Как выделить слова с орфографическими ошибками

Методические рекомендации для педагогов начальной школы

Классификация ошибок (условные обозначения)

Материал подготовил:

методист начальной школы Григорьева Е.В.

І – орфографическая ошибка

Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)

Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.

V – пунктуационная ошибка

Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)

Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).

Г – грамматическая ошибка

Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)

бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.

Р – речевая ошибка

Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.
С – стилистическая ошибка

Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).

Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:

Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

Л – логическая ошибка

Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:

Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.

К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

Ф – фактическая ошибка

Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)

Z – нарушение абзацного члененияТекст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)

Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.

Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.

Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.

Порядок проверки письменных работ:

1.При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.

2.При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания. На полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком ( I – орфографическая, V – пунктуационная).

3.Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.

4.Проверив диктант, учитель подписывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок (например, 3/1).

5.При отсутствии в тексте пунктуационных знаков указывается только количество орфографических ошибок, учитывая, что два недочета равнозначны одной ошибке. В этом случае рекомендуется вводить для обозначения недочетов на полях условный знак (например, ?,?) при условии использования данного обозначения в системе.

6.При

оценке письменных работ учащихся строго следовать нормам:«5»- Без ошибок и правильная каллиграфия (допускается один недочет)«4» — 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление«3» — 3-5 орфографических ошибки + 1 пунктуационная или 2 орфографических ошибки + 3-4 исправления«2» — Более 6 ошибок или более 8 недочетовКлассификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:Ошибки:

*нарушение правил написания слов, включая грубые случаи попуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

*неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

*отсутствие изученных знаков препинания в тексте, в конце предложения;

*наличие ошибок на изученные правила по орфографии.

Недочеты:

*отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

*отсутствие красной строки;

*неправильное написание одного слова на одно и тоже правило (при наличии в работе нескольких таких слов).

Порядок проверки письменных работ:

1.При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.

2.При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания. На полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком ( I – орфографическая, V – пунктуационная).

3.Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.

4.Проверив диктант, учитель подписывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок (например, 3/1).

5.При отсутствии в тексте пунктуационных знаков указывается только количество орфографических ошибок, учитывая, что два недочета равнозначны одной ошибке. В этом случае рекомендуется вводить для обозначения недочетов на полях условный знак (например, ?,?) при условии использования данного обозначения в системе.

6.При оценке письменных работ учащихся строго следовать нормам:

«5»- Без ошибок и правильная каллиграфия (допускается один недочет)

«4» — 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление

«3» — 3-5 орфографических ошибки + 1 пунктуационная или 2 орфографических ошибки + 3-4 исправления

«2» — Более 6 ошибок или более 8 недочетов

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:Ошибки:

*нарушение правил написания слов, включая грубые случаи попуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

*неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

*отсутствие изученных знаков препинания в тексте, в конце предложения;

*наличие ошибок на изученные правила по орфографии.

Недочеты:

*отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

*отсутствие красной строки;

*неправильное написание одного слова на одно и тоже правило (при наличии в работе нескольких таких слов).

Методические рекомендации для педагогов начальной школы

Классификация ошибок (условные обозначения)

Материал подготовил:

методист начальной школы Григорьева Е.В.

І – орфографическая ошибка

Это ошибки в словах (буквенные, постановка дефиса, слитное и раздельное написание) (Орфография)

Как (-) то рас пашол снег. Прелители грачи. Учиникам пара здавать икзамены. Он неуспел ра(с)строит(ь)ся.

V – пунктуационная ошибка

Это ошибки в постановке знаков препинания (запятая, точка, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, точка с запятой, кавычки, скобки, троеточие) (Синтаксис)

Когда солнце встало(,) он увидел свою ошибку. Многие писатели(,) художники(,) певцы с радостью откликнулись на приглашение. Билет(,) купленный дядей на прошлой неделе(,) оказался недействительным. Каждый день (–) это возможность изменить мир к лучшему. Все(:) деревья, кусты, листва на земле (–) трепетало от порывистого ветра. Инспектор ответил(: «)Я не согласен(»).

Г – грамматическая ошибка

Это ошибки в образовании и употреблении формы слова, т.е. сочетаемости в грамматических формах (Морфология)

бессмертность, заместо, англичаны, на мосте, Гринев жил недорослью, Он не боялся опасностей и рисков, Во дворе построили большую качель, Один брат был богатей другого, Эта книга более интереснее, Я пошел к ему, ихний дом, Он ни разу не ошибился, Мама всегда радовается гостям, Вышев на середину комнаты, он заговорил, В дальнем углу сидел улыбающий ребенок, Мы ставим елку на середину комнаты и украшиваем ее. Первых два места определились в бескомпромиссной борьбе.

Р – речевая ошибка

Это употребление не соответвующих смыслу слов или форм слова (Лексика) Здесь и непонимание значения слова, тавтология, неправильное употребление синонимов, омонимов, паронимов и т.д.
С – стилистическая ошибка

Это ошибки в употреблении стилистически окрашенных слов в инородном стиле. Единство стиля – важная компонента любой работы. (Лексика и Развитие речи). Как правило, ученики используют сниженную лексику: разговорные, жаргонные слова, просторечную лексику.

Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору (Попечитель богоугодных заведений заискивает перед ревизором). В этом эпизоде главный герой накосячил. (В этом эпизоде главный герой допустил просчет / совершил ошибку).

Стилистический и смысловой разнобой между частями предложения:

Рыжий, толстый, здоровый, с лоснящимся лицом, певец Таманьо привлекал Серова как личность огромной внутренней энергии. – Огромная внутренняя энергия, которой привлекал Серова певец Таманьо, сказывалась и в его внешности: массивный, с буйной рыжей шевелюрой, с брызжущим здоровьем лицом.

Л – логическая ошибка

Это ошибки логического построения текста. Среди них наиболее часто встечающаяся – отсутствие причинно-следственной связи:

Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.

К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

Ф – фактическая ошибка

Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении) (Развитие речи)

Z – нарушение абзацного члененияТекст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)

Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.

Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.

Это очень серьезный недостаток ученических работ. И очень распространенный.

Порядок проверки письменных работ:

1.При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.

2.При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания. На полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком ( I – орфографическая, V – пунктуационная).

3.Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.

4.Проверив диктант, учитель подписывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок (например, 3/1).

5.При отсутствии в тексте пунктуационных знаков указывается только количество орфографических ошибок, учитывая, что два недочета равнозначны одной ошибке. В этом случае рекомендуется вводить для обозначения недочетов на полях условный знак (например, ?,?) при условии использования данного обозначения в системе.

6.При

оценке письменных работ учащихся строго следовать нормам:«5»- Без ошибок и правильная каллиграфия (допускается один недочет)«4» — 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление«3» — 3-5 орфографических ошибки + 1 пунктуационная или 2 орфографических ошибки + 3-4 исправления«2» — Более 6 ошибок или более 8 недочетовКлассификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:Ошибки:

*нарушение правил написания слов, включая грубые случаи попуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

*неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

*отсутствие изученных знаков препинания в тексте, в конце предложения;

*наличие ошибок на изученные правила по орфографии.

Недочеты:

*отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

*отсутствие красной строки;

*неправильное написание одного слова на одно и тоже правило (при наличии в работе нескольких таких слов).

Порядок проверки письменных работ:

1.При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку учитель зачеркивает орфографическую ошибку и надписывает вверху нужную букву.

2.При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания. На полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком ( I – орфографическая, V – пунктуационная).

3.Подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой.

4.Проверив диктант, учитель подписывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок (например, 3/1).

