Как замечать свои ошибки на экзамене

Ошибки допускают все — это нормально. Но что делать, если вы ошиблись на едином государственном экзамене? Точно не паниковать — всё поправимо. Надо лишь знать правила, по которым вносятся исправления в бланк регистрации и ответов.

Вот об этом мы и поговорим в статье. Читайте нашу статью — и вы поймёте, как исправить ошибку в бланке ЕГЭ. А также узнаете, где посмотреть ошибки ЕГЭ, проверяя результаты экзаменов.

Ещё больше полезной информации ищите в нашем Telegram-канале. А чтобы заказывать работы выгодно, следите за акциями и скидками от компании.

Нужна помощь?

Доверь свою работу кандидату наук!

Как исправлять ошибки в ЕГЭ

Каждый год выпускники 11 классов сдают единый государственный экзамен по русскому, математике и одному-двум дополнительным предметам. Что же так пугает школьников Москвы и других городов России в ЕГЭ? Одна из причин — высокие требования к заполнению регистрационных форм. Ведь результаты в первую очередь проверяют компьютеры, а не живые люди.

Однако на самом деле в этом есть и свои плюсы. Ведь раньше даже за пару помарок в итоговой работе могли существенно снизить оценку. А теперь участники ЕГЭ получили официальное право на ошибку. Количество максимально допустимых исправлений варьируется от 6 до 12. Всё зависит от типа заданий. Самое сложное в этом случае — это запомнить, как грамотно устранять ошибки и где писать верные ответы.

Как исправлять ошибки в ЕГЭ

Стресс и волнение могут привести к ошибкам. Поэтому лучше несколько раз проверить ответы на каждое задание, прежде чем сдавать бланки на проверку.

Правила исправления ошибок в бланке ЕГЭ

Так как же заменить неверный ответ? Воспользоваться чётким алгоритмом:

  1. Найдите внизу страницы поле «Замена ошибочных ответов на задания».
  2. В первой клетке ставим номер задания, ответ на который необходимо исправить.
  3. В клеточках, которые идут после тире, вписываем верный ответ.
  4. Пишем разборчиво и только чёрной ручкой! Иначе компьютер не сможет определить даже правильный ответ, если цвет чернил будет другим.

Красным в примере указано неверное заполнение бланка:

Правила исправления ошибок в бланке ЕГЭ

Сколько ошибок можно допустить в ответах? Для заданий типа А, в которых нужно выбрать правильный ответ, можно вносить до 12 изменений. А вот для заданий типа В, требующих краткий письменный ответ — допустимо лишь шесть исправлений.

А что делать, если ученик хотел внести изменение, вписал номер задания, а потом увидел, что исправлять нечего? Оставлять поле пустым не стоит. Иначе компьютер расценит это как ошибку — при подсчёте результатов всегда учитываются последние изменения. Поэтому стоит либо продублировать верный ответ, либо зачеркнуть уже написанный номер.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Что делать, если ошибка в самом бланке регистрации ЕГЭ

Несмотря на то, что школьники учатся заполнять бланки ЕГЭ заранее и даже могут самостоятельно практиковаться на сайте Федерального института педагогических изменений, на самом экзамене некоторые участники теряются и могут испортить регистрационную форму.

Это типичная ошибка, которую может допустить каждый. Если же такое произошло с вами, сразу подходите к организатору. Он проверит бланк и примет одно из двух решений:

  1. Заменит бланк регистрации и выдаст новый пакет документов, если учащийся ещё не начал выполнять задания.
  2. Запишет ученика на резервную дату, если последний не только испортил бланк регистрации, но и успел выполнить часть заданий.

Чтобы исправить ошибки в бланке ЕГЭ, не стоит пользоваться замазками, ластиками и другими приспособлениями. Это запрещено и приведёт к снижению общего количества баллов за государственный экзамен.

Как посмотреть ошибки в ЕГЭ

Единый государственный экзамен позади, осталось только дождаться результатов. Как правило, они будут готовы через неделю или две.

Как же увидеть итоговые баллы за ЕГЭ? Есть несколько способов. Например, за ними можно будет прийти в школьное учреждение, где выпускники сдавали ЕГЭ, заказать результаты на сайте государственных услуг или же обратиться на официальный ресурс вашего региона.

Все эти способы помогут узнать баллы за экзамены. А можно ли посмотреть ошибки, которые ученик допустил в ЕГЭ? Да! Для этого стоит воспользоваться официальным информационным порталом единого государственного экзамена.

Как посмотреть ошибки в ЕГЭ

Как проверить ошибки ЕГЭ на портале

Как узнать ошибки в ЕГЭ на информационном портале? Воспользоваться понятной инструкцией, которая поможет быстро разобраться в нюансах:

  1. Заполнить форму авторизации.
  2. Ввести полное ФИО и регион.
  3. Вписать код регистрации, который выдали участнику на ЕГЭ.
  4. Или же вписать номер документа, удостоверяющего личность, который предъявляли на ЕГЭ.
  5. Ввести специальный код, указанный на картинке.
  6. Поставить галочку, согласившись на обработку персональных данных.
  7. Зайти в личный кабинет.

Если вы выполнили все необходимые шаги, а сайт не хочет впускать в систему, скорее всего регион, в котором вы проживаете, пока не работает с этим сервисом. А значит, стоит обратиться в региональный центр обработки информации.

Если всё получилось, то в личном кабинете вы сможете найти много полезной информации:

  • список экзаменов с датами и статусами;
  • результаты за тестовую часть ЕГЭ, которую проверяет компьютер, а также данные о максимальном и вашем балле;
  • результаты за вторую часть ЕГЭ, которая оценивалась экспертами, с подробным ответом по каждому заданию;
  • результаты по итоговому сочинению или изложению по русскому языку с комментариями;
  • отсканированные копии бланков вашего ЕГЭ;
  • перечень поданных апелляций и их статус.

