Как стать внимательнее и избежать ошибок в школе


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Вы хотите учиться, вы хотите слушать преподавателя и поглощать всю информацию на уроке. Но вам так… скучно! Очень трудно сосредоточиться на том, что такое число Авогадро, когда вам больше хочется думать о том, как вы вечером встретитесь с Кристиной, но с помощь нескольких психологических и физических уловок, вы сможете быть внимательным на уроках. Как и со всем, что связано с учебой, здесь понадобится работа и решительность, но когда вы выработаете этот навык, вы будете рады, что приложили такие усилия.

  1. Изображение с названием 1242608 1

    1

    Устраните отвлекающие факторы. Самое основное, что вы можете сделать, чтобы помочь себе сосредоточиться на уроке, – это держаться подальше от отвлекающих факторов, которые мешают вашему вниманию. Существует множество вещей, которые могут отвлекать ваше внимание от урока. Постарайтесь осознать, что вы делаете, когда перестаете быть внимательным к предмету. Когда вы будете знать, что это, вам будет легче от этого избавиться.

    • Отвлекающим фактором может быть компьютер, телефон, небольшие предметы, с которыми можно поиграть. Вас также может отвлекать что-то из непосредственного окружения, например, друг, окно или раздражающий одноклассник.
    • Физическое устранение является наилучшим способом справиться с отвлечением. Например, если вы знаете, что одноклассник может вас отвлекать, сядьте на другое место, подальше от него. Учитель вас поймет и, вероятно, будет более чем рад пересадить вас в таком случае.
  2. Изображение с названием 1242608 2

    2

    Сосредоточьтесь на настоящем. Вам нужно постараться сделать так, чтобы ваши мысли не блуждали за пределами класса. Никаких мечтаний во время урока! Сосредотачивайтесь на том, что происходит здесь и сейчас, а мысли обо всем остальном приберегите на потом. Сделать это не так-то просто, но если вам это удастся, это будет очень и очень полезным.

    • Вы можете поймать себя на мыслях о: занятиях после школы, играх, своем парне или своей девушке (или его/ее отсутствии), друзьях, семье… Когда вам скучно, может разыграться воображение, и вы будете думать о книгах, которые вы любите читать, или местах, в которые хотели бы отправиться.
    • Вам придется научиться произвольно менять фокус своего внимания. Когда поймаете себя на отвлеченной мысли, заставьте себя снова думать об уроке. Со временем это станет привычкой, и вы научитесь меньше грезить наяву.
    • Это значит, что даже если вы думаете о другом аспекте предмета, например, о контрольной, которую вы скоро будете писать, необходимо остановиться и перефокусироваться на то, что происходит прямо сейчас. Да, думать о таких вещах, как контрольные, необходимо, но если ваш ум блуждает, то вы не поглощаете информацию, которая вам нужна именно сейчас.
  3. Изображение с названием 1242608 3

    3

    Меняйте фокус внимания по мере необходимости. Всегда будьте внимательны к тому, чем занят ваш ум. Если поймаете себя на мыслях о чем-то ином, помимо того, что сейчас происходит на уроке, то вам необходимо осознанным усилием перефокусировать свое внимание. Попробуйте повторять в уме все, что говорит учитель, особенно подчеркивая важные моменты.

    • Можно попробовать тренировать и нарабатывать свою способность к сосредоточению. Испытайте себя, попробовав решить сложную задачу при громкой, отвлекающей музыке. Сосредоточение – это навык, который необходимо тренировать и развивать точно так же, как и другие навыки.
  4. Изображение с названием 1242608 4

    4

    Поговорите со своим учителем по поводу уроков. Каждый учится по-разному. Методы вашего учителя могут быть не самым лучшим вариантом для вас, а, возможно, существуют способы улучшить уроки для всего класса. Уделите время тому, чтобы поговорить с учителем о способах, которые помогут вам вынести из урока больше.

    • Спросите о стилях обучения. Некоторые люди лучше воспринимают информацию, когда используются картинки, а другие эффективнее учатся, когда используются звуки. Это называется стилями обучения, и их существует огромное множество. Попросите учителя помочь вам выяснить, какой стиль обучения приносит вам наибольшую пользу, и вместе подумайте, как уроки такого типа можно внедрить в ваши уроки.
    • Индивидуальные уроки или задания. Можно также попросить учителя о дополнительных заданиях или параллельных проектах, которые помогут вам выучить этот урок, но таким способом, который лучше вам подходит. Если вы серьезно настроены взяться за учебу и готовы вкладывать особые усилия, ваш учитель, скорее всего, будет рад помочь вам придумать какой-то проект.
  5. Изображение с названием 1242608 5

    5

    Создайте собственную мотивацию. Когда вы мотивированы, вы обнаруживаете, что вам легче оставаться сосредоточенным. Конечно же, если ваш учитель и ваш класс не могут или не хотят вас мотивировать, вам придется поработать над самостоятельным созданием этой мотивации. Это может вас расстроить, но усилия того стоят: вы получите всю пользу от образования, независимо от того, захотят вам помочь в этом или нет. Существует много способов поддерживать свою мотивацию и интерес в обучении, и то, что вы будете делать, зависит от того, кто вы есть.

    • Можно попробовать найти в изучаемом предмете какой-то аспект, который вам интересен. Это может сделать сами уроки более интересными, поскольку вы будете знать, что создаете базу для того, что хотите изучать. Например, возможно, вам не нравятся ваши уроки истории, но вам нравятся средневековые рыцари. Можно попытаться представить, как вся история, которую вы изучаете, связана со средневековыми рыцарями, и вы обнаружите, что так вам становится легче сосредоточиться на изучаемой теме.

