Морфологические ошибки осторожнее играйся с собакой

Цели: выявить нарушения морфологических норм; разбирать задания тестов ЕГЭ.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Взаимопроверка упражнений, выборочный разбор заданий.

II. Работа по группам

Разбор подготовленных вопросов по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису

III. Разбор заданий ЕГЭ

1. Слово учителя.

Выполним задания тестов ЕГЭ, которые касаются связи морфологии и культуры речи, то есть такие, в которых требуется определить нарушения морфологических норм.

2. Выполнение заданий и комментарии учителя.

Задания

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) к две тысячи восьмому году;

2) положьте на полку;

3) много вишен;

4) опытные шофёры.

2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) несколько помидор;

2) очень озяб;

3) до две тысячи двадцать второго года;

4) старые профессора.

Комментарии учителя

Морфологические нормы в первом задании нарушены в примере 2: надо говорить и писать положите, а не положьте. (Правильный ответ — 2.) Это форма повелительного наклонения глагола положить (положи-положите, напиши-напишите, но: отрежь-отрежьте). Часто делают ошибки в этой форме глагола ехать (ехай или едь — неправильно; надо — поезжай). Кстати, глагол совершенного вида положить употребляется только с приставкой. Парный ему глагол несовершенного вида имеет другой корень — класть. Запишем правильный ответ цифрой — 2.

Во втором задании морфологические нормы нарушены в примере 1: надо говорить и писать несколько помидоров.

Следует помнить о разнице в окончаниях некоторых существительных мужского рода в Р. п.:

— абрикосов, апельсинов, мандаринов, помидоров, баклажанов, но: яблок;

— гектаров, граммов, килограммов (формы без окончания — разговорные);

— носков, но: чулок, ботинок, сапог;

— таджиков, чеченцев, казахов, но: туркмен, турок, татар, башкир, грузин, армян, молдаван, цыган;

— рельсов, верховьев, кеглей, устьев, джинсов, консервов, яслей, гуслей, но: солдат, партизан, гусар, валенок вафель, грабель, макарон, полотенец.

Запишем правильный ответ цифрой — 1.

Первый пример первого задания и третий пример второго задания относятся к морфологическим нормам числительных. В живой речи ошибки в употреблении числительных слышишь на каждом шагу. Часто неправильно строят формы составных порядковых числительных, особенно обозначающих большие числа. В таких числительных склоняется только последняя часть (у нас в примерах: к две тысячи седьмому году до две тысячи двадцать второго года — правильно.)

Чтобы проверить себя, можно просклонять (изменить) порядковое числительное поменьше: в двадцать пятой квартире, к шестьдесят второму дому и т. п. Мы видим, что в этих словосочетаниях изменилась лишь последняя часть, значит, аналогичным будет изменение и в других подобных числительных: в пятьсот семьдесят восьмом номере, к тысяча семьсот третьему году.

Склонение сложных (двести, шестьсот и т. д.) и составных (триста двадцать семь, девятьсот сорок один и т. д.) количественных числительных тоже вызывает затруднения. В таких числительных изменяется каждая часть.

Например: 459 — (сколькими?) четырьмя/стами//пятью/десятью// девятью.

Учтем, что простые числительные, относящиеся к одушевленным и неодушевленным существительным, склоняются по-разному: (вижу что?) два дерева, но (вижу кого?) двух человек; второе дерево, но второго человека.

Обратим особое внимание на формы слова тысяча. Ошибки при склонении этого слова происходят из-за его особого положения на стыке существительных и числительных: оно сходно с существительными 1-го склонения (встреча, дача) во всех формах, кроме творительного падежа, поэтому часто уподобляется в речи существительным.

Числительные сорок, девяносто, сто имеют только две формы. Во всех падежах, кроме именительного и винительного, форма такая: сорока, девяноста, ста. Также только две формы и у числительного полтора(ы). В родительном, дательном, творительном и предложном падежах — полутора.

Собирательные числительные употребляются избирательно, с некоторой даже дискриминацией: со словами, обозначающими лиц мужского пола (в том числе с прилагательными, перешедшими в существительные) и детенышей животных (пятеро друзей, двое постовых, семеро козлят) с личными местоимениями (Их оставалось только трое…), с отдельными словами, объединенными понятием человек: люди, дети, ребята (трое людей, четверо детей, шестеро ребят), с существительными, не имеющими формы единственного числа (двое санок, очков и т. п.)

Сложнее дело обстоит со словом сутки: двое, трое, четверо суток, но пять, шесть, семь… суток.

В остальных случаях собирательные числительные не употребляются: не трое сестер, а три сестры, не трое медведей, а три медведя. Запомнить эти формы помогут названия всем известных произведений.

Упомянем еще об одном важном числительном. Многие забывают, что к этому разряду относится слово оба. В мужском и среднем роде оно изменяется одинаково: оба дома (но не обои дома), к обоим домам, у обоих окон, а в женском роде имеет другие окончания: обе стены (но не обей), с обеими девушками, об обеих подругах.

Предостережем от некоторых характерных ошибок, связанных с употреблением сочетаний существительных с числительными и сложных слов, в состав которых входят числительные.

Если человеку 21 год, говорят: двадцатиоднолетний — это правильно.

Если составное числительное заканчивается, на два, три четыре, существительное при нем ставим в форму единственного числа: тридцать два (три, четыре) юноши. Форма множественного числа начинает применяться с чисел на пять, шесть и т. д. (двадцать пять юношей).

Осторожными надо быть с десятичными дробями: именно они определяют форму существительного: Температура 37° (градусов) — тридцать семь градусов, температура 36,6° (градуса) — тридцать шесть и шесть десятых градуса.