Именно здесь можно не только посмотреть итоговые баллы по каждому предмету, но и ошибки, допущенные на ЕГЭ.

Что делать, если результатов нет

Зашли на сайт, ввели все данные, но не можете найти результаты? У такой ситуации может быть несколько объяснений:

  • возможно, вы ввели некорректные или чужие данные, проверьте их ещё раз;
  • возможно, результаты ещё не успели загрузить на сайт — смотрите, под каким статусом данный экзамен проходит в системе.

Что делать, если результатов нет

ЕГЭ — необходимый этап проверки знаний у российских школьников

В последнем случае нужно немного подождать и проверить результаты через пару часов.

Надеемся, теперь вы не боитесь ошибок в ЕГЭ и знаете, как их правильно исправлять в регистрационных бланках. И, конечно, не потеряетесь на сайте проверки итоговых результатов.

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

Высоких вам баллов за единый государственный экзамен и лёгкого поступления в желаемый вуз! А если понадобится помощь в учёбе — смело обращайтесь в студенческий сервис. Наши эксперты помогут качественно написать любую контрольную, курсовую или дипломную работу.

Эта статья написана с использованием примеров из второй части ЕГЭ по математике, потому что я специализируюсь на подготовке ко второй части, но советы из неё так же подойдут и для 7-10 класса, и для других предметах.


Начнем, казалось бы, издалека – с вопроса: «зачем человеку нужны эмоции и чувства?». Они ведь есть у человека не просто так. Любовь нужна, чтоб продолжить свой род и не прибить наследника, когда он вторую ночь подряд не спит и вам не дает. Злость придает сил и энергии справится с ситуацией, которая нас не устраивает. Боль помогает запомнить и не повторять ошибки, которые к ней привели, а страх – предупреждает об опасности и напоминает о возможной боли.

Вспомните как вы обожглись. Вам же не надо после этого 100 раз напоминать «горячее трогать нельзя», боль и страх сделали своё дело, зафиксировав эту мысль в вас в голове без заучивания. Почему же когда дело касается математики, то одна и та же ошибка может повторятся десятки раз? Ответ прост – потому что нет эмоций и нет переживаний. При ошибке не происходит ничего страшного.

Пока дело не коснется непосредственно самого ЕГЭ. Там один знак может изменить ВСЁ! Одна ошибка, один символ – и поезд с конечной станцией «Вуз вашей мечты» уходит без вас.

вуз мечты отдаляется от вас

Думаете, я приукрашиваю? Да ни капельки! Вот недавний пример — у меня был ученик Андрей. В задаче с параметром он перенес число через равно, не поменяв знак и… всё. 78 баллов вместо 86. И именно этих 8 баллов ему не хватило для поступления туда куда хотелось. Поверьте, эту боль он запомнил крепко… правда уже поздно.

Что же делать? Сделайте так, чтоб ошибки вас эмоционально цепляли! Злитесь и расстраивайтесь, когда делаете ошибки по невнимательности. Особенно сильно — если делаете одну и ту же ошибку несколько раз. Вы же могли её избежать, правильно?

Но важно не ругать себя в новой теме! Если вы не знали какого-то нюанса и ошиблись, то за это ругать себя нельзя. Например, если вы только начали изучать тригонометрические уравнения и вам попалось такое:

(cos^2 x-sin x+6=0)

Вы вспомнили, что есть основное тригонометрическое тождество и решили выразить синус…

(cos^2 x+sin^2 x=1)

(sin^2 x=1-cos^2 x)

(sin⁡x=±sqrt{1-cos^2 x})

И заменить его в уравнении:

(cos^2 x-sqrt{1-cos^2 x}+6=0)

Получилось сложно и не понятно. Вы уяснили, что так лучше не делать и стали искать другой способ решить уравнение.

Такая ошибка хороша. Вы экспериментировали и поняли, что так делать не стоит. Но если вы всё равно повторили такие действия в других уравнениях, да еще и не раз — вот тут впору злится! Можете даже представить как поезд с желанными вузами начинает мееееееедленно уезжать от вас. Вы пока что можете его догнать, это в ваших силах, но каждая такая ошибка ускоряет поезд.

Как усилить эмоции? Что если их нет?

Найдите смысл для себя. Например, представьте то, что вы хотите очень-очень сильно, но без поступления в вуз не сможете добиться. Это может быть желание любого уровня, главное, чтоб оно вызывало у вас эмоции. Вот некоторые варианты:

  • Путешествовать по миру
  • Доказать маме/папе/одноклассникам, что вы можете
  • Купить квартиру
  • Улучшить своё окружение
  • Стать ученым
  • Получать 200 тыс+
  • Сделать мир лучше
  • Быть самой крутой в своей области

Зачем вам вуз? За что вы готовы рубиться по-настоящему? Что ценное потеряете при неудаче?

Представьте Алину, которая рассуждает так: «Ну ошибусь, ну потеряю баллы в этой задаче. Будет у меня не 80, а 76 и чё??? Может быть, наберу в других»

А теперь представьте Полину, которая рассуждает так: «Если я ошибусь в паре задач, то могу вместо 80, набрать 70. Наберу 70 — на бюджет не поступлю. Не поступлю на бюджет — придётся платить 330 тыс. руб. в год * 6 лет = 1,9 млн, а это равноценно потере mazda 6 или квартиры-студии в дальнем Подмосковье.»

