Как указать малышу на ошибки

«Сто раз надо повторять», «как об стенку горох», «пока не прикрикнешь – не сделает» – эти фразы уверенно занимают первые строчки в хит-параде родительских жалоб детскому психологу. Почему? «Самая главная ошибка родителей заключается в том, что они пытаются давать указания крохам, как маленьким взрослым. Но в «маленькой стране» действуют свои законы восприятия, которые необходимо учитывать, если мы хотим быть услышанными».

Ошибка 1 — Отсутствие зрительного контакта

Малышам доступно только гибкое одноканальное внимание. Это означает, что мозг ребенка способен сконцентрироваться только на одной задаче (например, на строительстве тоннеля из стульев). Бессмысленно раздражаться, что увлеченный игрой малыш вас «не слышит» – он пока просто не способен на это. Тем более что мамины слова доносятся откуда-то сверху, в то время как «настоящая» жизнь проходит здесь, под стульями!

Работа над ошибками. Прежде чем давать указания, необходимо переключить внимание карапуза на себя. Присядьте на корточки, посмотрите ребенку в глаза (можно прикоснуться или взять за руку). Обратитесь к нему по имени: «Даша, посмотри на меня», «Тёма, послушай, что я скажу» и т. п. Малыша старше 3,5 полезно попросить повторить, что он услышал. Задания, которые выдаешь сам себе, выполнять гораздо приятней.

Ошибка 2 — Просьба, состоящая из нескольких

«Сними валенки, вымой руки и за стол», — на наш взгляд, просьба проста, как дважды два. А вот для ребенка младше 3,5–4 лет это довольно сложный алгоритм. Попробуй запомнить последовательность, ничего не пропустив! Вот малыш и «застревает» в прихожей.

Работа над ошибками. Разбивайте сложную задачу на простые. Выдавайте ребенку только одно короткое задание, например: «Сними валенки». К следующему переходите, когда указание №1 будет выполнено.

Ошибка 3 — «Косвенные» указания

Например: «Ты еще долго будешь сидеть в грязи?», «Тебе что, нравится ходить с липкими руками?». «Малыши понимают все буквально, – говорит психолог. – Догадаться, что в мамином вопросе заключено руководство к действию, им пока трудновато».

Работа над ошибками. Стоит помнить, что ребенок еще только осваивает родной язык. Поэтому все просьбы должны звучать так, чтобы их можно было понять однозначно.

Ошибка 4 — Многословность

«Саша, сколько раз тебе можно говорить, не прыгай с кресла на диван! Ты уже забыл, как расквасил нос, хочешь свалиться еще раз?.. и т. д.». «Понятно, что у родителя, который выдает «речь», что называется, «накипело» и он хочет как-то прекратить опасное поведение ребенка, – говорит психолог. – Но выслушивая длинную нотацию, ребенок только путается в словах и забывает, о чем, собственно, идет речь».

Работа над ошибками. Не стоит припоминать ребенку «прошлые» грехи. Не нужно пугать грядущими неприятностями. Малыш живет «здесь и сейчас», поэтому попытка повлиять на него долгими объяснениями бессмысленна. Лучше всего в такой момент сказать коротко: «Прыгать с кресла нельзя, это опасно». После этого можно превратить ситуацию в шутку – например, снять шалуна с кресла и покружить, поиграть в самолетики. Или переключить внимание – например, предложить посоревноваться, кто лучше перепрыгнет через разложенные на ковре листки бумаги. Одним словом, найти более безопасный выход для энергии, переполняющей малыша. И самое главное правило – если не можете изменить поведение ребенка, меняйте обстоятельства, которые провоцируют опасное поведение. Например, перенесите кресло в другую комнату.

Ошибка 5 — Крик

Ребенок попросит прощения, скажет, что все услышал и понял. На самом деле он не услышал – не до того было. Главной целью было – предотвратить наказание. Кроме того, крик вызывает тревогу, страх. А страх снижает способность мыслить. «Вспомните, как вы сами себя чувствуете, если с вами на повышенных тонах разговаривает кто-то значимый, например начальник, – советует психолог. – Наверняка бывает ощущение, что теряетесь, как будто «глупеете»? То же самое происходит и с ребенком».

Работа над ошибками. Лучший способ удержать эмоции под контролем – быть последовательными. Если ребенок поймет, что нет способа выпросить часовое сидение перед телевизором, он перестанет игнорировать просьбу выключить мультики.

Ошибка 6 — Ожидание немедленного изменения поведения

Американский педагог Мэри Бадд Роу в ходе экспериментов обнаружила, что дети воспринимают сказанное не так быстро, как взрослые, а с задержкой в несколько секунд. В том числе и потому, что произвольное внимание (то есть умение усилием воли отвлекаться от интересного в пользу необходимого) полностью формируется у малыша только к 6–7 годам. Это значит, что быстро переключаться с того, что интересно ему (например, возить по полу табуретки) на то, что «интересно» вам (одеться и отправиться в поликлинику) ребенок младше шести попросту не может.

Работа над ошибками. Давайте малышу «временной» запас. Например, вам пора домой, а чадо никак не может оторваться от игры. Договоритесь с ним, сколько раз он сможет съехать с горки перед уходом домой, тогда ваша просьба наверняка будет услышана. Вариант: если карапуз «не слышит», что пора оставить машинки и пойти обедать, – предложите машинкам посоревноваться – кто быстрее доедет до кухни и т. п.

Ошибка 7 — Метод «заезженной пластинки»

Плох для ребенка, потому что он не привыкает к самостоятельности. «Мама в этот раз не напомнила, что надо вымыть руки после туалета, значит, их мыть не обязательно». Плох для мамы, потому что даже самый терпеливый человек, вынужденный постоянно быть «пластинкой», истощается и может однажды из-за пустяка сорваться на малыша – накричать или отшлепать.

Работа над ошибками. «У детей очень развита зрительная память, – говорит Оксана Лысикова, – поэтому для освоения режимных моментов очень эффективно работают картинки-напоминалки. Например, в полтора-два года кроха уже способен усвоить, что надо мыть руки в трех случаях: перед едой, после «похода» на горшок и после прогулки. Повесьте в ванной и в прихожей яркие картинки, посвященные этим трем ситуациям. Каждое мытье рук ребенок охотно будет отмечать ярким кружочком или крестиком».

Ошибка 8 — Просьба-«отрицание»

«Не лезь в лужу!», «Не хлопай дверью!» Детское восприятие «пропускает» частицу «не», и малыш то и дело воспринимает родительский запрет как заманчивое предложение.

Работа над ошибками. Предложите интересную альтернативу. Например: «Давай попробуем обойти лужу по этому узкому бордюрчику» или «Сможешь закрыть дверь, чтобы никто не услышал?»

Ошибка 9 — Постоянное одергивание

«Как правило, то и дело одергивают ребенка тревожные мамы, которые испытывают постоянный страх за малыша и справляются с этим страхом с помощью гиперопеки, – считает психолог. – «Не наступи в грязь», «Осторожно, порог», «Стой, там собака» – и так целый день». В какой-то момент уставший от давления ребенок начинает воспринимать мамину речь просто как «фон».

Работа над ошибками. Попробуйте посчитать, сколько раз за час (например, за прогулку), вы делаете ребенку замечания. Какие из этих замечаний вполне можно было бы и не делать? Не одергивайте его по любому поводу, а старайтесь быть рядом, когда малыш активен. Залезайте вместе с ним на горку, сходите за компанию посмотреть, что там лежит в кустах, вместе посмотрите на собаку. Кроха обязательно «скопирует» ваше безопасное поведение.