Очень часты ошибки в поздравлениях: С восьмым мартом! или С восьмое марта! Правильно так: С праздником Восьмое марта!, С Восьмым марта!, С праздником Первое мая!, С Первым мая! Образовано существительное от этого словосочетания, неологизм советской эпохи — Первомай. Оно изменяется так же, как и все существительные 2 склонения: С праздником! С Первомаем!

Что касается третьего примера в задании 1-го варианта: много вишен, то надо сказать, что в склонении подобных существительных есть два варианта — с ь и без него: вишен, басен, спален, но: барышень, графинь, кухонь, простынь (есть и форма простынёй), тихонь, яблонь.

В четвертом примере каждого задания — опытные шофёры, старые профессора — правильная форма существительного.

Еще о нескольких общих ошибках в склонении существительных: нередко путают их окончания. Проверим себя:

— с окончаниями -ы(-и): возрасты, выборы, гербы, лекторы, офицеры, порты, почерки;

— с окончаниями -а(-я): векселя, доктора, директора, катера, округа, ордера, отпуска, повара, профессора, сторожа.

Формы некоторых существительных различаются по значению: пропуски занятий, но: пропуска на завод; взаимные счёты, но: проверить счета; пышные хлебы, но: уродившиеся хлеба; звуковые тоны, но: цветовые тона.

Приведем редко встречающиеся существительные кочерга и дно (бочки) и их формы в р. п. мн. ч.: кочерег, доньев.

Напоследок напомним об именах существительных, в которых наблюдаются трудности с определением рода.

Род географических названий совпадает с родом определяемого слова: город Токио (м. р.), река Миссисипи (ж. р.), озеро Лох-Несс (ср. р.). Род несклоняемых названий животных и птиц — мужской: кенгуру, пони, шимпанзе, какаду, марабу, но можно сказать и так: Кенгуру несла в сумке кенгуренка. Пони кормила своего жеребенка.

Род составных слов обычно определяется по первому слову: роман-газета, театр-студия, диван-кровать — м. р., кресло-кровать, кафе-бар — ср. р. В аббревиатурах — по опорному слову: РФ (Российская Федерация) — ж. р., МГУ (Московский государственный университет) — м. р., УВД (Управление внутренних дел) — ср. р. Однако слово вуз (высшее учебное заведение) со временем стало восприниматься как самостоятельное слово мужского рода и даже пишется строчными буквами.

В ряде часто употребляемых слов столь же часто происходят речевые ошибки. Напомним:

— рельс, толь, тюль, шампунь, рояль, кед, кофе, табель — слова мужского рода; но: табель о рангах — ж. р. (устаревшее);

— плацкарта (не плацкарт), туфля (проверим — туфелька, ж. р.), тапка (тапочка), манжета — слова женского рода;

— яблоко, повидло — среднего рода;

— задира, тихоня, засоня, забияка, неженка, неряха, невежа, невежда, лакомка и т. п. — общего рода.

3. Задания для самостоятельного выполнения.

A) Просклоняйте числительные 642,1378 (два человека выполняют задание на доске, остальные — в тетрадях).

Ответ:

И. шестьсот сорок два, тысяча триста семьдесят восемь.

Р. шестисот сорока двух, тысячи трехсот семидесяти восьми.

Д. шестистам сорока двум, тысяче тремстам семидесяти восьми.

В. шестьсот сорок два, тысячу триста семьдесят восемь.

Т. шестьюстами сорока двумя, тысячью тремястами семьюдесятью восьмью.

П. шестистах сорока двух, тысяче трехстах семидесяти восьми.

Б) Отметьте словосочетания с нарушением морфологических норм (ответов может быть больше одного):

1) черное кофе без сахара;

2) до двухтысячи пятого года;

3) поезжай за мной;

4) несколько басней;

5) червивый яблок.

Ответ: 1, 2, 4, 5.

Исправим ошибки: 1) черный кофе без сахара; 2) до две тысячи пятого года; 4) несколько басен; 5) червивое яблоко.

B) Отметьте предложения с нарушением морфологических норм (ответов может быть больше одного):

1) Сочи красив в любое время года.

2) Осторожнее играйся с собакой!

3) Прозрачная тюль очень украсила комнату.

4) Сидоров, ты настоящий засоня!

5) Урок отменили: учительница на бюллетне.

Ответ: 2, 3, 5.

Исправим ошибки: 2) Осторожнее играй с собакой! 3) Прозрачный тюль очень украсил комнату. 5) Урок отменили: учительница на бюллетене (разг.). Лучше: учительница болеет.

Г) Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова (задание из ЕГЭ, ответ один):

1) пара туфель;

2) несколько полотенец;

3) опытные доктора;

4) около пятиста километров.

Комментарии учителя

Морфологические нормы нарушены только в примере 4: надо говорить и писать около пятисот километров. Этот пример относится к морфологическим нормам числительных. Не забудем, что у сложных слов — числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются (изменяются) обе части.

Д) Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова (задание из ЕГЭ, ответ один):

1) сильнейший борец;

2) здоровые дёсна;

3) сорока рублями:

4) несколько цапель.

Комментарии учителя

Морфологические нормы нарушены только в примере 2: множественное число существительного десна — дёсны.

Домашнее задание

Из Р-2: упр. 216, 218, 397, 400.

Подготовить вопросы по фонетике, словообразованию, лексике, морфологии, синтаксису.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Морфологические нормы
Разбор заданий ЕГЭ

    1 слайд

    Морфологические нормы
    Разбор заданий ЕГЭ

  • Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:1) к две тысячи восьмому г...