Кто больше будет трястись над каждым символом: Алина или Полина? Кто приучится быть аккуратным и имеет больше шансов не сделать ошибок по невнимательности?

Только важно, чтоб эта машина или квартира были для Полины желанными, если они не вызывают в Полине никаких чувств, то и стараться ей будет не для чего.

Эмоции появились, а что дальше?

Отлично теперь у вас есть желание что-то изменить. Теперь воспользуйтесь советами, которые я написала ниже.

  1. Тренируйтесь максимально погружаться в процесс решения задачи
    Следите за каждым своим действием. Не включайте автопилот. Ваши мысли в момент решения должны быть только о задаче, ничего постороннего. Никаких мыслей о не сделанных делах, отвлечений на Вконтактик или телефон и т.д. Когда вы решаете задачу – вы ТОЛЬКО решаете задачу. 

    Я заметила, что чаще всего ученики 11-го класса ошибаются при решении… чего бы вы думали? Квадратных уравнений! Это сильные ученики, которые готовятся на 80+ баллов. Почему? Потому что не переживают за то, что могут там ошибиться и включают автопилот.

  2. Сомневайтесь во всем
    Это ключевой пункт!!! Вы должны сомневаться постоянно! Я правильно переписал условие? А правильно ли я применил формулу? А скобки раскрыл как надо, я в этом часто ошибаюсь? А может ли быть скорость такой?

    Самый большой прирост по баллам в моей практике показала ученица, которая сомневалась буквально в каждом своем шаге. В итоге правильные ответы во всех задачах, что решала и 80 баллов на ЕГЭ (это, на секундочку, топ 9% среди всех учеников страны!), а начинали мы с задач на простые проценты. И это меньше чем за год работы. Вот вам еще один пример из ЕГЭ 2021 года, 16 задача:

    16 задача ЕГЭ

    Решение 16 задачи ЕГЭ

    Правильным вопросом здесь было бы: «а точно (MHNC) – прямоугольник? А два прямых угла – обязательно образуют прямоугольник? Может ли (MHNC) быть четырехугольником?»

  3. Перепроверяйте то, что делаете – следствие из пункта 2
    Сразу после того, как написали каждую строчку. Написали-проверили. Написали-проверили.

    Написали-проверили.

    Например, нужно решить такое логарифмическое неравенство:

    (log_7⁡(2+frac{2}{x})-log_7⁡(x+3)≤log_7⁡frac{6+x}{x^2} )

    После переписывания условия подумайте: «все ли я правильно переписал? Все ли знаки я правильно поставил? Действительно ли там (frac{6+x}{x^2})?». Прошились по каждому символу, сверились. Ок. Едем дальше.

    Ограничения: (begin{cases}2+frac{2}{x}>0\x+3>0\frac{6+x}{x^2}>0 end{cases})

    Опять: «Все ли ограничения я написал? Правильно ли я их написал? Стоит ли писать ограничение для знаменателя?» Ок.

    (log_7⁡((2+frac{2}{x}):(x+3))≤log_7⁡ frac{6+x}{x^2})

    «Какое свойство логарифмов я применил? Правильно ли я использовал его?»

    И так далее.

    Не забудьте еще перепроверить несколько самых опасных моментов в конце решения.

    Например, в этом неравенстве…

    что можно проверить в 15 задаче

    Я бы обратила внимание на следующие моменты:

    1. Два квадрата у логарифма в степени. Ошибиться даже при переписывании очень легко.

    2. В таком объемном неравенстве с логарифмами, надо внимательно относится к ОДЗ. Все ли условия записаны?

    3. ((x-2)^2>0) – простое, но опасное с точки зрения ошибок неравенство.

    4. Дискриминант, который не берется, да еще до обратной замены. Это повод прям очень хорошо все перепроверить.

    Да, времени уходит много, но на перевешивание уйдет еще больше! А уж потерянные баллы и вовсе невосстановимы.

  4. Не делайте 2 действия в одной строчке!

    Во-первых, вы повышаете шанс ошибиться. Во-вторых, при проверки такую ошибку сложнее заметить.

    Угадайте, что «помогло» Андрею, потерявшему 8 баллов в параметрах, сделать эту ошибку? Правильно — 2 действия в одной строчке. Он одновременно перенес через равно и вычислил (2-1). Внимание на выделенные строчки:

    18 задача с ошибкой

    Смогли бы вы заметить такую ошибку, если бы не знали, что она там есть? 2 элементарных действия «убили» решение самой сложной задачи ЕГЭ.

  5. Анализируйте свои ошибки и запоминайте их

    Если уже совершили ошибку, не проскакивайте этот момент! Остановитесь и подумайте: в каком действии произошла ошибка? Она от непонимания или от невнимательности? Если одна и та же ошибка повторяется, возможно, вам стоит повторить какую-то тему. Отработать эту тему до автоматизма. Например, если замечаете, что в квадратных неравенствах самое большое количество ошибок, откройте учебник 9 класса, найдите тему квадратные неравенства и порешайте всё оттуда. Пока 10 задач подряд не получатся с правильным ответом.

    Прорабатывайте совершенные ошибки. Хорошо проработанные ошибки делают вас сильнее.

  6. Добивайтесь, чтоб вы решали задачи без ошибок

    Перерешивайте всю задачу, если совершили ошибку. Ошибся — проанализировал, где и как возникла ошибка, а потом зачеркнул всё решение целиком – и с нового листа заново. Да, это жестко, но зато резко снижает пофигизм к ошибкам. Злость появляется сама собой. Но делайте так, когда уверены в том, что такой тип задач вы можете решить с первого раза (т.е. только в уже хорошо пройденной и разобранной теме) и конечно, это не надо делать на уроках/контрольных/ЕГЭ.

