Морфологические ошибки при образовании форм числительного

Ошибки в употреблении имени числительного


Ошибки в употреблении имени числительного

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1003.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1003.

В русском языке правильное написание числительных весьма затруднено. Больше всего ошибок возникает при склонении этой части речи. В статье приведены наиболее распространенные ошибки в использовании числительных, а также представлены правильные варианты с примерами.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Имя числительное относится к тем частям речи, при употреблении которых можно допустить массу ошибок. Как показывает практика, это ошибки, связанные с падежными формами различных числительных, а также орфографические недочёты. Чтобы речь стала более грамотной, полезно использовать в ней имена числительные как можно чаще.

Самые распространённые ошибки в употреблении форм числительных

Неправильное употребление имени числительного, как правило, связано с незнанием основных особенностей этой части речи.

Чаще всего в речи люди ошибаются в таких случаях:

  • В составных количественных числительных при склонении ставят в форму нужного падежа только последнее слово. Например: В сто двадцать семи домах было отключено электричество. Правильный вариант: В ста двадцати семи домах было отключено электричество.
  • Неправильно согласовывают собирательные числительные с зависимыми от них существительными: Районным отделом образования в течение года было организовано шесть методических объединений, трое из которых были выездными. Согласно правилам русского языка, собирательное числительное трое не может сочетаться с существительным среднего рода. Здесь правильнее использовать количественное числительное: три из которых были выездными.
  • Нарушают сочетаемость числительных обе и оба, особенно в формах косвенных падежей: Обоим командам жюри присудило по одному очку. Правильно будет сказать: обеим командам.
  • Неправильно склоняют сложные числительные на -ста, -сто, -сот: Двухстам человекам не хватило противогазов. Правильно говорить: двумстам, трёмстам, четырёмстам и т. д.
  • Неправильно образуют формы некоторых косвенных падежей числительного девяносто: С девяностами баллами команда прошла в финал. Правильно говорить: с девяноста баллами.
  • Забывают вставить мягкий знак в конце первой основы сложных слов. Вот некоторые примеры: шестсот, девятсот.
  • Пишут мягкий знак там, где его не должно быть. Например: семьнадцать, девятьнадцать.
  • Допускают ошибки в образовании падежных форм дробных числительных полтора и полторы, полтораста: Полторастам солдатам не довелось вернуться домой. Правильно нужно писать: полутораста солдатам.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Людмила Щербовских

    8/8

  • Любовь Резник

    8/8

  • Богдан Полтавченко

    8/8

  • Ирина Терещенко

    8/8

  • Егор Волченков

    8/8

  • Лариса Рымарева

    5/8

  • Сергей Гоенко

    8/8

  • Николай Болотин

    8/8

  • Зейнеп Булатова

    7/8

  • Венера Ибадлаева

    7/8

Оценка статьи

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1003.


А какая ваша оценка?

Имя
числительное – лексически замкнутая
категория, насчитывающая
всего несколько десятков слов и уже не
пополняющаяся
новыми образованиями. Несмотря на это,
усвоение
форм числительных представляет собой
достаточно сложный
процесс, и ошибки здесь встречаются
часто.

1.
Большое их количество связано с
употреблением состав
ных
форм имен числительных.

Правила склонения этой части
речи просты – при
склонении составных количественных
числительных
изменяются все входящие в него слова,
при
склонении
составных порядковых числительных –
только
последнее
слово:

«Течение
реки достигает 120 (ста двадца
ти)
– 400 (четырехсот) метров в минуту»; «В
ночь на 26 (двад
цать
шестое) июня шел дождь».

2.
При образовании словосочетаний
«числительное + существительное, имеющее
только форму множественного числа
(сутки, сани, ножницы, брюки, очки)»,
используются собирательные (до 5) или
количественные (с 5) числительные:

«двое (трое,
четверо) суток» — «пять (шесть, семь и
т.д.) суток». Если
необходимо показать количество предметов,
обозначенных
существительными только во множественном
числе, от 22
до 24 использовать собирательное
числительное нельзя и нужно
прибегнуть к лексической замене: нельзя
сказать «двадцать
двое (трое, четверо) ножниц», но можно
«двадцать ножниц
и еще пара», «двадцать две штуки ножниц».

3.
Часто встречается в речи неверное
употребление собирательного
числительного «оба (обе)».