    Реклама

  1. Изображение с названием 1242608 6

    1

    Подготовьтесь перед уроком. Иногда, чтобы быть внимательным, нужно просто правильное умонастроение. Перед тем как начнется урок, попробуйте пересмотреть свое домашнее задание, немного почитать из учебника или просмотреть конспект предыдущего урока. Это может настроить ваш разум на “режим урока”, и вам будет легче сфокусироваться.

    • Если вы подготовитесь, собрав все, что вам нужно, и организовав порядок на столе, это также поможет вам сосредоточиться. Это снизит количество отвлекающих факторов, например, вам не нужно будет просить у одноклассника одолжить карандаш, потому что вы свой не можете найти.
  2. Изображение с названием 1242608 7

    2

    Найдите более благоприятную среду. Изменив среду или обстановку вещей вокруг, вы поможете себе сконцентрироваться. Это не значит, что нужно просто избавиться от отвлекающих факторов, хотя, безусловно, это тоже полезно. Даже если вы просто сядете в другом месте, это поможет вам сосредоточиться, ведь возможность ваших действий тоже изменится на новом месте. Например, если вы сядете на первую парту, вам будет проще сфокусироваться, потому что вы будете знать, что учитель смотрит на вас. Если вы сядете отдельно от своих друзей, это тоже может быть полезным, потому что вы физически не сможете так много с ними разговаривать.

  3. Изображение с названием 1242608 8

    3

    Принимайте участие в уроке. Участие в уроке также поможет вам сосредоточиться. Когда вы активны в классе, ваш ум всегда вовлечен и сосредоточен на уроке, так как вы не можете отвлечься или начать думать о чем-то другом. Все, что вы можете сделать, чтобы принимать участие в уроке (можно задавать вопросы или вступить в групповой проект или дискуссию), очень вам поможет.

    • Задавайте вопросы. Хороший способ участвовать в уроке – это задавать вопросы. Когда у вас возник вопрос о том, чего вы не понимаете, или же учитель сказал что-то, а вы хотите узнать об этом больше, поднимите руку и спросите. Даже если вы просто сосредоточитесь на том, чтобы прислушиваться к вещам, о которых вы, возможно, захотите задать вопрос, вы станете гораздо более внимательным.
  4. Изображение с названием 1242608 9

    4

    Делайте заметки. Ведение конспекта поможет вам сконцентрироваться на том, что говорит учитель, даже если в дальнейшем обучении вам эти заметки не понадобятся. А если вы позже сможете использовать этот конспект, то так даже лучше! Когда учитель говорит, составьте конспект из нескольких заметок на действительно сложные темы. Тогда вы сможете на самом деле сосредоточиться на уроке, и даже не заметите этого!

    • Если вы не знаете, как делать заметки, мы вам об этом расскажем здесь.
  5. Изображение с названием 1242608 10

    5

    Проведите дополнительные исследования. Иногда ваше внимание на уроке может ослабнуть из-за того, что вы не понимаете, о чем говорит учитель. Это нормально и вполне понятно. Если вы проведете свое дополнительное исследование, чтобы лучше понимать предмет, то вам станет легче оставаться сосредоточенным во время урока. По крайней мере, обучение вне стен класса поможет компенсировать вашу невнимательность во время урока. Более подробную информацию буквально по всем предметам можно найти на множестве разнообразных сайтов в интернете. В этом вам сможет помочь даже wikiHow.

    • Например, если вам трудно дается математика, то можно зайти на Easymath или WolframAlpha.
  6. Изображение с названием 1242608 11

    6

    Разработайте распорядок. Невнимательность – это, на самом деле, плохая привычка. Вы можете избавиться от нее точно так же, как и от любой другой вредной привычки – заменить ее другими привычками. Попробуйте создать систему, где вы будете сосредоточенным на уроке, посвятив это время исключительно школе и обучению, и позволяйте себе периоды расслабления, когда вы сможете от души повеселиться. Приучив свой мозг, что в дневное время нужно придерживаться распорядка, вы натренируете его быть внимательным.

    Реклама

  1. Изображение с названием 1242608 12

    1

    Высыпайтесь. Сон невероятно важен для того, чтобы оставаться сосредоточенным в школе. Если вы бодрствуете слишком длительный период времени или спите так, что ваш мозг не получает полного отдыха, то вы практически ничего не сможете сделать, чтобы оставаться сосредоточенным в течение дня. Внимательно проанализируйте свой график сна и посмотрите, можете ли вы внести в него какие-то коррективы.

    • Всем, кто младше 12 лет, врачи рекомендуют около 10 часов сна. Для тех, кто старше, рекомендованы 8-9 часов сна. Тем не менее, некоторым людям нужно спать больше, а некоторым – меньше. Вам придется поэкспериментировать с этим.
    • Имейте в виду, если вы будете спать слишком много, это тоже сделает вас уставшим. Если вы спите больше, а в середине дня все равно начинаете чувствовать усталость, то, возможно, вы превышаете свой лимит здорового сна.
  2. Изображение с названием 1242608 13

    2

    Питайтесь правильно, чтобы поддерживать свой мозг. Если вы не едите достаточное количество пищи или слишком долго испытываете дефицит необходимых питательных веществ, то ваш мозг начинает страдать. Точно так же, как если вы не высыпаетесь, когда вы неправильно или недостаточно питаетесь, то практически ничего не можете сделать, чтобы помочь себе оставаться сосредоточенным. Проанализируйте свой рацион и решите, нужно ли вам подкорректировать свое питание.

