Методические рекомендации для педагогов начальной школы
Классификация ошибок (условные обозначения)
Материал подготовил:
методист начальной школы Григорьева Е.В.
І – орфографическая ошибка
Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)
Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.
V – пунктуационная ошибка
Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)
Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).
Г – грамматическая ошибка
Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)
бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.
Р – речевая ошибка
Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.С – стилистическая ошибка
Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.
Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).
Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:
Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.
Л – логическая ошибка
Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:
Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.
К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:
Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.
Ф – фактическая ошибка
Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)
Z – нарушение абзацного члененияТекст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)
Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.
Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.
Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.
Порядок проверки письменных работ:
1.При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.
2.При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания. На полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком ( I – орфографическая, V – пунктуационная).
3.Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.
4.Проверив диктант, учитель подписывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок (например, 3/1).
5.При отсутствии в тексте пунктуационных знаков указывается только количество орфографических ошибок, учитывая, что два недочета равнозначны одной ошибке. В этом случае рекомендуется вводить для обозначения недочетов на полях условный знак (например, ?,?) при условии использования данного обозначения в системе.
6.При
оценке письменных работ учащихся строго следовать нормам:«5»- Без ошибок и правильная каллиграфия (допускается один недочет)«4» — 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление«3» — 3-5 орфографических ошибки + 1 пунктуационная или 2 орфографических ошибки + 3-4 исправления«2» — Более 6 ошибок или более 8 недочетовКлассификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:Ошибки:
*нарушение правил написания слов, включая грубые случаи попуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
*неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
*отсутствие изученных знаков препинания в тексте, в конце предложения;
*наличие ошибок на изученные правила по орфографии.
Недочеты:
*отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
*отсутствие красной строки;
*неправильное написание одного слова на одно и тоже правило (при наличии в работе нескольких таких слов).
Порядок проверки письменных работ:
1.При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.
2.При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания. На полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком ( I – орфографическая, V – пунктуационная).
3.Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.
4.Проверив диктант, учитель подписывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок (например, 3/1).
5.При отсутствии в тексте пунктуационных знаков указывается только количество орфографических ошибок, учитывая, что два недочета равнозначны одной ошибке. В этом случае рекомендуется вводить для обозначения недочетов на полях условный знак (например, ?,?) при условии использования данного обозначения в системе.
6.При оценке письменных работ учащихся строго следовать нормам:
«5»- Без ошибок и правильная каллиграфия (допускается один недочет)
«4» — 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление
«3» — 3-5 орфографических ошибки + 1 пунктуационная или 2 орфографических ошибки + 3-4 исправления
«2» — Более 6 ошибок или более 8 недочетов
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:Ошибки:
*нарушение правил написания слов, включая грубые случаи попуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
*неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
*отсутствие изученных знаков препинания в тексте, в конце предложения;
*наличие ошибок на изученные правила по орфографии.
Недочеты:
*отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;
*отсутствие красной строки;
*неправильное написание одного слова на одно и тоже правило (при наличии в работе нескольких таких слов).
Обновлено: 08.06.2023
Поэтому предоставляю вам на рассмотрение документ, который был принят у нас на заседании методического объединения.
Учёт ошибок в работе по русскому языку (диктанте)
Ошибкой считается
1.Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями).
3. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
4. Неправильное написание слов, которые не проверяются правилом данного класса.
За ошибку не считается
1. Ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые в данном классе, ни в предшествующих не изучались (проводится работа над данными словами или выписывается данное слово на доску).
2. Единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы.
3. Единичный случай замены одного слова без искажения смысла.
За 1 ошибку считается
1. Две пунктуационные ошибки.
2. Повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
Проверка контрольных работ учителем осуществляется в следующие сроки:
• контрольные диктанты в 1-4-х классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;
• изложения и сочинения в начальных классах проверяются и возвращаются учащимся не позже, чем через 2 дня.
В ходе проверки работ учащихся учитель должен соблюдать следующие правила и требования:
При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку
учащихся 1-4-х классов учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.
• При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания; на полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком (/ — орф., V — пункт.).
• Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.
• Проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок.
• Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценки в классный журнал. Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя. Следующий урок после проведения контрольных работ необходимо посвятить работе по исправлению ошибок, допущенных учащимися. Детям даются различные виды заданий или упражнений, направленные на предупреждение аналогичных ошибок. Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.
В связи с переходом на четырехлетнее начальное обучение произошли некоторые изменения в оценивании знаний, умений и навыков учащихся:
— в работе имеется не менее 2 неаккуратных исправлений;
— работа оформлена небрежно, плохо читаема, в тексте много зачеркиваний, клякс, неоправданных сокращений слов, отсутствуют поля и красные строки.
Нормы оценок и их особенности по отдельным видам работ
Характеристика цифровой оценки (отметки)
• отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу;
• не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
• наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему материалу;
• не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу;
• незначительные нарушения логики изложения материала.
• наличие 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу;
• не более 3-5 ошибок или 8 недочетов по пройденному учебному материалу;
• отдельные нарушения логики изложения материала;
• неполнота раскрытия вопроса.
• наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу;
• более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному учебному материалу;
• нарушения логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса;
• отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
в связи со спецификой каждой образовательной области некоторые положения характеристики цифровой оценки (отметки) требуют уточнения.
Оценивая письменную работу в виде диктанта, учитель руководствуется следующими нормами оценок.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск, искажение букв в словах;
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).
За ошибку в диктанте не считают:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (слова с такими орфограммами следует оговорить с учащимися перед письменной работой, записать трудные для них слова на доске);
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с большой буквы;
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла. За одну ошибку в диктанте считаются:
• две пунктуационные ошибки;
• повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове ежи дважды написана в конце буква ы). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.
2 негрубые ошибки — I ошибке
• повторение одной и той же буквы в слове;
• перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
• единичный пропуск буквы на конце слова;
• дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Оценивая письменную работу в виде словарного диктанта, учитель руководствуется следующими нормами оценок.
Критерии оценок за словарный диктант
В работе нет ошибок
При количестве 15-20 слов
Контрольные словарные диктанты
проводятся 1 раз в неделю или 1 раз в две недели
В работе допущено:
• 1 ошибка, 1 исправление.
В работе допущено:
• 2 ошибки, 1 исправление.
В работе допущено:
• от 3 и более ошибок.
К оценке работ за контрольное списывание следует подходить с более строгими критериями, чем при оценке диктанта, т. к. при данном виде работы требуется внимание при списывании, аккуратность, умение сверять списанное с образцом.
Критерии оценок за контрольное списывание
В работе нет ошибок; безукоризненно выполненная работа (без исправлений).
Работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
В работе допущено:
В работе допущено:
Работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.
В работе допущено:
• 3 ошибки и 1 исправление.
В работе допущено:
• 2 ошибки и 1 исправление.
Работа написана небрежно.
В работе допущено:
В работе допущено:
3 и более ошибок.
Работа написана неряшливо.
Оценивая письменную работу в виде грамматического задания, учитель руководствуется следующими нормами оценок.
Критерии оценок за грамматические задания
Работа выполнена без ошибок или
• 1 ошибка или 2 недочета в
определений, правил и умение
основном задании, но верно
выполнено дополнительное задание.
знания при выполнении работы.
Верно не менее 3/4 работы
В выполненной работе допущено:
• 2 ошибки или 2 недочета в основном задании, но верно выполнено дополнительное задание.
Ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений.