Да, выполнять рекомендации может быть довольно сложно. Ваш мозг при решении очередного примера будет уверять вас, что «ну вот тут-то всё очевидно», что эти рекомендации сейчас не к месту и вообще их можно отложить до экзамена и еще 100500 причин, почему вот прямо сейчас их выполнять не обязательно. Не слушайтесь подобных мыслей! Запомните: навык решать задачи внимательно, это именно НАВЫК, который тренируется, ровно так же, как и навык решения линейных уравнений. Только для тренировки этого навыка нужен не один урок, а месяцы.

Если вы вдруг думаете что-то вроде «ну я прочитал рекомендации, запомнил, а уж на экзамене применю», то я вас разочарую: многократно доказано, что в стрессовой ситуации любой человек не поднимается до уровня своих знаний, а падает до уровня своих навыков, привычек и автоматизмов. Поэтому вот как вы привыкли решать – по два-три действия в строке, половины вычислений в уме, не проверяя ответ и прочее – так вы и будете действовать на ЕГЭ.

Даже если вы вдруг вспомните рекомендации, это всё равно плохой вариант, потому что чтобы решать не так как вы привыкли вам придется тратить ресурсы мозга, чтоб вспоминать советы и держать их в памяти. Вы будете похоже на футболиста, который отрабатывает основные техники на тренировке: прием мяча, пас, удар в ворота, но всё шагом. Оправдывая это мыслями: «ну во время игры я точно буду бегать!».

Так что, начиная с этого момента берите мои советы и выполняйте их на каждой задаче, пока такой способ решения не станет частью вашей личности и решать по-другому станет внутренне некомфортно. Даже не думайте ходить по полю! Только бег – всё как «в бою».

Техника безопасности:

  1. Не стоит начинать применять мои рекомендации на школьных уроках, там держится высокий темп решения задач и часто рассказываются важные вещи. Скорее всего у вас просто не будет хватать времени применять мои советы. Но когда вы уже закрепите эти навыки на ДЗ, контрольных и самостоятельной подготовке к ЕГЭ, то можно применять их и на уроках.

  2. Не изнуряйте себя переживаниями. Вам должно быть не всё равно ошибки, но вы и не должны их боятся. Ошибки — это нормальная часть обучения. Если благодаря ошибке вы узнали что-то новое, то хорошо, что эта ошибка случилась (если она не на самом ЕГЭ).

    Например, вам впервые попался синус с квадратом: (sin^2 (-x)) и вы решили, что он равен (-sin^2⁡x), т.е. применили (sin⁡(-x)=-sin ⁡x). Но посмотрев правильное решение или после исправления репетитора, вы поняли, что (sin^2⁡(-x)=sin^2⁡x). Прекрасно, что эта ситуация случилась. Благодаря ошибке вам легче будет запомнить этот факт. Теперь приложите усилия, чтоб этого не забыть, и как только вы это сделаете – вы станете сильнее. Еще раз: хорошо проработанные ошибки делают вас сильнее!

Как встряхнуть свой мозг, чтобы увидеть ошибки на работе? И какие из этих способов легальны на экзамене?

Всем нам знаком эффект замыливания глаза. Мозг начинает уставать и перестает замечать ошибки. Чтобы исправить ситуацию, вам нужна перезагрузка, взгляд под другим углом.

Есть несколько проверенных способов. Первые два подходят только для домашнего использования.⠀

  1. Отвлечься. Например, погулять, отдохнуть немножко, заняться чем-то другим. Дома такой вариант хорошо помогает: нарисовали построение, потом отошли, чай попили, поприседали, вернулись и потом увидели, где что не так. Но это, конечно же, не подходит для условий ограниченного по времени экзамена.
  2. Сфотографировать работу на телефон. Часто ребята отправляют мне фото своих домашних работ для оценки. И зачастую бывает, что они, сфотографировав работу, сами сразу видят ошибки, исправляют и заново присылают уже исправленные работы. Но, опять же, это не вариант для экзамена, потому что туда вам нельзя брать никакие девайсы.

    Следующие два способа использовать на экзамене можно и нужно. Смысл у них один: «устранить» от оценивания логичное левое полушарие и подключить правое, которое отвечает за пространство и воображение и, соответственно, поможет увидеть ошибки/искажения на работе.
  3. Перевернуть работу. Сначала в одну сторону, потом обратно, чтобы посмотреть на нее под новым углом.
  4. Посмотреть на работу через зеркальце. Получается такой эффект: мозг с нестандартного ракурса смотрит на работу и перезагружается. Именно поэтому в моем чек-листе, что брать с собой на экзамен по академическому рисунку, и стоит зеркальце.

Почему фокусы с зеркальцами и телефонами помогают нам увидеть ошибки? Как это работает?

Итак,

Проблема в том, что в нашей культуре с детства развивают, в основном, левое полушарие. Большинство из нас пишет правой рукой, мы в школе мало изучаем предметов, в которых включается правое полушарие (максимум — Музыка и ИЗО).

Получается, в повседневной жизни левое полушарие не просто преобладает над правым и не дает ему думать. Ситуация, на самом деле, еще глубже: наш мозг привыкает именно к такому порядку вещей, и перестраиваться ему уже сложновато.

Поэтому когда человек начинает рисовать, первое время у него не подключается правое полушарие, которое должно работать при данном процессе.

Например, когда ученик рисует глаз, то зачастую изображает не то, что реально видит на натуре, а “символ глаза”.

Если вспомнить египетские росписи, у них лица нарисованы “странным” образом: само лицо повернуто в профиль, но губы и глаза — в фас. Почему? Потому что так они наиболее узнаваемые, и мозг запоминает части тела как символы.

