Мотивационные факторы выбора профессии ошибки при выборе профессии

Библиографическое описание:


Урутина, Т. М. Типичные трудности и ошибки при выборе профессии у старшеклассников / Т. М. Урутина, Л. Г. Агеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 555-558. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21337/ (дата обращения: 13.06.2023).

Выбор профессии — одно из самых главных решений в нашей жизни. Именно он определяет то, кем мы будем, какой стиль жизни выберем.

Основными факторами выбора профессии традиционно считаются следующие: темперамент, интересы, мнение родителей и друзей, способности, уровень подготовки, материальное стимулирование и престиж профессии, состояние здоровья и др.

В настоящее время результаты опросов и индивидуальных бесед со старшеклассниками свидетельствуют о том, что большинство старшеклассников испытывают трудности при выборе будущей профессии.

Итак, какие же ошибки совершают старшеклассники в процессе профессионального самоопределения?

Первое, что следует отметить, — это недостаточная информированность о мире профессий, о её перспективах и востребованности специалистов в обществе. По данным исследований, учащиеся 9 класса могут в среднем назвать от 40 до 50 профессий, в то время как в мире их насчитывается более десяти тысяч. Кроме того, при выборе профессии многие учащиеся даже не задумываются о дальнейших возможностях трудоустройства. Например, сейчас самыми популярными являются профессии экономиста и юриста, однако ввиду большого количества желающих работать по данным специальностям, сокращается число возможных рабочих мест.

Второе — выбор профессии под влиянием друзей. Это, пожалуй, одна из самых распространенных ошибок у старшеклассников. Такое часто происходит, если подросток недостаточно уверен в себе и не готов взять на себя ответственность за свой выбор. Впоследствии избранная профессия может не отвечать способностям человека и вскоре это может привести к недовольству, разочарованию. Ведь профессии, которые подходят друзьям, могут не соответствовать нашим личностным особенностям, склонностям и интересам.

Третье — увлечение внешней стороной профессии, что условно можно обозначить как поиск экстремальных ощущений. Очень часто учащихся привлекает лишь внешняя сторона профессии. В силу свойственной им эмоциональности, они выбирают на их взгляд особенные, яркие, необычные профессии: такие как следователь, археолог, актер, стюардесса и т. д. При этом они упускают из виду такие факторы как ненормированный рабочий день, психофизиологические показатели, большое количество работы с документацией и др.

Четвертое — влияние престижности, популярности профессии. Сильным фактором, влияющим на выбор профессии, является общественное мнение в отношении некоторых профессий. Здесь нужно помнить, что престижность зависит от круга общения, причем довольно быстро меняется со временем. Большинство учащихся редко задумываются об этом. В результате этого на рынке труда отмечается избыток так называемых «престижных» профессий и дефицит по-настоящему востребованных.

Пятое-несамостоятельность выбора профессии. Многие родители в силу сложившихся семейных традиций или собственных убеждений пытаются навязать ребенку свое мнение в выборе будущей профессии. К примеру, все в семье врачи и ребенку автоматически присваивается эта профессия.

Шестое — отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией. Зачастую какой-либо предмет нравится настолько, что юноша или девушка обязательно хотят связать с ним будущую профессиональную деятельность. Однако в этом случае следует задуматься. Возможно, нравится не сам предмет, а то, как его преподносит учитель. Или же, юноше нравится литература, и он собирается в педагогический вуз, упуская из виду, что он не любит и не умеет взаимодействовать с детьми.

Седьмое — неумение анализировать особенности собственной личности. При выборе профессии многие подростки даже не знают с чего начать, с какой стороны подойти к этому вопросу. У них отсутствует представление о собственных способностях, интересах, склонностях. В таких случаях рекомендуется обратиться к помощи психолога, который с помощью психодиагностики, индивидуальных бесед поможет определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Восьмое — выбор профессии равен выбору уровня образования. Очень часто при выборе профессии учащиеся просто хотят получить как таковое высшее образование, неважно по какой специальности. Ведь очень часто от родителей можно услышать такое высказывание: «Ты получи сначала высшее образование, а потом делай, что хочешь».

Девятое — недооценка своих физических способностей, существенных при выборе профессии. Иногда случается, что интерес к профессии и личностные способности, противоречат физическим возможностям. Например, человеку с хроническими заболеваниями легких нельзя работать на заводе. Или же, несмотря на способность к техническим наукам, человеку, страдающему близорукостью, не рекомендуется работать с чертежами, за компьютером и т. д. [2, с. 57].

Для проверки представленных теоретических данных было проведено эмпирическое исследование. В экспериментальную группу вошло 25 человек в возрасте 17–18 лет, из них 9 юношей и 16 девушек. В качестве психодиагностического инструментария были выбраны методики: «Мотивы выбора профессий» Р. В. Овчаровой и «Готов ли ты к выбору профессии» В. Б. Успенского [3].

Результаты, полученные в ходе диагностики ведущих мотивов выбора профессии, показали, что 56 % испытуемых при выборе профессии руководствуются внешними отрицательными мотивами, т. е. выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, по наставлению и рекомендации родителей; 28 % руководствуются внешними положительными мотивами, т. е. материальное стимулирование, возможность продвижения по службе, одобрение коллектива, престиж, и всего лишь 16 % при выборе профессии руководствуются внутренними мотивами, исходящими, из потребностей самого человека.

Результаты психодиагностики ведущих мотивов выбора профессии изображены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты исследования мотивов выбора профессии

Результаты диагностики готовности к выбору профессии показали, что у 32 % респондентов выявлен низкий уровень подготовленности к выбору будущей профессии, у 52 % средний; и только у 16 % — высокий.

Результаты психодиагностики готовности к выбору профессии представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты исследования готовности к выбору профессии

Таким образом, резюмируя результаты эмпирического исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время старшеклассники слабо ориентируются в основах профессионального самоопределения, а именно с чего начать, кто может помочь и т. д. Большинству старшеклассников трудно разобраться в своих способностях, качествах и чертах характера, интересах. Их представления о собственной личности часто остаются на уровне бытовых суждений и при выборе профессии ими движут не внутренние, а внешние мотивы.

