как правильно отредактировать предложение. кинофильм был отмечен прессой восторженными отзывами.
Разное
как правильно отредактировать предложение. кинофильм был отмечен прессой восторженными отзывами.
Попроси больше объяснений
Следить
Отметить нарушение
Автор: Гость
Ответ(ы) на вопрос:
Гость:
Пресса отметила кинофильм восторженными отзывами
Пожаловаться
1. Обои девочки были очень хорошенькие. 2. На обеих коленях были царапины. 3. Небольшой старинный город расположен по обоим сторонам красивейшей реки во Владимирской области. 4. Я обеими руками голосую за нее. 5. Синтаксическая связь может выражаться формой одного или обеих компонентов. 6. Теперь сыновья работают на манеже со своими женами. Обоих их зовут Коти (по-вашему значит Катя). 7. Если обращение находится в середине предложения, оно с обоих сторон выделяется запятыми. 8. У обоих претенденток на медаль равные шансы. 9. Декан недоволен обоими студентами. 10. Критики долго еще спорили об обеих книгах. И. Оба стола выкрасили в наиголубейший цвет. 12. Речь шла об обоих письмах.
В соответствии с нормами современного русского литературного языка формы имен числительных должны согласовываться с существительными в косвенных падежах, а именно: от двухсот книг, к двумстам книгам, с двумястами книгами, о двухстах книгах.
• Слово тысяча в Тв.п. ед.ч. имеет две формы:
1) тысячей и в этом случае управляет существительным в Р.п. мн.ч.: кандидат в депутаты за неделю встретился с тысячей избирателей;
2) тысячью и согласуется с существительным в Тв.п.: он встретился с тысячью избирателями.
В составных количественных числительных слово тысяча в В.п. при сочетании с именем существительным имеет окончание – у: расстояние в тысячу шестьсот восемьдесят метров, за тысячу девятьсот тридцать четыре года.
В составе порядковых числительных и порядковых прилагательных слово тысяча остается неизменным, так как изменяется только последний компонент: в тысяча девятьсот тридцать четвертом году, на тысяча шестьсот восьмидесятом метре.
• При соединении составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (22, 23, 24… 102, 103, 104 и т. д.), с существительными, имеющими только формы мн.ч. (сутки, брюки, сани), в зависимости от контекста следует перестроить словосочетание (или предложение): заменить слово, вставить другое слово или заменить конструкцию на другую. Так, вместо 22 суток (двадцать два суток), двадцать две суток, двадцать двое суток можно сказать: двадцать два дня или в течение двадцати двух суток. Если же речь идет о конкретных предметах, следует употребить слово штука: сто четыре штуки ножниц.
Слово пара в значении ‘два’ в нормативной речи сочетается только с названиями парных предметов (пара ботинок). Сочетания типа пара часов или пара брюк носят разговорно-просторечный характер.
В сочетаниях два (три, четыре)… и более управляемое существительное ставится в Р.п. ед.ч., а относящееся к нему определение – в форме Р.п. мн.ч.: два и более правильных решения, три и более грамматических формы. Возможны перестановки: четыре интересных ответа и более.
• Числительное пол– (половина) в современном русском литературном языке не является самостоятельным словом, а входит в состав многих сложных слов. В качестве второй части обычно выступает имя существительное в форме Р.п.: полсотни, полчаса. Образования типа полсотня – полсотню, полбутылка – с полбутылкой носят просторечный характер.
Род таких сложных имен существительных определяется по главному слову: полдома — м.р., полморя – ср.р., полдороги – ж.р.
В исходной форме эти существительные в согласовании с определениями и сказуемыми ведут себя как количественные словосочетания: Первые полгода прошли незаметно.
Если соответствующее существительное стоит в Им.п. или В.п., то определение и сказуемое употребляются во мн.ч. Если подлежащее выражено сложным существительным, и при нем нет определения, то сказуемое чаще всего употребляется в форме ед.ч., а в прошедшем времени – в форме ср.р., например: полчаса пролетит быстро.
В косвенных падежах определение согласуется в роде и числе с главным словом сложения, а вместо пол- появляется полу-: с каждой полу мину той.
• Название месяца в сочетаниях типа Восьмое марта в исходной форме и косвенных падежах ставится в Р.п.
Упражнения
Упражнение 6. Слова, данные в скобках, поставьте в нужных падежных формах.
1. Сдача задолженностей по экономике скорее всего состоится между восьмым и одиннадцатым (январь). 2. В (какие-нибудь полтораста метров) от своего подворья я увидел волчью стаю. 3. Необходимо всем классам подготовить воздушные шары к (Первое мая). 4. За (полсотня шагов) до своего дома он увидел красивую молодку, собиравшую полевые цветы. 5. Взрослый сом достигает (полтора метра) в длину и до (6 килограммов) веса. 6. Сочинения следует сдать в марте, а не перед (третье апреля). 7. Более (полвека) отдано им работе на автоматических телефонных станциях. 8. Как и тем (100 воспитанников) школы, каждому найдется здесь дело по душе. 9. От всей души хочется поздравить Вас с (Двадцать третье февраля).
Тесты для самопроверки
Тест № 1
1. Отметьте предложения, в которых нет речевых ошибок.
1. Мы не спали четверо суток.
2. Не хватило каких-нибудь четыреста рублей.
3. Родился в тысячу девятьсот тридцать втором году.
4. Был знаком с пятью присутствовавшими.
2. Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки.
1. Вам необходимо прийти с шестьсот семьдесят двумя рублями.
2. В порт прибыл корабль массой в тысячу пятьсот тонн.
3. Колхоз приобрел сани в количестве тридцати четырех штук.
4. Легкоатлеты преодолели путь в 12,6 километра.
3. Определите предложения без грамматических ошибок.
1. Они отсутствовали двадцать двое суток.
2. Их разыскивали двадцать три суток.
3. Корпус заменили у обоих часов.
4. Они за проверку работ получили по двести тридцать пять рублей.
4. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
1. Лишь двое прохожих заметили человека в черном.
2. Четверо учениц покинули класс.
3. Стражники стояли у обоих ворот.
4. Ему не верилось, что она мать троих детей.
5. Отметьте предложения без речевых ошибок.
1. Петр заметил, что не хватает пяти штук часов.
2. За последнее полстолетие в столице мало что изменилось.
3. Двое котов резвллись на полу.
4. В обоих странах скоро будут выборы.
6. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
1. Шесть глаз внимательно следили за его движениями.
2. Вам надо от двести отнять сто.
3. Пять дочерей удачно вышли замуж.
4. Бунтарь выдвинулся на столицу с пятидесяти отрядами.
7. Определите предложения без грамматических ошибок.
1. В шестистах километрах от Москвы расположился заповедник.
2. Ему с триста восьмидесяти* шести бойцами необходимо было удержать город.
3. Здесь содержалась информация о тысяча двести восьмидесяти шести выпускниках.
4. Из сарая вышло одиннадцатеро гусей.
8. Отметьте предложения без речевых ошибок.
