Морфологические нормы ошибки в образовании форм слова

Справочная информация

Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм.

Ошибкоопасные формы. Запомни примеры списками.

Имя существительное

Образование множественного числа

Слова на Ы — И:

инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры; 
векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады; 
возрасты, выборы, порты, почерки, кремы, торты

Слова на А — Я:

директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера; 
округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря
 

Образование форм родительного падежа множественного числа:

Форма на ОВ — ЕВ:

несколько килограммов (килограмм), граммов (грамм), гектаров, каратов, помидоров, томатов, апельсинов, абрикосов, ананасов, бананов, гранатов, лимонов, мандаринов, баклажанов, гольфов, носков, погон, кедов (кед), рельсов, нервов;

много платьев, верховьев, кореньев, лохмотьев, низовьев, подмастерьев, хлопьев, устьев

Форма с нулевым окончанием:

пара полотенец,  чулок, шаровар, шорт, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, бахил, бутс, валенок, яблок, дынь, слив;
отряд солдат, гусар, драгун, гренадёр (гренадер), кадет, улан, партизан;
сто ампер, ватт, вольт;
много башен, басен, блюдец, брызг, дел, макарон, петель, нянь, манжет, полотенец, серёг, сплетен, яблонь;
много раздумий, оладий, сидений, солений, ущелий, печений, кушаний, побережий, ожерелий, подземелий

Употребление существительных разного рода: 

хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну; 
страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь);
старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро;
широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;
новое метро, кашне, пальто

Употребление несклоняемых имён собственных:

издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко

Имя прилагательное

Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней:

Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, более страшнее; самый красивейший (просторечие).
Правильно: более поздний — позднее; выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший.

Образование сравнительной степени:

Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие).
Правильно: красивее, лучше, хуже.

Имя числительное

Словоизменение числительных — традиционно трудный учебный материал. Более подробно см. Как устроен наш язык. Раздел 9. Морфология. Числительные.

1. Образование и изменение форм составных числительных:

в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,
восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью 

2. Склонение сложных и составных числительных:

двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах

 Совет:

Обратите внимание на склонение слов: сорок, девяносто, сто.

И.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Р.п. сорока, девяноста, ста (рублей)
Д.п. сорока, девяноста, ста (рублям)
В.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Т.п. сорока, девяноста, ста (рублями)
П.п. (о) сорока, девяноста, ста (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят. При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Р.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
Д.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
В.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Т.п. пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью, восемьюдесятью (рублями)
П.п. (о) пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных: пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот. При склонении в них изменяются обе части:

И.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Р.п. пятисот, шестисот, семисот, восьмисот, девятисот (рублей)
Д.п. пятистам, шестистам, семистам, восьмистам, девятистам (рублям)
В.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Т.п. пятьюстами, шестьюстами, семьюстами, восемьюстами, девятьюстами (рублями)
П.п. (о) пятистах, шестистах, семистах, восьмистах, девятистах (рублях)

Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста, в которых часто допускаются ошибки:

И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)

Обратите внимание на склонение составных количественных числительных: в них изменяется каждое слово:

И.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей)
Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям)
В.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Т.п. двумя тысячами четырнадцатью (рублями)
П.п. (о) двух тысячах четырнадцати (рублях)

Обратите внимание на склонение составных порядковых числительных: в них изменяется только последнее слово:

И.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Р.п. две тысячи четырнадцатого (года)
Д.п. две тысячи четырнадцатому (году)
В.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Т.п. две тысячи четырнадцатым (годом)
П.п. (в) две тысячи четырнадцатом (году)  

3. Употребление собирательных числительных:

двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых.

Совет:

Поскольку тема вызывает много проблем, запомни случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные, списком:

1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
2. 
С существительными дети, люди: трое детей, четверо людей.
3. С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
4. С существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
5. С существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
6. С местоимениями: нас двоих, их пятерых. 

4. Употребление числительных оба, обе:

Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги
С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба друга, оба окна.

Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами.
Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами.

Местоимение 

Образование форм:

Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их;  скольких книг, сколько учеников.
Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников

* Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.  

Глагол

1. Образование личных форм:

У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.
Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч. 

Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.

2. Образование возвратных форм:

Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).
Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся, а -сь), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом – грубая ошибка).

3. Образование форм повелительного наклонения:

Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи,  ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.

Совет:

Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, которые часто встречаются в КИМах:

Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить — (ты) езди, (вы) ездите
Положить — (ты) положи, (вы) положите
Класть — (ты) клади, (вы) кладите
Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать — (ты) беги, (вы) бегите

4. Образование форм прошедшего времени:

Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.
Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

Причастие

Образование  причастий:

Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).
Правильно: полощущий, машущий, хотящий;  не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

Деепричастие

Образование деепричастий:

Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).
Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки), поехав.

Наречие

1. Образование наречий:

Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие).
Правильно:оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.

2. Образование сравнительной степени наречий:

Ошибочно: плохо — плоше, красиво — красивше и красившее, хорошо — лучшее и хорошее, тяжело — тяжельше (просторечие).
Правильно:плохо — хуже, красиво — краси´вее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее

 

Морфологические нормы — это нормы, связанные с правилами употребления частей речи.

Например, все говорящие на русском языке знают, что существительные бывают трех родов.
От рода существительного зависит его связь с прилагательными, причастиями, местоимениями и глаголами прошедшего времени

(Лето жаркое. Лето прошло).

Нарушение морфологических норм возникает тогда, когда в языке есть варианты той или иной формы определенной части речи.

Так, существительное толь имеет два варианта рода — м.р. и ж.р., мужской род этого существительного является нормой, женский род — нарушением нормы (просторечным вариантом). Поэтому предложение Покрыть крышу толью — ошибочно. Нормативный вариант: Покрыть крышу толем.

Для правильного построения речи необходимо знать, какие  ошибки морфологии могут встретиться в речи.

Нарушения морфологических норм (примеры морфологических ошибок)

Наиболее характерными нарушениями здесь являются:

  • Неверное употребление рода несклоняемого существительного или существительного, испытывающего колебания в роде:

Окна закрыты прекрасной тюлью. (Нужно: тюлем — слово тюль — м.р.).

  • Неверный выбор варианта падежного окончания имени существительного:

В московских автобусах снова работают кондуктора. (Нужно: кондукторы).

  • Неверная форма сравнительной или превосходной степени сравнения прилагательных- контаминация простой и сложной форм сравнения:

У него сейчас более худшее положение, чем раньше. (Нужно: худшее или более плохое).

  • Неверный выбор полной или краткой формы прилагательных в функции сказуемого:

Статья интересная по форме и содержанию. (Нужно: Статья интересна по форме и содержанию).

  • Неверное склонение сложных и составных числительных:

Книга с пятьсот тридцатью двумя иллюстрациями. (Нужно: с пятьюстами).

  • Неверное употребление числительных оба- обе:

По обоим сторонам улицы росли деревья. (Нужно: по обеим сторонам).

  • Неверное сочетание числительного оба с существительными, имеющими только формы множественного числа:

У обоих брюк нет ремня (Нужно: у тех и других брюк).

  • Неверное сочетание дробного числительного и с существительным:

Рекорд улучшен на 25,6 секунд. (нужно: на 25,6 секунды)

  • Неверное употребление собирательных числительных:

Двое мальчиков и двое девочек. (Нужно: двое мальчиков и две девочки).

