Молодой корреспондент сумел нарыть некий какая стилистическая ошибка


Подборка по базе: ПЗ 4. Организация и нормативно-правовые основы архивного дела. П, 65 — 92г Нормы расхода ГСМ..doc, М.П норматив №8 гдзс.doc, Практическая работа 1. Обновление нормативного и правового обес, Курсовая работа_МЕТОДЫ НОРМАТИВНЫХ НАБЛЮДЕНИЙ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ Н, Требование нормативно-правовых актов к проведению обязательного , ПСП норматив № 5.1 и 5.2 ..docx, шалагин на нормоконтроль.docx, Практическая работа 1. Обновление нормативного и правового обес, Мельников Ярослав 32 ЛД ЛЧМТ нормоконтроль.doc


Нарушение стилистических норм.

Упражнение. Найдите примеры нарушения стилистической сочетаемости. В каких случаях это стилистическая ошибка, а в каких – стилистический прием?

  1. В нашей группе есть ещё такие студенты, которые запросто (неоправданное использование сниженной разговорной лексики) могут пропустить не только лекции, но и практические занятия, ссылаясь на свою перегруженность. Конечно, сейчас всем приходится крутиться (неоправданное использование сниженной разговорной лексики), подрабатывать. Но это не освобождает нас от необходимости вовремя сдавать зачёты, получать удовлетворительные и хорошие оценки на экзаменах. В свете вышеуказанного (неоправданное использование канцелярита) посмотрите вовнутрь (неоправданное использование просторечной лексики) себя, и вы поймёте, что я затронул нашу насущную проблему.
  2. Я очень люблю наблюдать, как безмятежно спит мой котёнок под лучами тёплого солнышка, свернувшись малюсеньким клубочком на подоконнике (неоправданное использование экспрессивных средств). И я решила наречь (неоправданное использование устаревшей книжной лексики) его Солнышком.
  3. Совсем молодым человеком я испытал потрясение, прочитав стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом…». Это было в 1946 году. Позади война, огонь и пепел, гибель друзей и товарищей (тавтология). А живые строки эти звучат и поныне, звучат в моей памяти, как завещание неизвестного солдата, к чьей могиле у Кремлёвской стены мы несём цветы, и куда идут юные пары в день бракосочетания (неоправданное использование лексики официально-делового стиля), чтобы почтить память отцов и дедов своих, сложивших головы за Отечество.
  4. Павел решил разыскать тех, кто в пламенные годы войны вместе с оккупантами творил свои грязные дела на территории Украины (неуместное использование экспрессивной лексики публицистического стиля).
  5. Словно сговорились молодые поэты бухаться на колени (оправданное использование сниженной разговорной лексики для создания иронии) перед родниками и речками своего детства, иначе говоря, припадать к истокам (оправданное использование поэтизмов для создания иронии). Так и видишь здоровых молодых людей, которые вдруг хлопаются на землю (оправданное использование сниженной разговорной лексики для создания иронии) и начинают наперебой хвастать своей облегчённой любовью к родным купелям (оправданное использование поэтизма для создания иронии), криницам, сажалкам, бочагам, старицам (оправданное использование диалектизмов для создания иронии).
  6. Меня возмущает повсеместная грубость наших пассажиров. Многие запросто могут толкнуть убелённого сединами пенсионера (неуместное сочетание просторечной и книжной лексики). А можно вежливо спросить: «Вы не вылазите (неуместное использования просторечной лексики) на следующей остановке?»
  7. На одном из Канарских островов я чаял лицезреть (неоправданное использование книжной устаревшей лексики) аборигенов, от которых пошло великое разнообразие ныне существующих (неоправданное использование книжной лексики, многословие) канареек.
  8. Серёжка возомнил себя самым умным и дружит теперь только со всякой шпаной (неуместное сочетание книжной и просторечной лексики).
  9. Давно уже пора организовать учёт средств в ЖСК по науке, а не как бог на душу положит (неуместное использование сниженных разговорных элементов).
  10. Нашей команде не впервой нагонять упущенное. Хотя при такой игре на это навряд ли стоит надеяться. Опять же защита у нас хромает. Пора по-серьёзному отнестись к физической подготовке каждого члена команды (неуместное использование сниженных разговорных и просторечных слов)
  11. В этом году театр намерен показать три новые (плеоназм) премьеры.
  12. Любителей природы всегда восхищали птичьи трели в наших лесах. Но достаточно ли мы печёмся о пернатых наших (неправильный порядок слов) друзьях? В мероприятиях по дичеразведению важное значение имеют работы по охране птиц в период их размножения (многословие: использование универсальных слов; неоправданное употребление канцелярита). Поэтому общество охотников проводит работу по истреблению (неоправданное употребление канцелярита) хищных птиц и зверей.
