в использовании лексики (в том числе паронимов, омонимов, синонимов), в том числе тавтология. Дипломат конкурса (дипломант конкурса), прейскурант цен (прейскурант или цены).
С Стилистическая Использование лексики, имеющей неподходящий стилевой окрас (чаще разговорной, жаргонной). Можно рассматривать как разновидность речевой ошибки. И тут главный герой рассказа лопухнулся (правильно: совершил ошибку). Этот эпизод классный (интересный, запоминающийся).
Z Нарушение абзацного членения текста Текст неправильно поделен на микротемы или абзацы не выделены вообще.
Ф Фактическая Искажено содержание текста (при написании изложения, сочинения) Дубровский познакомился с Машей, когда грабил Троекурова (как было на самом деле, я рассказывала ранее).
Л Логическая Ошибки в логическом построении текста (обычно они связаны с нарушением причинно-следственной связи). Сюда же относятся и синтаксические ошибки, приводящие к искажению смысла или двоякому его толкованию. Дубровский был благородным разбойником, поэтому он решил не грабить Троекурова. (Дубровский был благородным разбойником, поэтому он, полюбив Машу Троекурову, решил не грабить ее отца.)
Есть много произведений о любви в русской литературе. (В русской литературе есть много произведений о любви.)

Относительно того, какая пунктуационная или орфографическая ошибка допущена в письменной работе по русскому языку, у школьников и их родителей редко возникают сомнения. Все видно из поправок учителя. А вот в случае обнаружения в работе речевых, грамматических, логических и фактических ошибок возникают вопросы.

Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) были разработаны рекомендации для учителей-словесников, проверяющих контрольные работы школьников, по классификации ошибок, которые в этих работах встречаются.

Ниже вы найдете краткую характеристику типичных ошибок, составленную на основе «Методических материалов для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ» и «Методических рекомендаций по подготовке к итоговому сочинению». Последний документ касается творческих работ (сочинений, изложений), которые учащиеся выполняют зимой для допуска к ЕГЭ.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Детское словотворчество, результат которого хоть и не соответствует языковым нормам, но в полной мере раскрывает, по словам К. И. Чуковского, творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

источники:

http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/1207220_v-predlozeniah-najdite-osibki-osusestvite-redaktorskuu/

http://rusresh.ru/10-samyh-rasprostranennyh-leksicheskih-oshibok-uchashhihsya.html

15.11.2014

Открытый урок «Лексические и фразеологические ошибки»

Тютюнникова Татьяна Александровна

учитель русского языка и литературы

Урок-практикум по русскому языку из радела «Лексика и фразеология». Цель работы — научиться «видеть» и исправлять речевые ошибки, связанные с неправильным словоупотреблением, нарушением лексической нормы.
Конспект урока содержит:
Приложение 1 — материал для работы в группах;
Приложение 2 — таблица «Результаты работы в группе №__», критерии оценивания
Приложение 3 — справочный материал.

Оценить




3802

Содержимое разработки

План урока

Тема раздела: Лексика и фразеология

Тема урока: Лексические и фразеологические ошибки

Тип урока: усвоение и совершенствование новых знаний

Вид урока: урок-практикум

Комплексные цели урока:

обучающая:

— раскрыть сущность понятия «лексическая (словоупотребительная) норма»;

— создать представление о классификации лексических ошибок;

— рассмотреть способы исправления лексических и фразеологических ошибок:

воспитательная:

— воспитывать речевую культуру обучающихся,

— формировать стремление к постоянному развитию речевых способностей; ответственное отношение к словесной организации речи;

— формировать умение совместной работы;

— воспитывать чувство взаимоуважения, коллективизма;

развивающая:

— развивать языковую догадку, умение обнаруживать и исправлять речевые ошибки, связанные с нарушением лексической нормы;

— развивать умение грамотно выражать свои мысли, правильно строить устное и письменное высказывание;

— обогащать словарный запас учащихся;

развивать навык восприятия смысловой функции речи;

— развивать поисковый стиль мышления и умение работать со справочной литературой.

Учебно-методический комплекс урока:

1) Введенская Л.А., Пономарёва А.И. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование. М.: Ростов-на-Дону, 2005.

2) Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. М.: Просвещение, 2004.

3) Опорный конспект лекции.

4) Словари русского языка.

5) ТСО: компьютер.

6) Комплект заданий для работы в группе,

Методы обучения: словесный, наглядный, исследовательский.