5.При отсутствии в тексте пунктуационных знаков указывается только количество орфографических ошибок, учитывая, что два недочета равнозначны одной ошибке. В этом случае рекомендуется вводить для обозначения недочетов на полях условный знак (например, ?,?) при условии использования данного обозначения в системе.

6.При оценке письменных работ учащихся строго следовать нормам:

«5»- Без ошибок и правильная каллиграфия (допускается один недочет)

«4» — 1-2 орфографические ошибки + 1 исправление

«3» — 3-5 орфографических ошибки + 1 пунктуационная или 2 орфографических ошибки + 3-4 исправления

«2» — Более 6 ошибок или более 8 недочетов

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:Ошибки:

*нарушение правил написания слов, включая грубые случаи попуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

*неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

*отсутствие изученных знаков препинания в тексте, в конце предложения;

*наличие ошибок на изученные правила по орфографии.

Недочеты:

*отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

*отсутствие красной строки;

*неправильное написание одного слова на одно и тоже правило (при наличии в работе нескольких таких слов).

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
Знаки корректуры и правила их применения. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//168/znaki-korrektury-i-pravila-ix-primeneniya/ (дата обращения: 29.01.2023)

Корректурная правка проводится с помощью специальных знаков по ГОСТу 7.62–2008 «Знаки корректурные для разметки оригиналов и исправления корректурных пробных оттисков». Стандарт включает в себя общие положения, правила применения корректурных знаков, их классификацию, начертание и назначение. В ГОСТе приведены примеры употребления корректурных знаков.

В соответствии с ГОСТом при применении корректурных знаков необходимо соблюдать следующие правила:

  1.  выносить корректурные знаки при одноколонном наборе небольшого и среднего формата на правое поле, а при большем формате – на ближайшее из полей;
  2.  флажки корректурных знаков направлять в сторону того поля, на которое знак выносится;
  3.  по возможности располагать корректурные знаки на поле против «своей» строки;
  4.  повторять одинаковые корректурные знаки для исправления разного рода ошибок на одном оттиске допускается при интервале между исправлениями только через 8–10 строк;
  5.  при внесении в нескольких строчках оттиска нескольких одинаковых исправлений в тексте ставят один и тот же знак, на поле его повторяют один раз с указанием (в овале) числа исправлений: 5 раз, 7 раз и т.п.;
  6.  при нескольких исправлениях в одной строке соблюдать последовательность расположения корректурных знаков на поле;
  7.  перечеркивать текст корректурным знаком так, чтобы его можно было прочитать;
  8.  вставки текста более одной строки (до трех строк) должны быть напечатаны на компьютере;
  9.  вставки более трех наборных строк следует не печатать, а прилагать страницу оригинала, где ручкой красного цвета обвести пропущенный текст и на поле написать: «пропуск», а на корректурном оттиске в месте пропуска знак вставки вынести на поле и рядом (в овале) написать слово «пропуск»;
  10.  «вожжи» следует использовать только при многоколонном наборе;
  11.  исправлять ошибки только темной пастой, различной по цвету для каждого, кто работает с текстом. Карандашные исправления верстальщик в расчет не принимает. Все письменные указания на полях обводить ручкой кружками во избежание случайного внесения в текст при наборе.

Пункты ГОСТа 5.2–5.4 уточняют некоторые правила применения корректурных знаков для текстовых оригиналов, иллюстраций и издательских макетов соответственно.

По ГОСТу знаки подразделяются на следующие группы:

  1.  для изменения букв, слов (замена, выкидка, вставка) знаков;
  2.  перестановки элементов набора;
  3.  изменения пробелов;
  4.  выделения абзаца, красной строки, шрифтовых выделений и изменения этих выделений;
  5.  уточнения написания букв различных алфавитов;
  6.  исправления технических дефектов набора;
  7.  исправления макетов и пробных оттисков (иллюстраций).

В 7-м пункте ГОСТа приводится таблица, в которой представлен знак, описано его назначение, приведены примечания и примеры его применения при правке текста.

ГОСТ 7.62–2008 комментируется практически во всех учебных и справочных изданиях по корректуре и редактированию. Пример иллюстративного комментария из издания А. Э. Мильчина:

26.07.2017, 27874 просмотра.

Памятка эксперту «Классификация ошибок»

К 7. Орфографические ошибки

Орфографические ошибки- неправильное написание слова, допущенное на письме, обычно в слабой фонетической позиции.

Однотипные и неоднотипные орфографические ошибки:

  • Однотипные- ошибки на одно и то же орфографическое правило. Эти ошибки исправляются, но при подсчете общего количества допущенных ошибок считаются 3 за 1, каждая последующая считается самостоятельной ошибкой. Примечание: не считаются однотипными ошибки, допущенные в словах с проверяемыми гласными в корне слова.

  • Повторяющиеся- ошибки в одном и том же повторяющемся слове или в корне однокоренных слов. Эти ошибки также считаются за одну.

Грубые и негрубые орфографические ошибки:

К негрубым орфографическим ошибкам относятся:

  • исключения из правил;

  • строчная и прописная буквы в собственных наименованиях;

  • не регулируемые правилами слитные и раздельные написания наречий;

  • слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемых;

  • различение НЕ и Ни в оборотах никто иной не…, ничто иное не…, не кто иной, как…, не что иное, как…, а также во фразах типа: Куда только он не обращался! Куда только он ни обращался, никто не мог дать ему ответ;

  • написание собственных имен нерусского происхождения;

  • написание И и Ы после приставок.

Другие виды ошибок:

  • Графические ошибки ( пи проверке не учитываются)- разновидность ошибок, связанных с графикой ( различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания, шрифтовые выделения).

  • Описки-ошибки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Они исправляются, но не выносятся на поля и не учитываются при подсчете ошибок. К опискам относятся:

  • пропуски букв;

  • перестановка букв;

  • замена одних букв другими;

  • добавление лишних букв.

К 8. Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки-ошибки, связанные с нарушением пунктуационных правил. 2 негрубые пунктуационные ошибки считаются за 1.

К негрубым пунктуационным ошибкам относятся :

  • употребление одного знака препинания вместо другого;

  • пропуск одного из двойных знаков препинания;

  • нарушение последовательности сочетающихся знаков или пропуск одного из сочетающихся знаков;

  • не относится к ошибкам авторская пунктуация.

Понятие об однотипных ошибках НЕ распространяется на пунктуационные ошибки.

К 9. Классификация грамматических ошибок

  • ошибки в образовании слов, связанных с нарушением словообразовательных форм;

  • ошибки в образовании форм различных частей речи, связанные с нарушением морфологических норм;

  • ошибки в построении словосочетаний, связанные с нарушением синтаксических норм;

  • ошибки в построении простого предложения, связанные с нарушением синтаксических норм;

  • ошибки в построении сложного предложения, связанные с нарушением синтаксических норм.

  1. Ошибки в образовании отдельных слов и форм различных частей речи

1.

Неправильное использование приставок: зафотографировали (вм. сфотографировали).

2.

Неправильное использование суффиксов: одеяло мокнуло ( вм. мокло).

3.

Ошибки при образовании сложных слов: полуумный (вм. полоумный).

4.

Неправильное образование формы И.п. мн.ч.: торта (вм. торты), договора (вм. договоры).

5.

Неправильная форма рода: лёгкая тюль (вм. лёгкий ).

6.

Неправильная форма числа: вышел на подмосток ( вм. на подмостки).

7.

Нарушение норм склонения иноязычных фамилий: Повесть Аркадия и Георгия Вайнер

( вм. Вайнеров).

8.

