В каком варианте ответа допущена ошибка в морфологическом разборе выделенного слова?
На этой странице находится вопрос В каком варианте ответа допущена ошибка в морфологическом разборе выделенного слова?. Здесь же – ответы на него,
и похожие вопросы в категории Русский язык, которые можно найти с помощью
простой в использовании поисковой системы. Уровень сложности вопроса
соответствует уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов. В комментариях,
оставленных ниже, ознакомьтесь с вариантами ответов посетителей страницы. С
ними можно обсудить тему вопроса в режиме on-line. Если ни один из
предложенных ответов не устраивает, сформулируйте новый вопрос в поисковой
строке, расположенной вверху, и нажмите кнопку.
8. В каком случае допущена ошибка в морфологическом разборе выделенного слова в предложении «Под яркими лучами солнца журчит ручей» А) прилагательное / В) начальная форма — яркий С) употреблено в мужp., твор. пад. во мн.ч. D) в предложении является определением
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Русский язык
В морфологической характеристике какого из выделенных слов допущена ошибка 1) (может) лишь (сегодня) — модальная частица с огроничительными значениями. 2) высказав (свое мнение) — деепричастие совершенного вида. 3) (знал,) однако (промолчал) — подчинительный союз. 4) (тщательно) вымытая (посуда) — страдательное причастие прошедшего времени
Получи верный ответ на вопрос 🏆 «В морфологической характеристике какого из выделенных слов допущена ошибка 1) (может) лишь (сегодня) — модальная частица с огроничительными …» по предмету 📕 Русский язык, используя встроенную систему поиска. Наша обширная база готовых ответов поможет тебе получить необходимые сведения!
Найти готовые ответы
Главная » Русский язык » В морфологической характеристике какого из выделенных слов допущена ошибка 1) (может) лишь (сегодня) — модальная частица с огроничительными значениями. 2) высказав (свое мнение) — деепричастие совершенного вида.
Русский язык — Диагностические работы 5 класс — Н. Н. Соловьёва 2016
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное
• 1-й вариант •
•Часть А •
1. Отметьте слово, являющееся именем существительным.
1) загрустить
2) грустно
3) грусть
4) грустный
Ответ: 3
2. Какое имя существительное относится к одушевлённым?
1) одуванчик
2) коробка
3) кофта
4) иволга
Ответ: 4
3. Отметьте нарицательное имя существительное.
1) (Б, б)арби
2) «(Н, неуловимые мстители»
3) (П, п)сков
4) (Л, л)ягушка
Ответ: 4
4. Укажите при помощи стрелочек, к какому роду относятся имена существительные из левой колонки.
Ответ: 1) ж. р. 2) м. р. 3) ср. р. 4) ж. р.
5. Какое слово имеет форму только множественного числа?
1) чулки
2) стрелы
3) макароны
4) солома
Ответ: 3
6. Какое слово имеет форму только единственного числа?
1) снежинка
2) огурец
3) мандарин
4) горох
Ответ: 4
7. Укажите при помощи стрелочек, к какому склонению относятся имена существительные из левой колонки.
Ответ: 1) 2-е скл. 2) 2-е скл. 3) 1-е скл. 4) 3-е скл.
8. Отметьте пример, в котором существительное стоит в форме винительного падежа.
1) снял с полки
2) поднёс к губам
3) осталась снежинкой
4) поцеловала мальчика
Ответ: 4
9. Подчеркните в каждой паре существительное в форме именительного падежа множественного числа, которое соответствует грамматической норме.
1) учителя́ — учи́тели
2) инжене́ры — инженера́
3) дире́кторы — директора́
4) сле́сари — слесаря́
Ответ: 1) учителя́ 2) инжене́ры 3) директора́ 4) сле́сари
10. Отметьте в каждой паре существительное в форме родительного падежа множественного числа, которое соответствует грамматической норме.
1) мест — местов
2) чулок — чулков
3) носок — носков
4) сапог — сапогов
Ответ: 1) мест 2) чулок 3) носков 4) сапог
11. Укажите существительное, которое имеет окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах.
1) соль
2) слон
3) кружка
4) Ваня
Ответ: 1
12. Отметьте слово, в окончании которого пишется е.
1) (над) чертеж..м
2) (нет) беляш..й
3) (за) меж..й
4) (был) трубач..м
Ответ: 2
13. Вставьте пропущенные падежные окончания слов в единственном числе.
1) (предложный падеж) звонк… капел…
2) (творительный падеж) нелюбим… мачех…
3) (родительный падеж) широк… Маслениц…
4) (предложный падеж) хорош… мысл…
Ответ: 1) звонкой капели 2) нелюбимой мачехой 3) широкой Масленицы 4) хорошей мысли
14. Поставьте существительные в форму родительного падежа.
1) цапли —
2) кухни —
3) апельсины —
4) листья —
Ответ: 1) цапель 2) кухонь 3) апельсинов 4) листьев
15. Укажите слово, в котором пропущена а.
1) п..пугай
2) с..рока
3) пл..ток
4) к..тлета
Ответ: 3
• Часть В •
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответ на 18-й вопрос сформулируйте самостоятельно и запишите его, используя предоставленные для этого строчки.
(1) Все бранятся зверем, хуже нет, когда скажут: «Вот настоящий зверь». (2) А между тем у зверей хранится бездонный запас нежности. (3) Сколько заложено в природе любви! (4) Это особенно видно, когда дети зверей разлучаются с родной матерью и на место родной становится чужая.
(5) Маленького слепого лисёнка вынули из норы, дали воспитывать молочной кошке, и она вырастила его. (6) А лисёнок ласкался к ней, как к родной.
(7) Окотилась кошка, котят забросила. (8) Другая вскоре окотилась в том же лукошке, ей оставили одного. (9) Тогда обе кошки по очереди стали кормить одного котёнка. (10) И не только волк, даже тигр будет с величайшей нежностью заглядывать в глаза, если человек выходит его и с малых лет станет ему воспитателем.
(11) А у собак перед всеми зверьми особенная любовь к человеку. (12) Характер этой любви такой же, как любовь слепцов к молочной матери. (13) Собака, которая ушла из дикой жизни, на веру отдалась человеку. (14) По собаке заметнее всего, какая возможность любви заложена в звере и вообще в дикой природе. (По М. Пришвину.)
16. В каком предложении отражена основная мысль текста?
1) в первом
2) в третьем
3) в десятом
4) в четырнадцатом
Ответ: 2
17. Запишите номера предложений, которые являются доказательством основной мысли текста.
Ответ: 5, 9, 13
18. Укажите номера предложений, в которых отражается главная мысль каждого абзаца.
