Морфологическая ошибка в словосочетании красивый туфель старое бюро

Ответы по русскому языку

Ответы и практические задания по морфологической норме

Задание 1. Подберите определения, правильно согласуйте их с приведенными ниже словами. Словосочетания запишите.

Белый рояль, звучная фамилия, хрустальная бра, серая мышь, вкусный картофель, чёрный кофе, мокрый рельс, белый тюль, новое кафе, старая туфля, чёрный какаду, голодный шимпанзе, чёрный пальто, мокрое шоссе, ближайшее метро, старый мозоль, заполненный табель, вагонное депо, свободное купе, сладкий какао, старое пианино, новое меню, свободное такси, красивое фойе, справочное бюро, проигранное пари, объективное жюри, интересное кино.

Ответы и практические задания по морфологической норме

Задание 2. Определите род имен существительных. К существительным общего рода подберите согласованные определения.

Бездарь – женское, вертушка — женское, воротила – мужское, выскочка – общее, неисправимый выскочка – мужское, неисправимая выскочка – женское, вышибала – мужское, жертва – женское, запевала – общее, лучший запевала – мужское, лучшая запевала – женское, коллега – общее, надёжный коллега – мужское, надёжная коллега – женское, лакомка – общее, толстый лакомка – мужское, толстая лакомка – женское, лиса – женское, мазила – общее, хронический мазила – мужское, хроническая мазила – женское, марионетка – женское, невежда – общее, безнадёжный невежда – мужское, безнадёжная невежда – женское, недотрога – общее, упорный недотрога – мужское, упорная недотрога – женское, недоучка – общее, старый недоучка – мужское, старая недоучка – женское, писака – общее, рьяный писка – мужское, рьяная писака – женское, старшина – мужское, стрекоза – женское, судья – мужское, тамада – мужское, тряпка – женское, тупица – общее, беспросветный тупица – мужское, беспросветная тупица – женское, умница – общее, обаятельный умница – мужское, обаятельная умница – женское, ябеда – общее, отвратительный ябеда – мужское, отвратительная ябеда – женское.

Задание 3. Из двух форм существительных, приведенных в скобках, выберите нормативную. Употребите ее в нужном падеже. Согласуйте определение и сказуемое с этой формой.

  1. Домик на пригорке был чёрный и крыт толем.
  2. Ставень слетел с петли. Ставня слетела с петли.
  3. Ударили по рельсу, подвешенному к дереву.
  4. Мы вошли в светлый большой зал.
  5. Ветром был разбросан скирд. Ветром была разбросана скирда.

Задание 4. От предложенных существительных образуйте форму единственного числа и согласуйте с ними подобранные определения.

  1. Красивый жираф, пустынная степь, большой скирд, большая скирда, старый неряха, старая неряха, вкусное яблоко, красивый ставень, красивая ставня, новая присоска, грязная шинель, золотая медаль, тёплый унт, белый гусь, чёрная клавиша, грязная манжета, грязный манжет, тюлевая занавесь, новый староста, распространённая идиома.
  2. Чёрный рояль, мокрый рельс, белая босоножка, лесное пожарище, золотой погон, тяжёлая бандероль, лучший запевала, лучшая запевала, спелая гроздь, военный санаторий, высокий ботфорт, светлый зал, душистый шампунь, кровавая мозоль, маленькая плакса, справедливый судья, резиновый бот.

Задание 5. Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

Балерина – отсутствие родовой пары, гонщица – гонщик, доярка – дояр, массажистка – массажист, маникюрша – санитарка – санитар, секретарша – секретарь, сиделка — отсутствие родовой пары, солистка – солист, студентка – студент, телеграфистка – телеграфист, ткачиха – ткач, чемпионка – чемпион.

Задание 6. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Определите стилистические и семантические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.

Аквалангист – аквалангистка, адвокат — отсутствие родовой пары, бригадир — отсутствие родовой пары, бригадирша – просторечное, в разговорной речи, врач — отсутствие родовой пары, врачиха – просторечие, генерал — отсутствие родовой пары, генеральша – в разговорной речи, директор — отсутствие родовой пары, директорша – просторечие, директриса – в разговорной речи, доктор — отсутствие родовой пары, докторша – просторечие, доктор наук — отсутствие родовой пары, защитник – защитница, инженер — отсутствие родовой пары, космонавт — отсутствие родовой пары, кандидат в мастера — отсутствие родовой пары, кондуктор — отсутствие родовой пары, лаборант – лаборантка, машинист – машинистка, научный сотрудник — отсутствие родовой пары, педагог — отсутствие родовой пары, слесарь — отсутствие родовой пары.