Выбор профессии очень сложный и ответственный шаг, поэтому подходить к нему нужно обдуманно и со всей серьезностью.

Можно выделить несколько простых правил, которым рекомендуется следовать выпускнику при выборе будущей профессии:

—        во-первых, изучить самого себя: разобраться в своих интересах, склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях;

—        во-вторых, подумать и оценить свои сильные и слабые стороны;

—        в-третьих, ознакомиться с профессиями, которые соответствуют имеющимся интересам, способностям, возможностям.

Затем, когда первые три шага уже позади, и выделились явные лидеры среди профессий перейти ко второму шагу.

Побеседовать с представителями избираемых профессий, по возможности побывать на их рабочем месте, ознакомиться с условиями и характером труда.

Ознакомиться с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

Сопоставить свои личные качества и возможности с характером той профессии, которая была выбрана.

В процессе профессионального самоопределения старшеклассника огромную роль играет школа.

В 1–4 классах должны решаться задачи по ознакомлению с наиболее распространенными видами трудовой деятельности, уважения к представителям любой профессии, воспитанию любви к труду.

В 5–9 классах предполагается ознакомление ребят с содержанием и характеристикой основных профессий района, условиями и организацией труда в различных сферах деятельности, с требованиями к избираемой профессии и путями её приобретения.

В 10–11 классах должно проводиться углубленное изучение профессии, изучение психофизиологических и медицинских показателей личности, возможности получения образования и трудоустройства.

Наиболее активными для профориентации являются учащиеся 5–9 классов. Планирование работы с этим возрастом должно предусматривать, прежде всего, активные формы обучения.

Можно предложить комплекс мероприятий по пяти типам профессий (классификация Е. А. Климова) [1,160 с.]:

«Человек-природа»: при этом типе можно проводить различные лабораторные и практические работы по биологии, работа на пришкольном участке, в живом уголке, работа в саду, в огороде, уход за животными.

«Человек-техника»: также можно проводить лабораторные, практические работы по физике, химии, электротехнике, выполнение работ на уроках технического труда, в технических кружках, техническое моделирование, ремонт бытовой техники.

«Человек-человек»: разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, разбор помыслов, поведения окружающих, выполнение работ на уроках труда, общественно — организаторская работа среди сверстников, шефская воспитательная работа среди младших, участие в коллективных мероприятиях, спортивных играх.

«Человек — знаковая система»: работа за компьютером, выполнение вычислений, работа с документами, а также выполнение подсчетов, чертежей, схем.

«Человек — художественный образ»: разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства, выполнение заданий на уроках рисования, участие в художественной самодеятельности, в соответствующих кружках, студиях [4].

Таким образом, можно сделать вывод — выбор профессии является очень сложным и ответственным шагом в жизни каждого человека. И поэтому подходить к нему надо, обдуманно, взвесив все «за» и «против», чтобы потом не сожалеть и не испытывать чувство разочарования за свой выбор.

Литература:

1.        Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.-М.: Просвещение, 2004.-305 с.

2.        Кон И. С. Психология старшеклассника.-М.: Просвещение, 1980.-192 с.

3.        Энциклопедия психодиагностики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. https://psylab.info.

4.        Планирование и организация профориентационной работы в школе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www//https://lib.nspu.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): выбор профессии, будущая профессия, профессия, большинство старшеклассников, будущая профессиональная деятельность, ведущий мотив выбора профессии, выполнение работ, материальное стимулирование, профессиональное самоопределение, собственная личность.

Ошибка 1. Не знают, чего хотят от себя, от жизни, от работы

Лучше всего начать с самоопределения. Сначала подросток должен понять свои внутренние желания, а уже после ему станет понятно, отправляться после школы сразу в вуз или сначала немного отдохнуть.

Ребята, которые не понимают, что их ждет, не видят четкой картинки своего будущего, с меньшей мотивацией готовятся к итоговым испытаниям, неохотно учатся. И поэтому первое, чего стоит избегать — советов. Чем больше ребенок понимает сам про себя, тем легче ему определить свое будущее.

Помогите подростку конкретизировать и сформировать картинку своего будущего и профессиональных интересов: чего он хочет от себя, от работы, от жизни?

Ошибка 2. Не ориентируются в мире профессий

Какие-то профессии становятся неактуальными и уходят в прошлое, появляются другие — современные и востребованные. Подростки не всегда могут ориентироваться в них, да и взрослые порой тоже не в силах помочь, потому что не представляют себе, как выглядит Атлас новых профессий, и какие специалисты в скором будущем станут востребованными.

Изучайте мир профессий вместе, заглядывайте в будущее, просматривайте разные варианты — вдруг ребенок захочет стать специалистом, о котором вы и сами еще не слышали?

Ошибка 3. Восприимчивы к чужому мнению

Друзья, родители и учителя могут сильно повлиять на решение подростка. Кажется, что это хорошо — у ребенка есть некие авторитеты, ему есть к кому прислушаться. И это действительно так. Но чужое мнение может негативно сказаться на решении подростка — нельзя воспринимать его как единственно верное.

Все мы хорошо помним: если учитель нравится, то и успеваемость по его предмету выше. А если не нравится, с большой вероятностью интерес к дисциплине пропадает, и тогда мы решаем: «Ни за что не буду связывать свою профессию с химией! Пойду лучше журналистом — Мария Ивановна говорит, что я хорошо пишу сочинения». Так дети по ошибке часто отбрасывают целый пласт профессий, где они могли бы реализовать себя.

«Мы, взрослые, можем подчеркивать сильные стороны, которыми обладают подростки, для того чтобы запустить процесс размышления о будущем, которое может выбрать для себя ребенок. И, чтобы это сработало, старайтесь не давать советы, а задавать больше правильных вопросов».

 

Как нельзя:
О, ты отлично пишешь сочинения! Решено — забудь про все точные науки, пойдешь на филологический.