4.
От родовой принадлежности существительного
зависит склонение
числительного «полтора». Мужской и
средний род в
именительном и винительном падежах
принимают форму «полтора»,
в остальных падежах – «полутора».
Женский род в
именительном и винительном падежах –
«полторы». В остальных
– «полутора». При этом существительные
изменяются
в соответствии с правилами.

13.7 Ошибки при образовании форм глагола и ошибки, связанные с причастиями

Характерной
особенностью русских глаголов является
наличие двух формообразующих основ:
основы инфинитива (открытая
основа) и основы настоящего времени
(закрытая основа).

Открытая
основа

– основа на гласную. К ней, как правило,
прибавляются
формообразующие морфемы (суффиксы и
окончания),
начинающиеся с согласной, например
суффикс -л-
прошедшего
времени, суффиксы причастий прошедшего
времени и т. д.: «жить – жил – живший»,
«дать – дал – давший».

Закрытая
основа

– основа на согласный, и к ней прибавляются
формообразующие морфемы, начинающиеся
с гласного звука, например, суффиксы
-ащ-
(-ящ-), -ущ- (-ющ-)

причастий
настоящего времени: «читаю [й’у] –
читающий[й’у], «курю
[й’у] – курящий [й’а]».

Можно
выделить следующие типы ошибок в
образовании глагольных форм:

1)
неверное образование
глагольной основы;

2)
несоблюдение чередований в основе
настоящего времени;

3)
унификация основ инфинитива и прошедшего
времени;

4) деформация
разноспрягаемых глаголов;

5)
ненормативное образование форм
повелительного наклонения;

6) заполнение
«пустых клеток» в парадигме.

1)
неверное образова
ние
глагольной основы:
«дремать
– дре
маю»,
«шептать – шептаю», «скакать – скакаю»,
«жаж
дать
– жаждаю»;

2)
несоблюдение чередований в осно
ве
настоящего времени:
«берегу,
берегут» –
«бережёшь,
бережёте, бережём, бережёт
».
В речи довольно часто
встречаются формы «берегёт»,
«стерегёт
»
и т. д.

3)
унификация основ инфинитива и
прошедшего
времени:
«мокнул
под дождиком», «сохнул на солнышке»,
«исчезнул вдали»
.
Иногда, напротив, основа сокращается:
«Зачем
из моей
сумки
всё вытряхли

(правильно – «вытряхнули»).

4)
деформация разноспрягаемых глаголов:
«Бегим
скорее домой»

или «Он
сказал, что не хотит идти с
нами».
У А. П. Чехова одна из героинь говорит:
«Они
хочут
свою
образованность показать».

5)
ненормативное образование форм
повелительного на
клонения:
«Закончь
эту работу побыстрее!».

Наиболее
распространенной ошибкой в образовании
формы повелительного
наклонения являются не соответствующие
норме
формы от глагола «ехать».
Потребность в этой форме чрезвычайно
велика, так как глагол весьма употребителен
в повседневной
речи. Формы «ехай(те)»
и «едь(те)»

носят ярко выраженный
просторечный характер и не могут быть
рекомендованы
для употребления. В качестве замены
следует использовать
глагол «поезжай
(те)».

Он образован от устаревшего глагола
«поезжать»,
практически вышедшего из употребления.

6)
заполнение «пустых клеток» в парадигме:
так,
некоторые глаголы с основой на «Д», «Т»,
«3» не имеют нормативной формы 1-го лица
единственного числа настоящего или
будущего времени по фонетическим
причинам: дерзить,
победить, очутиться, дудеть, гудеть,
ощутить,
ерундить, затмить, убедить, чудить,
шкодить
.
При необходимости
использовать глаголы именно в форме
1-го лица пользуются
описательной конструкцией – «я
попытаюсь убедить», «я могу победить»,
«я хочу ощутить», «я не буду шкодить
».
Однако в речи встречается и ошибочное
образование таких
форм: «Никогда
я не думал, что очутюсь в такой ситу
ации».

Основные приёмы
создания видовых пар глагола следующие:

  • образование
    глаголов совершенного вида при опоре
    на глаголы
    совершенного вида: писать
    – НАписать, кричать – крикНУть
    ;

  • образование
    глаголов несовершенного вида от основы
    глаголов совершенного вида: налить
    – налиВАть, на
    грузить
    – нагруЖАть.

В
ряде случаев видовая пара представлена
глаголами с разными
корнями: «класть
– положить», «брать – взять».