Виды учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, индивидуализированная.

Ход занятия:

Организационный этап: — подготовка к занятию;

— проверка контингента;

— сообщение темы и цели занятия;

Основной этап:

1) актуализация знаний и проверка домашнего задания:

а) Опрос: (игра «Языковая разминка», 3 участника)

Определите различие между терминами: лексика, лексикология, лексическое значение слова.

Враг –неприятель – недруг – противник: смелый – храбрый – отважный — отчаянный – к какой лексической группе относятся названные слова?

— Слова противоположные по лексическому значению – это… . Закончите пословицы, употребляя в них антонимы:

«Доброе слово дом построит, а ….»

«Старый друг лучше…»

«Худой мир лучше …»

«Мягко стелет, да …»

«Кто много говорит, тот …»

— Докажите, что данные слова – омонимы: лавка, брак, образование, завод, бокс, провести, очки.

— Какая лексическая группа представлена в следующих словосочетаниях? Какое из них является правильным: водяное растение – водянистое растение, желанные гости – желательные гости; журнальная статья – журналистская статья; заразный пример – заразительный приме; песочный пляж – песчаный пляж; проявить нетерпение – проявить нетерпимость.

— Что такое фразеологизм? Приведите примеры фразеологизмов ( по два каждый из участников).

— Что такое лексическая сочетаемость слова? Составьте правильные сочетания существительных с прилагательными.

      Единый (момент, миг); карий (глаза, костюм); крепкий (дружба, впечатление); тяжкий (рюкзак, наказание); подлинный (друг, аметист, документ, охотник).

2) сообщение новых знаний:

а) Работа с опорным конспектом «Практическое занятие № 3» (фронтальная)

Эпиграф Если бы я был царь, я бы издал закон,

чтобы писатель, который употребит слово,

значения которого он не может объяснить,

лишается права писать и получает 100 ударов розог.

Л. Н. Толстой

Лексические (словоупотребительные) нормы – это умение:

— употреблять слово в тех значениях, которые оно имеет в языке;

— делать правильный выбор слова из ряда других слов, близких ему по значению или по форме;

— уместно использовать слово в той или иной ситуации общения;

— использовать слово в общепринятых, нормативных сочетаниях.

Классификация лексических ошибок

Тип лексической ошибки

Предложение, содержащее ошибку

Исправленный вариант

1. Незнание значения и смысловой точности слова.

8)

// был известен

2. Употребление многозначных слов и омонимов, приводящие к двусмыслию.

2)

+ от наркоза

3.Неразличение паронимов.

9)

// неподвижность

4. Неуместное использование синонимов и антонимов.

4)

// съезд

5. Нарушение лексической сочетаемости слов.

3)

// досрочно

6. Плеоназм (речевая избыточность).

10)

(коренные)

7. Тавтология

5)

// Команда России поедет на сборы 31 мая.

8. Речевая недостаточность.

6)

+ установления факта

9. Неуместность употребления слова:

а) неучёт стилевой принадлежности;

б) неучёт эмоционально-экспрессивной окраски;

в) неоправданное употребление устаревших, заимствованных, диалектных слов.

13)

15)

1)

11)

// лидер продаж

// нарядный ситец

// работают

// очень

10. Неверное употребление фразеологизмов в речи:

а) нарушение формы фразеологизма;

б) незнание лексического значения фразеологизма;

в) неуместное употребление фразеологизма.

7)

12)

14)

// кузнец своего счастья

// звездопад

// огромное количество, множество

Задания: Прочитайте предложения, укажите ошибки, связанные с нарушением словоупотребительной нормы, определите тип лексической ошибки, запишите предложение в соответствующую колонку, предложите вариант исправления данной ошибки.

Сейчас все крупные магазины функционируют и по воскресеньям.

К утру больной начал отходить.

Скоропостижно сдав экзамены, он уехал домой.

Форум доярок продлится до конца недели.

Сборная России соберётся на сборы 31 мая.

С целью изнасилования был вызван врач-гинеколог.

Каждый сам кузнец своей участи.

Он котировался в обществе как развратник, нахал и пьяница.

Больному грозила полная недвижимость.

Здесь живут коренные аборигены.

Цены на бензин зело поднялись.

Я взглянул на небо: звёзды так и падали, наверное, это и был звёздный час.

Подсолнечное масло «Олейна» — хит продаж августа.