    2 слайд

    Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
    1) к две тысячи восьмому году;
    2) положьте на полку;
    3) много вишен;
    4) опытные шофёры
    1

  • Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:1) несколько помидор;
2) о...

    3 слайд

    Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
    1) несколько помидор;
    2) очень озяб;
    3) до две тысячи двадцать второго года;
    4) старые профессора
    2

  • Отметьте предложения с нарушением морфологических норм1) Сочи красив в любое...

    4 слайд

    Отметьте предложения с нарушением морфологических норм
    1) Сочи красив в любое время года.
    2) Осторожнее играйся с собакой!
    3) Прозрачная тюль очень украсила комнату.
    4)Сидоров, ты настоящий засоня!
    5)Урок отменили: учительница на бюллетне.
    3

  • Отметьте словосочетания с нарушением морфологических норм:1) чёрное кофе без...

    5 слайд

    Отметьте словосочетания с нарушением морфологических норм:
    1) чёрное кофе без сахара;
    2) до двух тысячи пятого года;
    3) поезжай за мной;
    4) несколько басней;
    5) червивый яблок
    4

  • Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:1) пара туфель;
2) несколь...

    6 слайд

    Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
    1) пара туфель;
    2) несколько полотенец;
    3) опытные доктора;
    4) около пятиста километров
    5

  • 1) сильнейший борец;
2) здоровые дёсна;
3) сорока рублями;
4) несколько цапел...

    7 слайд

    1) сильнейший борец;
    2) здоровые дёсна;
    3) сорока рублями;
    4) несколько цапель
    6
    Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

  • Правильные ответы:1) 2;
2) 1;
3) 2, 3, 5;
4) 1, 2, 4,5;
5) 4;
6) 2

    8 слайд

    Правильные ответы:

    1) 2;
    2) 1;
    3) 2, 3, 5;
    4) 1, 2, 4,5;
    5) 4;
    6) 2

Тематические

тесты

по русскому языку

I курс

Тематический тест № 1

Общие вопросы

(Правильный ответ может быть только один.)

1. Укажите неверное утверждение.

  1. Гласные звуки бывают ударными и безударными.

  2. В русском языке все согласные звуки образуют пары по звонкости/глухости.

  3. В современном русском алфавите 33 буквы.

  4. Порядковые числительные изменяются по падежам.

  1. Укажите верное утверждение.

  1. Синонимы – это слова одной и той же части речи, близкие по лексическому значению и звуковому облику.

  2. В русском языке есть слова, заимствованные из других языков.

  3. Все слова самостоятельных частей речи имеют окончания.

  4. Деепричастия имеют окончания.

  1. Какое утверждение ошибочно?

  1. Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным значением.

  2. Однокоренные слова могут относиться как к одной части речи, так и к разным.

  3. Суффикс – это значимая часть слова, которая служит только для образования различных форм слова.

  4. Падеж определяется по вопросу.

  1. Укажите неверное утверждение.

  1. В некоторых простых предложениях только один главный член.

  2. Словосочетание и предложение – основные единицы синтаксиса.

  3. Сложные предложения бывают союзными и бессоюзными.

  4. В русском языке семь падежей.

  1. Укажите утверждение, которое не соответствует истине.

  1. Имена существительные изменяются по родам, числам и падежам.

  2. Большинство качественных прилагательных имеют полную и краткую формы.

  3. Местоимения называют предметы или признаки.

  4. В русском языке есть слова общего рода.

  1. В каком предложении правильно обозначены сказуемые?

  1. Я не волшебник.

  2. Сентябрь стоял солнечный.

  3. Отец начал беспокоиться.

  4. Вечером море было чёрного цвета.

Тематический тест № 2

Фонетика и орфоэпия

(Правильных ответов может быть больше одного.)

  1. В каком слове количество букв и звуков не совпадает?

  1. крыжовник

  2. четвёрка

  3. фасоль

  4. вьюга

  1. В каких словах количество букв и звуков совпадает?

  1. чувство

  2. юность

  3. якорь

  4. лекция

  1. В каком слове количество букв и звуков одинаково?

  1. лестница

  2. раздумье

  3. сверстник

  4. просьба

  1. В каких словах количество букв равно количеству звуков?

  1. сельдь

  2. щедрый

  3. бактерия

  4. колдунья

  1. В каком слове букв меньше, чем звуков?

  1. яхта

  2. жердь

  3. ладонь

  4. шитьё

  1. В каком слове букв больше, чем звуков?

  1. копия

  2. лагерь

  3. юбка

  4. вьюга

  1. Укажите слова с ударением на втором слоге.

  1. атомный

  2. начать

  3. километр

  4. звонит

  1. Укажите слова с ударением на первом слоге.

  1. свекла

  2. принял

  3. торты

  4. щавель

  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. облЕгчить

  2. балУешь

  3. Эксперт

  4. жАлюзи

Тематический тест № 3

Морфемика и словообразование

(Правильных ответов может быть больше одного.)

  1. Какие слова состоят из приставки, корня, суффикса и окончания?

  1. подснежники

  2. смеющийся

  3. вплотную

  4. загадка

  1. Укажите слова, которые состоят из приставки, корня, суффикса и окончания.

  1. нежный

  2. накрепко

  3. сверхмощный

  4. расчётливый

  1. В каком слове нет окончания?

  1. смышлёный

  2. по-летнему

  3. прочитает

  4. разведка

  1. Укажите слова, которые состоят из приставки, корня, суффикса и окончания.