1. Мы поняли, что клад зарыт триста шагами дальше.
2. Встреча с полутора десятком слушателей все-таки состоялась.
3. Всего необходимо выдвинуть сто четырех кандидатов.
4. Правящая партия набрала 45,5 процента голосов.
9. Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки.
1. Потребовалось вызвать двадцать двух студентов.
2. Чай следует выпить с полутора ложками лекарства.
3. В аудитории она заметила четверо незнакомых.
4. Их, несомненно, было пятеро.
10. Определите предложения без грамматических ошибок.
1. Почему-то у них всегда возобновлялся разговор о те: четырехсот рублях.
2. В обоих книгах недоставало страниц.
3. Трое в серых шинелях остались в коридоре.
4. Они блуждали по тайге в течение двадцати двух суток
Тест № 2
1. Отметьте предложения, в которых нет речевых ошибок.
1. Они преодолели путь в триста километров.
2. Пошел в магазин с двести рублями.
3. Башня высотою около четырехсот метров.
4. Собралось около тысяча человек.
2. Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки.
1. Он всегда мог предложить студентам два и более варианта задач.
2. Прибыл груз массой в тысяча пятьсот тонн.
3. С шестьюстами семьюдесятью двумя рублями он вышел из ресторана.
4. Сто четыре суток они не выходили на связь.
3. Определите предложения без грамматических ошибок.
1. Тренер с полутора десятком человек вышли со стадиона.
2. Родная деревушка находилась в полутораста километров от областного центра.
3. 35,5 процента – показатель успеваемости в нашем классе.
4. Пока в мастерской шили трое портных.
4. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
1. Тридцать два дня – вот время, необходимое для изучения этой карты.
2. «Занеси мастеру пару часов», – крикнул на ходу Иван.
3. Трое больных готовились к выписке.
4. Лекции будут читать два профессора.
5. Отметьте предложения без речевых ошибок.
1. На занятиях не было обоих сестер.
2. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тридцать детских садов и двадцать два яслей.
3. Насыпь возводилась с помощью двоих бульдозеров.
4. К этим двум саням и бросились цыгане.
6. Укажите предложения с грамматическими ошибками.
1. Корабль находился на орбите в течение триста восьмидесяти пяти суток.
2. Износ оборудования составил 56,6 процентов.
3. Пятеро ребят резвились на детской площадке.
4. Было закуплено двадцать двое ножниц.
7. Определите предложения без грамматических ошибок.
1. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами.
2. Надо добавить полтора полные стакана муки.
3. Машины стояли у тех и других ворот.
4. В комнате нас было трое.
8. Отметьте предложения без речевых ошибок.
1. С каждым получасом уровень воды в реке поднимался на 2 см.
2. Это было в тысячу девятьсот восемьдесят втором году.
3. Человек возник около четырехсот – пятьсот тысяч лет тому назад.
4. Я прочитал около триста тысяч лекций и около тысячи бесед.
9. Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки.
1. Первые полгода прошли незаметно.
2. Около полгода он заходил к ней ежедневно.
3. Между первым и пятым января должен был вернуться из командировки отец.
4. К трем годам словарь ребенка достигает восемьсот – тысячу слов.
10. Определите предложения без грамматических ошибок.
1. Число жертв землетрясения достигло тысячу четыреста тридцать человек.
2. Еще никому не удавалось более сто девяносто суток находиться на орбите.
3. Ему еще надо было встретить несколько товарищей.
4. Общее число владеющих русским языком за рубежом достигает восемнадцать – двадцать миллионов человек.
Специфика местоимений как части речи состоит в том, что они являются словами-дублерами. Указательная и заместительная функция местоимений успешно осуществляются в речи лишь в тех случаях, когда говорящий или пишущий не забывает об отвлеченности семантики этих слов и возможности соотнесения их с разными словами в предшествующем тексте.
Речевые ошибки, связанные с использованием местоимений, можно подразделить на несколько групп:
1) употребление личных местоимений 3-го лица;
2) выбор варианта из пары типа внутри их – внутри них’,
3) употребление местоимений себя и свой’,
4) употребление просторечных притяжательных местоимений;
5) выбор местоимений для замещения в последующем тексте собирательного существительного;
6) ошибки в образовании форм местоимения некий.
7) употребление местоимений всякий, каждый, любой.
§ 1. Употребление личных местоимений 3-го лица
В русском языке личные местоимения 3-го лица используются, во-первых, для усиления, подчеркивания предшествующего существительного-подлежащего, например: Весь облик Грузии любимой, он стал другим в сознанье жить (Тихонов). Если же автор не стремится придать речи возвышенный тон, то налицо речевая ошибка: А мать – она Таньку больше любит. В данном предложении повторение подлежащего придает речи разговорно-просторечный оттенок.
Во-вторых, местоимения данной группы, выполняя заместительную функцию, помогают избежать повтора: Метель разыгралась. Она выла, стонала, кружила вокруг дома, по набережной, над застывшей Мойкой…
Однако, если забыть о том, что местоимения могут соотноситься с разными словами в предшествующем предложении, то может возникнуть неясность или двусмысленность высказывания. В доме раздавались негромкие голоса. Они пытались открыть двери изнутри. Без знания контекста выходит, что крики, или «громкие голоса», пытались открыть дверь. А автор подразумевает приказных.
В качестве заместителей имен существительных могут выступать местоимения и других разрядов, например: Я увидел, что Саша дерется с Колей. Этот мальчик мне был хорошо знаком. В подобной фразе содержится некоторая двусмысленность: кого знал автор – Сашу или Колю? Аналогично:
Мать спит, но торможение у нее охватывает не всю кору полушарий. Какой-то её центр остается в состоянии возбуждения (И. Гончаров). Местоимение её в тексте может замещать и существительное мать и существительное кора, в результате чего понимание затруднено.
Следует помнить о том, что местоимение, замещающее существительное, должно быть согласовано с этим существительным в числе, а если необходимо, то и в роде. В противном случае в предложении будет содержаться речевая ошибка: На учителя ложится ответственность за тысячи судеб их воспитанников. Так как речь идет об учителе (существительное в форме ед.ч.), то и личное местоимение следовало употребить в форме ед.ч.: вместо их – его.
Нежелательно замещать личным местоимением мн.ч. они собирательные и отвлеченные существительные: Самодержавие жестоко расправляется с неугодными им людьми (верно: с неугодными ему).
А вот в научной речи употребление местоимения мы в значении я является нормативным.
Упражнения
Упражнение 1. Отредактируйте данные предложения, устранив речевые ошибки:
1. Воспитателю необходимо быть осторожным в определении уровня развития ученического коллектива, учитывать, понимает ли он общественную значимость того или иного требования, предъявляемого к нему, и может ли потребовать выполнения его от любого из учащихся. 2. Религиозные люди считают, что эти неземные силы иногда открыто проявляют себя. И поскольку их невозможно объяснить с точки зрения естественных законов, то поэтому они являются доказательством существования потустороннего мира (И. Гончаров). 3. Собранные материалы повествуют, сколько воинов различных национальностей сложили свои головы за освобождение их родного края.