У наших студентов впереди непочатый край открытий.

В продажу поступил симпатичненький ситчик.

б) (видеофрагмент) «Вопрос от первокурсника»

3) закреплениеи систематизация знаний (работа в группах) (см. Приложение1,2,3):

— исследование языкового материала;

— отчёт о работе группы.

4) (музыкальная пауза) Внимательно послушайте фрагменты хорошо знакомых вам современных эстрадных песен и назовите случаи нарушения словообразовательной нормы в текстах песен.

5) «Книжная страница» (обзор новинок научно-популярной литературы).

III. Заключительный этап:

подведение итогов занятия в соответствии с его целями:

— что такое лексическая норма?

— какие типы лексических ошибок вам известны?

— какие способы исправления лексических ошибок вы знаете?

выставление и комментирование оценок;

домашнее задание:

— выполнить задания в практической работе № 3 (ответить на учебные и контрольные вопросы;

— *привести 5-7 примеров нарушения лексических норм языка в профессиональной речи, определить тип лексической ошибки и предложить способ её устранения.

Приложение 1.

Язык СМИ (средств массовой информации)

Задания для работы в группе:

1. Определите, какие речевые ошибки допущены в следующих фразах. Укажите напротив каждого предложения тип лексической ошибки, подумайте, какие из них встречаются в публицистике чаще других.

Предложения

Тип лексической ошибки

1.

Дорожка сюда была уже протоплена (комментатор футбольного матча «Челси» — «Селтик», 25 июня 2004 год, РТР-Спорт).

2.

Можно ли спросить сакраментальный вопрос: давно ли вы виделись с этой женщиной? (ведущая программы «Принцип домино», 21 июля 2004 г., НТВ).

3.

Конечно, я могла бы спокойно почивать лавры (гость передачи «Сборная России», 18 июля 2004 г., РТР-Спорт).

4.

Совсем смертный, конечно, не может попасть к нам (гость программы «Москва: инструкция по применению», 19 июля 2004 г.).

5.

Аферисты обирали доверчивых граждан до ниток (ведущий программы «Честный детектив», 7 августа 2004 г., РТР)

6.

На бога надейся, а в вуз поступай (гость программы «Москва: инструкция по применению», 19 июля 2004 г.).

2. В средствах массовой информации иногда намеренно нарушаются языковые нормы, внимательно прочтите заголовки текстов и объясните целесообразность такого нарушения:

— «Наука храма хрома?» («Московский комсомолец», 26 июля 2004 г.);

— «ЗаДАЧКИ новой власти» («Аргументы и факты», № 27, 2004 г.);

— «Утоп-модель» («Московский комсомолец», 20 мая 207 г.);

— «Время разбрасывать ядра» («Известия», 18 августа 2006 г.);

— «Техника опасности» (Аргументы и факты, № 30, 2007 г.).

Речь российских политиков

Задания для работы в группе:

1. Определите, какие речевые ошибки допущены в следующих фразах. Укажите напротив каждого предложения тип лексической ошибки, подумайте, какие из них встречаются в речи российских политиков чаще других.

Предложения

Тип лексической ошибки

1.

Говорю то, что думаю. Точно так же, когда обо мне говорят, что думают. А даже не думая, говорят. Почему же я, думая, не могу сказать? (Горбачёв М.С.)

2.

Если виноватых нет, их назначают.

(генерал А. Лебедь)

3.

У меня мать русская, а отец — юрист. (Жириновский В.В.)

4.

Белорусский народ будет жить плохо, но недолго. (А. Лукашенко)

5.

Работаете вы хорошо, дальше так работать нельзя (Лужков Ю.)

6.

Всё это так прямолинейно и перпендикулярно, что мне неприятно (Черномырдин В.Р.)

7.

Пора принять меры и наложить вето на табу. (С. Шойгу)

2. Объясните, на чём основаны приведённые ниже шутки:

а) Дети – цветы жизни, не давайте им распускаться.

б) Перья у писателя были, но ему не хватало крыльев.

в) Не бросайтесь словами – соблюдайте технику безопасности.

г) Жаль, что и близкие бывают недалёкими.

д) Весна хоть кого с ума сведёт. Лёд – и тот тронулся.

г) Труднее всего провести время.

