Мой сосед молодой и очень образован ошибка

Опрос на уроках русского языка

   Контроль знаний является одним из
важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь,
позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного
материала. Систематический учет знаний школьников помогает своевременно
обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании,
обобщении и систематизации знаний и действий, применении их на практике, а
также соответственно корректировать деятельность учащихся. Учитель при этом
получает обратную информацию о ходе процесса усвоения знаний и о его
результатах и соответствующим образом вмешивается в процесс: дает
индивидуальные задания учащимся, дополнительно объясняет, приводит
вспомогательные примеры и т.д.

   Контроль результатов учебной
деятельности не только дает возможность учителю установить, что усвоили
ученики, какими умениями они овладели, чтобы в процессе дальнейшей
познавательной деятельности опираться на приобретенные знания, но и
зафиксировать пробелы в знаниях и наметить рациональные пути их устранения с
учетом индивидуального подхода к учащимся.

   Выявление результатов обучения
необходимо также и для решения вопроса об эффективности используемой учителем
методики и путях и способах ее совершенствования. Ведь только имея объективную
картину продвижения учащихся в усвоении учебного материала, преподаватель может
обосновать выбор, применение тех или иных форм организации обучения,
своевременно внести коррективы в его методы, направив их на достижение наиболее
высокого уровня знаний.

   Создание системы эффективных форм
и видов ежедневного контроля знаний, умений и навыков учащихся способствует
выявлению уровня обученности школьников на каждом уроке, помогает успешной
организации дифференцированного обучения, является одним из реальных путей
нормализации учебной нагрузки школьников.

   Из всего сказанного следует, что
учитель может только тогда правильно организовать обучение, когда хорошо
представляет уровень подготовленности учащихся. Именно поэтому организация четко
спланированной, тщательно продуманной системы контроля является одним из
резервов повышения эффективности процесса обучения.

   В практике работы школы
утвердились разные формы, методы и приемы проверки результатов учебной
деятельности школьников. Но какими бы они ни были, они должны реализовывать
основные принципы контроля: целенаправленность, систематичность, объективность.
Они должны обеспечивать:

— всестороннюю проверку знаний,
усвоение всех основных компонентов, их составляющих;

— определение уровня усвоения знаний;

— проверку умений и навыков
познавательного и практического характера;

— оперативность проверки и ее
своевременность;

— не только контролирующую, но также
обучающую и воспитывающую функцию проверки.

    Контроль знаний учащихся может
быть итоговым и текущим. В итоговую проверку включается и тематическая, которая
проводится после изучения отдельного раздела курса, в конце усвоения наиболее
важных тем. Она помогает выявить уровень овладения основным содержанием темы
каждым учеником, способствует более объективному выведению итоговой оценки
знаний. Проводится такая проверка на итоговом опросе, итоговых контрольных
работах по теме, диктантах, на уроках повторения, уроках обобщения и
систематизации изученного, зачетных уроках и пр.

   При текущем контроле я использую
разнообразные формы опроса: индивидуальный и коллективный, фронтальный, уплотненный
и выборочный, по новому материалу или изученному ранее и т. д. Эффективными считаю
те формы опроса, которые делают неформальным контроль результатов учебной
деятельности учащихся, органически вплетаются в конкретное содержание и
вытекают из задач данного урока.

   Практика показывает, что в
последние годы учителя особенно увлекаются фронтальным видом опроса. Он имеет
ряд положительных сторон: достаточно эффективен в качестве умственной зарядки,
помогает мобилизовать внимание учащихся, предупреждает забывание знаний,
восстанавливает в памяти школьников ранее изученное. Однако, используя данный
метод опроса, учитель должен хорошо представлять себе и его слабые стороны: он
не дает полного впечатления о глубине усвоения материала; учащимся предлагаются
дробные вопросы, на которые, как правило, они дают краткие, односложные ответы.
Это приводит к тому, что на уроках исчезает монологическая речь, у школьников не
вырабатывается умение строить, создавать связное высказывание на предложенную
тему, что отрицательно сказывается на их общем развитии.

   При фронтальном опросе фиксируется
не уровень знаний школьников, а главным образом их активность на уроке. Возникают
условия для получения случайной оценки, а это порождает со стороны некоторой
части учащихся иждивенчество. Используя этот вид опроса, я требую от школьников
развернутых ответов, обоснованности выдвигаемых положений, не односложного
ответа, а краткого изложения материала.

   Контроль может быть индивидуальным
и коллективным.

   Индивидуальный опрос может быть
устным и письменным. Устный — для проверки усвоения формулировок понятий,
законов, закономерностей, умения раскрывать внутреннюю сущность изучаемого явления,
умения привести факты, подтверждающие то или иное положение.

   Это может быть устный
монологический ответ (по плану, данному учителем; по плану, самостоятельно
составленному на предыдущем уроке или дома; по обобщающей таблице; по опорным
примерам и пр.); задание на составление таблиц классификационного характера и
т. д.

   Умение применять на практике
усвоенные знания и способы выполнения действия проверяется при письменном
индивидуальном опросе во время выполнения небольших по объему самостоятельных и
проверочных работ с заданием графически объяснить выбор орфограмм и знаков
препинания, при выполнении заданий по карточкам, индивидуальным перфокартам,
раздаточному материалу; различных упражнений с последующей самопроверкой, в том
числе с использованием карточек-информаторов (карточек справочного характера),
технических средств обучения.

   Организация на уроке
систематического индивидуального опроса учащихся дает возможность глубже
оценить эффективность труда каждого ученика, повышает личную ответственность
школьников за результаты своего труда.

   Из форм коллективного контроля
чаще других практикую всевозможные виды письменных проверочных работ
(предупредительные, объяснительные, словарные, итоговые и другие виды
диктантов, грамматические контрольные работы и т. д.), проверка с помощью
заданий типа «Проверь себя»  и т. д.

   При организации индивидуального
опроса особое внимание уделяю монологическому высказыванию на лингвистическую
тему, в основе которого лежит усвоенная учащимися научная информация. Овладение
школьниками учебной разновидностью научного стиля способствует речевому, а
значит, и общему развитию учащихся. Необходимо постоянно иметь в виду, что от
овладения лингвистической терминологией во многом зависит сознательность
усвоения школьниками изучаемого материала.

   Это могут быть задания такого
типа, как, например, составить устное монологическое высказывание о роли
причастия в словосочетании; о правиле написания -н-, -нн- в суффиксах
прилагательных и причастий; о видах односоставных предложений; о знаках
препинания в бессоюзных сложных предложениях и пр. Это может быть задание на
воспроизведение теоретического материала учебника с привлечением собственных
примеров или примеров из домашнего упражнения и т. д.

   Так, например, на одном из уроков даю
на дом задание составить устные монологические высказывания на грамматическую
тему о публицистическом стиле речи и его признаках. Предлагаю план ответа:

1. Назначение публицистического
стиля.

2. Сфера его употребления.

3. Языковые приметы данного стиля.

   На уроке вызванный к доске ученик
по данному плану излагает материал о публицистическом стиле, приводя
самостоятельные примеры, доказывающие положения ответа. Остальные учащиеся,
используя тексты домашних упражнений, указывают языковые приметы этого стиля.

   Обучая умению строить связное
устное монологическое высказывание на лингвистическую тему, а затем и проверяя,
насколько оно сформировано, знакомлю учащихся с «Нормами оценки знаний, умений
и навыков учащихся по русскому языку», чтобы школьники четко представляли себе
критерии оценки их знаний, за что им ставят ту или иную оценку.  Хорошее знание
школьниками критериев оценки поможет постепенно овладеть умением самостоятельно
оценивать свои знания и знания товарищей. Вот почему важно комментировать
выставляемые на уроке оценки.

   В классах со слабым составом
учащихся, как на этапе обучения, так и на этапе контроля, даю образцы планов
ответов по изучаемой теме.