Большая группа глаголов не охвачена
видовыми соотношениями.
Это одновидовые глаголы совершенного
вида (ринуться,
очутиться)
и несовершенного вида (бежать,
наблюдать
).

Речевые
ошибки при образовании видовых пар
глагола
возникают
в следующих случаях.

1.
Не соответствующее норме образование
парных глаголов
совершенного и несовершенного вида
встречается чаще всего
в следующих случаях:

а)
если
при образовании видовой
пары
говорящий движется от совершенного
вида к несовер
шенному,
в то время как в нормативном языке
существует нужная видовая пара, в которой
глагол совершенного вида
образован
от глагола несовершенного вида
.
Например, от глагола
несовершенного вида «делить»
образован глагол совершенного
вида «разделить»,
и это нормативное образование. В речи
можно
встретить дальнейшее образование
глагола несовершенного
вида от глагола совершенного вида:
«Сегодня
на уроке
мы
учились разделивать целые числа»
;

б)
образование
парного глагола несовершенного вида
часто сопровождается чере
дованием
гласных О//А
:
«рассмотреть
– рассматривать», «рас
спросить
– расспрашивать», «расстроить –
расстраивать»,
«размочить
– размачивать».

Эти чередования исторически сложившиеся,
традиционные и достаточно сложны для
усвоения,
поэтому встречаются ошибки, связанные
со стремлением
унифицировать видовые пары, ликвидировать
чередование:
«В
лесу было так хорошо, что мне не хотелось
укорочивать
дорогу и идти полем»;

в)
при
ненормированном исполь
зовании
суффикса
-ну-
возникает ошибка заполнения «пус
тых
клеток» в парадигме
.
Языковая система предусматривает
возможность образования глагола со
значением мгновенности,
однократности действия от любого
глагола, обозначающего действие,
поддающееся расчленению. Эта возможность
может
быть реализована не всегда. Сравните,
«свистеть
свистнуть»,
«лизать – лизнуть»
.
«У
них есть такой специальный пистолет:
стрельнешь, и
газ
зажжётся».

2. Супплетивными
(франц.
suhhletif
– добавочный) формами называются формы
одного и того же слова, образован
ные
от разных корней
:
«человек
– люди», «хороший – луч
ше»,
«много – больше», «мало – меньше», «я
– меня»
.
Встречаются
такие формы и среди глаголов: «говорить
– ска
зать»,
«ловить – поймать».

Разнокоренных видовых пар глаголов в
современном русском языке немного, но
ошибки в их унификации (устранение
супплетивизма) встречаются весьма
часто.
Прежде всего они связаны с ненормативным
употреблением
глаголов «класть
– положить», «раскладывать – раз
ложить»,
«прокладывать – проложить», «складывать
– сло
жить»:
«Мы ваши документы покладём в папки и
сдадим в
приёмную
комиссию».

3. Существуют
двувидовые глаголы (около 200), которые
способны
менять свое видовое значение без каких
бы то ни
было
изменений в материальной (звуковой или
письменной)
оболочке:
например, «ранить»,
«обещать», «велеть», «жениться».

Наличие таких глаголов представляется
парадоксальным, однако
они широко распространены и употребительны.
В их использовании
ошибка понимания влечёт за собой ошибку
говорения
и письма, когда носителем языка двувидовый
глагол
ощущается как одновидовый, и говорящий
создает ему пару:
«Принц
поженился на Дюймовочке».

Ряд
затруднений в создании глагольных форм
возникает в
связи
с отсутствием в школьной программе
сведений о так называемых недостаточных
(дефективных) и изобилующих
глаголах.

Недостаточные
глаголы

не имеют отдельных личных форм, чаще
всего
формы 1-го лица. К ним относятся:

1)
свыше 1500
глаголов, обозначающих действия, которые
не могут быть
отнесены к говорящему лицу и его
собеседнику: доиться,
телиться (животный мир), колоситься,
разрастись (растительный мир), горчить,
ржаветь (конкретные предметы), впи
таться,
капать (неживая природа), рассосаться,
слипнуться
(организм
человека), гласить, заключаться
(отвлеченные значения);

2)
глаголы, не имеющие формы 1-го лица
единственного
числа настоящего или будущего времени
(о них мы говорили
выше).

