Ф (№4)
—————————————
V
————————-
Z
—————————————
(.)
—————————————
1,2,3, …
—————————————
Н
—————————————
П
—————————————
( )
Фактическая ошибка
————————————————
Пропуск важного слова или предложения.
————————————————-
Не выделен абзац
—————————————————————————
Нет точки в конце предложения
————————————————————
Неудачный порядок слов.
——————————————————
Неудачное слово или предложение.
—————————————————————————Повтор
————————————————————————-
Лишнее
Исправить см. памятку
————————————————
Вставить пропущенное слово или предложение.
————————————————
Начать с красной строки.
————————————————————————-
Поставить точку в конце предложения.
————————————————————————-
Изменить порядок слов.
————————————————————————-
Заменить другим словом или составить другое предложение.
————————————————————————-
Заменить или исключить повторяющееся слово
————————————————————————-
Убрать лишнее
Ошибки при написании сочинений
Ошибки в сочинениях могут касаться как содержания и построения, так и языкового оформления.
В содержательном плане замечаются такие нарушения, или ошибки:
1) непонимание идеи высказывания;
2) неправильное или неполное раскрытие темы;
3) фактическое несоответствие материала;
4) неконкретность изложения;
5) бездоказательность выдвигаемых положений;
6) несоответствие плану;
7) нарушение последовательности и др.
Ошибки со стороны языкового оформления классифицируются как речевые, к которым относятся и стилистические. Стилистические ошибки – это несоблюдение стилистических норм литературного языка, приводящее к немотивированному разрушению единства стиля. Понимание и раскрытие их требует знакомства обучающихся с категориями стилистики; знания стилистических свойств слова, свободной и ограниченной сочетаемости; понятия о стилях речи и их особенностях и др. С этими ошибками в устной и письменной речи обучающихся нередко соседствуют другие нарушения норм литературного языка, которые также отрицательно влияют на стиль и при анализе школьных сочинений и изложений должны рассматриваться как ошибки со стороны слога или стиля.
К числу речевых ошибок относится неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма. В начальных классах работа над подобными ошибками затруднена почти полным отсутствием теоретической основы: те краткие грамматические сведения, которые предусмотрены программой начальных классов, совершенно недостаточны для исправления и предупреждения речевых ошибок. Для планомерной, систематической работы по совершенствованию речи детей необходимо знать виды наиболее типичных речевых ошибок и недочетов. Изучение причин таких ошибок может послужить базой для их исправления и предупреждения. Речевые ошибки делятся на лексико-стилистические, морфолого-стилистические и синтаксико-стилистические.
Наряду с речевыми ошибками также различают неречевые: композиционные, логические и искажение фактов.
Виды ошибок:
Речевые ошибки (лексико-стилистические, морфолого-стилистические, синтаксико-стилистические);
Неречевые ошибки (композиционные, логические, искажение фактов).
Рассмотрим причины лексико – стилистических ошибок.
Лексико–стилистические ошибки
Название ошибки
Пример ошибки
Причины ошибки
Повторение одних и тех же слов
У нас есть щенок. Нашего щенка зовут Барбос. Барбос спит в коробке. Коробка стоит у дверей. Наш Барбос очень ласковый, все время ласкается.
Причины ошибки – малый объем внимания обучающегося; бедность словаря.
Употребление слова в неточном пли несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков.
Примеры: Река покрылась модным льдом (у А.С. Пушкина: Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета);
Эти ошибки – следствие невысокого общего речевою развития, недостаточной начитанности, бедности словаря. Они свойственны в первую очередь слабо развитым детям.
Нарушение общепринятой (фразеологической) сочетаемости слов
Ветер постепенно принимал силу (надо: набирал силу). Вышел красный молодец на бой со Змеем (народнопоэтическому языку свойственны сочетания добрый молодец и красна девица). Маше выдали благодарность (надо: объявили благодарность, или: выдали премию).
Причина ошибок – малый речевой опыт, бедность фразеологического запаса.
Употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски
Он почувствовал, что утопает в болоте, его засасывало все глубже (лучше: тонет; слово утопает уместно лишь в поэтическом тексте). В нашей школе прошло интересное мероприятие – прогулка в лес (слово «мероприятие», уместное в деловой речи, совсем неуместно в художественном тексте).
Эти ошибки связаны с недостаточным чутьем языка, с непониманием стилистических характеристик слова.
Употребление диалектных и просторечных слов и сочетаний
Вася шел взади(т.е. сзади). Обратно пошел снег (т.е. опять)
Подобные слова дети употребляют под влиянием речи родителей, своего семейного речевого окружения.
Хотя причины лексических ошибок не одинаковы и, следовательно, неодинаковы и способы их исправления и разъяснения, но есть общий путь их предупреждения – это создание хорошей речевой среды, языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов, выяснение оттенков значения слов в тексте, выяснение роли и целесообразности именно этого, а не какого-либо другого слова н данном контексте.
К группе морфолого – стилистических ошибок относится неправильное образование форм слов, неправильное словоизменение или словообразование. Рассмотрим причины морфолого – стилистических ошибок.
Морфолого – стилистические ошибки
Название ошибки
Пример ошибки
Причины ошибки
Детское словотворчество
а) На стройке работают бетонщики, монтажники, штукатурщики (надо: штукатуры).
б) Приречная полоса (по аналогии с приморская, прибрежная).
Эти ошибки требуют индивидуального разъяснения.
