Наблюдение
—
это метод познания психолого-педагогических
явлений, основанный на целенаправленном
восприятии (непосредственном или
косвенном, через описание другими
лицами) и фиксировании исследователем
явлений или процессов с одновременной
первичной обработкой получаемой
информации в сознании наблюдающего.
Наблюдение
чаще всего применяется в исследовании,
направленном на выявление определенных
закономерностей (устойчиво повторяющихся
причинно-следственных связей) с целью
их последующего анализа и использования
для нужд практической деятельности.
В
наблюдении явления и процессы
воспринимаются непосредственно в
целостности и динамике их изменения.
Сущность
наблюдения
состоит в том, что в сознании педагога
отображаются и фиксируются изменения
изучаемого объекта, его
количественно-качественные и другие
переменные.
Наблюдение
используется и как самостоятельный
способ диагностики, и как составная
часть методов.
Оно проводится с целью накопления фактов
и их последующего теоретического
анализа. Наблюдаться могут поведение
учащихся, проведение урока, общий
распорядок работы школы, воспитательная
работа учителей, поведение и настроение
учащихся и т.д.
К.
Ингенкамп считает, что научное наблюдение
требует ответа на следующие вопросы:
—
Что предполагается выяснить в ходе
наблюдения?
—
В каких условиях оно должно проводиться?
—
Описано ли (распределено ли по категориям)
подлежащее наблюдению поведение таким
образом, чтобы с помощью этих категорий
можно было бы ответить на поставленный
вопрос?
—
Соответствует ли описание (категоризация)
фактическому поведению?
—
Можно ли работать с данными категориями?
—
Существует ли единство между разными
наблюдателями при записи одного и того
же поведения в соответствии с данными
категориями?
—
Пользуется ли наблюдатель при повторном
наблюдении теми же категориями, что и
в прошлый раз?
—
Возможно ли повторное наблюдение данного
поведения в сопоставимых ситуациях?
Если
в процедуру наблюдения вводятся
стандартные схемы и условия, которые
точно определяют, что наблюдать, как
наблюдать, каким образом фиксировать
результаты наблюдения, как их оценивать,
интерпретировать и делать на их основе
выводы — это стандартизированное
наблюдение (Р.С.Немов).
Различают
следующие виды наблюдений:
включенное
— диагност
сам является участником наблюдаемого
процесса или членом группы испытуемых
или невключенное
— осуществляется
диагностом со стороны;
непосредственное
(прямое) —
между объектом и наблюдающим имеются
прямые отношения (исследователь —
непосредственный свидетель педагогического
процесса, организатор и исполнитель
наблюдения) или опосредованное
(косвенное) —
через представителей диагноста,
работающих по его программе и заданию
(сюда входит и самонаблюдение школьников
по заданию педагога);
открытое
—
проводится с ведома испытуемых или
скрытое
— испытуемые
не знают о своей подконтрольности
(наблюдение ведется непосредственно
исследователем или (в его отсутствие)
при помощи записывающих технических
средств);
монографическое
(полусвободное)
— охватывает большое количество
взаимосвязанных явлений;
узкоспециальное
(выборочное,
формализованное) — подробно выделяются
единицы наблюдения (эмпирические
индикаторы), восприятие и фиксация
которых свидетельствуют о наличии того
или иного явления и его характеристик,
предопределенных целью научного поиска
(например, причины конфронтации между
учащимися и педагогом);
наблюдение-поиск
(сплошное
наблюдение) — проводится с целью
«педагогической разведки» для обнаружения
фактов, задающих корректировку темы
исследования, на стадии диагностического
эксперимента;
непрерывное
(лонгитюдное)1
— ведется от начала до конца педагогического
процесса или дискретное
— предметом
периодического наблюдения становятся
лишь отдельные характеристики процесса
(например, поведение школьника в
определенных ситуациях, воспитательные
элементы в процессе обучения); 1
Сократить время такого наблюдения
помогает ретроспективное
наблюдение, когда
диагност использует, например,
биографические школьные данные студента
или специалиста, чтобы вместе с ними
или с их школьными учителями выявить
то, что оказало решающее влияние на
прогресс математических способностей
испытуемых в школьные годы;
полевое
— осуществляется
в естественных для диагностируемых
условиях и лабораторное
— в
искусственно организованных условиях,
в том числе в значимых для испытуемых
ситуациях (его, скорее, можно отнести к
эксперименту).
Наблюдение
как метод подчиняется следующим правилам.
1.
Содержание наблюдения соответствует
цели исследования.
2.
Наблюдение планируется и проводится
по определенной схеме взаимодействия
участвующих в нем субъектов.
3.
Воспринимаемые факторы выражаются на
операциональном языке, доступном другим
наблюдателям.
4.
Способы наблюдения и фиксаиии его
результатов отбираются в зависимости
от характера изучаемого поведения и
возможностей метода наблюдения. Причем
заранее должны быть разработаны процедура
наблюдения и форма фиксации наблюдаемых
фактов (протокол наблюдения) и
формулирования промежуточных выводов.
5.
Объективность и надежность наблюдения
проверяются другими исследователями
и другими методами. При этом наблюдатель
должен знать причины ошибок наблюдения
и способы их минимизации.
Наблюдение
как метод исследования отличается от
бытовой фиксации событий, что находит
отражение
в следующих требованиях к наблюдению.
1.
Целенаправленность.
В
повседневной жизни, наблюдая окружающую
действительность, человек фиксирует
все, что попадает в поле его зрения, не
ставя, как правило, перед собой определенной
цели. Наблюдение как метод
психолого-педагогического исследования
предполагает постановку четкой, корректно
сформулированной цели. Формулировка
цели наблюдения зависитот задач
конкретного исследования. Если одна из
задач исследования — «выявить
научно-педагогические основания
использования аналогии в процессе
общепедагогической теоретической
подготовки учителей», то целями наблюдения
могут стать выявление ситуаций
использования аналогии на занятиях по
педагогике в педагогическом вузе,
количественный подсчет и качественная
характеристика таких ситуаций.