Как можно:
Тебе отлично даются русский и литература. Нравится это направление? Стал бы связывать с филологией свою будущую профессию?

Ошибка 4. Откладывают выбор профессии на 11 класс

Невозможно уместить в последний год обучения в школе столько задач: выбрать профессиональную область, предметы для сдачи ЕГЭ и начать подготовку, определиться с вузом и направлением.

В интернете доступны различные подборки по профессиональной деятельности. Это и статьи, и тесты, и ролики на YouTube с комментариями представителей профессии. Помимо изучения этих материалов запускайте процесс критического мышления — ребенок должен понять, чего хочет он сам, какую деятельность предпочитает: групповую или индивидуальную, умственную или физическую и т.д. Чем больше ребенок понимает про себя, тем адекватнее он может воспринять ту информацию, которую он получает из тех же статей или видеороликов.

Одному приносят удовольствие командировки, другому — работа с документами. Как понять, чего на самом деле хочется от будущей профессии? Есть простое упражнение, которое поможет лучше понять себя. На листе бумаги нужно начертить таблицу с тремя столбцами:

  1. Очень хочется видеть/делать в профессии.
  2. Пока непонятно — возможно да, возможно нет.
  3. Совсем не хочется видеть/делать в профессии.

В таблицу можно добавлять любые аспекты: специфику работы, формат, направления, какие-то детали, нюансы и принципы (соцпакет в компании, большой коллектив, возможность для получения новых знаний и развития, работа за компьютером, разъездная, стационарная работа и т.д).

То, что будет занесено во второй столбец, лучше попробовать заранее. Например, это может быть написание отчетов — пусть ребенок потренируется их делать. Во время тренировок будет проще понять, какие в действительности ощущения приносит эта деятельность. Но лучше делать это не в игровой форме, а в том виде и в тех условиях, которые будут максимально приближены к реальным.

Ошибка 5. Не пробуют профессии

Сегодня очень активно развивается волонтерское движение, и многие ребята могут попробовать себя в какой-то профессии. Обычно подростки, которые уже чем-то занимаются — ходят на какие-то секции или кружки, например, — понимают, хотят ли они групповую деятельность видеть в своей дальнейшей жизни.

Тут можно провести аналогию с уборкой дома. Кто-то, например, убирается дома один, когда все остальные члены семьи куда-то уйдут. Скорее всего, это означает, что и любую другую деятельность в своей жизни человек пытается выполнить самостоятельно. А другие наоборот предпочитают групповой формат деятельности. И тут есть над чем поразмышлять. Понаблюдайте за своими подростками — что для них ближе? Предлагайте им поразмышлять над тем, что они попробовали.

Ошибки 6 и 7. Выбирают профессии по предметам ЕГЭ и не знают системы поступления в вуз

Система поступления в вузы меняется ежегодно — и за обновлением этой информации просто необходимо следить. Сейчас подросток имеет право поступить сразу в 5 университетов на несколько направлений в каждый. При этом на разные направления нужно сдавать разные ЕГЭ. Самый простой вариант, о котором мы уже говорили — когда ребенок выбирает для себя путь наименьшего сопротивления — сдает те ЕГЭ и поступает в вуз на ту специальность, предметы по которым даются в школе лучше всего. Так ребята выкидывают из своей жизни огромные предметные области — гуманитарные, естественно-научные, технические. А потом, получив высшее образование, они понимают, что вообще-то хотели бы заниматься чем-то другим.

«Порой человек не знает, что выбрать на завтрак, а мы ругаем подростков за то, что они не могут определиться к 11 классу с профессией. Это абсолютно нормальная ситуация, особенно в условиях минимального количества инструментов для выбора профессионального пути».

Важно объяснить ребятам разницу между направлениями в вузе и названием самой профессии. При поступлении, например, на психологию, можно выбрать себе разные пути: психолог-консультант, клинический психолог, психиатр, психолог в сфере HR, психоаналитик и т.д. Название профессии может не совпадать с названием направления в вузе — это нормально.

Надо понимать, что зачастую ответ подростка «я уже все решил» несет в себе негативный посыл: «этот выбор очень сложный, отстаньте от меня, мне тяжело об этом говорить». Именно поэтому крайне важно не откладывать выбор профессии до 11 класса, чтобы не принять поспешное решение.

Ошибка 8. Поздно узнают про ДВИ и профотбор. Недооценивают подготовительный этап

ДВИ — дополнительное вступительное испытание, которое могут осуществлять разные вузы, а на какое-то конкретное направление сразу все университеты и даже колледжи. Если, например, взять журналистику, архитектуру, дизайн, то станет понятно, что в этих направлениях невозможно обойтись одними только ЕГЭ — тут и нужно будет сдавать ДВИ. И надо понимать, что для многих профессий подготовка к ДВИ занимает несколько лет.

А еще многие ребята не знают, что, выбирая какую-то профессию, должны обладать не только какими-то навыками, но и соответствующей физической подготовкой. Военным, например, важно иметь хорошее зрение.

Ошибка 9. Не продумывают запасные варианты

Казалось бы, если человек осознанно выбирает себе профессию, о каких запасных вариантах вообще может идти речь? Но все не так просто. Во-первых, мир трансформировался, и каждый из нас теперь с большой вероятностью просто не сможет выбрать себе одну-единственную профессию на всю жизнь.

Во-вторых, запасной вариант хорошо сказывается на самооценке. Если вдруг будет недобор баллов, подросток сможет пойти по другому пути, избрав свой собственный план B.

«Чем больше ребенок знает сам про себя, тем легче ему погружаться в какие-то другие области, тем меньше у него страха, тем увереннее он стоит на ногах».

Ошибка 10. Боятся перспективных профессий

Часто подростки не хотят поступать на интересующую их специальность из-за того, что эта профессиональная область перенасыщена на рынке труда и высокая конкуренция их смущает: «программистов уже слишком много, стану лучше кем-нибудь другим».

В итоге человек идет по менее интересным направлениям, четко понимая, что именно та специальность, на которую он не пошел, больше всего наполнена смыслом, соотносится с его желаниями и интересами.