Образование диалектных пли просторечных форы от слов литературного языка
Они хочут, он хотит, онпришел без пальта
Эти ошибки искореняются под влиянием общего языкового развития детей
Пропуск морфем, чаше всего суффиксов (и постфикса)
а) «Трудящие» вместо «трудящиеся».
б) Несколько раз «выглядал» в окно (нужно: «выглядывал»).
Эти ошибки требуют обратить внимание на изучение тем по словообразованию слов
Образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе (отвлеченные, собирательные)
а) Крышу кроют «железами» (надо железом).
б) Съел «две каши» (надо: две тарелки каши).
Причина этих ошибок – в стремлении младших школьников к конкретности.
Синтаксико–стилистические ошибки проявляются в построении словосочетаний и предложений. Рассмотрим причины синтаксико – стилистических ошибок.
Синтаксико – стилистические ошибки
Название ошибки
Пример ошибки
Причины ошибки
Нарушение управления, чаще всего – предложного
а) Добро побеждает над злом (возможно, здесь влияние сочетания одержало победу над злом).
б) Все радовались красотой природы (радовалисьчему? красоте).
в) Жители городов и сел выходили навстречу победителей (навстречу кому? победителям).
Эти ошибки требуют обратить внимание на изучение падежных форм имен существительных.
Нарушения согласования, чаще всего – сказуемого с подлежащим
а) Солнце ярко светила (светило).
б) В сентябре дети пошло (пошли) в школу. Туманная (туманное) утро.
Причины ошибок кроются в механизме составления предложения: начав предложение, ученик еще не обдумал, как его закончит. Внимательное перечитывание текста, особенно вслух, помогает устранить эти ошибки
Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению или затемнению смысла
а) Узкая полоска только с берегом связывает остров (надо: Только узкая полоска связывает остров с берегом).
б) Только равнодушным оставался кот Борька (надо: Равнодушным оставался только кот Борька).
Причина ошибки в том, что ученик не проговорил предложение (вслух или про себя) целиком, прежде чем записать его. Для предупреждения подобных ошибок важны упражнения с деформированным текстом.
Нарушения смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или которые заменяют
Когда Коля прощался с отцом, он (отец или Коля?) не плакал.
В предложении пишущему или говорящему не ясно, о ком идет речь.
Необходимо проводить самопроверку и взаимопроверку написанного текста.
Местоименное удвоение подлежащего
а) Миша, когда вернулся в отряд, он был в тулупе отца.
б) Петя – он был самый сильный из ребят.
Можно указать на две причины таких ошибок: во-первых, ученик начинает произносить пли записывать предложение, не подготовив его до конца; во-вторых, влияние разговорного стиля, где двойное подлежащее употребляется. Во втором случае – ошибка стилистическая.
Употребление глаголов в не соотнесённых временных и видовых формах там, где следует употребить одно и то же время, один и тот же вид глагола
а) Надвигалась темная туча и полил дождь.
б) Незнакомец входит в хижину и поздоровался. В первом случае смещен вид, во втором – смещены вид и время.
Ошибки свидетельствуют о низком общем языковом развитии обучающихся. Устраняются они на основе смыслового анализа текста.
Неумение находить границы предложений (неоправданное деление сложного предложения на простые, неумение делить текст на предложения)
а) Учитель когда вел урок. Написал словарные слова на доске.
б) Охотник однажды шел по лесу, из чащи вышли медведица с медвежатами, охотник спрятался на дереве, медведица стала окунать медвежонка в воду, тот фыркал и не давался, в это время другой медвежонок стал убегать, медведица догнала его и надавала ему шлепков.
Причина ошибки: в устном варианте подобные предложения интонационно не разделяются. Необходимо строить схемы предложений, выделять основу предложения.
Основа исправления ошибок седьмого типа – различные упражнения с предложениями, в том числе разделение текста, напечатанного без точек, на отдельные предложения.
Как говорилось выше, неречевые ошибки – это композиционные, логические ошибки, а также искажения фактов. Рассмотрим причины неречевых ошибок.
Неречевые ошибки
Название ошибки
Пример ошибки
Причины ошибки
Композиционные ошибки
Несоответствие сочинения, рассказа, изложения предварительно составленному плану, т.е. неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений.
Мне нравится картина художника …..
На заднем плане я вижу …..
На переднем плане изображены ….
Я рассматриваю картину художника …..
Причины композиционных ошибок кроются в подготовке к сочинению. Возможно, что наблюдения, накопление материала, отбор фактов были проведены учеником бессистемно.
Логические ошибки
Пропуск необходимых слов, а иногда и существенных эпизодов, фактов, признаков описываемого предмета
Снеговик лепят так. Один большой, другой поменьше, а третий ещё меньше… (Пропущено предложение «Скатать из снега три разных кома»)
Чтобы понять причины подобных ошибок, нужно проследить психологическое состояние пишущего школьника.
Нарушение логической последовательности и обоснованности
На элеваторе из зерна получают муку. Зерна пшеницы с полей убирают комбайны.
Легко устраняются в процессе анализа написанного.
Употребление в одном ряду понятий разных уровней, разных классов
По утрам мы с дедушкой удили рыбу, а в дождливую погоду лежали в шалаше на мягких листьях. Летом Ванька купался в речке, а днем с дедом ходил за грибами и ягодами.
Необходима более подробная работа с планом сочинения.