Верно не менее 1/2 работы
В выполненной работе допущено:
• 3 ошибки или 1-2 недочета в основном задании;
• правильно выполнено одно дополнительное задание.
Ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала.
Не выполнено больше половины заданий.
Ученик обнаруживает плохое знание учебного материала.
Контрольная работа, которая состоит из диктанта (списывания) и грамматических заданий, оценивается двумя отметками:
• одна отметка за диктант;
• другая отметка за грамматическое задание.
При проверке творческих работ во 2-3-х классах выставляется одна общая оценка. В 4-м классе — две оценки: первая за содержание и речевое оформление, вторая оценивает грамотность. Отрицательные оценки выставляются только в контрольной работе, обучающие изложения (сочинения) оцениваются положительно.
Типичные недочеты в творческих работах:
• искажение содержания исходного текста (изложения);
• внесение лишних фактов, частей;
• отсутствие связи между частями текста;
• неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении;
• неоправданное повторение одного и того же слова или употребление слова в несвойственном ему значении.
Оценивая грамотность, следует руководствоваться критериями, принятыми при проверке диктантов.
Условные обозначения ошибок:
Z — красная строка;
Г— неверное определение границ предложений;
П — повторение слов;
Н — неудачное слово или предложение;
1, 2, 3 — неудачный порядок слов;
Ф — фактическая ошибка;
V — пропуск слов или предложения;
Т — не поставлены точки в конце предложения.
Проверочная работа и тестирование
Письменные работы в виде проверочных работ или тестирования считаются выполненными, если учащийся выполнил 3/4 объема задания. Каждое задание считается выполненным, если учащийся выполнил не менее 1/2 объема задания.
При этом следует помнить:
• оценка качества знаний обучающихся, представленная измерителями, не ставит своей целью выставление балла каждому ученику, а выражается двумя уровнями:
Проверка тетрадей — один из основных способов контроля знаний обучающихся. Поэтому оформлению, ведению и проверке тетрадей уделяется пристальное внимание. Специфика ведения тетрадей по каждому предмету существенно отличается, рассмотрим специфику ведения и оформления тетрадей по русскому языку.
По русскому языку в общеобразовательной школе каждый обучающийся обязан вести следующие тетради:
- Рабочая, 2 шт.
- Для контрольных работ.
- По развитию речи.
Иногда в 9-11 классах по требованию учителя ребята ведут дополнительно общую тетрадь, куда записывается теоретический материал в форме схем, таблиц, печатных вкладок и т.п. Материалы эти помогают систематизировать знания при подготовке к экзамену.
Правила оформления и ведения тетрадей по русскому языку
Каждая тетрадь должна быть объемом в 18 листов и выглядеть единообразно (например, зеленого цвета). В 9-11 классах допускается заводить для классных и домашних работ тетради объемом в 48 листов.
Титульный лист в рабочих тетрадях оформляется по образцу:
для работ по русскому языку
ученика (ученицы) 6 (А, Б, В) класса
для контрольных работ
по русскому языку
ученика (ученицы) 6 (А, Б, В) класса
по развитию речи
ученика (ученицы) 6 (А, Б, В) класса
Все виды работ выполняются шариковой ручкой с пастой синего цвета.
Дата записывается по центру, далее называется вид работы.
Номера упражнений указываются по центру листа и без точек:
Красная строка соблюдается с каждым новым заданием или абзацем текста. Интервал между любым видом работ или отметкой — 2 строки. Подчеркивания, обозначения выполняются простым карандашом.
Сроки проверки тетрадей по русскому языку
- В 1-5 и первом полугодии 6 класса — ежедневно;
- В 6, 7, 8 классе — несколько раз в неделю.
- В 9-11 классах — по мере необходимости.
Контрольные работы с отметками возвращаются обучающимся на следующий день после проведения. На проверку изложений и сочинений отводится не более двух дней. Исключение: 9-11 классы, не более 7 дней на проверку.
У слабых, отстающих обучающихся или тех, которые занимаются по индивидуальной программе, регулярно проверяется каждая работа, а на проверенный диктант, изложение или сочинение возвращается на следующий же день.
Точные сроки проверки тетрадей по русскому указаны в специальном документе школы.
Как указываются ошибки в тетради по русскому языку?
В рабочих тетрадях ошибки пунктуационные, орфографические, грамматические могут быть исправлены красной пастой прямо в тексте работы.
При проверке контрольных работ и работ по развитию речи каждая ошибка исправляется в тексте и выносится на поля условными обозначениями, где
- | — орфографическая ошибка в слове;
- v — пунктуационная ошибка, знак препинания;
- г — грамматическая ошибка, неверное употребление падежа или формы слова.
В творческих работах (сочинение, изложение, эссе и т.п.) первая отметка ставится за содержание, при этом на поля также выносятся следующие типы ошибок:
- ф — фактическая ошибка, дана недостоверная информация;
- л — логическая ошибка, абзацы построены не по порядку или опровергается только что доказанное;
- р — речевая ошибка, штамп или неверное употребление слова.
При подсчете фактические и логические суммируются.
Работа над ошибками в тетради
Работа над ошибками проводится после проверки контрольных работ или работ по развитию речи. Для этого от проверенной работы отступается 1 строка и по центру пишется следующее:
Работа над ошибками
Ошибки анализируются учениками с помощью учителя, а затем слова или предложения записываются правильно, место, где была допущена ошибка подчеркивается, по необходимости дается графическое объяснение.
Внимательная и регулярная проверка тетрадей по русскому языку способствует улучшению успеваемости и повышению качества знаний.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
0 Спам
9 apolonturgenev • 10:39, 14.02.2022
Вопрос, учитель может писать
замечания на титульной странице тетрадки, где подписывается фамилия, предмет и т.д.
0
10 НАТАЛЛ • 14:56, 14.02.2022
0
7 urmanova-galina • 17:42, 28.01.2017
Кое-что возьму на заметку для себя: условные обозначения ошибок -«ф»- фактическая и «л» — логическая. Ведем 2 рабочих,1 для контрольных,1 по развитию речи и еще 1 общая тетрадь-справочник,куда с 5-го класса записываем схематически првила. Детям удобно «вспомнить» правило.Работаю с детьми (ОВЗ).Спасибо за статью.
0
5 Ellena3617 • 16:36, 23.01.2017
Насколько целесообразно заводить 4 тетради по русскому языку? Как правило, учитель ведёт уроки в нескольких классах: только на два класса восемь пачек тетрадей. Зачем? Кстати, и контрольные работы часто предлагаются на готовых бланках, распечатках.
0
6 Екатерина_Пашкова • 22:43, 23.01.2017
0
8 Lara3172 • 17:48, 28.01.2017
1
2 danilanikonets • 09:23, 23.01.2017
Тетрадь для развития речи? Впервые слышу.
Две рабочих тетради? Ну в младших, младших средних классах да, а потом одной толстой вполне хватало.
Для контрольных. точнее для диктантов и сочинений.
0
4 Екатерина_Пашкова • 10:14, 23.01.2017
1
1 zvetok081332 • 07:22, 23.01.2017
Разве в конце ставится точка? : «Пятнадцатое декабря.
Классная работа.»
Как пришли в 5 класс учитель зачеркнула точки и мы полгода привыкали , что ставить не надо. А все таки как правильно?
Пятнадцатое декабря
Классная работа
0
3 Екатерина_Пашкова • 10:13, 23.01.2017
Это спорный вопрос сейчас. Уже обсуждалось на сайте, что по новым нормам точки не ставятся. Нужно уточнять в своей школе.