Не секрет, что многим ребятам не хватает мотивации. Ученики говорят: «зачем мне эти котангенсы? для чего запоминать правописание приставок? мне все это никогда не пригодится!» Не пытайтесь переубедить ребенка. Попробуйте задать вопрос: «а если бы первоклассник спросил у тебя, для чего учиться в школе, что бы ты ответил ему?»

Старайтесь задавать вопросы так, чтобы ребятам хотелось на них ответить, хотелось поделиться какими-то позитивными установками — поверьте, они это могут!

Делитесь опытом собственной профессиональной деятельности — причем не только позитивным, но и негативным. Ребенок должен понимать, что все 8 часов во время рабочего дня над ним не будет переливаться волшебная радуга и звонко петь сказочные птицы. Осознанный выбор профессии не означает, что все рабочие задачи будут даваться играючи.

«К выбору профессии нужно подходить как к выбору пиджака: пока мы видим его на картинке, мы точно не сможем сказать, хорошо ли он будет сидеть, не будет ли в нем слишком жарко. Без примерки выбрать одежду очень сложно — то же самое и с выбором профессии. Чем больше мы пробуем, тем легче нам принять какое-то решение».

Содержание:

  1. Когда начинать выбирать профессию
  2. Критерии выбора профессии
  3. Ошибки при выборе профессии
  4. Рекомендации по выбору профессии

Проблема выбора профессии стоит перед каждым, кто оканчивает школу. Ведь этот шаг может определить всю дальнейшую жизнь человека. Не всегда получается правильно выбрать с первого раза. Но есть рекомендации, которые помогут старшекласснику решить, чем ему заниматься в будущем. Узнаем, как выбрать профессию и каких ошибок стоит избегать.

Когда начинать выбирать профессию

Во-первых, задайтесь вопросом: а точно ли вы готовы сейчас сделать выбор раз и навсегда? Жизненные обстоятельства постоянно меняются, как и увлечения, ценности, предпочтения и мировоззрение. И это нормально, если, выбрав одну профессию сейчас, вы захотите сменить ее через десять или двадцать лет. Не бойтесь пробовать новое, экспериментировать, искать себя.

Но в определенный момент необходимо сделать какой-то выбор. Обычно этот момент наступает в старших классах школы, когда ученик думает, куда поступать после ее окончания. Необязательно этот выбор станет финальным решением. Всегда можно бросить учебу или сменить специальность. Но лучше, если сразу получится правильно определиться со своим призванием.

Начинать выбирать профессию лучше в 9 классе. Времени будет достаточно, чтобы определиться с учебным заведением и успеть подготовиться к экзаменам, которые потребуются для поступления. К тому же после 9 класса часть учащихся уходит из школы, чтобы получить среднее профессиональное образование в колледже.

Критерии выбора профессии

Чтобы сделать правильный выбор профессии, нужно ориентироваться на несколько критериев:

  1. Степень сложности освоения. Не стоит выбирать специальность, на которой будет трудно учиться.
  2. Возможности для поступления. Есть разные учебные заведения, курсы и программы для освоения будущей профессии. Рассмотрите все варианты и выберите самый удобный.
  3. Востребованность профессии. Подумайте, легко ли будет найти работу, когда отучитесь, будут ли нужны такие специалисты?
  4. Перспективы профессии. В мире все быстро меняется. Будет специальность востребована через пять, десять или двадцать лет? Если хотите сделать выбор на всю жизнь, обязательно учтите этот критерий.
  5. Заработная плата.
  6. Перспективы карьерного роста.
  7. Престиж. Влияние на выбор профессии оказывает и степень ее престижа и популярности в обществе.
  8. Условия труда. Бывают профессии, связанные с риском для жизни или опасностью для здоровья, либо предусматривающие работу в тяжелых условиях. Готовы ли вы к этому?
  9. Возможности для самореализации, раскрытия потенциала.

Еще один критерий, который стоит упомянуть, – это социальная значимость. Для многих важно, чтобы их работа была не просто интересной, высокооплачиваемой и престижной, но также благородной и честной, несла пользу обществу и делала мир лучше.

Чек-лист 10 ошибок абитуриента

Ошибки при выборе профессии

Поскольку выбирать будущую специальность часто приходится в достаточно юном возрасте, многие допускают ошибки из-за банальной нехватки знаний, опыта или самостоятельности в принятии решений. Рассмотрим самые частые.

Ошибка 1. Позволять решать за вас

Нередко абитуриенты поступают в конкретное учебное заведение, потому что так сказали родители. Это плохо по двум причинам. Во-первых, если выбор сделан за вас, велик шанс, что вы разочаруетесь в обучении и профессии. Во-вторых, появится обида на близких, которые подтолкнули к ошибочному решению.

Мнение родных, конечно, важно, к нему стоит прислушаться. Но не забывайте, что все-таки это ваша жизнь. Учитывайте их советы, но решайте самостоятельно.

Ошибка 2. Следовать за толпой

Эта ошибка типична для людей, которые не уверены в себе и не умеют отстаивать свое мнение, как и в предыдущем случае. Но здесь абитуриент поступает в учебное заведение, в которое идут его друзья, близкий человек или просто большинство одноклассников.

Так делать не стоит. Ваши пути все равно с большой вероятностью разойдутся, даже если сейчас вы уверены в обратном. Постарайтесь рассуждать трезво и взвешенно и строить жизнь независимо от других.

Ошибка 3. Не соизмерять желания с возможностями

Выбор будущей профессии складывается по формуле: хочу + могу + надо. Первое – это наши желания и потребности. Третье – это реальные перспективы и возможности в профессии, ее востребованность. Что касается «могу», то это ваши возможности, и их нужно учитывать.

К примеру, вы хотите работать по специальности в другой стране. Согласитесь, что проблематично будет получить приглашение, скажем, на работу в Швейцарию, имея диплом никому не известного колледжа или университета где-то в провинции.

Другой пример: вы любите растения и мечтаете стать ботаником. Но при этом у вас аллергия на пыльцу, которая не позволит плотно контактировать с цветущими растениями. Стоит ли учиться на ботаника? Решать вам, но старайтесь быть реалистом.