  1. рассвет

  2. перегорит

  3. приручают

  4. аморальный

  1. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

  1. недобрый

  2. по-матросски

  3. заречный

  4. посмотрю

  1. В каких словах есть окончание?

  1. подводный

  2. свысока

  3. дополняя

  4. обидишься

  1. Какие слова образованы суффиксальным способом?

  1. начисто

  2. тополиный

  3. подсвечник

  4. весело

  1. Укажите слово, которое образовано приставочно-суффиксальным способом.

  1. зевая

  2. дворник

  3. подбородок

  4. пароходный

  1. Укажите слово, образованное сложением основ.

  1. небоскрёб

  2. дружба

  3. болотистый

  4. умывшись

  1. Какие слова образованы приставочным способом?

  1. заречье

  2. подорожник

  3. поливитамины

  4. прабабушка

Тематический тест № 4

Лексика

(Правильных ответов может быть больше одного.)

  1. Какое слово является однозначным?

  1. канал

  2. жёсткий

  3. биссектриса

  4. корень

  1. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?

  1. ГВОЗДЬ программы

  2. ЗОЛОТОЙ характер

  3. волк ВОЕТ

  4. ветер ДУЕТ

  1. Какие из выделенных слов употреблены в переносном значении?

  1. в ГЛУБОКОЙ тайне

  2. ГЛУБОКАЯ река

  3. ГЛУБОКИЙ ум

  4. на ГРЕБНЕ волны

  1. В каком предложении есть антонимы?

  1. Сделал это неслучайно, намеренно.

  2. Ветер то холодный, то тёплый.

  3. Гиппопотам – это бегемот.

  4. То потухнет, то погаснет.

  1. В каком предложении есть омоформы?

  1. Фирма занимается куплей и продажей товаров.

  2. Чем темнее становилось в чаще, тем чаще мальчиков посещал страх.

  3. Это произошло не восьмого, а девятого марта.

  4. Он ожёг руку кислотой и сейчас лечит ожог.

  1. В каких предложениях есть синонимы?

  1. Поэты иногда называют глаза очами.

  2. Яблоки некислые, сладкие.

  3. Хлеб свежий, а не четвёртый.

  4. На улице свежий, чистый снег.

  1. В каких предложениях есть слова, имеющие омонимы?

  1. Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

  2. Из норки показалась чья-то мордочка.

  3. Пароход выпустил клуб дыма и побежал по реке.

  4. Добавьте в салат немного зелёного лука.

Тематический тест № 5

Морфология

(Правильных ответов может быть больше одного.)

  1. В каких предложениях есть существительные 3-го склонения?

  1. В магазине продаётся мебель.

  2. Контрольные работы мы выполняем в специальной тетради.

  3. Встреча проходила в атмосфере секретности.

  4. Быстро и качественно делаем ремонт кухонь.

  1. В каких предложениях есть существительные 1-го склонения?

  1. Артиллеристы зарядили пушку картечью.

  2. Монета провалилась в щель.

  3. Откуда-то доносились звуки виолончели.

  4. Больного посещала врач Петровская.

  1. В каких предложениях есть существительные 2-го склонения?

  1. На незнакомке была шляпа с вуалью.

  2. Гонец весь день мчался вскачь.

  3. Окно в спальне распахнуто настежь.

  4. Мама купила коробку конфет и пачку вафель.

  1. В каких словосочетаниях есть существительные в предложном падеже?

  1. скучал без друзей

  2. вспомнил о друге

  3. пришёл к другу

  4. друг в отчаянье

  1. Какие прилагательные являются качественными?

  1. офицерский

  2. робкий

  3. стеклянный

  4. могучий

  1. В каких словосочетаниях есть прилагательные в форме сравнительной степени?

  1. стальные нервы

  2. ниже других домов

  3. важнейшее решение

  4. более яркий свет

  1. Укажите глаголы в форме инфинитива (в начальной форме).

  1. перейти

  2. беспокоится

  3. обеспечь

  4. рисоваться

  1. Укажите глагол I спряжения.

  1. шепчутся

  2. заплатят

  3. кричать

  4. держать

  1. Укажите глаголы совершенного вида.

  1. хлопать

  2. хлопнуть

  3. бить

  4. разбить

  1. Укажите вопросы наречий.

  1. когда?

  2. который?

  3. о чём?

  4. как?

  1. В каких словосочетаниях есть действительные причастия?

  1. гонимый ветром

  2. колышущийся на ветру

  3. стоявший на полу ребёнок

  4. собранный урожай

  1. В каких предложениях есть предлоги?

  1. Он работал, несмотря на усталость.

  2. Взял карандаш вместо авторучки.

  3. Отвечал так же хорошо.

  4. Как не любить море!

  1. Укажите числительные.

  1. второй

  2. удвоить

  3. двойка

  4. оба

  1. Укажите личные местоимения.

  1. мне

  2. этот

  3. себе

  4. о нём

  1. В каких словосочетаниях есть возвратные деепричастия?

  1. умчался вдаль

  2. вытираясь полотенцем

  3. слегка прищурившись

  4. перечитывая книгу

  1. В каком словосочетании есть предлог?

  1. передо мной

  2. не спеши

  3. вряд ли

  4. как будто

Тематический тест № 6

Орфография

(Правильных ответов может быть больше одного.)

Тест 1

  1. В каких словах пишется буква а?

  1. репч..тый лук

  2. костёр разг..рается

  3. выехал засветл..

  4. перест..новка мебели

  1. В каких словах пишется буква и?

  1. об..грал всех

  2. панц..рь черепахи

  3. вследстви.. землетрясения

  4. пр..крепить к стене

  1. В каких словах пишется буква о?