  • Неверное употребление форм личного местоимения, создающее двусмысленность:

Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. (Нужно: Вратарь не удержал мяч, который некому было добить.)

  • Неверное употребление формы «недостаточного» глагола:

Никогда не думал, что очучусь тут. (Нужно: смогу очутиться),

  • Неверный выбор формы «изобилующего» глагола:

Прополоскай горло. (Нужно: прополощи горло).

  • Смешение залоговых форм глагола:

Перед посещением ветврача животные вычесываются и моются. (Нужно: животных вычесывают и моют).

  • Несоблюдение единства видо-временных форм глагола:

Софья первая говорит о сумасшествии Чацкого, а фамусовское общество распространило эту сплетню. (Нужно: говорит…. распространяет, сказала …. распространило )

Разгадать кроссворд онлайн и видеокроссворд по речевым ошибкам — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!

1.Понятие
о морфологических нормах.

2.
Морфологические нормы имен существительных.

3.
Морфологические нормы имен прилагательных.

4.
Морфологические нормы имен числительных.

5.
Морфологические нормы местоимений.

6.
Морфологические нормы глаголов.

1. Понятие
о морфологических нормах

На
предыдущих лекциях мы познакомились с
тремя видами норм: нормами ударения,
нормами произношения и лексическими
нормами. Следующий вид норм русского
литературного языка – грамматические
нормы. Грамматические нормы обычно
делят на два вида: морфологические нормы
и синтаксические нормы. На сегодняшней
лекции мы будем говорить о морфологических
нормах.

Морфологические
нормы

– это правила использования грамматических
форм разных частей речи. Морфологические
нормы регулирует морфология
– раздел языкознания, включающий в себя
учение о формах слова и способах выражения
грамматических значений, а также учение
о частях речи и их признаках.

2. Морфологические
нормы имен существительных

Основная
трудность изучения морфологических
норм состоит в наличии вариантов, которые
появляются из-за постоянного взаимодействия
старых и новых способов образования
грамматических форм.

В
морфологических нормах имен существительных
мы обратимся к категориям рода и падежа.

Категория
рода существительных
.

Несмотря
на то что мы достаточно легко определяем
род во многих существительных,
руководствуясь окончанием («нулевое»/ь,
а/я, о/е), есть группа слов, у которых
определение рода может вызвать
затруднение. Чаще всего колебания
наблюдаются в отнесении существительных
к мужскому или женскому роду. Как и в
случае с ударением, эти колебания
распределяются по разным видам, то есть
образуют вариантные
формы родовой принадлежности слова
:

  1. Равноправные
    варианты: унт
    – унта, ставень – ставня, скирд –
    скирда
    .

  2. Стилистические
    варианты (характеризуются разной
    стилистической принадлежностью): туфля
    (общеупотреб.) – туфель
    (простореч.), клавиша
    (общеупотреб.) – клавиш
    (проф.).

  3. Литературный
    и устарелый варианты: зал
    – зала, ботинок – ботинка, рельс –
    рельса
    .

  4. Смысловые
    варианты (слова, в которых родовое
    окончание помогает различать лексическое
    значение): округ
    (подразделение государственной
    территории) – округа
    (окружающая местность), карьер
    (1) место открытой выработки полезных
    ископаемых или 2) ускоренный ход лошади)
    карьера
    (видное положение в обществе).

Различаются
формы
слов, обозначающие лиц мужского и
женского пола по профессии, должности,
званию
.
Не всегда такие существительные имеют
полноценный аналог для обозначения
лица женского пола. Различают варианты:

  1. Двуродовые
    существительные – существительные
    мужского рода, но могут применяться и
    для обозначения лиц женского пола:
    доктор,
    юрист, депутат, профессор, капитан
    .

  2. Параллельные,
    стилистически нейтральные существительные:
    учитель
    – учительница, артист – артистка,
    студент – студентка
    .

  3. Стилистические
    существительные, в которых форма
    женского рода является стилистически
    сниженной, имеет разговорный или
    просторечный характер: врач
    – врачиха, кондуктор – кондукторша,
    директор – директриса
    .

Особого
внимания требует присвоение
рода несклоняемым именам существительным
,
так как во многих из них мы не можем
руководствоваться окончанием, а перевод
этих слов на русский язык бывает разным.
Например: какого рода слово бра?
Если мы попытаемся его перевести, будут
разные варианты: светильник / ночник –
мужской род, лампа – женский род.
Пользоваться переводом, для того чтобы
определить род у заимствованного
существительного – нельзя! Есть правила:

  1. Неодушевленные
    иноязычные существительные принадлежат
    к среднему роду: кафе,
    метро, такси, интервью, алоэ
    .
    Есть в этой группе и свои исключения:
    мужской род: кофе,
    сирокко
    (суховей), названия напитков (бренди) и
    языков (хинди,
    дари
    ).
    К женскому роду: салями,
    кольраби, авеню
    .
    Но постепенно начинают развиваться
    параллельные формы: виски,
    кофе, авто, пенальти

    (и м.р и с.р.), цунами,
    медресе

    (м.р. и ж.р.).

  2. Одушевленные
    иноязычные существительные могут
    принадлежать и к мужскому и к женскому
    роду: мой
    / моя визави, этот / эта атташе
    .
    В названиях животных (какаду,
    кенгуру, шимпанзе, пони
    )
    мужской род выступает как основной, а
    женский как дополнительный и зависит
    от контекста.

  3. В
    словах – географических названиях род
    определяется по роду обозначаемой ими
    реалии: полноводная
    Миссисипи

    (река
    ж.р.), многомиллионный
    / праздничная Токио

    (город
    м.р., столица
    ж.р.).

  4. В
    аббревиатурах и сложносокращенных
    словах норма неустойчива. Но в целом,
    род определяется по главному слову:
    ИГХТУ
    (университет
    м.р.),
    ООН
    (организация
    ж.р.).
    Но и здесь есть свои исключения: вуз
    (с.р.
    м.р.),
    НАТО

    North Atlantic Treaty Organization (ж.р.
    с.р.), МИД (с.р.
    м.р.)
    и т.д. стали восприниматься как
    самостоятельные слова и «поменяли»
    род.

Категория
падежа существительных
.

Различные
варианты мы можем встретить и в падежной
системе русского языка.

Именительный
падеж

Могут
наблюдаться вариантные окончания Ы/И
и
А/Я
в формах множественного числа у
существительных мужского рода:
договор
ы
– договор
а,
слесар
и
– слесар
я.
Основной является норма окончания Ы/И,
тогда как вариант А/Я
чаще
всего выступает как разговорный.

Родительный
падеж

1).
Например, у некоторых существительных
мужского рода в родительном падеже
единственном числе варьируются основной
вариант окончания А/Я
(чая, сахара) с дополнительным вариантов
У/Ю
(чаю, сахару). Обычно окончания У/Ю
могут быть использованы в следующих
случаях:

  • у
    существительных с вещественным значением
    при указании на их количество – то есть
    для обозначения части целого (стакан
    ча
    ю,
    килограмм сахар
    у,
    кусочек сыр
    у).
    Однако если существительное сопровождается
    определением, нужно выбирать форму с
    окончанием А/Я
    (чашка
    горячего ча
    я,
    пачка высушенного табак
    а);

  • у
    собирательных и отвлечённых существительных
    со значением количества (мало
    народ
    у,
    много шум
    у);

  • во
    фразеологизмах (без
    год
    у
    неделя, с глаз
    у
    на глаз, с мир
    у
    по нитке
    );

  • в
    отрицательных предложениях (покою
    нет, отказ
    у
    не было
    ).

2)
В Родительном падеже множественном
числе у существительных мужского рода
четыре варианта падежных окончаний:
ОВ/ЕВ
(много столов,
музеев),
ЕЙ
(много карандашей)
и нулевое
окончание

(много сапог).
Редкое нулевое окончания имеют следующие
группы существительных мужского рода:

  • названия
    парных предметов (ботинок,
    сапог, чулок /
    но
    носк
    ов/,
    погон
    );

  • названия
    некоторых национальностей, главным
    образом в существительных с основой
    на буквы –н
    и –р
    (англичан,
    армян, болгар
    );

  • названия
    единиц измерения (ампер,
    ватт, вольт
    ,
    но
    кулонов,
    граммов, килограммов
    ).

Предложный
падеж

В
Предложном падеже к основному варианту
– окончанию Е
в некоторых случаях добавляется окончания
У:
в
цех
е
– в цех
у
(в этом случае вариант У
– разговорный): расти
в лес
у
– знать о лес
е
(окончание различает оттенок в значении:
обстоятельство и объект), на
расчётном счёт
е
– быть на хорошем счет
у
(в выражениях фразеологического
характера).

Обычно
при выборе варианта окончания следует
учитывать контекст, то есть обращать
внимание на то, какое значение реализуется
в слове.

3. Морфологические
нормы имен прилагательных
.

В
нормативном аспекте морфологии имен
прилагательных двумя сложными вопросами
являются: образование форм степеней
сравнений и различие между полными и
краткими формами прилагательных.

Образование
степеней сравнения прилагательных
.
Различают простую и составную степени
сравнения прилагательных. Простая
сравнительная форма образуется с помощью
суффиксов –ее
и –ей
(разг.): быстрее – быстрей, некоторые
прилагательные образуют сравнительную
степени с помощью суффикса –е:
бойче,
звонче, ловчее, слаще
.
Простая форма прилагательных в
превосходной степени образуется с
помощью суффиксов –айш(ий)
(высочайший),
–ейш(ий)
(красивейший).

Составная
сравнительная форма образуется с помощью
слова более,
а превосходная с помощью слова самый
(Этот
дом высокий, но соседний – более высокий.
Этот дом самый высокий в городе
).

Традиционные
речевые ошибки при образовании форм
степеней сравнения прилагательных
связаны: 1) смешение простой и составной
форм степеней сравнения (более
выше, самая красивейшая
)
и 2) отсутствие объекта сравнения (Эта
комната более светлая
.
Надо + чем
та
).

Полная
и краткая формы прилагательного

Между
полной и краткой формами прилагательного
есть свои различия, поэтому эти формы
не всегда могут заменять друг друга.

1)
Стилистическое различие: краткие формы
свойственны книжной речи, полные –
нейтральны по своей стилистической
окраске.

2)
Смысловое различие: краткие формы
обозначают временный признак предмета,
полные – постоянный.

3)
Синтаксическое различие: краткие формы
могут иметь зависимые слова, полные не
могут.

4. Морфологические
нормы имен числительных
.

Существуют
свои нормы при употреблении имён
числительных:

1)
В сложных и составных количественных
числительных склоняются все части
(книга со ста
пять
юдесятью
шесть
ю
страницами
).

2)
При склонении сложных и составных
порядковых числительных изменяется
только последнее слово в числительном
(родиться в тысяча
девятьсот девяносто втором

году).

3)
Количественные числительные (кроме
числительного одни)
не соединяются со словами, обозначающими
парные предметы, как: сани,
ножницы, сутки, брюки, очки

и т.д. (нельзя: двадцать
две сутки, тридцать три ножницы
)
– следует использовать правку выражения:
Прошли
двадцать вторые сутки / двадцать два
дня. Куплены ножницы в количестве
тридцати трёх штук
.

4)
Собирательные числительные сочетаются
только с одушевленными существительными
мужского рода (двое юношей, трое мужчин)
и не сочетаются с существительными
женского рода (нельзя сказать: трое
девушек
,
только: три
девушки
).

5)
При сочетании существительного с
числительным, обозначающим дробь,
существительное должно стоять в
родительном падеже единственного числа
(нельзя: 12,6
километр
ов,
только: 12,6
километр
а).

6)
Числительные полтора
и полтораста
имеют только две падежные формы: в
Именительном и Винительном падежах:
полтора
полторы
и полтораста,
во всех остальных падежах полýтора
и полýтораста.
Эти числительные соединяются с
существительными в Родительном падеже
единственном числе (Им. и Вин. падеж):
полторы
ложки
,
и во множественном числе (все остальные
падежи): около
полтораста страниц
.

5. Морфологические
нормы местоимений.

Свои
морфологические нормы действуют при
употреблении местоимений:

1)
Местоимение они
не соотносится с собирательными
существительными (народ, молодежь,
купечество). Нельзя: Народ
дружно шёл на выборы, потому что они
понимали как это важно
.
Следует они
он
или народ
люди.

2)
Личные местоимения не могут употребляться
в роли второго подлежащего или дополнения.
Нельзя: Плюшкин,
он – отрицательный герой романа
.

3)
При наличии двух субъектов действия
личные и притяжательные местоимения
требуют дополнительного пояснения или
перефразирования предложения в целом,
чтобы не возникало двусмысленности.
Нельзя: Профессор
предложил аспиранту прочитать его
доклад

(чей? Профессора или аспиранта?).

4)
В неопределенных местоимениях с
суффиксами —то,
-либо, -нибудь

суффикс –то
формирует значение «неизвестный»
суффикс -либо
формирует значение «любой», а суффикс
–нибудь – значение «неважный» (Нельзя:
Кто-либо
или
кто-нибудь стучит в дверь
.
Только: Кто-то
стучит
).

5)
Определительные местоимения всякий,
любой
и каждый
не могут заменять друг друга (Нельзя:
Любой
человек сам отвечает за свою жизнь
.
Только: Каждый
человек
…).

6. Морфологические
нормы глаголов.

Кратко
обратимся к основным морфологическим
нормам, регулирующим употребление
глаголов:

1)
Стилистически различаются глагольные
пары: видеть
– видать, слышать – слыхать, поднимать
– подымать, лазить – лазать

и т.п. Первый вариант книжный –
литературный, второй – разговорный.

2)
Глаголы с чередованием О//А
в основе: обусловливать
– обусл
авливать,
сосредот
очивать
– сосредот
ачивать
и т.п. также различаются как книжный
(форма на О) и разговорный (форма на А).

3)
У так называемых недостаточных глаголов
(победить,
убедить, очутиться, дерзить, ощутить
)
форма 1-ого лица единственного числа
будущего времени имеет составной
характер (смогу
/ сумею / должен победить
).

4)
У так называемых изобилующих глаголов
есть две формы настоящего времени со
стилистическим или смысловым различием.
Например: машет
–махает

(книжный и разговорный вариант), двигает
(перемещает) – движет
(руководит, побуждает).

5)
У глаголов в прошедшем времени основной
выступает форма без суффикса –ну
(мокнуть
– мок, привыкнуть – привык
).

6)
Единство видо-временных форм глаголов
– правило, согласно которому все глаголы
в рамках одного предложения должны
употребляться в одной и той же
грамматической форме. Нельзя: В
отпуске он отдохнул и снова
занимался
любимым делом
.
Только: занялся!

7)
В особой форме глагола – деепричастии
– суффикс –в
– нормативный, суффикс –вши
– просторечный. Нельзя: Прочитавши
книгу
.
Только: Прочитав
книгу
.