Ошибка 4. Иметь ложные представления о профессии

Школьники иногда не вполне осознают, как на самом деле обстоят дела в интересующей их сфере. Многие мечтают о шоу-бизнесе, музыкальной или актерской деятельности, славе и популярности. Но у всего есть обратная сторона. Став звездой, человек навсегда теряет шанс на приватность. Его жизнь будет проходить под прицелом камер папарацци и под взглядами общественности.

Ошибка 5. Гнаться за престижем

Престижность профессии – один из критериев ее выбора. Но ошибочно ориентироваться только на то, насколько она популярна, потому что престиж работы вовсе не гарантирует, что она подойдет человеку или он будет с ней успешно справляться. Нужно смотреть глубже и не дать себе обмануться внешним лоском.

Ошибка 6. Выбирать по учебному заведению

Некоторые выбирают профессию не по способностям и интересам, а по престижу учебного заведения. Кроме престижа, на решение может влиять его близость к месту проживания или семейная традиция (к примеру, в нем учились мама и папа и их родители). Но это неверный подход. Вам может там не понравиться или будет сложно учиться, также там может не оказаться специальности, на которую вы хотели бы поступить.

Рекомендации по выбору профессии

А теперь полезные советы, как правильно выбрать для себя род деятельности и не пожалеть.

Учитывайте свои способности и интересы

У каждого есть то, что получается хорошо, и то, что выходит плохо. Если у вас категорически не усваиваются, к примеру, математика и физика, то нет смысла поступать на технические специальности. Трудности с химией и биологией? Тогда медицинские специальности не подойдут.

Отталкивайтесь от того, что умеете. У каждого есть то, в чем он хорош. Одни прекрасно ладят с людьми, легко находят общий язык, другие хорошо справляются с монотонной работой, третьи – настоящие организаторы, умеют руководить, у кого-то есть творческие способности и развито художественное восприятие. Подумайте, что есть у вас.

Также учитывайте интересы и увлечения. Это важно: работа должна быть в радость, приносить удовольствие и удовлетворение. Психологический комфорт важнее даже высокой зарплаты. Поэтому составьте список интересов и подумайте, что из этого подойдет в качестве профессии на всю жизнь (или хотя бы на ближайшие лет десять).

Но не забывайте руководствоваться и критериями выбора профессии, приведенными выше. Чем большему числу критериев отвечает ваш вариант, тем лучше.

Пройдите профориентацию

Ответить на вопрос, какую профессию выбрать, поможет профессиональная ориентация. Это система мероприятий, которые помогают молодежи определиться с тем, чем им заниматься. В нее входят специальные тесты и опросники, экскурсии на различные предприятия, консультации с практикующими специалистами в интересующей сфере, работа над проектами.

В учебных заведениях, включая ИМЭС, часто устраивают дни открытых дверей, которые помогают школьникам получить полезную информацию. Могут предоставлять услуги профориентации и центры занятости. Главная цель – познакомиться с миром профессии, увидеть ее с изнанки, чтобы не питать красивых иллюзий и не ошибиться.

Проанализируйте рынок труда

Почти у каждого есть доступ в интернет, который предоставит весь объем нужной информации. Изучите сайты вакансий, биржи труда. Посмотрите, какие профессии востребованы, какие условия труда предлагает работодатель, какие для них нужны знания, навыки и уровень образования.

Заодно изучите, насколько часто встречаются вакансии на ту работу, которую вы бы хотели иметь. Если совсем редко или вообще не встречаются, возможно, стоит пересмотреть планы, пока есть время.

Подробно изучите понравившиеся профессии

Правильный выбор рода деятельности и профессии поможет сделать тщательный сбор и проанализировать информацию. Допустим, вы убедились, что ваша будущая профессия востребована и хорошо оплачивается. Но на этом сбор данных не заканчивается. Постарайтесь изучить вопрос глубже. Сделать это помогут реальные отзывы тех, кто уже занимал эту или аналогичную должность. Их тоже можно найти в сети.

Также можете пообщаться и в реальной жизни с представителями некоторых профессий. Спросите, как они оценивают свою работу, насколько она стабильна и перспективна, в чем, по их мнению, ее плюсы и минусы. Часто бывает, что старшеклассники имеют иллюзорное представление о работе мечты.

Сдайте тесты на выбор профессии

Некоторые люди с детства твердо знают, чем хотят заниматься, и четко следуют за мечтой. Но такие случаи довольно редки. Большинство школьников (а порой и взрослых) мечется, не зная, какой выбрать путь. Если человек совсем растерялся и не может разобраться в предпочтениях, ему на помощь придут специально разработанные методики.

Например, есть так называемые методика Голланда и методика Климова. Обе представляют собой опросник с несложными вопросами. Пройти тестирование можно за пару минут. Методики помогают разобраться, к какому типу личности относится испытуемый, каковы его предпочтения, склонности и потребности.

Другой вариант – матрица выбора профессий. Она помогает определить сферу, в которой хотел бы работать человек, и предпочитаемый им вид деятельности. Все тесты и опросники можно найти в сети.

Обратите внимание на уровень зарплат

Всем нужны деньги, возможность покупать еду, одежду, путешествовать, посещать курсы, развлекаться. Вот почему выбор профессии должен быть продиктован в том числе уровнем зарплат в выбранной сфере.

Изучите, в каких отраслях предлагают высокий и стабильный доход. Учтите при этом, что профессия должна остаться на том же уровне востребованности и в ближайшие годы. По мнению исследователей рынка труда, наиболее популярными профессиями в 2022 году стали:

  • юристы;
  • IT-специалисты;
  • финансисты;
  • логисты;
  • врачи;
  • строители.

Можно выбрать учебное заведение, в котором вы получите образование по этим специальностям. К примеру, в ИМЭС вы сможете отучиться на экономиста или юриста, а в колледже КМЭПТ, действующем на базе ИМЭС, вы получите образование в области информационных технологий, банковского дела, логистики и права.