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
О работе с сайтом
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Освоение навыков грамотного письма определяется такими факторами, как морфологическое осознание слова, четкое различение фонем, правильные кинестетические, зрительные и моторно-двигательные образы слова. Активизация действия этих факторов имеет большое значение для предупреждения ошибок.
Соблюдение орфографического режима экономит нервные силы ребенка, вырабатывает у него динамический стереотип работы, который поддерживается на протяжении всех лет обучения в школе. Сюда входят определенный порядок ведения тетрадей, их регулярная проверка, обязательная работа над ошибками; соответствующий шрифт используемых наглядных пособий, их эстетичность, единообразие цвета для выделения различных орфограмм; грамотная речь всех работников школы.
Гигиенический режим предполагает соблюдение требований к организации рабочего места ученика, его посадке, расположению тетради, определению объема работы, выполняемой письменно; обязательное чередование труда и отдыха для руки ребенка; смену динамической позы в течение урока.
В случае индивидуальных затруднений, возникающих у учеников из-за нарушения слухового периферического аппарата, фонематического слуха, логопатических ошибок, быстрой утомляемости, замедленного темпа работы, учителю следует заранее планировать помощь таким детям. В каждом конкретном случае ее приемы должны быть строго индивидуализированы.
Не менее важное значение для формирования орфографической грамотности учащихся имеет и правильно организованная работа над ошибками. Она является продолжением той аналитико-синтетической деятельности, которая проводилась на предшествующих этапах овладения орфографическим навыком.
Эффективность работы над ошибками в условиях школы зависит от систематичности ее проведения, от разнообразия видов упражнений, нацеленных на закрепление слабо усвоенных орфограмм, от максимальной для детей их активности в процессе самостоятельной деятельности по осознанию ошибочных написаний, от наличия индивидуального подхода к каждому ученику.
Система работы над ошибками предусматривает следующие традиционные этапы:
1. исправление ошибок с учетом способности школьников к самостоятельной деятельности и уровня усвоения правила;
2. анализ ошибочных написаний, выделение группы ошибок, типичных для класса и для каждого ученика;
3. организация специального урока работы над ошибками.
При исправлении ошибок учитель по-разному определяет долю последующей самостоятельности в работе над ними каждого школьника. В тетрадях слабых учеников он исправляет ошибку, на поля выносит номер соответствующего орфографического правила, под которым оно значится в таблице (см.выше), выписывает слово, которое неверно написал ученик, и, если нужно, подбирает проверочное. По отношению к группе со средней успеваемостью объем помощи уменьшается. Учитель также исправляет ошибки, но на поля выносит только номер правила. В тетрадях школьников с хорошей успеваемостью напротив исправленной ошибки ставится на полях вертикальная черточка, которая сигнализирует о неправильно написанной орфограмме. Ученик должен поработать над ней самостоятельно: соотнести исправленную ошибку с правилом, найдя его в таблице, выполнить операции, которые в ней указаны.
В письменных проверочных работах учитель исправляет все ошибки, но на поля выносит только те, над которыми дети будут работать самостоятельно. Количество слов, отмеченных на полях, как показала практика, не должно превышать четырех—шести (в зависимости от темпа работы детей) даже тогда, когда общее число ошибок значительно больше. В противном случае работа начинает выполняться механически, и в ней оказывается больше ошибок, чем в самом диктанте.
С целью наиболее точного отбора слов для фронтальной и индивидуальной работы учитель анализирует ошибки сразу после их исправления, до вынесения слов на поля.
Анализ ошибок можно выполнять по таблице. Число граф в таблице увеличивается или уменьшается в зависимости от года обучения и орфографической подготовленности класса. Дополнительные графы появляются в связи с новым изученным правилом. Число ошибок подсчитывается по горизонтали (общее количество у каждого ученика) и вертикали (количество ошибок класса на каждое правило).
Регулярный анализ, который выполняется по данной схеме, позволяет учителю четко просчитывать динамику формирования орфографического навыка как у отдельных учеников, так и у класса в целом, своевременно принимать необходимые меры по закреплению слабо усвоенных орфограмм.
Ориентируясь на проведенный анализ, педагог отбирает для фронтальной работы слова, которые написаны неверно большинством детей, и включает их в план урока, где после каждого из этих слов указывает фамилии учеников, допустивших данные ошибки. Слова для коллективного анализа следует группировать вокруг не более чем двух-трех правил, с которыми ведется работа на протяжении основной части урока. Далее учитель ставит на полях тетрадей школьников номера орфограмм (согласно стендовой таблице) против слов, с которыми они должны самостоятельно работать и которые не совпадают с орфограммами, уже отобранными для коллективного анализа.
Урок работы над ошибками строится по следующему плану:
2. Коллективный анализ типичных ошибок класса — 10— 15 мин.
3. Выполнение упражнений на закрепление слабо усвоенных правил — 10 мин.
4. Самостоятельная работа над ошибками — 10—15 мин.
5. Задание на дом — 3 мин.
6. Подведение итогов работы — 2 мин.
Время на отдельные этапы урока регулируется в зависимости от количества материала, значимости данного этапа для закрепления орфографического правила, степени подготовленности детей к работе.
В начале урока рациональнее познакомить детей только с общими результатами письменной работы, похвалить одних, выразить недовольство другими, но не объявлять оценки каждого ученика. Такой подход к организации деятельности младших школьников помогает сохранить у них работоспособность, не вызывает негативную реакцию, обиду, излишнюю расторможенность. Затем учитель сообщает, какие правила оказались менее всего усвоенными, над чем следует работать всему классу.
Второй этап начинается с записи даты и темы урока. Поскольку тетради для контрольных работ детям не раздают, школьники выполняют разбор ошибок в рабочих тетрадях, которые должны оставаться у них и для работы над домашним заданием.
Приступая к фронтальной работе, педагог зачитывает группу слов, орфограммы в которых были написаны неверно многими учащимися, и спрашивает, какое правило следует применить. Если ответ дается неточный, учитель просит прочитать название правила по таблице, вызывает ученика, который допустил ошибку в диктанте и фамилия которого записана в плане. Под диктовку учителя ребенок пишет слово на доске (остальные — в тетрадях) и, самостоятельно ориентируясь по таблице, объясняет, как надо писать слово. Далее он подчеркивает орфограмму, записывает пример на это правило. Если ученик не справляется со своей задачей, класс помогает ему выполнить необходимый анализ и подобрать дополнительный пример.
семья — 2 ошибки (фамилии учеников класса), ульев — 5 ошибок (фамилии), свинья — 4 ошибки (фамилии);
мягкий знак в середине слова: пчельник ~ 4 ошибки (фамилии), большая — 2 ошибки (фамилии).
После того как класс распознает в этих словах (семья, ульев, свинья) определенную орфограмму, вызванный ученик проговаривает первое слово по слогам и записывает его. Затем объясняет, что м и я в этом слове произносятся раздельно, поэтому между ними надо писать разделительный мягкий знак. Он подчеркивает орфограмму по образцу таблицы, подбирает еще один пример на данное правило. Анализ орфограммы можно проводить, опираясь на образец разбора, записанный в карточке, либо без него. Так же разбирают и следующую группу слов.
