Морфологические словообразовательные нормы и ошибки

Морфологические
нормы

требуют правильного образования
грамматических форм слов разных частей
речи (форм рода, числа, кратких форм и
степеней сравнения прилагательных и
др.). Типичным нарушением морфологических
норм является употребление слова в
несуществующей или несоответствующей
контексту словоизменительной форме
(проанализированный
образ, царящиеся порядки, победа над
фашизмами, назвал Плюшкина прорехом
).
Иногда можно услышать такие словосочетания:
железнодорожная
рельса, импортная шампунь, заказной
бандероль, лакированный туфель
.
В этих словосочетаниях допущена
морфологическая ошибка — неправильно
оформлен род имен существительных.

Словообразовательные
нормы

определяют порядок соединения частей
слова, образования новых слов.
Словообразовательной ошибкой является
употребление несуществующих производных
слов вместо существующих производных
слов с другим аффиксом, например,
описывание
характера, продажничество, беспросвет,
произведения писателя отличаются
глубиной и правдивостью
.

Понятие
словообразовательной нормы остается
во многом спорным, не имеющим ни
общепринятого определения, ни достаточно
строгой характеристики.

30. Чистота речи и молодежный жаргон.

Чистота
речи.

Одним
из качеств хорошей речи является ее
чистота. Чистота речи предполагает
отсутствие в речи элементов, чуждых
литературному языку. Чистоту речи
нарушают:

1.
Диалектизмы. Говоря о необходимости
избегать употребления диалектных слов.

Мы
говорим, что диалектизмы нарушают
чистоту литературной речи, особенно
речи официальной, однако следует знать,
что диалектизмы – слова, свойственные
определенной системе. Это означает, что
в народном языке определенной территории
они не являются неправильными. Народный
язык, в том числе и язык говоров
(диалектов), – очень экспрессивный,
выразительный, он отражает материальную
и духовную культуру народа. Народ всему
дает меткую характеристику, оценку, и
не случайно русские писатели используют
диалектные слова как важное средство
изобразительность. Так, для характеристики
неаккуратного человека литературному
слову неряха в окающих говорах Тюменской
области соответствуют слова охредь,
растрепай и др., вялого, нерасторопного
человека называют лемзя, пентюх, пыхтун,
потихоня, охря, а значение “работая,
сильно устать, наработаться” выражается
словами: напластаться, утенькаться,
утетенькаться, ухамаздаться, ухряпаться,
ухлябаться и др.

2.
Засоряют речь и так называемые
слова–паразиты. Это слова, каждое из
которых само по себе не вызывает никакого
осуждения. Употребленные без необходимости,
по привычке, для заполнения пауз, они
являются “сором” в речи. Часто такими
словами становятся: значит, вот, видите
ли, собственно говоря, так сказать и
т.п.

3.
В литературной речи не допускаются
просторечные слова. Обычно это грубоватые
слова отрицательно-оценочного содержания,
свойственные простой, непринужденной
или даже грубоватой устной речи. В
толковых словарях имеется помета
(простореч.), т.е. просторечное слово. К
просторечным близки слова с пометой
(вульг.), т.е. вульгарные, что означает:
данное слово из-за своей грубости не
должно употребляться в литературной
речи.

4.
Засоряют литературную речь жаргонные
слова, т.е. слова, характерные для какой-то
группы людей (социальной, профессиональной
и т.п.). Это обычно искаженные, неправильные
слова. Существует так называемый
молодежный жаргон, воровской, театральный
и т.п. В словарях подобные слова могут
иметь помету (жарг.), (арго), что
свидетельствует о том, в какой сфере
употребляется слово.

Речь
современной молодежи засорена
просторечными словами, вульгарной
лексикой, жаргонными оборотами.

Возникновение
современного молодежного жаргона многие
объясняют реакцией на бедность языка
официального, полуофициального.

Однако
совсем непростительно, когда речь
пересыпана примитивными ругательствами.
Нельзя оставлять без внимания и взыскания
хулиганские слова, снисходительно
относиться к этой мерзости. Борьба за
чистоту речи – это борьба за культуру
человека и человеческих отношений.

5.
По-особому нужно осмыслить, говоря о
чистоте речи, употребление так называемых
канцеляризмов, или канцеляритов, как
назвал их, по типу слов бронхит, плеврит
и под. Что такое канцеляризм? Это слово,
словосочетание и даже целое высказывание,
употребляемое в деловых (“канцелярских”)
документах как устойчивый штамп, шаблон.
В деловых бумагах такие штампы необходимы,
документы требуют устойчивой формы.

В
штамп рискует превратиться любое слово,
даже очень ценное, если его станут
применять очень часто, механически. Это
произошло, например, со словами яркий,
ярко (яркий образ, ярко отражает, ярко
показан, ярко выявлены черты); остановлюсь
на вопросе, остановлюсь на недостатках,
на успеваемости; продумать вопрос,
поднять вопрос, поставить вопрос.

Слова,
словосочетания повторяются из выступления
в выступление, из газеты в газету, часть
из них настолько утрачивают значение,
что употребляются ошибочно. Так, часто
смешивают обороты играть роль и иметь
значение (говорят: играть значение).

Штампами,
шаблонами люди говорят по инерции,
совершенно не испытывая внешне выражаемых
чувств. Такая “канцелярская”,
“бюрократическая” речь отлично
приспособлена для сокрытия истины.

Безусловно,
портят язык, мешают его выразительности
широко употребляемые наряду с
канцеляризмами “профессиональные”
слова. “Вход осуществляется через
калитку” – так называется сердитое
письмо в “Литературную газету”, в
которой автор утверждает: “Примеров,
когда техническая литература коверкает
русский язык, можно привести сотни”.