1) 1-й абзац:
2) 2-й абзац:
3) 3-й абзац:
4) 4-й абзац:
Ответ: 2, 5, 10, 14
• 2-й вариант •
• Часть А •
1. Отметьте слово, являющееся именем существительным.
1) расчёска
2) расчесать
3) чесаться
4) начёсан
Ответ: 1
2. Какое имя существительное относится к одушевлённым?
1) пенал
2) вермишель
3) витрина
4) перепёлка
Ответ: 4
3. Отметьте нарицательное имя существительное.
1) (Т, т)елевизор
2) (А, а)лёнушка
3) «(М, м)ишка на севере»
4) (Ч, ч)ебурашка
Ответ: 1
4. Укажите при помощи стрелочек, к какому роду относятся имена существительные из левой колонки.
Ответ: 1) м. р. 2) ср. р. 3) ж. р. 4) ж. р.
5. Какое слово имеет форму только множественного числа?
1) стружки
2) обои
3) мотоциклы
4) ботинки
Ответ: 2
6. Какое слово имеет форму только единственного числа?
1) гольфы
2) туфли
3) говядина
4) крупа
Ответ: 3
7. Укажите при помощи стрелочек, к какому типу склонения относятся существительные из левой колонки.
Ответ: 1) 2-е скл. 2) 2-е скл. 3) 1-е скл. 4) 3-е скл.
8. Отметьте пример, в котором существительное стоит в форме винительного падежа.
1) залезть по лестнице
2) поцеловать в макушку
3) порезаться осколком
4) чертить без линейки
Ответ: 2
9. Подчеркните в каждой паре существительное в форме именительного падежа множественного числа, которое соответствует грамматической норме.
1) шофёры — шофера
2) вы́боры — выбора́
3) тре́неры — тренера́
4) о́кны — о́кна
Ответ: 1) шофёры 2) вы́боры 3) тре́неры 4) о́кна
10. Отметьте в каждой паре существительное в форме родительного падежа множественного числа, которое соответствует грамматической норме.
1) хозяев — хозяинов
2) солдат — солдатов
3) апельсин — апельсинов
4) грузин — грузинов
Ответ: 1) хозяев 2) солдат 3) апельсинов 4) грузин
11. Укажите существительное, которое имеет окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах.
1) Петя
2) морковь
3) Марья
4) зеркало
Ответ: 2
12. Отметьте слово, в окончании которого пишется е.
1) (за) беляш..м
2) (под) сургуч..м
3) (вслед за) пропаж..й
4) (свежим) огурц..м
Ответ: 3
13. Вставьте пропущенные падежные окончания слов в единственном числе.
1) (родительный падеж) крут… берег …
2) (предложный падеж) тёпл… шерст…
3) (дательный падеж) сладк… жизн…
4) (родительный падеж) девочк… Маш…
Ответ: 1) крутого берега 2) тёплой шерсти 3) сладкой жизни 4) девочки Маши
14. Поставьте существительные в форму родительного падежа.
1) костюмы —
2) почки —
3) буквы —
4) ложки —
Ответ: 1) костюмов 2) почек 3) букв 4) ложек
15. Укажите слова, в которых пропущена а.
1) зо..сад
2) фи..летовый
3) пок..рить (вершину)
4) (смириться с) уч..стью
Ответ: 4
• Часть В •
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответ на 18-й вопрос сформулируйте самостоятельно и запишите, используя предоставленные для этого строчки.
(1) Все бранятся зверем, хуже нет, когда скажут: «Вот настоящий зверь». (2) А между тем у зверей хранится бездонный запас нежности. (3) Сколько заложено в природе любви! (4) Это особенно видно, когда дети зверей разлучаются с родной матерью и на место родной становится чужая.
(5) Маленького слепого лисёнка вынули из норы, дали воспитывать молочной кошке, и она вырастила его. (6) А лисёнок ласкался к ней, как к родной.
(7) Окотилась кошка, котят забросила. (8) Другая вскоре окотилась в том же лукошке, ей оставили одного. (9) Тогда обе кошки по очереди стали кормить одного котёнка. (10) И не только волк, даже тигр будет с величайшей нежностью заглядывать в глаза, если человек выходит его и с малых лет станет ему воспитателем.
(11) А у собак перед всеми зверьми особенная любовь к человеку. (12) Характер этой любви такой же, как любовь слепцов к молочной матери. (13) Собака, которая ушла из дикой жизни, на веру отдалась человеку. (14) По собаке заметнее всего, какая возможность любви заложена в звере и вообще в дикой природе. (По М. Пришвину.)
16. В каком предложении отражена основная мысль текста?
1) в третьем
2) в десятом
3) в одиннадцатом
4) в четырнадцатом
Ответ: 1
17. Запишите номера предложений, которые являются доказательством основной мысли текста.
Ответ: 5, 9, 13
18. Укажите номера предложений, в которых отражается главная мысль каждого абзаца.
1) 1-й абзац:
2) 2-й абзац:
3) 3-й абзац:
4) 4-й абзац:
Ответ: 2, 5, 10, 14
• 3-й вариант •
• Часть А •
1. Отметьте слово, являющееся именем существительным.
1) раскрасить
2) раскраска
3) крашенный
4) перекрасить
Ответ: 2
2. Какое имя существительное относится к одушевлённым?
1) свекольник
2) чаща
3) сторож
4) окружность
Ответ: 3
3. Отметьте нарицательное имя существительное.
1) «(Н, н)у, погоди!»
2) (Н, н)осов
3) (О, о)слик
4) (Б, б)армалей
Ответ: 3
4. Укажите при помощи стрелочек, к какому роду относятся имена существительные из левой колонки.
Ответ: 1) ж. р. 2) ср. р. 3) м. р. 4) ж. р.
5. Какое слово имеет форму только множественного числа?
1) очки
2) линейки
3) батарейки
4) строительство
Ответ: 1
6. Какое слово имеет форму только единственного числа?
1) каша
2) лапша
3) ворота
4) помидор
Ответ: 2
7. Укажите при помощи стрелочек, к какому склонению относятся имена существительные из левой колонки.
Ответ: 1) 2-е скл. 2) 1-е скл. 3) 3-е скл. 4) 1-е скл.
8. Отметьте пример, в котором существительное стоит в форме винительного падежа.
1) запрятал свой портфель
2) следил за снежинкой
3) упиралась верхушкой
4) примостилась в углу
Ответ: 1
9. Подчеркните в каждой паре существительное в форме именительного падежа множественного числа, которое соответствует грамматической норме.