Язык современной литературы и криминалистики

Задания для работы в группе:

1. Определите, какие речевые ошибки допущены в названиях произведений Дарьи Донцовой. Укажите напротив каждого заголовка тип лексической ошибки. Какие типы лексических ошибок являются наиболее частотными?

Предложения

Тип лексической ошибки

1.

«Эта горькая сладкая месть»

2.

«За всеми зайцами»

3.

«Дантисты тоже плачут»

4.

«Жена моего мужа»

5.

«Несекретные материалы»

6.

«Контрольный поцелуй»

7.

«Вынос дела»

8.

«Полёт над гнездом индюшки»

9.

«Маникюр для покойника»

10.

«Гадюка в сиропе»

11.

«Безумная кепка Мономаха»

12.

«Зимнее лето весны»

13.

«Чудовище без красавицы»

14.

«Кекс в большом городе»

2. Прочтите выдержки из протоколов сотрудников внутренних дел, определите тип лексической ошибки и предложите способ её устранения:

а) «Жигули», находясь в нетрезвом состоянии, врезался в столб».

б) «К нам обратились две девушки о том, что избили ведущего программы «Времечко».

в) «В этом году выросли грабежи».

г) «Необдуманные действия за рулём могут повлечь серьёзные последствия».

д) «Направляется труп, проживающий по улице Кропоткина, 6».

г) «Потерпевшие решили доехать до площади Ленина и выйти из неё на Красном проспекте»

Приложение 2.

Результаты работы в группе № ____

ФИО участника группы

Оценка работы в группе

«отлично»

«хорошо»

«удовл.»

«неудовл.»

Руководитель группы:

Комментарии к критериям оценивания:

«отлично» — проявлял активное участие в проведении занятия, работе группы; давал точные и грамотные ответы; вносил рациональные предложения, проявлял инициативу;

«хорошо» — активно участвовал в работе группы, но не всегда давал правильные ответы, допуская 1-2 ошибки; недостаточно проявлял инициативу, творческий подход при выполнении заданий;

«удовлетворительно» — участвовал в работе группы, но особой активности не проявлял; допустил 3-4 неточности или ошибки при выполнении задания; творческий подход в работе отсутствовал;

«неудовлетворительно»— не участвовал в работе группы или допустил более 5 ошибок при выполнении задания.

Приложение 3.

1. Занять – одолжить.

Чтобы не было путаницы в речи, запомните значения данных глаголов:

Занять – взять взаймы;

Одолжить – дать взаймы.

Поэтому если вам вдруг срочно понадобились деньги, вы можете занять их у друга, обратившись к нему с просьбой: «Игорь, одолжи мне, пожалуйста, тысячу рублей». Неверные варианты: «займи мне двести рублей»; «Иван Иванович одолжил у Петра Петровича пятьсот рублей».

2. Затворить – отворить.

Мы часто слышим реплики: «Закрой дверь!», «Открой окно!». Правильно? Не совсем.

Обычно предметы, имеющие крышку, открываются и закрываются, а предметы, имеющие створки, отворяются и затворяются. Вот почему сундук, шкатулка, коробка – закрываются, а дверь, окно, шкаф – затворяются. Это отразилось и в народных пословицах и поговорках («пришла беда – отворяй ворота!..»)

3. Крайний – последний.

Когда мы стоим в какой –нибудь очереди, мы часто слышим: «Кто крайний?». А ведь правильно говорить: «Кто последний?».

Очередь (я имею ввиду понятие так называемой живой очереди) – это ряд людей, стоящих друг за другом, то есть в определённом порядке. Естественно, что в каждой очереди есть «первый», а следовательно, и «последний». Ведь «последний» — это, собственно, «идущий по следу», «последующий».

«Крайний» — это находящийся на краю, и по первичному смыслу самого слова – оно более применимо к неодушевлённым предметам («крайняя изба в деревне», «Крайний дуб над обрывом», «крайняя скала»…) Итак, в каждой очереди есть один «первый» и один «последний». А вот края у очереди два! И «крайним» является в ней в совершенно равной степени и «первый» и «последний».

4. Надеть – одеть.

Эти слова называются паронимами, и их следует правильно употреблять в речи. Блузка, юбка, кофта, брюки, шорты, платье, костюм, шапка, плащ, пальто, дублёнка, шуба, куртка и т.п.– все эти предметы гардероба вы можете надеть на себя. А вот ребёнка или ещё кого-нибудь вы можетеодеть.

Итак, запомните:надеваете вы что-либо, а одеваетекого-либо.