Изобилующие
глаголы

имеют двоякие формы настоящего времени:
одну без чередования конечных согласных
основы неопределенной
формы и настоящего времени (полоскать
полоскает),
другую – с чередованием (полоскать
– полощет
).
Эти
формы отличаются стилистически, а иногда
и несут разное
смысловое содержание. Стилистическое
различие состоит в
том, что все формы без чередования
согласных употребляются
преимущественно в разговорной речи и
просторечии (колыхает,
махает, мурлыкает, плескает, рыскает,
кудахтает
),
а формы
с чередованием присущи литературному
языку (колышет,
машет, мырлычет, плещет, рыщет, кудахчет).

Ошибки,
связанные с причастиями, можно разбить
на две группы:

1) которые
возникают при образовании форм при
частий.
Действительные причастия, образованные
от глаголов совершенного
вида, имеют только две временные формы
– настоящего и прошедшего времени,
поэтому неграмотными будут
высказывания «ученик,
сумеющий выполнить задание
в
срок», «собака, попытающаяся достать
палку из воды».

Не
образуются причастия от глаголов в
условном наклонении. Если необходимо
передать соответствующую информацию,
причастный оборот заменяют определительным
придаточным: «Все,
пожелавшие бы приехать на курорт, получат
такую
возможность»
(неверно)
– «Все, кто пожелает приехать на курорт,
получат такую возможность»

(верно).

Суффикс
страдательного причастия прошедшего
времени -т-
иногда
используется вместо суффикса -нн-
этой же формы: «сдатый»,
«порватый».

Подобные ошибки возникают под влиянием
просторечия. Встречается (хотя и реже)
обратное явление:
«Все
орехи к приходу мамы были расколонные
»
(правильно
«были
расколоты
»).

Чрезвычайно
часто встречается отбрасывание
возвратного постфикса
-ся
в причастиях. Этот постфикс имеет не
только возвратное,
но и страдательное значение – описываемый
предмет
испытывает чье-либо воздействие. В
предложении «Владельцы
участков вносят в казну города земельный
налог, устанавливающий в соответствии
с законодательством
»
отсутствие
постфикса -ся
в причастии приводит к тому, что налог
устанавливает
сам себя. В этом случае возможны два
варианта
исправления высказывания – использование
действительного
причастия «устанавливающийся» или
страдательного «устанавливаемый».

2)
которые
связаны с употреблением причастий
.
Речевые
ошибки возникают при употреблении
страдательных
причастий в значении действительных.
Возможно, они
связаны с осмыслением непереходных
глаголов в качестве
переходных. Так, например, глагол
«лопнуть»
иногда получает
в речи значение «сделать
что-либо, чтобы лопнул
».
Тогда
становится возможным образовать от
него страдательное
причастие: «Зачем
ты мне лопнутый стакан даешь

(то же
самое – «выигранный
билет», «растаянная вода
»
и проч.).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

вернуться на стр.  «Имя числительное в табл.«, «Морфологический разбор числительного«, на главную

Составное числительное, оканчивающегося на «два», «три», «четыре»

Независимо от категории одушевленности винительный падеж сохраняет форму именительного.

Всего за этот месяц в госпиталь доставили тридцать два раненых (а не «тридцать двух раненых»).

Составное порядковое числительное

Склоняется только последнее слово

Строительство комплекса должно быть завершено к две тысячи третьему году (а не к «двум тысячам третьему» году).

Употребление собирательных числительных

-Собирательные числительные не сочетаются с сущ. ж.р.

Двое мальчиков и две девочки (а не двое девочек)

-Не рекомендуется употреблять собирательные числительные, если речь идет о людях, занимающих относительно высокое положение.

Не случайно оказались в этом регионе сразу два сенатора  (акцент на личности, а «двое сенаторов» – понижение статуса).

-Числительное оба согласуется в роде  с существительным и не сочетается с существительным без ед.ч.

По обеим сторонам улицы росли деревья (а не по обоим). У тех и других брюк нет ремня (а не у обоих брюк).

Употребление количественных числительных

-У сложных числительных от 50 до 80,от 200 до 900 склоняются обе части

Более восьмисот тысяч пенсионеров могут жить теперь достойно (а не более восемьсот тысяч пенсионеров)

-У количественных числительных склоняются все части

Книга с пятьюстами тридцатью двумя иллюстрациями (а не с пятьсот).

Употребление дробных числительных

При склонении дробных числ. количественные и порядковые числ. согласуются. Управляемое сущ. употребляется в Р.п. Рекорд улучшен на 25,6 секунды (а не 25,6 секунд).