1) бульдо́зеры — бульдозера́
2) дире́кторы — директора́
3) сле́сари — слесаря́
4) тре́неры — тренера́
Ответ: 1) бульдо́зеры 2) директора́ 3) сле́сари 4) тре́неры
10. Отметьте в каждой паре существительное в форме родительного падежа множественного числа, которое соответствует грамматической норме.
1) цаплей — цапель
2) хозяев — хозяинов
3) носок — носков
4) окон — окнов
Ответ: 1) цапель 2) хозяев 3) носков 4) окон
11. Укажите существительное, которое имеет окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах.
1) Дарья
2) смола
3) бандероль
4) купол
Ответ: 3
12. Отметьте слово, в окончании которого пишется е.
1) шприц..м
2) гараж..м
3) с ленц..й
4) морж..м
Ответ: 1
13. Вставьте пропущенные падежные окончания слов в единственном числе.
1) (предложный падеж) мальчик… Саш…
2) (дательный падеж) неожиданн… радост…
3) (предложный падеж) грусти… вечер…
4) (дательный падеж) весёл… Наталь…
Ответ: 1) мальчике Саше 2) неожиданной радости 3) грустном вечере 4) весёлой Наталье
14. Поставьте существительные в форму родительного падежа.
1) крошки —
2) зеркала —
3) тёти —
4) лошади —
Ответ: 1) крошек 2) зеркал 3) тётей 4) лошадей
15. Укажите слово, в котором пропущена а.
1) л..зурный
2) скв..рец
3) к..рзина
4) ар..мат
Ответ: 1
• Часть В•
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответ на 18-й вопрос сформулируйте самостоятельно и запишите, используя предоставленные для этого строчки.
(1) Все бранятся зверем, хуже нет, когда скажут: «Вот настоящий зверь». (2) А между тем у зверей хранится бездонный запас нежности. (3) Сколько заложено в природе любви! (4) Это особенно видно, когда дети зверей разлучаются с родной матерью и на место родной становится чужая.
(5) Маленького слепого лисёнка вынули из норы, дали воспитывать молочной кошке, и она вырастила его. (6) А лисёнок ласкался к ней, как к родной.
(7) Окотилась кошка, котят забросила. (8) Другая вскоре окотилась в том же лукошке, ей оставили одного. (9) Тогда обе кошки по очереди стали кормить одного котёнка. (10) И не только волк, даже тигр будет с величайшей нежностью заглядывать в глаза, если человек выходит его и с малых лет станет ему воспитателем.
(11) А у собак перед всеми зверьми особенная любовь к человеку. (12) Характер этой любви такой же, как любовь слепцов к молочной матери. (13) Собака, которая ушла из дикой жизни, на веру отдалась человеку. (14) По собаке заметнее всего, какая возможность любви заложена в звере и вообще в дикой природе. (По М. Пришвину.)
В каком предложении отражена основная мысль текста?
16. 1) в четырнадцатом
2) в одиннадцатом
3) в четвёртом
4) в третьем
Ответ: 4
17. Запишите номера предложений, которые являются доказательством основной мысли текста.
Ответ: 5, 9, 13
18. Укажите номера предложений, в которых отражается главная мысль каждого абзаца.
1) 1-й абзац:
2) 2-й абзац:
3) 3-й абзац:
4) 4-й абзац:
Ответ: 2, 5, 10, 14
Имя прилагательное
• 1-й вариант •
• Часть А •
1. Отметьте слово, которое является именем прилагательным.
1) синь
2) синева
3) синеватый
4) синеть
Ответ: 3
2. Какое словосочетание стоит в форме винительного падежа?
1) на низкой табуретке
2) о разноцветной скатерти
3) за честного человека
4) у нового памятника
Ответ: 3
3. Отметьте прилагательное, в котором при образовании краткой формы появляется беглая гласная.
1) сладкий
2) хороший
3) строгий
4) свежий
Ответ: 1
4. От какого прилагательного невозможно образовать краткую форму?
1) верховой
2) хромой
3) певучий
4) белый
Ответ: 1
5. Укажите, какое слово содержит орфографическую ошибку.
1) резок
2) мягок
3) бережлив
4) свежь
Ответ: 4
6. Дополните предложение прилагательными, подходящими по смыслу.
Дом … пансионата стоял на … горе. В погоне за … мошкарой дети напоминали … самолёты-истребители.
Внизу шумел … поток, а над ним, в вышине, день-деньской взмывали ввысь и ныряли в бездну … десятки … стрижей. Среди сна и ночи … воробей заметил, что бугор, в котором он спал, пополз вместе с ним, а затем весь … снег вокруг него обвалился, рассеялся, … и воробей остался один в урагане.
7. Укажите, в окончании какого прилагательного допущена ошибка.
1) летнию кофту
2) узкого окна
3) стремительной походкой
4) зимнего вечера
Ответ: 1
8. Укажите, в окончании какого слова пропущена гласная и?
1) нижн..й ступени
2) дальн..го пути
3) колюч..м кустом
4) бескрайн..й дорогой
Ответ: 3
9. Укажите прилагательное, которое не имеет краткой формы.
1) наблюдательный
2) внушительный
3) собачий
4) злющий
Ответ: 3
10. Отметьте предложение, в котором прилагательное играет роль сказуемого.
1) Красное солнышко выглянуло из-за горизонта.
2) Щёки малыша красны и кажутся помидорками.
3) Дом стоял на высоком юру.
4) Парень надел синюю майку с номером и вышел во двор.
Ответ: 2
11. Отметьте предложение, в котором прилагательное играет роль определения.
1) Ситец для платья яркий, цветастый.
2) Девицы-красавицы собирали в лесу красную ягоду-малинку.
3) Будьте внимательны при переходе улицы!
4) Медведь вялый и сонный после зимней спячки.
Ответ: 2
12. Найдите ошибку, допущенную в морфологическом разборе.
Ответ: 3) в предл. п.
13. Отметьте предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Я поднял яблоко, вытер о полу куртки и врезал в него зубы.
2) Только вяжущая сласть была под толстой кожурой у этих пресных яблок.
3) За широким окном виднелись заливные луга, а за ними роща, в которой по осени было много белых грибов.
4) В саду одиноко горел толстый, и высокий подсолнух.
Ответ: 4
14. Отметьте неверное утверждение.
1) Краткое прилагательное изменяется по родам и числам.
2) У существительных женского рода на -ия в род., дат. и предл. падежах пишется на конце -ии: специи, коллекции.
3) Прилагательное поздний в вин. падеже ед. ч. имеет окончание -ию: позднию осенью.
4) Существительное пастель относится к 3-му склонению.
