ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
Теоретические сведения и языковой анализ
Лексика (от греч. — словесный, словарный) — словарный состав, совокупность слов языка. Наука, изучающая лексический состав языка, называется лексикологией.
Фразеология — совокупность устойчивых оборотов речи и выражений (фразеологизмов), свойственных тому или иному языку. Фразеологией также называется раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.
§ 25. Слово и его лексическое значение
Слово — основная единица языка, служащая для называния предметов, признаков, действий и отношений между ними.
Любое слово обладает лексическим значением, т. е. смысловым содержанием, одинаково понимаемым людьми, говорящими на данном языке.
Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными, например: береза — лиственное дерево с белой (реже темной) корой и сердцевидными листьями; Библия — собрание священных книг иудейской и христианской религий.
Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными. Например, слово машина в русском языке имеет 4 значения: 1. Механическое устройство, совершающее полезную работу с преобразованием энергии, материалов или информации. Электрическая машина. Паровая машина. Вычислительная машина. 2. Перен. Об организации, действующей подобно механизму, налаженно и четко. Государственная машина. Военная машина. 3. То же, что автомобиль. Служебная машина. 4. У спортсменов: мотоцикл, велосипед.
Большинство слов в русском языке являются многозначными. Значения многозначных слов в речи определяются по контексту.
Упр. 47. Пользуясь «Толковым словарем русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой, дайте определения значений следующих слов: держава, негативный, звезда, эталон, альтернатива, великодушие, интерпретация, эксклюзивный, ореол, менталитет, патриархальный, покаяние, вернисаж. Составьте с данными словами предложения, запишите их.
§ 26. Прямое и переносное значение слова
Развитие многозначности слов связано со способностью человеческого мышления устанавливать связи между похожими предметами, явлениями или признаками и переносить названия с одного предмета или явления на другие. Ср., например: золотое кольцо и золотое сердце, вершина горы и вершина успеха.
Первичное значение слова, возникшее для обозначения чего-либо и служащее для этой цели непосредственно, называется прямым значением. Другие, вторичные (производные) значения, возникшие вследствие переноса наименования с одного предмета, явления, признака и т. п. на другой, называются переносными.
Упр. 48. Прочитайте образцы словарных статей из «Толкового словаря русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Какие значения приведенных слов являются основными, какие — производными?
ЖЕСТКИЙ, -ая, -ое. 1. Твердый, плотный на ощупь. Ж. диван. Ж. мясо. Ж. волосы. 2. На транспорте: с твердыми деревянными сиденьями. Ж. вагон. Жесткая плацкарта (для проезда в жестком вагоне). 3. Перен. Суровый, грубоватый, резкий. Ж. характер. Жесткие черты лица. 4. Перен. Не допускающий отклонений, безоговорочный. Ж. срок. Жесткие условия. 5. О воде: насыщенная известковыми солями.
Упр. 49. Самостоятельно найдите в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой слова однозначные и многозначные. Выпишите их в две колонки.
Упр. 50. Постройте фразы, в которых приведенные ниже слова употребляются в прямом и переносном значении.
Буря, железный, океан, болото, тряпка, сладкий, хвост, закат, дворник, голова, лопух, глухой.
§ 27. Тестовые задания
1. Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед определенным лицом, обществом»?
а) совесть
б) долг
в) стыд
г) благородство
2. Какое из перечисленных слов имеет значение «направленный на благо других, человеколюбивый»?
а) порядочный
б) гуманный
в) преданный
г) добрый
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «система взглядов на природу и общество»?
а) мировоззрение
б) наука
в) кругозор
г) мнение
4. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание
в) аналогия — противоположность чему-либо
г) привилегия — преимущественные права, льготы
5. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а) полиглот — человек, равнодушный к пище
б) посягать — покушаться
в) авангард — передовая, ведущая часть какой-либо общественной группы
г) полый — имеющий внутри пустоту
6. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а) педантичный — строгий в выполнении всех требований, чрезвычайно точный, аккуратный
б) аврал — спешная работа, выполняемая всем коллективом
в) пиетет — глубокое уважение, почтение
г) постный — придерживающийся диеты
7. Какое из указанных слов является многозначным?
а) тополь
б) фонетика
в) классификация
г) сладкий
8. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?
а) черное платье
б) черная душа
в) черный вторник
г) черные мысли
9. Какое из слов в предложении В Генуе, на малой площади перед вокзалом, собралась густая толпа народа употреблено в переносном значении?
а) площадь
б) вокзал
в) собралась
г) густая
10. Какое из слов в предложении Летний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; запад неба бледно-красен, и реки блестят извивы употреблено в переносном значении?
а) летний
б) дремлют
в) бледно-красен
г) блестят
11. Каково лексическое значение слова «театр» в предложении Отношение к прошлому может быть двух родов: как к некоторому зрелищу, театру, представлению, декорации и как к документу?
а) род искусства, художественное отражение жизни посредством сценического представления
б) учреждение, организация, занимающиеся устройством представлений
в) здание, в котором происходят представления
г) совокупность драматических произведений какого-либо писателя
12. В каком значении употреблено слово «строгий» в предложении Да, вдохновение — это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст?
а) очень требовательный, взыскательный
б) не допускающий никаких снисхождений, суровый
в) не допускающий никаких отклонений, выполняемый точно и неукоснительно
г) не допускающий отклонения от принятых норм поведения и морали
§ 28. Основные разряды лексических единиц
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы
Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению, называются омонимами. Например: ключ — металлический стержень для отпирания и запирания замка и ключ — родник; купюра — сокращение, пропуск в литературном, научном, музыкальном произведении (книжн.) и купюра — ценная бумага — облигация или денежный знак (спец.). От многозначных слов омонимы отличаются тем, что между их значениями нет никакой связи.
Среди омонимов разграничиваются собственно омонимы, омофоны, омографы и омоформы.
Собственно омонимы бывают полными (совпадают по звучанию и написанию во всех формах) и неполными (совпадают по звучанию и написанию в ряде форм; например: лук (оружие) — слово имеет форму единственного и множественного числа; лук (растение) — слово имеет форму только единственного числа).
Омофоны — это слова, одинаковые по звучанию, но различные по значению и написанию: гриб и грипп; лук и луг; Роман и роман.
Омографы — это слова, одинаковые по написанию, но различные по значению и звучанию: замок и замок, парить и парить.
Омоформы — это слова, совпадающие по звучанию и написанию только в отдельных формах. Омоформами, как правило, являются слова различных частей речи: три (повелит. наклонение глаг. тереть) и три (числит.); печь (сущ.) и печь (глаг.); слив (род. п. мн. ч. сущ. слива), слив (отглаг. сущ.) и слив (дееприч.).
Упр. 51. Определите, какие из этих слов имеют омонимы, а какие являются многозначными словами. Составьте со всеми словами словосочетания. В случае затруднений обращайтесь к толковому словарю.
Печать, ножка, дно, почка, крона, мех, крыло, наречие, высокий, бор, свет, мир, держава, наряд.
Упр. 52. Разграничьте следующие пары слов. Определите, какие типы омонимов они представляют.
Овсянка (каша) — овсянка (птица), мука — мука, стекла (род. п. сущ. стекло) — стекла (глаг.), рой (сущ.) — рой (глаг.), сторожил — старожил, костный — косный, насыпь — насыпь.
Синонимы — это слова одной части речи, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению и отличающиеся друг от друга или оттенками значения, или употреблением в речи (стилистической окраской). Например: огромный — громадный, бегемот — гиппопотам.
Среди синонимов разграничиваются:
а)
полные
(абсолютные) синонимы: орфография — правописание; везде — всюду; осел — ишак;
б)
смысловые
(семантические) синонимы: смелый — храбрый — мужественный; блеск — сверкание — сияние; молодость — юность;
в)
стилистические
синонимы: глаза (нейтр.) — очи (высок., поэтич.); принадлежность (нейтр.) — атрибут (книжн.);
г)
семантико-стилистические:
бродить («ходить без цели», нейтр.) — шататься («ходить без всякого дела», прост.) — блуждать («плутать, терять дорогу», книжн.).