В реальности, на голове, повернутой в профиль, мы видим глаз только наполовину: в этом ракурсе он превращается в треугольник. Но при этом человек, смотря на натуру, рисует глаз как будто бы он его видит в фас (как у египтянина), упорно пририсовывает ему 2ю половину, потому что мозг никак не хочет допускать, что это другой ракурс, а с другого ракурса и видно по-другому. И если у человека сильно преобладает левое полушарие, то пока ему это не объяснить, ему будет сложно считать натуру.

Как раз зеркальца и телефоны дают возможность включить правое полушарие (отвечающее за воображение) и отключить левое (отвечающее за логику).

Переворачиваем портрет — и для левого полушария ситуация становится нелогична, оно выключается и отдаёт её “на исправление” правому. И правое начинает видеть ошибки расположения элементов друг относительно друга, а также то, насколько изображение отличается от натуры.

Даже есть целое направление — правополушарное рисование. Когда цель развить не навыки рисования как таковые, а навыки включения правого полушария, то есть навыки «видения» натуры.

Вот такая вот логика нашего мозга.

Еще немного материала по теме — тут.

Наша единственная цель — понять, почему, когда и как возникают неудачи и провалы. Если мы поймем, отчего под давлением обстоятельств люди терпят неудачи (психологический срыв на фоне стресса), то сможем разработать методики, которые снизят вероятность возникновения таких явлений.

Почему мы ошибаемся на экзаменах, собеседованиях и важных встречах

Часто от одного выступления — в спорте, на экзамене или важной презентации — зависят наши жизнь и карьера. Но почему, зная текст доклада наизусть или отточив технику исполнения до блеска, в ответственный момент мы говорим не то, что планировали, и не можем выполнить простейший элемент? Об этом рассказывает профессор психологии Чикагского Университета Сайен Бейлок в своей книге «Момент истины». Публикуем некоторые главы и советы по достижению максимальных результатов в стрессовых ситуациях.

Проклятье мастерства

Российская теннисистка Динара Сафина успешно выступала на мировой теннисной арене. К 23 годам она дважды выходила в четвертьфиналы двух турниров Большого шлема, дважды доходила до полуфиналов и трижды до финалов. В 2009 году она даже некоторое время возглавляла рейтинг по версии Женской теннисной ассоциации (Women’s Tennis Association, WTA).

Но хотя уже семь раз Сафина выходила в высшие квалификационные круги турниров Большого шлема, победить ни в одном из них ей не удалось. Она терпела неудачу, находясь в нескольких шагах от мирового теннисного Олимпа. Для профессионального теннисиста особенно важно выигрывать крупные турниры. Будь вы даже первым игроком на планете, вас причислят к неудачникам, если вы не можете доказать, чего вы стоите, в самый ответственный момент. А если вы перестаете быть игроком первой гильдии, люди перестают болеть за вас. И вы сами тоже.

«Слишком высокое давление», — заметила Сафина после того, как на удивление быстро вылетела в 2009 году из Открытого первенства США всего лишь в третьем раунде. Теперь, когда Динара выходит на большой корт, каждый из зрителей (да и она) думает только о том, может ли она вообще выиграть какой-нибудь крупный турнир. Моя задача — помочь людям избежать подобных неудач.

Когда неделю назад я говорила по телефону с президентом пригласившей меня компании, та сказала, что ее вице-президенты проводят уйму времени, выступая на различных презентациях (или готовя сотрудников к таким выступлениям). И ситуации, в которых проводятся такие презентации для клиентов, могут быть охарактеризованы идиомой «пан или пропал». Если презентация проходит без сучка без задоринки, особенно если клиент удовлетворен ответами на возникшие у него вопросы, то контракт в кармане. Если нет — прощай все: деньги, клиенты и будущие контракты. В этом бизнесе вторых шансов практически не бывает.

Я слушала президента и не могла не думать, что такая нагрузка похожа на ту, которую испытывает выпускник школы на стандартизированных академических тестах SAT. Или гольфистка, которой нужно загнать мяч в последнюю лунку, чтобы пробиться в очередной турнир Американской женской профессиональной ассоциации гольфа. Или скрипач, который через мгновение будет исполнять соло в конкурсе на вакансию первой скрипки симфонического оркестра. Если все прошло хорошо — перед вами распахиваются двери в будущее. Если вы выступили неудачно, то другого шанса может и не быть.

Почему мы ошибаемся на экзаменах, собеседованиях и важных встречах

Иногда не спасает даже второй шанс. Вспомните очаровательную американскую фигуристку Мишель Кван. В конце 90-х и начале 2000-х она считалась лучшей одиночницей в мировом фигурном катании, но ей не удалось завоевать золото на Олимпиаде. На зимних Олимпийских играх в 1998 году она уступила юной американке Таре Липински. Во второй попытке в 2002 году Мишель лидировала после короткой программы. На втором месте была еще одна американка, Сара Хьюз. Казалось, Кван как никогда близка к заветной цели. Но в произвольной программе она выглядела зажатой, в одной из комбинаций приземлилась после прыжка на обе ноги и в итоге упала после тройного флипа. А Хьюз собралась, прекрасно выступила и выиграла золото.

Люди с высокими интеллектуальными способностями склонны к поиску сложных путей решения проблем

Миллионы поклонников страстно желали Кван победы. Когда ставки так высоки, даже опытные исполнители испытывают чудовищную нагрузку в стремлении победить. Всем тогда показалось, что Сара Хьюз была вдохновлена важностью стоящей перед ней задачи и поэтому сумела показать все, на что способна. Мишель же не справилась со стрессом и выступила хуже, чем могла.