   Стремлюсь к тому, чтобы каждый
ученик имел возможность в течение учебной четверти получить не одну оценку за
устный монологический ответ. Для слабых учеников иногда провожу «тихий» опрос.
Проводится он так: ученик тихо проговаривает свой ответ на заданную тему, сидя
близко к учителю (в это время класс выполняет какой-то вид работы). Такой прием
опроса имеет большое и обучающее, и воспитывающее значение: как правило, слабо
успевающие ученики, отвечая у доски, занимают много времени на уроке. Учащиеся
начинают отвлекаться (им неинтересно слушать чаще всего вялый, скучный ответ
товарища по классу), да и подобный ответ не является тем образцом, примером,
который должен звучать в классе. На практике это приводит к тому, что слабые
ученики вообще устно не опрашиваются, а оценки за устные ответы им чаще всего
выставляются на основе фронтального опроса. Постепенно эти ученики привыкают к
мысли о том, что их вообще не спрашивают, и совсем теряют интерес к уроку, к
предмету, перестают его изучать.

   А ведь иногда такой ответ ученика
является отражением состояния психики ребенка — он может смутиться аудитории,
отрицательной реакции класса. «Тихий» опрос снимает это напряжение. Постоянное
внимание со стороны учителя к таким ученикам, осознание ими того, что они будут
опрошены, заставляют их по-другому относиться к выполнению заданий. Опыт
показывает, что такие ученики постепенно включаются в обычную форму опроса.

   Одним из положительных моментов
организации устного индивидуального опроса является то, что во время его
проведения между учителем и отвечающим учеником устанавливается
непосредственный контакт. Учитель следит за логикой мышления ученика,
определяет качество его монологической и диалогической речи, выявляет
индивидуальные особенности мыслительной деятельности школьника.

  На уроках, завершающих изучение
темы, а также обобщения и систематизации изученного использую такую форму
индивидуального опроса, как самостоятельное составление таблиц, схем
классификационного характера. Проверка знаний школьников путем составления
таблиц и схем обобщающего характера имеет большое значение, так как способствует
развитию логического, абстрактного мышления, умения обобщать и приводить в
систему изученное, анализировать и сопоставлять, находить в сравниваемых
явлениях общее и различие.

   Провожу эту работу
дифференцированно, учитывая уровень подготовленности учеников класса. Так,
сильные ученики составляют такие таблицы, схемы самостоятельно, слабо
успевающие по предмету могут при работе пользоваться учебником, справочной литературой.
Дальнейшая работа с составленной таблицей (или схемой) продолжается и на последующих
уроках как при устном, так и при письменном опросе, при выполнении
тренировочных упражнений, при организации повторения. Например, вызванный к
доске ученик получает задание подготовить по сделанной таблице ответ, приведя
подобранные примеры, иллюстрирующие ее. Другой составляет и записывает свои
примеры.

   На уроке систематизации и
обобщения изученного в 7 классе учащиеся получают задание составить таблицы по
теме «Написание не с различными частями речи». Работа проводится следующим образом:
класс делится на две группы, каждая из которых составляет по две таблицы.
Первая — «не с существительными, прилагательными и наречиями на -о» и «не с
причастиями». Вторая — «не с глаголами и деепричастиями» и «не с неопределенными
и отрицательными местоимениями и отрицательными наречиями».

   После проверки правильности
выполнения задания таблицы переписываются в тетрадь с правилами. Учащимся
дается задание дописать в таблицы примеры.

   Работа по индивидуальным заданиям,
специально составленным карточкам провожу как при закреплении материала по
теме, так и при повторении изученного ранее. Под особый контроль беру разделы,
правила, которые были слабо усвоены отдельными учащимися. Поэтому для
письменного индивидуального опроса предлагаю карточки с вариантами различной
трудности.

   Особенно часто применяю карточки
при уплотненном (комбинированном) опросе, когда 2—З ученика работают у доски, а
часть учеников выполняет задания на листочках или в тетрадях.

   Карточки могут содержать задания
на сопоставление ряда изученных правил, на обобщение, практическое применение
теоретических знаний (списать, вставить пропущенные буквы и недостающие знаки
препинания, графически объяснив их выбор; списать, раскрывая скобки; разобрать
слово по составу; составить предложения по данным схемам, графически объяснив
постановку знаков препинания; составить предложения с данными словами, обозначив
их принадлежность к частям речи: вверх — в верх, в начале — вначале, по-весеннему
— по весеннему и пр.).

Так, при изучении словосочетаний в 5
классе учащимся были предложены карточки, включающие не только проверку текущего
материала, но и повторение ранее изученного.

Карточка

— Словосочетание.

— Проверяемая безударная гласная в
корне слова.

— Состав слова.

Всю ночь мшары * дышали
л..карственным зап..хом мокрого мха, к..ры, черных коряг. К утру дождь пр..шел.
Мы св. .рнули п..латку, взв. .лили на себя рюкзаки и пошли. Мшары заросли
брусникой, мхом. Нога т..нула в з..леных, серых мхах по самое колено.

(К. Паустовский)

Задания:

1. Выписать два именных и два
глагольных словосочетания и разобрать их.

2. Выписать слова с пропущенными
буквами. Подобрать к ним проверочные слова.

З. Выписать слово, которое по своему
составу соответствует схеме:
  

   При
изучении темы «Согласные звонкие и глухие» в 5 классе предлагаю ученикам анализировать
слова с мягкими и твердыми согласными, обращая внимание на их смыслоразличительную
роль, например: лук – люк, удар – ударь, мол – мёл и т.д. Звуковой анализ
проводится сначала устно, без их записи на доске. Затем в работу включаю элемент
занимательности: произнести слово в обратном порядке, чтобы получить: из слова лён
– цифру; из слова лей – название дерева (ель), из слова ток – домашнее животное
и т.д.

   На
уроках использую взаимный опрос учащихся. Этот метод удобен тем, что каждый
ученик остается на своем месте, т.е. ребят можно не пересаживать. Достаточно им
дать тему и время для проверки знаний друг друга. Такая форма опроса нравится
ученикам 5-6 классов. Здесь важно научить ребят объективно оценивать товарища.
Для этого каждый опрашивающий должен объяснить, почему он поставил такую
оценку. Опрашиваемый может при желании получить оценку выше, но для этого он
должен ответить на дополнительные вопросы, которые зададут ему ученики класса.
К каждому уроку у учеников на карточках, которые они готовят дома, записаны
вопросы для проверки знаний по изученной теме. За удачно составленные вопросы ученик
получает оценку. Тот, кто отвечает, свои ответы должен подтвердить примерами.
При таком виде опроса оценки выставляются в индивидуальные листы контроля. Во
время изучения в 6 классе темы «Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ-»  ученицей
были составлены следующие вопросы и задания:

  В своей практике использую при
опросе такие приемы проверки усвоения материала, как сигнальные карточки,
перфокарты, карточки контроля, широко применяю тестовые задания с множественным
выбором. В таких заданиях дается набор ответов, один из которых является
правильным. Тестовая проверка легко поддается обработке. Этот вид контроля
позволяет учащимся увидеть результаты своего труда не через несколько дней
после его проведения, как это чаще всего бывает на практике, а на данном же
уроке.

   Для проверки усвоения
теоретических знаний школьников использую карточки контроля, которые дают
возможность учителю устанавливать прочную обратную связь на уроке с учащимися
всего класса, оперативно оценивать знания каждого из них. Практически с помощью
таких карточек в течение 7-10 минут можно проверить знания по теории любого
раздела школьного курса, в том числе и то, как учащиеся усвоили только что
объясненный на данном уроке материал.

   Карточки представляют собой задания
— от 5 до 8-10. Каждое задание обозначается римской цифрой. Для его выполнения
необходимо проанализировать несколько примеров, которые нумеруются арабскими
цифрами. Одно-два из них соответствуют правильному ответу. Эти примеры ученик
должен найти и на отдельном листке бумаги записать их номера. У учителя имеется
контрольный листок с верными ответами, по которому он сверяет ответы учащихся.
Наличие у учителя такого листка сокращает время проверки работ до секунд.