Синонимы могут быть общеязыковыми и контекстуальными. Ср. контекстуальные синонимы: День был
августовский
,
знойный
,
томительно-скучный
. (А. П. Чехов)
Упр. 53. Подберите синонимы к следующим словам. Отметьте их смыcловые и стилистические различия.
Беспорядок, грустить, доходный, известный, купить, мошенничество, название, негодяй, недостаток (нехватка), ошибка, продать, старый, срочный, торговец, убить, храбрый.
Идентичный, инцидент, легальный, презентовать, криминал, имитация, аналогия, ресурсы, декрет, база, аргумент, регулировать, оригинальный, вакансия.
Антонимы — это слова одной и той же части речи, противоположные по значению. Например: хороший — плохой, высоко — низко, правда — ложь, крошечный — громадный. У многозначных слов антонимы могут относиться к разным лексическим значениям.
Антонимы, как и синонимы, могут быть не только общеязыковыми, но и контекстуальными. Например: Волк зайцу не товарищ.
Упр. 54. Подберите синонимы и антонимы к слову свежий, учитывая его значения.
Образец: свежий ветер — прохладный (синоним) — теплый (антоним).
Свежая газета, свежий вид, свежий хлеб, свежий воротник, свежее утро, свежий взгляд, свежие цветы.
Упр. 55. Подберите антонимы к словам, учитывая их многозначность.
Близкий, легкий, тупой, краткий, полный, грубый.
Паронимы — это слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие разные значения. Ср.: единый (общий, объединенный) — единичный (единственный, отдельный); факт (событие, явление, случай) — фактор (момент, существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении).
Упр. 56. Объясните разницу в значениях словосочетаний. В случае затруднений обращайтесь к словарю паронимов.
Опасный человек — опасливый человек; главный герой — заглавный герой; освоить прочитанное — усвоить прочитанное; осудить действия — обсудить действия; представить возможность — предоставить возможность; тактичные шаги — тактические шаги; техническое исполнение — техничное исполнение; хозяйские дела — хозяйственные дела.
Упр. 57. Объясните различия между паронимами, составьте предложения с каждым из них.
Факт — фактор, командированный — командировочный, одеть — надеть, абонент — абонемент, отборный — отборочный, будний — будничный, добровольный — добровольческий; демократический — демократичный, длинный — длительный, нестерпимый — нетерпимый, невежда — невежа, духовный — душевный, компания — кампания, пребывать — прибывать.
§ 29. Тестовые задания
1. Какое из приведенных слов имеет омонимы?
а) идиллия
б) брак
в) линейка
г) давление
2. В каких синонимических рядах содержится «лишнее» слово?
а) доходный — прибыльный — выгодный — рентабельный
б) известный — знаменитый — популярный — именитый — прославленный
в) купить — приобрести — взять — присвоить
г) ошибка — неточность — недочет — погрешность — оплошность — ляпсус
3. В каком варианте синонимы к заимствованным словам подобраны неправильно?
а) авангардный — передовой
б) ресурсы — запасы
в) имитация — подражание
г) декрет — запрет
4. В каком варианте пары слов не являются синонимами?
а) деликатный — тактичный
б) вульгарный — корыстный
в) чуткий — отзывчивый
г) гуманный — человечный
5. Какое из данных слов является антонимом к слову «страдание»?
а) печаль
в) смятение
б) праздник
г) блаженство
6. Какое из слов противоположно по значению слову «лицемерный»?
а) искренний
б) противоречивый
в) фальшивый
г) деликатный
7. В каком предложении нет антонимов?
а) Книга учит различать добро и зло.
б) Корень учения горек, да плод его сладок.
в) Недруг поддакивает, а друг спорит.
г) Ученье способно и украшать, и утешать.
8. В каком варианте пары слов не являются антонимами?
а) потомок — предок
б) печаль — скорбь
в) позор — почет
г) богатство — нищета
§ 30. Лексика общеупотребительная
и лексика ограниченного употребления
Лексика русского языка неоднородна по степени ее распространения и активности употребления, а также по характеру ее стилистической окраски.
С точки зрения степени распространения и активности употребления в словарном составе русского языка разграничивается лексика общеупотребительная, т. е. известная всему русскому народу и употребляемая всеми носителями русского языка (читать, пять, белый, человек, город и т. п.), и лексика необщеупотребительная, т. е. ограниченная в своем употреблении или территорией, или рамками социальных групп (в том числе профессиональных), или временем существования в русском языке.
Основными разрядами лексики ограниченного употребления являются диалектизмы и специальная лексика.
Диалектизмы — это слова, которые употребляются преимущественно жителями какой-либо местности. Диалектизмы являются принадлежностью народных говоров (территориальных диалектов). Например: гутарить (южнорусское) — говорить, баить (северорусское) — говорить.
Специальная лексика — это слова, употребляемые в речи представителями определенных отраслей знания и профессий. Ядро специальной лексики составляют термины — слова, обозначающие строго определенные понятия различных наук (гипотенуза — в математике: сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла; аффикс — в грамматике: морфема, заключающая в себе словообразовательное или собственно формальное значение; репрессалии — в международном праве: принудительные меры, применяемые государством в ответ на неправомерные действия другого государства).
Периферию специальной лексики составляют профессионализмы и жаргонизмы.
Профессионализмы — это слова и словосочетания, свойственные людям определенной профессии. Например: кок — повар (в речи моряков), окно — свободное время между занятиями (в речи учителей, студентов).
Жаргонизмы — это слова и выражения, используемые отдельной социальной группой с целью языкового обособления, отделения от основной части носителей языка. Например: клава — клавиатура, аська — программа общения (в компьютерном жаргоне), клипак — видеоклип, тусить — гулять, веселиться в компании (в молодежном жаргоне).
Профессионализмы и жаргонизмы находятся за пределами общелитературного языка.
К лексике ограниченного употребления относятся также устаревшие слова (историзмы и архаизмы) и новые слова (неологизмы).
Историзмы — это устаревшие слова, вышедшие из обихода в связи с исчезновением обозначаемых ими предметов или явлений. Например: кольчуга — старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец, кибитка — крытая дорожная повозка, бекеша — мужское пальто (на меху или на вате) со сборками на талии.
Архаизмы — это устаревшие слова, называющие предметы или понятия, для которых в языке появились новые наименования. Например: сей — этот, жалованье — оклад, зарплата, ланиты — щеки.
Неологизмы — это новые слова, недавно вошедшие в язык и не потерявшие еще своей новизны, необычности. Например: в 80-е гг. ХХ в. — перестройка — коренные изменения в политике и экономике, направленные на установление рыночных отношений, развитие демократии и гласности; в 90-е гг. ХХ в. — бутик — небольшой магазин дорогостоящих модных товаров, массмедиа — средства массовой информации, слоган — лозунг.
Большинство неологизмов обычно довольно быстро переходит в разряд общеупотребительных слов; некоторые неологизмы могут существовать как индивидуально-авторские новообразования, или окказионализмы (например: сливеют губы — у В. В. Маяковского, пушкиноты — у В. Хлебникова).
Упр. 58. Подберите к общенародным словам (левая колонка) диалектные синонимы (правая колонка); сравните способ выражения близких понятий.
ухват |
рогач |
гудеть |
рукотерник |
прятки |
утирка |
гриб-дождевик |
слаборукий |
полотенце |
брунжать, жундеть |
драчливый |
пуховка |
колокольчик |
хоронушки, ловички |
носовой платок |
позвонок |
Упр. 59. Распределите слова на две группы: 1) термины; 2) жаргонизмы. Отметьте случаи, когда жаргонизмы возникли на основе переносных значений общеупотребительных слов.
Авторитет (опытный вор), акватория (участок водной поверхности), дотация (государственная помощь), мент (милиционер), моник (монитор), мыло (электронная почта), крутой (отличный, прекрасный, заслуживающий уважения), идиома (устойчивое выражение, свойственное только данному языку), предки (родители), депортация (насильственное переселение отдельных лиц и народов), нал (наличные деньги), чувак (молодой человек), хаос (стихия), тусовка (коллективное увеселительное мероприятие), фан (поклонник), эклектизм (механическое соединение различных взглядов).