Неправильное образование формы Р.п. мн.ч.: Пять килограмм (вм. пять килограммов),

много грузинов (вм. грузин), новыми дверями (вм. дверьми).

9.

Ошибки в категории одушевленных и неодушевленных существительных:

Я забрал его ферзь (вм. ферьзя).

10.

Склонение несклоняемого существительного: Мы побывали на горном плате (вм. плато).

11.

Неверное образование форм кратких прилагательных:

Вывод беспочвенен (лучше беспочвен), ему свойственен оптимизм ( вм. свойствен).

12.

Ошибки при образовании степеней сравнения: Самый талантливейший поэт

( вм. самый талантливый), более тяжелее (вм. более тяжело).

13.

Неправильное образование местоимений 3-го лица мн.ч.: ихний сын (вм. их).

14.

Ошибки в образовании личных форм глаголов: ветер колыхает листву ( вм. колышет).

15

Ошибки в образовании повелительного наклонения: едь (вм. езжай), ляжь (вм. ляг).

16.

Неверное образование видовых форм: институт организовывает подготовительные курсы (вм. организует).

17.

Неправильное образование действительных и страдательных причастий:

Изделия, выпускающиеся в России (вм. выпускаемые).

18.

Ошибки при образовании деепричастий: Пиша диктант, нужно быть внимательным (нет литературной формы деепричастия).

19.

Ошибки при образовании наречий ( использование разговорной формы вместо литературной): тута, здеся (вм. тут, здесь).

  1. Ошибки в согласовании

1.

Неправильное использование сказуемого при подлежащем, выраженном собирательными существительными: Стая лебедей летели (вм. летела). Большинство участников собрания проголосовали ( вм. проголосовало).

2.

Неправильное употребление числа сказуемого: Там жила бабушка и ее внук (вм. жили).

3.

Согласование обобщающего слова и однородных членов: На конференции выступили делегаты из следующих городов: Красноярск, Москва… (вм. Красноярска, Москвы).

  1. Ошибки в управлении

1.

Употребление неверно выбранного падежа: Согласно приказа (вм. приказу), заведующий кафедры (вм. кафедрой).

  1. Ошибки в построении простого несложного предложения

1.

Личное местоимение дублирует подлежащее: Этот автор, он всегда ставит острые вопросы.

2.

Расположение слов в предложении, не соответствующее грамматическим нормам русского языка: Ученики четко должны усвоить понятия (вм. должны четко усвоить).

  1. Ошибки в построении предложения, осложненного однородными членами

1.

Рассогласование времен: Учебник дает знания, научит выделять главное. (вм. дает, учит).

2.

Объединение в одном ряду однородных членов родовых и видовых понятий: Он принес плоскогубцы, инструменты, молоток и гвозди.

3.

Парное сочетание несопоставимых понятий : Родители и друзья, коллеги и дети.

4.

Не сочетаемость опорного слова и одного из компонентов однородных членов:

Проявление заботы и помощи радовали всех (нельзя проявлять помощь).

5.

Объединение в качестве однородных полных и кратких форм прилагательных: Комната просторная и светла (вм. просторна и светла).

  1. Ошибки в построении сложносочиненного предложения

1.

Употребление противительных союзов вместо соединительных:

Тигр вскочил на спину слона, но задел лапами дрова, но дрова упали на него.

2.

Употребление лишнего союза: Онегин знал об этом, но однако ничего не предпринял.

  1. Ошибки в построении сложноподчиненного предложения

1.

Одновременное употребление подчинительных и сочинительных союзов: Как только перестал дождь, и мы отправились домой (вм. Как только перестал дождь, мы отправились домой).

2.

Пропуск указательного слова (неоправданный эллипсис): В армии Петя просился (?), где опаснее.

3.

Тавтологическое употребление союзов и союзных слов, нагромождение придаточных частей: Когда утром казаки встали, Тарас удивился, когда увидел, что среди казаков нет Андрия.

  • При вынесении грамматической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Г VII . 3

К 9. Классификация речевых ошибок

  1. Лексические анахронизмы (ошибки, связанные с перенесением современного слова в действительность прошлого или, наоборот, немотивированное использование архаизмов в современной речи): Уходя от войск Наполеона, помещики эвакуировали свои семьи.

  1. Вульгаризация речи ( этико-речевые ошибки):

  • Использование стилистически сниженной и нелитературной лексики (жаргонизмов, просторечий), а также инвектив (оскорблений): Политические ворюги и шестерки . Да он просто придурок.

  • Использование слов, оборотов речи и целых высказываний, в которых нашел отражение цинизм индивидуального и социального мышления: жмурик (о покойнике), пушечное мясо (о солдатах).

  • Использование слов-паразитов: Они, так сказать, решили…. Раскольников типа раскаялся… Мы как бы умные люди.

  1. Двусмысленность, неоднозначность фразы, высказывания; возможность двоякого понимания речи: Учителю надо многое сказать (Учитель должен многое сказать или учителю должны многое сказать).

  1. Канцелярские штампы (канцелярит), стилистически не мотивированное использование канцеляризмов в несвойственном им стилевом контексте: Катериной было принято решение утопиться.

  1. Нарушение лексической сочетаемости (нарушение говорящим правил соединения слов в словосочетание): одержать поражение (вм. победу), обильное общение (вм. обильный полив грядок).

  1. Ошибки в употреблении синонимов: неверный выбор одного из близких

по значению слов.

  1. Ошибки в употреблении паронимов: не различение паронимов: Вы уже ходили вешаться (вм. взвешиваться); одень пальто (вм. надень).

  1. Ошибки в употреблении антонимов: неправильный подбор антонима: не только смех, но и сострадание (вм. смех-слезы).

  1. Плеоназм ( немотивированное многословие, избыточность языковых средств для выражения данного содержания): в апреле –месяце, моя автобиография.

  1. Тавтология: неоправданное повторение в пределах одного или соседних предложений одних и тех же слов, однокоренных или созвучных слов:

Следует сказать следующее.

  1. Ошибки в выборе слов: неоправданное использование похожего слова:

А. Блок-мастер звукозаписи.

  • При вынесении речевой ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Р2

Классификация фактических ошибок

Ф1. Искажение содержания литературного произведения, неправильное токование, неудачный подбор примеров: Счастьем для Обломова было одиночество и равнодушие. Ленский вернулся в свое имение из Англии. Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором.

Ф2. Неточность в цитате, отсутствие указания на автора цитаты. Неверно названный автор цитаты: Книги много значат для меня, ведь еще Ленин сказал:

«Век живи-век учись!»

Ф3. Незнание исторических и др. фактов, в том числе, временное смешение:

Великая Отечественная война 1812 года. Столица США-Нью-Йорк.

Ф4 Неточности в именах и фамилиях, прозвищах литературных героев. Искажения в названиях литературных произведений, их жанров: Тургеньев, «Тарас и Бульба», в повести Тургенева «Преступление и наказание».

  • При вынесении фактической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Ф2

Этические ошибки:

Речевая некорректность.

Проявление речевой агрессии:

грубое, оскорбительное высказывание; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме; угроза, грубое требование, обвинение, насмешка; употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго; высказывания, унижающие человеческое достоинство, выражающее высокомерие и циничное отношение к человеческой личности.

Мне хотелось бы сделать автору замечание за его неумение передавать свои мысли.

Этот текст меня бесит.

Это старье, именуемое классикой.

Логические ошибки

Л1. Сопоставление (противопоставление) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении, тексте.

На уроке присутствовали директор, библиотекарь, а также Анна Петровна и Зоя Ивановна Петрова. Он облокотился спиною на батарею.

Л2.Нарушение причинно-следственных отношений.