Задание 7. От данных существительных образуйте формы предложного падежа с предлогом в. Составьте с ними словосочетания. Особо отметьте варианты окончаний.

Сад, край, отпуск, цех, шкаф, дом, холод, лес, год, цвет, порт, чай.

В детском саду, в Приморском крае (в родном краю – доп.), в дополнительном отпуске (в дополнительном отпуску – доп.), в горячем цехе (в горячем цеху – доп.), в платяном шкафу, в новом доме, оказаться в холоде, в тёмном лесу, в юбилейном году, в цвете молодости, яблоки в цвету, в своём порту, в горячем чае.

Задание 8. Раскройте скобки, поставьте местоимения в нужной форме.

У (он, я, они, она). Навстречу (я, он, она, они). Выше (он, она, я). Благодаря (он, она, они, мы, вы). За(он, она, ты, я). К (он, она, они, мы). Из-за (он, она, они, вы, мы). Вслед за (он, она, они, вы).

У него, у меня, у них, у неё.

Навстречу мне, навстречу ему, навстречу ей, навстречу им.

Выше него, её, меня.

Благодаря ему, ей, им, нам, вам.

За ним, за ней, за тобой, за мной.

К нему, к ней, к ним, к нам.

Из-за него, из-за неё, из-за них, из-за вас, из-за нас.

Вслед за ним, вслед за ней, вслед за ними, вслед за нами. 

Задание 9. Образуйте форму 3-го лица ед. числа от данных ниже глаголов. При наличии вариантов объясните их различие.

Капать, махать, сыпать, двигать, мяукать, щипать, брызгать, полоскать. 

Капать – капает, каплет.

Махать – машет.

Сыпать – сыплет, сыпет – допустимо.

Двигать – двигает (в значении «перемещать что-либо»).

Мяукать – мяукает, мяучит – устаревшее.

Щипать – щиплет.

Брызгать – брызжет, брызгает.

Полоскать – полощет, полоскает – допустимо.

Остальные ответы по русскому языку

Список ответов по всем предметам

Морфологические нормы — это нормы, связанные с правилами употребления частей речи.

Например, все говорящие на русском языке знают, что существительные бывают трех родов.
От рода существительного зависит его связь с прилагательными, причастиями, местоимениями и глаголами прошедшего времени

(Лето жаркое. Лето прошло).

Нарушение морфологических норм возникает тогда, когда в языке есть варианты той или иной формы определенной части речи.

Так, существительное толь имеет два варианта рода — м.р. и ж.р., мужской род этого существительного является нормой, женский род — нарушением нормы (просторечным вариантом). Поэтому предложение Покрыть крышу толью — ошибочно. Нормативный вариант: Покрыть крышу толем.

Для правильного построения речи необходимо знать, какие  ошибки морфологии могут встретиться в речи.

Нарушения морфологических норм (примеры морфологических ошибок)

Наиболее характерными нарушениями здесь являются:

  • Неверное употребление рода несклоняемого существительного или существительного, испытывающего колебания в роде:

Окна закрыты прекрасной тюлью. (Нужно: тюлем — слово тюль — м.р.).

  • Неверный выбор варианта падежного окончания имени существительного:

В московских автобусах снова работают кондуктора. (Нужно: кондукторы).

  • Неверная форма сравнительной или превосходной степени сравнения прилагательных- контаминация простой и сложной форм сравнения:

У него сейчас более худшее положение, чем раньше. (Нужно: худшее или более плохое).

  • Неверный выбор полной или краткой формы прилагательных в функции сказуемого:

Статья интересная по форме и содержанию. (Нужно: Статья интересна по форме и содержанию).

  • Неверное склонение сложных и составных числительных:

Книга с пятьсот тридцатью двумя иллюстрациями. (Нужно: с пятьюстами).

  • Неверное употребление числительных оба- обе:

По обоим сторонам улицы росли деревья. (Нужно: по обеим сторонам).

  • Неверное сочетание числительного оба с существительными, имеющими только формы множественного числа:

У обоих брюк нет ремня (Нужно: у тех и других брюк).

  • Неверное сочетание дробного числительного и с существительным:

Рекорд улучшен на 25,6 секунд. (нужно: на 25,6 секунды)

  • Неверное употребление собирательных числительных:

Двое мальчиков и двое девочек. (Нужно: двое мальчиков и две девочки).

  • Неверное употребление форм личного местоимения, создающее двусмысленность:

Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. (Нужно: Вратарь не удержал мяч, который некому было добить.)

  • Неверное употребление формы «недостаточного» глагола:

Никогда не думал, что очучусь тут. (Нужно: смогу очутиться),

  • Неверный выбор формы «изобилующего» глагола:

Прополоскай горло. (Нужно: прополощи горло).