Мы рассмотрели, как правильно выбирать будущую профессию, на что ориентироваться и как избежать распространенных ошибок. Главное – разобраться в своих способностях и предпочтениях, внимательно изучить материалы, отбросить иллюзии и прислушиваться к голосу здравого смысла.

Тема 56.  «Мотивы выбора
профессии»

Цели:

·                                
Способствовать формированию представления о сущности понятия
«мотивы», познакомить с их классификацией, значением мотивов и ценностных
ориентаций в профессиональном самоопределении.

·                                
Способствовать овладению основными способами мыслительной
деятельности учащихся (учить анализировать, выделять главное, сравнивать,
строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать,
определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы).

·                                
Способствовать формированию знаний и умений объективно
осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и
соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.

Ход

1. Организационный момент:

2. Изложение нового материала

Выбор профессии — дело сложное и важное.
Поскольку жизнь человека неразрывно связана с определенной профессией, нет
ничего важнее проблемы выбора жизненного пути. В лице человека не занятого
своим делом, не нашедшего себя, общество несет невосполнимые духовные и
материальные потери. При этом огромный ущерб наносит себе и сам человек
вследствие неудовлетворенностью своей жизнью, отсутствием самореализации,
незавидным материальным положением.

Человек становится неудачником зачастую
потому, что ему в начале жизненного пути не помогли найти свое место, на
котором он смог бы творчески реализовать себя, испытать радость и свободу труда
по призванию.

Во-первых,
большинство из них хотят, чтобы профессия была престижной, пользовалась
признанием в обществе. Став представителями такой профессии, они думают, что
автоматически становятся уважаемыми людьми. Однако надо знать, что общественное
признание профессий существенно меняется со временем. И многие из тех, кто
ориентировался только на престижность профессии, остались за воротами
предприятий.

Во-вторых,
многие хотели бы приобрести любую профессию, лишь бы она хорошо
оплачивалась.
Однако они не учитывают или не знают, что оплачивается не
профессия, а должность, которую они будут занимать. Оказывается, недостаточно
получить профессию, чтобы потом много зарабатывать.

Третья причина, по
которой люди выбирают себе профессию, – это интерес к ее содержанию. И
это одна из наиболее веских причин профессионального выбора.

На четвертое место
среди причин выбора профессии чаще всего ставят условия труда. Основание
существенное, но оно тоже связано не столько с профессией, сколько с местом
работы, так как любая профессия предполагает довольно широкий спектр возможных
рабочих мест.

Пятое место среди
мотивов выбора профессии обычно занимает доступность обучения. Очень
часто люди выбирают ту профессию, которую легче приобрести: поступают в то
учебное заведение, которое находится ближе к дому, или то, куда позволяют
поступить финансовые возможности, или то, куда могут помочь поступить.

Шестая причина – желание родителей или
советы других людей.
Уверены ли вы в том, что они
знают современный рынок профессий и ваши профессиональные качества лучше вас
самих?

Седьмая причина – выбор профессии в
соответствии со своими способностями. Эта
причина
является очень важной при выборе профессии.

Восьмая причина – пример других людей.
Это случается, если вы поступаете учиться за компанию с кем-нибудь. В этом
случае вы выбираете себе профессию в соответствии с интересами и способностями
ваших друзей и товарищей, а не вашими собственными.

И на последнем месте среди причин выбора
профессии называется возможность трудоустройства.

Учитывая, что современный человек большую
часть жизни проводит на работе, можно с уверенностью предположить, что он будет
стремиться удовлетворить их и в своей трудовой деятельности.

Мотив – (от
лат. movere — приводить в движение, толкать)

1.                             
побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением
потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих
активность субъекта и определяющих ее направленность;

2.                             
побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности
предмет, ради которого она осуществляется;

3.                             
осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков
личности.

Каждый человек, выбирая себе будущую
профессию, руководствуется разными мотивами: доступностью обучения, легкостью
поступления в учебное заведение, ее престижностью, высокой зарплатой,
ориентируется на хорошие условия труда или следует указаниям родителей и т. д.

Выделяют несколько групп мотивов выбора
профессии:

1.                             
Социальные(желание своим трудом
способствовать общественному процессу, занять достойное место в обществе в
соответствии с интересами и возможностями);

2.                             
Моральные (приносить пользу людям,
оказывать им помощь, общение);

3.                             
Эстетические(стремление к красоте,
гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным);

4.                             
Познавательные(связаны со стремлением к
овладению специальными знаниями, проникновением в сущность профессиональной
деятельности);

5.                             
Творческие(возможность быть оригинальным,
неповторимым);

6.                             
Материальные (стремление иметь
высокооплачиваемую работу, льготы);

7.                             
Престижные(стремления, позволяющие
достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей
быстрое продвижение по службе, профессии, которая ценится среди друзей и
знакомых);

8.                             
Утилитарные (возможность работать в
городе, иметь «чистую работу», близко к дому, легкость поступления в вуз, на
работу, советы и примеры друзей и знакомых).

Таким образом, можно сказать, что
сознательным выбор профессии будет лишь в том случае, если он глубоко
мотивирован: человек правильно оценивает свои возможности и знает содержание
той деятельности, которую ему предстоит осуществлять.

Упражнение по профориентации
«Основной мотив твоего выбора»

Это
упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе
профессии (распечатка 16 основных мотивов выдается каждому участнику).

Список
мотивов включает 16 фраз: задание: зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе
меньше всего относятся. У ребят остается 8 мотивов. Затем, следует зачеркнуть
еще 4 мотива, которыми в меньшей степени стали бы руководствоваться
при выборе. Далее — исключить еще 2 менее важных из четырех оставшихся мотивов.
Затем удаляем еще один из двух.

Давайте
подведем итог этого упражнения (каждый подросток зачитывает свой мотив, который
остался у него не зачеркнутый). Вывод делается исходя из ответов детей.

Основной
мотив твоего выбора профессии.

1.
Возможность получить известность, прославиться.