  13. Наконец наступила долгожданная весна, звенят ручьи, на улицах проводятся весенние работы, повсюду произведена подрезка зелёных насаждений (многословие: использование универсальных слов, неоправданное употребление канцелярита).
  14. В дивизии давно слышали о новых снайперских винтовках, но так и не смогли их заполучить (неоправданное использование просторечной лексики).
  15. С августа месяца (плеоназм) по сентябрь месяц (плеоназм, повтор) нашим управлением проложено пятьдесят километров газопровода.
  16. Мы предлагаем внести в проект некоторые коррективы и поправки (тавтология).
  17. Обо всех своих репрессированных родственниках я прямо рассказал в своей (плеоназм) автобиографии.
  18. Это первый (плеоназм) дебют молодой актрисы на сцене прославленного театра.
  19. Красив рабочий, управляющий станком, строитель, орудующий (неоправданное использование разговорной лексики) краном, тракторист, поднимающий жирные пласты земли (неоправданное использование экспрессивных штампов).
  20. На объекте работали укрупнённые бригады. Так был обретён новый (плеоназм) опыт работы (повтор однокоренных слов) крупных (повтор однокоренных слов) коллективов.
  21. Вот и сейчас, в морозные, студёные (тавтология) дни, фермеры вершат своё благородное дело (неоправданное использование экспрессивных штампов).
  22. Это достаточно надёжный плацдарм для движения к глубинным резервам экономики России (многословие, неоправданное использование экспрессивных штампов).
  23. Проводится огораживание посадок (многословие, неоправданное использование канцелярита) до того времени, когда верхушки деревьев выходят за пределы досягаемости (многословие, неоправданное использование канцелярита) мордой зверя (плеоназм, неудачное слово: зверь именует только диких животных).
  24. Почти на каждой остановке водитель предупреждает: «Во избежание падения при резком торможении просьба держаться за поручни» (многословие, канцелярит).
  25. Деревья, кусты, цветники и газоны не только украшают нашу жизнь, но и делают огромную полезную работу (многословие, неоправданное использование канцелярита): фильтруют воздух, собирая на листьях пыль, выделяют фитонциды, убивающие вредных микробов, смягчают температурный режим (неуместное использование элементов научного стиля).
  26. Новое здание университета окрашено в колер (плеоназм) жёлтого цвета.
  27. До школы нас проводили вездесущие местные (плеоназм) аборигены – сельские мальчишки.
  28. Из детских садиков (неоправданное использование разговорной лексики), расположенных на улице Раунас в домах №35 и 37, стали поступать сигналы (канцелярит) о том, что эти очаги воспитания подрастающего поколения подвергаются набегам со стороны любителей спиртного (употребление экспрессивных штампов, многословие).
  29. Мюнхен не ходит на теннис, а балдеет (неоправданное использование жаргонизма) от футбола.
  30. Над жителями Камчатки постоянно висит дамоклов меч устрашения в ожидании (плеоназм) землетрясения.
  31. Предполагаемый район лесозаготовок изобиловал болотами, несметным (неоправданное использование книжной экспрессивной лексики) количеством комаров.
  32. Молодой корреспондент сумел нарыть некий компромат на верхушку (неоправданное использование жаргонной и разговорной лексики) министерства. Коллеги считают, что он поплатился именно за это.
  33. В прошедшие дни прошли (повтор однокоренных слов) снегопады, и погодные условия при нынешней гонке создали дополнительные трудности при проведении нынешней гонки (многословие; повтор словосочетания).
  34. Пока не ясно, кто из соперников станет нашим основным конкурентом (тавтология). Продолжительность процесса плавки всего пару часов.
  35. В центре города планируется сохранить существующую (плеоназм) поныне сосновую рощу.
  36. Городской парк, в котором так любили гулять местные жители, превратился постепенно в площадку для выгула крупного рогатого скота (плеоназм).
  37. Вследствие того что ответственный редактор сборника был переведен на другую должность, необходимо, чтобы пришел в состав редколлегии новый редактор (неправильный порядок слов).
  38. Правительство в это трудное и нелёгкое (плеоназм) время должно представлять собой монолит.
  39. Толпа тотчас (плеоназм) кинулась выкрикивать лозунги в поддержку кандидата.
  40. Ещё четырнадцатилетним подростком (плеоназм) депутат от ЛДПР совершил свой первый смелый поступок.
  41. От Пушкина в Михайловском сохранилась целая библиотека (плеоназм) из потрепанных книжонок и старинных фолиантов.
  42. Осенний парк кажется грустным и пессимистическим (тавтология).
  43. Андрей Болконский – человек с передовыми взглядами. Светское общество ему не ровня.
  44. Это гениальнейшее произведение, изображающее лучших людей того времени, посвятивших свою жизнь борьбе за светлое будущее человечества.

Стилистические ошибки и их типы

Упражнение 92. Распределите приведённые ниже словосочетания и предложения по группам в зависимости от того, к какому стилю они относятся.

