Как учителю признать свою ошибку

СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Была в сети 06.06.2023 15:03

Столярова Светлана Валерьевна

учитель биологии

3 года

рейтинг64
место201 004

Местоположение

Россия, Усолье — Сибирское

Педагог должен уметь признавать свои ошибки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ох, как много в знаниях шкльников зависит от нашей компетенции, знаний. Если мы делаем ошибки, как в этом признаться? Умение признавать ошибки- это важжная часть профессональзиа учителя, которая оганичивает детей от заблуждения. В том случае, когда педагог горд, слишком строг или росто боиться, он может не рассказать детям об ошибке, утаить важную часть, научить детей неправильно мыслиь.

После таких ошибок у ребёнка может роявиться алогичность, но ведь если «Учитель сказал, то так надо!. Это может быть ошибка в решении задачи или в теоретическом матереале. Иногда у учителя получается выкрутиться — чаще всего он говорит, что сециально хотел «подловить» детей, но чем старше дети, тем меньше они верят. Как нужно поступить? Важно сказать детям «Ребята, я вчера вам неправильно сказала про это, там же совсем по другому, и ведь никто не заметил ошибку!» Сказать это с улыбкой и простотой, чтоб ребята не боялись тоже совершать прсчёты.

Не стоит забывать, что Учитель учит также и отношению к жизни, умению вести себя в стресовых и других ситуациях, и тогда умение признаться в том, что споткнулся — отличный способ.

22.09.2019 16:35

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Афоризм нашего времени: Пока учусь — надеюсь!

Не раз я наблюдала такую комичную ситуацию: речь заходит о какой-то книге или публикации и, не желая показать своих незнаний, своей неосведомлённости, учителя говорят: «Ах да, припоминаю. Что-то такое я читала. Но это не произвело на меня впечатления!» И это произносится с подтекстом: «Уж я-то знаю толк в литературе (педагогике, методике, искусстве и т.п.)».

Пожелание своим коллегам и себе самой: умейте знать знание и не знать незнание! По себе знаю, как это трудно.

А, между тем, многие учителя ничего не читают. Считаю, это для учителя делом чести — обязательно читать, ну хоть самую малость. Причём, не надо от корки до корки. Если некогда, можно книгу «сканировать», можно читать «по диагонали», но непременно читать, а следовательно, учиться.

Афоризм нашего времени: Учиться никогда не стыдно!

С ошибками у учителей тоже большие сложности. Часто учитель считает своё мнение единственно правильным. Допускаем ли мы, что наше мнение может быть ошибочным? Или мы — Знайки, и не можем ошибаться? Согласны ли мы с правом другого человека иметь своё собственное мнение, не совпадающее с нашим? Или наш тезис таков: «Есть два мнения: моё и неправильное»?

А уж с ошибками в речи или на письме, или в фактическом материале дела обстоят и вовсе «архисложно». Попробуйте сказать учителю, что он допустил ошибку или поправить его в чём-то. Нет, лучше не рисковать.

 Да, очень трудно ошибаться ошибками! Ещё труднее признаваться признаниями в этом. Но разумнее всё-таки уметь это делать.

А ещё учителя — великие комментаторы

Надо признать, мы — большие любители комментировать всё подряд в действиях наших учеников. Ведь мы же — Знайки и, следовательно, знаем всё и про всех.

Ученик уронил ручку на пол. Комментарий учителя: «Ты так крутишься, что всё даже на пол летит». Ученик зевнул. Комментарий учителя: «Ну вот, смотришь телевизор до ночи, не высыпаешься, потом зеваешь на уроках». Ученица смотрится в зеркало. Комментарий учителя: «Всё любуешься собой, прихорашиваешься, потом с мальчиками заигрывать начнёшь». Здесь присутствует не только комментарий, но ещё и прогноз.

Мы ещё и большие «мастера» прогнозов

Не слишком ли часто мы комментируем комментарии и прогнозируем прогнозы?

Комментарии и прогнозы учителей зачастую нелепы, некорректны, да и просто оскорбительны. Произносятся они на многочисленную аудиторию слушателей с интонацией Знайки: «Уж я-то знаю, почему ты так поступаешь, и что потом из этого получится».