Ответ: 3
15. Поставьте данные словосочетания в родительный, дательный и предложный падежи, заполнив таблицу, приведённую ниже.
Словосочетание |
Род. п. |
Дат. п. |
Предл. п. |
Дремучий лес |
|||
Хороший санаторий |
|||
Бриллиантовая брошь |
• Часть В •
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответ на 18-й вопрос сформулируйте самостоятельно и запишите, используя предоставленные для этого строчки.
(1) Я отправился за город, в лес, поглядеть на приближение весны и осмотреть места прошлогодних тетеревиных токов.
(2) День был солнечный. (3) Я шёл по лесной тропинке и глядел по сторонам. (4) Вот и широкая поляна, где каждую весну токуют тетерева. (5) А сколько здесь заячьих следов! (6) Теперь зайцы нередко разгуливают и днём: выскочат на полянку и греются на солнышке.
(7) Я сел на пень отдохнуть. (8) Кругом было тихо, только где- то далеко в лесу, как серебряный колокольчик, звенел голосок синицы. (9) Вдруг среди лесной тишины я ясно услышал хруст снега и шум раздвигаемых веток. (10) Кто-то с трудом продирался сквозь чащу березняка. (11) Но кто же это? (12) Я затаился.
(13) Шаги и треск сучьев слышались всё ближе, ближе. (14) И вот показалось что-то большое, тёмное. (15) Неужели лошадь?
(16) Я не шевелился.
(17) Как он был хорош, весь освещённый весенним солнцем, на белом фоне березняка! (18) И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! (19) Длинная горбоносая морда, огромные, как вывороченные корни, рога. (20) Сам такой тяжёлый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. (21) И какая окраска шерсти — весь тёмно-бурый, а на ногах словно белые, туго натянутые чулки.
(22) Лось постоял секунду, а потом широко зашагал по краю поляны. (23) Он странно поматывал головой.
(24) Впереди росли несколько уже довольно толстых берёзок. (25) Лось не обошёл их, а полез между стволами, всё так же мотая головой. (26) И тут я увидел, что один рог у него вдруг отломился, да так и застрял в ветвях. (27) Из березняка лось вышел только с одним рогом и скрылся в лесу.
(28) Вот почему он так странно мотал головой, словно стряхивал что-то. (29) Это … великан сбрасывал свой головной убор. (По Г. Скребицкому.)
16. Определите тип речи текста.
1) повествование
2) описание
3) повествование с элементами описания
4) рассуждение
Ответ: 3
17. Укажите, в каких предложениях рассказывается о том, как выглядит животное.
Ответ: 17—21
18. Какое слово пропущено в 29-м предложении?
1) огромный
2) старый
3) лесной
4) рогатый
Ответ: 3
• 2-й вариант •
• Часть А •
1. Отметьте слово, которое является именем прилагательным.
1) желтизна
2) желтеть
3) желток
4) жёлтый
Ответ: 4
2. Какое словосочетание стоит в форме винительного падежа?
1) по синему небу
2) из вкусной моркови
3) со строгими родителями
4) в погожий денёк
Ответ: 4
3. Отметьте прилагательное, в котором при образовании краткой формы появляется беглая гласная.
1) горячий
2) крикливый
3) решительный
4) грубый
Ответ: 3
4. От какого прилагательного невозможно образовать краткую форму?
1) весёлый
2) тучный
3) худой
4) бордовый
Ответ: 4
5. Укажите, какое слово содержит орфографическую ошибку.
1) боек
2) слащав
3) дремучь
4) узок
Ответ: 3
6. Дополните предложение прилагательными, подходящими по смыслу.
С … балкона открывался вид на всё ущелье и на склоны гор, за которые весь день цеплялись … облака.
Когда ветер приходил на … пустырь, он всегда касался … цветка и уносил его запах с собой. … экспедиция обследовала на моторном боте побережье … моря.
Это море создали люди, когда преградили … Волгу под городом Рыбинском … плотиной.
7. Укажите, в окончании какого прилагательного допущена ошибка.
1) стройному тополю
2) ласковово котёнка
3) громкими криками
4) сладкой конфетой
Ответ: 2
8. Укажите, в окончании какого слова пропущена гласная и?
1) син..м морем
2) в медвежь..м углу
3) о волчь..м характере
4) над проходящ..й дорогой
Ответ: 1
9. Укажите прилагательное, которое не имеет краткой формы.
1) американский
2) бережливый
3) чудный
4) лохматый
Ответ: 1
10. Отметьте предложение, в котором прилагательное играет роль сказуемого.
1) Старик худ, но крепок.
2) Книга лежала на верхней полке стеллажа.
3) На потолке висела красивая новая люстра.
4) В книжном шкафу почему-то лежала одежда.
Ответ: 1
11. Отметьте предложение, в котором прилагательное играет роль определения.
1) Поисковый отряд вошёл в таёжный лес.
2) Эти конфеты вкусны и тают во рту.
3) Стройка новая, но почти завершённая.
4) Струи воды быстры и разливаются по всему полу.
Ответ: 1
12. Найдите ошибку, допущенную в морфологическом разборе.
13. Отметьте предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр.
2) Голова подсолнуха склонилась набок, от тяжести налитых семечек.
3) Тут же вились юркие и проворные воробьи.
4) Тёмная аллея была похожа на дремучие джунгли, в которых за каждым деревом мерещились чудовища.
Ответ: 2
14. Отметьте неверное утверждение.
1) У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак не пишется: хорош.
2) У существительных мужского рода на -ий в предложном падеже пишется на конце -ей: санатореи, цикореи.
3) Существительное песнь в форме предложного падежа имеет окончание -и: о песни.
4) Краткие прилагательные в предложении, как правило, играют роль сказуемого: Погода дивна, чудесна!
Ответ: 2
15. Поставьте данные словосочетания в родительный, дательный и предложный падежи, заполнив таблицу, приведённую ниже.
Словосочетание |
Род. п. |
Дат. п. |
Предл. п. |
Клюквенный морс |
|||
Новое здание |
|||
Обрядовая песнь |
• Часть В •
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответ на 18-й вопрос сформулируйте самостоятельно и запишите, используя предоставленные для этого строчки.
(1) Я отправился за город, в лес, поглядеть на приближение весны и осмотреть места прошлогодних тетеревиных токов.
(2) День был солнечный. (3) Я шёл по лесной тропинке и глядел по сторонам. (4) Вот и широкая поляна, где каждую весну токуют тетерева. (5) А сколько здесь заячьих следов! (6) Теперь зайцы нередко разгуливают и днём: выскочат на полянку и греются на солнышке.