Социальные процессы, представить объяснительную записку, вещество самопроизвольно загрязняется, математическая обработка данных, впечатляющий форум, давить на нервы, настоящим подтверждаю, характеристика прилагается, величественное сооружение, борьба за равноправие, статистические данные, Пенсионный фонд России, купить тушёнку, вопить без остановки, шахтёрская столица края, ранняя диагностика рака, геном человека, найти отклик в душах людей.

Упражнение 93. Докажите, что данные словосочетания содержат плеоназмы. Проверьте значение слов по толковым словарям.

Автобиография жизни, большой контраст, ввести новое понятие, ввести в строй действующих, ведущий лидер, внутренний интерьер, возвратиться назад, временной цейтнот, главная суть, громкие рыдания, громко воскликнуть, движущий лейтмотив, демобилизация из армии, жестикулировать руками, колер синего цвета, коллега по профессии, ландшафт местности, мемориал памяти, местные аборигены, мизерные мелочи, народный фольклор, необычный феномен, огромная махина, ответная контратака, патриот своей родины, первое боевое крещение, передовой авангард, период времени, постоянные еженедельные обзоры, прогрессировать вперёд, свободная вакансия, странный парадокс, хронометраж времени, повседневная обыденность, бесполезно пропадать, простаивать без дела, предчувствовать заранее, ценные сокровища, тёмный мрак, вернуться вспять.

Упражнение 94. Объясните, почему выделенные слова являются лишними в следующих контекстах.

1. Знаменитый режиссёр поделился со зрителями своими планами на будущее. 2. Толпа людей ворвалась на территорию предприятия. 3. Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством. 4. Минувшей осенью прошлого года никому не известный пловец из Голландии завоевал первенство, победив сильнейших асов водной дорожки. 5. До отхода поезда остался всего час времени. 6. Юные спортсменки выглядели как настоящие изящные грации и, конечно, переживали и волновались, ведь уже через день – их первое боевое крещение. 7. Если не принять срочных мер, то все усилия хлеборобов пропадут напрасно и весь урожай будет погублен зря. 8. Демобилизовавшись из армии, Сергей Лунев решил вернуться на завод. 9. Понадеявшись на русский авось, штукатур не закрепил как следует люльку и упал вниз с высоты третьего этажа. 10. О новых маршрутах движения автобусов и будущих перспективах автопарка города в целом расскажет наш сегодняшний гость, директор СПАТП-4. 11. Более 50% комбайнов простаивают без дела из-за отсутствия денег на бензин. В кассе совхоза – не более тысячи рублей денег. 12. Я пока так и не решил, как соединить между собой любовь к музыке и увлечение компьютером. 13. Гениальный актёр не любил броских эффектов ни на сцене, ни в жизни. 14. До сих пор нет единого прейскуранта цен на энергоресурсы. 15. Огромный ущерб заводу наносят брак продукции и непроизводительные расходы. 16. Промышленная индустрия начала развиваться в регионе уже в ХVIII веке. 17. Продолжительность процесса плавки длится более трёх часов времени. 18. В центре города сохранится существующая сосновая роща. 19. Заброшенный парк превратился постепенно в пастбище для скота. 20. Поскольку ответственный редактор сборника умер, необходимо ввести в состав редколлегии нового редактора из ныне живущих. 21. Правительство в это трудное и нелёгкое время должно представлять собой единый монолит. 22. Толпа быстро кинулась на Шабашкина. 23. Ещё юным подростком он совершил смелый поступок. 24. У него в Михайловском была целая библиотека книг. 25. Осенний парк кажется грустным и печальным.

Упражнение 95. Укажите разные виды речевой избыточности (повторение слов, тавтология, плеоназмы, универсальные слова, расщепление сказуемого и т.д… Отредактируйте предложения.