Кроме того, мы забываем о том, что наши комментарии могут запрограммировать ребёнка. Такое явление психологи называют НЛП (нейро-лингвистическое программирование). Это — воздействие словесными формулами на психику человека и его дальнейшее поведение.

Вообще, нам, учителям, свойственно то, что психологи называют коммуникативной доминантностью. Говорим, обычно, больше и громче всех, считаем, что всё знаем и не терпим при этом никаких возражений.

Интересно наблюдать за учителями на семинаре, на лекции, на занятии, где они сами выступают в роли учеников. Выступать перед учителями всегда очень трудно. Они часто начинают спорить, подлавливать лектора, задавать провокационные вопросы, показывать, что они всё это уже знают и ничего нового для себя не открыли. Причём демонстрировать всё это можно и молча — своим видом, мимикой и выражением лица.

Кстати сказать, дисциплина на учительской учёбе бывает настолько плохой (слушатели постоянно болтают, всё комментируют, обсуждают друг с другом и т.п.), что не просто затрудняет работу лектора, а даже иногда повергает его в шок. Но, если учителя на своей учёбе вдруг что-то не поняли, переспрашивают не всегда. Ведь страшно и стыдно показать своё незнание перед другими. Зато мы любим демонстрировать свои знания, делая это охотно, часто и самозабвенно.

Они часто начинают спорить, подлавливать лектора, задавать провокационные вопросы, показывать, что они всё это уже знают и ничего нового для себя не открыли

Если же коллеги добиваются профессионального успеха (завоевали диплом, организовали особые профильные классы, открыли частную школу или их ученики стали победителями олимпиад и т.п.), то некоторые учителя говорят: «Подумаешь, ничего особенного в этом нет. И я могла бы, если захотела бы, но мне это совершенно неинтересно». Или так: «Ну, вот лезет, выставляется, как будто умнее других. Скромнее надо быть». Тут возможны варианты.

Коллеги! Неужели мы с вами завидуем?! Это же бессмысленно и вредно для здоровья. А критиковать можно, но только корректно и конструктивно.

Зато, мы очень любим замечать ошибки других. Иногда мы будто подлавливаем детей, опрашивая их. «А вот такой тебе вопросик подброшу, а вот такое задание дам. Ух-ты, справился! Так, что же ещё такое придумать, чтобы он понял, что ничего не знает, а я — знаю». С радостью мы бросаемся исправлять ошибки других, смакуя при этом свои знания.

За одну ошибку в российской школе принято ставить «хорошо», т.е. у нас ребёнок не имеет право на ошибку. И подобную же шкалу оценивания мы переносим на себя. Нам стыдно сделать ошибку, допустить оплошность самим, и мы не терпим этого у своих коллег. Нам неловко признаться в своих ошибках и показать собственные незнания.

И ещё одно. Нужно ли (можно ли) учителю сомневаться в своих действиях, поступках, словах? Или во всём, что он делает должна быть непоколебимая уверенность? Не знаю. Но, давайте вспомним русского гения Пушкина. Вы видели фотографии его черновиков и рукописей? Сколько зачёркиваний, исправлений, сомнений автора, сколько переделываний и правок!

Наверное, нам можно (нужно!) иногда сомневаться сомнениями, и не надо бояться боязни ошибок!
Так кто я? Знайка? Или просто человек, которому ничего человеческое… ну, дальше вы знаете. «Я знаю лишь то, что ничего не знаю», — сказал великий мудрец. А что знаете вы?

По книге: Алина Бикеева Настольная книга школьного учителя. Испытание школой: ребёнок и учитель.

Читайте также:

  • 11 ошибок начинающего учителя.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


В одном из упражнений учитель случайно допустил ошибку и исправил верный ответ оного из учеников. Ученик не стал спорить, но его соседка по парте заядлая отличница, вмешалась и сказала, что у нее такой, же ответ. Учитель разволновался и строго приказал еще раз продумать ответ на упражнение. Сам же быстро перешел к изучению новой темы, надеясь на то, что ученики об этом забудут. К тому времени еще несколько учеников закончили упражнение и у них оказались такие же ответы, как и у одноклассников, но учитель продолжал объяснение нового материала. Ребята начали переговариваться и совершенно не слушали учителя. Учащимся было не понятно, почему учитель не реагирует на них, ведь они полностью убеждены в правильности своих ответов. В результате в классе царила обстановка полного хаоса и учитель не мог объяснять новый материал.