Задание третьего этапа урока, в отличие от предыдущего, рассчитано на формирование умения быстро ориентироваться в применении правил. В связи с этим подробный разбор орфограмм здесь не проводится. Дети называют только правило. Упражнения для данного этапа должны быть интересными по форме. Они должны снять напряжение, которое возникло у детей от предыдущей трудной аналитической работы. Можно рекомендовать такие виды занятий:
1. картинный диктант. Учащиеся записывают название картинки, проговаривают слово по слогам, указывают орфограмму;
2. самодиктант. Школьники самостоятельно дополняют и записывают последнее слово-рифму в продиктованном учителем двустишии. Например:
Ах, какое объедение
земляничное . (варенье).
Устно выполняется работа, указанная в первом пункте;
5. работа с перфокартой, в которой проставляются нужная орфограмма и ее номер по таблице;
6. работа с карточками, где в предложении вместо слова вставлена картинка, название которой нужно записать правильно;
7. творческие виды работ: придумывание и запись предложений к каждой картинке серии; составление предложений по опорным словам с целевой установкой на письменный рассказ; запись короткого изложения; включение пропущенных предложений в рассказ и др.
Самый сложный этап урока — самостоятельная работа над ошибками, которая начинается с раздачи тетрадей для диктантов. Дети знакомятся со словами, над которыми им предстоит работать самостоятельно. Для того чтобы облегчить детям подбор примеров на правило, учитель предлагает использовать учебник. Школьники, зная название правила (они всегда могут уточнить его по таблице), по оглавлению находят нужные страницы и выбирают соответствующие слова. Такая работа приучает к использованию учебника в качестве справочника, неоднократно возвращает школьников к пройденному материалу.
Если ученик не сделал в диктанте ни одной ошибки или их было мало, учитель готовит для таких детей карточки на определенные правила с игровыми заданиями типа кроссвордов, загадок, шарад, стихотворений с незаконченными рифмами, загадочных кругов.
Учитель раздает карточки, ставя на обороте фамилию учащегося. Это дает возможность ориентироваться, какую карточку предложить в следующий раз ученику, который работает без ошибок, а также оценить работу тех детей, фамилии которых часто повторяются на карточках. Приступая к выполнению задания, школьники воспроизводят в тетрадях рисунок кроссворда, затем отгадывают и записывают слова. Подобные упражнения должны стать своего рода наградой для детей, не допускающих ошибок.
Четкие формулировки заданий, наглядные опоры для их выполнения, своевременная подготовка материала для каждой группы детей, закрепление у детей умения работать в соответствии с образцом делают четвертый этап урока более организованным, а планируемую учителем деятельность посильной для детей. В результате освобождается время на индивидуальную помощь ученикам, которые в ней нуждаются.
Домашнее задание можно предлагать только тем ученикам, в диктанте которых были ошибки. Это еще одно поощрение тем, кто справился с диктантом.
Содержание домашнего задания в младших классах будет заключаться в том, что школьники выписывают на отдельных листочках (примерный размер 7х 10 см) слова, с которыми они работали самостоятельно на уроке (те же 4—6 слов), подчеркивают орфограмму, добавляют, если надо, проверочное слово и подписывают листочки.
На следующем уроке учитель собирает домашние работы, проверяет записи, после чего дежурный вкладывает их в картотечный ящичек с фамилиями учеников. В дальнейшем при ответе ученика у доски или с места учитель может вынуть один из листков и предложить ребенку разобрать слово, которое на нем написано, назвать орфограмму, объяснить ее написание, проговорить по слогам. Если работа выполняется правильно, листочек выбрасывают. Задача школьников — добиться, чтобы в кармашках не осталось ни одного листочка.
Читайте также:
- Документальное оформление результатов анализа кратко
- Почему при вставании частота пульса учащается кратко 8
- Вот уж снег последний в поле тает анализ кратко
- Лабораторный химический анализ в школе
- Ф искандер школьный вальс или энергия стыда анализ
Классификация ошибок (условные обозначения)
Вид ошибки |
Условные обозначения ошибки |
В чем заключается ошибка |
Как исправить ошибку |
1.Ошибки в Содержании |
С |
|
|
2.Речевые ошибки и недочет |
Р |
|
|
3.Грамматические ошибки. |
Г |
|
|
4.Орфографические ошибки. |
I |
Слово написано неправильно. | Сделать работу над ошибками в слове. |
5. Пунктуационные ошибки. |
V |
Неправильно поставлен или отсутствует знак препинания в предложении. | Переписать предложение в исправленном виде, подчеркнуть знак препинания, составить схему предложения, объясняющую постановку знака. |
Формула оценки за сочинения и изложения
Памятки
Памятка №7.
Оформление письменных работ по
русскому языку в тетрадях с широкой строкой
Переход на работу в тетрадях с широкой строкой осуществляется с 3 класса с
учётом наличия у учащихся успешно сформированного навыка каллиграфического
письма.
Со 2 класса идёт подготовка к такому переходу. Сначала учащиеся будут писать на
отдельных листах с широкой строкой, вложенных в рабочие тетради (3 четверть), а
в 4 четверти — постепенно переходить полностью на работу в тетрадях с
широкой разлиновкой. Такой переход в конце 2 класса — это поощрение для
учащихся с хорошим почерком.
Правила
оформления работ в тетради с широкой строкой остаются
прежними, но есть некоторые дополнения:
1. Высота
строчных букв примерно 3 — 4 мм, заглавных -7 мм (строчные
буквы занимают по высоте половину строки или чуть ниже, заглавные немного не
доводят до верхней линии строки)
2. Элементы,
выступающие за границу нижней линии прописываются на 3-4 мм вниз.
3. Текст
нового задания начинается с красной строки (отступ вправо
на 1,5-2 см), на последующих строчках дополнительных полей с пропуском не
должно быть.
4. Использование
правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест
на строке.
5. В
ходе выполнения одной работы по русскому языку строчки не пропускаются.
6. Новая
страница начинается с самой верхней строки. Дописывается страница до конца,
включая последнюю строку.
7. Между
работами (классной, домашней) следует пропускать 2 строчки (пишем на третьей)
Образец оформления работы
Памятка №6.
Памятка для работы над ошибками по
русскому языку
При выполнении работы над ошибками
надо придерживаться следующих правил:
— не
надо переписывать весь текст, надо исправлять отдельные ошибки, допущенные в
словах;
—
каждую ошибку исправляем на новой строке (если можно
объяснить — объясняем, если нельзя — пишем слово целую строчку (запоминаем));
—
карандашом подчёркиваем (правильно выделяем) орфограмму;
—
если допущены ошибки в оформлении предложений (начато предложение с
маленькой буквы), надо записать предложение правильно и подчеркнуть
заглавную букву в первом слове;
—
если допущены ошибки в заданиях к тексту, надо выполнить задания правильно.
Для правильного графического
обозначения орфограмм пользуйтесь памяткой
(красным цветом обозначены номера
орфограмм, которые во 2 классе не изучаются, но встретиться в текстах могут)
Памятка №5.
Подписываем тетради
Во втором классе учащиеся
подписывают тетради сами. Первые тетради (как образцы) и тетради для
контрольных работ могут подписать родители, а следующие — дети.
Размещать надписи при подписывании тетрадей надо по данному
образцу. В конце предложения (после имени) ставится точка. Если на тетрадной
обложке никаких печатных надписей нет, тогда всё нужно написать от руки.
Памятка №4.
Лента букв
Информация о звуках и буквах очень
обширна для первоклассников. Запомнить её в полном объёме поможет лента букв.
Памятка №3.