  • Смешение залоговых форм глагола:

Перед посещением ветврача животные вычесываются и моются. (Нужно: животных вычесывают и моют).

  • Несоблюдение единства видо-временных форм глагола:

Софья первая говорит о сумасшествии Чацкого, а фамусовское общество распространило эту сплетню. (Нужно: говорит…. распространяет, сказала …. распространило )

Разгадать кроссворд онлайн и видеокроссворд по речевым ошибкам — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!

Готовимся
к ЕГЭ Морфологические нормы русского языка

В одном  из
приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку
и запишите слово правильно.

1 вариант

1.      послужат
залогом успеха

народные
песни грузинов 

часовые
поясы

две
пачки макарон

признаться
в допущенном просчёте

2.      говорил
строже

пирожки
с повидлой

чёрная
бретель сарафана

пять
килограммов

не
знает падежей

3.      противоборствующие
лагери 

удивляться
его терпению

добавить
несколько помидор  

завёрнут
в мягкую фланель

широкая
авеню

4.      не
пришли слесаря

подбросить
в костёр несколько поленьев

новый
военный атташе   

скромнейший
артист

крепче
камня

5.      директора
заводов

туфля
со сломанным каблуком

очень
вкусная салями

у
обоих студентов

двое
её дочерей,

6.      остроумный
конферансье,

тяжёлый
гантель,

пожилая
фрау,

несколько
полотенец

хорошим
шампунем

7.      национальный
праздник молдаван,

её
темный вуаль,

в
обоих городах

в
стах метрах

опытные
тренеры

8.      кожаные
поясы,

по
истечении срока,

пара
чулок

трое
медвежат

более
опытный тренер

9.       несколько
яблонь

ветер
утихнул,

пятьюстами
марками,

 сторожевые
катера

трёх
пар ботинок

10.   строже,

четверо
подруг,

у
нескольких цыган,

в
ста метрах,

поезжай
в деревню

11.  полощет,

сильнее
всех,

у
ней,

сожжёт, 

вымокли
под дождём

12.  к
трёмстам семидесяти восьми килограммам

двое
волков

самый
глубочайший

вопреки
ожиданию

пара
чулок

13.  у
обеих кошек

махает
рукой

пятеро
солдат

более
важный

прочитая
книгу

14.  три
пары носков

наши
профессора

  несколько ножниц

  лежит на шкафе

   их голоса

15.  тончайшие
нити

вопреки
обстоятельствам

отряд
партизанов

несколько
рельсов,

обоими
друзьями

16.пара сапог

корпусы нового
дома

нет туфель

взвод солдат

рота солдат

17.он
проповедовает

в полутора
километрах

одежда высохла

все возрасты

пять подруг

18.национальный
праздник молдаван

обгрызанное
яблоко

хорошие
доктора

согласно
расписанию

предъявить
паспорта

19.

красивее
всех

опытные
шофера

лягте
на диван

надеть
свитер

песни
цыган

20.более
правильнее.

пять блюдец

около
полутора километров

зажжёт
свет

жаждет
славы

21. колышется
на ветру

килограмм
баклажан

пара
варежек

мотор
заглох

напоив
гостей чаем

22.