Как поступить учителю в такой ситуации? Какие ошибки по отношению к детям допустил учитель при проведении урока?

Век красных чернил и исправлений в тетрадках заканчивается. Сегодня обратная связь от педагога — это не просто указание на ошибки, а скорее повод для размышлений. Но как выстроить оценивание так, чтобы у детей не пропадало желание учиться, а, наоборот, появлялся азарт и желание узнавать новое? Разбираемся.

Существует множество исследований, доказывающих положительное влияние обратной связи от преподавателя на учебный процесс и мотивацию школьников. Чтобы это действительно работало, оценивание должно быть своевременным, актуальным и ориентированным не на фиксацию ошибок, а на действия — то есть на способы эти ошибки исправить. Мы собрали 14 педагогических принципов, которые вовлекут учеников в дискуссию и помогут им освоить самостоятельную работу.

1. Определите цель

Школьники стремятся к достижению цели, только если четко представляют конечный результат, предстоящие этапы пути к нему и свою выгоду в этом процессе. В таком случае они могут брать на себя ответственность и оценивать прогресс. Если цель не кажется важной и интересной и ученики в целом не разделяют взгляды учителя, то замечания и обратную связь они тоже воспринимать не будут.

2. Совместная формулировка стандартов

Чтобы разногласия не возникали на этапе оценивания, необходимо вместе с детьми сформулировать критерии, которые будут применяться к их работе. Желательно прописать их, а еще лучше — дополнить устными объяснениями. Таким образом вы вовлечете детей в процесс, предоставите им право голоса — это поспособствует их заинтересованности и повысит мотивацию к работе.

3. Практическое применение обратной связи

Чтобы обратная связь была эффективной, ученики должны четко понимать ее пользу. И задача учителя тут — в самом начале объяснить, для чего вообще нужно оценивание и как это может помочь детям. Для этого необходимо:

Следить за своевременностью предоставления обратной связи;

Корректировать работу подопечных и давать им рекомендации в процессе;

Фильтровать информацию и не допускать ее избытка;

Определить приоритетные области для развития навыков обратной связи;

Разработать онлайн-тесты — обеспечить получение обратной связи в любое время.

Попробуйте также попросить детей дать обратную связь по вашей работе, а потом обсудите и постарайтесь учесть их пожелания. Это будет наглядным примером использования обратной связи для улучшения результата.

4. Ведите диалог

Обратная связь — не односторонняя передача информации. Детям проще принимать непосредственное участие в ее организации, то есть быть участниками диалога. Если в классе много людей, организация дискуссии — процесс непростой, но в таком случае учеников можно разделить на несколько групп или же установить условные обозначения реакций (пальцы вверх/вниз).

Вовлечение учеников в подобные диалоги помогает им развить критическое мышление, учит задавать вопросы, более глубоко погружает в изучаемую тему. Дискуссия — это возможность для выявления уровней понимания, для постановки своевременных вопросов и устранения пробелов: все это помогает выстроить учебный план в соответствии с потребностями.

5. Обсуждать негатив

Только лишь положительные комментарии оказывают негативное влияние на мотивацию. Это начало «синдрома отличника», который впоследствии формирует завышенные ожидания от всех действий. Важно фокусировать обратную связь не только на прогрессе и достижениях, но и обсуждать негативные моменты, чтобы у детей формировалось здоровое отношение к ним.

Один из способов помочь учащимся адекватно реагировать на негативную обратную связь — признать трудность задания, выразить благодарность за проделанную работу, задать несколько вопросов, помочь определить свои следующие шаги.

6. Ожидания = реальность

Обратная связь — это возможность сократить разницу между ожиданием и реальностью. Во-первых, вы обсуждаете с учениками работу уже в процессе ее реализации. Во-вторых, даете им возможность исправлять ошибки после их совместного обсуждения. Чтобы этот план сработал, нужно:

Обеспечить обратную связь о проделанной работе и предоставить ученикам шанс для исправления выявленных ошибок;

Практиковать двухэтапные задания — обратная связь на первом этапе помогает улучшить результат на втором.