Упр. 60. Пользуясь толковыми словарями, определите значения устаревших слов, разграничьте историзмы и архаизмы.
Боярин, чело, оратай, ланиты, десница, опричнина, казна, конюший, лорнет, сей, сеча, художество, терем, толмач, ярём.
Упр. 61. Пользуясь современными толковыми словарями русского языка, определите значения новых для русского языка слов. Подумайте, каковы причины их появления.
Разгосударствление, постсоветский, СНГ, думец, бизнесмен, офис, маркетинг, пейджер, сканер, принтер, киллер, мафиози, гамбургер, кетчуп, топ-модель, триллер, портфолио.
§ 31. Стилистические разряды русской лексики
С точки зрения стилистической окраски (стилистических характеристик) лексика русского языка разграничивается на два больших разряда: 1) стилистически нейтральная лексика; 2) стилистически окрашенная лексика.
Стилистически нейтральная лексика составляет самый большой круг слов, не закрепленный за каким-либо функциональным стилем русского литературного языка (официально-деловым, научным, публицистическим, художественным или разговорным) и уместный в различных сферах общения: вода, дом, читать, трудность, белый, пятьдесят и др.
В составе стилистически окрашенной лексики выделяются прежде всего слова книжные и слова разговорные, жаргонные и просторечные.
Книжные слова свойственны книжно-письменному варианту общенационального языка. Они употребляются преимущественно в научном, официально-деловом, публицистическом и художественном стилях. Ср.: осциллограф (научн.), вышепоименованный (офиц.-дел.), воспрещается (офиц.-дел.); сплоченность (публ.), таинство (худ.-поэт.), грезы (худ.-поэт.). Существуют также общекнижные слова, например: интеллект, эрудиция, закон.
Разговорные слова — это слова, присущие разговорному стилю русского литературного языка и используемые преимущественно в устной речи, главным образом в сфере повседневного бытового общения, например: читалка, задира, тупица, вопить, хвастунишка, дедушка и др.
Разговорные слова используются в непринужденном, неформальном общении, поэтому им присуща определенная сниженность. Ср.: старец (высок.) — старик (нейтр.) — старикашка (разг., сниж.).
Просторечные слова — это слова, находящиеся за пределами литературного языка или на его периферии, но не ограниченные в своем употреблении ни территорией (в отличие от диалектизмов), ни рамками социальных групп (в отличие от жаргонизмов). Просторечные слова бывают двух типов: а) нарушающие собственно языковые нормы литературного словоупотребления (транвай вместо трамвай, туфель вместо туфля, квАртал вместо квартАл и т. п.); б) нарушающие в той или иной степени морально-этические нормы. В последний разряд входят грубовато-просторечные слова (башка — голова, притащиться — прийти); грубые просторечные слова (харя — лицо, дрянь — о человеке), а также вульгарная, нецензурная, бранная лексика, оскорбляющая достоинство человека.
Упр. 62. Сгруппируйте приведенные слова по трем стилистическим разрядам: 1) стилистически нейтральные; 2) книжные; 3) разговорные.
Ахнуть, актуальный, взыскание, трепка, вещий, вкалывать, доверенность, дефект, иждивение, забота, вакуоль, иск, книжка, косинус, картошка, начертать, норма, нормальный, отлынивать, пневмония, чахотка, работа, рот, трудиться, уста, эксперимент.
Упр. 63. Определите значения просторечных слов, замените литературными.
Богатей, тепереча, манатки, тутошний, небось, умаяться, сызмала, смотаться, шибко, пузо, сдрейфить, расфуфыриться, укокошить.
§ 32. Тестовые задания
1. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?
а) бежать
б) четыреста
в) гипотенуза
г) время
2. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?
а) клевый
б) классный
в) крутой
г) отличный
3. Какое слово не относится к книжной лексике?
а) абсолютно
б) конференция
в) учитель
г) перпендикуляр
4. Какое из слов является разговорным?
а) планетарий
б) начертать
в) картошка
г) усыновитель
5. Какое из слов является просторечным?
а) голова
б) глава
в) головушка
г) башка
6. Какое из слов является диалектным?
а) солнце
б) ратник
в) зеленя
г) меломан
7. Какое из слов является устаревшим?
а) священник
б) кочевник
в) нигилист
г) бражник
8. Какое слово является термином?
а) зачетка
б) камзол
в) инъекция
г) писатель
§ 33. Фразеологизмы как единицы языка.
Типы фразеологизмов
Фразеологизмы (фразеологические обороты) представляют собой несвободные целостные единицы, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде. По значению фразеологизмы могут соответствовать одному слову (кот наплакал — мало, зарубить на носу — запомнить, семи пядей во лбу — умный) или целому выражению (ловить рыбку в мутной воде — извлекать выгоду из чьих-либо затруднений, садиться на мель — попадать в крайне затруднительное, тяжелое положение).
В предложении фразеологизмы выступают как один член предложения Он мастер на все руки.
С точки зрения происхождения фразеологизмы делятся на исконно русские (во всю Ивановскую, с гулькин нос, из огня да в полымя), старославянские (не от мира сего, избиение младенцев, око за око) и заимствованные из других языков (синий чулок — из англ. яз., сальто-мортале — из итал. яз., медовый месяц — из франц. яз.).
С точки зрения стилистической окрашенности фразеологизмы делятся на следующие группы:
1) нейтральные, или межстилевые: сдержать слово, подвести черту, поставить точку, лебединая песня;
2) стилистически окрашенные, среди которых выделяются:
а) разговорные (заварить кашу, как свои пять пальцев, со всех ног, два сапога пара, набить карман);
б) просторечные (вкручивать мозги, дело в шляпе, дурья башка);
в) книжные (звездный час, терновый венец, яблоко раздора).
Разговорные и просторечные фразеологизмы относятся к разряду сниженных; книжные фразеологизмы — к разряду высоких, торжественных.
Упр. 64. Подберите фразеологизмы с указанными значениями.
Например: «приходить в уныние, в отчаяние, огорчаться» — вешать (повесить) голову.
Добиться полного самообладания; чувствовать себя так, словно ничего не случилось; во всех направлениях, повсюду, везде; удивляться, поражаться чему-либо увиденному; оказаться в опасности, под угрозой; быть в плохом настроении; не быть самостоятельным в своих мыслях, убеждениях, поступках; зазнаваться, важничать.
Для справок: висеть на волоске, жить чужим умом, как ни в чем не бывало, задирать нос, встать с левой ноги, взять себя в руки, не верить своим глазам, вдоль и поперек.
Упр. 65. Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.
Делить шкуру неубитого …, купить … в мешке, платить той же …, беречь как … ока, согнуть в … рог, толочь … в ступе, не в бровь, а в …, выйти … из воды, … в мешке не утаишь, надуться как … на крупу.
Упр. 66. Установите, какие определения в левой колонке соответствуют словам и выражениям, данным в правой колонке.
1. Ахиллесова пята |
Двуличный человек |
§ 34. Тестовые задания
1. Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно.
а) считать ворон — бездельничать
б) в час по чайной ложке — медленно
в) тертый калач — опытный (о человеке)
г) седьмая вода на киселе — близкие родственники
2. Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно.
а) поставить на ноги — вылечить
б) бок о бок — вместе
в) как снег на голову — неожиданно
г) ждать у моря погоды — рассчитывать, надеяться на что-либо
3. Какой фразеологизм не соответствует значению «много»?
а) куры не клюют
б) семь пятниц на неделе
в) тьма тьмущая
г) хоть пруд пруди
4. В каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.
5. Какой из фразеологизмов относится к разряду книжных?
а) раскрыть карты
б) попасть впросак
в) смотреть сквозь пальцы
г) камень преткновения
КУЛЬТУРА РЕЧИ
§ 35. Употребление слов в соответствии
с их лексическим значением
Правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями называются лексическими нормами русского литературного языка. Нарушение лексических норм ведет к двусмысленности высказываний и серьезным речевым ошибкам.