    • Вашему организму нужно много овощей, немного фруктов, здоровые цельнозерновые продукты и большое количество постного белка. Хорошим вариантом будут: капуста, брокколи, шпинат, яблоки, цитрусовые фрукты, бананы, коричневый рис, лебеда, овсянка, рыба, куриное мясо без кожицы и индейка.
    • Избегайте кофеина или, по крайней мере, употребляйте его в умеренных количествах. Кофеин помогает некоторым людям сосредоточиться, но других может сделать слишком нервными, чтобы они могли достаточно долго уделять внимание чему-то одному. Существует также риск кофеиновой ломки.
  3. Изображение с названием 1242608 14

    3

    Пейте много воды. Для правильного функционирования вашему организму нужно большое количество воды. Если вы не потребляете достаточно воды, в конечном итоге, вас настигнут головные боли и проблемы со вниманием. Каким для вас будет достаточное количество воды, зависит конкретно от вашего организма, все мы разные. Тем не менее, хороший способ оценить получаете ли вы достаточное количество воды, – взглянуть на свою мочу. Если она бледная, значит, вы пьете достаточно. Если она темная, вам нужно больше воды.

    • Полезно было бы пить простую воду. Газировка, сок из упаковки или молоко – не очень полезны для вас, к тому же, сахар, содержащийся в газировке и соке, может на самом деле только усугубить ваши проблемы с концентрацией.
  4. Изображение с названием 1242608 15

    4

    Делайте физические упражнения, чтобы снять напряжение. Организму некоторых людей нужно очень много активности, чтобы быть счастливым. Для того чтобы быть внимательным на уроках нужно много концентрации, а это может очень возбудить ваш мозг и тело. Если вы чувствуете себя слишком взвинченным в классе, попробуйте немного активизироваться в физическом плане во время перемен. Это поможет успокоить ваш ум и тело, чтобы вы могли сосредоточиться. Это также поможет вам взбодриться, если вы чувствуете усталость.

    • Можно попрыгать или побегать на месте. Если у вас есть время, можно сделать пробежку вокруг школы или поиграть с друзьями в игру.
  5. Изображение с названием 1242608 16

    5

    Тренируйте свое внимание. Внимательность требует практики. Да, все очень просто. Ваш мозг похож на мышцу, его нужно тренировать, чтобы он стал сильнее в том, в чем вам нужно улучшить его работу. Вам нужно будет практиковать свою внимательность, если вы хотите повысить свою способность к сосредоточению.

    • Хороший способ практиковаться – это медитации. Сядьте и постарайтесь очистить свой разум от мыслей, сосредотачиваясь на какой-то одной простой вещи, например, на своем дыхании.

    Реклама

Советы

  • Избегайте обезвоживания! Потребление большего количества воды предотвратит обезвоживание, переедание и ожирение, очистит организм и поможет вам оставаться внимательным. Старайтесь везде носить с собой бутылочку воды.
  • Небольшая зарядка по утрам также поможет вам проснуться и чувствовать себя более бодрым в школе.
  • Ведение конспекта окажется чрезвычайно полезным, когда вы станете его пересматривать, кроме того, так время на скучном уроке пойдет быстрее.
  • Если вам разрешено жевать резинку в классе, попробуйте пожевать жвачку с сильным мятным вкусом. Это поможет вам взбодриться, если вы чувствуете сонливость.
  • Сядьте на одну из первых парт – так у вас будет самый лучший вид, и вы будете оставаться более внимательным.
  • Очистите свое рабочее пространство ото всего, что вам не нужно. Это также поможет вам сосредоточиться.
  • Постарайтесь заинтересоваться предметом, который преподает вам учитель. Если урок интересный, вам будет не так-то сложно оставаться внимательным.
  • Друг может отвлекать вас, но не обращайте на него внимание.
  • Если на улице немного прохладно, спросите учителя, можно ли открыть окно – холодный воздух вас взбодрит.

Реклама

Предупреждения

  • Изо всех сил старайтесь быть внимательным, если урок скучный. Намного труднее быть внимательным на скучном уроке, так что будьте готовы приложить усилия.
  • Если вы уснете во время урока, это очень отрицательно скажется на вашей учебе, и вы запросто можете получить выговор от учителя или еще чего похуже!
  • Да, кофеин поможет вам проснуться и взбодриться на короткий период времени, но после этого вы снова станете вялым, так что такой вариант не всегда будет хорошей идеей. Обязательно проверьте, как ваш организм реагирует на кофеин, прежде чем пить кофе перед уроками.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 34 730 раз.

Была ли эта статья полезной?

Чтобы возыметь хорошую успеваемость в школе, одного лишь рвения недостаточно. Тинейджеру нужно еще и быть внимательным на уроках. Это позволит ему достигнуть хороших результатов. Мы расскажем о том, как помочь подростку обрести внимательность на уроках. Чтобы пользоваться ей для достижения отличных оценок.

Как подростку научиться контролировать то, о чем он думает?

Подростку нужно убрать от себя все предметы, которые могут его отвлекать

Начать порекомендуйте чаду со смартфона. Его желательно спрятать в карман или рюкзак. Если у тинейджера есть какие-то яркие предметы, то их он тоже должен спрятать. Для того, чтобы они его не отвлекали. Аналогичным образом тинейджеру нужно спрятать любые предметы, которые потенциально могут перетягивать его внимание на себя.

Порекомендуйте тинейджеру во время урока сфокусироваться на том, что происходит в данный момент

На уроке тинейджеру нужно сфокусироваться определенным образом. Так, чтобы все его мысли были заняты конкретной школьной дисциплиной. И чтобы он ни о чем за пределами кабинета не думал. 

Добиться желаемого довольно просто. Порекомендуйте тинейджеру одергивать себя каждый раз, когда он думает о чем-то, что происходит за пределами класса. И возвращать свои мысли обратно к предмету. Снова фокусироваться на нем. Благодаря подобной технике, подросток сможет добиться желаемого. Сделает так, что все его мысли будут сконцентрированы на обучении.

Порекомендуйте тинейджеру сместить фокус своего внимания в ту или иную сторону

Тинейджер должен проявлять внимательность по отношению к мыслям, которые его беспокоят. И которые возникают в его голове наиболее часто. Если тинейджер понимает, что думает не о том, о чем нужно, то он должен переключаться обратно. На уроке это сделать очень просто. Подростку достаточно всего лишь повторять фразы за учителем (про себя). И тогда он сможет быстро вернуть контроль над мыслями. Снова начнет думать об уроке.