  1. зал освещ..н

  2. заж..г спичку

  3. пальто с капюш..ном

  4. пришёл почталь..н

  1. В каких словах пишется буква з?

  1. под нави..шими бровями

  2. несколько умных фра..

  3. ..бывается мечта

  4. оставили бе.. сладкого

  1. Укажите слово с удвоенным согласным.

  1. новая пье(с, сс)а

  2. газовая коло(н, нн)ка

  3. румя(н, нн)ый малыш

  4. медле(н, нн)ый танец

  1. В каких словах пишется ь?

  1. декабр..ские морозы

  2. нес..едобные грибы

  3. настал день прем..еры

  4. дым пожарищ..

  1. Какие слова пишутся раздельно?

  1. далеко (не)единственный случай

  2. скрылся (в)дали туманной

  3. купил (пол)килограмма помидоров

  4. о человеке судят (по)тому, что он говорит и делает

Тест 2

  1. Укажите слова с буквой о.

  1. возр..жать

  2. гон..рар

  3. ур..ган

  4. эксп..зиция

  1. Укажите слова с буквой а.

  1. непром..каемый

  2. соприк..саться

  3. предл..гать

  4. покл..ниться

  1. Укажите слово с буквой е.

  1. прибл..зительный

  2. снар..жение

  3. просв..щение

  4. оч..рование

  1. Укажите слово с буквой и.

  1. заж..гать

  2. зам..реть

  3. проб..раться

  4. бл..стать

  1. Укажите слова с буквой ё.

  1. вооруж..нный отряд

  2. сражаться меч..м

  3. ш..лк

  4. дириж..р

  1. Укажите слова, в которых пропущены буквы, обозначающие звонкие согласные звуки.

  1. дворня..ка

  2. ги..кий шланг

  3. ре..ьба по дереву

  4. филосо..ский словарь

  1. Укажите слова с непроизносимыми согласными.

  1. ненас..ный

  2. опас..ный

  3. аген..ство

  4. словес..ник

  1. Укажите слова с удвоенными согласными.

  1. бе(с, сс)ледно

  2. а(п, пп)атия

  3. о(п, пп)озиция

  4. и(м, мм)итация

  1. Укажите слова с ъ.

  1. от..явленный

  2. с..агитировать

  3. зав..южить

  4. меж..языковой

  1. Укажите слова с ь.

  1. мощ..

  2. спряч..те

  3. плющ..

  4. полоса неудач..

  1. Укажите слова с дефисным написанием.

  1. (метео)сводка

  2. (премьер)министр

  3. (редакционно)издательский

  4. (тёмно)синий

  1. Укажите слова, которые пишутся слитно.

  1. (пол)пути

  2. (пол)урока

  3. (пол)второго

  4. (пол)листа

  1. Укажите слово с приставкой на з.

  1. бе..дарный

  2. бе..ценный

  3. ..дача

  4. во..хождение

  1. Укажите слово с приставкой пре-.

  1. пр..ободрить

  2. беспр..станно

  3. пр..дать значение

  4. гостепр..имный

  1. Укажите слово, в котором пропущена буква е.

  1. в Дани..

  2. о Мари..

  3. о счасть..

  4. в област..

  1. Укажите слова с буквой и.

  1. плюш..вый

  2. устойч..вый

  3. отчётл..вый

  4. никел..вый

Тематический тест № 7

Культура речи

(Правильных ответов может быть больше одного.)

  1. В каких предложениях нарушены речевые нормы?

  1. Ты позвонишь мне завтра?

  2. Кто из учеников читали эту книгу?

  3. В стихах Есенина сравнения имеют особую роль.

  4. Самолёт с восьмидесятью пассажирами на борту совершил посадку.

  1. В каких предложениях нарушены речевые нормы?

  1. В школе объявлен конкурс о лучшем сочинении, посвящённом юбилею города.

  2. Инцидент удалось предотвратить благодаря вмешательству полиции.

  3. Соня жалела и переживала за Раскольникова.

  4. В своём романе Толстой не только рисует картины великих сражений, но и мирный быт семьи Ростовых.

  1. Укажите предложение без речевых ошибок.

  1. Поравнявшись с нами, юноша улыбнулся.

  2. Я склонен, что его решение ошибочно.

  3. Он потерял словарь, служивший ему как справочник и которым он пользовался в случае затруднений.

  4. Этот роман оказал неизгладимое впечатление на современников.

  1. Укажите предложение без речевых ошибок.

  1. Девочки похожи друг на друга как две капли воды.

  2. В момент пребывания на юге Пушкин пишет романтические произведения.

  3. Карманный переводчик поможет вам заговорить по-английски, не зная его.

  4. Дружественный визит министра в Украину намечен на февраль.

  1. Укажите предложения с нарушением речевых норм.

  1. У него семь пятниц на неделе.

  2. Доцент Крылова уехала на конференцию.

  3. Две пары туфлей отданы в ремонт.

  4. Ольга более приветливее, чем её сёстра.

  1. Укажите предложения с нарушением речевых норм.

  1. Ученики и учителя, пожелавшие бы участвовать в соревнованиях, приглашаются в спортзал.

  2. По истечении каникул возобновятся занятия на подготовительных курсах.

  3. Интервью с певицей напечатано в последнем номере журнала.

  4. В газетах сообщили то, что ожидается очередное повышение цен на электроэнергию.

Индивидуальные задания

I курс

Фонетика

  1. Укажите предложения, в которых во всех словах правильно выделен ударный гласный звук.