В последние годы очень много сделано для модернизации образования, однако педагоги работают по-старому, так как вопросы модернизации решаются слабо.

Л3. Пропуск звена в объяснении, «логический скачок».

Людской поток через наш двор перекрыть вряд ли возможно. (?)А как хочется, чтобы двор был украшением школы.

Л4. Перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к сочинению или изложению).

Пора вернуть этому слову его истинный смысл! Честь… Но как это сделать?

Л5.

Неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование (например, сначала от первого, затем от третьего лица).

Автор пишет о природе, описывает природу севера, вижу снега и просторы равнин.

Л6.Сопоставление логически несопоставимых понятий.

Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей.

Композиционно-текстовые ошибки

Л7.Неудачный зачин.

В этом тексте автор… (указание на предыдущий контекст с помощью указательных словоформ).

Л8. Ошибка в основной части:

  • Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении;

  • Отсутствие последовательности в изложении; бессвязность и нарушение порядка предложений.

  • Использование разнотипных по структуре предложений, ведущее к затруднению понимания смысла.

Л9. Неудачная концовка: дублирование вывода, неоправданное повторение высказанной ранее мысли.

  • При вынесении логической ошибки эксперту необходимо делать на полях работы выпускника подробную запись, например: Л2

10

Проверяя тетради по русскому языку, учителя ставят на полях такие знаки, как «палочка» (I) и «галочка (V). Учитель знает, что обозначают эти знаки. Знак (I) — это орфографическая ошибка (не верно написано слово), знак (V) — пропущены знаки препинания или поставлены лишние. Учитель, опираясь на эти условные обозначения, вернее на их количество, выставляет ученику оценку. Получается, что эти знаки для учителя?! Очень часто для ребёнка они ничего не значат!!!

Примерно 10 лет назад, в интернете, я случайно наткнулась на статью, в которой рассказывалось о том, как же научить младшего школьника выполнять работу над ошибками по русскому языку. Я не помню автора этой статьи, но очень благодарна ему. Хочу поделиться этой методикой с Вами.

Перед началом учебного года, опираясь на программное содержание, я составляю памятку «Работа над ошибками по русскому языку». С такой памяткой дети начинают работать со второго полугодия 1 класса. Вот так может выглядеть памятка для учащихся 1 класса.

№ п/п

Название орфограммы

Работа над ошибкой

Образец

1.

Заглавная буква в начале предложения.

Выпиши предложение, в котором допущена ошибка. Подчеркни заглавную букву в начале предложения и знак препинания в конце.

Летом я жил в деревне.

2.

Заглавная буква в именах собственных.

Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Запиши 2 — 3 своих примера на это правило.

Таня, Москва, Енисей, Жучка.

3.

Замена и пропуск букв.

Правильно прочти слово. Раздели слово на слоги, запиши его, подчеркни гласные буквы.

Кош — ка, голо — ва.

4.

Обозначение мягкости согласных.

Правильно выпиши слово в котором допущена ошибка. Подчеркни мягкий знак и согласную перед ним. Запиши 2-3 своих примера на это правило.

Мельница, лень, коньки.

5.

Разделительный мягкий знак.

Правильно выпиши слово в котором допущена ошибка. Выдели орфограмму. Запиши 2 — 3 своих примера на это правило.

Вьюга, воробьи, деревья.

6.

Правописание жи — ши, ча — ща, чу — щу.

Правильно выпиши слово в котором допущена ошибка, подчеркни орфограмму. Запиши 2 — 3 своих примера на это правило.

Мыши, шишка, камыши.

Чайка, час, чайник.

7.

Сочетания чк, чн, щн.

Выпиши слово правильно, подчеркни орфограмму. Запиши 2-3 своих примера на это правило.

Тучка, мощный, дачник.

8.

Словарные слова.

Напиши слово правильно 3 раза, поставь ударение, подчеркни «опасные» места. Придумай с этим словом словосочетание или предложение.

Капу’ста, капу’ста, капу’ста.

В этом году был хороший урожай капу’сты.

9.

Безударная гласная в корне, проверяемая ударением (а, я, о, е, и).

Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Обозначь орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

Вода’ — воды.

10.

Парные согласные в середине и в конце слова.

Выпиши слово, подчеркни орфограмму. Подбери проверочное слово и запиши рядом.

Парные согласные самые опасные,

Мы их тоже проверяем,

Рядом гласный подставляем.

Снег — снега,

грядка — грядочка

В этой памятке прописаны все орфограммы, которые изучаются в 1 классе. С каждым классом памятка будет увеличиваться.

Вот уже 10 лет я проверяю тетради по русскому языку, используя данную памятку. Вот так выглядит тетрадь ученика после проверки.

Каждая орфограмма в памятке имеет свой порядковый номер, но ученику не надо его запоминать. Цифровое обозначение орфограмм, с целью исправления ошибок, используется следующим образом. Учитель зачёркивает ошибку, сверху пишет правильную букву, а на поля (напротив этой ошибки) выносит эту букву с номером орфограммы в памятке. От письменной работы ребёнка учитель пропуска две строчки и ставит печатные буквы «РНО», что обозначает «работа над ошибками». Ученик, пользуясь памяткой, по цифре определяет категорию своей ошибки и выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается, что правильность и точность исправления, служит показателем осознанности выполняемой работы.

Вот так выглядит работа над ошибками, выполненная ученицей.

Получая тетрадь с подобными пометками на полях, ученик получает побуждение к действию. Для него пометки на полях — это не просто «немые», ничего не значащие галочки и палочки, а подробная, пошаговая инструкция для исправления своей ошибки. Используя данную памятку ребёнок вспомнит орфограмму, правило написания, способ проверки, графическое обозначение орфограммы.

В 1 классе я только начинаю учить детей работать с такой памяткой, поэтому здесь необходима помощь родителей. На родительском собрании я подробно знакомлю родителей с методикой работы.

Конечно же, не сразу у всех всё получается. Но здесь необходимо терпение учителя, настойчивость, конечно же, система работы и помощь родителей. И тогда обязательно всё получится!

Данный приём работы над ошибками способствует активизации мыслительной деятельности младших школьников, формирует у них умение осознанно применять изученные правила, развивает орфографическую зоркость, формирует умение работать с инструкцией, развивает такие личностные качества как терпение, сила воли.

За 4 года обучения в начальной школе, дети привыкают к подобному виду работы и использую памятку дальше в старших классах.

Единые требования к орфографическому режиму в
начальных классах

  1. Подписывание 
    тетрадей

             
Тетради для учащихся 1 – 2 классов подписывает учитель

       
 

ТЕТРАДЬ

для  _____работ ____________

по русскому языку (математике)

ученика (цы) 4 класса __ «А»__

СОШ  № 59

г. Чебоксары

…….

______

______________Нади________

   

ТЕТРАДЬ

для  _контрольных  
работ
__

по русскому языку  (математике)

ученика (цы) 4 класса __ «А»__

ученика (цы) 4 класса __ «А»__

СОШ  № 59

г. Чебоксары

……

______________Нади_______

 Предлог «по» пишется на одной строке с названием
предмета. Нумерация класса пишется арабскими цифрами. Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.

Поля соблюдаются с внешней и внутренней стороны. По математике
отчёркиваются  на 4 клетки широкие поля простым карандашом, внутренние – 7 мм по русскому языку, 2 клетки по математике.

         Учащиеся 1-2 классов по письму пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на
широкую линейку учителем определяется с 2-3 класса с учетом наличия у учащихся успешно сформированного навыка письма. Но переход во 2-м или 3 классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку
определяет сам учитель. При этом, учитель самостоятельно дифференцирует момент перехода  на письмо в широкую линейку, руководствуясь наличием у каждого учащегося успешно сформированного
навыка письма.