4. Но лицо Ниловны немного посветлело, когда она узнала, что в этих книгах отражена правда их жизни. 5. Роман Войцехович знал, что эта часть, сформированная совсем недавно из минских коммунистов и беспартийных рабочих, почти не была обучена, слабо вооружена. Но верил в их высокий боевой дух. И они действительно сражались героически.
§ 2. Выбор варианта из пары типа внутри их – внутри них
Выбор варианта из пары типа внутри их – внутри них отличается отсутствием или прибавлением начального – и- к личным местоимениям 3-го лица после предлогов.
В современном русском языке указанный звук добавляется, если местоимение стоит после:
• любого простого предлога: без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, по, перед, при, под, про, с, у, через;
• наречных предлогов, управляющих Р.п.: впереди, возле, вокруг, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади.
Без – н– произносят местоимения после:
• словосочетания, состоящего из простого предлога и имени существительного: в отношении его, при помощи, за исключением, со стороны, по поводу, по причине и т. д.;
• предлогов наречного происхождения, управляющих Д.п.: вопреки ему, согласно им, навстречу, подобно, соответственно, благодаря, наперекор, вслед;
• сравнительной степени прилагательного или наречия: старше ее, выше его, лучше их;
• предлогов внутри, вне. А вот в царе внутри их – внутри них варианты являются равноправными. Если личное местоимение следует за определительным местоимением весь, то тоже допустимы обе формы, например: для всех их – для всех них; над всеми ими – над всеми ними. И в других случаях отрыва местоимения 3-го лица от предлога в результате вставки между ними какого-либо другого слова, например: между вами и ими – между вами и ними.
§ 3. Употребление местоимений себя и свой
Так как возвратное местоимение себя и притяжательное местоимение свой могут относиться к любому из трех грамматическому лицу, то в предложении с несколькими существительными или местоимениями может возникнуть неясность или двусмысленность: Он не разрешает мне производить опыты над собой. В данном предложении возникла двусмысленность из-за того, что над собой в равной степени может быть соотнесено и с местоимением он, и с местоимением мне. Согласно правилу, возвратное местоимение относится к тому слову, которое называет производителя действия (в нашем примере – к местоимению он).
Чтобы избежать двузначности, предложения подобного типа следует перестроить, например: Он не разрешает, чтобы я производил опыты над собой или же: над ним.
Аналогично: Отец попросил сына подать свои книги. Необходимо перестроить предложение: Отец попросил, чтобы сын подал свои / его книги.
§ 4. Употребление просторечных притяжательных местоимений
Ряд речевых ошибок связан с тем фактом, что в современном русском литературном языке отсутствуют специальные притяжательные местоимения для обозначения принадлежности третьему лицу. В просторечии же такие существуют: ихний, ейный, евойный, егойный. Но все эти слова находятся за пределами нормативной речи. В случае необходимости следует употреблять личные местоимения в Р.п. Например, вместо ихний ребенок – отличник следует сказать их ребенок – отличник; а из пары ейное платье – ее платье необходимо выбрать второй вариант.
§ 5. Выбор местоимения для замещения собирательного существительного
Не всегда говорящий при замещении собирательного существительного местоимением учитывает необходимость согласования местоимения с существительным в роде и числе. В таких случаях местоимение ошибочно употребляется в форме мн.ч., т. е. оно согласовано не грамматически, а по смыслу: Повесть «Дубровский» оказала большое влияние на развитие литературы. Трудно найти человека, который его не читал (верно: ее не читал, так как речь идет о родовом понятии, о повести – существительном ж.р.).
§ 6. Склонение местоимения некий
Можно наблюдать ошибки и в образовании форм местоимения некий, которое следует склонять по такому образцу:
§ 7. Употребление местоимений всякий, каждый, любой
Определительные местоимения каждый, всякий, любой имеют общее лексическое значение: обозначают один предмет из ряда ему подобных: Помни это каждый сын, знай любой ребенок (В. Маяковский). В этом случае возможна замена одного местоимения другим: каждый из нас, всякий из нас, любой из нас. Подобная замена не вносит смысловых и стилистических изменений в текст.
Однако наряду с общим значением у каждого из данных местоимений есть специфические значения:
Упражнения
Упражнение 2. Устраните речевые ошибки, связанные с употреблением местоимений:
1. Он был современник всех своих событий. 2. Павла Ивановича нет, они ушли в семь часов. 3. Желаем вам больших успехов в решении своих ответственных задач. 4. Кабаниха не дает шагу ступить свободно членам ее семьи. 5. Глагол – он является наиболее емкой частью речи. 6. Составные числительные – у них склоняется каждое слово. 7. Работа над романом вызывает в памяти Достоевского эпизоды недавнего прошлого, свою любовь к Аполлинарии Сусловой. 8. Этот умный барин лежит в своем халате и ни о чем не думает. 9. Служащие некого трамвайного парка готовились к зиме.
Упражнение 3. В предложениях найдите ошибки в употреблении местоимений. Исправьте эти и другие речевые ошибки, если они имеются.
1. Катерина твердо уверена, что ей не простят за ее поступки, но это не пугает ее. 2. Клава, почему вы сегодня такие молчаливые? Чем вы занимались вчера? 3. Над кроваткой больного Николеньки Андрей думает о том, что это то единственное, для чего нужно жить. 4. У неких студентов еще не ликвидирована задолженность за прошлую сессию. 5. Коль большинство пришло к единому мнению, оно становится законом для каждого. 6. Роман «Мать». Кто не зачитывался ею?!
Упражнение 4. Вставьте одно из определительных местоимений каждый, всякий или любой. Объясните ваш выбор. Сверьте с авторским.
1… день и час приносил новые звуки и лучи, но свет горел один, мотив звучал все тот же (Я. Гончаров). 2… вопль рвет ее за самое сердце… удар терзает до самого дна ее душу (Н. Гарин-Михайловский). 3… проведенный не с ним день, не поверенная ему и не разделенная с ним мысль – все это теряло для нее свой цвет и значение (И. Гончаров). 4. Его сухие складные кости двигаются осторожно… из них чувствует свою старость (М. Горький). 5. Больной обмакивал губы и… раз, возвращая кружку, в знак благодарности слабою своею рукою пожимал Дунюшкину руку (А. Пушкин). 6. Он же… день, рано поутру, ходит с ружьем на охоту (А. Пушкин). 7. Лиза уходила в свою комнату… раз, как Иван Петрович удостаивал их своим посещением (А. Пушкин). 8. Она бросала пламенные взгляды на молодую проказницу, которая, отлагая от другого времени… объяснения, притворялась, будто их не замечает (А. Пушкин). 9. Нам представляется, что наличие пояснительного союза (или возможность подстановки его) – это один из существенных признаков… пояснительной конструкции.
Тесты для самопроверки
Тест № 1
1. Отметьте предложения, в которых нет речевых ошибок.
1. Мария Антоновна попросила меня принести свой портфель.
2. Косте понравились свои тапочки.