Упр. 67. Найдите случаи нарушения лексических норм, связанные с употреблением слов в несвойственных им значениях. Исправьте ошибки.
1) В парке было заложено тридцать два дерева. 2) Л. Н. Толстой был ярким феноменом своего века. 3) Оратор говорил очень конспективно. 4) Многочисленные предки А. С. Пушкина живут сейчас в России, Франции, Англии и даже в Америке. 5) Он мыслил оригинально и всегда говорил банальности. 6) На празднике было немало веселых инцидентов. 7) Этот галантный сервиз, сервированный на крахмальной скатерти, произвел на меня незабываемое впечатление. Индейцы — коренные аборигены Америки. 9) Напишите, пожалуйста, свою автобиографию.
§ 36. Употребление синонимов и паронимов в речи
Соблюдение лексических норм русского языка предполагает умение говорящего выбрать нужное слово из ряда близких или даже тождественных по содержанию, т. е. слов-синонимов, а также умение различать слова-паронимы.
Упр. 68. Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным выбором слова из ряда синонимов. Объясните характер ошибки.
1) Я уже давно не кушаю в этой столовой. 2) Я мыслю, что сдам экзамены. 3) Ученики малость переигрывают в спектакле. 4) В нескольких школах педагоги иностранных языков организовали клубы интернациональной дружбы. 5) Медведь натыкался на гвозди, что делало ему боль. 6) Екатерина была поставлена на престол.
Упр. 69. Исправьте ошибки, допущенные в результате смешения паронимов.
1) Учитель принужден был еще раз объяснить новый материал. 2) Ученый стоял у источников ракетостроения. 3) Госпожа Простакова избивала крестьян за малейшую повинность. 4) Артист завоевал признательность зрителей. 5) Командировочному пришлось долго ждать оформления документов. 6) Взгляд у него не то умоляющий, не то серьезный, не то возмутительный. 7) В полку царило воинствующее настроение. Народ терпел двойственный гнет.
§ 37. Лексическая сочетаемость слов
Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо еще учитывать особенности лексической сочетаемости слов, т. е. их способности соединяться в речи друг с другом. Некоторые слова в русском языке имеют ограниченную сочетаемость. Например, слово проливной сочетается только со словом дождь, слово карие — со словом глаза, слово закадычный — со словом друг и т. д.
Упр. 70. Раскройте скобки. Составьте правильные сочетания прилагательных и числительных.
Единый, один (момент, миг); карий, коричневый (глаза, костюм); крепкий, сильный (дружба, впечатление); тяжелый, тяжкий (рюкзак, наказание); истинный, настоящий, подлинный, натуральный, заправский (друг, человек, аметист, документ, охотник).
Упр. 71. а) Из глаголов и существительных составьте и запишите словосочетания. Укажите вид связи.
Играть, иметь, повысить, усилить, нанести, одержать, потерпеть, оказать, излагать, открыть, внести, принять, предпринять.
Роль, мнение, внимание, ущерб, вклад, поражение, помощь, попытка, счет, интерес, решение, победа, значение.
б) Исправьте ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Уделить серьезное значение, тяжелый поступок, представить слово для доклада, ухудшение уровня жизни, повысить кругозор, поднять тост, пройти шаг, навлекать внимание, сделать поступок.
§ 38. Употребление лексических единиц в соответствии с их стилистической окраской
Правила употребления слов в соответствии с их стилистической окраской называются стилистическими нормами русского языка.
Стилистическая окраска формируется у слова в результате его постоянного функционирования в той или иной разновидности русского языка (языке литературном, в диалектах, жаргонах или просторечии), а также в той или иной сфере общения (научной, официально-деловой, публицистической, эстетической или бытовой).
Стилистической окраской обладает любое слово русского языка. Ср.: человек — лит., общелит.; картофель — лит., офиц.-дел.; чело — лит., худ.-поэт., устар., высок.; пузо — прост., сниж.
Стилистическая окраска определяет уместность использования того или иного языкового средства в определенной речевой ситуации. Употребление в речи слов с несвойственной данной ситуации общения и данному тексту стилистической окраской воспринимается как речевая ошибка.
Упр. 72. В приведенных предложениях найдите чужеродные, иностилевые элементы. Исправьте ошибки. Запишите правильный вариант.
1) Перед принятием пищи надо вымыть руки. 2) Нас встретил седой величественный старичок. 3) Завод выпускает специальные агрегаты для уборки картошки. 4) Грядущие каникулы я проведу у моря. 5) Поданная мною справка была заверена секретаршей директора. 6) Из очей малыша брызнули слезы. 7) Эта книжка посвящена вопросам развития новых государственных отношений. В анкете следует указать профессию папы и мамы.
Упр. 73. Найдите нарушения стилистических норм современного русского языка, связанные с использованием жаргонных слов и выражений.
1) Представители новой партии использовали митинг ветеранов для собственной раскрутки. 2) На заседании городской думы депутаты опять наезжали на мэра. 3) Российские солдаты-чеченцы должны пользоваться дополнительными льготами. 4) Все частные предприниматели в наше время должны иметь крышу. 5) После поражения любимой команды фаны устроили настоящий погром.
§ 39. Особенности употребления фразеологизмов в речи
Высокий уровень культуры речи и соблюдение лексических норм требуют от говорящих точности не только в использовании отдельных слов, но и в употреблении фразеологизмов, т. е. цельных, устойчивых сочетаний, которые не создаются в процессе общения, а воспроизводятся в готовом виде.
Упр. 74. Исправьте ошибки, вызванные неправильным употреблением фразеологизма (незнанием его значения, пропуском или вставкой слова, смешением двух фразеологизмов, искажением грамматической формы фразеологического сочетания, невниманием к его стилистической окраске и т. д.).
1) Белая ворона — так иногда называют человека совестливого, неравнодушного к тому, что происходит вокруг. 2) На открытии нового телецентра его директор удовлетворенно заявил, что в полку журналистов прибыло. 3) В важном деле нельзя торопиться, иначе можно нарубить дрова. 4) Посетитель так и ушел несолоно нахлебавши. 5) Информация о внезапном изменении курса акций поставила все банки в полный расплох. 6) Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 7) Если на нашем предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть в переплет. Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу. 9) В процессе переговоров стороны решили пойти на попятную. 10) У них все было шито-крыто белыми нитками. 11) Он знал всю его подноготную жизнь.
§ 40. Тестовые задания
1. В каком предложении содержится ошибка, вызванная неоправданным употреблением или незнанием лексического значения иноязычного слова?
а) Необходимо выплатить компенсацию до начала следующего года.
б) Решение данных вопросов входит в юрисдикцию России.
в) М. В. Ломоносов был выдающимся корифеем науки.
г) Экономика многих стран четко ориентирована на экспорт.
2. В каком предложении содержится ошибка, вызванная неоправданным употреблением или незнанием лексического значения иноязычного слова?
а) Каждая нация обладает своим особым менталитетом.
б) Великий писатель страдал от ностальгии по Родине.
в) Этот вопрос вне нашей компетенции.
г) Современные массмедиа перегружены рекламой.
3. Какое слово уместно употребить на месте пропуска в следующем предложении?
Для борьбы с вредителями наш магазин предлагает __________ средство.
а) эффективное б) эффектное
4. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?
а) Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии интенсивно развиваются в последние десятилетия.
б) Хроникальное сообщение — образец ИНФОРМАЦИОННОГО жанра.
в) В этом документальном фильме много очень ИНФОРМАЦИОННЫХ эпизодов.
г) Каждый выпускник школы должен овладеть приемами ИНФОРМАЦИОННОЙ переработки текста.
5. В каком предложении вместо слова ВРАЖЕСКИЙ нужно употребить ВРАЖДЕБНЫЙ?
а) Разведчики под покровом ночи отправились во ВРАЖЕСКИЙ тыл.
б) Артиллеристы метким выстрелом подбили ВРАЖЕСКИЙ танк.
в) По его ВРАЖЕСКОМУ взгляду все сразу поняли, что он пришел не с мирными намерениями.