  1. ОбеспечЕние брОни на железнодорожные билеты транзитным пассажирам возложено на начальника вокзала.

  2. По договОру первая линия нефтепровОда должна быть готова во втором квартАле.

  3. Расписная пиалА красивЕе обычной посуды.

  4. Говорят, танцовщИцам нельзя есть тортЫ, чтобы не растолстеть.

  5. В вынесении такого приговОра большую роль сыграли экспЕрты.

  1. Укажите предложения с нарушением норм ударения.

  1. Приятно весной поесть суп из свежего щавелЯ.

  2. Разрешите предлОжить вам руку и сердце.

  3. Этот стИральный порошок облегчит вам стирку.

  4. Мне почему-то жмёт левая тУфля.

  5. Книга по кулинарии находится в кухОнном шкафу.

  1. В каком слове произносится гласный [о]?

  1. клён

  2. звонят

  3. пойти

  4. мосты

Морфемика и словообразование

Согласные в корнях слов

  1. Укажите слова, в которых пишется буква д.

  1. весёлая сва..ьба

  2. застывший бе..он

  3. ислан..ская сельдь

  4. «Жени..ьба» Гоголя

  5. насле..ство предков

Соединительные гласные в сложных словах

  1. Укажите слова, в которых пишется буква е.

  1. держ..морда

  2. тысяч..летний

  3. газ..фикация

  4. тр..угольник

  5. солнц..стояние

Приставки пре- и при-

  1. Укажите слова, в которых пишется буква и.

  1. пр..людия к концерту

  2. пр..мерный ответ

  3. на пр..деле скорости

  4. пр..знание заслуг

  5. пр..зирать трусов

Приставки не- и ни-

  1. Укажите слова, в которых пишется буква и.

  1. н..сколько не устал

  2. остался н..доучкой

  3. н..чтожно мал

  4. тебе н..поздоровится

  5. н..чейный результат

Разные приставки

  1. В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. пр..норовиться, пр..восходно, пр..вратник

  2. и..чезнуть, ра..ходовать, в..дородный

  3. вз..мать, об..грать, под..скать

  4. от..явленный, об..ективный, двух..ярусный

Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и наречий

  1. Укажите слова, в которых пишется буква е.

  1. рога олен..й

  2. летн..м утром

  3. о выглянувш..м из норки зверьке

  4. выставка в планетари..

  5. о Юри.. Долгоруком

Гласные в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных,

причастий (после шипящих), в суффиксах наречий

  1. Укажите слова, в которых пишется буква ё.

  1. напряж..нно работать

  2. стаж..р-исследователь

  3. ловкий ж..нглёр

  4. окруж..н заботой

  5. холщ..вая скатерть

Согласные на стыке морфем

(приставка – корень, корень – корень, корень – суффикс)

  1. Укажите слова, в которых пишется буква с.

  1. у..зкая щель

  2. и..порченное платье

  3. бе..помощный взгляд

  4. изра..ходовать деньги

  5. пру..ская территория

Лексика

  1. В каком предложении есть синонимы?

  1. Голос звучал робко, несмело.

  2. Было темно, стало светло.

  3. Книга учит различать добро и зло.

  4. Он не идёт, а бежит.

  5. Недруг поддакивает, а друг спорит.

  6. Днём и ночью шёл дождь и дул ветер.

  1. В каких предложениях есть антонимы?

  1. Эскалаторы движутся вверх и вниз.

  2. Отец много работал и мало отдыхал.

  3. Корень учения горек, да плод его сладок.

  4. Чемодан нетяжёлый, лёгкий.

  5. Вертолёт летел то низко, то высоко.

  6. С друзьями хорошо – без друзей плохо.

  7. Ягоды некрупные, но сладкие.

  1. Какое из перечисленных слов имеет значение «тождественный, вполне соответствующий»?

  1. вариативный

  2. адекватный

  3. ассоциативный

  4. тотальный

  1. Укажите предложения с нарушением лексических норм. Исправьте предложения с ошибками.

  1. Родителям предоставили очередной отпуск в июле.

  2. Раскольников уже давно не получал зарплаты.

  3. Благодаря сильному шторму суда не могли выйти в море.

  4. Большую роль в том, что мы сдали экзамены хорошо, имела наша учительница.

  5. На выпускной вечер все девочки готовятся надеть что-нибудь сногсшибательное.

  1. Укажите предложения с нарушением лексических норм. Исправьте предложения с ошибками.

  1. Сегодня сильный мороз, одень что-нибудь тёплое.

  2. Ветреная оспа – опасная болезнь.

  3. Если бы ты прочитал бы параграф, то знал бы ответ.

  4. Ты думаешь, основное значение на экзамене играет везение?

  5. На экзамене нежелательно писать синими чернилами.

  1. Подберите к данным словосочетаниям словосочетания с паронимической парой. Например: эффектный наряд – эффективный приём.

Телефонный абонент, информационные технологии, жёсткий диван, представить доклад, скрытный юноша, понятный учебник, ветреный день, практичный совет, неудачная попытка, обсуждать книгу.

Морфология

Морфологические нормы

  1. Укажите словосочетания с нарушением морфологических норм.

  1. чёрное кофе без сахара

  2. до двухтысячи пятого года

  3. поезжай за мной

  4. несколько басней

  5. червивый яблок

  1. Укажите словосочетания с нарушением морфологических норм.

  1. более строже

  2. десять яблоков

  3. две пары носков

  4. директора предприятий

  5. опытные шофера

  1. Укажите словосочетания с нарушением морфологических норм.