(7) Я сел на пень отдохнуть. (8) Кругом было тихо, только где- то далеко в лесу, как серебряный колокольчик, звенел голосок синицы. (9) Вдруг среди лесной тишины я ясно услышал хруст снега и шум раздвигаемых веток. (10) Кто-то с трудом продирался сквозь чащу березняка. (11) Но кто же это? (12) Я затаился.
(13) Шаги и треск сучьев слышались всё ближе, ближе. (14) И вот показалось что-то большое, тёмное. (15) Неужели лошадь?
(16) Я не шевелился.
(17) Как он был хорош, весь освещённый весенним солнцем, на белом фоне березняка! (18) И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! (19) Длинная горбоносая морда, огромные, как вывороченные корни, рога. (20) Сам такой тяжёлый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. (21) И какая окраска шерсти — весь тёмно-бурый, а на ногах словно белые, туго натянутые чулки.
(22) Лось постоял секунду, а потом широко зашагал по краю поляны. (23) Он странно поматывал головой.
(24) Впереди росли несколько уже довольно толстых берёзок. (25) Лось не обошёл их, а полез между стволами, всё так же мотая головой. (26) И тут я увидел, что один рог у него вдруг отломился, да так и застрял в ветвях. (27) Из березняка лось вышел только с одним рогом и скрылся в лесу.
(28) Вот почему он так странно мотал головой, словно стряхивал что-то. (29) Это … великан сбрасывал свой головной убор. (По Г. Скребицкому.)
16. Определите тип речи текста.
1) повествование с элементами описания
2) описание
3) рассуждение с элементами повествования
4) повествование с элементами рассуждения
Ответ: 1
17. Укажите, в каких предложениях рассказывается о том, как выглядит животное.
Ответ: 17—21
18. Какое слово пропущено в 29-м предложении?
1) крупный
2) лесной
3) сильный
4) огромный
Ответ: 2
• 3-й вариант •
• Часть А •
1. Отметьте слово, которое является именем прилагательным.
1) красноватый
2) краснуха
3) краснота
4) краснеть
Ответ: 1
2. Какое словосочетание стоит в форме винительного падежа?
1) о старшем брате
2) сладкую конфету
3) над старой частью города
4) ароматной земляникой
Ответ: 2
3. Отметьте прилагательное, в котором при образовании краткой формы появляется беглая гласная.
1) могучий
2) стройный
3) чёрствый
4) слепой
Ответ: 2
4. От какого прилагательного невозможно образовать краткую форму?
1) опасный
2) книжный
3) смуглый
4) чёрный
Ответ: 2
5. Укажите, какое слово содержит орфографическую ошибку.
1) бледен
2) чист
3) забавен
4) бешенн
Ответ: 4
6. Дополните предложение прилагательными, подходящими по смыслу.
Повсюду у берегов торчат из воды … вершины … деревьев.
Местами темнеют … острова из … торфа.
На … еловых ветках сверкают игрушки, … бумажные ленты, потрескивают свечи.
Воды … реки разлились на десятки километров, затопили … луга, леса и болота.
7. Укажите, в окончании какого прилагательного допущена ошибка.
1) хрупкого мальчика
2) резвой собачки
3) круглыми коленками
4) лёгкай накидки
Ответ: 4
8. Укажите, в окончании какого слова пропущена гласная и?
1) в вонюч..й луже
2) в линюч..м свитере
3) в син..м платье
4) жгуч..м взглядом
Ответ: 4
9. Укажите прилагательное, которое не имеет краткой формы.
1) могущественный
2) лебединый
3) пузатый
4) острый
Ответ: 2
10. Отметьте предложение, в котором прилагательное играет роль сказуемого.
1) Дети быстрым шагом вошли в подъезд и побежали наверх.
2) Красная девица вышивала в светёлке у окна.
3) У берёзы даже ветки пригнулись под весом огромной вороны.
4) Щенок бодр и весел, бегает и заливисто лает.
Ответ: 4
11. Отметьте предложение, в котором прилагательное играет роль определения.
1) Крыши домов мокры от дождя и ярко блестят на солнце.
2) Паренёк неопытен и нуждается в помощи старших.
3) Дома к Первомаю были украшены российскими флагами.
4) Старуха сварлива и брюзглива и вечно всем недовольна.
Ответ: 3
12. Найдите ошибку, допущенную в морфологическом разборе.
Уже пробиваются в первой траве жёлтые солнышки мать-и- мачехи, а на деревьях распускаются маленькие листочки.
Ответ: 1) в предл. п.
13. Отметьте предложение с пунктуационной ошибкой.
1) Пеппи принялась по очереди выдвигать ящички и показывать Томми и Аннике все сокровища, которые она хранила.
2) Тут были редкостные птичьи яйца, диковинные ракушки и разноцветные морские камешки.
3) Были и резные коробочки, изящные зеркальца в серебряной оправе, бусы и многие другие вещицы.
4) Томми достался кинжал с перламутровой ручкой а Анника получила прелестную шкатулку. (По А. Линдгрен.)
Ответ: 4
14. Отметьте неверное утверждение.
1) Существительное молодёжь имеет форму только множественного числа.
2) При образовании краткой формы у прилагательных мелкий, жалкий, горький наблюдается беглая гласная.
3) Существительное песня в форме предложного падежа имеет окончание -е: о песне.
4) Полные прилагательные в предложении могут играть роль как сказуемого, так и определения.
Ответ: 1
15. Поставьте данные словосочетания в родительный, дательный и предложный падежи, заполнив таблицу, приведённую ниже.
Словосочетание |
Род. п. |
Дат. п. |
Предл. п. |
Пригожая внешность |
|||
Неубранная постель |
|||
Горячий кофе |
• Часть В •
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответ на 18-й вопрос сформулируйте самостоятельно и запишите, используя предоставленные для этого строчки.
(1) Я отправился за город, в лес, поглядеть на приближение весны и осмотреть места прошлогодних тетеревиных токов.
(2) День был солнечный. (3) Я шёл по лесной тропинке и глядел по сторонам. (4) Вот и широкая поляна, где каждую весну токуют тетерева. (5) А сколько здесь заячьих следов! (6) Теперь зайцы нередко разгуливают и днём: выскочат на полянку и греются на солнышке.
(7) Я сел на пень отдохнуть. (8) Кругом было тихо, только где- то далеко в лесу, как серебряный колокольчик, звенел голосок синицы. (9) Вдруг среди лесной тишины я ясно услышал хруст снега и шум раздвигаемых веток. (10) Кто-то с трудом продирался сквозь чащу березняка. (11) Но кто же это? (12) Я затаился.