Система исправления и предупреждения ошибок складывается из следующих элементов:
а) исправление речевых ошибок в тетрадях обучающихся;
б) классная работа над ошибками общими, типичными, на тематических 15 – 20-минутных фрагментах уроков анализа проверенных сочинений и изложений, с целью подготовки обучающихся к самостоятельному обнаружению и устранению ошибок определенного типа;
в) индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными (индивидуальными) ошибками; их обнаружение, уяснение и исправление;
г) система стилистических и иных языковых упражнений, в которых учитываются возможные и наиболее вероятные речевые ошибки; языковой анализ текстов на уроках чтения и грамматики, что служит общей основой для конкретной работы над ошибками, допускаемыми учениками;
д) языковые упражнения перед каждым рассказом, сочинением, изложением с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии, некоторых синтаксических конструкций;
е) стилистические акценты, где это возможно, при изучении грамматических тем, указания на то, как данная грамматическая тема может сослужить основой для предупреждения ошибок;
ж) специальное обучение школьников самопроверке и самосовершенствованию («редактированию») собственного сочинения.
Как делать работу над ошибками? Всю жизнь мы учимся, на своем опыте убеждается, как не надо было бы поступать. Что же предпринять? Если мы допускаем всевозможные ошибки в диктантах, сочинениях и изложениях, не говоря уже о тестах, то без работы над ошибками нам не обойтись. Вовремя не сделаешь, будешь ошибаться по-прежнему.
Памятка по выполнению работы над ошибками
по русскому языку в 5-8 классах
1.Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу. Выпиши слово. Запиши ещё два слова на этот правило. Делай так: жил, жизнь, машина.
2. Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса. Делай так: ру-чей-ки.
3. Большая буква в собственных именах и названиях. Выпиши слово. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: Саша, Москва, Россия.
4. Словарное слово. Напиши слово три раза.
5. Ь в конце и середине слова. Выпиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова на это правило. Делай так: огонь, морковь, коньки.
6. Разделительные Ъ и Ь знаки. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил, съёмка.
7. Ь знак после шипящих в существительных. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: дочь, ночь, речь (сущ., ж. р.).
8. Ь на конце глаголов 2-го лица единственного числа. Выпиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши еще 2 глагола с этой орфограммой. Пишешь (2-е лицо, ед.ч.), решаешь (2-е лицо, ед.ч.), читаешь (2-е лицо, ед.ч.).
Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ТЬСЯ, если в вопросе есть Ь. Ь пишется в неопределенной форме глаголов на –ЧЬ всегда. Пытаться (что делать?), он учится (что делает?), беречь, стеречь.
9. Приставки в словах. Напиши слово верно. Придумай и запиши еще два слова с приставками. Делай так: приехал, заехал, сделал, исчез.
10. Предлоги со словами. Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом. Делай так: у дома (какого?) — у большого дома.
11. Ошибка в предлоге. Запиши предлог с существительным или местоимением: из-за ветра, из-под руки, подо мной, ко мне.
12. Безударная проверяемая гласная в корне слова. Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово. Делай так: гористая — горка, теоретический — теория.
13. Звонкие и глухие согласные в корне слова. Подбери проверочное слово. Выдели в нем корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово. Делай так: честный — честь. НО: чувствовать, лестница.
14. Мнимый непроизносимый согласный в корне. Выпиши слово и запиши два подобных: интересный, дерматин, участвовать.
15. Правописание слов с шипящим на конце. Выпиши слово. Запиши еще два слова на это правило. Делай так: шалаш, сторож, камыш (сущ. м.р.); с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., род. п.); кипуч, могуч, скрипуч (краткое прилагательное).
16. Гласные е–и в окончаниях имен существительных. Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Докажи написание букв е–и в окончаниях. Делай так: на дороге – дорога как страна, на стране; применяй слова-помощники: земля, окно, стол, степь. Если перед окончанием есть буква И (в словах на -ия, -ие, -ий), пиши всегда И: здание – в здании.
17. Гласные в окончаниях имен прилагательных и причастий. Выпиши слово вместе с тем существительным, к которому оно относится. Делай так: к дальнему лесу — к лесу (какому?), занявшему человеку (какому?). Учитывай мягкий (после мягкого или шипящего согласного) или твёрдый вариант.
18. Гласные е–и в окончаниях глаголов. Выпиши глагол. Обоснуй окончание глагола. Делай так: пишет – писать (1 спр.) — е; смотрит — смотреть (2 спр) — и (исключение).
19. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, ЩН. Выпиши слово правильно, подчеркни сочетания, запиши еще два слова с этой орфограммой. Дочка, речка, мощный.
20. Соединительные гласные в сложных словах. Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши одно слово с этой орфограммой: водовоз, самолёт.
21. Дефис в сложных словах. Запиши слово верно, подбери похожие: русско-английский, светло-русый.
22. НЕ с глаголом. Выпиши глагол с НЕ. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму. Не_пришёл, не_выучил.
23. Не с другими частями речи. Запиши два слова на это правило. Подчеркни орфограмму: неряха, не портфель; неяркий, не кожаный; неярко, не ярко, а темно.
24. Суффиксы существительных и прилагательных. Выпиши слово и подбери похожие слова с эти же суффиксом: белизна, дождевой.
25. Н-НН в разных частях речи. Запиши слово, определи часть речи и разбери его по составу: пленник (сущ.), пустынный (прил.), масляный (прил.), купленный (прич.), нечаянно (нар.).
26. Гласные в суффиксах глаголов, причастий, деепричастий. Выпиши слово, выдели суффикс, подбери слово с таким же суффиксом: лаял, лаявший, хохочущий, невидимый, увидев.