г) До позднего вечера во ВРАЖЕСКОМ лагере горели костры.
6. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?
а) Хвойный лес ОДЕЛ все горы.
б) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее ОДЕТЬ детей завтра.
в) После ливня в туфлях и улицу не перейдешь, придется ОДЕТЬ сапоги.
г) Танцоров ОДЕЛИ в национальные костюмы.
7. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме?
а) дать отпор
б) оказать впечатление
в) долгосрочный кредит
г) потерпеть поражение
8. Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме?
а) придерживаться точки зрения
б) вынести приговор
в) оказать покровительство
г) играть большое значение
9. В каком предложении нарушены стилистические нормы литературного языка?
а) Эта проблема широко обсуждается в средствах массовой информации.
б) Днями в Кремлевском дворце состоится официальное открытие международного форума «Мировой опыт и экономика России».
в) Законопроект был принят Госдумой уже в первом чтении.
г) На заседании правительства рассматривались вопросы жилищной реформы.
10. В каком предложении слово употреблено без учета его стилистической окраски?
а) Прошу оплатить мне расходы по командировке.
б) Банковские платежи стали задерживаться на срок до трех месяцев.
в) Автором рассмотрены 33 нормативных документа по приватизации.
г) Экономическая политика в настоящее время все круче должна ориентироваться на такие цели.
11. В каком предложении фразеологизм употреблен без учета его стилистической окраски?
а) Руководители многонационального государства не имеют права закрывать глаза на проблемы языковой политики.
б) Герой романа был настоящим рыцарем без страха и упрека, борющимся за добро и справедливость.
в) Отказ от высокого искусства может погрузить страну в мрак невежества.
г) Тактичному и воспитанному человеку, заботящемуся о своем достоинстве, не следует совать нос в чужие дела.
МОРФОЛОГИЯ
Морфология — раздел науки о языке, который изучает слово как часть речи.
§ 41. Основные сведения о частях речи
Слова русского языка по своему общему значению, особенностям образования и грамматическим характеристикам, одинаковой синтаксической роли в предложении делятся на несколько групп, называемых частями речи. Среди них выделяются два основных разряда: самостоятельные и служебные части речи.
Самостоятельные части речи включают слова, которые называют предметы (имя существительное), признаки (имя прилагательное), действия (глагол) и др.
Слова всех самостоятельных частей речи, кроме наречий и слов категории состояния (безлично-предикативных слов), как правило, склоняются или спрягаются, образуя различные формы одного и того же слова.
Служебные части речи включают слова, которые обычно служат для связи самостоятельных слов и различных предложений (предлоги, союзы) или придают те или иные оттенки значения как отдельным членам предложения, так и всему предложению в целом (частицы).
Особое место среди частей речи занимают междометия — слова, которые выражают чувства и побуждения, не называя их (ух, ах, эй, ура).
Части речи |
|
Самостоятельные части речи |
Имя существительное |
Имя прилагательное |
|
Имя числительное |
|
Местоимение |
|
Глагол (причастие, деепричастие) |
|
Наречие (слова категории состояния) |
|
Служебные части речи |
Предлог |
Союз |
|
Частица |
|
Междометия |
Упр. 75. Укажите, к каким частям речи относятся следующие слова.
а) Белый, побелеть, белизна; бежать, бегство, беговой, бегом; три, тройка, третий, тройной, утроить, втрое; сотня, сто, сотый, столетний, трехсотый; ох, охать, оханье; снизить, снижение, нижний, внизу; ты, кто, некто, никто, ничто, ничей, ничейный; уничтожить, уничтожение; нигде, некогда; жалость, жаль, жалостливый.
б) Бы, несмотря на, если, зато, так как, ни, из-за, неужели, ли, ввиду.
Подборка по базе: Русский язык и культура речи Практическое занятие 3 Мишина Полин, русский язык 9кл.docx, Задание к семинару №2 по дисциплине Иностранный язык (для уровня, Задание к семинару №1 по дисциплине Иностранный язык (для уровня, Сербский язык.docx, 10 кл Урок 1 Введение в Модуль1 Strong ties.docx, русский язык задание 3.docx, Анализ контрольной работы по русскому языку в 7 классе за 4 четв, Роль и значение Державина в русском языке.docx, Лаб1. Основы языка VHDL Койчубаев КИ20-05Б.docx
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Стилистические нормы – это правила употребления языковых единиц в соответствии с их стилистическими качествами и характеристиками, т.е. стилистической окраской. |
Стилистическая окраска языковой единицы представляет собой дополнительную к лексическому значения слова, словосочетания или предложения информацию
о преимущественной сфере их употребления и принадлежности к той или иной форме существования русского национального языка (литературному языку, диалектам, просторечию, жаргонам);
об отнесенности языкового знака к функциональной разновидности литературного языка (научному, официально-деловому, публицистическому стилю, языку художественной литературы или разговорной речи);
об отнесенности к тому или иному временному или экспрессивному разряду языковых средств (явлениям устаревшим или современным, новым; высоким, торжественным или сниженным.
Ср.: голова (литер.) – башка (прост., снижен.); глаза (литер.) – очи (книжн., устар., высокое) – орган зрения (книжн., спец.); полотенце (литер.) – утирка (диал.); картофель (литер., офиц.-дел.) картошка (литер., разг.).
Стилистическая окраска определяет уместность использования того или иного языкового средства в определенной речевой ситуации. Употребление в речи слов, словосочетаний и предложений с несвойственной данной ситуации общения и данному тексту стилистической окраской воспринимается как речевая ошибка.
Упр. 15. В приведенных предложениях найдите чужеродные, иностилевые элементы. Исправьте ошибки. Запишите правильный вариант.
1. Перед принятием пищи надо вымыть руки.
Перед ПРИЕМОМ пищи надо вымыть руки.
2. Нас встретил седой величественный старичок.
Нас встретил седой ВЕЛИЧАВЫЙ старичок. 3. Князь оседлал боевую лошадь и двинулся в путь. Князь оседлал боевого КОНЯ и двинулся в путь. 4. Завод выпускает специальные агрегаты для уборки картошки. Завод выпускает специальную ТЕХНИКУ для уборки картошки. 5. Грядущие каникулы я проведу у моря. ПРЕДСТОЯЩИЕ каникулы я проведу у моря. 6. Поданная мною справка была заверена секретаршей деканата. Поданная мною справка была заверена СЕКРЕТАРЕМ деканата.
Упр. 16. Определите экспрессивно-стилистическую окраску слов и фразеологизмов (высок., сниж., нейтр.).
Принять в дар(В), здоровяк(СН), попадать на крючок(Н), держава(В), норма(Н), до последней капли крови(В), отлично(Н), грязнуля(СН), соратник(СН), глас вопиющего в пустыне(В).
Упр. 17. Определите, к какой разновидности национального русского языка (к литературному языку, просторечию, территориальным диалектам или социальным диалектам) относятся следующие фонетические варианты и грамматические формы.
Килóметр(ТД), намерéние(П), эксплатировать(П), транвай(П), дермантин(ЛЯ), психиатор(П), туфель(П), мыш(П), с повидлой(П), под роялью(П), делов(ТД), с людями(ТД), на пляжу(ТД), нет время(П), к Марии Васильевной(П), мате[р’]я́(П), стака[н’]ы́(ТД), наиболее чаще(П), у ней(П), хочут(ТД), берегёт(ТД), броюсь(П), плотит(ТД), ездию(П), стонает(ТД), ляжь(П), ехай(П), поломатый(П), достигать до цели(П).
ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
К грамматическим нормам относятся нормы словообразовательные, морфологические и синтаксические.
Словообразовательныенормы это правила образования слов. Ср.: насмешка (не надсмешка), поскользнуться (не подскользнуться). |
Упр. 18. Найдите ошибки, которые появились в связи с неправильным образованием слов. Исправьте предложения.
1. Змеи относятся к животным класса пресмыкающих.
Змеи относятся к животным класса пресмыкающихся.
2. При гололеде будьте внимательны на дорогах, чтобы не подскользнуться и не упасть прямо на проезжей части.