   Наличие нескольких вариантов (один
— для сильных учеников, другой — для средних, третий — для слабо успевающих по
предмету) позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу со
школьниками.

   Так, например, при изучении
причастия в 7 классе важно, чтобы учащиеся прочно усвоили понятие «причастный
оборот». Овладение этой конструкцией будет успешным лишь при условии, если
школьники научатся определять, в каком случае причастие зависит от
существительного, а в каком — подчиняет себе другие слова. Поэтому на уроке
ввода понятия «причастный оборот» ставится цель сформировать практическое умение
устанавливать связь причастия с определяемым и зависимыми словами.
Представления о том, достигнута ли цель на уроке объяснения нового материала,
насколько сформировано у школьников умение различать словосочетания «причастие
+ существительное» с главным словом существительным и с главным словом
причастием, даст проверочная работа с использованием карточек контроля с
выборочным ответом. Результаты работы во многом определят, как дальше
планировать изучение темы: либо необходимо вернуться вновь к объяснению нового
материала (если общие результаты неудовлетворительные), либо начать следующий
урок с индивидуальной работы с теми, у кого тема вызвала затруднения.

Проверочная работа по теме «Причастный
оборот»

1 вариант

1. Найти словосочетания  «причастие +
существительное (главное слово)»

1) Решенная мальчиком задача;

2) скошенная колхозниками;

3) протоптанная туристами;

4) растущая земляника;

5) расстилающийся туман.

2. Найти словосочетания «причастие
(главное слово) + существительное»

1) Опавшие листья;

2) показавшийся из-за туч;

3) разлившаяся по небу;

4) усыпанные дорожки;

5) усыпанные листьями.

   Если ученик не справился с
работой, она может быть дана ему для выполнения дома, а на следующем уроке он
может получить другой вариант по этой же теме, но уже повышенной трудности.

  Контроль за формированием
синтаксических и пунктуационных умений можно осуществлять при помощи
синтаксических «пятиминуток», на проведение которых на уроке отводится не более
5-6 минут.

   Задания «пятиминуток» могут быть
разнообразными: выделить словосочетания из предложения; составить
словосочетания по схемам; найти основу предложения; определить количество основ
в предложении; составить простое и сложное предложения с союзом и; сопоставить
схемы двух предложений (сложноподчиненного и сложносочиненного; простого с
союзом и, связывающим однородные члены, и сложного с союзом и), выяснив, что
общего между ними и чем они отличаются друг от друга; придумать предложения по
данным схемам; построить предложение, заменив его синонимической конструкцией
(например, заменить предложение с причастным оборотом сложным предложением).

   Этот вид контроля является не
только формой проверки синтаксических и пунктуационных умений и навыков, но и
средством обучения, способствует формированию системы знаний по этим разделам
школьного курса.

   Провожу «пятиминутки» в основном в
устной форме (кроме составления схем, графических диктантов и ряда других
проверок). Для контроля обычно предлагаю 2-З предложения (или задания) одного
типа. Анализ словосочетаний, предложений, как правило, проводится без их
предварительной записи. Это не только экономит время на уроке, но и
способствует формированию умения школьников определять на слух структуру
предложения, что очень важно при написании диктанта.

   Учитывая возрастные особенности
школьников, использую для проведения «пятиминуток» в качестве дидактических
материалов отрывки из знакомых учащимся художественных произведений, в том
числе из стихотворений.      Использование стихотворных примеров оживляет
уроки, активизирует внимание учащихся, развивает их память. Звучание
ритмической речи, поэтического слова повышает и общую языковую культуру
школьников.

  Одной из форм проверки умения
учащихся распознавать структуру и грамматическое значение словосочетаний может
стать игра «Найди пятый лишний». Учащимся предлагается в ряду словосочетаний
найти лишнее.

1. Стол из дуба, корзинка из прутьев,
папка из бумаги, посылка из города, платье из шелка.

   Учащиеся должны объяснить, что все
словосочетания построены одинаково, но одно из них отличается по значению: все
словосочетания обозначают предмет и материал, из которого он сделан;
словосочетание посылка из города — предмет и его место, оно лишнее.

2. Хорошая девочка, синего платка,
прибиваю к доске, большого медведя, теплая погода.

   Все словосочетания, кроме
словосочетания прибиваю к доске, соответствуют одной структуре: «прилаг.
+ сущ.», обозначают предмет и его признак. Выделенное словосочетание является лишним,
так как соответствует другой схеме: «гл. + сущ. с предл.» и обозначает действие
и предмет, на который оно направлено.

  В качестве формы проверки
синтаксических и пунктуационных умений и навыков использую графические
диктанты, которые не только помогают развитию способности учащихся к
абстрактному мышлению, но и дают учителю быструю информацию об их умении видеть
структуру предложения, что, как известно, способствует сознательному усвоению
синтаксиса и пунктуации, помогает школьникам учиться систематизировать и
обобщать материал.

  Методика проведения схематического
(графического) диктанта такова: предложение читается дважды. При первом чтении
школьники слушают его, при повторном, не записывая самого предложения, чертят
схему, соответствующую структуре данного предложения.

Предложения для графического диктанта:

1) Подул легкий ветер, с тихим
шорохом пробежал по всему саду и вскоре затих. 2) Прилетели птицы и наполнили
лес своим пением. З) Склонились ветви деревьев, спрятали молодые грибки. 4) Девочка
сняла серебряные башмачки, смахнула с них дорожную пыль и спрятала в сумку. (А.
В о л  к о в.) 5) Кончился сильный дождь, и высохли капельки на листьях. 6)
Алая заря скрылась за моря, и за горы солнышко ушло. (М. П л я ц к о в с к и
й.)

   Основным критерием оценки
эффективности современного урока русского языка считаю конечный результат — достигнута
ли его цель или нет, что усвоили и как усвоили учащиеся, какие конкретные
умения отработаны на данном уроке. Во многом эффективность работы на уроке
зависит от правильно организованного опроса учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инновационные технологии

на уроках русского языка

и литературы.

Из опыта работы Митюшкиной Татьяны Викторовны, учителя русского языка и литературы

 Муниципального образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы с. Булычёво

Булычёво 2013

Русский  язык ученики часто воспринимают лишь как свод орфографических и пунктуационных правил. Поэтому задача воспитания интереса к предмету очень важна и актуальна. Красота и богатство языка в полной мере могут

раскрыться в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке. Л.Н.Толстой сказал: «Хочешь наукой воспитать ученика – люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их».

«Корень учения горек», – говорили древние римляне и вколачивали школьные премудрости розгами. Древние истины мудры – никто не спорит. Но меняется время, меняются нравы, меняется взгляд на жизнь, меняемся и мы.

Как заставить детей учиться? Такой вопрос встает перед каждым учителем.

Свою основную задачу вижу в формировании самостоятельной личности через развитие у учащихся стремления к самопознанию. Этому способствует систематическая работа, направленная на формирование у каждого ученика потребности в глубоких и прочных знаниях.

В своей работе отдаю предпочтение таким современным технологиям, как «Развитие критического мышления через чтение и письмо», технология мастерских, личностно-ориентированное обучение, технология деятельностного подхода, интерактивные технологии, что обеспечивает активность на уроке каждого ученика, повышает в его представлении ценность и авторитет знаний, воспитывает ответственность за результаты учебного труда. На уроках царит атмосфера сотрудничества

и коллективизма, что способствует развитию творческих способностей учащихся.

Использую разнообразные средства, приемы и методы: это лекция и беседа, проектирование и наблюдение, анализ текстов и составление учащимися текстов разных жанров. Но какой бы прием или метод ни использовался мною, на первом месте всегда стоит наблюдение над словом.

Мне пришлось немало поработать над тем, чтобы заинтересовать учащихся, предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания. Важно было найти способ, который помог бы мне научить ребят мыслить, докапываться до самой сути, делать нужные выводы и обобщения. Передо мной стояла задача способствовать формированию самооценки личности через развитие стремления к самопознанию. Систематическое формирование

потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания постепенно развивает определенные мыслительные операции, в частности, логическое и аналитическое мышление, тем самым повышая результативность обучения, сохраняя при этом у учеников интерес к предмету.