Попробует
торт

положите
книгу

трёхстами
экземплярами

пара
апельсинов

менее
значимый

23. жалобно
мяукает

смотрев
вперёд

около
сорока минут

её
успехи

несколько
полотенец

24.умнейший
студент

более восемьсот
километров

спортивные лагеря

худшее решение

нет оладий в меню

25.очередные
отпуска

пришёл оттуда

сухой полынь

несколько яблок

директора школ

2       
вариант

1. лучшие тренеры

нет валенок

помаши мне рукой

сделай более проще

не покладая рук

2. опытные доктора

их решение

важные титулы

в полутора часах
езды

подскользнуться на
дорожке

3. двое приятелей

Смотря вперёд

тарелка пельменей

ехай вперёд

Выше всех

4. говорил
повеселее

лучшие парикмахеры

 килограмм бананов

к первому сентября

полоскает рот

5. много басен

более двухста
метров

выйди на улицу

кричит громче

достигли успехов

6. три подруги

разделить
напополам

звонят колокола

пятьюстами марками

несколько яблонь

7. банка консервов

нет яслей

стерёт с доски

клади на стол

одеть ребёнка
потеплее

8.несколько яблок

хороший подчерк

пять кастрюль

ряд критериев

много мест в зале

9.несколько
барышень

 красивее всех

аромат шампуня

не говоря ни слова

поздравить с
Восьмым мартом

10. ездию в
санаторий

открылось варьете

отряд партизан

легчайший

более полутораста
километров

11.много сандалий

две тетради

старался  приурачивать
приезд

красивый тюль

килограмм макарон

12.получить
пропуска

на обеих берегах
реки

покрыть крышу
толем

нет мест

кладите на стол

13. купола церквей

плетёная
кресло-качалка

несколько гольфов

красивых туфель

звучал громче

14.сколько вёсен
прошло

нет бездорожьев

горных ущелий

самый весёлый

заказная бандероль

15.в трёхстах
метрах

самый красивый

белый рояль

много несчастьев

две банки
консервов

16.пять абзацев

килограмм яблок

немного длиньше

обеих спортсменок

пара чулок

17.щиплет траву

лазая по оврагам

помаши рукой

в стах городах

в их выступлениях

18.надел пальто

новые сорта

нельзя
надсмехаться

льняных носков

двумястами марками

19.попробуем
нарисовать

рота солдат

пять лимонов

испекём пироги

полощет бельё

20.более красиво

двухсотый
посетитель

свет погаснул

слаще моркови

редчайший случай

21.красивее всех

постигший главное

сделать более
лучше

положи на пол

талантливые
режиссёры

22.трёхстами
студентами

обоими мячами

без комментариев

возле них

директора школ

23.красивые веера

в обоих случаях

пара ботинков

опытные редакторы

одел ребёнка

24. в сорока
километрах

громко кудахчет

красивый почерк

нет их заказа

прийдёт вовремя

25.более удобно

в девяноста
случаях

белоснежных
манжетов

спеть громче

сожжём письма

КЛЮЧИ

1
вариант

1.грузин 

2.повидлом

3.помидоров  

4.слесари

5.две дочери

6. тяжёлая

7.ста

8.пояса

9. утих

10. четыре
подруги

11. у неё

12. глубочайший
(глубокий)

13.прочитав

14. на шкафу

15. партизан

16.корпуса

17.он
проповедует

18.обгрызенное

19. шофёры

20. правильнее
(более правильно)

21. баклажанов

22.тремястами

23. смотря

24.восьмисот

25.сухая

2
вариант

1. проще

2. поскользнуться

3. езжай
(поезжай)

4. полощет

5. двухсот

6. пополам

7. сотрёт

8.почерк

9.марта

10.езжу

11.приурочивать

12.обоих

13.плетёное

14.бездорожий

15.несчастий

16.длиннее

17.ста

18. насмехаться

19.испечём

20.погас

21.хорошо

22.тремястами

23.ботинок

24.придёт

25.манжет

Поурочные разработки по русскому языку 10 класс — Н. В. Егорова 2017

Индивидуальные задания можно распечатать и пользоваться ими почти на каждом уроке. На выполнение заданий достаточно отводить 1 — 5 мин. Задания в форме тестов можно использовать как в блоках, так и по отдельности.

Фонетика

1. Укажите предложения, в которых во всех словах правильно выделен ударный гласный звук.

  1) ОбеспечЕние брОни на железнодорожные билеты транзитным пассажирам возложено на начальника вокзала.

  2) По договОру первая линия нефтепровода должна быть готова во втором квартАле.

  3) Расписная пиалА красивЕе обычной посуды.

  4) Говорят, танцовщИцам нельзя есть тортЫ, чтобы не растолстеть.

  5) В вынесении такого приговора большую роль сыграли экспЕрты.

  Ответ: 2, 5

2. Укажите предложения с нарушением норм ударения.

  1) Приятно весной поесть суп из свежего щавелЯ.

  2) Разрешите предложить вам руку и сердце.

  3) Этот стИральный порошок облегчит вам стирку.

  4) Мне почему-то жмёт левая тУфля.

  5) Книга по кулинарии находится в кухОнном шкафу.

  Ответ: 2, 3, 5

3. В каком слове произносится гласный [о]?

  1) клён                

2) звонят

  3) пойти

4) мосты

Ответ: 1.

Морфемика и словообразование

Согласные в корнях слов

1. Укажите слова, в которых пишется буква д.

  1) весёлая сва..ьба

  2) застывший бе..он

  3) ислан..ская сельдь

  4) «Жени..ьба» Гоголя

  5) насле..ство предков

  Ответ: 1, 3, 5

  Соединительные гласные в сложных словах

  2. Укажите слова, в которых пишется буква е.

  1) держ..морда                    

  2) тысяч..летний                      

3) газ..фикация

  4) тр..угольник

5) солнц..стояние

Ответ: 2, 4, 5

Приставки пре- и при-

  3. Укажите слова, в которых пишется буква и.