Порекомендуйте тинейджеру пообщаться с учителем после окончания того или иного урока

Если тинейджеру сложно сфокусироваться на определенном предмете и улучшить по нему знания, то здесь нужно действовать более тонко. Подросток может попросить преподавателя о дополнительных занятиях (конечно же, не бесплатно). В результате чего он сможет подтянуть свои навыки. И будет отлично себя чувствовать в процессе занятий. Поскольку улучшит знания по конкретной дисциплине.

Тинейджер должен придумать себе мотивацию

Тинейджер должен всегда быть мотивирован к тому, чтобы хорошо учиться. Когда он будет иметь цель, то ему будет проще просыпаться по утрам. И он будет дольше оставаться сфокусированным. 

Порекомендуйте тинейджеру придумать определенную цель в учебе. Ту, которая будет связана с этим предметом. Например, цель может заключаться в том, чтобы возыметь пятерку за год. Хотя до этого по текущему предмету тинейджер не получал ни одной оценки, выше четверки. Это самый хороший способ мотивации. Поскольку в этом случае тинейджер будет внимательно вести себя на уроках. Будет слушать, что до него пытаются донести учителя. И не будет отвлекаться на сторонние факторы.

Как подростку действовать, чтобы оставаться внимательным на уроках?

Порекомендуйте тинейджеру подготовиться перед занятиями

Бывают ситуации, когда обрести внимательность на уроках школьнику очень просто. Для этого ему достаточно будет всего лишь правильно на это настроиться. За некоторое время до урока тинейджеру нужно начать к нему морально готовиться. Пусть немного перечитает учебник. Откроет тетрадку, сверит в ней записи. Или поделает домашнее задание.

Подобные ритуалы положительно повлияют на тинейджера. Сделают так, что он сможет правильно настроиться на учебу. Быстрее включится в «режим урока». И тинейджеру будет проще оставаться сконцентрированным во время занятия.

Тинейджеру нужно начать учиться в подходящей обстановке

Способов поменять обстановку на благоприятную — огромное количество. Тинейджеру нужно сделать это. Для того, чтобы увеличить уровень своей внимательности и эффективности. 

Так, тинейджеру будет необходимо убрать любые вещи, которые его отвлекают. А также немного сменить обстановку. Например, в этот раз он может попроситься пересесть за другую парту. К другому однокласснику. Это положительно повлияет на мозг подростка. Поскольку, благодаря разнообразию, он станет действовать более внимательно. А также эффективно.

Подросток должен активно работать в ходе урока

В уроке тинейджеру необходимо принимать максимально активное участие. Когда тинейджер действует подобным образом, его ум работает на полную мощность. Он проявляет внимательность. А также показывает высокую вовлеченность. 

Если же тинейджер не принимает участие в уроке, это может плохо на него повлиять. Так, что тинейджер отвлечется на сторонние шумы, предметы. И, как следствие, уровень его внимательности значительно упадет. 

Скажите тинейджеру, чтобы писал конспект или хотя бы наносил на бумагу важные вещи

Написание конспекта в ходе урока — очень полезная вещь. По той причине, что благодаря этому подросток сможет сфокусироваться на словах преподавателя. При этом, делать заметки для него очень важно. Даже несмотря на то, что в дальнейшем они могут не пригодиться тинейджеру. А еще, делание пометок положительно повлияет на успеваемость чада. Сделает так, что он проще поймет тот или иной предмет. Поскольку внимательно слушал преподавателя. И делал различные виды пометок.

Как тинейджеру проработать свой организм так, чтобы оставаться внимательным?

Порекомендуйте тинейджеру достаточно спать

Чтобы быть бодрым, тинейджеру в обязательном порядке нужно спать достаточное количество времени. Если он будет высыпаться, то сможет оставаться внимательным. Если же сна будет меньше, чем нужно, это негативно повлияет на состояние здоровья чада. Снизит уровень его внимательности. А также эффективности работы в школе. Если подросток спит меньше восьми часов в сутки, то это плохо. В этом случае количество сна нужно увеличивать.

Тинейджер должен придерживаться правильного питания 

Если подросток будет кушать достаточное количество различных полезных видов веществ, то это положительно на него повлияет. Тинейджер сможет всегда оставаться здоровым. Он будет полон сил, энергии. А также сможет оставаться внимательным для того, чтобы справиться с задачей, поставленной перед ним в школе. 

Подростку нужно кушать здоровую еду. Фрукты, овощи, вареное или запечённое мясо и так далее. А еще, тинейджеру нужно стараться потреблять меньшее количество кофеина. Поскольку он для подросткового организма вреден. И мешает полноценно высыпаться. 

Подростку нужно потреблять достаточное количество воды

Чтобы организм работал на полную мощность, ему нужно регулярно потреблять воду. Если уровень ее поглощения будет маленьким, то это негативно повлияет на состояние тинейджера. Приведет к тому, что у него будет болеть голова. А также возникнут серьезные проблемы с концентрацией. 

Тинейджер должен заниматься спортом

Физические упражнения положительно повлияют на тинейджера. Сделают так, что он сможет расслабиться. Избавится от стресса. А также обретет внимательность, которую сможет использовать на уроках. 

При этом, совершенно необязательно идти в спортзал. Подросток может просто проделывать зарядку. Или обычные физические упражнения на протяжении получаса. Этого будет вполне достаточно для того, чтобы добиться хорошего результата. И начать в достаточной мере концентрироваться.

Заключение

Внимательность подростка на уроках зависит от многих факторов. Начать, конечно же, нужно с технических аспектов. Того, как подросток питается и высыпается. К этому необходимо добавить физические нагрузки. А затем уже перейти к самому важному аспекту — концентрации на предмете.