В
свое время об этом с горечью писал
Константин Паустовский. Он справедливо
требовал “добиваться полного уничтожения
тех нескольких скудных и паразитических
языков, которые крепко въелись в жизнь,
существуют рядом с подлинным русским
языком и пытаются вытеснить его и
заменить собой”.

6.
Многие считают, что второй (после
канцелярита) “болезнью” русского языка
является чрезмерное употребление
заимствованных слов. Употребление
иноязычных слов (конформизм, дискретность,
доминанта и под.), словосочетаний
(методологическая концепция эстетического
прогресса, реальные потенции аналитического
метода и т.п.) стало чуть ли не самым
хорошим тоном. В заметке “Монолог о
слове” [Известия, 1982] В. Васильев пишет:
“В самом деле, какая необходимость в
замене “обслуживания” – “сервисом”,
“руководителя” – “боссом”, “учреждения”
– “офисом”, “поля” – “плантацией”,
“обозрения” – “ревю”, “увлечения”
– “хобби”?”.

За
последние годы заимствованные слова
активно вошли в русский язык. Однако
отношение к ним во все времена было
разное. Так, В. Даль был убежден, что
почти всегда найдется русское слово,
равносильное по смыслу и по точности
иностранному. Даль в увлечении переступал
границу, говорил о праве “составлять
и переиначивать слова, чтобы они выходили
русскими”, предлагал вместо климат –
погодье, вместо адрес – насыл, вместо
атмосфера – колоземица или микроколица,
вместо гимнастика – ловкосилие (а
гимнаст — ловкосил), вместо автомат –
самодвига, живуля, живыш. Подобные слова
не прижились, но следует напомнить, что
инстранные слова должны употребляться
только при необходимости.

Морфологические нормы — это нормы, связанные с правилами употребления частей речи.

Например, все говорящие на русском языке знают, что существительные бывают трех родов.
От рода существительного зависит его связь с прилагательными, причастиями, местоимениями и глаголами прошедшего времени

(Лето жаркое. Лето прошло).

Нарушение морфологических норм возникает тогда, когда в языке есть варианты той или иной формы определенной части речи.

Так, существительное толь имеет два варианта рода — м.р. и ж.р., мужской род этого существительного является нормой, женский род — нарушением нормы (просторечным вариантом). Поэтому предложение Покрыть крышу толью — ошибочно. Нормативный вариант: Покрыть крышу толем.

Для правильного построения речи необходимо знать, какие  ошибки морфологии могут встретиться в речи.

Нарушения морфологических норм (примеры морфологических ошибок)

Наиболее характерными нарушениями здесь являются:

  • Неверное употребление рода несклоняемого существительного или существительного, испытывающего колебания в роде:

Окна закрыты прекрасной тюлью. (Нужно: тюлем — слово тюль — м.р.).

  • Неверный выбор варианта падежного окончания имени существительного:

В московских автобусах снова работают кондуктора. (Нужно: кондукторы).

  • Неверная форма сравнительной или превосходной степени сравнения прилагательных- контаминация простой и сложной форм сравнения:

У него сейчас более худшее положение, чем раньше. (Нужно: худшее или более плохое).

  • Неверный выбор полной или краткой формы прилагательных в функции сказуемого:

Статья интересная по форме и содержанию. (Нужно: Статья интересна по форме и содержанию).

  • Неверное склонение сложных и составных числительных:

Книга с пятьсот тридцатью двумя иллюстрациями. (Нужно: с пятьюстами).

  • Неверное употребление числительных оба- обе:

По обоим сторонам улицы росли деревья. (Нужно: по обеим сторонам).

  • Неверное сочетание числительного оба с существительными, имеющими только формы множественного числа:

У обоих брюк нет ремня (Нужно: у тех и других брюк).

  • Неверное сочетание дробного числительного и с существительным:

Рекорд улучшен на 25,6 секунд. (нужно: на 25,6 секунды)

  • Неверное употребление собирательных числительных:

Двое мальчиков и двое девочек. (Нужно: двое мальчиков и две девочки).

  • Неверное употребление форм личного местоимения, создающее двусмысленность:

Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. (Нужно: Вратарь не удержал мяч, который некому было добить.)

  • Неверное употребление формы «недостаточного» глагола:

Никогда не думал, что очучусь тут. (Нужно: смогу очутиться),

  • Неверный выбор формы «изобилующего» глагола:

Прополоскай горло. (Нужно: прополощи горло).

  • Смешение залоговых форм глагола:

Перед посещением ветврача животные вычесываются и моются. (Нужно: животных вычесывают и моют).

  • Несоблюдение единства видо-временных форм глагола:

Софья первая говорит о сумасшествии Чацкого, а фамусовское общество распространило эту сплетню. (Нужно: говорит…. распространяет, сказала …. распространило )

Разгадать кроссворд онлайн и видеокроссворд по речевым ошибкам — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!

ГБПОУ  «Чеченский базовый  медицинский  колледж»

План
лекции № 5

Дисциплина или междисциплинарный курс: русский язык и культура профессиональной речи

Курс, специальность_________________________________________________________

Количество часов 2

Место проведения:
ЧБМК

Тема:
Морфологические и словообразовательные нормы русского литературного языка

«Для
интеллигентного человека 

дурно говорить так же
неприлично, 

как не уметь читать и
писать». 

А. П. Чехов

Мотивация изучения темы: Предметом нашего разговора является речь. Речь человека – это
лакмусовая бумажка его общей культуры.  Зачем нам владение правильной речью?

     Владение литературным языком – это
признак образованности, интеллигентности. На уроке будем говорить о   нормах 
русского языка, о  нарушениях этих норм, будем учиться  правильно употреблять в
своей речи грамматические формы слов разных частей речи. В ходе работы  вы
должны проявить максимум лингвистических знаний, показать, насколько развиты
коммуникативные способности у каждого из вас. Но самое главное, я надеюсь, что 
наш урок  поможет   повысить уровень речевой культуры и чувство любви и
бережного отношения к русскому языку.