  1. Оформление письменной
    работы:

Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.

Пользоваться шариковой ручкой с чернилами фиолетового (синего) цвета.

Все начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом.

В начальной школе тетради проверяются ежедневно в обязательном порядке. Проверка контрольных работ
осуществляется к следующему уроку. Тетради №3 (для контрольных работ) показываются родителям с выдачей их на дом. Но хранятся в классе до конца учебного года. Работы учащихся проверяются учителем
чернилами красного цвета. Оценивание письменных текущих и контрольных работ осуществляется согласно принятым нормам оценок.

В 1 классе дата работы в тетрадях не пишется.

Во 2  классе по русскому
языку
  обозначается число – арабской цифрой, а название месяца прописью  (1 сентября).  В 3-4 классах
пишется полностью (Первое сентября).

Для учащихся 1 – 4 классов текст каждой новой работы
начинать с красной строки на той же странице тетради, на которой написана дата и наименование
работы.
    Дополнительных полей  с пропуском не должно быть. При оформлении
красной строки  делается отступ вправо. Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.

Использование правил переноса обязательно. Не
допускается необоснованное наличие пустых мест на строке!!!

Подчёркивания и условные обозначения выполняются  аккуратно ручкой (для начала до сформированности навыков аккуратной работы учитель может организовать карандашом), в случае необходимости – с
помощью линейки.

В ходе работы по русскому языку строчки не пропускаются. Между датой и заголовком, наименованием вида
работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку  не пропускать.

Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку. После классной и домашней работы следует отступать
две строчки (пишем на третьей).

По математике новый вид работы следует начинать, пропуская 2 клетки (пишем на третьей) и
номер задачи
или примеров записывается на широких полях без значка № и на этой же строке начинаем работать.

 По математике во 2-4 классах дата записывается
на полях в цифровом формате (10.12.2006г). Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по математике во всех случаях
пропускать 1 клетку. При оформлении каждой новой строки от полей слева клетку не пропускать, а при записи
столбиков отсчитывать три клетки (пишем на четвертой) от самого длинного примера.

Между заключительной строкой
текста одной письменной работы и датой или заголовком
другой письменной работы,  в тетрадях по математике пропускать 4 клетки (для отделения одной работы от другой и выставления оценки).

     
Рекомендуется в 4 классе писать на отдельной строке название темы урока по русскому языку и математике. Соблюдать красную строку. Обозначать №
упражнения, задачи, указывать, где выполняется работа (классная или домашняя). На новой строке с заглавной буквы начинается упражнение; в столбик
слова записываются с маленькой буквы.
Обозначить номер упражнения, задачи; указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).

Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать ручкой косой линией, вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения;
не заключать неверные написания в скобки.

 В 1–4-х классах в тетрадях (листах для контрольных работ) по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже – ее название.

Например (вид):

 Диктант.

 Пушок.

 В тайге.

 Ранняя весна.

 Вариативность работы фиксируется на следующей
строке по центру или на полях (краткая форма записи): 1-вариант. I-в.(запись римскими цифрами)

Все дети пишут шариковой ручкой школьного
образца. Паста заправки должна быть только синего цвета.

Упражнения по чистописанию
выполняются учащимися в рабочих тетрадях. Образцы букв в 1 классе прописывает учитель,

·         во 2–4 классах они прописываются выборочно с учетом индивидуальных
особенностей каждого ребенка.

·         Объем работы – 2 строки в 1 классе во втором полугодии, 2–3 строки
во 2 классе, 3–4 строки в 3–4 классах.

·         Учитель прописывает образцы в тетрадях. В классе на доске пишет образец с комментированием, указывая на типичные ошибки и пути их
исправления.

·         Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со
всеми детьми одинаково безрезультативным прописыванием элементов, букв, цифр, слогов и слов.

·         Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех
лет обучения в начальной школе.

·         Почерк является индикатором функционального состояния ребенка: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк. Изменения в почерке,
нарушения орфографической и графической сторон письма могут определяться отклонениями в состоянии здоровья и психоневрологического статуса, проявляться при снижении работоспособности и при
утомлении, которые связаны с несоответствием чисто педагогических требований и функциональных возможностей ребенка.

·         А вот система работы по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно,
дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

·         Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки.

·         В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из
оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой
строке). Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах. Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по
математике. Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку. Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го класса учим нормативному
переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.

!!!
При выставлении отметок за работы по русскому языку принимается во внимание каллиграфия ученика.

В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над
ошибками.

Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой
должна прослеживаться изо дня в день и оцениваться.

Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. В
обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям (лицам, их заменяющим) на классных родительских собраниях или при индивидуальной беседе
домой отдавать не рекомендуется.

  1. Порядок ведения
    тетрадей.
     

        
Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к
произведениям, определения литературных понятий и пр.)

   Для уроков окружающего мира возможно использование тетрадей на печатной
основе, но чаще в практике учащиеся имеют обычные рабочие тетради.

   В соответствии с программными требованиями допускается наличие тетрадей по
музыке, иностранному языку, факультативных курсов и др.

   Не требуется ведение тетрадей по труду, ИЗО, физической культуре, ОБЖ,
ПДД.

Для выполнения всех видов обучающих работ ученики
должны иметь следующее количество тетрадей:

·По русскому языку – 2 рабочие тетради, 1 тетрадь для контрольных работ, 1 тетрадь
для творческих работ (в 3-4 классах).

·По математике – 2 рабочие тетради, 1 тетрадь для контрольных работ

Разлиновка тетради по обучению грамоте в 1-2 классе вводится в две
линии. Высота заглавных букв – до середины широкой строки, строчных – до верхней линии узкой строки. В 3 – 4 классах рекомендованы тетради по русскому языку в одну линию. Высота
строчных букв приблизительно 3 мм, заглавных – 7 мм.

   4.Единые требования к
проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов

При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке,
суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить эти морфемы простым карандашом надлежит более точно.

При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение, если изучение второстепенных членов
предложения предусмотрено программой.

При оформлении словосочетаний допускается, помимо традиционной, форма оформления, вытекающая из требований программы для
5-го класса.

В 1–4-х классах в тетрадях (листах для контрольных работ) по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже – ее
название.

Классификация ошибок (условные обозначения)

Вид ошибки

Условные обозначения ошибки

В чем заключается ошибка

Как исправить ошибку

1.Ошибки в
Содержании

С

  1. Есть что-то лишнее. [ ]
  2. О чем-то сказано недостаточно, пропущено слово, целая фраза или предложение. V
  3. Не выражена основная мысль(тема не раскрыта) в сочинении.
  4. Мысли излагаются непоследовательно, нарушена логика. Л
  5. Искажен факт текста. Ф
  1. Переписать предложение заново без этого слова или словосочетания.
  2. Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.
  3. Оценка за сочинение снижается.
  4. Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.
  5. Переписать данное предложение заново, исправив фактическую ошибку.
2.Речевые ошибки и недочет

Р

  1. Употреблено не то слово.
  2. Употреблено лишнее слово [ ]
  3. Неоправданно повторяются слова (речевой повтор). Р
  4. Использование однообразных по структуре предложений.
  1. Переписать данное предложение заново, употребив необходимое слово.
  2. Переписать данное предложение заново убрав лишнее слово.
  3. Переработать данное предложение так, чтобы оно звучало грамматически правильно.
  4. Из нескольких простых предложений построить сложное и записать его.
3.Грамматические ошибки.