Уделить внимание нужно всем факторам. Ведь без учета физических аспектов жизнедеятельности сложно добиться эффективного результата. И начать фокусироваться на предмете. Порекомендуйте тинейджеру ежедневно соблюдать все условия, необходимые для улучшения состояния здоровья. И тогда он сможет быть сфокусированным на уроках. Каждый день.

Походяева С.Б.,

учитель начальных классов,

МБОУ ШР «СОШ № 4»

Родительское собрание

«Как помочь ребёнку стать внимательным»

________________________________________________________________

     Цель:

  1. познакомить родителей с понятием внимания и его основными свойствами;
  2. изучить в ходе собрания упражнения и игры по развитию внимания.

Участники:

Классный руководитель, родители учащихся.

Подготовка:

  1. Анкетирование родителей.
  2. Анкетирование детей.
  3. Изучение методической литературы.
  4. Выставка литературы.

Форма собрания:

Работа в группах.

Мастер класс.

Ход собрания:

Родители рассаживаются по группам.

Сегодня на собрании мы поговорим о внимании.

Продолжите, пожалуйста, фразу:

Внимательный ребёнок-это…

( родители сначала в группах пишут 5 слов, затем выбирают одно самое значимое и выписывают его на лист бумаги)

Ваши предположения абсолютно верны.

Сегодня мы должны с вами разобрать, что же такое внимание, какова его роль в обучении и как его нужно развивать.

Выбрала эту тему не случайно, т.к уже вторая половина 1 класса, а проблемы связанные  с вниманием очень серьёзные.

Но для начала давайте проверим своё  внимание. Родителям предлагается анкета на внимание.

Анализ анкет родителей.

Анализируя анкеты, которые были предложены вам, можно сделать вывод, что большинство детей из класса могут отвлекаться при выполнении заданий, не могут вспомнить, что проходили и как объясняли на уроке материал, не усидчивы при выполнении, не внимательны, не могут сосредоточиться. Дома порой тяжело с одним ребёнком выполнять какие то задания, а в классе, когда их 28 человек много поводов отвлечься и внимание ещё более рассеяно. Из-за недостатка внимания ребёнку трудно учиться в школе. Ученик словно не слышит и не видит, что он должен усвоить и запомнить. С каждым годом ему становится ещё труднее, так как поступающая информация становится более обильна и разнообразна.

Анализ проверки внимания у детей.

Результаты.

Что же такое внимание? Внимание-это способность человека сосредоточиться на определённых объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю информацию невозможно, да и не нужно. А вот выделить из неё полезную, значимую в данный момент необходимо. Эту функцию психологической деятельности и выполняет внимание. Часто мы говорим будь внимателен, ребёнок слушает, а у него всё равно ничего не получается.

Свойства внимания

  • концентрация
  • объём
  • устойчивость
  • распределение
  • переключение

Концентрация внимания. Умение сосредоточиться  на нужном объекте, вникнуть в проблему, задачу. Человек с высокой концентрацией внимания обычно отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, человек, у которого слабо развито это свойство, бывает рассеянным, несобранным.

Объём внимания. Это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. При хорошем объёме внимания ребёнку легче совершить операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Если у ребёнка недостаточный объём внимания, то ему трудно одновременно увидеть, осознать всё необходимое.

Устойчивость внимания. Это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте, одной и той же проблеме. Ребёнок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряжённая работа.

Распределение внимания. Одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребёнку удаётся делать несколько дел одновременно.

Переключение внимания. Это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую.

Причины невнимательности.

По половому признаку большей невнимательностью страдают мальчики, чем девочки.

Синдром дефицита внимания связан с гиперактивностью.  Дети,  которые страдают двигательной активностью, импульсивностью. Они постоянно отвлекаются, очень слабая концентрация внимания. Родители таких детей должны быть очень терпимы. Они должны осуществлять свою воспитательную работу в тесном контакте с медиками, психологами, поскольку дети с дефицитом внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.

Хронические соматические заболевания, болезненность ребёнка. Такие дети отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Для таких детей необходимо соблюдение режима дня, желателен, дневной сон, хорошее питание богатое витаминами и минералами.

Переутомления и нагрузки. Кроме школы у ребёнка ряд других обязанностей. Различные секции, кружки и т.д. Часто даже время на отдых не остаётся. Различные перегрузки приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

Индивидуальные психологические особенности, стрессы, неспокойная обстановка в семье и т.д.

Внимание-это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать!

Из анализа анкет родителей о способах развития внимания.

Мастер класс.

Учимся развивать внимание.

На сегодняшний день очень много различной литературы, в которой предлагается огромное количество упражнений на развитие внимания.

На мы с вами поговорим о тех упражнениях и поучимся сами их выполнять, которые подходят к данному возрасту, соответствуют программе.

  1. Произнести слово. Сколько букв, звуков, и т.д.
  2.  Перед списыванием, произнесите слово по слогам. Пишите его проговаривая. Обязательна проверка.
  3. Интересна работа корректора. Напишите ребёнку текст с ошибками. Ошибки именно на изученные орфограммы, пропуск искажение букв. Ребёнок должен их исправить. Текст написан на доске, родители исправляют ошибки.
  4. Вырезки из газет предлагаются родителям.

—    Зачеркните все гласные буквы.

  • Зачеркните слова обозначающие предметы.
  • Обведите в кружок твёрдые согласные.
  • Обведите в квадрат безударные гласные.
  1. Письмо по памяти.
  2. При решении задач задавайте как можно больше вопросов по содержанию и решению. Разобрать пример одной задачи.
  3. При чтении тоже спрашивайте, рассказывайте с ребёнком прочитанное, задавайте различные вопросы.