—   Внимание на доску!  Перед вами слова
величайшего писателя-классика Антона Павловича Чехова «Для интеллигентного человека
дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать».

 Беседа со студентами:

—   Как вы понимаете слова А.П.Чехова?

—   Как вы думаете, почему нашу лекцию  мы
начали с высказывания А.П.Чехова?  О чем конкретно  будем  говорить на лекции?

—  Зачем нам нужно красиво и правильно
говорить?

—   Назовите важнейшие качества хорошей речи.
(Правильность,  точность,  логичность, чистота,  выразительность,  богатство
речи, её уместность, соответствие стилевому назначению.)

—  Какое из указанных качеств речи по вашему 
мнению является главным условием хорошей речи? )(Правильность)

—  Что  значит «правильная речь»? (Это речь, в
которой соблюдаются все нормы литературного языка).

—  Что именно мы подразумеваем под словом
«норма литературного языка»? ( Это единообразное, образцовое общепризнанное
употребление элементов языка.) (Запись в тетради)

—  Перечислите,  какие языковые нормы речи 
вам известны. ( орфоэпические, нормы словообразования, морфологические,
синтаксические, лексические, стилистические, орфографические, пунктуационные).

Цели занятия:

Учебные:

углубить знания
о понятии  «морфологические и словообразовательные   нормы» речи;

-выявить нарушения  морфологических норм и
отработать навыки  правильного образования и употребления грамматических форм
слов разных частей речи;

-познакомить студентов с лексическими и
лексико-стилистическими нормами языка;

— научить грамотно и целесообразно
использовать лексические ресурсы русского языка

-повышать  уровень   речевой культуры и
воспитывать  любовь к  русскому языку;

Воспитательные  (формулируются с учетом компетентностного подхода):

— воспитание нравственно-этических норм.

Развивающие (формулируются
с учетом компетентностного подхода
):

-приобретение навыков, необходимых для общения:
бытового и делового;

— формирование лексических норм русского
литературного языка-это обучение умению сделать свою речь грамотной, яркой и
выразительной;

— развивать коммуникативные и лингвистические
компетенции студентов;

-развитие творческих способностей студентов.

Интеграционные связи (внутри- и межмодульные, внутридисциплинарные, связь с  учебными
дисциплинами) литература

Основные этапы
занятия:
(с указанием хронометража)

  1. Орг. момент   5
    минут
  2. Объяснение нового
    материала    65 минут
  3. Закрепление
    нового материала   15 минут
  4. Задание на дом  5
    минут

Ход занятия

1. Орг. момент. Приветствие,
проверка готовности доски и аудитории к занятию, посещаемость, внешний вид
студентов.

2. Объяснение нового материала

Прочитайте текст. О
каком важном свойстве языковой нормы идет речь в тексте?

     
Языковые нормы – явление историческое. Некоторые из них были выработаны давно и
сохраняются до настоящего времени, а некоторые изменились.

     
Интересна история вариантов окончаний именительного падежа множественного числа
слова трактор . Слово было заимствована в начале ХХ века из
английского языка.

     
Первым его фиксирует «Толковый словарь русского языка» в 3 томе, вышедшем в
1940г. Литературной нормой признается только тра΄кторы,а
окончание – а

 ( трактора΄) считается просторечным,т.е.
нелитературным. Через 23 года выходит 15-й том «Словаря современного русского
литературного языка». В нем обе формы (тракторы и трактора)

даются как
равноправные, но по форме тракторы отдано предпочтение, она стоит на первом
месте. Через 20 лет выходит «Орфоэпический словарь русского языка», в котором
окончание – а ставится на первое место как более
распространённое. Можно предположить, что через 10-20 лет форму тракторы дадут
в нормативных словарях с пометой «устаревшее»

Об изменениях  каких норм идет речь в
тексте? Обоснуйте свой ответ. (Учащиеся обсуждают и высказывают свои мнения).

Морфологические нормы требуют правильного
образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа,
кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Типичным нарушением
морфологических норм является употребление слова в несуществующей или
несоответствующей контексту словоизменительной форме (проанализированный
образ, царящиеся порядки, победа над фашизмами, назвал Плюшкина прорехом
).
Иногда можно услышать такие словосочетания: железнодорожная рельса,
импортная шампунь, заказной бандероль, лакированный туфель
. В этих
словосочетаниях допущена морфологическая ошибка — неправильно оформлен род имен
существительных.

Словообразовательные нормы определяют
порядок соединения частей слова, образования новых слов. Словообразовательной
ошибкой является употребление несуществующих производных слов вместо
существующих производных слов с другим аффиксом, например, описывание
характера, продажничество, беспросвет, произведения писателя отличаются
глубиной и правдивостью
.

Понятие словообразовательной нормы остается во многом спорным, не
имеющим ни общепринятого определения, ни достаточно строгой характеристики.

Лекция к теме «Морфологические нормы»

Что такое морфологическая норма?

Морфология – раздел грамматики, который изучает части речи и
присущие им способы словообразования

Морфология – это систематизированная совокупность форм
слов(склонение, спряжение), а также правил их употребления

Морфологические нормы – это нормы образования и употребления слов

Морфологические нормы существительных

Сложносокращенные слова, составленные из первых букв(СНГ) или
звуков (ИТАР) тех слов, от которых они образованы, имеют род главного слова:

ИТАР( агенство-ср.р.) сообщило

СНГ (содружество- ср.р.)возникло

Несклоняемые имена существительные, обозначающие профессию,
должность, звание, традиционно связанные с мужским трудом(типа атташе, рефери),
относятся к м.р.

Род несклоняемых географических наименований определяется по роду
соответствующего родового существительного:

Тбилиси- город (м.р.), Онтарио-озеро(с.р.)