27. Написание предлогов. Выпиши предлог со словом, определите смысловые отношения: вследствие непогоды (причина); ввиду урагана (причина); из-за тебя не пойду (причина).
28. Написание союзов. Выпиши союз в том предложении, в котором он используется, если есть, подбери омонимичное слово: Иван не пошёл в кино, я тоже остался дома. То же самое было и со мной.
29. Однородные члены предложения. Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни однородные члены предложения. Составь схему.
30. Знаки препинания в конце предложений ( . ? ! ). Выпиши предложение правильно. Придумай своё с таким же знаком.
31. Сложное предложение. Выпиши правильно предложение. Подчеркни грамматические основы. Начерти схемы. Обозначь союзы, если они есть.
32. Предложения с прямой речью. Запиши правильно предложение. Составь схему. Например: «П,»- а. А: «П!»
33. Обособленные и уточняющие члены предложения. Запиши правильно предложение. Составь схему.
34. Вводные слова и обращения. Запиши правильно предложение. Составь схему.
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Л.С. СТЕПАНОВА
Элементы редактирования при работе
над ошибками в сочинениях
Уроки по редактированию собственных
текстов должны обязательно входить в систему
обучения письменной речи, так как именно они
вводят учеников в атмосферу требовательности к
своему слову, без которой невозможно создание
грамотного, адекватно выражающего мысли текста.
Редактированием должно завершаться создание
учениками любого текста.
Редактирование – это проверка и
исправление логико-содержательной и
стилистико-речевой сторон текста с целью его
улучшения.
Конечная цель школьного курса –
«научить пользоваться языком» (Н.И. Жинкин), то
есть ученики, усвоив теоретические понятия и
овладев практическими навыками и умениями,
должны научиться создавать собственный текст,
как устный, так и письменный (устное
высказывание, пересказ, доклад, реферат,
изложение, сочинение того или иного жанра).
Поэтому работа над логико-содержательной,
речевой и стилистической сторонами текста
должна быть постоянной.
Она складывается из трех основных
этапов:
1) наблюдение над
логико-содержательными и стилистико-речевыми
особенностями образцовых текстов (аналитическая
работа);
2) редактирование предложенных
учителем фрагментов (аналитико-синтетическая
работа небольшого объема);
3) редактирование собственного
письменного текста – изложения или сочинения
(как фрагментарно, так и целиком).
Начинать обучение отдельным элементам
литературной правки нужно уже в 5–8-х классах, а в
девятом можно вести системную и планомерную
работу по редактированию, которая продолжится и
на старшей ступени.
Учителю стоит самому проанализировать
и сгруппировать логические и стилистико-речевые
ошибки учеников, выявив наиболее характерные для
того или иного класса, а затем разработать на
этой основе систему упражнений.
Как показывает практика, наиболее
частотными являются следующие логические и
речевые ошибки (мы расположили их по
возрастающей сложности).
I. Лексико-речевые ошибки.
1. Необоснованные повторы:
а) лексические (полные и
словоизменительные);
б) тавтологии (корневые повторы в одном и том же
или соседних предложениях, а также повторение
одного и того же смысла, выраженного разными
словами).
2. Плеоназмы (обороты речи, содержащие
лишние слова).
3. Неверное употребление паронимов
(слов, близких по звучанию, но различающихся по
смыслу).
4. Неточный выбор слова, неправильное
его употребление из-за непонимания значения.
5. Ошибки в лексической сочетаемости, в
том числе при употреблении фразеологизмов.
II. Стилистико-речевые ошибки.
1. Употребление жаргонизмов и
слов-паразитов.
2. Употребление штампов и
канцеляризмов.
3. Употребление слов и выражений сугубо
разговорного стиля.
III. Логико-речевые ошибки.
1. Отсутствие логико-речевых связок
между частями текста или между предложениями.
2. Неверный порядок слов в предложении.
3. Собственно логические ошибки
(отсутствие логической связи между частями
текста, алогизмы, противоречащие друг другу
мысли).
Что же касается грамматических ошибок,
то работа по их устранению начинается при
изучении соответствующих лингвистических
явлений в основном курсе русского языка,
продолжается при анализе текстов и постоянно
проводится индивидуально при устранении ошибок.
Разумеется, все логические и речевые
ошибки необходимо отмечать в любых творческих
работах учеников начиная с 5-го класса. Дети
должны понимать сделанные учителем на полях
замечания, поэтому можно повесить в классе
список учительских пометок с объяснениями и
примерами (табл. 1).
Таблица 1. Стилистико-речевые и логические
ошибки
Учительские пометки на |
Характер ошибки |
Примеры |
повт. |
Необоснованный, лишний |
Автор использует повтор, |
смысл. повт. |
Повторение одного и того |
Татьяна влюблена в |
лишн. слово |
Обороты речи с лишними |
Главная и основная |
лекс. |
Употребление слова в |
Базаров и Павел Петрович |
неточн. |
Неточный выбор слова |
Фамусов в пьесе весел |
лекс.-гр. |
Ошибки в сочетаемости |
Продажа вишневого сада |
шт. |
Речевые штампы и |
В комедии присутствует |
ст. |
Употребление слов и |
Папа Онегина |
лог. |
Логическая ошибка: |
Большую роль в пьесе |
связка |
Отсутствие речевых |
Эпизод – это |
порядок сл. |
Неправильный, |
Но для России не только |
Регулярно обновляется на
классном стенде листок «Из ваших творческих
работ», где учитель помещает (разумеется, без
указания авторства) наиболее нелепые и смешные
высказывания из изложений и сочинений. Вот,
например, некоторые выписки из сочинений
девятиклассников по «Слову о полку Игореве»
(табл. 2).