2.
Объективность.
Требование
объективности исключает возможность
отбора исследователем только той
информации, которая «работает» на
подтверждение гипотезы исследования.
Во время наблюдения фиксируются все
факты, отвечающие задачам наблюдения,
даже те, которые противоречат гипотезе
и концепции исследования. Объективность
наблюдения предполагает также фиксацию
всех без исключения единиц наблюдения.
Выборочная фиксация, пропуск отдельных
поступков, проявлений качества и прочего
недопустимы, поскольку в этом случае
результаты обработки данных наблюдения
не могут считаться достоверными.
3.
Наличие
плана наблюдения. В
плане определяются цель и предполагаемый
результат наблюдения, объект, предмет,
ситуация и способ наблюдения, выявляемые
параметры и единицы наблюдения,
продолжительность наблюдения, способ
регистрации наблюдаемого.
4.
Разработка
процедуры. Заблаговременная
разработка процедуры наблюдения и формы
фиксации наблюдаемых фактов (протокола
наблюдения, — например, в форме таблицы)
и формулирования промежуточных выводов.
5.
Учет
возможных ошибок. Исследователь
должен знать типичные ошибки при
проведении наблюдения, причины их
возникновения (например, стереотипы
восприятия) и способы их минимизации.
6.
Возможность
сравнения, измерения, математической
обработки полученных сведений. Еще
до начала наблюдения исследователь
продумывает способ (способы), с помощью
которого будет обрабатываться полученная
при наблюдении информация. Желательно
использовать для этого методы измерения
и математические методы. Однако не
следует забывать о качественной
интерпретации полученных результатов.
7.
Необходимое
и достаточное количество наблюдаемых
признаков. Количество
наблюдаемых признаков должно быть
минимальным. Это значительно облегчает
наблюдение и повышает степень достоверности
его результатов. В то же время для
наблюдения следует выбирать такое
количество признаков, которое со всей
возможной полнотой характеризует
предмет наблюдения. При этом признаки
должны исключать друг друга, а не входить
составляющей частью один в другой.
8.
Оптимальность.
Условия
наблюдения не должны оказывать влияние
на наблюдаемый объект (например, не
искажать обычное поведение учащихся,
сохранять естественный характер
отношений в педагогическом процессе).
Фиксирование
результатов наблюдений может быть
перенесено в протокол,
деловые
заметки, записи.
Часто, приступая к наблюдению, исследователь
заранее готовит специальные
таблицы и матрицы,
в которых ведет учет единиц
наблюдения,
которые
легко поддаются статистической обработке
и анализу.
Единицами
наблюдения
может быть число обращений за помощью
к товарищу на уроке или при подготовке
домашних заданий, контакт с одноклассниками
на перемене, активность на уроке
(например, поднятая рука) и т.д. При
проведении культпохода в кино
педагог-исследователь в качестве единиц
наблюдения может отмечать смех и
аплодисменты в зале, свист, реплики,
выход из зала и т.д.
Таким
образом, единица
наблюдения
в социально-психологическом исследовании
—
это
всегда определенный акт поведения
индивида в группе. От
того, насколько удачно выбраны единицы
наблюдения, зависит и обоснованность
сделанных выводов’.
Наблюдение
складывается из следующих организационных
процессов.
1.
Для
чего, с какой целью: определение
цели и задач. Задачами наблюдения могут
быть предварительная ориентировка в
объекте, выдвижение гипотезы, ее проверка,
уточнение результатов, полученных с
помощью других методов.
2.
Что наблюдать: выбор
объекта, предмета и ситуации. Объектом
наблюдения являются отдельные лица в
различных ситуациях взаимодействия и
общения. Предметом наиболее часто
выступают различные поведенческие и
коммуникативные акты отдельного
человека, группы, нескольких групп.
3.
Как
наблюдать: выбор
способа наблюдения, наименее влияющего
на исследуемый объект и наиболее
обеспечивающего сбор необходимой
информации. Способ наблюдения определяется
задачей, объектом и ситуацией, характером
взаимодействия между наблюдателем и
наблюдаемым.
4.
Как
фиксировать наблюдаемое: выбор
способов регистрации специфики
поведенческих и коммуникативных
проявлений! Способы регистрации и замера
наблюдаемых процессов, событий различают
по степени точности, полноты, надежности
и обоснованности информации, по
техническим возможностям, по форме и
языку записи, по трудоемкости процесса
фиксации, кодировки и расшифровки,
анализа, по использованию различных
шкал замера.
5.
Каков
результат: обработка
и интерпретация полученной информации.
Результаты наблюдения подвергаются
классификации, группировке, математическому
анализу, контент-анализу, сопоставлению
с результатами, полученными другими
исследователями и другими методами.
Можно
выделить следующие этапы наблюдения.
1.
Определение
цели и задач
(для чего ведется наблюдение, на решение
каких конкретных задач исследования
оно направлено). Задачами наблюдения
могут быть предварительная ориентировка
в объекте, выдвижение гипотезы, ее
проверка, уточнение результатов,
полученных с помощью других методов.
2.
Выбор
объекта, предмета и ситуации наблюдения.
Например, наблюдаются учащиеся седьмого
класса на предмет выявления уровня
развития у них творческих способностей
в ситуации решения проблемных задач.
Объектом наблюдения являются отдельные
лица в различных ситуациях взаимодействия
и общения. Предметом наиболее часто
выступают различные поведенческие и
коммуникативные акты отдельного
человека, группы, нескольких групп.
3.
Выбор
способа наблюдения, наименее влияющего
на исследуемый объект и оптимальным
образом обеспечивающего сбор необходимой
информации
(включенное или невключенное, открытое
или скрытое, сплошное или выборочное и
т.п.). Способ наблюдения определяется
задачей, объектом и ситуацией, характером
взаимодействия между наблюдателем и
наблюдаемым.
4.
Определение
единиц наблюдения.
Что регистрируется: действия наблюдаемого,
его эмоции, другие реакции, способы
воздействия, характер общения и т.п.?
5.
Выбор
способов регистрации наблюдаемого
(протокольная запись, дневник, видеосъемка
и т.п.) и подготовка необходимых форм
(например, протокольных таблиц) и
оборудования. Способы регистрации и
замера наблюдаемых процессов, событий
различают по степени точности, полноты
надежности и обоснованности информации,
по техническим возможностям, по форме
и языку записи, по трудоемкости процесса
фиксации, кодировки и расшифровки,
анализа, по использованию различных
шкал замера.
6.
Проведение
наблюдения с параллельной регистрацией
его результатов.
Здесь особенно важны грамотное,
компетентное соблюдение диагностических
процедур, их коррекция в связи с
возникающей необходимостью.
7.
Обработка
и интерпретация полученной информации.
Результаты наблюдения подвергаются
классификации, группировке, математическому
анализу, контент-анализу, сопоставлению
с результатами, полученными другими
исследователями и другими методами.
Для
того чтобы на основе наблюдения можно
было делать выводы и принимать практические
решения, результаты наблюдения должны
отвечать требованиям
надежности и обоснованности (валидности).
Надежным
можно считать такое наблюдение, которое,
будучи проведенным в тех же условиях и
на том же объекте, даст такие же результаты
независимо от того, кем это наблюдение
будет повторено. Обоснованным
(валидным)
можно считать такое наблюдение, единицы
которого соответствуют изучаемому
феномену, т.е. фиксируемые единицы
наблюдения должны соответствовать цели
диагностики.
Повышению достоверности результатов
наблюдения способствует грамотное
использование соответствующих средств.
Наблюдая
педагогические явления, каждый человек
воспринимает их по-своему, не просто
регистрирует факты, а пропускает их
через призму своего восприятия. Для
повышения достоверности результатов
наблюдения широко используются
вспомогательные средства: стенографирование,
аудио- и видеозапись, фотосъемка и др.
Эти средства помогают педагогу получить
наиболее объективные данные о
педагогическом процессе. Конечно, при
анализе результатов и практическом
использовании таких диагностических
приемов необходимо строгое соблюдение
педагогического такта.
Метод
наблюдения имеет свои достоинства
и недостатки.
Главное
достоинство
его в том, что педагог получает ценные
факты непосредственно из жизни (в
процессе обучения, в ходе воспитательных
мероприятий, родительских собраний и
т.д.). Наблюдение за теми или иными
сторонами жизни и деятельности человека
помогает педагогу объяснить факты,
установить связи, зависимости и пр. В
процессе наблюдения педагог ставит
перед собой вопросы, рассуждает, строит
предположения и т.д. В этом отношении
метод наблюдения незаменим.
Метод
наблюдения позволяет фиксировать
событие в момент его протекания, а также
получать информацию о действиях индивидов
вне зависимости от их установок на
«желательное», «одобряемое» поведение
(что не исключается при опросе, лабораторном
эксперименте.
К
недостаткам
наблюдения
следует отнести его субъектность.
Сам факт знания исследуемыми, что за
ними наблюдают, зачастую приводит к
изменению поведения и сказывается на
результат тах. Личностные особенности,
установки, предшествующий опыт,
эмоциональное состояние педагога и
многое другое могут значительно повлиять
на интерпретацию итогов наблюдения. В
этом отношении они содержат информацию
не только об объекте наблюдения, но и о
самом педагоге.
Чтобы
в ходе наблюдения обнаружить какие-либо
причинно-следственные связи между
процессами и явлениями, требуются
значительные
затраты времени, что противоречит
желанию педагога поскорее получить
эмпирический материал.
В то же время при длительном наблюдении
исследователь адаптируется к происходящим
событиям, что тоже ведет к снижению
объективности результатов наблюдения.
Сколько
времени необходимо для «живого» изучения
объекта?
Многое зависит от научной проблемы, от
предмета исследования: если, например,
он связан с родительскими собраниями,
то, очевидно, придется не один учебный
год следить за проведением собраний;
если изучается учебный процесс, то может
потребоваться от двух-трех месяцев до
двух-трех лет. При изучении
психолого-педагогических зависимостей
можно ориентироваться на такое явление,
как повторяемость фактов: если в процессе
наблюдения факты, фиксируемые в таблице,
начинают повторяться, то можно дальше
не наблюдать по данной программе, а
переходить к следующей. В таких случаях
устанавливается тенденция, свидетельствующая
об устойчивости наблюдаемого явления1.
Недостатком
метода наблюдения часто является его
однократность, неповторяемость.
Ряд интимных ситуаций абсолютно
недоступен наблюдению по соображениям
этического, морального плана. Влияет
на представительность результатов
такой фактор, как ограниченность круга
наблюдаемых. Материалы наблюдения
сравнительно трудно поддаются
количественной обработке. Для этого
требуются использование оценочных
шкал, подсчет регулярности, частоты
происхождения того или иного события.
Даже
грамотно проведенные наблюдения, как
правило, не
обеспечивают в достаточной мере
проникновения в сущность изучаемого
явления, действий учащихся и пр.
Сфера наблюдения ограничена, и не все
можно изучать данным методом. Вот почему
возникает необходимость сочетать
наблюдения с другими методами исследования.
Виды наблюдения
Анастасия Владимировна Ширко
Эксперт по предмету «Психология»
Задать вопрос автору статьи
Наблюдение в психологии
Определение 1
Наблюдением называют целенаправленное восприятие процесса исследования, результаты которого регистрируются наблюдателем.
Процесс наблюдения в психологии состоит из важнейших составляющих:
- исследователь – личность, применяющая метод наблюдения для своих исследований;
- наблюдатель – человек, ведущий наблюдения и фиксирующий все полученные данные;
- объект наблюдений – это явления, предметы или люди, подвергаемые наблюдению.
Классификация видов наблюдения
Классификация по соотношению между собой наблюдаемых объектов представлена двумя видами наблюдения:
Самонаблюдение, относится к внутреннему наблюдению. При этом исследователь, в процессе исследования внутреннего мира, выступает и в роли наблюдателя и в роли объекта. Таким образом, происходит изучение особенностей своей психики, мыслей, чувств и переживаний для объективного анализа ситуаций.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Получить скидку 4 500 ₽
Внешнее наблюдение подразделяется на:
-
Обычное наблюдение – процесс, в котором все данные фиксируются со стороны, с позиции исследователя.
-
Соучаствующее наблюдение – это процесс, в котором исследователь погружается в конкретную ситуацию и познает ее «изнутри».
В связи с поставленными задачами наблюдение может проводиться:
-
Непрерывно. В ситуациях, где важны мельчайшие детали и важен весь процесс для исследования;
-
Выборочно. Ситуации, где необходимо изучать детали или какой-то определенный объект исследований.
Относительно длительности по времени исследования выделяют:
-
Единовременное – единичное, единоразовое наблюдение;
-
Периодическое – происходит несколько раз, подчиняется заданным временным отрезкам;
-
Протяженное – длительный процесс наблюдения.
Многообразие видов наблюдений в психологии можно подразделить на:
-
Непосредственное (естественное) — это когда сам исследователь проводит наблюдение по заранее составленному плану. При этом наблюдатель может участвовать в явной форме (открыто) либо в скрытой форме (инкогнито).
-
Косвенное – когда наблюдение проводят другие лица. Благодаря разносторонним данным появляется возможность увидеть всю ситуацию «в объеме», со стороны.
«Виды наблюдения» 👇
При этом косвенные наблюдения могут быть 2 видов:
-
Спонтанное – оно осуществляется без намеченных планов и подготовок. Исследователь уделяет внимание не деталям, а самому процессу в целом;
-
Систематическое – наоборот, перед проведением наблюдения проводится детальная подготовка к процессу и изучение всевозможных вариантов развития событий.
По способу фиксации данных наблюдения разделяют на:
-
Констатирующие – здесь четко фиксируются детали и собираются всевозможные данные;
-
Оценивающие – здесь происходит сравнение фактов по уровню выраженности в заданном диапазоне;
-
Фиксирующие – здесь результат наблюдения получают во время исследования или по истечении конкретного времени.
Еще существует классификация наблюдений по степени стандартизированности:
-
свободное наблюдение – оно связано с установленной целью, но, при этом, отсутствуют четкие границы выбора объектов исследования. Здесь возможно видоизменение самого предмета исследования или первоначальных правил при необходимости;
-
стандартизированное наблюдение – все процессы четко регистрируются по заданному алгоритму и по разработанной программе. Такой процесс применяется для определения уже известных характеристик действительности.
Замечание 1
Данная классификация видов наблюдений является условной и показывает лишь самые существенные их особенности. Поэтому для каждого вида наблюдения в процессе исследования они могут применяться там, где дают наилучшие результаты.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата последнего обновления статьи: 21.07.2022
Определение понятия наблюдения
Наблюдение – это научно целенаправленное, организованное, фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Научное наблюдение отличается от житейского наблюдения научной организацией (теоретическое обоснование, наличие четких целей и задач, схемы и способы фиксации наблюдаемого).
Метод наблюдения относится к эмпирическим методам психологии (методам сбора психологических данных) наряду с методами опроса и психометрическими методами.
Объект и предмет наблюдения
Объектом наблюдения являются отдельные лица в различных ситуациях социального взаимодействия либо большие и малые группы, общности.
Предметом наблюдения выступают вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации:
- речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности семантики, лексики, грамматики, фонетики, синхронизация;
- выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела, звуков;
- движение, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движения, соприкосновения;
- физическое воздействие: касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержка;
- сочетание перечисленных признаков.
Объективное наблюдение направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. Здесь внешняя сторона деятельности и поведения — лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.
Классификации видов наблюдения
Существует несколько классификаций видов метода наблюдения в зависимости от:
- степени формализованности — контролируемое и неконтролируемое;
- степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации — включенное и невключенное (при включенном наблюдении страдает объективность);
- условий организации — открытое и скрытое (при открытом наблюдении люди ведут себя неестественно);
- места проведения — полевое и лабораторное;
- регулярности проведения — систематическое и случайное;
- констатирующее и оценочное;
- сплошное и выборочное (при выборочном наблюдении фиксируется поведение одного человека);
- наблюдение и самонаблюдение.
Самонаблюдение, в свою очередь, может быть непосредственным (самоотчет) и опосредованным (анализ дневников, писем, автобиографий). Достоинством самонаблюдения является возможность получить информацию, недоступную другим методам исследования.
Требования к проведению наблюдения и его эффективность
Для того, чтобы наблюдение было эффективным, оно должно отвечать ряду требований:
- оно должно быть избирательным, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный аспект изучаемого объекта;
- оно должно быть плановым и систематическим, т.е. строиться на основе определенного плана и проводиться на протяжении определенного времени;
- важно как можно подробнее зафиксировать наблюдаемое явление, т.е. необходима полнота наблюдения;
- в обязательном порядке необходимо определять ситуации наблюдения, выделять единицы и признаки наблюдения, а также способы их фиксации.
Для максимального учета всех этих требований, как правило, составляется программа наблюдения, которая в формализованном виде включает в себя следующие пункты: цели и задачи наблюдения, объект наблюдения, предмет, способ и вид наблюдения, наблюдаемые ситуации, единицы наблюдения, инструментарий наблюдения.
Эффективность наблюдения существенно зависит от значимости данной ситуации для личности наблюдателя. Повышение эффективности наблюдения возможно при наличии отказа от преждевременных оценок и обобщений, многократности наблюдения, подкрепление другими методами, наличия специального оборудования (например, зеркала обратного видения).
Типичные ошибки наблюдателя:
- Эффект снисхождения – наблюдатель не решается поставить отрицательную оценку;
- Эффект центральной тенденции – тенденции ставить средние оценки;
- Логические ошибки (речистый оценивается как умный и т.п.);
- Галоэффект – выделив яркую черту, наблюдатель изменяет оценки всех других качеств.
Преимущества и недостатки метода наблюдения
Преимуществами метода наблюдения являются:
- непосредственное восприятие и фиксация признаков в реальном времени;
- оперативность получения информации;
- объективность и конкретность данных;
- более точное измерение степени интенсивности актов или способов поведения;
- возможность проверки опосредованных способов получения информации (анкет и опросников);
- снятие влияния установок на стереотипность ответов вопросников и соответствующих форм психологической защиты;
- возможность целостной оценки социальной ситуации.
К числу недостатков метода наблюдения следует отнести:
- ограниченные возможности наблюдения (не все ситуации можно найти в жизни и создать соответствующие условия);
- сильное влияние установок и психических состояний наблюдателя;
- перцептивная готовность на подтверждение своей гипотезы;
- возможность утомления исследователя вследствие монотонии;
- влияние исследователя и наблюдаемых им лиц друг на друга;
- трудности интерпретации вследствие каузально-атрибутивных искажений;
- значительные затраты времени;
- поведение наблюдаемых не всегда или не всегда однозначно связано с теми психическими явлениями, которые изучаются;
- ошибки личностного и психологического происхождения:
- а) «гало-эффект», основывающийся на обобщенном впечатление наблюдателя, тенденции к оценке ситуации в «черно-белых красках»;
- б) «эффект снисхождения», который состоит в тенденции давать слишком положительную оценку происходящему под влиянием действительно положительной, но частной черты;
- в) «ошибка центральной тенденции», которая заключается в стремление усреднять оценки наблюдаемых процессов, т.к. крайние признаки поведения встречаются реже;
- г) логическая ошибка, основывающаяся на ложности суждения о тесноте связи каких-либо качеств человека («любезность»^ «добродушие»);
- д) «ошибка контраста», т.е. подчеркивание черт наблюдаемого, противоположных имеющимся у наблюдателя;
- е) стереотипы «первого впечатления» профессионального, этнического, возрастного планов (например, имеющиеся у наблюдателя стереотипы, ранее сложившиеся по отношению к подросткам вообще, милиционерам вообще и т.п., сказываются в отношении наблюдаемых лиц — представителей этих же категорий).
Отличия наблюдения от эксперимента:
- Контроль и управление независимой переменной выше в эксперименте;
- В наблюдении контроль побочных влияний очень слаб;
- Гипотезы наблюдений менее строги и четки;
- В наблюдении менее строгая процедура и менее точное измерение психологических явлений.
метки: Наблюдение, Наблюдатель, Событие, Фиксация, Изучение, Явление, Процесс, Условие
Базылова Сабира 3 блок 13 вопрос
Наблюдение(в педагогике) — наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обыденного, житейского. Главные отличия следующие: 1) определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения; 2) результаты обязательно фиксируются; 3) полученные данные обрабатываются.
Для повышения эффективности наблюдения оно должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренние стороны педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.
Наблюдение (в психологии) — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. При наблюдении явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.
Где применяется.
Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.
Виды наблюдения
Классификации видов психологического наблюдения
Выбор возможных критериев классификации видов наблюдения отражает, по существу, весь спектр проблем и позиций, связанных с определением наблюдения как самостоятельного научного метода. Это проблемы выбора «единиц» наблюдения, связи организации наблюдения с теорией и этапом исследования, проблемы учета «позиции» исследователя, т.е. типа отношения к изучаемому объекту, организации ситуации наблюдения, ее хронологических аспектов, формы и отчета о наблюдаемом событии.
2 стр., 968 слов
Кейс №31 Методы психологии. Классификация методов психологии …
… методы, включающие генетический и структурный метод 4) интерпретационные методы, включающие генетический и структурный метод. Основными методами психологии, как и большинства других наук, являются наблюдение … Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно включается в состав других методов … моделирование педагогического явления и условий его протекания. Описание …
Наблюдение и цели исследования. В зависимости от содержания целей исследователя выделяют свободное наблюдение (иногда его называют нерегулируемым и даже нецеленаправленным), если минимальны ограничения относительно того, что и когда наблюдать, и наблюдение целенаправленное, если в схеме или плане четко определены цели, организация наблюдения и способы отчета наблюдателя. Целенаправленное наблюдение по особенностям организации может быть сплошным и выборочным в зависимости от того, что подлежит наблюдению: все проявления интересующего исследователя процесса, все объекты или только некоторые.
Наблюдение в зависимости от уровня «единиц». Кроме описания психологической реальности в репертуарах единиц или в категориях, подразумевается еще один аспект членения целостного процесса наблюдения на отдельные «единицы» – не от использования речи или кодов наблюдателя, а от особенностей самих наблюдаемых событий, например в аспекте их неповторимости, скоротечности.
Подходы к выделению «единиц» наблюдения учитывают, с одной стороны, необходимость максимально интерсубъективного (т.е. не зависящего от индивидуальных особенностей и позиции наблюдателя) характера отчета о данных, с другой – уникальность и лишь относительную воспроизводимость психических явлений, имеющих процессуальный характер. С особенностью объектов наблюдения в психологии связываются и особенности фиксации отчетов данных: 1) фиксируется по существу то, что уже прошло в момент фиксации отчета; 2) повторений часто не существует, в связи с этим для изучения множества областей психической регуляции поведения определяется путь составления наборов событий.
Выбор «единиц» или категории в зависимости от исследовательских целей позволяет осуществлять наблюдение с разной степенью его стандартизации и формализации. В психологической науке отсутствует универсальный понятийный язык, поэтому исследователь должен лавировать между Сциллой и Харибдой «уникальное описание – соглашение». Осознание уровней кодирования данных в определенных «единицах» и категориях позволяет учитывать степень вмешательства теории в процесс организации наблюдения и отчета наблюдателя.
Систематическим обычно называют любое наблюдение (как в «единицах», так и в категориях), если оно осуществляется по определенным правилам структурирования понятий наблюдателя для квалификации событий. Систематичность нельзя смешивать с принципами хронологической организации наблюдения. Систематичность наблюдения – очень емкое понятие, оно включает в себя соответствие программы наблюдения целям исследования; выделение сторон объекта, которые необходимо описывать; язык описания данных наблюдения, способ их фиксации и порядок наблюдения. Степень систематичности является самостоятельным критерием подразделения видов наблюдения (систематическое и несистематическое), однако она определенным образом связана с выработкой теоретической интерпретации наблюдаемых явлений. Максимально систематическим оказывается категориальное наблюдение, поскольку система категорий, в отличие от других кодов описания объектов, должна удовлетворять требованиям полноты охвата отображаемой реальности в определенном аспекте.
4 стр., 1534 слов
Построение поведенческого портрета по методу наблюдения
… среды. Поэтому наблюдение также является включенным. Притом, наблюдение скрытое. То бишь наблюдатель не проявляет себя, как наблюдатель. Испытуемый не знает о наблюдении, и это … Объект наблюдения: Катя Т. Пол: Женский Возраст: 18 лет Образование: Является студентом дневной очной формы обучения на отделении Международных отношений в Российском Государственном Гуманитарном Университете. Наблюдатель: …
Наблюдение в отношении к проверке гипотез. Наблюдение как метод сбора данных применимо на предварительных этапах исследования, когда нет разработанных гипотез о причинно-следственных связях. Если наблюдение не связано с проверкой конкретных гипотез, оно, оставаясь «целевым», не является эвристическим, хотя именно на основе такого наблюдения могут формироваться гипотезы. Сложившаяся традиция относит к эвристическому наблюдению те его виды, которые направлены на проверку гипотез. Эвристическими, следовательно, не являются наблюдение на предварительных этапах изучения «объекта» и наблюдение в случаях сознательно принятой цели минимальной селективности и максимального охвата разных проявлений и аспектов наблюдаемого объекта (процесса, явления).
Наблюдение с точки зрения учета позиции наблюдателя. Можно выделить внешнее наблюдение – наблюдение «со стороны», когда наблюдатель полностью отделен от изучаемого «объекта», и включенное наблюдение. Наблюдение со стороны может быть открытым или скрытым. При включенном наблюдении исследователь сам является членом наблюдаемой им группы людей, полноправным участником наблюдаемых событий. Включенное наблюдение, как и наблюдение «со стороны», может быть открытым или скрытым (когда наблюдатель действует инкогнито, не сообщая о факте наблюдения другим членам группы).
Оно имеет свои преимущества и недостатки: с одной стороны, позволяет глубже проникнуть в исследуемую реальность, с другой – непосредственная включенность в события может влиять на объективность отчета наблюдателя. Некоторые виды наблюдения могут представлять собой промежуточный вариант между включенным наблюдением и наблюдением «со стороны». Например, наблюдения педагога за классом во время занятий, наблюдения психотерапевта или психолога-консультанта; здесь наблюдатель включен в ситуацию иначе, чем наблюдаемые индивиды, их позиции «не равноправны» с точки зрения управления ситуацией.
Виды наблюдения в зависимости от его организации. В зависимости от ситуации выделяют наблюдение полевое, лабораторное и спровоцированное в естественных условиях. Полевое наблюдение проводится в условиях, естественных для жизни наблюдаемого «объекта». Требование такого наблюдения – отсутствие инициации со стороны наблюдателя изучаемых явлений. Полевое наблюдение позволяет исследовать естественные формы жизнедеятельности и общения людей (или иных «объектов» наблюдения) при минимальных искажениях. Его недостаток состоит в большой трудоемкости, а также в том, что интересующая исследователя ситуация мало поддается контролю. Такое наблюдение часто является выжидательным, несистематическим.
Лабораторное наблюдение позволяет изучать формы проявления психологической регуляции в поведении человека (или животного) в более удобной для исследователя и контролируемой ситуации, но искусственные условия могут значительно исказить получаемые результаты. В возрастной психологии спровоцированные наблюдения часто приближаются к форме «естественного эксперимента» в понимании этого метода А. Ф. Лазурским.
4 стр., 1799 слов
Организация наблюдений за объектами и явлениями природы учащимися …
… расширить свой кругозор, заинтересоваться связями природы. Одним из ведущих методов на уроках природоведения является метод наблюдения за объектами и явлениями природы. Наблюдать можно и в живой природе … или ином предмете или явлении, связана с мышлением. Наблюдатель делает выводы, обобщения, выделяет закономерности и связи. .[2,с.50] Наблюдение — одна из прогрессивных форм обучения в современной …
Хронологическая организация наблюдения. Выделяют лонгитюдное («продолженное»), периодическое и единичное наблюдение. Лонгитюдное наблюдение проводится в течение длительного времени, обычно несколько лет. Оно предполагает постоянный контакт исследователя и «объекта» изучения. Результаты таких исследований фиксируются обычно в виде дневников и широко охватывают поведение, образ жизни, привычки наблюдаемого.
Периодическое наблюдение – наиболее распространенный вид хронологической организации наблюдения. В отличие от лонгитюдного оно проводится в течение определенных, обычно точно заданных промежутков времени.
Единичное, или однократное, наблюдение обычно представлено в виде описания отдельного случая. Оно может быть как уникальным, так и стандартным, т.е. типичным, являться результатом как систематического, так и случайного наблюдения. Особое место в психологических исследованиях занимают лонгитюдные наблюдения единичного случая. Их ценность с точки зрения формирования исследовательских гипотез часто не менее важна, чем роль многократных, но менее длительных наблюдений.
Наблюдение и виды отчета наблюдателя.Организация отчета наблюдателя входит наряду с целью и созданием ситуации в план, или схему, наблюдения. В зависимости от избранного способа описания данных можно выделить стандартизованное и нестандартизованное наблюдение. При нестандартизованном наблюдении наблюдатель регистрирует данные с определенной целью, но без специальных ограничений, на что обращать внимание, какие моменты фиксировать.
Нестандартизованное наблюдение позволяет ознакомиться с теми проявлениями интересующей исследователя реальности, которые ему еще неизвестны и для которых не выработан репертуар «единиц» описания. Кроме того, оно применяется, если требуется скорее целостное описание психологической реальности, чем ее аналитическое представление.
Стандартизованное наблюдение отличается тем, что наблюдателю в более или менее четкой форме предписаны выделяемые категории наблюдения и те «единицы», которые он должен фиксировать, а также порядок наблюдения, его последовательность и т.п. Такое наблюдение применяется обычно там, где от наблюдателя требуется скорее выделять уже известные проявления психологических событий, чем описывать новые.
Перечисленные классификации видов наблюдения не противоречат одна другой, а отражают независимые критерии, дополняющие друг друга.
Особенности метода
Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.
Главными особенностями метода наблюдения являются:
непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.
3 стр., 1490 слов
Сущность наблюдения как метода социологического исследования
… — анализ установок наблюдателей относительно природы и структуры изучаемого объекта. Контролируемое наблюдение служит основным методом сбора первичной информации либо дополняет другие методы социологического исследования. С его помощью … симпатий и антипатий и специфическими групповыми ценностями, установками, нормами и правилами поведения. Обычно М. г. объединяет от 2 до 15 человек (семья, …
В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление).
В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение. Дружинин В. Н. Экспериментальная Психология. — Спб. 2000 Также смотри Плюсы и минусы метода наблюдения
Предмет наблюдения
Предметами наблюдения выступают различные особенности поведения. Объектами исследования могут быть:
Вербальное поведение Содержание речи Продолжительность речи Интенсивность речи и др. Невербальное поведение Экспрессия лица, глаз, тела Выразительные движени и др. Перемещения людей Дистанция между людьми Физические воздействия (касания, толчки, удары и др. )
То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.
Как проводить наблюдение
Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обощения независимых наблюдений).
При использовании метода наблюдения необходимо возможно полнее соблюдать следующие требования:
Предварительно намечать программу наблюдения с выделением наиболее важных объектов и этапов наблюдения. Проводимые наблюдения не должны влиять на естественный ход изучаемого явления. Наблюдение одного и того же психического явления целесообразно проводить на различных лицах. Даже если объектом изучения является конкретный человек, его лучше и глубже можно познать, сравнивая с другими. Наблюдение должно быть повторным, а при изучении личности — систематичным. Важно, чтобы оно было преемственным, то есть повторные наблюдения учитывали сведения, полученные при предыдущих наблюдениях.
Этапы исследования методом наблюдения
Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации. Выбор способа наблюдения и регистрации данных. Создание плана наблюдения. Выбор метода обработки результатов. Собственно наблюдение. Обработка и интерпретация полученной информации.
Средства наблюдения
Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.
Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:
1. Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
11 стр., 5251 слов
Методы исследования поведения личности в организации
… отдельных аспектов у разных субъектов будет аналогичной. Цель данной контрольной работы — изучение методов исследования поведения личности в организации. Контрольная работа предусматривает решение следующих важнейших задач: 1 Изучение …
2. Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.
Этический кодекс APA и наблюдения
Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ. ), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:
Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием. Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб. Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь. Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.
Метод наблюдения универсален и применяется в любой науке, используется он и в социальной психологии.
Метод наблюдения в социальной психологии – это сбор информации о социально-психологических явлениях путем непосредственного восприятия и регистрации.
Целенаправленно и систематически изучаются факты поведения и деятельности человека. Наблюдение может быть использовано как ведущий метод, например, при исследовании конфликта. Может применяться как вспомогательный метод, например, для сбора или контроля данных. Классическим примером наблюдения является изучение жизни бродяг Н.Андерсона, работы У.Уайта по исследованию жизни эмигрантов, В.Б.Ольшанского, который изучал ценностные ориентации молодых рабочих.
Классификация методов наблюдения
Рисунок 1. Классификация методов наблюдения
В зависимости от того, какую позицию занимает наблюдатель, выделяют включенное и невключенное наблюдение.
Метод включенного наблюдения применяется тогда, когда наблюдатель является активным участником изучаемого события. Невключенное наблюдение – это наблюдение за ситуацией со стороны.
Результаты исследований, их важность и весомость, зависят от того насколько правильно и четко организовано наблюдение. При включенном наблюдении исследователь контактирует с группой, находится в ней в качестве полноправного члена. Он имеет большую возможность вникнуть и понять происходящие процессы, увидеть контекст наблюдаемой ситуации. Иными словами, проводится более глубокое наблюдение. Но с другой стороны, при включенном наблюдении снижается рефлексивность. Исследователь не имеет возможности подняться над ситуацией, посмотреть на нее с точки зрения аналитики. Включенное наблюдение бывает разных видов, это зависит от того, насколько информированы члены группы о присутствии наблюдателя, а также известны ли им цели и задачи наблюдения.
Наблюдатель может осуществлять наблюдение открыто и инкогнито. Если применяется открытый способ наблюдения, то следует иметь в виду, что естественный ход наблюдаемого события будет нарушен. Э.Мэйо описывал эксперименты, которые он проводил в 1920-х гг на предприятии компании «Вестерн Электрик» в США. Он отмечал, что присутствие наблюдателей вело к повышению производительности труда рабочих, в то время как задачей психологов было исследование причин снижения производительности труда. Автор отмечал изменения в поведении рабочих, которые знали, что за ними наблюдают.
Наблюдение может быть организовано в естественной среде (полевое) и в условиях лаборатории с применением различного рода оборудования (экспериментальное).
Скрытое включенное наблюдение
Скрытое наблюдение наиболее интересно, среди ученых проходят активные дискуссии на этот счет. В лабораторных условиях скрытое наблюдение проводят при помощи зеркал Гезелла с односторонней проводимостью света. Дискутируется тема этической стороны при проведении скрытого полевого наблюдения. Происходит вторжение в личную жизнь наблюдаемых. В зарубежных руководствах рекомендовано ограничивать такое наблюдение публичными ситуациями: улица, кафе, кинотеатр.
В качестве примера приведем работу Л Фестингера. Психологи произвели внедрение в религиозную общину, которая предсказывала стихийные бедствия и уничтожение большей части Северной Америки в определенный день. Задачей психологов было наблюдение за членами организации после того, как предсказание не сбудется. Наблюдатели отметили, что после того, как предсказание не сбылось, члены общины продолжали активно действовать и обращали других людей в свою веру, призывали покаяться и утверждали, что именно их действия, связанные с покаянием, предотвратили катастрофу. То есть предсказание, которое не сбылось, только укрепило взгляды членов общины. Л Фестингером была разработана теория когнитивного диссонанса.
Скрытое включенное наблюдение описано во многих работах психологов. В России эту методику подробно описал В.Б.Ольшанский. В 1960-х годах он изучал ценностные ориентиры молодых рабочих, используя метод скрытого наблюдения. Несколько месяцев он работал слесарем-сборщиком на одном из московских заводов.
Включенное наблюдение-инкогнито хорошо раскрыто в работе Э.Гоффмана, который в 1960-е гг. проводил исследования в психиатрической больнице. Впечатление, которое производится на окружающих, необходимо контролировать, эту тактику Гоффман назвал управлением впечатлением. Больные шизофренией, неплохо владеют данной тактикой, утверждает ученый.
Существует еще один вид наблюдения – спровоцированное.Этот вид находится между полевым и лабораторным и проводится в естественных условиях. Спровоцированное наблюдение близко к методу естественного эксперимента, который предложил А.Ф.Лазурский. В 1980-е гг Л.Петерсон в США проводил наблюдение за детьми, исследуя проявления альтруизма.
Техника наблюдения
Наблюдения бывают стандартизированными и не стандартизированными.
Первый вид предполагает наличие формализованной техники: разработанного списка объектов и признаков наблюдения, определения условий и ситуаций наблюдения, инструкций и руководств для наблюдателя, кодификаторов для регистрации данных. Данные обрабатываются и анализируются при помощи математических статистических методов. Существуют методики СИМЛОГ, Р.Бейлза, Л Картера, П.Экмана.
Если проводится наблюдение нестандартизированного типа, специально разработанная схема не применяется. Определяются лишь общие направления наблюдателя, где результат наблюдения отражается в свободной форме, непосредственно при восприятии или через время по памяти.
Наблюдения можно классифицировать по упорядоченности, выделяют случайные, систематические, сплошные, выборочные. По характеру фиксации наблюдения бывают констатирующего и оценивающего характера, а также смешанные. По временной организации можно выделить лонгитюдное, периодическое и одиночное наблюдение. Лонгитюдным называют наблюдение, которое проводится в течение долгого времени, обычно нескольких лет. Для фиксации результатов лонгитюдного наблюдения более всего подходят дневники наблюдателя. Периодическое наблюдение наиболее распространено, проводится в течение заданных промежутков времени. Одиночное наблюдение – это описание отдельного случая, уникального или типичного.
Методика проведения конкретного наблюдения может содержать в себе несколько типов, например, полевое, систематическое и поисковое.
Объект и предмет наблюдения
Объектом наблюдения являются люди, малые группы, большие социальные общности и процессы, происходящие в них.
Предметом наблюдения являются поведенческие проявления вербального и невербального характера отдельного человека или группы в определенной ситуации.
Для записи наблюдений используются категории, которые соответствуют целям и задачам исследования.
Категории – понятия, которые определяют наблюдаемые явления, они определяются операционально, не имеют пересечений с другими категориями и имеют одну и ту же степень общности.
Классической системой категорий является схема Р. Бейлза.
Рисунок 2. Система категорий Р.Бейлза
Единица наблюдения может быть подведена под категорию не только после окончания наблюдения, но и в процессе наблюдения. Именно так происходит при работе с методикой Бейлза. Надежность метода зависит от того, насколько сложна или проста схема наблюдения. Чем меньше единиц наблюдения, тем надежнее схема. Хорошо, когда признак в схеме конкретен, его легче фиксировать. Надежность схемы зависит от сложности умозаключений наблюдателя при классификации выявленных признаков.
А – область эмоциональных выражений позитивного характера;
В,С – области постановки и решения задачи;
D – область эмоциональных выражений негативного характера;
а – ориентационные проблемы;
b – проблематика оценки мнений;
c – проблематика контроля;
d – проблематика нахождения решения;
e – проблематика преодоления напряженности;
f – проблематика интегрирования.
К недостаткам метода можно отнести:
- высокий процент субъективизма при сборе данных;
- качественный характер выводов наблюдения;
- низкую степень обобщения результатов.
Чтобы результаты наблюдения были более надежными, необходимо использовать эффективные схемы наблюдения, технические средства фиксации данных. Также большую роль играет тренированность наблюдателя и минимизация эффекта его присутствия.