При гололеде будьте внимательны на дорогах, чтобы не поскользнуться и не упасть прямо на проезжей части.
3. Эта история может стать самым смотрибельным сериалом.
Эта история может стать наиболее просматриваемым сериалом. 4. У него был вспыхчивый характер. У него был вспыльчивый характер. 5. Его предсмертельные слова произвели большое впечатление. Его предсмертные слова произвели большое впечатление.
6. Рецензист был слишком резок в своей оценке.
Рецензент был слишком резок в своей оценке.
7. На физкультуре я его не только догнал, но и передогнал.
На физкультуре я его не только догнал, но и обогнал.
Упр. 19. Разграничьте случаи намеренного (словообразовательная игра) и ненамеренного (ошибка) нарушения словообразовательных норм. Предложения с ошибками отредактируйте.
1. Обытоживающим было выступление его заместителя.
Подытоживающим было выступление его заместителя.
2. В результате испугивания некоторые студенты на контрольной работе были в недоумевании.
В результате испуга некоторые студенты на контрольной работе были в недоумении.
3. Хлебозавод предлагает бублы, ватрухи, прянища и кренделища. Надоело заниматься мелочёвкой.
Хлебозавод предлагает бублики, ватрушки, пряники и крендели. Надоело заниматься мелочёвкой.
4. Здесь пляжатся и курортятся несколько тысяч человек.
Здесь отдыхают на пляже и находятся на курорте несколько тысяч человек.
5. ЦСКАзка с печальным концом.
ЦСКА с печальным концом.
6. Жена сына претензирует на всё то, что было ими не нажито в совместной жизни.
Жена сына претендует на всё то, что было ими не нажито в совместной жизни.
Морфологические нормы– это правила образования форм слов разных частей речи. Ср.: бухгалтеры (не бухгалтера), слезай (не слазь), красивее (не красивше и не более красивее), три студентки (не трое студенток). |
Упр. 20. К приведенным словам подберите определения. Правильно согласуйте определения с существительными.
Ядовитый аэрозоль, Яблочное повидло, Старинное бра, Бешеная мышь, Вареное щупальце, Ржавый рельс, Эксклюзивный тюль, Продвинутая молодежь, Гнилой толь, Трудовая мозоль, Срочная бандероль, Яичная вермишель, Старая вуаль, Полный тезка, Мелкая фасоль, Тихий тамада.
Упр. 21. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
1. Необходимо вымыть волосы шампун
ем от перхоти. 2. Домик на пригорке был черный и крыт (толь) толем 3. Наконец я смогла купить пять метров красивого (тюль) тюля. 4. (Ставень ставня) Ставня слетела с петли. 5. Снова разболелась мозоль. 6. Покупатель попросил показать ему левый (туфель туфля) туфель 7. Заказную бандероль можно получить в окне № 5. 8. Манжеты платья оформлены красивой аппликацией из бархата. 9. В доме есть большой (зал зала) зал.
Упр. 22. Образуйте форму единственного числа следующих существительных.
Туфли –
туфля, тапки – тапок, босоножки – босоножка, погоны – погон, клипсы – клипса, плацкарты – плацкарт, щупальца – щупальце, бакенбарды – бакенбарда, чучела – чучело, ласты – ласт.
Упр. 23. Определите род следующих несклоняемых существительных. Мотивируйте свой ответ.
Алиби – ср.р., бра – ср.р., такси – ср.р., манго – ср.р., пари, рагу – ср.р., кофе – м.р., пони – м.р., цунами – ср.р., какаду – м.р., какао – ср.р., фойе – ср.р , ООН – ж.р., Дели – м.р., хинди – ср.р., МВФ (Международный валютный фонд) – м.р., кенгуру – м.р., шимпанзе – м.р., «Таймс».
Упр. 24. Образуйте нормативные формы множественного числа следующих существительных.
Жемчуг
Жемчуга, вексель Векселя, инженер Инженеры, купол Купола, конструктор Конструкторы, бухгалтер Бухгалтеры, округ Округа, слесарь Слесари, приговор Приговоры, ордер Ордеры, паспорт Паспорта, прожектор Прожекторы, сорт Сорта, выбор – Выборы, профессор Профессора, трактор – Тракторы, цех – Цеха, орден – Ордена, директор – Директора, договор – Договоры, катер – Катера, сектор – Сектор, пальто – Пальто, рапорт – Рапорты, ректор – Ректоры, редактор – Редакторы, сват – Сваты, шофер Шоферы.
Упр. 25. Выберите из скобок один из вариантов; подчеркните его.
1. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные (
шоферы – шофера). 2. (Выборы – выбора) губернатора области показывают, что политические противники заключают (договоры – договора) о сотрудничестве. 3. В летнее время у многих людей начинаются (отпуски – отпуска). 4. В кондитерском отделе всегда свежие (торта-торты). 5. Многие (цехи – цеха) завода переориентированы на выпуск новой продукции.
Упр. 26. От существительных образуйте формы родительного падежа множественного числа.
Апельсины –
Апельсинов , баклажаны – Баклажанов, башкиры – Башкир, блюдца – Блюдец, ботинки – Ботинок, будни – Будней, валенки – Валенок, вафли – Вафель, граммы – Граммов, гектары – Гектаров, грузины – Грузин, мандарины – Мандаринов, носки – Носков, полотенца – Полотенец, сапоги – Сапог, солдаты – Солдат, туфли – Туфель, чулки – Чулок, ясли Яслей.
Упр. 27. Просклоняйте: 658 студентов, 395 тортов, 85-я школа. Пользуйтесь справочными материалами.
И.п. Шестьсот пятьдесят восемь студентовР.п. Шестисот пятьдесят восемь студентовД.п. Шестистам пятидесяти восьми студентамВ.п. Шестьсот пятьдесят восемь студентов Т.п. Шестьюстами пятидесятью восьмью студентамиП.п. Шестисот пятидесяти восьми студентах
И.п. Триста Девяносто Пять тортовР.п. Трёхсот девяноста пяти тортовД.п. Трёмстам девяноста пяти тортамВ.п. Триста девяносто тортовТ.п. Тремястами девяносто пятью тортамиП.п. Трехстах девяносто пяти тортах
И.п. 85-ая школа
Р.п. 85-ой школы
Д.п. 85-ый школе
В.п. 85-ую школу
Т.р. 85-ым школой
П.п. О 85-ом школе
Упр. 28. Запишите предложения, заменяя цифры словами.
1.К 2015 г. количество первоклассников в нашем городе значительно увеличится. К две тысячи пятнадцатому году количество первоклассников в нашем городе значительно увеличится. 2. Библиотека института ежегодно пополняется 300 – 400 книгами.
Библиотека института ежегодно пополняется тремя-четырьмя сотнями книг. 3. Вес третьего искусственного спутника Земли был равен 1326 кг. Вес третьего искусственного спутника Земли был равен одной тысяче тремстам двадцати шести килограммам. 4. Небольшой старинный город с 4675 жителями, красиво расположенный по обеим сторонам живописной реки, привлекает много туристов. Небольшой старинный город с четырьмя тысячами шестьюстами семьюдесятью пятью жителями, красиво расположенный по обеим сторонам живописной реки, привлекает много туристов.
5. Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс.
Теплоход с тремястами восьмьюдесятью восемью экскурсантами отправился в очередной рейс. 7. В 2000 г. в нашем институте был открыт новый факультет. В двух тысячном году в нашем институте был открыт новый факультет.
Упр. 29. Исправьте ошибки, вызванные неправильным образованием падежной формы количественных числительных.
1. Во время полета была выполнена широкая программа медико-биологических исследований, включавшая в себя около пятьдесят экспериментов.
Во время полета была выполнена широкая программа медико-биологических исследований, включавшая в себя около пятидесяти экспериментов 2. С семи русских кораблей успели выпустить по неприятелю более восемьсот снарядов. С семи русских кораблей успели выпустить по неприятелю более восьмисот снарядов. 3. Протяженность столичной подземной дороги достигла сто семьдесят три километра, а автобусных и троллейбусных линий четыре тысячи триста километров. Протяженность столичной подземной дороги достигла ста семидесяти трех километров, а автобусных и троллейбусных линий четырех тысяч трехсот километров. 4. Вместе с новыми тысяча двухсот тремя словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше четыре с половиной тысячи слов. Вместе с новыми тысячей двумястами тремя словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше четырех с половиной тысяч слов.