Для решения подобных задач школьников необходимо обучить главным

мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации. В поисках новых идей я обратилась к нестандартным формам урока, т.е. к современным технологиям, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьника за результаты учебного труда. Такие уроки создают атмосферу сотрудничества и коллективизма, активизируют творческие силы учеников, расширяют кругозор, ставят перед ситуацией выбора принятия самостоятельного решения.

Радостным, интересным, творческим и должен быть современный урок.

Для развития творческих способностей детей необходимо создать ряд условий:

— организовать занятия так, чтобы учащиеся могли преодолевать трудности;

— строить урок так, чтобы дети могли использовать ранее полученные знания или свои жизненные наблюдения;

— активизировать самостоятельную работу учащихся;

— обеспечивать преемственность и перспективность в работе.

Практикуя организацию и проведение нестандартных уроков, я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, развивают активность, самостоятельность, личную инициативу и творческие способности учащихся.

В школе обучаются дети, имеющие разный уровень подготовки. Как же реализовать в полной мере их возможности? В первую очередь необходимо серьезно проанализировать успехи детей, их потенциал. Следующим ответственным шагом является прогнозирование результата (что ученик должен знать и уметь), выбор методов работы, способствующих развитию активности мышления. Необходимо знать, какое место в процессе обучения будут занимать групповые и индивидуальные формы организации познавательной деятельности учащихся, самостоятельная работа.

Активность мышления и интерес учащихся к научной трактовке изучаемых фактов и явлений повышается в условиях проблемной ситуации. Наивысший уровень активности наблюдается в тех случаях, когда ученик сам формулирует проблему, выдвигает предположения, доказывает свою точку зрения и проверяет правильность собственных решений и выводов. Решение различных типов проблем связано с умением учащихся соотносить следующие языковые категории:

— произнесение слов с особенностями его звукового состава, смыслоразличительной функции;

— лексическое значение слов, фразеологизмов и их роль в речи (при изучении лексики и фразеологии);

— данное слово и процесс образования его (при изучении словообразования);

— лексическое значение слов и присущие этим словам грамматические категории; смысловое значение словосочетаний и предложений и их грамматические особенности;

— специфические особенности языковых средств и их употребление взависимости от задач и условий общения (при изучении стилистики);

— фонетический и графический образ слова – произношение и написание (приизучении орфографии);

— интонационно-смысловые и интонационно-семантические особенности

предложения и знаки препинания (при изучении пунктуации).

Говоря о заданиях поискового характера, я имею в виду и частично-поисковые и проблемные задачи, т. е. задания полностью поискового и исследовательского характера. Такие задания я предлагаю учащимся при изучении различных разделов грамматики.

На уроке в 5 классе при изучении раздела «Фонетика» я предлагаю детямследующие задания:

1. Определить, какими звуками различаются (не различаются) данные пары

слов. Сделать фонетический разбор нескольких пар слов (по выбору).

Рад – ряд, сел – съел, везти – вести, курится – курица, полоскала – поласкала, подождём – под дождём, редко – редька, подержал – поддержал. 

2. Какие получатся слова, если все звуки в них расположить в обратном

порядке?

Люк, ноль, краб, сад, лей.

3. Какой гласный слышится в сильной позиции, а какой – в слабой?

Представить транскрипцию этих слов.

Золото, /зо-ла-та/, болото, молоко, волчонок, колобок.

4. Одинаково ли количество звуков в следующих парах слов?

южная – нужная,

её – меня,

няня – яма,

местность – лесник.

Выбор мною технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» обусловлен необходимостью решения одной стратегической задачи современного образования – обеспечение его качества. Мы живем в информационном обществе. На данный момент, на мой взгляд, одним из наиболее важных направлений для развития ученика являются информационная, коммуникативная, личностно-адаптивная, исследовательская и социально-личностная компетенции.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» соответствует требованиям личностно-ориентированного обучения и применима для работы с разными возрастными группами учащихся. Данная технология включает в себя целый ряд методических приемов, что обеспечивает развитие у учащихся мышления, способствует формированию их коммуникативной компетенции и способностей к

сотрудничеству. Использование этих приемов ведет к развитию активной личности, способной к самостоятельной поисковой, исследовательской и творческой деятельности. Они продуктивны и интересны детям, что создает на уроке атмосферу сотрудничества. В 8 классе я обязательно включаю в урок работу по исправлению текстов или исправлению ошибок в предложениях. Прежде чем найти правильный ответ, учащиеся должны сами найти правила и указать ошибки в тексте. Например: Укажите лишние слова в предложениях. 1.На остановке стояла группа молодых парней. 2. У меня с сыном был серьезный, долгий и продолжительный разговор. 3. Я видел сам, как самолет неожиданно упал вниз.

2. Мой сосед молодой и очень образован. Школа получила столы, стулья и мебель для кабинета информатики. Мне хочется мороженого и танцевать.

Применение приемов данной технологии способствует развитию у детей умения графически оформлять текстовой материал, творчески интерпретировать информацию с учетом степени ее новизны и значимости. Ученики становятся активными. У них развиваются исследовательские умения и системное мышление. Они перестают настороженно относиться друг к другу. Такое взаимодействие дает ощущение свободы и естественности.

Исследовательский метод помогает выработать навыки творческой работы, развивает внимание, умения анализировать, доказывать, обобщать, делать выводы, формирует способность к суждениям и их аргументации.

В 7 классе мной был проведен урок-исследование по теме «Частица». Целью урока было знакомство учащихся не только с грамматическими характеристиками частиц, но и с их семантикой, особенностями функционирования в разных стилях речи, ролью в организации предложения и текста.

Урок начинается со знакомства с определением частиц по школьному

учебнику и с обобщающей таблицей.

Разряды частиц

Функции

Отрицательные

Смысловые

1. Образуют форму условного

наклонения глагола: бы (б).

2. Образуют форму

повелительного наклонения

глагола: пусть, пускай, да,

давай, давайте.

Да здравствуют музы, да

здравствует разум!

Пусть всегда будет солнце!

Отрицательные: НЕ – НИ.

Ни сладость розовых лучей, ни

запах, веющий с полей, ни

быстрый лёт коня ретива –

ничто души не веселит.

Передают значения…

1. условия: даже, даже и, же,

уж, всё-таки, ещё.

2. вопроса: разве, неужели, ли,

что, что ли.

3. восклицания: что за, как,

куда.

4. сомнения: вряд ли, едва ли.

5. уточнения: именно, как раз,

6. выделения, ограничения:

— 9 —

только, лишь, почти,

исключительно.

7. указания: вон, вот, а вот,

это.

Белый гриб не пахнет ничем.

Разве что отдаёт немного

прохладой и свежестью.

Вопросы для анализа таблицы:

1. На какие группы делятся все частицы? По каким признакам?

2. Отметьте наиболее употребительные частицы. В каких стилях речи они

употребляются?

3. Какие частицы используются редко? В каких стилях?

Второй этап – анализ текста с помощью вопросов и исследовательских заданий.

Отпечатанный текст высвечен на доске и представлен как раздаточный на столах у детей.

Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.

— Угадай, кто я? Ем жуков и муравьёв и живу на ёлке.

— Неужели дятел?

— Нет, вот и не угадал! Ещё я ем ос и шмелей.

— Так ты птица осоед

— Как же, осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.

— Как раз гусениц и личинок любят дрозды.

— Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.

— Ну, тогда ты, наверно, лесная мышь.

— Вот ещё – мышь! Бывает, я сама ем мышей.

— Хорошо! Тогда ты, конечно, кошка.

— Куда уж – кошка! Иногда я ем ящериц. Изредка рыбу.

— Ладно, ты – цапля.

— Где уж – цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

— Точно, куница!