Учим алфавит
Запоминаем написание и название букв
русского алфавита.
Памятка №2.
Учим состав чисел
Запоминаем состав чисел 1 — 20.
Памятка №1.
Правила оформления письменных работ
по русскому языку и математике
Общие
положения
· Все
записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
· Обязательно
следует заполнять учащимся строчки, прописанные учителем (элементы букв, слоги,
цифры, которые требуют корректировки).
· Обязательна
система работы над ошибками (перед каждой «Домашней работой» следует
оформить «Работу над ошибками», в которой нужно исправить ошибки,
допущенные в предыдущих двух работах (классной и домашней).
Русский
язык
1. После
каждой классной (домашней) работы следует отступать 2 строчки (пишем на
третьей).
2. При
оформлении красной строки надо сделать отступ не менее 2 см (2 пальца).
3. В
ходе всей работы не пропускаем ни одной строки.
4. При
оформлении работ на новой странице следует писать с самой верхней строки,
дописывая до конца страницы, включая последнюю строку.
5. Слева,
при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края
не более 5 мм).
6. Справа
дописываем до конца строки, используя нормативный перенос слов. Необоснованно
пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
7. При
записи в столбик слова пишутся со строчной буквы без знаков препинания.
8. Запись
даты написания работы ведется по центру рабочей строки. В 4 классе допускается
в записи числа писать имена числительные прописью.
9. Запись
названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по
центру и оформляется как предложение. (Классная работа. Домашняя работа. Работа
над ошибками.)
10. Номера всех
упражнений указываются по центру строки. (Например, Упр. 14.)
11. Все подчёркивания
следует проводить остро отточенным простым карандашом по линейке (в некоторых
видах работ допускается подчёркивание без линейки).
12. Переход учащихся на
работу в тетради в широкую линейку происходит в 3 классе. Допускается переход
на работу в тетрадях в широкую линейку в 4 четверти 2 класса (по усмотрению
учителя при наличии у учащегося успешно сформированного навыка письма).
13. При письменном
морфемном разборе слов необходимо более чётко и аккуратно выделять границы
каждой морфемы.
Математика
1. Между
классной и домашней работой следует отступать 4 клетки (на 5 клетке начинаем
писать следующую работу).
2. Между
видами заданий в классной и домашней работах следует отступать 1 клетку.
3. Между
столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств отступаем 4 клетки
вправо, пишем на 5-ой.
4. Номера
заданий следует записывать в центре строки.
5. Число
пишут традиционно в центре строки. В 4 классе допускается запись числа на полях
(например, 17.03.14), тогда оно записывается на той же строке, где и «Домашняя
(классная) работа», т.е. на пятой клетке по вертикали.
6. При
решении задач допускается краткая запись задачи (в любом варианте), если она
помогает учащемуся.
7. При
решении задачи по действиям допускается запись пояснений к каждому действию и
краткий ответ. При решении задачи выражением ответ следует писать полный.
8. Ответ
задачи следует записывать от начала строки через 1 клетку после решения.
Образец оформления работ
Памятка
для работы над ошибками
на уроках русского языка в начальной школе
На уроках
русского языка предлагаем учащимся для выполнения самостоятельной работы над
ошибками следующую памятку:
Работа над ошибками (р.н.о.)
1. Запомни!(Пропиши словарное слово 3 раза, поставь ударение, выдели
орфограмму)
2. Проверь!(Подбери проверочное слово, выдели орфограмму и корень)
3. Докажи!(Выдели орфограмму, объясни, запиши ещё 2 – 3 слова на это же
правило)
Данная
памятка отличается от большинства других своей простотой и краткостью.
Опыт
работы показывает, что большинство ошибок допускают именно слабоуспевающие
учащиеся и их зачастую пугают памятки-книжки, состоящие из 15-20 пунктов,
соответствующих разным правилам русского языка. Их объёмные инструкции не
всегда понятны детям и зачастую выполняются механически. Таким образом, дети
допускают в работе над ошибками ещё больше ошибок, чем в самом диктанте.
Данная
памятка для применения вводится постепенно. Сначала на примере словарных слов
выполняется простейшая репродуктивная работа. После изучения корневых
проверяемых орфограмм вводится второй пункт памятки. А работа с третьим пунктом
происходит на протяжении всего курса начальной школы в процессе изучения
орфограмм, не поддающихся проверке. Изучив новую орфограмму, сразу обращаем
внимание, как можно доказать орфограмму в случае ошибки.
Правильно
организованная, систематическая работа по предупреждению и исправлению ошибок,
недочётов, является одним из путей повышения качества обучения. Без этой работы
вообще теряется смысл многочасового труда учителя по проверке тетрадей.
ПАМЯТКА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ
по русскому языку (1-4 классы)
УМК «Начальная школа XXI век»
№ ошибки |
Орфограмма |
Алгоритм |
1 |
Большая |
Выпиши слово правильно (поставь Делай |
2 |
Большая |
Выпиши правильно Делай |
3 |
Пропуск, |
Запиши слово 3 Делай |
4 |
Состав |
Выпиши слово (поставь Делай |
5 |
Перенос |
Выпиши слово. Делай |
6 |
Гласные |
Выпиши слово Делай |
7 |
Сочетания |
Выпиши слово правильно (поставь Делай |
8 |
Ударение |
Выпиши слово и поставь |
9 |
Безударная |
Подбери проверочное слово Делай |
10 |
Безударная |
Запиши слово правильно Делай Сегодня дует сильный |
11 |
Парные |
Подбери проверочное слово Делай |
12 |
Непроизносимые |
Подбери проверочное слово Делай Весть – известие. |
13 |
Удвоенные |
Выпиши правильно слово и Делай |
14 |
Ь – |
Выпиши слово правильно и Делай |
15 |
Разделительный |
Выпиши слово правильно и Делай |
16 |
Разделительный |
Выпиши слово правильно и Делай |
17 |
Правописание |
Выпиши предлог и Делай К берегу – к (крутому) берегу. |
18 |
Морфологический |
Смотри схему разбора в |
19 |
Правописание |
Выпиши предлог и Делай |
20 |
Гласные |
Выпиши правильно слово и Делай |
21 |
Правописание |
Выпиши слово, выделив Делай |
22 |
Ь после |
Выпиши это слово, Делай |
23 |
Правописание |
Выпиши имя Делай |
24 |
Морфологический |
Смотри схему разбора в |
25 |
Правописание |
Выпиши имя прилагательное Делай |
26 |
Морфологический |
Смотри схему разбора в |
27 |
НЕ с |
Выпиши глагол с НЕ и Делай |
28 |
Правописание |
Выпиши глагол правильно (выдели Делай Ставит – ставить – 2 спр. |
29 |
Ь на |
Выпиши глагол правильно (выдели Делай |
30 |
Морфологический |
Смотри схему разбора в |
31 |
Правописание |
Выпиши слово 3 раза. Делай Запомни! Наречия пишутся |
32 |
Морфологический |
Смотри схему разбора в |
33 |
Синтаксический |
По схеме, данной |
34 |
Однородные |
Выпишите предложение. Делай Ветер (что сделал?) |
35 |
Сложные |
Выпиши предложение, |
Нормы оценок в начальной школе в
соответствии с ФГОС
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ
Работа,
состоящая из примеров:
«5» —
без ошибок.
«4» -1
грубая и 1-2 негрубые ошибки.
«3» —
2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
«2» —
4 и более грубых ошибки.