Упр. 30. Найдите и исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением числительных.
1. Они воспитали двух сыновей и двоих дочерей.
Они воспитали двоих сыновей и двух дочерей.
2. У обоих фирм есть долгосрочные обязательства перед партнёрами.
У обеих фирм есть долгосрочные обязательства перед партнёрами.
3. Пятеро студентов отправили домой.
Пятерых студентов отправили домой.
4. С докладом выступили трое академиков.
С докладом выступили тти академика.
5. На столе лежали четверо тетрадей и двое очков.
На столе лежали четыре тетради и двое очков.
Упр. 31. Образуйте от приведенных ниже глаголов формы 1 лица единственного числа настоящего времени; 3 лица единственного и множественного числа настоящего времени; повелительного наклонения.
Образец: люблю – любит – любят – люби.
Бегать –
бегаю – бегает – бегают – бегай
бежать –
бегу – бежит – бегут – беги
бриться
бреюсь – бреется – бреются – брейся
ехать
еду – едет – едут – езжай
ездить
езжу – ездит – ездят – езди
класть
кладу – кладет – кладут – клади
махать
машу – машет – машут – маши
победить
побеждаю – побеждает – побеждают – побеждай
сыпать
сыплю – сыплет – сыплют – сыпь
хотеть
хочу – хочет – хотят – хоти
Упр. 32. Раскройте скобки, заменив предложенные в них глаголы подходящими по смыслу описательными оборотами.
- Я (убедить) смогу убедить вас в правильности моих взглядов. 2. Если я не сдам экзамена, то (очутиться) окажусь в неприятном положении. 3. В данном положении я, скорее всего, (ощутить) почувствую неудобство. 4. Я уверен, что в этих соревнованиях я (победить) одержу победу.
Упр. 33. Определите, какие фамилии в данных примерах склоняются.
Елена Красных, Дмитрий Дурново, Олег Вулич, Анна Зегерс,
Артур Виденмаер, Евгения Сердюк, Алексей Шелепинь, Мария Пивень, Ольга Олигер, Петр Гура, Евгений Тамм, Эмиль Золя, Владимир Долгих, Клара Гурвич, Иван Франко, Бернард Шоу, Юлия Бурля, Людмила Лата, Иоганн Бобровски, Марк Твен, Александра Вейденкеллер, Ярослава Кулик, Леонид Сковорода, Джозеф Яблонски.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Синтаксические нормы – это правила построения словосочетаний и предложений. Ср.: Управляющий банком ( не банка), выйти из положения (не с положения), Вспоминая детство, представляю наш старый дом (не представляется). |
Синтаксические нормы регулируют порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, определения с определяемым словом, некоторые случаи управления, построение простых предложений с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, связь частей сложного предложения.
Упр. 34. Найдите ошибки в употреблении следующих словосочетаний. Исправьте их.
1.Отчитаться в израсходовании полученного аванса.
Отчитаться в израсходовании полученного аванса. 2. Отзыв на статью. Отзыв о статье. 3. Уделять внимание на каждую мелочь. Уделять внимание каждой мелочи. 4. Превосходство новой техники перед старой. Превосходство новой техники над старой. 5. Примириться перед неумолимой судьбой. Смириться с неумолимой судьбой. 6. Уверенность в торжество справедливости. Уверенность в торжестве справедливости.
Упр. 35. Составьте словосочетания, поставив заключенные в скобках слова в нужном падеже.
Удивляться (результаты) –
Удивляться результатам
преклонение (талант) –
Преклонение перед талантом
уплатить (квартира) –
Уплатить за квартиру
упрекать (грубость) –
Упрекать за грубость
уверенность (победа) –
уверенность в победе
тормозить (развитие) –
тормозить развитие
поехать (Кавказ, Крым, Белоруссия) –
поехать на Кавказ, в Крым или Беларусь
выйти (автобус, троллейбус) –
выйти из автобуса или троллейбуса
платить (проезд) –
оплатить проезд
заведовать (отделение)
заведовать отделением
управляющий (филиал) –
управляющий филиалом
уделить внимание (дисциплина) –
уделить внимание дисциплине
согласно (приказ, распоряжение) –
согласно приказу или распоряжению
Упр. 36. Исправьте ошибки в употреблении падежных форм и предлогов.
1. Об этом мы познакомим вас позже.
С этим мы ознакомим вас позже.
2. Докладчик подчеркнул о необходимости строительства.
Докладчик подчеркнул необходимость строительства.
3. Высказывается критика о том, что мы делаем.
4. Решимость парламента свелась лишь в предоставлении полномочий.
Решимость парламента свелась лишь к предоставлению полномочий.
5. Магазин, ориентированный специально для школьников.
Магазин, ориентирован специально на школьников.
6. Уверенность каждого за свой завтрашний день.
Уверенность каждого в своем завтрашнем дне.
7. Контролировать за ходом лечения.
Контролировать ход лечения.
8. Вчера брат приехал с Москвы.
Вчера брат приехал из Москвы.
9. В журнале опубликована рецензия о книге.
В журнале опубликована рецензия на книгу.
10. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление.
По окончании переговоров представители делегаций подписали совместное заявление.
Упр. 37. Исправьте ошибки в предложениях.
1. Он учился в школе хорошо, благодаря своих хороших способностей.
Он учился в школе хорошо, благодаря своим хорошим способностям.
2. Девушка очень тосковала по брате.
Девушка очень тосковала по брату.
3. Первый год по приезду его жизнь складывалась нормально.
Первый год с приезда его жизнь складывалась нормально.
4. Он выехал из города согласно предписания.
Он выехал из города согласно предписанию.
5. На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города.
На этот вечер смогли приехать престарелые люди изо всех районов города.
6.В отделе критики и библиографии “толстых” журналов систематически публикуются обзоры о выходящих новинках художественной литературы.
В отделе критики и библиографии «толстых» журналов систематически публикуются обзоры выходящих новинок художественной литературы.
7. Представитель строительной организации вновь заверил заказчика о своей готовности выполнить работу в срок.
Представитель строительной организации вновь заверил заказчика в своей готовности выполнить работу в срок. 8. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. Факты, которые изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились.
9.Студенты уделяют внимание на записи во время лекций.
Студенты уделяют внимание записям во время лекций.
10. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок.
Преподаватель указал на то, что в работе имеется ряд ошибок.