  1. у старых джинс

  2. вкусное повидло

  3. у цветущих яблонь

  4. в пятисот первом номере

  5. рыбная консерва

  1. Укажите словосочетания с нарушением морфологических норм.

  1. Сочи красив в любое время года.

  2. Осторожнее играйся с собакой.

  3. Прозрачная тюль очень украсила комнату.

  4. Сидоров, ты настоящий засоня!

  5. Урок отменили: учительница на бюллетне.

  1. Укажите словосочетания с нарушением морфологических норм.

  1. Маэстро отменило концерт.

  2. Мне сегодня надо постираться.

  3. Я мою голову только травяным шампунем.

  4. Солнечное Баку ждёт гостей фестиваля.

  5. Уобоих девушек телефоны начинались на одну цифру.

  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. самый талантливый

  2. пять килограммов

  3. заключать договора

  4. с двумястами двадцатью спортсменами

Правописание н и нн в прилагательных и причастиях

  1. Укажите слова, в которых пишется нн.

  1. письмо отправле..о

  2. льви..ый зев

  3. дли..ые волосы

  4. безветре..ая погода

  5. печё..ое яблоко

Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов и причастий

  1. Укажите слова, в которых пишется буква и.

  1. коч..вать по свету

  2. мы тебя не обид..м

  3. улаж..вать конфликт

  4. гон..мый ветром

  5. всё опостыл..ло

  1. Укажите слова, в которых пишется буква у (ю).

  1. жал..щее слово

  2. лепеч..щий малыш

  3. кол..щее оружие

  4. сто..щее предложение

  5. мо..щиеся обои

  1. В какой строке в обоих случаях пропущена буква а?

  1. врачи леч..т, клевещ..щая статья

  2. держ..щий слово, ранения калеч..т

  3. бруснику моч..т, мурлыч..щая кошка

  4. звуки слыш..тся, журавли курлыч..т

Комплексные

задания

по русскому языку

I курс

Комплексные задания

  1. Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите склонение существительных. Выпишите количественное (-ые) числительное (-ые). Подчеркните антонимы.

Глупость одной м..нуты разруша..т труд мудрости потребовавш..й три года. (Вьетнамская пословица)

  1. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Укажите тип подчинительной связи в словосочетаниях.

Щекоч..щий лицо, звуки слыш..тся, стена руш..тся, движ..щаяся артиллерия, молния блещ..т, колыш..щиеся ветки, листья держ..тся, трепещ..щие флаги, кле..т обои.

  1. Спишите предложения, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите вид односоставных предложений. Сделайте морфемный разбор выделенного слова.

1) Хвалы приманч..вы как их не пожела..шь! 2) Война обездол..ла людей. 3) Давай спряч..мся за(то) дерево! 4) Из(за) простуды певец обезголос..л. 5) Толь и руб..роид кров..льные материалы которые стел..т на крыш.. домов. 6) Чуть колыш..тся камыш.. . 7) Можно наблюдать как аквар..умные рыбки меч..т икру. 8) Упуст..шь минуту потеря..шь час. 9) Разбитую жизнь не скле..шь. 10) Что вы там пиш..те?

  1. Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите прилагательное в сравнительной степени. Подчеркните слово, образованное сложением.

Царь Борис умный и дальновидный властит..ль который отт..снил более родовитых бояр и захв..тил пр..стол.

  1. Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите относительное местоимение. Подчеркните слово, образованное сложением.

В пяти болдинских пов..стях Пушкин являлся в роли бытописателя который изобр..жа..т совреме..ую ему жизнь обыкнове..ых людей.

  1. Спишите предложение, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения, фонетический разбор выделенных слов.

(Не, ни)мог он ямба от х..рея

Как мы (не, ни)бились отличить.

А. С. Пушкин

  1. Спишите предложение, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите морфологическую принадлежность служебных частей речи.

Ра(с, сс)каз о чудовище живущ..м в озере (не, ни)что иное как мес..ная легенда.

  1. Спишите предложение, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите морфологическую принадлежность служебных частей речи.

Как (не, ни)улыбнут..ся наблюдая за игрой м..двежат!

  1. Спишите предложение, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте морфологический разбор предлогов. Подчеркните прилагательное в превосходной степени.

(В)следстви.. травмы лу..шего бомб..рдира о..борочного турнира вынужд..(н, нн)ого пропустить два бл..жайших мА..ча трен..ры заменили его на молодого игрока.

  1. Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите части речи, тип односоставного предложения.

Однажды вздумал..сь друзьям

В день жаркий побр..дить по рощам по лугам

И по долам и по горам.

И. А. Крылов

  1. Спишите предложения, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите значения частиц.

1) Что за прел..сть эти сказки! Каждая есть поэма. (А. С. Пушкин) 2) Как(бы) узнать что там делает..ся, за воротами? (Ю. Олеша) 3) (Не, ни)одному мальчику самому послушному и (не, ни)одной девочке самой вн..мательной прод..вец (не, ни)разу в жизни (не, ни)подарил (не, ни)одного шара: (не, ни)красного (не, ни)синего (не, ни)ж..лтого. (Ю. Олеша)

  1. Спишите предложения, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите, чем являются не и ни: частицами, приставками, частями корня.

1) (Не, ни)делай ошибок. 2) Просьба была отвергнута с (не, ни)годованием. 3) (Не, ни)звука кругом. 4) Как (не, ни)старался выт..щить рыбу она сорвалась с крюч..ка. 5) (Не, ни)чему уд..влят..ся. 6) Куда (не, ни)посмотриш.. всюду степь. 7) Что(то) мне (не, ни)хорошо.

  1. Спишите предложение, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите виды причастий.