1. Сегодня у нас в гостях гость из солнечной Грузии. 2. Хочу коснуться ещё одного момента, касающегося доверия избирателей: предпринимаемые нами меры ни в коей мере не должны подрывать доверие к государственным учреждениям. 3. На совещании обсуждались вопросы и проблемы, связанные с началом отопительного сезона. Чтобы включить отопление, предстоит ликвидировать многочисленные дефекты и недостатки. Когда окончательно будет закончен ремонт, никто не знает. 4. Резервы и возможности у коллектива есть. Только надо правильно организовать работу, принять правильные меры в деле улучшения использования автопарка. Надо следить и проверять, как расходуются выделенные средства. 5. Мы не устраиваем каких-то всенародных соревнований на лучшего аса шофёрского дела. 6. Возникает необходимость принятия мер в деле распространения апробированного и одобренного передового опыта. 7. Открытие вернисажа намечено на конец сентября месяца. 8. Стихийные забастовки, буквально всколыхнувшие Приморский край, могут обернуться серьёзными потерями для экономики края. 9. В области сложилась сложная ситуация с водоснабжением населения области. 10. Наличие неисчерпаемых запасов природных ресурсов в регионе расхолаживает многих чиновников регионального уровня. 11. Всем участникам семинара организаторы подарили сувениры на память. 12. В текущем году цветение будет протекать на этих побегах цветов. 13. Когда люди сотрудничают и вместе работают, они должны взаимно уважать друг друга, быть взаимно внимательными, предупредительными, чуткими. 14. Пассажиры, проезжающие по проездным билетам, оплачивают стоимость провоза каждого места багажа на общих основаниях. 15. От непогашенной сигареты возникло пламя загорания бумажной макулатуры, что и стало источником пожара. 16. При прежнем директоре завод простаивал, рабочих постоянно увольняли, а сейчас производство растёт, и уже появились свободные вакансии. 17. Чётко и организованно работают все бригады, в срок выполняя все ремонтные работы по ремонту видеотехники. 18. Загрязнение атмосферного воздуха – животрепещущая и актуальная проблема нашего современного века. 19. На словах все поддерживают старых ветеранов, а на деле – хотят лишить их последних льгот. 20. Он не мог оставаться в стороне от семейных конфликтов, как муж женщины и отец детей. 21. Граждане пешеходы! Переходите улицу только по пешеходным переходам! 22. Машинный парк обновился новыми машинами. 23. Мёртвый труп лежал без движения и не проявлял признаков жизни. 24. Истец доказывает свою правоту бездоказательными доказательствами. 25. Разрешите спросить вопрос моему уважаемому оппоненту: «Тогда почему рост преступности в районе вырос? Может быть, следует умножить усилия во много раз?» 26. Командир облокотился локтем на стол.

Упражнение 96. Найдите примеры неоправданного использования штампов и экспрессивных средств, немотивированного употребления нелитературной лексики, смешения разностильной лексики и т.д. Где данные недочёты используются как стилистический приём? Всегда ли этот приём кажется Вам оправданным?

1. В нашей группе есть ещё такие студенты, которые запросто могут пропустить не только лекции, но и практические занятия, ссылаясь на свою перегруженность. Конечно, сейчас всем приходится крутиться, подрабатывать. Но это не освобождает нас от необходимости вовремя сдавать зачёты, получать удовлетворительные и хорошие оценки на экзаменах. В свете вышеуказанного посмотрите вовнутрь себя, и вы поймёте, что я затронул нашу насущную проблему. 2. Я очень люблю наблюдать, как безмятежно спит мой котёнок под лучами тёплого солнышка, свернувшись малюсеньким клубочком на подоконнике. И я решила наречь его Солнышком. 3. Совсем молодым человеком я испытал потрясение, прочитав стихотворение Твардовского «Я убит подо Ржевом…». Это было в 1946 году. Позади война, огонь и пепел, гибель друзей и товарищей. А живые строки эти звучат и поныне, звучат в моей памяти, как завещание неизвестного солдата, к чьей могиле у Кремлёвской стены мы несём цветы, и куда идут юные пары в день бракосочетания, чтобы почтить память отцов и дедов своих, сложивших головы за Отечество. 4. Павел решил разыскать тех, кто в пламенные годы войны вместе с оккупантами творил свои грязные дела на территории Украины. 5. Словно сговорились молодые поэты бухаться на колени перед родниками и речками своего детства, иначе говоря, припадать к истокам. Так и видишь здоровых молодых людей, которые вдруг хлопаются на землю и начинают наперебой хвастать своей облегчённой любовью к родным купелям, криницам, сажалкам, бочагам, старицам. 6. Меня возмущает повсеместная грубость наших пассажиров. Многие запросто могут толкнуть убелённого сединами пенсионера. А можно вежливо спросить: «Вы не вылазите на следующей остановке?» 7. На одном из Канарских островов я чаял лицезреть аборигенов, от которых пошло великое разнообразие ныне существующих канареек. 8. Серёжка возомнил себя самым умным и дружит теперь только со всякой шпаной. 9. Давно уже пора организовать учёт средств в ЖСК по науке, а не как бог на душу положит. 10. Нашей команде не впервой нагонять упущенное. Хотя при такой игре на это навряд ли стоит надеяться. Опять же защита у нас хромает. Пора по-серьёзному отнестись к физической подготовке каждого члена команды.

Упражнение 97. Прочитайте отрывки из школьных сочинений. Выделите стилистические ошибки. Дайте обоснованную характеристику этих ошибок.