  1) пр..людия к концерту

  2) пр..мерный ответ      

3) на пр..деле скорости

4) пр..знание заслуг

5) пр..зирать трусов

Ответ: 2, 4

Приставки не- и ни-

  4. Укажите слова, в которых пишется буква и.

  1) н..сколько не устал                    

  2) остался н..доучкой                    

3) н..чтожно мал

4) тебе н..поздоровится

5) н..чейный результат

Ответ: 1, 3, 5

Разные приставки

  5. В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1) пр..норовиться, пр..восходно, пр..вратник

  2) и..чезнуть, ра..ходовать, в..дорный

  3) вз..мать, об..грать, под..скать

  4) от..явленный, об..ективный, двух..ярусный

  Ответ: 4

Гласные в безударных окончаниях существительных, прилагательных и причастий

  6. Укажите слова, в которых пишется буква е.

  1) рога олен..й

  2) летн..м утром

  3) о выглянувш..м из норки зверьке

  4) выставка в планетари..

  5) о Юри.. Долгоруком

  Ответ: 1, 3

Гласные в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, причастий (после шипящих), в суффиксах наречий

  7. Укажите слова, в которых пишется буква ё.

  1) напряж..нно работать

  2) стаж..р-исследователь

  3) ловкий ж..нглёр

  4) окруж..н заботой

  5) холщ..вая скатерть

Ответ: 1, 2, 4

Согласные на стыке морфем (приставка — корень, корень — корень, корень — суффикс)

  8. Укажите слова, в которых пишется буква с.

  1) з..кая щель

  2) и..порченное платье

  3) бе..помощный взгляд

  4) изра..ходовать деньги

  5) пру..ская территория

Ответ: 2, 3, 4, 5.

Лексика

  1. В каком предложении есть синонимы?

  1) Голос звучал робко, несмело.

  2) Было темно, стало светло.

  3) Книга учит различать добро и зло.

  4) Он не идёт, а бежит.

  5) Недруг поддакивает, а друг спорит.

  6) Днём и ночью шёл дождь и дул ветер.

  Ответ: 1

  2. В каких предложениях есть антонимы?

  1) Эскалаторы движутся вверх и вниз.

  2) Отец много работал и мало отдыхал.

  3) Корень учения горек, да плод его сладок.

  4) Чемодан нетяжёлый, лёгкий.

  5) Вертолёт летел то низко, то высоко.

  6) С друзьями хорошо — без друзей плохо.

  7) Ягоды некрупные, но сладкие.

  Ответ: 1, 2, 3, 5, 6

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «тождественный, вполне соответствующий»?

  1) вариативный        

  2) адекватный

  3) ассоциативный      

  4) тотальный

  Ответ: 2

4. Укажите предложения с нарушением лексических норм. Исправьте предложения с ошибками.

  1) Родителям предоставили очередной отпуск в июле.

  2) Раскольников уже давно не получал зарплаты.

  3) Благодаря сильному шторму суда не могли выйти в море.

  4) Большую роль в том, что мы сдали экзамены хорошо, имела наша учительница.

  5) На выпускной вечер все девочки готовятся надеть что-нибудь сногсшибательное.

  Ответ: 2, 3, 4

  2) Раскольников уже давно не получал жалованья.

  3) Из-за сильного шторма суда не могли выйти в море.

  4) Большую роль в том, что мы сдали экзамены хорошо, сыграла наша учительница.

5. Укажите предложения с нарушением лексических норм. Исправьте предложения с ошибками.

  1) Сегодня сильный мороз, одень что-нибудь тёплое.

  2) Ветреная оспа — опасная болезнь.

  3) Если бы ты прочитал бы параграф, то знал бы ответ.

  4) Ты думаешь, основное значение на экзамене играет везение?

  5) На экзамене нежелательно писать синими чернилами.

  Ответ: 1, 2, 3, 4

  1) Сегодня сильный мороз, надень что-нибудь тёплое.

  2) Ветряная оспа — опасная болезнь.

  3) Если бы ты прочитал параграф, то знал бы ответ.

  4) Ты думаешь, основное значение на экзамене имеет везение?

6. Подберите к данным словосочетаниям словосочетания с паронимической парой. Например: эффектный наряд — эффективный приём.

Телефонный абонент, информационные технологии, жёсткий диван, представить доклад, скрытный юноша, понятный учебник, ветреный день, практичный совет, неудачная попытка, обсуждать книгу.