Г

  1. Неправильно образовано слова или его форма.
  2. Неправильно образовано словосочетание.
  3. Неправильно построено предложение.
  1. Переписать словосочетание или все предложение, исправив данное слово.
  2. Переписать словосочетание, исправив его.
  3. Переписать предложение в исправленном виде.
4.Орфографические ошибки.

I

Слово написано неправильно. Сделать работу над ошибками в слове.
5. Пунктуационные ошибки.

V

Неправильно поставлен или отсутствует знак препинания в предложении. Переписать предложение в исправленном виде, подчеркнуть знак препинания, составить схему предложения, объясняющую постановку знака.

Формула оценки за сочинения и изложения

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ПАМЯТКА
приемов  выделения
орфографических ошибок
учителем  в письменных    р...

    Каждая орфограмма в памятке имеет свой порядковый номер, но ученику не надо его запоминать. Цифровое обозначение орфограмм, с целью исправления ошибок, используется следующим образом. Учитель зачёркивает ошибку, сверху пишет правильную букву, а на поля (напротив этой ошибки) выносит эту букву с номером орфограммы в памятке. От письменной работы ребёнка учитель пропуска две строчки и ставит печатные буквы «РНО», что обозначает «работа над ошибками». Ученик, пользуясь памяткой, по цифре определяет категорию своей ошибки и выполняет работу над ошибками строго по памятке. Каждую работу над ошибками учитель проверяет и оценивает, при этом учитывается, что правильность и точность исправления, служит показателем осознанности выполняемой работы.

    Вот так выглядит работа над ошибками, выполненная ученицей.

    Получая тетрадь с подобными пометками на полях, ученик получает побуждение к действию. Для него пометки на полях — это не просто «немые», ничего не значащие галочки и палочки, а подробная, пошаговая инструкция для исправления своей ошибки. Используя данную памятку ребёнок вспомнит орфограмму, правило написания, способ проверки, графическое обозначение орфограммы.

    В 1 классе я только начинаю учить детей работать с такой памяткой, поэтому здесь необходима помощь родителей. На родительском собрании я подробно знакомлю родителей с методикой работы.

    Конечно же, не сразу у всех всё получается. Но здесь необходимо терпение учителя, настойчивость, конечно же, система работы и помощь родителей. И тогда обязательно всё получится!

    Данный приём работы над ошибками способствует активизации мыслительной деятельности младших школьников, формирует у них умение осознанно применять изученные правила, развивает орфографическую зоркость, формирует умение работать с инструкцией, развивает такие личностные качества как терпение, сила воли.

    За 4 года обучения в начальной школе, дети привыкают к подобному виду работы и использую памятку дальше в старших классах.

Единые требования к орфографическому режиму в
начальных классах

  1. Подписывание 
    тетрадей

             
Тетради для учащихся 1 – 2 классов подписывает учитель

       
 

ТЕТРАДЬ

для  _____работ ____________

по русскому языку (математике)

ученика (цы) 4 класса __ «А»__

СОШ  № 59

г. Чебоксары

…….

______

______________Нади________

   

ТЕТРАДЬ

для  _контрольных  
работ
__

по русскому языку  (математике)

ученика (цы) 4 класса __ «А»__

ученика (цы) 4 класса __ «А»__

СОШ  № 59

г. Чебоксары

……

______________Нади_______

 Предлог «по» пишется на одной строке с названием
предмета. Нумерация класса пишется арабскими цифрами. Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.

Поля соблюдаются с внешней и внутренней стороны. По математике
отчёркиваются  на 4 клетки широкие поля простым карандашом, внутренние – 7 мм по русскому языку, 2 клетки по математике.

         Учащиеся 1-2 классов по письму пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на
широкую линейку учителем определяется с 2-3 класса с учетом наличия у учащихся успешно сформированного навыка письма. Но переход во 2-м или 3 классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку
определяет сам учитель. При этом, учитель самостоятельно дифференцирует момент перехода  на письмо в широкую линейку, руководствуясь наличием у каждого учащегося успешно сформированного
навыка письма.

  1. Оформление письменной
    работы:

Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.

Пользоваться шариковой ручкой с чернилами фиолетового (синего) цвета.

Все начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом.

В начальной школе тетради проверяются ежедневно в обязательном порядке. Проверка контрольных работ
осуществляется к следующему уроку. Тетради №3 (для контрольных работ) показываются родителям с выдачей их на дом. Но хранятся в классе до конца учебного года. Работы учащихся проверяются учителем
чернилами красного цвета. Оценивание письменных текущих и контрольных работ осуществляется согласно принятым нормам оценок.

В 1 классе дата работы в тетрадях не пишется.

Во 2  классе по русскому
языку
  обозначается число – арабской цифрой, а название месяца прописью  (1 сентября).  В 3-4 классах
пишется полностью (Первое сентября).

Для учащихся 1 – 4 классов текст каждой новой работы
начинать с красной строки на той же странице тетради, на которой написана дата и наименование
работы.
    Дополнительных полей  с пропуском не должно быть. При оформлении
красной строки  делается отступ вправо. Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.

Использование правил переноса обязательно. Не
допускается необоснованное наличие пустых мест на строке!!!

Подчёркивания и условные обозначения выполняются  аккуратно ручкой (для начала до сформированности навыков аккуратной работы учитель может организовать карандашом), в случае необходимости – с
помощью линейки.

В ходе работы по русскому языку строчки не пропускаются. Между датой и заголовком, наименованием вида
работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку  не пропускать.

Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку. После классной и домашней работы следует отступать
две строчки (пишем на третьей).

По математике новый вид работы следует начинать, пропуская 2 клетки (пишем на третьей) и
номер задачи
или примеров записывается на широких полях без значка № и на этой же строке начинаем работать.

 По математике во 2-4 классах дата записывается
на полях в цифровом формате (10.12.2006г). Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по математике во всех случаях
пропускать 1 клетку. При оформлении каждой новой строки от полей слева клетку не пропускать, а при записи
столбиков отсчитывать три клетки (пишем на четвертой) от самого длинного примера.

Между заключительной строкой
текста одной письменной работы и датой или заголовком
другой письменной работы,  в тетрадях по математике пропускать 4 клетки (для отделения одной работы от другой и выставления оценки).

     
Рекомендуется в 4 классе писать на отдельной строке название темы урока по русскому языку и математике. Соблюдать красную строку. Обозначать №
упражнения, задачи, указывать, где выполняется работа (классная или домашняя). На новой строке с заглавной буквы начинается упражнение; в столбик
слова записываются с маленькой буквы.
Обозначить номер упражнения, задачи; указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).

Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать ручкой косой линией, вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения;
не заключать неверные написания в скобки.

 В 1–4-х классах в тетрадях (листах для контрольных работ) по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже – ее название.

Например (вид):

 Диктант.

 Пушок.

 В тайге.

 Ранняя весна.

 Вариативность работы фиксируется на следующей
строке по центру или на полях (краткая форма записи): 1-вариант. I-в.(запись римскими цифрами)

Все дети пишут шариковой ручкой школьного
образца. Паста заправки должна быть только синего цвета.

Упражнения по чистописанию
выполняются учащимися в рабочих тетрадях. Образцы букв в 1 классе прописывает учитель,

·         во 2–4 классах они прописываются выборочно с учетом индивидуальных
особенностей каждого ребенка.

·         Объем работы – 2 строки в 1 классе во втором полугодии, 2–3 строки
во 2 классе, 3–4 строки в 3–4 классах.

·         Учитель прописывает образцы в тетрадях. В классе на доске пишет образец с комментированием, указывая на типичные ошибки и пути их
исправления.