При изменении падежных окончаний чаще всего возникают сложности. Нормой литературного языка является изменение всех частей сложных и составных форм (пятьюстами семьюдесятью двумя рублями). Для порядковых числительных составной формы существует правило, которое предусматривает изменение в таких словах только последней части по принципу прилагательного (тысяча девятьсот шестьдесят первый год – в тысяча девятьсот шестьдесят первом году)

Принято говорить: ноль целых и пять десятых, ноль часов ноль минут, счет матча ноль — ноль, телефон службы спасения — ноль один. Однако это относится только к форме именительного падежа, в косвенных падежах предпочтительны формы варианта нуль: ниже нуля, от нуля, к нулю. И единственной правильной формой прилагательного признается вариант с буквой у — нулевой.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Морфологические ошибки при употреблении числительных
Тест на тему Имя числительного

Тест на тему Разряды числительных
Тест на тему Имя числительное (орфография, орфоэпия, лексика)
Контрольный тест на тему Имя числительное
#обсуждения_русский_язык_без_проблем

вернуться на стр.  «Имя числительное в табл.«, «Морфологический разбор числительного«, на главную

  • Главная
  • Народные восстания, войны
  • Первый — последний
  • История России. ТЕРМИНЫ по алфавиту.
Все материалы авторские. Размещение на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО.

ЕГЭ. Русский язык. Задание № 7.

Морфологические ошибки.

Трудные случаи образования форм имён числительных.

 

Склонение числительных.

Количественные числительные, обозначающие целые числа.

 Количественные числительные отвечают на вопрос сколько и обозначают количество предметов.

 Запомните: такие числительные изменяются по падежам полностью, то есть не только каждое слово, но и каждый корень в сложном слове.

Образец:

И.п. тысяча восемьсот двадцать пять
Р.п. тысячи восьмисот двадцати пяти
Д.п. тысяче восьмистам двадцати пяти
В.п тысяча восемьсот двадцать пять
Т.п. тысячей восьмьюстами двадцатью пятью( восемьюстами)
П.п. о тысяче восьмистах двадцати пяти

Количественные дробные числительные.

Изменяются следующим образом: числитель — как целое число, знаменатель — как порядковое числительное во множественном числе.

Образец:

И.п. три седьмых
Р.п. трёх седьмых
Д.п. трём седьмым
В.п три седьмых
Т.п. тремя седьмыми
П.п. о трёх седьмых

 Числительные сорок, девяносто, сто, полтора, полторы, полтораста.

Запомните. Что данные числительные в И.п и В.п. имеют начальную форму, а во всех остальных падежах одну форму: сорока, девяноста, ста, полутора, полутораста.

Собирательные числительные.

Они имеют окончания прилагательных.

Образец:

И.п. шестеро
Р.п. шестерых
Д.п. шестерым
В.п шестерых
Т.п. шестерыми
П.п. о шестерых

 Числительные оба, обе.

Числительное оба имеет формы мужского и женского рода. Запомните их склонение.

Образец:

И.п. оба обе
Р.п. обоих обеих
Д.п. обоим обеим
В.п оба, обоих обе, обеих
Т.п. обоими обеими
П.п. об обоих об обеих

 Порядковые числительные.

Это числительные, отвечающие на вопрос  какой и обозначающие порядок предметов при счёте.  При склонении изменяется только последнее слово.

Образец:

И.п. тысяча пятьсот тридцать второй
Р.п. тысяча пятьсот тридцать второго
Д.п. тысяча пятьсот тридцать второму
В.п тысяча т тридцать второй
Т.п. тысяча пятьсот тридцать вторым
П.п.  о тысяча пятьсот тридцать втором

Трудные случаи образования форм имён числительных

  • Запомните, правильно задавайте вопрос: до скольких работает магазин? Он работает до стольких-то ( до десяти часов).

(НЕВЕРНО: До скольки работает?  До стольки-то)

  • ПРАВИЛЬНО: обратиться к двадцати трём тысячам студентов

НО: обратиться к двадцати пяти тысячам ста студентам.

  • Слово тысяча склоняется как существительное женского рода на –а, слова миллион, миллиард – как существительные мужского рода с основой на согласный.

Образец:

И.п. тысяча миллион миллиард
Р.п. тысячи миллиона миллиарда
Д.п. тысяче миллиону миллиарду
В.п. тысячу миллион миллиард
Т.п. тысячей миллионом миллиардом
П.п. о тысяче о миллионе о миллиарде

 Если указывается дата, то название месяца ставится в родительном падеже.