«1» —
все задания выполнены с ошибками.
Работа,
состоящая из задач:
«5» —
без ошибок.
«4» —
1-2 негрубых ошибки.
«3» —
1 грубая и 3-4 негрубые ошибки.
«2» —
2 и более грубых ошибки.
«1» —
задачи не решены.
Комбинированная
работа:
«5» —
без ошибок
«4» —
1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
«3» —
2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть
верным.
«2» —
4 и более грубые ошибки.
Контрольный
устный счет:
«5» —
без ошибок.
«4»
-1-2 ошибки.
«3» —
3-4 ошибки.
Грубые
ошибки:
1.Вычислительные
ошибки в примерах и задачах.
2.
Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
3.
Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий,
лишние действия).
4. Не
решенная до конца задача или пример
5.
Невыполненное задание.
Негрубые
ошибки:
1.Нерациональный
прием вычислений.
2.
Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.
3.
Неверно сформулированный ответ задачи.
4.
Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
5.
Недоведение до конца преобразований.
За
грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по
математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
Цель:
проверка знаний, умений, навыков учащихся.
1.
Самостоятельная работа:
а)
должна присутствовать на каждом уроке (15-20 минут);
б)
предусматривает помощь учителя;
в)
может быть раздроблена и использоваться на разных этапах урока.
Цель
работы:
1)
закрепление знаний;
2)
углубление знаний;
3)
проверка домашнего задания;
Начиная
работу, сообщите детям:
1)
время, отпущенное на задания;
2)
цель задания;
3)в
какой форме оно должно быть выполнено;
4) как
оформить результат;
5)
какая помощь будет оказана (не только «слабому» ученику, но и «сильному», т.к.
его затруднение может быть вызвано такой причиной, как недомогание)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
а)
задания должны быть одного уровня для всего класса;
б)
задания повышенной трудности выносятся в «дополнительное задание», которое
предлагается для выполнения всем ученикам и оценивается только оценками «4» и
«5»; обязательно разобрать их решение при выполнении работы над ошибками;
в) за
входную работу оценка «2» в журнал не ставится;
г)
оценка не снижается, если есть грамматические ошибки и неаккуратные
исправления;
д)
неаккуратное исправление — недочет (2 недочета = 1 ошибка).
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДИКТАНТ
Объем
диктанта:
1-й
класс- 15 — 17 слов.
2-й
класс — 1 — 2 четверть — 25 — 35 слов, 3 — 4 четверть — 35 — 52 слова.
3-й
класс — 1 — 2 четверг — 45 — 53 слова, 3 — 4 четверть — 53 — 73 слова.
4-й
класс — 1 — 2 четверть — 58 — 77 слов, 3 — 4 четверть — 76 — 93 слова.
Оценки.
«5» —
за работу, в которой нет ошибок.
«4» —
за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.
«3» —
за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
«2» —
за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учет
ошибок в диктанте:
1.Повторная
ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в
слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
2.
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две
ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву
«с» вместо «з» в слове «повозка».
Ошибкой
считается:
1.Нарушение
орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск,
перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2.
Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен
программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
3.
Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с
программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если
следующее предложение написано с большой буквы.
Примечание
При
оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее
выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за
исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только
последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в
таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При
оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При оценивании
работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Оценки:
«5» —
без ошибок.
«4» —
правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» —
правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» —
правильно выполнено менее 1/2 заданий.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
«5» —
за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» —
за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.
«3» —
за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.
«2» —
за работу, в которой допущены 4 и более ошибок (2 класс); 3 и более ошибок (3-4
классы)
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Объем:
2-й
класс — 8-10 слов.
3-й
класс- 10-12 слов.
4-й
класс — 12-15 слов.
Оценки:
«5»
-без ошибок.
«4» —
1 ошибка и 1 исправление.
«3» —
2 ошибки и 1 исправление.
«2»
-3-5 ошибок.
ТЕСТ
Оценки:
«5» —
верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» —
верно выполнено 3/4 заданий.
«3» —
верно выполнено 1/2 заданий.
«2» —
верно выполнено менее 1/2 заданий.
ИЗЛОЖЕНИЕ
«5» —
правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и
орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» —
незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные
(1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2 исправления.
«3» —
имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные
нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений,
беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» —
имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов,
главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения
мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне
однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений. «1» — совсем
не передан авторский текст, 9 и более орфографических ошибок.
Примечание
Учитывая,
что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер,
неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения.
АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ
1.Прочитай
предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).
2.
Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3.
Выдели орфограммы в списываемом предложении.
4.
Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе
диктовать (орфографическое чтение).
5.
Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
6.
Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.
7.
Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.
8.
Подчеркни орфограммы в словах.
ТЕМП И ОЦЕНИВАНИЕ ЧТЕНИЯ
1-й
класс I четверть 5-10 сл/м II четверть 11-15сл/м III четверть16-24 сл/м IV
четверть 25-30 сл/м
2
класс 25-30 сл/м 31 -40 сл/м 41-45 сл/м 46-50 сл/м
3 класс
50-54 сл/м 55-60 сл/м 6 1-69 сл/м 70-75 сл/м
4
класс 70-74 сл/м 75-80 сл/м 81-90 сл/м 91 -95 сл/м
Объём,
оцениваемый при выразительном чтении:
2
класс- 1/4 страницы
3
класс- 1/3 стр.
4
класс- 1/2 стр.
Оценки
выставляются, как за диктант (каллиграфия аналогична выразительности)
Нормы оценок в начальной школе в соответствии с ФГОС
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО МАТЕМАТИКЕ
Работа,
состоящая из примеров:
«5» —
без ошибок.
«4» -1
грубая и 1-2 негрубые ошибки.
«3» —
2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
«2» —
4 и более грубых ошибки.
«1» —
все задания выполнены с ошибками.
Работа,
состоящая из задач:
«5» —
без ошибок.
«4» —
1-2 негрубых ошибки.
«3» —
1 грубая и 3-4 негрубые ошибки.
«2» —
2 и более грубых ошибки.
«1» —
задачи не решены.
Комбинированная
работа:
«5» —
без ошибок
«4» —
1 грубая и 1-2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
«3» —
2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть
верным.
«2» —
4 и более грубые ошибки.
Контрольный
устный счет:
«5» —
без ошибок.
«4»
-1-2 ошибки.
«3» —
3-4 ошибки.
Грубые
ошибки:
1.Вычислительные
ошибки в примерах и задачах.
2.
Ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий.
3.
Неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий,
лишние действия).
4. Не
решенная до конца задача или пример
5.
Невыполненное задание.
Негрубые
ошибки:
1.Нерациональный
прием вычислений.
2.
Неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи.
3. Неверно
сформулированный ответ задачи.
4.
Неправильное списывание данных (чисел, знаков).
5.
Недоведение до конца преобразований.
За
грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.
За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по
математике снижается на 1 балл, но не ниже «3».
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
Цель:
проверка знаний, умений, навыков учащихся.
1.
Самостоятельная работа:
а)
должна присутствовать на каждом уроке (15-20 минут);
б)
предусматривает помощь учителя;
в)
может быть раздроблена и использоваться на разных этапах урока.
Цель
работы:
1)
закрепление знаний;
2)
углубление знаний;
3)
проверка домашнего задания;
Начиная
работу, сообщите детям:
1)
время, отпущенное на задания;
2)
цель задания;
3)в
какой форме оно должно быть выполнено;
4) как
оформить результат;
5)
какая помощь будет оказана (не только «слабому» ученику, но и «сильному», т.к.