1. Природа с восторгом восприняла известие, что князь Игорь бежал из плена. 2. Если погрузиться вовнутрь текста, то сразу проникаешься теми же чувствами, что и поэт. 3. Болконский храбро сражался на войне, согласно желанию отца. 4. Мы счастливы, что можем свободно петь, веселиться, писать, считать. 5. В. Маяковский в своих произведениях говорит о тружениках, своим трудом преобразующих планету. 6. Каждый человек хочет быть бесстрашным гражданином своей Отчизны. 7. Пусть всегда зеленеют поля и леса и никогда не зеленеют мундиры фашистских захватчиков. 8. Народ, движение масс – вот локомотив истории, и лучше встать на подножку этого локомотива, чем соваться под колёса. 9. Софья своими опустошительными войнами совсем опустошила свою страну. 10. Тысячи комсомольцев, работая в далёкой Сибири на строительстве Байкало-Амурской магистрали, успешно закончат начатое Павлом строительство узкоколейки. 11. Жадность, накопительство настолько разложили Плюшкина, что хочется вымыть руки после того, как прочитал о нём. 12. А.М. Горький написал свой роман Горького «Мать». 13. Герой романа знал, что ценой своей жизни спасает жизнь своим сослуживцам. 14. Отец попытался выбиться из нужды, даже заимел киоск, но вскоре его продал. 15. Не только в те годы, но и сейчас «Как закалялась сталь» Н. Островского пользуется большим спросом у населения. 16. В 1812 году партизанами руководили Денисов, Долохов и другие товарищи. 17. Будут у нас и новые дороги, и новый клуб, и дома большие, чистые, и вода горячая, и другие удобства. 18. А.П. Чехов в пьесе «Вишнёвый сад» показал не только людей двух разных классов, но и новых, посредством которых писатель обличал существующий строй. 19. В романе с большой обличительной силой раскрыто растлевающее влияние на человека крепостничества. 20. Мать решила презентовать сыну старый отцовский пиджак. 21. Печорин, бросившись догонять Веру, загоняет лошадь. 22. Павел ещё пуще сплачивает друзей. 23. Шабашкина не мучила своя собственная совесть. 24. Все помещики – «мёртвые души», поэтому за них начинают говорить неодушевлённые предметы – лицо, внутренний интерьер, усадьба. 25. Герой целеустремлённо стремится к своей намеченной цели. 26. В ледяной холод и стужу Павел работает на этой стройке узкоколейки. 27. Жители города Калинова живут однообразной, безрадостной жизнью… Катерина заранее предчувствует свою гибель. Она не может возвратиться обратно в дом Кабановых и лучше предпочитает гибель повседневной обыденности безрадостной и тоскливой жизни, в которой бесполезно пропадают все благородные порывы её возвышенной души. 28. Наружная внешность героини достаточно привлекательна. 29. Мама попросила купить булку хлеба и молока, а я все деньги потратил на пирожные.

Упражнение 98. Прочитайте отрывки из газет, публичных выступлений и других жанров публицистического стиля. Выделите стилистические ошибки. Дайте обоснованную характеристику этих ошибок.

1. В этом году театр намерен показать три новые премьеры. 2. Любителей природы всегда восхищали птичьи трели в наших лесах. Но достаточно ли мы печёмся о пернатых наших друзьях? В мероприятиях по дичеразведению важное значение имеют работы по охране птиц в период их размножения. Поэтому общество охотников проводит работу по истреблению хищных птиц и зверей. 3. Наконец наступила долгожданная весна, звенят ручьи, на улицах проводятся весенние работы, повсюду произведена подрезка зелёных насаждений. 4. В дивизии давно слышали о новых снайперских винтовках, но так и не смогли их заполучить. 5. С августа месяца по сентябрь месяц нашим управлением проложено пятьдесят километров газопровода. 6. Мы предлагаем внести в проект некоторые коррективы и поправки. 7. Обо всех своих репрессированных родственниках я прямо рассказал в своей автобиографии. 8. Это первый дебют молодой актрисы на сцене прославленного театра. 9. Красив рабочий, управляющий станком, строитель, орудующий краном, тракторист, поднимающий жирные пласты земли. 10. На объекте работали укрупнённые бригады. Так был обретён новый опыт работы крупных коллективов. 11. Вот и сейчас, в морозные, студёные дни, фермеры вершат свое благородное дело. 12. Это достаточно надёжный плацдарм для движения к глубинным резервам экономики России. 13. Проводится огораживание посадок до того времени, когда верхушки деревьев выходят за пределы досягаемости мордой зверя. 14. Почти на каждой остановке водитель предупреждает: «Во избежание падения при резком торможении просьба держаться за поручни». 15. Деревья, кусты, цветники и газоны не только украшают нашу жизнь, но и делают огромную полезную работу: фильтруют воздух, собирая на листьях пыль, выделяют фитонциды, убивающие вредных микробов, смягчают температурный режим. 16. Новое здание университета окрашено в колер жёлтого цвета. 17. До школы нас проводили вездесущие местные аборигены – сельские мальчишки. 18. Из детских садиков, расположенных на улице Раунас в домах №35 и 37, стали поступать сигналы о том, что эти очаги воспитания подрастающего поколения подвергаются набегам со стороны любителей спиртного. 19. Мюнхен не ходит на теннис, а балдеет от футбола. 20. Над жителями Камчатки постоянно висит дамоклов меч устрашения в ожидании землетрясения. 21. Предполагаемый район лесозаготовок изобиловал болотами, несметным количеством комаров. 22. Молодой корреспондент сумел нарыть некий компромат на верхушку министерства. Коллеги считают, что он поплатился именно за это. 23. В прошедшие дни прошли снегопады, и погодные условия при нынешней гонке создали дополнительные трудности при проведении нынешней гонки. 24. Пока не ясно, кто из соперников станет нашим основным конкурентом.