Таблица 2. Из ваших творческих работ
лог. |
У «Слова о полку Игореве» нет |
лекс. |
О широте горизонта автора |
лекс. |
Автор вместе с Ярославной |
лекс.-гр. |
Политические взгляды автора |
лекс.-гр. |
Меня поражает широта автора: |
Полезно предложить ученикам
самостоятельно определить характер допущенных
ошибок, а затем обсудить, как можно их исправить.
Попытаемся показать работу по
устранению самых распространенных и наиболее
просто поддающихся корректировке ошибок –
лексического и корневого повторов. Ход ее
примерно таков.
I. Подготовительный этап – выработка
умения отличать повтор как прием
выразительности и связности речи от
неоправданных лексического и корневого
повторов.
Начать стоит с сопоставления
образцового текста, содержащего лексический
повтор, и намеренно искаженного фрагмента с
неоправданными лексическими повторами.
Для этой работы в 9-м классе были взяты
две первые строки стихотворения М.Цветаевой
«Поэт» (1923), отрывок из стихотворения
Э.Багрицкого «А.С. Пушкин» (1929) и фрагмент работы
Б.В. Томашевского «Пушкин». Первых два текста
использовали как образцовые, последний был
трансформирован в соответствии с поставленной
целью.
Ученики обращаются к двум начальным
строкам стихотворения М.Цветаевой «Поэт» (все
стихотворение они должны предварительно
прочитать дома).
(1) Поэт – издалека заводит речь,
(2) Поэта – далеко заводит речь.
Задания к тексту
1. Прочитайте начальные строки
стихотворения. В каком значении употреблены
слова заводит и речь в первой и во второй
строках? Для ответа на вопрос воспользуйтесь
словарем.
Ученики записывают следующие
синонимы:
заводит (1) – начинает
речь (1) – разговор
заводит (2) – уводит, доводит до чего-либо
необщепринятого
речь (2) – произведения поэта, его творчество,
поэтическое слово
2. Проведите лингвистический
эксперимент: замените в строках слова заводит
и речь найденными в предыдущем задании
синонимами. Запишите получившийся текст.
В результате должен выйти примерно
такой текст:
Поэт издалека начинает разговор,
Поэта далеко от общепринятого уводит его
творчество.
3. Изменяется ли лексическое
наполнение слова поэт во второй строке по
сравнению с первой? Как вы понимаете мысль,
высказанную во второй строке?
В первой строке слово поэт воспринимается
читателем в общеупотребительном смысле: поэт –
это стихотворец, который издалека, то есть не
прямо, а постепенно, начинает разговор с
читателем. Во второй строке поэт – это уже не
обычный человек, а тот, кто свою жизнь соотносит с
поэтическим творчеством: жизнь поэта зависит от
его поэтического слова. Творчество (речь) далеко
заводит поэта. У поэта особый путь – вот смысл
второй строки, который впоследствии
раскрывается в стихотворении.
Для того чтобы ученики
вспомнили еще одно назначение повтора – быть
средством параллельной связи предложений в
тексте и одновременно образовывать смысловой
акцент, выделяя, подчеркивая какое-либо понятие
или предмет, – можно предложить отрывок из
стихотворения Э.Багрицкого «А.С. Пушкин». Этот
текст будет понят и воспринят гораздо лучше, если
работу над ним сопроводить, например,
репродукцией картины И.Е. Репина и И.К.
Айвазовского «К морю» (1887).
Горячий месяц тлеет на востоке
Над одиночеством пустынных скал…
Здесь он стоял.
Здесь реял плащ широкий.
Здесь Байрона он нараспев читал1.
Предварительное домашнее задание
1. Прочитайте стихотворение
Э.Багрицкого «А.С. Пушкин» полностью.
2. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «К морю»
(1824).
Задания к тексту
1. Прочитайте вслух выразительно
начало стихотворения Э.Багрицкого. Рассмотрите
картину. Что общего вы находите в этих
произведениях?
Общего очень много: пустынные скалы,
море, романтический образ поэта в широком плаще,
развевающемся (реющем) на ветру.
2. Обратите внимание на слово здесь,
повторяющееся в начале трех строк подряд. Как
называется такой вид повтора? С какой языковой,
смысловой и формальной целью он используется?
Такой вид повтора называется анафора,
то есть единоначатие. Это средство связности
внутри текста, выявляющее его параллельную
структуру (параллельную связь между
предложениями). Анафора подчеркивает, что речь
идет об одном определенном месте – скалистом
береге моря, где когда-то мог стоять Пушкин.
Повторение слова здесь усиливает ощущение нашей
причастности к тому, что было здесь когда-то:
место это как будто хранит следы Пушкина,
соединяя разные эпохи, преодолевая время. Кроме
того, этот анафорический повтор создает
выразительный ритмико-мелодический рисунок
стиха.
3. Изменяется ли значение слова здесь
на протяжении текста?
Значение слова здесь не только не
изменяется, но даже, наоборот, подчеркивает
постоянство места, с которым связана память о
поэте.
II. Работа с трансформированным
(искаженным) текстом.
Целью этой работы является обучение
средствам и приемам восстановления
стилистической стройности текста. По окончании
редактирования ученики имеют возможность
сравнить полученный ими текст с
образцом-оригиналом.