— Вот именно не куница. Куница – мой старый враг. А я ем ещё почки, орехи, семена ёлок, ягоды, грибы.

— Скорее всего, ты свинья, раз лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!

— Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей. Чайки ловят не только рыбу. Мухоловки глотают не только мух, а белки грызут не только орешки. (По Н.И. Сладкову).

Исследовательскую деятельность на основе этого текста позволяют организовать следующие вопросы и задания:

1. Прочитайте текст. Показался ли он вам интересным? Чем?

2. Как его можно озаглавить? Сравните свое название с авторским. Какое точнее, удачнее? Почему?

3. Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.

4. Сравните два предложения: Ты ошибся, потому что я не лесная мышь.

Вот ещё – лесная мышь!

Можно ли их употребить в диалоге? В каком предложении содержание передано сжато, энергично? Какими средствами? Где решительно и резко опровергается суждение, высказанное собеседником? В какой конструкции обнаруживается отношение говорящего к предмету разговора и к собеседнику?

5. Найдите в тексте аналогичные конструкции, по которым можно определить отношения собеседников. Каковы эти отношения? Какая часть речи помогла нам узнать о них?

6. Укажите в тексте все частицы, их разряды по значению и функциям,

обратившись к таблице и следующему предписанию:

Роль частиц в предложении и тексте

1. Укажите частицу или группу частиц.

2. С какой целью употреблена частица в предложении (тексте)?

А) для образования наклонения глагола;

Б) для внесения в предложение значения утверждения или отрицания;

В) для оформления предложения по цели высказывания;

Г) входят ли в структуру предложения как необходимый компонент?

Д) Связывает части предложения, его члены или целые предложения.

3. Признаком какого стиля является употребление частиц в данном контексте?

4. В словаре некоторые частицы имеют особые стилистические пометы (Ну да, так — таки – разговорные, аж, эк, ишь – просторечные).

На что указывают эти пометы? Замените просторечные частицы синонимичными нейтральными.

5. Почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?

6. Какие частицы употребляются в остальных стилях? Докажите правильность ответа примерами.

Третий этап урока – конструирование микротекстов по предложениям.

1. Сравните четыре предложения. Одинаковую ли информацию они содержат?

Как вы это установили?

Я приглашаю вас сегодня в гости.

И я приглашаю вас сегодня в гости.

Я приглашаю И вас сегодня в гости.

Я приглашаю вас И сегодня в гости.

Сконструируйте микротекст по каждому предложению.

После проверки задания сделали вывод: частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом, словосочетанием и даже целым высказыванием, которое важно, значительно для автора. Частицы могут указывать также на определенное скрытое содержание высказывания или текста. Обнаружить это содержание нам помогают частицы.

Четвертый этап урока – лингвистический эксперимент. Его цель – обучение целесообразному употреблению частиц в тексте.

Вопросы и задания.

1. Выразительно прочитайте текст. Какие факты показались вам интересными?

Текст предъявляется детям без частиц, поэтому они заключены в скобки.

(Именно) у птиц забавные встречаются имена. (Едва ли) поверишь, что

водится птица поганка. Поганка (да ещё и) рогатая. (Ведь) и птичка завирушка

есть. Или (просто) юла.

А (вот) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка, и (даже)

чечевица. А (разве) плохое название «чиж» или «чечётка»? (Неужели) непонятными будут для нас имена «зеленушка», «синехвостка», «белолобик»? (Всё-таки) названия-прозвища лучше всего! (По Н.И. Сладкову).

2. Дополните текст необходимыми, на ваш взгляд, частицами. Докажите

целесообразность употребления каждой вставленной вами частицы.

3. Сравните ваш вариант с текстом Н.И. Сладкова (этот текст на экране). Какой интереснее, богаче, точнее? Почему?

4. Отредактируйте свой текст.

5. Определите значение каждой употребленной вами частицы. Укажите

предложения, в которых частицы относятся к одному слову (к какому?), к

словосочетанию, ко всему предложению.

6. Сделайте вывод о роли частиц в данном тексте.

Урок заканчивается разъяснением домашнего задания (дается дифференцированно).

1. Первый вариант – проведение научного исследования трудной лингвистической проблемы (работают сильные ученики).

Термин «частица» является буквальным переводом латинского слова

«партикула» и употребляется в языкознании в двух значениях: в широком – когда к частицам речи уже свыше 200 лет относят все служебные части речи, противопоставляя их знаменательным частям речи (А. Шахматов, В. Виноградов).

Около 100 лет назад впервые в русской и зарубежной лингвистике ученый

Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил ее от других служебных слов. С тех пор термин «частица» стал употребляться и в узком значении, для изменения конкретной части речи.

Какая точка зрения, по вашему мнению, наиболее убедительна? Почему?

2. Второе задание – работа над школьным учебником.

На уроке мы убедились, что в школьном учебнике скупо рассказано о частицах.

Я предлагаю вам поработать над совершенствованием нашего учебника. Представьте,

что вы приняли участие в конкурсе на лучший учебник. Что бы вы написали о частицах? (Можно составить план, по которому ученикам будет легко изучать частицы, или сочинить лингвистическую миниатюру.) Не забудьте об интересных примерах.

3. Третье задание – конструирование текстов.

Составьте три текста (не более 5 предложений в каждом) на темы:

«Весна пришла» (без частиц); «Скорей бы весна пришла…» (с формообразующими и отрицательными частицами); «Вот и весна-красна пожаловала» (со смысловыми частицами).

Что касается уроков русского языка с применением ИКТ, я хочу отметить, что 5-8 классах применяю компьютерную программу «Фраза». В 9-11 классах я использую компьютерную программу «1С: Репетитор. Русский язык». Она содержит разнообразные формы наглядности, которые предполагают различные способы предъявления теоретического

материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов и демонстрируют не только статичную информацию, но и различные явления с применением цвета, графики, звука. Программа содержит тесты, подобные тем, что предлагаются в КИМах. Это помогает ученикам овладеть навыками решения тестовых заданий.

Из числа нетрадиционных форм уроков использую игровые технологии, на таких уроках, как урок-путешествие, урок в форме игры КВН, «Заседание “ученого совета”», «Восхождение на пик Знаний», викторина, «Последний герой»

Игровые технологии помогают заинтересовать детей, сделать их труд

увлекательным, игра обеспечивает более высокую, по сравнению с обычными формами урока, результативность. Однако превращать их в главную форму работы, вводить их в систему я считаю нецелесообразным из-за отсутствия в играх серьезного познавательного труда – одного из главных составляющих продуктивного обучения. Поэтому уроки-игры я

провожу в качестве обобщающих, итоговых.

Инновационные технологии требуют развитие творческих способностей детей. Важно научить учеников творчески выражать себя, активно общаться.

Этап рефлексии часто завершается творческой работой детей: написанием сочинения-миниатюры, сочинения-этюда, ответом на проблемный вопрос. Но этому всему детей надо научить. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. На каждом уроке я пытаюсь дать почувствовать детям силу слова, показать, как работает слово.

Работу над сочинениями-миниатюрами можно начать в любом классе. Я

начинаю ее в 5 классе с чтения миниатюр известных писателей. Важно, чтобы дети почувствовали, насколько содержательны произведения малого жанра, надо помочь юным читателям увидеть, как мастера слова сумели в коротком сочинении сказать о многом. Использую я при этом на уроках произведения И. Тургенева, М. Пришвина, В.Бианки, Н. Сладкова, И. Соколова-Микитова и других писателей и поэтов.

Инновационные педагогические технологии я использую и при оценке учебной деятельности учащихся. Это позволяет повысить мотивацию обучающихся, добиваться запланированных результатов.