3. Он устраивал разные забавы, которые интересны только себе.
4. Я принёс твою тетрадь.
2. Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки.
1. Около него толпился народ.
2. Дворянство боялось, что они могут лишиться власти.
Упражнения:
1. Откройте скобки, составьте и запишите словосочетания с данными однородными членами:
Например: Познакомить, обобщить и распространить (передовой опыт). Правильно: Познакомить с передовым опытом, обобщить и распространить его.
1.Уход, выращивание и уборка (урожай). 2. Влиять и вести за собой (молодёжь). 3. Уход, эксплуатация, регулировка и ремонт (оборудование). 4. Повторять, напоминать (условия игры).
2. Откройте скобки, составьте и запишите словосочетания с данными словами:
Например: Восторгаться, преклоняться, удивляться (его смелость). Нужно: Восторгаться его смелостью, преклоняться перед его смелостью, удивляться его смелости.
1. Усваивать, овладевать (язык). 2. Уделять внимание, обращать внимание (физическое воспитание). 3. Поддержать уверенность, поддержать веру (благополучный исход). 4. Препятствовать, предотвращать (получение незаконных доходов).
3. Закончите предложения, употребив слова из скобок в нужной форме. Используйте, где это необходимо, предлоги:
1.Согласно (техническое задание) конструкция должна быть выполнена из металла. 2. Благодаря (проведённые преобразования) предприятие перестало быть убыточным. 3. Вопреки (постановление) префект административного округа не получил необходимых полномочий. 4. Необходимо сделать упор (проблемы) адаптации системы управления (рыночные преобразования).
4. Согласуйте сказуемое с подлежащим, допишите окончания:
1. Ряд специалистов направлен… на заводы Урала, часть инженеров командиру…тся в Казахстан. 2. Установлен… три новых рекорда по тяжелой атлетике. 3. Больше половины поступавших в институт был… хорошо подготовлен… по всем предметам. 4. Интеллигенция, и особенно лучшая ее часть – образцовые писатели, всегда считал…сь хранител… чистоты литературного языка. 5. Первые, кто приш… на избирательный участок для голосования, были мои соседи, пенсионеры. 6. Печать, в частности многотиражки и стенные газеты, систематически расширя…т информационные материалы. 7. В приемной сидела молодая женщина. Это был… секретарь директора. 8. Немало военных преступников нашл… себе после войны приют в Испании. 9. За короткий срок построен… и сдан… в эксплуатацию 51 промышленный объект.
5. Выберите правильную форму координации подлежащего и сказуемого в следующих предложениях:
1. На выставке (экспонируется — экспонируются) более 30 различных моделей, каждая из которых – точная копия корабля. 2. Подавляющее большинство электората в этот день (отправилось — отправились) на свои дачные участки. 3. От множества следов по снегу может показаться: десяток росомах (бегали — бегало — бегал), но это следы одного дикого зверя. 4. Американцы с помощью радиопередатчиков, укрепленных в ошейниках росомах, попытались проследить за перемещением зверей и их судьбой. 5. Из двадцати пяти за короткое время восемнадцать (погибли — погибло), в пятнадцати случаях они стали (жертвой — жертвами) охоты.
6. Дайте стилистическую оценку координации главных членов предложения в приведенных примерах. В случае необходимости устраните речевые ошибки:
1. Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, осталось неудовлетворенными компенсацией. 2. “Не в свои сани не садись” вышло в свет в 1853 году. 3. Живым организмам необходима одинаково как влага, так и тепло. 4. В 1997 году на учительских курсах у нас прошли переподготовку 51 человек. 5. Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника. 6. Поздно вечером к складу подкатило два грузовика, груженные мукой.
7. Отредактируйте данные предложения, устранив нанизывание падежей, затрудняющее понимание:
Например: Кинофильм был отмечен прессой восторженными отзывами. Правильно: Пресса отметила кинофильм восторженными отзывами.
1. Повесть – итог сложных поисков автора своей творческой манеры. 2. В связи с вопросом необходимости увеличения производительности труда данного предприятия были намечены специальные мероприятия. 3. В целях дальнейшего повышения квалификации преподавателей школы регулярно проводятся семинары. 4. В первую очередь подлежат запрету якорные стоянки всех типов судов в Охотском море в радиусе 4 км от мыса Пильтун. (из газет). 5. В отчете было отмечено составителем много подробностей текущего заседания участников олимпиады.
8. Устраните ошибки в употреблении деепричастных оборотов:
1.Сыграв роль сильной женщины, актрисе стали предлагать аналогичные роли. 2. Поняв свою беспомощность, ему стало страшно. 3. Написав диссертацию, работа будет допущена к защите. 4. Прочитав внимательно произведение, каждому станет понятна его основная мысль. 5. Вернувшись в родные края, их жизнь будет в безопасности.
9. Исправьте ошибки в построении словосочетаний и предложений:
1. В наше время женщина должна занять важную роль в политике. 2. Благодаря тому, что не хватает времени думать о воспитании, растёт преступность. 3. Мы говорим, что мы достигли в Думе. 4. В дискуссии участвовали много учёных. 5. Оратор отметил о том, что требуется много средств для выполнения намеченного плана. 6. Все приведённые факты говорят за то, что операция провалена. 7. Он осуждён к пяти годам заключения.
3.5. Лексические нормы
Вопросы:
1. Что такое лексические нормы?
2. Назовите виды лексической сочетаемости, прокомментируйте их.
3. Что такое плеоназм и тавтология?
4. В чём заключается явление полисемии?
5. Каким основным правилом нужно руководствоваться при употреблении многозначных слов и омонимов?
6. Каковы стилистические функции многозначных слов и омонимов?
7. Какие слова называются паронимами? Приведите примеры слов-паронимов.
8. Что такое парономазия? Связана ли она с явлением паронимии?
9. Какие стилистические функции выполняют в речи синонимы?
10. Назовите ошибки, связанные с употреблением синонимов.
11. Что представляет собой внутрисловная антонимия?
12. Что такое анахронизм?
13. Какие факторы приводят к нарушению стилистической сочетаемости?
14. Какие речевые ошибки встречаются при неправильном употреблении фразеологических оборотов и устойчивых сочетаний?
Упражнения:
а) Значение слова и лексическая сочетаемость
1. Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значения выделенных слов:
1. В последние годы было создано массовое количество инновационных форм. 2. Сельским товаропроизводителям стало экономически ущербным реализовывать скот по сложившимся ценам. 3. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. 4. На предприятии использовалось более прогрессивное оборудование. 5. Мы должны бороться всеми нашими ресурсами. 6. Стала очевидна нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни. 7. Далеко не все предприниматели вступили в новую эпоху с видом на будущее.
2. Укажите и исправьте ошибки, связанные с неточным выбором слова:
1. Успех может быть достигнут только на путях комплексного подхода к организации труда. 2. Эти факторы не могут мотивировать человека на что-либо. 3. У людей появилась вера в частную собственность, возможность чисто своими силами добиться успеха. 4. Массовый приток западных инвестиций пока трудно предположить. 5. Основной критерий хозяйственной деятельности – прибыль – сигнализирует о нежизнеспособности таких методов. 6. Шесть процентов опрошенных указали, что все стороны их бытия в городе их удовлетворяют. 7. Проводимые правительством реформы содержат множество аспектов. 8. Все, о чем говорил докладчик, — моменты одной концепции.
3. Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетаемости слов и исправьте предложения:
1. Теперь каждый гражданин получил возможность обладать собственностью. 2. Проходит процесс формирования рыночных структур. 3. По мере относительного насыщения простейших потребностей в еде, одежде, жилье на первое место выходят потребности в самореализации, творчестве, признании коллег. 4. В переходный период многие предприятия и организации не могут вести поступательное развитие и вкладывание инвестиций в производство. 5. В дипломной работе рассматриваются процессы формирования и развития рыночного механизма управления хозяйством крупного города, дается теоретическое осмысление такого опыта. 6. Фирма предлагает товары большого ассортимента и по самым дешевым ценам. 7. Во время инспекционной поездки префект Северного округа проверил состояние чистоты на улицах. 8. Принципиально важным предполагается подход к изменению параметров налоговой системы, при котором все изменения вносятся только в новом финансовом году. 9. Можно ожидать роста экономики уже к следующему году. 10. Ломка феодальных пут дала свои результаты.
4. Укажите случаи нарушения сочетаемости слов. Объясните, в чем они состоят. Исправьте предложения:
1. Ряд совместных предприятий продолжает этот вид деятельности, что способствует потере производства в качестве и отделке ткани. 2. Первые годы перестройки положительно сказались на жилищном строительстве. 3. Благоприятно сказался для промышленников Указ императора Павла I. 4. Как опыт западных стран, так и отечественная практика богаты фактами разорения и краха не только мелких предприятий, но и крупных заводов. 5. Есть возможность тяжелых осложнений. 6. Многочисленные стихийные базары значительно обезобразили город.
5. Найдите и устраните ошибки в выборе слов, а также ошибки, связанные с нарушением норм лексической сочетаемости. Для справок воспользуйтесь толковым словарем или “Словарем трудностей” русского языка:
1. В отрасли сложилась необоснованно высокая дифференциация в оплате труда. 2. Примета времени – бурный темп развития холдингов. 3. Успешное проектирование будущего требует глубоких профессиональных знаний. 4. Президентский совет наметил программу выживания и организационной структуры. 5. Это важный шаг, и его надо пройти. 6. Именно такой вид деятельности в сфере строительства сегодня самый положительный. 7. Многие граждане справедливо поняли, что государство уже не ставит целью заботу о каждом. 8. Предполагаемый рост составил более 4 раз. 9. Умножение полномочий главы местной администрации обеспечено за счет предоставления местному самоуправлению широкой самостоятельности. 10. На приеме глава государства поднял тост за мир и процветание. 11. Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди. 12. На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора. 13. Большая половина игры проходила у ворот команды “Заря”. 14. В книге обширно излагается и рассматривается программный материал для успешного проведения занятий на заочном отделении. 15. Особое внимание на конгрессе было отведено проблемам молодежи.
Для справки:
Использование слова в несвойственном ему значении – это неверный выбор слова, приписывание ему такого значения, которого у данного слова быть не может. Пример: Во второй главе работы выполняются следующие этапы исследования.
Правильно: Во второй главе работы излагаются результаты следующих этапов исследования.
Нарушение лексической сочетаемости слов – это образование словосочетания, нетипичного для русского языка. Пример: Договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально и не обеспечивают минимальных стандартов качества обслуживания.
Правильно: Договоры на коммунальное обслуживание заключаются формально и не обеспечивают соответствия качества обслуживания стандарту.
б) Многозначность и омонимия
1. В следующих предложениях найдите омонимы. Заменив омонимы синонимами (синонимическими сочетаниями), устраните двоякий смысл высказываний:
Пример: Фотограф за умеренную плату снимет квартиру. – 1. арендует, 2. сфотографирует.
1. В двадцать пять лет он остепенился. 2. По выходным дням я вожу детей в парк. 3. Он отходил двое суток. 4. Мне очень понравилась полька. 5. Юноша внимательно рассматривал финку. 6. Навстречу нам вышли пять женщин с длинными косами. 7. После повторного анализа были получены отличные данные. 8. Эту особенность поведения модели просмотрели. 9. Остаться одному невозможно, а собраться необходимо – иначе трудно рассчитывать на успех.
2. Объясните, почему выделенные слова употреблены неудачно. Исправьте ошибки в словоупотреблении:
1. Перспективная неизбежность перехода к новым отношениям очевидна. 2. Новое перераспределение денег связано с торговлей компонентами и технологиями, а также с предоставлением фирменных услуг. 3. Недостаток приборов ставит под сомнение результаты экспериментов. 4. Компания РИКО обует всю страну (из рекламы). 5. Вы как редактор можете оставить этот термин.
в) Плеоназм и тавтология
1. Определите, какие из приведенных плеонастических словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме:
Народная демократия, патриот своей родины, экспонаты выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, монументальный памятник, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, практика работы, взаимно друг к другу, памятный сувенир, частная собственность.
2. Отметьте случаи лексического плеоназма, а также стечения однокоренных слов и отредактируйте фразы:
1. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 2. К тому же право подписи под документом — исключительная прерогатива префекта, что исключает возможность сделки. 3. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления. 4. Последним остатком свободной торговли являются стихийные базары. 5. В состав структуры вошли: страховая компания, гостиничная фирма, социальная фирма. 6. К вышеизложенному следует добавить о значении роли, которую сыграл закон монополистического развития. 7. Если это гипотетически предположить, то ситуация видится в ином свете. 8. Мы добились столь высоких хороших результатов. 9. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов.
3. Найдите случаи тавтологии и исправьте фразы:
1. По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии». 2. Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России. 3. В отличие от становления предпринимательства в ХIХ веке, отличавшегося самобытностью и народностью, предпринимательство ХХ столетия являет более пеструю картину. 4. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. 5. На предприятии пока еще не существует специального отдела маркетинга, а все функции пока выполняет инженер по маркетингу. 6. Традиционные экономические теории традиционно (чаще всего и обычно) учитывали только низшие потребности.
4. Устраните речевую избыточность и тавтологию:
1. К концу соревнований в более лучшем положении оказалась команда «Стрела». 2. Наши спортсменки не были в состоянии составить конкуренцию китаянкам и оспаривали лишь места, начиная с третьего. 3. Яснее нам стали видны возможности и пути нашего движения вперед. 4. Судя по тем находкам, которые они нашли, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы. 5. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее. 6. После первого дебюта в одном известном фильме молодая актриса стала получать предложения сниматься за границей. 7. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. 8. На научном семинаре автор изложил главную суть этой книги.