7. Улучшение учительских навыков

Практика обратной связи важна не только для улучшения результата обучающихся. Для того чтобы обеспечить детей актуальной информацией, преподаватель должен быть в курсе интересующих их тем и потребностей. Задания для самооценки и диагностические тесты помогут учителям собрать всю информацию об интересах и навыках учащихся, чтобы адаптировать материал под текущие запросы.

Обратная связь для учеников и учителей — это два взаимодополняющих фактора, которые не могут существовать друг без друга.

8. Одно задание — один фидбэк

Фокусируйте обратную связь на каком-то одном навыке. Попробуйте оценить ситуацию со стороны ученика: ему проще воспринимать замечания по одной теме, чем осмыслять сразу все свои пробелы. Еще лучше комментировать задания частями, чтобы видеть реакцию и добиться лучшего понимания. Или такой вариант — создавайте символы для обозначения самых распространенных ошибок. Это также будет требовать от детей внимания и осмысления, то есть поможет еще лучше усвоить урок.

9. Задаем вопросы

Вопросы — традиционная форма проверки знаний. Но еще это хороший инструмент для помощи ученикам в формулировке идей и своих задач. Попробуйте задавать открытые вопросы, чтобы уловить ход их мыслей и подтолкнуть к более глубокому осмыслению. Вместо «Ты понимаешь или нет?» переходите к вопросам, которые заставляют учеников объяснять и обосновывать свои идеи, рассказывать, что именно и где им непонятно.

10. Обратная связь между учениками

Научите детей давать обратную связь друг другу. Это избавит вас от необходимости многократно писать одни и те же комментарии, а детей замотивирует лучше разобраться в том или ином вопросе, чтобы впоследствии подсказать или указать на ошибку товарища (они все это любят). Предлагайте им меняться работами и оставлять друг другу комментарии, которые вы тоже будете оценивать.

11. Создание образца

Сначала вы коллективно обсуждаете, как могла бы выглядеть идеальная работа, затем каждый приступает к индивидуальной работе. Далее задача учеников — оценить свою работу от 1 до 10, основываясь на критериях, которые вы вместе установили. Причем они не только должны выставить себе оценку, но написать пару предложений с аргументацией. Сравнение своей работы с образцом — полезная практика, которая пригодится им в будущем.

12. «Мудрые вмешательства»

Небольшое замечание со ссылкой на какую-то ранее произнесенную фразу ученика или на хобби, о котором он рассказывал, часто может оказать положительное влияние на восприятие критики, сократить дистанцию между учителем и ребенком. Это жест внимания и заботы, сигнализирующий о вашем хорошем отношении и добрых мотивах.

13. Фокус на сильные стороны

Ученики часто получают обратную связь с указаниями на ошибки: неправильные рассуждения, нелогичные выводы, неверные подсчеты. А исследования в области неврологии показывают, что внимание к нашим сильным сторонам катализирует обучение, тогда как внимание к слабостям душит его. Метод, который реально помогает учиться, — это замечать закономерности того, что мы делаем хорошо, и опираться на это.

14. Комментируйте, а не исправляйте

На самом деле исправлять ошибки — это задача самих учеников. А роль учителя скорее состоит в том, чтобы задать им верную траекторию для движения. Еще эффективнее научить их самостоятельно выявлять ошибки, используя ваши подсказки.

Елена Прохорова

Ошибка во время урока

Дата: Суббота, 29.11.2014, 17:54 | Сообщение #1

vb[fbk

Профиль пользователя vb[fbk

Начинающий

Группа: Пользователи

Статус: Отсутствует

Здравствуйте. Я студентка 5 курса педагогического университета. На педагогической практике в 8 классе во время урока я допустила ошибку при решении нескольких подобных друг другу заданий. Поняла это ужу после того, как урок закончился. Что мне делать? Как грамотно подойти к исправлению ошибки на следующем уроке, чтоб сохранить уважение детей? Спасибо.

Дата: Суббота, 29.11.2014, 18:55 | Сообщение #2

Флаттершай

Профиль пользователя Флаттершай

Участник

Группа: Пользователи

Статус: Отсутствует

Сказать, что ошиблись и показать, как решать правильно. 
Каждый может ошибиться, даже учитель. Ничего зазорного в этом нет.


«Евронимус, сынок, сегодня воскресенье и мы идём в церковь. Нет, спички оставь дома.»(c) один знакомый блэкарик пошутил

Дата: Суббота, 29.11.2014, 19:10 | Сообщение #3

asana

Профиль пользователя asana

Зачастивший

Группа: Проверенные

Статус: Отсутствует

Цитата vb[fbk ()

Как грамотно подойти к исправлению ошибки на следующем уроке, чтоб сохранить уважение детей?

Цитата Флаттершай ()

Сказать, что ошиблись и показать, как решать правильно.
Каждый может ошибиться, даже учитель. Ничего зазорного в этом нет.

Не бойтесь признавать свои ошибки. Только возник вопрос: а почему Вы не прорешали эти задания при подготовке урока? Самонадеянность может сыграть плохую шутку.


Голова дана для того, чтобы думать, а не просто для украшения.

Дата: Понедельник, 01.12.2014, 15:40 | Сообщение #4

советник

Профиль пользователя советник

Начинающий

Группа: Пользователи

Статус: Отсутствует

каждый имеет право на ошибку, однако можете в начале урока задать вопрос: » Были ли допущены ошибки на уроке?» Если класс сильный он сам найдет ошибку вашу, вы же будете учителем, который спровоцировали их на решение поставленной проблемы!


Дата: Понедельник, 01.12.2014, 23:07 | Сообщение #5

AlsuZ

Профиль пользователя AlsuZ

Начинающий

Группа: Проверенные

Статус: Отсутствует

Конечно, ошибиться может каждый, в том числе и учитель. Здесь главное — не побояться признать свою ошибку. И не надо хитрить насчет того, что вы будто бы «намеренно» решили с ошибкой, чтобы проверить учеников. Этим вы, наоборот, заслужите их недоверие. Они будут сомневаться в ваших объяснениях — а вдруг вы опять решите «подшутить»? Просто извинитесь и скажите, что вы, оказывается, по невнимательности допустили ошибку, и покажите правильное решение. Заодно можете попросить их, чтобы они были внимательнее и подсказывали вам, если вдруг вы что-то упустите. Думаю, они оценят вашу честность и смелость (ведь признавать свои ошибки могут не все)!


Мудрость жизни всегда глубже и обширнее мудрости людей. М.Горький

Дата: Вторник, 02.12.2014, 08:48 | Сообщение #6

iyugov

фотография отсутствует

Владыка слова

Группа: Друзья

Статус: Отсутствует

У меня так систематически бывает, когда пишу на доске какую-нибудь программу. Даже при подготовке к уроку можно подзабыть какую-то важную мелочь, которая иногда и не мелочь. Очень хорошо, когда учащиеся поправляют, — видно, что поняли. Бывает и так, что составляем алгоритм вместе, а потом между нами случается такой диалог:

Цитата

— Есть вопросы по этой программе?
— Нет…
— Очень плохо. Потому что программа работает неправильно.

И класс ищет ошибку.

Сообщение отредактировал iyugovВторник, 02.12.2014, 08:48

Дата: Пятница, 05.12.2014, 15:39 | Сообщение #7

Надежда4003

Профиль пользователя Надежда4003

Начинающий

Группа: Пользователи

Статус: Отсутствует

Я стараюсь всегда перевести в шутку или, как комментарий выше, сделать как игру, где ошибка? Но это плохо в любом случае, стараюсь не совершать подобные вещи!


Хочу знать

Дата: Вторник, 28.04.2015, 20:08 | Сообщение #8

vikam

Профиль пользователя vikam

Знакомый

Группа: Пользователи

Статус: Отсутствует

Лучше, если вы сами признаете свою ошибку, чем кто-то из детей укажет вам на ваш промах.

Если Вы хотите оставить сообщение на форуме, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь

Маркер СМИ

© 2007 — 2023 Сообщество учителей-предметников «Учительский портал»
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как учителю избежать ошибок оценивания
  • Как читать ошибки на ваз 2112
  • Как учитель должен исправлять ошибки
  • Как читать ошибки на ваз 2110
  • Как уточнить платежное поручение с ошибкой