Оценка работы учащихся в группах

В работе по группам ученики решают поставленную перед ними задачу,

причем каждый из них работает, в первую очередь, не на себя, а на группу. В такой обстановке комфортно и спокойно чувствуют себя и слабо подготовленные ученики. Они не теряются, а участвуют в совместном поиске решения задачи. В ходе обсуждения у детей формируется культура общения, они учатся слушать и слышать друг друга, вести дискуссию. Важна здесь роль учителя. Я контролирую работу групп, помогаю ученикам определить направление поиска. Творческая и познавательная активность учащихся на таких занятиях очень высока. При этом каждая

группа работает с двумя таблицами. Первую заполняет капитан по ходу работы группы. Он оценивает вклад каждого члена команды в выполнение задания, выставляя им плюсы или начисляя баллы. При этом капитан может советоваться с членами своей команды.

Слабые ученики, как правило, тянутся за остальными, становятся активнее и самостоятельнее. Чтобы поддержать таких ребят, я использую метод взаимного опроса, работу с консультантом и разноуровневые задания.

Консультантами становятся ребята сильные, умеющие оценить обстановку и в нужный момент помочь товарищам. Каждый из них получает памятки для оценкиустного ответа на уроке русского языка.

План-памятка

1. Внимательно выслушай ответ одноклассника.

2. Отметь правильность его ответа на поставленный вопрос.

3. Правильно ли привел примеры, подтверждающие правило.

4. Правильно ли выполнил письменное задание.

5. Если нужно, дополни ответ или и исправь его.

6. Смог ли твой товарищ по команде сделать верный вывод?

7. Оцени ответ одноклассника.

Использование педагогических технологий на занятиях
русского языка и

литературы как условие обеспечения современного качества
образования

  Без
стремления к новому нет жизни,

нет
развития, нет прогресса.

В.Г.
Белинский

      
Единственное счастье в жизни –

это
постоянное стремление вперёд…

Эмиль
Золя

Современный учитель должен стремиться вперед, должен быть готов осваивать
всё новое, инновационное и с успехом применять  в практике своей работы.

Родной язык дети часто воспринимают лишь как свод орфографических и
пунктуационных правил. Поэтому задача воспитания интереса к предмету очень
важна и актуальна. Красота и богатство русского языка в полной мере могут
раскрыться в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом занятии.
Опираясь на интересы, можно успешно раскрывать творческие способности ребят. К
нам приходят студенты с различным уровнем подготовки, и мы нередко
сталкиваемся  в своей работе с тем, что некоторые не усваивают материал
программы по русскому языку. Трудно определить причины отставания. Такая
ситуация  складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние
факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности
ребенка, а внутренние обусловлены психологическим складом. Приходится немало
работать над тем, чтобы заинтересовать студентов, предлагая им новую систему
отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания.
Важно найти способ, который помог бы научить мыслить, доходить до самой сути,
делать нужные выводы и обобщения. Перед нами стоит задача способствовать
формированию самооценки личности через развитие стремления к самопознанию.
Систематическое формирование потребности каждого студента получить глубокие и
прочные знания постепенно развивает определенные мыслительные операции, в
частности, логическое и аналитическое мышление, тем самым повышая
результативность обучения, сохраняя при этом интерес к предмету. Для решения
подобных задач студентов необходимо обучить главным мыслительным операциям: анализу,
обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации.

В поисках новых идей я обращаюсь к нестандартным формам занятия, т.е. к
современным технологиям, которые обеспечивают активное участие каждого
студента, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность за
результаты учебного труда. Такие занятия создают атмосферу сотрудничества и
коллективизма, активизируют творческие силы обучающихся, расширяют их кругозор,
ставят перед ситуацией выбора принятия самостоятельного решения. Современный урок
должен быть интересным, творческим и радостным.

Технология (в переводе с греческого – наука об искусстве,
мастерстве, умении) – это совокупность форм, методов и средств для достижения
результата, последовательность действий, ведущая к получению высокоэффективного
результата оптимальным путем в соответствии с поставленной целью, а также
проект определенной системы, реализуемой на практике.

На занятиях русского языка и литературы преподаватели медицинского
колледжа нередко обращаются к таким современным технологиям, как развитие
критического мышления через чтение и письмо, технологии мастерских,
личностно-ориентированному обучению, технологии деятельностного подхода,
интерактивным технологиям, что обеспечивает активность на  занятии каждого
студента, повышает в его представлении ценность и авторитет знаний, воспитывает
ответственность  за результаты учебного труда. Именно такие занятия повышают
эффективность обучения, развивают активность, самостоятельность, личную
инициативу и творческие способности обучающихся.

Хочется отметить разнообразие средств, приемов и методов, которые
используется в преподавании предметов: это лекция и беседа, проектирование и
наблюдение, анализ текстов и составление обучающимися текстов разных жанров.
Главное, что объединяет преподавателей – это творческий подход и  наблюдение
над словом.

Активность мышления и интерес студентов к научной трактовке изучаемых фактов
и явлений повышается в условиях проблемной ситуации. Наивысший уровень активности
наблюдается в тех случаях, когда студент сам формулирует проблему, выдвигает
предположения, доказывает свою точку зрения и проверяет правильность собственных
решений и выводов. Решение различных типов проблем связано с умением соотносить,
например, такие языковые категории:  лексическое значение слов, фразеологизмов
и их роль в речи (при изучении лексики и фразеологии); специфические
особенности языковых средств и их употребление в зависимости от задач и условий
общения (при изучении стилистики); слово и процесс его образования (при
изучении словообразования); фонетический и графический образ слова –
произношение и написание (при изучении орфографии); интонационно-смысловые и
интонационно-семантические особенности предложения и знаки препинания (при
изучении пунктуации).

 Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
соответствует требованиям личностно-ориентированного обучения и применима для работы
с разными возрастными группами, в том числе и студентами 1-2 курсов. Данная
технология включает в себя целый ряд методических приемов, что обеспечивает
развитие мышления, способствует формированию коммуникативной компетенции и
способностей к сотрудничеству. Использование этих приемов ведет к развитию
активной личности, способной к самостоятельной поисковой, исследовательской и
творческой деятельности. Они продуктивны и интересны студентам, что создает на занятии
атмосферу сотрудничества. Например, работая над романом И.С. Тургенева «Отцы и
дети», можно предложить выполнить следующее задание: вспомнить, в каком
контексте звучит каждое из высказываний Базарова и ответ записать в виде
таблицы. При необходимости студенты могут использовать текст, в котором во
время прочтения романа делались пометки, и  рабочую тетрадь, где тоже были
сделаны записи. Цель работы – проследить за речью героя, отметить лаконизм
высказываний, отточенность мысли и парадоксальность его выводов.

1. Выйти замуж за богатого старика – дело ничуть не странное, а,
напротив, благоразумное.

2. Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

3. Сперва надо азбуке выучиться, и потом уже взяться за книгу.

4. Всякий человек сам себя воспитать должен.

5. Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я
изменю свое мнение о самом себе.

6. Рафаэль гроша медного не стоит.

7. Русский человек тем и хорош, что он о себе прескверного мнения.

8. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждой
отдельной березой.

 9. Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и
когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал
способен, этакой человек – не мужчина, не самец.

10. Любовь… ведь это чувство напускное.

11. Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет.

12. Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал.

13. Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

Обязательно включаем в занятие работу по исправлению текстов или
исправлению ошибок в предложениях. Прежде чем найти правильный ответ, студенты 
должны сами найти правила и указать ошибки в тексте. Например: Укажите ошибки в
следующих предложениях. 1.На остановке стояла группа молодых парней. 2. У меня
с сыном был серьезный, долгий и продолжительный разговор. 3. Я видел сам, как
самолет неожиданно упал вниз. 4. Мой сосед молодой и очень образован. 5. Школа
получила столы, стулья и мебель для кабинета информатики. 6. Мне хочется
мороженого и танцевать.

Применение приемов данной технологии способствует развитию у ребят умения
графически оформлять текстовой материал, творчески интерпретировать информацию
с учетом степени ее новизны и значимости. Студенты становятся активными. У них
развиваются исследовательские умения и системное мышление. Они перестают настороженно
относиться друг к другу. Такое взаимодействие дает ощущение свободы и
естественности.