2.
Возможность продолжать семейные традиции.

3.
Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

4.
Возможность служить людям.

5.
Заработок.

6.
Значение для экономики страны, общественное и государственное значение
профессии.

7.
Легкость поступления на работу.

8.
Перспективность работы.

9.
Позволяет проявить свои способности.

10.
Позволяет общаться с людьми.

11.
Обогащает знаниями.

12.
Разнообразная по содержанию работа.

13.
Романтичность, благородство профессии.

14.
Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15.
Трудная, сложная профессия.

16.
Чистая, легкая, спокойная работа.

А сейчас мне хотелось бы рассказать вам притчу:

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под
горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал
каждому один и тот же вопрос.

У первого спросил: “Что ты делал целый день?”
И тот с ухмылкой отвечает, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил: “ А что
ты делал целый день?”
А тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”.
А третий улыбнулся, его
лицо засветилось радостью и удовольствием: “ А я принимал участие в
строительстве храма!”
Запомните эту притчу.

На все окружающее нас, можно смотреть разными
глазами, выражать разными словами, но из
любой ситуации должны сделать вывод, двигающий нас вперед!
Неважно, какая профессия у человека, главное, чтобы он получал от нее
удовольствие. Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за
вами, ибо выбирая профессию,
вы выбираете судьбу
. Русская пословица гласит «всяк кузнец своего
счастья».
 Нет профессий
плохих и хороших, бывают работники, совершившие ошибку при выборе профессии

Упражнение «Выбор» (физическая
разрядка)

Поднимите
правую руку при ответе «ДА», левую – при ответе «НЕТ» и встаньте при ответе «НЕ
ЗНАЮ»

— Я
уже выбрал себе профессию.

— Я
точно знаю — кем буду.

— Я
выберу профессию, которую мне посоветуют сверстники.

— Я
выберу профессию, которую мне посоветуют родители.

— Я
прислушаюсь к мнению родителей и сверстников, но выберу сам.

— Я
выберу такую профессию, которая имеет высокий престиж в обществе.

— Я
выберу такую профессию, которая подходит моим интересам и способностям.

«Мотивы выбора профессии» 
(Р.В. Овчарова)

Описание: http://testoteka.narod.ru/0.pngДанная
методика позволяет определить ведущий тип мотивации при выборе профессии. Текст
опросника состоит из двадцати утверждений, характеризующих любую профессию.
Необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. С
помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации (внутренние
индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние
положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы).

Инструкция:
ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и
оцените, в какой мере каждое из них повлияло на ваш выбор профессии. Назовите
эту профессию, специальность. Ответы могут быть 5 видов: 
Описание: http://testoteka.narod.ru/0.png«очень сильно повлияло» — 5
баллов; 
Описание: http://testoteka.narod.ru/0.png«сильно повлияло» — 4
балла; 
Описание: http://testoteka.narod.ru/0.png«средне повлияло» — 3
балла; 
Описание: http://testoteka.narod.ru/0.png«слабо повлияло» — 2
балла; 
Описание: http://testoteka.narod.ru/0.png«никак не повлияло» — 1
балл. 
Описание: http://testoteka.narod.ru/0.pngПоставьте напротив каждого
утверждения соответствующий вашему ответу балл.

Бланк для ответов

Утверждения

оценка

1

Требует
общения с разными людьми

2

Нравится
родителям

3

Предполагает
высокое чувство ответственности

4

Требует
переезда на новое место жительства

5

Соответствует
моим способностям

6

Позволяет
ограничиться имеющимся оборудованием

7

Дает
возможность приносить пользу людям

8

Способствует
умственному и физическому развитию

9

Является
высокооплачиваемой

10

Позволяет
работать близко от дома

11

Является
престижной

12

Дает
возможности для роста профессионального мастерства

13

Единственно
возможная в сложившихся обстоятельствах

14

Позволяет
реализовать способности к руководящей работе

15

Является
привлекательной

16

Близка
к любимому школьному предмету

17

Позволяет
сразу получить хороший результат труда для других

18

Избрана
моими друзьями

19

Позволяет
использовать профессиональные умения вне работы

20

Дает
большие возможности проявить творчество

Обработка
данных

Описание: http://testoteka.narod.ru/0.pngВнутренние
индивидуально значимые мотивы: 1, 5, 8, 15, 20. 
Описание: http://testoteka.narod.ru/0.pngВнутренние
социально значимые мотивы: 3, 7, 12, 14, 17. 
Описание: http://testoteka.narod.ru/0.pngВнешние
положительные мотивы: 4, 9, 10, 16, 19. 
Описание: http://testoteka.narod.ru/0.pngВнешние
отрицательные мотивы: 2, 6, 11, 13, 18. 
Описание: http://testoteka.narod.ru/0.pngВнутренние
мотивы выбора той или иной профессии — ее общественная и личная значимость;
удовлетворение, которое приносит работа благодаря ее творческому характеру;
возможность общения, руководства другими людьми и т.д. Внутренняя мотивация
возникает из потребностей самого человека, поэтому на ее основе человек
трудится с удовольствием, без внешнего давления. 
Описание: http://testoteka.narod.ru/0.pngВнешняя
мотивация — это заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения, неудачи и
т.д. Внешние мотивы можно разделить на положительные и отрицательные. К
положительным мотивам относятся: материальное стимулирование, возможность продвижения
по службе, одобрение коллектива, престиж, т.е. стимулы, ради которых человек
считает нужным приложить свои усилия. К отрицательным мотивам относятся
воздействия на личность путем давления, наказаний, критики, осуждения и других
санкций негативного характера. 
Описание: http://testoteka.narod.ru/0.pngИсследования
показывают, что преобладание внутренних мотивов наиболее эффективно с точки
зрения удовлетворенности трудом и его производительности. То же самое можно
сказать и относительно положительной внешней мотивации.