Для справки:
Плеоназм — смысловая избыточность сочетания слов или сложного слова, когда составные части значат одно и тоже или содержат один и тот же смысловой компонент; например: памятный сувенир (сувенир — подарок на память). Логически лишнее слово, которое частично дублирует по значению другое слово в предложении, не вносит в предложение ничего нового. Пример: Процессы дробления жидкостей вращающимися распылителями имеют свои специфические особенности.
Правильно: Процессы дробления жидкостей вращающимися распылителями имеют некоторые особенности.
Тавтология — это неоправданная избыточность выражения. К тавтологии относят стечение в одной фразе нескольких однокоренных слов: проливной ливень, сгруппировать в группы, нарисовать рисунок и т.п. Тавтологичны неправильные грамматические формы: более красивее (можно: красивее или более красивый); самый наилучший (можно: самый лучший или наилучший). Пример: Целью данной работы является разработка конкретных предложений по адаптации предприятия к рыночным условиям.
Правильно: Целью данного исследования является разработка конкретных предложений по адаптации предприятия к рыночным условиям.
г) Паронимы
1. Объясните разницу в значении словосочетаний (см. Приложение):
Опасный человек — опасливый человек; освоить прочитанное — усвоить прочитанное; осудить действия — обсудить действия; представить возможность — предоставить возможность; демократический метод — демократичный метод; тактичные шаги — тактические шаги; техническое исполнение — техничное исполнение; фактический материал — фактичный материал; хозяйские дела — хозяйственные дела.
2. Подберите подходящие синонимы из скобок к данным паронимам:
длинный — длительный (протяженный, долговременный);
запасный — запасливый (предусмотрительный, резервный, дополнительный);
злой — злостный (недобрый, вредный, злонамеренный, свирепый);
комический — комичный (смехотворный, комедийный);
нестерпимый — нетерпимый (недопустимый, невыносимый);
оборотливый — оборотный (предприимчивый, противоположный);
опасный — опасливый (рискованный, осторожный);
понятный — понятливый (ясный, способный);
скрытый — скрытный (неоткровенный, тайный);
удачный — удачливый (счастливый, везучий, успешный);
фактический — фактичный (действительный, достоверный, документальный);
явный — явственный (бесспорный, нескрываемый, четкий, отчетливый);
3. Выберите нужное слово из данных в скобках:
1. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство должно помочь, развивая строительство домов государственного жилищного фонда для бесплатного (представления, предоставления) квартир нуждающимся. 2. Верховенство права и закона — общий и (главный, заглавный) принцип правового государства. 3. Все, что касается трудностей нового дела в многоукладном сельском хозяйстве, (отписано, описано) в современных публикациях. 4. Заключительный этап анализа — определение (оборотливости, оборотности) и эффективности операций. 5. Анализ финансового положения объединения по экспортным операциям проводится на основании данных бухгалтерской (отчетливости, отчетности) по экспорту. 6. Отсутствие научно (основанных, обоснованных) механизмов прогнозирования, оценки рынка труда привело к известному дисбалансу в этой сфере.
4. Определите значение паронимов, составьте с ними словосочетания:
Демонстративный – демонстрационный, адресат – адресант, заплатить – оплатить, искусный – искусственный, абонемент – абонент, дефектный – дефективный, давить – довлеть, встать – стать, проблема – дилемма, невежа – невежда, ложа – ложе, основать – обосновать, представить – предоставить, форум – кворум, нарочно – нарочито, район – регион, сытый – сытный, дипломник – дипломант, ванна – ванная, эмигрант – иммигрант, различать – отличать, факт — фактор, обеих – обоих экономный – экономический – экономичный.
Для справки:
Паронимы — близкие, но не тождественные по звучанию однокоренные слова с ударением на одном и том же слоге, относимые к одной грамматической категории. Примеры паронимов: запасный — запасливый; представить — предоставить; тактичный — тактический; поступок — проступок; осудить — обсудить.
Смешение паронимов – это неразличение однокоренных слов, близких по написанию и звучанию, но различных по значению. Пример: Это объективно обусловливает усложнение его ориентации в системе экономических связей.
Правильно: Это объективно обусловливает осложнение его ориентации в системе экономических связей.
д) Синонимы
1. Прочитайте синонимические ряды. Охарактеризуйте смысловые и стилистические оттенки каждого синонима, составьте с ними словосочетания:
1. Бедный, неимущий, несостоятельный, нищий. 2. Бездомный, бесприютный. 3. Беспокойство, волнение, тревога, смятение. 4. Блестеть, сверкать, сиять, светиться, искриться. 5. Бессознательно, инстинктивно, машинально, автоматически, механически. 6. Близкий, ближний, близлежащий, недалекий, смежный, соседний. 7. Гость, посетитель. 8. Заботиться, хлопотать. 9. Возрождать, восстанавливать. 10. Высота, вышина. 11. Известный, популярный, знаменитый, прославленный, знатный, именитый, мировой.
2. Составьте словосочетания прилагательных и глаголов с заключенными в скобки существительными:
1. Единый, один (момент, миг). 2. Долгий, продолжительный, длинный, длительный, долговременный (путь, сборы, кредит, воздействие, период). 3. Истинный, настоящий, подлинный, заправский (друг, человек, документ, охотник). 4. Исправить, устранить (недостатки, ошибки). 5. Обнаружить, открыть (закон, закономерность). 6. Обосновать, доказать (теорему, теорию). 7. Осуществить, выполнить (программу, работу). 8. Повысить, усилить (внимание, интерес).
3. Выберите нужное слово из стоящих в скобках:
1. Свободные экономические зоны, таким образом, могут содействовать (реализация, осуществление, выполнение) стратегических планов России. 2. Уровень и качество оказания государственных (услуга, одолжение) такого характера оставляют желать лучшего. 3. Средства, получаемые от приватизации и (освобождаемый, высвобождаемый) в результате проведения приватизации, должны быть направлены на ремонт жилья, его содержание. 4. На первом этапе, до середины 90-х годов, необходимо (амортизировать, погашать, ослаблять) социальную напряженность. 5. Без четко организованной системы управления эти проекты не могут быть (осуществлены, выполнены). 6. Свободные экономические зоны обеспечивают инвесторам большие возможности (решение, выполнение, осуществление) поставленных задач, помогут им укрепить свои позиции на российском рынке. 7. Сахалинская экономическая зона имела, по сравнению с остальными, более благоприятные (шанс, возможность, вероятность) добиться успеха. 8. Эти функции в рыночных условиях хозяйствования (реализовываться, осуществляться) самими предприятиями. 9. В таких условиях командно-административной системы еще как-то удавалось административными методами (понуждать, заставлять) и руководителя и рядового колхозника работать. 10. В результате сооружения этих объектов были (израсходованы, исчерпаны) все имевшиеся свободные денежные средства в размере 20 млн. инвалютных рублей.
4. Исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, заменив неправильно употребленные слова близкими по значению:
1. Создание социальной инфраструктуры в районе диктовалось только надобностью поддержать промышленное производство. 2. Прежняя практика создания и развития предприятий крупной промышленности, требующих огромных инвестиций, навечно ушла в прошлое. 3. В 1992 году возможность выхода на внешний рынок имели 400 предприятий и организаций области, реализовали эту возможность 270 участников, зафиксированных соответствующими органами. 4. Старые порядки и прежние организационные структуры уже отброшены. 5. Научные работники периодически выезжали в самые отдаленные районы республики, отыскивали художников-самоучек, приобретали возделанные их руками замечательные образцы народного творчества. 6. Специалисты-свекловоды уверены, что конечный эффект будет значительным. 7. В этот день Марина, которая осенью прошлого года стала владелицей приза, была именинницей.
5. Найдите и исправьте в приведенных ниже предложениях ошибки, связанные с неправильным употреблением синонимов:
1. В составах команд немало именитых спортсменов, не раз добивавшихся отменных результатов на соревнованиях. 2. Тогда механизации было очень мало. 3. Учитель обязан содействовать исправлению допущенных родителями ошибок. 4. Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов. 5. Труженики нашего цеха успешно осваивают новую технику. 6. У нового агрегата дежурит один из строителей его, аспирант В.Е. Суханов. 7. Корпус и крышка шестеренной клети созданы из модифицированного чугуна. 8. Выгода массового производства блюд промышленными методами способствует их удешевлению. 9. Его деятельность по распространению билетов была отмечена.
Для справки:
Синонимы — слова, различные по звучанию (написанию), но близкие или тождественные по значению. Большинство синонимов различается либо оттенками смысла, объемом понятия, заключенного в них (ср.: способный — талантливый — гениальный), либо сферой употребления и/или экспрессивной окраской (ср.: похитить — украсть — стащить). В соответствии с этим различают идеографические и стилистические синонимы. Последние могут относиться к различным функциональным стилям, сферам употребления, обладать разной эмоциональной насыщенностью.
е) Антонимы
1. Подберите к следующим словам пары с противоположным значением:
Счастье, подъем, безделье; здоровый, отдохнувший; работает, стареет, живет, выздоравливает; любовь, дружба, доброта, уныние, ложь, черствость, нежность; хороший, трезвый, чистый, тупой, прямой, полезный, умный, сладкий, мягкий; све, шум, ветер; светлый, шумный; темнеет, расцветает; весна, ум, мрак, холод, богатство; брать, встать, купить, заснуть, надеть.
2. Устраните ошибки, связанные с немотивированным использованием слов, противоположных по значению:
1. Силясь побороть слабость, она шла вперед. 2. Скромность взяла верх, и он не вошел в комнату, а сошел вниз по ступенькам. 3. Молодой человек вошел в комнату, где сидел старый человек. 4. Отсутствует наличие стульев. 5. Скрытые в земле ископаемые еще не открыты. 6. Недостоверные факты должны нас настораживать. 7. Он открыто признался в том, что было скрыто от нас. 8. Бездействие может привести к аварии, так же как и неправильное действие.
Для справки:
Антонимы — слова с противоположными значениями. Например: светлый — темный, наслаждаться — страдать, праздники — будни.
Обобщающее задание:
Исправьте предложения и объясните характер каждого лексического недочета (употребление слова без учета присущего ему в литературном языке значения; логическая несочетаемость (алогизм); стилевой разнобой; нарушение привычной сочетаемости; неправильное употребление многозначных слов и слов, имеющих омоним; смешение паронимов; плеоназмы; анахронизмы; немотивированное употребление иноязычных слов; употребление речевых штампов, канцеляризмов; немотивированное использование слов, имеющих ограниченную сферу функционирования; искажение и контаминация фразеологизмов):
Вариант 1
- Неустанная любовь художника к пейзажу известна всем.
- Этот человек был полный невежа в искусстве.
- Нам нужно взаимно помогать друг другу, взаимно поддерживать друг друга.
- Я согласился на это скрипя сердцем.
- Закопчённое копотью окно избушки не пропускало даже яркого солнечного света.
- Студенты прослушали лекцию о творчестве И. Бунина.
- Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.
- В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.
- Этот человек произвёл на меня большое воздействие.
- Он заполнил анкету, написал свою автобиографию и сдал все документы.
- Руководитель должен во всём показывать образец своим подчинённым.
- Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.
Вариант 2
- За торт можно оплатить в первой кассе.
- Подул сильный ветер, но тем не менее, однако, дождь не прекратился.
- Первая премьера этого балета состоялась в Риге.
- Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.
- В этих событиях важную скрипку играют военные.
- Победители олимпиады были награждены памятными наградами.
- Они твердо верили в неминуемую победу.
- Взгляд Евгения пылал огненным пламенем.
- Мы оснастились рыболовными снастями и отправились рыбачить.
- Она никогда не пряталась за чужую широкую спину.
- В институте разработаны новые методики и разработки по данной проблеме.
- Её первая попытка достичь Северного полюса увенчалась неудачей.
Вариант 3
- Свою автобиографию я уже вам рассказал.
- Директор сегодня подписал заявление о представлении мне отпуска.
- Ученики пристально слушали рассказ учителя.
- Я не ударился лицом в грязь и блестяще сдал экзамены.
- Недостатком диссертационного исследования является недостаточно глубокая разработка некоторых важных вопросов.
- Больной был немедленно госпитализирован в больницу.
- Благодаря пожару был уничтожен большой участок леса.
- Писатель отобразил героя правдиво и эмоционально.
- Творчество М.А.Булгакова обладает большими художественными особенностями.
- Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.
- Страшная бедность заставила его влачить жалкое сосуществование.
- Проект гостиницы в центре города был спроектирован молодым архитектором.
Вариант 4
- Всегда и во всём надо понимать меру.
- Пологий берег реки зарос густыми зарослями.
- Этот архитектурный памятник поражает своими причудливыми габаритами.
- Впереди лидирует гонщик под номером 5.
- Слово представили самому молодому участнику конкурса.
- Мальчик, нахмурившись, нагнул голову и вышел из комнаты.
- Не без труда удалось нам решить эти трудные проблемы.
- Все ученики хорошо освоили теорему Пифагора.
- У неё были очень огромные карие глаза.
- Он обладал исключительным организационным талантом.
- Я впервые познакомился с ним на Урале.
- Руководители предприятий настроены на деловой настрой.
Например:Кинофильм был отмечен
прессой восторженными отзывами.
Правильно: Пресса отметила кинофильм
восторженными отзывами.
1. Повесть – итог сложных поисков автора
своей творческой манеры. 2. В связи с
вопросом необходимости увеличения
производительности труда данного
предприятия были намечены специальные
мероприятия. 3. В целях дальнейшего
повышения квалификации преподавателей
школы регулярно проводятся семинары.
4. В первую очередь подлежат запрету
якорные стоянки всех типов судов в
Охотском море в радиусе 4 км от мыса
Пильтун. (из газет). 5. В отчете было
отмечено составителем много подробностей
текущего заседания участников олимпиады.
8. Устраните ошибки в употреблении деепричастных оборотов:
1.Сыграв роль сильной женщины, актрисе
стали предлагать аналогичные роли. 2.