5. Подсказать – сказать.

Подскажите, пожалуйста, как мне добраться до улицы Мира.

Наверняка и к вам кто-нибудь из прохожих обращался с аналогичной просьбой. Но почему в этой конструкции утвердился глагол подскажите? Обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова: подсказать –шепнуть или показать незаметно кому-нибудь то, что тот должен произнести. Стало быть, возвращаясь к нашей конструкции, мы должны сказать: скажите, пожалуйста,…

6. Тост.

Я поднимаю тост…- Я пью тост…

Наверное те, кто так говорит, не знают значения словатост. Специально для таких «тостующих»:тост – короткая речь с пожеланием чего-нибудь и предложением выпить вина в честь кого-чего-нибудь. Именно поэтому тост можно либо произнести, либо провозгласить, либо предложить, но никак не поднять и уж тем более выпить.

7. Есть – кушать.

Глагол «кушать» не такой уж простой, как может показаться на первый взгляд. Употребление его уместно при вежливом приглашении других к еде либо применительно к маленькому ребёнку.

Если хозяйка, приглашая гостей к столу, говорит: «Дорогие гости! Пожалуйте кушать!» — это вполне уместно. Ведь не говорить же ей: «А ну, давайте есть!» Но когда эта же хозяйка, не обращаясь к гостям, говорит сама о себе: «Я покушала», — это воспринимается как глупое манерничанье. Ещё нелепей и смешней, когда так – слащаво-«уважительно» — говорит о себе мужчина.

Именно поэтому призываем вас осторожно пользоваться в своей речи глаголом кушать.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/73771-otkrytyj-urok-leksicheskie-i-frazeologicheski

Также вас может заинтересовать

  • Сценарий внеклассного мероприятия по литературе «Сказочной тропой» (для 4, 7 кл.)
  • Серле татар теле дөньясы …
  • Внеклассное чтение: «Рыцари, рыцарская честь, устаревшие ли это понятия?»
  • Открытый урок по литературе «И.С. Тургенев. Бирюк: Изображение быта крестьян»
  • Жить по законам добра

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

смутное представление. 2. Большинство американцев понятия не имеют, кто такой Джон Керри. 3. На четвертый день Керри выступит с глобальной заключительной речью, в которой расставит все точки над «i».

9.Определите, какие прецедентные тексты используют авторы данных высказываний:

1.Узбекистан, который мы потеряли. 2. На Бога надейся, а в вуз поступай. 3. Звезда по имени Чкалов. 4. Скромное самоограничение буржуазии. 5. Песня города берет. 6. Посторонним вход вос-

прещен? (заметка в «Московском комсомольце» о вступительных экзаменах в московские вузы).

10.Определите, какие речевые ошибки были допущены в следующих высказываниях участников телепрограмм:

1.Этот молодой футболист мастерски играет обоими ногами. 2. Можно спросить сакраментальный вопрос: давно ли вы виделись с этой женщиной? 3. Совсем смертный, конечно, не может попасть к нам. 4. Аферисты обирали доверчивых граждан до ниток.

5.Они делали нам много неприятностей. 6. Создан специальный орган за контролем по этим преступлениям.

11.Что такое языковая игра? Приведите примеры из средств массовой информации.

12.Перечислите виды устной публичной речи.

13.Риторика – наука или искусство? Ответ аргументируйте.

14.Перечислите важнейшие составные части классической риторики. А что изучает неориторика?

15.Перечислите роды красноречия. Охарактеризуйте каждый из родов.

16.Назовите основные общериторические законы.

17.Что способствует успеху ораторского выступления? Каких погрешностей следует избегать в ораторском выступлении?

18.Перечислите и охарактеризуйте основные качества хорошей речи.

19.В основе поэтических образов могут лежать разные тропы,

например: а) сравнение – облако как пушистый котенок; б) метафора – пух облаков; в) эпитет – белоснежные облака; г) олицетворение – облако путешествует.

Приведите собственные примеры названных тропов, создаю-

щих поэтический образ луны.

20.Какой троп использован Н.В. Гоголем в данных предложениях?

170

1. Для пополнения картины не было недостатка в петухе,…который, несмотря на то что голова продолблена была до самого мозгу носами других петухов по известным делам волокитства, горланил очень громко и даже похлопывал крыльями… 2. Потом опять следовала героиня греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные. 3. А в плечищах у него была такая силища, какой нет у лошади…

21.Какие средства связи между предложениями наиболее отчетливо выступают в предложенном фрагменте стихотворения А. Блока «В углу дивана»?