И.п. первое сентября
Р.п. первого сентября
Д.п. первому сентября
В.п. первое сентября
Т.п. первым сентября
П.п. о первом сентября
  • Порядковое числительное в названиях праздников пишется с большой буквы.

Например: Поздравляю с праздником  Восьмое марта.

Собирательные числительные.

Собирательные числительные могут использоваться в следующих случаях:

  • С существительными, обозначающие лиц мужского пола: двое друзей, трое товарищей( можно и два друга, три товарища).
  • С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое котят, пятеро волчат.
  • С существительными, имеющими только множественное число: двое саней, трое ворот, двое очков.
  • С личными местоимениями мы, вы, они: нас двое, их четверо.
  • С числительными, перешедшими в существительные: вошли трое, двое дежурных.
  • Запомните: в И. п. главное слово- числительное, от него задаём вопрос к существительному. А в косвенных падежах главное слово — существительное. От него задаётся вопрос к числительному.

Сравните:

Отдать тридцать пять (чего?) рублей.

О тридцати пяти рублях (о рублях скольких?)

  • Числительные тысяча, миллион и миллиард всегда являются главными в словосочетании, от них задаётся вопрос к существительному:

Например: миллион рублей, о миллионе рублей.

  • При числительных один, два, три, четыре употребляется форма единственного числа существительного, при остальных числительных – множественного.

Например: три дня, четыре яблока ,НО пять дней, семь яблок.

  • Если существительное имеет только множественное число, то составные числительные с последней частью два, три, четыре с ними не употребляются.
  • НЕВЕРНО: двадцать двое суток. МОЖНО: двадцать одни сутки, двадцать пять суток).

Что же делать? Необходимо заменить  данное существительное на синоним: двадцать два дня.

При существительных ножницы, щипцы и прочее можно использовать слово штука: двадцать три штуки ножниц.

Ошибки в употреблении собирательных числительных.

  • С существительными, обозначающими лиц женского пола: двое подруг, трое работниц  (верно: две подруги, три работницы).
  • С существительными, обозначающими взрослых животных: трое волков, четверо слонов (верно: три волка, четыре  слона).

E-mail

Ошибки в употреблении

Неверное употребление составных числительных, в конце которых есть два, три, четыре.

Такие числа в И.п. или В.п. могут использоваться только с существительными в ед.ч.

Неправильно: мы провели двадцать два мероприятий.

Правильно: мы провели двадцать два мероприятия.

Неправильное согласование “обе” и “оба”.

Они могут изменяться по родам: оба стакана (м.р.), обе кружки (ж.р.), оба облака (ср.р.).

Они склоняются:

Р.п. – обОих портретов, обЕих чашек;

Д.п. – обОим младенцам, обЕим женщинам;

Они не способны изменяться по числам!

Ошибки в употреблении числительных

Ошибки: по обеим маршрутам, на обеих станциях.

Правильно: по обоим маршрутам, на обеих станциях.

Неуместное употребление собирательных числительных.

Эта часть речи может сочетаться с:

  • Именами существительными мужского рода или общего рода, если они называют предметы мужского рода.

Неверно: двое женщин пошли в магазин.

Верно: двое мальчиков пошли в магазин.

  • Личными местоимениями.

Неверно: они были шестеро.

Верно: их было шестеро.

  • Названиями только детенышей животных.

Неверно: в доме было семеро котов.

Верно: в доме было семеро котят.

  • Существительными люди, дети, ребята, лица.

Пример: в саду гуляли шестеро ребят.

  • Причастиями и прилагательными, которые могут выступать в роли существительных.

Пример: двое вышедших, трое больных.

  • Существительными, стоящими только во множественном числе или называющими парные предметы.

Например: трое брюк, семеро суток.

Ошибки в употреблении числительных

С остальными словами сочетать эти числительные нельзя!

Ошибки в произношении слов полтора и полтораста

Чтобы не допускать ошибок в образовании формы этих числительных, можно изучить приведенные таблицы.

Полтора

Ошибки в употреблении числительных

Полтораста

Ошибки в употреблении числительных

Примеры ошибок в употреблении таких числительных: «полторы тысяч евро», «в проекте участвовали более полтораста девушек».