Таким
образом
,
на этой лекции мы познакомились с
понятием «морфологическая норма» и
выяснили, как следует образовывать
формы слов, принадлежащих к разным
частям речи. В случае затруднения
рекомендуется обращаться к грамматическим
словарям.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Обновлено: 08.06.2023

Для современного общества характерен низкий уровень общей речевой культуры. Это связано с развитием культуры клипового мышления, а также снижением общего уровня грамотности.

Подобные культурные явления приводят к бедности словаря и неумению выразить свою собственную мысль.

Низкий уровень речевой культуры проявляется в таких ошибках, как:

  • частое употребление сокращений;
  • орфоэпические ошибки или ошибки в ударениях;
  • чрезмерное употребление заимствований;
  • жаргонизмы;
  • канцеляризмы;
  • многословие;
  • использование слов-паразитов и др.

Закономерность ошибок в употреблении слов в разных формах изучается исследователями морфологических норм.

Морфологические нормы — правила, согласно которым происходит образование грамматических норм слов разных частей речи.

Морфологические нормы необходимо соблюдать при склонении и образовании различных форм слов. В правилах заложены основы верного написания и произношения, которые необходимо соблюдать, чтобы не загрязнять русский язык.

Нарушение данных правил приводит к распространенным ошибкам речи, по которым можно сделать вывод о не самом высоком уровне знаний. Чтобы избежать ошибочного суждения о низкой образованности, человек должен соблюдать правила изменения слов по нормам морфологии и изучать различные формы использования частей русского языка.

Виды морфологических норм, стилистические особенности

Виды морфологических норм различаются по частям речи, на которые распространяются их правила:

  • употребление форм имени существительного;
  • употребление форм имени прилагательного;
  • употребление местоимений;
  • употребление форм глаголов;
  • употребление имен числительных.

Каждая из категорий имеет свой набор правил, регулирующих написание и произношение. Лишь некоторые из них могут распространяться на несколько видов или на все сразу.

Стилистические особенности морфологических норм зависят от уровня общения или написания, которое имеет место быть в конкретном случае. В целом, правила морфологических норм распространяются как на письменную, так и на устную речь, но отличия могут присутствовать в разговорных, литературных или письменных формах.

Функции морфологических норм, причины трудностей

Морфологические законы выполняют функцию установления единых форм написания слов в разных вариантах склонения. Некоторые слова имеют несколько форм словообразования, которые тоже подчиняются общим правилам.

Также морфологические нормы нужны для:

  • повышения грамотности речи и формирования единого морфологического мышления;
  • сохранение чистоты русского языка;
  • недопущение загрязнения языка и его опустошения.

Ошибки в морфологических нормах являются одними из самых распространенных ошибок, которые допускают носители русского языка. Причинами трудностей являются:

  • наличие диалектов в регионах страны, которые имеют свои формы употребления слов, отличные от общепринятых норм;
  • смешение старого и нового стилей и склонений слов;
  • противоречие между содержанием и формой передаваемой информации.

Самыми частыми ошибками являются неправильное употребление существительных в падежах множественного рода, склонение числительных в разных формах, недочеты в употреблении форм прилагательных.

Морфологические нормы современного русского языка (глагол)

Самостоятельная часть речи, именуемая глаголом, обозначает действие, которое совершает предмет. Глагол может изменяться по числу, роду и лицу — то есть спрягаться. Также он может выражаться в разных формах вида, наклонения, времени и залога

Основными ошибками в морфологии глаголов являются:

  1. Выделение формы 1 лица единственного числа у слов, не имеющих ее, пример: победить, затмить, дерзить, убедить и др.
  2. Использование суффикса –сь в словах, не имеющих возвратную форму, например, извините (без –сь), встретились, хотелось (с суффиксом –сь).
  3. Образование форм повелительного наклонения с ошибками, например, лежать, но ляг (а не ляж), помахать, но помаши (а не помахи) и др.
  4. Образование форм прошедшего времени с ошибками, например, намок (а не намокнул), ослаб (а не ослабнул) и др.

Морфологические нормы современного русского языка (имя существительное)

Существительные наравне с глаголами составляют основную массу слов в любом языке. Они относятся к той категории языка, которая в предложениях может выступать в качестве подлежащего, дополнения и именной части сказуемого.

Существительные могут склоняться по роду, числу и падежу, могут быть именами нарицательными и собственными, выражать одушевленные и неодушевленные имена.

Основными морфологическими ошибками имен существительных являются:

Морфологические нормы имен прилагательных

Имена прилагательные также являются самостоятельными частями речи. Они описывают признак предмета или действия, чаще всего играют роль определения, но могут быть и сказуемым.

В русском языке прилагательные изменяются по падежам, числам, родам, а также могут иметь краткую и полную формы.

Морфологические нормы прилагательных имеют следующие правила:

  1. Следует разделять простую и сложную формы сравнительной степени прилагательного, например, более хорошее вместо более лучше.
  2. Следует разделять в написании простую и сложную формы превосходной степени прилагательных, например, самый сильный или сильнейший, но не самый сильнейший.

Морфологические нормы причастий

Причастием является отглагольное имя прилагательное, которое имеет свойства как глагола, так и прилагательного. Имеет возможность склоняться по роду, числу и падежу, а также иметь краткую форму.

Морфологические нормы причастий:

  1. Образование причастий настоящего времени невозможно от глаголов совершенного вида, например, сделать > сделавший, но не сделающий, при этом делать > делающий, делавший.
  2. Следует обращать внимание на образование форм причастий, например, машущий, но не махающий.

Морфологические нормы деепричастий

Мнение лингвистов относительно деепричастия разнится. Некоторые считают его особой формой глагола, другие — самостоятельной частью речи наравне с существительными, глаголами и прилагательными.

Деепричастие, как и причастие, сочетает в себе признаки двух видов частей языка, а именно глагола и наречия.

Данная часть языка не может изменяться по родам, числам и падежам. Имеет краткую и полную форму, совершенный и несовершенный вид.

Нормы морфологии учитывают такие ошибки при употреблении деепричастий:

  1. Совершенный вид деепричастия образуется в основном при помощи суффикса –в, а также при помощи –а/-я, -ши, -вши, например, увидел > увидев, выйти > выйдя, наклонить > наклонившись.
  2. Несовершенный вид деепричастия образуется при помощи суффиксов -а/-я от основы инфинитива, например, делать > делая, смотреть > смотря.

Нормы употребления местоимений

Местоимения являются самостоятельной частью речи. Они заменяют названия предметов, имена, лица, заменяя существительные, прилагательные и числительные, но при этом продолжают выражать их.

Морфологические нормы — это нормы, связанные с правилами употребления частей речи.

Например, все говорящие на русском языке знают, что существительные бывают трех родов.
От рода существительного зависит его связь с прилагательными, причастиями, местоимениями и глаголами прошедшего времени

(Лето жаркое. Лето прошло).

Нарушение морфологических норм возникает тогда, когда в языке есть варианты той или иной формы определенной части речи.

Так, существительное толь имеет два варианта рода — м.р. и ж.р., мужской род этого существительного является нормой, женский род — нарушением нормы (просторечным вариантом). Поэтому предложение Покрыть крышу толью — ошибочно. Нормативный вариант: Покрыть крышу толем.

Для правильного построения речи необходимо знать, какие ошибки морфологии могут встретиться в речи.

Нарушения морфологических норм (примеры морфологических ошибок)

Наиболее характерными нарушениями здесь являются:

  • Неверное употребление рода несклоняемого существительного или существительного, испытывающего колебания в роде:

Окна закрыты прекрасной тюлью. (Нужно: тюлем — слово тюль — м.р.).

  • Неверный выбор варианта падежного окончания имени существительного:

В московских автобусах снова работают кондуктора. (Нужно: кондукторы).

  • Неверная форма сравнительной или превосходной степени сравненияприлагательных- контаминация простой и сложной форм сравнения:

У него сейчас более худшее положение, чем раньше. (Нужно: худшее или более плохое).

  • Неверный выбор полной или краткой формы прилагательных в функции сказуемого:

Статья интересная по форме и содержанию. (Нужно: Статья интересна по форме и содержанию).

  • Неверное склонение сложных и составных числительных:

Книга с пятьсот тридцатью двумя иллюстрациями. (Нужно: с пятьюстами).

По обоим сторонам улицы росли деревья. (Нужно: по обеим сторонам).

  • Неверное сочетание числительного оба с существительными, имеющими только формы множественного числа:

У обоих брюк нет ремня (Нужно: у тех и других брюк).

  • Неверное сочетание дробного числительного и с существительным:

Рекорд улучшен на 25,6 секунд. (нужно: на 25,6 секунды)

  • Неверное употребление собирательных числительных:

Двое мальчиков и двое девочек. (Нужно: двое мальчиков и две девочки).

  • Неверное употребление форм личного местоимения, создающее двусмысленность:

Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. (Нужно: Вратарь не удержал мяч, который некому было добить.)

Никогда не думал, что очучусь тут. (Нужно: смогу очутиться),

Прополоскай горло. (Нужно: прополощи горло).

Перед посещением ветврача животные вычесываются и моются. (Нужно: животных вычесывают и моют).

  • Несоблюдение единства видо-временных форм глагола:

Софья первая говорит о сумасшествии Чацкого, а фамусовское общество распространило эту сплетню. (Нужно: говорит…. распространяет, сказала …. распространило )

— образование формы именительного падежа множественного числа от существительных мужского рода с окончанием – а (-я) вместо окончания – и (-ы): слесаря (вместо слесари), токаря, бульдозера, волоса, выговора, госпиталя, комбайнера и др.;

— неправильное спряжение ряда глаголов: состаришься (от состареться, правильно нужно: состареешься), села обезлюдят (вместо обезлюдеют), опротивят (вместо опротивеют), ездиют (вместо ездят), елозиет (вместо елозит), лазиют (вместо лазят), мучиет (вместо мучит), сыпет (вместо сыплет), трепят (вместо треплют).

К частным, но частым случаям ошибок относятся образования дешевше, красивые, ляжь (вместо ляг), делов, местов; заходить туда мне ни к чему (вместо не к чему); у кое-кого появились сомнения (вместо кое у кого), за кое-кем, от кое-кого (вместо кое за кем, кое от кого).

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Смотреть что такое «Морфологические ошибки» в других словарях:

морфологические ошибки — Это неправильные образования форм слов при словоизменении, когда к форме слова берется не то окончание, какое требуется, и т. п. Наблюдаются следующие типичные ошибки: • образование формы именительного падежа множественного числа от… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

ГРАММАТИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ — ГРАММАТИКО МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ. Разновидность грамматических ошибок, состоящих в неправильном образовании и использовании различных грамматических форм слова. К подобным ошибкам относятся нарушения в употреблении и образовании форм частей речи … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ОШИБКИ ГРАММАТИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ — ОШИБКИ ГРАММАТИКО МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ. См. грамматико морфологические ошибки … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

ошибки морфологические — Вид речевых ошибок, связанных с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи: Я часто помогаю маме готовить обеды (вм. обед). В речи учащихся чеченцев могут быть интерферентные морфологические ошибки: Я пожал ему руки (вм.… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Ошибки речи — Портят выражение мысли и впечатление от речи и образа говорящего. См. фонетические ошибки, лексические ошибки, морфологические ошибки, синтаксические ошибки, фактические ошибки, стилистические ошибки, паралингвистические ошибки … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ошибки речи — Портят выражение мысли и впечатление от речи и образа говорящего. См. фонетические ошибки, лексические ошибки, морфологические ошибки, синтаксические ошибки … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

ошибки грамматические — Вид речевых ошибок, связанных с нарушением закономерностей и правил грамматики: 1) ошибки в образовании форм слов; 2) ошибки в образовании словосочетаний и составлении предложений. Одним словом, к ним относятся морфологические и синтаксические… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Ошибки в сочетаниях однородных членов — 1. Ошибочным является соединение в нейтральном стиле речи в качестве однородных членов несопоставимых (вещественно неоднородных) понятий, например: покраснел от смущения и от быстрой ходьбы; в сравнении с вечностью и Монбланом. Подобные… … Справочник по правописанию и стилистике

ошибки, не зависящие от форм речи — Словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, фразеологические, стилистические ошибки. Они могут появляться в обеих формах речи: письменной и устной. О., не з. от ф.р., нарушают различные коммуникативные качества речи … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Ошибки в сочетаниях однородных членов — 1. Ошибочным является соединение в нейтральном стиле речи в качестве однородных членов несопоставимых (вещественно неоднородных) понятий, например: покраснел от смущения и от быстрой ходьбы; в сравнении с вечностью и Монбланом. Подобные… … Справочник по правописанию и стилистике

Чтобы проще общаться, мы образовываем от слов их формы. Так речь становится лучше и разнообразнее. Для этого необходимо знать морфологические и грамматические нормы, чтобы не допускать самых распространенных ошибок. В этом уроке мы рассмотрим, как правильно образовывать формы слова в единственном и множественном числе, а также проанализируем все нюансы склонения числительных.

План урока:

Теоретические основы морфологических норм

Сначала необходимо познакомиться с самим определением морфологической нормы. Она бывает разных видов и выполняет уникальные функции в русском языке, которые отвечают за грамотность речи.

Морфологические нормы. Определение

Такие нормы в русском языке являются решающими. Они позволяют сохранять речь в чистоте и не совершать распространенных грамматических ошибок. Морфологические нормы необходимо соблюдать при склонении слов или образовании их различных форм.

Если не соблюдать предписанные правила, то можно очень сильно исковеркать слова, что приведет к загрязнению русского языка и фактической гибели грамматики. Великие лингвисты дают различное определение данному понятию. В толковом словаре Ожегова приводится следующее объяснение:

А в словаре Ушакова дается несколько иное толкование:

Эти определения отличаются по содержанию, но по смыслу они совершенно одинаковые. Иными словами, морфологическими нормами признаются общепринятые правила русского языка, которые регламентируют верное написание и произношение форм слова при словообразовании. То есть они, словно охранники, следят за чистотой и правильностью речи.

Очень часто люди допускают ошибки именно при столкновении с формами единиц речи:неправильно склоняют или ставят во множественное число с неверным окончанием. Всего этого помогает избежать знание морфологических норм.

Виды морфологических норм. Стилистические особенности

Данные правила делятся на несколько категорий и подвидов, которые охватывают разные области русского языка. Они распространяются на все формы и части речи, что позволяет следить за верным произношением и написанием постоянно.

Различают следующие типы морфологических норм:

На вышеперечисленные отрасли и распространяются правила морфологических норм. Они подробно закрепляют все возможные варианты употребления тех или иных слов, которые необходимо просто запомнить. Лишь некоторые категории поддаются общим правилам.