Но в камине дозвенели Угольки.

За окошком догорели Огоньки.

И на южном море тонут Корабли.

И над южным морем стонут Журавли.

22.Что такое антитеза? Какие языковые средства использованы В. Маяковским для ее создания в приведенном примере?

Ненавижу всяческую мертвечину!

Обожаю всяческую жизнь!

23.Какая стилистическая фигура объединяет данные предложения?

1.Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, степью жемчужною мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, с милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит… (М. Лермонтов) 2. О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?… (Ф. Тютчев) 3. Зыбь ты великая, зыбь ты морская, чей это праздник так празднуешь ты? (Ф. Тютчев)

24.Проведите анализ изобразительно-выразительных средств, использованных в отрывке из произведения Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо».

Выстрел!

Лес встрепенулся, ответив недовольным, обиженным эхом.

Казалось, береза, забравшаяся на границу дубняка и осинника, испугалась, вздрогнула. Дубы охнули, как богатыри. Осина, что рядом, торопливо посыпала листьями.

171

25.Какие средства художественной выразительности использованы Николаем Рубцовым в следующих поэтических строках?

Плыть, плыть, плыть Мимо могильных плит, Мимо церковных рам, Мимо семейных драм…

Скучные мысли – прочь! Думать и думать – лень! Звезды на небе – ночь! Солнце на небе – день!

Плыть, плыть, плыть Мимо родной ветлы, Мимо зовущих нас Милых сиротских глаз…

26.Формами словесной игры являются анаграмма (слово или словосочетание, образованное путем перестановки букв, составляющих другое слово), тавтограмма (фраза, в которой все слова начинаются с одной и той же буквы), палиндром (слово или фраза одинаково читаются по буквам слева направо и справа налево).

Какие формы словесной игры иллюстрируют приведенные ниже примеры?

1.Казак, шалаш. 2. «Схема смеха» (стихотворение В. Маяковского) 3. Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж. 4. А роза упала на лапу Азора (фраза приду-

мана А. Фетом)

27.В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» каж-

дый герой имеет несколько комических прозвищ. Кого из героев авторы называют:

1)великий комбинатор, технический директор, главный руководитель работ, владелец крыш, чердаков и слуховых окон;

2)гигант мысли, жертва «Титаника», охотник за табуретками, особа, приближенная к императору;

3)пролетарий умственного труда, работник метлы; 4) цветы улицы, цветы на асфальте?

Какой стилистический прием лежит в основе создания этих прозвищ?

172

Тема восьмая.

Язык рекламы. Особенности рекламных текстов

Вопросы для обсуждения

1.Реклама как особый жанр публицистики. Реклама и СМИ. Жанры рекламных текстов.

2.Функции рекламы. Основные элементы рекламных текстов.

3.Языковые приемы, используемые в рекламе.

4.Стилистика рекламных текстов.

5.Случаи нарушения норм в рекламных текстах.

1.Реклама как особый жанр публицистики. Реклама и СМИ. Жанры рекламных текстов

Внастоящее время в нашу жизнь прочно вошла реклама, оказывая сильнейшее влияние на человеческое сознание. Широкое распространение в последние десятилетия рекламы привело к тому, что на стыке официальноделового и публицистического стилей сформировался особый подстиль – язык рекламы. Одна из функций СМИ – функция воздействия — наиболее ярко проявляется именно в рекламных текстах.

Термин «реклама» происходит от латинского слова reklamare, что означает «громко кричать» или «извещать». Еще в Древней Греции и Риме объявления громко выкрикивались или зачитывались на площадях или в других местах скопления народа. Одним из древнейших рекламных текстов можно назвать объявление, обнаруженное археологами при раскопках древнеегипетского города Мемфиса. Оно гласило: «Я, Рино с острова Крит, по воле богов толкую сновидения».

С рекламой мы сталкиваемся на каждом шагу, и не трудно заметить, что рекламные тексты направлены на

173

самую разную аудиторию – возрастную, профессиональную, социальную. Если молодежи адресованы краткие, молниеносные «речевки» типа Не тормози – сникерсни!

или Натс – заряди мозги, а не желудок!, то к солидным покупателям обращение уже иное: Мы строим – вы жи-

вете. Или Мы заботимся о Вас и Вашем здоровье.