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Табл. 1
Е [, э] | Ё [, о] | ||
атлЕт
афЕра бытиЕ гололЕдица зЕв метоимЕнный |
одноврЕмЕнный отцвЕтший
опЕка осЕдлый преЕмник разновремЕнный |
безнадёжный
дарёный затёкший манёвры наёмник никчёмный новорождённый |
одноимённый
остриё оценённый принёсший платёжеспособный свёкла щёлка |
Табл. 2
Согласный произносится твердо: | Согласный произносится мягко: | ||
антитеза [тэ] бактерия [тэ] бизнес [нэ]
генезис [нэ] декольте [дэ], [тэ] детектив [дэ], [тэ] де-юре [дэ] де-факто [дэ] диспансер [сэ] идентичный [дэ] интервью [тэ] коктейль [тэ] коллоквиум [ло] консенсус [сэ] коттедж [тэ] критерий [тэ] майонез [нэ] отель [тэ] орхидея [дэ] |
патетика [тэ] претензия [тэ] сервис [сэ] тезис [тэ] тент [тэ]
тембр [тэ] тенденция [тэ] [дэ] термос [тэ] тест [тэ] тет-а-тет [тэ] тире [рэ] шатен [тэ] шоссе [сэ] штемпель [тэ] экстерн [тэ] эстет [тэ] |
академия [д’э] берет [р’э] брюнет [н’э]
девальвация [д’э] декада [д’э] демон [д’э] кредо [р’э] кларнет [н’э] крем [р’э] кофе [ф’э] музей [з’э] Одесса [д’э] патент [т’э] пионер [н’э] |
пресса [р’э]
пресс-конференция [р’э] пресс-секретарь [р’э] тема [т’э] тенор [т’э] термин [т’э] фанера [н’э] шинель [н’э] эксперт [п’э] |
Допускается двоякое произношение | |||
деканат [д’э], доп. [дэ]
темп [тэ] и [т’э] |
конгресс [р’э], доп. [рэ]
консенсус [сэ] и [с’э] |
менеджер [мэ], [нэ], доп. [м’э], [н’э]
сессия [с’э], доп. [сэ] |
Табл. 3
Произносится [чн] | Произносится [шн] |
молочный
полуночный прожиточный пшеничный |
горчичник
двоечник Ильинична конечно нарочно Никитична прачечная скворечник скучно скучный шапочное знакомство яичница |
Допускается двоякое произношение | |
булочная [чн] и [шн]; копеечный [чн] и [шн]; порядочный [чн] и [шн];
сердечный [чн] и [шн] – смысловая дифференциация: серде[чн]ый удар и сер- де[шн]ый друг |
Табл. 4
Нормы ударения
алкогОль
анАлог асимметрИя афЕра баловАть балОванный блАга бюрокрАтия вероисповЕдание газопровОд гЕрбовый двоЮродный |
дефИс
диспансЕр договОр досУг жалюзИ звонИт, звонИшь инАче Искра каталОг квартАл кладовАя кОлледж |
крапИва
красИвее мАркетинг мастерскИ наркомАния новорождЁнный обеспЕчение облегчИть ободрИть оптОвый отчАсти на похоронАх |
придАное
принУдить свЁкла сиротА, сирОты столЯр углубИть фенОмен ходАтайство шассИ щавЕль |
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Табл. 5
Род имен существительных
Мужской род | Женский род | Средний род |
Аэрозоль, зал, кофе (разг.: ср.р.),
погон, рельс, толь, тюль, шампунь. |
Бандероль, босоножка, вермишель, ласта, мозоль, мышь, плацкарта, тапка (разг. тапочка), туфля. | Алиби, боа, бра, жюри,
какао, повидло, щупальце. |
Равноправные варианты:
бакенбарда и бакенбард, клипса и клипс, ставень и ставня, манжет и манжета. |
Табл. 6
Существительные в форме род. п. мн.ч.
пара ботинок, валенок, туфель, погон, сапог, чулок, носков
купить ананасов, апельсинов, мандаринов, помидоров, баклажанов, томатов несколько гектаров, граммов, килограммов, будней, яслей |
жить среди англичан, армян, башкир, болгар, грузин, турок, татар, цыган, туркмен, киргизов, негров, таджиков, узбеков
нет блюдец, полотенец, яблок, вафель отряд солдат, партизан, минеров, саперов |
Табл. 7
Окончания имен существительных в форме множественного числа
Окончание -Ы (-И) имеют слова: | Окончание -А (-Я) имеют слова: | ||
бухгалтеры
выборы договоры инженеры инструкторы кондукторы конструкторы лекторы офицеры |
приговоры
редакторы режиссеры ректоры сваты слесари торты фронты шоферы |
векселя
директора доктора жемчуга катера кителя корма кузова купола мастера |
округа
ордера отпуска повара поезда профессора сорта сторожа шелка штемпеля |
Равноправные варианты:
прожекторы прожектора, секторы – сектора, тракторы трактора, цехи цеха |
Табл. 8
Склонение числительных
Падеж | 50 – 80 | 200 – 400 | 500 – 900 |
И.п. | Пятьдесят | Двести | Пятьсот |
Р.п. | ПятИдесятИ | ДвУХсот | ПятИсот |
Д.п. | ПятИдесятИ | ДвУМстАМ | ПятИстАМ |
В.п. | Пятьдесят | Двести | Пятьсот |
Т.п. | ПятьЮдесятьЮ | ДвУМЯстАМИ | ПятьЮстАМИ |
П.п. | О пятИдесятИ | О двУХстАХ | О пятИстАХ |
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Табл. 9
Беспокоиться о ком-либо | Тревожиться за кого-либо |
Надеть что на что | Одеть кого во что |
Обращать внимание на что-либо | Уделять внимание чему-либо |
Отзыв о чем-либо | Рецензия на что-либо |
Превосходство над чем-либо | Преимущество перед чем-либо |
Препятствовать чему-либо | Тормозить что-либо |
Уверенность в чем-либо | Вера во что-либо |
Уплатить за что-либо | Оплатить что-либо |
Табл. 10
Благодаря (чему)
Согласно (чему) Вопреки (чему) |
Вследствие (чего)
В связи с (чем) В зависимости от (чего) |
Запомните: в книжной речи предлог ПО используется в значении «после» и сочетается с существительными в предложном падеже (по приезде из столицы, по окончании спектакля). |
ЛИТЕРАТУРА
Словари
1. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т.Ф. Иванова. – М., 2006.
2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л.П. Крысин. – М.: Эксмо, 2008.
3. Лопатин В.В. Учебный орфографический словарь русского языка / В.В. Лопатин, О.Е. Иванова, Ю.А. Сафонова. – М.: Эксмо, 2008.
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 2012.
5. Правила русской орфографии и пунктуации: полный академический справочник / под ред. В.В. Лопатина. – М.: Эксмо, 2007.
6. Русский орфографический словарь / отв. ред. В.В. Лопатин. – М., 2007.
Учебные издания
1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская. – Ростов-на-Дону, 2008 (и др. издания).
2. Нормы русского литературного языка: практ. материал к урокам / под ред. О.В. Загоровской. М.: Просвещение, 2006.
3. Педагогическая риторика [электронный ресурс]: учебное пособие / под общей ред. проф. О.В. Загоровской. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2012. — < URL: http://www.vspu.ac/ru/download/lib/P/P1_2012_11.pdf>
4. Риторика: учебник для вузов / под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: Проспект, 2009.
5. Русский язык и культура речи. Нормы русского литературного языка: учебное пособие / под ред. О.В. Загоровской. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2003 (и др. издания).
6. Русский язык и культура речи. Педагогическая риторика: Пособие для самостоятельной работы студентов / О.В. Загоровская, О.В. Григоренко, О.Т. Косаренко, Г.Ф. Свиридова. – Воронеж, 2012. – 39 с.
7.Русский язык и культура речи: учебное пособие / под ред. В.И. Максимова. – М.: Юрайт, 2012.
8. Стернин И.А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях для тех, кто хочет научиться говорить / И.А. Стернин. – 6-е изд., испр. и доп. – Воронеж: Истоки, 2011.
9. Черняк В.Д. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / В.Д. Черняк. – М.: Юрайт, 2012.
Найти чужеродные, иностилевые элементы. Записать правильный вариант предложения
1. Перед принятием пищи надо вымыть руки.
2. Нас встретил седой величественный старичок.
3. Князь оседлал боевую лошадь и двинулся в путь.
4. Завод выпускает специальные агрегаты для уборки картошки.
5. Грядущие каникулы я проведу уморя.
6. Поданная мною справка была завереша секретаршей деканата.
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Математика
Найти чужеродные, иностилевые элементы. Записать правильный вариант предложения
1. Перед принятием пищи надо вымыть руки.
2. Нас встретил седой величественный старичок.
3. Князь оседлал боевую лошадь и двинулся в путь.
4. Завод выпускает специальные агрегаты для уборки картошки.
5. Грядущие каникулы я проведу уморя.
6. Поданная мною справка была завереша секретаршей деканата.
Остались вопросы?
Новые вопросы по предмету Математика
Найти чужеродные, иностилевые элементы. Записать правильный вариант предложения
1. Перед принятием пищи надо вымыть руки.
2. Нас встретил седой величественный старичок.
3. Князь оседлал боевую лошадь и двинулся в путь.
4. Завод выпускает специальные агрегаты для уборки картошки.
5. Грядущие каникулы я проведу уморя.
6. Поданная мною справка была завереша секретаршей деканата.