Так как мы уже заговорили о проблемах в учебной деятельности, которые возникают из – за невнимательности, то существуют ещё проблемы, которые отрицательно могут сказаться на процессе обучения. Одна из таких проблем – это дисграфия.

Дисграфия – специфическое нарушение письма. Такая проблема возникает у детей и с чистой устной речью. Можно обратить внимание на то, что ребёнок в устной речи выделяет все звуки, а при письме пропускает буквы. Причина такой проблемы  кроется в нарушении мелкой моторики. Техническая сторона оказывается в центре внимания ребёнка и в связи с этим резко снижается контроль над смыслом, что приводит к ошибкам в письме.  

Анкета

Уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы.

  1. Часто ли ваш ребёнок отвлекается во время выполнения заданий?

А) Да

Б) Трудно сказать

В) Нет

  1. Можно ли назвать вашего ребёнка сосредоточенным, усидчивым, внимательным?

А) Да

Б) Трудно сказать

В) Нет

  1. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребёнка развивалось внимание?

_______________________________________________________________

Тест на внимание

АВБГКСНРТКВЛНАИТГКНТЛНКЦУКЕНГШЩЗНКЗХЭЖКНДЛОКОРНПАВЫФКЯЧСММНИТЬНТЬКБЮЬЭЪКХЗЩНШГНЕКУЦЙНФЫВАКАПРОЛДКВАПРНОЛДКДЖЭНЮБЬКТИМСНСЧЯФЫКИТМНМНКМНИТОЬЛДЗЩТИМНИРПВКДЛЫКНИТОРВНДЖОПРКВАСЧТИНРТФКЦЛДНЖДМКНРОДШНТИК

Обработка результатов :

Рассчитать:

1.       Продуктивность внимания (количество просмотренных букв за 5 мин.);

2.       Точность выполнения:

А = å :( å +О)

Где å — количество правильно вычеркнутых букв; О – количество ошибок.

Если испытуемый не допускает ни одной ошибки, этот показатель равен единице, при наличии ошибок он всегда ниже единицы.

Е = S * A

Где Е – показатель продуктивности, S – число всех просмотренных знаков, А – показатель точности. Он характеризует н только чистую производительность – правильно воспринятые знаки из числа просмотренных, но и имеет некоторое прожективное значение. Например, если испытуемый в течение 5 минут посмотрел 1500 знаков и из них правильно оценил 1350, то с определенной вероятностью можно предсказать его продуктивность в течение более длительного времени.

3.       Успешность работы оценивается как

А = В + С

Где В – количество посмотренных знаков, С – показатель точности, который рассчитывается по формуле

С = ( n*100):m

Где n – общее количество букв,

m – количество вычеркнутых букв.

упражнение на развитие произвольного внимания. 

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники» Если ребенок переспрашивает, ответить — пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Ответьте на предложенные ниже вопросы «да» или «нет».

1. Случается ли вам проигрывать в различных играх из-за вашего невнимания?

2. Ваши знакомые, друзья, коллеги часто ли вас разыгрывают?

3. Можете ли вы следить за происходящим вокруг, когда занимаетесь каким-нибудь делом? Способны следить за тем, что говорят в это время окружающие?

4. Доводилось ли вам находить ключи, деньги?

5. Всегда ли, переходя проезжую часть, вы внимательно смотрите налево и направо?

6. Хорошо ли вы запоминаете детали? Можете ли подробно пересказать фильм, который посмотрели пару дней назад?

7. Действует ли вам на нервы, если кто-то или что-то отвлекает вас от дела, которым вы заняты?

8. Совершая покупки в магазине, пересчитываете ли вы на кассе полученную сдачу?

9. Знаете ли вы точно, где какая вещь находится в вашей квартире?

10. Может ли вас заставить вздрогнуть неожиданный оклик?

11. Случалось ли вам обознаться на улице?

12. Заговорившись с интересным собеседником в транспорте, можете ли проехать свою остановку?

13. Знаете ли вы назубок даты дней рождения своих родных и близких?

14. Легко ли вы просыпаетесь утром?

15. Смогли бы вы найти в чужом городе то место, в котором вы бывали лишь один раз год-два назад?

Результаты.

Начислите себе балл за каждый положительный ответ на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 13, 14, 15.

Также по одному баллу добавьте за отрицательные ответы на следующие вопросы: 1, 7, 10, 11, 12.

Сложите полученные баллы.

11 баллов и более.

Вы просто поразительно внимательны. Вы все держите под контролем. Ничто не может застать вас врасплох. Это помогает избегать неприятных неожиданностей.

5-10 баллов.

Ваше внимание хоть и не идеально, но его вполне достаточно, чтобы при необходимости сосредоточиться и вспомнить то, что нужно. Однако вы можете иногда упускать некоторые несущественные детали из вида. Впрочем, детали эти не столь существенны, чтобы значительно влиять на вашу жизнь.

4 балла и менее.

Вам необходимо развивать свое внимание, чтобы не только уменьшить количество неприятных неожиданностей в вашей жизни, но и избежать неприятностей, к которым может привести ваша рассеянность. Будет мало хорошего, если вы забудете выключить воду или утюг перед уходом на работу. Садиться же за руль, имея столь низкую внимательность, не рекомендуется категорически. Это может быть достаточно опасно.

Литература:

  1. Калейдоскоп родительских собраний. Методические разработки. Выпуск 1. Под редакцией Е.Н. Степанова. Творческий центр. Москва 2003.
  2. О.Ю. Ермолаев, Т.М.Марютина, Т.А. Мешкова. Внимание школьника. Издательство «Знание» Москва 1987.
  3. Газета «Школьный психолог» Май 2002 № 18.