Существительные, обозначающие вещество, однородную массу (духи,
молоко, железо)употребляются только в форме одного числа

Некоторые неодушевлённые существительные мужского рода в Р.п.
могут иметь окончания не только –а,-я, но и –у,-ю. К таким существительным
относятся:

  • вещественные, при указании на количество
    чего-либо: центнер сахарного песка- песку
  • вещественные, при указании на отсутствие
    чего-либо: ни грамма песка- песку
  • существительные с
    уменьшительно-ласкательными суффиксами: насыпьте песочку
  • отвлечённые существительные — в тех же
    случаях: сколько визга – визгу
  • слова, входящие в устойчивые
    сочетания(фразеологизмы): без году неделя

Некоторые неодушевлённые существительные м.р. В и П.падежей
ед.числа с предлогами в и на с пространственным значением могут иметь всегда
ударные окончания –у, -ю: на шкафу, в углу

Наиболее употребительными из таких существительных являются:

берег, борт(корабля), Крым, лес, мост,

порт, ряд, сад, угол, шкаф

При наличии вариантов окончаний –е,-у первый носит нейтральный
характер, второй – разговорный:

в отпуске – в отпуску

Ряд существительных м.р. в И.п. мн. числа имеет ударные окончания
–а, -я:

адрес – адреса

Наиболее употребительными существительными, получающими эту форму,
являются:

бок, берег, век, вечер, глаз, голос, директор, дом, доктор,
корпус, край, лагерь, мастер, номер, орден, остров, паспорт, поезд, профессор,
том, цвет

Некоторые группы существительных м.р. в Р.п. мн. числа имеют форму
И.п. ед. числа (без окончания). Такими группами являются:

  • отдельные названия лиц национальной
    принадлежности: бурят, грузин, турок, цыган (на ср. арабов, монголов)
  • отдельные названия лиц, связанных с
    воинской службой: гусар, партизан, солдат (но капитанов, полковников)
  • отдельные названия парных
    предметов: ботинок, валенок, сапог, чулок (но ср. носков)
  • отдельные названия единиц измерения при
    указании на их количество: ампер, ватт, герц, ом, рентген

У существительных 2 склонения в Т.п. ед. числа варьируются окончания
–ой, (-ей) и –ою (-ею):

Головой, страницей – головою, страницею

Последние формы встречаются, как правило, в стихах, будучи
обусловленными правилами рифмовки

Существительные общего рода склоняются по образцу склонения ж.р.,
но употребляются чаще всего в разговорной речи:

кривляка, зануда

У одушевлённых существительных всех родов во мн. числе и м.р. в
ед. числе окончания В. и Р. падежей совпадают

В зоопарке дети увидели слона, медведя.

Неодушевлённые существительные, употребляемые в переносном
значении, воспринимаются как одушевлённые

Ср.: При дневном свете невозможно увидеть звёзды. – На
гала-концерте мы увидели настоящих звёзд.

Среди имён существительных имеются несклоняемые, т.е. сохраняющие
начальную форму во всех падежах. К ним принадлежат:

  • иноязычные по происхождению слова,
    которые оканчиваются на гласный: меню, метро
  • иноязычные названия женского пола: леди,
    мисс, фрау
  • русские фамилии на –аго, -ово, -ых, -их:
    Живаго, Дурново, Долгих
  • сложносокращенные слова типа РФ,
    замдиректора

Если несклоняемые существительные называют предметы, то они
относятся к ср. роду: кимоно, домино .

Исключение-кофе (м.р.)

Если несклоняемые существительные называют живые существа, то их
род зависит от пола последних:

молодой кенгуру- молодая кенгуру

При отсутствии указания на пол названия животных относятся к
мужскому роду

Личные существительные с суффиксами –ш-а и –их-а типа инженерша
имеют разговорный характер

Морфологические нормы имён прилагательных

При возможности образования от прилагательных на – енный кратких
форм на –ен и –енен нужно иметь в виду, что хотя обе формы являются
литературными, однако последняя более свойственна книжной речи:

Безнравственный — безнравствен, безнравственен

Притяжательные прилагательные на –ов,-ин означают принадлежность к
одному лицу:

отцовы наставления, дедово хозяйство.

Это характерно для разговорной речи.

В других стилях такие прилагательные заменяются формой Р.падежа
существительного со значением принадлежности:

наставления отца, хозяйство деда

— В случае, если подобного рода прилагательные входят в устойчивые
сочетания, то используются и в книжной речи

Из двух вариантов простой сравнительной степени качественных
прилагательных на

-ей, -ее последний свойственен разговорной речи:

активнее – активней

Нельзя соединять в одном качественном прилагательном простую и
составную формы степеней сравнения:

более красивый (нельзя более красивее) самая красивая(самая

красивейшая)

Морфологические нормы имён числительных

Собирательные числительные сочетаются чаще всего:

  • с существительными м.рода со
    значением лица: двое школьников, трое учителей
  • с названиями детёнышей: четверо медвежат
  • с существительными, имеющими форму
    только мн. числа: двое ножниц
  • с существительными, обозначающими парные
    предметы: двое носков
  • с существительными общего рода: пятеро
    судей
  • с личными местоимениями: их было шестеро

Собирательные числительные оба (м,ср.р) и обе (ж.р.) имеют форму
рода. При склонении числительного оба основа заканчивается на о (обо-их),
числительного обе – на е (обе-их)

В составных количественных числительных склоняется каждое слово:

Двадцать восемь – двадцати восьми

Слово тысяча в сочетании со словом один имеет в Т.П. форму
тысячью:

Одной тысячью двумястами тридцатью тремя

Морфологические нормы местоимений

Вопросительные местоимения КТО,ЧТО не имеют морфологических
категорий рода и числа. При местоимении КТО глагол-сказуемое употребляется в
м.р., при местоимении ЧТО – в ср. роде:

Кто опоздал на занятие? – Что произошло?