Если пропагандируется какой-либо «молодежный» товар (напитки, еда, развлечения и пр.), рекламисты (создатели рекламных материалов) играют на чувствах, свойственных этой возрастной категории граждан: желании казаться взрослой личностью, ценимой сверстниками, иметь успех у представителей противоположного пола. В этом случае рекламные лозунги обычно бывают яркими, короткими, запоминающимися, стилизованными под речь молодежи. В языковом плане для них характерно использование молодежного жаргона; обращение на ты, содержащее призыв к совершению действия; указывается, что, приобретая «продукт», его владелец становится одним из тех «отвязных» молодых людей, которые «зажигают» на телеэкране (Вот это по-нашему!).

Между газетной, телевизионной и Интернетрекламой существует ряд различий, обусловленных прежде всего их изобразительными возможностями.

Телевизионный видеоряд подчас бывает более важен, чем слова: достаточно лишь назвать товар и удачно его проиллюстрировать красивой «картинкой». Действенность телерекламы определяется тем, насколько она является адресной.

Изобразительные возможности печатной рекламы (в газетах, журналах, листовках, объявлениях и пр.), в сравнении с телевизионной, выглядят значительно скромнее. В связи с этим в печатной рекламе на первый план выходит текст, с помощью которого рекламист и должен убедить адресата совершить то или иное действие, приобрести тот или иной товар.

174

В зависимости от объема текста и способов аргументации выделяют несколько жанров печатной рекламы:

объявления (короткие информационные сообще-

ния: Магазин купит дорого советский фарфор, статуэтки эпохи СССР…);

заметки (они длиннее объявлений): Хотите со-

хранить фигуру за время долгой зимы, а весной не корить себя за накопленные килограммы? Решительно заменяйте свой обычный кофе на кофе «Турбослим» для активного похудения… и т.д.;

инструкции: … Использование нового лекарственного препарата… в комплексной терапии быстро устраняет воспаление и боль в горле, а благодаря дезинтоксикационному действию способствует нормализации температуры тела и общему улучшению состояния как при остром, так и хроническом заболевании… Позвонившим сегодня по телефону… — подарок от фирмы!

текст описывает действия потенциального покупателя: он звонит сегодня по телефону, приобретает препарат, получает подарок);

рецензии (оценка книг, выставок, фильмов и т.п.);

призывы — прямые обращения к адресату с «требованием» приобрести товар, типичные для щитовой рек-

ламы:… — это твой выбор!;

научно-популярные заметки и статьи (в них рассказывается об истории изобретения товара, о его положительных свойствах; как правило, такие тексты публикуются в «серьезных» газетах и журналах и занимают целый разворот).

Отличается от телевизионной и печатной Интернетреклама. С одной стороны, Интернет-рекламисты обладают меньшими изобразительными ресурсами, чем создатели телерекламы, с другой стороны, визуальные образы, ими создаваемые, не являются статичными (как в печатных изданиях), привлекают внимание пользователей

175

сети, а потому роль собственно текста в Интернетрекламе нивелируется. Вообще же обилие в сети рекламы, неслучайно называемой спамом – рекламным мусором, и борьба с ней с помощью различных защитных «фильтров» указывают на то, что в настоящее время рекламные тексты воспринимаются их «читателями» в большинстве своем негативно.

2. Функции рекламы. Основные элементы рекламных текстов

Каковы основные функции рекламного текста? В условиях развитого рынка основная задача рекламы — информировать потребителя не просто о товаре и услуге, а об имеющемся выборе и быть для компанийпроизводителей эффективным средством борьбы за деньги потребителей. Поэтому рекламу можно рассматривать как форму коммуникации, которая пытается перевести качество товаров и услуг, а также идеи на язык нужд и запросов потребителей.

В связи с этим можно выделить две основные функции рекламного текста: функцию воздействия и информационную.

Текст должен вызывать у потребителя определенные эмоции, какую-то реакцию, сообщать ему необходимые сведения об объекте рекламы и мотивировать его покупку.