January 10 2021, 11:53

Category:

  • Литература
  • Cancel

Я очень часто покупаю учебные и художественные книги «про запас».
Это и хорошо, и плохо.
Плохо, когда книги громоздятся стопками и приходится читать,
чтобы разгрести завалы, а не потому, что хочется прочитать именно эту книжку.
Хорошо, когда книжка нужна здесь и сейчас.
Остается только разыскать ее в домашних или рабочих шкафах.
Книжки, увы, в шкафах теряются. Надолго.
Покупаю дубли, а потом дарю ученикам или коллегам, если первый экземпляр находится.

Но иногда книжку уже не купить.
Интернет версию найти можно.
Но я не очень люблю электронные варианты.

Поэтому накануне Нового года я несколько дней радовалась чудесному обретению бумажного варианта, купленного на заре моей олимпиадной преподавательской работы на «Педагогическом марафоне книжки педагогов школы Интеллектуал.
Система открытых задач по геометрии, 7 класс

Книжка очень подходит для преподавания геометрии в 7 классах «Математической вертикали».
Я не могла ее найти два с лишним года.
Тоненькая книжица была заложена в дубль задачника Гордина, которым я не пользовалась.

Сейчас мне очень пригодились книжки  Надежды Шиховой.
И в качестве подготовки к ЕГЭ, и в качестве планирования дальнейшей работы с учениками 7-9 классов.
Поэтому с удовольствием делюсь (названия кликабельны)

1. Как стать внимательнее и избежать ошибок
ознакомительный фрагмент
2. Задачи с экономическим содержанием
3. Задачи по теории вероятностей
(книжка оказалась самой востребованной, ее нет уже в топовых  книжных интернет-магазинах), поэтому даю ссылку на покупку электронной версии)

Самое бесполезное, что может сделать взрослый (родитель, учитель) чтобы развить внимание ребенка – это ругать его за невнимательность и призывать быть внимательнее. Конечно, если на ребенка сильно наорать, то он на короткое время мобилизуется и будет внимательнее. И взрослый торжествующе скажет: «может ведь, когда хочет!». А потом ребенок сползет на свой обычный уровень внимания, рабочий, то есть тот, который взрослого не устраивает. И взрослый скажет, что ребенок МОЖЕТ, но не хочет, оболтус.

школьники

На самом деле невозможно ни взрослому, ни ребенку стать принципиально более внимательным, чем он есть. На короткое время, аврально под какую то задачу или в связи с опасностью внимание может мобилизоваться, но у авральной мобилизации очень короткий срок жизни. А чтобы стать более внимательным в принципе, нужно развивать специальную психическую функцию — внимание. Не ПРИЗЫВАТЬ, а РАЗВИВАТЬ.

Внимание, как и все остальное, развивается тренировкой. Необходимо так организовать деятельность, чтобы внимание было активно затребовано, тогда оно будет разрабатываться и расти. Так, например, охотнику необходимо внимание не просто так, а потому, что иначе он не убьет дичь, а дичь может убить его. И именно поэтому охотник мобилизует внимание, тренирует его, и оно становится очень развитым.

Если вы хотите, чтобы ребенок был внимательным, то нужно постараться организовать специальные мероприятия, где его внимание активно бы работало.

Сразу оговорюсь, что чем младше ребенок, тем проще развивать его внимание. В некоторых случаях с детьми от 10 лет родители почти не могут воздействовать на уровень его внимания, так как ребенок уже захлопнул от родителей границы и взаимодействовать не хочет.

Важность развития внимания для воспитания ребенка невозможно переоценить. Внимание – огромная часть способности вообще ориентироваться в жизни. Чтобы вести себя уместно среди людей нужно быть внимательным.

Нужно замечать кто где и кто в каком настроении, нужно подмечать нюансы ситуации и ее изменение. Чтобы обеспечить себе физическую безопасность, нужно быть внимательным к себе и к тому, что вокруг тебя стоит и движется.

В учебе внимание — это вообще одна из центральных необходимостей. Лучшие ученики часто далеко не самые умные, но часто очень внимательные дети. И какой ум без внимания, без способности подмечать детали, видеть их совокупность, уметь наблюдать…

В общем, чем внимательнее ребенок, тем больше у него шансов на успешную жизнь. Он не забывает записать задание, позвонить когда нужно родителям, у него не оказывается неожиданно гнилой банан в портфеле, он понимает, что вообще кругом него и перед ним происходит, он как бы заземлен в реальности, и это дает большие бонусы.

Невнимательные дети – любимая боль родителей. «Мы не записываем задание» («МЫ» тут обязательно), «на уроке ворон считает», «все знал для контрольной, но из-за невнимательности двойку получил». Некоторая возрастная невнимательность, конечно, свойственна детям. Но нетрудно заметить, что не все дети такие уж невнимательные, и это свойство точно можно развить, в каком бы упадке оно у вашего ребенка не было. Просто надо этим заняться правильно.

Идеи для развития внимания

Для развития внимания не нужны специальные игры, программы, приложения и прочие навороты. Лучшая тренировка внимания происходит в жизни.

Предложенные идеи не должны реализовываться слишком серьезно, игровой компонент, удовольствие от процесса и легкость принципиально важны для успеха. Большинство детей при нормальных (не прекрасных, а только нормальных) отношениях с родителями идут на эти практики с удовольствием, так как это, по сути, игра.

Некоторые практики имеют форму поручений и хозяйственных дел, они не игра, но также не должны предлагаться ребенку очень строго, важно сохранять неких позитивный настрой, когда вы предлагаете ребенку сделать нечто.

Режим внимания

Сообщите ребенку, что вы объявляете «Режим внимания», когда он должен ненадолго стать очень наблюдательным. Вы зададите ему вопрос об окружающем пространстве, на который он должен будет постараться ответить. Через пару минут (постепенно время должно увеличиваться) задайте ребенку вопрос о том, что было вокруг вас, но уже не в поле зрения ребенка.