Функции морфологических норм. Причины трудностей

Самой главной ролью, которую выполняют данные нормы, является установление закона и порядка среди слов и их форм. Но помимо этой очень важной работы, перед этими регуляторами стоит еще несколько важных задач:

сохранение сложенных несколькими десятилетиями языковых норм, которые могут быть разрушены ошибками и недочетами;

тренировка грамотности речи на письме и в жизни, проведение работы над ошибками и формирование единого морфологического мышления.

Несмотря на существование морфологических норм, люди часто допускают в словах ошибки, которые могут быть губительными для языка. Этого можно избежать, если проанализировать все категории часто встречающихся случаев. К причинам ошибок относят следующие факторы:

смешивание между собой нескольких склонений и старых типов словообразования, которые мешают употреблять слова правильно.

Чаще всего недочеты совершают в сравнительной и превосходной степенях прилагательных, собирательных, целых и дробных числительных, а также в именительных и родительных падежах множественного числа имен существительных.

Образование форм числительных

Числительные являются одним из самых уязвимых мест словообразования в русском языке. Постоянно совершают ошибки в целых, собирательных и дробных числительных, а также при их постановке в родительный падеж.

Числительные. Определение

Числительными называются такие части речи, которые указывают на количество и характеризуют рядом стоящее слово. Так же, как и многие другие части речи, числительные делятся на разряды и бывают следующих видов:

Для каждой категории существует свое индивидуальное правило. Нельзя забывать и про исключения, которые важно запомнить, чтобы не допустить ошибку.

Правила образования числительных. Распространенные ошибки

Рассмотрим на примере теории и распространенных ошибок, как верно склонять числительное и образовывать его новые формы. Все формы числительных указаны в таблице:

Образование форм местоимений

Такое словообразование встречается реже, но тоже включает свои нюансы. Важно запомнить несколько правил, чтобы потом не допускать ошибки в речи и в заданиях.

Формы местоимений. Основные ошибки

Местоимением называется такая часть речи, которая называет живой объект и способствует внесению новых средств в русский язык. Однако при словообразовании могут встречаться трудности и недочеты. Их возможно избежать только при заучивании морфологических правил.

Таблица употребления местоимений:

Образование форм глагола

Несложная часть речи, которая запоминается легче всего. Главное разобрать все трудные случаи, чтобы при встрече с ними уже не было ошибок.

Как образовать форму глагола. Ошибочные преобразования

Глагол выражает действие предмета и помогает описать происходящую вокруг ситуацию. Он может оценить интенсивность действия, скорость происходящего и другие важные в тексте факторы. Чтобы смысл предложения не исказился, глаголы нужно употреблять морфологически верно. Рассмотрим самые трудные случаи:

Падежные окончания имен существительных

Часто мы употребляем существительные во множественном числе, но делаем это неправильно. Именно в данном разделе много слов-исключений и трудных случаев для запоминания.

Правила склонения существительных. Трудные случаи

Эта категория считается одной из самых сложных, так как требует запоминания большого объема информации. Именно исключения и составляют основную часть этого правила. Поэтому к изучению существительных стоит подойти со всей ответственностью.

На Едином государственном экзамене по русскому языку в 2020 году ученикам придется столкнуться с понятием морфологических норм. Все те ошибки, которые часто совершают люди, размещены там. Рассмотрим подробнее структуру 7 задания ЕГЭ по русскому языку.

Суть задания 7. ЕГЭ 2020

Морфологические ошибки, встречающиеся в деловых текстах, прежде всего, связаны с незнанием нормы образования различных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, числительных) в современном русском языке.

С одной стороны, нормы русского литературного языка находятся в постоянном движении и изменении, так как язык – явление живое и восприимчивое, подвластное всем веяниям времени и жизни. Меняются значения и произношения слов, меняется место ударения в словах, меняются даже формы слов, меняется сочетаемость слов и многое другое. Одни формы более употребительны в одном стиле речи, другие в другом. Если посмотреть, как писали деловые бумаги в прошлом веке, и сравнить с днем сегодняшним, то мы найдем большое количество несоответствий и изменений.

Но, с другой стороны, нормы языка отличаются устойчивостью и стабильностью. Все изменения в языке происходят очень постепенно и закономерно, не разрушая его структуры и исконности. Какие-то изменения могут затронуть только определенный стиль речи. Мы часто говорим: так можно говорить, но так нельзя писать в документе.

Итак, рассмотрим наиболее типичные морфологические ошибки с учетом современных норм употребления форм слов в деловой письменной речи.

Неправильное употребление формы имени существительного

Современный русский язык располагает большим числом вариантных форм имен существительных. Одни из них закрепились в литературном языке или в определенном стиле речи, другие же воспринимаются как речевые ошибки. В официальной речи надо использовать следующие формы множественного числа: инспекторы, договоры, выборы, бухгалтеры, шоферы, а в разговорной речи употребляются эти слова с конечным – «а».

Разговорную окраску имеют образования женского рода типа: секретарша, преподавательница, руководительница, заведующая, продавщица, санитарка, аспирантка, лаборантка.

В документе (в анкете, в личном листке, в заявлении) названия лиц по профессии, должности и ученому званию по традиции сохраняют форму мужского рода. Например: секретарь, преподаватель, руководитель, заведующий, продавец, санитар, аспирант, лаборант и т.д.

Однако глагол и глагольные формы в предложениях с этими словами употребляется в женском роде, например: «Секретарь Федорова оформила заявление», «Доцент Хромова подала список публикаций», «Выступившая на собрании директор Сидорова. «

Местоимения, числительные и прилагательные употребляются в мужском роде, согласуясь с должностью, а не с фамилией. Например: «Наш директор Иванцова Анна Сергеевна – прекрасный руководитель», «Смирнова Ольга Семеновна – один из опытнейших руководителей области».

Ошибки при употреблении полной и краткой форм имен прилагательных

Составителям деловых бумаг следует учитывать, что краткие формы имен прилагательных более употребительны в официально-деловой речи: полная форма прилагательного чаще обозначает временный признак, а краткая форма обозначает постоянный признак.

Краткая форма употребительна в языке документа – поскольку она обозначает постоянный признак предмета, она более абстрактна и отвлеченна. Полные формы прилагательных в деловых текстах оказываются неуместными еще и потому, что ощущаются как разговорные и даже просторечные. Ниже представлены примеры правильного и неправильного словоупотребления.

Неправильно

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Правильно

Выводы комиссии обоснованные и справедливые.

Выводы комиссии обоснованны и справедливы.

Решение об увольнении инженера Сафронова Д. П. незаконное.

Решение об увольнении инженера Сафронова Д. П. незаконно.

Данная задача при сложившемся положении неразрешимая.

Данная задача при сложившемся положении неразрешима.

Предложенные поправки и дополнения существенные.

Предложенные поправки и дополнения существенны.

Требования к работникам аппарата управления своевременные.

Требования к работникам аппарата управления своевременны.

Изменение графика отпусков работников отдела нежелательное.

Изменение графика отпусков работников отдела нежелательно.

Проведение консультации со специалистами совершенно необходимое.

Проведение консультаций со специалистами совершенно необходимо.

Данное решение обязательное для исполнения.

Данное решение обязательно для исполнения.

Ошибки при употреблении имен числительных

В русском языке различаются количественные, порядковые и собирательные числительные.

Склонение количественных числительных

При употреблении количественных числительных в служебных документах, а также в деловой беседе, при чтении деловых текстов в официальной обстановке следует помнить, что все количественные числительные склоняются.