Урок в рамках подготовки к ЕГЭ
по русскому языку

«Речевая культура. Виды
речевых ошибок»

Цель:

-способствовать развитию речи
учащихся, формированию у них коммуникативной компетенции

Задачи:

-привлечь внимание учащихся к
современной речи

-познакомить с языковыми
речевыми нормами

-расширить представления о
богатстве и многообразии выразительных средств русского языка

Ход урока

1.Стадия вызова:

-Напишите слово «речь». Запишите
ассоциации к слову. Дайте определение в произвольной форме. Подберите
однокоренные слова.

-Проверим значение слова «Речь»
по словарю Т. Ефремовой:

Речь — 1. Способность выражать
мысль словами; умение говорить.
2. Язык в момент произношения слов; звучащий язык.
3. Характер произношения или произнесения.
4. Тот или иной вид, стиль языка. // Свойственный кому-л. язык, чья-л. манера
говорить.
5. То, что говорят; слова, разговор.
6. разг. Разговор, беседа, рассуждение.
7. Публичное выступление по какому-л. поводу. // Текст такого публичного
выступления

-Охарактеризуйте свою речь. С
какими проблемами вы чаще всего сталкиваетесь, выстраивая речевую конструкцию?

-С древних времен люди ценили
красноречие, т.е. способность выражать свои мысли и чувства на письме или на
словах правильно, ясно и сообразно с целью говорящего или пишущего. Древние под
именем красноречия разумели искусство оратора.

-Что же необходимо человеку для
овладения таким искусством?

2. Новый материал

-Сегодня мы остановимся на
наиболее распространенных ошибках и будем учиться избегать их в устной и письменной
речи.

·        
1) Слайд: Какая речевая ошибка допущена?
Попробуйте ее устранить
: хронометраж
времени, прейскурант цен, первый лидер, странный парадокс, главная суть, рыбная
уха, падает книзу, впервые знакомиться, чрезвычайно громадный, очень крохотный,
несколько побыстрее, лично я, свободные вакансии

Итак, перед вами Плеоназм (от греч. pleonasmos —
излишество) — употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних
слов. Плеонастической является речь, в которой неоднократно повторяется одна и
та же мысль, выраженная с помощью различных языковых средств (речевое «топтание
на месте»).

2) Слайд: Исправьте ошибки: воедино
соединить, станцевать танец, по-спортивному относиться к спорту, подтвердить
утверждение

Такой вид ошибки называется Тавтологией
(разновидность плеоназма) — это повторение
однокоренных или близких по значению слов без уточнения или изменения смысла.

3) Слайд: Какая ошибка допущена?
Попробуйте ее устранить: На конкурс «Мисс Россия» семь лет назад в качестве
претенденток привалили все, кто считался первой красавицей двора. В результате
эксперимента на стенках колбы появляются капелюшечки воды.

Перед вами Стилистические
ошибки
— смешение слов разных стилей (например, разговорного и научного)

4) Слайд: Какая ошибка допущена? Попробуйте ее устранить:
Мы прогуливались неподалеку от лесного массива. Ухаживая за растением, ежедневно производите его
поливку. Падение сосулек с крыш имеют место
быть весной. В браке заключается отрицательная
сторона в деятельности предприятия. По
окончании ознакомления с достопримечательностями туристам было разрешено их
фотографирование.

Перед вами еще одно нарушение
стилистической нормы — Канцеляризм — слово или оборот речи,
характерное для стиля деловых бумаг и документов (официально-деловая речь).
Документы, акты, заявления, справки, доверенности пишутся согласно принятой
форме, вследствие чего официальные формулы и необходимые штампы деловой речи
иногда переходят в разговорный и литературный язык.

Минута смеха – Русские писатели нередко пародировали слог,
«украшенный» такими канцеляризмами: Дело об изгрызении плана оного мышами
(Герц.); Дело о влетении и разбитии стекол вороною (Пис.); Объявив вдове
Ваниной о неприлеплении ею шестидесятикопеечной марки… (Ч.)

А вот пародия Михаила
Жванецкого: Постановление по дальнейшему углублению расширения конструктивных
мер, принятых в результате консолидации по улучшению состояния всемерного
взаимодействия всех структур консервации и обеспечения еще большей активизации
наказа трудящихся всех масс на основе ротационного приоритета будущей
нормализации отношений тех же трудящихся по их же наказу.

5) Слайд: Стремясь
писать и говорить красиво, но, не умея пользоваться
изобразительно-выразительными средствами языка, некоторые говорящие и пишущие
строят цветистые фразы, засоряют речь языковыми штампами, трафаретными словами,
так в речи появляются – амплификации, т.е. нагромождение излишних
«красивостей»: «В романе с исключительной выпуклостью
выступает единство формы и содержания». «Катерина — чистое, небесное
создание, хрупкий цветок, выросший в могильном холоде дома Кабанихи».
«Павел Власов — орел с могучим размахом крыльев, принесший факел счастья
людям, открывший им глаза на окружающий мир».