В сочетании с местоимением КТО определения типа ТАКОЙ,ДРУГОЙ,ИНОЙ
принимают форму м,ж. рода в зависимости от реального пола лица, на которое
указывает местоимение:

Кто такой? Кто такая?

Если в роли подлежащего выступает существительное или местоимение
3 лица, то принадлежность действующему лицу может выражаться только местоимением
СВОЙ:

Кто-то из пассажиров забыл свой зонтик.

Если в роли подлежащего выступают личные местоимения 1,2 лица
(я,ты,мы,вы), то принадлежность кого-, чего-либо действующему лицу может
выражаться местоимением свой и местоимениями МОЙ, ТВОЙ, НАШ, ВАШ, хотя в живой
речи предпочитается первое

Следует различать в употреблении местоимения САМ, САМЫЙ.

САМ – обозначает «самостоятельно» и употребляется с личными
местоимениями и одушевлёнными существительными:

Ректор сам решил провести совещание.

При неодушевлённых существительных местоимение САМ может
употребляться в целях уточнения, выделения:

Само совещание прошло удачно.

САМЫЙ – обозначает особенность предмета:

Совещание приступило к рассмотрению самого важного вопроса.

САМА – в В.п. имеет две формы: самоё(книжная, устаревшая) и
саму(более современная)

Отличия местоимений ТАКОЙ и ТАКОВ:

— такой используется чаще всего в роли определения и имеет оттенок
усиления:

Такой приём был оказан впервые.

-таков используется в роли сказуемого:

Такова была его история.

Местоимения КАЖДЫЙ,ВСЯКИЙ и прилагательное ЛЮБОЙ близки по
значению, но не взаимозаменяемы

Спортсмены готовились к соревнованиям каждый день(т.е. все дни без
исключения).

Тем летом проходили всякие соревнования(т.е. различные).

Спортсмены готовы были заниматься в любой день(т.е. в один из
дней).

Винительный падеж возвратного местоимения СЕБЯ может относиться к
разным лицам, упоминаемым в предложении:

Друзья не разрешают мне шутить над собой.( местоимение можно
отнести к друзьям и ко мне)

Необходимо избегать подобной двусмысленности:

Друзья не разрешают, чтобы я шутил над собой.

После предлогов у личных местоимений

3 лица появляется Н:

Их – в них

его – около него

У местоимения их нет формы ИХНИЙ

Местоимения ВЫ и ВАШ могут употребляться как форма вежливого
обращения к одному лицу и пишутся в этом случае с большой буквы:

Почему Вы думаете, что Ваше выступление понравится публике?

Морфологические нормы наречий

Сложные формы превосходной степени наречий могут быть образованы
от основы сложной формы превосходной степени прилагательных при помощи суффикса
–е, но в современном русском языке они почти не употребительны:

покорнейше просим

Морфологические нормы глаголов

При образовании от глаголов форм несовершенного вида при помощи
суффикса – ыва(-ива) может происходить чередование звуков [ о – а] в основе.

Если при этом образуются параллельные формы, то первые из них
соответствуют строго литературному употреблению, а вторые употребительны в
разговорной речи:

обусловить — обуславливать

Некоторые глаголы на –нуть образуют вариантные формы с суффиксом
–ну- и без него:

привыкнул – привык, увянул — увял

В современном русском языке предпочтение отдаётся последним

В повелительном наклонении глаголы класть, ездить, лечь имеют
следующие формы:

класть – клади( но нет формы поклади),

положить – положи( но нет форм ложи, положьте),

ездить – поезжайте

лечь – ляг, лягте

Словообразование – это раздел науки о языке,
который изучает структуру слова (из каких частей оно состоит, каково значение
этих частей, какую позицию они занимают в слове) и способы образования
слов. 
Словообразовательные нормы регулируют выбор морфем, их размещение и соединение
в составе нового слова. 
Способы словообразования – способы образования новых слов. 
Морфологические способы словообразования

·                                                                                                        
Приставочный способ. При образовании слов
приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову,
при этом новое слово относится к той части речи, что и исходное слово.
Например: удача – неудача, мощный – сверхмощный, что – кое-что, сколько– нисколько,
читать – дочитать, ныне – доныне, завтра – назавтра, весело – невесело, верх –
вверх.

·                                                                                                        
Суффиксальный способ образования заключается в том,
что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Слова, образованные
суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речью. Данный
способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и
наречий. Например: заготовить – заготовка, внук – внучок, нарезать – 
нарезка, раздражительный – раздражительность.

·                                                                                                        
Приставочно-суффиксальный способ заключается в
одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
Наиболее часто образуются этим способом существительные  с суффиксами
–ник, –й(е), –ок (нахлебник, наездник, напильник, наследник, наставник,
подснежник, бездорожье, подарок, затылок), глаголы с суффиксом –ся
(разворчаться, разбушеваться, разъехаться, размечтаться), наречия с приставкой
по– и суффиксами –и, –ому, –ему (по-братски, по-деловому, по-солдатски,
по-мужски, по-старому).

·                                                                                                        
Способ сложения заключается в соединении в одном
слове: 1) целых слов (диван-кровать, платье-костюм, булочная-кондитерская,
ракета-носитель); 2) основ слов без соединительных гласных (партбилет,
стенгазета, пол-Европы, полдыни, агитбригада); 3) основ слов с помощью
соединительных гласных О или Е (новостройка, хлебозаготовка, кубометр,
овощехранилище, жилищно-бытовой, агропромышленный); 4) основ с одновременным
присоединением суффикса (земледелие, пятилетка, трехэтажный); 5) слиянием слов
(вечнозеленый, труднодоступный, нижеподписавшиеся).