Более высокие результаты любого выступления, достигнутые в самый решающий момент, объяснимы. Человек прикладывает чуть больше усилий, будучи мотивированным на успех. А вот неудача под воздействием стресса требует дополнительных объяснений. И мне тут есть где развернуться.

В моей Лаборатории по изучению возможностей человека в Чикагском университете мы изучаем людей, которые подвергаются мощной стрессовой нагрузке во время выступлений на спортивной арене, в процессе учебы или в бизнесе. Наша единственная цель — понять, почему, когда и как возникают неудачи и провалы. Если мы поймем, отчего под давлением обстоятельств люди терпят неудачи (психологический срыв на фоне стресса), то сможем разработать методики, которые снизят вероятность возникновения таких явлений.

С одной стороны, стрессовые нагрузки при сдаче важного экзамена, предложении сделки важному клиенту или выступлении на олимпийской арене очень похожи. Люди стараются проявить все, на что способны, но, как ни парадоксально, иногда выступают значительно хуже, чем могут. Однако механизм срыва под влиянием стресса зависит от того, чем конкретно мы занимаемся в данный момент, и от того, какой именно вид нашей памяти обеспечивает реализацию того или иного навыка.

Когда лучше меньше, чем больше

Приведу логические задачи, которые психологи используют, чтобы выявить тех, кто обладает развитыми когнитивными способностями, и тех, умственные возможности которых ниже.

1) Дано. Все млекопитающие могут ходить. Собаки — млекопитающие.
Заключение. Собаки могут ходить.

Заключение логически вытекает из исходных условий?

2) Дано. Все млекопитающие могут ходить. Дельфины — млекопитающие.
Заключение. Дельфины могут ходить.

Заключение логически вытекает из исходных условий?

Дельфины ходить не могут. Но с точки зрения логики ответы для обеих задач должны быть положительными.

Все, кому предлагаются эти задачи, решают первую правильно. Положительный ответ и логичен (вытекает из исходных условий), и правдоподобен (действительно, собаки могут ходить). Со второй не все так просто. Почему? Ее решение требует не только логического мышления, но и отыскания среди хранящейся в памяти человека информации ответа на вопрос о правдоподобности заключения. Эта информация используется при принятии решения. Решать задачу нам помогает рабочая память.

Почему мы ошибаемся на экзаменах, собеседованиях и важных встречах

Но всегда ли активация рабочей памяти, «локомотива» нашего сознания, — это хорошо? С одной стороны, исследования показывают, что чем больше у человека объем рабочей памяти, тем лучше он справляется с учебными заданиями, начиная от понимания текста и заканчивая математическими задачами.

С другой стороны, то, что позволяет людям с лучшей рабочей памятью легче решать логические задачи второго типа, может помешать им же тогда, когда необходимо принимать нестандартные, «импровизированные» решения. Людям с развитым интеллектом зачастую труднее оценивать поступающую информацию по-новому. И чем больше мы узнаем об этом явлении, тем более реальным оно нам представляется.

Есть много примеров того, как люди начинают испытывать проблемы с решением задач, когда в их голове есть слишком обширные знания и ментальный потенциал.

С потолка свисают две веревочки. Они слишком далеко друг от друга для того, чтобы можно было, держась за одну, подойти к другой. Под веревочками стоит стол, на котором лежит коробка спичек, отвертка и несколько кусочков ваты. Как связать концы веревок?

Я попросила знакомых мне брата и сестру — второклассника Дина и семиклассницу Изабеллу — решить эту задачу. После тщательного обдумывания каждый из них дал свой ответ. Изабелла предложила привязать к одной из веревочек отвертку, раскачать ее наподобие маятника и в какой-то момент поймать в месте наибольшего приближения ко второй веревке. Дин идею сестры одобрил, но, в свою очередь, предложил подставить под веревки стол так, чтобы захватить обе и связать. Очень простое решение.

Когда люди видят в отвертке не подобие маятника, а только инструмент для закручивания болтов и шурупов, они не могут придумывать творческие, импровизационные решения.

Семикласснице Изабелле удалось избежать этого. Но работа ее более развитой (во всяком случае по сравнению с братом) префронтальной коры не позволила ей найти еще более простое решение: встать на стол. Когда люди с развитой рабочей памятью сталкиваются с проблемами вроде задачи с веревками, которые требуют нестандартного подхода, им часто сложно найти быстрый и простой ответ. Многие взрослые никогда не думали об отвертке как о маятнике. Им даже в голову не пришло бы, что решить задачу можно, просто встав на стол.

Люди с высокими интеллектуальными способностями склонны к поиску сложных путей решения проблем. Даже если в итоге они находят правильный ответ, они тратят на это массу времени и сил.

Люди с развитой рабочей памятью хорошо воспринимают важную информацию и игнорируют менее значимые раздражители. Часто такая способность к концентрации внимания может стать серьезным преимуществом. Например, при решении задачи, где нужно проигнорировать заключение «Дельфины могут ходить», чтобы дать правильный ответ на вывод, который логически вытекает из условий задачи. Но это не всегда возможно. Чрезмерная сосредоточенность на чем-то одном может помешать человеку увидеть альтернативные пути решения. Она даже иногда не позволяет обнаруживать неожиданности, происходящие вокруг вас.

Почему мы ошибаемся на экзаменах, собеседованиях и важных встречах

Постоянная и повсеместная угроза

С предоставленной мне трибуны в Калифорнии я спросила около двухсот собравшихся преподавателей и организаторов образования, слышали ли они когда-либо об угрозе стереотипа. У меня даже закралась мысль о том, что немного глупо задавать этот вопрос здесь, откуда всего несколько километров по национальному шоссе No1 до Стэнфордского университета, где работает профессор Клод Стил, введший этот термин в научный оборот всего несколько лет назад. Подняли руки всего несколько человек. Я спросила: «Скольким из вас приходилось наблюдать, как учащиеся показывают результаты хуже обычных просто потому, что их разубедили в способности добиться успеха?». На этот раз взметнулись вверх руки почти всех присутствовавших.