Рефлексия

При решении проблемы «Кем быть?» рекомендуется выделить следующие
моменты:

1.                             
главная цель (кем хочу быть, чего хочу достичь);

2.                             
цепочка ближних и дальних конкретных целей (кружки, секции,
знакомство с возможным местом учебы и работы);

3.                             
пути и средства достижения цели (для кого-то – знания и умения,
для кого-то – связи и деньги);

4.                             
условия достижения цели (выбор места учебы, возможные препятствия
и способы их преодоления);

5.                             
запасные варианты и пути их достижения (запасной парашют)

Итог
урока


Я научился……………………………………………………………


Было интересно…………………………………………………….


Было трудно………………………………………………………..


Заставило задуматься…

Лучший вариант предупреждения болезни — не игнорировать симптомы на ранних стадиях. В мире профессионального самоопределения тоже есть своего рода симптомы — ошибки при выборе профессии в жизни. Если обнаружите у себя более одного симптома — бегите ко врачу (ой, к эксперту по профориентации!).

В этой статье:


Признак №1. Выбирать профессию за компанию

Первая ошибка при выборе профессии в жизни — пойти в какой-либо университет командой на одно и то же направление. Задумайтесь, почему вы сделали такой выбор, нравится ли вам на самом деле эта экономика/юриспруденция (нужное подчеркнуть)? В таких ситуациях зачастую школьники руководствуются соблазном проводить и университетское время с друзьями — это круто, но какой ценой? Переосмыслите свой выбор!

Ошибки при выборе профессии в жизни

Ошибки при выборе профессии в жизни

Признак №2. Не знать рынок профессий в принципе

Выбор профессии — это труд, нельзя просто подумать в голове о том, кем вы хотите стать. В голове среднестатистического человека просто недостаточно информации по этой теме для грамотного размышления. 

Изучите рынок профессий, отметьте самые востребованные из них и, наоборот, умирающие, далее составьте список профессий, которые вам импонируют. 

Читайте также:

Признак №3. Выбирать профессию без привязки к своим способностям

Абстрактное размышление о профессии дизайнера без хотя бы базового умения рисовать должно быть тревожным звоночком. Нужно здраво оценить свои способности и умения, чтобы предотвратить разочарования в выборе специальности. Лучше всегда исходить из­ собственных способностей, а далее уже сокращать пул возможным профессий.

Идея: Попробуйте пройти профтест. За 5 минут и ответы на три вопроса вы получите список оптимальных профессий. Будет ли этот список окончательным? Вряд ли, но вы сможете понять, в правильную ли сторону смотрите. 

Признак №4. Опираться на любимый школьный предмет

«У меня по русскому языку 5 — пойду в лингвисты!» — установка, заранее обреченная на провал. Предмет не равно направление или профессия. Вам может просто нравиться учитель или то, что у вас получается справляться с домашней работой. 

Тяготение к предмету может быть лишь поводом задуматься о тех профессиях, где данный предмет профильный, но потом всё равно нужно более глубоко анализировать свои способности и желания. 

Признак №5. Ориентироваться только на финансовое благополучие

Услышать от кого-то «адвокаты много получают» и безоглядочно пойти в адвокаты — схема не вполне логичная. Ведь финансовое благополучие — не ультимативный путь к счастью. Нужно любить свой выбор! Постарайтесь при выборе профессии в жизни проанализировать все факторы. 

Поэтому изучите рынок и постарайтесь оценить, на каких позициях находятся симпатичные вам профессии:

Признак №6. Поддаваться давлению родителей

Каждый из нас не раз сталкивался с советами от родителей в аспекте выбора профессии, но важно понимать, что есть советы, а есть давление, где вы чувствуете, что вас заставляют. Родители часто апеллируют к тому, что лучше знают вас и желают добра, но никто не может знать вас лучше вас самих. 

Так что слушайте советы родителей, но окончательное решение принимайте самостоятельно. 

Признак №7. Выбирать вуз рядом с домом

Если вуз в соседнем доме — это еще не повод резко становиться инженером. По нашему мнению, это самая странная ошибка при выборе профессии в жизни. Здесь заметны полное отсутствие мотивации и собственная апатия к разумному выбору. Расположение вуза — последнее, о чём следует думать, так как это фактор малосвязанный с осознанным выбором профессии.

Расположение вуза можно учитывать только при особых условиях внутри вашей семьи, но всё же это редкий случай. 

Признак №8. Выбирать вуз по самому низкому проходному баллу

В современной системе образования есть разные вузы и направления — востребованные и не очень. Менее востребованные профессии обычно характеризуются низкими проходными баллами. Но важно понимать, что путь наименьшего сопротивления точно не самый удачный, здесь не учтены ваши желания и склонности. 

Поэтому изучите список, но не хватайтесь за него как последнюю возможность устроить свою жизнь:

Признак №9. Продолжать семейную династию

Когда семья — это целое поколение врачей, очень сложно сопротивляться влиянию этого фактора, даже если вы не чувствуете в себе способности и тяготения к медицине. Но гены врачей не передаются по наследству, так что всегда берите во внимание свои интересы.

Признак №10. Выбирать профессию без попытки разобраться в деталях

Даже если вам кажется, что вроде бы вы можете (и хотите!) стать юристом, но вся информации о профессии — это набор шаблонов из фильмов, тоже стоит углубиться в тему. 

Рекомендуем обратить внимание не только на плюсы, но и на минусы профессии, пообщаться с реальными представителями и сформировать более полную картину. И не бойтесь разочароваться в профессии! Уж лучше сразу понять, что профессия выбрана по ошибке, чем потратить свою возможность бесплатного обучения в вузе на неактуальную профессию. 

Идея: вероятно, вам необходимо проконсультироваться по поводу правильного выбора будущей профессии с экспертом. С его помощью вы сможете сориентироваться в мире профессий, проверить прочность своих идей и продумать дальнейшие действия. Сколько стоит консультация? 0 рублей, единственное условие — регистрация.

Поделиться




3

Автор статьи

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мотивационная ошибка атрибуции направлена на
  • Мосэнергосбыт ошибка обращения к банку
  • Мостик ошибки в выполнении мостика
  • Мост в питере 16 яиц ошибка скульптора
  • Московский вай фай ошибка 100