На песч..(н, нн)ой косе усе..(н, нн)ой рыб..ей ч..шуёй возвышался шалаш (з, с)дела(н, нн)ый из прутьев ивы коры и рогож.. .

  1. Спишите предложение, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения, словообразовательный разбор выделенного слова. Укажите виды причастий.

Со всех сторон высят..ся (не, ни)пр(е, и)ступные скалы обвеш..(н, нн)ые зелёным плющ..м ж..лтые обрывы и(з, с)черче(н, нн)ые промо(е, и)нами а (в)низу Арагва тянет..ся серебря(н, нн)ой нитью.

  1. Спишите предложение, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения. Подчеркните сочинительный соединительный составной союз.

Третьяковская га(л, лл)ерея (не, ни)только огромный музей с мировой извес..ностью но и крупный научный центр зан..ма..щийся хр..нением и рест..врац..ей изучением и проп..гандой музейных це(н, нн)остей.

Морфологические нормы — это нормы, связанные с правилами употребления частей речи.

Например, все говорящие на русском языке знают, что существительные бывают трех родов.
От рода существительного зависит его связь с прилагательными, причастиями, местоимениями и глаголами прошедшего времени

(Лето жаркое. Лето прошло).

Нарушение морфологических норм возникает тогда, когда в языке есть варианты той или иной формы определенной части речи.

Так, существительное толь имеет два варианта рода — м.р. и ж.р., мужской род этого существительного является нормой, женский род — нарушением нормы (просторечным вариантом). Поэтому предложение Покрыть крышу толью — ошибочно. Нормативный вариант: Покрыть крышу толем.

Для правильного построения речи необходимо знать, какие  ошибки морфологии могут встретиться в речи.

Нарушения морфологических норм (примеры морфологических ошибок)

Наиболее характерными нарушениями здесь являются:

  • Неверное употребление рода несклоняемого существительного или существительного, испытывающего колебания в роде:

Окна закрыты прекрасной тюлью. (Нужно: тюлем — слово тюль — м.р.).

  • Неверный выбор варианта падежного окончания имени существительного:

В московских автобусах снова работают кондуктора. (Нужно: кондукторы).

  • Неверная форма сравнительной или превосходной степени сравнения прилагательных- контаминация простой и сложной форм сравнения:

У него сейчас более худшее положение, чем раньше. (Нужно: худшее или более плохое).

  • Неверный выбор полной или краткой формы прилагательных в функции сказуемого:

Статья интересная по форме и содержанию. (Нужно: Статья интересна по форме и содержанию).

  • Неверное склонение сложных и составных числительных:

Книга с пятьсот тридцатью двумя иллюстрациями. (Нужно: с пятьюстами).

  • Неверное употребление числительных оба- обе:

По обоим сторонам улицы росли деревья. (Нужно: по обеим сторонам).

  • Неверное сочетание числительного оба с существительными, имеющими только формы множественного числа:

У обоих брюк нет ремня (Нужно: у тех и других брюк).

  • Неверное сочетание дробного числительного и с существительным:

Рекорд улучшен на 25,6 секунд. (нужно: на 25,6 секунды)

  • Неверное употребление собирательных числительных:

Двое мальчиков и двое девочек. (Нужно: двое мальчиков и две девочки).

  • Неверное употребление форм личного местоимения, создающее двусмысленность:

Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. (Нужно: Вратарь не удержал мяч, который некому было добить.)

  • Неверное употребление формы «недостаточного» глагола:

Никогда не думал, что очучусь тут. (Нужно: смогу очутиться),

  • Неверный выбор формы «изобилующего» глагола:

Прополоскай горло. (Нужно: прополощи горло).

  • Смешение залоговых форм глагола:

Перед посещением ветврача животные вычесываются и моются. (Нужно: животных вычесывают и моют).

  • Несоблюдение единства видо-временных форм глагола:

Софья первая говорит о сумасшествии Чацкого, а фамусовское общество распространило эту сплетню. (Нужно: говорит…. распространяет, сказала …. распространило )

Разгадать кроссворд онлайн и видеокроссворд по речевым ошибкам — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!

Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.

Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.

Инструмент поддерживает 8 языков.

Символов в тексте
0

Без пробелов
0

Количество слов
0

Вставьте ваш текст для проверки

Ваш текст проверяется

Орфография

Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.

Что входит в проверку текста?

  • грамматические ошибки;
  • стиль;
  • логические ошибки;
  • проверка заглавных/строчных букв;
  • типографика;
  • проверка пунктуации;
  • общие правила правописания;
  • дополнительные правила;

Грамматика

Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.

  • Деепричастие и предлог
  • Деепричастие и предлог
  • «Не» с прилагательными/причастиями
  • «Не» с наречиями
  • Числительные «оба/обе»
  • Согласование прилагательного с существительным
  • Число глагола при однородных членах
  • И другие

Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»

  • Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…

  • Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.

Пунктуация

Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.

  • Пунктуация перед союзами
  • Слова не являющиеся вводными
  • Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
  • Союзы «а», «но»
  • Устойчивое выражение
  • Цельные выражения
  • Пробелы перед знаками препинания
  • И другие

Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»

  • Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,

  • «Парень понял, как мальчик сделал эту модель»

Какие языки поддерживает инструмент?

Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском

Приложение доступно в Google Play
Приложение доступно в Google Play

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Морфологические ошибки грамматический строй речи
  • Морфологические ошибки глагол и существительное
  • Морфологические ошибки в деловой речи
  • Морфологические и синтаксические ошибки в тексте примеры и
  • Морфологическая система для исправления ошибок