Исследовательский метод помогает выработать навыки творческой работы,
развивает внимание, умения анализировать, доказывать, обобщать, делать выводы,
формирует способность к суждениям и их аргументации.

На занятиях литературы широко используется коммуникативно-групповой метод
обучения, который предполагает разнообразные формы и виды работы. Самые
эффективные из них – урок-дискуссия, урок-игра, урок-презентация или
урок-представление. Основа урока-презентации – изложение нового материала,
иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, фотографиями,
видеофильмами. Информационные технологии наряду с другими средствами обучения
стали надежными помощниками преподавателя, а формы работы с ними – привычными.
Сложность заключается в том, как найти время на подготовительную работу. Я
заранее объявляю будущую тему, к которой группы должны подготовиться. Каждой
группе дается план работы по теме, обсуждаются цели, задачи, содержание.
Времени на это нет, поэтому группам назначается время для консультации после
занятий.  Все подобранные материалы объединяются в общую презентацию. В ходе
занятия такая презентация может быть продемонстрирована с помощью мультимедийного
проектора. Материалы общей презентации можно использовать, например, на
семинаре по творчеству современных поэтов (Р. Рождественского, Е. Евтушенко, Б.
Ахмадулиной, А. Вознесенского и др.)  Презентация может быть создана также
группой студентов, где не только представлено произведение, но и его
проблематика, герои, биография писателя. Можно дать следующее групповое
задание: выбрать понравившиеся стихотворения А.С. Пушкина, оформить
иллюстративно (подобрать зрительный образ из галерей художников) и озвучить
(подобрать музыкальное сопровождение). При подготовке презентации к занятию
необходимо дать студентам рекомендации по использованию ресурсов Интернета.
Важно научить отбирать материал соответствующего объема и содержания. 
Групповые презентации используются также на семинарах. Они давно себя
зарекомендовали с лучшей стороны и являются неотъемлемой частью занятий по
литературе.

Лекция продолжает оставаться традиционной формой обучения в колледже,
но в современных условиях нуждается в обновлении. Информатизация образования
развивается на основе реализации возможностей средств новых информационных
технологий. Развитие познавательной активности студентов во многом зависит от
умения преподавателя организовать учебно-познавательную деятельность каждого студента.
И здесь большую роль играет компьютерная визуализация учебной информации,  которая
дает возможность не только повысить интерес студентов к изучению предмета, но и
раскрыть их творческий потенциал. Во время проведения лекции по литературе я
демонстрирую слайды. Обращаю внимание на текст слайдов, на расположение
рисунков, фотографий. Кроме того, показ слайдов может сопровождаться музыкой,
речью, шумовым оформлением. Важно привить студентам умение самостоятельно
пополнять свои знания, чему помогают инновационные технологии. Их использование
позволяет повысить мотивацию обучающихся и, следовательно, добиваться в их
обучении желаемых результатов. Если в урок включаются ИКТ, то с большим успехом
усваивается учебный материал, роль ИКТ становится более значимой в плане
интеллектуального и эстетического развития обучающихся, формируется их
информационная культура, расширяется духовный, социальный, культурный кругозор.
 Чтобы организовать качественное использование ИКТ на занятии, преподавателю
необходимо иметь достаточную подготовку в этой области. В настоящее время дети
зачастую  оказываются компетентнее во многих вопросах, касающихся компьютерной
техники. Мы учимся вместе – учим друг друга! Информационные технологии  не
только облегчают доступ к информации, открывают возможности  вариативной
учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют
по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения,
построить его так, чтобы студент был бы активным и равноправным его членом.

Внедрение ИКТ на занятиях русского языка и литературы позволяют реализовать
идею развивающего  обучения, повысить темп занятия, сократить потери рабочего
времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы как в классе, так и
при подготовке домашних заданий, сделать занятие более ярким и увлекательным. 
Именно ИКТ позволяют погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные
процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно
широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по
осмыслению орфографического и пунктуационного правила. В своих презентациях  я
использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных
конспектов, предлагаю студентам некоторые из них дополнить или создать одну из
недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале занятия. Построение
схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять
учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют
внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость.
Использую кроссворды (иногда их придумывают сами студенты и предлагают
использовать на уроке), иллюстрации, рисунки, занимательные и обучающие тесты и
др. В качестве домашнего задания предлагаю  найти учебный материал в
Интернете.  Это может быть поиск рецензии на какое-либо литературное
произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления,
создание докладов и рефератов по теме, подготовка словарной работы. Можно предложить
сделать подборку терминов или определений по данной теме (например, медицинская
терминология при изучении стилей речи). Необходимо соблюдать условие – они
должны быть понятны самим студентам, чтобы при необходимости они могли
объяснить их. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники,
энциклопедии. Приведу в пример несколько интернет-сайтов, которые могут
использовать студенты: http://dictionary.fio/ru,
http://www.rubicoh.coh/, http://mega.km/ru/, http://www.everyday.com.ua, http://www.drofa.ru, http://www.alleng.ru, http://fcior.edu.ru.

Одной из самых важных проблем в настоящее время является нежелание читать
художественные произведения. Чаще всего студенты стараются обхитрить
преподавателя, прочитав краткое содержание повести или романа. Поэтому семинары
по литературе провожу в форме беседы, рассуждений, при которых выявляются
пробелы как в знании текста, так и в понимании его идеи, проблематики и т. д. 
Во время лекционных занятий можно прочитать отрывки из произведений, обрывая их
на интересном месте. Также здесь приходят на помощь видеозаписи фильмов по их
мотивам. Конечно, на занятии нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но
отдельные эпизоды всё же можно использовать  и сопоставить с авторским текстом,
тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих студентов,
а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. («Война
и мир», «Преступление и наказание», «Тихий Дон» и др.). После недавно
проведенной лекции о жизни и творчестве С. А. Есенина выяснила,  что несколько
студенток просматривают фильм с участием С. Безрукова, который я им
порекомендовала. Использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и
не нужно.  Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти
технологии необходимо использовать в комплексе с другими имеющимися методическими
средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку
продуктивно, уместно и интересно.

К семинарам по литературе предлагаю студентам нарисовать иллюстрацию к
изученным произведениям. Это является хорошим дополнением к рассуждениям студентов
о том, каким они представляют героя или место, где происходят события.  Недавно
мы организовали выставку-конкурс таких работ и получили приятные отзывы от
студентов и коллег.

Считаю очень важным в своей работе подготовку студентов к публичным выступлениям.
При изучении темы «Публицистический стиль речи» даю задание подготовить доклад,
содержащий призывность, эмоциональность, с ярко выраженным субъективным
началом. Темы, как правило, рождаются в процессе обсуждения: «Нужны ли
современные памятники Калуге?», «Какую роль играет интонация при общении?»,
«Что мы читаем?», «Легко ли быть красивой?» и т.д. Студенты могут вносить свои
предложения, придумать более яркий заголовок. При такой работе необходимо
отслеживать самостоятельность студентов, избегать полного копирования
интернет-статей. Оценивается умение заинтересовать слушателей, владение
интонацией, использование особенностей публицистического стиля. Данный вид
работы всегда проходит интересно и оживленно, с последующим обсуждением
поставленной проблемы. Допускается написание статей на актуальные темы. Из
лучших работ мы составили стенгазету «Учимся писать статьи», подобрали
иллюстрации к ним.

            В
преддверии Дня поэзии, который состоится 21 марта, преподаватели колледжа
готовят традиционный конкурс чтецов. Ежегодно среди участников оказываются
студенты, пишущие стихи сами. Это говорит о том, что мы сумели их расположить к
публичному откровению, ведь далеко не всегда человек может решиться на чтение
собственных стихов. Студентам можно самостоятельно подобрать музыкальное
оформление или атрибуты, соответствующие тематике произведения.