Подписывайтесь на наш канал VIBER!

Я пояснила, что, по нашему мнению, одна из причин возникновения этого феномена — осведомленность учеников о расхожих стереотипах по поводу интеллектуальных способностей представителей их пола, расы или национальности. На самом деле слабые результаты у сильных учеников могут быть главной причиной существования такого глубокого разрыва по расовому признаку в успеваемости в школах Калифорнии, где в среднем представители национальных меньшинств, например, афроамериканцы, показывают на уроках или при сдаче экзаменов значительно худшие результаты, чем их белые одноклассники. А ведь, как ни странно, исправить ситуацию совсем несложно.

Несколько лет назад психолог Джефф Коэн и его исследовательская команда из Университета штата Колорадо пришли в аудитории к семиклассникам с намерением добиться сокращения разрыва в успеваемости учеников по расовому признаку. Совсем как в экспериментах по испытанию новых лекарств, в которых и врачи, и их пациенты зачастую не знают, какая таблетка настоящая, а какая пустышка, в этом эксперименте Коэна ни учителя, ни ученики ничего не знали о сути происходящего. Эксперимент оказался простым, быстрым и недорогим и дал такой результат с точки зрения выравнивания успеваемости учащихся разной расовой принадлежности, на который никто (в том числе и сами ученые) не рассчитывал.

Один из путей облегчения бремени от негативных стереотипов — предоставление человеку возможности ощутить свою интеллектуальную полноценность

Для работы Коэн и его группа выбрали среднюю государственную школу в пригородном районе, где учились преимущественно дети из семей со средними и низкими доходами. Объект исследования оказался идеальным в том смысле, что количество афроамериканцев и белых детей в школе было практически равным, а разрыв в успеваемости — к сожалению, значительным.

В начале осеннего семестра ученые попросили учителей раздать «пакеты с заданиями» всем ученикам седьмых классов. Внешне они выглядели одинаково, но содержимое было разным. В произвольном порядке студентам раздавались пакеты либо с «лечебным» заданием, либо «пустышки». И учителя не знали, какой именно пакет получит ученик. А сами учащиеся не знали, что выполняют задания в рамках научного эксперимента.

Когда семиклассники открыли пакеты, то нашли листы, на которых был записан ряд позитивных общечеловеческих ценностей и качеств. Например, умение дружить, способности в искусстве или спорте и т. д. Учеников экспериментальной группы попросили указать те из них, что были, по их мнению, самыми важными, и написать краткий абзац с пояснениями.

Учеников же контрольной группы (которым дали «пустышки») попросили указать общечеловеческие ценности и качества, которые представлялись им самыми незначительными, и пояснить, почему они так считают. По завершении задания дети должны были запечатать ответы в конверты и сдать их учителям. После этого класс возвращался к уроку. Вся процедура заняла около 15 минут.

По окончании осеннего семестра ученые получили доступ к ведомостям успеваемости всех участвовавших в эксперименте. В целом афроамериканцы по-прежнему отставали от белых одноклассников. Но у тех из них, кто был в первой (настоящей) группе, успеваемость улучшилась в среднем на четверть балла по сравнению с теми, кто находился в контрольной группе. И это коснулось не нескольких учеников, а почти 70% из них. А белые ученики из обеих групп не продемонстрировали явных изменений в результатах. Случайность?

Чтобы выяснить это, Коэн с коллегами повторили этот же эксперимент через год с участием других школьников. И получили такие же результаты. Вероятность случайного совпадения — 1:5000. Почему же это простое 15-минутное задание так повлияло на ребят? Судя по всему, ответ объясняется феноменом угрозы стереотипа. Большинство учителей, с которыми я говорила, замечали его воздействие на своих учеников, но не знали, что он системно изучается психологами по всей Америке.

Коэн полагает, что один из путей облегчения бремени от негативных стереотипов — предоставление афроамериканцам возможности ощутить свою интеллектуальную полноценность. Получив задание перечислить и описать человеческие качества, которые важны для них, темнокожие школьники одновременно могут восстановить самооценку и чувство собственного достоинства, что, в свою очередь, усилит их сопротивляемость негативным ожиданиям. Такое письменное задание может выпасть на долю школьников только один раз, но даже тогда оно будет иметь значительный эффект: их успеваемость улучшится благодаря снижению влияния отрицательных стереотипов. Негативный цикл переводится в позитивное направление.

Почему мы ошибаемся на экзаменах, собеседованиях и важных встречах

Некоторые советы по достижению максимальных результатов в стрессовых ситуациях

1. Подтвердите свою самооценку

Перед важным экзаменом или выступлением уделите пару минут изложению на бумаге ваших интересов и занятий. В процессе написания вы будете укреплять свою самооценку. Это может усилить у вас уверенность в собственных силах и возможности успеха.

2. Изложите на бумаге факты, подтверждающие вашу разносторонность

Прежде чем идти на важный экзамен, потратьте пять минут на составление списка ваших способностей и талантов. Это даст вам возможность подчеркнуть для себя, что этот экзамен или тест еще не определяет все ваши возможности. Это поможет облегчить стрессовую нагрузку.