(13) Шаги и треск сучьев слышались всё ближе, ближе. (14) И вот показалось что-то большое, тёмное. (15) Неужели лошадь?
(16) Я не шевелился.
(17) Как он был хорош, весь освещённый весенним солнцем, на белом фоне березняка! (18) И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! (19) Длинная горбоносая морда, огромные, как вывороченные корни, рога. (20) Сам такой тяжёлый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. (21) И какая окраска шерсти — весь тёмно-бурый, а на ногах словно белые, туго натянутые чулки.
(22) Лось постоял секунду, а потом широко зашагал по краю поляны. (23) Он странно поматывал головой.
(24) Впереди росли несколько уже довольно толстых берёзок. (25) Лось не обошёл их, а полез между стволами, всё так же мотая головой. (26) И тут я увидел, что один рог у него вдруг отломился, да так и застрял в ветвях. (27) Из березняка лось вышел только с одним рогом и скрылся в лесу.
(28) Вот почему он так странно мотал головой, словно стряхивал что-то. (29) Это … великан сбрасывал свой головной убор. (По Г. Скребицкому.)
16. Определите тип речи текста.
1) повествование с элементами рассуждения
2) описание с элементами повествования
3) повествование с элементами описания
4) описание
Ответ: 3
17. Укажите, в каких предложениях рассказывается о том, как выглядит животное.
Ответ: 17—21
18. Какое слово пропущено в 29-м предложении?
1) лесной
2) местный
3) огромный
4) сильный
Ответ: 1
Глагол
• 1-и вариант •
• Часть А •
1. Среди данных слов найдите глагол, который пишется с не раздельно.
1) (не)взлюбить
2) (не)навидеть
3) (не)доумевать
4) (не)думать
Ответ: 4
2. Выпишите глаголы в неопределенной форме.
Ответ: обещать, просвещать, ловить, мучить
3. Какой глагол пишется без ь?
1) маят(?)ся от безделья
2) надеят(?)ся на лучшее
3) мне нравит(?)ся пейзаж
4) нужно поправит(?)ся на килограмм
Ответ: 3
4. Какой глагол не относится к I спряжению?
1) купаться
2) лететь
3) бросать
4) мыть
Ответ: 2
5. Какой глагол не относится ко II спряжению?
1) видеть
2) кормить
3) ненавидеть
4) лаять
Ответ: 4
6. Правильно ли отнесены глаголы к указанному значению? Укажите неверный пример.
Ответ: 3
7. Отметьте глагол совершенного вида.
1) расти
2) потерять
3) затягивать
4) покачивать
Ответ: 2
8. Образуйте видовую пару глагола.
1) касаться —
2) замечать —
3) прикрыть —
4) беречь —
Ответ: 1) коснуться 2) заметить 3) прикрывать 4) сберечь
9. Какой глагол не содержит орфограмму «Буквы е—и в корнях с чередованием»?
1) разж..гать костёр
2) изм..рять длину
3) разб..рать сооружение
4) раст..реть спину
Ответ: 2
10. Отметьте слово, в котором ь после шипящей не пишется.
1) увидиш(?)
2) стрич(?)ся
3) вещ(?)
4) корж(?)
Ответ: 4
11. Отметьте глагол, в окончании которого пишется и.
1) прочита..шь
2) перескаж..шь
3) встрет..шь
4) поздорова..шься
Ответ: 3
12. Отметьте глагольную форму, в которой верно поставлено ударение.
1) нача́ть — на́чать
2) поня́ть — понять
3) вклю́чит — включи́т
4) созда́ла — создала́
Ответ: 1) начать 2) понять 3) включит 4) создала
13. В морфологическом разборе какого глагола допущена ошибка?
Каждую осень мы встречаемся всё с тем же огненным кустом рябины. Этот куст вырос и теперь всем доставляет радость, даже свиристелям, которые клюют спелые красные ягодки, прихваченные ранним морозцем.
Ответ: 2) в прош. вр. глагол не изменяется по лицам
14. Допишите предложение так, чтобы оно стало сложным.
1) Девочка подошла ближе к кукле, а …
2) Солнышко скоро заглянет в окошко, …
3) Ночь проходит, и …
4) Я сегодня иду на тренировку, …
15. В каком слове пропущена и?
1) зап..реть
2) отп..чатки
3) ц..рковой
4) к ручк..
Ответ: 3
• Часть В•
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. При ответе на 17-й вопрос укажите номер или номера предложений, используя предоставленные для этого строчки.
(1) Мой отец был сибиряк, охотник и зверолов.
(2) Однажды зимой он шёл тайгой и вдруг слышит, — человек стонет. (3) Отец подошёл к кустам, откуда слышался стон, и видит: лежит на снегу лось. (4) Мёртвый. (5) А за кустами шевелится человек, хочет подняться — и не может, стонет.
(6) Отец поднял человека и отнёс в свою избу. (7) Там он и бабушка ухаживали за раненым, пока тот не выздоровел.
(8) Человек этот оказался звероловом народа манси. (9) Народ этот живёт в Сибири, за Уралом. (10) Манси высокие, стройные и все отличные охотники, знают повадки зверей и птиц. (11) Но вот этот человек погорячился — и чуть не погиб.
(12) Он подстрелил лося. (13) Зверь упал, вздрогнул всем телом и затих. (14) Охотник не посмотрел, что уши у лося прижаты к голове, и подошёл к нему. (15) Вдруг зверь приподнялся и с такой силой ударил его передними ногами, что манси перелетел через кусты и упал в снег. (16) Страшные копыта сломали ему два ребра.
(17) При расставании с отцом охотник сказал:
(18) — Ты спас мне жизнь. (19) Чем отплачу тебе? (20) Приходи ко мне через месяц. (21) У меня лайка есть волчьей крови. (22) Скоро у неё будут щенки. (23) Дам тебе, которого сам захочешь. (24) Будет тебе верный друг. (25) И ты ему будь друг. (26) Вдвоём вас никто не одолеет.
(27) Отец приехал к нему через месяц. (28) У лайки было шесть маленьких, ещё слепых щенков. (29) Они копошились в углу юрты — чёрные, пегие, а один — серый.
(30) — Теперь смотри, — сказал охотник. (31) Он положил всех щенят на полушубок, вынес за дверь и кинул в снег. (32) Дверь в юрту оставил открытой.
(33) Щенки барахтались в снегу и пищали. (34) Мать рвалась к ним, но манси держал её крепко. (35) Она звала своих детей.
(36) Скоро один из щенков — серый — показался на пороге юрты, перевалился через него и — слепой — уверенно заковылял к матери.