Вот какие это могут быть вопросы:
— Кто стоял перед тобой в очереди?
— Во что был одет доктор, который с тобой разговаривал?
— Какой мы проехали дом ? Цвет? Больше или меньше 3 этажей?
— Какого цвета были глаза у твоего собеседника?
— Из чего сделана дверь, в которую мы только что вышли?
— Какие знаки были на этой дороге?
— В какой шапке прошла женщина?

Вопросы должны соответствовать возрасту и уровню внимания ребенка. Очень сложные или слишком простые вопросы разрушат игру, ребенок заскучает или будет раздражен, играть не захочет.

Со временем можно уже не объявлять режим внимания, а просто задавать ребенку вопросы на внимание. 

Также ребенок захочет задавать такие вопросы вам, так что – будьте внимательны!

Более сложный вариант этой игры – описания объектов. Просите описывать более подробно места, предметы или людей, которые находились перед глазами ребенка достаточно длительное время. Например, попросите ребенка описать как можно подробнее станцию метро, на которой вы находились, интерьер кафе и т.д.

Ориентирование

Все задания на ориентирование обостряют внимание ребенка, учат его держать внимание длительное время, лучше понимать окружающий мир.

— Изучите вместе с ребенком названия и форму улиц, по которым вы передвигаетесь регулярно. Попросите совершить виртуальную прогулку: пусть ребенок проведет вас мысленно по маршруту, называя улицы, перекрестки и повороты.

Каждое задание можно выполнять и зеркально, то есть по маршруту проводите вы, а ребенок вас проверяет (можно с картой на первое время).

— Понаблюдайте закономерности выкладки товаров в больших супермаркетах (они одни и те же). Изучите этот вопрос, и в разных магазинах наблюдайте закономерности вместе с ребенком. Полезно и пояснить ребенку, зачем жвачки лежат именно на кассе, а не в начале вашего маршрута по торговому залу.

Побуждайте ребенка проверять, выполняются ли закономерности выкладки в разных магазинах и разных странах во время поездок.

— Проложите оптимальный маршрут. Особенно это удобно, если вы ездите с ребенком в метро. Научите ребенка замечать оптимальные схемы передвижения в метро, удобные маршруты движение в большом потоке людей.
— Назначьте ребенка главным по навигации. Ребенок может вбивать маршруты и помогать вам находить дорогу. Также может сверять движение с навигационными указаниями (какую улицу проезжаем, куда сейчас поворачиваем).

Все задачи на ориентирование очень полезны, включают ребенка, тренируют внимание.

Задания ребенку

Выполняя все хозяйственные поручения, ребенок должен понимать, что приносит пользу. Должен отчетливо себе представлять, в чем эта польза состоит и зачем его действие необходимо семье в целом. Работа по  хозяйству хорошо развивает внимательность.

— Давайте ребенку сложные поручения. Например, попросите его купить хлеб, а по дороге посмотреть вышел ли новый номер такого-то журнала и купить журнал, если только номер новый. В последнее время родители все меньше дают такого рода поручения детям (проще самим сделать), и в результате дети плавают в какой — то прострации, оторванной от жизненных реалий, но плотно связанной с виртуальной реальностью. Да, проще сделать самим, чем терпеть неудовлетворительный результат работы ребенка. Но воспитание идет только через организацию жизни, а не через родительские слова.

— Поручите ребенку смотреть сроки годности продукции или ее состав, и на этом основании нести или не нести продукты в семейную тележку в магазине.

— Поручите ребенку сохранить семейные билеты и предъявить контролеру. Постарайтесь избавиться от позиции «давай сюда, а то потеряешь». Наоборот, доверьте ребенку важное и ответственное дело, только так развивается ответственность. Конечно, с билетов на самолет начинать не стоит, а вот билет в музей или кино можно доверить.

— Давайте поручения, требующие длительного внимания, например, поливать цветы. Настройтесь на то, что у ребенка поначалу не будет получаться, но умение регулярно за чем –то следить можно воспитывать.

Еще идеи

Элементы целого

Находясь в продуманных пространствах (музеях, метро, красивых интерьерах) обратите внимание ребенка на то, как сочетаются элементы целого. Как, например, форма светильника сочетается с узором на стенах, а цвет мебели подходит оттенку штор.

Элементы целого можно искать в помещениях, архитектуре, на картинах в оформлении книг, в старинных и современных костюмах и проч.

Белая скатерть

Конечно, пластиковые или плетенные салфетки — удобно, смахнул грязь и все. Однако, все удобные приспособления формируют расслабленность и определенную небрежность. Введите традицию белой скатерти раз в неделю. И не просто стелите эту скатерть, а старайтесь не оставить на ей ни одного пятнышка. Особо чувствительным к чистоте родителям эта практика вряд ли подойдет, так как к пятнам нужно все – таки относиться спокойно, даже с юмором, но стараться, чтобы их не было. Традиция белой скатерти не должна превратиться в домашний террор из-за пятен, она должна остаться позитивной. Во время ужина на белой скатерти дополнительно тренируется внимательность, так как аккуратная еда – дело для ребенка (и для взрослого) непростое!

Все предложенные практики объединяет одно – они требуют внимания и усилий ВЗРОСЛОГО. А вот регулярные нравоучения, насчет того, что нужно быть внимательнее, почти не требуют усилий, они импульсивны и привычны.

Родители часто говорят, ах, это все понятно, но это так слоооожно, а сил у меня так мало.

Однако, если вы хотите, чтобы ребенок поднапрягся и стал внимательнее, то напрягаться придется и вам, это необходимый элемент формулы успеха.
 

Еще больше полезных статей на сайте Елизаветы Филоненко 

Подписаться на авторский канал психолога Елизаветы Филоненко

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как ставить ошибки в диктанте
  • Как спровоцировать человека на ошибку
  • Как справляться со своими ошибками
  • Как справляться с собственными ошибками
  • Как справляться с ошибками прошлого