его затруднение может быть вызвано такой причиной, как недомогание)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
а) задания
должны быть одного уровня для всего класса;
б)
задания повышенной трудности выносятся в «дополнительное задание», которое
предлагается для выполнения всем ученикам и оценивается только оценками «4» и
«5»; обязательно разобрать их решение при выполнении работы над ошибками;
в) за
входную работу оценка «2» в журнал не ставится;
г)
оценка не снижается, если есть грамматические ошибки и неаккуратные
исправления;
д)
неаккуратное исправление — недочет (2 недочета = 1 ошибка).
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДИКТАНТ
Объем
диктанта:
1-й
класс- 15 — 17 слов.
2-й
класс — 1 — 2 четверть — 25 — 35 слов, 3 — 4 четверть — 35 — 52 слова.
3-й
класс — 1 — 2 четверг — 45 — 53 слова, 3 — 4 четверть — 53 — 73 слова.
4-й
класс — 1 — 2 четверть — 58 — 77 слов, 3 — 4 четверть — 76 — 93 слова.
Оценки.
«5» —
за работу, в которой нет ошибок.
«4» —
за работу, в которой допущение 1-2 ошибки.
«3» —
за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.
«2» —
за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Учет
ошибок в диктанте:
1.Повторная
ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в
слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
2.
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две
ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву
«с» вместо «з» в слове «повозка».
Ошибкой
считается:
1.Нарушение
орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск,
перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2. Неправильное
написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой
каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
3.
Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с
программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если
следующее предложение написано с большой буквы.
Примечание
При
оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее
выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не влияют на оценку (за
исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только
последнее написание. Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в
таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При
оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык. При
оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер
ошибок.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Оценки:
«5» —
без ошибок.
«4» —
правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» —
правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» —
правильно выполнено менее 1/2 заданий.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
«5» —
за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» —
за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1-2 исправления.
«3» —
за работу, в которой допущены 2-3 ошибки.
«2» —
за работу, в которой допущены 4 и более ошибок (2 класс); 3 и более ошибок (3-4
классы)
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Объем:
2-й
класс — 8-10 слов.
3-й
класс- 10-12 слов.
4-й
класс — 12-15 слов.
Оценки:
«5»
-без ошибок.
«4» —
1 ошибка и 1 исправление.
«3» —
2 ошибки и 1 исправление.
«2»
-3-5 ошибок.
ТЕСТ
Оценки:
«5» —
верно выполнено более 3/4 заданий.
«4» —
верно выполнено 3/4 заданий.
«3» —
верно выполнено 1/2 заданий.
«2» —
верно выполнено менее 1/2 заданий.
ИЗЛОЖЕНИЕ
«5» —
правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических
ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» —
незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные
(1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки,1-2
исправления.
«3» —
имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные
нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений,
беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» —
имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов,
главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения
мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне
однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений. «1» — совсем
не передан авторский текст, 9 и более орфографических ошибок.
Примечание
Учитывая,
что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер,
неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения.
АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ
1.Прочитай
предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).
2.
Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3.
Выдели орфограммы в списываемом предложении.
4.
Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе
диктовать (орфографическое чтение).
5.
Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
6.
Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.
7.
Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.
8.
Подчеркни орфограммы в словах.
ТЕМП И ОЦЕНИВАНИЕ ЧТЕНИЯ
1-й
класс I четверть 5-10 сл/м II четверть 11-15сл/м III четверть16-24 сл/м IV
четверть 25-30 сл/м
2
класс 25-30 сл/м 31 -40 сл/м 41-45 сл/м 46-50 сл/м
3
класс 50-54 сл/м 55-60 сл/м 6 1-69 сл/м 70-75 сл/м
4
класс 70-74 сл/м 75-80 сл/м 81-90 сл/м 91 -95 сл/м
Объём,
оцениваемый при выразительном чтении:
2
класс- 1/4 страницы
3
класс- 1/3 стр.
4
класс- 1/2 стр.
Оценки
выставляются, как за диктант (каллиграфия аналогична выразительности)
Критерии
оценок в начальной школе
Критерии оценивания в Критерии Русский язык. Диктант. «5» – ставится.если нет «4» – ставится, если не «3» – ставится, если «2» – ставится, если «1» – ставится, если Ошибкой в диктанте ¨ ¨ ¨ замену ¨ отсутствие ¨ неправильное За ошибку не считаются: ошибки единичный единичный За одну ошибку в диктанте считаются: § два § две § повторение Негрубыми ошибками считаются следующие: — повторение — недописанное — перенос — дважды Грамматическое задание. «5» «4» «3» «2» «1» Списывание текста. «5» «4» 1 «3» 2 «2» «1» Контрольный диктант. 1. Объём 2. Негрубые перенос 3. Однотипные 4 При Оценки за контрольный диктант. «5» «4» «3» «2» «1» Оценки за грамматические задания. «5» «4» «3» «2» «1» Словарный диктант Количество (оценивается «5» «4» «3» «2» «1» Контрольное списывание. «5» «4» «3» «2» «1» Математика. Контрольная Примеры. Задачи. «5» «4» «3» «2» Комбинированная. «5» «4» «3» «2» Грубые Негрубые За За ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ В навык При Кроме Чтение Учитывая в во в Характеристика цифровой оценки (отметки) по «5» «4» «3» «2» |
· · · · · · Для родителейLove (06.09.2012) |
Памятка эксперту «Классификация ошибок»
К 7. Орфографические ошибки
Орфографические ошибки- неправильное написание слова, допущенное на письме, обычно в слабой фонетической позиции.
Однотипные и неоднотипные орфографические ошибки:
-
Однотипные- ошибки на одно и то же орфографическое правило. Эти ошибки исправляются, но при подсчете общего количества допущенных ошибок считаются 3 за 1, каждая последующая считается самостоятельной ошибкой. Примечание: не считаются однотипными ошибки, допущенные в словах с проверяемыми гласными в корне слова.
-
Повторяющиеся- ошибки в одном и том же повторяющемся слове или в корне однокоренных слов. Эти ошибки также считаются за одну.
Грубые и негрубые орфографические ошибки:
К негрубым орфографическим ошибкам относятся:
-
исключения из правил;
-
строчная и прописная буквы в собственных наименованиях;
-
не регулируемые правилами слитные и раздельные написания наречий;
-
слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемых;
-
различение НЕ и Ни в оборотах никто иной не…, ничто иное не…, не кто иной, как…, не что иное, как…, а также во фразах типа: Куда только он не обращался! Куда только он ни обращался, никто не мог дать ему ответ;
-
написание собственных имен нерусского происхождения;
-
написание И и Ы после приставок.
Другие виды ошибок:
-
Графические ошибки ( пи проверке не учитываются)- разновидность ошибок, связанных с графикой ( различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания, шрифтовые выделения).
-
Описки-ошибки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Они исправляются, но не выносятся на поля и не учитываются при подсчете ошибок. К опискам относятся:
-
пропуски букв;
-
перестановка букв;
-
замена одних букв другими;
-
добавление лишних букв.
К 8. Пунктуационные ошибки
Пунктуационные ошибки-ошибки, связанные с нарушением пунктуационных правил. 2 негрубые пунктуационные ошибки считаются за 1.