6) Как ни странно, нередко в речи
встречаются ошибки, связанные с неправильным употреблением антонимов:

Слайд: Найдите ошибки и исправьте
их.

Старожилами должны стать
молодые интеллигенты – врачи, инженеры, учителя, артисты.

В вашем предложении нет умных
идей, кроме глупых.

Герой мыслит и действует
логически, а героиня – эмоционально.

К столу подошли две женщины:
одна рыжеволосая, другая в сером костюме.

Неболтливый, но и
неразговорчивый, мой друг всегда найдёт для меня слова поддержки.

Петров был наказан по
результатам ревизии выговором и премией.

При достаточно высоких
минусовых температурах тяжело дышать не только людям, но и животным.

Вот здесь в первом ряду сидит
молодой человек довольно преклонного возраста.

7) К наиболее частым ошибкам
можно отнести неправильное употребление паронимов, то есть слов, сходных
по форме, но различающихся по смыслу.

Слайд: Попробуем исправить
ошибки:

Всё это требует от пешеходов
особенного внимания.

Государственная аппаратура
слишком неповоротлива.

Верующие с волнением ждали
этой встречи с метрополитеном.

Пётр вернулся и спокойно
уснул, как неповинный ребёнок.

Дебоширы оскорбляют ни в чём
невинных граждан.

После затяжного вздоха и
выдоха проверьте пульс.

Мой брат получил на войне
тяжелую конфузию.

3. Закрепление
нового материала:

А) Укажите тип ошибки и устраните ее.
Значение неизвестных вам слов проверяйте по словарю (*класс делится на две
команды):

·        
1 команда: Автобиография
жизни, большой контраст, ведущий лидер, внутренний интерьер, временной цейтнот,
движущий лейтмотив, жестикулировать руками, колер синего цвета, коллега по
профессии, ландшафт местности, мемориал памяти, местные аборигены

·        
2 команда: Народный
фольклор, необычный феномен, ответная контратака, передовой авангард, период
времени, повседневная обыденность, бесполезно пропадать, простаивать без дела,
предчувствовать заранее, ценные сокровища, вернуться вспять, мизерные мелочи

·        
Б) Исправьте речевые ошибки:

·        
Над жителями Камчатки
постоянно висит дамоклов меч устрашения в ожидании землетрясения.

·        
Предполагаемый район
лесозаготовок изобиловал болотами, несметным количеством комаров.

·        
Молодой корреспондент сумел
нарыть некий компромат на верхушку министерства.

·        
В прошедшие дни прошли
снегопады, и погодные условия при нынешней гонке создали дополнительные
трудности при проведении нынешней гонки.

·        
Почти на каждой остановке
водитель предупреждает: «Во избежание падения при резком торможении просьба
держаться за поручни».

4.Подведение
итогов
: Культура речи —
часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит или пишет, можно
судить об уровне его духовного развития, его внутренней
культуры. Развивайтесь, и пусть с вами развивается ваша речь.

5.Задание
на дом
: Найти в различных источниках информации (газетах, журналах,
выступлениях политиков) примеры нарушения речевых норм (10 примеров с точным
указанием источника и типа ошибки)

Учебник по Русскому языку. 10 клас. Баландина — Новая программа

Этот учебник можно скачать в PDF формате на сайте тут.

§ 7, 8. Понятие о стилистической норме

39. Рассмотрите иллюстрации. Определите, какой стиль речи используют собеседники. Какие стили в данной ситуации общения неуместны? Как неудачный выбор стиля речи сказывается на эффективности общения?

Совокупность языковых правил, закрепленных в процессе коммуникации, называется языковой нормой.

Существуют нормы:

— лексические (обеспечивают правильность выбора слов);

— орфоэпические (описывают правильное произношение слов, ударение);

— орфографические и пунктуационные (закрепляют единообразие передачи речи на письме);

— морфологические (определяют правильное употребление тех или иных форм слова или частей речи);

— синтаксические (регламентируют правильное построение словосочетаний и предложений).

Стилистическая норма предполагает:

— уместное употребление языковых средств в определенных ситуациях и сферах общения;

— требование ясности, точности, краткости, богатства и выразительности речи.

40. Определите, в чем состоит стилистическая нелепость данного выражения. Какая норма — языковая или стилистическая — нарушена?

А Из инструкции.

Придя на свое тепленькое местечко и усевшись на свой скрипучий стулишко, вахтер обязан сверкнуть глазами во все стороны!..

Б Из личного письма.

Нижеследующим уведомляю гражданку Сидорову, что вот уже вторую неделю я испытываю любовное томление!..

(Из статьи В. Солоухина «Океан родной речи»)

Соблюдение орфоэпических, орфографических, пунктуационных и др. норм не гарантирует высокой культуры речи. Культура речи дается труднее. Овладеть образцовой речью — значит не допускать стилистических ошибок.