Ошибка 10 — Неумение слышать ребенка

«Бывает, что мама и ребенок проводят вдвоем целый день, но сложно сказать, что они долго были вместе, – считает Оксана Лысикова. – Например, малыш хочет рассказать маме что-то, с его точки зрения, очень важное про найденный в песочнице камушек. Но мама увлечена разговором с подругой: “Подожди!” Или по дороге в магазин карапуз что-то увлеченно рассказывает, мама рассеянно кивает головой, погруженная в свои мысли».

Работа над ошибками. Ребенок учится у нас всему, в том числе и искусству коммуникации. «Не так важно, сколько времени вы проводите с малышом, важнее, как вы его проводите, – считает психолог. – Попробуйте на час-два полностью погрузиться в игру, сосредоточившись только на общении с малышом. Он наверняка «насытится» вниманием и захочет поиграть самостоятельно, оставив вам время и на разговор с подругой, и на размышления. А вот ребенок, с которым проводят целый день «рядом, но не вместе», привыкает «выпрашивать» внимание с помощью шалостей.

Научи другого

Как указать малышу на ошибки, не превратившись в «пилу»? Можно делегировать ему полномочия «старшего». Первый этап обучения чему-либо – например, умению правильно переходить дорогу или пользоваться вилкой – должны пройти «дублеры» малыша – его любимые игрушки. Ваша задача с помощью ребенка дать игрушкам подробные инструкции: «Накалываешь кусочки котлеты? Опусти вилочку зубцами вниз. А чтобы донести до рта пюре, поверни вилку изгибом вниз».

Автор: Ирина Кудинова

Журнал “Мой маленький”

«Сто раз надо повто­рять», «как об стенку горох», «пока не при­крик­нешь – не сде­лает» – эти фразы уве­ренно зани­мают пер­вые строчки в хит-параде роди­тель­ских жалоб дет­скому пси­хо­логу. Почему? «Самая глав­ная ошибка роди­те­лей заклю­ча­ется в том, что они пыта­ются давать ука­за­ния кро­хам, как малень­ким взрос­лым. Но в «малень­кой стране» дей­ствуют свои законы вос­при­я­тия, кото­рые необ­хо­димо учи­ты­вать, если мы хотим быть услышанными».

Ошибка 1 — Отсут­ствие зри­тель­ного контакта

Малы­шам доступно только гиб­кое одно­ка­наль­ное вни­ма­ние. Это озна­чает, что мозг ребенка спо­со­бен скон­цен­три­ро­ваться только на одной задаче (напри­мер, на стро­и­тель­стве тон­неля из сту­льев). Бес­смыс­ленно раз­дра­жаться, что увле­чен­ный игрой малыш вас «не слы­шит» – он пока про­сто не спо­со­бен на это. Тем более что мамины слова доно­сятся откуда-то сверху, в то время как «насто­я­щая» жизнь про­хо­дит здесь, под стульями!

Работа над ошиб­ками. Прежде чем давать ука­за­ния, необ­хо­димо пере­клю­чить вни­ма­ние кара­пуза на себя. При­сядьте на кор­точки, посмот­рите ребенку в глаза (можно при­кос­нуться или взять за руку). Обра­ти­тесь к нему по имени: «Даша, посмотри на меня», «Тёма, послу­шай, что я скажу» и т. п. Малыша старше 3,5 полезно попро­сить повто­рить, что он услы­шал. Зада­ния, кото­рые выда­ешь сам себе, выпол­нять гораздо приятней.

Ошибка 2 — Просьба, состо­я­щая из нескольких

«Сними валенки, вымой руки и за стол», — на наш взгляд, просьба про­ста, как два­жды два. А вот для ребенка младше 3,5–4 лет это довольно слож­ный алго­ритм. Попро­буй запом­нить после­до­ва­тель­ность, ничего не про­пу­стив! Вот малыш и «застре­вает» в прихожей.

Работа над ошиб­ками. Раз­би­вайте слож­ную задачу на про­стые. Выда­вайте ребенку только одно корот­кое зада­ние, напри­мер: «Сними валенки». К сле­ду­ю­щему пере­хо­дите, когда ука­за­ние №1 будет выполнено.

Ошибка 3 — «Кос­вен­ные» указания

Напри­мер: «Ты еще долго будешь сидеть в грязи?», «Тебе что, нра­вится ходить с лип­кими руками?». «Малыши пони­мают все бук­вально, – гово­рит пси­хо­лог. – Дога­даться, что в мами­ном вопросе заклю­чено руко­вод­ство к дей­ствию, им пока трудновато».

Работа над ошиб­ками. Стоит пом­нить, что ребе­нок еще только осва­и­вает род­ной язык. Поэтому все просьбы должны зву­чать так, чтобы их можно было понять однозначно.

Ошибка 4 — Многословность

«Саша, сколько раз тебе можно гово­рить, не пры­гай с кресла на диван! Ты уже забыл, как рас­ква­сил нос, хочешь сва­литься еще раз?.. и т. д.». «Понятно, что у роди­теля, кото­рый выдает «речь», что назы­ва­ется, «наки­пело» и он хочет как-то пре­кра­тить опас­ное пове­де­ние ребенка, – гово­рит пси­хо­лог. – Но выслу­ши­вая длин­ную нота­цию, ребе­нок только пута­ется в сло­вах и забы­вает, о чем, соб­ственно, идет речь».

Работа над ошиб­ками. Не стоит при­по­ми­нать ребенку «про­шлые» грехи. Не нужно пугать гря­ду­щими непри­ят­но­стями. Малыш живет «здесь и сей­час», поэтому попытка повли­ять на него дол­гими объ­яс­не­ни­ями бес­смыс­ленна. Лучше всего в такой момент ска­зать коротко: «Пры­гать с кресла нельзя, это опасно». После этого можно пре­вра­тить ситу­а­цию в шутку – напри­мер, снять шалуна с кресла и покру­жить, поиг­рать в само­ле­тики. Или пере­клю­чить вни­ма­ние – напри­мер, пред­ло­жить посо­рев­но­ваться, кто лучше пере­прыг­нет через раз­ло­жен­ные на ковре листки бумаги. Одним сло­вом, найти более без­опас­ный выход для энер­гии, пере­пол­ня­ю­щей малыша. И самое глав­ное пра­вило – если не можете изме­нить пове­де­ние ребенка, меняйте обсто­я­тель­ства, кото­рые про­во­ци­руют опас­ное пове­де­ние. Напри­мер, пере­не­сите кресло в дру­гую комнату.

Ошибка 5 — Крик

Ребе­нок попро­сит про­ще­ния, ска­жет, что все услы­шал и понял. На самом деле он не услы­шал – не до того было. Глав­ной целью было – предот­вра­тить нака­за­ние. Кроме того, крик вызы­вает тре­вогу, страх. А страх сни­жает спо­соб­ность мыс­лить. «Вспом­ните, как вы сами себя чув­ству­ете, если с вами на повы­шен­ных тонах раз­го­ва­ри­вает кто-то зна­чи­мый, напри­мер началь­ник, – сове­тует пси­хо­лог. – Навер­няка бывает ощу­ще­ние, что теря­е­тесь, как будто «глу­пе­ете»? То же самое про­ис­хо­дит и с ребенком».

Работа над ошиб­ками. Луч­ший спо­соб удер­жать эмо­ции под кон­тро­лем – быть после­до­ва­тель­ными. Если ребе­нок пой­мет, что нет спо­соба выпро­сить часо­вое сиде­ние перед теле­ви­зо­ром, он пере­ста­нет игно­ри­ро­вать просьбу выклю­чить мультики.

Ошибка 6 — Ожи­да­ние немед­лен­ного изме­не­ния поведения

Аме­ри­кан­ский педа­гог Мэри Бадд Роу в ходе экс­пе­ри­мен­тов обна­ру­жила, что дети вос­при­ни­мают ска­зан­ное не так быстро, как взрос­лые, а с задерж­кой в несколько секунд. В том числе и потому, что про­из­воль­ное вни­ма­ние (то есть уме­ние уси­лием воли отвле­каться от инте­рес­ного в пользу необ­хо­ди­мого) пол­но­стью фор­ми­ру­ется у малыша только к 6–7 годам. Это зна­чит, что быстро пере­клю­чаться с того, что инте­ресно ему (напри­мер, возить по полу табу­ретки) на то, что «инте­ресно» вам (одеться и отпра­виться в поли­кли­нику) ребе­нок младше шести попро­сту не может.

Работа над ошиб­ками. Давайте малышу «вре­мен­ной» запас. Напри­мер, вам пора домой, а чадо никак не может ото­рваться от игры. Дого­во­ри­тесь с ним, сколько раз он смо­жет съе­хать с горки перед ухо­дом домой, тогда ваша просьба навер­няка будет услы­шана. Вари­ант: если кара­пуз «не слы­шит», что пора оста­вить машинки и пойти обе­дать, – пред­ло­жите машин­кам посо­рев­но­ваться – кто быст­рее доедет до кухни и т. п.

Ошибка 7 — Метод «заез­жен­ной пластинки»

Плох для ребенка, потому что он не при­вы­кает к само­сто­я­тель­но­сти. «Мама в этот раз не напом­нила, что надо вымыть руки после туа­лета, зна­чит, их мыть не обя­за­тельно». Плох для мамы, потому что даже самый тер­пе­ли­вый чело­век, вынуж­ден­ный посто­янно быть «пла­стин­кой», исто­ща­ется и может одна­жды из-за пустяка сорваться на малыша – накри­чать или отшлепать.

Работа над ошиб­ками. «У детей очень раз­вита зри­тель­ная память, – гово­рит Оксана Лыси­кова, – поэтому для осво­е­ния режим­ных момен­тов очень эффек­тивно рабо­тают кар­тинки-напо­ми­налки. Напри­мер, в пол­тора-два года кроха уже спо­со­бен усво­ить, что надо мыть руки в трех слу­чаях: перед едой, после «похода» на гор­шок и после про­гулки. Повесьте в ван­ной и в при­хо­жей яркие кар­тинки, посвя­щен­ные этим трем ситу­а­циям. Каж­дое мытье рук ребе­нок охотно будет отме­чать ярким кру­жоч­ком или крестиком».

Ошибка 8 — Просьба-«отрицание»

«Не лезь в лужу!», «Не хло­пай две­рью!» Дет­ское вос­при­я­тие «про­пус­кает» частицу «не», и малыш то и дело вос­при­ни­мает роди­тель­ский запрет как заман­чи­вое предложение.

Работа над ошиб­ками. Пред­ло­жите инте­рес­ную аль­тер­на­тиву. Напри­мер: «Давай попро­буем обойти лужу по этому узкому бор­дюр­чику» или «Смо­жешь закрыть дверь, чтобы никто не услышал?»

Ошибка 9 — Посто­ян­ное одергивание

«Как пра­вило, то и дело одер­ги­вают ребенка тре­вож­ные мамы, кото­рые испы­ты­вают посто­ян­ный страх за малыша и справ­ля­ются с этим стра­хом с помо­щью гипе­ро­пеки, – счи­тает пси­хо­лог. – «Не наступи в грязь», «Осто­рожно, порог», «Стой, там собака» – и так целый день». В какой-то момент устав­ший от дав­ле­ния ребе­нок начи­нает вос­при­ни­мать мамину речь про­сто как «фон».

Работа над ошиб­ками. Попро­буйте посчи­тать, сколько раз за час (напри­мер, за про­гулку), вы дела­ете ребенку заме­ча­ния. Какие из этих заме­ча­ний вполне можно было бы и не делать? Не одер­ги­вайте его по любому поводу, а ста­рай­тесь быть рядом, когда малыш акти­вен. Зале­зайте вме­сте с ним на горку, схо­дите за ком­па­нию посмот­реть, что там лежит в кустах, вме­сте посмот­рите на собаку. Кроха обя­за­тельно «ско­пи­рует» ваше без­опас­ное поведение.

Ошибка 10 — Неуме­ние слы­шать ребенка

«Бывает, что мама и ребе­нок про­во­дят вдвоем целый день, но сложно ска­зать, что они долго были вме­сте, – счи­тает Оксана Лыси­кова. – Напри­мер, малыш хочет рас­ска­зать маме что-то, с его точки зре­ния, очень важ­ное про най­ден­ный в песоч­нице каму­шек. Но мама увле­чена раз­го­во­ром с подру­гой: “Подо­жди!” Или по дороге в мага­зин кара­пуз что-то увле­ченно рас­ска­зы­вает, мама рас­се­янно кивает голо­вой, погру­жен­ная в свои мысли».

Работа над ошиб­ками. Ребе­нок учится у нас всему, в том числе и искус­ству ком­му­ни­ка­ции. «Не так важно, сколько вре­мени вы про­во­дите с малы­шом, важ­нее, как вы его про­во­дите, – счи­тает пси­хо­лог. – Попро­буйте на час-два пол­но­стью погру­зиться в игру, сосре­до­то­чив­шись только на обще­нии с малы­шом. Он навер­няка «насы­тится» вни­ма­нием и захо­чет поиг­рать само­сто­я­тельно, оста­вив вам время и на раз­го­вор с подру­гой, и на раз­мыш­ле­ния. А вот ребе­нок, с кото­рым про­во­дят целый день «рядом, но не вме­сте», при­вы­кает «выпра­ши­вать» вни­ма­ние с помо­щью шалостей.

Научи дру­гого

Как ука­зать малышу на ошибки, не пре­вра­тив­шись в «пилу»? Можно деле­ги­ро­вать ему пол­но­мо­чия «стар­шего». Пер­вый этап обу­че­ния чему-либо – напри­мер, уме­нию пра­вильно пере­хо­дить дорогу или поль­зо­ваться вил­кой – должны пройти «дуб­леры» малыша – его люби­мые игрушки. Ваша задача с помо­щью ребенка дать игруш­кам подроб­ные инструк­ции: «Нака­лы­ва­ешь кусочки кот­леты? Опу­сти вилочку зуб­цами вниз. А чтобы доне­сти до рта пюре, поверни вилку изги­бом вниз».

Автор: Ирина Кудинова

Жур­нал “Мой маленький”

1. Не переходите на личности. Указывайте именно на ошибку ребёнка, а не на какое-то его качество. Например: «Нужно постараться написать аккуратнее», вместо: «Ты неаккуратный»; «Лучше решать проблемы мирным путём», вместо: «Какой ты драчун». Не вешайте на ребёнка ярлыки. Ему проще будет исправиться, если он поймёт, что неправильно поступил и будет верить, что он хороший, аккуратный и т.д. Негативно оценивая личность ребёнка, вы формируете у него низкую самооценку, и вести он начинает себя соответствующе.

2. Не обобщайте. Не напоминайте ребёнку, что он всегда допускает подобные ошибки. Например: «Ты неаккуратно написал, как всегда», «Вечно ты бросаешь свои вещи как попало» — это просто ворчание, которое не имеет никакого воспитательного эффекта, а только раздражает.

3. Начните с хорошего. Сначала отметьте то, что удалось, потом уже говорите о недостатках. Например: «Ты хорошо убрал в своей комнате. Подними ещё вон те игрушки». Не используйте предлог «но», он перечёркивает всё хорошее, что вы только что сказали. «Ты хорошо убрал в своей комнате, но про игрушки забыл, убери их» — в этом случае ребёнок обратит внимание только на вторую часть предложения, а похвалы и вовсе не заметит.

4. Если действия ребёнка вас очень расстраивают, обижают, злят, выскажите свои эмоции. Например, ребёнок пришёл с прогулки в грязной одежде, скажите: «Я так расстроена, что мне придётся столько стирать!», вместо «Посмотри на себя! Какой ты грязнуля!». Не употребляя местоимение «ты», вы не вызовете у ребёнка обиду, желание защищаться от вас. Используйте безличные предложения: «Мне не нравится, когда так поступают», «Меня обижают такие слова» и т.д.

5. Выражайте свою мысль как можно чётче, лаконичнее и короче. Это о заслугах приятно слушать часами, а об ошибке желательно получить точную информацию и понять, как её можно исправить.

6. Указывая на ошибку, подталкивайте ребёнка к поиску пути её исправления. Ведь вы говорите об ошибке не для удовольствия, не ради самой беседы, а для того, чтобы ребёнок исправился и впредь поступал правильно. Например, «В комнате беспорядок. Нужно поскорее всё убрать, скоро придут гости». Не стремитесь вызвать у него чувство вины. Это самая разрушительная эмоция. Вместо того чтобы стыдить ребёнка за проступок, подтолкните ребёнка к исправлению содеянного.

7. Помогите ребёнку самому увидеть свою ошибку. «Как ты думаешь, правильно ли ты поступил?». Поощряйте ребёнка рассуждать о своих действиях. Если нужно, задавайте наводящие вопросы. Если ребёнку трудно определить где добро, где зло, спросите его «Как ты думаешь, мог бы так поступить супергерой/ папа/ мама?»

8. Не лишайте ребёнка своей любви, НИКОГДА не говорите ребёнку, что разлюбите его за плохие поступки. «В мире достаточно судей, а друг существует, чтобы принять», а мама и папа тем более должны принимать ребёнка таким, какой он есть, ведь это самые близкие его люди.

9. Если ребёнок что-то сделал нечаянно, скажите как это исправить. Например, если ребёнок случайно задел станкан и пролил молоко, просто скажите, что бы он взял тряпку и всё вытер. Здесь вообще не нужна критика.

10. Ни в коем случае не критикуйте ребёнка в присутствии других, это может очень обидеть ребёнка.

11. Если ребёнок пытался сделать что-то для вас, порадовать, сделать сюрприз, но у него это не очень хорошо вышло (например, к вашему приходу вымыл всю посуду, но плохо её прополоскал), лучше вообще воздержаться от критики. Критические замечания в этом случае могут быть восприняты очень болезненно.

12. Вселяйте ребёнку уверенность в себе. Указывая на ошибку, подбодрите его словами «Ты обязательно справишься», «Я знаю, у тебя получится» и т.д.

     Уважайте своего ребёнка, не критикуйте по пустякам, чаще обращайте внимание на то, что хорошо удаётся ребёнку, и он будет стараться сделать ещё лучше, так что и для критики просто не останется места

Быковская Н.Ю., заведующий Центром по работе с родителями БОУ ДПО «ИРООО».

Памятка для педагогов и родителей

«Как нужно указывать на ошибки детей»

1. Не стоит замечать каждую ошибку.

2. Ошибку лучше обсудить не в тот момент, когда ребенок увлечен делом, а в спокойной обстановке.

3. Замечания надо делать на фоне общего одобрения.

4. Не нужно вмешиваться в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке, ты справишься!» Конечно, родителям сложно не вмешиваться. Здесь можно посоветовать:Информация для родителей

•    составьте список дел, с которыми ваш ребенок в принципе может справиться самостоятельно, хотя и не всегда совершенно;

•    выберите несколько дел и постарайтесь ни разу не вмешаться в их выполнение. Ободрите старания ребенка, несмотря на их результат;

•    запомните 2—3 ошибки, особенно досадных. Найдите время и подходящий тон, чтобы поговорить о них. 

Но если натолкнулся на серьезную трудность, с которой не может справиться самостоятельно, тогда позиция невмешательства принесет только вред.

5. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.   Очень хорошо начать со слов: «Давай вместе». Эти волшебные слова откроют ребенку дверь в мир новых умений, знаний, увлечений. Завтра ребенок будет делать сам то, что

сегодня он делал с мамой. Зона дел вместе — это золотой запас ребенка, его потенциал на будущее. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Совет дня: правильно указывайте детям на ошибки

Нерсесян-Брыткова<br>Алена

Указывать ребенку на ошибки или не указывать? Эта непростая тема актуальна для всех мам, особенно перфекционисток. Им хочется, чтобы ребенок был идеальным и не допускал ошибок. Однако семейный психолог Людмила Петрановская уверена в том, что «не нужно давать ребенку понять: ошибка — это плохо. Наоборот, если ребенок не делает ошибок, он не учится, не развивается. И внушать детям, что нельзя допускать ошибки, не стоит».

Известный психолог советует родителям беречь свои эмоции и нервы малыша, ведь если указывать ребенку на ошибки, он будет постоянно жить в стрессе. А чтобы помочь ему справиться с ошибками, нужно их не выделять, не выпячивать, а помогать в поиске правильного решения. И делать это ненавязчиво.

© Instagram  @cat_pavsikaky

© Instagram  @cat_pavsikaky

Заметив ошибку у своего ребенка, не указывайте на нее, критикуя. Предложите ребенку найти ее самостоятельно. Таким образом, проводя работу над ошибками, ребенок станет внимательнее относиться к своим учебным задачам.

Акцентируйте внимание на успехах дошкольника или школьника, покажите, что вы гордитесь его умениями. Но в то же время просите проявлять внимательность и усердие. Похвала способна стать отличным стимулом к работе. И маленький человечек, который до этого мог невнимательно выполнять уроки, задумается: его похвалили, а значит, он не может позволить себе впредь ошибаться.

© Instagram  @fotograf_zarrino4ka_kurbonova

© Instagram  @fotograf_zarrino4ka_kurbonova

А как вы выполняете с детьми учебные занятия? Как реагируете на ошибки?

Читайте также:

  • Ребенок не хочет учиться: что делать и как помочь
  • Совет дня: не запрещайте мальчикам плакать
  • Звездные студенты: где учатся дети знаменитостей

Фото на анонс: Instagram @nadezhda.atlanova

13 сентября 2018 10:30

Папа все умеет! Но мама все делает

Комментарии

Узнавай и участвуй

Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации

«Сто раз надо повторять», «как об стенку горох», «пока не прикрикнешь – не сделает» – эти фразы уверенно занимают первые строчки в хит-параде родительских жалоб детскому психологу. Почему?

«Сто раз надо повторять», «как об стенку горох», «пока не прикрикнешь – не сделает» – эти фразы уверенно занимают первые строчки в хит-параде родительских жалоб детскому психологу. Почему? «Самая главная ошибка родителей заключается в том, что они пытаются давать указания крохам, как маленьким взрослым. Но в «маленькой стране» действуют свои законы восприятия, которые необходимо учитывать, если мы хотим быть услышанными». — пишет журнал «Мой маленький».

Как указать малышу на ошибки

Ошибка 1 — отсутствие зрительного контакта

Малышам доступно только гибкое одноканальное внимание. Это означает, что мозг ребенка способен сконцентрироваться только на одной задаче (например, на строительстве тоннеля из стульев). Бессмысленно раздражаться, что увлеченный игрой малыш вас «не слышит» – он пока просто не способен на это. Тем более что мамины слова доносятся откуда-то сверху, в то время как «настоящая» жизнь проходит здесь, под стульями!

Работа над ошибками. Прежде чем давать указания, необходимо переключить внимание карапуза на себя. Присядьте на корточки, посмотрите ребенку в глаза (можно прикоснуться или взять за руку). Обратитесь к нему по имени: «Даша, посмотри на меня», «Тёма, послушай, что я скажу» и т. п. Малыша старше 3,5 полезно попросить повторить, что он услышал. Задания, которые выдаешь сам себе, выполнять гораздо приятней.

Ошибка 2 — просьба, состоящая из нескольких

«Сними валенки, вымой руки и за стол», — на наш взгляд, просьба проста, как дважды два. А вот для ребенка младше 3,5–4 лет это довольно сложный алгоритм. Попробуй запомнить последовательность, ничего не пропустив! Вот малыш и «застревает» в прихожей.

Работа над ошибками. Разбивайте сложную задачу на простые. Выдавайте ребенку только одно короткое задание, например: «Сними валенки». К следующему переходите, когда указание №1 будет выполнено.

Ошибка 3 — «Косвенные» указания

Например: «Ты еще долго будешь сидеть в грязи?», «Тебе что, нравится ходить с липкими руками?». «Малыши понимают все буквально, – говорит психолог. – Догадаться, что в мамином вопросе заключено руководство к действию, им пока трудновато».

Работа над ошибками. Стоит помнить, что ребенок еще только осваивает родной язык. Поэтому все просьбы должны звучать так, чтобы их можно было понять однозначно.

Ошибка 4 — многословность

«Саша, сколько раз тебе можно говорить, не прыгай с кресла на диван! Ты уже забыл, как расквасил нос, хочешь свалиться еще раз?.. и т. д.». «Понятно, что у родителя, который выдает «речь», что называется, «накипело» и он хочет как-то прекратить опасное поведение ребенка, – говорит психолог. – Но выслушивая длинную нотацию, ребенок только путается в словах и забывает, о чем, собственно, идет речь».

Работа над ошибками. Не стоит припоминать ребенку «прошлые» грехи. Не нужно пугать грядущими неприятностями. Малыш живет «здесь и сейчас», поэтому попытка повлиять на него долгими объяснениями бессмысленна. Лучше всего в такой момент сказать коротко: «Прыгать с кресла нельзя, это опасно». После этого можно превратить ситуацию в шутку – например, снять шалуна с кресла и покружить, поиграть в самолетики. Или переключить внимание – например, предложить посоревноваться, кто лучше перепрыгнет через разложенные на ковре листки бумаги. Одним словом, найти более безопасный выход для энергии, переполняющей малыша. И самое главное правило – если не можете изменить поведение ребенка, меняйте обстоятельства, которые провоцируют опасное поведение. Например, перенесите кресло в другую комнату.

Ошибка 5 — многословность

Ребенок попросит прощения, скажет, что все услышал и понял. На самом деле он не услышал – не до того было. Главной целью было – предотвратить наказание. Кроме того, крик вызывает тревогу, страх. А страх снижает способность мыслить. «Вспомните, как вы сами себя чувствуете, если с вами на повышенных тонах разговаривает кто-то значимый, например начальник, – советует психолог. – Наверняка бывает ощущение, что теряетесь, как будто «глупеете»? То же самое происходит и с ребенком».

Работа над ошибками. Лучший способ удержать эмоции под контролем – быть последовательными. Если ребенок поймет, что нет способа выпросить часовое сидение перед телевизором, он перестанет игнорировать просьбу выключить мультики.

Ошибка 6 — ожидание немедленного изменения поведения

Американский педагог Мэри Бадд Роу в ходе экспериментов обнаружила, что дети воспринимают сказанное не так быстро, как взрослые, а с задержкой в несколько секунд. В том числе и потому, что произвольное внимание (то есть умение усилием воли отвлекаться от интересного в пользу необходимого) полностью формируется у малыша только к 6–7 годам. Это значит, что быстро переключаться с того, что интересно ему (например, возить по полу табуретки) на то, что «интересно» вам (одеться и отправиться в поликлинику) ребенок младше шести попросту не может.

Работа над ошибками. Давайте малышу «временной» запас. Например, вам пора домой, а чадо никак не может оторваться от игры. Договоритесь с ним, сколько раз он сможет съехать с горки перед уходом домой, тогда ваша просьба наверняка будет услышана. Вариант: если карапуз «не слышит», что пора оставить машинки и пойти обедать, – предложите машинкам посоревноваться – кто быстрее доедет до кухни и т. п.

Ошибка 7 — метод «заезженной пластинки»

Плох для ребенка, потому что он не привыкает к самостоятельности. «Мама в этот раз не напомнила, что надо вымыть руки после туалета, значит, их мыть не обязательно». Плох для мамы, потому что даже самый терпеливый человек, вынужденный постоянно быть «пластинкой», истощается и может однажды из-за пустяка сорваться на малыша – накричать или отшлепать.

Работа над ошибками. «У детей очень развита зрительная память, – говорит Оксана Лысикова, – поэтому для освоения режимных моментов очень эффективно работают картинки-напоминалки. Например, в полтора-два года кроха уже способен усвоить, что надо мыть руки в трех случаях: перед едой, после «похода» на горшок и после прогулки. Повесьте в ванной и в прихожей яркие картинки, посвященные этим трем ситуациям. Каждое мытье рук ребенок охотно будет отмечать ярким кружочком или крестиком».

Ошибка 8 — просьба-«отрицание»

«Не лезь в лужу!», «Не хлопай дверью!» Детское восприятие «пропускает» частицу «не», и малыш то и дело воспринимает родительский запрет как заманчивое предложение.

Работа над ошибками. Предложите интересную альтернативу. Например: «Давай попробуем обойти лужу по этому узкому бордюрчику» или «Сможешь закрыть дверь, чтобы никто не услышал?»

Ошибка 9 — постоянно одергивание

«Как правило, то и дело одергивают ребенка тревожные мамы, которые испытывают постоянный страх за малыша и справляются с этим страхом с помощью гиперопеки, – считает психолог. – «Не наступи в грязь», «Осторожно, порог», «Стой, там собака» – и так целый день». В какой-то момент уставший от давления ребенок начинает воспринимать мамину речь просто как «фон».

Работа над ошибками. Попробуйте посчитать, сколько раз за час (например, за прогулку), вы делаете ребенку замечания. Какие из этих замечаний вполне можно было бы и не делать? Не одергивайте его по любому поводу, а старайтесь быть рядом, когда малыш активен. Залезайте вместе с ним на горку, сходите за компанию посмотреть, что там лежит в кустах, вместе посмотрите на собаку. Кроха обязательно «скопирует» ваше безопасное поведение.

Ошибка 10 — неумение слышать ребенка

«Бывает, что мама и ребенок проводят вдвоем целый день, но сложно сказать, что они долго были вместе, – считает Оксана Лысикова. – Например, малыш хочет рассказать маме что-то, с его точки зрения, очень важное про найденный в песочнице камушек. Но мама увлечена разговором с подругой: “Подожди!” Или по дороге в магазин карапуз что-то увлеченно рассказывает, мама рассеянно кивает головой, погруженная в свои мысли».

Работа над ошибками. Ребенок учится у нас всему, в том числе и искусству коммуникации. «Не так важно, сколько времени вы проводите с малышом, важнее, как вы его проводите, – считает психолог. – Попробуйте на час-два полностью погрузиться в игру, сосредоточившись только на общении с малышом. Он наверняка «насытится» вниманием и захочет поиграть самостоятельно, оставив вам время и на разговор с подругой, и на размышления. А вот ребенок, с которым проводят целый день «рядом, но не вместе», привыкает «выпрашивать» внимание с помощью шалостей.

Научи другого

Как указать малышу на ошибки, не превратившись в «пилу»? Можно делегировать ему полномочия «старшего». Первый этап обучения чему-либо – например, умению правильно переходить дорогу или пользоваться вилкой – должны пройти «дублеры» малыша – его любимые игрушки. Ваша задача с помощью ребенка дать игрушкам подробные инструкции: «Накалываешь кусочки котлеты? Опусти вилочку зубцами вниз. А чтобы донести до рта пюре, поверни вилку изгибом вниз».

Памятка для педагогов и родителей

«Как нужно указывать на ошибки детей»

1. Не стоит замечать каждую ошибку.

2. Ошибку лучше обсудить не в тот мо­мент, когда ребенок увлечен делом, а в спокойной об­становке.

3. Замечания надо делать на фоне общего одобрения.

4. Не нужно вмешиваться в дело, кото­рым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке, ты справишься!» Конечно, родителям сложно не вмешиваться. Здесь можно посоветовать:

• составьте список дел, с которыми ваш ребенок в принципе может справиться самостоятельно, хотя и не всегда совершенно;

• выберите несколько дел и постарайтесь ни разу не вмешаться в их выполнение. Ободрите стара­ния ребенка, несмотря на их результат;

• запомните 2—3 ошибки, особенно досадных. Найдите время и подходящий тон, чтобы пого­ворить о них.

Но если натолкнулся на серьезную трудность, с ко­торой не может справиться самостоятельно, тогда по­зиция невмешательства принесет только вред.

5. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. Очень хорошо начать со слов: «Давай вместе». Эти волшебные сло­ва откроют ребенку дверь в мир новых умений, знаний, увлечений. Завтра ребенок будет делать сам то, что

сегодня он делал с мамой. Зона дел вместе — это золо­той запас ребенка, его потенциал на будущее. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно пере­давайте их ему.

Ошибки бывают разные. И дети их совершали, совершают и совершать будут. Скажу крамольное: дети должны совершать много ошибок, глупых и разных — такова жизнь.

Предоставьте ребёнку право на ошибку! Мантра для взрослого

Как мы, взрослые, обычно реагируем на ошибки детей? Во-первых, молниеносно: мы пикируем на ребёнка, как орёл на свою жертву. А во-вторых, эмоционально и, я бы даже сказала, очень громогласно.

Что же делать? Наберитесь терпения. Не реагируйте поспешно. Берите тайм-аут. Держите паузу. Остановите собственную первую импульсивную и излишне эмоциональную реакцию на ошибку ребёнка. Вы расстроены? Раздосадованы? И даже разозлены? В таком случае уйдите от общения со своими домашними и особенно с детьми. Переживите импульсивную стадию в одиночестве, «чтобы потом не было мучительно больно» (ребёнку) и стыдно (вам) за всё сказанное и сделанное.

Когда мы ругаем ребёнка, то, сами того не желая, даем ему понять, что он — плохой, что мы его не любим. Особенно вредно ругать за промахи и оплошности маленьких детей и младших школьников — это снижает самооценку растущего человека, делая его неуверенным, робким, нерешительным и нервным. Более старших детей ругать просто не очень эффективно, а уж с подростками — и вовсе опасно: можно надолго оттолкнуть их от себя, разрушив прежде хорошие взаимоотношения.

Как правильно реагировать на ошибки?

Не стоит долго акцентировать внимание — своё и ребёнка — на допущенной ошибке. Вместо этого ему надо показать выход из создавшейся ситуации.

Уважаемые взрослые, не зацикливайтесь на том, кто виноват и как его побольнее наказать. Лучше сконцентрируйтесь вместе с ребёнком на том, что делать. А с более старшим ребёнком сосредоточьтесь ещё и на том, что же из этого следует.

Не требуйте с малыша всегда вести себя примерно, не ждите послушной же юности и вообще — совершенной и безупречной жизни вашего отпрыска. Невротическим родителям свойственно хотеть и требовать невозможного — но делать это просто бессмысленно! Они кричат, ругают, при этом оскорбляя и унижая ребёнка. Он приходит в смятение: «Я ошибся! Что же делать?!». А взрослый не подсказывает ему способ исправить положение. И в сознании малыша закрепляется парадигма: «Я ошибся. Я — плохой!».

Далее растущий человек будет сам искать выход. И, может быть, найдёт такой: «Я ошибся. Надо всё скрыть, иначе мне будет плохо». Вас такое устраивает?

Когда же родители деликатно подсказывают ребёнку реальный способ исправить ошибку, он учится брать на себя ответственность за свои промахи и добиваться их исправления. Создается парадигма: «Сам ошибся — сам и исправь (или попроси о помощи)», или «За свои ошибки ответственен я сам».

Хорошим примером исправления ошибки может быть спокойная просьба взрослого, чтобы ребёнок сделал что-то в качестве компенсации за допущенную оплошность. Тем самым мы предоставляем ребёнку право реабилитироваться, право искупить и загладить свою вину. У любого человека, у растущего тем более, непременно должно быть такое право.

Так как же лучше всего взрослым реагировать на ошибки, оплошности и промахи детей? Спокойно, позитивно, конструктивно! Почему-то многие уверены, что пристыдить ребёнка и сразу же заставить извиниться за содеянное (а ведь часто он и не хотел делать ничего плохого!) — это лучшая методика. Но, это не так, уважаемые взрослые, это совсем не так!

Ни в коем случае не будьте злопамятными. Не стоит без конца напоминать ребёнку, что в тот день и в тот час он потерял свои кеды, опоздал на урок, забыл сдать тетрадь на проверку, сломал новую игру, порвал книгу, получил двойку, разбил окно и т.п. Многие взрослые полагают это процессом воспитания — только воспитания чего? Зачем несколько раз, а ещё «лучше» — как можно больше раз ребёнку об этом напоминать? Да уж, мы припомним своему чаду все в минуту гнева!

Не надо, остановитесь! Вы разрушаете самооценку маленького человека. Вы портите ребёнку настроение и нервы одновременно. Кроме того, своими негативными эмоциями блокируете всякое желание учиться на ошибках, что и так у детей проходит со скрипом, я бы даже сказала, с громким скрежетом.

Предоставьте ребёнку право на ошибку! Мантра для взрослого

Уважаемые взрослые, уймитесь, прекратите! Позвольте ребёнку (любого возраста!) спокойно и радостно жить, совершая как новые, так и повторяя одни и те же старые ошибки, и вообще сажая ошибки на каждом шагу! Кстати сказать, дети делать это будут всё равно — и без нашего на то благословения.

При спокойно-конструктивной реакции взрослых на допущенную ошибку ребёнок быстрее разберётся в том, что произошло, и что теперь с этим делать. Но условия для эффективной учёбы ему должны и могут создать взрослые. А мы, к сожалению, ищем самого простого и быстрого решения проблемы: «На него как закричит, как ногами застучит…».

Быстро с детьми не бывает. А просто — тем более. На мой взгляд, не надо быстро, а надо — хорошо! Да и вообще, что мы с вами всё об ошибках, давайте больше говорить с детьми об успехах!

Вы — само совершенство?

Вряд ли вы считаете себя идеалом, совершенством и безгрешным созданием. Поэтому лучше не пользоваться в своей речи фразой «Вот я, например…». Постепенно у детей прекрасно получается находить контрпримеры в противовес нашим, таким мудрым и педагогически правильным. Лично вас в пример другим имеет право поставить только сам ребёнок — и если вы дождались такого, это, поистине, грандиозный успех!

Знаете, что самое сложное для родителей? Нет, не растить ребёнка, не ухаживать за ним, недосыпая ночей. Нет, не обеспечивать своё дитя материально. И даже не принимать своего ребёнка таким, какой он есть. Нет! Как показывает жизнь, самым трудным для взрослых является умение сначала разглядеть ошибки в собственном поведении, признать их, а потом начать корректировать. Исправлять не промахи и ошибки ребёнка, а свои промахи и ошибки. Если такое вам по плечу, то вы — действительно мудрый воспитатель. Ведь дело в том, что пока взрослый человек не видит (не хочет видеть?) собственных родительских ошибок и не признаёт их, он и не может ничего изменить.

Мантра взрослого, уставшего от ошибок (как собственных, так и детских)
Ура! Я ошибаюсь, значит, я существую!
Я ошибаюсь, значит, я — не бездельник!
Я ошибаюсь. Значит, я живу!
И ровно то же самое происходит с моим ребёнком.

Работа над ошибками для родителей

Упражнение № 1. Повторение. Заучите эту мантру наизусть и шёпотом повторяйте её перед сном. Когда вы дома одни, можете повторять мантру в полный голос.

Упражнение № 2. Чистосердечное признание собственной ошибки. (Хочу предупредить: не у всех это сразу получится). Допустив ошибку, попробуйте сказать, глядя детям в глаза: «Я был не прав, извини, позволь мне исправиться!» Скорее всего, дети потом будут поступать точно также.

Упражнение № 3. Реабилитация. Простите ребёнка за допущенную ошибку сразу и с лёгкостью, но при этом попросите с него компенсацию. Другими словами, дайте ему возможность реабилитироваться.

Упражнение № 4. Разбор полётов. Вместо нотаций и ругани постарайтесь вместе с ребёнком провести анализ случившегося. Задайте ему простой вопрос: «Как думаешь, почему так получилось?». И следующий вопрос: «Что думаешь делать дальше, чтобы исправить это?». Не подсказывайте сразу, а тем более не давайте детям готовых ответов — пусть они ищут их сами.

Упражнение № 5. «Просто промолчите». (Упражнение повышенной трудности!)

Почему мы, взрослые, с пеной у рта доказываем свою правоту детям? Стоит ли ее без конца демонстрировать — с гордостью и осознанием собственной значимости? Такая уж у наших детей работа — всё время ошибаться, а, следовательно, учиться. В следующий раз вместо фразы «а я тебе что говорила?!» просто промолчите. Предоставьте ребёнку право на ошибку.

«Не стоит без конца напоминать ребёнку, что в тот день и в тот час он потерял свои кеды, опоздал на урок, забыл сдать тетрадь на проверку, сломал новую игру, порвал книгу, получил двойку, разбил окно и т.п. Многие взрослые полагают это процессом воспитания — только воспитания чего?»
Как это верно, как вы правы! Но что делать, если свекровь действует именно по этому принципу!? Она говорит только об этом, и ни о чем другом, повторяет как мантру «Он ни грамма не слушается!». Только зайдя в дверь, начинает на мальчишку орать, перечисляя все двойки, потерянные вещи, испачканные брюки и т.п., начиная с прошлой недели. Ребенок срывается и впадает в истерику. Я внутренне зверею и пытаюсь перевести разговор на другую тему. И ничего не поделаешь. Потому что больше оставлять ребенка не с кем, а муж ничего плохого про мать слышать не хочет.

2014-04-07, _Natalia_

«Позвольте ребёнку (любого возраста!) спокойно и радостно жить, совершая как новые, так и повторяя одни и те же старые ошибки, и вообще сажая ошибки на каждом шагу!»
Прелесть какая… Я так понимаю, воображение автора не распространяется дальше порванных штанов или чавканья за столом? А если отравился, решив попробовать бабушкиных таблеток, вышел из окна 5го этажа или бегал по проезжей части оживленного проспекта? Пусть дальше ошибается, авось и в следующий раз откачают?

2012-07-10, Нэко

Еще бывают товарищи, которые не обобщают ошибки. То есть застряв в одной двери, он не будет осторожнее с дверью другой конструкции. С дверью/ножом/инструментом вообще. Поэтому метод естесственных последствий не работате. В младенчестве работал прекрасно, так как последствия все были сразу же. А теперь они отложены, замаскированы другими факторами, и дитятко их не осознаёт.

2012-07-11, Oazis

все не так просто, бывают разные ошибки.
ошибки делать даже полезно, т.к. это учит, как их избегать.
а если ребенок делает одну и ту же ошибку 25 раз подряд, и ничему не учится?

2012-07-10, мать-ехидна

Чтобы ругать ребенка за ошибки надо быть сто процентов уверенным, что сам никогда ошибок не совершаешь. Много ли найдется таких взрослых?

2012-07-12, Eliana

Меня удивляет, что есть родители, живущие по другому. Я ничего нового для себя в статье не открыла. Но видно, кому то она нужна.

2012-07-06, лината

Вас удивляет, а к сожалению есть много семей, которым эту статью ни то что прочесть необходимо, а скорее вбить в голову!

2012-07-10, NightAngel

Всего 10 отзывов Прочитать все отзывы.

1. Не переходите на личности. Указывайте именно на ошибку ребёнка, а не на какое-то его качество. Например: «Нужно постараться написать аккуратнее», вместо: «Ты неаккуратный»; «Лучше решать проблемы мирным путём», вместо: «Какой ты драчун». Не вешайте на ребёнка ярлыки. Ему проще будет исправиться, если он поймёт, что неправильно поступил и будет верить, что он хороший, аккуратный и т.д. Негативно оценивая личность ребёнка, вы формируете у него низкую самооценку, и вести он начинает себя соответствующе.

2. Не обобщайте. Не напоминайте ребёнку, что он всегда допускает подобные ошибки. Например: «Ты неаккуратно написал, как всегда», «Вечно ты бросаешь свои вещи как попало» — это просто ворчание, которое не имеет никакого воспитательного эффекта, а только раздражает.

3. Начните с хорошего. Сначала отметьте то, что удалось, потом уже говорите о недостатках. Например: «Ты хорошо убрал в своей комнате. Подними ещё вон те игрушки». Не используйте предлог «но», он перечёркивает всё хорошее, что вы только что сказали. «Ты хорошо убрал в своей комнате, но про игрушки забыл, убери их» — в этом случае ребёнок обратит внимание только на вторую часть предложения, а похвалы и вовсе не заметит.

4. Если действия ребёнка вас очень расстраивают, обижают, злят, выскажите свои эмоции. Например, ребёнок пришёл с прогулки в грязной одежде, скажите: «Я так расстроена, что мне придётся столько стирать!», вместо «Посмотри на себя! Какой ты грязнуля!». Не употребляя местоимение «ты», вы не вызовете у ребёнка обиду, желание защищаться от вас. Используйте безличные предложения: «Мне не нравится, когда так поступают», «Меня обижают такие слова» и т.д.

5. Выражайте свою мысль как можно чётче, лаконичнее и короче. Это о заслугах приятно слушать часами, а об ошибке желательно получить точную информацию и понять, как её можно исправить.

6. Указывая на ошибку, подталкивайте ребёнка к поиску пути её исправления. Ведь вы говорите об ошибке не для удовольствия, не ради самой беседы, а для того, чтобы ребёнок исправился и впредь поступал правильно. Например, «В комнате беспорядок. Нужно поскорее всё убрать, скоро придут гости». Не стремитесь вызвать у него чувство вины. Это самая разрушительная эмоция. Вместо того чтобы стыдить ребёнка за проступок, подтолкните ребёнка к исправлению содеянного.

7. Помогите ребёнку самому увидеть свою ошибку. «Как ты думаешь, правильно ли ты поступил?». Поощряйте ребёнка рассуждать о своих действиях. Если нужно, задавайте наводящие вопросы. Если ребёнку трудно определить где добро, где зло, спросите его «Как ты думаешь, мог бы так поступить супергерой/ папа/ мама?»

8. Не лишайте ребёнка своей любви, НИКОГДА не говорите ребёнку, что разлюбите его за плохие поступки. «В мире достаточно судей, а друг существует, чтобы принять», а мама и папа тем более должны принимать ребёнка таким, какой он есть, ведь это самые близкие его люди.

9. Если ребёнок что-то сделал нечаянно, скажите как это исправить. Например, если ребёнок случайно задел станкан и пролил молоко, просто скажите, что бы он взял тряпку и всё вытер. Здесь вообще не нужна критика.

10. Ни в коем случае не критикуйте ребёнка в присутствии других, это может очень обидеть ребёнка.

11. Если ребёнок пытался сделать что-то для вас, порадовать, сделать сюрприз, но у него это не очень хорошо вышло (например, к вашему приходу вымыл всю посуду, но плохо её прополоскал), лучше вообще воздержаться от критики. Критические замечания в этом случае могут быть восприняты очень болезненно.

12. Вселяйте ребёнку уверенность в себе. Указывая на ошибку, подбодрите его словами «Ты обязательно справишься», «Я знаю, у тебя получится» и т.д.

     Уважайте своего ребёнка, не критикуйте по пустякам, чаще обращайте внимание на то, что хорошо удаётся ребёнку, и он будет стараться сделать ещё лучше, так что и для критики просто не останется места

Быковская Н.Ю., заведующий Центром по работе с родителями БОУ ДПО «ИРООО».

Как правильно указать малышу на ошибку?

  1. Для начала надо обратить внимание ребенка на себя. Главное при этом находиться с ним на одном уровне, сев на корточки, смотреть ребенку в глаза, можно взять за руку и обратиться по имени.Если ребенок старше 3,5 лет, пусть он повторит все сказанное. Так он как бы дает задание себе сам.
  2. Маленькому ребенку сложно запомнить указание, состоящее из нескольких. Лучше выдавать простые задания постепенно, как только малыш справится с предыдущей.
  3. Ребенок знаком с родным языком пока не так хорошо как взрослые. Поэтому указания должны звучать однозначно. Например, вместо «Не ходи как поросенок» лучше сказать «Умойся!».
  4. Родитель не должен быть злопамятным. Не надо припоминать ребенку его прежние проступки. Пользы от этого никакой, а вот для развития комплекса неполноценности создается благодатная почва.
  5. Уже доказано, что дети воспринимают сказанное медленнее взрослых. Поэтому не стоит ожидать, что малыш исполнит указание незамедлительно. Лучше всего его об этом предупредить. Например: «Посмотри еще один мультик, а потом иди спать». Так добиться ожидаемого результата будет проще.
  6. Ребенок воспринимает запреты как наставления к действию. Поэтому взрослому самому стоит отучить себя от произношения «не» и «нельзя». Стоит перефразировать просьбу.

Также на нашем сайте не пропустите статью о том «Как правильно наказывать детей ?»

Ошибки родителей. 7 ошибок, которые совершают родители

Как вам статья?

Содержание статьи:

  • 1 Указание состоит из нескольких заданий
  • 2 Отсутствие зрительного контакта
  • 3 Отсутствие конкретики
  • 4 «НЕ»-указание
  • 5 Непрекращающийся поток из указаний
  • 6 Ожидание немедленной реакции
  • 7 «Повтори»
  • 8 Научи другого

Как правильно указать ребенку на ошибки

Почему дети не слушаются родителей? Вредничают? Возможно, иногда так и есть. Но чаще всего причиной непослушания или неправильного поведения становится проблема в коммуникации между взрослыми и детьми.

Беда очень многих родителей в том, что они, души не чая в своих чадах, обращаются к ним, как к взрослым.

И то, что взрослый человек без проблем выслушает, проанализирует и применит, малыш просто не в состоянии «переварить». Родители ошибочно полагают, что ребенок капризничает и потому не хочет действовать по их указаниям, а он просто живет в другой системе восприятия информации.

Какие ошибки чаще всего совершают родители, давая указания ребенку?

Указание состоит из нескольких заданий

Если вашему малышу еще не исполнилось 4 года, ставьте перед ним простые задачи. «Вымой руки», «выпей компот», «сними варежки» — такие задачи вполне под силу вашей крохе.

Если же сразу озадачить ребенка цепочкой действий «Сними варежки, вымой руки, выпей компот», малыш может «потеряться» в задачах. Как результат — мамин окрик в коридор «Ну, сколько там можно копаться?» Знакомо?

Отсутствие зрительного контакта

Если ваш ребенок увлеченно перебирает игрушки, ваши «Идем кушать» растворятся в пустоте. Нет, конечно, малыш слышит вас, но ему очень сложно держать фокус на двух ситуациях одновременно. Поэтому игра поглощает его внимание полностью, а ваш голос звучит словно издалека.

Прежде чем давать указания, нужно переключить внимание на себя. Эффективнее всего сделать это, сравнявшись с ребенком. Присядьте рядом, притроньтесь, возьмите за руку. Когда вы попадает в поле зрения (а значит, и внимания) ребенка, уже можно начинать диалог.

как говорить с ребенком

Отсутствие конкретики

«Ты еще долго будешь тут сидеть?», «Тебе что, нравится ходить в грязном?», «Ты голодать собралась?». Взрослый без труда поймет в этих вопросах указание к действию — подойти поближе, переодеться в чистую одежду, поесть, а ребенок может потеряться, ведь однозначного указания не поступило, а расшифровать вопрос ему еще пока сложновато.

«НЕ»-указание

«Не лей воду!», «Не лезь в лужу!», «Не трогай кота!».

Формулировка запрета звучит очень заманчиво, и потому прямой запрет работает плохо. Поиграйте со словами. «Смотри, как Мурзик устал, давай не будем ему мешать, пусть поспит». Или «Давай проверим, можно ли эту лужу обойти».

Непрекращающийся поток из указаний

Многие мамы буквально засыпают ребенка указаниями. Психологи называют это явление гиперопекой. «Стой, там грязно», «Обойди бордюр», «Осторожно, холодное», «Не хлопай дверью», «Не садись, простудишься».

Опасность таких постоянных одергиваний заключается в том, что ребенок перестает воспринимать мамины советы как нечто ценное и полезное для себя. Мамина речь становится фоном, на который мало кто обращает внимание.

Постарайтесь держать себя в руках. Желание защитить ребенка от всех напастей вполне естественно, но когда оно переходит границы разумного, пользы никому от него не будет.

Ожидание немедленной реакции

Если вашему ребенку еще не исполнилось 6-7 лет, ему сложно переключаться с одной задачи на другую в сжатые временные сроки. Вот он увлеченно строит домик для машинок, а тут вдруг нужно все оставить, чтобы идти с вами в магазин.

Ускорять процесс бесполезно: вы будете нервничать, а ребенок все равно не поймет, чем он провинился. Лучшая тактика — использовать договоренности. Например, договоритесь с ребенком, сколько раз еще он может бросить мячик перед тем, как вы уйдете с площадки домой. И помните, договариваться надо по всем правилам, чтобы вас услышали — установить зрительный контакт и не допускать неоднозначных формулировок.

как давать указания ребенку

«Повтори»

Иногда полезно ребенка повторить за вами то задание, которые вы ему поручили. «Полить цветы», – радостно соглашается малыш и шагает на балкон за лейкой. Указание, проговоренное вслух, сразу приобретает статус очень важного и приоритетного.

Научи другого

Отличный эффект дает просьба научить кого-то другого тому, чему ребенок только научился сам. И это не просто «закрепление пройденного материала» — полномочия «старшего» позволят ребенку почувствовать себя более взрослым, а значит, более серьезным и ответственным. К тому же, такими полномочиями наделите его именно вы!

Если в семье нет младших братиков или сестренок, потренироваться можно и на игрушках. Предложите малышу научить медвежонка правильно переходить дорогу, надевать шарфик или пользоваться ложкой.

Источник: женский журнал WomanClub.in.ua

С этой статьей еще читают:


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как указать в учетной политике исправление ошибок
  • Как указать администратору сайта на ошибки
  • Как узнать что такое код ошибки 10
  • Как узнать что совершил ошибку
  • Как узнать что означает ошибка