1) Никаких порывов к экзотике в
лицейской лирике Пушкина нет. 2) Поэт верен
северной природе, воспетой Жуковским в таких
поэтических произведениях, как «Вечер» и
«Славянка». 3) И, однако, элегический цикл 1816 года
не прошел в поэзии Пушкина бесследно и обогатил
его поэтический опыт. 4) Прежде всего новым для
поэта явилось то, что он овладел языком чувства2.
Задания к тексту
1. Внимательно прочитайте текст,
спишите его, нумеруя предложения. Отметьте в нем
лексические и корневые повторы.
1) Никаких порывов к экзотике в
лицейской лирике Пушкина нет. 2) Поэт
верен северной природе, воспетой Жуковским в
таких поэтических произведениях, как «Вечер»
и «Славянка». 3) Однако элегический цикл 1816 года
не прошел в поэзии Пушкина бесследно и
обогатил его поэтический опыт. 4) Прежде всего
новым для поэта явилось то, что он овладел
языком чувства.
2. Проследите за употреблением слова поэт
и однокоренных слов. Изменяется ли их смысл от
предложения к предложению? Становится ли текст
ритмичнее, выразительнее? Можно ли сказать, что
здесь сознательно использован прием
лексического и корневого повторов?
Ученики приходят к выводу, что смысл
однокоренных слов и повторов от предложения к
предложению не изменяется. Текст становится
однообразным, невыразительным, стилистически
некрасивым. Это означает, что повторы здесь – это
не сознательно использованный прием, а ошибка.
3. Произведите замены неоправданных
лексических и корневых повторов, используя
местоимения, лексические и контекстуальные
синонимы (в том числе перифразы).
При выполнении этого задания
предлагаемые учениками варианты сначала
обсуждались устно, а затем вносились в текст.
Естественно, что иногда возникала необходимость
дополнительной правки после прочтения всего
текста целиком. В результате работы был получен
следующий текст.
1) Никаких порывов к экзотике в
лицейской лирике Пушкина нет. 2) Поэт верен
северной природе, воспетой Жуковским в таких
стихотворениях, как «Вечер» и «Славянка». 3) И,
однако, элегический цикл 1816 года не прошел в
творчестве Пушкина бесследно и обогатил его
литературный опыт. 4) Прежде всего новым для юного
поэта явилось то, что он овладел языком чувства.
4. Сопоставьте
отредактированный вами текст с оригиналом.
ОРИГИНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ
Никаких порывов к экзотике в лицейской
лирике Пушкина нет. Поэт верен северной природе,
воспетой Жуковским в таких стихотворениях, как
«Вечер» и «Славянка». И, однако, элегический цикл
1816 года не прошел в творчестве Пушкина бесследно
и обогатил его лирический опыт. Прежде всего
новым для Пушкина явилось то, что он овладел
языком чувства3.
Сопоставив тексты, ученики пришли к
выводу, что в оригинале употреблено более точное
определение: «лирический опыт». Однако автору не
удалось избежать повтора имени Пушкин (в трех из
четырех предложений), тогда как в четвертом
возможна перифраза «юный поэт».
III. Выработка умения быстро
фиксировать неоправданные лексические повторы и
устранять их.
А. Чтобы учащиеся четко различали
повтор как литературный и лингвистический прием
и повтор как ошибку, можно предложить два
предложения из статьи пятой «Сочинений
Александра Пушкина» В.Г. Белинского.
1) До Пушкина были у нас поэты,
но не было ни одного поэта-художника; Пушкин был
первым русским поэтом-художником. 2) Поэтому даже
самые первые, незрелые юношеские его
произведения, каковы: «Руслан и Людмила»,
«Братья-разбойники», «Кавказский пленник» и
«Бахчисарайский фонтан», – отметили своим
появлением новую эпоху в истории русской поэзии4.
Задания к тексту
1. Внимательно прочитайте текст.
Отметьте все лексические и корневые повторы.
2. Найдите среди них случайные повторы,
которые можно заменить контекстуальными
синонимами без ущерба для текста:
Это необоснованный повтор:
первым (1) – самые первые (1).
Во втором случае слова самые первые можно
заменить контекстуальным синонимом самые
ранние. Смысл от такой замены не изменится,
наоборот, еще более выделится главная мысль.
3. Проведите лингвистический
эксперимент: попробуйте устранить вообще все
повторы в данном тексте. Запишите получившийся в
результате текст.
До Пушкина были у нас стихотворцы, но
не было ни одного поэта-художника; он был первым.
Поэтому даже самые ранние, незрелые юношеские
его произведения, каковы: «Руслан и Людмила»,
«Братья-разбойники», «Кавказский пленник» и
«Бахчисарайский фонтан», – отметили своим
появлением новую эпоху в истории русской
литературы.
4. Как изменился полученный текст по
сравнению с оригиналом: выиграл или проиграл от
внесенных в него поправок: а) с точки зрения
стройности и красоты стиля; б) с точки зрения
глубины и ясности выражения авторской мысли?
На первый взгляд кажется, что текст
стал более стройным стилистически, более гладким
и красивым. Однако после такого исправления в нем
довольно трудно выделить главную мысль, даже не
сразу понятна причинно-следственная связь
второго предложения с первым. Приходится
несколько раз прочесть текст, чтобы определить,
что именно хотел сказать автор. Текст стал
невыразительным как раз потому, что приобрел
излишнюю гладкость: в нем ничего не выделено, не
подчеркнуто.