Из чего исходит реклама? Каждый рекламный текст призывает нас к удовлетворению каких-либо потребностей. Существует иерархия человеческих потребностей, которую, по А. Маслоу, можно представить в виде пирамиды:

176

Ты голоден? Сделай паузу, скушай Twix! — призыва-

ет реклама шоколадного батончика. На удовлетворение потребности в отдыхе направлена реклама бытовой тех-

ники «Индезит»: Мы работаем – вы отдыхаете. На удовлетворение потребности в безопасности нацелена реклама охранного предприятия: Зоркий взгляд на вашу безопасность. Третья потребность – потребность в об-

щении, любви. Станьте ближе друг к другу! Не забудьте позвонить родителям! – напоминает реклама. Чет-

вертая потребность раскрывает стремление принадлежать к определенной социальной группе: Честное, на-

дежное единство молодежное. Следующая человеческая потребность заключается в стремлении к творчеству, самореализации: Все зависит от тебя! И, наконец, самая высокая потребность – это потребность познания, освое-

ния мира: Мечтай, говори, действуй!

Рекламные тексты строятся по определенному шаблону. Основными элементами рекламных текстов являются:

логотип – символ, обозначающий производителя товара:

177

слоган – лозунг фирмы или рекламной компании:

Живи на яркой стороне (компания «Билайн») ;

основной текст, содержащий рекламу товара;

реквизиты – адрес и телефон производителя (распространителя) товара.

Реклама одного и того же товара может быть представлена в разных теле- и печатных текстах, но выдержана в одном ключе (общий логотип, слоган). В этом случае говорят о рекламной кампании, элементами которой могут быть не только тексты, но и всевозможная рекламная продукция (календари, ручки и т.п.).

3. Языковые приемы, используемые в рекламе

Существует ряд языковых приемов, регулярно используемых в рекламных текстах.

Текст обычно представляет собой не связную последовательность, а сегментированный список, состоящий из словосочетаний: первое называет рекламируемый товар, а последующие описывают его характеристики и услуги производителя или продавца: КОНДИЦИОНЕРЫ ИЗ ЕВРОПЫ. Самые низкие цены. Любые модели.

По тому же принципу строятся парцеллированные рекламные конструкции, в которых содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких

Понятие «слоган» (sluagh-ghairm) восходит к галльскому языку и означает «боевой клич». В 1860 году понятие «слоган» было впервые использовано в современном значении рекламного лозунга, индивидуального девиза конкретной фирмы. Назначение девиза – побуждать к действию. Первоначальное значение слова – «боевой клич» — очень точно и весьма образно отражает сущность этой рекламной константы: пленить покупателя и уничтожить конкурентов.

178

интонационно-смысловых речевых единицах: первое предложение называет товар с помощью существительного, а последующие, представляющие его характеристики, содержат глаголы и прилагательные — сказуемые, соотносимые с этим существительным: Препарат… Применяется для восстановления запасов жидкости и электролитов в организме. Содержит только натуральные вещества. Эффективен и безопасен для детей и взрослых. Удобен и прост в применении. Всегда должен быть под рукой.

Для описания услуг, предлагаемых в рекламе, часто используются отглагольные существительные: Строи-

тельство…павильонов. Подготовка площадки. Обсыпка щебнем. Бетонирование.

Форма обращения к адресату, как уже отмечалось, зависит от того, какой товар рекламируется и кому он предназначен: в рекламе медицинских препаратов обязательно обращение на Вы, в рекламе «молодежных» товаров преобладает обращение на ты.

Рекламный текст должен доказать читателю, что пропагандируемый товар превосходит другие товары того же рода. Часто рекламисты стремятся «выделить» свой товар из общей массы, употребляя прилагательные, значения которых сводятся к значению слова самый: уни-

кальный, эксклюзивный, выдающийся, потрясающий. В

этот же ряд можно поставить слова с приставками супер-,

гипер-, мега-. Эти и другие слова (типа двойной эффект, традиционное немецкое (испанское, французское и др.) качество, от лучших мировых производителей и т.д.) яв-

ляются рекламными штампами и нередко превращают рекламу в антирекламу – отталкивают читателя, вызывают у него недоверие.

Важную роль в рекламном тексте играет заголовок: он должен привлечь внимание потенциального покупате-

179

Соседние файлы в предмете Русский язык

  • #

    25.11.201631.69 Mб40Аванесов словарь.pdf

  • #
  • #

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Можно спросить вот такой вопрос ошибка
  • Можно спросить вопрос лексическая ошибка
  • Можно спросить вопрос какая речевая ошибка
  • Можно спросить вопрос какая ошибка допущена
  • Можно совершить страшную ошибку если не учитывать этот фактор