Ответ:

Телефонный абонент — концертный абонемент, информационные технологии — информативная статья, жёсткий диван — жестокий бой, представить доклад — предоставить отпуск, скрытный юноша — скрытый смысл, понятный учебник — понятливый ученик, ветреный день — ветряной двигатель, практичный совет — практическая деятельность, неудачная попытка — неудачливый игрок, обсуждать книгу — осуждать лесть.

Морфология

Морфологические нормы

1. Укажите словосочетания с нарушением морфологических норм.

  1) чёрное кофе без сахара

  2) до двухтысячи пятого года

  3) поезжай за мной

  4) несколько басней

  5) червивый яблок

  Ответ: 1, 2, 4, 5

2. Укажите словосочетания с нарушением морфологических норм.

  1) более строже

  2) десять яблоков

  3) две пары носков

  4) директора предприятий

  5) опытные шофера

  Ответ: 1, 2, 5

3. Укажите словосочетания с нарушением морфологических норм.

1) у старых джинс

  2) вкусное повидло

  3) у цветущих яблонь

  4) в пятисот первом номере

  5) рыбная консерва

  Ответ: 1, 4, 5

  4. Укажите предложения с нарушением морфологических норм.

  1) Сочи красив в любое время года.

  2) Осторожнее играйся с собакой!

  3) Прозрачная тюль очень украсила комнату.

  4) Сидоров, ты настоящий засоня!

  5) Урок отменили: учительница на бюллетне.

  Ответ: 2, 3, 5

  5. Укажите предложения с нарушением морфологических норм.

  1) Маэстро отменило концерт.

  2) Мне сегодня надо постираться.

  3) Я мою голову только травяным шампунем.

  4) Солнечное Баку ждёт гостей фестиваля.

  5) У обоих девушек телефоны начинались на одну цифру.

  Ответ: 1, 2, 4, 5

  6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1) самый талантливый

  2) пять килограммов

  3) заключать договора

4) с двумястами двадцатью спортсменами

Правописание н и нн в прилагательных и причастиях

Ответ: 3

  7. Укажите слова, в которых пишется нн.

  1) письмо отправле..о

  2) льви..ый зев

  3) дли..ые волосы

  4) безветре..ая погода

  5) печё..ое яблоко

  Ответ: 3, 4

  Гласные в суффиксах и окончаниях глаголов и причастий

  8. Укажите слова, в которых пишется буква и.

  1) коч..вать по свету

  2) мы тебя не обид..м

  3) улаж..вать конфликт

  4) гон..мый ветром

  5) всё опостыл..ло

Ответ: 2, 3, 4

  9. Укажите слова, в которых пишется буква у (ю).

  1) жал..шее слово

  2) лепеч..щий малыш

  3) кол..щее оружие

  4) сто..щее предложение

  5) мо..щиеся обои

  Ответ: 2, 3, 5

  10. В какой строке в обоих случаях пропущена буква а?

  1) врачи леч..т, клевещ..щая статья

  2) держ..щий слово, ранения калеч..т

  3) бруснику моч..т, мурлыч..щая кошка

  4) звуки слыш..тся, журавли курлыч..т

Ответ: 2.

Комплексные задания

1. Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите склонение существительных. Выпишите количественное (-ые) числительное (-ые). Подчеркните антонимы.

Глупость одной м..нуты разруша..т труд мудрости потребовавш..й три года. (Вьетнамская пословица)

2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Укажите тип подчинительной связи в словосочетаниях.

Щекоч..щий лицо, звуки слыш..тся, стена руш..тся, движ..щаяся артиллерия, молния блещ..т, колыш..щиеся ветки, листья держ..тся, трепет..щие флаги, кле..т обои.

3. Спишите предложения, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите вид односоставных предложений. Сделайте морфемный разбор выделенного слова.

1) Хвалы приманч..вы как их не пожела..шь! 2) Война обездол..ла людей. 3) Давай спряч..мся за(то) дерево! 4) Из(за) простуды певец обезголос..л. 5) Толь и руб..роид кров..льные материалы которые стел..т на крыш.. домов. 6) Чуть колыш..тся камыш.. . 7) Можно наблюдать как аквар..умные рыбки меч..т икру. 8) Упуст..шь минуту потеря..шь час. 9) Разбитую жизнь не скле..шь. 10) Что вы там пиш..те?

4. Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите прилагательное в сравнительной степени. Подчеркните слово, образованное сложением.

Царь Борис умный и дальновидный властит..ль который отт..снил более родовитых бояр и захв..тил пр..стол.

5. Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Выпишите относительное местоимение. Подчеркните слово, образованное сложением.

В пяти болдинских пов..стях Пушкин являлся в роли бытописателя который изобр..жа..т совреме..ую ему жизнь обыкнове..ых людей.