Среди стилистических ошибок наиболее распространены следующие:

Тип ошибки

Примеры

Немотивированное использование стилистически окрашенных средств (эпитетов, сравнений и др.)

Молодая, победоносная и грохочущая поэзия очень впечатляет.

Перенос разговорных слов в книжные стили и, наоборот, книжных слов в разговорный стиль

Собрано три тонны картошки. (Из официального отчета)

Нарушение функционально-стилевой целостности произведения

Тема сочинения требует эмоционального изложения, а воплощена в тексте научном или канцелярском.

Смешение стилевых черт украинского и русского языка

Очи героини рассказа были очень выразительны.

Плеоназм (избыточность смысла выражения)

Режиссер поделился со зрителями своими планами на будущее.

41. Найдите ошибки, связанные с избыточностью смысла выражения (плеоназмом).

Представить объяснительную записку, большой контраст, ведущий лидер, вещество самопроизвольно загрязняется, настоящим подтверждаю, характеристика прилагается, главная суть, величественное сооружение, мемориал памяти, борьба за равноправие, народный фольклор, статистические данные, патриот своей родины, найти отклик в душах людей.

42. Определите стилистическую окраску слов. В каких стилях их использование будет уместным?

43. Определите средство создания комического. Подумайте, в каких случаях писатели прибегают к подобным приемам.

1. Без какового соглашения оная свинья никоим бы образом не могла быть допущенною к утащению бумаги. (Н. Гоголь) 2. Равным образом воспрещается выколотье глаза, откушение носа… отнятие головы… (М. Салтыков-Щедрин) 3. …влетение и разбитие стекол вороною… (А. Писемский) 4. Умерщвление произошло по причине утонутия. (А. Чехов) 5. Драка есть такое состояние, субъект которого, выходя из границ объективности, совершает вторжение в область охраняемых государством объективных прав личности, стремясь нарушить цельность ее физических покровов. (А. Кони)

Полминутки для шутки

Внимание!

Розжиг костров, выгул собак, отлов рыбы и отстрел дичи, выпас и выгон скота, а главное, загляд и залаз в дупла с выкуром оттуда пчел и распробом меда запрещен и прекращен.

(По А. Кнышеву)

44. Обоснуйте справедливость высказанного мнения. Приведите примеры из собственного жизненного опыта.

Ошибки бывают полезными лишь тем, что веселят читателя. (К. Чапек)

Повторяем изученное

45. Выполните тестовые задания.

1. Укажите причину ошибки.

Титанические усилия учителей принесли свои плоды: успеваемость учеников явно возросла в прошлом году.

А нарушение морфологических норм

Б нарушение орфографических норм

В нарушение стилистических норм

Г нарушение синтаксических норм

2. Укажите причину ошибки.

Я очень люблю наблюдать, как безмятежно спит мой котенок под лучами теплого солнышка, свернувшись малюсеньким клубочком на подоконнике.

А немотивированное использование стилистически окрашенных средств (эпитетов, сравнений)

Б перенос разговорных слов в книжные стили или наоборот

В нарушение функционально-стилевой целостности

Г плеоназм

3. Укажите предложение, содержащее смысловое излишество.

А Пришла весна, и прилетели птицы.

Б Прилетели пернатые птицы.

В В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

Г Чтобы быть грамотным и обладать большим запасом слов, надо много читать.

Домашнее задание

46. Выберите посильное задание и выполните его.

А Редактирование. Определите, чем вызвано нарушение стилистической нормы. Устраните недочеты.

1. Меня возмущает повсеместная грубость наших пассажиров. Многие запросто могут толкнуть убелённого сединами пенсионера. А можно вежливо спросить: «Вы не сходите на следующей остановке?» 2. Отец попытался выбиться из нужды, даже заимел киоск, но вскоре его продал. 3. В романе с большой обличительной силой раскрыто растлевающее влияние на человека крепостничества. 4. Его не мучила своя собственная совесть. 5. Наконец наступила долгожданная весна, звенят ручьи, на улицах проводятся весенние работы, повсюду произведена подрезка зеленых насаждений. 6. Молодой корреспондент сумел нарыть некий компромат на верхушку министерства.

Б Ознакомьтесь с пословицами. Определите, какая тема их объединяет. Напишите, в каких ситуациях употребление пословиц будет уместным.

1. Тот не ошибается, кто ничего не делает. 2. Конь о четырех ногах, да спотыкается. 3. И на старуху бывает проруха. 4. Кто воду носит, тот и кувшин ломает. 5. Ошибка в фальшь не ставится.



Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Молодой как я или моложе они сделали ошибку
  • Молодой депутат сумел сыскать доверие горожан лексические ошибки
  • Молодежь получают знания какая ошибка
  • Молодежь любит и интересуется музыкой какая ошибка
  • Молодежь любит и интересуется музыкой где ошибка