3. Старайтесь перебороть свои тревоги интеллектом

Одного упоминания перед студентами о том, что стереотипы вроде «Девушки не способны к математике» или «Белые менее способны к математике, чем азиаты» — не более чем расхожие неквалифицированные мнения, иногда достаточно, чтобы помочь им преодолеть волнение перед экзаменами. Казалось бы, такое упоминание может скорее дать отрицательный, чем положительный результат. Но это не так. Объясняя студентам причину их волнений, мы помогаем им избавиться от ощущения, что исход экзаменов будет однозначно определять их интеллектуальный потенциал.

4. Эффект Обамы

Пример людей, принадлежащих к тем социальным группам, в отношении которых существуют негативные стереотипы, но разрушивших последние, резко повышает способность других членов этих групп достигать успеха. Если темнокожий может стать президентом США, то стереотип о том, что афроамериканцы не очень умны, просто не соответствует действительности.опубликовано econet.ru.

Подготовила Настя Николаева

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet


Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.

7aa7d863-488f-484f-a101-ac9c0e9be37a

ЕГЭ – непростое испытание для выпускников школы. Максимально важно основательно подготовиться к сдаче предметов, чтобы набрать высокие баллы для поступления в ВУЗ. На фоне стресса на самом экзамене ученики каждый год допускают обидные ошибки из-за невнимательности, из-за незнания критериев оценивания и неправильно прочитанного задания. Иногда неточности возникают по вине составителей заданий. В этой статье рассмотрим наиболее частые ошибки, чтобы предостеречь ребят, сдающих ЕГЭ в 2023 году.

Содержание

Самые обидные ошибки

Выпускники часто теряют на ЕГЭ баллы из-за мелочей, которые даже не зависят от уровня знаний. Например, при внесении ответов по математике в бланк, забывают поставить минус перед отрицательным числом, вследствие чего ответ становится неверным.

Распространены ошибки при переписывании из черновика в чистовик: школьники пропускают фразы, слова, значения, допускают орфографические ошибки.

На практике известны случаи, когда у учеников съезжали ответы при переносе в бланк. Напомним, что для исправления ошибок отведено только 6 пунктов внизу страницы. Из-за этого вся, практически вся, работа становилась неверной, что невероятно обидной.

Регулярные курсы по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ

Поступаем в вуз мечты без проблем!

Ошибки, которые делают по предметам на ЕГЭ

Ежегодно после сдачи ЕГЭ ведется итоговая статистика, отражающая рост и снижение баллов по определенным предметам. Отслеживаются наиболее трудные для выполнения задания, рассчитывается процентное соотношение. Благодаря этому можно сделать вывод о распространенных ошибках по дисциплинам ЕГЭ.

Русский язык

Математика

Литература

Английский язык

Обществознание

Химия

История

Биология

Русский язык

Математика

Литература

Английский язык

Обществознание

Химия

История

Биология

893e5eb0-303c-496c-b498-b50f1d9d98b9

Ошибки при составлении заданий, с которыми сталкивались школьники

  • В ЕГЭ по биологии было зафиксировано несколько ошибок составителей заданий. Внедрение в экзаменационные варианты вопросов со спорными ответами лишило школьников заветных баллов. Например, задание с определением организмов, у которых впервые возник фотосинтез. Ученые еще не пришли к единому ответу на этот вопрос, однако у учеников спрашивается то, что еще не известно науке. Из года в год наблюдаются неточности по вине составителей.
  • В заданиях реального ЕГЭ по биологии составители указали синдром Дауна как хромосомную мутацию вместо геномной, что также негативно влияет на итоговые результаты школьников.

Тестовая часть ЕГЭ апелляции не подлежит. Оспорить выставленные баллы можно во второй части, но только при наличии весомых доказательств своей правоты. Со всеми нюансами подачи апелляции вы можете ознакомиться в нашей статье «Как подать аппеляцию на результаты ЕГЭ?»

Если составителем допущена грубая ошибка, то вы в течение двух рабочих дней после публикации результатов должны написать заявление на апелляцию. Перед самой встречей с экспертами не забудьте подготовить убедительные факты и данные, свидетельствующие о том, что вы действительно выполнили все верно.

d397d91a-eebd-4646-bc6e-647af7aa2679

Самые забавные ошибки в ЕГЭ

Обществознание

Условием вступления в брак является беременность хотя бы одного из супругов.

История

Иван Грозный любил духовность, что не мешало ему поджаривать новгородцев на кострищах.

Русский язык

Со зрением точки я соглашусь.

24 декабря – 20 января

5-11 классы

Онлайн-олимпиада Коалиции

Как избежать ошибок на ЕГЭ?

  • Внимательно читайте задания, отмечайте важные условия.
  • Ежедневно решайте варианты, отмечайте свои ошибки, чтобы не допустить их снова.
  • Не откладывайте подготовку на завтрашний день. Садитесь за подготовку сейчас.
  • Перепроверяйте вычисления, написанный текст на ЕГЭ.
  • Соблюдайте правила заполнения бланков ЕГЭ (более подробно читайте в нашей статье «Как заполнить бланк ЕГЭ?» )

04222b42-ab6a-4856-8264-63d28bf71c2f

Выводы

Если вы не покинули школу после 9 класса, а решили остаться до 11 и пройти процедуру ЕГЭ, то отнеситесь к подготовке ответственно. Не рассчитывайте на списывание и везение. Только усердная работа откроет двери к достижению цели. Регулярно отрабатывайте типовые варианты и учитывайте свои ошибки, чтобы не допустить их на ЕГЭ.

Поделиться в социальных сетях

Читайте также

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как замечать ошибки в тексте
  • Как заменить свидетельство о браке при ошибке
  • Как заменить звук ошибки в виндовс 10
  • Как закрыть эксель если ошибка в формуле
  • Как закрыть эксель если выдает ошибку в формуле