6. Спишите предложение, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения, фонетический разбор выделенных слов.

(Не, ни)мог он ямба от х..рея

Как мы (не, ни)бились отличить.

              А. С. Пушкин

  Ответы:

7. Спишите предложение, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите морфологическую принадлежность служебных частей речи.

Ра(с, сс)каз о чудовище живущ..м в озере (не, ни)что иное как мес..ная легенда.

Ответ:

Рассказ о (предл.) чудовище, живущем в (предл.) озере, не (част.) что иное, как (союз) местная легенда.

8. Спишите предложение, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите морфологическую принадлежность служебных частей речи.

Как (не, ни)улыбнут..ся наблюдая за игрой м..двежат!

Ответ:

Как (част.) не (част.) улыбнуться, наблюдая за (предл.) игрой медвежат!

9. Спишите предложение, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте морфологический разбор предлогов. Подчеркните прилагательное в превосходной степени.

(В)следстви.. травмы лу..шего бомб..рдира о..борочного турнира вынужд..н, нн)ого пропустить два бл..жайших ма..ча трен..ры заменили его на молодого игрока.

Ответ:

Вследствие травмы лучшего бомбардира отборочного турнира, вынужденного пропустить два ближайших матча, тренеры заменили его на молодого игрока.

Вследствие — причинный предлог, производный, простой, относится к существительному травмы, употреблён с Р. п.

На — дополнительный предлог, обозначает замену, непроизводный, относится к существительному игрока, употреблён с В. п.

10. Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите части речи, тип односоставного предложения.

Однажды вздумал..сь друзьям

В день жаркий побр..дить по рощам по лугам

И по долам и по горам.

                          И. А. Крылов

  Ответ:

Однажды (нареч.) вздумалось (кат. сост.) друзьям (сущ.)

В (предл.) день (сущ.) жаркий (прил.) побродить (гл.) по (предл.) рощам (сущ.), по (предл.) лугам (сущ.),

И (союз) по (предл.) долам (сущ.), и (союз) по (предл.) горам (сущ.).

  И. А. Крылов

Предложение безличное.

11. Спишите предложения, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите значения частиц.

1) Что за прел..сть эти сказки! Каждая есть поэма. (А. С. Пушкин) 2) Как(бы) узнать что там делает..ся, за воротами? (Ю. Олеша) 3) (Не, ни)одному мальчику самому послушному и (не, ни)одной девочке самой вн..мательной прод..вец (не, ни)разу в жизни (не, ни)под..рил (не, ни)одного шара: (не, ни)красного (не, ни)синего (не, ни)ж..лтого. (Ю. Олеша)

Ответ:

1) Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма. (А. С. Пушкин) 2) Как бы узнать, что там делается, за воротами? (Ю. Олеша) 3) Ни одному мальчику, самому послушному, и ни одной девочке, самой внимательной, продавец ни разу в жизни не подарил ни одного шара: ни красного, ни синего, ни жёлтого. (Ю. Олеша)

Что за — восклицательная частица, выражает восхищение.

Бы — формообразующая частица, образует форму условного наклонения глагола.

Ни — смысловая частица, служит для усиления.

Не — отрицательная частица, служит для отрицания действия.

12. Спишите предложения, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите, чем являются не и ни: частицами, приставками, частями корня.

1) (Не, ни)делай ошибок. 2) Просьба была отвергнута с (не, ни)годованием. 3) (Не, ни)звука кругом. 4) Как (не, ни)старался выт..щить рыбу она сорвалась с крюч..ка. 5) (Не, ни)чему уд..влят..ся. 6) Куда (не, ни) посмотриш.. всюду степь. 7) Что(то) мне (не, ни)хорошо.

13. Спишите предложение, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения. Укажите виды причастий.

На песч..(н, нн)ой косе усе..(н,нн)ой рыб..ей ч..шуёй возвышался шалаш (з, с)дела(н, нн)ый из прутьев ивы коры и рогож…

14. Спишите предложение, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения, словообразовательный разбор выделенного слова. Укажите виды причастий.

Со всех сторон высят..ся (не, ни)пр(е, и)ступные скалы обвеш..(н, нн)ые зелёным плющ..м ж..лтые обрывы и(з, с)черче(н, нн)ые промо(е, и)нами а (в)низу Арагва тянет..ся серебря(н, нн)ой нитью.

15. Спишите предложение, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения. Подчеркните сочинительный соединительный составной союз.

Третьяковская га(л, лл)ерея (не, ни)только огромный музей с мировой извес..ностью но и крупный научный центр зан..ма..щийся хр..нением и рест..врац..ей изучением и проп..гандой музейных це(н, нн)остей.