Сложение сокращенных основ – способ образования многих слов путем сложения
сокращенных основ исходных слов (высшее учебное заведение – вуз).
Сложносокращенные слова образуются: 1) сложением слогов или частей слов
(специальный корреспондент – спецкор, командир батальона – комбат, полномочный
представитель – полпред); 2) сложением названий начальных букв (Московский
государственный университет – МГУ); 3) сложением начальных звуков (Московский
художественный академический театр – МХАТ); 4) смешанным способом (главный
комитет – главк, районный отдел народного образования – районо).

·                                                                                                        
Бессуффиксный способ заключается в том, что от
слова отбрасывается окончание (зеленый – зелень) либо одновременно
отбрасывается окончание и отсекается суффикс (отлететь – отлет, повторить –
повтор).

Неморфологические способы словообразования

·                                
Разложение многозначного слова на омонимы (долг
(задолженность) – долг (обязанность)).

·                                
Переход слова из одной части речи в другую (он
сегодня дежурный – дежурный сотрудник).

·                                
Слияние сочетания слов в одно слово (сегодня
сложено из: сего дня)

3.Закрепление:

 Что нового вы для себя узнали на сегодняшнем занятии?

Зачем нужны
морфологические и пунктуационные нормы русского лит-го языка?

Что изучает
морфология?

4. Задание на дом
(инструктаж домашнего задания)

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

      Преподаватель_________________________________________________________

 Примечание

 Контроль теоретических
знаний студентов не проводится, оценки не ставятся.

 Продолжительность лекции — 2 академических часа.

 Компетентностный подход рассматривает не сумму
усвоенной информации,  а умение

действовать в различных стандартных и нестандартных
ситуациях ( деятельность,  нацеленная

 на результат).

Ошибки в русском языке

Определение термина

Такая ошибка представляет собой нарушение нормы употребления языковой единицы, входящей в состав словосочетания или предложения, а также неверный выбор формы слова. Отличаются многообразием и могут быть связаны с неправильным использованием словообразовательных, морфологических и синтаксических правил.

Грамматические ошибки

Классический пример такой ошибки — неверное употребление деепричастного оборота: «Проезжая под мостом, у него слетела шляпа». Деепричастие не согласовано с определяемым словом, употреблено некорректно, не соответствует нормам русской словесности. Изменить эту конструкцию можно так: «Проезжая под мостом, мужчина заметил, что у него слетела шляпа». Здесь деепричастие является зависимым словом глагола «заметил» (заметил как? — проезжая), поэтому предложение построено правильно.

Подобные ошибки допускаются как в устной, так и в письменной речи, нередко встречаются у иностранцев, для которых русский язык неродной. Они не мешают коммуникации, поскольку слушатель или читатель все равно понимает, о чем ведется речь, однако характеризуют говорящего или пишущего как недостаточно грамотного человека. Вот почему нужно их изучать и искоренять.

Классификация и разновидности

Виды грамматических ошибок типовые и связаны с основными разделами науки о языке. Если нарушены словообразовательные правила, то в речи могут появиться такие слова, как «подскользнуться», «подчерк», «упорность», «ихние», «беспощадство».

Кроме того, при классификации грамматических ошибок выделяются:

Виды грамматических ошибок

  1. Морфологические. Булочка с повидлой (или с повидло), не хватит время, оплатить за проезд. В этих примерах нарушены нормы морфологии и неправильно использованы формы слова. Верные варианты: булочка с повидлом, не хватит времени, заплатить за проезд или оплатить проезд.
  2. Синтаксические. Встречаются чаще всего в письменной речи, связаны с неправильным составлением предложения. Например, нарушение норм управления: «Нужно выполнять свою работу более качественней». Нарушение согласования: «Я нашел себе друзей, действительно любящими искусство». Нарушение границ предложения. «Я вышел на улицы. Чтобы подышать свежим воздухом».

Эта разновидность ошибок может быть как в простых, так и в сложных предложениях и связана чаще всего с тем, что даже те ученики, которые хорошо знакомы с правилами родного языка, не могут быстро применять свои знания на практике. Им сложно научиться использовать теорию, поэтому необходимо выполнять как можно больше практических упражнений, отрабатывая навык грамотного письма.

В словообразовании и морфологии

Даже те, кто любит читать и считает себя грамотным человеком, порой допускают грамматические ошибки. Примеры и исправления представлены в следующей таблице.

Разновидность Пример Правильный вариант
Словообразовательные
Использование несуществующей модели образования слов Трудолюдимый, нагинаться, завсегдатели (заведения), взятничество Трудолюбивый, нагибаться (или нагнуться), завсегдатаи, взяточничество.
Замена одной из морфем в слове Отвесить Такого слова нет, в данном примере использован антоним к слову «повесить».
Словотворчество (носитель языка сам «придумывает» новую лексическую единицу) Канительство, рецензист, эмпиричественный Канитель, рецензент, эмпирический
Морфологические
Неправильно выбранная модель образования одной из форм существительного Много собаков Много собак
Форма Винительного падежа неодушевленного имени совпадает по грамматике с одушевленным Я умоляла ветерка перестать Я умоляла ветерок перестать
Неверный выбор падежного окончания: форма В. п. одушевленного имени совпадает с неодушевленным. Работать заставили два кота Работать заставили двух котов
Изменение рода при склонении Булочка с повидлой Булочка с повидло
Склонение несклоняемых имен Играть на пианине, пить кофей, я видел в зоопарке много фламингов Играть на пианино, пить кофе, много фламинго.
Образование несуществующих форм: множественного числа у тех слов, которые имеют исключительно единственное и наоборот Облак затянул небо пеленой. На столе стояло много кофеев. Надевай этот штан и пошли гулять. Облака затянули небо. На столе стояло много чашек с кофе. Надевай эти штаны и пошли.
Ошибка в выборе полной и краткой форм имени прилагательного Ваза была полная воды. Ребенок был очень полон. Надо наоборот: Ваза полна воды. Ребенок был полный.
Некорректное (излишнее) образование степеней сравнения Более мельче, Маша была послабже Вани, красивше Более мелкий или мельче. Маша была слабее Вани, красивее.
Нарушение правил образования глагольных форм Арестант метается по камере. Маша игралась с мишкой. Дети хочут сладостей. Арестант мечется по камере. Маша играла с мишкой. Дети хотят сладостей.
Неверное образования числительных, особенно сложных Он шел с триста рублями в кошельке Он шел с тремястами рублями
Ошибки в образовании причастий и деепричастий Ехавши в машине; шел, озирая по сторонам. Ехав в машине; озираясь по сторонам.
Ошибочное образование форм местоимений Ихний, еенный, ейный Их, ее.