В заключении хочу отметить, что внедрение современных педагогических
технологий – работа сложная, но вместе с тем интересная. Она дает положительные
результаты, т.к. студенты мыслят самостоятельно, стремятся к творчеству,
работают не по шаблону.  Найти своё место в жизни сможет только мыслящий
человек, умеющий найти альтернативу в сложной жизненной ситуации.

Библиография:

1.     
Бабич, И.Н.. Новые образовательные технологии в век информации
Материалы XIV   Международной конференции «Применение
новых технологий в образовании». – Троицк: Фонд новых технологий в
образовании «Байтик». – 2003. – с.68-70.

2.     
Леведь, И.Н.  «Афоризмы великих о…». Москва: «Дрофа».2007. с.12, 34.

3.     
Н.Баловсяк «Видеосамоучитель создания реферата, курсовой, диплома на
компьютере (+ CD)»: Санкт-Петербург: «Питер». 2008. с.
43-44,
51.                                                                                       
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

4.     
Новые педагогические и
информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. — М.,
2000.

5.     
Советова, Е.В. Эффективные образовательные технологии/ Е.В.
Советова.-Ростов н/Д.:Феникс,2007.-285с.

6.     
Федоров, В.А. Инновационные технологии в управлении качеством
образования/В.А.Федоров, Е.Д. Колегова/под ред. Г.М. Романцева. – Екатеринбург:
Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2007. — 226с.

7.     
Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г.Фокин: – М.: Издательский центр
«Академия», 2006.-240с

Скачано с www.znanio.ru


Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий

Версия для печати и копирования в MS Word

1

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В)  ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д)  неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)   Современная любительская астрономия — это престижное хобби, в которое многие вкладывают тысячи

долларов.

2)  По окончании сеанса на выходе из кинозала каждый посетитель обязан лично сдать 3D очки контролеру.

3)  В повести А. С. Пушкина «Дубровском» изображены картины крепостного прошлого России.

4)  В «Василии Тёркине» автор восхищается подвигом русского солдата, сохраняющим верность долгу и отчизне.

5)  Благодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.

6)  Приводя примеры истинной любви, многие учащиеся обращались к «Гранатовому браслету».

7)  Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?

8)  Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал.

9)  Главная цель науки — доставлять людям внутреннее удовлетворение, а не приносить материальные выгоды.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Источник: РЕШУ ЕГЭ


2

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)  неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д)  ошибка в построении предложения с однородными членами

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Мне захотелось узнать, как разводить и ухаживать за первоцветами в домашних условиях.

2)  Согласно плана в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу.

3)  В марте те, кто достиг 18 лет, участвовал в выборах Президента Российской Федерации.

4)  Орхидеи, появившись на Земле вместе с другими цветковыми растениями, начали активно развиваться 40 миллионов лет назад.

5)  Некоторые орхидеи выработали ложные приманки, основанные на пищевых инстинктах.

6)  Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящим за его состоянием.

7)  Благодаря языку мы можем познакомиться с теми идеями, которые были высказаны задолго до нашего рождения.

8)  В энциклопедии «Жизни замечательных людей» много интересных биографий.

9)  В начале работы над произведением автор может по-разному рассчитывать ход событий, определять судьбы героев.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

Источник: РЕШУ ЕГЭ


3

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б)  неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В)  ошибка в построении предложения с однородными членами

Г)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д)  ошибка в построении предложения с косвенной речью

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Те, кто бывал в Ялте, не мог не любоваться красотой набережной.

2)  Многие биологические процессы, в том числе сердечно-сосудистые заболевания, протекают в ритме, который задаётся солнечным ветром.

3)  В поэме «Руслане и Людмиле» А. С. Пушкин широко использует фольклорные мотивы.

4)  После невкусного обеда, который принёс денщик из трактира, полковник сел писать донесение.

5)  Не успевший подготовить ответ студент грустно сказал, что мне понадобится ещё немного времени.

6)  Благодаря стараний опытного доктора больной быстро поправлялся.

7)  Татьяна любила гадать и старинные предания.

8)  Нынешние эскимосы в большинстве своём живут в домах европейского типа и почти не охотятся на морского зверя и оленей.

9)  «Самая красивая женщина мира» — так называется выставка в Дрезденской галерее, посвящённая юбилею «Сикстинской Мадонны» Рафаэля.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

Источник: РЕШУ ЕГЭ


4

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)  нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

В)  ошибка в построении предложения с косвенной речью

Г)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)  Все, кто бывал в Москве на Воробьёвых горах, видел с высоты белые стены и башни Новодевичьего монастыря, украшенные красным кирпичом.

2)  Павел Петрович спросил у Аркадия, где его новый приятель.

3)  Монастырь стоял вдоль реки, на довольно высоком её берегу, отделявшей людей от города.

4)  Рассказ А. И. Куприна «Вечерний гость» заставил автора задуматься о процессе общения и речи.

5)  Занимаясь определённым делом, оно начинает хорошо получаться.

6)  Научные интересы А. М. Пешковского нашли воплощение в его книгах «Нашем языке», «Синтаксисе в школе», «Школьной и научной грамматике».

7)  Администратор ответил опоздавшим зрителям, что ничем не могу вам помочь.

8)  Читая роман Маргарет Мадзантини «Рожденный дважды», я представляла улицы разгромленного войной Сараева.

9)  Около ста лет назад великий химик и микробиолог Пауль Эрлих назвал «волшебной пулей» лекарства, которые когда -нибудь смогут без побочных эффектов уничтожать только патогенные бактерии или больные клетки.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

Источник: РЕШУ ЕГЭ


5

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б)  нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В)  ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г)  нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д)  неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1)   Считается, что нотную грамоту придумал знаменитый греческий математик Пифагор.

2)  А. С. Пушкин в романе в стихах «Евгении Онегине» рисует картины жизни Петербурга и Москвы.

3)  Для записи нот египтяне использовали иероглифы, обозначающие небесные светила, и по ним позже удалось датировать возникновение нотных символов у египтян.

4)  Группа популяций разных видов, населяющие определённую территорию, образует сообщество.

5)  Каждый человек видит жизненный идеал по-своему, согласно своего характера и моральных устоев.

6)  Хоть автор и не мечтал работать на шахте, но в состоянии испуга он подумал, что это не такая уж и плохая участь.

7)  Те, кто читал роман Л. Н. Толстого «Война и мир», помнит описание Бородинского сражения.

8)  Готовясь к устному выступлению, понадобится личная убеждённость оратора.

9)  Многие тысячи лет Лена несет к океану ил, песок и мелкую гальку, которые, оседая на дне моря Лаптевых, образуют обширную дельту.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Пройти тестирование по этим заданиям

Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.

Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.

Инструмент поддерживает 8 языков.

Символов в тексте
0

Без пробелов
0

Количество слов
0

Вставьте ваш текст для проверки

Ваш текст проверяется

Орфография

Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.

Что входит в проверку текста?

  • грамматические ошибки;
  • стиль;
  • логические ошибки;
  • проверка заглавных/строчных букв;
  • типографика;
  • проверка пунктуации;
  • общие правила правописания;
  • дополнительные правила;

Грамматика

Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.

  • Деепричастие и предлог
  • Деепричастие и предлог
  • «Не» с прилагательными/причастиями
  • «Не» с наречиями
  • Числительные «оба/обе»
  • Согласование прилагательного с существительным
  • Число глагола при однородных членах
  • И другие

Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»

  • Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…

  • Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.

Пунктуация

Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.

  • Пунктуация перед союзами
  • Слова не являющиеся вводными
  • Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
  • Союзы «а», «но»
  • Устойчивое выражение
  • Цельные выражения
  • Пробелы перед знаками препинания
  • И другие

Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»

  • Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,

  • «Парень понял, как мальчик сделал эту модель»

Какие языки поддерживает инструмент?

Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском

Приложение доступно в Google Play
Приложение доступно в Google Play

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мой принтер показывает ошибку что делать
  • Мой сосед бреется электрической бритвой исправьте ошибки
  • Мой принтер не печатает и выдает ошибку печати
  • Мой собеседник оказался заведующим аптеки в чем ошибка
  • Мой принтер canon mp210 ошибки