Б. Творческий диктант,
задание к которому предусматривает исправление
текста. Перед прочтением текста на доске
записываются слова и выражения для замены (см.
дальше).
Страшные совпадения есть в жизни
Гоголя. В 1829 году Гоголь решил уничтожить
нераспроданные экземпляры своей первой,
неудачной поэмы — и сжег почти весь тираж! Так
огнем начался литературный путь Гоголя. Огнем и
закончился: за десять дней до смерти, в ночь с 11 на
12 февраля 1852 года, Гоголь сжег завершенную
беловую рукопись второго тома «Мертвых душ» 5.
Задания к тексту
1. Прослушайте текст, отмечая про себя
неоправданные лексические повторы.
2. При следующем прослушивании
обдумайте, как можно избежать их. Необходимые для
замены слова подбирайте среди записанных на
доске.
На
доске записаны следующие слова и выражения:
великий комедиограф
автор «Ревизора»
самолюбивый автор
мастер гротеска
великий писатель
блестящий сатирик
писатель
он
3. Запишите текст под диктовку, заменяя
повторяющиеся слова синонимами, перифразами или
местоимениями. Следите за тем, чтобы выбранные
вами средства замены точно подходили по смыслу в
данном случае. Избегайте невыразительных,
однообразных замен.
В результате проделанной работы
ученики должны получить примерно следующий
текст.
Страшные совпадения есть в жизни Гоголя.
В 1829 году самолюбивый автор решил
уничтожить нераспроданные экземпляры своей
первой, неудачной поэмы — и сжег почти весь
тираж! Так огнем начался литературный путь великого
писателя. Огнем и закончился: за десять дней до
смерти, в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года, он
сжег завершенную беловую рукопись второго тома
«Мертвых душ».
Безусловно, здесь возможны
определенные варианты, однако при оценке работ
важно следить за уместностью произведенных
замен в каждом данном случае. Так, совершенно не
подходят для замены в этом тексте такие
перифразы, как великий комедиограф, автор
«Ревизора», мастер гротеска, блестящий сатирик.
При обсуждении необходимо обратить внимание
учеников на то, что перифразы не только являются
стилистическим средством, помогающим избежать
монотонности речи, но и обогащают содержание
текста, внося в него точные оценки того лица или
предмета, название которого заменяют, а также
дополнительную информацию о нем.
Нужно заметить, что подобная работа
вызывает у учеников живой интерес, как, впрочем, и
редактирование фрагмента сочинения
одноклассника.
1 Текст приводится по кн.:
Светлое имя Пушкин / Сост., коммент. В.В. Кунина. М.:
Правда, 1988. С. 198.
2 Трансформирован текст,
составленный по Б.Томашевскому (см. следующую
сноску).
3 Текст составлен по: Томашевский
Б.В. Пушкин. Т. 1. Лицей; Петербург. 2-е изд. М.:
Худож. лит., 1990. С. 109.
4 Белинский В.Г.
Сочинения Александра Пушкина. М.: Детгиз, 1961. С.
181–182.
5 Первоначальный текст
взят из: Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская
литература XIX века. Ч. 1. М.: Марк, 1994. С. 137.
Методика работы над предупреждением и
исправлением ошибок при написании сочинений
Ошибки в
сочинениях могут касаться как содержания и построения, так и языкового
оформления.
В содержательном
плане замечаются такие нарушения, или ошибки:
1)
непонимание идеи высказывания;
2)
неправильное или неполное раскрытие темы;
3)
фактическое несоответствие материала;
4)
неконкретность изложения;
5)
бездоказательность выдвигаемых положений;
6)
несоответствие плану;
7)
нарушение последовательности и др.
Ошибки
со стороны языкового оформления классифицируются как речевые, к которым относятся и
стилистические. Стилистические ошибки – это несоблюдение стилистических норм
литературного языка, приводящее к немотивированному разрушению единства стиля.
Понимание и раскрытие их требует знакомства обучающихся с категориями
стилистики; знания стилистических свойств слова, свободной и ограниченной
сочетаемости; понятия о стилях речи и их особенностях и др. С этими ошибками в
устной и письменной речи обучающихся нередко соседствуют другие нарушения норм
литературного языка, которые также отрицательно влияют на стиль и при анализе
школьных сочинений и изложений должны рассматриваться как ошибки со стороны
слога или стиля.
К числу
речевых ошибок относится неудачно выбранное слово, неправильно построенное
предложение, искаженная морфологическая форма. В начальных классах работа над
подобными ошибками затруднена почти полным отсутствием теоретической основы: те
краткие грамматические сведения, которые предусмотрены программой начальных классов,
совершенно недостаточны для исправления и предупреждения речевых ошибок. Для
планомерной, систематической работы по совершенствованию речи детей необходимо
знать виды наиболее типичных речевых ошибок и недочетов. Изучение причин таких
ошибок может послужить базой для их исправления и предупреждения. Речевые
ошибки делятся на лексико-стилистические, морфолого-стилистические и
синтаксико-стилистические.
Наряду с
речевыми ошибками также различают неречевые: композиционные, логические и
искажение фактов.
Рассмотрим
причины лексико – стилистических ошибок.