Путаница в обозначении дат

Порядковые числительные управляют именами существительными датами, то есть при склонении имя существительное в этом случае не меняет форму. В таком случае название самого месяца ставят в Р.п.: «восьмое марта», «девятое мая».

После «праздник», «дата» и «день» порядковое числительное надо писать с заглавной буквы и ставить в И.п.: «сегодня день Девятое мая», «через две недели наступит праздник Первое сентября».

Неправильно: поздравляю с Восьмым мартом.

Правильно: поздравляю с Восьмым марта.

Ошибки в склонении

В порядковом числительном, если его склонять, изменяется только последнее слово (семьдесят пятый), а в качественном – обе части (шестидесяти трем). В сложных числительных изменяются все слова (восьми тысяч восьмидесяти шести), в количественных составных тоже (девятисот восьмидесяти двум).

Неграмотное употребление числительного: «она родилась в двух тысяч двадцатом году». «Ей еще нет двадцать пять лет».

Правильно: «она родилась в две тысячи двадцатом году» (порядковое). «Ей еще нет двадцати пяти лет» (составное количественное).

Ошибки в употреблении числительных

Собирательные числительные

Они изменяются точно, как и имена прилагательные, и стоят во множественном числе, например: двое мужчин, двоих мужчин, двоим мужчинам.

Дробные числа

В этих словах знаменатель склоняется как порядковое числительное в мн.ч., а числитель – как целое число.

Примеры ошибок в употреблении этих числительных: «одна целая трех седьмых», «одной целой шесть девятых».

Исправленные: одной целой трех седьмых, одной целой шестью девятых.

Ошибки в употреблении числительных

Ошибки в образовании

Самой типичной ошибкой в употреблении числительных является неправильное образование слов сорок, девяносто и сто, примеры: в отеле больше сто человек, мы съели больше сорок бургеров.

Во всех падежах (кроме И.п. и В.п.) эти слова существуют в неизменяемой форме: сорока, девяноста, ста.

Ошибки в согласовании с другими частями речи

Связь определений и числительных

Правило:

  1. Если определение стоит после количественного числительного и сочетается с существительными мужского рода, то оно должно стоять в Р.п. Пример: два красивых автомобиля, пять новых удостоверений.
  2. Если определение расположено после числительного и сочетается с существительным в женском роде, то оно ставится в И.п., например: четыре пустые бутылки, три чистые салфетки. Неграмотно будет сказать: четыре красивые автомобиля или три чистых салфетки.

Неправильная связь сказуемого и подлежащего, в котором употреблено числительное

Составное количественное имя числительное, в конце у которого стоит один, в случае подлежащего согласуется со сказуемым в ед.ч.: сорок один цветок в букете, тридцать один телефон в магазине.

Если количественное числительное входит в предложении в подлежащее и оканчивается на два, три и т.д., то оно связывается со сказуемым в ед.ч и ср.р и во мн.ч.: двадцать пять девочек прибежали (прибежало) на дискотеку.

Ошибки в связи числительных с именами существительными

Порядковые числительные зависят от имен существительных полностью: в числе, падеже и роде. Другие числительные могут быть и главными, а могут зависеть:

  • В И.п. числительное (исключение – один) управляет существительным, а в других падежах зависит от него. Например: ехали три (не трое!) девушки (управление), расскажу о четырех (не четыре!) видах мышей (согласование).
  • Зависимое от числительного существительное обычно используется в Р.п.: девять собак. Существительные с числительными с два и т.д. находится в В.п.: выпустить трех собак.
  • Два, оба, полтора образовывают одновременно обе связи: управление (управляют родительным падежом) и согласование (согласуются в роде) вместе: две игры, полтора пакета, обе майки, оба чехла.

Ошибки в употреблении числительных

Ошибки в правописании

В употреблении числительных на письме самой частой ошибкой является пропущенный мягкий знак, примеры: девятсот рублей, семдесят тетрадей.

Правило:

В числах от 50 до 80 и от 500 до 900 в середине обязательно вставляется мягкий знак!

Примеры: шестЬдесят палок, восемЬсот домов.

Неправильное употребление имени числительного: пятдесят батареек.

Правильно: пятьдесят батареек.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Морфологические ошибки отсутствуют в варианте
  • Морфологические ошибки осторожнее играйся с собакой
  • Морфологические ошибки грамматический строй речи
  • Морфологические ошибки глагол и существительное
  • Морфологические ошибки в деловой речи