Такие типы ошибок весьма часты в речи, поэтому на уроках необходимо давать школьникам задания, которые помогут избавиться от них.

Как известно, лучший способ избавиться от ошибок — научиться их находить, поэтому можно использовать форму карточек: распечатать и раздать детям карточки с текстами, составленными таким образом, что в них очень много нарушений норм словообразования и морфологии. Задача ученика — найти все ошибки и предложить правильный вариант.

Грамматические ошибки таблица с примерами

Более простое задание — тест, который может состоять из нескольких блоков с вопросами:

  1. Найти правильный вариант.
  2. Найти, напротив, вариант с грамматической ошибкой.
  3. Соотнести пример ошибки и ее тип.

Такие задания научат применять свои знания на практике и отработать навык грамотного письма.

Нарушение синтаксических норм

Ошибки при построении словосочетаний и предложений также весьма многообразны. Прежде всего это неверное употребление причастных и деепричастных оборотов. Эти конструкции относятся к разряду сложных, поэтому школьники часто не понимают, как правильно их построить.

Например: Прибывший поезд на перрон (прибывший на перрон поезд). Читая книгу, возникает ощущение несправедливости (при чтении книги).

Кроме того, к числу распространенных нарушений синтаксических норм относятся:

Классификация грамматических ошибок

Грамматические ошибки классификация

  1. Ошибки в употреблении однородных членов. Мама любила и гордилась сыном (мама любила сына и гордилась им, неверно употреблены однородные сказуемые).
  2. Некорректное употребление частиц. У него всего был один порок — лень. Правильный вариант предполагает расположение частицы «всего» после того слова, к которому она относится: «У него был всего один порок», порядок слов в этом случае правильный.
  3. Неправильный выбор способа выражения сказуемого. Мы поели вкусный борщ и были рады, счастливы и довольные (верный вариант — довольны).
  4. Неверное употребление способа связи согласование. По обоим сторонам реки сгущался туман. Это пример несогласованного определения, поскольку слово «сторона» женского рода, а с ним употреблено местоимение мужского — «обоим», правильно будет «обеим».
  5. Нарушение управления. Жажда к славе (жажда славы).
  6. Ошибки в употреблении приложений. Писать сочинение о романе «Войне и мире» (несогласованное приложение, выраженное именем собственным, не должно изменяться по падежам. Правильный вариант: о романе «Война и мир»).

В сложных предложениях вариантов также множество. Для сложноподчиненного характерны одновременное задействование подчинительной и сочинительной связи (Когда атака прекратилась, но отдельные робкие выстрелы продолжали раздаваться). К числу ошибок также относятся:

Грамматические ошибки примеры и исправления

  1. Использование двух подчинительных союзов рядом (Они хотели, чтобы когда наступит лето, поехать к морю).
  2. Лишнее указательное слово в главной части (Она знала то, что однажды в ее сердце вспыхнет любовь).
  3. Пропуск части составного союза между частями сложной конструкции. (Она опоздала, потому транспорт ходил очень редко из-за погодных условий).
  4. Оформление придаточных предложений как самостоятельных единиц. (На полу сидели кошка и собака. Которые ждали момента, когда мать отвернется. Чтобы украсть кусок мяса).

Ошибки в сложносочиненных предложениях связаны с заменой противительного союза соединительным: «Докладчик высказал свое отношение к объекту исследования, но он дал возможность публике согласиться или не согласиться с его тезисами». Не менее распространенная ошибка — тавтология (избыточное употребление союза): «Ничего не могло порадовать его: и солнце казалось тусклым, и ветерок не веселил, и мама и сестра постоянно докучали своей заботой и вниманием и вызывали только раздражение».

Таковы типичные ошибки грамматического характера, которые возникают в письменной и устной речи. В соответствии с правилами русского языка допустить их нельзя, поскольку это выдает безграмотность и незнание норм.

Вопрос о классификации ошибок в речи
школьников продолжает оставаться одной из
болевых точек преподавания русского языка в
школе. Данная проблема является болезненной не
только для учителей, методистов, специалистов по
культуре речи, она актуальна и для всех людей,
пишущих и читающих по-русски.

Грамматические ошибки — это
нарушение грамматических норм образования
языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает
учителю определить, какими нормами языка
(словообразовательными, морфологическими,
синтаксическими) не владеет ученик.

№ п/п

Вид ошибки

Примеры

Словообразовательные

1 Нарушение норм русского
литературного словообразования:

Ошибочное
словообразование,

Искажение слов

Трудолюбимый, надсмехаться, надсмешка,
подчерк, нагинаться, пинжак, беспощадство,
публицизм

разночинская интеллигенция; полность
изображения; благородность души; взятничество;
упорность; надсмешка; скупидомка; скучание; ихние
слова; завсегдатели трактира; жаждает.

2 “Заменительное” словообразование,
проявляющееся в замене какой-либо морфемы.
Укидываться (вместо раскидываться),
отвесить (от повесить);
3 Словосочинительство (создание
несуществующей производной единицы, которую
нельзя рассматривать как окказиональную)
мотовщик, рецензист, не оглядаемая.