(37) Прошло несколько минут, и затем появились второй, третий, четвёртый. (38) Все шесть щенков нашли свою мать. (39) Она … с каждого снег и спрятала всех под свой тёплый пушистый живот.
(40) Охотник закрыл дверь в юрту.
(41) — Понимаю, — сказал отец. — (42) Беру того, который первым пришёл.
(43) Охотник взял у лайки серого щенка и передал его отцу. (По В. Бианки.)
16. Определите тип речи текста.
1) повествование
2) описание
3) повествование с элементами рассуждения
4) рассуждение
Ответ: 1
17. Перечислите номера предложений, из которых мы узнаём, как выглядит народ манси.
Ответ: 10
18. Какой глагол пропущен в 39-м предложении?
1) слизала
2) стряхнула
3) смахнула
4) обтрясла
Ответ: 1
• 2-й вариант •
• Часть А •
1. Среди данных слов найдите глагол, который пишется с не раздельно.
1) (не)годовать
2) (не)встретиться
3) (не)друг
4) (не)шоколадный
Ответ: 1
2. Выпишите глаголы в неопределённой форме.
Звал Мотыль покувыркат(?)ся в иле.
Водомерки пробежат(?)ся предложили.
Но напрасны были все попытки!
Не послушал он даже Улитки…
Он ни плавать, ни ползать не хочет,
Он одно и то же бормочет…
(Б. Заходер)
Ответ: покувыркаться, пробежаться, плавать, ползать
3. Какой глагол пишется без ь?
1) нам слышат(?)ся звуки арфы
2) важно всем понравит(?)ся
3) необходимо слушат(?)ся старших
4) нельзя ленит(?)ся
Ответ: 1
4. Какой глагол не относится к I спряжению?
1) слушать
2) нестись
3) сеять
4) гореть
Ответ: 4
5. Какой глагол не относится ко II спряжению?
1) брить
2) повалить
3) лепить
4) солить
Ответ: 1
6. Правильно ли отнесены глаголы к указанному значению? Укажите неверный пример.
Ответ: 3
7. Отметьте глагол совершенного вида.
1) рассмеяться
2) запутываться
3) грести
4) покупать
Ответ: 1
8. Образуйте видовую пару глагола.
1) открывать —
2) брать —
3) решить —
4) затмевать —
Ответ: 1) открыть 2) взять 3) решать 4) затмить
9. Какой глагол не содержит орфограмму «Буквы е — и в корнях с чередованием»?
1) подп..рать дверь
2) бл..стеть на солнце
3) разв..вать мысль
4) уд..рать от погони
Ответ: 3
10. Отметьте слово, в котором ь после шипящей не пишется.
1) живуч(?)
2) посмотриш(?)
3) печ(?) блины
4) русская печ(?)
Ответ: 1
11. Отметьте глагол, в окончании которого пишется и.
1) подума..шь
2) помер..шь
3) выстира..шь
4) встан..шь
Ответ: 2
12. Отметьте глагольную форму, в которой верно поставлено ударение.
1) вручи́т — вру́чит
2) приня́ть — при́нять
3) повто́ришь — повтори́шь
4) созда́ла — создала́
Ответ: 1) вручит 2) принять 3) повторишь 4) создала
13. В морфологическом разборе какого глагола допущена ошибка?
Летние грозы проходят над землёй и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.
Ответ: 3) Н. ф. — свалиться, сов. вида, II спр.
14. Допишите предложение так, чтобы оно стало сложным.
1) Яичница быстро зажарилась, а
2) Фиолетовые ирисы возвышались на клумбе, и
3) В тетради расплылась огромная клякса, поэтому
4) Шофёр резко остановил машину, чтобы
15. В каком слове пропущена и?
1) выт..реть
2) проб..раться
3) зам..реть
4) о Дарь..
Ответ: 2
• Часть В •
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. При ответе на 17-й вопрос укажите номер или номера предложений, используя предоставленные для этого строчки.
(1) Мой отец был сибиряк, охотник и зверолов.
(2) Однажды зимой он шёл тайгой и вдруг слышит, — человек стонет. (3) Отец подошёл к кустам, откуда слышался стон, и видит: лежит на снегу лось. (4) Мёртвый. (5) А за кустами шевелится человек, хочет подняться — и не может, стонет.
(6) Отец поднял человека и отнёс в свою избу. (7) Там он и бабушка ухаживали за раненым, пока тот не выздоровел.
(8) Человек этот оказался звероловом народа манси. (9) Народ этот живёт в Сибири, за Уралом. (10) Манси высокие, стройные и все отличные охотники, знают повадки зверей и птиц. (11) Но вот этот человек погорячился — и чуть не погиб.
(12) Он подстрелил лося. (13) Зверь упал, вздрогнул всем телом и затих. (14) Охотник не посмотрел, что уши у лося прижаты к голове, и подошёл к нему. (15) Вдруг зверь приподнялся и с такой силой ударил его передними ногами, что манси перелетел через кусты и упал в снег. (16) Страшные копыта сломали ему два ребра.
(17) При расставании с отцом охотник сказал:
(18) — Ты спас мне жизнь. (19) Чем отплачу тебе? (20) Приходи ко мне через месяц. (21) У меня лайка есть волчьей крови. (22) Скоро у неё будут щенки. (23) Дам тебе, которого сам захочешь. (24) Будет тебе верный друг. (25) И ты ему будь друг. (26) Вдвоём вас никто не одолеет.
(27) Отец приехал к нему через месяц. (28) У лайки было шесть маленьких, ещё слепых щенков. (29) Они копошились в углу юрты — чёрные, пегие, а один — серый.
(30) — Теперь смотри, — сказал охотник. (31) Он положил всех щенят на полушубок, вынес за дверь и кинул в снег. (32) Дверь в юрту оставил открытой.
(33) Щенки барахтались в снегу и пищали. (34) Мать рвалась к ним, но манси держал её крепко. (35) Она звала своих детей.
(36) Скоро один из щенков — серый — показался на пороге юрты, перевалился через него и — слепой — уверенно заковылял к матери.
(37) Прошло несколько минут, и затем появились второй, третий, четвёртый. (38) Все шесть щенков нашли свою мать. (39) Она … с каждого снег и спрятала всех под свой тёплый пушистый живот.
(40) Охотник закрыл дверь в юрту.
(41) — Понимаю, — сказал отец. — (42) Беру того, который первым пришёл.
(43) Охотник взял у лайки серого щенка и передал его отцу. (По Б. Бианки.)
16. Определите тип речи текста.