Лексико–стилистические ошибки |
||
Название ошибки |
Пример ошибки |
Причины ошибки |
Повторение одних и тех же слов |
У нас есть щенок. Нашего щенка |
Причины ошибки – малый объем |
Употребление слова в неточном пли |
Примеры: Река покрылась модным льдом (у |
Эти ошибки – следствие |
Нарушение общепринятой |
Ветер постепенно принимал силу (надо: набирал силу). Вышел красный |
Причина ошибок – малый речевой опыт, |
Употребление слов без учета их |
Он почувствовал, что утопает в болоте, |
Эти ошибки связаны с недостаточным |
Употребление диалектных и просторечных |
Вася шел взади (т.е. сзади). Обратно пошел снег (т.е. опять) |
Подобные слова дети употребляют под |
Хотя
причины лексических ошибок не одинаковы и, следовательно, неодинаковы и способы
их исправления и разъяснения, но есть общий путь их предупреждения – это
создание хорошей речевой среды, языковой анализ читаемых и пересказываемых
текстов, выяснение оттенков значения слов в тексте, выяснение роли и
целесообразности именно этого, а не какого-либо другого слова н данном
контексте.
К группе морфолого
– стилистических ошибок относится неправильное образование форм слов,
неправильное словоизменение или словообразование. Рассмотрим причины морфолого
– стилистических ошибок.
Морфолого – стилистические ошибки |
||
Название ошибки |
Пример ошибки |
Причины ошибки |
Детское словотворчество |
а) На стройке работают бетонщики, б) Приречная полоса (по аналогии с приморская, прибрежная). |
Эти ошибки требуют |
Образование диалектных пли просторечных |
Они хочут, он хотит, он пришел без пальта |
Эти ошибки искореняются под |
Пропуск морфем, чаше всего суффиксов (и |
а) «Трудящие» вместо «трудящиеся». б) Несколько раз «выглядал» в окно (нужно: |
Эти ошибки требуют обратить |
Образование формы множественного числа |
а) Крышу кроют «железами» (надо б) Съел «две каши» (надо: две тарелки каши). |
Причина этих ошибок – в |
Синтаксико–стилистические
ошибки проявляются в
построении словосочетаний и предложений. Рассмотрим причины синтаксико –
стилистических ошибок.
Синтаксико – стилистические ошибки |
||
Название ошибки |
Пример ошибки |
Причины ошибки |
Нарушение управления, чаще всего – |
а) Добро побеждает над злом (возможно, здесь влияние сочетания одержало б) Все радовались красотой природы в) Жители городов и сел выходили |
Эти ошибки требуют обратить |
Нарушения согласования, чаще всего – |
а) Солнце ярко светила (светило). б) В сентябре дети пошло (пошли) в |
Причины ошибок кроются в |
Неудачный порядок слов в предложении, |
а) Узкая полоска только с берегом б) Только равнодушным оставался кот |
Причина ошибки в том, что |
Нарушения смысловой связи между |
Когда Коля прощался с отцом, |
В предложении пишущему или Необходимо проводить |
Местоименное удвоение подлежащего |
а) Миша, когда вернулся в отряд, он был б) Петя – он был самый сильный из ребят. |
Можно указать на две причины |
Употребление глаголов в не соотнесённых |
а) Надвигалась темная туча и полил дождь. б) Незнакомец входит в хижину и |
Ошибки свидетельствуют о |
Неумение находить границы предложений |
а) Учитель когда вел урок. Написал б) Охотник однажды шел по лесу, из чащи |
Причина ошибки: в устном |
Основа
исправления ошибок седьмого типа – различные упражнения с предложениями, в том
числе разделение текста, напечатанного без точек, на отдельные предложения.
Как
говорилось выше, неречевые ошибки – это композиционные, логические ошибки, а
также искажения фактов. Рассмотрим причины неречевых ошибок.
Неречевые ошибки |
||
Название ошибки |
Пример ошибки |
Причины ошибки |
Композиционные ошибки |
||
Несоответствие сочинения, рассказа, |
Мне нравится картина художника ….. На заднем плане я вижу ….. На переднем плане изображены …. Я рассматриваю картину художника ….. |
Причины |
Логические ошибки |
||
Пропуск необходимых слов, а иногда и |
Снеговик |
Чтобы понять причины |
Нарушение логической последовательности |
На элеваторе из зерна получают муку. |
Легко устраняются в процессе |
Употребление в одном ряду понятий разных |
По утрам мы с дедушкой удили рыбу, а в дождливую погоду лежали в |
Необходима более подробная |
Система
исправления и предупреждения ошибок складывается из следующих элементов:
а)
исправление речевых ошибок в тетрадях обучающихся;
б)
классная работа над ошибками общими, типичными, на тематических 15 –
20-минутных фрагментах уроков анализа проверенных сочинений и изложений, с
целью подготовки обучающихся к самостоятельному обнаружению и устранению ошибок
определенного типа;
в)
индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными (индивидуальными)
ошибками; их обнаружение, уяснение и исправление;
г)
система стилистических и иных языковых упражнений, в которых учитываются
возможные и наиболее вероятные речевые ошибки; языковой анализ текстов на
уроках чтения и грамматики, что служит общей основой для конкретной работы над
ошибками, допускаемыми учениками;
д)
языковые упражнения перед каждым рассказом, сочинением, изложением с целью
подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его
фразеологии, некоторых синтаксических конструкций;
е)
стилистические акценты, где это возможно, при изучении грамматических тем,
указания на то, как данная грамматическая тема может сослужить основой для
предупреждения ошибок;
ж)
специальное обучение школьников самопроверке и самосовершенствованию
(«редактированию») собственного сочинения.