Так же, как пять, склоняются все числительные от пяти до двадцати и тридцать. Они склоняются как существительные женского рода на – «ь».

После числительных два, три, четыре употребляется родительный падеж единственного числа существительных: три новых сотрудника, двадцать два новых сотрудника.

После всех других числительных употребляется родительный падеж множественного числа: двадцать новых сотрудников (табл. 2).

Необходимо помнить: несклонение или неполное склонение сложных и составных количественных числительных, распространенное в устной речи, является нарушением норм официально-деловой письменной речи.

Читайте также:

      

  • Дисциплинарная ответственность нотариуса кратко
  •   

  • Героический эпос раннего средневековья кратко
  •   

  • Путешествия транспорт и сервисные услуги в средние века кратко
  •   

  • Тирания в древней греции кратко
  •   

  • Хозяйственное использование северного ледовитого океана кратко

 «Морфологические нормы (образование форм слова)».

Е. А. Щербакова, учитель русского языка и литературы,

МБОУ «СОШ № 1» г. Тарко-Сале 

Аннотация

Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий обобщения знаний, умения организовать свою работу. Один из самых трудных экзаменов для выпускников – это ЕГЭ по русскому языку.

Цель данных методических рекомендаций – мотивировать учащихся на безошибочное выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку, привить выпускникам навыки грамотной речи. Рекомендации представляют собой блок из трех занятий по отработке морфологических и синтаксических норм. Каждое занятие содержит  теоретическую  часть (набор обобщенных таблиц и небольшой комментарий к ним) и практическую (тест)  часть.

Данные рекомендации  могут  быть использованы на уроках русского языка, а также для самостоятельной подготовки к экзамену.

Рекомендуется каждое занятие по подготовке к ЕГЭ  начинать с устной работы со словом. Учащиеся должны произносить слова с правильным ударением, вслушиваться в их конкретное звучание.

Занятие по подготовке к ЕГЭ.  «Морфологические нормы (образование форм слова)».

Каждая часть речи имеет свои слабые стороны при образовании форм слов. В КИМах широко представлены примеры с ошибками в образовании форм имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.

Образование форм имен существительных является одним из самых сложных. Это связано с тем, что нет каких-либо определенных правил для запоминания написаний окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.

Трудные случаи образования форм имён существительных

  1. Именительный падеж множественного числа

а, — я

— ы, -и

борт — борта

вексель — векселя

вензель – вензеля

ворох – вороха

директор – директора

инспектор – инспектора

катер – катера

китель – кителя

кузов – кузова

купол – купола

окорок – окорока

округ – округа

ордер – ордера

паспорт – паспорта

погреб – погреба

профессор – профессора

сторож –сторожа

тенор – тенора

фельдшер – фельдшера

флюгер – флюгера

хутор — хутора

штабель – штабеля

штемпель – штемпеля

шулер — шулера

бухгалтер –бухгАлтеры

возраст — вОзрасты

грифель – грИфели

грунт – грУнты

диспетчер – диспЕтчеры

 договор – договОры

драйвер – дрАйверы

инженер – инженЕры

конструктор – констрУкторы

лектор – лЕкторы

лифт – лИфты

плейер – плЕйеры

порт – пОрты

 приговор – приговОры

принтер – прИнтеры

прожектор – прожЕкторы

редактор – редАкторы

ректор – ректоры

свитер – свИтеры

сектор – секторы

склад – склАды

слесарь – слЕсари

торт – тОрты

тренер – тренеры

штаб – штабЫ

штурман — штурманы

Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей именительного падежа множественного числа:

  1. Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на – ко, имеют безударную флексию множественного числа именительного падежа – и (личики, перышки, яблоки, брюхи). Исключения составляют существительные с ударными  окончаниями множественного числа: войска и облака.
  2. Остальные существительные среднего рода в форме множественного числа принимают окончание –а (- я): болта, поля, моря, окна.

          В некоторых случаях окончания существительных в и.п. ед. ч. служат для разграничения лексического значения слов:

а, — я

— ы, -и

адресА (новосёлов)

векА (средние)

годА (мои)

колЕна (трубы)

корпусА (заводские)

кренделЯ (выводить ногами)

мехА (соболиные)

мужьЯ ( и жёны)

образА (святых)

орденА ( и медали)

пропускА (временные)

Адресы (поздравительные)

вЕки (вечные)

гОды (войны)

колЕни (больные)

кОрпусы (часов)

крЕндели (вкусные)

мехИ (кузнечные)

мужИ (учёные)

Образы (литературные)

Ордены (монашеские)

прОпуски (занятий)

2. Родительный падеж множественного числа

-ов, -ев

нулевое

Названия национальностей:

бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, монголов, семитов, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов

армян, башкир, болгар, бурят, грузин

Названия отдельных лиц:

(пять) гардемаринов, гренадеров, гусаров, драгунов, кирасиров, уланов

Названия воинских соединений: (эскадрон)

гусар, (отряд) гардемарин, гренадер, драгун, кирасир, улан

Растительный мир:

абрикосов, ананасов, апельсинов,

баклажанов, бананов, георгинов, гранатов, мандаринов, помидоров, томатов

яблок

Единицы измерения:

байтов, гектаров, граммов, децибелов, каратов, килограммов, километров

ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген

Парные предметы:

боков, бронхов, джинсов, гольфов,

клипсов, носков, рельсов

ботинок, валенок, плеч, погон, сапог, чулок, шорт

Названия предметов и явлений:

браслетов, брелоков, габаритов, купонов, нервов, рельсов

 погонь, мест, окон, стёкол

Сущ. ср.р. на -це:

болотцев, деревцев, кружевцев, оконцев

блюдец, зеркалец, копытец, одеялец, полотенец, сердец

-ей

нулевое

Сущ. ж.р. и общ. р. :

Сущ. ж.р. и общ. р. :

ведомостЕй, лопастЕй, скоростЕй, четвертЕй, мОщностей, Отраслей, рАспрей, скАтертей

вАфель, пЕтель, потЕрь, тУфель, барж, копЁн, кочерЁг, манжЕт, обОем (обойма), пелЁн, серЁг, сирОт

Сущ. ж.р. на -ия, ья:

армий, аудиторий, бегуний, гостий, колдуний, оладий, пародий, плясуний, эскадрилий. ПолынЕй (полынья), статей, судей

Сущ. ср.р. на -ье:

гуляний, застолий, кушаний, надгробий, новоселий, ожерелий, раздумий, сидений, снАдобий, солений, ущелий

Сущ. ср.р. на -ьё :

ружей, питЕй, НО копий

Сущ. ж.р. на –ня:

богинь, погонь, тихонь, яблонь;

басен, башен, боен, вишен, двоен (двойня), пашен, сотен, спален, сплетен, тамОжен, черешен;

барышень, боярышень, деревень, кухонь

Следует запомнить: солнце – солнц.

3. Родительный падеж множественного числа сущ., употребляющихся преимущественно во множественном числе

-ов

-ей

нулевое

вЫборов, дебАтов,джИнсов,

зАморозков, кулуАров, манЁвров, мУскулов, нАрдов, очИстков, сОтов,

чИпсов

бУдней, дрОвней, кОзней, пельмЕней, Яслей

зраз, жабр, канИкул, лосИн, макарОн, невзгОд, окОв, сардИн, уз, шорт, шпрот

Для некоторых существительных образование форм множественного числа затруднительно; это слова мечта, мольба, башка. Слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы множественного числа родительного падежа.