1) повествование с элементами описания
2) описание
3) рассуждение с элементами повествования
4) повествование
Ответ: 4
17. Перечислите номера предложений, в которых говорится, как выглядят щенки лайки.
Ответ: 28, 29
18. Какой глагол пропущен в 39-м предложении?
1) слизала
2) стряхнула
3) смахнула
4) сняла
Ответ: 1
• 3-й вариант •
• Часть А •
1. Среди данных слов найдите глагол, который пишется с не раздельно.
1) (не)школьник
2) (не)истовствовать
3) (не)рассветает
4) (не)лепый
Ответ: 3
2. Выпишите глаголы в неопределённой форме.
Жил да был один Судак —
Удивительный чудак:
Жил не в море, жил не в речке.
А у бабушки на печке!
Не успев туда вселит(?)ся,
Начал он, чудак, хвалит(?)ся:
— До чего мне повезло!
Тут и сухо и тепло! <…>
Затопила бабка печь —
Калачей-блинов испеч(?)
И зажарился Судак…
А ведь мог бы жить,
Чудак!
(Б. Заходер)
Ответ: вселиться, хвалиться, испечь, жить
3. Какой глагол пишется без ь?
1) будем смеят(?)ся
2) обхохотат(?)ся над шуткой
3) следует решит(?)ся на смелый поступок
4) вам не мерещит(?)ся
Ответ: 4
4. Какой глагол не относится к I спряжению?
1) вертеться
2) петь
3) испечь
4) брить
Ответ: 1
5. Какой глагол не относится ко II спряжению?
1) кормить
2) чистить
3) скрыться
4) гудеть
Ответ: 3
6. Правильно ли отнесены глаголы к указанному значению? Укажите неверный пример.
Ответ: 2
7. Отметьте глагол совершенного вида.
1) прыгать
2) устраивать
3) сесть
4) взбираться
Ответ: 3
8. Образуйте видовую пару глагола.
1) скрыть —
2) делать —
3) купить —
4) продлевать —
Ответ: 1) скрывать 2) сделать 3) покупать 4) продлить
9. Какой глагол не содержит орфограмму «Буквы е — и в корнях с чередованием»?
1) отп..рать дверь
2) обм..рать от робости
3) бл..стать на балу
4) пос..деть от страха
Ответ: 4
10. Отметьте слово, в котором ь после шипящей не пишется.
1) стрич(?)ся
2) кирпич(?)
3) крутиш(?)
4) брош(?)
Ответ: 2
11. Отметьте глагол, в окончании которого пишется и.
1) выглад..шь
2) (каждый) отлича..тся
3) (болезнь) обостря..тся
4) подним..шься
Ответ: 1
12. Отметьте глагольную форму, в которой верно поставлено ударение.
1) бы́ла — была́
2) ту́шишь — туши́шь
3) вру́чат — вруча́т
4) приня́ла — приняла́
Ответ: 1) была́ 2) ту́шишь 3) вруча́т 4) приняла́
13. В морфологическом разборе какого глагола допущена ошибка?
Радуги сверкают над дымной сырой далью. Гром перекатывается, встряхивает землю, из которой уже вытянулись к солнышку зелёные травинки.
Ответ: 4) I спр.
14. Допишите предложение так, чтобы оно стало сложным.
1) В трубе загудел весенний ветер, когда
2) На улице полыхали зарницы, и
3) Мандарин был безвкусный, и
4) Ты изо всех сил тренируешься, а
15. В каких словах пропущена и?
1) перед..рётся
2) света..т
3) в клетк..
4) о мыш..
Ответ: 4
• Часть В•
Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. При ответе на 17-й вопрос укажите номер или номера предложений, используя предоставленные для этого строчки.
(1) Мой отец был сибиряк, охотник и зверолов.
(2) Однажды зимой он шёл тайгой и вдруг слышит, — человек стонет. (3) Отец подошёл к кустам, откуда слышался стон, и видит: лежит на снегу лось. (4) Мёртвый. (5) А за кустами шевелится человек, хочет подняться — и не может, стонет.
(6) Отец поднял человека и отнёс в свою избу. (7) Там он и бабушка ухаживали за раненым, пока тот не выздоровел.
(8) Человек этот оказался звероловом народа манси. (9) Народ этот живёт в Сибири, за Уралом. (10) Манси высокие, стройные и все отличные охотники, знают повадки зверей и птиц. (11) Но вот этот человек погорячился — и чуть не погиб.
(12) Он подстрелил лося. (13) Зверь упал, вздрогнул всем телом и затих. (14) Охотник не посмотрел, что уши у лося прижаты к голове, и подошёл к нему. (15) Вдруг зверь приподнялся и с такой силой ударил его передними ногами, что манси перелетел через кусты и упал в снег. (16) Страшные копыта сломали ему два ребра.
(17) При расставании с отцом охотник сказал:
(18) — Ты спас мне жизнь. (19) Чем отплачу тебе? (20) Приходи ко мне через месяц. (21) У меня лайка есть волчьей крови. (22) Скоро у неё будут щенки. (23) Дам тебе, которого сам захочешь. (24) Будет тебе верный друг. (25) И ты ему будь друг. (26) Вдвоём вас никто не одолеет.
(27) Отец приехал к нему через месяц. (28) У лайки было шесть маленьких, ещё слепых щенков. (29) Они копошились в углу юрты чёрные, пегие, а один — серый.
(30) — Теперь смотри, — сказал охотник. (31) Он положил всех щенят на полушубок, вынес за дверь и кинул в снег. (32) Дверь в юрту оставил открытой.
(33) Щенки барахтались в снегу и пищали. (34) Мать рвалась к ним, но манси держал её крепко. (35) Она звала своих детей.
(36) Скоро один из щенков — серый — показался на пороге юрты, перевалился через него и — слепой — уверенно заковылял к матери.
(37) Прошло несколько минут, и затем появились второй, третий, четвёртый. (38) Все шесть щенков нашли свою мать. (39) Она … с каждого снег и спрятала всех под свой тёплый пушистый живот.
(40) Охотник закрыл дверь в юрту.
(41) — Понимаю, — сказал отец. — (42) Беру того, который первым пришёл.
(43) Охотник взял у лайки серого щенка и передал его отцу. (По Б. Бианки.)
16. Определите тип речи текста.
1) повествование с элементами рассуждения
2) описание с элементами рассуждения
3) рассуждение
4) повествование
Ответ: 4
17. Перечислите номера предложений, в которых говорится, что сделал охотник со щенками.
Ответ: 31, 43
18. Какой глагол пропущен в 39-м предложении?
1) обтрясла
2) слизала
3) стряхнула
4) вытерла
Ответ: 2
Вася Иванов
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.