К негрубым пунктуационным ошибкам относятся :
-
употребление одного знака препинания вместо другого;
-
пропуск одного из двойных знаков препинания;
-
нарушение последовательности сочетающихся знаков или пропуск одного из сочетающихся знаков;
-
не относится к ошибкам авторская пунктуация.
Понятие об однотипных ошибках НЕ распространяется на пунктуационные ошибки.
К 9. Классификация грамматических ошибок
-
ошибки в образовании слов, связанных с нарушением словообразовательных форм;
-
ошибки в образовании форм различных частей речи, связанные с нарушением морфологических норм;
-
ошибки в построении словосочетаний, связанные с нарушением синтаксических норм;
-
ошибки в построении простого предложения, связанные с нарушением синтаксических норм;
-
ошибки в построении сложного предложения, связанные с нарушением синтаксических норм.
|
|
1. |
Неправильное использование приставок: зафотографировали (вм. сфотографировали). |
2. |
Неправильное использование суффиксов: одеяло мокнуло ( вм. мокло). |
3. |
Ошибки при образовании сложных слов: полуумный (вм. полоумный). |
4. |
Неправильное образование формы И.п. мн.ч.: торта (вм. торты), договора (вм. договоры). |
5. |
Неправильная форма рода: лёгкая тюль (вм. лёгкий ). |
6. |
Неправильная форма числа: вышел на подмосток ( вм. на подмостки). |
7. |
Нарушение норм склонения иноязычных фамилий: Повесть Аркадия и Георгия Вайнер ( вм. Вайнеров). |
8. |
Неправильное образование формы Р.п. мн.ч.: Пять килограмм (вм. пять килограммов), много грузинов (вм. грузин), новыми дверями (вм. дверьми). |
9. |
Ошибки в категории одушевленных и неодушевленных существительных: Я забрал его ферзь (вм. ферьзя). |
10. |
Склонение несклоняемого существительного: Мы побывали на горном плате (вм. плато). |
11. |
Неверное образование форм кратких прилагательных: Вывод беспочвенен (лучше беспочвен), ему свойственен оптимизм ( вм. свойствен). |
12. |
Ошибки при образовании степеней сравнения: Самый талантливейший поэт ( вм. самый талантливый), более тяжелее (вм. более тяжело). |
13. |
Неправильное образование местоимений 3-го лица мн.ч.: ихний сын (вм. их). |
14. |
Ошибки в образовании личных форм глаголов: ветер колыхает листву ( вм. колышет). |
15 |
Ошибки в образовании повелительного наклонения: едь (вм. езжай), ляжь (вм. ляг). |
16. |
Неверное образование видовых форм: институт организовывает подготовительные курсы (вм. организует). |
17. |
Неправильное образование действительных и страдательных причастий: Изделия, выпускающиеся в России (вм. выпускаемые). |
18. |
Ошибки при образовании деепричастий: Пиша диктант, нужно быть внимательным (нет литературной формы деепричастия). |
19. |
Ошибки при образовании наречий ( использование разговорной формы вместо литературной): тута, здеся (вм. тут, здесь). |
|
|
1. |
Неправильное использование сказуемого при подлежащем, выраженном собирательными существительными: Стая лебедей летели (вм. летела). Большинство участников собрания проголосовали ( вм. проголосовало). |
2. |
Неправильное употребление числа сказуемого: Там жила бабушка и ее внук (вм. жили). |
3. |
Согласование обобщающего слова и однородных членов: На конференции выступили делегаты из следующих городов: Красноярск, Москва… (вм. Красноярска, Москвы). |
|
|
1. |
Употребление неверно выбранного падежа: Согласно приказа (вм. приказу), заведующий кафедры (вм. кафедрой). |
|
|
1. |
Личное местоимение дублирует подлежащее: Этот автор, он всегда ставит острые вопросы. |
2. |
Расположение слов в предложении, не соответствующее грамматическим нормам русского языка: Ученики четко должны усвоить понятия (вм. должны четко усвоить). |
|
|
1. |
Рассогласование времен: Учебник дает знания, научит выделять главное. (вм. дает, учит). |
2. |
Объединение в одном ряду однородных членов родовых и видовых понятий: Он принес плоскогубцы, инструменты, молоток и гвозди. |
3. |
Парное сочетание несопоставимых понятий : Родители и друзья, коллеги и дети. |
4. |
Не сочетаемость опорного слова и одного из компонентов однородных членов: Проявление заботы и помощи радовали всех (нельзя проявлять помощь). |
5. |
Объединение в качестве однородных полных и кратких форм прилагательных: Комната просторная и светла (вм. просторна и светла). |
|
|
1. |
Употребление противительных союзов вместо соединительных: Тигр вскочил на спину слона, но задел лапами дрова, но дрова упали на него. |
2. |
Употребление лишнего союза: Онегин знал об этом, но однако ничего не предпринял. |
|
|
1. |
Одновременное употребление подчинительных и сочинительных союзов: Как только перестал дождь, и мы отправились домой (вм. Как только перестал дождь, мы отправились домой). |
2. |
Пропуск указательного слова (неоправданный эллипсис): В армии Петя просился (?), где опаснее. |
3. |
Тавтологическое употребление союзов и союзных слов, нагромождение придаточных частей: Когда утром казаки встали, Тарас удивился, когда увидел, что среди казаков нет Андрия. |
-
При вынесении грамматической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Г VII . 3
К 9. Классификация речевых ошибок
|
|
|
|
|
по значению слов. |
|
|
|
Следует сказать следующее. |
А. Блок-мастер звукозаписи. |
-
При вынесении речевой ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Р2
Классификация фактических ошибок
Ф1. Искажение содержания литературного произведения, неправильное токование, неудачный подбор примеров: Счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие. Ленский вернулся в свое имение из Англии. Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором. |
Ф2. Неточность в цитате, отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты: Книги много значат для меня, ведь еще Ленин сказал: «Век живи-век учись!» |
Ф3. Незнание исторических и др. фактов, в том числе, временное смешение: Великая Отечественная война 1812 года. Столица США-Нью-Йорк. |
Ф4 Неточности в именах и фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров: Тургеньев, «Тарас и Бульба», в повести Тургенева «Преступление и наказание». |
-
При вынесении фактической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Ф2
Этические ошибки:
Речевая некорректность. Проявление речевой агрессии: грубое, оскорбительное высказывание; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме; угроза, грубое требование, обвинение, насмешка; употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго; высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающее высокомерие и циничное отношение к человеческой личности. |
Мне хотелось бы сделать автору замечание за его неумение передавать свои мысли. Этот текст меня бесит. Это старье, именуемое классикой. |
Логические ошибки
Л1. Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте. |
На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна и Зоя Ивановна Петрова. Он облокотился спиною на батарею. |
Л2.Нарушение причинно-следственных отношений. |
В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации решаются слабо. |
Л3. Пропуск звена в объяснении, «логический скачок». |
Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. (?)А как хочется, чтобы двор был украшением школы. |
Л4. Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению). |
Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать? |
Л5. Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица). |
Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы равнин. |
Л6.Сопоставление логически несопоставимых понятий. |
Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей. |
Композиционно-текстовые ошибки |
|
Л7.Неудачный зачин. |
В этом тексте автор… (указание на предыдущий контекст с помощью указательных словоформ). |
Л8. Ошибка в основной части:
|
|
Л9. Неудачная концовка: дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли. |
-
При вынесении логической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Л2
10