  Ответы:

Морфологические нормы связаны.
А. с основными грамматическими категориями – рода, числа, падежа
Б с употреблением слова в соответствии с его лексическим значением
В с правилами построения предложения
Г с соблюдением норм согласования и управления
Тест 2. Найдите предложение, в котором нет нарушения морфологической
нормы.
А Свободных местов, к сожалению, нет
Б Мне бы ключ от двести семнадцатой комнаты
В Мы ехали около полторы сутки
Г По горной дороге могут ездить лишь опытные шофера
Тест 3. Найдите пару слов, соответствующую морфологическим нормам
(обе формы нормативные).
А токари – токаря
Б крейсеры – крейсера
В корректоры – корректора
Г инспекторы – инспектора
Тест 4. Какое рассуждение является верным при объяснении ошибки в
предложении: У партизанов не было иного выхода.
А Существительное партизан в родительном падеже множественного числа
имеет окончание – ов ( ср. берегов, казаков и т.д.).
Б Существительное партизан в родительном падеже множественного числа
имеет нулевое окончание (ср. много грузин, армян и т.д.).
В Существительное партизан относится к несклоняемым существительным (ср.
мадам).
Г Существительное партизан в родительном падеже множественного числа
имеет вариантное окончание –ов и нулевое окончание.
Тест 5. Какой предлог пропущен в предложении: …всем предсказаниям
синоптиков погода стояла чудесная.
А благодаря
Б согласно
В вопреки
Г навстречу
Тест 6. Укажите предложение, в котором допущена морфологическая
ошибка.
А После мытья этим шампунем волосы становятся блестящими.
Б Врач удалил болезненную мозоль.
В Лицо женщины было скрыто густой вуалью.
Г Крыша была добротно покрыта толью.
Тест 7. Не являются разными по значению словами:
А тона – тоны
Б образа – образы
В хлеба – хлебы
Г кузовы – кузова.
Тест 8. Не соответствует морфологическим нормам форма родительного
падежа множественного числа:
А апельсинов
Б башкиров
В граммов
Г зулусов
Тест 9. Род слова определен верно:
А коммюнике – существительное среднего рода
Б салями – существительное мужского рода
В пенальти – существительное среднего рода
Г кольраби – существительное мужского рода.
Тест 10. Определите пару слов, являющихся разными по значению словами:
А инспектора – инспекторы
Б ветра – ветры
В ордена – ордены
Г офицера – офицеры
Тест 11. Не относится к нарушению синтаксических норм:
А неправильный порядок слов
Б неправильное употребление деепричастных оборотов
В неправильное согласование
Г неправильное падежное окончание
Тест 12. Нарушены правила управления в словосочетании:
А адресовать письмо другу
Б уплатить за доставку
В уверенность в успехе
Г у нас в городе поставили памятник Пушкина
Тест 13. Какое рассуждение является верным при анализе предложения:
Большинство школьников успешно сдали ЕГЭ.
А Сказуемое при подлежащем, выраженном сочетанием, собирательного
существительного с существительным в родительном падеже, всегда стоит во
множественном числе.
Б Сказуемое при подлежащем, выраженном сочетанием собирательного
существительного с существительным в родительном падеже, всегда стоит в
единственном числе.
В Сказуемое ставится во множественном числе, если подлежащее выражено
сочетанием слов большинство, меньшинство с существительными в родительном
падеже и речь идет об одушевленных предметах.
Г Сказуемое при таком подлежащем может стоять как в единственном, так и во
множественном числе.
Тест 14. Найдите причину коммуникативной неудачи предложения: Мы
рады, что из-за вашего изобретения увеличилась производительность труда.
А неправильное управление
Б неправильное употребление однородных членов
В неправильное употребление производных предлогов
Г неправильный порядок слов
Тест 15. Найдите словосочетание, в котором наблюдается правильное
управление:
А характеристика студента Петрова;
Б оплатить за доставку
В поражаться талантом
Г отзыв на курсовую работу
Тест 16. Какое из значений соответствует слову ню?
А бессмыслица
Б изображение обнаженного тела
В выражение пренебрежения к чему-либо
Г выражение неудовольствия
Тест 17. Какое из значений соответствует слову цейтнот?
А неправильное решение
Б недостаток времени
В лицо, осуществляющее надзор за печатью
Г мелкая монета ряда стран

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Морфологическая ошибка в словосочетании городской такси
  • Морфологическая ошибка в словосочетании быстрая онтарио
  • Морфологическая ошибка в предложении это
  • Мортал комбат ошибка не удалось запустить приложение поскольку его
  • Морфологическая ошибка в предложении примеры