Трудные случаи образования форм имён прилагательных

Образование степеней сравнения

Разряд

прилагательных

сравнительная степень

превосходная степень

простая

составная

простая

составная

качественные

-ее (-ей): сильнее

-ше : раньше

-е : реже

более…:

более сильный

менее…:

менее сильный

-айш (ий):

строжайший

-ейш (ий):

сильнейший

простая сравнит. степень +

всего (всех): глубже всех

наиболее (наименее) …:

наиболее качественный

самый глубокий

относительные

Не образуется

притяжательные

Не образуется

Очень часто в задании А4 встречаются примеры, в которых допущены ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных. Чтобы научиться их видеть, необходимо помнить следующее: НЕЛЬЗЯ смешивать простую и составную формы степеней сравнения.

Трудные случаи образования форм числительных

  1. Склонение имён числительных

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

неод.

одуш.

один

ед.ч.

м. р.

один

одного

одному

один

одного

одним

об одном

ср. р.

одно

одно

ж.р.

одна

одной

одной

одну

одной

одной

мн.ч.

одни

одних

одним

одни

одних

одними

одних

два

м.р. ср.р

два

двух

двум

два

двух

двумя

двух

ж.р.

две

две

оба

м.р. ср.р

оба

обоих

обоим

оба

обоих

обоими

обоих

ж.р.

обе

обеих

обеим

обе

обеих

обеими

обеих

полтора (-ы)

м.р. ср.р

полтора

полутора

полутора

полтора

полутора

полутора

ж.р.

полторы

полторы

3, 4

три

трех

трем

три

трех

тремя

трех

5 – 20, 30

пять

пяти

пяти

пять

пятью

пяти

40, 90, 100

сорок

сорока

сорока

сорок

сорока

сорока

Сложные (состоят из двух корней; имеют два окончания при склонении)

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

полтораста

полтораста

полутораста

полутораста

полтораста

полутораста

полутораста

50, 60, 70, 80

пятьдесят

пятидесяти

пятидесяти

пятьдесят

пятью-десятью

пятидесяти

200

двести

двухсот

двумстам

двести

двумястами

о двухстах

300, 400

триста

трехсот

тремстам

триста

тремястами

о трехстах

500, 600, 700, 800, 900

пятьсот

пятисот

пятистам

пятьсот

пятьюстами

о пятистах

Составные (состоят из нескольких слов)

Например:

375

Триста семьдесят пять

Трёхсот семидесяти

пяти

Трёмстам семидесяти

пяти

Триста семьдесят пять

тремястами

семьюдесятью пятью

о трёхстах семидесяти

пяти

Собирательные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро)

2 — 3

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

неод.

одуш.

двое

двоих

двоим

двое

двоих

двоими

двоих

4 — 10

пятеро

пятерых

пятерым

пятеро

пятерых

пятерыми

пятерых

  1. Нормы сочетания числительных с существительными

Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро) употребляются только в следующих случаях:

  1. с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев);
  2. с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат);
  3. с  существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).

Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестры, по обеим сторонам).

Трудные случаи образования форм местоимений

Притяжательное местоимение их имеет только эту форму.

Трудные случаи образования форм глаголов

  1. Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов

Инфинитив

Ед.ч.

Мн.ч.

глядеть

гляди

глядите

ехать

поезжай

поезжайте

лазать

лазай

лазайте

лезть

полезай, лезь

полезайте, лезьте

лечь

ляг

лягте

трогать

трогай

трогайте

  1. В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс – сь: умываться – умывайся, умывайтесь. 
  2. Глагол класть (всегда без приставки)
  3. Глаголы положить, выложить, уложить, сложить (всегда с приставкой)
  4. У глаголов  победить, убедить, очутиться, чудить, подтвердить, пылесосить  нет формы 1л. ед.ч.

Тренировочные упражнения

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) мокла под дождём

2) косвенных падежов

З) чудеснейшим образом

4) здоровые дёсны

2. Укажите ошибку в образовании формы слова:

  1) лягте на пол

  2) самый красивейший

  3) пара носков

  4) пятисот лет        

3.  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) больше шестиста рублей

2)  нет мест

3) проиграв вступление

4) в двухстах метрах

4. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) пять апельсинов

2)  наиболее решительнее

3)  в двухстах метрах

4)  на их территории

5.  Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) несколько ножниц

2)  умелые повара

3) двое подружек

4) в полутора часах

6. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) несколько килограммов

2)  скучать по вам

3) до тысяча восемьсот двенадцатого года

4) строгие инспектора

7.  Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) несколько грамм

2)  выправь текст

3) двадцать три юноши

4) старые профессора

8 . Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) немного апельсин

2)  в обеих руках

3) до тысяча девятьсот пятого года

4) уважаемые директора

9. В каком случае форма слова не соответствует норме литературного языка:

1) яьлонь

2) свечей

3)  платьев

4) блюдцев

10. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) более глубочайший

2)  лягте на пол

3) шофёры

4) в трехстах метрах

11. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) лажу по крышам

2)  часовые пояса

3)  с семьюстами метрами

4) разожгёт костер

12. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) двести граммов

2)  их тетради

3)  из полутора метров материи

4)  самый молодой

13. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) служебные пропуска

2)  пропуски занятий

3) работа в аэропорту

4) заключить выгодные договора

14. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) бегите

2)  вздрогнул

3) иссякнул

4) клали

15. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) поезжайте

2)  съездите

3) младше

4) более моложе

Ответы: 1 — 2, 2 — 2, 3 – 1, 4 – 2, 5 – 3, 6 – 2, 7 – 1, 8 – 1, 9 – 4, 10 – 1, 1 – 4, 12 – 3,                           13 — 4, 14 – 3, 15 – 4.

Список литературы

  1. Голуб И.Б. ЕГЭ 2010. Русский язык без репетитора: сдаем без проблем!/ И.Б. Голуб. – М.: Эксмо,  2009.
  2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10 – 11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
  3. Гостева Ю.Н. ЕГЭ. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ/ Ю.Н.Гостева, В.В.Львов. – М: издательство «Экзамен», 2010.
  4. Иссерс  О.С. Интенсивный курс русского языка: 1000 тестов для подготовки к Всероссийскому тестированию ЕГЭ; Орфография. Пунктуация. Культура речи. Система языка. Выразительные средства. Анализ текста/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 5-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007.
  5.  Иссерс  О.С. Интенсивный курс русского языка. Почему так говорят по – русски: пособие по культуре речи/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина.  – М.: Флинта: Наука, 2007.
  6. Иссерс  О.С. Интенсивный курс русского языка: пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007.
  7. Мамона Т.Н. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ Т.Н. Мамона, Е.С.Сергеева, Е.М. Михайлова, Е.Л. Ерохина, Г.Т. Егораева.  – М: издательство «Экзамен», 2010.
  8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – 3-е изд., испр. – М.: Айрис – пресс, 2002.
  9. Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2007.Цыбулько И.П. ЕГЭ 2010. Русский язык: тренировочные задания/ И.П. Цыбулько, С.И. Львова, В.А. Коханова. – М.: Эксмо, 2009.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Морфологические нормы все примеры ошибок
  • Морфологические нормы в образовании форм имени существительного ошибки
  • Морровинд фуллрест репак ошибка подключения к серверу
  • Морровинд анасси особый друг ошибка скрипта
  • Морозильник веко rfnk290e23w сбросить ошибку