·         Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со
всеми детьми одинаково безрезультативным прописыванием элементов, букв, цифр, слогов и слов.

·         Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех
лет обучения в начальной школе.

·         Почерк является индикатором функционального состояния ребенка: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк. Изменения в почерке,
нарушения орфографической и графической сторон письма могут определяться отклонениями в состоянии здоровья и психоневрологического статуса, проявляться при снижении работоспособности и при
утомлении, которые связаны с несоответствием чисто педагогических требований и функциональных возможностей ребенка.

·         А вот система работы по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно,
дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

·         Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки.

·         В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из
оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой
строке). Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах. Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по
математике. Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку. Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го класса учим нормативному
переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.

!!!
При выставлении отметок за работы по русскому языку принимается во внимание каллиграфия ученика.

В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над
ошибками.

Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой
должна прослеживаться изо дня в день и оцениваться.

Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. В
обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям (лицам, их заменяющим) на классных родительских собраниях или при индивидуальной беседе
домой отдавать не рекомендуется.

  1. Порядок ведения
    тетрадей.
     

        
Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к
произведениям, определения литературных понятий и пр.)

   Для уроков окружающего мира возможно использование тетрадей на печатной
основе, но чаще в практике учащиеся имеют обычные рабочие тетради.

   В соответствии с программными требованиями допускается наличие тетрадей по
музыке, иностранному языку, факультативных курсов и др.

   Не требуется ведение тетрадей по труду, ИЗО, физической культуре, ОБЖ,
ПДД.

Для выполнения всех видов обучающих работ ученики
должны иметь следующее количество тетрадей:

·По русскому языку – 2 рабочие тетради, 1 тетрадь для контрольных работ, 1 тетрадь
для творческих работ (в 3-4 классах).

·По математике – 2 рабочие тетради, 1 тетрадь для контрольных работ

Разлиновка тетради по обучению грамоте в 1-2 классе вводится в две
линии. Высота заглавных букв – до середины широкой строки, строчных – до верхней линии узкой строки. В 3 – 4 классах рекомендованы тетради по русскому языку в одну линию. Высота
строчных букв приблизительно 3 мм, заглавных – 7 мм.

   4.Единые требования к
проведению морфологического, фонетического и синтаксического разборов

При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке,
суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить эти морфемы простым карандашом надлежит более точно.

При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение, если изучение второстепенных членов
предложения предусмотрено программой.

При оформлении словосочетаний допускается, помимо традиционной, форма оформления, вытекающая из требований программы для
5-го класса.

В 1–4-х классах в тетрадях (листах для контрольных работ) по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже – ее
название.

Классификация ошибок (условные обозначения)

Вид ошибки

Условные обозначения ошибки

В чем заключается ошибка

Как исправить ошибку

1.Ошибки в
Содержании

С

  1. Есть что-то лишнее. [ ]
  2. О чем-то сказано недостаточно, пропущено слово, целая фраза или предложение. V
  3. Не выражена основная мысль(тема не раскрыта) в сочинении.
  4. Мысли излагаются непоследовательно, нарушена логика. Л
  5. Искажен факт текста. Ф
  1. Переписать предложение заново без этого слова или словосочетания.
  2. Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.
  3. Оценка за сочинение снижается.
  4. Переписать данное предложение заново, добавив необходимое слово, фразу или предложение.
  5. Переписать данное предложение заново, исправив фактическую ошибку.
2.Речевые ошибки и недочет

Р

  1. Употреблено не то слово.
  2. Употреблено лишнее слово [ ]
  3. Неоправданно повторяются слова (речевой повтор). Р
  4. Использование однообразных по структуре предложений.
  1. Переписать данное предложение заново, употребив необходимое слово.
  2. Переписать данное предложение заново убрав лишнее слово.
  3. Переработать данное предложение так, чтобы оно звучало грамматически правильно.
  4. Из нескольких простых предложений построить сложное и записать его.
3.Грамматические ошибки.

Г

  1. Неправильно образовано слова или его форма.
  2. Неправильно образовано словосочетание.
  3. Неправильно построено предложение.
  1. Переписать словосочетание или все предложение, исправив данное слово.
  2. Переписать словосочетание, исправив его.
  3. Переписать предложение в исправленном виде.
4.Орфографические ошибки.

I

Слово написано неправильно. Сделать работу над ошибками в слове.
5. Пунктуационные ошибки.

V

Неправильно поставлен или отсутствует знак препинания в предложении. Переписать предложение в исправленном виде, подчеркнуть знак препинания, составить схему предложения, объясняющую постановку знака.

Формула оценки за сочинения и изложения

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ПАМЯТКА
приемов  выделения
орфографических ошибок
учителем  в письменных    р...

    1 слайд

    ПАМЯТКА
    приемов выделения
    орфографических ошибок
    учителем в письменных работах учащихся

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ

  • МАОУ ДПО ИПК Применение учителем разных способов указания на ошибку в процесс...

    2 слайд

    МАОУ ДПО ИПК 
    Применение учителем разных способов указания на ошибку в процессе проверки письменных работ не только позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, но и помогает правильному выбору способа исправления ошибки.

    г. Новокузнецк
    2016 год

  • 1. Ошибка, зачеркивается и исправляется.
                         (е)
 Наприм...

    3 слайд

    1. Ошибка, зачеркивается и исправляется.
    (е)
    Например: лисной
    2. Ошибка подчеркивается, зачеркивается, но не исправляется. Например: дуп
    3.Обозначается часть слова, в которой есть ошибка. Например: козьба, сучек
    Первый способ показывает, как нужно обозначать, как зачеркивать и как исправлять ошибки; следующий – учит исправлению ошибки; третий способ – нахождению и исправлению ошибки в той или иной морфеме;

  • 4. Подчёркивается всё слово, в котором есть ошибка. Например: прозьба
5. Ника...

    4 слайд

    4. Подчёркивается всё слово, в котором есть ошибка. Например: прозьба
    5. Никаких подчеркиваний не делается, на полях ставится условный знак орфографической ошибки.(|)

    четвертый – учит поиску ошибок в слове, а пятый — в ряде слов в строке.

  • 6. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях...

    5 слайд

    6. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях морфемы, на которую допущена ошибка. Например:

  • 7. Зачеркивание ошибки, написание правильного варианта, указание на полях ном...

    6 слайд

    7. Зачеркивание ошибки, написание правильного варианта, указание на полях номера орфограммы, на которую допущена ошибка.

    (1)
    (1)
    Например:
    —Во всех случаях на полях тоже ставится знак орфографической ошибки( |).

  • Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.

    7 слайд

    Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.

Предисловие

Из практики обучения в начальных классах известно, что работа по орфографии не всегда дает желаемые результаты. Одна из важнейших причин этого – неумение учащихся видеть орфограммы.

В общей системе формирования орфографических навыков и умений важная роль принадлежит начальным классам, так как здесь закладываются основы грамотности, здесь дети впервые сталкиваются с понятиями “правильность речи” и “литературная языковая норма”.

В работе над орфографическими ошибками в первую очередь необходимо знать причины появления этих ошибок. Такими причинами являются:

– недопонимание учащимися правила;

– неумение применять его на практике;

– незнание предшествующего материала, на котором основывается данное правило;

– недостаточное развитие орфографической зоркости;

– неумение распознавать орфограмму;

– контролировать себя в процессе письма;

– наличие дефектов произношения

Существует три вида исправления ошибок:

  1. Исправление путем выписывания, данного слова;
  2. Исправление с помощью доказательства;
  3. Исправление, основанное на логически последовательном порядке рассуждения вида исправления ошибок;

План – рассуждения при исправлении ошибок в окончаниях имен прилагательных.
(Разработано и предложено В.А. Шукейло)

  • Найти имя прилагательное.
  • Найти имя существительное, от которого зависит прилагательное.
  • Поставить вопрос от существительного к прилагательному. Посмотреть на окончание в вопросе и по нему определить окончание прилагательного.
  • Определить род и падеж существительного и прилагательного.
  • Вспомнить прилагательного в этом падеже.