Поняв свою беспомощность, ему стало
страшно. 3. Написав диссертацию, работа
будет допущена к защите. 4. Прочитав
внимательно произведение, каждому
станет понятна его основная мысль. 5.
Вернувшись в родные края, их жизнь будет
в безопасности.
9. Исправьте ошибки в построении словосочетаний и предложений:
1. В наше время женщина должна занять
важную роль в политике. 2. Благодаря
тому, что не хватает времени думать о
воспитании, растёт преступность. 3. Мы
говорим, что мы достигли в Думе. 4. В
дискуссии участвовали много учёных.
5. Оратор отметил о том, что требуется
много средств для выполнения намеченного
плана. 6. Все приведённые факты говорят
за то, что операция провалена. 7. Он
осуждён к пяти годам заключения.
3.5. Лексические нормы
Вопросы:
1. Что такое
лексические нормы?
2. Назовите виды
лексической сочетаемости, прокомментируйте
их.
3. Что такое плеоназм
и тавтология?
4. В чём заключается явление полисемии?
5. Каким основным правилом нужно
руководствоваться при употреблении
многозначных слов
и омонимов?
6. Каковы стилистические
функции многозначных слов и омонимов?
7. Какие
слова называются паронимами? Приведите
примеры слов-паронимов.
8. Что такое
парономазия? Связана ли она с явлением
паронимии?
9. Какие стилистические
функции выполняют в речи синонимы?
10. Назовите ошибки,
связанные с употреблением синонимов.
11. Что представляет
собой внутрисловная антонимия?
12. Что такое
анахронизм?
13. Какие факторы
приводят к нарушению стилистической
сочетаемости?
14. Какие речевые
ошибки встречаются при неправильном
употреблении фразеологических
оборотов и устойчивых сочетаний?
Упражнения:
А) Значение слова и лексическая сочетаемость
1. Прокомментируйте и исправьте ошибки, связанные с неточным пониманием значения выделенных слов:
1. В последние годы было создано массовоеколичество инновационных форм. 2.
Сельским товаропроизводителям стало
экономическиущербным реализовывать
скот по сложившимся ценам. 3. Эти данные
позволили авторуосноватьследующие
выводы и предложения. 4. На предприятии
использовалось болеепрогрессивноеоборудование. 5. Мы должны бороться
всеми нашимиресурсами.6. Стала
очевиднанетождественностьзамыслов
программы социальным условиям жизни.
7. Далеко не все предприниматели вступили
в новую эпоху свидом на будущее.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Устраните ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
Фонетические средства языка. Их использование в речи.
- Прочитайте приведенные ниже отрывки из произведений художественной литературы. Проанализируйте их звуковой состав. Определите фонетические средства выразительности, использованные авторами, а также стилистические функции звукописи в данных отрывках (письменно).
- От ликующих, праздно болтающих, обагряющих руки в крови, уведи меня в стан погибающих за великое дело любви.
- Играючи расходится вдруг ветер верховой. (Н.)
- Я ломаю слоистые скалы в час отлива на илистом дне.
- …Жмется шерстью жесткой, поджавши хвост, паршивый пес…Отвяжись ты, шелудивый, я штыком пощекочу. (Бл.)
- Край любимый! Сердцу снятся скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных. По меже, на переметке, резеда и риза кашки. И вызванивают в четки ивы – кроткие монашки.
- Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона, брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона. (Ес.)
- Укажите случаи не мотивированного контекстом нарушения благозвучия. Чем вызвана неблагозвучность предложений? Выправьте текст, устранив неблагозвучие речи.
- Вокруг плещутся красные полотнища флагов.
- Из-за засухи урожай был плохим.
- Из-за занавески выглядывало девичье лицо.
- Он собирался закончить работу к концу дня.
- Примеров, подобных приведенному, можно привести много.
- О всем этом он знал.
- Мы применяем передовые приемы приемки белья.
- Изображения русских писателей-классиков, изготовленные изостудией, были выполнены безвкусно
- О орфографии и орфоэпии речь пойдет на следующем занятии.
- В введении автор вводит читателя в курс современных проблем биохимии.
- Прочитайте следующие слова, отметьте особенности их произношения, составьте транскрипцию.
- Агрессия 15. Солнце
- Академия 16. Пресс
- Депо 17. Рейка
- Ильинична 18. Рейс
- Кафе 19. Рельс
- Легче 20. Реле
- Конечно 21. Тире
- Модель 22. Фанера
- Молодежь 23. Что
- Музей 24. Шимпанзе
- Мягче 25. Штемпель
- Партер 26. Экспресс
Прочитайте глаголы с подвижным ударением в форме прошедшего времени. Поставьте ударение.
отнять – отнял – отняла – отняли;
понять – понял – поняла – поняли;
начать – начал – начала – начали;
начаться – начался – началась – начались;
дать – дал — дала – дали;
создать – создал – создала – создали;
класть – клал – клала – клали.
Прочитайте существительные. Обратите внимание на место ударения в форме родительного падежа множественного числа.
Область – областей; ведомость – ведомостей; отрасль – отраслей; местность – местностей; мощность – мощностей; плоскость – плоскостей; прибыль – прибылей; доска – досок; торт – тортов; порт – портов.
Расставьте ударения в словах.
Делегировать, премировать, пломбировать, блокировать.
Углубить, подбодрить, облегчить.
Глубока, горьки, ровен.
Маркетинг, алкоголь, пиццерия, исчерпать, некролог, договор, значимость, недвижимость, намерение, квартал, донельзя, духовник, каталог, ходатайствовать, усугубить, эксперт, толика, откупорить, на похоронах, сосредоточение, феномен.
Правильным является произношение
А) беспре[цэнд’эн]тный; а[ф’э]ра; грейп[фрут];
В) т[а]бурет; новорож[д’эн]ный; о[п’э]ка; ко[нстант]ация
С) хо[д’у]т; хва[л’а]т; ко[н]форка; рыщ[а]т.
Синтаксические нормы.
Варианты согласования сказуемого с подлежащим и определения с определяемым словом. Варианты форм, связанные с управлением. Употребление деепричастных оборотов.
Отредактируйте данные предложения, устранив нанизывание падежей, затрудняющее понимание.
1. Кинофильм был отмечен прессой восторженными отзывами. 2. Автор не согласился с оценкой критики своего романа. 3. Нельзя было ограничиваться принятыми комиссией решениями. 4. В целях дальнейшего повышения квалификации преподавателей школы регулярно проводятся семинары. 5. Повесть- итог сложных поисков автора своей творческой манеры. 6. Речь идет о понимании систем демократии автора и ее догматизации политиков.
Устраните ошибки в употреблении деепричастных оборотов.
1. Поняв свою беспомощность, ему стало страшно. 2. Сыграв роль сильной женщины, актрисе стали предлагать аналогичные роли. 3.Написав диссертацию, работа будет допущена к защите. 4. Имея право выбирать своего руководителя, судьба коллектива во многом зависела от самих людей. 5. Прочитав внимательно произведение, каждому станет понятна его основная мысль. 6. Вернувшись в родные края, их жизнь будет в безопасности.