Морфологические

Неправильное формообразование,
нарушение системных свойств
формообразовательной системы у разных частей
речи

4 Ошибочное образование формы
существительного
Многие чуда техники, не хватает время
5 образование формы В.п. неодушевленного
существительного, как у одушевленного
Я попросила ветерка (вместо: ветерок);
6 образование формы В.п. одушевленного
существительного, как у неодушевленного
Запрягли в сани два медведя (вместо:
двух медведей);
7 изменение рода при образовании
падежных форм:
пирожок с повидлой, февральский лазурь;
8 склонение несклоняемых
существительных
играть на пианине;
9 образование форм множественного числа
у существительных, имеющих только единственное,
и наоборот
поднос чаев, небо затянулось облаком.

Ошибочное
образование формы прилагательного

10 Неправильный выбор полной и краткой
форм
Шляпка была полная воды, мальчик был
очень полон
11 Неправильное образование форм степеней
сравнения:
новенькие становятся боевее, она была
послабже Пети; более интереснее, красивше
12 Нарушение норм формообразования
глагола
Человек метается по комнате;
13 Нарушение образования деепричастий и
причастий
Ехавши в автобусе, охотник шел, озирая
по сторонам
14 Ошибочное образование формы
числительного
С пятистами рублями
15 Ошибочное образование формы
местоимения
Ихнего пафоса, ихи дети, не хотелось от
ее (книги) оторваться
16 Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

Синтаксические

17 Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьёзно
увлекающемися джазом,

Базаров не может побороть
чувство любви, охватывающую его;

По обоим сторонам дороги тянулись холмы;
браконьерам, нарушающих закон;

Базаров говорит Аркадию, что твой отец —
человек отставной.

18 Нарушение управления Нужно сделать свою природу более
красивую, повествует читателей, согласно закона,

он
показан человеком сильной воли, богатого умом,
крепкого здоровьем;

особое внимание было уделено на составление
плана; следует отметить о том, что в доме Ноздрева
все имело хаотический вид; ему характерны многие
отрицательные черты; уверен в будущее, Соня
жалела и переживала за Раскольникова; жажда к
славе;

19

Ошибки в структуре простого
предложения:

нарушение связи между подлежащим и
сказуемым,

Солнце села; но не вечно ни юность, ни
лето; это было моей единственной книгой в дни
войны;
20

Нарушение границы
предложения

Собаки напали на след зайца. И
стали гонять его по вырубке. Когда герой
опомнился. Было уже поздно.

21 Неудачное употребление местоимений Приезжий снял со стула тяжелый сверток
и отодвинул его в сторону.

Манилов попросил
Павла Ивановича пройти в его кабинет.

Собакевич потребовал у Чичикова написать себе
расписку.

22 Нарушение связи между подлежащим и
сказуемым
Большинство возражали против такой
оценки его творчества.

Обычно молодежь является
носителями передовых идей.

Произошло еще ряд событий.


Чтобы приносить пользу Родине, нужно
смелость, знания, чёткость (вместо:….нужны
смелость, знания, честность);

23 Нарушение способа выражения сказуемого
в отдельных конструкциях
Он написал книгу, которая эпопея. Все
были рады, счастливы и весёлые.
24 Ошибки в построении предложения,
ведущие к искажению его смысла, структуры
В своей пьесе Чехов показал также
трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о
светлой и прекрасной жизни, представителем
которой является Трофимов.

Порфирий был
любимцем с детства матери.

Она уговорила отдать подводы для раненых, на
которых уже были уложены вещи.

25 Ошибки, связанные с употреблением
частиц

Хорошо было бы, если бы на
картине стояла бы подпись художника; отрыв
частиц от того компонента предложения, к
которому она относится (обычно частицы ставятся
перед теми членами предложения, которые они
должны выделять, но эта закономерность часто
нарушалась в сочинениях):

В тексте всего раскрываются две
проблемы, (ограничительная частица всего”
должна стоять перед подлежащим: “…всего две
проблемы”.

26 Ошибки в построении предложения с
однородными членами
Страна любила и гордилась поэтом. В
сочинении я хотел сказать о значении спорта и
почему я его люблю.
27

Разрушение ряда однородных
членов

Настоящий учитель верен
своему делу и никогда не отступать от своих
принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы,
двери, а еще грузовик и комбайн.

28

Ошибки в построении
предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство…
На картине “Вратарь” изображен мальчик,
широко расставив ноги, упершись руками в колени.
29 Ошибки в построении предложения с
причастным оборотом
Узкая дорожка была покрыта
проваливающимся снегом под ногами; причалившая
лодка к берегу.
30

Местоименное дублирование
одного из членов предложения, чаще подлежащего.

Кусты, они покрывали берег реки.
31

Пропуски необходимых слов.

Владик прибил доску и побежал
в волейбол.

32

Ошибки в структуре сложного
предложения:

смешение сочинительной и
подчинительной связи.

Эта книга научила меня ценить
и уважать друзей, которую я прочитал ещё в
детстве. Человеку показалось то, что это сон. Когда
ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его
порывами.

Ум автор текста понимает не только как
просвещённость, интеллигентность, но и с
понятием “умный” связывалась представление о
вольнодумстве.

33

Отрыв придаточного от
определяемого слова.

Сыновья Тараса только что
слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

34 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с
мнением рецензента.
35

Разрушение
фразеологического оборота без особой
стилистической установки, например:

Терпеть не могу сидеть сложив руки;
хохотала как резаная.
36

Неоправданный пропуск
(эллипсис) подлежащего

Его храбрость — постоять за честь и
справедливость привлекают автора текста.
37 Нарушение видовременной
соотнесённости глагольных форм
Замирает на мгновение сердце и вдруг
застучит вновь.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Морфологические ошибки это в русском языке определение
  • Морфологические ошибки что это такое
  • Морфологические ошибки упражнения с ответами
  • Морфологические ошибки тест 11 класс
  • Морфологические ошибки таблица с примерами