Памятка при работе над ошибками

1. Перенос слов

ма-ленький, малень-кий;

ап-пликация, аппли-кация;

2. ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН

(Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило.)

Машина, шил, шина, шило.

Чулки, щука, чаща, роща, ночка, ночной.

3. Большая буква в именах собственных

Москва – название города.

Иванов Сергей Петрович – фамилия, имя, отчество.

Жучка – кличка животного.

Нева – название реки.

4. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

Грозы – гроза

Снег – снега

5. Парные согласные в корне слова

Грибы – гриб

Шуба – шубка

6. Непроизносимые согласные в корне слова

Солнышко – солнце

7. Правописание приставки, суффикса

Из садика

Переход

8. Разделительный Ъ и Ь

Подъезд, вьюга

9. Раздельное написание предлогов со словами

В лес, в густой лес.

10. Мягкий знак в конце существительных после шипящих

Ночь – ж. р., мяч – м. р.

11. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных

Озером (каким?) глубоким

В лесу (каком?) сосновом

12. Безударные падежные окончания существительных

Шел (по чему?) по площади – 3 скл, Д. п., по степи

Читали (о чем?) об улице– 1 скл, П.п., о зиме

Мечтали (о чем?) о космосе – 2 скл, П.п., о коне

13. Безударные личные окончания глаголов

Писать (не на -ить, не искл, I спряжение) – пишет

Строить (на -ить, II спряжение) – строят

Смотреть (искл., II спряжение) – смотришь

14. Глаголы 2 –го лица ед. числа

Играешь – 2 л., ед. ч, что делаешь?

Орфографические задачи для детей

1. На выбор букв для обозначения звука

  • Тр(а/о)ва
  • гру(зс)
  • ж(и/ы)л
  • ч(а/я)с
  • щ(у/ю)кА

2. На выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и начала предложения

  • (Ш/ш)арик
  • (М/м)аша
  • (Д/д)он

3. На определение места знака переноса в слове

  • Оре-хи или о-рехи
  • Лей-ка или ле-йка
  • Коль-цо или кол-ьцо

4. На слитно-раздельное написание слов

  • В класс или вкласс
  • Взял или в зял

5. Прочитайте “Мирную считалочку” М.Карема

Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города,
Труд, веселье, сладкий сон,
А война пусть выйдет вон!

– На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова с этими орфограммами.

– Какие слова можно проверить словами горы, реки?

– На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои примеры на эти правила.

6. Игра-диктант “Кто больше запомнит слов?”

Учитель читает каждое предложение один раз, а во время паузы между предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Можно проводить, таким образом, и словарный диктант. Учитель один раз произносит цепочку, например, из 3 слов (либо демонстрирует на доске или на экране) в течение 9–15 секунд и больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Читает новую цепочку слов и так далее, пока дети не запишут нужное количество слов. Затем подсчитывается количество записанных слов и проверяется их написание. (Слова необходимо записывать в том порядке, в котором назывались учителем).

7. Грамматические зарядки

“Какие буквы спорят? Какие побеждают?”

1. Сугро…, сне…, заво…, шка…, рука….

Гусе(в/ф)
кру(г/к)
стол(б/п)

 ря(д/т)
 су(б/п)
 гла(з/с)

 к(о/а)за
 р(е/и)ка
 тр(а/о)ва

 п(а/о)ет
 з(о/а)вет
 ст(о/а)ит

Стихотворные упражнения для развития орфографического навыка:

  1. Имена, фамилии,
    Клички, города.
    Все с заглавной буквы
    Пишутся всегда.
  1. Начинает буква
    Важные слова:
    Иванова Анна,
    Шуя и Москва.
  1. Почему же мы с тобой
    пишем с буквы прописной:
    Таня, Ваня, Мила, Нина,
    Коля, Петя и Ирина,
    Иванов, Петров, Орлов,
    Калининград, Москва, Ковров?
  1. Чижи, ужи, ежи, стрижи,
    Жирафы, мыши и моржи;
    Кружи, дружи, служи, спеши-
    Запомни слоги ЖИ и ШИ.
  1. Козочка, горочка,
    33 пригорочка.
    Ой! чк! чк! чк!
    Кочка, почка, звездочка.

Как работать над ошибками

Памятка для ученика

  1. Если ты пропустил, переставил или не дописал букву в слове, напиши слово правильно и подели его на слоги. Подчеркни букву, которую пропустил, обозначь ударение.
  2. Если допустил ошибку на правило, то сначала узнай, в какой части слова находится твоя ошибка. Для этого разбери слово по составу.
  3. Если ошибка в приставке, узнай у учителя или в учебнике, как она пишется, и напиши слово правильно. Подбери и напиши три слова с той же приставкой. Выдели приставку и обозначь ударение.
  4. Если ошибка в корне, узнай на какое правило. Напиши проверочное слово, обозначь ударение, выдели корень. Напиши еще несколько однокоренных слов. Во всех словах выдели корень.
  5. Если ошибка в суффиксе, узнай, как он пишется, и напиши еще два слова с тем же суффиксом. Выдели во всех словах суффикс.
  6. Если ошибка в окончании существительного, то выпиши это слово вместе с тем словом, к которому оно относится. Укажи вопрос, падеж, склонение, окончание. Составь предложение с существительным в этом падеже.
  7. Если ошибка в окончании прилагательного, то выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится; по роду и падежу существительного узнай род и падеж прилагательного, вспомни окончание. Проверь себя вопросом. Составь предложение с прилагательным в том же падеже.
  8. Если ошибка в окончании глагола, напиши неопределенную форму глагола и узнай спряжение, определи время, лицо и число глагола. Напиши окончание. Составь предложение с этим же глаголом в другом лице.

Ошибки бывают грамматические и орфографические, кроме того, выделяются так называемые «описки». Описка — это разновидность орфографической ошибки, имеющая различные причины, не связанные с орфографией непосредственно: невнимательность, неумение выделять звуки в потоке речи и др.

Н. Д. Голев. Ошибка или описка — что хуже? | lingvo.asu.ru

«Описка отличается от орфографической ошибки, и очень резко. Если человек сделал ошибку, то он может десятки раз спокойно перечитать текст, видеть свою ошибку — и все же не заметить и не исправить. Или исправить, лишь припомнив орфографическое правило, иногда с трудом. Описку при внимательном чтении сам пишущий замечает без всяких правил».

1) Цел вместо цель — орфографическая ошибка, которая в действительности может быть опиской (мягкий звук на конце слова всегда обозначается мягким знаком, кроме шипящих).

2) Поступить вместо поступать — грамматическая ошибка (неправильный вид глагола).

3) Тлефон и огурц — описка, но при большой частотности таких ошибок требует коррекции слухового восприятия звуков.

4) пропущен предлог между словами — грамматическая ошибка, которая в некоторых случаях может быть опиской.

Возможно, вам также будет интересно:

  • Как выделить ошибку на сайте нажмите
  • Как выделить ошибку на сайте и отправить
  • Как вы понимаете значение слова признать свои ошибки
  • Как вы понимаете значение признавать свои ошибки
  • Как вы понимаете значение выражения признать свои ошибки сформулируйте

  • Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии